Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Иностранные инвестиции лекции. Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы

Иностранные инвестиции - капитальные средства, вложенные в экономику другой страны. Инвесторы рассчитывают сохранить и нарастить свои капиталы, обеспечить высокий доход. Регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года. Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании. Согласно Постановлению Правительства РФ за N 87 от 26 января 2017 года, сделки зарубежных инвесторов, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны РФ.

Зарубежные инвестиции подразделяются на предпринимательские (вложения в бизнес, например, ) и ссудные (предоставление средств на заемной основе в целях получения процента).

Формы ПИИ — прямых иностранных инвестиций:

  • горизонтальные ПИИ осуществляются через создание предприятий и производственных мощностей в целях получить доступ на новые рынки, если сбыт своей продукции на зарубежном рынке невыгоден из-за высоких и таможенных барьеров, при наличии за рубежом дешевых факторов производства;
  • вертикальные ПИИ осуществляются фирмами, делящими производство географически. Зарубежные предприятия создаются для обеспечения материнской компании нужными составляющими, если за рубежом их производить дешевле;
  • слияние и поглощение зарубежных компаний (СиП) путем приобретения долей в уставном капитале.

Принимающей стороне ПИИ (кроме СиП) позволяют получить технологии, создать новые производства и рабочие места, добиться конкуренции на внутреннем рынке. СиП дает возможность предельно быстро получить доступ к иностранным активам, однако наращиванию собственных производственных активов приход иностранных средств способствует далеко не всегда.

О роли иностранных инвестиций в экономике России

Приход прямых иностранных инвестиций в экономику позволяет:

  • привлечь капитал и технологии;
  • ускорить рост ВВП и модернизацию производства;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации;
  • ускорить процесс диверсификации экспорта;
  • повысить производительность труда и улучшить организацию производства;
  • снизить уровень аварийности на промышленных объектах (см. ).

В структуре ПИИ, поступивших в Россию, большой объем составляет финансовая деятельность, хотя в последние годы эти вложения упали. По-прежнему неплохо инвестируют в розничную и оптовую торговлю. Зарубежные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. При этом рост иностранных вложений в 2016 году во многом обусловлен покупкой международным консорциумом (Швейцария, Катар) 19,5% акций компании «Роснефть».

Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. В нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности амортизация оборудования - более 80%. Сырьевую экономику РФ характеризует низкая наукоемкость. Развитие недропользования сдерживают отсутствие инфраструктуры в районах добычи и наличие устаревшей технологической базы. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых , в том числе российского арктического континентального шельфа, где сосредоточены колоссальные запасы углеводородов (до 30% мировой добычи). Необходимо развивать горное и нефтегазовое машиностроение. Россия нуждается в инвестициях в геологоразведку, в модернизации приборной и аналитической базы.

Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение, которые пока приходится модернизировать своими силами. Иностранные инвестиции нужны для развития химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение , рост , ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики.

Консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов, который представляет собой перспективный анализ влияния на приток ПИИ политических, экономических и регуляторных изменений, происходящих в странах мира. Россия, которая в 2013 году была на 11-й позиции в рейтинге, начиная с 2014 года в ТОП 25 больше не входит. Рейтинг Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index строится на основе сведений, полученных в ходе опроса руководителей трехсот ведущих мировых корпораций.

Как увеличить приток иностранных инвестиций в Россию?

Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов - одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны (см. ), улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.

Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.

Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА.». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.

Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.

Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями. У российской экономики большой потенциал для развития. Возможности для выгодного инвестирования существуют во всех регионах страны.

Уоррен Баффетт — крупнейший в мире инвестор, состояние на март 2017 года 75.4 млрд долл. США.

В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая (см. ). В 2015 году многие инвесторы ушли с российского рынка. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.

Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары. Американская фармацевтическая компания Pfizer строит новую фабрику, а производитель продуктов питания Mars Inc расширяет свою сеть кормов для домашних животных, шоколадного драже и жевательной резинки.

В ноябре 2016 года состоялся визит в Россию миссии Международного Валютного Фонда. По прогнозам экспертов МВФ, российская экономика показывает первые признаки оздоровления. Рецессия закончилась. Темпы экономического роста в 2017 году составят 1,4%. Правительство РФ прогнозирует рост экономики и промышленного производства в 2%. По данным Росстата в первом квартале 2017 года экономический рост составил 0,1%.

Россия занимает 40-е место в рейтинге условий для бизнеса Doing Business-2017. Пять лет назад страна была на 124-й позиции, а в 2016 году занимала 51 место. Со второй половины 2016 года наблюдается рост инвестирования в активы российских компаний. Глобальные фонды, которые ориентированы на российские активы, завершили 2016 год с пятикратным увеличением объема инвестиций, а в начале 2017 года фиксируется их недельный прирост. Агентство Bloomberg сообщило, что в 2016 году в фонды, инвестирующие в российские акции, вложено 1,14 млрд долларов против 208 млн в 2015 году. Но это не означает, что в РФ потоком хлынут стратегические иностранные капиталы и начнется создание перспективных промышленных производств. Не резиденты стремятся минимизировать риск вложения капитала путем скупки акций и ценных бумаг, предоставляя кредиты, ссуды и займы.

Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.

Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от простого товарообмена при ограниченной номенклатуре товаров до всестороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым , ограниченно открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны.

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права , которые могут служить объектами капиталовложений, относятся :

    иное имущество (в том числе имущественные права);

    результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

    работы и услуги;

    нематериальные блага;

    информация.

Данные в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:

    недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

    ценные бумаги (акции , облигации , вклады, паи и др.);

    имущественные права;

    права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

    права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.1.

По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные ) инвестиции , которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции , т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций , т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

Таблица 1.1.

Классификация иностранных инвестиций

Критерии классификации

Типы инвестиций

По отношению к отдельным странам

Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны.

Зарубежные - вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом

По источникам происхождения и форме собственности

Частные инвестиции - инвестиции частных экономических субъектов.

Государственные инвестиции - инвестиции государственных органов или предприятий

По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами

Прямые инвестиции , дающие право контроля.

Портфельные инвестиции , не дающие права контроля

По характеру использования

Предпринимательские инвестиции , вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Ссудные инвестиции , предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода

По способу учета

Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осуществляемые в течение года.

Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления

Различаются также государственные и частные (иностранные) инвестиции . Государственные инвестиции - это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставляет другим государствам. К ним относятся также государственное участие в капитале смешанных предприятий и инвестиции государственных предприятий.

Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют частные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдельные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно переплетаются между собой.

В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и портфельные .

Прямые инвестиции - это инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение : «Прямые инвестиции - инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».

Основными способами осуществления прямых инвестиций являются :

    создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%) собственности инвестора - это так называемое инвестирование «с нуля»;

    финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;

    приобретение прав пользования землей (включая аренду), природными ресурсами и иных имущественных прав;

    предоставление прав на использование определенных технологий, ноу-хау и др.;

    приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельностью предприятия (такое участие иногда называют мажоритарным);

    реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по-разному. В документах МВФ к прямым инвестициям относится участие в капитале, составляющее не менее 25% уставного капитала; в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - не менее 50%; в странах Европейского союза - 20-25%; в США - 10%.

В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относятся :

    приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;

    вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;

    осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;

    реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.

Реинвестиции - капиталовложения в объекты предпринимательской деятельности, финансируемые за счет доходов или прибыли иностранного инвестора, которые получены на территории принимающей страны.

Определяющая роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые технологии и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность коммерческой организации, а также в другие ценные бумаги принимающих государств - облигации, государственные долговые обязательства и т.д.

Участие в уставном капитале, не дающее права контроля, иногда называют миноритарным , доля участия должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, т.е. 10%.

В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить средства в следующие рублевые активы , которые входят в состав портфельных инвестиций : акции российских компаний, акции коммерческих банков, государственные краткосрочные облигации (ГКО), долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ), долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации местных органов власти, банковские депозиты в рублях.

Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чертами :

1) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный характер;

2) сумма этих вложений обычно выше;

3) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;

4) они дают инвестору право контролировать или участвовать в управлении объектом инвестирования.

В международной (МВФ, Всемирного банка и т.д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций , куда включаются :

    торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);

    различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;

    кредиты, полученные от международных организаций - Всемирного банка, МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

    банковские вклады - валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;

    двусторонние инвестиционные кредиты.

Для развивающихся государств и стран с переходной экономикой эта форма инвестиций имеет существенное значение.

К основным способам осуществления иностранных инвестиций относятся :

    создание собственных филиалов или коммерческих организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

    долевое участие в капитале совместных предприятий;

    приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

    приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.);

    предоставление займов и кредитов;

    приобретение имущественных прав, в том числе прав пользования землей и иными природными ресурсами;

    осуществление операций по финансовому лизингу;

    реинвестирование прибыли;

    предоставление прав на использование новой технологии, ноу-хау и др.

С 1995 г. в законодательных актах РФ используется понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ) - объединение инвесторов в форме юридического лица, принадлежащего двум и более лицам, одно из которых является иностранным лицом (нерезидентом ). В соответствии с российским законодательством коммерческие организации с иностранными инвестициями в России могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ:

1) полного товарищества;

2) товарищества на вере (коммандитного товарищества);

3) общества с ограниченной ответственностью;

4) общества с дополнительной ответственностью;

5) акционерного общества (открытого или закрытого типа).

Если в коммерческой организации участвуют российские и иностранные партнеры, то это - совместное предприятие . Если в коммерческой организации представлен один или несколько иностранных партнеров, то она полностью принадлежит иностранным инвесторам и считается предприятием со стопроцентными иностранными инвестициями.

В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в основные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной собственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и других документальных подтверждений вносимых имущественных прав.

Вклад инвестора, определяемый как права интеллектуальной собственности , может принимать форму :

1) документального подтверждения вносимых прав (патентов, лицензий и др.);

2) оценки интеллектуального потенциала инвестора;

3) оценки творческих возможностей инвестора;

4) оценки лицензионного вознаграждения .

Лицензионное вознаграждение , выступающее в роли цены технологии - это часть прибыли лицензиата. Как известно, использование технологического преимущества обеспечивает предпринимателю получение сверхприбыли. При продаже технологии лицензиар как бы продает свое право на получение этой сверхприбыли за некую ее долю. Такая доля прибыли называется роялти . При расчете ставки роялти обязательно учитывается размер применяемых банками процентных ставок, т.е. лицензиар, продавая лицензию, стремится получать на нее такую же прибыль, положив которую в банк под действующие процентные ставки он мог бы получить доход, равный роялти.

В качестве оплаты прав на использование технологии может использоваться передача ценных бумаг (акций и облигаций). Данная форма вознаграждения встречается в чистом виде или в комбинации с другими формами примерно в 15% лицензионных соглашений.

В качестве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут выступать :

    иностранное юридическое лицо , гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

    иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностранных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

    иностранный гражданин , гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;

    лицо без гражданства , которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания;

    международная организация , причем не любая организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;

    иностранное государство , которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести :

    увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;

    поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

    использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

    привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

    более полное использование местных природных ресурсов;

    повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;

    расширение ассортимента выпускаемой продукции;

    развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;

    расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

    увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;

    повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

    использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;

    развитие инфраструктуры и сферы услуг;

    повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;

    усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

    оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие :

    репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;

    увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

    подавление местных производителей и ограничение конкуренции;

    усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

    игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

    возможная деформация структуры национальной экономики;

    упадок традиционных отраслей национальной экономики;

    усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

    ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

    ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

    негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции

Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. Вместе с тем в последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Неслучайно в последние годы быстро растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам . Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены :

1) двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;

2) региональные инструменты регулирования ;

3) многосторонние соглашения .

По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы :

1) двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений ;

2) двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения .

В настоящее время в мире насчитывается около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х гг. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны - главные экспортеры капитала, и с другой - развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.

Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций - соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.

В преамбуле таких соглашений, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться :

    национальный режим , при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);

    режим наибольшего благоприятствования , при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.

В последние годы все чаще используется и еще одна более широкая формулировка - предоставление иностранным инвесторам «справедливых и равноправных условий» .

Главная опасность для иностранного инвестора состоит в возможной потере своих инвестиций в результате национализации или экспроприации его собственности. В связи с этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды . Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.

Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения : о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством .

Важным элементом современной международной правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения , т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой - создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.

Соглашения об избежании двойного налогообложения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежании двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире.

Многосторонние соглашения объединяют большинство стран мира - развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций : Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции

Международные инвестиции — это понятие, охватывающее процесс движения и соединения материальных и финансовых ресурсов с целью роста и развития экономики. В экономическом смысле международные инвестиции представляют собой куплю-продажу товаров особого свойства — международных инвестиционных товаров, которые приносят доход и характеризуются ликвидностью и свободным обращением. Этим товары относятся к числу так называемых биржевых товаров.

К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, взносы в уставный капитал совместных предприятий, кредиты физическим и юридическим лицам, вложения в виде технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей, а также банковские вклады и приобретение недвижимости. Вложения в ценные бумаги называются финансовыми инвестициями.

Основные субъекты инвестиционных отношений — это государство в лице разных органов исполнительной власти, корпорации и частные лица.

Иностранные инвестиции в Россию — вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории РФ с целью получения последующего дохода.

Российские инвестиции — вложения российского капитала, а также капитала российских филиалов иностранных юридических лиц в предприятия и организации, расположенные за пределами России.

Источником инвестиций могут выступать как собственные средства организаторов производства (акционеров, собственников, пайщиков), так и заемные средства (кредиты банков, ссуды).

По источникам происхождения капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на официальный (государственный) и частный (негосударственный).

По характеру использования капитал делится на предпринимательский и ссудный.

По сроку вложения капитал подразделяется на среднесрочный, долгосрочный и краткосрочный.

По цели вложения различают капитал в виде прямых и портфельных инвестиций.

Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.

К конкретным формам могут быть отнесены следующие:

долевое участие при создании новых совместных предприятий;

— приобретение долей участия (паев, акций, ценных бумаг) в существующих предприятиях;

— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;

— создание дочерних предприятий, филиалов, представительств, иностранных юридических лиц;

— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

— участие в осуществлении разгосударствления и приватизации;

— приобретение предприятий;

— приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;

— осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах;

— осуществление промышленного сотрудничества;

— заключение концессионных договоров с юридическими и физическими лицами.

Основные иностранные инвесторы, осуществляющие косвенные инвестиции:

— Международный валютный фонд;

Всемирный банк;

— Международная финансовая корпорация;

— Европейский банк реконструкции и развития;

— правительства зарубежных стран — членов Парижского клуба;

— зарубежные коммерческие банки — члены Лондонского клуба;

— специализированные финансово-кредитные организации (например, Российско-Американский фонд предпринимательства).

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) обладают рядом преимуществ перед национальными источниками капитала и средствами международных фондов:

Они сочетают в себе капитал с одновременным переносом практических навыков и управленческого мастерства и взаимовыгодным обменом ноу-хау (включая выход на международные рынки);

Их мультипликативный эффект может активизировать виртуальный инвестиционный цикл, что позитивно отразится не только на промышленном производстве, но также на других секторах экономики («тянущий» эффект для сельского хозяйства, «толкающий» — для сферы услуг);

ПИИ активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса;

При правильной организации, стимулировании и размещении ПИИ могут ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов;

Они способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности, стимулируя производственные инвестиции в материальную базу (станки, оборудование, производственные технологии) в противовес спекулятивным и нестабильным портфельным инвестициям, которые могут быть внезапно выведены с крайне негативными последствиями для экономики в целом;

Притоки капитала и ноу-хау благотворно воздействуют на реальную экономику, стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения и расширяют налоговую базу. С ростом объемов национальных сбережений снижается зависимость от иностранных доноров;

С развитием местного производства нивелируются проблемы с балансом платежей, с чем столкнулась, например, Россия вследствие массового импорта важнейших потребительских и капитальных товаров;

С повышением уровня доверия «летучий» капитал (деньги, которые российские граждане держат в иностранных банках и в наличности) и отечественные сбережения могут быть возвращены в российскую экономику.

Существует обобщение и отрицательного опыта внедрения ПИИ в национальную экономику (это особенно характерно для развивающихся стран):

Сосредоточение внимания чаще на краткосрочных проектах, нежели на долгосрочных;

Предпочтение отдается торговле в ущерб производству;

ТНК переносят устарелые технологии, а их инвестиции ограничиваются оборудованием second hand;

ТНК входят на основе 50: 50 и затем быстро пытаются заполучить контрольный пакет акций;

Пользуясь своим финансовым весом, они пытаются оказывать влияние на местных политиков и в поиске благоприятных условий «заигрывают» с администрациями регионов;

Перемещая в страну отдельные отрасли, они зачастую используют экологически грязное оборудование.

Динамика иностранных инвестиций в экономику России в 2007-2011 годах представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика иностранных инвестиций (млн. долларов США)

По состоянию на конец июня 2012 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 334,7 млрд. долларов США , что на 6,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Накопленный организацией иностранный капитал - общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 59,0% (на конец июня 2011г. - 57,8%), доля прямых инвестиций составила 38,5% (39,5%), портфельных - 2,5% (2,7%).

В I полугодии 2012 г. в экономику России поступило 74,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,7% меньше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 67,5 млрд. долларов, или на 17,4% меньше, чем в I полугодии 2011 года.

Таблица 2

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (млн.долларов США)


Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом , на конец июня 2012 г. составил 116,8 млрд. долларов США.

В I полугодии 2012 г. из России за рубеж направлено 69,5 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 3,4% больше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 62,7 млрд. долларов США, или на 9,0% больше, чем в I полугодии 2011 года.

Таблица 3

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом (млн.долларов США)


Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.

В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).

Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
  • осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
  • осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.

С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1).

Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. Однако наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемые, как правило, на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.).

Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)

Портфельные

В % к предыдущему году

В условиях разразившегося мирового экономического кризиса в 2008 г. приток иностранных инвестиций в Россию сократился на 14,2% (до 103,8 млрд долл.). При этом прямые иностранные инвестиции снизились на 2,8%, портфельные — па 66,3%, прочие — на 15,3%.

Основными странами — инвесторами в российскую экономику остаются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Виргинские острова (Великобритания), США и Франция. На их долю приходилось порядка 80% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, втом числе на долю прямых инвестиций — около 78%.

На протяжении последнего десятилетия иностранный капитал преимущественно направлялся в добывающие отрасли промышленности (в среднем свыше 22% от общего объема), и только в 2008 г. лидером по привлечению стали предприятия обрабатывающего сектора. Следующими по инвестиционной привлекательности объектами остаются торговля и общественное питание (20%), транспорт и связь (12%), а также недвижимость (9%) и финансовый сектор (6%).

Высокие темпы роста экономики в период с 2001 по 2008 г. обеспечили привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов. Однако даже в этот период в привлечении инвестиций Россия отставала от других стран. Для сравнения: в экономику Китая — мирового лидера по привлечению прямых иностранных инвестиций в 2004 г. было вложено 60 млрд долл., а в 2005 г. — 72,4 млрд долл., т.е. в 6 раз больше, чем в РФ. По данным ЕБРР, суммарный объем прямых иностранных инвестиций накопительным итогом составляет около 6,5% от российского ВВП, что в 5 раз меньше среднего показателя для других европейских стран с переходной экономикой.

Согласно результатам ежегодного анализа инвестиционной привлекательности рынков различных стран, проведенного известной консалтинговой фирмойErnst & Young путем опроса топ-менеджеров ведущих мировых корпораций, в 2009 г. Россия оказалась лишь на 9-м месте (в 2008 г. была на 6-м), значительно уступая не только развитым, но и развивающимся странам.

В соответствии с оценкой другого консалтингового агентства, А. Т. Kearney, Россия занимает лишь 11-е место по инвестиционной привлекательности.

Особенности иностранных инвестиций

Следует также отметить, что приток иностранных инвестиций в РФ имеет ряд особенностей, ставящих под сомнение устойчивость и позитивность наблюдаемых тенденций.

Во-первых, инвестиции поступают в основном в форме торговых и прочих кредитов. На зарубежные источники приходится примерно треть всех займов, привлеченных предприятиями российского нефинансового сектора, и более половины долгосрочных. В то же время в большинстве других стран, активно привлекающих иностранный капитал, преобладают прямые и портфельные инвестиции — их доля доходит до 90% от общего объема. Вклад прямых иностранных инвестиций в валовое накопление основного капитала в России в среднем состааляет от 2 до 5% от общего объема. Для сравнения: в США в голы последнего экономического подъема их доля доходила до 19%, в Бразилии — до 28%, в Польше — до 23%, в Китае — стабильно составляет 10-15%, а в Казахстане этот показатель и вовсе достигал 56%.

Привлечение инвестиций в форме займов создаю дополнительные риски для состояния экономики и обернулось масштабным оттоком капитала в условиях мирового экономического кризиса.

Во-вторых, иностранный капитал вкладывается преимущественно в топ- ливно-еырьевые отрасли экономики (добыча и переработка нефти и газа, черная и цветная металлургия), а также в пищевую промышленность и торговлю. Например, операторы проекта «Сахалин-1» за 2004 г. инвестировали в месторождение 1,8 млрд долл. Норвежская фирмаOrkla приобрела кондитерское объединение «СладКо», а бельгийскаяInBev потратила 650 млн долл. на поглощениеSUN Interhrew . Одной из крупнейших сделок в 2006 г. стала покупка ОАО «Удмуртнефть» китайскойSinopec , а в финансовом секторе — приобретение Societe General (Франция) акций Росбанка. В 2008 г. «Ашан» купил часть магазинов «Рамстор», aPepsiCo - ОАО «Лебедянский».

Вместе с тем иностранные инвестиции нужны России для развития высокотехнологичных производств и отраслей, ускорения научно-технического прогресса, позволяющих выйти на передовые позиции в мировой экономике. Однако в настоящее время инвестиции осуществляются в те виды бизнеса, которые просто нельзя развивать где-либо еще по условиям привязки к рынкам сбыта или местоположению природных ресурсов.

В-третьих, привлечение инвестиций из-за рубежа в реальный сектор до недавнего времени не приводило к сокращению вывоза капитала из страны. Напротив, утечка капитала в последние годы по мере расширения товарного экспорта и объема зарабатываемой валюты неуклонно увеличивалась, особенно по «серым» схемам — через невозвращение экспортной выручки и фиктивный импорт. Вывоз капитала из реального сектора позволяет предположить, что под видом иностранных инвестиций в экономику возвращаются деньги, имеющие российское происхождение, но предварительно выведенные из-под национального налогового контроля.

Несмотря на присвоение России инвестиционного рейтинга по долговым обязательствам ведущими международными агентствами — S&P,Moody " s и Fitch , эксперты по-прежнему отмечают неблагоприятные условия ведения хозяйственной деятельности в стране, сохраняющиеся высокие политические риски, непрозрачность бизнеса, слабое продвижение по пути реализации институциональных и экономических реформ.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию. ОрганизацияTransparency International , которая ежегодно оценивает уровень коррупции в разных странах мира, в своем рейтинге за 2007 г. поставила Россию на 143-е место из 180 возможных (в 2004 г. — 126-е из 159). Очевидно, что рост иностранных инвестиций будет сдерживаться до тех пор, пока значительная часть руководителей зарубежных компаний будет оставаться при мнении, что в России очень трудно вести бизнес, не отклоняясь от принятых в мире этических и правовых стандартов.

Еще одним существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов. Важную роль играет упрощение процедур регистрации иностранных и смешанных фирм.

Серьезное препятствие на пути иностранных инвестиций в РФ представляет несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ), в который входят 125 стран, в 2007 г. Россия занимала 110-е место по независимости судебной системы, 114-е — по объективности решений чиновников и 120-е — по защите прав миноритариев.

Нарушение и частое изменение принципов налогообложения, недостаточная защита прав акционеров и интеллектуальной собственности, лоббирование интересов крупных государственных компаний, самоуправство местных властей, криминал в экономике, несоответствие правил ведения бухгалтерского учета международным стандартам и т.п. создают повышенные риски для веления бизнеса в стране.

Таким образом, только эффективная реализация экономических и административных реформ, дерегулирование, борьба с коррупцией, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, наряду с активной работой по привлечению иностранных инвесторов и улучшению имиджа России за рубежом, позволят ей преодолеть последствия кризиса, встать на путь устойчивого экономического роста и занять достойное место на мировом рынке.

Приступая к анализу динамики и структуры поступления иностранных инвестиций в Россию необходимо отметить, что в общем объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными. Однако с 1996 года, когда на рынок ГКО-ОФЗ были допущены нерезиденты, объемы прочих инвестиций резко пошли вверх в силу появившейся возможности зарабатывать "легкие" деньги, рискуя при этом минимально.

Соответственно, это повлекло за собой значительное сокращение средств, направляемых в прямое инвестирование. Так, если в 1996 году структура иностранного капитала, привлеченного в Россию из-за рубежа по данным Госкомстата выглядела следующим образом: прямые инвестиции - 67,7%, портфельные - 1,3% и прочие - 31%, то по уже итогам 1998 года это соотношение составило: прямые - 28,6%, портфельные - 1,6%, прочие -69,8%, а в 2004 г. соотношение стало следующим: прямые - 23,3%, портфельные - 0,8%, прочие -75,9%.

Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится, прежде всего, к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе.

И, тем не менее, иностранные инвестиции идут в Россию (см. табл. 2.1 и рис. 2.1-2.4).

Таблица 2.1

Объем иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США

Портфельные

Рис. 2.1.

Рис. 2.2.

Рис. 2.3.

Рис. 2.4.

Данные таблицы 2.1 и рисунков 2.1-2.4 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Исключение составляет только 2000 г.

Наибольший рост иностранных инвестиций произошел в 2004-2005 гг.

В 2004 г. рост иностранных инвестиций по сравнению с 2003 г. составил 150,1%. В 2005 г. в экономику России поступило 40,5 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2004 году (см. табл. 2.2).

Приведенные цифры, с одной стороны, дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала. В итоге дело, как известно, закончилось финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных инвестиций.

Таблица 2.2

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2004г., по видам

2004 г. в % к

млн. долл. США

Инвестиции, всего

прямые инвестиции

в том числе:

взносы в капитал

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

прочие прямые инвестиции

портфельные инвестиции

в том числе:

акции и паи

долговые ценные бумаги организаций

прочие инвестиции

в том числе:

торговые кредиты

прочие кредиты

на срок до 180 дней

на срок свыше 180 дней

иностранный инвестиция экономический

Ситуация 1997 г. показала, что ко всякого рода оптимистическим прогнозам необходимо относиться с осторожностью. По этой причине можно выразить ряд сомнений в устойчивости и "прогрессивности" инвестиционного роста.

В первой главе данной работы отмечалось, что наиболее желательными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они могут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики (в отличие от девальвации национальной валюты или положительного торгового сальдо). Кроме того, их приход сопровождается притоком технологий и ноу-хау.

Рассмотрим структуру иностранных инвестиций в экономику России в 1996-2005 гг. (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Структура иностранных инвестиций в экономику России, %

Портфельные

Рис. 2.5.

Рис. 2.5.

Сравнивая данные в таблице 2.3 и рис. 2.4, 2.5 нетрудно заметить, что структура иностранных инвестиций в 2002-2005 г. не претерпела принципиальных изменений и продолжает оставаться неблагоприятной. По-прежнему в ней заметно преобладают "прочие инвестиции", в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшая привлекательность детерминируется платностью - кредиты надо отдавать с процентами. В этом контексте Россия сильно отличается от большинства развитых экономик, где примерно 90% совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции.

Кредиты от зарубежных организаций в последние годы имеют устойчивую тенденцию к повышению (см. табл. 2.2). Увеличение иностранных инвестиций по этой статье можно объяснить двумя причинами. Во-первых, часть поступающих инвестиций - это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старых долгов. Таким образом, внутрь статьи "прочие прямые инвестиции" как бы встроен механизм, действующий в направлении повышения показателей. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно. Достаточно сказать, что разница между депозитными и кредитными ставками в российских банках варьируется в пределах 12-15% против зарубежных 5-7%.

Доля прямых иностранных инвестиций по итогам 2005 г. в сравнении с 2004 г. имела незначительную тенденцию к росту - с 22,8% до 23,3% - и по-прежнему не может считаться удовлетворительной. Доля портфельных инвестиций продолжала оставаться очень незначительной и имела тенденцию к уменьшению (в 2005 г. - 0,8%; в 2004 г. - 1,4%, в 2003 г. - 2,4%).

Благоприятное отношение к прямым иностранным инвестициям и портфельному капиталу определяется тем, что в отличие от кредитов эти вложения объединяют риски инвестора и производителя и осуществляются не на условиях платности, срочности и возвратности.

Фондовый рынок в современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций.

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: существенного притока портфельного капитала в экономику РФ в обозримой перспективе ждать не стоит. Тем не менее, привлечение средств в компании, не имеющие выхода на внешние рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка.

Происходящий рост иностранных инвестиций происходит на фоне прогрессирующего бегства капитала.

Крупнейшие государства-инвесторы в экономику Российской Федерации по итогам 2005 года представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец 2005 года, млн. долларов США

Накоплено

В том числе

Поступило в 2005 г.

в % к итогу

портфельные

Всего инвестиций

из них по основным странам-инвесторам

в том числе:

Нидерланды

Люксембург

Германия

Великобритания

Виргинские о-ва (Брит.)

Швейцария

Из таблицы 2.4 и рис. 2.6 видно, что основные страны-инвесторы - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится 80,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Рис. 2.6.

Обращает на себя внимание, что офшоры Кипр и Виргинские острова являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на конец 2005 года равнялась 19,1%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.

Отличительной особенностью инвестиций развитых стран является их секторальная направленность - большая доля инвестиций направляется в высокотехнологичные и финансовые сектора.

В России же в настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления) (см. рис. 2.7).

Рис. 2.7.

Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль вкладывается больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании - очень крупные предприятия "стратегического" значения. Кроме того, существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

Из-за сложного политического и экономического положения в России перспективы иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль остаются неясными. Тем не менее, международные нефтяные компании имеют опыт работы в развивающихся странах и умеют преодолевать специфические трудности, связанные с отсутствием нормальной рыночной среды и произвольными действиями властей. Однако в любом случае вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для "импорта" современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

Совсем немного сообщений имеется в средствах массовой информации об инвестировании в предприятия черной металлургии. По-видимому, в настоящее время не реализуется ни одного крупного инвестиционного проекта со значимым участием иностранного капитала в этой области.

Помимо общеэкономических причин слабой активности иностранных инвесторов можно назвать ряд факторов, снижающих интерес иностранного капитала к предприятиям черной металлургии.

При покупке предприятия перед иностранным инвестором встает задача создания системы сбыта продукции и закупок сырья.

В настоящее время на внутреннем российском рынке трудно создать подобную систему в том виде, который бы удовлетворял западного инвестора. Сложилась ситуация, при которой для получения необходимых гарантий инвестор должен поставить под контроль всю технологическую цепочку, особенно поставщиков сырья, а это часто невозможно.

Использование иностранной компанией собственной закупочно-сбытовой системы также затруднено. Доставка сырья из-за границы и (в меньшей степени) вывоз готовой продукции за рубеж требуют высоких транспортных расходов из-за удаленности большинства российских металлургических заводов от морских портов.

Нельзя забывать, что избыточные сталелитейные мощности - проблема многих развитых стран, и в них имеются жесткие ограничения на импорт стали. Это также затруднило бы для иностранной компании сбыт продукции российского предприятия.

На большинстве российских металлургических заводов используются устаревшие технологии, что снижает желание иностранного капитала приобретать их акции.

Тем не менее, потенциально черная металлургия могла бы привлекать иностранных инвесторов. Несмотря на высокие транспортные расходы на экспорт идет около половины производимой продукции, что говорит о хороших экспортных возможностях отрасли. С развитием рыночной экономики иностранные фирмы могут начать ориентироваться и на внутрироссийский рынок.

В настоящее время в отрасли реализуются лишь отдельные, сравнительно небольшие проекты с участием иностранного капитала.

Одной из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность. Довольно высокий интерес к данной отрасли можно объяснить рядом факторов. Основная составляющая в себестоимости алюминия - электроэнергия. Сравнительная дешевизна электроэнергии в России и удачное расположение многих алюминиевых заводов (например, Братский завод находится рядом с двумя крупными гидроэлектростанциями, у которых практически нет других крупных потребителей энергии) позволяют получать высокую прибыль.

В алюминиевой отрасли эффективно использование толлинговой схемы (работа на давальческом сырье), что позволяет легко включить российское предприятие в технологическую цепочку иностранного партнера, решить проблемы поставок сырья и реализации продукции, уменьшить налоги и таможенные сборы, уменьшить оборотные средства предприятий (которым не надо самим закупать сырье), обойти квоты на поставку российского алюминия на Запад.

Рентабельность производства повышается также благодаря относительной дешевизне российской рабочей силы и хорошему состоянию оборудования на многих предприятиях.

Иностранные инвесторы проявляют высокий интерес ко многим крупным алюминиевым заводам.

Ситуацию с иностранными инвестициями в медной промышленности можно сравнить с положением в черной металлургии. Высокие транспортные расходы и необходимость крупных вложений в повышение эффективности производства препятствуют иностранным инвестициям.

Мировое производство некоторых цветных металлов контролируется крайне ограниченным числом компаний-монополистов. Такие компании могут стараться поставить под контроль соответствующее производство в России исходя из стратегии экспансии и нежелания пускать на мировой рынок независимых конкурентов. При этом экономическая целесообразность может отойти на второй план.

Некоторым иностранным компаниям удалось захватить ведущие позиции в той или иной отрасли цветной металлургии промышленности России (или даже СНГ). Интересы иностранных инвесторов в цинковой промышленности СНГ распределились следующим образом: Челябинский электролитный завод - швейцарская компания Euromin, Лениногорский комбинат - компания Gerald Metals, Алмалыкский завод (Казахстан) - компания Glencore.

Несмотря на высокий интерес иностранного капитала к цветной металлургии, перспективы иностранных инвестиций в отрасль остаются неопределенными. Это связано, прежде всего, с общеэкономической и общеполитической ситуацией. Кроме того, инвестирование в гигантские предприятия (какими являются наиболее рентабельные алюминиевые заводы) в российских условиях сопряжено с дополнительным политическим риском.

Некоторые отрасли химической промышленности, благодаря богатым природным ресурсам, обладают хорошим экспортными перспективами (например, производство минеральных удобрений). Это делает их потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.

Высокий внутренний спрос на товары бытовой химии способствует иностранным инвестициям в предприятия этого профиля. Инвесторов также привлекает возможность вкладывать средства в небольшие предприятия.

Неплохими экспортными возможностями и хорошим внутренним спросом характеризуется также нефтехимия. Имеются примеры вложения иностранных средств в предприятия отрасли в рамках проектов, реализуемых крупными российскими нефтяными компаниями.

Недостатком химической отрасли является то, что многие производства были созданы с военными целями.

Химические предприятия крайне разнородны и вряд ли можно говорить о каких-либо перспективах химической промышленности в целом. Однако в любом случае ожидать масштабных иностранных инвестиций в ближайшее время не приходится, хотя в настоящее время и реализуется ряд проектов.

Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Лесоматериалы - традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как, например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.

В целом, следует отметить, что структура иностранных инвестиций в экономику России по отраслям экономики сложилась в силу значительного расхождения уровней рентабельности в разрезе отраслей - высокие прибыли главным образом генерируются нефтедобывающим сектором, в то время как другие либо не прибыльны, либо малоприбыльны. Проблема обостряется тем, что сырьевые сектора в целом сильно зависимы от внешней конъюнктуры, что наводит на мысль о необходимости диверсификации источников роста. Поэтому основной задачей государства, как регулятора экономического развития, должно стать перенаправление инвестиционных потоков в "нужные" отрасли. В частности, это возможно за счет изменения системы налогообложения нефтяного сектора, который в настоящее время не обладает "встроенным механизмом" адаптации к изменениям во внешней среде". Отрасль испытывает большие трудности при низких ценах на нефть и, наоборот, в периоды высоких цен генерирует сверхприбыли, тем самым, привлекая больший капитал. В данном контексте можно говорить о необходимости занижения доходности в нефтяном секторе при одновременном ее повышении в других, не способных априори достичь такого уровня.

Помимо динамики и структуры иностранных инвестиций, важное значение имеет также оценка его уровня. А он, несмотря на положительную динамику остается очень низким - чуть больше одного процента ВВП. Для сравнения - в других развивающихся странах или странах Восточной Европы приток иностранных инвестиций эквивалентен 6-7% ВВП. В Бразилии (сопоставимой по населению стране) ежегодно привлекаемый объем прямых иностранных инвестиций находится на уровне 25 млрд. долларов США, в то время как в России в 2005 г. - только 9,42 млрд. долл. США. Если же приводить показатель объема ПИИ в расчете на душу населения, то Польша и Чехия будут заметно превосходить российские показатели (Чехия - 560 долл. США, Польша - 180 долл. США против примерно 60 долл. в России).

На наш взгляд, низкий уровень привлечения иностранных инвестиций в Россию во многом связан с особенностями сложившегося инвестиционного климата.