Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономика норвегии - ведущие отрасли, ввп и уровень благосостояния. Норвегия: история, экономика и политическая система

Северная страна Норвегия известна своим высоким уровнем жизни. Страна относительно легко переживает мировой финансовый кризис, и экономика показывает устойчивость и положительную динамику. Чем отличается экономика Норвегии от других европейских стран? Расскажем об особенностях норвежской экономики, ее структуре, перспективах.

География Норвегии

Экономика Норвегии в некотором смысле обусловлена географическим положением страны. Государство расположилось в западной части Скандинавского полуострова, в Северной Европе. Оно сильно зависит от морей, которыми омывается. Береговая линия страны составляет 25 тысяч километров. Норвегия имеет выходы к трем морям: Баренцеву, Норвежскому и Северному. Страна граничит со Швецией, Россией и Финляндией. Основная часть расположена на материковой земле, но к ее территории также относится огромная (50 тысяч) островная сеть, часть из них необитаема. Береговая линия Норвегии изрезана живописными фьордами. Рельеф основной части страны в основном горный. С севера на юг протянулась горная гряда, которая местами чередуется с возвышенными плато и глубокими долинами, покрытыми густыми лесами. Север страны занят арктической тундрой. На юге и в центре расположено благоприятное для сельского хозяйства плато. Страна очень богата пресными водами, здесь находятся около 150 тысяч озер и немало рек, самой крупной из них является Гломма. Норвегия не очень богата разнообразными полезными ископаемыми, но у нее есть серьезные запасы газа, нефти, нескольких руд, меди, свинца.

Климат и экология

Норвегия находится в зоне влияния теплого течения Гольфстрим и это делает местный климат более мягким, чем у находящихся на той же широте Аляске и Крайней Сибири. Но все же климат страны не особо комфортен для жизни. Западная часть страны находится во власти теплых течений и здесь царит умеренный с мягкой зимой и недлинным теплым летом. Здесь ежегодно выпадает большое количество осадков. В июле-августе здесь воздух прогревается до 18 градусов тепла, а зимой не опускается ниже двух градусов мороза. Центральная часть относится к зоне умеренного континентального климата с холодной зимой и непродолжительным теплым, но не жарким летом. Зимой здесь температура в среднем составляет 10 градусов мороза, а летом воздух прогревается до 15 градусов тепла. страны характеризуется субарктическим климатом, с долгой, суровой зимой и коротким холодным летом. Зимой в среднем градусник показывает минус 20 градусов, а летом термометр поднимается до отметки в 10 градусов тепла. На Севере наблюдается атмосферное явление - северное сияние.

В целом экономика Норвегии, кратко может быть описана экологичная. Здесь придается огромное внимание сохранению первозданности природы. Хотя промысел рыбы и добыча нефти наносят природе определенный вред, и с этим пока Норвегия не может справиться. Тем не менее здесь очень чистый воздух и вода, промышленные предприятия работают по высоким стандартам безопасности, которые считаются одними из самых высоких в мире. Рост туристического потока также представляет определенную угрозу экологии страны и эта проблема пока тоже не нашла своего решения.

История развития экономики

До 9 века Норвегия была страной завоевателей. Викинги наводили ужас на всю Европу, добираясь вплоть до берегов Турции. Основной доход жителей страны заключался во взимании дани с завоеванных земель. В 9-11 веках огромные земли, принадлежащие норвежскому королю, проходили путь реформирования, в регион несколько раз пытается проникнуть христианство, идет борьба между отдельными областями, происходят волнения народа. Экономика испытывает серьезные изменения. Территории, облагаемые налогами, постепенно сокращаются, необходимы были новые формы хозяйствования. В 1184 году к власти приходит бывший священник Сверрир, он наносит мощный удар по духовенству и аристократии и вводит новые принципы существования государства - демократические. Несколько следующих поколений монархов занимались централизацией страны и урегулированием политических распрей. В конце 13 века Норвегия переживает значительный кризис земледелия, который связан с эпидемией чумы. Это приводит к сильному ослаблению государства. С 14 века Норвегия переживает длительный период зависимости от скандинавских государств. Это не могло положительно сказываться на развитии экономики. Страна все больше превращается в периферийное государство со слабой экономикой. В середине 17 века страна переживает серьезный экономический взлет, обусловленный распадом Ганзейского союза. Европа начинает активно потреблять норвежское сырье: лес, руду, корабли. Происходит взрывной рост промышленности. Но страна оставалась частью Швеции. В начале 19 века Норвегия под предводительством Христиана-Фридриха смогли отстоять свои права на независимость. Но ненадолго. Швеция не желала расставаться с этими территориями. И весь 19 век шла борьба за отстаивание прав норвежского народа на собственное правительство и законодательство. Параллельно идет рост промышленного производства, что становится платформой для появления состоятельного класса, который не желал оставаться под управлением Швеции. В 1905 году стране удалось избавиться от влияния Швеции, к власти пришел датский принц. В годы Первой мировой войны государство придерживается нейтралитета, это позволяет Норвегии значительно улучшить показатели своей экономики. Но мировой экономический кризис конца 20-начала 30-х годов не миновал страну. В начале Второй мировой войны Норвегия вновь решила остаться нейтральной, но Германия не обратила на это внимания и захватила страну. Послевоенные годы стали становлением государства с новой экономикой. Здесь в большей степени, чем в других европейских государствах, применяются методы справедливого распределения доходов. В это время общая характеристика экономики Норвегии может описываться двумя словами: справедливость и демократия. Страна дважды отказалась от вступления в Евросоюз, хотя поддерживает процессы интеграции и Шенгенское соглашение.

Население Норвегии

Численность жителей страны немногим превышает 5 миллионов. Плотность населения составляет всего 16 человек на кв. км. Основное население сосредоточено на востоке страны, густо заселена прибрежная зона вокруг Осло, а также на юге и западе страны. Северная и центральная части почти пустуют, а часть островов и вовсе необитаемы. Экономика Норвегии сегодня предоставляет высокую занятость населения. Около 75 % населения имеют работу. 88 % жителей страны с высшим образованием не имеют трудностей с трудоустройством, это самый лучший показатель в Европе. Это свидетельствует о том, что экономика страны развита на очень высоком уровне. О высоком качестве жизни говорит и растущая продолжительность жизни норвежцев, она составляет в среднем 82 года.

Политическое устройство

Норвегия по своему политическому строю является конституционной монархией. Главой исполнительной ветви власти и официальным главой государств является король. Законодательной властью ведает Король имеет формально достаточно большой список обязанностей и прав. Он назначает и увольняет премьер-министра, утверждает законы, ведает войной и миром, возглавляет верховный суд. Но практически всеми основными вопросами руководства страной занимается правительство с премьер-министром во главе. Исполнительной власти принадлежит право осуществлять государственное регулирование экономики Норвегии, она занимается контролем над работой государственного сектора экономики, который является высокодоходной сферой экономики, а также контролирует деятельность нефтедобывающей отрасли. Страна делится на 20 районов, называемых фюльке, губернаторов которых назначает король. Фюльке объединяют коммуны. В стране действует и постоянно появляются новые политические движения и партии, стремящиеся пройти в парламент. В политической и административной жизни страны активное участие принимают профсоюзы, которые имеют большой авторитет.

Общая характеристика экономики Норвегии

В Европе существует несколько стран, которые успешно преодолевают финансовый кризис и находят возможности роста, одна из них - Норвегия. Экономика страны, конечно, испытывает кризисные влияния, но все же смотрится на фоне других государств неплохо. Страна находится на четвертом месте в мире по ВВП на душу населения. Сегодня государство показывает умеренный рост, который связан преимущественно с возрастающим потреблением в государственном секторе. Немного растет экспорт товаров народного потребления и повышается потребительская активность домохозяйств. Эти процессы не являются радикально положительными, но на фоне ситуации в Европе, у норвежцев есть поводы для оптимизма. Государство вынуждено тратить немало средств и усилий на поддержание заданного высокого стандарта жизни. И оно вкладывает много средств в научно-исследовательскую и инновационную сферы производства, ищет поиски диверсификации экономики и снижения все еще достаточно высокой зависимости экономики от нефтедобывающей отрасли. В целом экономика Норвегии строится по скандинавской модели «Страны всеобщего благосостояния» и довольно успешно идет по этому пути, хотя и не без трудностей.

Структура

Доминантная экономическая модель Норвегии привела к тому, что складывается специфический расклад производственных сил. Структура экономики Норвегии показывает гармоничный баланс между рыночными механизмами и гос.регулированием. В стране значительную часть экономики занимает общественный сектор. Государство около 3 % ВВП инвестирует в развитие науки и технологий. Экспортоориентированная модель экономики приводит к тому, что объем экспорта превышает импорт. 38% ВВП страны приходится на экспорт, из них больше половины приходится на газ и нефть. Правительство работает над снижением этих показателей и успехи есть, хотя и небольшие, в год удается снизить вес экспорта на 0,1 % ВВП.

Внешнеэкономическая деятельность страны

Норвегия активно сотрудничает со многими странами в плане обмена товарами, сырьем и технологиями. Внешняя экономика Норвегии в первую очередь связана со странами Евросоюза, а также с Китаем и некоторыми странами Азии. Государство является крупным энергопоставщиком Европы. Газ и нефть поставляются во Францию, Германию, Нидерланды, Швецию, Великобританию. Также Норвегия продает за рубеж оборудование, химикаты, целлюлозу и изделия из бумаги, текстиль. Ввозится в страну продукция легкой и пищевой промышленности, сельхозпродукция, транспортные средства. Структура экономики Норвегии зависит от продажи энергоносителей за рубеж, правительство на протяжении последних 10 лет ведет борьбу с этим явлением, но процесс диверсификации идет медленно.

Добывающая промышленность

Нефтяные месторождения Норвегии начали разрабатываться относительно недавно, с 1970 года. За это время страна уверенно вошла в число крупнейших экспортеров этого энергоносителя мира. С одной стороны, нефть - это несомненное благо для страны, она позволяет государству не зависеть от внешних цен на углеводороды. Но за 40 лет активной добычи экономика впала в сильную зависимость и ценовые колебания на нефтяном рынке стали приводить к отрицательным последствиям. Сегодня в мире есть несколько стран с основательной зависимостью от положения на сырьевом рынке, и одна из них - Норвегия. Сектора экономики добывающей отрасли составляют почти половину производства страны. Сегодня в условиях кризиса в нефтяной отрасли заставляют страну интенсивнее заниматься развитием других отраслей экономики.

Сферы производства

Кроме энергетики и добычи углеводородов, у Норвегии есть и другие серьезные Экономика Норвегии, кратко может быть описана, как традиционная с элементами инноваций. Страна развивает те отрасли, в которых она была сильна исторически. В частности, ее кораблестроение всегда было сильным и передовым. Сегодня судостроение приносит около 1 % ВВП страны. Норвежские верфи собирают суда для компаний, транспортирующих нефть, а также для грузовых и пассажирских перевозок. Еще одна важная отрасль страны - это металлургия. Экономика Норвегии постоянно стимулирует производство ферросплавов, однако отрасль переживает кризис и ей оказывается государственная помощь. Металлургия приносит около 0,2 % ВВП. Лесная и целлюлозно-бумажная промышленности - также традиционная для Норвегии сфера производства. Важными сферами занятости норвежцев являются рыболовство и ведение сельского хозяйства. Кроме старается развивать инновационные, наукоемкие отрасли. Это сфера космонавтики, страна производит разнообразный ассортимент комплектующих и оборудования для спутников. Развивается сфера компьютерных технологий, строительства, образования.

Туристическая отрасль

Сегодня экономика Норвегии, промышленость в которой играет важнейшую роль, активно развивает еще один ресурс - это туризм. Эта отрасль приносит чуть более 5% ВВП и дает рабочие места 150 тысячам человек. Государство ежегодно выбирает одну страну, в которой проводится в течение года серьезная рекламная кампания по повышению осведомленности туристов об особенностях отдыха в Норвегии. Привлечение туристов в северные районы страны позволяет развивать инфраструктуру этого региона и обеспечивает работой местных жителей, которым трудно трудоустроиться в этом необжитом уголке государства.

Сфера быта и сервиса

Все развитые страны идут по пути увеличения доли сервисной деятельности и услуг в структуре производства, не стала исключением и Норвегия. Экономика страны все больше становится сервисной. Высокое качество жизни приводит к тому, что люди в обыденной жизни все меньше занимаются бытом, отдавая заботы на откуп профессионалов. Общественное питание, клининговые компании, ремонт, строительство, обслуживание техники, эстетические услуги, здравоохранение, образование и досуг - эти отрасли являются самыми перспективными нишами развития в Норвегии. Данные сферы производства не контролируются государством и в максимальной степени осваиваются малыми частными компаниями.

Рынок труда

Стремясь поддерживать высокое качество жизни и двигаясь к «всеобщему благосостоянию», экономика Норвегии, рынок труда в которой являются важным элементом, ежегодно увеличивает количество рабочих мест. Существуют специальные государственные программы, направленные на создание малых предприятий и дополнительных мест для трудоустройства. При этом страна заботится о том, чтобы как можно больше людей получало образование, чтобы способствовать инновационному развитию страны. Норвегия сегодня имеет наименьшие в Европе показатели по безработице (5 %) и продолжает их снижать.

Экономика в цифрах

Самые свежие сведения об экономике в Норвегии показывают, что она стабильно, хотя и медленно, растет, на 2,5 % в год. ВВП на душу населения составляет чуть больше 89 тысяч долларов США. Уровень инфляции составляет 4%, а ключевая ставка держится на цифре 0,5 %. Золотой запас страны составляет 36 тонн. Государственный долг - 31,2 %.

Перспективы развития

Сегодня экономика Норвегии - одна из самых стабильных в Европе. Государство стремится к справедливому распределению доходов от продажи углеводородов и развивает социальную сферу и промышленность. Несмотря на финансовый кризис в мире, экономика Норвегии и ее перспективы выглядят довольно оптимистично. Государство неуклонно снижает зависимость от цен на нефть, развивает инновационные сферы производства, удерживает высокий уровень жизни, активно сопротивляется миграционному давлению, охватившему Европу. Норвегия - один из лидеров региона по производству возобновляемой энергии. Гидроэлектростанции, использование энергии Солнца и ветра, позволяет стране наращивать экспорт электричества в близлежащие страны. развитие инновационных отраслей, рост туристической привлекательности - вот залог экономического успеха Норвегии.

Определенным своеобразием отличалась в Норвегии формирование капиталистических экономических структур: более поздние сроки индустриализации, её значительная обусловленность потребностями внешнего рынка, возможность добиться выгодного положения на нем своих товаров и услуг.

Почти не участвуя в территориальном разделе мира, Норвегия и без колоний благодаря производственно-финансовым связям к прибылям крупных держав, стала частью мировой хозяйственной системы. Уже в конце прошлого - начале нынешнего века на базе концентрации и централизации производства и капитала возникли крупные компании, преимущественно экспортного направления, стали складываться финансовые группы.

В Норвегии низкая экономическая конъюнктура и кризисные явления наблюдаются с 1986 года, когда резко упали цены на нефть, в связи с переходом на энергосберегающие технологии. На протяжении одного года вклад нефтяной промышленности сократился с 18,5% ВВП до 11%.В последующие годы сильное увеличение добычи нефти подняло эту цифру до 16 % ВВП, но, как утверждают специалисты, в ближайшем будущем добыча нефти снова начнет падать. Доходы от природного газа будут восполнять пробел, по крайней мере, несколько лет. Но будет ли относительно слабая нефтяная часть экономики страны, в которой преобладает государственный сектор, достаточно сильной, чтобы компенсировать нехватку средств, когда начнется сужаться нефтяной сектор? Эти тревоги усугубляются в последние годы резким ухудшением состояния государственных финансов. Щедрая бюджетно-налоговая политика, принятая правительством Рабочей партии после 1990г. с целью смягчить трудности спада, привела к росту дефицита государственного бюджета до 12,5%. Понимая эти долгосрочные трудности, правительство в 1993г. представило парламенту программу на 1994-1997гг., в которой изложило стратегию их устранения. Она основана на значительном ужесточении бюджетно-налоговой политики, сдерживания трансфертных платежей в пользу инвестиций в инфраструктуру и общий перенос упора с государственного сектора на частный.

Личное потребление в 1992г. было ниже уровня 1986г. почти на 3%. Валовые капиталовложения значительно уступают показателям 1988г. Импорт в 1992г. был ниже, чем в 1986г., на 3,5%, а объём производства и обрабатывающей промышленности - даже ниже уровня 1985г. Эта безрадостная картина скрадывалась лишь благодаря добыче нефти. Объём валовых капвложений показан на рис.2.

Уровень инфляции постепенно понижался и в мае 1993г. составил в годовом исчислении 2,4%, а в 1994г.1,7%. Но уровень издержек на заработную плату был по-прежнему заметно выше, чем в других странах, хотя конкурентоспособность норвежских товаров в 1993г. на 11% превысила уровень 1988г.

Дефицит государственного бюджета по-прежнему велик -50 млрд. крон в 1993г. К весне 1993г. заметно снизился уровень процентных ставок, приостановилось падение занятости.

За первые пять месяцев 1993г. экспорт составил 88 млрд. крон, а импорт 60 млрд. крон. На нефть приходится 43% всего норвежского товарного экспорта.

Банковский кризис в стране продолжается пятый год, хотя самое худшее уже позади. Все крупные коммерческие банки, кроме “Ден Норске банк”, оказались в полной зависимости от государства. Банковский кризис начался с драматического падения цен на нефть и распространился на все другие секторы экономики.

  • 1994 год положил начало оживлению экономики. ВВП вырос на 3,5%. Инфляция составила мене 1%. Платежный баланс связан с большим активным сальдо, превысившим 2,5% ВВП. Безработица утвердилась на уровне 5,5% экономически активного населения страны. Уровень безработицы с 1989 по 1995 года характеризует
  • 1995 год закончился примерно на таком же экономическом уровне. Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются. Десять лет тому назад обрабатывающая промышленность давала 20% ВВП, теперь она дает лишь 13%. Норвегия, долго подкрепляемая североморской нефтью, может вступить в критическую фазу, которая определит, сможет ли она сохранить своё положение одной из самых процветающих стран Европы и в ХХI веке.

Во многих отношениях Норвегию можно сравнить с развивающейся страной, поскольку её основной экспорт состоит главным образом из сырья (нефть и газ), а не готовой промышленной продукции. Обрабатывающая промышленность не превышает 15% ВВП, что считается минимальным уровнем для современных промышленных стран. Правительство принимает ряд мер, чтобы изменить структуру своего экспорта в сторону товаров обрабатывающей промышленности.

Отвечая на вопрос, что делает правительство в связи со скорым сокращением добычи нефти, премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд заявила английской “Файненшел Таймс”: “Правительство проводит политику, в которой налоговые и структурные меры рассчитаны именно на стимулирование экономического развития и занятости в материальной экономике. Мы активно используем государственный бюджет для увеличения занятости, укрепления частного сектора и инвестирования в область специальных знаний и другую инфраструктуру. Теперь, когда экономика вступила в период сравнительно энергичного роста, важно укрепить финансовое положение страны.

Действительно, добыча нефти у нас сократиться через несколько лет, но, учитывая рост добычи газа, эксплуатация норвежского шельфа будет по прежнему оставаться опорой экономики страны ещё много лет в будущем. Поэтому увеличение производства на материке Норвегии поможет сохранить сбалансированный рост. Соотношение издержек и конкурентоспособности норвежской экономики значительно улучшилась, и перспективы материковой экономики сейчас лучше, чем несколько лет назад. Это значит, что мы становимся менее зависимыми от нефти.

Нефтяные доходы Норвегии падают, несмотря на девальвацию кроны и наращивание добычи сырья. Осло готовится распечатать Фонд национального благосостояния. Политики требуют отхода страны от сырьевой модели развития

Нефтяная платформа Oseberg в Норвежском море (Фото: REUTERS 2015)

Доходы Норвегии тают

Чистая прибыль правительства Норвегии от нефтегазовых активов в январе—сентябре 2015 года сократилась на 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года — c 83,3 млрд до 72,3 млрд крон (или с $13,66 ​​млрд до $9,16 млрд с учетом курсовой разницы). Об этом свидетельствует опубликованная во вторник финансовая отчетность госкорпорации Petoro. Это управляющая компания, в чьем ведении находится фонд «Государственные прямые финансовые вложения» (SDFI), в который входят все принадлежащие властям нефтегазовые активы на норвежском континентальном шельфе.

По оценкам Bloomberg , прямые доходы SDFI от нефти и газа за весь 2015 год могут обновить шестилетний минимум: в 2009 году энергетический портфель принес правительству чистую прибыль в 97 млрд крон (около $14,8 млрд по средневзвешенному курсу 2009 года). По итогам 2014 года, когда на нефтяном рынке уже начался кризис, доходы SDFI составили 111 млрд крон ($16,92 млрд).

Государственные инвестиции в нефтегазовую отрасль через фонд SDFI также сокращаются: за первые девять месяцев 2015 года они составили 22,5 млрд крон ($2,85 млрд) - это на 21% меньше, чем годом ранее. «Падение показателя отражает сокращение капитальных затрат на развитие проектов и снижение некоторых операционных инвестиций», — поясняет Petoro.

На 10% сократилась и выручка самой SDFI, до 119,5 млрд крон за первые три месяца 2015 года ($14 млрд по курсу на конец сентября). В релизе Petoro подчеркивается, что падение кроны к доллару США помогло сгладить эффект от снижения нефтяных цен. За год, с сентября 2014 года, норвежская валюта потеряла к доллару 32% своей стоимости. Но обвал цен на нефть оказался еще сильнее - средняя цена барреля в январе—сентябре 2015 года составила 437 крон против 655 крон в 2014 году.

Для частичного покрытия убытков энергетиков от снижения цен Норвегия наращивает объемы добычи нефти. Но темпы этого роста пока слишком малы: чуть более 2% (от 399 тыс. барр. в сутки в среднем за январь—сентябрь 2014 года до 409 тыс. барр. в 2015 году).

Пример России

Обвал нефтяных цен, начавшийся летом 2014 года, сказался и на российском бюджете. Министерство финансов несколько раз предлагало секвестр бюджета — вначале на 2015-й, затем на 2016 год. ​Также правительство вернулось к системе однолетнего планирования бюджета. За первое полугодие 2015 года нефтегазовые доходы российского бюджета сократились к предыдущему году на 727 млрд руб., достигнув 2,97 трлн руб. (в 2014-м — 3,7 трлн руб.). Вместе с тем Россия наращивает добычу углеводородного сырья: по итогам сентября 2015 года, она достигла максимальных со времен распада СССР значений — 10,74 млн барр. в сутки (рост на 0,4% в августе). Тогда же вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович заявил CNBC, что искусственным путем сокращать производство нефти Россия не планирует.

Сокращение затрат

Помимо прямых поступлений из фонда SDFI норвежское правительство получает нефтегазовые доходы в виде налогов на добычу от частных компаний и в виде дивидендов от Statoil, крупнейшей энергетической корпорации страны. Доля государственного участия в Statoil составляет 67%. На прошлой неделе компания отчиталась о чистом убытке в размере $330 млн за третий квартал 2015 года. Годом ранее квартальный убыток превышал $700 млн.

Добиться снижения финансовых потерь Statoil удалось через сокращение затрат, в первую очередь капитальных инвестиций. «Мы продолжим урезать наши основные инвестиционные расходы, поскольку резкое снижение нефтяных цен в ходе квартала показало, что нам надо стремиться к большей рентабельности», — заявил глава Statoil Эльдар Сэтре.

В понедельник, 2 ноября, Statoil также сообщила , что досрочно разрывает контракт с норвежской буровой компанией Songa Offshore на использование ее нефтедобывающей платформы Songa Trym. Директор Statoil по обеспечению буровых вышек Торе Ореберг заявил, что еще в октябре работа платформы была приостановлена, поскольку ее скважина оказалась выработана. Statoil планировала использовать платформу до окончания контракта (в марте 2016 года), но не нашла свободной скважины, куда ее можно было назначить, и решила сразу отказаться от аренды платформы.

Де-юре аренда нефтевышки завершится к середине ноября. Как сообщает сама Songa Offshore, за досрочное расторжение договора она получит от Statoil $377 тыс. за каждый неиспользованный день аренды (то есть всего около $42 млн). Буровая компания планирует демонтировать вышку с разрабатываемой сейчас скважины, а затем вновь искать для нее арендаторов.

Statoil производит свыше 70% норвежских нефти и газа. В условиях, когда такой крупный игрок принялся сокращать издержки, буровые компании могут не найти арендаторов и покупателей для своих платформ в Северном море, отмечает аналитик консалтинговой фирмы Nordea Markets Янне Квернеланд. По ее оценкам, в ближайшие годы около 20 вышек в британских и норвежских водах может пойти на слом. «В Северном море уже есть кладбище платформ, — рассказала она агентству Bloomberg . — У многих вышек сейчас заканчивается контракт или они уже бездействуют. Если их не арендует Statoil, то кто же тогда?»

Смена парадигмы

Падение нефтяных цен и сокращение инвестиций замедляет рост норвежской экономики. Если за весь 2014 год ВВП Норвегии увеличился на 2,2%, то результатом этого года может стать стагнация. По данным государственной статистической службы Statistics Norway, в первом квартале 2015 года рост экономики к предыдущему кварталу составил всего 0,1%, а во втором квартале ВВП снизился на те же 0,1%.

Если исключить из подсчетов добычу углеводородов, экономика материковой Норвегии не стагнирует, а растет, пусть и небольшими темпами: на 0,3% в первом и на 0,2% во втором квартале 2015 года. Общие же нефтегазовые доходы в бюджете Норвегии на этот год запланированы на уровне 342 млрд крон ($46,3 млрд на 1 января 2015 года), или 21,2% от всех доходов государства.

В начале октября правительство объявило , что впервые в истории собирается потратить на покрытие бюджетных расходов часть Фонда национального благосостояния — Norges Bank Investment Management (NBIM). Это крупнейший государственный фонд, который оперирует активами рыночной стоимостью 7,35 трлн крон ($863 млрд). По прогнозу правительства, он получит 204 млрд крон нефтяных доходов в 2016 году, тогда как властям потребуется изъять из него 208 млрд крон, формируя дефицит в 4 млрд крон (около $450 млн).

Необходимость искать средства для покрытия дефицита в Фонде благосостояния уже вызвала критику со стороны противников сырьевой экономики. «Нефть перестала быть двигателем нашего роста, — заявила в начале октября министр финансов Сив Йенсен, лидер правоконсервативной Партии прогресса. — Поэтому перед нами стоит проблема реструктуризации, и лучшее, что мы сейчас сможем сделать, это направить усилия на поддержку частного сектора, более конкурентоспособного».

Эксперты полагают, что трансформация норвежской экономики будет проходить более плавным и естественным путем, нежели предлагают политики. «Мы делаем шаг от сырьевой экономики к капитализму, — заявил Financial Times экономист DNB Markets Эйстен Дерум. — С течением времени нефтяные доходы будут все менее и менее важны в сравнении с прибылью от финансовых активов».

Введение

Королевство Норвегия расположено в Северной Европе, в западной части Скандинавского полуострова и большом количестве прилегающих мелких островов. Граничит со Швецией, на востоке -- с Финляндией и Россией. Название страны происходит от древнескандинавского слова Norрrvegr -- «путь на север». Форма правления -- конституционная монархия, форма государственного устройства -- унитарная. Площадь страны $ 387 тыс. квадратных километров, население 4,3 млн. чел. Средняя плотность населения - 13,5 чел. На квадратный километр. Средняя продолжительность жизни: мужчин - 75 лет, женщин - 82 года (одна из самых высоких в мире). Экономика Норвегии является удачным примером синтеза свободного рынка и государственного регулирования. Правительство контролирует ключевые сферы экономики, в частности, нефтяной сектор. Хотя страна обладает и другими природными ресурсами (лесные ресурсы, минералы, гидроресурсы), нефтяной сектор обеспечивает 30 процентов поступлений средств в бюджет Норвегии. ВВП в 2010 году составил $ 276 млрд. Экономика Норвегии являет собой один из ярчайших примеров высокоорганизованного планомерного экономического развития в конце 20 века, в связи с чем, интересно проследить за ее важнейшими макроэкономическими показателями последних лет, а также проанализировать причины их изменений.

Демографическая ситуация и трудовые ресурсы Норвегии

Таблица 1

Численность населения Норвегии

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/population/data/database.

Таблица 2

Прирост населения Норвегии (в %)


Таблица 3

Доля населения Норвегии в мире


Таблица 4

Общая численность трудовых ресурсов Норвегии

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/labour_market/job_vacancies/database.


Таблица 5

Доля трудовых ресурсов Норвегии от общей численности населения


Анализирую вышеуказанные таблицы и графики динамики численности населения и трудовых ресурсов, а также изменение их удельных долей мы можем заключить, что в Норвегии происходит поступательное увеличение численности населения за последние годы. Общая численность населения составила 4920305 человек в 2011 году (таблица 1). Динамика прироста населения за последние годы находилась в интервале 0,73% - 1,28%. Причем имела устойчивый рост в с 2005 по 2009 годы, а с 2009 года стабилизировалась у отметки в 1,25% (график 2). Это один из ведущих показателей в Западной Европе, хотя относительно невысокий в общемировом сравнении. Удельная доля населения Норвегии в общемировом контексте составляет менее одного процента, она уменьшилась с уровня 0,708% в 2005 году до 0,703% в 2007 году, далее она сменила тенденцию на повышение и в 2011 году составила 0,706% (график 3). Общая численность трудовых ресурсов страны составила в 3159525 человек в 2011 году (таблица 4). Доля трудовых ресурсов в общей численности населения Норвегии также является достаточно высокой, имеющей восходящий тренд с 2005 по 2009 годы, и консолидацией в 2010-2011 годах на уровне 64,21% от общей численности (график 4). В то же время в Норвегии один из самых высоких уровней ожидаемой продолжительности жизни, равный 81,1 года. Также очень высокий уровень здравоохранения и образования. Норвегия занимает первое место по интегрированному индексу развития человеческого потенциала, с устойчивой тенденцией к его росту. Данные показатели являются яркими индикаторами успешного экономического и социального развития общества. И кроме того являются ключевыми факторами для дальнейшего экономического роста, увеличения количества рабочих мест и увеличения эффективности экономики страны.

Динамика и структура ВВП Норвегии. Международное сопоставление

Таблица 6

ВВП Норвегии в рыночных ценах (млрд $)

Источник: http://www.google.com/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&ctype=l&met_y=ny_gdp_mktp_kd_zg&hl=en&dl=en

Темп прироста ВВП Норвегии в Сравнении с темпом прироста ВМП (в %)


Таблица 8

Доля ВВП Норвегии в ВМП (в %)


Таблица 10

Отраслевая структура ВВП страны в (%)

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/data/database

Отраслевая структура ВВП страны (в %)


норвегия население трудовой ресурс

Экономика Норвегии является удачным примером синтеза свободного рынка и государственного регулирования. ВВП Норвегии в последние годы имеет устойчивую возрастающую динамику, составив на конец 2011 года 377 миллиардов долларов на конец 2011 года (таблица 6). Прирост ВВП страны составлял 2,5% - 2,7% до 2007 года (график 7). Что является достаточно высоким показателем для западноевропейского региона. В 2008 году уровень ВВП не изменился по отношению к 2007 году а 2009 году уже наблюдался спад равный 1,7%, однако рост продолжился в 2010 году на уровне 0,7%. Данные события обусловлены общемировым экономическим кризисом, зародившимся в середине 2008 года. Однако уровень спада и быстро восстановленный рост, являются более сильным показателями, чем в среднем по западноевропейскому региону. Но в сравнении с общемировыми темпами роста, экономика Норвегии отстает, что характерно для большинства стран с развитой экономикой. Доля ВВП страны в ВМП снижалась с 0,54% в 2006 году до 0,47% в 2009году, в 2010 отметился рост до уровня 0,5% (график 8). Данное снижение связано в первую очередь с бурным ростом Новых индустриальных стран, приводящим к изменению в производственной структуре мира. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Норвегии возрастало с уровня 39,900 тыс. долларов США в 2005 году до 48000 тыс. долларов США в 2008 году (график 9). В 2009 году произошел ожидаемый спад до уровня в 41200 тыс. долларов США, с восстановившемся в 2010 году умеренным ростом, менее интенсивным, чем в докризисный период. По номинальному ВВП на душу населения Норвегия занимает второе место в мире по оценке Международного валютного Фонда, четвертое место в соответствии с данными Всемирного банка и четвертое место по данным ЦРУ. Высокий уровень ВВП на душу населения вместе с высоким уровнем ожидаемой продолжительности жизни, уровнем здравоохранения и образования, обеспечивают Норвегии высочайший уровень индекса развития человеческого потенциала. В 2011 году он составил 0,943; для сравнения уровень очень высокого значения индекса находится на отметке 0,889; средний уровень по ОСР составляет 0,873 и 0,682 в целом по миру. Отраслевой структуре ВВП страны характерный признаки Постиндустриального общества с ежегодно возрастающей долей услуг различного рода. Торговля, транспорт и услуги связи в 2010 году составили - 15,1% (таблица 10); предпринимательская деятельность и финансовые услуги - 19,6%; Прочие услуги - 22,6%.Доля строительства устойчиво находилось на отметке в 4,4% до 2006 года, и в дальнейшем повысилась до 4,8 что связанно с обновлением основных фондов добывающей промышленности(график 10). Доля аграрного сектора, охоты и рыболовства, составила 1,6% в 2010 году. Промышленность и энергетика имели высокий уровень волотильности в последние годы, что в первую очередь связано с изменчивой динамикой цен на энергоносители. Однако долгосрочный тренд имеет тенденцию к снижению удельной доли данного сектора в экономике страны. Топливно - энергетический комплекс Норвегии заслуживает особого внимания. ТЭК является лидирующим комплексом страны. ТЭК страны является одним из мировых лидеров в строительстве новейших электростанций и энергосистем на возобновляемых источниках энергоресурсов. Около 60% электроэнергии генерируется гидроэлектростанциями, при этом Норвегия является лидером по добыче углеводородов в Европе, образующих львиную долю экспорта. Политика Норвегии в этом отношении такова: «Углеводороды -- достояние нации», данная отрасль имеет высокое налогообложение. Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Стратегические планы развития нефтегазовой промышленности и всего ТЭКа страны все более зависят от трех крупнейших нефтегазовых компаний), отражающих три формы собственности: государственную - “Статойл”, смешанную (51% у государства “Норск Гидро”), и частную - “Сага Петролиум”. “Норск Гидро” является одной из старейших компаний страны, образованной в год получения Норвегией государственности (1905). По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15 % потребностей стран Евросоюза в нефти и газе. С другой стороны, такая зависимость норвежской экономики от нефтегазового экспорта является ее уязвимой стороной, подверженной рискам высокой волотильности данного рынка. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 г. нефтегазовый сектор составил 23 % ВВП и принёс 32 % всех доходов(223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нём прямо занято более 74 тыс. чел., 3 % всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс. По данным Норвежского нефтяного директората, общие доказанные запасы континентального шельфа страны составляют 18,3 млрд кубических метров. Чего при нынешнем объеме добычи достаточно на более чем 35 лет. Кроме того за счет диверсификации производства и опережающему росту других отраслей доля ТЭК комплекса в экономике снижается, даже не смотря на увеличение объемов добычи углеводородов (график 10).

Государственный долг. Инфляция. Глобальная конкурентоспособность

Таблица 11

Государственный долг Норвегии (в % от ВВП)

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/government_finance_statistics/data/database


Таблица 12

Индекс потребительских цен в Норвегии (база 2005 год)

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/hicp/data/database

Таблица 13

Уровень инфляции в Норвегии

Введение

Глава 1

1.1.

1.2.

Глава 2

2.1.

2.2.

2.3.

Глава 3

3.1.

3.2.

Заключение

Список литературы …………………………………………………………... 20

Приложения

Введение

В первой главе (

Российско-норвежский диалог

Политическая ситуация и социальное развитие

Королевство Норвегия - государство в Северной Европе. Экономическая политика Норвегии направлена на стабилизацию и противодействие безработице и инфляции. Норвежской экономике успешно удаётся удерживать темп инфляции на стабильном уровне в пределах от 1,4 до 2,5. Признаком успеха является способность экономики приходить к снижению её темпов, что удавалось сделать в период с 2002 по 2004 года, а также положительным можно назвать в этом плане процесс снижения темпов инфляции с 2008 до 2011 года. Самый высокий темп инфляции зафиксирован в 2008 году. (Прил., табл. 8). Стоит предположить, что виной тому стал мировой финансовый кризис, пик которого пришёлся как раз на 2008-2009-е гг. Также экономическая политика страны способствует стимулированию темпов экономического роста, влияет на структуру промышленности и распределение доходов.

Распределение доходов достигается в первую очередь путем регулирования ставки подоходного налога и социальных льгот, включая систему социального обеспечения. Национальный налог имеет две ставки. Для первой группы налогоплательщиков, имеющих доход 220501 - 248500 норвежских крон, налог составляет 9,5 %, а при доходах свыше 248500 норвежских крон - 13,7 %. Для второй группы ставка 9,5 % действует при доходах 267501 - 278500 норвежских крон, 13,7 % - если доход превышает 278500 норвежских крон. С сумм пенсий также удерживается налог в социальные фонды, но по сниженной ставке - 3 %. Эта же ставка применяется на доходы лиц, возраст которых менее 17 лет и более 69 лет. Иностранные граждане обязаны в общем порядке уплачивать страховые взносы, хотя может быть предоставлено исключение из правил, если имеется соответствующее налоговое соглашение. Иностранцы, работающие на Континентальном шельфе, освобождены от уплаты страховых взносов. Соглашения о налогообложении расходов на исследования и развитие, а также государственная поддержка науки были введены для стимулирования развития новых отраслей промышленности.

Эффектом успешного распределения дохода и основных финансовых ресурсов является стабильный и высокий уровень заработных плат. Средняя зарплата в 2011 году составила 38100 норв. крон. Здесь следует заметить, что средняя зарплата у мужчин выше, чем у женщин и составила 40 800 норв.крон, а у самих женщин 34 800 норв.крон. А также по-настоящему удивителен тот факт, что средние заработные платы в частном и государственном секторах примерно одинаковы.

Норвегия - страна с очень высоким уровнем жизни, что во многом достигнуто благодаря социальной ориентации экономики. В 2012 году эта страна занимает первое место по уровню жизни населения среди всех стран мира. Каким же образом государству удаётся достичь таких потрясающих результатов?

Одним из секретов лучшего в мире уровня жизни является медицинское обслуживание. В Норвегии оно платное, однако, 80% расходов на врачебную помощь, на приобретение некоторых видов лекарств финансируется из фондов социального страхования. Эта система предоставляет право на широкий спектр социальных льгот.

Таким образом, проанализировав и связав в одно целое все вышеперечисленные данные, мы можем приблизиться к разгадке тайны высокого уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста Норвегии.

Глава 2. Норвегия в международных экономических отношениях

Глава 3. Российско-норвежский диалог

Заключение

Норвегия сейчас - государство с развитой экономикой, в чём не дают усомниться основные показатели её экономического развития. Анализ норвежской экономики позволил сделать вывод о том, что удачный симбиоз грамотного сочетания рыночных механизмов и доминирующей роли государственного регулирования помог королевству достичь немалых высот по базовым макро- и микроэкономическим показателям. Мощная государственная политика, прогрессивная система налогообложения, влиятельная роль профсоюзов на рынке труда и обширный перечень социальных гарантий поспособствовали формированию в Норвегии как благоприятной социально-политической среды, так и устойчивой экономики.

Географическое положение страны и её природно-ресурсный потенциал обусловливают специализацию преимущественно в нефтегазовой, рыбодобывающей и химической отраслях на мировой арене.

Как бы парадоксально ни звучало, но внутренняя обособленность – важная черта норвежской политики в международном сотрудничестве, несмотря на открытость в экономическом плане. Активное взаимодействие с Евросоюзом и членство в таких международных организациях как ВТО, ОЭСР, всё равно позволяют королевству максимально сохранять свой суверенитет и защищать интересы собственного национального хозяйства, при этом не имея привычки оказывать агрессивное влияние на партнёров. Тут же хочется отметить ни с чем не сравнимую заботу Норвегии об окружающей среде.

На каждую бочку мёда найдётся ложка дёгтя: в структуре основного внешнеторгового оборота с другими странами у Норвегии не всё «как по маслу». С одной стороны, очевидная динамика положительного развития экспортных статей и ВВП на душу населения, с другой – «голландская болезнь». Экономика Королевства в большой степени зависит от экспорта нефти и газа. Эти ресурсы, как известно, не вечны, а значит рано или поздно экономика страны может столкнуться лицом к лицу с серьёзным кризисом. Выход из него, с точки зрения анализа перспектив дальнейшего развития Норвегии, кроется в двух отраслях: в традиционной рыбодобывающей промышленности или в «новоиспечённой» добыче природного газа. Динамика добычи и экспорта природного газа стремительно растёт в последние годы, поэтому данная отрасль могла бы стать вполне реальным правопреемником нефтедобычи в будущем.

В общем и целом, показателям экономического развития Норвегии можно только порадоваться, оно оставляет светлую надежду на подобного рода динамику и в будущем. Единственное, Норвегии необходимо в ближайшее время научиться покрывать внутренний спрос на товары повседневного пользования – обувь, одежду, бытовую химию.

Норвегия, с сожалению, не единственная страна, заражённая голландской болезнью. Её «сестрой по несчастью» является Россия – страна куда более мощная. Однако взаимообмен между странами активно развивается и обладает очень важной особенностью – арктической направленностью. В 2010 году впервые была проведена граница в Баренцевом море, которая разделила акваторию ровно пополам. С тех пор российско-норвежские взаимоотношения сделали большой шаг к глубокому сотрудничеству в данном регионе: инвестиционным отношениям, обмену продуктами научно-технического прогресса, нефте- и газодобыче, топливной промышленности и энергетике.

Список литературы

1. Северная Европа: регион нового развития / Под ред. Ю. С. Дерябина, Н. М. Антюшиной. - М.: Весь мир, 2008. - 508 с.

2. Экономическая география. Учебное пособие. Родионова И.А., Бунакова Т.М. 5-е издание. Московский Лицей. - 672 с. - 2007

3. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). Алисов Н.В., Б.С. Хорев. Москва - 2005 г.

4. Социально-экономическое положение в Норвегии // Информационный центр ООН в Москве (электронный ресурс) / http://www.unic.ru/

5. Портал внешнеэкономический информации. // Норвегия. Обзор торговых отношений с РФ (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/no/no_ru_relations/no_ru_trade/

6. Природно-климатические условия Норвегии // Электронная энциклопедия Вокруг света (электронный ресурс) / http://www.vokrugsveta.ru/

7. «Даже хорошие соседи могут спорить» // журнал «Эксперт» (электронный ресурс) http://expert.ru/countries/2006/07/nordsletten/

8. European banks: The brighter side // The Economist. - 17.02.2010. - P. 17.

9. Источник: Воронов К. «Норвегия», - Энциклопедия стран мира / Глав. Ред. Н.А. Симония, РАН, отделение обществ. Наук. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004, с. 268-275.

10. Ресурсная политика Норвегии // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 7. - С. 27-33.

11. Ристе Улав. История внешней политики Норвегии. - М.: Весь мир, 2003. - с 50, с.413-415.

12. Антюшина Н. Норвежская модель управления ресурсами // Экономист. - 2005. - № 11. - С. 63-77

13. Норвегия в международной торговле // Официальный сайт ООН. - http://www.un.org/russian/

14. Сергеев П. Норвежский нефтяной директорат и его образовательная программа. МЭиМО. 1994 с.140

15. Фомичев, В.К. Международная торговля / В.К, Фомичев. - М., 2008. - 472- 484 с.

16. Основные экономические показатели // Официальный сайт CIA. - (электронный ресурс) / http://www.cia.gov/

17. Финансовое состояние Норвегии // Официальный сайт Международного Валютного Фонда. - www.imf.org/

18. Внешняя торговля Норвегии // Вся Норвегия на русском (электронный ресурс) / http://www.norge.ru

19. «Норвегия и Европа» // Официальный сайт Норвегии в России (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.norvegia.ru/About_Norway/foreign-policy/europe/policy/

20. «Северяне всегда поймут друг друга» // журнал «Эксперт», (электронный ресурс) / Режим доступа: http://expert.ru/countries/2011/07/nordsletten/

21. Страноведческий каталог // Факультет международного бизнеса ОмГУ (электронный ресурс) / Режим доступа http://catalog.fmb.ru/norway2010-10.shtml

22. Экономические отношения МВФ и Норвегии // Форум Росбизнесконсалтинг. (Электронный ресурс) / Режим доступа: http://forum.top.rbc.ru/.

23. Внешнеполитический доклад Стортингу от 23-го марта 2010 г. Режим доступа: http://www.norvegia.ru/ARKIV/Mission/General-Consulate-in-Murmansk/News-and-Events/----23---2010-/4

24. Международные экономические отношения / Под ред. проф. В.Е.Рыбалкина. М., 2008. - С. 389-395.

25. «Норвежские фермеры стали субсидироваться больше» // Информационно-аналитический портал «e24!» (Электронный ресурс) / Режим доступа: http://e24.no/makro-og-politikk/norske-boender-mest-subsidiert/20276818

26.Кому в Норвегии жить хорошо? // CFO Russia -информационный портал (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.cfo-russia.ru/issledovaniya/index.php?article=5973

27. Федеральная таможенная служба России (электронный ресурс) / Режимдоступа:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16096:2012-06-28-09-32-58&catid=40:2011-01-24-15-02-45

28. Центральное статистическое бюро Норвегии (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.ssb.no/english/subjects/00/minifakta_en/ru/

29. «Россия и Норвегия поделили Баренцево море» ("The New York Times ", США ) в переводе информационного портала http://www.inosmi.ru/ //электронный ресурс / Режим доступа: http://www.inosmi.ru/europe/20100428/159611767.html

30. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетический эффективности // информационно- аналитический портал / Режим доступа: http://gisee.ru/budget/news/budget/27010/

Приложения

Население Норвегии, млн. чел. (1) Темпы роста ВВП Норвегии, % (2)

Размер номинального ВВП Норвегии, млрд. $ США (3) Государственный долг Норвегии, % к ВВП (4)


Размер ВВП по ППС Норвегии, млрд. долларов США (5) Уровень безработицы в Норвегии, % (6)


Темпы роста объема пром. производства Норвегии, % (7) Инфляция в Норвегии, % (8)


Объем экспорта Норвегии, млрд. долларов США (9) Объем импорта Норвегии, млрд. долларов США (10)

Государственный долг Норвегии, % к ВВП (11)

Год Значение
52.7
49.1
60.5
58.6
56.8
55.4
49.7
33.8
29.1
30.1

Введение ……………………………………………………………………....….. 3

Глава 1 . Обзор социально-экономического положения Норвегии …...……… 4

1.1. Политическая ситуация и социальное развитие ………………………...… 4

1.2. Обеспеченность ресурсами и специализация на мировом рынке ……...… 5

Глава 2 . Норвегия в международных экономических отношениях ………..... 8

2.1. Внешнеэкономическая политика Норвегии ……………………………….. 8

2.2. Структура экспорта и импорта …………………………………….……… 10

2.3. Основные показатели экономического развития ……………………...…. 13

Глава 3 . Российско-норвежский диалог ……………………………………… 15

3.1. Арктическая ориентированность отношений............................................. 15

3.2. Основные направления российско-норвежского взаимодействия на современном этапе …………………………………………………………...… 16

Заключение ……………………………………………………………….……. 18

Список литературы …………………………………………………………... 20

Приложения ………………………………………………………………….... 22

Введение

Страна, обладающая относительно небольшой прибрежной территорией, неблагоприятным климатом, малым количеством человеческих ресурсов и, несмотря на это, лидирующая по уровню жизни и ВВП на душу населения на международной арене – это Норвегия.

Загадочная северная страна, скрывающая в себе тайну «норвежского чуда» - каким образом ей удалось добиться таких высоких результатов в кратчайшие сроки и в условиях ограниченности ресурсов? Стремительные рост и развитие норвежской экономики опережают научные достижения экспертов из разных стран и областей наук.

Цель моей работы - проведение исследовательского анализа основных направлений развития норвежской экономики, результатом которого послужит вывод о степени включённости Норвегии в мировое хозяйство и её роли в нём.

В первой главе (Обзор социально экономического положения страны ) дана картина норвежского хозяйственного комплекса. Сперва приведён анализ особенностей социально-политического характера, особенно доля государственного сектора в регулировании социально-экономического развития страны, потому что именно в государственном надзоре за экономикой королевства кроется одна из разгадок прогрессивного роста его экономики. Далее показана отраслевая структура Норвегии, её особенности и специализации на международном уровне.

Затем рассмотрены базовые направления внешнеэкономической норвежской политики. То, что «место под солнцем» занимается не в одиночку, и для Норвегии не секрет, поэтому она интенсивно расширяет мирохозяйственные связи, как повышая качество развития своей экономики, так и укрепляя отношения с другими государствами. Королевство является членом нескольких международных организаций, в соответствии с чем оно выполняет ряд политико-экономических обязательств, активно развиваясь и взаимодействуя со странами Евросоюза, Россией, США, результатом чего наблюдается формирование стабильных статей экспорта, импорта, макроэкономических показателей, развитие и структура которых будут рассмотрены и проанализированы во второй главе (Норвегия в международных экономических отношениях ).

И, в заключение, третья глава (Российско-норвежский диалог ) обратит внимание на назревшие вопросы о целесообразности российско-норвежского экономического сотрудничества, его направлениях и возможностях. Отмечу, Норвегия показана со многих сторон: как стратегический партнёр, как конкурент в борьбе за перспективными ресурсами. Особым смыслом наделяется вопрос об арктической направленности, ведь он является одной из ключевых составляющих российско-норвежского диалога.

Глава 1. Обзор социально-экономического положения Норвегии