Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Большая энциклопедия нефти и газа. Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений

Финансы – совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые ими для решения социальных и экономических задач.

Термин финансы возник в 15 веке в торговых рядах Италии. И сначала обозначал любые денежные отношения. В дальнейшем этот термин получил международное распространение начал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондовых денежных средств(где нет денег там не может быть финансов). Сущность финансов как экономической категории в том, что они всегда имеют денежное выражение. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах. Кроме того движение всех инвестиционных капиталов, других ценностей заменяющих в определённый момент времени денежные средства(драгоценные металлы, ценные бумаги, имущество и т.д.).

Финансы – это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием фондом денежных у субъектов участвующих в создании совокупного общественного продукта. Финансы это многогранное экономическое явление. Денежные средства – это деньги которые находятся в полном распоряжении хозяйствующего объекта или частного лица и используются ими свободно без всякой цели и ограничений.

Денежные фонды – это обособившаяся часть денег имеющаяся целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Финансовые ресурсы – это деньги задействованные реально функционирующие в экономике в качестве финансовых средств, обращения, платежа, измерения цен и сбережения.

Особенности:

1) денежный характер финансовых отношений;

2) распределительный характер финансовых отношений;

3) в процессе распределения у экономических субъектов формируются денежные доходы, поступления и накопления, которые используются для решения социальных и экономических задач.

Материальными носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансы выполняют следующие функции:

  1. Распределительная или перераспределительная . Означает участие финансов в распределение и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
  2. Контрольная. Это контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению.
  3. Регулирующая! . Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства(это государственные расходы, налоги, государственный кредит).

Существует ряд определённых функций финансов:


  1. Образование публичных и частнохозяйственных денежных доходов.
  2. Использование публичных и частнохозяйствующих денежных доходов.
  3. Контрольная.

Существуют следующие принципы финансов:

  1. Принцип единства. Основан на том что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, единство форм финансовой документации и отчётности, единство порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учёте.
  2. Принцип сбалансированности. Означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования, за счёт поступлений и доходов, в том числе собственных, заёмных и привлечённых средств. Если имущество формируется за счёт собственных доходов, то отсутствует обязательство и внешняя задолженность перед контрагентами, при этом всегда существуют обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами. Если имущество формируется за счёт банковского и коммерческого кредита, то возникают финансовые обязательства и образуется кредитная задолженность перед контрагентами. Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает что объём запланированных расходов должен соответствовать общему объёму доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заёмными средствами.
  3. Принцип целевой направленности. К традиционным целям предпринимательской относится - получение прибыли, повышение рентабельности производства, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточность материальных трудовых и финансовых ресурсов. К целям государственных финансов относятся – мобилизация доходов в форме налогов и сборов, перераспределение ресурсов с утверждёнными параметрами и направлениями развития в социальных сферах, государственных и муниципальных секторах экономики.
  4. Принцип диверсификации(проявляется двояко). 1. Инвестирование денег из различных источников в разные объекты имущества. 2. В создании многопрофильных предприятий, которые занимаются различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельностью. Диверсификация обеспечивает общий рост доходов, позволяет снизить риск банкротства и повысить конкурентоспособность организации. Вмести с тем, она сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов, что требует высокой манёвренности в их использовании.
  5. Принцип стратегической ориентированности. Означает, что для достижения конкретных целей следует выработать чёткую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное функционирование сферой производства, услуг, включая не только покрытия текущих затрат, но и вложения инвестиционного капитала на долгосрочную перспективу.

Финансы – это:

Признаки финансов:

Денежная форма выражения;


Функции финансов.


Понятие финансовой системы государства.

Финансовая система представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой.

Единствоотдельных звеньев финансовой системы заключается в том, что:

1)все звенья финансовой системы участвуют в формировании и использовании финансовых ресурсов;

2)главной целью этих звеньев является удовлетворение потребностей всего общества и его отдельных участников.

Вместе с тем, звенья финансовой системы имею опред. отличия, кот. в основном отражают уровень управления, особенности и масштабы хоз. деятельности отдельных субъектов. К отличительным признакам относятся:

Формы и методы формир. и исп. фин. ресурсов;

Цели и конкретные задачи, которые подчинены экономическим интересам общества в целом, отдельным коллективам или индивидуальным их членам.

Современная финансовая система РБ включает централизованные фонды государства: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также государственный кредит и государственный фонд страхования.

Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хоз. субъектов, которые используются по целевому назначению. Они предназнач. для финансир. определенных гос-ных нужд, отраженных в названии фондов.

Отдельным звеном финансовой системы является государственный кредит , который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Государственный консолидир. резервный фонд обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Данный фонд состоит из общегос-ного и региональных гос-ных резервных фондов.

Одним из важных звеньев финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов , к которым относятся финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предприним. деятельности, формир. доходов и расходов, владением имуществом, вып. обязательств.

Специфическим звеном являются финансы домохозяйств , кот формируются в основном за счет доходов от предприним. деятельности, финн. операций с ценными бумагами, депозитов и социальных выплат. Они активно участвуют в накоплении денежных сбережений, которые выступают в качестве важного источника финансир инвестиций.

Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с финансовым рынком , кот. расширяет возможности перераспределения финансовых ресурсов, создает условия для увеличения объема источников финансир. расширенного воспроизводства.

Действенность финансовой системы во многом зависит от рациональной организации управления ее конкретными звеньями.


Доходы и расходы бюджетов.

Доходы бюджета -денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете посредством изъятия части доходов хозяйственных субъектов, населения, а также взимания установленных платежей и сборов.

Классифик-я:

По методу аккумуляции доходы: 1.обязательные платежи(налоги,сборы) 2.необяз-е(займы,лотер.доходы) По типу плательщика:1.юр.лица 2.физич.лица

По источнику доходов: 1.Прибыль 2.Имущество субъектов хозяйствования, граждан и гос-ва;

3. Личные доходы граждан;4. Штрафы, удержания.

По характеру поступления платежей:1. Текущие –средства, поступающие в виде налогов и сборов, соц. отчислений 2. Капит. доходы- налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов. Расходы бюджета - денежные средства, которые направл. и затем используются на предусм. в законе о гос-ном бюджете цели, зависят от ситуации в стране.

Классиф-я: По направлениям:1.внешние- на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, 2.внутренние

По функ.назначению: экономические расходы;расходы на социальные нужды;на управление;на оборону страны и др. общегосударственные расходы.

По экономич. содержанию: 1текущие-текущее финн-е органов гос.власти, соц-культурные мероприятия и т.д.; 2капитальные - средсва использ-ся на модерн. производства и т.д.

По ведомтвенному распределению-разделение средств по уровням управления(министерства, ведомства)


12.Дефицит бюджета и пути его сокращения .

Бюджет, как финансовый план, должен быть сбалансирован. Однако кризисные явления в экономике,низкая эффективность произ-ва,инфляция, наличие чрезвычайных обстоятельств и другие факторы приводят к дефициту бюджета превышению расходов над доходами. Выделяют две формы бюджетного дефицита:1.Активный дефицит-увеличение расходов на развитие экономики,ее модерн-ию 2.Пассивный дефицит-увел.расходов в связи с фин-ем мероприятий не отражающихся на росте ВВП. Предельный размер дефицита бюджета и источники его финансирования устанавливаются Законом о бюджете на очередной финансовый год. Меры, которые с одной стороны стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой - способствуют сокращению расходов государства.

1повышение эффективности работы отраслей народного хозяйства;

2диверсификацию направлений государственных инвестиций;3привлечение иностранного капитала в реальный сектор экономики страны;

4разработка и реализация аффективных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.Бюджетный дефицит также может быть ликвидирован при использ-ии следующих источников:1.внутренних-в виде привлечения средств от банков,юрид.и физич.лиц 2внешних-кредитов международных финансовых организаций 3реализация гос-го имущества.


13. Фин. Сист. РБ Фин. сист. гос. представляет собой совокупн. денежных отношений, фондов денежных средств и органов управления ими.Она функц-ет на двух уровнях – централиз-ом и децентрализ. (рис. 1) Каждое звено фин. сист. решает свои задачи, ему соответствует особый финансовый аппарат и законодательные акты, регулирующие деятельность. Наличие различных форм централиз-го руководства финансами со стороны гос. не исключает больших прав, предоставленных предприятиям и местным органам власти.

Финансовая система РБ:

Финансы хоз. Субъектов (коммерч. Пр-тия и орг.; некоммерч. Орг.)

Общегос финансы: (гос.бюджет, бюджетные фонды, госкредит, госконсолид. Рез.фонд)

Фин. рынок(рынок ценных бумаг, кредитный рынок, валютный рынок)

Фин. домохозяйств.

Управл. всеми звеньями финансовой системы базируется на единых законодательных и нормативных актах государства. В рамках фин. системы применяется единая система финансовых планов, взаимосвязанных между собой. Исходным звеном фин. системы являются финансы предприятий произв-ой сферы. Именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля нац. дохода страны - главного ист. формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка фин. системы во многом зависит финансовое положение страны в целом. Фин. хозяйствующих субъектов состоят из двух подсфер: финансов организаций материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.Решающую роль в нац. экон. государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство и кругооборот средств предприятий. В этой подсфере создается наиболее значительный объем финансовых ресурсов предприятий, часть которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.По отраслевой принадлежности фин. предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям: финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли, и др.В непроизводст. подсфере различают: финансы образования, культуры и искусства; здравоохранения и физической культуры, науки, и др.В зав-ти от формы собственности в составе обеих сфер фин. системы различают финансы предприятий учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности.С учетом организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РБ, фин. хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.В усл. В прошлом подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осущ. некоммерческую деят-ть. В посл. годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить натри группы: функционирующие на коммерческой основе, частично работающих на коммерческой основе и полностью финансируемых из бюджета.


14. Уровни бюдж. Сист. РБ Управл. фин. системой возложено на высш. зак-ые и исп. органы власти: Президента, Нац. собрание, Совет Республики, Палату представителей. Они опред. фин. политику гос-ва, утверждают фин. зак-во и осущ. общий контроль за его соблюдением.На региональном уровне полномочиями по управл. наделены местн. орг. власти. На общегос. ур. осн. органами управления фин. явл-ся Министерство финансов РБ, Министерство по нал. и сборам РБ, Госуд. Таможенный комитет РБ. На уровне субъектов хоз-ия управл. Фин. занимаются их фин. службы. На средних и малых предприятиях данные функции возлож. На сотрудников бухгалтерии, полную отв-ть за фин. состояние несет рук-ль предприятия.Этапы процесса управления:1. Прогнозирование и планирование, т.е. обоснование источников формир. финансов и направл. их исп-ия 2. Реализ. намеченных планов и программ 3. Текущий и последующий контроль за соблюдением зак-ва и эффективностью принятых и реализ. решений.


15 Особенности организации бюджетов и формы расходов. Бюджет - основной фин. план формир-ия и исп. денежных фондов для обеспечения функций гос. органов, экономического и социального развития республики или соответствующей административно-территориальной единицы. В Р Б разл. вышестоящий и нижестоящий бюджеты. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей админ.-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-тер-ной единицы. Гос-ный бюджет выражает денежные отнош. органов гос-ной власти и органов местного самоуправл. с юридическими и физическими лицами, возникающие в процессе распред. и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и полит. интересов общества и его граждан. Функции бюдж.:1Распределительная 2Регулирующая 3Контрольная 4 Финансирование соц. сферы. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распред. и перераспред. средств.По направл. Различ-ют внешние расходы и внутр.По функциональному назначению определяется целевое направление бюдж. Ср-в, связ.с выполнением осн. Функций гос-ва.Группировка расх. По экономич. Содерж. Отраж. Разгранич. Бюдж. Ср-в на текущие и кап. Нужды. Ведомственное распред-е отраж. Разделение ср-в по уровням управления.Бюдж. классификация рсходов в РБ основывается на принципах функциональности и ведомственности.В бюдж. Классиф. Все расх. Распред-ся по разделам, подразделам, видам и параграфам.


16 Экономич. Содерж. Налогов и признаки налогов Налоги - это обязательные поступления и сборы с юр. и физ. лиц, проводимые государством на основе гос. Зак-ва. Аккумулируя посредством налогов ден. средства, гос институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей нар хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержа ние налога на макроэкономическом уровне - это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом - это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности. Налоговые доходы бюджета включают в себя республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременною уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговых кредитов. Доходы республиканского бюджета формируются за счетслед. нал:налогов на доходы и прибыль;налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;налога на добавленную стоимость;других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров;акцизов;налога на приобретение автомобильных транспортных средств;сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;сбора за выдачу разрешений на проезд автотр. средств Р Б по территориям иностранных государств;патентных пошлин;налога за использование природных ресурсов (экологического налога);таможенных пошлин и таможенных сборов;государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Р Б.

следующие признаки налога:

Обязательность - все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы; индивидуальная безвозмездность - взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер; уплата в денежной форме - уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может; цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятель­ности.


Рынок ценных бумаг.

Если рассматривать данный рынок как функциональную структуру, то его можно определить как организационную форму купли-продажи ценных бумаг, обеспечивающую перераспределительные процессы в финансовой сфере с целью достижения сбалансированности спроса и предложения на капитал, трансформацию сбережений в инвестиции. Рынок ценных бумаг с позиции экономического содержания представляет собой систему экономических отношений между его участниками (эмитентами, инвесторами, фондовыми посредниками, органами регулирования и др.) по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Основными функциями рынка ценных бумаг являются следующие:

- перераспределительная, которая проявляется в перераспределение денежных средств между отраслями экономики и в переводе сбережений (прежде всего населения) из непроизводительной формы в производительную;

- функция финансирования дефицита государственного бюджета , которая осуществляется посредством выпуска государственных облигаций, реализуемых как внутри страны, так и за рубежом;

- индикативная , поскольку рынок ценных бумаг является важным индикатором состояния экономики;

- функция страхования (хеджирования) финансовых рисков.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. Содержание первичного рынка ценных бумаг состоит в конструировании выпуска ценных бумаг и их продаже первым владельцам. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой обращение ранее размещенных на первичном рынке ценных бумаг. Кроме того, рынок ценных бумаг может быть организованным и неорганизованным. Организованным считается рынок, где обращение ценных бумаг происходит на основе устойчивых правил между участниками рынка. На неорганизованном рынке обращение ценных бумаг осуществляется без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Если купля-продажа ценных бумаг производится через фондовую биржу, то такой рынок ценных бумаг квалифицируется как биржевой , если – минуя фондовую биржу, то этот рынок называется внебиржевым .


Понятие финансов и денежных отношений.

Финансы – это:

В переводе с лат.- «наличность», «доход»;

Определенная сумма ден.ср-в, используемых гос-вом и некоторыми другими участниками ден. отношений;

Экономический инструмент распред. и перераспред. ВВП и нац. Дохода, орудие контроля образов. и исп. фондов денеж.ых ср-в

Специфическая часть денежных отношений, связанных с формир., распред. и использованием целевых фондов денежных средств для выполнения функций и задач гос-ва.

Признаки финансов:

Денежная форма выражения;

Взаимосвязь с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму фин.ресурсов.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность – представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводит.

Денежные отношения возникают между:

Хозяйствующими объектами в процессе реализации продукции, оказания услуг;

Хоз.субъектами и вышестоящими орг-ми при создании совместных фондов денежных средств и их использования;

Хоз.субъектами и государством, органами местного самоуправления при формир. бюджетов и внебюджетных фондов, а также при финансир. из бюджета ряда затрат;

Гос-вом и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки;

Хоз.субъектов и банковской системой при получении и погашении кредитов, % за пользование;

Внутрихоз-х субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

Правительством РБ и правительствами др стран, между мин. финансов и кредитными орг-ями по поводу получения и погашения кредитов, уплаты и получения % за пользование кредитами;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Гражданами и страх.орг-ми при уплате страх.взносов и возмещении из страх.фондов ущерба при наступлении страх.событий.


Функции финансов.

Выделяют следующие функции финансов

Аккумуляция денежных доходов;

Распределение денежных доходов;

Контроль за эффективностью использования денежных ресурсов.

Поскольку распределение финансовых ресурсов предполагает, прежде всего, их формирование и аккумуляцию, то эти процессы следует признать в качестве первостепенной функции. Содержание и назначение данной функции финансов заключается в определении механизма образования доходов соответствующего субъекта (определение видов поступлений, их объема и способов мобилизации).

С помощью распределительной функции происходит обеспечение всех субъектов хозяйствования необходимыми им финансовыми ресурсами для выполнения намеченных задач. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВВП (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Конкретными субъектами, т.е. непосредственными участниками распределительных процессов являются: государство, низовые звенья хозяйства, граждане, которые используют полученные денежные средства для удовлетворения социальных и хозяйственных потребностей.

С помощью финансов реализуются процессы распределения и перераспределения на разных уровнях управления экономикой (государственный и территориальный) и сферах воспроизводства (материальное производство, сфера услуг, обращение и потребление).

Контрольная функция финансов на уровне государства проявляется в контроле за своевременной и полной аккумуляцией доходов централизованных фондов (бюджет и бюджетные целевые фонды), а также за их расходованием по целевому назначению. Объективность контрольной функции в распределении финансовых ресурсов отдельных звеньев хозяйствования вытекает из свойства финансовых отношений, которые тесно связаны с экономическими интересами этих субъектов и членов их коллектива.


Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.  

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления1 требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.  

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.  

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде четырех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса, активы и пассивы и финансовую устойчивость предприятия. Отток части денежных средств предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих ресурсов из его индивидуального кругооборота. Указанные средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.  

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.  

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.  

Финансовая система.  

Итак, финансовая система (рис. 3.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.  

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.  

Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.  

Следует отметить, что под термином финансовая система в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране1, т.е. имеются два значения понятия финансовая система. В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений.  

Результатом такого пере-аспределения является формирование финансовых ресурсов ор-государственной власти и органов местного самоуправле-в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые обществом возлагается удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.  

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики1, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.  

К субъектам финансовых отношений относят:

- государство;

- хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т. п.);

- домашние хозяйства.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта .

8.Финансовая система РФ.

Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

1. Государственную бюджетную систему;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.



Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее ФТС РФ. Финансовые институты:

9.Финансовая политика

Финансовая политика – часть экономической политики. Однако финансовая политика – это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов. Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач». Другие же считают, что «финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов». Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную «…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития»

10.Управление финансами.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них , деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности .

11.Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.

12.Финансовый контроль

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

13.Финансовый рынок. (от лат. financia - наличность, доход) в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов изаёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

14.Понятие государственных финансов, их роль и основные звенья.

Понятие финансы - это одна из самых важных, сложных и противоречивых экономических категорий. Правильное понимание сущности этой категории является очень важным. Оно позволяет формировать финансовую сферу и осуществлять финансовое управление адекватно уровню развития национальной и международной экономики. Финансы имеют как видимую, так и немного скрытую форму проявления.

Видимость финансов проявляется в потоках денежных средств, которые двигаются между субъектами финансовых отношений, формируют содержание фондов, обеспечивающих экономические транзакции. Скрытая сторона понятия финансов связана с обменными и распределительными отношениями, которые возникают во время формирования, распределении и перераспределении имеющегося валового внутреннего продукта.

15.Государственный долг, государственный кредит.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, июридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

1. Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

16.Внебюджетные фонды - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

17.Территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

18.Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ.обслуживает процесс создания и распределение общественного продукта и национального дохода.В зависимости от форм собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных предприятийи финансы субъектов негосударственных форм собственности (частные, кооперативные, совместные предприятия).Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

19.Финансовые риски предприятия.

Финансовые риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются в основном на рынках финансовых рисков. Эти риски характеризуются большим многообразием, и в целях эффективного управления ими целесообразно классифицировать их по различным признакам.

По возможности страхования финансовые риски подразделяются на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые.

Риск страхуемый - это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Страховщик обязан возместить потери доходов в полном объеме или частично при наступлении следующих событий:
- остановка производства и сокращение объема производства в результате оговоренных событий;
- банкротство;
- непредвиденные расходы;
- неисполнение договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
- понесенные застрахованным лицом судебные расходы;
- иные события.

Задача предприятия - рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство.

20.Прибыль предприятия, ее планирование и распределение

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия).

Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений. В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности предприятия.

Следует усвоить связь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на прибыль. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

21.Кредит как форма движения ссудного капитала.

Ссудный капитал и кредит – это одна из составных частей финансовых отношений обеспечивающих жизнедеятельность и функционирование рыночного хозяйства.

Под влиянием многих факторов кредитные и финансовые отношения претерпевают ряд изменений, поэтому постоянное изучение мирового опыта на рынке ссудного капитала и кредита представляет большой интерес для формирования позиции способствующей определить плодотворные шаги в непростой, современной рыночной экономике.

22.Кредитная система- совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения - банки и парабанковские учреждения.

Банки - кредитные учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, земельные и т.д.).

Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентированными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определённого типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые палаты).

Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.

23.Центральный банк РФ.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - главный банкпервого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институтРоссийской Федерации, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическимилицами.

24.Коммерческие банки.

Комме́рческий банк - кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции) .

Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью - маржой. Эпитет «коммерческий» в отношении банка условен, потому что означает, что главной целью деятельности организации является получение прибыли. В то же время встречаются банки, специализирующиеся более глубоко на отдельных банковских услугах.

25.Экономическая сущность страхования.

Страхова́ние - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счётденежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов - самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

26. Правовая основа страховой деятельности

Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Правовое регулирование страхования. Страхование является одним из видов экономической деятельности, в котором правовое регулирование играет заметную роль. Это связано с необходимостью государственных гарантий в условиях асимметрии информации, а также высокой значимостью страхования для экономической и социальной жизни любой страны.

27.Валюта: понятие, классификация.

Валюта (англ. Currency ) в широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке . В узком смысле валю́та представляет собойденежную единицу - ключевой элемент денежной системы государства, а такжерегиональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета,счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа. Данные денежные единицы в соответствии с законодательством данного государства (территории) или международными соглашениями являются :

28.Валютный курс.

Валю́тный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Понятие «обмен валюты» связано с такой её характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. [источник не указан 534 дня ] Таким образом, конвертируемость - это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту навалютных рынках.

совокупность денежных отношений по формированию денежных фондов в руках государства;

1.2 вся совокупность денежных отношений связанных с движением денег;

1.3 система экономических отношений по поводу образования и использования денежных доходов.

2.Какие функции выполняют государственные финансы:

2.1.распределительную и контрольную;

2.2.исполнительную и фискальную;

2.3.обеспечивающую;

2.4. аккумулирующую.

3. Какое звено не относится к финансовой системе:

3.1.государственный кредит;

3.2. государственный бюджет;

3.3.сбережения населения;

3.4.внебюджетные государственные фонды.

4.Финансовый посредник – это:

4.1. юридическое или физическое лицо, осуществляющее операции на финансовых рынках;

4.2. лицо, действующее от имени другого лица и за его счет;

4.3. институт, который осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам.

5. На денежном рынке:

5.1. обращаются краткосрочные финансовые инструменты;

5.2. не обращаются никакие ценные бумаги;

5.3. обращаются долевые ценные бумаги;

5.4. деньги используются для приобретения реальных товаров и услуг.

6.На каком из перечисленных ниже видов финансовых рынков обращаются простые товарные векселя, принимаемые к переучету ЦБ РФ:

6.1. рынки капиталов;

6.2.дисконтные рынки;

6.3. рынки долгосрочных ценных бумаг;

6.4.рынки банковских ссуд.

7. Процесс рационализации, происходящим в деньгах, называется:

7.1.увеличение в деньгах представительной стоимости;

7.2.превращение денег в неполноценные деньги;

7.3.повышение покупательной способности денег.

8. Банкноты, имеющие реальное золотое покрытие, неограниченный размен на золото по рыночному курсу и эмитируемые под прирост официального золотого запаса, - это:

8.1. классические банкноты;

8.2.банкноты с частичным покрытием;

8.3.банкноты без покрытия.

9. Способность денег обмениваться на любой другой товар – это функция денег как:

9.1.меры стоимости;

9.2.средства обращения;

9.3.средства платежа;

9.4.средства накопления;

9.5. мировые деньги.

10.Узазать форму, наиболее соответствующую функции денег как средство платежа:

10.3 Т-О-Д, где О – обязательсто будущего платежа.

11.Денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ кредитной организации о выплате держателю данного документа указанной в нем суммы, называется:

11.1.аккредитив;

11.2.чек;

11.3.инкассовое поручение;

11.4.жироприказ.

12.К элементам денежной системы относятся:

12.1.денежная единица;

12.2 деньги;

12.3.виды денег;

12.4.кредит;

12.5.порядок эмиссии денежных знаков;

12.6.масштаб цен;

12.7.министерство финансов;

12.8.центральный банк;

12.9.коммерческий банк;

12.10.золотовалютные резервы страны.

13.Состояние современной денежной системы РФ характеризуется следующими параметрами:

13.2. это система с классическим масштабом цен;

13.3.это система металлического обращения;

13.4.другое.

14.Инфляция, вызванная ростом себестоимости товаров и услуг, называется:

14.1.локальная;

14.2.инфляция спроса;

14.3.инфляция издержек;

14.4.ползучая инфляция;

14.5.скрытая инфляция.

15.К денежным факторам инфляции относятся:

15.1.монополизация экономики;

15.2.финансорование дефицита бюджета за счет денежной эмиссии;

15.3.общее повышение цен по энергоресурсам;

15.4.непроизводительный характер государственных расходов;

15.5.опережающие темпы оплаты труда по сравнению с темпами роста производительности труда;

15.6.кредитная экспансия банков;

15.7.приток иностранной валюты в страну.

16. Объявление государством обесценившихся бумажных денег недействительными, т.е. лишение их силы законного платежного средства и введение новой денежной единицы называется:

16.1 реставрацией;

16.2. деноминацией;

16.3 нуллификацией;

16.4. девальвацией;

16.5. ревальвацией.

17.Обектом воздействия антиинфляционной политики, проводимой в соответствии с концепцией неокейнсианцев, является:

17.1.дефицит государственного бюджета;

17.2.валютный курс;

17.3.денежная масса;

17.4 процентные ставки.

18. Кредит - это отношения между экономическими агентами;

18.1.по поводу обмена стоимостями;

18.2. по передаче вещей на условиях их возврата в будущем;

18.3.по передаче стоимости при условии возмещения ее в будущем.

19. В случае залога во владении и пользовании залогодателя остаются следующие виды имущества:

19.1.земля;

19.2.автомобиль;

19.3.квартира;

19.4.государственные облигации;

19.5.товары в обороте.

20. Определите, в какой из приведенных ниже формулировок речь идет о гарантии:

20.1. «Предоставьте кредит г-ну Н., если он не погасит долг, выплачу я»;

20.2. «предоставьте кредит г-ну Н., я обязуюсь, что долг будет погашен».

21. Важнейшим признаком коммерческого кредита является:

21.1.обусловленность товарной сделкой;

21.2 стоимость относительно стоимости других видов кредита;

21.2.доступность для заемщиков.

22.Банковский кредит отличается от других форм кредита тем, что:

22.1.банки предоставляют долгосрочные кредиты;

22.2.банки создают деньги;

22.3.кредитный договор с банком имеет консенсуальный характер.

23.Ставка процента по межбанковским кредитам относится к ставкам:

23.1.денежного рынка;

23.2.рынка капитала;

23.3.банковского кредитования клиентов.

24. Реальная ставка процента – это:

24.1.не слишком высокая и не слишком низкая ставка, отвечающая интересам кредиторов и заемщиков;

24.2.существующая на рынке ставка процента;

24.3.номинальная ставка процента, скорректированная с учетом инфляции.

25. Временная структура процентных ставок – это их зависимость от:

25.1. времени предоставления кредитов;

25.2.срока погашения кредита;

25.3.колебания общего уровня процентных ставок.

26. Кредитная система – это совокупность:

26.1.финансовых отношений по формированию и использованию денежных доходов государства, бизнеса и населения,

26.2.кредитных организаций, обслуживающих движение кредитных ресурсов;

26.3.кредитных отношений и институтов.

27. Органами управления ЦБ РФ являются:

27.1.национальный банковский совет;

27.2.Министерсово финансов РФ;

27.3.Совет директоров ЦБ РФ;

27.4.Собрание акционеров;

27.5. Председатель Банка России.

28. Термин «операции на открытом рынке» означает:

28.1.деятельность КБ по кредитованию фирм и населения;

28.2.деятельность ЦБ по предоставлению ссуд КБ;

28.3.деятельность ЦБ по купле и продаже государственных ценных бумаг.

29. В целях пресечения практики предоставления своим инсайдерам льготных