Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что является основным показателем уровня жизни нации. Понятие уровня жизни. Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Ес

Дляоценки уровня жизни применяется система общих и частных показателей.

Общие (на душу населения): национальный доход, фонд потребления продукции народного хозяйства, потребительский фонд национального богатства (объем накопленного потребительского имущества – жилищных и культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения)

Частные : уровень и способы потребления, условия труда, обеспеченность жильем и благоустроенность быта, уровень культурно-бытового обслуживания, условия воспитания детей, социальное обеспечение.

Следующая классификация : стоимостные и натуральные показатели. Стоимостные: ВВП, национальный доход, фонд потребления, совокупный доход населения. Натуральные показатели: объем потребления конкретных материальных благ и услуг (потребление продуктов питания, объем личного имущества)

Самостоятельные показатели характеризуют пропорции и структуру потребления населения (распределение по доходам, дифференциация доходов).

Количественные и качественные показатели . Количественные: объем потребления конкретных материальных благ и услуг. Качественные показатели отражают качественную сторону благосостояния населения: структура потребления, уровень образования, обеспеченность предметами длительного социально-культурного назначения (машинами, собственным жильем).

Статистические показатели . В настоящее время используется 284 показателя. Сведенных в 20 тематических групп: 1) социальная структура общества, 2) занятость населения, 3) участие трудящихся в управлении государством, 4) доходы населения, 5) денежные сбережения населения, 6) оплата труда, 7) общие фонды потребления, 8) социальное и бытовое обслуживание населения, 9) потребление материальных благ и услуг населением, 10) имущество населения, 11) бюджет семьи, 12) бюджет времени, 13) моральная статистика (преступность, административные и правовые нарушения и т.д.

В рекомендациях ООН в качестве комбинированного показателя уровня жизни предложен показатель «индекс качества жизни» (ИКЖ), включающий характеристики, определяющие состояние здравоохранения; уровень образования; среднюю продолжительность жизни; степень занятости населения; платежеспособность населения; доступ к политической жизни.

В ноябре 1980 года Совет Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) утвердил Список социальных индикаторов, установление которых имело целью оценить некоторые фундаментальные аспекты индивидуального благосостояния в странах ОЭСР (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Список социальных индикаторов ОЭСР

Источник: The OECD List of Social Indicators. Paris., 1982.P.13.

Этот список охватывает лишь некоторые из социальных проблем и не может сам по себе быть использован для оценки качества (уровня) жизни той или иной группы населения в стране. Однако отдельные показатели могут вполне успешно выявить реальное положение дел и основные тенденции в развитии социальной сферы.

Систему количественных и качественных показателей уровня жизни в России составляют:

o общий объем потребления материальных благ и услуг;

o уровень потребления продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг;

o реальные доходы населения;

o размер заработной платы;

o доходы из других источников (пенсии, пособия, стипендии, доходы от реализации продуктов личного подсобного хозяйства, дивиденды и проценты);

o условия труда;

o продолжительность рабочего и свободного времени;

o жилищные условия;

o показатели образования;

o показатели здравоохранения и др.

Обобщающими стоимостными показателями уровня жизни населения принято считать:

· общее потребление материальных благ и услуг – включает личное потребление населением материальных благ, платные и бесплатные услуги. Расчет этого показателя обеспечивает увязку отдельных показателей благосостояния населения. Это позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает полную характеристику удовлетворения его личных потребностей;

· реальные доходы населения (без учета услуг) – номинальные доходы в денежном выражении поступления средств за счет заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других источников, скорректированных на динамику потребительских цен;

· реальные доходы населения с учетом услуг;

· реальная заработная плата рабочих и служащих (составная часть реальных доходов с учетом услуг);

· денежный доход семьи;

· совокупный доход – включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление;

· располагаемый доход – денежный или совокупный доход за минусом налогов и обязательных платежей;

· имущественные и денежные накопления.

Более детальный анализ предполагает рассмотрение и таких показателей уровня жизни, как:

· структура расходов семей;

· уровень потребления отдельных видов продуктов питания, одежды, обуви, обеспеченность жильем, мебелью и другими товарами длительного пользования, различными видами услуг (в расчете на одного человека или семью);

· уровень дифференциации доходов и потребления в разрезе различных групп общества;

· разрыв в стоимости потребительских корзин высшей, средней и низшей доходных групп населения.

Для оценки уровня жизни населения необходимо иметь научно обоснованную систему расчетов, определяющую тот минимум средств, который необходим для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Этот минимум определяется на основе минимальных потребностей человека в продуктах питания, непродовольственных товарах, платных услугах. По совокупности компонентов человеческих потребностей, степени их удовлетворения выделяют четыре уровня жизни населения: нищета, бедность, нормальный уровень, достаток. При этом нормативами уровня жизни являются:

физиологический минимум (БПМ бюджет прожиточного минимума ) представляет собой стоимостную оценку минимально допустимого набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержание его жизнедеятельности, также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения;

минимальный потребительский бюджет (МПБ) – предполагает обеспечение нормального воспроизводства и развитие рабочей силы трудоспособных членов общества и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. МПБ учитывает затраты на более качественное питание, большие объемы потребления непродовольственных товаров и услуг, включая платные. Он отражает низшую границу цены рабочей силы, здоровье и работоспособность человека на нормальном уровне, соответствующем требованиям физиологии;

социальный минимум или рациональный потребительский бюджет (РПБ ) – учитывает рациональное потребление, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил. По своему содержанию он отличается от МПБ на величину примерно в 30 %.

элитарный бюджет (БР – бюджет роскоши) – предполагает пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека без раздумий, что купить, когда, в каком количестве и какого качества и т.д.

Дифференциация денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов – дифференциации заработной платы и дифференциации различий в семейном положении работников. Причинами неравенства и имущественного расслоения по доходам являются неравное распределение доходов и собственности; неодинаковые стартовые условия для развития индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса; относительно низкий размер оплаты труда у некоторых категорий работников; разная доля иждивенцев в семье; наличие незанятых трудоспособных лиц; низкий уровень социальных выплат и т.д. Неравенство и социально-имущественное расслоение населения – одна из серьезных проблем перехода к рыночным отношениям. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются следующие показатели:

Децильный коэффициент – выражает соотношение между средними доходами 10% (20%) наиболее высокооплачиваемых и 10% (20%) наименее обеспеченных граждан. (в 2000 г. 20% богатых граждан России имели 47,2% денежных доходов, а 20% наименее обеспеченных – 6,15. По предварительным расчетам в настоящее время первая группа имеет уже 65% денежных доходов, а остальное приходится на остальные 80% населения).

Коэффициент Джинни – это индекс концентрации доходов населения. Он используется для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения. В России в 2000 г. значение этого коэффициента составляло 0,394, что значительно превышало показатели большинства европейских стран и США.

Кривая Лоренца демонстрирует степень удаления фактического распределения доходов от состояния абсолютного равного распределения. За годы перехода к рыночным отношениям в России идет процесс постоянного углубления кривой фактического распределения от равного распределения доходов.

К показателям уровня жизни, имеющим прямое отношение к установленному минимальному уровню оплаты труда (в апреле 2007г. – 1100 руб.) относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзина, прожиточный минимум (Федеральный Закон «О прожиточном минимуме»).


Продовольственная корзина – набор продуктов питания одного человека в

месяц, рассчитанный на основе минимальной нормы потребления продуктов питания, которая соответствует физиологической потребности человека по

калорийности, содержанию основных питательных веществ и обеспечивает

соблюдение традиционных навыков организации питания

Для расчетов стоимости продовольственной корзины институтом питания АМН РФ разработаны минимальные нормы потребления. Они включают 11 групп продовольственных товаров: хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие (соль, перец). Нормы потребления дифференцированы по 16 территориальным зонам; распределение субъектов РФ осуществляется в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания. Состав регионов с крайними характеристиками :

Ι зона – северная часть республики КОМИ, северная часть Архангельской области, Мурманская область, Ненецкий автономный округ;

ХYΙ зона – республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Карачаево-Черкессия, Северная Осетия – Алания, Чеченская республика.

Распределение отдельных регионов по зонам: Санкт-Петербург –Y зона; Москва – Х Ι зона; Челябинская область – ХΙY зона; Пермь, Екатеринбург – YΙ зона.

Кроме того, нормы дифференцируются по социально-демографическим группам населения.

За основу формирования минимальной продовольственной корзины для населения трудоспособного возраста принят набор продуктов питания работающего мужчины, который (набор) обеспечивает 2700 ккал /сутки (белок 88,7г, в т.ч. животный – 31,5 г.). В табл. 7.4 приведен набор продуктов питания для трудоспособного населения на уровне прожиточного минимума.


Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания

одного человека в месяц, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности

Таблица 7.4

Составпотребительской корзины для трудоспособного населения

По данным Института питания АН РФ представленный набор продуктов питания соответствует физической потребности человека по калориям и содержанию основных пищевых компонентов. Стоимость продовольственной корзины рассчитывается по каждой группе населения путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.


Прожиточный минимум – стоимостная оценка

потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов


В начале 2006 г. прожиточный минимум для трудоспособного населения страны составлял – 2545 руб., в начале 2007 г. – 3764 руб.

Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетного обследования доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному.

Например, стоимость минимальной продовольственной корзины в 2006 г. была 1807 руб.. В семьях с аналогичными средними доходами доля расходов на питание на душу населения составляла 71 % от общих расходов. Отсюда стоимость минимального потребления непродовольственных товаров 1807/ 0,71 ∙ 0, 29 = 738 руб. в месяц на человека (0,29 = 1 – 0,71). Расходы на непродовольственные товары и услуги уточняются при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования. Расчет производится по трем группам товаров: 1 – предметы гардероба (одежда, верхняя одежда, обувь, головные уборы), 2 – предметы санитарии и гигиены, 3 – товары длительного пользования.

Совокупный минимальный объем потребления в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину . Стоимость приобретения непродовольственных товаров определяется путем умножения стоимости одного изделия на его годовой запас и делением на срок службы. Например, мужская зимняя шапка стоит 2000 руб., запас – 1, срок службы – 3 года. Расчет на месяц: 2000 ∙ 1 / 3 ∙ 12 = 55,6 руб. В целом стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг, соответствующих прожиточному минимуму, определяет бюджет прожиточного минимума. Структура бюджета прожиточного минимума приведена в табл. 7.5.

Таблица 7.5

Структура бюджета прожиточного минимума

Показатели прожиточного минимума и его бюджета (БПМ) используются государством в качестве инструмента социальной политики: производится оценка уровня жизни населения (потребление выше и ниже прожиточного минимума). БПМ – база для адресной социальной политики в целях поддержки самых низкодоходных групп населения. БПМ пересматривается 1 раз в квартал по формуле Лайспедеса через индекс цен на товары. Индекс цен рассчитывается для оценки динамики цен на товары производственного и непроизводственного потребления. Кроме того, он выполняет роль общего измерителя инфляции при макроэкономических исследованиях, используется для определения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Индекс потребительских цен ежемесячно сообщается Госкомстатом РФ.

Экономисты считают, что границей социальной стабильности является ситуация, когда беднейшие 40 % населения начинают получать менее 12–13 % от совокупного дохода, а разрыв в уровнях доходов 10 % наименее и 10 % наиболее обеспеченных семей начинает превышать 10-кратную величину. В России эти показатели превышены, что свидетельствует о наличии причин дестабилизации общества.

Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики государства. В числе приоритетов планов Правительства РФ восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Основными направлениями социально-экономической политики Правительств а РФ до 2010 г. предусматривается решение следующих задач:

– повышение реальной цены рабочей силы;

– активизация стимулов к труду, восстановление связи доходов с ростом производительности труда;

– недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населению;

– обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

– переход от «частичной» стабилизации уровня жизни к стабилизации «в основном».

Это потребует решения таких проблем, как: повышение уровня оплаты труда; государственное регулирование занятости; трансформация социального обеспечения; адресная социальная поддержка населения; инвестиции в человека.

Понятие и содержание индекса развития человеческого потенциала

Для международного сопоставления уровня жизни населения различных стран с 1990 г. на основе программы развития ООН (ПРООН) применяется социальный индикатор – «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), или индекс человеческого развития (ИЧР), который измеряется тремя показателями: ожидаемая продолжительность жизни населения, уровень образования населения от 25 лет и старше, реальный уровень валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. В совокупности они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Каждый из приведенных показателей соотносится к уровням этих показателей, достигнутым как наивысшие в мире. Для каждого показателя применяется шкала от 0 до 1, где 0 – это минимум, а 1 – максимум.

Понятие ИРЧП сформулировано во ΙΙ половине 80-х годов ХХ века, оно учитывает не только потребление материальных благ, но и возможности для развития человека на основе обеспечения системой здравоохранения и образования. В 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро была принята концепция устойчивого развития, согласно которой удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно осуществляться за счет будущих поколений.

В 90-е годы ХХ века ожидаемая продолжительность жизни: Япония – 79 лет, Швеция – 78 лет, Канада и Франция – 77 лет, США, Англия – 76 лет. При расчете принята максимальная продолжительность 85 лет, а минимальная 25 лет. Если в нашей стране в 1994г. данный показатель составлял 63,8 года, то индекс продолжительности жизни (в сравнении с наибольшей продолжительностью) – 0,646.

Уровень образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов: характеристика уровня грамотности (удельный вес показателя 2/3) и доли учащихся в возрасте до 24 лет (уд. вес 1/3). Если в нашей стране в 1994 г. уровень грамотности взрослого населения был 98.4 %, а доля учащихся в возрасте до 24 лет – 49,1 %, то индекс образования – 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьей составляющей ИРЧП – ВВП на душу населения. В 1994 диапазон ВВП на душу по странам составлял от 100$ до 40000$, в связи с чем производилась корректировка по паритету покупательной способности (ППС). В Росси в 1994 г. ВВП на душу населения составлял 1045$, а индекс 0,177 (максимальное скорректированное на ППС значение – 5448$). Высказываются предложения по улучшению методики в плане оценки среднедушевого дохода. Предполагается, что в дальнейшем этот показатель не будет учитываться как отдельный показатель качества жизни. А основное внимание будет уделяться здравоохранению, образованию, безопасности, природе.

В России 90-х годов наибольшее влияние на оценку населением качества жизни оказали проблемы преступности, экологии, медицинского обслуживания.

ИРЧП представляет собой среднеарифметическую величину из трех индексов: индекса ожидаемой продолжительности жизни (I п.ж. ), индекса уровня образования (I обр ), индекса скорректированного реального ВВП на душу населения (I дох ):

РЧП (ИЧР) = , (7.1)

Показатели (индексы) рассчитываются по формулам:

I i = или I i = , (7.2, 7.3)

где Д ф фактическое значение показателя;

Д min – значение показателя, принятое как минимальное,

Д max – значение показателя, принятое как максимальное.

В соответствии с расчетами ООН по показателям ИРЧП в конце 80-х годов Россия входила в четвертую десятку мира из 174 стран, для которых рассчитывается этот показатель. В 1992 г. ИРЧП для России составлял 0,849, что соответствовало 52-му месту, в 1998 г. – 0,613 или 72 место, в 2000 г. – 0,547 или 119 место (2002 г. – 0,612 или 106 место, 2005 г. – 0,807 или 80 место –расчеты авторов). Традиционно высокие места занимают: Канада, Япония, США, Нидерланды и др.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие показатели характеризуют благополучие нации?

2. Дайте определение понятий: «качество жизни», «качество трудовой жизни», «уровень жизни».

3. Назовите составные компоненты качества жизни в различных концепциях.

4. Какие показатели характеризуют качество жизни в мировой практике?

5. Что такое Индекс развития трудового потенциала, что он характеризует и как определяется?

6. Какие количественные и качественные показатели учитываются при оценке уровня жизни в России?

7. Дайте определение понятий: «бюджет прожиточного минимума» (прожиточный минимум), «минимальны потребительский бюджет», «социальный минимум или рациональный потребительский бюджет», «элитарный бюджет или бюджет роскоши».

8. Какие показатели используются для количественной оценки дифференциации доходов населения?

9. Что является социальной границей стабильности общества?

10. Какие задачи требуется решить для преобразования уровня жизни населения России?

11. Какие проблемы должны быть решены для создания новой системы социальной защиты населения в перспективе?

12. На каких принципах формируется система социальных гарантий в России?

13. Каковы социальные гарантии населению на государственном уровне?

14. Каковы социальные гарантии работникам на уровне конкретного предприятия?

В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

  • показатели доходов населения;
  • показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;
  • сбережение;
  • показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;
  • показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;
  • социальнодемографические характеристики;
  • обобщающие оценки уровня жизни населения.

Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социальноэкономической статистики, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения.

Приведенная выше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др. Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП надушу населения входят в блок обобщающих показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социальноэкономического развития страны.

Как было отмечено выше, некоторые показатели в этой системе (доход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для анализа уровня жизни, однако они не охватывают все аспекты изучаемой категории. В этой связи в специальной литературе обсуждается вопрос о возможности и целесообразности исчисления единого обобщающего показателя уровня жизни. Многие специалисты весьма скептически относятся к возможности его построения. Тем не менее время от времени предпринимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего показателя благосостояния населения.

Например, несколько лет тому назад в рамках ООН стали исчислять «индекс человеческого развития», который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни. Однако, как будет показано ниже, он имеет ряд существенных недостатков.

Анализ основных блоков подсистемы показателей уровня жизни показывает, что каждый из включенных в них показателей отражает количественную или качественную характеристику одного из аспектов благосостояния общества. Однако дать единую количественную оценку динамики уровня жизни или провести ее сравнительный анализ по регионам, используя рассмотренные показатели, практически невозможно. В связи с этим встает вопрос об исчислении обобщающего показателя, позволяющего решить указанную проблему. Учитывая дискуссионный характер данного вопроса, остановимся лишь на тех показателях, которые либо широко применяются на практике в качестве измерителей уровня жизни населения, либо представляют определенный научный интерес.

Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. К ним относятся объем валового внутреннего продукта, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В статистической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности валюты.

Одним из существенных недостатков указанных стоимостных обобщающих показателей, используемых для анализа уровня жизни, является то, что они содержат элементы, прямо не связанные с уровнем жизни. Например, ВВП включает расходы на содержание армии, государственного аппарата и т.д. Поэтому для оценки уровня благосостояния населения предлагается использовать натуральные показатели, тесно коррелирующие с указанными макроэкономическими показателями - коэффициент младенческой смертности и ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Преимущество этих демографических показателей состоит в том, что они отражают не только количественную характеристику уровня жизни, но и качественную.

Для обобщающей характеристики благосостояния общества в использовался также индекс стоимости жизни, расчеты которого в нашей стране начали проводиться еще в 1920-е гг. Стоимость жизни изменяется в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют такие факторы, как изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и др. Индекс стоимости жизни должен был отражать влияние цен на уровень благосостояния населения. С этой целью сопоставлялись расходы, необходимые для поддержания фиксированного уровня жизни, при изменении цен на потребительские товары и услуги. При исчислении данного показателя определялся набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для структуры расходов определенной группы населения. Стоимость этого набора рассчитывалась в текущих и базисных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин. Однако при такой методологии расчета фактически отражается не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 1950х - начале 1960х гг. в большинстве зарубежных стран, в которых регулярно публиковался индекс стоимости жизни, изменили его название: он стал именоваться «индексом потребительских цен». Данный индекс рассчитывается и в Российской Федерации. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора - динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.

Несмотря на то, что в современной статистической теории и практике имеется несколько показателей уровня общественного благосостояния, вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни остается актуальным. В качестве примера такого показателя рассмотрим индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный группой специалистов Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • достигнутый уровень образования;
  • реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС)).

ИРЧП определяется как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей. Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:

Ii = (xi - ximin) / (ximax - ximin) ,

где хi - фактическое значение iго показателя;

хimin и хimax - соответственно минимальное и максимальное значение iго показателя.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.

Общие показатели - размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

Частные показатели - условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические показатели - половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели . Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и рад других.

Интегральные индикаторы уровня жизни включают:

В качестве макроэкономических показателей используются следующие:

  • · расходы на конечное потребление домашних хозяйств;
  • · фактическое конечное потребление домашних хозяйств;
  • · темпы роста реальных располагаемых доходов домашних хозяйств;
  • · оплата труда наемных работников, в том числе скрытая;
  • · фонд заработной платы;
  • · номинальная и реальная среднемесячная заработная плата.

Демографические показатели оценки уровня жизни играют важную роль, поскольку население является, с одной стороны, объектом наблюдения при исследовании уровня жизни, а с другой - отражает своими характеристиками уровень экономического и социального развития страны. В качестве демографических характеристик уровня жизни и качества жизни в систему показателей включены:

  • · темпы роста численности постоянного населения;
  • · ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • · уровень младенческой смертности, в том числе по полу;
  • · уровень детской смертности, в том числе по полу;
  • · уровень материнской смертности.

Показатели экономической активности включают:

  • · уровень экономической активности;
  • · уровень занятости;
  • · соотношение численности занятых в экономике к численности населения;
  • · уровень безработицы.

Важнейшей характеристикой уровня жизни является экономическое положение пенсионеров, т.к. с учетом демографического старения населения доля пенсионеров в стране увеличивается. В систему показателей включены следующие показатели пенсионного обеспечения :

  • · численность пенсионеров, в том числе с группировкой по возрасту;
  • · суммы назначенных месячных пенсий, в том числе по возрасту;
  • · средний номинальный размер месячных пенсий;
  • · темпы роста среднего реального размер назначенных пенсий;
  • · минимальный размер пенсий.

Показатели материальной обеспеченности населения разделены на:

доходы домашних хозяйств и неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения.

Показатели этого раздела определяются на основе выборочного обследования домашних хозяйств.

В группу показателей доходов домашних хозяйств включены показатели совокупных и денежных номинальных и реальных доходов домашних хозяйств (общих и располагаемых), а также показатели, характеризующие реальные возможности населения:

Неравенство в распределении доходов оценивается с использованием характеристик распределения населения по 20%-ным группам в зависимости от объема денежных расходов, децильного коэффициента дифференциации доходов населения, коэффициента концентрации доходов - индекса Джини.

Показатели личного потребления и питания населения включают следующие показатели:

  • ? стоимость минимальной потребительской корзины;
  • ? величина прожиточного минимума;
  • ? структура и динамика потребительских доходов домашних хозяйств в текущих и сопоставимых ценах;
  • ? доля затрат на питание в располагаемых ресурсах и потребительских расходах домашних хозяйств;
  • ? среднедушевое потребление основных продуктов питания;
  • ? энергетическая ценность пищевого рациона;
  • ? содержание в продуктах питания животных белков на душу населения.

Оценка жилищных условий населения проводится с использованием таких показателей, как:

  • ? обеспеченность населения жильем (общая и жилая площадь в расчете на одного человека);
  • ? доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения;
  • ? число семей, состоящих на учете на получение жилья.

Раздел показателей образования включает:

  • ? число государственных дневных образовательных учреждений и численность учащихся в них;
  • ? число государственных высших учебных заведений;
  • ? численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения;
  • ? число государственных средних специальных учебных заведений и численность студентов в них в расчете на 10000 населения.

Показатели культуры, туризма и отдыха включают показатели, характеризующие:

  • ? число посещений театров и музеев на 1000 человек населения;
  • ? количество изданных книг, брошюр и журналов на душу населения;
  • ? численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха;
  • ? численность российских граждан, выезжавших за границу в туристические поездки.

В качестве индикаторов общественного порядка используются три группы показателей:

  • ? число зарегистрированных преступлений;
  • ? раскрываемость преступлений;
  • ? коэффициенты смертности от убийств, в том числе по полу и в группировке на городское и сельское население.

Приведенная система показателей имеет структуру, позволяющую согласовать ее с общей системой социально-экономических показателей. Данный набор показателей может быть использован для более детальной оценки уровня жизни отдельных групп населения внутри страны, а также для международных сопоставлений уровня жизни.

Интерес также представляет систем показателей уровня жизни, разработанная Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН. Она отличается от рассмотренной системы показателей:

  • ? представлен более подробный перечень показателей доходов и расходов населения;
  • ? присутствует раздел, характеризующий деятельность отраслей социальной сферы. Отрасли социальной сферы рассматриваются в 3 аспектах: по стоимости предоставленных населению услуг, по обеспечению населения социальными услугами, по характеристике отраслей социальной сферы как экономических объектов;
  • ? представлен такой важный раздел, как природно-климатические условия жизни. Экологические характеристики уровня жизни в настоящее время приобретают все большее значение в связи с беспрецедентными темпами роста мирового потребления и, как следствие, усилением давления на окружающую среду, истощением ресурсов.

По своему содержанию используемые в отечественной практике системы статистических показателей достаточно близки к системе показателей уровня жизни, разработанной ООН. Последний вариант системы показателей ООН был принят в 1978 г. В 1989 г. в связи с возрастающим интересом статистических служб стран мира, был издан справочник по социальным показателям, давший возможность построить системы показателей уровня жизни, в соответствии с национальными особенностями и потребностями международных сопоставлений уровня жизни. Система показателей, разработанная ООН, включает 12 разделов:

  • · демографические характеристики населения;
  • · санитарно-гигиенические условия жизни;
  • · потребление продуктов питания;
  • · жилищные условия населения;
  • · образование и культура;
  • · занятость и условия труда;
  • · доходы и расходы населения;
  • · стоимость жизни и потребительские цены;
  • · транспортные средства;
  • · организация отдыха;
  • · социальное обеспечение;
  • · свобода человека.

Работы ООН по формированию и внедрению в различных странах системы показателей адекватной оценки уровня жизни, направлены на обеспечение информацией о развитии человеческого потенциала. В настоящее время уровень жизни стал настолько широким понятием, что по своему содержанию вполне интегрируется с оценками человеческого развития.

Многие показатели, используемые для оценки уровня жизни, применяются для расчета обобщающих показателей человеческого развития, оценки региональных различий в качестве жизни и анализа динамики развития человеческого потенциала отдельных стран, регионов.

Уровень жизни по своему содержанию является гораздо более широким понятием, чем просто материальные условия жизни населения. Общепризнано, что уровень доходов не является единственным и определяющим условием человеческого развития. Для обеспечения достойной жизни человеку требуется достаточно широкий набор благ, посредством использования которых и достигается необходимый уровень существования. Кроме того, уровень жизни оценивается не только через потребление этих благ, но и через возможности их получения.

Под уровнем жизни принято понимать количество материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения страны в том или ином периоде хозяйствования. В состав понятия «уровень жизни населения страны» входят не только материальные, но также культурные и социальные потребности граждан.

В соответствии с документами Международной организации труда каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обеспечение, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и членов его семьи, а также на обеспечение в случае безработицы, инвалидности или утраты средств к существованию.

Понятие «уровень жизни населения страны» - категория историческая. Она отражает обеспеченность граждан материальными благами и услугами на конкретный период времени. Это понятие имеет количественное и качественное содержание, дополняется различными категориями воспроизводственного процесса, новыми

характеристиками условий труда, жизни и быта. Для характеристики уровня жизни применяется большой круг показателей, которые классифицируются по различным признакам.

По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни населения страны, показатели делятся на общие и частные.

Общие показатели уровня жизни - это объем на душу населения национального дохода. Эти данные характеризуют степень достижения социально-экономического развития общества в целом. Например, в развитых странах годовой доход на душу на
селения составляет 25 тыс. долл. США и более, в экономически отсталых странах (Эфиопии, Сомали, Мозамбике и др.) годовой доход на душу населения не превышает 100 долл. США.

К частным показателям уровня жизни населения можно отнести:

Уровень потребления;

Условия труда;- обеспеченность жильем;

Уровень социального обслуживания;

Условия воспитания детей;

Социальное обеспечение.

По содержанию показатели уровня жизни населения страны делятся на экономические и социально-демографические. Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребности. Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

По характеру отражения процессов потребления материальных благ и услуг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и натуральные.

К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребления, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).

Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).

По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жизни населения подразделяются на количественные и качественные. Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг. Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдельным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).

При исследованиях социальных процессов выделяются статистические показатели, наиболее полно отражающие ситуацию в определенной сфере, характеризующей уровень жизни, - индикаторы. Для сравнения отдельных индикаторов их выражают в форме индексов. Индикаторы и индексы формируют систему показателей уровня жизни.

Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных программах социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материального производства страны, связанного с производством продовольственных и непродовольственных товаров, строительством объектов социальной инфраструктуры, деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы страны.

Для региональных и международных сопоставлений используют систему показателей, рекомендованных ООН. Условно можно выделить несколько групп показателей уровня жизни.

Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных показателях, а именно:

Питание - среднесуточное количество на душу населения калорий и граммов белка;

Здоровье - средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент смертности;

Жилище - общая площадь на душу населения;

Домашнее имущество - обеспеченность населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т. д.;

Уровень культуры - среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше;

Платные услуги на душу населения;

Другие показатели.

Вторую группу показателей уровня жизни образуют стоимостные, обобщающие показатели. К ним относятся:

ВВП на душу населения;

Доля товаров и услуг в структуре ВВП;

Денежные доходы на душу населения;

Начисленная среднемесячная зарплата одного работника;

Средний размер назначенных месячных пенсий;

Реальные располагаемые денежные доходы;

Индекс потребительских цен;

Минимальная оплата труда;

Минимальный потребительский бюджет и др.

Третья группа характеризуется интегральными показателями. Специалисты Программы развития ООН (ПРООН) разработали интегральный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - и ввели его в практику с 1991 г. Сведения публикуются по 175 странам. ИРЧП исчисляется как среднее трех величин: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования населения (25 лет и старше), соотнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутым в мире.

По данным за 2001 г., представленным в докладе ПРООН, в группу развитых входили 55 стран. Россия по ИРЧП занимала 63 место (0,779), оставаясь в группе среднеразвитых стран. За последние два-три года наметилось повышение данного индекса, и страна переместилась на более высокую позицию (с 72-й позиции в 1995 г.).

Проблема бедности населения

Ее социально-экономическое содержание можно отразить через такие макросоциальные показатели:

Численность малообеспеченных граждан страны;

Черта бедности;

Эталон общественно необходимого потребления;

Социальный минимум;

Прожиточный минимум;

Минимальный потребительский бюджет;

Минимально необходимый стандарт потребления.

Для стран Восточной Европы характерен показатель «эталон общественно необходимого потребления». Его понимают как размер потребления, удовлетворяющий на минимальном уровне основные жизненные потребности человека.

В России применим термин «прожиточный минимум», который трактуется как интегральный социальный норматив, отражающий набор потребительских благ и услуг, необходимых для физиологического воспроизводства человека и поддержания жизни.

Понятия «черта бедности», а также «прожиточный минимум» употребляются в мировой практике как равнозначные. Размеры этих показателей определяются величиной минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека невозможно.

Социальный минимум - это тот размер потребления материальных благ и услуг, который на минимальном уровне удовлетворяет все потребности гражданина страны, считающиеся на данном этапе необходимыми для обеспечения привычных жизненных условий. Размеры и структуру минимального потребительского бюджета (МПБ), ле
жащего в основе определения уровня бедности населения страны и разработки системы государственных мер в социальной сфере, можно определять как минимальный размер рационального бюджета, который позволяет обеспечить нормальное состояние жизнедеятельности человека в размере рациональных норм потребления, отражающих разумные текущие потребности. Понятие рациональный потребительский бюджет характеризует перспективные разумные потребности граждан страны.Черту (порог или границу) бедности можно измерить каждым из следующих методов расчета:

Статистическим - обосновывает «бедность» как относительную категорию и имеет два вида:

1) черта бедности устанавливается на уровне доходов, которыми располагает определенная доля (10-20%) самых малоимущих граждан страны;

2) черта бедности является минимальным среднедушевым доходом лиц, признанных обществом наименее обеспеченными членами общества;

Нормативным - опирается на специально разработанные нормативы, т. е. наборы товаров для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей человека в разрезе отдельных половозрастных групп. В его основе лежат так называемые потребительские корзины товаров и услуг;

Комбинированным - сочетает в себе элементы двух первых методов, поэтому его называют еще нормативно-статистическим методом. Расходы определяются по научно обоснованным нормативам и текущим ценам товаров и услуг. За основу принимается минимальный набор продуктов питания и товаров дешевого ассортимента для средней семьи из четырех человек. Принято считать, что расходы на питание составляют 70% общей суммы расходов семьи;

Субъективным - базируется на анализе результатов социологических исследований среди населения;

Ресурсным - предполагает учет возможностей национальной экономики в обеспечении материальных и духовных потребностей населения.

Важно устанавливать так называемые национальные стандарты прожиточного минимума не только в стоимостном, но и в натурально-вещественном выражении.

На практике наибольшую известность и применение получили такие понятия, как «абсолютная бедность» и «относительная бедность».

Абсолютная бедность - это отсутствие дохода как такового или отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума жизненных потребностей личности (или семьи). Абсолютная бедность затрагивает прежде всего такие категории граждан, как лица без определенного места жительства, беспризорные дети, лица, не имеющие статуса вынужденных переселенцев, и т. п. В России они составляют около 5% всего населения.

Относительная бедность определяется размером доходов ниже бюджета прожиточного минимума. В мировой практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% среднего дохода граждан.

В практике ООН для интегральной оценки низкого качества жизни применяется индекс нищеты. Так, для развивающихся стран индекс нищеты населения рассчитывается на основе трех индикаторов: доли населения, не доживающего до 40 лет; доли неграмотных среди взрослых; среднего арифметического долей населения без доступа к услугам здравоохранения, безопасной питьевой воде и доле детей до пяти лет с отставанием в весе.

Для экономически развитых стран он рассчитывается на основе четырех индикаторов: доли населения, не доживающего до 60 лет; доли функционально неграмотных среди взрослых; доли населения с доходами ниже 50% среднего дохода; уровня застойной бедности. В России индекс бедности не рассчитывается.

Доля бедных в России оценивается на уровне 20%. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50% составляют лица трудоспособного возраста. Высокий уровень трудоспособных граждан в общем количестве бедных определяется прежде всего низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу. В территориальном отношении бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах.

Бедность несет в себе существенный негативный социальный потенциал. Дети из бедных семей имеют значительно меньше возможностей, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования, что в дальнейшем ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда. В России при проведении реальных мер социальной политики проблемы бедности выходят на первый план.

Рис. 5.3. Численность населения, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума

(в % к общей численности населения)

Цель политики российского государства в области доходов - существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов социального партнерства. В последние годы заметно увеличились темпы роста реальных доходов населения, что повлияло на уровень бедности (рис. 5.3).

В чем заключается экономическая стабильность страны? Конечно, в качестве жизни ее граждан. Почему низкий уровень жизни в России, по мнению специалистов, абсолютно закономерен? Действительно ли в России не всем живётся хорошо? Следует разобраться в этом вопросе.

О чем говорит показатель уровня жизни населения?

Уровень жизни народа - это количество материальных благ на душу населения. Охарактеризовать этот показатель можно, приняв к сведению множество параметров, отражающих различные признаки. Это одна из главных задач в нашей стране и для определения успешности государства в целом нужно проанализировать его показатели по отдельным регионам. Этим занимаются рейтинговые компании, которых в России немало. Они подробно исследуют данную сферу, учитывая все возможные аспекты как в совокупности, так и по отдельности, пытаясь выяснить, почему низкий уровень жизни в России.

Для отслеживания этого показателя, графика взлетов и падений специалистами разработано много разных методик, инструментов и технологий, с помощью которых профессионалы делают соответствующие выводы, а также прогнозируют перспективы в отдельно взятых регионах нашей страны.

Исследовательские центры и научная деятельность

Проблема низкого уровня жизни в России нашла своё отражение в деятельности научно-исследовательских и социологических сообществ. Работа по оценке качества проживания народа проводится Всероссийским центром уровня жизни, созданным в 1990 году на государственной основе. Именно это учреждение способно ответить на вопрос, почему в России низкий уровень жизни населения. Основные акции упомянутой организации - государственные. Сферами деятельности ВЦУЖ можно назвать:

  1. Издательскую сферу - центр самостоятельно выпустил научный журнал под названием «Уровень жизни населения страны», который в каждом выпуске предоставляет подробную и доходчивую информацию для граждан, включающую новые сведения об уровне жизни в регионах, популярные социальные опросы, показатели жизнеобеспечения в отдельно взятых областях, научно обоснованные прогнозы, а также прогрессивные разработки по улучшению экономической стабильности в стране.
  2. Образовательную деятельность.
  3. Проведение научно-исследовательских работ.

Значение мнения граждан РФ по поводу низкого уровня жизни

В ходе неоднократного проведения социологических опросов среди российского населения, целью которых было получение ответов на вопрос, почему в России низкий уровень жизни, отзывы граждан имели основополагающее значение. Уровень материального достатка всегда был той отправной точкой, позволяющей определить состояние общества в целом. Развитие социально-демографической составляющей находится в пропорциональной зависимости от отношения жителей страны к конкретным событиям в жизни государства.

Работа для обеспечения базовых потребностей

В частности, результаты одного из последних социологических тестирований продемонстрировали ошеломительную картину, позволяющую прочувствовать всю сложность ситуации. Предметом исследования стала граждан.

Судя по высказываниям и отзывам большинства людей, участвовавших в эксперименте, каждый пятый россиянин встречается с трудностями, когда появляется необходимость даже частичной смены гардероба. Купить новую одежду не могут себе позволить около 20 % населения, поскольку практически полностью их доходы покрывают только затраты на продовольствие. Кроме того, 5 % жителей страны неспособны обеспечить себе здоровое полноценное питание, не говоря об оплате коммунальных услуг, образовании, досуге и т. д.

По каким показателям оценивается уровень жизни в нашей стране?

Только комплексный адекватный подход к проблеме поможет проанализировать факторы, вызвавшие низкий уровень жизни в России. Причины этого явления представляют собой целую систему моментов, присутствующих в той или иной мере в каждом отдельном субъекте государства. Важно, чтобы показатели были максимально достоверными. В учет берутся только официальные сведения, поступающие из государственных учреждений. Например, таких организаций, как Росстат, Минфин, Минюст, Минздрав, органов власти по территориальным округам.

Оценивается уровень жизни нашего населения на территории страны по следующим показателям:

  • доходам на душу населения;
  • показателям безопасности здоровья граждан;
  • условиям проживания;
  • демографическим показателям;
  • развитию структур, занимающихся мелким предпринимательством;
  • экономическому состоянию граждан.

Невысокие доходы и мизерные зарплаты

Определить низкий уровень жизни населения России - значит изучить его неудовлетворенность и степень разного рода недостающих потребностей: духовных, материальных, человеческих. Показатели уровня жизни будут более объективными, если брать во внимание количество населения, проживающего в конкретном регионе, соотношение доходов и расходов, черту бедности с учетом прожиточного минимума на душу населения, размер зарплаты и соизмеримость ее с ценами на продукты первой, второй необходимости.

Сразу определить причины и понять, почему в России такой низкий уровень жизни, непросто. К сожалению, нельзя назвать этот показатель в нашей стране даже средним в некоторых регионах, несмотря на множество успешно развивающихся крупных компаний, обеспечивающих рабочими местами и зарплатой тысячи граждан. Процент бедности в среднем по стране составляет 20 % и не индексируется.

Причем 50 % от общего числа составляют трудоспособные граждане. Причина - низкий уровень зарплат. Даже при регулярно оплачиваемой работе в нашей стране живут с малым достатком 30 % граждан.

Эмиграция - негативный фактор, влияющий на качество жизни граждан

Одним из факторов, определяющих, почему в России низкий уровень жизни, является активный миграционный процесс. Многие граждане вынуждены покидать страну, эмигрируя в другие, более благополучные в финансовом плане государства, а значит, что трудовой и интеллектуальный потенциал России сокращается. Согласно многочисленным исследованиям, в плане стабильности и надежности лидирует Норвегия, а кроме нее, в пятерке лидеров Швеция, Новая Зеландия, Канада, Швейцария.

Печально, но число эмигрантов ежегодно растет, несмотря на разработку многочисленных программ в нашей стране, созданных с целью поддержки граждан. Властями было сделано многое для стабилизации благополучия народа, повышения уровня жизни, улучшения показателей по условиям проживания, социального обеспечения, уравновешивания числа приезжающих в страну на ПМЖ и тех, кто уезжает.

Положительные изменения в социальном секторе

Другие социальные показатели, такие как смертность, качество здравоохранения, находятся в еще худшем состоянии и в комплексе формируют низкий уровень жизни в России. При этом государство упорно пытается изменить сценарий сложившейся ситуации, выделяя немало бюджетных средств на поддержание и развитие следующих отраслей:

  • здравоохранения - отремонтировано множество больниц, поликлиник;
  • фармацевтики - налажено производство отечественных лекарств по доступным ценам;
  • современных технологий - открыто множество центров с новейшим высокотехнологичным оборудованием.

Низкий уровень жизни населения России предопределяет проблемы в демографической сфере. Но, как показывают многие исследования, за последнее десятилетие уровень смертности существенно снизился, что не могло не отразиться на состоянии демографической обстановки в государстве.

Демографический подъём в России

Рост рождаемости в нашей стране начался с 2004 года, и успехов в этом плане достичь всё-таки удалось. С 2004 по 2009 год прирост родившегося населения увеличился на 2 % на фоне сокращения смертности. В период по 2005 год страна переживала мощный подъем в экономике, что позитивно отразилось на качестве и продолжительности жизни многих граждан. В 2010 году были построены новые перинатальные центры в большинстве регионов страны.

Как обстоят дела за рубежом?

Но и другие развитые страны продвинулись вперед в этой сфере. За последние годы по социальным и экономическим показателям многие государства обогнали Россию в несколько раз.

Экономисты, изучающие обстановку в динамике, в состоянии ответить, почему низкий уровень жизни в России. Развитие хозяйства в государстве, по их мнению, движется довольно слабо, неэффективно и бесперспективно. Кроме того, уровень доходов в нашей стране во много раз ниже, чем в странах Евросоюза и в таких государствах, как, например, Япония.

Наиболее комфортные города для проживания в России

Санкт-Петербург и Москва - самые крупные и современные мегаполисы российского государства. Несмотря на сравнительно высокий уровень жизни местного населения, проблемы здесь всё равно присутствуют. На качестве жизни граждан негативно сказывается экология: воздух загрязнен, на экологический фон влияют промышленные предприятия, которых и в Москве, и в бывшем Ленинграде предостаточно.

Стоит ли говорить о многочисленном транспорте, снующем по дорогам городов круглосуточно, выделяя в атмосферу выхлопные газы. Это проблема, конечно, не только городов России, но и множества других крупных населенных пунктов в мире. Урегулировать транспортную сеть, улучшить экологическую обстановку в густонаселенных городах правительство, конечно, пытается. Но данный вопрос по сей день остается актуальным, обстановка неидеальна, особенно в столице РФ - Москве. Сказанное выше даёт чёткое объяснение тому факту, почему низкий уровень жизни в России можно наблюдать даже в мегаполисах.

Города в РФ, которые имеют низкие показатели уровня жизни

Нелегко приходится крымчанам. В Севастополе и Симферополе средней зарплаты едва хватает на два прожиточных минимума. Конечно, во многом это можно объяснить и невысокими украинскими доходами, ведь до недавнего времени полуостров являлся территорией Украины. Но к началу 2016 года, уже в составе России, ситуация в корне не изменилась.

Не лучше обстоят дела в Смоленске и Иваново. В данных областных центрах за период существования российского государства промышленное производство сократилось в 1,5 раза, что нашло своё отражение в показателях уровня жизни. Значительная безработица, культурное безличие граждан, множество асоциальных элементов - явления, которые становятся все более частыми.

Рассматривая положение дел в отдельных городах, пальму первенства за худший уровень жизни населения следует вручить городу Верхоянску. Учитывая суровые климатические условия, там проживают не более тысячи человек. Дополняют список небогатых населенных пунктов и другие города России с низким уровнем жизни: кстати, всё в той же небогатой Смоленской области - Рудня и Демидов, пензенский Сурск и Ворсма Нижегородского региона. Доходы местного населения на этих территориях не превышают 1,7 прожиточного минимума. Кроме того, небольшие местечки в европейской части государства, немногим превышающие количество населения в 10 тыс. человек также можно смело называть бедными. там с трудом достигают отметки в 2-2,5 прожиточного минимума.

Наличие позитивных сдвигов

Но в некоторых регионах за последние годы показатели уровня доходов значительно выросли. В Мордовии, например, увеличились показатели сразу на 11 пунктов. В Ивановской области - на 8 позиций. В Ульяновской области - на 7. Например, в Мордовии была урегулирована экономическая обстановка, стабилизировалась и окрепла сфера малого бизнеса. В Ивановской области местные власти усилили меры безопасности, заметно сократилась смертность. Улучшилась экономическая составляющая в Ульяновской области, увеличилась и стала более развитой социальная инфраструктура.

Прогресс заметен. По жизни отличилась и Рязань. Всего за год город поднялся на 5 позиций в общем рейтинге по России и занимает сегодня 30 строчку.

Государство делает все возможное по снижению уровня бедности, поддержанию темпов роста в экономике, обеспечению макроэкономической стабильности в стране.