Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Административная территориальная единица государства

Любой большой объект трудно изучать целиком - его необходимо разделить на части. (Конечно, изучив каждую часть отдельно, вы затем должны снова «сложить» их, чтобы увидеть объект в его единстве.) Так и географию России трудно понять «сразу и всю», поэтому огромное пространство нашей страны традиционно делят на районы - проводят районирование.

Слово «районирование» в русском языке имеет два значения: во-первых, это процесс разделения территории на части и, во-вторых, результат этого процесса - сетка районов.

Как можно проводить районирование территории?

Вспомните, как вам приходилось делить на части территорию, знакомясь с природой и населением России. Например, изучая рельеф, вы узнали, что территория нашей страны делится на низменную западную и возвышенную восточную части, а при более подробном рассмотрении увидели и отдельные низменности, возвышенности, горы. Изучая климат, вы выделяли несколько климатических поясов, изучая почвы - различные почвенные зоны и т. д. Это были разделения территории по одному из компонентов природы. А выделение природных зон - это уже разделение по нескольким признакам одновременно.

В экономической географии также применяется разделение территории на части, однородные в каком-либо отношении, например на зоны с одинаковым набором выращиваемых сельскохозяйственных культур, со сходными занятиями населения и т. д. Но чаще экономические районы выделяются по связям, по тяготению территорий друг к другу.

Рис. 5. Такая разная Россия

В нашем учебнике будет использоваться и природное, и экономическое районирование. В то же время для того, чтобы показать взаимодействие природы, населения и хозяйства в пределах отдельной территории, мы будем использовать такое понятие, как географический район.

Географический район - исторически сложившаяся территория, отличающаяся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией.

Нами будут изучаться такие географические районы, как Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Запад, Европейский Юг (Северный Кавказ), Поволжье, Урал, то есть европейская часть России, а также Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, то есть азиатская часть России.

Некоторые из географических районов могут включать часть природного района и несколько экономических районов. Например, Центральная

Россия - это центр Восточно-Европейской равнины, объединяющий Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный экономические районы.

Уральский географический район включает часть Уральского природного района (Средний и Южный Урал) и совпадает с границами Уральского экономического района. А Восточная Сибирь, наоборот, объединяет два природных района - Среднюю Сибирь и пояс гор Южной Сибири.


Рис. 6. Природные районы России

Сравните два вида районирования нашей страны - природное и хозяйственное (экономическое). Границы экономических районов всегда совпадают с границами субъектов Федерации (любая область или республика включена только в один район!), а границы природных районов не совпадают. В то же время природные и экономические районы порой носят одинаковые названия, например Западная Сибирь.


Рис. 7. Географические и экономические районы России

  1. Сравните границы природных, экономических и географических районов. Определите, какие природные и экономические районы входят в состав каждого из географических районов.
  2. Как вы думаете, чем объяснить, что границы экономических районов обязательно совпадают с границами субъектов Федерации, а границы природных районов не совпадают?
  3. Чем объяснить, что на Восточно-Европейской равнине выделено больше экономических районов, чем в азиатской части России?

Каковы особенности административно-территориального устройства России?

Один из видов районирования - административно-территориальное деление, то есть разделение территории страны на административные единицы: области, края, округа и т. д. Такое деление необходимо для любого современного государства, чтобы собирать налоги, поддерживать порядок, заботиться об образовании и здравоохранении, призывать в армию военнообязанных, да хотя бы просто доставлять почту.

В различные периоды своей истории наша страна разделялась на самые разные части. Это были княжества, воеводства, наместничества, губернии, области, края и т. д.

Современное административно-территориальное деление России - следствие государственного устройства нашей страны. Россия - федеративное государство, состоящее из 89 регионов - субъектов Федерации (рис. 8).


Рис. 8. Административно-территориальное деление России (2001 г.)

В 2000 г. по указу Президента в целях укрепления эффективности федеральной государственной власти все субъекты Российской Федерации были объединены в семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Границы федеральных округов не всегда совпадают с границами экономических районов. Федеральные округа возглавляют полномочные представители Президента, которые должны контролировать соблюдение российского законодательства, в том числе приведение местных законов (принятых в области, республике и др.) в соответствие с федеральными.

Выводы

Разные виды районирования территории страны проводятся с разными целями. Одна из задач - выделение специфических черт географического района, отличающих его от других (по географическому положению, особенностям природы и ресурсов, населения, существующим связям внутри района и с другими территориями). На этой основе создается целостный образ каждого района. Особый вид районирования - административно-территориальное деление, необходимое для существования любого государства, особенно столь огромного, как Россия.

Вопросы и задания

  1. Какие виды районирования рассматриваются в тексте? Какие задачи они решают?
  2. Составьте схему соподчинения административно-территориального деления своего района (от улицы до субъекта Федерации).
  3. Выясните, каково административно-территориальное деление других стран мира, например США, Германии, Франции, Индии, Китая. Какие признаки положены в его основу? Сравните его с административно-территориальным делением России.
  4. Пользуясь уже полученными знаниями о природе и населении России, подумайте, на какие районы вы бы сами разделили нашу страну по признакам, которые вам кажутся существенными.

1)Сравните границы природных, экономических и географических районов. Определите, какие природные и экономические районы входят в состав каждого из географических районов.

Европейский север – Русская равнина – Северный экономический район.

Северо-запад – Русская равнина – Северо-западный экономический р-н, Калининградская обл.

Центральная Россия – Русская равнина – Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский экономические р-ны.

Поволжье – Русская равнина – Поволжский экономический р-н.

Северный Кавказ – Кавказ – Северо-Кавказский экономический р-н.

Урал – Урал – Уральский экономический р-н.

Западная Сибирь – Западная Сибирь – Западно-Сибирский экономический р-н.

Восточная Сибирь – Восточная Сибирь – Восточно-Сибирский.

Дальний Восток – Дальний Восток – Дальне-Восточный.

2)Как вы думаете, чем объяснить, что границы экономических районов обязательно совпадают с границами субъектов Федерации, а границы природных районов не совпадают?

Границы природных районов являются условными границами, за которыми происходит заметное изменение природных условий. Это чаще всего природные барьеры. Границы же экономических районов совпадают с границами субъектов федерации, поскольку управление экономикой, специализация хозяйства происходит на уровне субъектов федерации.

3)Чем объяснить, что на Восточно-Европейской равнине выделено больше экономических районов, чем в азиатской части России?

Большее число экономических районов на территории Русской равнины объясняется более высоким уровнем развития европейской части страны, большей специализацией хозяйства, большим количеством субъектов федерации.

Вопросы и задания

1. Какие виды районирования рассматриваются в тексте? Какие задачи они решают?

Экономическое районирование - разделение территории на части, однородные в каком-либо отношении, например на зоны с одинаковым набором выращиваемых сельскохозяйственных культур, со сходными занятиями населения и т. д. Но чаще экономические районы выделяются по связям, по тяготению территорий друг к другу.

Природное районирование – разделение территории по одному компоненту природы или нескольким признакам.

Географическое районирование используется, чтобы показать взаимодействие природы, населения и хозяйства в пределах отдельной территории, мы будем использовать такое понятие, как географический район.

Административно-территориальное деление, то есть разделение территории страны на административные единицы: области, края, округа и т. д. Такое деление необходимо для любого современного государства, чтобы собирать налоги, поддерживать порядок, заботиться об образовании и здравоохранении, призывать в армию военнообязанных, да хотя бы просто доставлять почту.

3. Выясните, каково административно-территориальное деление других стран мира, например США, Германии, Франции, Индии, Китая. Какие признаки положены в его основу? Сравните его с административно-территориальным делением России.

Соединённые Штаты Америки (США) являются федерацией, объединяющей 50 штатов (англ. state), каждый из которых делится на округа. Населёнными пунктами в составе округов управляют городские муниципалитеты, а сельские территории могут разделяться на тауншипы.

Германия - государство с федеративным устройством; в составе Германии 16 равноправных субъектов - земель (Bundeslander; см. федеральные земли республики Германия), три из них - города (Берлин, Бремен и Гамбург).

С 1 января 2006 года метрополия Франции (то есть французские территории, расположенные в Европе) подразделена на следующие иерархически подчиненные части: 22 региона, 96 департаментов, 329 округов, 4054 кантона,36 571 коммуна. 3 самых крупных коммуны Парижа, Марселя и Лиона разделены в свою очередь на 45 муниципальных округов. В состав Франции также входят заморские владения Франции, имеющие свое административное деление.

Индия состоит из двадцати восьми штатов (которые, в свою очередь, делятся на районы), шести союзных территорий и Национального столичного округа Дели. Каждый штат имеет собственное избираемое правительство, в то время как союзные территории управляются администратором, назначаемым союзным правительством. Впрочем, некоторые союзные территории имеют собственные избираемые правительства.

В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня.

В основу всех делений в той или иной степени положены исторический, территориальный и экономический факторы.

В сравнении с другими странами административное деление России отличается разнообразием территориальных единиц. Оно трехступенчатое, но внутри каждой ступени административные единицы могут иметь разный статус.

4. Пользуясь уже полученными знаниями о природе и населении России, подумайте, на какие районы вы бы сами разделили нашу страну по признакам, которые вам кажутся существенными.

Исходя из учета природных условий и характеристике населения можно было бы выделить следующие районы: Европейский Север, Центральный, Поволжье, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Дальне-Восточный и Московский (г. Москва).

Любой большой объект трудно изучать целиком - его необходимо разделить на части. (Конечно, изучив каждую часть отдельно, вы затем должны снова «сложить» их, чтобы увидеть объект в его единстве.) Так и географию России трудно понять «сразу и всю», поэтому огромное пространство нашей страны традиционно делят на районы - проводят районирование.

Слово «районирование» в русском языке имеет два значения: во-первых, это процесс разделения территории на части и, во-вторых, результат этого процесса - сетка районов.

Как можно проводить районирование территории?

Вспомните, как вам приходилось делить на части территорию, знакомясь с природой и населением России. Например, изучая рельеф, вы узнали, что территория нашей страны делится на низменную западную и возвышенную восточную части, а при более подробном рассмотрении увидели и отдельные низменности, возвышенности, горы. Изучая климат, вы выделяли несколько климатических поясов, изучая почвы - различные почвенные зоны и т. д. Это были разделения территории по одному из компонентов природы. А выделение природных зон - это уже разделение по нескольким признакам одновременно.

В экономической географии также применяется разделение территории на части, однородные в каком-либо отношении, например на зоны с одинаковым набором выращиваемых сельскохозяйственных культур, со сходными занятиями населения и т. д. Но чаще экономические районы выделяются по связям, по тяготению территорий друг к другу.

Рис. 5. Такая разная Россия

В нашем учебнике будет использоваться и природное, и экономическое районирование. В то же время для того, чтобы показать взаимодействие природы, населения и хозяйства в пределах отдельной территории, мы будем использовать такое понятие, как географический район.

Географический район - исторически сложившаяся территория, отличающаяся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией.

Нами будут изучаться такие географические районы, как Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Запад, Европейский Юг (Северный Кавказ), Поволжье, Урал, то есть европейская часть России, а также Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, то есть азиатская часть России.

Некоторые из географических районов могут включать часть природного района и несколько экономических районов. Например, Центральная

Россия - это центр Восточно-Европейской равнины, объединяющий Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный экономические районы.

Уральский географический район включает часть Уральского природного района (Средний и Южный Урал) и совпадает с границами Уральского экономического района. А Восточная Сибирь, наоборот, объединяет два природных района - Среднюю Сибирь и пояс гор Южной Сибири.

Рис. 6. Природные районы России

Сравните два вида районирования нашей страны - природное и хозяйственное (экономическое). Границы экономических районов всегда совпадают с границами субъектов Федерации (любая область или республика включена только в один район!), а границы природных районов не совпадают. В то же время природные и экономические районы порой носят одинаковые названия, например Западная Сибирь.

Рис. 7. Географические и экономические районы России

  1. Сравните границы природных, экономических и географических районов. Определите, какие природные и экономические районы входят в состав каждого из географических районов.
  2. Как вы думаете, чем объяснить, что границы экономических районов обязательно совпадают с границами субъектов Федерации, а границы природных районов не совпадают?
  3. Чем объяснить, что на Восточно-Европейской равнине выделено больше экономических районов, чем в азиатской части России?

Каковы особенности административно-территориального устройства России?

Один из видов районирования - административно-территориальное деление, то есть разделение территории страны на административные единицы: области, края, округа и т. д. Такое деление необходимо для любого современного государства, чтобы собирать налоги, поддерживать порядок, заботиться об образовании и здравоохранении, призывать в армию военнообязанных, да хотя бы просто доставлять почту.

В различные периоды своей истории наша страна разделялась на самые разные части. Это были княжества, воеводства, наместничества, губернии, области, края и т. д.

Современное административно-территориальное деление России - следствие государственного устройства нашей страны. Россия - федеративное государство, состоящее из 89 регионов - субъектов Федерации (рис. 8).

Рис. 8. Административно-территориальное деление России (2001 г.)

В 2000 г. по указу Президента в целях укрепления эффективности федеральной государственной власти все субъекты Российской Федерации были объединены в семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Границы федеральных округов не всегда совпадают с границами экономических районов. Федеральные округа возглавляют полномочные представители Президента, которые должны контролировать соблюдение российского законодательства, в том числе приведение местных законов (принятых в области, республике и др.) в соответствие с федеральными.

Выводы

Разные виды районирования территории страны проводятся с разными целями. Одна из задач - выделение специфических черт географического района, отличающих его от других (по географическому положению, особенностям природы и ресурсов, населения, существующим связям внутри района и с другими территориями). На этой основе создается целостный образ каждого района. Особый вид районирования - административно-территориальное деление, необходимое для существования любого государства, особенно столь огромного, как Россия.

Вопросы и задания

  1. Какие виды районирования рассматриваются в тексте? Какие задачи они решают?
  2. Составьте схему соподчинения административно-территориального деления своего района (от улицы до субъекта Федерации).
  3. Выясните, каково административно-территориальное деление других стран мира, например США, Германии, Франции, Индии, Китая. Какие признаки положены в его основу? Сравните его с административно-территориальным делением России.
  4. Пользуясь уже полученными знаниями о природе и населении России, подумайте, на какие районы вы бы сами разделили нашу страну по признакам, которые вам кажутся существенными.

система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты и т. д. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.

Основные черты административно-территориального деления

Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно-территориальным делением страны. Понятие административно-территориального деления Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни. Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни. Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица. Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции. Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры. Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д. Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы. Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан. Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.

Административно-территориальное устройство

деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его - в наиболее эффективной организации и функционировании всего государственного механизма, в особенности системы местных органов государственной власти (местного самоуправления).

В буржуазных странах А.-т. у. основывается преимущественно на соображениях административного «удобства» и фискально-полицейских интересах.

Советское А.-т. у. строится с учётом естественно-исторических и экономических условий (природные ресурсы, характер и уровень развития хозяйства, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), национальных моментов (национальный состав населения, бытовые особенности), необходимости максимального приближения государственного аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении государственной власти.

В СССР основными административно-территориальными единицами являются Область , Район , Город ,Село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края (См. Край ). Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов республиканского подчинения и районов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами государственной власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение районов, разукрупнение и образование новых районов и т. д.) в союзных республиках, имеющих областное деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верховного Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой район сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и автономных республиках, не имеющих областного деления, - Президиумом соответствующего Верховного Совета.

А.-т. у. других социалистических стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах государственной власти.

Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства, «Уч. зап. Харьковского юридического института», 1957, т. 11, в. 1; Русинова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.

Н. П. Фарберов.

Существует ряд близких понятий - "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориаль­ная организация". Все ониозначают примерно одно и то же, описывая формаль­ную политико-административную структуру государства, или другими словами - его деление на формальные регионы.

Понятие «административно-территориальное деление» (АТД) имеет более выраженный политико-географический смысл. Под АТД обычно понимается соб­ственно политико-административная карта государства, представляющая собой со­вокупность административных единиц. АТД может пониматься и как процесс ("деление"), когда государство делят на такие единицы, и как результат этого про­цесса - сложившееся АТД. Процедура административно-территориального деле­ния аналогична процедуре районирования и представляет собой его частный слу­чай. Особенность АТД заключается в том, что районирование проводят государст­венные органы, исходя из поставленных управленческих задач, и что это райони­рование существует де-юре, в нормативных актах.

Родственные понятия «административно-территориальное устройство» (АТУ) и «административно-территориальная организация» (АТО) в современном дискурсе включают в себя институциональные аспекты. Они обычно подразумевают не только политико-административную карту, но и политические институты, всю систему отношений, связанных с созданием и переустройством АТД. АТУ (АТО) может, например, включать в себя региональные органы власти и общенациональ­ные властные структуры, занимающиеся административно-территориальным де­лением и даже региональной политикой вообще.

Главным структурным элементом АТД является административно-терри­ториальная единица ( ATE ) . Если понимать АТД как политико-административную карту, то она состоит из множества ATE. Административно-территориальная еди­ница является синонимом формального региона.

Система АТД является объемной. По вертикали она делится на иерархиче­ские уровни. Обычно АТД выстраивается по принципу матрешки, когда ATEболее высокого порядка делятся на ATE более низкого порядка. В результате возникает иерархия управленческих уровней, представленных в системе АТД. При этом на каждом таком уровне существует своя политико-административная структура, т.е. совокупность ATE данного порядка (первого, второго и т.д.).

Административно-территориальное устройство было характерно для всех государств во все времена, отличаясь лишь степенью сложности и разработанно­сти. Однако необходимо подчеркнуть, что регулярное АТД является феноменом современного национального государства. Под регулярностью мы подразумеваем такую ситуацию, когда территория государства почти без остатка, в официальном порядке делится на административно-территориальные единицы , в которых дей­ствует власть, обычно подчиненная общенациональной государственной власти, но во многих случаях обладающая самоуправлением. При регулярном АТД сущест­вуют четко определенные административные границы, и каждая ATE представляет собой целостное образование.

АТД - феномен вполне древний. Можно вспомнить пример Римской им­перии с ее делением на провинции. В то же время феодальная модель территори­ально-государственного строительства обычно нарушала регулярность АТД. Для этой модели в ее европейском варианте было характерно деление территории на центры (города) с определенным самоуправлением и периферии, находившиеся под властью феодалов-землевладельцев. Феодал являлся землевладельцем и регио­нальным лидером в одном лице, т.е. ATE могла одновременно представлять собой феодальное владение. При этом распространенная чересполосица феодальных вла­дений нарушала регулярность АТД.

Современное национальное государство, в отличие от средневекового фео­дального государства, обязательно использует регулярную систему АТД. Переход к современной модели территориально-государственного строительства происходил одновременно с формированием более или менее централизованной государствен­ной власти и организацией государственного управления (а также самоуправления) на местах. Для организации государственного управления на региональном уровне и формирования структур самоуправления обязательно требуется стройная и стро­гая система АТД.

б) Исторические модели АТД

2. Факторы, определяющие формирование АТД

Факторы административно-территориального деления

АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная структура, как ясно из первой главы, формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой несколько накладываю­щихся друг на друга структур различного происхождения.Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географической и социально-экономической структур.

Исходя из этого, а также из существующей практики административно-тер­риториального деления, можно выделить следующие группы факторов, определя­ющих формирование его системы.

Территория каждой страны для целей эффективного управления имеет иерархически соподчиненную систему административно-территориального деления (АТД), при которой каждая единица более низкого ранга входит в состав территории более крупного ранга. Такая система позволяет правительству руководить всей страной через местные органы управления.

АТД является утвержденным законом членением территории, системой пространственной организации государства, по форме схожей с районированием. Однако в отличие от районирования, АТД представляет собой иерархически соподчиненную систему. Например, единицы первого порядка в США - 50 штатов - равноправные субъекты федерации и столичный федеральный округ Колумбия; каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа (всего в США - 3141 округ).

В России: области (республики, края) - районы - городские (сельские) органы местного самоуправления (округа, префектуры, муниципалитеты).

Франция делится на 26 регионов (в том числе 21 - европейском континенте, 1 (Корсика) - на острове Корсика, 4 - на заморских территориях. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. Регионы делятся на 100 департаментов, которые в свою очередь подразделяются на 342 округа.

Существующее административно-территориальное деление отражает определенные этапы исторического развития.

Существует несколько вариантов проведения административных границ. Они могут проводиться по границам ареалов расселения этнических групп, по природным рубежам или геометрическим линиям. Федеративное государственное устройство в многонациональных государствам, как правило, основывается на этническом принципе. Например, в Индии, этот принцип отражен даже в названиях штатов - Западная Бенгалия (проживают преимущественно бенгальцы), Тамилнад (тамилы) и т. д. В европейских странах современные административные границы наследуют старые границы периода феодальной раздробленности.

Как правило, наступает момент, когда сетка АТД начинает затруднять эффективное управление страной и возникает необходимость реформы АТД, то есть пересмотра существующих границ.

Зачастую основанием для пересмотра сетки АТД становится угроза территориальной целостности страны, в этом случае ареалы расселения этносов, стремящихся к обособлению, разделяются новыми административными границами. Таким образом, «бунтовщики» рассеиваются между разными единицами АТД.

Оптимальным числом административно-территориальных единиц в государстве считается интервал 10 - 50; более дробное АТД вызывает проблемы, связанные с эффективным управлением.

При подготовке к проведению реформы АТД обязательно привлекаются географы. Составление новой сетки АТД требует соблюдения определенных правил, которые позволяют избежать лишних финансовых затрат на содержание управленческого аппарата или на устранение вероятной политической и социальной напряженности.

Новые административно-территориальные единицы должны быть:

  1. достаточно крупными, чтобы местные административные службы не поглощали слишком много бюджетных средств;
  2. иметь определенное внутреннее единство, чтобы отражать интересы своих жителей и участвовать в политической жизни страны;
  3. по возможности тесно следовать прежней сетке АТД для сохранения уже сложившихся общественных связей,
  4. новые административные единицы должны создаваться с учетом развивающихся экономических центров.

При делении территории на административно-территориальные единицы (в отличие от социально-экономического районирования), границы имеют принципиальное значение и самостоятельную ценность. Их нарушение приводит к территориальным конфликтам и войнам. «Качество» административно территориального деления тем выше, чем меньше социально-экономических различий существует между единицами АТД; в то время как районирование нацелено на выявление максимально различающихся между собой территориальных единиц.