Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Большая энциклопедия нефти и газа. Государственные казначейские обязательства (ГКО)

вид размещаемых на добровольной основе (среди населения и юридических лиц) государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на фиксированный доход в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Выпускаются в целях оптимизации исполнения бюджета и снижения темпов инфляции. В РФ эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ГКО)

полное название - государственные краткосрочные бескупонные облигации) - бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций». Эмитентом ГКО был Минфин. Решение о выпуске ГКО принималось Минфином по согласованию с ЦБ.

Реализация ГКО их первым владельцам происходила со скидкой с номинальной стоимости (дисконтом). Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. руб. Погашение ГКО производилось в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения. Доходом по ГКО считалась разница между ценой реализации ГКО ее владельцем третьему лицу (равно как и ценой погашения) и ценой покупки ГКО первым владельцем.

ЦБ - генеральный агент по обслуживанию выпуска ГКО. Он регламентировал по согласованию с Минфином вопросы размещения и обращения ГКО. Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев ГКО, осуществлялись через учреждения ЦБ или уполномоченные организации (далее - дилеры), определяемые ЦБ. Каждый выпуск ГКО оформлялся глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.

Государственные казначейские обязательства выпускаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 г. и Положением о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств (КО), утвержденным Минфином РФ № 140 от 21 октября 1994 года.

Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов Российской Федерации.

Казначейские обязательства выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Казначейские обязательства каждой серии имеют единые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Срок погашения, процентная ставка и номинальная стоимость казначейских обязательств устанавливаются при выпуске каждой серии Министерством финансов Российской Федерации. Казначеские обязательства выпускаются в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями.

Владельцами казначейских обязательств могут бьггь российские юридические и физические лица.

Размещение выпуска (серии) казначейских обязательств осуществляется путем перевода соответствующего количества казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета-депо в других уполномоченных Министерством финансов Российской Федерации депозитариях через их корреспондентский счет-депо в центральном уполномоченном депозитарии согласно операционным условиям последнего.

Обращение казначейских обязательств осуществляется только в бездокументарной форме по счетам-депо в уполномоченных депозитариях, которые обязаны хранить собственные и клиентские казначейские обязательства в центральном уполномоченном депозитарии. Регистрацию сделок купли-продажи казначейских обязательств, а также учет обременения последних залоговыми обязательствами их владельцев могут осуществлять уполномоченные депозитарии (в том числе центральный уполномоченный депозитарий).

Процентный доход по казначейским обязательствам выплачивается Министерством финансов Российской Федерации (Главным управлением федерального казначейства) одновременно с погашением казначейских обязательств. Казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за товары и услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения Казначейских обязательств и накладываемые ограничения для владельцев обязательств.

К числу ограничений могут относиться: обязательность расчета Казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности, ограничения на право передачи Казначейских обязательств только юридическим лицам, минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений, ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Держатель счета депо в уполномоченном депозитарии, имеющий на этом счете казначейские обязательства, может осуществлять с ними в безналичной форме следующие операции:

погашение кредиторской задолженности путем перевода Казначейских обязательств на счета кредиторов.

Обязательные (оговоренные в глобальном сертификате) расчеты Казначейскими обязательствами осуществляются по номинальной цене Казначейских обязательств;

продажа Казначейских обязательств юридическим или физическим лицам, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами; залог Казначейских обязательств для получения кредитов, в том числе и в банке-депозитарии, с регистрацией факта залога в уполномоченном депозитарии;

обмен Казначейских обязательств на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет. При этом погашение Казначейских обязательств налоговым освобождением может быть осуществлено для Казначейского обязательства с любым сроком погашения и независимо от накладываемых ограничений на порядок обращения.

погашение Казначейских обязательств с получением процентов по текущему курсу.

Текущий курс рассчитывается как сумма номинала казначейских обязательств и произведения номинала обязательства, умноженного на процентное число. Процентные числа рассчитываются на срок нахождения в обращении данного Казначейского обязательства, умноженный на ставку процентного дохода, деленную на 100 и деленную на 360. Для каждого Казначейского обязательства:

Тк = N + Ы-(1-Р/100)/360, (8.9)

где: Тк -текущий курс КО,

N - номинал Казначейского обязательства,

1 - срок, который данное Казначейское обязательство находится в обращении, но не более срока обращения, установленного при выпуске данной серии КО,

Р - ставка процентного дохода по Казначейским обязательствам.

Погашение Казначейских обязательств осуществляется Минфином России (Главным управлением федерального казначейства) путем перевода на счета держателей Казначейских обязательств их номинальной стоимости и процентов, оговоренных при выпуске Казначейских обязательств. Погашение КО осуществляется с даты начала погашения, обозначенной в глобальном сертификате.

Держатель КО, желающий погасить принадлежащие ему КО либо обменять их на налоговые освобождения, за 5 рабочих дней до срока, в который он хотел погасить (обменять на налоговые освобождения) принадлежащие ему КО, подает заявление в уполномоченный депозитарий (форма заявления установлена в Регламенте депозитария, согласованном с Минфином России).

Уполномоченный депозитарий в течение 2 рабочих дней с момента получения заявления передает информацию о держателях

КО, желающих погасить принадлежащие им ценные бумаги, о сроках и формах погашения в Главное управление федерального казначейства.

После получения заявок на погашение в течение 3 рабочих дней Главное управление федерального казначейства осуществляет перевод средств на счета платежного агента либо выдает на указанную в заявлении сумму налоговые освобождения.

Бухгалтерский учет Казначейских обязательств ведется предприятиями - держателями Казначейских обязательств на балансовом счете 58 «Краткосрочные финансовые вложения», субсчет «Казначейские обязательства».

Казначейские обязательства

Данный вид ценных бумаг регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 г. «О выпуске казначейских обязательств»[ СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1911.], а также утвержденным Министерством финансов от 21 октября 1994 г. № 140 Положением «О порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств»[ Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1995. № 1.]. В соответствии с указанными нормативными актами эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов Российской Федерации.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами, выпускаемые в бездокументарной форме в виде записи на счетах-депо в уполномоченном депозитарии, который осуществляет регистрацию сделок и обременений. При этом и обращение казначейских обязательств осуществляется только в бездокументарной форме по счетам-депо на основании распорядительных документов. Держатели казначейских обязательств открывают счета-депо в уполномоченных депозитариях на основании собственных заявлений. Данная ценная бумага обладает признаками именной, поскольку для перехода и осуществления прав по ним необходима идентификация владельца.

Этот вид ценных бумаг удостоверяет следующие права его владельца: 1) право на погашение казначейского обязательства по текущему курсу;

2) право на получение процента. Таким образом, казначейское обязательство относится к денежным доходным ценным бумагам.

Необходимо заметить, что в качестве особенности этой ценной бумаги является возможность ее обмена на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет. С данной особенностью тесно связано и то, что владельцами казначейских обязательств могут быть только российские юридические и физические лица.

Казначейские обязательства выпускаются сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска в двух экземплярах, один из которых хранится в депозитарии, а второй - в Минфине России. Глобальный сертификат служит для закрепления параметров выпуска казначейских обязательств, к которым относятся (п. 2.2. Положения Минфина):

1) дата выпуска;

2) номинальная стоимость КО;

3) процентная ставка;

4) общий объем выпуска Казначейских обязательств;

5) срок начала погашения (с которого казначейское обязательство может быть предъявлено к погашению);

6) срок обращения;

7) ограничения на владельцев казначейских обязательств, если таковые устанавливаются.

Документом, подтверждающим право собственности на казначейские обязательства, принадлежащие держателю счета депо, является выписка с этого счета, сделанная уполномоченным депозитарием.

Казначейские обязательства относятся к срочным ценным бумагам, поскольку имеют предельный срок обращения (осуществления прав).

Хотя Положение Минфина и говорит о том, что казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога (п. 1.3.). Тем не менее, пункт 2.4. допускает обращение казначейских обязательств в ограниченной и неограниченной форме.

Свойства казначейских обязательств отвечают признакам эмиссионных ценных бумаг, содержащимся в Законе о рынке ценных бумаг, а именно: они закрепляют комплекс имущественных прав, размещаются выпусками, имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги

Таким образом, казначейские обязательства - это государственные денежные именные ценные бумаги, для которых характерны: эмиссионность, бездокументарность, доходность и срочность.

Казначейские обязательства

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (КО) - 1) документарные купонные государственные среднесрочные облигации бывшего СССР.

Выпуск данных КО производился е 1 января 1990 г. по 30 ноября 1992 г. облигациями с номиналами от 50 до 1 тыс. руб. с интервалом в 50 руб., а также номиналами от 1 тыс. до 20 тыс. руб. с интервалом в.1 тыс. руб. Первоначально заем выпускался на 16 лет. В последующем, в связи с инфляционными процессами, его сроки были сокращены сначала до 8, а затем - и до 3 лет, т. е. до 1 января 1993 г.

2) Бездокументарные государственные краткосрочные ценные бумаги РФ.

Нормативной базой для выпуска, обращения и погашения КО служат постановление Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906 "О выпуске казначейских обязательств" и Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств, утвержденное письмом Минфина РФ от 21 октября 1994 г. № 140.

Эмитентом КО являлся Минфин РФ, который устанавливал объемы и даты выпуска КО соответствующих серий. КО каждой серии имеют единые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения, каковые опять-таки должны были устанавливаться Минфином РФ. КО выпускались в бездокументарной форме путем депонирования Минфином РФ глобального сертификата на весь выпуск (серию) в центральном депозитарии. Последний дробил этот глобальный сертификат на мелкие партии, которые переводил на счета депо лиц, являвшихся уполномоченными депозитариями: они затем размещали КО среди юридических лиц - резидентов РФ, в порядке, устанавливавшемся Главным управлением федерального казначейства Минфина РФ. В последующем КО могли быть приобретены любыми российскими юридическими, а также физическими лицами.

Обращение КО осуществлялось только в бездокументарной форме по счетам-депо в уполномоченных депозитариях, которые обязаны были хранить собственные и клиентские КО в центральном уполномоченном депозитарии. Уполномоченные депозитарии (в том числе центральный) осуществляли регистрацию сделок купли-продажи КО, а также учет обременения последних залоговыми обязательствами их владельцев. Процентный доход по КО выплачивался Главным управлением федерального казначейства Минфина РФ одновременно с погашением КО. Ответственность за своевременное погашение и выплату процентного дохода по КО нес Минфин РФ.

Последним стал выпуск КО 22 декабря 1995 г. на основании Приказа Минфина от 5 января 1996 г. № 4. Объем выпуска составлял 29,8 млрд. руб. (29 800 шт. КО по 1 млн. руб. каждое). Срок обращения КО данной серии составил 6 месяцев начиная с 22 марта 1996 г. Доход выплачивался по ставке 40 % годовых. В качестве депозитария по КО данной серии был избран Промстройбанк РФ.

Белов В.А.

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Казначейские билеты и функции Казначейства Эмиссию и всю работу с казначейскими билетами предлагается поручить Казначейству Российской Федерации.Казначейство РФ – государственная организация при Минфине или Кабинете министров, которой предоставлена монополия на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги МСФО. Шпаргалка автора Шредер Наталия Г.

Из книги автора

Из книги автора

Государственные казначейские обязательства (ГКО) ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ГКО) (полное название - государственные краткосрочные бескупонные облигации) - бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления

Из книги автора

Деликтные обязательства см. Обязательства вследствие причинения

Из книги автора

Денежные обязательства ДЕНЕЖНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - гражданские правоотношения, преследующие своей целью перераспределение денежных ценностей и включающие право требования кредитора к должнику о передаче в собственность некоторого количества денежных средств.Следует

Казначейские обязательства - это вид размещенных на добровольной основе среди юридических и физических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Эмиссию этих ценных бумаг осуществляет государство. Оно берет заем на определенный срок в основном у предприятий и организаций, и гораздо реже у физических лиц.

Номинальная стоимость казначейских обязательств достаточно высокая (измеряется сотнями тысяч рублей и выше). Объявление о выпуске этих ценных бумаг приводится в экономической печати и в Интернете. Те, кто заинтересуется этим предложением, тут же подают заявку на приобретение определенного количества этих ценных бумаг и переводят средства в ЦБРФ. После этого они становятся держателями казначейских обязательств со всеми вытекающими последствиями.

Казначейские обязательства стали выпускаться с1992 года, и до 1998 года государство ни разу не нарушило своих обязательств перед владельцами этих ценных бумаг. Они принимались предприятиями в расчетах за поставленную продукцию. Иностранные инвесторы также стали проявлять заинтересованность в этих ценных бумагах.

Выпускается три вида казначейских обязательств:

· краткосрочные обязательства (на срок от 1 до 6 месяцев)

· среднесрочные обязательства (на срок от 6 месяцев до 1 года)

· долгосрочные обязательства (на срок от 1 до 3 лет, но чаще всего на 2 года)

Чаще всего стали приобретаться казначейские обязательства, выпущенные на срок 3 месяца. Это связано с тем, что в условиях инфляции очень важно, чтобы срок окончательного расчета по ценным бумагам был максимально коротким. Это повышает доверие к данной ценной бумаге. По краткосрочным обязательствам дополнительный доход обычно не выдавался.

По среднесрочным обязательствам один раз за полгода или 1 раз за квартал выплачивается дополнительный доход, компенсирующий инфляцию, т.е. государство гарантирует через определенный срок вернуть инвестору не только номинальную стоимость ценной бумаги, но и компенсирует возможные инфляционные потери от вложений капитала.

По долгосрочным казначейским обязательствам также выдавался дополнительный доход 1 раз за полгода или 1 раз за год. В условиях инфляции этот доход фактически не компенсировал потери инвесторов, поэтому долгосрочные обязательства были наименее предпочтительны. Это означало, что они редко принимались предприятиями в расчеты за товары и плохо продавались на рынке ценных бумаг.

Эмиссия краткосрочных обязательств размещалась практически на 100%, а эмиссия долгосрочных обязательств примерно на одну треть.


В августе 1998 года произошел «обвал пирамиды» казначейских обязательств и до настоящего времени инвесторы неохотно приобретают даже самые краткосрочные казначейские обязательства, т.к. государство до настоящего времени не компенсировало все потери, связанные с приобретением казначейских обязательств выпущенных до 1998 года.

Основной причиной «обвала пирамиды» было то, что государство направляло средства, полученные от реализации казначейских обязательств на выплату заработной платы и пенсий, а не вкладывало эти средства в программы приносящие доход.

Таким образом, средства, полученные от реализации казначейских обязательств, не превращались в капитал, хотя сущностью эмиссии этих ценных бумаг и является доходное, эффективное, прибыльное вложение государственных средств. Так казначейские обязательства реализуются в развитых экономических странах.

Российская экономика не смогла эффективно использовать полученные средства. В настоящее время казначейские обязательства не активно размещаются на рынке ценных бумаг.

4.Сберегательные и депозитные сертификаты банков.

Сберегательные сертификаты банков - это письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по истечении установленного срока депозита (вклада) и процентов по нему.

Сберегательные сертификаты оформляют вклады физических лиц. Ценными бумагами оформляются только вклады, превышающие определенную сумму, установленную конкретным банком. Минимальный вклад может быть различным в зависимости от финансовой устойчивости конкретного банка.

Вкладчик обязуется не брать внесенных средств до определенного срока (обычно срок 1 год). При выдаче сертификата между вкладчиком и банков заключается договор, в котором оговариваются все условия сертификата. Банк обязуется при оформлении вклада ценной бумагой выдать вкладчику больший доход, чем по обычному вкладу, т.к. в этом случае банк имеет гарантию того, что вкладчик не потребует свои деньги назад раньше установленного срока. Если это все-таки произойдет, то вкладчик при обращении в банк практически теряет весь дополнительный доход по вкладу или вкладчик пытается реализовать сертификат через брокера на рынке ценных бумаг.

При реализации на рынке ценных бумаг владелец сертификата теряет в лучшем случае сумму, которую он должен заплатить за услуги брокеру. В результате желание досрочно получить вклад почти всегда оборачивается убытком, а соблюдение договорных условий сертификата всегда приносит прибыль вкладчику.

Депозитные сертификаты банков представляют собой срочные сертификаты с крупным номиналом и поэтому депозитный сертификат оформляет вклады юридических лиц и выдается коммерческими банками.

Этот сертификат оформляется договором между банком и предприятием. Согласно этому договору предприятие обязуется не требовать вклад раньше оговоренного срока, а банк гарантирует вкладчику повышенный доход, который чаще всего рассчитывается методом сложного процента. Это позволяет получать доход, превышающий ставку рефинансирования.

При правильном оформлении депозитного сертификата эта ценная бумага принимается предприятиями при расчетах друг с другом за поставленную продукцию. Предприятие может принимать к оплате данные депозитные сертификаты, т.к. эти сертификаты обычно оформляют финансово устойчивые предприятия, и поэтому риск неполучения дохода здесь минимальный.

Сберегательные и депозитные сертификаты активно оформляются вкладчиком в условиях стабильной рыночной экономики. В российской экономике они пока не считаются ликвидными ценными бумагами.

5.Вексель.

Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денежных средств владельцу векселя (векселедержателю).

Выделяют два типа векселей:

· простой или соло-вексель;

· переводной или тратта-вексель.

Соло-вексель предназначен для расчета только между двумя юридическими или двумя физическими лицами. Этот вексель выписывается и подписывается кредитором и содержит обязательство платежа. Он используется только для проведения одной финансовой операции. Если в этой финансовой операции участвует банк, то этот вексель может быть погашен досрочно по согласованию сторон и в этом случае банк, оплативший вексель досрочно, может его использовать как ценную бумагу.

Тратта-вексель или переводной вексель выписывается и подписывается кредитором и представляет собой приказ должнику об уплате в указанный срок определенной суммы третьему лицу. Тратта-вексель как бы направляется по трассе, т.е. может быть использован в нескольких финансовых и коммерческих операциях.

Переводной вексель как ценная бумага оформляется трассантом (кредитором) для трассата (должника), а выплата должна производится банком-ремитентом. Передача векселя от одного предприятия к другому сопровождается передаточной надписью, которая называется индоссаментом. Она приводится на оборотной стороне векселя и содержит все реквизиты предприятий, участвующих в передаче векселя, а также печать и подписи руководящих лиц предприятия принявшего вексель. На оборотной стороне векселя может быть несколько индоссаментов и, если оборотной стороны не хватает, то к векселю прикладывается дополнительная страница.

В развитых рыночных странах вексель, как и денежные знаки, имеет около 10 степеней защиты. Российский вексель пока менее защищен, поэтому финансисты не всегда доверяют векселям и не всегда их охотно принимают в качестве расчета за продукцию.

Векселя могут погашаться банком в срок, а могут погашаться досрочно.

Досрочное погашение векселя называется учетом векселя . Учет векселя может быть выгодным для банка, если банк сможет его эффективно использовать как ценную бумагу, т.е. продать его на рынке ценных бумаг в момент наступления срока оплаты и получить дополнительную прибыль.

Учетная ставка по векселю представляет собой процентную ставку, применяемую для расчета величины учетного процента.

Учетный процент представляет собой разницу между номиналом векселя и суммой, уплаченной при покупке векселя.

Пример:

Номинальная цена векселя 10 тыс. руб. Банк покупает его за 9500 руб. за 6 месяцев до наступления срока платежа. В этом случае учетный процент по векселю составит 500 рублей.

По данному векселю банк оплачивает векселедержателю 9500 руб., а при наступлении срока оплаты банк получит 10 тыс. рублей. Досрочный учет векселя в условиях нестабильной экономики выгоден, т.к. кредитор заранее получает на свой расчетный счет необходимую сумму денежных средств и может использовать их по своему усмотрению.