Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Методы управления внешним долгом статьи. Государственный долг РФ. Методы управления государственным долгом РФ. Проблемы управления государственным долгом РФ. Основные проблемы управления государственным долгом

– это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3 - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Управление государственным долгом включает две большие группы методов : финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ , в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

Методы управления государственным долгом

· Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

· Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.

· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

· Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

Основные проблемы управления государственным долгом

· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

9. Управление государственным долгом

Госдолг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется:

q организация практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором;

q нужно отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.

Методами управления государственным долгом являются:

Конверсия;

Консолидация;

Унификация;

Обмен облигаций по регрессивному соотношению;

Отсрочка погашения;

Реструктуризация;

Аннулирования.

Конверсия - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций птредыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательно, так как он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения - это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится.

Реструктуризация - это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины.

Размещение долговых обязательств Правительства Украины и предоставление гарантий от его имени проводит по его поручению Министерство финансов Украины.

Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением государственного бюджета Украины на следующий год.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

    Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

    Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

    кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    государственных ценных бумаг;

    договоров о предоставлении государственных гарантий;

    переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года),среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

    консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

    конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

    конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

    новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

На 1.01. 1998

На 1.01. 1999

На 1.01. 2000

На 1.01. 2001

На 1.01. 2002

На 1.01. 2003

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Характеристика современного государственного долга

Проблемы управления государственным долгом приобрели актуальность во второй половине предыдущего столетия, когда у государств возникла неспособность формировать бюджеты в достаточных размерах (с целью выполнения функций и осуществления долговой политики). Современный государственный долг является общей величиной непогашенных обязательств как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Основными причинами возникновения и увеличения государственного долга служат: дефицит государственного бюджета; осуществление фискальной политики, направленной на уменьшение величины налоговой нагрузки без соответствующего сокращения расходов государства; факторы, оказывающие влияние на политические бизнес-циклы, связанные с увеличением затрат в преддверии выборов для получения популярности у избирателей; войны либо милитаризация.

Разновидности государственного налогового долга

Методы управления государственным долгом зависят от вида самого долга. Он бывает внутренним (в виде задолженности по непогашенным государственным займам), а также внешним (характеризующим определенные финансовые обязательства государства перед иностранными кредиторами). Методы управления государственным долгом направлены на погашение задолженности предыдущих периодов, а также задолженности, возникшей по долговым обязательствам правительства. К таким долгам могут быть отнесены выпущенные правительством ценные бумаги, иные обязательства в денежном выражении, которые гарантируются со стороны правительства, и кредиты, полученные, опять же, на уровне государства. Размер основной суммы долга страны не должен превышать порог в 60% годового ВВП РФ. В случае превышения указанного предела долговых обязательств правительством должны быть предприняты срочные мероприятия с целью снижения суммы государственного долга до предельной отметки (обозначенные выше 60%). Методы управления государственным долгом применяются в соответствии с его величиной. Существует несколько критериев, важных в оценке государственного долга. Во-первых, долг на душу населения, выраженный в сумме государственного долга на одного гражданина. Во-вторых, соотношение между индивидуальными доходами и долгом, приравненным к части общего неоплаченного долга на каждую тысячу денежных ресурсов индивидуального дохода. И последний критерий - соотношение долга и ВВП.

Источники погашения государственного долга

Управление внутренним государственным долгом отвечает за обеспечение государственной платежеспособности. Другими словами, это определение возможности погашения долговых обязательств. Данный факт касается и капитального, и текущего долга. Методы управления государственным долгом, направленные на обеспечение платежеспособности внутренних займов, основываются на использовании внутренних источников. При этом платежеспособность по внешнему долгу, прежде всего, зависит от валютных поступлений. Поэтому возможность погашения такого долга определяется сальдо торгового баланса.

Управление государственным долгом -(англ. national debt management)-

1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта.
Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

  • 1. Внутренний и внешний.
  • 2. Основной и текущий.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики Российской Федерации.

К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся:

  • - выплаты кредиторам;
  • - погашение внешних и внутренних займов;
  • - предоставление гарантий;
  • - изменение условий выпущенных займов;
  • - определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.
Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием.
Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств.

На первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.

На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

Третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Методы можно подразделить на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.
Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются : рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов . Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа – внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы. Рефинансирование использовалось и при выпуске казначейских обязательств государства. По мере их реализации выделялись дополнительные средства для погашения займов 1955-1956 годов, размещавшихся среди населения по подписке. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа «Пятилетка – в четыре года» на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению , т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет. Регрессивный обмен облигаций государственных займов был осуществлен в 1947 г. Размещенные ранее по подписке облигации одиннадцати займов обменивались на облигации нового займа по соотношению 3:1. Облигации свободно обращавшегося займа были обменены на новые по соотношению 5:1. Держатели облигаций займов получали определенные преимущества по сравнению с лицами, имевшими накопления наличных денег, поскольку обмен старых денег на новые проводился по соотношению 10:1. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

В 1957 г. в нашей стране было принято решение о прекращении выпуска займов, распределяемых среди населения по подписке, и об отсрочке погашения ранее выпущенных займов на 20 лет. Фактической причиной такого мероприятия явилась тупиковая ситуация в области государственного кредита, вызванная непопулярностью среди населения так называемых массовых займов, размешавшихся по подписке. Правительство сознавало, что от такой практики надо отказаться, но не могло рассчитывать на получение новых кредитов для рефинансирования государственного долга. Вот и пришлось пойти на отсрочку погашения займов. Предусматривалось начать погашение долга по отсрочиваемым займам с 1977 г. и проводить его равными частями в течение 20 лет. Фактически погашение было начато на 3 года раньше, т.е. в 1974 г., и завершено в 1990 г.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Так, в январе 1918 г. Правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Советская власть не признала финансовых обязательств царской администрации и Временного правительства, которые направляли заемные средства в основном на подготовку к войне и ведение боевых действий, а также на подавление революционного движения (в настоящее время центральное правительство признало часть внешней дореволюционной задолженности). Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.

Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Под управлением государственным долгом, в широком смысле, понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным долгом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления промышленно развитых стран как одна из наиболее актуальных задач.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

  • 1) минимизация стоимости долга для заемщика;
  • 2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
  • 3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов;
  • 4) обеспечение своевременного возврата кредитов;
  • 5) максимальное решение задач, определенных финансовой политикой

Управление государственным кредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства РФ обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком.

Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

  • - финансовое размещение - финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;
  • - бюджетное использование финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;
  • - смешанное бюджетно-финансовое размещение.

В РФ используется второй способ размещения - это самый неэффективный способ использования внешнего долга.

В области управления внешним долгом первоочередными задачами для РФ являются:

  • - оптимизация структуры долга (по срочности - необходимо привлекать средне - и долгосрочные кредиты; по видам долга - расширять круг используемых финансовых инструментов, по доходности - расширять эмиссию ценных бумаг, обеспечивающих относительную экономию для бюджета, учитывать соотношение рубленой и валютной доходности);
  • - использование проектов, финансируемых за счет связанных кредитов;
  • - конверсия внешнего долга - обмен долга на национальную валюту (своп в национальные активы); выкуп долга с дисконтом; обмен долга на экспорт; обмен долга на собственность; обмен долга на долг;
  • - управление внешними финансовыми активами - инвентаризация российского имущества за рубежом, попытаться возвратить долги России и российское золото, находящееся за рубежом.

Внутренний и внешний государственный долг. Методы управления государственным долгом

Общее понятие государственного (публичного) долга РФ, его состав, принципы управления, порядок обслуживания, программа государственных гарантий и предельный объём заимствований сформулированы и законодательно закреплены в БК РФ.

Под государственным долгом (государственным кредитом) понимаются долговые обязательства РФ, перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяют на: капитальный долг – все долговые обязательства на начало года и текущий долг – предстоящие платежи, срок погашения которых наступает в анализируемом году.

В зависимости от заёмщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ , государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг .

Структура государственного долга РФ, государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, виды и срочность соответствующих долговых обязательств, представлены в ст. 98, 99, 100 БК РФ.

Различают государственный внутренний и внешний долг.

Государственный долгобеспечивается всем имуществом, составляющим государственную казну соответствующего уровня публичной власти.

Государственный или муниципальный долг это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Под государственным внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Гарантированные сбережения граждан в валюте РФ также являются государственным внутренним долгом.

Срок государственных гарантий определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Под государственным внешним долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:

Верхний предел государственного внешнего долга РФ;

Верхний предел внешнего долга перед РФ;

Предел предоставления гарантий третьим лицам.

Предельный размер государственных внешних и внутренних заимствований, определяется при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается в форме федерального закона.

Широкое использование государственных займов и кредитов влечет за собой быстрый рост государственной задолженности, что вызывает необходимость организации системы управления государственным долгом (ст. 101 БК РФ).

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, с выпуском новых займов и выработкой условий выпусков, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, с проведением конверсии и консолидации займов, с определением курса облигаций на денежном рынке, с проведением мероприятий по определению процентных ставок по государственному кредиту.

Высшим органом управления государственным кредитом – государственным долгом в РФ является Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счёт средств бюджета.

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

1. Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

2. Минимизация стоимости долга на основе расширения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг;

3. Выполнение финансовых обязательств перед инвесторами;

4. Поддержание стабильности рынка государственного долга;

5. Обеспечение своевременного возврата государственного кредита и уплаты % по нему;

6. Эффективное использование собранных средств и контроль за их использованием.

Наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и % по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

К ним относятся:

Изменение условий займа в сторону увеличения его сроков, называется консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией , т.е. объединением нескольких займов в один заем. Цель унификации – уменьшение количества одновременно обращающихся ценных бумаг, что сокращает расходы государства по обслуживанию долга.

В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный ) долг.

Под отсрочкой погашения займа понимается перенос даты погашения на более поздний срок, и отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения займа, и прекращается выплата доходов.

Конверсия – изменение доходности займа (понижение) – в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов.

Для расчета с держателями облигаций старого займа выпускают новые займы. Такой способ погашения старых государственных займов называется рефинансированием и связан с конверсией и консолидацией.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – процесс, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Данный способ избавляет государство от необходимости выполнять расчеты по облигациям, размещенным ранее.

Новация – замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.



Аннулирование государственного долга (дефолт) – отказ государства от погашения ранее выпущенных обязательств.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций осуществляются только в отношении внутренних займов.

Отсрочка, аннулирование применяются, как правило, для управления внешним долгом.

В соответствии с законодательством РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты, размера процентных платежей и срока обращения не допускается.

В БК РФ (ст. 105) введено понятие «реструктуризация долга » - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация может быть осуществлена одновременно с частичным списанием суммы основного долга.

Основная задача управления государственным долгом России – изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.

В промышленно-развитых странах действуют государственные структуры по управлению государственным долгом. В США – Бюро государственного долга в рамках Федерального казначейства, в Италии – Экспертный совет по внешнему долгу, в Голландии – Агентство Министерства финансов, в Швеции - Национальное долговое управление в рамках Казначейства.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность государственного кредита, как инструмента регулирования экономикой.

2. Приведите классификацию государственного кредита

3. Назовите функции государственного кредита

4. По каким признакам классифицируются государственные займы;

5. Укажите формы и методы управления государственным внутренним и внешним долгом

6. Что понимается под управлением государственным внутренним и внешним долгом

7. Влияние государственного внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность государства

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга. Все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Управление государственным долгом - деятельность государства, связанная с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов и регулированием рынка государственного кредита.

Способы регулирования долга:

1) Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2) конверсия - изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);

3) консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;

4) унификация займов - это объединение нескольких займов в один. Цель – уменьшение количества ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы по обслуживанию государственного долга. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;

5) аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу. В некоторых случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько облигаций приравниваются в одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости исполнять обязательства по ценным бумагам, размещенных на рынке в обесценившейся на момент расчета валюте.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом.

Основная задача управления государственным долгом – изменение долговой стратегии с отсрочки платежей на сокращение долга.

Финансовый механизм регулирования внешней задолженности состоит в ликвидации ее части путем обмена на финансовые активы:

Долг в обмен на собственность (проводится, как правило, в рамках программы приватизации) – предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизированного предприятия и привлечение инвесторов.

Долг в обмен на экспорт – предполагает поддержание конкурентоспособного производства в стране, освоение новых рынков, развитие экспорта и т.д. Важно поддержать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал.

Долг в обмен на налоги – предполагается законодательное установление льгот для инвесторов, которые побудили бы их к инвестициям. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и срока его погашения.

Государственный долг:

Государственный долг РФ

Государственный долг субъекта РФ

Муниципальный долг.

Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не несет ответственности за долги другого уровня, если они не были гарантированы.

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

– месту размещения долга;

– уровням государственной власти;

– сроку привлечения средств;

– характеру выплачиваемого дохода;

– объему расходов на выплату государственного долга;

– методу определения дохода и др.

Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.

Управление государственным долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения.

В организационную структуру системы управления государственным долгом входят органы власти и управления РФ, выполняющие функции по управлению государственным долгом в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами. Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Федеральное Собрание Российской Федерации утверждает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга. Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и условия осуществления заимствований, включая программу государственных заимствований. Министерство финансов Российской Федерации управляет в установленном порядке государственным долгом. Центральный банк Российской Федерации консультирует Минфин России по вопросам графика погашения государственного долга с учетом приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации принимает участие в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1) рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3) конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

§ Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

§ Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

§ кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

§ государственных ценных бумаг;

§ договоров о предоставлении государственных гарантий;

§ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) идолгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

§ консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

§ конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

§ конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

§ новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование На 1.01. 1998 На 1.01. 1999 На 1.01. 2000 На 1.01. 2001 На 1.01. 2002 На 1.01. 2003
Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе: 123,5 149,3 158,4 139,3 138,0 124,5
по кредитам правительств иностранных государств 63,5 66,9 66,5 63,6 56,8 52, 7
по кредитам иностранных банков и фирм 36,2 48,4 39,4 6,0 6,0 3,0
по кредитам международных финансовых организаций 18,7 26,0 19,4 16,2 15,0 13,4
государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте 26,7 47,1 48,6 49,2
по кредитам Центрального банка РФ 6,4 6,4 6,4 6,2
гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов 5,1 8,0 - - 5,2 -

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.