Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Когда будет принят бюджет на. Государственные инвестиции в экономику. Судьба приоритетных национальных проектов

Сложная экономическая ситуация в России заставляет задумываться наперед о том, какая жизнь ожидает в будущем нас, простых граждан. Будущее обычных людей напрямую зависит от того, какой политики собираются придерживаться власть имущие в наступающем периоде. Сегодня мы узнаем о том, каков будет бюджет России в 2017 году.

Особенности федерального бюджета РФ на 2017 год

Как известно, бюджет РФ разрабатывается сразу на 3 года вперёд, потому уже сейчас можно говорить о том, какими будут бюджетные показатели России в 2017-2019 годах. Однако, цифры в этом бюджете, со временем, под воздействием различных факторов и обстоятельств могут быть изменены, в т.ч на изменение различных бюджетных показателей очень существенно может повлиять — мировая политика и экономика.

Следует отметить, что федеральный бюджет на 2017-2019 г ., принят Госдумой — 9 декабря 2016г. и подписан президентом РФ — 20 декабря. Бюджет страны рассчитывается из множества факторов. Далеко не последнее влияние на него оказывает курс доллара, общая политическая обстановка на внешней арене и пр. Кроме того, большое влияние на экономику страны оказывают введенные санкции и ответные меры на них. Принятый Федеральный закон о бюджете вступит в силу с 01 января 2017 года.

Бюджет России 2017 в цифрах

Доходы — составляют 13488 миллиарда рублей.

Расходы – 16241 миллиарда рублей.

Дефицит бюджета – 2753 миллиарда рублей. Планируется уменьшить дефицит бюджета за предстоящие 3 года до 1.1 млрд рублей. Аналитики рассчитывают, что в 2017 г. уровень бюджетного дефицита уменьшится на 15%. Однако все в один голос утверждают, что сокращение это может произойти только за счет уменьшения расходов государства, в том числе, и на нужды населения.

Таблица доходов и расходов бюджета РФ на 2017 год

Правительство возвращается к трехлетнему циклу бюджетирования, что позволит устранить структурные дисбалансы. Бюджет России на 2017 год отражает в цифрах стремление чиновников перейти на режим строгой экономии. При этом в правительстве не прогнозируют значительного подорожания нефти, а дефицит бюджета сохраняется на высоком уровне.

Бюджет России на 2017 год в цифрах

Переход на трехлетний бюджетный цикл позволит устранить существующие дисбалансы, уверены представители Минфина. До этого федеральный бюджет разрабатывался на каждый год, что приводило к негативным последствиям в условиях падения экономики. Дефицит бюджета текущего года достигнет 3,9%, что является максимальным значением за последние 6 лет. Основная задача Минфина – до 2019 года снизить дефицит до 1,2%.

Эксперты подчеркивают, что переход к трехлетнему циклу свидетельствует о преодолении острой фазы кризиса. В нынешних условиях представители экономического блока могут планировать развитие ситуации в среднесрочной перспективе, что позволяет задействовать большее количество инструментов для стабилизации положения.

Ключевым прогнозным параметром, который влияет на бюджет 2017 года, является стоимость нефти. Чиновники заложили достаточно консервативный прогноз цен на нефть – 40 долл./барр. Если нефтяные котировки поднимутся выше, то правительство получит дополнительный источник финансирования, с помощью которого будет наполняться Резервный фонд.

Доходная часть бюджета на 2017 год остается без существенных изменений – 13,44 трлн руб. (против 13,37 в 2016 году). С учетом текущего темпа инфляции, реальные поступления в бюджет продолжают сокращаться. Изменение данного тренда ожидается только в 2019 году.

В Минфине подчеркивают, что налоговая нагрузка на бизнес в среднесрочной перспективе не будет увеличиваться. Более того, чиновники допускают снижение налогового бремени, что будет стимулировать развитие предпринимательства.

Наиболее острым вопросом остается необходимое сокращение расходов. Несмотря на все попытки чиновников, затратная часть будущего бюджета продолжает существенно опережать планируемые поступления.

Дефицитные расходы: резервы на исходе

Суммарные расходы бюджета следующего года достигают 16,18 трлн руб. Дефицит бюджета России 2017 года ожидается на уровне 3,16% (2,74 трлн руб.). По сравнению с абсолютным дефицитом текущего года, данный показатель сократится на 16%, подчеркивают в Минфине.

Структура расходной части остается без существенных изменений – основными статьями затрат остаются социальная сфера (31,4%) и национальная безопасность и оборона (29,8%). При этом доли затрат на здравоохранение и образование составят соответственно всего 2,3% и 3,5%. Доля засекреченных расходов составит около 18%, что значительно меньше показателей 2016 года (22%).

Для финансирования дефицита бюджета России на 2017 год будет использоваться насколько источников. В первую очередь в Минфине планируют увеличить внутренние заимствования, что поможет снять излишнюю нагрузку с резервных фондов. Ежегодно будет заниматься на внутреннем рынке более 1 трлн руб., что вдвое превышает темпы заимствований текущего года. Кроме того, в будущем году Минфину предстоит погасить госбумаги на сумму 829 млрд руб.

Резервный фонд в следующем году «похудеет» еще на 1,15 трлн руб. В результате данный источник финансирования будет полностью исчерпан. Еще 660 млрд руб. чиновники планируют привлечь из средств ФНБ. В последующие годы темпы расходования запасов ФНБ будут увеличиваться.

Перемены откладываются

Структура отечественного бюджета остается без существенных изменений, что свидетельствует о нежелании властей решать накопившиеся проблемы, считают эксперты. Основными статьями расходов остаются социальная сфера и оборона, что фактически является бюджетом «проедания». При этом в правительстве постоянно откладывают запуск пенсионной реформы, которая помогла бы сбалансировать ситуацию.

Несмотря на значительный запас прочности, финансирование дефицита бюджета превращается в серьезную проблему. За время кризиса РФ полностью истощила существующие резервы. Будущая приватизация и рост внутреннего долга позволит решить вопрос в краткосрочной перспективе, однако новый обвал цен на нефть может спровоцировать структурный кризис.

Чтобы снизить зависимость российской экономики от внешних факторов, необходимо внести изменения в действующую экономическую модель. В том числе потребуется пройти болезненный период сокращения доли социальных расходов. Сэкономленные ресурсы нужно направить на инвестиции и развитие инфраструктурных проектов, что создаст новые факторы экономического роста.

Бюджет России на 2017 год остается дефицитным. Расходная часть превышает доходы на 2,74 трлн руб., что приведет к дальнейшему истощению резервных фондов и росту внутренней задолженности.

Основными статьями затрат остаются социальная сфера и оборона, что свидетельствует о консервации существующих проблем. В результате российская экономика останется привязанной к динамике нефтяных котировок.

Правительственная точка зрения гласит, что этот факт не должен приводить россиян в уныние. Наоборот, санкции стоит рассматривать в качестве положительного явления, ведь длительная экономическая изоляция поможет развить собственное производство и усовершенствовать технологические достижения, что, в конечном итоге, обеспечит стране небывалый экономический подъем. Кстати, он уже прогнозируется в новом федеральном бюджете.

Проект госбюджета на 2017-2019 годы был опубликован в октябре

Проект документа был опубликован сотрудниками Министерства финансов России 12.10.2016, и именно он определит структуру доходов и расходов государства на три ближайших года. Новый бюджет позиционируется, как адаптированный к новым реалиям, в числе которых значатся низкие нефтяные котировки , сокращающиеся денежные резервы и «западные ограничения» экономического роста. Рассмотрим подробнее, что же было заложено в новом бюджете России, чтобы узнать правительственные приоритеты.

Инновации в Государственном бюджете России

На сегодняшний день российский бюджет еще не прошел стадию окончательного утверждения. Но основные инновации и цифры, характеризующие данный законопроект, уже вполне можно проанализировать. Среди основных нововведений можно отметить следующие моменты:

  • правительство намерено вернуться к старой практике, предусматривающей принятие единого бюджета на трехлетний период (в 2016 году экономика России основывалась на однолетнем финансовом документе). Согласно мнению, озвученному представителями Министерства финансов, данный шаг обеспечит последовательность и предсказуемость в выравнивании накопленных бюджетных дисбалансов;
  • отличительной особенностью нового документа стало изменение структуры источников финансирования бюджетного дефицита. Если в текущем году 2/3 дефицита покрывалось за счет средств, взятых их Резервного фонда, то в ближайшие три года представители Министерства финансов предлагают меньше использовать суверенные фонды и больше – заемные средства, привлекаемые на внутреннем рынке.

Доходная часть бюджета РФ в 2017 году

Стоит отметить, что доходная часть в бюджете-2017 зафиксирована на уровне 13,44 триллионов рублей и незначительно отличается от прошлогоднего показателя. Многие экономисты говорят о том, что если учесть еще и инфляционные ожидания , то в реальном выражении данная часть бюджета продолжит тренд к сокращению. В 2019 году представители Министерства финансов прогнозируют рост доходной части до 14,8 триллионов рублей, что является номинальным историческим максимумом для экономики России.

Эксперты отмечают, что запланированный рост поясняется ослабленными позициями рубля – в бюджет 2019 года заложена котировка в 71,1 рубль за 1 американский доллар. Нефтяные котировки, заложенные в бюджет РФ, спрогнозированы в размере 40 долларов/баррель. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что по отношению к уровню ВВП доходная часть будет иметь тенденцию к сокращению – в 2019 году эта доля составит 15%.


На доходную часть государственного бюджета влияет шаткая позиция рубля

Главной целью правительства глава Минфина Антон Силуанов назвал обеспечение доходов без дополнительного налогового реформирования и повышения возраста выхода па пенсию . Вполне возможно, что налоговая сфера претерпит реформы в пользу облегчения фискального бремени для бизнеса - прежде всего, это может коснуться налогов, взимаемых с предпринимателей. Другие эксперты поясняют правительственный оптимизм совсем другими причинами.

Так, например, Людмила Пронина, занимающая должность профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС, говорит о том, что минфиновский прогнозный рост доходной части вполне реалистичен. Но она поясняет вероятность его исполнения доходами от налогообложения на добычу полезных ископаемых , которые Минфин заложил в размере 300 миллиардов рублей на 2017 год, и по 200 миллиардов в 2018 и 2019 годах. Второй причиной она называет возможное повышение акцизных сборов .

Расходная часть бюджета России

Финансирование расходных статей было предложено в размере 16,181 триллионов рублей в 2017 году. Стоит сказать, что на следующие два года данный показатель был озвучен в несколько меньшей сумме. Так, в 2018 году расходы составят 15,978 триллионов, а в 2019 – 15,964 триллиона рублей. Согласно словам Антона Силуанова, сокращение расходной части бюджета является единственным путем для обеспечения бюджетной консолидации.

Напомним, что расходы в бюджете РФ делятся на две части: открытую и закрытую. Первая из них в 2017 году запланирована в размере 13,31 триллиона рублей, т.е. 18% всех расходов будут засекречены. Это меньше показателей 2016 года, когда уровень «скрытых» расходов превысил 22%. Причем корректировался бюджет-2016 в этом аспекте просто на глазах. Представители Минфина пояснили это некими планами, которые предусматривают досрочный расчет по кредитным обязательствам оборонных предприятий.


Самые большие ассигнования получит оборонная сфера России

Если рассматривать функциональные направления расходов постатейно, то можно сделать следующие выводы:

  • на нужды социальной политики запланировано пустить 5,08 триллионов рублей в 2017 году, 4,962 – в 2018 и 5,054 – в 2019. Правительство в данном случае демонстрирует склонность к сокращению социальных нужд , поясняя свои действия необходимостью экономить средства;
  • национальная экономика получит ассигнования а размерах 2,3 триллионов рублей в 2017 году. В 2018 ей будет выделено 2,246 трлн, а в 2019 – 2,054 триллиона рублей, то есть за три ближайших года финансирование национальной экономики сократится с 14,2% всех расходов до 12,9%. Довольно странно то, что при политике урезания расходов на данную статью правительственные финансисты прогнозируют стране скорый экономический рост . Не совсем понятно, какие причины данный рост могут спровоцировать – в условиях санкций и инвестиционной блокады на иностранные инвестиции рассчитывать нельзя, а местные предприниматели не могут позволить себе брать банковские кредиты из-за непомерных процентов;
  • нужды национальной обороны будут профинансированы в размере 950 миллиардов рублей. Указанная цифра является открытой частью бюджетных расходов на данную статью. С учетом закрытых статей, которые составляют валовую часть оборонных расходов, отрасль получит 2,84 триллиона рублей ассигнований. В 2018 ассигнования составят 2,72, а в 2019 – 2,856 триллионов. За три года финансирование увеличится с 17,6% до 17,9% всей расходной части бюджета, что свидетельствует о высокой степени «милитаризации» данного документа. Эксперты подчеркивают, что единственное спасение для бюджета страны – это проведение структурных реформ, касающихся производства, и сокращение военных расходов. Тем не менее, эта рекомендация экспертов уже который год остается без внимания правительства;
  • растут расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность . Силовые ведомства получат 1,968 триллионов рублей в 2017 году, 1,995 – в 2018 и 2,007 – в 2019. Доля этих расходов в бюджете, таким образом, возрастет с 12,2 до 12,6%;
  • расходы, связанные с образованием , на этом фоне выглядят не так весомо. Министерство образования может рассчитывать лишь на 568 миллиардов за 2017 год. В следующие два года эта цифра возрастет незначительно и оставит 589 и 586 миллиардов соответственно;
  • сфера здоровья также не вызывает у правительства особых опасений: в 2017 году на нее планируется выделить 377 миллиардов рублей, а в 2018 и 2019 годах – по 394 и 369 миллиардов рублей соответственно.

Медики и педагоги вряд ли могут надеяться на государственную поддержку

Анализ срытых расходов позволил сделать следующие выводы:

  • государственные расходы на так называемые «другие вопросы» возрастут в следующем году до 10% всей расходной части бюджета и составят 1,62 триллиона рублей, что превышает соответствующий показатель 2016 года;
  • подраздел, озаглавленный как «другие вопросы», с завидной регулярностью появляется в дюжине направлений, из которых стоит отметить 500 миллиардов рублей, запланированных на «отдельные субсидии» для компаний и организаций и «отдельные межбюджетные трансферты», выделяемые для региональных бюджетов;
  • 150 «тайных» миллиардов рублей будут выделены в рамках статьи «Национальная безопасность и правоохранительные органы»;
  • статьи, включающие «другие вопросы» и «скрытые расходы», в совокупности составляют около 24% всей расходной части российского бюджета.

О дефиците бюджета

Бюджет на три ближайших года запланирован как дефицитный. В 2017 году этот показатель будет исчисляться 2,74 триллионами рублей (3,2% от уровня ВВП). Причем правительство еще не приняло документ, но уже рассматривает возможные поправки к данной цифре – недавно Минфин предложил увеличить бюджетный дефицит до суммы в 3,03 триллиона рублей. По некоторым прогнозам экономистов данный показатель может достигнуть 3,26 триллионов, вплотную придвинувшись к отметке в 3,9% от уровня ВВП.

Такое значение станет самым крупным разрывом за последние шесть лет. Правительственные эксперты в один голос заявляют, что бюджетный дефицит вполне ожидаем и всему виной западные санкции, но они уверены, что все проблемы могут быть преодолены благодаря нахождению дополнительных источников дохода. Прежде всего, финансисты надеются на некие новые военные контракты, способные урегулировать бюджетный дефицит. При этом стоит привести слова, высказанные по данному поводу Владимиром Путиным.

Президент обмолвился, что принимать трехлетний бюджет в текущих экономических условиях, может, и рано, однако он поддерживает здоровый оптимизм государственных финансистов. При этом, если сравнить доходы и расходы, становится ясно, что в сравнении с бюджетом 2016 года доход, запланированный на 2019 год, должен увеличиться практически на 1,4 триллиона рублей, а расход – сократиться на 670 миллиардов в национальной валюте.


В 2017 году дефицит бюджета может составить рекордные 3,9% от ВВП

Стоит также учесть и высокую расходную базу текущего года. На финишной прямой, на которую уже вышел бюджет-2016, Министерство финансов решило повысить статьи расходов с 16,1 триллиона рублей до 16,4 триллионов. Если учесть еще и тот факт, что в сводной бюджетной росписи ожидаются изменения, которые не будут проведены через законодательные поправки, то итог может достичь суммы в 16,63 триллиона рублей.

В будущее финансисты смотрят оптимистичнее, предполагая, что уже в 2018 году страна может выйти на показатель дефицита, равный 2,2% ВВП, а до конца 2019 года сократит его до 1,2%. При этом эксперты аналитического агентства Fitch говорят, что Россия до сих пор не преодолела сырьевую зависимость, а нестабильные нефтяные котировки, которые пока что имеют характерный тренд к снижению, могут больно ударить по наполняемости бюджета.

Госдолг Российской Федерации

Как уже было сказано, государственные финансисты планируют повысить уровень заимствований, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Предположительно, в основном это будут внутренние займы, которые составят:

  • 1,88 триллионов рублей в 2017 году, что в два раза выше заимствований 2016 года;
  • в 2018 году внутренние облигации госзайма должны будут дать еще 1,6 триллионов рублей;
  • в 2019 году - 1,7 триллиона в национальной валюте.

Кроме этого, стоит учесть, что в 2017 году подойдет срок погашения облигаций, суммарная стоимость которых составляет 829 миллиардов рублей. Возможно, сумма размещенных облигаций федерального займа составит 1,9 триллиона рублей. При этом Антон Силуанов отметил, что получать займы от внутренних инвесторов нужно с долей осторожности, чтобы они не потребовали от правительства краткосрочных облигаций по высоким ставкам.

Стоит отметить, что изменение источников финансирования дефицита не случайно. В 2017 году из Резервного фонда планируют взять 1,15 триллиона, а это значит, что данный источник будет полностью исчерпан. Поговаривают, что при необходимости правительство обратится к деньгам из Фонда национального благосостояния. Согласно планам Минфина, данный источник должен будет дать 660 млрд. р. в 2017 году и 1,14 трлн. – в 2018. Что касается возможного пополнения данных фондов, то оно не запланировано до 1.02.2020 года.


Ради уменьшения дефицита бюджета будет подниматься объем заимствований

Планка заимствований на внешних рынках резко опускается. Из внешних источников планируют привлечь не более 7 миллиардов долларов США в 2017 году, а в последующие два – еще по 3 миллиарда долларов, что отвечает уровню докризисных лет. Комментируя этот факт, Антон Силуанов отметил, что страна могла бы провести год и без внешнего заимствования, но правительству следует поддержать уровень ликвидности своих евробондов.

В 2017 году главное финансовое учреждение страны просто проведет рефинансирование по истекающим долгам. Согласно плану, в 2017 году Россия должна будет выкупить ценных бумаг на 7,3 млрд. у.е. Сразу отметим: многие эксперты считают, что главный финансист России лукавит. От внешних займов страна откажется не потому, что они ей не нужны, а вследствие продолжающегося действия санкций, которые касаются в том числе сферы кредитования.

Объем совокупного долга РФ к началу 2020 возрастет, достигнув отметки в 16,6 трлн. р. (16,8% ВВП), что превышает уровень 2016 года на 1,8%. В ближайшие три года общий объем госдолга сохранится на безопасном уровне. Хотя некоторых экономистов пугает сопоставление цифр внешнего государственного долга, который исчисляется 55 миллиардами долларов США, суммой внутренней задолженности (почти 9 миллиардов рублей) и суммой денежных резервов, оцениваемых в 5,5 миллиардов рублей.

Бюджетный вопрос и Чечня

Запланированный бюджет, направленный на экономию средств, уже вызвал недовольство в некоторых регионах. Напомним, что после того как проект был опубликован, недовольство сокращением финансирования Чечни через социальную сеть Instagram высказал Рамзан Кадыров, занимающий пост главы данной республики. Кремль отреагировал на это заявление при помощи Дмитрия Пескова, который является пресс-секретарем президента РФ.

В своем заявлении Песков отметил, что экономика страны характеризуется сложностями, которые имеют отношение не только к федерации в целом, но касаются и её отдельных регионов. Президентский спикер акцентировал внимание на том, что глава страны предвидел возникновение дискуссионных моментов, но прения стоит перенести в нижнюю палату Думы. Правительство не может руководствоваться недовольством отдельных федеративных субъектов - оно учитывает интересы всей страны, несмотря на критику из регионов.


Рамзан Кадыров высказал неудовольствие скудным финансированием Чечни

Не так давно Кадыров высказался, что если в предыдущие периоды власти республики Чечня учитывали политику тотальной экономии бюджета, то сегодня он вынужден высказать критику в адрес бюджетного проекта. Кадыров напомнил, что республика давно не получает средств в рамках федеральной целевой программы, касающейся восстановления экономической и социальной сферы Чечни. Сокращение чеченского бюджета не даст республиканской экономике развиваться и негативно скажется на социальных обязательствах.

Тем не менее, нельзя обойти вниманием тот факт, что за годы руководства Рамзана Кадырова Чечня получила из федеративного бюджета субсидирования и дотирования на сумму 540 млрд. р., замыкая тройку российских дотационных лидеров (первые два места занимают Дагестан и Якутия). Бюджет Чечни и так на 80-87% формируется за счет отчислений из общероссийского бюджета. Причем, согласно словам Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института соцполитики, значительную часть поступающих средств Грозный распределяет совершенно непрозрачным образом.

Однако при весьма солидном объеме дотаций республика все равно умудряется занимать среди субъектов РФ 4 место по показателю уровня безработицы. Более того, 53% всего незанятого населения составляют мужчины, пребывающие в трудоспособном возрасте. При этом уровень денежных доходов населения республики стабильно возрастает, однако большая их часть скромно записывается под статьей не «зарплата», а «другие доходы».

Выводы и прогнозы

В целом, бюджет можно смело назвать консервативным. По крайней мере, никаких кардинальных мер по решению кризисных вопросов он точно не предусматривает, так что, по сути, Россия будет и дальше проедать оставшиеся резервы. Государственные финансисты говорят, что бюджет на 2017-2019 годы еще будет корректироваться, причем проделывать это придется ежегодно. Обострения внешних рисков для экономики страны специалисты не прогнозируют, но говорят о возможности обострения внутренних рисков.


Во многом состоятельность бюджета РФ зависит от нефтяного рынка

Виной всему уже упомянутые цены на нефть. Кроме того, Россию ждут выборы президента, а это, по словам Минфина, не дает возможности заранее спланировать расходы. Хотя немного непонятно, почему расходы на выборы нельзя просчитать и заложить в будущий бюджет заблаговременно. Тем не менее, россиян уверяют в том, что все будет хорошо: инфляционные ожидания понизятся практически в 3 раза при росте ВВП на 2,4% уже к концу 2018 года. Впрочем, и эти заявления вызывают у экономистов известную долю скепсиса.

Проект нового бюджета еще проходит завершающие согласовательные стадии, ведь документ должен получить одобрение не только Минфина, но и Минэкономразвития, прежде чем быть согласованным с депутатами Госдумы. На каждом из этапов проект документа пройдет несколько правок, и только после этого будет обнародован как утвержденный финансовый план страны.

Тем не менее, рассчитывать на значительные изменения не приходится. Скорее всего, Россия так и войдет в новую «трехлетку» с консервативным бюджетом, а правительство будет надеяться, что возросшие цены на нефть позволят хоть немного стабилизировать экономическую ситуацию и поднять социальные стандарты для населения.

Накаленная мировая политическая ситуация заставляет граждан задумываться о будущем. Россия переживает не лучшие времена. Экономика, можно сказать, перерождается заново, и это влечет неизбежность издержек в виде дефицита федерального бюджета. Народ чувствует себя не стабильно, а потому уже сейчас задается вопросом: каков бюджет России на 2017 год в цифрах ?

При подготовке бюджета учитываются важные факторы. Это нефтегазовая составляющая, общая мировая обстановка. Закладывая статьи на будущий трехлетний период, власти также уделили внимание существующим санкциям иностранных государств против нашей страны и ответным мерам России на них.

Закон, определявший бюджет на 2016 год стал новшеством, потому как традиционно бюджет определяется на следующий год и планово – еще на 2 года. Но в виду отсутствия четких прогнозов и постоянных перемен (не всегда в лучшую сторону), правительство не рискнуло брать на себя ответственность прогнозировать на 3 года вперед.

Однако в 2016 году власти, судя по всему, настроены оптимистично, ведь уже в ближайшие недели будет и заложены средства на 2018 и 2019 годы. Действовать федеральный закон начнет с 01 января 2017 года.

Итак, согласно проекту федерального закона, доходы государства составят 13,4 триллиона рублей. Расходы, в свою очередь, 16,2 триллиона. О чем говорят эти цифры? Да, денег государству не хватает . Номинально это практически цифры 2016 года. Конечно, имеет значение и инфляция, с ее учетом доход, по сравнению с предыдущим годом, сократится. По прогнозам Министерства финансов, государство в силах сократить расходы и увеличить доходную составляющую. Прогнозы достаточно хорошие: если дефицит бюджета России на 2017 год составит 2.8 млрд, то в 2018 — 2 млрд, а в 2019 году будет равняться 1.1 млрд. рублей

Валовый внутренний продукт в следующем году по прогнозам составит 86,8 млрд. К 2019 году он, вероятно, поднимется до цифры 98,8 млрд.

В процессе разработки закона о бюджете, власти не раз акцентировали, что единственное средство на пути к стабилизации бюджета — это максимально сократить расходы. Причем, такая политика действует и сейчас: ожидаемый дефицит бюджета 2016 года должен был составить 3,7 миллиардов. Однако уже внесены поправки в части уменьшения этой цифры. Теперь она немногим более 3 млрд рублей. Есть вероятность, что в 2017 году дефицит имеет шансы на сокращение более чем на 15%.

Откуда брать дефицитные средства?

В 2016 году большая часть дефицита покрывалась засчет Резервного фонда. Сейчас в нем хранится почти 3 млрд рублей. В 2017 году перспективы Резервного фонда уже определены: он полностью иссякнет. Поэтому, эту часть финансирования пришлось кардинально менять. Теперь будет задействован Фонд национального благосостояния, величина которого составляет 4,6 трлн. В 2017 году он опустеет на 0,66 трлн, а в 2018 — на 1,2 трлн рублей.

В целом, государство стремится к уменьшению внешних заимствований и приоритетности заимствований внутренних. В части внешнего долга бюджет России на 2017 год в долларах остановится на отметке $7 млрд, а в последующие годы верхняя планка займа опустится до $3 млрд. Причем, даже эти цифры по мнению властей возможно заимствовать на внутреннем рынке, в иностранной валюте.

Минфин в пояснительной записке к проекту федерального бюджетного закона указало, что общий государственный долг в периоде 2017-2019 не превысит безопасную отметку в 20% ВВП.

Структура расходов бюджета

Наименьшую часть в структуре расходов на 2017 год занимают такие сферы как образование и здравоохранение (соответственно 3,5% и 2,3%). Правительство обещает сокращение количества бюджетных мест в вузах более чем на 40%. . Эта мера направлена на снижение расходов на образование и повлечет массовые увольнения научных сотрудников и преподавателей. Кроме того, сокращается обеспечение программы по развитию образования. В 2017 году ее урежут более чем на 20%.

На долю национальной экономики выпало 14,2%. Планируется увеличить предпринимательскую способность населения, тем самым восстановить рост экономики, поддержать некоторые инвестиционные проекты.

Бюджет в сфере ЖКХ стремительно сокращается: в 2017 году этой сфере планируется выделить 58 млрд рублей, а в 2018 лишь 28,8 млрд рублей.

Бюджет МВД России на 2017 год составит почти 1968 млрд рублей, это 12,2% доли общих расходов. Однако, это ведомство ждут существенные изменения, в первую очередь, они касаются кадрового наполнения. Ужесточаются требования не только к профессиональным качествам , но большую роль теперь играет морально-психологические аспекты личности отдельно взятого работника. Эти критерии введены отчасти и как условия для сокращения штатных единиц. К октябрю 2017 года может уменьшиться почти на 10%. Это значит, что 100 тысяч сотрудников останутся без работы. Нововведения мало коснутся сотрудников, работающих «на местах», непосредственно с населением (участковые, например). Доля их сокращений составит не более 2%. Оставшихся в рядах МВД ожидают приятные бонусы — прибавка 5% к зарплате.

Уже с 2015 года Россия обозначила прямой курс на поддержку и укрепление национальной обороны. Военный бюджет России в 2017 году составит 2840 млрд в 2017 году. Это на 6% меньше, чем в 2016, с учетом инфляции. Стоит отметить существование в бюджете так называемых закрытых, секретных статей. В сфере обороны под такую статью запланировано 800 млрд. Есть мнения, что эти деньги пойдут на досрочное исполнение обязательств по кредитам оборонных предприятий с целью экономии процентов.

Российская экономика несколько лет находится в полнейшем упадке, цена на нефть долгое время не может подняться выше отметки в 50 долларов за барелль. Власти изо всех сил пытаются выйти из сложившейся ситуации, но как ни старается Правительство бюджет 2017 года все равно привязан к стоимости на «черное золото». Помимо нефти на экономику России влияют санкции, введенные некоторыми западными странами, а также непростое положение дел в соседней Украине и на Ближнем Востоке. Рассмотрим бюджет России на 2017 год в цифрах, чем Минфин планирует пополнить казну в следующем году?

Если перевести годовой бюджет РФ в американскую валюту, то сейчас страна располагает 250 млрд. долларов, объем российской казны сравним с такими странами, как Швеция и Бельгия, например, те же Соединенные Штаты распоряжаются суммами в 16 раз превосходящими нашу. Правда, у американцев огромный дефицит бюджета — 470 млрд. долларов, что почти в 2 раза превышает примерный бюджет России на 2017 год. Но не нужно радоваться, расходы на оборону в США ежегодно составляют 500 млрд. долларов, т.е. американское МО распоряжается суммой вдвое превышающей ежегодный объем российской казны, а на здравоохранение в Соединенных штатах заложено в 52 раза больше, чем в России. Стоит задуматься, если учесть, что Российская Федерация намного превосходит США по площади. Поэтому планирование бюджета должно стать основной задачей Правительства РФ.

Влияние нефтяных котировок

Экономика нашей страны все еще остается сырьевой, поэтому проект бюджета на 2017 год все же зависит от цен на нефть, известно, что Минфин прогнозирует стоимость на 2017 год в 52 доллара за барелль. Прогноз ведущих аналитиков примерно такой же, считается, что «черное золото» вряд ли перешагнет планку в 60 долларов за барелль. Не стоит забывать, что в мировую торговлю нефти вернулся Иран, который готов продавать свое сырье по любой, даже самой низкой цене, данная ситуация, естественно, сбивает стоимость «черного золота».

Также российский бюджет зависит от газовой промышленности, сейчас 1 кубометр газа оценивается в 290 долларов, Правительство заложило цену следующего года в 209 долларов, данный шаг направлен на уменьшение ВВП, которое прогнозируется в 3%.

Поэтому единственным выходом из кризиса является переход из экспорта сырья в производство, что сделать крайне сложно, за годы производственные мощности в нашей стране практически сошли к нулю.

На замедление экономического роста влияет и уровень инфляции, который в прошлом году составил около 13%, курс доллара тоже шатает нашу экономику.

Теперь посмотрим на бюджет в России на 2017 год в цифрах, как Правительство распределило денежные средства, какая сфера получит наибольшее финансирование? Какой курс решит принять наше Правительство при составлении проекта бюджета России на 2017 год?

Бюджет на следующий год

Пусть новая программа импортозамещения действует медленно, но довольно эффективно: возрождается сельское хозяйство, развивается производство, модернизируется оборудование, экономика страны начинает уходить от полной нефтяной зависимости. Дыра в бюджете России — побочное явление, вызванное пополнением бюджета исключительно за счет экспорта сырья и природных материалов. И нестабильный курс доллара с каждым днем увеличивает дефицит средств.

По оценкам специалистов дефицит бюджета 2017 года будет порядка 3,9% ВВП, что внушительно превысит прогноз Правительства — 3% ВВП. Казна опустеет еще сильнее перед предстоящими выборами, также если будут индексировать выплаты пенсионерам, потратят средства на увеличение зарплат государственным служащим. Чтобы покрыть расходную часть бюджета Минфин будет вынужден воспользоваться Резервным фондом, который на данный момент составляет 50 млрд. долларов, но даже полное использование резервных денег не закроет «в ноль» бюджет России в 2017 году, они смогут покрыть только 60% всех расходов. Дополнительные средства планируется получить за счет приватизации и эмиссии еврооблигаций.

По мнению рейтингового агентства Fitch, именно 2017 год является переломным в российской экономике. После того, как средства Резервного фонда будут исчерпаны, власти начнут использовать деньги Фонда национального благосостояния, который сейчас насчитывает около 49 млрд. долларов. Правительство должно понимать, что проект федерального бюджета на 2017 год должен быть максимально продуман, необходимо четко оценить уровень инфляции, курс национальной валюты и нефтяные котировки на следующий год.

Давайте посмотрим на антикризисный проект бюджета, во-первых, лучшее средство для выхода из экономического кризиса — модернизация производственных мощностей, именно на это и был заложен ни один миллион долларов. Также есть сведения, что в следующем году будут заключены несколько выгодных военных контрактов, поэтому МО РФ получит внушительную сумму.

Что потеряют в следующем году граждане наше страны, естественно, вряд ли произойдет весомое увеличение зарплат, напротив, только в этом году россияне не досчитались около 8% своего дохода, хотя ходят слухи, что планируется увеличить оклад врачам и младшему медицинскому персоналу.

Законопроект о бюджете на 2017 год предполагает более жесткую политику:

  • расходы на ЖКХ в России сократятся почти на 40%;
  • медицина не досчитается порядка 10%;
  • сократят и финансирование образования — почти на 8%;
  • увеличен оборонный бюджет, МО России получит на 72 млрд. рублей больше, чем в 2016 году, планируется увеличение зарплат военных.

Расходы на защиту государства и его граждан

Закон о федеральном бюджете в 2017 году заложил затраты по статье «Национальная оборона» в 949 млрд. рублей, однако в целом расходы по данной статье на 2017 год значатся в размере 1,021 тлрн. рублей. Сейчас оборонный бюджет является одним из самых значительных, предполагается, что с каждым последующим годом будут закладывать в бюджет меньше средств на оборону: на 2018 год Минфин предполагает выделить МО РФ 948,3 млрд. рублей, на 2019 год — 941,2 млрд. рублей. По некоторым источникам известно, что Правительство планирует увеличить обеспечение военных, сейчас военнослужащий получает минимум 32 тыс. рублей, правда, в условиях экономического кризиса, индексация зарплат может остаться исключительно на уровне слухов. По мнению аналитиков, с 2008 года значительно увеличились затраты на оборону и безопасность, госаппарат, пенсионную систему, социальную политику.

Помимо МО для увеличения безопасности государства и его граждан указом президента в 2016 году было принято решение о создании Национальной гвардии. Данная организация имеет свою особенность, она будет заниматься исключительно вопросами борьбы с экстремизмом, терроризмом, охраной государственных объектов, поддержанием порядка внутри страны. Войска и подразделения Национальной гвардии будут созданы на базе МВД России. Возможно, проект о федеральном бюджете на 2017 год выделит внушительную сумму на содержание Национальной гвардии, ходят слухи, что об увеличении зарплат гвардейцам на 10%.

Также известно, что бюджет МЧС России в 2017 году сократят более, чем на 2 млрд, будет составлять порядка 165 млрд. рублей после согласования закона о Федеральном бюджете на 2017 год и плановый период на 2018 и 2019 гг. Министерство финансов ежегодно будет утверждать сокращение расходов указанного ведомства.

Урезают расходы на медицину

ФЗ о бюджете на следующий год предполагает значительное сокращение расходов на здравоохранение. Согласно сообщением представителей Минздрава, Минфин выделит 342 млрд, в 2016 году на данное ведомство потрачено порядка 544 млрд. рублей.

Вряд ли медицинский персонал дождется прибавки к зарплате.

Также Правительство будет принимать решение о сокращении расходов на амбулаторную помощь более, чем в полтора раза, урежут расходы и на стационарную помощь до 39%, меньше выделят денег и на медицинские исследования. В общем расходы на медицину будут сокращены на 6%, вспомните лето 2016 года, тогда Д. Медведев на одном из заседаний напомнил россиянам, что в следующем году придется «жить по средствам».

Что о пенсионных выплатах?

Уже известно, что Минфин решил в феврале 2017 года проиндексировать пенсионные выплаты, так пенсия увеличится на 5,9%. По оценкам специалистов, в 2016 году Пенсионный фонд недополучил более 175 млрд. рублей, в следующем году дефицит бюджета может увеличится. Правительство уже приняло продлить заморозку накопительной части пенсий, на трансфере в ПФР власти сэкономят до 400 млрд. рублей.

Характеристика бюджета России на 2017 год показала, что власти решили сократить расходы на содержание многих сфер жизни граждан. Что нас ждет в следующем году? Будем ждать.