Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Современные инструменты и методы государственного регулирования экономики. Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики

Вопрос. Система инструментов регулирования экономики.

Тема 9. Макроэкономическая политика.

1 вопрос. Система инструментов регулирования экономики

2 вопрос. Финансовая (фискальная) политика: экономическое содержание и задачи.

3 вопрос. Кредитно-денежная политика: цели, инструменты и методы.

вопрос. Система инструментов регулирования экономики.

Реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность ко­торых образует механизм государственного регулирования.

К общим принципам ис­пользования экономических инструментов относятся следующие положения:

1). Эффект регулирования предполагает минимальное на­рушение рыночных основ экономики.

2). Регулирующие меры должны осуществляться в услови­ях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

3). Стремление к достижению максимального эффекта в про­цессе использования регулирующего механизма предполага­ет четкое знание его структуры.

Сегодня в основе государственного регулирования находятся в равной мере экономические интересы как государства, так и управляемых объектов – общества и частных предприятий.

В системе государственного регулирования принято выде­лять две формы: экономическую и административную (т.е. институциональ­но-правовую). Обе формы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Указанные меры в целях обязательности исполнения закрепляются в федеральных и областных законах, постановлениях Правительства РФ и Правительства субъектов РФ, Указах Президента и распоряжениях губернаторов.

Экономическая и административная формы взаимно переплетены. Отнесение к той или иной форме регулирующего воздействия (метода) со стороны государства во мно­гом зависит от механизма их применения. Механизм применения экономических методов намного сложнее, чем административных, что затрудняет деятельность управленческих структур. Экономические методы предполагают использование экономических инте­ресов субъектов хозяйственной деятельности для достижения общественно-и государственно значимых целей.

По непосредственности воздействия экономические методы можно отнести к косвенным методам воздействия (к ним же относятся социально-психологические методы управления), административные методы - к прямым.

Методы прямого воздействия предполагают такое ре­гулирование со стороны государства, при котором поведе­ние субъектов экономики основано не столько на самосто­ятельном экономическом выборе, сколько на предписа­ниях государства (н-р. на­логовое законодательство).

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям эко­номической политики (н-р, регулирование ЦБ величины учет­ной ставки).

Оба метода воздействия на экономику не разделены жесткой линией. В каждом из используемых инст­рументов элементы имеются обоих методов, однако во мно­гом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках про­ведения финансовой политики в большем объеме наблюдает­ся проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы.

Система экономических методов государственного регулирования экономики предполагает использование экономических за­конов в хозяйственной деятельности, рациональное применение на их основе экономических рычагов и стиму­лов.

К экономическим методам относится социальная политика (в том числе как пенсионное обеспечение), активизация государственного сектора экономики, федеральные и областные отраслевые и территориальные программы и другие методы.

К экономическим рычагам относятся доходы (прибыль и заработная плата), амортизационные отчисления, цена, дивиденды, процентные ставки, формы расчетов, вклады, виды кредитов, финансовые санкции и другие рычаги. В общем случае рычаг представляет собой прием действия метода, то есть то, за счет чего действенен метод.

Экономические методы и рычаги могут государственными органами страны корректироваться в соответствии с меняющейся обстановкой.

Совокупности экономических методов и рычагов, используемые по определенным направлениям государственного регулирования экономики формируют виды и содержание конкретных экономических политик. Перечислим некоторые из них.

Инновационная политика. При внедрении высоких технологий путь решения проблем подчас находится на стыке отраслей, поэтому необходимо формирование органов межотраслевого управления, например создание корпораций на акционерной основе. Государство мо­жет предоставлять корпорации заказ на производство нужной продукции и в то же время быть владельцем более 50 % ее ак­ций, то есть контрольного пакета, что обеспечит государствен­ное регулирование деятельности предприятия. При этом инте­ресы государства гарантируются советом директоров, в кото­рый входят представители правительства.

Основной задачей территориального управления является разработка региональной политики, раци­ональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие региона. При этом должны быть раз­граничены полномочия федеральных и региональных органов власти.

Прогнозирование - это предвидение, основанное на законо­мерностях общественного развития, действии факторов в прогно­зируемый период и расчетных данных. Прогноз строится с учетом тенденций научно-технического прогресса, возможных результа­тов и условий, при которых они могут быть реализованы. Он осу­ществляется с учетом демографических, экономических, научно-технических, социальных, экономических (отраслевых и регио­нальных) факторов.

Индикативное планирование должно опираться на сильный государственный сектор, способный оживить российскую экoномику, государственный и частный капитал. Разработку феде­ральных целевых программ осуществляют органы государствен­ного управления РФ, а региональных - органы государственно­го управления субъектами РФ. При этом выделяют приоритеты, намечают конкретные результаты и эффект, который должен быть достигнут в

Ценовая политика неотъемлемая часть общей макроэкономической политики государства. Основной це­лью ценовой политики в секторах экономики является поддержание паритетных отношений между отраслями народнохозяйственного комплекса, создание условий для повышения доходности производства, уве­личения объемов продукции, а также защита отечественных това­ропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам то­варов.



Налоговая политика - основной инструмент государства, обес­печивающий, с одной стороны, существование самого государ­ства, с другой - регулирование экономики общества в целом. Налоги затрагивают проблему национальной безопасности, так как непродуманная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального про­изводящего сектора экономики. В развитых странах давно опреде­лен размер безопасного и достаточного для государства изъятия добавленной стоимости; он колеблется от 30 до 60 % ВВП. В Рос­сии через налоги перераспределяется 35-40 % ВВП.

Денежно-кредитная политика государства в первую очередь должна быть также направле­на на развитие отечественного произ­водства. В настоящее время система кредитования не в достаточной степени учитывает специфику отраслей народного хозяйства.

Бюджетная политика. Она направлена на решение стратегических задач развития общества и приоритетных отраслей экономики. Бюджетная поддержка осуществляется в формах: прямого вливания финансовых средств в уставные капиталы ОАО, обеспечивающих производство или производящих социально значимые товары и услуги.

Система страхования в современных условиях стала еще одним важным элементом ста­бильного развития отраслей и предприятий. Система требует дальнейшего методологического и методического развития.

Экономический протекционизм представляет собой систему государ­ственных мероприятий, направленных на стимулирование отече­ственного производства продукции и защиту внутреннего рынка от импорта.

Государственное регулирование действует в определенных гра­ницах и зависит от социально-экономической политики. Цели и принципы государственного регулирования в определенной сфере выражаются в соответствующей стратегии. В начале 90-х годов общая и отраслевые стратегии были направлены на ста­новление свободных товаропроизводителей, утверждение много­образия форм собственности.

В экономической науке по этому вопросу идет спор двух направлений. В соответствии с первым необходим сво­бодный рынок вплоть до отказа государства от финансовой помо­щи отраслям и ускорения банкротства убыточных предприятий. Другое направление предполагает постепенное ста­новление регулируемого рынка, государственную под­держку всех форм собственности, жесткий контроль трудовых отношений и технологических процессов.

Второе направление соответствует опыту развитых стран мира, в которых государство определяет приоритеты в управлении социально-экономичес­кими процессами. Без сохранения за государством значительной доли собственности, эффективного регулирования развития социально-экономических процессов, хода текущего реформирования, а также без государственного индикативного планирова­ния и прогнозирования, стимулирования совокупного спроса не­возможно построить эффективную экономику и не допускать системных кризисов.

Ведущими инструментами государственного регулирования экономики выступают финансовая (фискальная) и де­нежно-кредитная политика.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Финансовая (фискаль­ная) политика Монетарная (денежно-кредитная) политика
Тип воздей­ствия на экономические процессы Метод преимущественно прямого воздействия на экономику Метод преимущественно косвенного воздействия на экономику
Объект воздействия В первую очередь - сово­купный спрос (кейнсианский вариант регулирова­ния) В первую очередь - сово­купное предложение (нео­классический, неолибе­ральный вариант регули­рования)
Высокая степень получа­емого аффекта Адаптационностъ по отношению к рыночным условиям
Слабые стороны данного инструмента Достаточно высокая сте­пень «помех» рыночным процессам. Бюрократизм процесса «запуска» данных мето­дов (парламентские слу­шания, лоббизм) Относительная замед­ленность в достижении результата (наличие лага времени из-за многосту-пенчатости процесса)

В историческом развитии рыночного общества прослежи­вается эволюция постепенного перемещения эпицентра регулирования с прямых методов на косвенные. Финансово-бюд­жетные процессы, т.е. преимущественно прямые методы, нарастали уже с середины 19 века (финансовая политика является основой кейнсианской системы регулирования); достигла пика своего развития к 60-м годам 20 века. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увели­чиваться лишь с первой трети 20 века. Сегодня правительства разных стран активно используют тот инструментарий, который боль­ше соответствует природе рыночного механизма (т.е. моне­тарную политику).

2 вопрос. Финансовая (фискальная) политика: экономическое содержание и задачи.

Эффективность экономической политики во многом зави­сит от состояния финансово-бюджетного сектора государства.

Финансы - это сово­купность стоимостных потоков, связанных с распределени­ем и использованием денежных ресурсов в хозяйственном про­цессе. Смотрите тему 10.

Финансовая (фискаль­ная) политика представляет собой использование финансовых инструментов для реализа­ции определенных макроэкономических целей.

В мировой экономической литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Од­нако в смысловом наполнении двух указанных терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую оче­редь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулиро­вания конъюнктуры.

Понятие фискальной политики как реального инструмента го­сударственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной поли­тики состоит в управлении в определенных целях совокупным спро­сом посредством манипулирования налогами, трансфертами и пра­вительственными закупками. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами со­временной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности произ­водства и социальной сферы.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА»
Фискальная политика Направления Стимулирование конъюнктуры; Сдерживание конъюнктуры.
Налоговая политика (политика доходов, преимущественно регулирующий аспект.)
Политика расходов (преимущественно регулирующий аспект).
Финансирование социальных мер.
Финансирование структурных мер.
Финансирование региональных мер.
Финансирование экологических мер.
Политика оказания помощи развивающимся странам
Бюджетная политика Направления: Поддержание бюджетного равновесия; Перераспределение средств между бюджетами.
Политика среднесрочного финансового планирования

Многосторонность понятия «фи­нансовая политика» ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах: как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается выполнение многих макроэкономических це­лей), как самостоятельное направление экономической поли­тики.

Процесс финансового регулирования основан на исполь­зовании системы аккумуляции средств и их расходования. Основу финансовых доходов составляют налоги. В ходе исторического развития в мировой хозяйственной практике сформировалось множество видов налогов. В совре­менных развитых странах их численность составляет около50.

Налоговая система является мощнейшим средством пере­распределения финансовых ресурсов; представляет собой проти­воречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обес­печении изъятия у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение данного пара­докса осуществляется за счет разумных компромиссов. Смотрите тему 10.

В экономической теории под государственными расходами понимают затраты государства на приобретение материаль­ных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ: позиции экономических школ

Английский экономист А.Пигу предложил следующую классификацию форм реализации государственных расходов: трансформационные (государственным субсидиям противо­стоит услуга) и трансфертные (без встречной услуги).

ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Классификация Характеристика
Дискреционная политика Осознанное, целенаправленное манипулиро­вание системой налогов и расходов с целью воздействия на уровень экономической актив­ности. Реализуется через совокупность зако­нодательных и исполнительных актов.
Недискреционная политика Процесс автоматического воздействия фи­нансовой политики на уровень экономиче­ской активности. Действие встроенных ста­билизаторов.
Сдерживающая политика Вариант политики, проводимой правитель­ством в ходе конъюнктурного спада. Цель - стимулирование (с помощью финансов) конъюнктурного роста, сокращение безра­ботицы
Сдерживающая политика Вариант политики, проводимой правитель­ством в ходе конъюнктурного подъема. Цель - «охлаждение» темпов роста ради снижения инфляции

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Государственные расходы вызывают рост национального продукта; срабатывает эффект мультипликатора. Кривая С + I сдвигается вверх на величину G (смотрите рисунок ниже).

Мультипликатор государственных расходов рассчитывается по формуле:

M g = DY: DG = 1: (1 - MPC)

где М g - мультипликатор государственных расходов; DY- прирост доходов (прирост национального продукта); DG - прирост государственных расходов; МРС - предельная склонность к потреблению.

Рис. Воздействие государственных расходов на объем национального производства

В дискреционной фискальной политике имеет место понятие «мультипликатор сбалансированного бюджета»: рав­ные увеличения государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. Дело в том, что мультипликатор государственных расходов связан с налоговым мультипликатором (М t) .

Пример: Рост налогов (DT) на 20 ед. вызывает уменьшение располагаемого до­хода на 20 ед. и потребительских расходов на 15 ед. (МРС = 3 / 4). Сово­купный продукт сокращается на 60 ед. (налоговый мультипликатор = 3). Рост государственных расходов (DG) на 20 ед. вызывает рост сово­купного продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расхо­дов равен 4). Чистый прирост совокупного продукта DY = 20. DY = DG = DT = 20.

Дискреционная фискальная политика: 1) при преодолении спа­да должна быть стимулирующей и предполагает движение в направлении бюджетного дефицита за счет увеличения государственных расходов и снижения налогов;

2). при подъеме, инфляции, вызванной избыточным спросом должна быть сдерживающей и предполагает движение в направлении бюджетного профицита за счет снижения государственных расходов и увеличения налогов;

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматиче­ское изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производ­ства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автоматически за счет воздействия встроенных стабилизаторов (прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (пособия по безработице), система участия в прибылях). По мере роста объема национального продукта идут пропорцио­нальные приросты налоговых поступлений. Так, увеличиваются по­ступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпо­раций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Транс­фертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономиче­ского подъема сокращаются, во время спада возрастают.

Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть эко­номических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.

Для осуществления целей и задач государственного регулирования используется набор средств как экономического, так и неэкономического характера. Они подразделяются на методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй - экономические средства регулирования.

Административные методы регулирования экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти.

Данная категория включает в себя запрещение, т.е. запрет какой-либо деятельности, использования каких-либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может запретить строительство промышленных предприятий в городе, транзит через его территорию грузов и транспортных средств других государств, ввоз или вывоз каких-либо товаров. Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Формой разрешения может выступать лицензирование разнообразных видов экономической деятельности, ввоза или вывоза ряда товаров (лекарств, продовольствия и пр.). Принуждение - метод административного управления, основанный на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, уклонение от уплаты налогов, их недоплата или несвоевременная уплата наказываются взиманием штрафов с налогоплательщиков.

К административным методам относятся также различные нормы и стандарты, находящиеся на стыке экономики, техники, экологии. В качестве примера можно привести максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросах вредных веществ (токсинов) в окружающую среду.

В рыночной экономике государственное регулирование осуществляется преимущественно на основе экономических средств. К ним относят бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, ускоренную амортизацию, государственное программирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления государственной собственности, внешнеэкономические инструменты.

Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения и денежной системы страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы, выравнивания платежного баланса.

Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают:

¦ регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования);

¦ установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;

¦ операции Центробанка на рынке ценных бумаг.

В системе мер денежно-кредитной политики есть и административные рычаги: лицензирование банковской деятельности, ограничение кредитования, установление различных нормативов для банков.

Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию налоговой системы и государственных расходов для реализации целей социально-экономической политики.

Государство может оказывать стимулирующее воздействие на экономику, поддерживать научно-технический прогресс, ускорять развитие отдельных отраслей экономики, проводя политику ускоренной амортизации. Такая политика широко используется во всем мире для ускорения обновления основных производственных фондов. Смысл ускоренной амортизации состоит в начислении ежегодных списаний в амортизационный фонд по повышенным нормам. В результате стоимость основных фондов переносится на издержки производства в более быстрые сроки, уменьшается налоговая нагрузка на предприятие. В то же время увеличиваются возможности инвестирования.

Прогнозирование широко используется в процессе регулирования современной рыночной экономики. Оно представляет собой оценку развития экономики на определенный предстоящий период, прогноз перспектив развития рыночной конъюнктуры, изменений рыночных условий. Результаты прогнозирования используются при составлении бюджетов страны, определении целей экономической и социальной политики и пр. Выделяют краткосрочные (на 1-1,5 года), среднесрочные (на 4-5 лет) и долгосрочные (на 10-15 лет) прогнозы.

Программирование - одно из наиболее прогрессивных направлений по развитию рыночной экономики. Во многих развитых странах после Второй мировой войны активно использовалось макроэкономическое индикативное планирование, когда показатели планов рассматривались как ориентиры, индикаторы развития. Другой важной формой программирования выступает разработка и реализация целевых программ, направленных на решение каких-либо конкретных проблем. В качестве примера можно привести программы, разрабатываемые НАСА (Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Spase Administration, NASA)). В России в настоящее время метод целевого планирования используется весьма активно. В частности, реализуются четыре национальных проекта: в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельскохозяйственного производства.

Государственная собственность используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития. К ней относится социально-экономическая инфраструктура (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях может иметь место участие государства в виде пакетов акций ряда фирм. Предприятия с государственным участием подчиняются общим законам рыночной экономики.

Инструменты внешнеэкономической деятельности используются для воздействия на различные стороны внешнеэкономических отношений - торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, ва-лютно-расчетные отношения. К ним относятся: таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц

Кафедра экономики

«Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики»

Выполнила: студентка ФЭФ 5 курса 25 С потока

Шарапова Елена Владимировна

Проверила: Лапина Елена Константиновна

Оценка ________________________________

«______»_________________________2008 г.

Нижний Новгород


Введение

Глава 1. Основные методы государственного регулирования

1.1. Прямые (административные) методы

1.2. Косвенные (экономические) методы

Глава 2. Основные инструменты государственного регулирования

2.1. Система инструментов регулирования экономики

2.2. Финансовая (фискальная) политика

2.3 Денежно кредитная (монетарная) политика


Теоретическая часть

Введение

Государственное регулирование экономики - это система мер государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:

1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;

2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;

3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;

5. По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.


I . Основные методы государственного регулирования

1.1 Косвенные (экономические) методы

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

Операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;

Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

Изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

Краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

Среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет.

Долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

1.2 Прямые (административные) методы

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.


II . Основные инструменты государственного регулирования

2.1 Система инструментов регулирования экономики

Объекты и цели государственного регулирования экономики.

План

1 . Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.

4. Государственное экономическое програм-­
мирование.

1. Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета регулируемая не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в вечную проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляе­мых правомочными государственными учреждениями и обще­ственными организациями, нацеленная на повышение эффектив­ности общественного воспроизводства и удовлетворения потреб­ности общества.



Государственное регулирование экономики имеет объектив­ную основу:

а) обобщение производства как в границах национальной
экономики, так и в международном масштабе;

б) развитие НТР, требующего громадных трудовых и фи­-
нансовых ресурсов, которыми не располагают частные предпри­-
ниматели;

в) неспособность рынка решить экономические, социальные
проблемы;

г) неспособность рынка обеспечить удовлетворение потреб-­
ностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во мно­гих сферах, в то время как государство регулирует рынок посред­ством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства.

Субъектами государственного регулирования экономики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами государственного регулирования экономики) являются органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

В государствах с федеративным устройством (США, Россия, Канада, Индия, ФРГ, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики; всё более независимыми в осуществлении государственного регулирования экономики от законодательной власти становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создаётся орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных видов отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом: чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами выразителями экономических интересов.

Обратная связь между государственного регулирования экономики и носителями хозяйственных интересов довольно жёсткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: уровне напряжённости, оценке государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качестве жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования и их интересами. Наконец, союзы, являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям это и есть обратная связь между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов.

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики :

· экономический цикл;

· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

· условия накопления капитала;

· занятость;

· денежное обращение;

· платёжный баланс;

· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

· условия конкуренции;

· социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда;

· внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики - это притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В других случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса; в других поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванным привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала . Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное опасным социальным последствиям.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение . Основная направленность регулирования денежного обращения борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты условия накопления, социальные отношения.

Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Ещё один из основных объектов регулирования цены . Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление государственного регулирования экономики особенно противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

Объектами государственного регулирования всё в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества, окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество .

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых задач . Это следующие иерархические уровни: фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредствующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель выравнивание экономического цикла направлена на объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства на секторальную, отраслевую и региональные структуры; улучшение окружающей среды на окружающую среду и т. д.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствование отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твёрдого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержание занятости и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Итак, в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д.

Положения отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном случае оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

3. Инструменты государственного регулирования экономики

Государство воздействует на экономику с помощью определенных, создаваемых для реализации конкретных целей, инструментов. Под инструментом государственного воздействия на экономику понимают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций. Инструментарий государственного воздействия на экономику – это совокупность инструментов, применяемых государством. Обычно в каждой стране этот инструментарий отражает специфику целей правительства и хозяйственных отношений.

В современных условиях сложились следующие инструменты:

1) Правительственные закупки;

2) Трансфертные платежи;

3) Государственные кредиты;

4) Дотации, субсидии;

5) Федеральные финансы (включающие федеральный бюджет и внебюджетные фонды, доходы и расходы);

6) Финансы субъектов федерации;

7) Дефицит государственного бюджета;

8) Государственный долг (внутренний и внешний);

9) Местные финансы;

10) Фискальный федерализм;

11) Государственное предпринимательство;

12) Хозяйственное законодательство;

13) Национализация и приватизация объектов собственности.

Правительственные закупки являются фактором роста рынков ресурсов и товаров за счетувеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством государства в хозяйственную жизнь:

1) Государство вливает свои финансовые ресурсы в элементы спроса и тем самым стимулирует общий подъём экономической конъюнктуры;

2) Сокращая своё участие в формировании совокупного спроса, государство сдерживает нежелательный «перегрев» экономики, когда рост выходит из под общественного контроля.

Трансфертные платежи представляют передачу государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом. Через трансфертные платежи государство перераспределяет налоговые доходы; стимулирует возникновение и реализацию положительных внешних эффектов; реализует свою социальную функцию.

Государственные кредиты характеризуют то обстоятельство, что государство является собственником части совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату – процент. Увеличение государственных кредитов стимулирует рост деловой активности, а сокращение – сдерживает ее.

Под дотацией понимается безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги. Под субсидией подразумевается финансовый расход правительства для целей покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевой государственной программы. Субсидия может выступать в виде дотации и субвенции. Субвенцией является субсидия целевого назначения (под выполнение целевой программы).

Федеральные финансы образуются как совокупный денежный фонд, аккумулируемый государством за счет собственных или заемных ресурсов с целью исполнения центральных функций правительства. Федеральные финансы складываются из доходов федерального правительства(источников и форм поступления денежных ресурсов в бюджет государства) и расходов федерального правительства (направлений и форм расходов денежных ресурсов в целях реализации функций государства). Доходы и расходы в совокупности образуют федеральный бюджет. Федеральный бюджет – это план доходов и расходов центрального правительства.

Сальдо федерального бюджета может выступать в трех формах:

1) в виде баланса (когда доходы равны расходам);

2) активным (когда итоговые доходы выше расходов);

3) пассивным (когда доходы меньше расходов).

Если выполняется третья ситуация, то говорят о дефиците федерального бюджета . Дефицит государственного бюджета образуется как сумма превышения расходов государства нал его доходами. Дефицит частично или полностью покрывается эмиссией бумажных денег или размещением обязательств государства перед участниками рынка.

Под государственным долгом понимается вся сумма обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами. Основная сумма обязательств - это выпущенные но не погашенные государственные займы с начисленными процентами. По своему составу государственный долг может быть:

1)общегосударственным (это долг центрального правительства, как внутренний, так и внешний);

2) задолженность субъектов Федерации;

3) задолженность местных органов власти;

4) задолженность государственных предприятий;

5) прочие долги.

Исторически по различным причинам наблюдается рост государственного долга. Среди них можно отметить такие: рост масштабов экономики, ее результатов и влияния на это государственного фактора; диверсификация, развитие и рост доходов и расходов государственного бюджета; переложение на государство функции развития производства и воспроизводства общественных товаров; усложнение задач и методов обеспечения качества смешанной экономики; рост обяза­тельств государства как участника мировой экономики, по­требителя ее ресурсов.

Считается, что до определенного уровня дефицит государственного бюджета допустим. Обычно это 4-5% от ВВП. Сверх этого дефицит стимулирует неконтролируемые ин­фляцию и прочие отрицательные явления. Одна из причин того, что 4-5% дефицита от объема ВВП не так опасны в том, что полагается и рост ВВП, как правило, не менее чем на 2-3% в год. В этом смысле дефицит растет почти пропорционально росту ВВП и не дестабилизирует макроэкономику. Кроме того, незначительный дефицит, вызывающий большой прирост инфляции (скажем, 0,15% в расчете на месяц) может стимулировать участников рынка оборачивать капиталы с рентабельностью не ниже некоего макроэкономического минимума.

Основной источник обеспечения доходов бюджета - налоговые поступления. Налоги представляют обязательные платежи физических и юридических лиц взимаемые государством. Налоги выполняют следующие функции: фискальную (основная функция, которая реализует образование государственных денежных фондов); экономическую (связана с перераспределением доходов в целях социального и экономического развития); политическую (связана с реализацией государственных интересов (обороной, государственным управлением, правопорядком и т.д.).

Главными видами налогов в рыночной экономике являются прямые налоги (они устанавливаются непосредственно на доход и имущество, то есть объект обложения здесь прямо указывается); косвенные налоги (устанавливаются на вторичные, третичные и т.п. производные объекты обложения, например, на тот или иной объем реализации товара или услуги; на право пользования чем-либо и т.д.).

Что касается расходов государства, то они представляют целевые фонды денежных средств, ассигнованные и фактически использованные государством для реализации своих функций. К основным функциям целевых расходов относят:

- «защиту доходов» (расходы на поддержание принятых социальных стандартов жизни наименее защищенных граждан);

- «защиту государства» (расходы на оборону, управление, правопорядок, суд и т.д.);

- «обслуживание государственного долга» (расходы на возврат заемных средств и процентов по ним).

В целом, как расходы, так и доходы государства постоянно растут. К причинам этого, помимо уже сказанного, можно отнести:

Развитие, диверсификацию и рост источников доходов государства;

Рост народонаселения;

Урбанизацию экономики;

Рост спроса на общественные блага;

Рост расходов на поддержание качества природной среды;

Эгалитаризм (систему мер, направленных на сокращение социального неравенства за счет относительного уравнивания доходов различных социальных групп населения).

В Российской Федерации доходы и расходы разделены на три вида: федеральные, субъектов Федерации и местные. Наиболее полным по совокупности доходов и расходов является консолидированный бюджет, а федеральный – его часть.

Финансы субъектов Федерации обслуживают потребности правительств членов Федерации в формировании и использовании денежных фондов в пределах их территориальных единиц.

Местные финансы включают низовой уровень финансовой системы государства. Это финансы областей, городов, общин, районов, муниципалитетов и т.д. Они обслуживают финансовые потребности территорий с административными границами. Главным источником доходов местных финансов являются поимущественные налоги, а основной вид расходов - финансирование социальной сферы.

Все уровни финансов государства взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это осуществляется через механизмы фискального федерализма. Фискальный федерализм представляет систему межправительственного пере­распределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использова­ния. В результате такого перераспределения: укрепляется доходная база бюджетов; сокращаются или полностью по­крываются дефициты бюджетов; сдерживается ввод новых налогов и рост налоговой нагрузки на участников рыночного хозяйства.

Под государственным предпринимательством понимается такая хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурсной базы которой выступает правительство (федерации, республики или местное). Как правило, государственное предпринимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточном уровне эффективности. Например, это сферы, где риск чрезмерен, а инвестиции весьма велики и требуют Дополнительных, преимущественно не частных источников (в развитых странах это, в основном, капиталоемкие отрасли материальной инфраструктуры производства - общегосударственные системы транспорта и связи, космонавтика, атомная энергетика и др.). Конкретная доля участия госу­дарства в той или иной отрасли экономики сильно варьирует от страны к стране и определяется, помимо всего прочего, политическими, социальными, историческими, экологическими и иными обстоятельствами. Так, в США и Германии наиболее высокой является доля государственного предпринимательства в почтовой отрасли, в Японии - в отрасли связи, а в Швеции - в отрасли железнодорожного транспорта.

Под законодательством понимается система специальных норм права, утвержденных парламентом в качестве обязательных к исполнению теми, кому они адресованы. Целями законодательства являются:

Обеспечение равных условий (правил) для «игры» в различных сферах конкурентной среды;

Сдерживание факторов, разрушающих рынок (моно­полизма, инфляции, коррупции, криминализации экономики и других);

Создание межгосударственных правовых стандартов для интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

В современных раз­витых государствах законодательное регулирование эконо­мики является весьма сложным по видам, составу, целям и эффективности применения. Оно включает законы, кодек­сы, указы, поправки к законам и другие юридические нор­мы высших законодательных органов и лиц (Президента или иного лица) государства. В этом смысле основная про­блема сводится к тому, чтобы максимизировать общий эко­номический эффект от применения согласованных (увязан­ных) между собой юридических норм.

Национализация и приватизация объектов собственно­сти - это инструменты, направленные на изменение струк­туры, доли и результатов функционирования секторов пред­принимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики. Национализация направлена на рост значимости государственного предпринимательского сектора и через это - на повышение эффективности функ­ционирования экономики. Приватизация имеет своей целью противоположный процесс - рост значимости частного предпринимательского сектора. Очень важно, чтобы нацио­нализация и приватизация (эти процессы могут протекать одновременно, но по разным сферам, отраслям и террито­риям экономики) проводились согласованно и вели к общему повышению уровня эффективности функционирования (качества) смешанной экономики. Эта проблема в макроэкономической теории называется» проблемой управления противоречиями государственного воздействия на хозяйстве

Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.
Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.
Основные экономические инструменты - это:
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.
Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.
Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому госу-
дарственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтовотелеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.