Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Методы мониторинга экономической безопасности предприятия. Методы оценки и мониторинга экономической безопасности региона

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, ядром которой является экономическая безопасность. Отмечается, что в условиях обострения традиционных угроз экономической безопасности и появления новых вызовов первостепенное значение приобретает задача объективной оценки реального состояния происходящих в стране социально- экономических процессов. В связи с этим авторами предложен ряд конкретных решений по организации государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности.

В целях укрепления национальной безо- пасности Российской Федерации и обеспечения устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу Президентом РФ в декабре 2015 г. утверждена обновленная Стратегия националь- ной безопасности РФ (далее – Стратегия) .

В условиях, когда Россия столкнулась с целенаправленным противодействием экономическому развитию со стороны большинства развитых стран, ущемлением интересов русскоязычного населения в различных регионах мира, односторонним безапелляционным нарушением большинства международных соглашений, национальная безопасность страны оказалась сильно подорванной.

Поэтому предлагаемый в Стратегии комплекс мер, направленных на повышение обороноспособности страны, государственной, общественной, информационной, экологической, экономической, транспортной, энергетической безопасности, а также безопасности граждан страны, является своевременным и обязательным условием для коренного изменения ситуации.

В силу того, что экономическая безопасность государства и всех субъектов российского общества − это ядро (основа) национальной без- опасности, в утвержденной Стратегии большое внимание уделено вопросам, связанным с переходом экономики на новый уровень технологического развития. Действительно, без преодоления таких проблем как низкая конкурентоспособность и экспортно-сырьевая модель экономики, отставание в разработке и внедрении новых технологий, зависимость национальной финансовой системы от зарубежных финансовых институтов, уязвимость российской информационной инфраструктуры, регистрация прав собственности большей части российских организаций в иностранных юрисдикциях, нехватка трудовых ресурсов, высокий уровень теневой экономики, коррупция и криминализация хозяйственно-финансовых отношений, невозможно обеспечить должный уровень национальной безопасности страны. Это так называемые традиционные угрозы экономической безопасности, характерные для российской экономики последних десятилетий.

В то же время существуют угрозы экономической безопасности, которые возникли сравнительно недавно и оказались непредвиденными для многих российских субъектов хозяйствования, в частности: введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры; глобальные мировые и региональные экономические кризисы; целенаправленная недобросовестная антироссийская конкуренция; нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения некоторых субъектов РФ и объектов национальной экономики.

Для нейтрализации перечисленных внутренних и внешних угроз экономической безопасности в Стратегии предложены следующие основные направления: развитие промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы; модернизация и развитие приоритетных секторов национальной экономики; повышение инвестиционной привлекательности РФ; улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды; повышение эффективности государственного регулирования экономики; рост производительности труда; освоение новых ресурсных источников; повышение защищенности финансовой системы; целенаправленное валютное регулирование; обеспечение финансовой стабильности; совершенствование межбюджетных отношений; преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов; защита внутренних сбережений населения и их трансформация в инвестиции; снижение инфляции. Кроме того, необходимы активные действия по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, особенно в сфере военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности.

В настоящее время повышение уровня экономической безопасности напрямую связано с устранением дисбалансов в экономике страны; внедрением специальных государственных программ по развитию малоосвоенных территорий, развитию рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктур. Уже давно предпринимаются усилия в части активизации работы по формированию новой географии экономического роста и новых отраслей экономики. Однако сделать это без дальнейшего развития фундаментальной и прикладной науки, без повышения качества общего, профессионального и высшего образования вряд ли возможно.

В Стратегии указаны основные направления государственной социально-экономической политики , реализация которых должна стать первоочередной задачей не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и всех институтов гражданского общества. Такой поворот в методах и формах реализации социально- экономической политики весьма своевременен. Проведенные в стране реформы принципиально изменили отношения в обществе. Органы государственной власти и местного самоуправления уже не могут и по закону, и по сути, нести ответственность за все, что происходит в территориальных образованиях. В то же время различным институтам гражданского общества и непосредственно гражданам предоставлены определенные права на ведение деятельности, отвечающей их интересам и потребностям.

Другой вопрос, что десятилетия существования административно-командной системы привели к тому, что большинство граждан либо не хотят, либо не могут участвовать в работе по обеспечению условий для жизнедеятельности. Поэтому органы государственной власти и местного самоуправления должны всесторонне помогать, обучать и стимулировать население подведомственных территорий к самостоятельному решению насущных проблем и ответственности за свое жизнеобеспечение.

Укрепление экономической безопасности страны, регионов, предприятий и организаций, отдельных граждан, должно осуществляться на основе стратегического планирования социально-экономического развития субъектов РФ и страны в целом.

На региональном уровне повышение экономической безопасности субъектов можно добиться за счет сбалансированного, комплексного и системного развития территории, расширения и укрепления хозяйственных связей между субъектами РФ. При этом задача федеральных органов государственной власти состоит в создании механизмов снижения уровня межрегиональной дифференциации субъектов РФ по уровню социально- экономического развития. Среди возможных направлений ее реализации выделим следующие: совершенствование системы стратегического и территориального планирования; обеспечение взаимной согласованности отраслевого и территориального развития; совершенствование национальной системы расселения и системы размещения производительных сил на территории Российской Федерации; устранение инфраструктурных ограничений; внедрение схем координации размещения транспортной, инженерной и социальной инфраструктур всех уровней.

Практическая реализация указанных выше целей, задач и мер, направленных на повышение уровня экономической безопасности страны, регионов и граждан, должна осуществляться на основе объективной оценки реального состояния происходящих в стране социальных и экономических процессов. Стратегия предусматривает создание такой системы контроля в форме государственного мониторинга, результаты которого должны отражаться в ежегодном докладе секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ. Более того, в Стратегии предлагается система укрупненных показателей состояния национальной безопасности , в которую входят:

Удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;

Ожидаемая продолжительность жизни;

Валовой внутренний продукт на душу населения;

Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченно- го населения и 10% наименее обеспеченного населения);

Уровень инфляции; уровень безработицы;

Доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования; доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

Доля территории РФ, не соответствующая экологическим нормативам.

В большинстве федеральных органах государственной власти и Администрации Президента РФ еще в 1996 г. были созданы ситуационные центры (СЦ) для информационной поддержки системы обеспечения национальной безопасности . Однако их эксплуатация на сегодняшний день выявила ряд проблем:

Неопределенность понятийного аппарата и предметной области ситуационных центров;

Необходимость функционирования СЦ в оперативном режиме;

Большой разброс перечней собираемой СЦ информации;

Разнообразие форм собираемой информации (статистические данные, текстовая информация);

Невозможность свести всю собираемую информацию в единую информационную базу.

В настоящее время в рамках Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и при поддержке Совета безопасности РФ ведется активная работа по преодолению указанных недостатков.

Однако до сих пор в стране не создана государственная система мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности, хотя теоретически эта проблема уже давно решена. Так, в ряде работ последнего десятилетия для оценки экономической безопасности России предлагается использовать более 150-ти различных экономических и социальных показателей . Проведены исследования, в которых предложены система индикаторов и методические подходы к оценке экономической безопасности федеральных округов и входящих в них субъектов федерации . По мнению других авторов, оценку экономической безопасности следует осуществлять на основе не только социально-экономических показателей, но и с учетом индикаторов, отражающих криминальную обстановку . Наконец, проведены специальные исследования, в которых сформулированы организационные и правовые предложения по созданию системы мониторинга экономической безопасности на предприятиях различных отраслей промышленности .

Важнейшим методическим требованием при создании государственной системы мониторинга экономической безопасности является формирование такой системы показателей и методов мониторинга, которые в конечном итоге смогут в максимальной степени отвечать требованиям объективности и деперсонифицированности. Иначе говоря, после ввода в эксплуатацию подобная система мониторинга должна минимизировать возможность субъективного воздействия на расчеты факторов самого разного свойства (ошибки при расчетах показателей и индикаторов, интерпретации), а также обеспечить защищенность от влияния каких бы то ни было политических интересов.

Таким образом, внедрение подобной системы предполагает решение двух взаимосвязанных задач − достижение объективности применяемых методик и разработку специальных регламентов. По нашему мнению, за основу модели государственной системы мониторинга экономической безопасности может быть принята модель государственной системы мониторинга коррупционных проявлений , ранее предлагаемая авторами.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 // Интернет-портал «Российская газета». – 2015. – 31 дек. – URL: (дата обращения: 11.01.2016 г.).

2. Никитенко Е.Г. Информационно-аналитическая модель мониторинга реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Е.Г. Никитенко // Сб. материалов I Всероссийской конференции «Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы». 2014. – М. : ООО Агентство печати «Столица», 2014. – 592 с.

3. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 815 с.

4. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность регионов России / В.К. Сенчагов [и др.]. – Н. Новгород. : Растр-НН, 2012. – 386 с.

5. Крылов А.А. Анализ криминогенной обстановки в системе экономической безопасности региона (на примере регионов Приволжского федерального округа) / А.А. Крылов, Е.С. Митяков // Труды Нижегородского технического университета им. Р.Е.Алексеева. – Н. Новгород. – 2015. – № 1. – С. 243-249.

6. Васильев Э.А. Мониторинг экономической безопасности в системе выявления и предупреждения экономической преступности / Э.А. Васильев, А.А. Крылов // Научный пор- тал МВД России. – 2014. – № 2. – С. 64-69. 7. Гальперин С.Б. Мониторинг коррупционных проявлений в государственной системе обеспечения экономической безопасности / С.Б. Гальперин, А.А. Крылов, А.И. Селиванов // Микроэкономика. – 2013. – № 2. – С. 68-72.

Алексей Крылов, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ВНИИ МВД России)

Александр Селиванов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономической политики и проблем экономической безопасности ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

1

Важность современного мониторинга проявляется в том, что только благодаря исследованиям возможно проведение качественного анализа, который позволит выявить слабые и сильные экономического положения, выявить существующие и возможные угрозы экономической безопасности. Таким образом, мониторинг можно считать способом защиты финансовых интересов общества и государства. Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга, рассмотрены общие понятия, признаки и функции экономической безопасности, способы ее осуществления, защиты, затронуты вопросы государственного регулирования экономической безопасности, методы и способы обеспечения безопасности. Рассмотрены понятия мониторинг, методы и способы его осуществления, обозначены факторы, угрожающие экономической безопасности, а также необходимость их мониторинга, его способы, методы и принципы.

экономическая безопасность

финансовая безопасность

экономическая система государства

финансовый мониторинг

Центральный банк РФ

Росфинмониторинг

1. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования: Учебное пособие. – Изд-во РАГС, 2009.–154 с.

2. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. – 1994. – № 3. – С. 91–94.

3. Бок А.А., Горошко И.В. Мониторинг в системе экономической безопасности // Тр. Академии управления МВД России, 2007.

4. Тилькова Д.Н. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля // Молодой ученый. – 2016. – №28.

Детальный анализ имеющихся в литературе определений экономической безопасности показывает, что во многих трактовках рассматриваемого феномена прослеживается известная односторонность и недоговоренность .

Под безопасностью понимается состояние и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование при исключении или нейтрализации возможности причинения им какого-либо ущерба, вреда либо придания развитию нежелательных динамики или параметров .

Экономическая безопасность является гарантом безопасности общегосударственных интересов. Ее соблюдение и сохранность обеспечивает нормальное функционирование государственных органов, муниципальных учреждений, предприятий, организаций, а также отдельного благополучия граждан.

Для обеспечения экономической безопасности принимаются различные меры государственного принуждения, поощрения, а так же создаются специальные государственные органы и службы.

Мониторинг является специальным способом осуществления надзора и контроля, выполняет важные функции и обеспечивается государством и негосударственными организациями.

При написании работы были поставлены перед собой следующие цели и задачи:

Изучение понятия экономической безопасности;

Определение факторов, угрожающих экономической безопасности;

Финансовый мониторинг, методы осуществления финансового мониторинга.

Термин экономическая безопасность неразрывно связан с возникновением рыночной экономики. Для каждой страны это время было разным - 17-18 века для США, 20 век для РФ. Распад СССР привел к переходу экономики на новый уровень и, соответственно, появилась необходимость принятия новых законов, создания новых государственных органов или расширение существующих.

Экономическая безопасность включает в себя политическую, военную, территориальную, социально-экономическую, внешнеэкономическую и другие стороны. Будучи многогранной, она становится основой важнейших государственных задач и функций.

Экономическая безопасность - это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях. В основе экономической безопасности лежат два принципа - принцип устойчивости - способность сохранять стабильное положение при различного рода нагрузках и принцип развития- возможность увеличения и качественного роста экономических характеристик государства.

Экономическая безопасность характеризуется рядом факторов. Они различны, и подлежат нескольким способам классификации.

По объекту: экономическая безопасность экономической системы страны и экономическая безопасность природных богатств и ресурсов страны.

По субъекту: отраслевые министерства и ведомства, банки, биржи, предприятия частной и государственной форм собственности, общества защиты прав потребителей, профсоюзы.

По уровню: общегосударственная экономическая безопасность, региональная или отраслевая, экономическая безопасность предприятий, экономическая безопасность семьи и гражданина.

Экономическая безопасность возможна только при соблюдении следующих элементов: степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Уровень экономической безопасности определяется по таким критериям:

Географическим и геополитическим положением страны, размещением на ее территории производств, наличие природных ресурсов и возможность их использования;

Уровень экономического и военного развития государства, его положение на международной арене;

Поддержка государством индустриальных сфер производства;

Развитие конкурентоспособных предприятий;

Определение параметров регионального и отраслевого уровня ВВП;

Наличие запасов стратегически важных вещей на случай экстренных ситуаций.

Важно понимать, что экономическая безопасность не является абсолютно независимым и самостоятельным элементом. С улучшением и увеличением объемов внешнеэкономических отношений, экономика каждой страны в той или иной мере зависит от экономической безопасности других стран, международных сообществ. В этих условиях важно развитие собственного, конкурентоспособного производства, наличие которого позволит участвовать на внешнеэкономическом рынке прибыльно, выступая равнозначным партнером.

Для определения уровня экономической безопасности важны не текущие, а пороговые значения. Пороговые показатели - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Например, это цифровые или процентные показатели уровня выполнения социальных обязательств, безработицы, образованности, инфляции, налогообложения и др.

Приближение к предельным показателям означает наступление угрожающих факторов для экономической безопасности, а их превышение- наступление экономического кризиса или спада.

Факторы, угрожающие экономической безопасности - это ситуации, при наступлении которых существует риск падения экономической безопасности, или уязвимость тех или иных сфер экономики.

Важно классифицировать источники опасности.

По месту нахождения источника угрозы можно выделить внутренние угрозы- исходят от граждан, организаций, общественных и других организаций, функционирующих в юрисдикции государства; и внешние- возникающие за границами, но имеющими воздействие на экономику страны непосредственно;

По степени форсированности угрозы подразделяют на реальные и возможные. Наступление реальных угроз спрогнозировано и практически неизбежно, тогда как наступление возможных угроз подлежит внесению корректив и, при благоприятном развитии событий, может не наступить.

По причинам выделяют природные - катаклизмы, снегопады, наводнения, осадки, антропогенные - экологические, техногенные, социальные - война, забастовка, революция.

Так же важным является субъективная оценка угрозы. Она может быть завышенной, заниженной, адекватной, неосознанной, мнимой.

Завышенная оценка характеризуется преувеличением возможных последствий, заниженная, соответственно, - полным или частичным игнорированием возможных угроз.

Неосознанная угроза характеризуется отсутствием должного уровня понимания и знания факторов, вследствие чего представляется невозможным правильное оценивание ситуации.

Мнимая угроза это ложная, надуманная ситуация, которая не имеет под собой реальных оснований для угрозы.

В 21 веке количество угроз для экономической безопасности РФ увеличилось. Так, к внутренним факторам, существовавшим ранее, а именно высокий уровень коррупции, кумовство, централизация бюджета, высокий уровень безработицы, легализация доходов, полученных незаконным путем, деградация образовательных учреждений, снижение уровня социальной активности, нестабильное состояние кредитно-банковской системы, высокий уровень инфляции, прибавились внешние.

Это вывоз капитала за рубеж незаконными способами, приобретение там имущества, высокий уровень импорта, иммиграция талантливых ученых, приобретение западными компаниями российских производств, введение экономических и политических санкций.

настоящее время в качестве реальных угроз экономической безопасности России следует выделить такие как: понижение производственного потенциала ввиду высокого износа основных фондов; утрату рынков сбыта продукции; достаточно низкую конкурентоспособность товаров и услуг; вывоз капитала за границу; опасность обострения финансового кризиса; низкий уровень жизни населения.

Увеличение или снижение количества угрожающих факторов так или иначе связано с государственной деятельностью. Любое действие, даже если оно изначально не направленно на экономические изменения, влечет за собой необратимые последствия для экономики страны. Это правило работает для экономического состояния на любом уровне организации. Поэтому любому важному изменению должны предшествовать исследования, изучения финансовой ситуации и должны рассчитываться соответствующие последствия.

Так же важным регулятором общественных отношений в экономической сфере является нормотворчество. Создание, принятие и реализация уполномоченными органами нормативно-правовых актов выполняют функцию регулятора возникающих споров, а так же закрепляет порядок обнаружения, разрешения и ликвидации угроз.

Вступление в международные сообщества, ратификация их законодательства помогает облегчить международную интеграцию, усилить связь между странами-партерами, улучшить организацию межгосударственных торгово-рыночных, культурных взаимоотношений, сформировать схожее законодательство, контролировать соблюдение прав человека в каждой стране и в то же время позволяет оберегать собственный суверенитет от внешних вмешательств.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны содержит в себе несколько факторов:

1. Мониторинг с целью выявления возможных источников опасности, и дальнейшего происхождения угроз;

2. Разработка и закрепление в нормативных актах мер пресечения возникновения угроз, их ликвидации;

3. Претворение их в жизнь, то есть реализация мер ликвидации экономических угроз.

Более подробно рассмотрим мониторинг, так как именно он составляет основу дальнейшей борьбы с неблагоприятными для экономики факторами.

Итак, в широком смысле, мониторинг - это постоянный процесс контроля и фиксации параметров объекта в сравнении с заданными показателями.

С экономической точки зрения, мониторинг - это система информационно - аналитических способов наблюдения за изменением показателей экономической безопасности.

Финансовый мониторинг является основой для обеспечения экономической безопасности, для определения уровня экономического развития страны, для улучшения и роста экономических показателей.

Главное для успешного и правильного мониторинга не просто сбор данных, показателей, а наблюдение за ними в динамике, установление статистической зависимости.

Принципами осуществления финансового мониторинга, являются:

1. Мониторинг осуществляется способом, подходящим для каждого конкретного объекта изучения. Он не должен противоречить или создавать помехи, обеспечивая непрерывность наблюдения.

2. Мониторинг каждого отдельного звена должен согласовываться и не идти в разрез. Полученные знания должны рассматриваться не только локально, но и в сравнении с иными показателями схожей области, сферы деятельности, цели функционирования.

3. Мониторинг должен иметь общенациональные масштабы. Не допускается обобщение, установление общих показателей, усредненность. Для каждой отрасли или местности должны существовать свои показатели.

Основные цели мониторинга угроз:

Контроль статичного состояния и динамики развития экономики;

Поиск регрессивных устремленностей и процесс развития возможностей государства;

Определение этиологии, характера и скорости воздействия факторов на статус экономической безопасности

Предугадывание эффекта, который окажут факторы угрозы на развитие государства;

Анализ предыдущих угрожающих ситуаций для предупреждения таковых в будущем.

В мониторинге активное участие должны принимать все заинтересованные или уполномоченные органы государства.

Существует ряд этапов проведения мониторинга. Первой стадией является определение уполномоченных органов для проведения мониторинга и органов, заинтересованных в результате. Далее разрабатывается критерии, по которым проводится мониторинг и их необходимые значения, выработка удобной шкалы оценивания. Следующий этап - сбор и распределение информации. Вся собранная информация передается в виде данных в центр проведения мониторинга. После происходит анализ, в ходе которого устанавливаются факторы положительно и отрицательно влияющие на экономическую безопасность страны. Разрабатываются планы по устранению опасных факторов и предупреждению их дальнейшего появления. Последней является стадия подведения итогов, разработка указаний, рекомендаций, планов .

Метод - это совокупность способов, последовательность действий, направленных на достижение конкретных результатов для решения задачи или достижения иной поставленной цели. Для проведения экономического анализа используется ряд методов, которые условно можно разделить на логические и математические.

Для логических методов большое значение имеют опыт, интуиция, наблюдения. К ним относятся метод сравнения, анализа, построения зависимостей, анализа, прогнозирования, выставления оценок, моделирование, мониторинг.

К математическим методам относят методы, которые строго опираются на вычисление значений и правила.

Чаще всего применяются логические методы экономического анализа. Чаще всего применяется мониторинг. Его преимущества заключаются в том, что информация получается непосредственно из первых рук, наблюдается в динамике. При этом при применении такого метода как мониторинг возможно укрепление социально- экономических связей, улучшение и налаживание диалога власти и народа. Мониторинг может проводиться на разных уровнях. Так, отдельно взятая семья может путем исследований рассчитать рост своего семейного дохода, количество и назначение трат, предприятие может выявить максимально прибыльные или, наоборот, убыточные сферы, региональный центр осуществит анализ среднего уровня заработной платы, а на федеральном уровне все полученные на каждом этапе данные, совместятся.

Так же к плюсам проведения мониторинга относится его не большая затратность, возможность провести исследования быстро и локально. Результаты мониторинга легко анализируются, не требуется наличие специальных элементов. Они легко хранятся, передаются и могут быть поняты рядовыми гражданами.

В зависимости от территории проведения, выделяют точечный, локальный, региональный, федеральный мониторинг.

В зависимости от сферы наблюдения, он может быть промышленный, демографический, аграрный, экологический и т.д.

На данный момент в экономической науке экономическому мониторингу предоставлено не место самостоятельного способа исследования, а лишь метода одного из них. Я считаю это не правильным, так как экономический мониторинг сам имеет ряд методов.

Рассмотрим их.

Интервью, опросы, личное наблюдение - методы, занимаемые достаточно большой промежуток времени, однако являющиеся достоверными ввиду непосредственного участия и присутствия интервьюера. К сборщику данных при применении этого метода выдвигаются высокие требования, так как именно через его субъективную оценку мы будем воспринимать полученную им информацию. При личном контроле возникает возможность сравнить реально существующее положение вещей и полученные в ходе опроса данные. Минусы данного метода - затрата большого количества времени, субъективная оценка.

Анкетирование - позволяет достаточно подробно получить необходимую информацию из первоисточника и занимает меньше времени, однако возникают проблемы с установлением достоверности.

Составление и изучение статистики. Изучение статистики часто позволяет выявить уже существующие проблемы, то есть тратится время в момент осуществления наблюдения. Составление собственной статистики позволяет ускорить получение информации, однако требует больше времени.

Отчетность прежде всего служит дисциплинирующим фактором, однако данные, получаемые из отчетов, часто оказываются важными и необходимыми, особенно при условии регулярности таких отчетов. Легко заметить малейшие изменения. Главное это качество составляемых отчетов, то есть, субъективное видение проблемы автором отчета.

Важно помнить, что мониторинг не направлен на решение проблем, его первоочередная задача - осуществление наблюдения, анализа, сравнения.

Новую жизнь мониторинг как способ исследования получает благодаря развитию интернет- технологий. Теперь не обязательно уезжать в командировки, писать анкеты, лично проводить опросы, подсчитывать результаты, составлять статистические данные,- все это теперь возможно осуществлять удаленно, с помощью программ.

С целью повышения точности мониторинга, при его проведении, необходимо учитывать устоявшиеся социально-экономические традиции. Для определения уровня правдивости собранных данных, необходимо проводить ряд исследований для подтверждения собранных данных.

Необходимо понимать, что для достижения максимально точного и правдивого результата исследования необходимо проводить повторно через определенный промежуток времени и не ограничиваться одним методом мониторинга. Чаще всего, личное присутствие сочетается с интервью, анкетирование с опросом, написание отчетов со статистикой.

Использование мониторинга в сфере экономической безопасности значительно облегчит выполнение многих задач, связанных с обнаружением и разрешением угроз безопасности. Он позволит выявить очаги опасности на местах, в зародыше, не давая распространиться. А в случае масштабных внешних или внутренних угроз налаженная система мониторинга поможет максимально точно определить возможные последствия, ликвидировать их предотвратить дальнейшее возникновение таких случаев .

Экономическая безопасность - это не просто совокупность факторов, обеспечивающих стабильность, устойчивость и рост эконмических показателей страны. В первую очередь, это основа нормального, полноценного существования человека, общества и государства в целом на внешнем и внутреннем уровнях. Выступая регулятором, уровень экономической безопасности характеризует степень развитости государства в целом. В условиях активного международного сотрудничества обеспечение экономической безопасности - первичная задача государства.

Угрозы экономической безопасности существуют как внутри страны, так и за ее пределами.

Для эффективной борьбы с факторами, причиняющими опасность экономическому положению страны, существуют различные методы. Их подразделяют на логический и математический.

К одним из логических методов относится мониторинг. В РФ создан специальный орган -Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

Мониторинг осуществляется путем сбора данных, их систематизации, анализа, создания по итогам проведенного исследования, рекомендаций и предписаний.

Актуальность приобретает этот вид экономического контроля в связи с активным развитием интернет-ресурсов, появлением международных валютных счетов, усилением государственной программы по борьбе с коррупцией и противодействию финансированию терроризма. Помимо Росфинмониторинга, в пределах своих полномочий сбор, анализ, расшифровку данных выполняют органы Министерства внутренних дел, Министерства экономики, органов налоговой службы, центры статистики, таможенные и пограничные службы, банки, биржи, банковские учреждения, а также предприятия независимо от форм собственности.

Активное использование полученных путем мониторинга данных позволит ускорить решение многих проблем, особенно в отдаленных от центра регионах.

Библиографическая ссылка

Дененберг Ю.М. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18957 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Исходя из позиции системного подхода, концепция экономической безопасности предприятия должна охватывать все сферы поделочного-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, что требует более детального расписания последовательности действий и процедур в реализации механизма безопасности бизнеса. В этом контексте важное значение имеет мониторинг состояния экономической безопасности субъекта хозяйственной деятельности, который следует реализовать управленческому персоналу предприятия с целью эффективного администрирования, основное направление которого показано на рис. 16.2.

Первым шагом является формирование системы интересов и приоритетов на базе анализа взаимосвязей с субъектами внешней среды с учетом срочного аспекта, то есть определение текущих и стратегических интересов. При этом определяются только те приоритеты, которые имеют более важное значение для жизнедеятельности субъекта хозяйственной деятельности и постоянно находятся в сфере управленческого воздействия.

Далее привлекается внимание к определению этапа жизненного цикла организации, с которого начинаются комплексные исследования, потому что в зависимости от конкретного этапа этого цикла, по-разному влияют факторы возможного риска на деятельность этой организации.

Рис. 16.2. в

Не менее важным в окончательной оценке внедрения механизма экономической безопасности является использование методики раннего распознавания угрозы нестабильности в ближайшем срочном периоде. Эту оценку предлагается осуществлять оперативно, на базе применения аналитического инструментария, а именно, с помощью исследования удовлетворительности структуры баланса предприятия и возможности установления или утраты платежеспособности в ближайшем периоде. Кроме того, необходимо оценить динамику таких аналитических показателей, как коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами. Если эти показатели соответствуют рекомендуемым значениям, то угроза нестабильности отсутствует в конкретный период времени.

Анализ сбалансированности денежных потоков на предприятии проводится отдельно как на низком, так и на высоком уровнях. Это важно для установления характера возможных действий управленческого персонала, то есть руководства предприятия, которые могут быть оборонительными или наступательными.

Если предприятие, по результатам исследований, утратило платежеспособность, то сбалансировать денежные потоки на предприятии возможно благодаря применению комплекса защитных мер, предусматривающих ограничение операционной и инвестиционной деятельности. Это характеризует низкий уровень сбалансированности денежных потоков. Вместе с тем, высокий уровень сбалансированности денежных потоков может быть достигнут благодаря диверсификации операционной и инвестиционной деятельности предприятия. Индикатором, оценивает достижения этой цели является рост показателя чистого денежного потока.

Мониторинг экономической безопасности предприятия связан с фактом определения прибыльности его производственно-хозяйственной деятельности, потому что основным источником обеспечения устойчивого экономического развития является прибыль. Итак, прежде всего, необходимо определить наличие у предприятия прибыли по данным финансовой отчетности за последний период его деятельности.

Дополнительные уточняющие расчеты по определению уровня экономической безопасности предусматривают следующее: разницу суммы начисленной амортизации и скорректированной ее доли при условии влияния инфляции соотносят с величиной чистой прибыли предприятия, направляемой на реинвестирование, поскольку недостаточное количество средств может быть восполнен за счет суммы реинвестированной прибыли текущего периода.

Таким образом, поддержание достаточного уровня экономической безопасности - это сложный процесс в управлении предприятием, что требует разработки механизма безопасности бизнеса и профессиональных действий по его реализации.

Важнейшая функция государства - организация системы диагностики и мониторинга экономической безопасности. Диагностика экономической безопасности - это оценка социально-экономической ситуации в стране с пози-ции экономической безопасности и уровня угроз национальным интересам России в области экономики. Диагностика экономической безопасности должна дать ответы на вопросы: какие сферы экономики находятся в опасной зоне? какова глубина вхождения в эту опасную зону? где и по каким индикаторам наиболее сильно действуют угрозы национальным интересам страны в области экономики?
Диагностика экономической безопасности осуществляется в ходе мониторинга угроз национальным интересам страны в области экономики, т.е. в ходе анализа динамики социально-экономического развития России с позиции экономической безопасности. Именно в процессе мониторинга выявляются изменения, происшедшие в уровне экономической безопасности страны, сфере экономики, в которых наиболее сильно действие угроз национальным интересам России, причины и факторы, определившие эти угрозы.
Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности имеет особое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных макроэкономических и межотраслевых диспропорций и достаточно сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. По сути дела мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны, представляет собой диагностику и выявление негативных, а подчас и кризисных явлений в той или иной сфере экономики. В ходе мониторинга этих факторов важно не только фиксировать уже появившиеся угрозы, но и выявлять и диагностировать наиболее вероятные угрозы, которые могут появиться в будущем.
Таким образом, мониторинг факторов, определяющих угрозы экономиче-ской безопасности России, - основа всей дальнейшей работы по формированию мер для предотвращения и преодоления этих угроз. Он должен стать постоянным элементом анализа кратко- и среднесрочного прогнозирования и разработки долгосрочной государственной стратегии социально-экономического развития страны.
Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, осуществляется прежде всего при подготовке аналитических материалов и документов по социально-экономическому развитию страны. В России на федеральном уровне сложилась практика подготовки аналитических докладов о социально-экономическом развитии страны по истечении каждого квартала. Между тем далеко не всегда при подготовке этих докладов в ходе анализа результатов социально-экономического развития страны за отчетный период проблемы экономической безопасности выделяются специально. Необходимо мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, сделать неотъемлемой, органичной частью этой аналитической работы.
Он должен проводиться и на предпрогнозной стадии для выработки стратегических направлений государственной политики, обеспечивающей безопасность России в области экономики. Анализ социально-экономического развития страны за период, предшествующий прогнозному, осуществляется и сейчас. Но проблемы экономической безопасности, так же как и при ежеквартальной аналитической работе, при этом специально не всегда выделяются. Выработка на предпрогнозной стадии стратегических направлений государственной политики, обеспечивающей безопасность России, требует выделения мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, в отдельный этап работы.
Осуществление мониторинга этих факторов как важнейшего этапа выработки и реализации стратегических направлений государственной политики, обеспечивающей безопасность России в области экономики, требует определенного методического и организационного обеспечения.
Методическое обеспечение мониторинга факторов заключается в том, что он осуществляется путем оперирования индикаторами, используемыми при обычном анализе социально-экономического развития страны. Методы оперирования этими индикаторами общеизвестны. Конечно, при мониторинге факторов оно приобретает некоторые специфические черты. Однако эта специфика не столь велика, чтобы создавать особые трудности. Вместе с тем некоторые методические правила оперирования при мониторинге экономической безопасности индикаторами социально-экономического развития страны имеются.
Прежде всего должна быть соблюдена сопоставимость данных при сравнении показателей на начало и конец отчетного и прогнозируемого периодов, а также при сопоставлении фактических или прогнозных данных с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности (о пороговых значениях см. гл. 55).
Особо должна быть обеспечена сопоставимость данных в стоимостном (ценовом) выражении. Здесь для мониторинга факторов предпочтительнее оперировать данными в сопоставимых ценах с применением индексов-дефляторов.
Проблема ценностной сопоставимости наиболее важна при анализе структурных изменений. Дело в том, что различного рода показатели структуры (ВВП, промышленности и т.д.) в стоимостном выражении разрабатываются и публикуются Госкомстатом России обычно на базе текущих цен. Однако в условиях инфляции изменения цен по различным составляющим стоимостной структуры идут различными темпами. Поэтому структурные сдвиги могут идти в результате не только реальных изменений в данной структуре, но и различного изменения цен по отдельным структурным элементам. Поэтому при анализе структурных изменений необходимо приведение структур объемных показателей за различные периоды к сопоставимым ценам. Статистика знает методы такого приведения.
Важно определение ущерба от действия угроз экономической безопасности. Ущерб от каждой угрозы экономической безопасности может проявляться в самых различных явлениях, которые часто не могут быть выражены в четких количественных параметрах. Поэтому не следует жестко регламентировать методы количественного определения этого ущерба. Кроме того, весьма сильно ущерб и его характер различаются по разным сферам экономики: в разных отраслях реального сектора, социальной сфере, денежной сфере, сфере внешнеэкономической деятельности и т.д. Ущерб от действия угроз экономической безопасности может:
иметь количественную оценку по некоторым формам проявления, и тогда необходимо его рассчитать;
не иметь количественной оценки, и тогда необходимо его качественное описание.
Социально-экономическая ситуация в России на современном этапе определяет действие многих угроз экономической безопасности страны, вызывающих серьезные негативные последствия. Финансовых ресурсов (даже при их более полной мобилизации), которыми будет располагать государство в ближайшей перспективе, будет явно недостаточно для того, чтобы преодолеть все угрозы или компенсировать вызываемые ими негативные последствия.
Таким образом, возникает задача определения очередности и приоритетности преодоления наиболее острых вероятных угроз экономической безопасности. Главными критериями для определения приоритетности и очередности должны быть масштабы негативных последствий от тех или иных угроз экономической безопасности и сроки их наступления. Поэтому необходимо ранжирование всех угроз экономической безопасности по масштабам негативных последствий и срокам их наступления.
Вряд ли можно найти методы расчета как масштабов негативных последствий, так и сроков их наступления по всем угрозам экономической безопасности. Более того, негативными последствиями какой-либо угрозы могут быть несоизмеримые между собой явления, например инфляция и безработица. Хотя каждый из этих параметров может быть спрогнозирован с достаточной степенью точности, но их суммарную величину определить нельзя. В ряде случаев негативные последствия от угроз экономической безопасности поддаются только качественной оценке. Поэтому для их определения следует использовать экспертные оценки.
Все угрозы экономической безопасности следует ранжировать по следующим группам (табл. 52.1).
Таблица 52.1
Схема ранжирования угроз экономической безопасности по масштабам негативных последствий и срокам их наступления Угрозы экономической безопасности, вызывающие негативные последствия Сроки наступления негативных последствий До 2 лет От 3 до 5 лет После 5 лет Особо крупные Крупные Некрупные В качестве примера рассмотрим возможное ранжирование угроз экономической безопасности в социальной сфере.
Прежде всего особую значимость в обеспечении национальной безопасности имеет угроза повышения доли бедного населения и его дифференциации
по доходам до отметки, нарушающей социальный мир и общественное согласие. Негативные последствия наступления этой угрозы экономической безопасности - прежде всего вероятность крупных социальных конфликтов, а также депопуляция населения, криминализация общества, наркомания, проституция и т.д. Вряд ли можно разработать единый суммарный измеритель всех негативных последствий. Вместе с тем их масштабы от наступления этой угрозы экономической безопасности в социальной сфере явно следует отнести к разряду особо крупных. Собственно, на данном этапе это самая явная угроза экономической безопасности, ущерб от которой носит глобальный характер. Что касается сроков наступления этой угрозы, то, строго говоря, общество уже столкнулось с ней. Бедность порождает во все увеличивающихся масштабах преступность, беспризорничество, наркоманию. Она крайне негативно влияет на демографическую ситуацию, хотя здесь действуют и другие причины (демографические волны, например). Таким образом, уже можно констатировать крупные негативные последствия. Страна, российское общество постоянно живет в состоянии социальной напряженности и под угрозой возникновения опасных социальных конфликтов. Таким образом, преодоление угрозы экономической безопасности в социальной сфере должно быть первоочередной задачей. В приведенной выше схеме ранжирования угроз экономической безопасности (см. табл. 52.1) эта угроза должна быть расположена на пересечении первой строки и второй графы.
Это основная угроза экономической безопасности в социальной сфере, которая практически объединяет все другие угрозы в ней и негативные последствия от их наступления. Вместе с тем необходимо в рамках механизма защиты национальных интересов страны в сфере экономики обеспечить за-щиту и от других угроз экономической безопасности в социальной сфере.
Это прежде всего угроза роста безработицы, следствие которой - повышение доли бедного населения и усиление социальной напряженности в обществе. Иными словами, рост безработицы увеличивает последствия главной угрозы экономической безопасности в социальной сфере - повышения доли бедного населения и дифференциации населения по доходам. Поэтому масштабы негативных последствий от роста безработицы, безусловно, меньшие, чем от рассмотренной выше главной угрозы экономической безопасности в социальной сфере. Эти масштабы следует отнести к категории крупных, а последствия могут наступить через 3-5 лет. Таким образом, в схеме ранжирования угроз экономической безопасности угроза безработицы располагается на пересечении второй строки и третьей графы.
В перспективе вполне вероятно обострение такой угрозы, как неоправданная дифференциация населения по степени доступности к услугам здравоохранения, образования и ЖКХ. Эта угроза экономической безопасности в социальной сфере, так же как и угроза роста безработицы, усиливает негативные последствия от высокой доли бедного населения и является их составной частью. При всей важности последствий от усиления дифференциации степени доступности для населения услуг здравоохранения, образования и ЖКХ масштаб этих последствий пока (в первые годы XXI в.), безусловно, меньше масштабов последствий от двух предыдущих угроз экономической безопасности в социальной сфере, и его пока нельзя отнести к категории крупных. Сроки наступления последствий от этой угрозы зависят непосредственно от сроков осуществления реформ в данных отраслях социальной сферы. Эти угрозы могут возникнуть в диапазоне от 3 до 5 лет. Таким образом, в схеме эта угроза экономической безопасности в социальной сфере может быть расположена на пересечении третьей строки и третьей графы.
Сложнее ранжировать такую угрозу экономической безопасности в социальной сфере, как торможение в развитии среднего класса. Последствия от этого (если это действительно произойдет) масштабны. По сути дела это будет означать застойность социальной структуры общества (невозможность перехода из низкодоходных групп населения в более обеспеченные социальные слои) и в результате существенное торможение всего социально-экономического развития страны. Условно эти последствия можно отнести к особо крупным, однако они могут сказаться далеко не сразу. Поэтому также условно эту угрозу экономической безопасности в социальной сфере можно в нашей схе-ме расположить на пересечении первой строки и четвертой графы.
Такое ранжирование угроз экономической безопасности дает представление о первоочередности и приоритетности их преодоления и может быть использовано в постоянно действующем механизме защиты национальных интересов страны в области экономики.
Важно, чтобы результаты мониторинга факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, нашли отражение в документе, ставшем объектом рассмотрения федеральными органами исполнительной власти и Правительством России и определения мер по парированию, преодолению и снижению уровня угроз национальным интересам России в области экономики. Содержание этого документа должно достаточно полно отражать результаты мониторинга указанных факторов.
Необходимо изложить там принципиальные положения, касающиеся важности проблем экономической безопасности и мониторинга факторов. Причины этого - ускорение глобализации мирохозяйственных связей, усиление конкуренции на мировых рынках, неустойчивость экономического роста, высокая доля бедного населения и другие негативные процессы и явления в социально-экономическом развитии страны.
Далее должны быть изложены результаты мониторинга и проанализированы изменения в уровне экономической безопасности по важнейшим сферам экономики за анализируемый период, выявлены те сферы экономики, в которых угрозы экономической безопасности наиболее сильно действуют, определены факторы и причины, вызвавшие эти угрозы и ущерб экономике и населению от их действия. На основе анализа социально-экономического развития за отчетный период необходимо дать оценку вероятного действия факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны в будущем.
В этом документе следует также определить сферы применения результатов мониторинга этих факторов, среди которых:
подготовка ежеквартальных докладов по итогам социально-экономического развития страны;
разработка долгосрочной государственной социально-экономической политики;
выработка стратегических направлений государственной политики, обеспечивающей безопасность России в области экономики, на предпрогнозной стадии и при подготовке кратко- и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны;
разработка кратко- и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны;
разработка государственного бюджета страны;
подготовка важнейших решений по экономическим, финансовым и хозяйственным вопросам.
Таким образом, мониторингу факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, должны подвергаться не только отчетные, но и прогнозные
показатели. Иными словами, в процессе прогнозирования должен осуществляться мониторинг этих факторов.
Важно, что мониторинг факторов применяется при подготовке важнейших решений по экономическим, финансовым и хозяйственным вопросам. При подготовке этих решений необходим анализ уровня угроз экономической безопасности и факторов, их определивших, до принятия этих решений и ожидаемого изменения этих угроз и факторов после принятия решений. Такой мониторинг должен быть важным обоснованием необходимости принятия предлагаемых решений.

Глава 3. Механизмы обеспечения экономической безопасности региона

3.1. Мониторинг экономической безопасности
Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны включает в себя следующие элементы:

Мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам;

Разработка мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Организация мер по обеспечению экономической безопасности.

Ряд вопросов по обеспечению экономической безопасности осуществляется в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на следующий год.

Для обеспечения стратегии экономической безопасности формируется система государственного воздействия на экономику. Эта система позволяет регулировать важнейшие экономические преобразования, включая взаимодействие между ними, а также берет на себя функции регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне. Для этого должны быть: определены границы и условия государственного вмешательства в экономику; границы государственного сектора; обеспечено развитие эффективных методов государственного регулирования.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система показателей играет важную роль в условиях наличия межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), изменчивости и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике, глубине форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для проведения мониторинга факторов, определяющих угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, важнейшей задачей является создание организационно-информационной базы.

Мониторинг является механизмом контроля экономической безопасности, главные цели которого:

Создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности РФ;

Оперативное обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможным последствиям, а так же прогнозами в этой области;

Обеспечение информационного взаимодействия всех органов власти;

Контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.

В структурном плане система мониторинга должна состоять из трех частей (уровней): - федеральный; функционально-ведомственный; региональный.

Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:

Разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга;

Разработка механизма сбора информации о состоянии угроз;

Оперативный анализ информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности.

Для реализации стратегии показатели (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

Динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру, динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

Состояние ресурсного, производственного и научно-технического потенциала;

Способность адаптироваться ко внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

Качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Ввиду сложности и многоэтапности разработок по мониторингу можно предложить следующую последовательность работ по диагностике и прогнозированию для России и входящих в нее регионов (табл. 3.1.).

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является началом работ по планированию регионального развития. На основе прогноза определяются цели, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региона.

Прогнозирование - составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития региона и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально- экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.
Таблица 3.1.

Состав и периодичность работ по экономической безопасности

В состав прогноза развития региона входят набор частных прогнозов и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

Демографическая ситуация;

Состояние природной среды;

Состояние научно-технических достижений;

Основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

Спрос населения на товары и услуги;

Платежеспособность населения;

Темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основах, которые объясняют функционирование и развитие региона.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на: долго-, средне- и краткосрочный.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция тенденций; эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства; система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса; модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики

Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ "сторонним наблюдателям" происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли.

Телеологический подход (от греч. telos - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует следующие цели: он должен обеспечить правительство региона информацией для принятия решений; его показатели служат основой для разработки показателей проекта бюджета региона.

Для эффективного решения задач экономического развития необходимо объективно оценивать ситуацию в региональной экономике и научно-технический потенциал, с учетом наличных ресурсов, выявить сильные и слабые стороны региона и принять обоснованное управленческое решение. Это невозможно без достоверной и систематизированной информации, которую в значительной степени призван обеспечить мониторинг показателей развития региона. Мониторинг является не только инструментом контроля реализации принятых планов и программ комплексного инновационного развития региона, но и выступает инструментом формирования информационной базы для их разработки.

К мониторингу социально-экономических показателей предъявляется ряд требований, среди которых можно выделить следующие:

Система показателей должна быть взаимоувязана и допускать проведение исследований, как на федеральном, так и региональном уровне;

Система показателей должна отвечать перечню основных угроз экономической безопасности;

Перечень показателей должен быть минимальным и легко доступным с точки зрения наличия статистической информации;

Результаты анализа показателей должны допускать простую, наглядную и непротиворечивую интерпретацию;

Показатели должны быть синхронизированы во времени.

Требования позволяют определить перечень показателей, который обеспечивает проведение достоверного анализа, возможность получения информации и проведения расчетов с применением современных технических и программных средств.

Для диагностики необходимо, прежде всего, в ходе стратегического планирования на стадии анализа сложившегося состояния и прогноза развития определить наиболее вероятные в будущем угрозы экономической безопасности, характер и направленность их действия. Это требует постоянного мониторинга факторов, вызывающих внешние и внутренние угрозы экономической безопасности, на основе которого осуществлять анализ социально-экономической ситуации в целом с акцентом на выявление вероятных в будущем кризисных ситуаций.

Мониторинг экономической безопасности следует осуществлять, используя весьма широкий круг показателей, который нужно свести к необходимому и достаточному количеству, сгруппировав их по видам деятельности.

В перечень показателей для мониторинга могут быть включены показатели характеризующие:

Общий экономический потенциал: показатели призваны определить нижнюю границу, экономического развития, выход за пределы которой угрожает стабильности, экономической самостоятельности и устойчивому развитию.

Способность экономики региона к самодостаточному развитию группа показателей обеспечивает комплексную оценку способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; группа включает в себя показатели технического уровня производства и продукции, развития научно- производственного и кадрового потенциала, структуры производства и т. д.

Уровень жизни населения: показатели призванные определить границы, выход за которые угрожает общественному спокойствию и политической стабильности, создает угрозы возникновения социальных и трудовых конфликтов в регионе;

Безопасность финансовой системы: отражают вероятность наступления кризисных ситуаций в бюджетной и денежно - кредитной сферах;

Показатели, характеризующие внешнеэкономическую безопасность: группа отражает устойчивость экономики региона к изменениям внешних условий и функционирования, способность компенсировать возможные воздействия внешней среды на внутреннее экономическое состояние;

Качество управления: экономическим развитием, контролируемость экономических процессов, эффективностью регулирования экономики.

Мониторинг экономической безопасности должен представлять собой интерактивный процесс. Проведение предварительного анализа по заранее определенному перечню показателей неизбежно выявит необходимость осуществления дополнительного анализа и не должен ограничиваться анализом фактических данных за прошедший период, т.к. не менее (а может быть и более) важен анализ данных прогноза социально-экономического развития на предстоящий год и на среднесрочную перспективу.

Для проведения диагностики социально-экономической безопасности региона можно рекомендовать следующие показатели:

Отношение средней заработной платы (с учетом выплат социального характера) к прожиточному уровню в регионе;

Уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек населения);

Просроченная дебиторская, кредиторская задолженность предприятий и организаций на душу населения;

Задолженность по заработной плате на душу населения;

Уровень безработицы;

Соотношение числа безработных с числом вакансий.

Эти показатели позволяют осуществлять сравнительный анализ социально-экономического положения в регионах, а регулярный сбор информации обеспечивает возможность организации оперативного мониторинга.

В ходе мониторинга факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, недостаточно осуществление мониторинга изменения указанных выше индикаторов по годам за отчетный или прогнозируемый период, так как такой мониторинг не показывает насколько ситуация критична, каков уровень угрозы экономической безопасности. Для этого необходимо сравнение фактических и прогнозных данных с пороговыми значениями, четко определяющими параметры кризисной ситуации.

Для обеспечения региональной социально-экономической безопасности необходима система ее оценки: система индикаторов экономической безопасности региона и муниципального уровня, которая может осуществляется по следующим сферам деятельности (табл. 3.2.)

Каждая из сфер включает определенный набор индикативных показателей (обычно от 3 до 7) для каждого уровня.

Нужно отметить, что в целом индикаторы экономической безопасности региона существенно не отличаются от индикаторов экономической безопасности территорий муниципального уровня.

Проведение мониторинга факторов, учитывая пороговые значения, позволят выявить вероятность наступления кризисных ситуаций в экономике, а также оценить возможный ущерб от этого. За пределами пороговых значений экономика региона будет функционировать в экстремальных режимах. При этом необходимо оценивать по скольким показателям есть угроза выйти за пределы пороговых значений, так как угрожающей становится ситуация, когда нарушается сразу несколько пороговых значений.

Выход за пределы пороговых значений экономической безопасности не всегда влечет наступление острого кризиса. Это может свидетельствовать лишь о необходимости принятия мер по недопущению или преодолению угроз экономической безопасности.

Необходимо учитывать, что многие показатели должны анализироваться не только в стоимостном, но и в "физическом" измерении, т.е. в постоянных ценах. В этих случаях требуется привязка некоторых количественных параметров пороговых значений экономической безопасности к ценам определенного года.

Типичным случаем является ситуация, когда у региона не хватает финансовых ресурсов для преодоления или недопущения кризисных ситуаций, а также для компенсации возможных от этого ущербов, что потребует определения очередности и приоритетности преодоления наиболее острых угроз экономической безопасности, т. е. необходимости их ранжирования.
Таблица 3.2

Набор индикативных показателей по различным сферам


На региональном уровне

На муниципальном уровне

  1. Способность экономики территории к устойчивому росту



1.1.Инвестиционная безопасность



1.2.Производственная безопасность

1.3. Научно-техническая безопасность

1.3.Безопасность собственности

1.4.Внешнеэкономическая безопасность

1.4. Финансовая безопасность

1.5. Финансовая безопасность

1.4. Финансовая безопасность

1.6. Энергетическая безопасность

1.5. Энергетическая безопасность

  1. Обеспечение приемлемого уровня существования на территории

2.1. Уровень жизни населения

2.1 Социальный уровень жизни населения

2.2. Рынок труда

2.2. Рынок труда и оплата труда



2.3. Демографическая безопасность

2.4. Правопорядок

2.4. Правопорядок



2.5. Продовольственная безопасность

  1. Экологическая безопасность

3.1. Экологическая защита

3.1. Выбросы вредных веществ

Ранжирование (приоритетности) необходимо в случаях, когда финансовых ресурсов недостаточно, а распыление недостаточных ресурсов на преодоление всех угроз одновременно может привести к тому, что в результате не будет устранена в требуемые сроки ни одна угроза. Необходимо ранжирование (приоритетности) устранения тех или иных угроз во времени.

Для проведения ранжирования угроз по очередности (приоритетности), необходимо:

Определить по каждой угрозе уровень агрегированности;

Перечень мер по их устранению;

Определить объем финансирования, необходимого для осуществления мер по устранению каждой угрозы в целом по всем угрозам.

Такие расчеты нужны как примерный ориентир для оценки возможных масштабов разрыва между возможными к использованию для устранения угроз и требуемыми финансовыми ресурсами.

Необходимо иметь механизм выбора приоритетности, так как имеются различные угрозы экономической безопасности: с быстрым сроком наступления и сравнительно небольшими негативными последствиями; с достаточно далекими сроками наступления, но крайне тяжелыми негативными последствиями. Кроме этого имеются и другие проблемы ранжирования угроз экономической безопасности, связанные с масштабом негативных последствий и сроками их наступления: особо крупные, крупные и некрупные. Для этого можно ориентироваться на следующие критерии:

Крупные: экономика региона сохраняет возможность функционирования, но теряет устойчивость;

Некрупные: при сохранении и возможности функционирования и устойчивости приводят к угрозе невыполнения каких-либо отдельных параметров.

При ранжировании угрозы экономической безопасности следует также учитывать период, необходимый для проведения соответствующих мероприятий. Например, угроза экономической безопасности, которая наносит ей особо крупный ущерб, на первый взгляд является наиболее приоритетной, а вероятность ее наступления прогнозируется более чем через 5 лет. Для проведения мероприятий по ее предотвращению требуется 3 года и она перестает быть первоочередной. И, наоборот, угроза, приносящая менее крупный ущерб, но наступающая в самое ближайшее время может стать более приоритетной.

Диагностика кризисных ситуаций включает в себя: мониторинг факторов, вызывающих угрозу экономической безопасности; определение наиболее вероятных угроз экономической безопасности; определение масштабов негативных последствий от действия этих угроз; ранжирование по степени очередности и приоритетности их предотвращения или преодоления. Следующим этапом является обоснование комплексной системы мер обеспечения экономической политики региона.

Таким образом, мониторинг экономической безопасности представляет собой: систему сбора, обработки и анализа информации; оценку и прогнозирование социально-экономической ситуации в регионе; подготовка объективной и достоверной информации о состоянии объектов и территорий региона, оказывающих существенное влияние на безопасность региона в целом, и о возможных отклонениях этого состояния от допустимых значений. Речь идет в первую очередь об отслеживании соблюдении границ показателей (так называемых "порогов безопасности"), нарушение которых может обернуться катастрофическими последствиями, с тем, чтобы принять меры по их недопущению. Система мониторинга регионального развития выступает механизмом выявления и предотвращения возможных угроз, а информация, полученная в процессе мониторинга, позволяет доступными методами воздействовать на ситуацию.

1.Подчиненность задач управления экономической безопасностью более общей системе управления национальной безопасности РФ. В силу этого система мониторинга экономической безопасностью должна создаваться как подсистема мониторинга национальной безопасности.

2.Многоаспектный характер безопасности, обусловленный тем, что значительная часть объектов мониторинга требует отслеживания безопасности взаимодействия между ее элементами: экономической, экологической и социальной составляющими.

3.Иерархичность структуры системы мониторинга, которая должна соответствовать территориальным и отраслевым уровням управления народнохозяйственными системами.

4.Непрерывность проведения мониторинга.

5.Активизация инвестиционных процессов: мониторинг должен осуществляться с высокой степенью заблаговременности (5-10 лет и более).

6.Комплексный (многокритериальный) характер мероприятий по нейтрализации угроз: многовариантные мероприятия по повышению экономической безопасности с целью обоснования распределения затрат и эффектов по секторам экономики и субъектам территориально - производственных систем.

7.Необходимость обеспечения единого методического подхода к анализу и сопоставимости оценок экономической безопасности для ранжирования, а также для отслеживания изменения уровней безопасности во временном разрезе (для оценки эффективности мероприятий по нейтрализации угроз).

8.Сочетание административно-правовых и финансово - экономических методов и механизмов управления экономической безопасностью.

К числу приоритетных направлений организационно-методических работ в области мониторинга можно отнести:

Определение состава, содержания и периодичности работ по мониторингу с разработкой необходимой нормативно-методической базы и инструментальных средств;

Создание государственной системы информационного обеспечения мониторинга;

Формирование организационных структур по управлению мониторингом и их правовое и финансовое обеспечение.

Различные структуры государственной власти должны выполнять свои функции по обеспечению жесткую регламентации этапов разработки, корректировки и реализации политики государства. Одной из центральных процедур в этом процессе должен стать мониторинг нормативно-правовых документов, выражающих экономическую политику с точки зрения воздействия их на показатели экономического роста, достижения социально значимых результатов благополучия общества и экономической безопасности.

Организация мониторинга соответствующих уровней, разработка показателей по объектам мониторинга должны быть возложены на органы, создаваемые в рамках управления системой экономической безопасности. Целесообразно создать сеть региональных центров по разработке и внедрению, а также по выполнению работ по диагностике и прогнозированию уровней безопасности территорий. Формирование целей и планов развития требует активного участия в этом государства, а разработка соответствующего правового механизма является важнейшей функцией законодательных органов РФ. В процессе создания целостной системы управления экономической безопасностью необходимо учитывать интересы и полномочия между различными уровнями управления как по структуре, так и по функциям, а также по горизонтали и по вертикали (федеральным, региональным, местным, законодательным и исполнительным и др.). Распределение функций и компетенций между представительными и исполнительными органами является важной задачей.

На рисунке 3.1 приведена схема проведения работ по диагностике и прогнозированию экономической безопасности. Видно, что цепочка «оценка состояния региона – диагноз – прогноз – стратегия управления» замкнута.Это дает возможность: рассмотрения динамики региона; исследование процессов развития при различных исходных данных и стратегиях управления; создание потенциально возможных сценариев его развития.

Рис. 3.1. Схема проведения работ по диагностике и прогнозированию
Стратегический мониторинг оценивает ход реализации стратегии, возможность и целесообразность ее дальнейшего развития. Оперативный мониторинг дает оценку правильности отдельных функций и работ, отслеживает текущую деятельность по фактическим значениям показателей, сравнивая их с плановыми, нормативными, средними показателями и пороговыми значениями. Стратегический мониторинг направлен на развитие, а оперативный мониторинг - на конкретный результат.

Рассмотрим основные этапы мониторинга:

1.Определение целей и объектов мониторинга, разработка показателей, выбор средств и методов сбора информации.

2.Сбор, изучение и обобщение информации, формирование информации для анализа.

3.Анализ информации, сравнение фактических данных с пороговыми значениями показателей и оценка перспектив развития.

4.Систематизация и подготовка информации для принятия управленческих решений.

5.Контроль над результатами управленческих воздействий. Разработка мероприятий по устранению негативных последствий в случае их возникновения.

6.Анализ необходимости дальнейшего проведения мониторинга, корректировка системы мониторинга.

7.Выработка прогнозных направлений деятельности региона или корректировка стратегии деятельности в случае необходимости.

Сущность первого этапа заключается в определении целей и объектов мониторинга в соответствии с особенностями и задачами, стоящими перед регионом.

На втором этапе выполняется сбор и регистрация информации, осуществляется оперативный контроль поступления и свода информации.

На третьем этапе анализируется информация, выполняется сравнение данных с пороговыми значениями показателей, изучается динамика показателей. Таким образом, основой системы мониторинга является управление по отклонениям, определяются факторы, вызвавшие эти отклонения.

На четвертом этапе разрабатываются альтернативные управленческие решения, по устранению "узких мест" или определению точек роста приоритетных направлений развития региона.

На пятом этапе оценивается эффективность разработанных управленческих решений, причины, виновники негативных явлений, разрабатываются новые решения.

На последних этапах уточняется методика мониторинга, принимается решение о дальнейшем проведении мониторинга, уточняются цели и направления деятельности региона.

Таким образом, мониторинг является механизмом, обеспечивающим развитие региона. На основе системного наблюдения за ходом и характером количественных и качественных изменений, происходящих в регионе. Мониторинг нацелен в первую очередь на раннее выявление различных сбоев и угроз, потенциально опасных с точки зрения вероятности ухудшения состояния региона и обеспечивает распознавание надвигающегося кризиса, для того, чтобы оперативно отреагировать на него, уменьшить степень риска и избежать катастрофических последствий.

Объективная информация об изменениях, происходящих в регионе, является необходимым условием его развития. Мониторинг дает органам регионального управления оперативную информацию для принятия эффективных управленческих решений в различных ситуациях для обеспечения выбора необходимой стратегии развития.

В заключении нужно отметить, что почти тридцатилетний опыт использования ситуационных центров в коммерческих и государственных структурах, позволил сформулировать набор методологических принципов, повышающих действенность мониторинга.

Во-первых, формируется группу экспертов для углубления понимания, уяснения проблемы, ее структуризации, выделения определяющих проблему факторов определения индикаторов, характеризующих исследуемую ситуацию.

Во-вторых, мониторинг необходимо направить на реализацию определенной цели, решение конкретной задачи, в рамках проблемной области исследуемого объекта.

В-третьих, формирование групп специалистов по обработке информации, работающих на различных иерархических уровнях: на верхнем уровне должно находиться лицо, в интересах которого осуществляется мониторинг, а группы, находящиеся на нижележащих уровнях, должны работать в постоянном контакте между собой.

В-четвертых, руководитель кроме обобщенной информации о ситуации должен иметь доступ к первичной информации, что повышает устойчивость процесса принятия решений.

В-пятых, определенный поначалу набор показателей для слежения за ситуацией необходимо сохранять как можно дольше - даже если через некоторое время после запуска мониторинга выяснится, что он не так хорош, как хотелось бы. Это создаст хороший базис для последующей модификации мониторинга.

В-шестых, необходимо иметь формализованную модель анализа данных и модель принятия решений, используя для этого современные информационные технологии, позволяющие выявлять закономерности и тенденции развития наблюдаемых событий, строить сценарии их развития.

В-седьмых, применение средств визуализации результатов обработки информации, что обеспечивает многомерное представление этих результатов.

В-восьмых, осуществление объектного мониторинга для выявляя закономерности на различиях, наблюдаемых при переходе от объекта к объекту.