Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Особенности инвестирования в российскую экономику

В условиях глобальной экономической нестабильности и неопределенности необходимо проводить эффективную инвестиционную политику, направленную на стимулирование развития реального сектора экономики страны. Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является следствием сложившейся системы международного разделения труда и перераспределения капитала в отрасли, в которых наиболее эффективно будет развиваться предпринимательство. Современная экономическая ситуация в России имеет все признаки неустойчивости и нестабильности. Активизация инвестиционной деятельности в сложившейся ситуации является важным инструментом повышения экономической активности в стране, интегрирования в мировую экономику и международный финансовый рынок. В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, направленных на повышение эффективности механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ.

В современных экономических условиях невозможно развитие экономики страны без привлечения инвестиций. Под инвестициями понимается долгосрочное вложение капитала с целью создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного комплекса, при этом преследуются и цели повышения прибыли. Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является следствием сложившейся системы международного разделения труда и перераспределения капитала в отрасли, в которых наиболее эффективно будет развиваться предпринимательство.

Современные процессы глобализации характеризуются усилением значения прямых иностранных инвестиций. Одним из признаков целостности мировой экономики является приобретение прямыми иностранными инвестициями лидирующей роли среди всех форм международных экономических отношений. Данные процессы подтверждают тот факт, что формирование мировой экономики перешло к стадии мирового производства от стадии мирового рынка. Происходит не только межстрановое перемещение товара, но и межстрановое перемещение факторов производства, одним из которых является предпринимательский капитал.

Перечень видов хозяйственной деятельности предприятий, связанных с необходимостью осуществления инвестиций в реальные активы, весьма обширен. Зачастую, инвестирование в реальные активы является в современных условиях единственным направлением инвестиционной деятельности. Тем более явной становится высокая роль управления реальными инвестициями, а также источниками их финансирования в системе инвестиционной деятельности предприятия.

Проблема поиска источников финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики стоит очень остро в современной России. От грамотной и взвешенной инвестиционной деятельности в конечном итоге зависит эффективность деятельности предприятия в целом. Необходимо акцентировать внимание не только на поиске источника инвестиций, но и разработать квалифицированные подходы к структуризации источников инвестиций.

Одним из источников финансирования инвестиционных проектов являются средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основе, а также средства бюджетов субъектов РФ.

Анализ последних исследований и публикаций. В последние годы одной из главных целей региональной инвестиционной политики является привлечение инвестиций в экономику регионов. Такое стимулирование инвестиционной активности осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и нефинансовых.

В своей статье «Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы» Пономарева И. В. отмечает, что активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п. В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно.

В статье Стрижовой Ю.С. «Иностранные инвестиции в российской экономике», автор оценивает инвестиционный потенциал России, анализирует структуру поступающих инвестиций, выделяет наиболее привлекательные для иностранных партнеров виды экономической деятельности и описывает ключевые проблемы, оказывающие влияние на развитие инвестиционной деятельности в России.

Авторы Плотников В.В. Медведь А.А. в своей научной статье отмечают, что процесс привлечения иностранных инвестиций напрямую связан с необходимыми условиями, сопутствующими созданию благоприятной обстановки для привлечения инвесторов со стороны государства и жестким контролем за их исполнением.

Возвращаясь к проблеме поиска источников финансирования инвестиционных проектов в экономику России следует отметить, что в условиях глобальной экономической нестабильности и неопределенности необходимо проводить эффективную инвестиционную политику, направленную на стимулирование развития реального сектора экономики страны. Различные сектора экономики имеют различные инвестиционные потенциал и по-разному используют ресурсы, что привело к существенному различию в уровне экономического развития различных секторов экономики.

Главной целью этой работы является определение основных факторов, способствующих активизации процесса привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации.

По мнению руководства страны инвестиции, в ближайшие годы должны стать катализатором роста экономики страны. За период с 2000 года по настоящее время с целью содействия инвестиционному развитию в Российской Федерации было создано большое количество институтов и организаций, обеспечивающих функционирование механизмов привлечения инвестиций в регионы.

Цены на мировом рынке нефти до первой половины 2010 г. были устойчиво высокими, что автоматически в тот период повлекло за собой достаточно живой интерес к инвестициям в российскую экономику со стороны не только российских, но и зарубежных компаний.

По мере углубления кризиса в 2010 и 2011 годах наблюдается значительное снижение иностранных инвестиций (86% и 79% соответственно), величина которых в 2012 году не достигла докризисного уровня 2009 года. Инвестиции в основной капитал потерпели падение лишь в 2011 году на величину 9% от уровня предыдущего года, учитывая, что год от года они наращивали свои объемы в среднем на треть.

По данным Росстата в экономику России по итогам 2012 года поступило 114,746 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 40% больше показателя 2011 года. Из них: прямые инвестиции сократились на 13,2% и составили 13,810 млрд. долл.; объем портфельных инвестиций составил 1,076 млрд. долл. (рост на 21,9%); прочие инвестиции поступили на сумму 99,86 млрд. долл. (+53,3%).

Бюджетные инвестиции являются наиболее наглядным из имеющихся показателей притока или оттока долгосрочных инвестиций в нашей стране. С этой точки зрения 2011 год стал для российской экономики провальным, объем государственного финансирования был чрезвычайно низок, кроме того, существовала нестабильность бизнес-среды.

Современная экономическая ситуация в России имеет все признаки неустойчивости и нестабильности. На нее оказало влияние множество факторов, таких как исчерпание традиционных источников финансирования экономического роста, избыточная монополизация, высокие процентные ставки, введение рядом западных стран санкций против России, значительное ослабление курса рубля, коррупционные поборы. Активизация инвестиционной деятельности в сложившейся ситуации является важным инструментом повышения экономической активности в стране, интегрирования в мировую экономику и международный финансовый рынок. Иностранные «инъекции» в Российскую экономику могут поспособствовать увеличению ее производительных возможностей и стать одним из факторов экономического развития.

Стратегической целью развития экономики любого государства является привлечение иностранных инвестиций, существенное значение в которых представляют прямые иностранные инвестиции, которые характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве.

Из представленных данных нужно отметить рост их фактического объема с 18 415 млн. долларов США в 2012 г. до 26 118 млн. долларов США в 2014 г.

Так же необходимо сказать об увеличении доли прямых иностранных инвестиций в общем иностранных инвестиции с 9,7% в 2012 г. до 15,4% в 2014 г. Однако в составе прямых иностранных инвестиций наблюдается стремительный рост кредитной составляющей (кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций) с 7 495 млн. долларов США (3,9%) в 2012 г. до 14 581 млн. долларов США (8,6%) в 2014 г., а так же инвестиций в основной капитал (взносы в капитал) с 9 080 млн. долларов США (4,8%) в 2012 г. до 9 976 млн. долларов США (5,9%) в 2013 4 г.

Наиболее привлекательными видами экономической деятельности для инвестирования иностранные партнёры считают обрабатывающие производства России, в которые они направляют 52,8% от общего числа инвестиций, производство кокса и нефтепродуктов -- 31,7%, производство мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 18,2%.

Проанализировав поступление инвестиций по целям, мы приходим к заключению, что большая часть инвестиций, поступивших в страну, не связана с расширением экспортного потенциала, развитием наукоемких производств. Россия большинство иностранных инвесторов интересует как крупный рынок сбыта продукции, как поставщик природных ресурсов, благодаря которым они получают прибыль и не реинвестируют ее в отечественную экономику. Убежавшие капиталы представляют собой упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными в экономику России, они служат в основном зарубежному банковскому капиталу. Поэтому важное место в инвестиционной политике должно отводиться стимулированию возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, а также созданию благоприятных условий в экономике России для предотвращения дальнейшей утечки капиталов.

С целью привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации было создано большое количество механизмов привлечения инвестиций.

Механизмы привлечения инвестиций -- это комплексы мер, действий, правил, систем, обеспечивающие приток инвестиций. Механизмы привлечения инвестиций можно подразделить на две основные категории: механизмы, функционирующие благодаря деятельности частных и государственных структур.

Можно выделить три категории механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ:

1. Механизмы, обеспечивающие финансирование.

Такие механизмы обеспечивают акционерное, проектное, венчурное и бюджетное финансирование. К механизмам, обеспечивающим акционерное финансирование, относятся фондовые биржи. Венчурное финансирование осуществляется за счет функционирования венчурных фондов. Бюджетные поступления в проекты обеспечиваются за счет поступлений из федерального или регионального бюджета через созданные государственные институты развития и инструменты предоставления денежных средств, которые также могут обеспечивать другие типы финансирования проектов (проектное и венчурное). К таким государственным институтам относятся инвестиционные компании и фонды, государственные корпорации, а также прямые вложения из региональных и федеральных бюджетов.

2. Системы и организации, содействующие притоку инвестиций.

К таким системам относятся различные коммерческие и некоммерческие организации, как Торгово-промышленная палата РФ, региональные и федеральные институты развития.

3. Меры поддержки со стороны государства, привлекающие инвесторов в тот или иной регион.

К мерам поддержки могут относится специальные экономические зоны, предлагающие целый комплекс мер, налоговые льготы, государственные гарантии.

В России существуют ряд нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории страны и механизмы привлечения инвестиций. Законодательные акты устанавливают систему правил для инвесторов, которая имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, для повышения эффективности механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ:

1. повышать качество инвестиционного климата;

2. значительно увеличивать государственные инвестиции в инфраструктуру;

3. изменять кредитно-денежную политику ЦБ РФ;

4. разрабатывать программы комплексного развития территорий регионов, проводить экономическое обоснование целесообразности развития той или иной отрасли в регионе. Другими словами, необходимо создание аналога существовавшего во времена СССР «Госплана»;

5. пересматривать налогово-бюджетную систему Российской Федерации с целью перераспределения финансовых потоков -- повысить экономическую самостоятельность субъектов РФ;

6. реструктуризировать и пересматривать типы субсидий, снижать количества субсидий путем объединения нескольких типов субсидий в одну более крупную; инвестиционный финансирование иностранный капитал

7. формулировать на ежегодной основе приоритетные сферы вложения государственных средств в регионы РФ;

8. установить четкие критерии оценки эффективности использования федеральных средств;

9. повышать уровень квалификации кадров;

10. разрабатывать системы стимулирования регионов к инвестиционному развитию;

11. разработка федерального законодательства, регламентирующего условия государственно-частного партнерства.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о существенном значении определения источников финансирования реальных инвестиций не только в масштабах предприятия, но и в масштабах экономики страны. Экономическая модернизация невозможна без эффективного исполнения реальных проектов, организации поддержки государством непривлекательных для инвесторов, но необходимых для общества сфер экономики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АНО ВПО ЦС РФ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

«Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ»

Выполнила: студентка группы БА-12 веч. 08

Прижикуцкая В.А.

Преподаватель: Щепилов А.А.

Москва 2009

Введение

1.2 История иностранного инвестирования в экономику России

Глава 2. Анализ особенностей привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Глава 3. Привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ: Проблемы и перспективы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Привлечение иностранных инвестиций - одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики. При всем многообразии оценок и мнений о путях дальнейшего развития российской экономики вопрос о полезности иностранных инвестиций ни у кого не вызывает сомнений. Привлечение иностранных инвестиций может способствовать подъему экономики такой огромной страны, как Россия. Также они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как, например, начальный подъем экономики. Для нашей страны это особенно актуально, ибо России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

Целью курсовой работы является изучение проблем иностранного инвестирования и инвестиционной привлекательности России. Задачи: формулировка понятия иностранных инвестиций в мировой экономике; краткое изучение истории иностранного инвестирования в экономику России; проведение анализа иностранного инвестирования в экономику РФ и законодательных актов, регулирующих данный процесс; анализ инвестиционных рисков и проблем инвесторов в России; перспективы инвестирования в экономику РФ.

Основой для работы послужили Исследования Национального совета по корпоративному управлению, также книги об инвестировании и современная периодика.

В первой главе курсовой работы рассмотрены иностранные инвестиции как таковые, их понятие, функции, и их становление в России, с последовательностью и этапами. Т.к., на мой взгляд, чтобы понять проблему привлечения иностранного капитала в Россию, нужно для начала вникнуть в историю его развития. Вторая глава посвящена анализу особенностей привлечения инвестиций в экономику России и законодательным аспектам этой проблемы. В третьей главе рассмотрены перспективы иностранного инвестирования в Россию, т.к. необходимо знать, что может ожидать экономику России в будущем на рынке инвестиций, какой инвестиционный климат сложится в стране и в какую сторону он изменится в ближайшем будущем. В заключении даны выводы по всей работе.

Глава 1. Исторические аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику стран

1.1 Понятие иностранных инвестиций в мировой экономике

иностранный инвестиция экономика портфельный

Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и другой видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут выступать: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.

При всем богатстве классификаций иностранных инвестиций при исследовании инвестиционных процессов обычно используют понятия прямых и портфельных инвестиций. Под прямыми инвестициями понимаются вложения непосредственно в реальные активы предприятия, а под портфельными инвестициями - вложения в различные ценные бумаги, кредиты и займы.

Проблема разграничения прямых и портфельных инвестиций имеет важное методическое значение, хотя границы между ними в определенной степени условны. Существенная разница между тем проявляется в следующих признаках. По времени использования портфельные инвестиции являются временными и носят спекулятивный характер. Прямые же оказывают долгосрочное воздействие на финансирование в развитие экономики. По масштабу получения дохода портфельные инвестиции преследуют цель получения устойчивого дохода на капитал, полную предпринимательскую прибыль, все выгоды, обеспечивающиеся контролем над фирмой по всем направлениям деятельности (торговля, инвестирование, финансирование, кооперация, научно-техническое обслуживание и т.д.). по масштабам получения прибыли и ее эффективности прямые инвестиции сопряжены с достижением более высокой рентабельности, чем косвенные. По роли и месту в инвестируемой экономике прямые инвестиции оказывают непосредственное влияние на состояние внутреннего рынка, создают новые рабочее места, способствуют ускоренному внедрению новых форм управления, маркетинга, а также в конечном счете изменяют отраслевую структуру национальной экономики и место государства в системе международного разделения труда. По наличию угрозы национальной безопасности страны прямые инвестиции предопределяют отчуждение национальной собственности на полюс иностранного инвестора.

1.2 История иностранного инвестирования в экономику РФ

В начале 18 в. в России происходят преобразования Петра I, которые оказали серьезное воздействие на развитие отечественного предпринимательства. Это касается в первую очередь сферы промышленного производства. В допетровскую эпоху еще не в полной мере сложились условия для инвестиций капитала в промышленность. Преобразования Петра I резко стимулировали этот процесс. В первой четверти 18 в. было создано около 200 (а по некоторым подсчетам - и до 400) крупных предприятий. Они производили железо, вооружение, военное снаряжение, на верфях строились корабли. Все это использовалось для оснащения армии, которая вела более, чем двадцатилетнюю войну со Швецией. Десятки предприятий возникли и в сфере легкой промышленности. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей верхов общества, воспринимавшего европейский быт, производили зеркала, ленты, чулки, шляпы, шпалеры, курительные трубки, сахар и т.п. Промышленное строительство в эпоху Петра I в полной мере соответствовало целям и потребностям его реформ, и решающая роль в активизации крупного предпринимательства в сфере промышленности принадлежала государству. С конца 1710-х годов правительство принимает серьезные меры для защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции, проводится все более жесткая протекционистская политика. На ввоз из-за рубежа товаров, аналогичных тем, что производились на российских мануфактурах, вводились высокие заградительные пошлины. Так, первый в истории России таможенный тариф 1724 г. устанавливал пошлины в 75% на импорт железа, игр, парусины, скатертей, салфеток, некоторых видов тканей. В России не хватало знаний и технологий - правительство Петра I не жалело средств и льгот для привлечения иностранных специалистов на отечественные заводы и мануфактуры. Исключительные усилия Петра I по созданию крупной промышленности составляют его несомненную заслугу в истории отечественного предпринимательства.

В годы правления Петра I существенно расширяются торговые контакты со странами Западной Европы. Иностранцы, как и прежде, доминируют в европейской торговли России, опираясь на мощь своих капиталов, передовые формы организации дела и коммерческого судоходства, обширные связи на мировом рынке. В 1721 году по указу Петра I был запрещен подвоз товаров к Архангельску с внутреннего рынка страны (за исключением бассейна Северной Двины), чтобы форсировать развитие торговли Петербурга, который с 1720-х годов стал ведущим торговым портом России и основным центром деятельности западноевропейских купцов. Русские купцы доставляют им сюда со всей страны пеньку, лен, юфть, сало и т.д. При этом иноземцы широко используют кредит, ссужая русских поставщиков деньгами на закупку экспортных товаров на внутреннем рынке. В эти операции вовлекаются многие мелкие и средние торговцы разных регионов страны, которые оказываются в известной зависимости от своих иностранных кредиторов. В самой России и в петровскую эпоху отсутствовали учреждения коммерческого кредита, как государственные, так и частные. Процент по ссудам в сделках между купцами был по-прежнему высок. Правда, не без влияния иностранных коммерсантов активизируется обращение векселей и подобных им суррогатов, например, так называемых «советных писем» русских купцов своим кредиторам, где обозначены сумма долга и срок уплаты. Но какие-либо законодательные акты, регламентирующие обращение векселей, все еще отсутствуют.

Основные тенденции в развитии русского предпринимательства, сложившиеся при Петре I, характерны и для нескольких последующих десятилетий. Растет число крупных предприятий, вместе с тем расширяется применение подневольного труда. В 1736 г. все работающие на заводах люди были объявлены «вечноотданными», то есть прикрепленными к предприятию со всеми своими потомками.

Во второй трети XVIII в. вновь большого распространения достигают казенные монополии, подряды и откупа. Наряду с некоторыми привилегированными купцами в них активно участвуют представители аристократии, особенно фавориты царствующих особ и их приближенные. При Анне Иоанновне многие заводы и промыслы арендовал А.Шемберг, приятель фаворита императрицы Э.Бирона. После падения Бирона на Шемберге остался казенный долг в 300 тыс. рублей. Один из приближенных императрицы Елизаветы Петровны граф П.Шувалов получил монополию на эксплуатацию поморских промыслов. Ему же всего за 40 тыс. рублей были проданы Гороблагодатские заводы на Урале, которые реально оценивались в 182 тыс. рублей. Шувалов фактически заплатил только 6 тыс. Все таможенные сборы в конце 1750-х годов были отданы на откуп купцу Н.Шемякину, обширные лесные угодья в бассейне реки Онеги на правах монополиста-концессионера разрабатывал английский коммерсант В.Гом. И тот и другой являлись доверенными лицами тех же Шуваловых.

Происходит дальнейшее развитие и углубление внутреннего товарооборота на всех уровнях. Несмотря на усиливающуюся конкуренцию неторговых сословий, прежде всего со стороны наиболее удачливых и предприимчивых крестьян, крупное купечество доминирует на внутреннем рынке. В его интересах в 1753 году правительство Елизаветы Петровны отменяет внутренние таможенные пошлины. Определенные сдвиги наконец-то происходят и в сфере коммерческого кредита. В 1729 году, еще в правление Петра I, издается вексельный устав, которым официально вводилось вексельное обращение, законодательно подтверждались его основные принципы (простота в оформлении, скорая и безусловная процедура взыскания долга). Предусматривались и такие операции, как передач векселя кому-либо с соответствующей надписью на нем (индоссамент), перевод с помощью векселя уплаты с одного лица на другое.

19 февраля 1861 года было отменено крепостное право, что привело к тому, что крестьяне смогли переходить в другие сословия, заключать договоры, принимать на себя обязательства и подряды, заниматься «свободной торговлей» без получения торговых свидетельств и уплаты пошлин, открывать и содержать промышленные, ремесленные и торговые заведения.

Коренным образом изменилась кредитно-финансовая система. К концу 1870-х годов в России действовало уже более трех с половиной сотен учреждений коммерческого кредита различных форм.

В годы НЭПа (1921-1926 гг.) около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию.

Не менее 20% прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине указанного капитала. А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. Некоторые предприятия сдавались в аренду иностранным фирмам в форме концессий.

Глава 2. Анализ особенностей привлечения иностранных инвестиций в РФ

2.1 Анализ иностранного инвестирования в экономику РФ

Динамика иностранных инвестиций за годы экономических преобразований в России была неоднородной и условно делится на три этапа. Первый этап (1992-1995 гг.) характеризовался довольно вялым поступлением иностранных инвестиций. Для этого периода была характерна высокая политическая напряженность, быстро и хаотично меняющиеся правовые условия инвестирования, отсутствие рыночных институтов и гарантий для инвесторов. Следующий этап охватывает 1996-1998 гг., когда была создана первичная финансовая инфраструктура, завершен первый этап приватизации, улучшилась информированность иностранных инвесторов о состоянии российской экономики и ее финансовой системы. Западные инвестиции сыграли важную роль в становлении рынка ценных бумаг в России, который в значительной мере формировался под влиянием приходящих с Запада заказов на покупку акций. После кризиса 1998 года начался третий этап, который продолжается до сих пор. Характеристика поступления иностранных инвестиций представлена в таблице (см. приложение 3, табл. 2).

Хотя геостратегическое положение России гораздо более выгодно, она резко отстает от остальных КРР Крупные развивающиеся рынки: Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Россия., наиболее активно действующих на мировом рынке ПИИ (прямых иностранных инвестиций) (см. приложение 5, табл.4). Важнейший показатель существующего положения - более чем скромное участие семейных фирм ЕС и Японии в модернизации производства в России. Лишь незначительная часть из более чем 15000 фирм ЕС, сотрудничающих с Россией, продвинулась дальше открытия своих представительств, что считается самым начальным этапом интернационализации. Средние фирмы еще слишком редко решаются открыть в России свое производство, хотя они активно внедряются как настоящие инвесторы в восточно-европейские, азиатские и латиноамериканские рынки. Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. 2004. С. 40-45.

Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики, в 2002 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 32,7% и составил 19,78 млрд дол. США (в 2001 г. он был равен 14,26 млрд дол.).

После существенного сокращения прямых инвестиций в 2001 г. наблюдалось некоторое их увеличение. Прямые инвестиции, поступившие в российскую экономику в 2002 г. увеличились по сравнению с 2001 г. на 0,6%, составив 4,0 млрд дол. против 3,98 млрд дол. в предшествующем году. Однако это значительно меньше их максимального объема (в 90-е гг. ХХ в.), отмеченного в 1997 г. (5,33 млрд дол.), и меньше их абсолютного максимума, который наблюдался в 2004 г. (9,42 млрд дол.).

В 2004 году объемы портфельных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, упали на 17% и по-прежнему были незначительными - 333 млн дол.

Как и в предыдущие годы, в 2004 г. в общем объеме иностранных инвестиций основная часть (75,9%) приходилась на различного рода кредиты, учитываемые по статье «прочие инвестиции» (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций, кредиты правительств зарубежных стран под гарантии Правительства РФ, банковские вклады и другие финансовые ресурсы, включая краткосрочные, предоставляемые на условиях возвратности). В 2004 г. «прочие инвестиции» составили 30,76 млрд дол. (прирост по сравнению с 2003 г. составил 36,6%). Тихонов А.Н., Анализ инвестиционной ситуации в рамках российской экономики в условиях привлечения прямых зарубежных инвестиций // Финансы и кредит, 2005, № 23 (191), с.58

Основные характеристики отраслевой структуры иностранных вложений на протяжении последних лет остаются достаточно стабильными. В 2004 г., как и ранее, иностранные инвестиции направлялись в основном в торговлю и в общественное питание, топливную и пищевую промышленность. По итогам 2004 г. в отличие от предыдущих лет значительные объемы прямых инвестиций от иностранных инвесторов поступали также в отрасль «общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка». Вложения в машиностроение и металлообработку сократились.

В течение 2004 г. основными инвесторами, постоянно осуществляющими значительные по объему инвестиции, оставались Кипр, Нидерланды, Германия, США, Великобритания, Франция (см. приложение 4, табл. 3).

Поступление иностранных инвестиций в различные отрасли российской экономики достаточно дифференцировано, так как сказывается различная глубина кризисных явлений в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала, особенно в отрасли с большой степенью риска, и предпочитают рентабельные отрасли, где с меньшими усилиями можно получить максимальную прибыль, особенно где производится экспортная продукция, как сырье, энергоносители, а также продукция первого передела или отрасли, в которых можно использовать гарантии или финансовую поддержку со стороны международных организаций или своих правительств.

Несмотря на то, что приток иностранных инвестиций увеличивается и в 2004 г. составил на 36,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, эта цифра достаточно мала по сравнению с необходимым уровнем и инвестициями, поступающими в другие страны. Кроме того, если учитывать отток капитала из России (около 20-25 млрд дол. и общий приток 7-8 млрд. дол. ежегодно), то польза от поступающих инвестиций теряется совсем.

Согласно данным МЭРТ, по итогам 1 квартала 2005 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 85,1 млрд. долларов США. В 1 квартале поступило 6 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Причина - падение объемов прочих и портфельных инвестиций, в то время как прямые инвестиции выросли на 30%. Их доля в общем объеме увеличилась с 23,9 до 31,9%. В видовой структуре иностранных инвестиций по-прежнему преобладают прочие инвестиции - 53,6% (на конец марта 2004 г. -54,5%), в то время как прямые инвестиции составили 44,5% (43%), портфельные инвестиции - 1,9% (2,5%). В основном инвестиции поступали в обрабатывающие производства. На их долю приходится 2119 млн.дол., или 35,2%. Иностранцев также привлекали добыча полезных ископаемых (19,6%) и услуги, включающие торговлю и ремонт (18,2%)(см. приложение 6, табл. 5).

За 1 квартал 2005 года на долю основных стран-инвесторов (Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция) приходилось 81,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79,7%. Справка об инвестиционном климате в России // Официальный сайт МЭРТ, 2005

Рейтинг иностранной инвестиционной привлекательности регионов показывает, что прямые иностранные инвестиции распределяются неравномерно. 83% всех прямых иностранных инвестиций приходится на первую десятку лидирующих регионов, из которых 23% приходится на Сахалинскую область, точнее, на Охотское море (см. приложение 7, диагр.2). Иностранные инвесторы больше уделяют внимания староосвоенным регионам со значительным населением. Из первой дюжины регионов с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций на душу населения за последние 6 лет лишь одна треть приходится на ресурсные регионы. Гришанков Д., Марченко Г., Мачульская О. Насущные вопросы. // Эксперт, 2005, ноябрь, № 44.

2.2 Инвестиционный климат в РФ

Поступательное развитие экономики России в параметрах правового государства сделало в объективном режиме возможным получение Россией высокого инвестиционного рейтинга. Агентства Moody"s и S&P, исходя из конкретных показателей обеспечения юридической безопасности всех хозяйствующих субъектов, делают выводы о становлении в России благоприятного инвестиционного климата.

Инвестиционный климат есть определяющий фактор при принятии решений о вложении капитала в экономику той или иной страны. Инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, правовых, административных и т.п. условий деятельности иностранного инвестора в конкретной стране. Главное условие - стабильность политической ситуации в ней.

По констатации на сегодняшний день политическая стабильность в России проявляет себя в должных параметрах правового государства.

Государственная экономическая политика в основном направлена на привлечение инвестиций иностранных граждан для развития национальной экономики. Для этого формируются условия притока капитала. Президент РФ проводит регулярные встречи и конференции с иностранными предпринимателями в России и за рубежом. В стране формируется слой высококвалифицированных специалистов для работы на современных предприятиях; снижены налоги на предпринимательскую деятельность; налог в малом бизнесе составляет 6% с оборота; постоянно снижается стоимость кредита; государство вводит страхование вкладов населения и инвесторов. Данные методы призваны позволить создать условия для привлечения иностранных инвестиций в страну.

Осуществляются меры по принятию федерального закона о валютном регулировании. Целью данного закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики. Отличие данного закона от предшествующего состоит в предоставлении новых прав резидентам без ограничений открывать валютные счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Это положение выгодно инвесторам, облегчается возможность перемещения валюты из страны и в страну, получения кредита внутри страны у иностранных банков, что позволит получать кредиты по мировым ценам и даст возможность одновременно привлекать дополнительный объем инвестиций. Одновременно российские банки станут снижать цены кредитов для повышения конкурентоспособности.

Важным моментом создания высокого уровня права в российском обществе (как фактора поступательного развития экономики России) явилось принятие Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Гусак В.П., Инвестиционный порядок в России: взаимодействие международно-правовых и экономических факторов // Право и международные отношения, 2005, №4, с. 56.

В рамках реформы правоприменения продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства.

Продолжается судебная реформа, направленная на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов.

Как отмечают в Минэкономразвития, снижение налоговой нагрузки на экономику позволило улучшить финансовое состояние предприятий и расширить внутренние инвестиционные возможности российской экономики.

С 1 января 2004 г. ставка налога на операции с ценными бумагами снижена с 0,8 до 0,2 % номинальной стоимости выпуска, ставка НДС снижена до 18 %. В июле 2004 года подписан федеральный закон о снижении размеров базовых налоговых ставок по единому социальному налогу и изменение шкалы регрессии; а также федеральный закон, предусматривающий внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, расширяющий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

6 июня 2005 г. Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, который направлен на активизацию инвестиционной деятельности. В частности, с 1 января 2006 г. налогоплательщики получат право сразу списывать 10% капитальных вложений. Помимо этого, в соответствии с законом будет проводиться постепенная отмена ограничений на перенос убытков на будущее. Так, с 2006 г. этот норматив увеличивается до 50%, а с 2007 г. будут сняты все ограничения.

Закон также содержит меры по стимулированию НИОКР, в частности, предполагается снять существующие ограничения на отнесение расходов на НИОКР на себестоимость. Эти расходы можно будет списать в полном объеме в течение двух лет.

Одним из условий защиты прав субъекта экономической деятельности является эффективное антимонопольное законодательство, направленное на поддержание конкуренции. В этих целях продолжается работа над совершенствованием превентивного контроля за злоупотреблением доминирующим положением на рынке.

7 марта 2005 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В рамках закона были увеличены пороговые значения стоимости активов хозяйствующих субъектов.

В целях инвестиционного обеспечения экономики продолжается реформирование финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества.

5 апреля 2005 года Правительством Российской Федерации и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации.

Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации 13 июля 2005 года одобрен законопроект «Об особых экономических зонах». Предусмотренные в законопроекте нормы направлены, в первую очередь, на создание благоприятных условий для инвестиционной активности как отечественного, так и иностранного бизнеса и, прежде всего, на стимулирование производства высокотехнологичной продукции.

Кроме того, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен проект «О концессионных соглашениях», целью которого является создание правовой основы регулирования концессионных отношений, включая процедуру заключения, изменения и прекращения договоров концессии. Вступление данного закона в силу позволит привлечь частные инвестиции в инфраструктуру, ЖКХ и другие сферы, снизить бюджетные затраты на эксплуатацию и создание государственного и муниципального имущества, увеличить поступления от налогов и других выплат в бюджеты всех уровней, предоставить дополнительные гарантии инвесторам

Глава 3. Привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ: проблемы и перспективы

3.1 Инвестиционные риски и проблемы инвесторов в России

Риск - обязательный элемент инвестиционной политики, так как последняя всегда подразумевает инициативность, предприимчивость, ориентацию на состязательность, умение мыслить нестандартно, то есть всякое вложение средств обязательно таит в себе опасность быть потерянным, неокупленным, недостаточно эффективным. Куприянов Д., Влияние иностранных инвестиций на экономический рост. // Зарубежный опыт, 2005, №2.

Для инвестора, никогда прежде не инвестировавшего в Россию, важнее всего знать - ухудшилась или улучшилась общая ситуация, и если улучшилась, то в достаточной ли мере, чтобы принять риски? Для тех, кто уже инвестировал в Россию, вопрос, по сути, остается тем же, им надо понять, стоит ли наращивать масштаб или темпы инвестирования? В поиске ответов на эти вопросы важнейшим ориентиром служат международные рейтинговые агентства, и в этом отношении существенно то, что мнения агентств в прошлом году разделились: Moody"s, а затем и Fitch повысили рейтинг России до инвестиционного, тогда как Standard & Poors"s от этого воздержалось.

Однако на более интуитивном уровне на восприятии инвесторов сказывается ощущение меняющегося образа страны, что особенно важно в год исключительно плотного потока новостей, тон которому задавали политические события (думские выборы в декабре 2003-го и президентские выборы в марте 2004 года), а также начало и бесконечное продолжение дела ЮКОСа. Проведенные интервью позволяют сделать вывод о том, что отношение инвесторов к тому, что они ощущают как российские страновые риски, стало в прошлом году еще более сложным и противоречивым, чем ранее.

Очевидно, инвесторы не являются однородной группой. Их настроения варьируются в зависимости от типа деятельности и степени уязвимости для рисков. Инвестиционные банки, например, ориентированны на проведение разовых транзакций и за исключением особых случаев (девальвация и дефолт августа 1998 года) редко подвержены политическим рискам. Они, прежде всего, подвержены рискам финансовым. Институциональные инвесторы подвержены как финансовым, так и политическим рискам (особенно в добывающих отраслях), но зато, лишь косвенно подвержены транзакционным рискам, чего нельзя сказать о стратегических инвесторах (см. приложение 1, диагр. 1).

Применительно к инвестиционной системе можно выделить следующие типы рисков:

Макроэкономические, связанные с общими тенденциями в экономике (подъем, спад, кризис и т.п.);

Связанные с отраслью производства (например, вложения в производство товаров широкого потребления, в среднем, менее рискованны, чем в производство систем оборудования);

Управленческие, связанные с качеством менеджмента на предприятии;

Временные (например, чем больше необходимый срок вложения денег в реализацию проекта, тем больше риска);

Коммерческие, связанные с показателями развития данного предприятия и сроками его существования;

Возникающие вследствие пассивности капитала. Избежать этих рисков можно, если правильно выбрана система управления финансами и руководство организации осуществляет своевременное размещение пассивных средств в приносящие прибыль проекты (то есть здесь наблюдается инвестиционный риск, возникающий не из-за неправильных действий, а наоборот, из-за бездействия);

Возникающие при одновременном размещении больших средств в одном проекте. В этом случае практикуется передача части риска другим организациям путем подключения их к участию в инвестировании дорогостоящих и рискованных проектов, использование венчурного капитала;

При некачественной переработке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов;

При увеличении (по различным причинам) стоимости инвестиционных проектов;

Кредитный, связанный с получением кредитов, займов, срывом заключенных соглашений о получении кредитов. В самом общем виде кредитный риск сопряжен с опасностью невозврата, неполного или несвоевременного возврата кредитов;

Процентный, вызванный неблагоприятными последствиями, проистекающими из изменения процентной ставки. Например: риск изменения цены долгового обязательства вследствие роста или падения текущего уровня процентных ставок; риск потери инвестиционных ресурсов в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам;

Возможные потери, возникающие в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых предприятием по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам;

Инвестора, вложившего средства в средне- и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднесрочного процента;

Инфляционный - при нестабильности, непредсказуемости как рублевых, так и валютных инфляционных тенденций. К тому же на практике инфляционные процессы зачастую сильно усложняют схемы расчетов, оценивающих выгодность или невыгодность вложения денег на длительный срок;

Технические и технологические. Технические риски связан со строительством, вводом в действие и эксплуатацией инвестируемых объектов (например, незавершение в планируемый срок строительства объекта; задержка ввода объекта в строй, различные технические неполадки при эксплуатации объекта и т.п.). В основе технологического риска лежит опасность перенапряжения инвестируемой технологической системы; возможные загрязнения окружающей среды вследствие использования данной технологии, что приводит к удорожанию инвестиционного проекта в связи с действием законов о защите окружающей среды и т.д.;

Профессиональные - выступают в форме возможной опасности для здоровья людей, претворяющих в жизнь инвестиционный проект;

Связанные с использованием интеллектуальной собственности при разработке инвестиционных проектов;

Связанные с взаимоотношениями людей и организаций, участвующих в инвестиционных проектах;

Политические - обусловлены влиянием политических изменений на экономические процессы, в том числе и на инвестиционную политику;

Криминальные - характеризуют возможные потери при реализации инвестиционного проекта из-за высокого уровня преступности в данном регионе. Данный вид инвестиционного риска весьма актуален для современной российской действительности с ее криминализованной экономикой. Это одна из причин, отпугивающих потенциальных инвесторов, как иностранных, так и отечественных;

Связанные с возможностью происхождения стихийных бедствий;

Судебные (юридические) - характеризуют возможные издержки, связанные с различными судебными разбирательствами в ходе реализации инвестиционных проектов.

Для того чтобы снизить все возможные виды рисков, инвестированию, как правило, предшествуют длительные исследования, сопровождаемые постоянным мониторингом состояния всех элементов экономической системы, связанной с предстоящим инвестированием. Чем больше достоверной и качественной информации будет иметь возможный инвестор, тем легче ему будет определить и уменьшить возможный инвестиционный риск. Розов Д.В., Основные принципы современной инвестиционной политики. // Финансы и кредит, 2005, №1(169), с.30.

3.2 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

В 2004 году Россия была признана инвестиционным сообществом самым модным развивающимся рынком. Это означает, что инвесторы или меньше подвержены неприятным сюрпризам, или смирились с неприятностями и потрясениями как неизбежными элементами бизнеса в России. В целом инвесторы склоняются к выводу о росте за последний год непредсказуемости на политико-экономическом уровне в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В связи с этим было произведено интервьюирование, в рамках которого респондентам, работающим на ответственных позициях в западных компаниях в России, было предложено оценить вклад в инвестиционную привлекательность России и тенденцию изменения за год нижеследующих факторов:

· социально-политическая стабильность (предсказуемость политики, согласие о базовых принципах общественного устройства, вероятность межэтнических конфликтов);

· стабильность общеэкономических условий (предсказуемость экономической стратегии государства, стабильность политики денежных властей);

· преступность и коррупция (уличная преступность, терроризм, масштабы криминала в бизнесе, коррупция);

· макроэкономика (темпы и качество экономического роста, масштаб внутреннего рынка);

· зависимость экономики от нефтяных цен;

· качество рыночной среды (этика, честность деловых партнеров, уровень конкуренции, трудность вхождения в бизнес, налоговая нагрузка и администрирование);

· защищенность прав собственности (риск пересмотра приватизации, риск утратить собственность из-за несовершенства законодательства и коррупции, защищенность интеллектуальной собственности);

· операционные факторы (таможня, сертификация товаров, лицензирование, государственный контроль качества и стандартов, простота репатриации прибыли);

· финансовая система (надежность, доступность и качество расчетно-финансовых услуг, доступность кредитных ресурсов);

· административная система (уровень регулирования бизнеса, бюрократия);

· полнота и качество законодательной базы регулирования бизнеса;

· судебная система - качество правоприменения;

· прозрачность финансовой корпоративной отчетности;

· защищенность прав миноритарных акционеров;

· взаимоотношения с трудовым коллективом, местными сообществами и властями.

Оценка «3» отражала нейтральное влияние фактора на инвестиционную привлекательность, «4» или «5» - позитивное влияние, а оценки «1» и «2» означали, что данный фактор расценивается как помеха для инвестиций. Результаты отражены на диаграмме (см. приложение 1, диагр. 1) в виде столбиков. Оценивались также и тенденции изменения факторов (отображены на диаграмме в виде кружков). Красный цвет здесь означает негативную тенденцию, синий - отсутствие изменения, желтый - позитивную тенденцию. Корпоративное управление и инвестиционный климат в России: события, мнения инвесторов. // Исследования Национального совета по корпоративному управлению, 2005.

Общее мнение работающих в России иностранных компаний: за годы реформ страна проделала огромный путь по формированию рыночной экономики. Создана достаточно современная законодательная база. Идут процессы становления институтов всех рынков, складывается необходимая деловая культура.

Показательным фактором является постоянный рост валового национального продукта. В первом полугодии 2005 года ВВП увеличился к соответствующему периоду 2004 года на 5,6%. Рост ВВП является показателем и роста благосостояния населения и уровня жизни, что дает возможность для развития рынка товаров. Другой аспект ВВП и бездефицитного бюджета - снижения уровня инфляции.

Промышленное производство возросло на 4%. В МЭРТ отмечают, что продолжает формироваться положительный имидж России в мировом сообществе. Об этом свидетельствует факт присвоения России инвестиционного уровня кредитного рейтинга в октябре 2003 года рейтинговым агентством Moody"s, в ноябре 2004 г. - агентством Fitch, а в январе 2005 года - агентством Standard and Poor"s.

В министерстве также указывают, что, по мнению Института международных финансов, Россия по инвестиционной привлекательности стоит на одном уровне с Китаем, а, по мнению британского издания Independent, - «для инвесторов российский рынок намного привлекательнее китайского».

Вместе с тем, для решения назревших проблем России требуются новые масштабные усилия. В МЭРТ отмечают, что положительное влияние на инвестиционный климат в России окажут:

· удешевление импортных машин и оборудования вследствие укрепления реального курса рубля

· рост реальных располагаемых доходов населения

· изменения в налоговом законодательстве относительно списания расходов на НИОКР, капитального строительства и переноса убытков на будущее

· повышение эффективности налогового администрирования

· создание на территории России ОЭЗ Палкина Н., Инвестиции растут, да темпы падают. // Экономика и жизнь, 2005, №32.

Большие надежды в помощи развития инвестиционного процесса возлагают на создание фонда государственных инвестиций к 2006 году, с помощью которого правительство планирует финансировать проекты в области инфраструктуры, наукоемкого производства и промышленности.

Эффективно использованные в национальной экономике прямые иностранные инвестиции могут стать важнейшим фактором ускорения темпов экономического роста, оптимизации воспроизводственной структуры хозяйства, повышения конкурентоспособности продукции, решения многих стратегических задач. Но также они могу укрепить сырьевую направленность экономики, переподчинить себе наиболее выгодные отрасли экономики, законсервировать российские наукоемкие и высокотехнологичные производства. Для управления этими процессами необходима продуманная государственная система регулирования привлечения иностранных инвестиций.

Заключение

Многие отечественные экономисты указывают на иностранные инвестиции как один из важнейших источников модернизации российской экономики.

Под иностранными инвестициями понимают, инвестиции, осуществляемые инвестором в экономику чужого для него государства. Они могут иметь форму прямых капиталовложений в производственные предприятия или вложений в финансовые инструменты, например в портфели ценных бумаг или акции.

В основе инвестиционной привлекательности страны лежат известные фундаментальные факторы: хорошая экономическая динамика, большая численность населения, высокообразованная рабочая сила, формирующийся средний класс, богатые природные ресурсы и ответственная бюджетная политика.

По мере стабилизации экономики страны, роль политико-экономических факторов в принятии инвестиционных решений обычно уменьшается. Однако в России роль этих факторов достаточно высока. Для многих инвесторов Россия остается непредсказуемой на политико-экономическом уровне в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В связи с чем, они вынуждены еще более пристально отслеживать происходящее в России, чтобы определить свою инвестиционную позицию.

Модифицировалось беспокойство инвесторов и по поводу зависимости российской экономики от экспорта нефти. Ранее в случае падения цен на нефть они опасались краха российского бюджета и финансовой системы. Стабилизационный фонд и осмотрительная бюджетная политика исключают таких катастрофических последствий. Инвесторы отмечают и положительный эффект от высоких цен на нефть: растущую покупательскую способность населения и переток капитала из «нефтянки» в другие отрасли. Тем не менее, их беспокоит вероятность прекращения обоих этих процессов в случае снижения нефтяных цен.

В целом инвесторы отмечают повышение инвестиционного рейтинга России. Рост привлекательности страны для стратегических инвесторов объясняется рядом факторов, важнейшими из которых являются снижение отношения внешнего долга к ВВП и признание России страной с рыночной экономикой, чему способствовали различные законопроекты, разработанные и принятые в последнее время. Основные из них изложены в этой работе. Инвесторы смирились, что наша страна не следует англосаксонской модели демократии и рыночной экономики. Они стараются понять, в каком направлении движется Россия, так как, по их мнению, бизнес может приспособиться к любой системе.

Существенными шагами в направлении реальных ПИИ в виде строительства новых заводов, приобретения предприятий и создания стратегических альянсов можно считать ряд крупных проектов - таких, как CLAAS (новый завод комбайнов в Краснодаре), компания «Форд» (автомобильный завод в Ленинградской области), компания «Кэдбери», «Нестле» и ряда других. Эти иностранные инвесторы приходят с прямыми инвестициями, вкладывают средства в производство. Они напрямую заинтересованы в стабилизации российской экономики, увеличении платежеспособного спроса населения, стабильном функционировании валютно-финансовой системы. Создавая в России свои предприятия, иностранные компании вводят российскую промышленность в орбиту международной кооперации. Таким образом, иностранные инвестиции помогают не только ускорить структурную перестройку российской экономики, способствуют созданию новых рабочих мест, обновлению основного капитала, но и, самое главное, содействуют интеграции России в мировую экономику.

Список использованной литературы:

1. Законопроект «Об особых экономических зонах», 2005.

2. Постановление Правительства РФ «О льготах при уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», 1996.

3. Справка об инвестиционном климате в России. / Официальный сайт МЭРТ, 2005.

4. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в РФ», 1991.

5. Федеральный Закон «О таможенном тарифе», 1993.

6. Федеральный Закон «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» , 1995.

7. Федеральный Закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», 2005.

8. Федеральный Закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» , 2005.

9. Корпоративное управление и инвестиционный климат в России: события, мнения инвесторов. // Исследования Национального совета по корпоративному управлению, 2005.

10. Экономический форум «Проблемы долговременного развития экономики России». Инвестиции для инновационного маневра. // Проблемы теории и практики управления, 2005, №4.

11. Национальная экономика. // Под редакцией д. э. н., профессора П.В.Савченко, М.: Экономистъ.

12. Велетминский И., Инвестиции живут и побуждают. // Российская газета, 2005, 18 января, №6.

13. Гафуров И. Р., Инвестиционная привлекательность региона. // Управление риском, 2005, №1.

14. Городний В. И., Стратегия формирования и развития крупной корпоративной компании. // Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, М.: Дело, 2005.

15. Гришанков Д., Марченко Г., Мачульская О., Насущные вопросы. // Эксперт, 2005, ноябрь, № 44.

16. Грозовский В., Экономика вышла из спячки: производства в инвестиции растут, считают экономисты. // Ведомости, 2005, 2 марта, №36.

17. Гусак В. П., Инвестиционный порядок в России: взаимодействие международно-правовых и экономических факторов. // Право и международные отношения, 2005, №4.

19. Куприянов Д., Влияние иностранных инвестиций на экономический рост. // Зарубежный опыт, 2005, №2.

20. Кутузова В., Конфликт в аргентинском ЖКХ.// Эксперт, 2005, №5.

21. Логинов В., Стратегия инновационного прорыва. // Экономист, 2005, №1.

24. Розов Д.В., Основные принципы современной инвестиционной политики. // Финансы и кредит, 2005, №1 (169).

25. Румянцева Е.Е., Некоторые негативные черты современного инвестиционного процесса в России. // Финансы и кредит, 2005, №4 (172).

26. Тихонов А.Н., Анализ инвестиционной ситуации, складывающейся в рамках российской экономики в условиях привлечения прямых зарубежных инвестиций. // Финансы и кредит, 2005, №23 (191).

27. Цогоев А., Как инвестировать в недвижимость. // М.: Альпина бизнес букс, 2005.

Приложение 1

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. . При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.

Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Среди регионов России 66% всего иностранного капитала ($4 млрд. 291,6 млн.) было вложено в экономику Москвы.

На долю развитых стран приходится более четырех пятых всех инвестиций в Россию, причем из США в 1996 году поступило $1 млрд. 695 млн. (26,1%), из Швейцарии - $1 млрд. 323 млн. (20,3%), из Нидерландов - $980 млн. (15,1%), из Великобритании - $486 млн. (7,5%).

Столь небольшие объемы иностранных инвестиций можно объяснить плохим инвестиционным климатом, создавшимся в настоящее время в России, а также настороженным отношением к иностранному капиталу со стороны государства и руководителей некоторых предприятий.

Опыт многих стран “третьего мира”, особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок.

Государственная инвестиционная политика Российской Федерации (РФ) представляет собой комплекс проводимых государством целенаправленных мер по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности в целях реализации стратегии экономического и социального развития страны, что и определит основные направления инвестиционной деятельности в целом. В ее задачи входят: улучшение инвестиционного климата в стране, что затрагивает законодательство, налогообложение, государственное управление и экономику в целом, выбор и поддержка развития перспективных отраслей хозяйства, определение приоритетных отраслевых и региональных направлений вложения иностранных инвестиций, обеспечение конкурентоспособности российской продукции, поддержка иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства, поддержка развития малого и среднего бизнеса и другие. Решение этих задач должно способствовать притоку иностранного капитала в российскую экономику.

Основными направлениями эффективной политики для привлечения инвестиций являются формирование стабильной нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать привлечение инвестиций и предпринимательскую деятельность инвесторов; расширение форм привлечения инвестиций в экономику; укрепление отечественной валюты, стабилизация российского рынка ценных бумаг; организация системы информационного, маркетингового и консалтингового обеспечения инвестиционных программ и проектов; учреждение различных организационно-правовых структур для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, венчурных фондов, лизинговых фондов; создание условий для возврата, вывезенного из России капитала; а так же развитие системы гарантий, защиты и страхования отечественных и иностранных инвестиций, системы залоговых операций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики является обеспечение законодательно закрепленных механизмов государственных гарантий иностранных инвестиций, вкладываемых в российскую экономику. Система государственных гарантий возвратности кредитов может способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики с одновременным регулирование им доступа. Необходимость системы гарантий с участием государства обусловлена неблагоприятным состоянием основных участников кредитно-гарантийных операций - предприятий и банков. Так, малые и средние предприятия в основном не обладают достаточным имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залог под кредит. Часто и крупные государственные предприятия ограничены в гарантоспособности, предусмотренной существующим законодательством. Кредитные ставки слишком высоки, а их частное и непредсказуемое изменение затрудняет планирование деятельности предприятий даже на ближайшую перспективу. Банки не заинтересованы работать с малыми и средними предприятиями, поскольку велики накладные расходы, а доходы в расчете на одного заемщика незначительны. Для банков предпочтительнее кредитование крупных предприятий по причине увеличения соотношения между доходом в расчете на одного крупного заемщика и накладными расходами. В связи с этим задача государства - создавать условия для кредитования банками и инвесторами малых предприятий: предоставлять государственные гарантии возвратности кредитов, т. е., разделяя с кредитором риски, государство осуществляет привлечение инвестиций и кредитных средств в сферу малого предпринимательства. Следует так же отметить, что разработанная правительством инвестиционная политика может быть эффективной, если для ее реализации созданы необходимые условия, включая наличие полной и доступной информационной системы, коммуникационной стратегии, консалтингового обеспечения и соответствующей системы финансовых инструментов, необходимых для иностранного инвестора. Привлечение иностранных капиталовложений в российскую экономику могло бы способствовать наличие налоговых льгот, финансовая помощь государства, современные технические и оперативные условия для иностранных компаний. Одной из проблем государственной инвестиционной политики в России является неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики и регионам. В отраслях, в которые уже привлекаются иностранные инвестиции вследствие их высокого потенциала, использования специальных побудительных механизмов не требуется. В то время как развитие приоритетных отраслей(отраслей с высоким экспортным потенциалом: космические технологии, авиация, транспортное оборудование, химическая, пищевая и обрабатывающая промышленность; а так же отрасли, необходимые для всей экономики: биотехнологии для медицинского и сельскохозяйственного применения и информационные технологии) напрямую может зависеть от наличия соответствующих условий. Что касается положения с притоком иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации, то здесь наблюдается еще более сложная ситуация, учитывая их крайне неравномерное социальное экономическое развитие, различные природно-климатические условия и многие другие факторы, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на намерения иностранных инвесторов относительно принятия решения о возможности и целесообразности капиталовложений в тех или иных регионах России. Кондратьев В. С. Особенности инвестиционной модели развития России. М.: ФОРУМ, 2011.- С.63.

Необходимо вновь вернуться к доступу иностранных инвесторов к информации о текущей деятельности правительства РФ, региональных властей, а так же информации о приоритетных инвестиционных проектах, имеющих реальные гарантии и льготное налогообложение. Основным средством доведения информации до инвестора должна стать коммуникационная система, которая будет способствовать закреплению благоприятного имиджа России как места размещения инвестиций и росту доверия российских и иностранных инвесторов. В этом плане могли бы положительную роль сыграть общероссийские государственные выставки приоритетных инвестиционных проектов с открытым доступом; проведение информационных семинаров по вопросам привлечения иностранных инвестиций. В дополнение к информационной и коммуникационной системам может положительную роль сыграть хорошо организованная эффективная консалтинговая сеть, включающая внешние консультативные организации, расположенные в стране получателе иностранного капитала. Основная функция этих организаций - проведение проектного и постпроектного консультирования, побуждающего иностранных инвесторов вкладывать капиталы в реальный сектор российской экономики. Для поддержки и финансирования соответствующего инвестиционного проекта существует разработка системы финансовых инструментов, основанных на конкурентоспособных условиях кредитования. Это, в свою очередь, позволит России привлечь иностранные производственные технологии, участвовать в совместных предприятиях и проектах научно-технического сотрудничества. В этом плане основными инструментами финансирования являются: эмиссия акций и облигаций на российском рынке капиталов, лизинг и внешние займы. Разработка и реализация информационной, коммуникационной, консалтинговой систем, а также системы финансовых инструментов, как основы эффективного механизма реализации государственной инвестиционной политики, позволит России осуществлять согласованную и тщательно продуманную политику привлечения иностранных инвестиций с учетом национальных приоритетов и на основе создания благоприятного инвестиционного климата при обязательном условии соблюдения собственных экономических интересов. Современная государственная инвестиционная политика направлена на определение и поддержку приоритетных отраслей российской экономики и регионов. Такими приоритетными областями привлечения иностранных инвестиций являются: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств, наращивание экспортного потенциала, обеспечение импорто-замещения, насыщения внутреннего рынка продукцией потребительского назначения, развитие агропромышленного комплекса. В условиях наличия невостребованного научно-технического отечественного потенциала особое значение имеет привлечение иностранных инвестиций в развитие и поддержку российских научно-исследовательских институтов, на обновление их материально-технической и экспериментальной базы. Для привлечения капитала в отрасли с высоким экспортным потенциалом требуется специальные меры государственной поддержки, направленные на поощрение иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства. В этом плане достаточно эффективным является создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, что может способствовать вовлечению российских предприятий в мирохозяйственные процессы. При этом необходимо отметить, что одним из важнейших критериев расстановки отраслевых приоритетов привлечения иностранных капиталовложений является непосредственная поддержка тех отраслей, которые обладают хорошими потребительскими перспективами, но рыночная доля которых пока недостаточна по причине большого объема импорта продукции этих отраслей при наличии неплохо развитого и вполне конкурентоспособного на внутреннем рынке отечественного производства. Что касается возможных перспектив привлечения иностранных инвестиций в регионы России, то здесь необходимо учитывать их специфические особенности. В этой связи следует иметь в виду, что в России имеются три типа регионов, каждый из которых имеет свою специфику: это трудоизбыточные районы Ставропольского и Краснодарского края, Ростовской области; моноотраслевые и депрессивные районы почти всей зоны Севера; а также центры сосредоточения огромного топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности Восточной Сибири; Архангельской, Тюменской областей; и высокоразвитые, с мощным научно-техническим потенциалом регионы Центра, юга Сибири и Дальнего Востока. Для привлечения иностранных инвестиций в эти регионы целесообразно применять государственную политику стимулирования иностранных инвестиций, сочетающую предоставление льготных налогов, кредитов для создания рабочих мест и стимулирования предпринимательской деятельности. А так же государственную политику следует направлять на создание благоприятного режима для иностранных инвестиций за счет использования ускоренной амортизации. Чапек М. В. Инвестиционная привлекательность экономики России. Спб.: Феникс, 2010.- С.80.

Определяя региональное направление приложения капитала, иностранный инвестор в первую очередь оценивает такие факторы, как наличие водных ресурсов и возможностей по очистке стоков, обеспечение электроэнергией, наличие сырьевой базы, инфраструктура и легкость доступа на основные рынки, материально-техническое снабжение, транспорт и коммуникации, наличие квалифицированных кадров, трудовые отношения и законодательство, сбытовые системы, близость к рынкам сбыта. В связи с этим государственные и научно-исследовательские учреждения используют статистические данные и достоверную информацию о достоинствах и недостатках основных регионов России, что может позволить правительству определить приоритетные региональные направления привлечения капитала, а иностранному инвестору принять наиболее эффективное решение о вложении средств. Иностранный инвестор, вкладывая свой капитал, естественно, стремится занять свою достойную нишу на российском рынке, который характеризуется огромной потребительской емкостью. Постоленко М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. М: ФОРУМ, 2012. - С.348.

Следовательно можно сделать вывод, для сочетания интересов сторон в рамках государственной инвестиционной политики разрабатывается соответствующая целенаправленная стратегия привлечения иностранных инвестиций, которая призвана способствовать реализации потенциала российской экономики и разработке природных ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения. Не мало важным является сочетание национальных интересов и потребностей развития России, поскольку это создает благоприятные условия для повышения уровня жизни населения, развития отечественного производства и экономического роста России в целом. Реализация основных направлений государственной инвестиционной политики позволит создать эффективный механизм привлечения иностранного капитала в российскую экономику.

Российское государство для выполнения функции регулирования иностранного капитала использует как экономические, так и административные методы воздействия на экономику путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, разработки и реализации инвестиционной политики, выработки мер, направленных на улучшение инвестиционного климата.

Политика Правительства РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, так как это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.

Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, "что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов".

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать, а во-вторых, в какие сферы приток должен быть ограничен.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность).

В Российской Федерации иностранные инвестиции могут осуществляться:

· путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

· путем приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

· путем приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

· путем предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики, за исключением находящихся в государственной монополии, без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным с точки зрения соблюдения национальных интересов - имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения. В его основе лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:

· приостановить возникший упадок промышленного производства в стране, из-за проведения непродуманных темпов рыночных реформ;

· нестабильность в динамике производства по некоторым видам экономической деятельности в Российской Федерации (таб. № 2 в%) ;

Таблица № 2

одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности, при этом происходит снижение коэффициента обновления (табл. № 3) .

Таблица № 3

Коэффициент обновления основных фондов - это отношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию на конец года по полной учетной стоимости, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес новых (введенных за год) основных фондов в их общем объеме.

Коэффициент выбытия основных фондов - это отношение ликвидированных за год основных фондов к их наличию на начало года по полной учетной стоимости, в процентах. Данный показатель, наряду с коэффициентом обновления, характеризует интенсивность процесса обновления основных фондов.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:

1 ускорения технического и экономического прогресса;

2 обновления и модернизации производственного аппарата;

3 овладения передовыми методами организации производства;

4 подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании "Энрют и Янг", нужно привлечь 200-300 млрд. долл., а для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие "приметы" переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира. Из-за спада производства и накоплений страна испытывает недостаток собственных средств для финансирования капитальных вложений в основные фонды.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.