Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Местный бюджет формируется на уровне. Местные бюджеты. Источники, анализ и проблемы местных бюджетов

Местный бюджет - это централизованно сформированный финансовый фонд муниципального образования, а также сам процесс его формирования, образования, утверждения и исполнения. Контроль над его исполнением осуществляется органами местной власти самостоятельно. В состав сметы могут входить расходы отдельных территорий и населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями.

Местный бюджет формируются за счет закрепленных законом источников для каждого уровня. В фонды бюджета поступают отчисления, передаваемые органами госвласти на исполнение определенных полномочий, доходы от приватизируемого имущества, сдачи в аренду муниципальных объектов собственности, субвенций, дотаций, транфертных платежей и др.

Отношения между бюджетами осуществляются путем передачи средств из фондов одних в фонды других: вышестоящие выделяют целевые средства нижестоящим и т.д. Целью такого регулирования является распределение источников между бюджетами разных уровней.

Местный бюджет может включать в себя целевые и средства которых могут передаваться для реализации различных социальных, экологических, экономических программ и т.п. Отношения между бюджетами регулируются либо закреплением их в нормативных актах, либо путем подписания соглашений о разделении полномочий государства и регионов.

Доходная и расходная части, которые предусматривает местный бюджет, отдельно отражают финансирование мероприятий местного значения и осуществление федеральных полномочий как субъектов РФ.

Местный бюджет - структура создания и расходования бюджетных денег в отчетный период (как правило, один год). Основная цель местного бюджета - обеспечение выполнения функций и задач местными органами власти посредством своевременной реализации текущих обязательств.

Сущность местного бюджета

Суть муниципального (местного) бюджета и особенности его формирования хорошо изложена в Конституции РФ. Первоисточником является статья 132 (часть 1). Здесь указано, что у местных органов власти должен быть свой бюджет, который они же формируют, утверждают и реализуют. Одновременно с этим местные бюджеты городов и поселений являются составляющей частью одного консолидированного бюджета, сформированного для определенного региона.

В бюджетах небольших поселений могут быть учтены доходы и расходы каких-то отдельных сел или населенных пунктов, не относящихся к поселениям. План и правила создания, утверждения и выполнения оформленных смет должен определяться местными органами власти конкретных поселений.

Задача местных органов власти - сделать местный бюджет максимально прозрачным и сбалансированным. Одновременно с этим муниципальные средства должны формироваться и расходоваться с учетом федеральных законов касательно состава и объема местного долга, размера дефицита средств на местах, реализации бюджетного процесса, выполнения собственных обязательств (долговых и бюджетных) и так далее.

Муниципальные органы власти обязуются самостоятельно формировать бюджет, организовывать процедуру его утверждения, исполнять и контролировать целесообразность его расходования. При необходимости небольшое поселение может передавать указанные выше полномочия органам власти, осуществляющим управления местным районом (муниципальной администрацией).

Важная задача местных органов власти - периодическое предоставление отчетов по выполнению планов муниципальных бюджетов. В роли проверяющих органов в этом случае выступают региональные или федеральные государственные структуры. При этом контролируется не только корректность получения и расходования бюджетных финансов, но и соответствие отчетов нормам правовых актов РФ.

В структуре местного бюджета выделяется статья доходов, которая направляется на реализацию полномочий местной государственной власти и решение проблем на местном уровне. Здесь же рассматривается вопрос выделения субвенций, необходимых для осуществления местными структурами своих функций с учетом ФЗ РФ.

Муниципальные органы власти обязуются официально публиковать следующую информацию - решение по утверждению муниципального бюджета, его проект, отчет исполнения всех статей бюджетного плана, информацию о ходе реализации пунктов местного бюджета. Кроме этого, должна раскрываться в отношении численности сотрудников, расходов на содержание аппарата и так далее.

Жители поселения должны иметь возможность изучить отчет местных властей, если он не был опубликован. В этом случае возможно размещение необходимых данных на информационных стендах, на официальных страничках в сети и так далее.


Основным документом, регулирующим работу местных руководящих структур, а также участников процесса по утверждению, рассмотрению и контролю реализации местного бюджета, является положение о бюджетном устройстве. Такой документ сформирован с учетом законодательных норм субъекта РФ и ФЗ.

К структурам, имеющим право разрабатывать, пересматривать, утверждать и выполнять местный бюджет, можно отнести администрацию местной власти, главу района, представительский орган и ряд других специалистов (должностных лиц), на которые возложены такие обязательства.

Местный бюджет: структура доходной и расходной части

В основе любого местного бюджета лежит определенная группа доходов и расходов. Именно от грамотного управления этими компонентами зависит реализация планов и текущих проектов.

Доходные поступления местного бюджета .


Местное самоуправление – это обязательный компонент демократического гражданского общества. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. К предметам ведения органов местного самоуправления (ОМС) относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований – городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов или внутригородских территорий города федерального значения.
В частности, ст.130 Конституции РФ гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». С 1 января 2006г. вступил в силу Закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Этот закон определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций. Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Гражданское общество – это такое состояние общественно-политического строя страны, при котором жители считают себя обязанными участвовать в общественной жизни, ответственными за состояние политических институтов и способными защищать от посягательств государства свою личную свободу.
Главная задача муниципальных властей – обеспечить большой объем услуг и их высокое качество для своих жителей. Муниципальная экономика должна быть нацелена на производство общественных благ. Общественное благо – это товары и услуги, производимые государством или городской экономикой, которые доступны всем гражданам в равной мере.
При этом следует различать городскую экономику и экономику в городе. Экономика в городе – это совокупность всех предприятий, расположенных в городской черте. Среди них выделяют муниципальные службы и предприятия, производящие общественные блага; а также предприятия, работающие по правилам обычным для рыночной экономики. То есть городская экономика – это лишь часть экономики в городе, которая так или иначе связана с производством общественных благ. Городская экономика – это образование, здравоохранение, охрана общественного порядка, коммунальное хозяйство и, по старинной традиции, социальное обеспечение бедных.
Основными экономическими целями муниципального управления могут быть:
обеспечение высокой занятости горожан. Для этого власти должны привлекать в город предприятия с большим числом рабочих мест. Ограничения могут возникать здесь только по соображениям охраны окружающей среды или сохранения сложившейся структуры занятости.
обеспечение как можно более высокого дохода граждан. Для этого власти должны способствовать созданию в городе таких рабочих мест, с которыми связана высокая зарплата.
обеспечение устойчивости экономики города. Для этого необходимо стремить к тому, чтобы экономика в городе была диверсифицированной. Например, в 90-х годах ХХ в. доля Москвы в промышленности страны упала с 21% до 11%. Казалось бы, для любого города это катастрофа. Однако Москва еще более процветает, чем раньше, а все потому, что рабочие места в промышленности были заменены гораздо более оплачиваемыми в финансовой и других сферах экономики.
Местные финансы включают:
– денежные средства местного бюджета;
– государственные и муниципальные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
– другие средства.
Финансовой базой ОМС являются их бюджеты. Функционирование системы местных бюджетов в РФ регулируется следующими законодательными актами: Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003г. №131-ФЗ. В решении вопросов организации местных финансов участвуют органы государственной власти РФ, субъектов федерации. Они выполняют следующие функции:
– регулируют отношения между федеральным и местными бюджетами, а также между региональными и местными бюджетами;
– разрабатывают государственные социальные нормы, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;
– компенсируют увеличение расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти РФ или органами власти субъектов РФ;
– обеспечивают выполнение федеральных и региональных целевых программ и контроль за целевым использованием ресурсов.
Формирование и использование местных бюджетов осуществляется на принципах: самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
Собственные доходы бюджетов–виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами. Налоговые доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов. Российское законодательство включает в состав собственных налоговых доходов также отчисления от федеральных и региональных налогов, которые поступают в местный бюджет. В настоящее время в РФ перечень местных налогов и их предельные ставки утверждены федеральными законами. Этот перечень является очень ограниченным: земельный налог и налог на имущество физических лиц;
б) неналоговые доходы в следующем перечне: от использования имущества, находящегося в собственности органов муниципального самоуправления; доходы от платных услуг, оказываемыми бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местных органов власти; штрафные санкции и возмещение ущерба;
в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
По объему ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от федеральных и региональных налогов и финансовая помощь из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, субвенций и субсидий.
Расходы бюджета,согласно Бюджетному кодексу РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций муниципального образования. Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация транспортного обслуживания населения; обслуживание и погашение муниципального долга; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация утилизации и переработки бытовых отходов; охрана окружающей природной среды.
В настоящее время муниципальная собственность является не доходообразующей, а доходопотребляющей. Около 70% бюджетных доходов с учетом кредиторской задолженности бюджетов направляется на поддержание объектов муниципальной собственности в минимально работоспособном состоянии. В то же время доходы от этой собственности составляют только 1% в совокупных доходах местных бюджетов. Очень низкий технологический уровень и высокая степень износа делает муниципальные услуги очень дорогими. Отсюда, современная особенность местных бюджетов состоит в том, что их доходная часть позволяет финансировать лишь текущие расходы. На развитие общехозяйственной и социальной инфраструктуры бюджетных средств практически не остается.
Контрольные вопросы

Понятия и принципы организации межбюджетных отношений.
Бюджетный федерализм и его модели.
Методы бюджетного регулирования.
Компетенция органов власти различного уровня в системе бюджетных отношений.
Назовите основные звенья региональных финансов.
Перечислите источники формирования доходной базы региональных бюджетов.
Законодательная основа функционирования органов муниципального образования и их основные полномочия.
Перечислите основные цели деятельности органов местного самоуправления.
Приведите примеры местных налогов и сборов.
Перечислите собственные доходы бюджетов муниципальных образований.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

I. Налоговые доходы в том числе:

  • 1. Налог на прибыль
  • 2. Налог на доходы физических лиц
  • 3. Налог на добавленную стоимость
  • 4. Акцизы
  • 5. Налог на имущество физических лиц
  • 6. Налог на имущество предприятий
  • 7. Платежи за использование природных ресурсов

II. Неналоговые доходы в том числе:

  • 1. Доходы от государственной собственности или от деятельности
  • 2. Доходы от продажи принадлежавшего государствe имущества

III. Безвозмездные перечисления в том числе:

  • 1. От других уровней власти, из них:
    • - Дотации
    • - Субвенции
    • - Средства, перечисляемые по взаимным расчетам
    • - Трансферты
  • 2. От целевых бюджетных фондов

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей.

Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств(инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями.

Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней.

Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Таким образом, сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:

  • - отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;
  • - отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;
  • - планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.

Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности отдельного учреждения.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

В практике бюджетного финансирования используются два его способа:

  • 1) по системе «нетто-бюджет» - бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных бюджетом;
  • 2) по системе «брутто-бюджет» (для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании) - бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, связанные и с текущим содержанием, и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

В области расходов бюджета выделяются следующие основные задачи:

  • 1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  • 2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  • 3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
  • 4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  • 5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
  • 6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • 8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;
  • 9) ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляет представительный орган МСУ. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Именно в прогнозе должна содержаться исходная информация, необходимая для разработки проекта бюджета и в первую очередь система приоритетов в расходовании средств бюджета. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и исполнение местных бюджетов - обязанность органов местного самоуправления. Муниципальные бюджеты состоят из доходной и расходной части.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законами РФ в распоряжение органов государственной и муниципальной власти. В соответствии с законодательством РФ муниципальные бюджеты состоят из собственных, закрепленных и регулирующих доходов. В соответствии с данной классификацией доходные источники состоят из: собственных доходов; поступлений от регулирующих налогов; средства, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; финансовая помощь в различной форме дотации, субвенции и т.д.; заемные средства; другие источники.

Собственные доходы - это доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами и законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и уплачиваемые непосредственной в местные бюджеты. К собственным доходам муниципалитетов относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы; доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.

Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ».

К другим собственным доходам, согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», относятся: доходы от приватизации и реализации, сдачи в аренду муниципального имущества; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению в местные бюджеты; государственная пошлина.

Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты в порядке бюджетного регулирования сверх собственных доходов.

Средства бюджетного регулирования местных бюджетов:

  • - часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования на планируемый год;
  • - дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ, а по федеральным программам - и из федерального бюджета;
  • - средства из Фонда Финансовой Поддержки муниципальных образований;
  • - другие средства, получаемые местными бюджетами по взаимным расчетам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основная часть налоговых доходов местных бюджетов формируется в настоящее время за счет регулирующих доходов. Поскольку регулирующие доходы в части долей от федеральных и региональных закрепляются за местными бюджетами, как правило на один год, данные налоги по степени воздействия на муниципальные финансы можно приравнять к трансфертам. Таким образом, реальный уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов при существующей налоговой системе определяется уровнем местных налогов. Т.е. основная часть муниципальных образований находится в финансовой зависимости от региональных органов власти, что не позволяет им самостоятельно решать многие вопросы в своих интересах.

Так как темпы роста расходов регионов превышают темпы роста их доходов, то периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджетов муниципальных образований. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации и субвенции. Порядок их предоставления и объем, в том числе и средств, выделяемых для финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципального образования. Субвенции - суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Слабой стороной этого инструмента пополнения доходной части местных бюджетов является тот факт, что он фигурирует в бюджетах многих субъектов РФ как не защищенная статья. В этом случае местные бюджеты становятся еще более уязвимыми от поступления доходов в региональные бюджеты. Отрицательной стороной дотаций и субвенций, как способа финансовой помощи является тот факт, что данные источники лишены стимулирующих средств, они создают у органов власти иждивенческие настроения. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, а также приводит к ослаблению финансового контроля.

Другой частью местного бюджета является смета расходов. Расходы бюджета включают в себя все невозвратные платежи, независимо от того являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных.

Расходы формируются по следующим направлениям:

  • - На финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт, связь и т.д.);
  • - На финансирование социально-культурного развития, науки;
  • - На содержание органов власти и управления;
  • - Расходы связанные с обслуживанием долга.

Исходя из того что бюджет муниципального образования состоит из минимального бюджета и бюджета развития, расходы соответственно различаются на текущие расходы и капитальные расходы, связанные с развитием муниципального образования. Такое деление расходной части бюджетов является традиционным для бюджетов всех уровней. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт ЖКХ, учреждений образования, науки, культуры, спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского общественного транспорта и другие расходы, не входящие в бюджет развития. Расходная часть бюджета развития, как правило, включает в себя ассигнования на капитальные вложения и развитие социально-экономического потенциала муниципального образования, иные расходы на расширенное воспроизводство. Вместе с тем, расходы муниципалитетов можно классифицировать в зависимости от того, на осуществление каких полномочий органов местного самоуправления они направляются. Среди полномочий местного самоуправления выделяют собственные полномочия, связанные с решением задач местного значения, и полномочия, делегированные органами государственной власти. С учетом этого деления расходная часть местных бюджетов включает в себя: расходы, связанные с выполнением функций органов местного самоуправления; расходы, связанные с выполнением государственный полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

Полный перечень расходов местных бюджетов содержится в ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

Расходная часть местных бюджетов включает расходы:

  • - связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
  • - связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;
  • - связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам и муниципальным займам;
  • - ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
  • - иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Как правило, бюджеты и субъектов РФ и муниципальных образований в особенности, социально ориентированы. В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на народное хозяйство (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно образование и здравоохранение).

Из общих расходов бюджетов всех уровней на местные бюджеты приходится:

  • 42% всех расходов на социальную политику,
  • 57%- на здравоохранение и физкультуру,
  • 42% - на культуру и искусство,
  • 66% - на ЖКХ,
  • 67% - на образование (среднее образование финансируется на местном уровне на 95%)

Здесь необходимо отметить, что экономическое положение муниципалитетов в последние годы ухудшилось в связи с тем, что на них сброшены финансово неподкрепленные расходы. Доля затрат М.О. в консолидированном бюджете Российской Федерации за последние 3 года с 27 до 32%, а доходная часть, наоборот, сократилась с 29 до 20%.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной

деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.