Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Стабилизационная политика государства. Направления государственной экономической политики

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

Административное регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.

К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

  1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;
  2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

  1. достижение необходимого уровня занятости;
  2. стабильность экономического роста;
  3. сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема.

Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности их действия.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.

"Основные направления государственного регулирования экономики. Стабилизационная политика" и другие




3. Политика российского правительства в гг. следовала теории 1) монетаризма 2) марксизма 3) кейнсианства 4) протекционизма



















Часть 2 1. Вставьте пропущенные понятия: К экономическим целям государства относятся: 1) обеспечить экономический____________ 2) создать условия экономической_____________ (право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности) 3) заботиться об обеспечении полной___________ (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)


2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение


3. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение











11. Найдите в приведенном списке характеристики присущие любому налогу. Номера запишите в порядке возрастания. 1) Обязательность уплаты 2) Безвозмездность 3) Пропорциональность доходу 4) Возвратный характер 5) Законодательное установление 6) Приблизительность размера для законоплательщика


12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений 1) По различным оценкам, в гг. Россия поставила на мировой рынок млн.т. зерна. 2) Страна вошла в десятку мировых экспортеров пшеницы и пятерку экспортеров ячменя. 3) Этот успех имеет уверенную тенденцию к сохранению. 4) Экономисты связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. 5) Если такое положение сохранится, то можно предположить, что сельское хозяйство страны станет наконец эффективной сферой хозяйственной деятельности.


13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений 1) В начале 90-х годов в России было лишь около 10 государственных банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны. 2) По официальным данным Центрального банка, на май 1996 года в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556 – паевых и 1012 – акционерных. 3) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. 4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню и по способности внедрять достижения НТР. 5) Ведущие транснациональные банки ежегодно тратят на модернизацию технической базы 15-20% общих операционных расходов. 6) У российских банков расходы на техническое оснащение составляют в среднем лишь 1-2%.


6. функции 7. облигации 8. государственное ценообразование 9. квалификация баобаб 13.ааббаа

8.1 Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты

Стабилизационная политика государства – это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального объема выпуска. Важнейшими инструментами стабилизационной политики являются величина и структура государственных расходов, налоговая политика, объем денежной массы, находящейся в обращении, кредитная политика, ставка рефинансирования, норма резервирования и другие.

Существует множество способов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической неэффективности. Однако суть этих способов можно свести к двум направлениям: в условиях спада правительство должно проводить стимулирующую макроэкономическую политику; в условиях экономического подъема правительство должно проводить сдерживающую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики.

В период спада государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса, и наоборот, в период экономического подъема стабилизационная политика направлена на сдерживание роста компонентов совокупного спроса.

Важен вопрос: как правительство узнает о том, в какой фазе цикла находится экономика? Для этого оно использует данные о динамике множества показателей экономической конъюнктуры, предоставляемых официальными статистическими службами, научно-исследовательскими институтами и другими службами. Правительству важно знать, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление спада. Такие показатели (индикаторы) подразделяются на три группы: опережающие, запаздывающие и совпадающие. Опережающие индикаторы способны с опережением, заблаговременно сигнализировать о наступлении очередной фазы цикла. Такими показателями, например, могут служить: степень загрузки производственных мощностей, цены на акции и другие. Когда эти показатели уменьшаются, следует ожидать экономического спада. В США в качестве опережающих экономических индикаторов выделяют такие показатели, как средняя продолжительность рабочей недели, число первичных обращений за пособием по безработице, объем заказов на потребительские товары, оценка деятельности поставщиков, разрешения на новое строительство и другие.

Напротив, запаздывающие индикаторы сигнализируют о наступлении очередной фазы цикла с опозданием. Пример: уровень безработицы достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна». Совпадающие индикаторы в динамике достигают максимума одновременно с пиком деловой активности и минимума – одновременно с низшей точкой деловой активности.

Выделяют два направления в реализации стабилизационной политики – неоклассическое и неокейнсианское. Неоклассики утверждают, что рыночная экономика по самой своей сути способна к саморегулированию. Инструментами такого саморегулирования, по их мнению, выступают гибкие процентные ставки, цены и зарплата. Посему государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму, а стабилизационная политика должна реализовываться только на уровне предприятий. Причину макроэкономической нестабильности классики ищут в нарушениях совокупного предложения. Поэтому предпочтение в реализации стабилизационной политики они отдают совокупному предложению. Основным инструментом реализации стабилизационной политики неоклассики считают денежно-кредитную политику.

Неокейнсианцы утверждают, что рыночная экономика не способна к саморегулированию уже хотя бы потому, что цены и зарплата не являются гибкими, они неэластичны в сторону снижения, а процентная ставка не может служить инструментом равновесия между сбережениями и инвестициями, ибо интересы вкладчиков и инвесторов разные. Причину макроэкономической нестабильности они усматривают в колебаниях совокупного спроса. Отсюда делается вывод о необходимости государственного вмешательства в экономику. По мнению неокейнсианцев, стабилизационная политика должна реализовываться на уровне национальной экономики в целом. В реализации стабилизационной политики они отдают предпочтение бюджетно-налоговой политике.

Макроэкономическая стабилизация достигается тогда, когда устанавливается устойчивый уровень цен, высокая степень занятости, сбалансированность внешнеторговых операций, устойчивый экономический рост.

Дискуссии по поводу эффективности стабилизационной политики ведутся по сей день. Несмотря на это, стабилизационная политика осуществляется во всех странах с рыночной экономикой. Конечно, при этом имеются различия, определяемые национальными моделями экономики. Поэтому не может быть универсальных методов реализации стабилизационной политики.

Важнейшим направлением стабилизационной политики является борьба с инфляцией и безработицей.

8.2 Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь

Основные принципы государственных программ регулирования занятости населения определены в документах Международной организации труда. Их суть: добровольность занятости; равные возможности занятости для всех граждан страны; содействие трудовой мобильности; социальное партнерство, соблюдение принципа «трипартизма»; обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

Государственное регулирование занятости может реализовываться как в пассивной, так и в активной форме. Пассивное регулирование осуществляется в форме социального страхования по случаю потери работы и в форме воспомоществования. Вторая форма применяется чаще всего по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи. Размеры выплат пособий по безработице различны в разных странах. Так, в Японии они составляют 60-80 % от заработка, во Франции – 40, в США – 50 %. В Республике Беларусь средний размер пособия по безработице составляет 80 тыс. белорусских рублей.

Активное государственное регулирование рынка труда направлено либо на повышение спроса на труд, либо на сокращение его предложения. Первый метод реализуется через меры общеэкономического характера и через меры по созданию нетипичной занятости. К общеэкономическим мерам относятся: предоставление большей свободы и самостоятельности работодателям в вопросах занятости; льготное налогообложение в отраслях, где необходимо увеличение спроса на рабочую силу; кредитные льготы для предприятий, создающих дополнительные рабочие места; предоставление дотаций при обеспечении занятости групп населения с низкой конкурентоспособностью (например, молодежь); обучение и переобучение и другие.

Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются общественные работы, надомные работы, разделение рабочих мест и другие. Государственные меры по сокращению предложения труда состоят в следующем: расширение программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; увеличение пособий и продолжительности отпуска по уходу за детьми; увеличение пенсий, что означает одновременно и повышение совокупного спроса и понижение предложения труда; стимулирование досрочного выхода на пенсию; репатриация иностранных рабочих; сдерживание, а иногда и понижение реальной заработной платы.

Программы по регулированию занятости обычно в себя включают следующие положения: организация рынка труда в общенациональном масштабе; регулирование инвестиционной активности; активизация спроса на товары отечественного производства; диалог государства с профсоюзами; подавление монополистических тенденций; социальная защита от безработицы. Мероприятия, связанные с организацией рынка труда, обычно направлены на развитие рыночной инфраструктуры, повышение степени информированности населения о спросе на рабочую силу и о наличии вакантных мест.

Очень важны вопросы, связанные с социальной защитой от безработицы. Национальные системы страхования на случай потери рабочего места предполагают выплату пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы за счет накопленных сумм (взносы предприятий и работников, дотации из бюджета); разовые денежные льготы (например, пособие на детей). В целом такие меры дают положительный эффект. В то же время они несут в себе и отрицательные моменты. Во-первых, такие меры лишают человека стимулов к труду, во-вторых, рост подобных государственных расходов способствует повышению рыночной процентной ставки, что снижает инвестиционную активность предпринимателей.

Неокейнсианцы считают, что оптимизировать в стране занятость можно только путем обеспечения «эффективного совокупного спроса», что приведет к увеличению спроса на рабочую силу и будет содействовать снижению безработицы. Это достигается, прежде всего, за счет общественных работ, уменьшения процентной ставки по банковским кредитам, наращивания объема государственных заказов национальным фирмам. Неоклассики считают, что рыночная экономика в состоянии сама решить все проблемы, связанные с регулированием занятости населения. Для этого необходимо, чтобы домашние хозяйства и частный бизнес адекватно воспринимали рыночные сигналы.

Отправным пунктов в повышении занятости населения является прирост частных и государственных инвестиций, что должно содействовать увеличению занятости. В соответствии с мультипликационным эффектом это вызовет рост совокупной занятости, что можно выразить формулой М L = L / L1 , где M L – мультипликатор занятости; L1 – первоначальный прирост количества рабочих мест; L – общий прирост количества рабочих мест.

Особенно актуален вопрос политики занятости для стран с переходной экономикой. И тому есть ряд причин: снижается спрос на рабочую силу в ряде стран; спад производства; структурные изменения в экономике; дефицит инвестиций; сокращение дотаций из госбюджета для малорентабельных производств. Эти и другие причины обусловливают рост скрытой безработицы, расширение сферы сверхзанятости работников (поиск дополнительного «приработка»). Сказанное в определенной мере относится и к Республике Беларусь. И хотя здесь уровень безработицы составляет менее одного процента, проблема занятости продолжает оставаться достаточно важной. В республике обостряется проблема женской безработицы. В числе высвобожденных с предприятий и организаций по сокращению штатов преобладают именно женщины. Продолжает оставаться высоким уровень безработицы среди молодежи. Проблемы ее трудоустройства, адаптации на рынке труда негативно отражаются на качестве трудового потенциала страны.

Политика занятости в Республике Беларусь определена в соответствии с Законом о занятости населения. Его основные положения состоят в следующем: обеспечение равных возможностей для трудоустройства всем трудоспособным; реализация мер по предотвращению безработицы; предоставление социальных гарантий безработным; участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости во взаимодействии с государственными органами; международное сотрудничество в решении проблем занятости.

8.3 Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Антиинфляционная политика – это макроэкономическая политика, нацеленная на достижение устойчивого равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, что способствовало бы стабилизации цен. Речь идет о соответствии между товарной и денежной массой.

В реализации антиинфляционной политики выделяют стратегию и тактику. Антиинфляционная стратегия – это долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на устранение причин роста инфляции, уменьшение инфляционных ожиданий. К антиинфляционной стратегии можно отнести следующие меры:

1. Долгосрочная денежная политика, целью которой является регулирование роста денежной массы. Эта цель достигается путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы. Опыт показывает, что практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег существует тесная корреляционная зависимость. Вместе с тем неизбежным следствием снижения темпов прироста денежной массы является падение уровня производства и занятости. Поэтому перед правительством стоит вопрос: как сокращать темп роста денежной массы – резко (шоковая терапия ) или постепенно (градуализм ). Примером шоковой терапии могут служить Польша и в определенной мере Эстония, Россия. Примером политики градуирования могут служить Китай, Республика Беларусь.

2. Активная бюджетная политика, которая предусматривает маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается совокупный спрос, снижаются темпы инфляции. Если спрос недостаточен, государство увеличивает свои расходы, снижает налоги.

3. Защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий, то есть политика ограничения импортируемой инфляции.

Антиинфляционная тактика – это совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанной на краткосрочные меры по быстрому наращиванию предложения без адекватного повышения спроса или резкому снижению текущего спроса без соответствующего снижения предложения. Осуществление первого варианта связано с льготным налогообложением предприятий, приватизацией государственной собственности, что увеличивает доходную часть госбюджета. Может производиться также широкомасштабный импорт потребительских товаров. Для реализации второго варианта проводится политика, направленная на увеличение сбережений физических и юридических лиц за счет снижения текущего спроса. С этой целью повышаются проценты по банковским вкладам, проводятся такие мероприятия, которые способствуют стремлению вкладчиков к долгосрочным вкладам. Кроме этого, выпускаются государственные облигации и повышаются проценты по ним, вводятся новые виды страховых услуг, развивается рынок ценных бумаг. Эти меры отвлекают денежные средства населения и предприятий, что снижает совокупный спрос. Иногда вводится замораживание вкладов до востребования.

К антиинфляционной тактике относятся и такие меры, как политика цен и доходов и политика валютного курса. Политика цен и доходов заключается в том, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда.

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленных на стабилизацию обменного курса национальной валюты.

В меньшей степени применяются институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа . К первым относится либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и прежде всего, ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Суть денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется государством.

Антиинфляционная политика в себя включает регулирование как совокупного спроса, так и совокупного предложения. Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень совокупного предложения можно путем формирования эффективного совокупного спроса через систему государственных закупок и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы. Однако такая антиинфляционная политика приводит к увеличению дефицита госбюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем.

Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были уже не только апробированы, но и показали свои недостатки. В частности, в ряде стран существенно вырос государственный долг. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией, в частности шоковую терапию или градуирование. Метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости. Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа, суть которой в обмене старых денег на новые в определенном соотношении. Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то такая политика должна дать эффект за сравнительно короткое время. Метод градуирования предполагает постепенное снижение темпов роста денежной массы. Этот метод позволяет избежать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.

Выбор того или иного метода зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских государств.

Особенностью антиинфляционной политики в Республике Беларусь является то, что она, в основном, осуществляется монетарными методами. Например, до 1999 г. Национальный банк проводил политику «дешевых денег» для увеличения совокупного спроса и связанного с ним экономического роста. Однако высокий уровень инфляции (350 % в 1999 г.) побудил Национальный банк с 2000 г. перейти к политике «дорогих денег». Стремительный рост инфляции начался в республике в мае 2011 г. В сентябре этого же года курс национальной валюты был отпущен в «свободное плавание». Инфляция приобрела прогрессирующий характер.

Развитию инфляционных процессов в республике в значительной степени способствовали такие факторы, как хронический дефицит госбюджета, покрываемый в значительной степени за счет кредитной эмиссии в условиях недостаточности внешних источников финансирования; слабое развитие конкуренции и высокая степень монополизации национальной экономики. В базовом прогнозе развития экономики страны на 2012г., разработанном правительством Беларуси в ноябре 2011 г., намечено удержание инфляции в пределах 19 % (за 10 месяцев 2011 г. инфляция составила 89 %).

Следует особо подчеркнуть, что, во-первых, у правительства нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией, во-вторых, полностью искоренить инфляцию в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционна по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Антициклическая политика и ее инструменты. Государство для устранения или смягчения негативного воздействия цикличес­ких колебаний экономической конъюнктуры на экономику прово­дит антициклическую политику - действия правительства, нап­равленные на сглаживание циклических колебаний, на достиже­ние и поддержание экономической стабильности. Причем стабили­зационные меры должны осуществляться в направлении, противо­положном колебаниям экономической конъюнктуры. Так, в фазе спада усилия государства концентрируются на стимулировании де­ловой активности; в фазе же подъема, для предотвращения "перег­рева" экономики, государство проводит политику сдерживания ин­фляционного экономического роста.

Макроэкономическая стабилизация достигается, когда уста­навливается устойчивый уровень цен, высокая степень занятости, сбалансированность внешнеторговых операций при устойчивом экономическом росте.

Инструментами стабилизационной антициклической поли­ тики являются, во-первых, такие фискальные рычаги, как вели­чина и структура государственных расходов и налогов, трансфер­ты; во-вторых, кредитно-денежные инструменты: общая масса де­нег, находящихся в обращении, величина кредита, учетная ставка процента, норма резервов коммерческих банков, процент на цен­ные бумаги центрального банка.

Существуют различные подходы к стратегии и тактике стаби­лизационной политики. Здесь четко выделяются два направления: неоклассическое и неокейнсианское. Их представители по-разному трактуют причины нестабильности экономики и предлагают свои меры приведения ее в устойчивое состояние.

Неоклассики считают рыночную экономику по своей природе в значительной степени саморегулирующейся. Инструментами само­регулирования в их концепции являются гибкие ставки процента и заработной платы, а также цены. Поэтому неоклассики выступают за пассивную стабилизационную политику. Государственное вме­шательство в экономику, по их мнению, усиливает нестабильность, следовательно, оно должно быть минимальным. Неоклассики пер­воочередное внимание уделяют регулированию совокупного пред­ложения, так как считают его причиной нестабильности. Они так­же полагают, что основной целью антициклического регулирова­ния должно быть создание стимулов деятельности субъектов хозяй­ствования на уровне микроэкономики.

Представители же неокейнсианского направления выступают за активную макроэкономическую политику. По их мнению, современ­ная рыночная экономика недостаточно гибка для саморегулирова­ния, так как зарплата и цены неэластичны в сторону снижения. Главным направлением предлагаемой ими политики является ста­билизация совокупного спроса, колебания которого являются основ­ной причиной нестабильности в экономике. Например, уменьшение совокупного спроса ведет к снижению объема производства, занятос­ти, а значит, и совокупного дохода, и наоборот. Поэтому неокейнсианцы выступают за первоочередное регулирование спроса, за актив­ную роль государства. По их мнению, целью стабилизационной по­литики должно быть регулирование народного хозяйства в целом.

Тип стабилизационной политики формируется в зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика. Индикато­ром, характеризующим вид фазы, является динамика таких пока­зателей, как величина ВВП, совокупного спроса и предложения, уровни цен, занятости и безработицы, национального дохода и пот­ребления.

Когда экономика находится в фазе спада, государство, как отмечалось ранее, проводит политику стимулирования деловой ак­тивности. Для этого могут применяться различные меры. Неокейнсианцы в качестве основного инструмента предлагают использовать увеличение государственных расходов, что должно привести к росту совокупного спроса, а в конечном итоге - и производства. С этой целью применяется бюджетно-налоговая политика. Так, во время спада экономики увеличиваются расходы бюджета и снижа­ются налоговые ставки, что увеличивает совокупный спрос.

Неоклассики же больше внимания уделяют денежно-кредит­ной политике, а бюджетно-налоговую рассматривают как допол­нение к ней. Поэтому упор они делают на применение монетарных теорий, основывающихся на регулировании количества денег в обращении путем воздействия через центральный банк страны. Целью монетарной политики является стабилизация уровня цен и курса национальной валюты, подавление инфляции, регулирова­ние спроса и предложения денег, обеспечение устойчивого денеж­ного обращения.

Монетарная политика считается жесткой, если правительство и центральный банк своими мероприятиями ограничивают эмиссию (печатание) денег, сокращают денежную массу, устанавливают вы­сокие процентные ставки на получение кредита. Мягкая монетар­ная политика, наоборот, способствует получению дешевых креди­тов и не препятствует увеличению денежной массы.

Во время спада экономики, для ее оживления проводится поли­тика "дешевых" денег. С этой целью центральный банк снижает учетную ставку процента, по которой он предоставляет кредит ком­мерческим банкам. Кредит дешевеет, поэтому коммерческие банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы. Применяются и дру­гие меры денежно-кредитной политики. В результате этих мероп­риятий количество денег в обращении растет, что ведет к увеличе­нию объема инвестиций, а значит, и к росту национального произ­водства и снижению безработицы.

Когда экономика находится в состоянии подъема, государство, как отмечалось, проводит сдерживающую стабилизационную по­литику. Сторонники неокейнсианских взглядов 8 этой ситуации выступают за повышение ставок налогов, сокращение государ­ственных расходов и ограничения в проведении амортизационной политики. В итоге покупательский спрос снижается, что сдержива­ет экономическую активность. Неоклассики предпочитают регули­рование монетарными методами, проведение политика "дорогих" денег. Центральный банк повышает учетную ставку процента, кре­дит для коммерческих банков становится дороже, в связи с чем их ресурсы снижаются, денег в обращении становится меньше. При­нимаются и другие меры для достижения этой цели: увеличивают­ся нормы обязательных резервов коммерческих банков, повыша­ются проценты на ценные бумаги центрального банка.

Виды стабилизационной политики. Различают автоматичес­ кую и регулируемую стабилизацию. В первом случае действуют ав­томатические (встроенные) стабилизаторы, ведущие, как автопи­лот, экономику по заданному курсу. К ним относятся институты, представляющие собой нормы, правила, законы, указы, постанов­ления, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства приводить экономику страны в положение равновесия, ес­ли оно нарушено.

Так, при спаде производства многие предприятия полностью или частично прекращают работу. Падают доходы, растет безрабо­тица, что ведет к автоматическому, без специальных указаний правительства снижению величины налоговых поступлений с до­ходов, росту выплат пособий по безработице. В результате поддер­живается денежный спрос населения, что замедляет экономичес­кий спад.

Встроенные стабилизаторы вступают в действие также в период инфляционного экономического роста. Загружаются производствен­ные мощности, растут доходы предприятий и населения, занятость и, как следствие, увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Одновременно снижается объем государственных расходов на посо­бия по безработице и некоторые другие социальные выплаты.

Обычно автоматически действующие меры дополняются регу­лируемой стабилизацией. Для этого чаще всего применяются такие инструменты, как изменение налоговых ставок, программы общес­твенных работ, оказание материальной помощи. В периоды спада экономики с целью улучшения экономического положения пред­приятий правительство снижает налоговые ставки, вводит налого­вые льготы. Для того чтобы смягчить положение растущей армии безработных, их привлекают к выполнению общественных работ, за что выплачивают деньги. Для приостановки падения уровня жизни применяются, наряду с автоматически действующими посо­биями, разовые выплаты, оказание материальной помощи, выдача дополнительных пособий.

Необходимость макроэкономической стабилизации и проведе­ния соответствующей политики существует л в странах с переход­ной экономикой. Однако меры антициклического регулирования, положительно зарекомендовавшие себя в развитой рыночной эко­номике, неприменимы в чистом виде для переходной. Ее сущес­твенная особенность, накладывающая отпечаток на специфику по­литики стабилизации, состоит в том, что макроэкономическая не­стабильность здесь вызвана не естественным ходом экономического цикла, а крахом государственного социализма и переходом к ры­ночной системе хозяйствования. Поэтому здесь нужна не антицик­лическая, а именно стабилизационная политика.

Трудности в осуществлении стабилизационной политики в пе­реходный период обусловлены масштабом и глубиной дестабилизи­рующих процессов, "трансформационным спадом" (спадом эконо­мики при переходе от одной экономической системы к другой). Так, длительность и глубина экономического кризиса не позволяют применять в ряде постсоциалистических стран, в том числе и в Бе­ларуси, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную поли­тику. Этому препятствует также низкий уровень доходов населе­ния, отсутствие у его значительной части полного доверия к эффек­тивности мероприятий правительства.

Переходная экономика в ее нынешнем состоянии в странах СНГ накладывает существенные ограничения и на применение кейнсианских и неокейнсианских программ стабилизации. Так, в услови­ях разрыва хозяйственных связей не может действовать в полной мере мультипликационный эффект, на котором эти программы ба­зируются. Кроме того, эти программы в качестве одного из основ­ных направлений предусматривают увеличение бюджетного дефи­цита и государственного долга, которые, например, в России уже превышают оптимальные значения.

Особенность макроэкономической стабилизации в переходной экономике состоит и в масштабности дестабилизирующих процес­сов, затрагивающих основы не только экономической, но и соци­альной и политической жизни. Поэтому стабилизационная полити­ка здесь охватывает все звенья и уровни экономики как единой сис­темы, т.е. носит общесистемный характер.

Антиинфляционная политика в переходной экономике. В пе­реходной экономике на первый план макроэкономической стабили­зации выдвигается борьба с инфляцией. Эта проблема особенно ак­туальна для Беларуси, которая в определенные периоды занимала первое место среди стран СНГ по уровню инфляции.

Сущность антиинфляционного регулирования состоит в том, чтобы на основе определенной государственной политики прибли­зиться к устойчивому равновесию совокупного спроса и совокупно­го предложения и на этой основе стабилизировать цены. В конеч­ном итоге должно быть достигнуто соответствие между товарной и денежной массой. Поэтому борьба с инфляцией должна осущес­твляться и через реформирование производства и финансово-кре­дитную сферу.

Как правило, в переходной экономике существуют два сцена­рия осуществления антиинфляционной финансовой стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный подход представляет собой совокупность мероприятий, включающих максимально возможное задействование рыночных регуляторов, в том числе жесткую бюджетно-налоговую и кредитно-денежную поли­тику, фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса в качестве "якоря" для поддержания уровня цен. Упор дела­ется на свободные цены при ограничении роста зарплаты, либера­лизацию условий деятельности предприятий на внутреннем и ми­ровом рынках. Осуществляется сокращение дефицита госбюджета путем как уменьшения государственных расходов на социальные цели, управление, оборону и др., так и увеличения доходной базы бюджета в результате ужесточения налоговой политики. Одновре­менно проводится политика "дорогих денег". Когда эти мероприя­тия осуществляются правительством быстро и последовательно, они называются шоковой терапией. Ортодоксальный подход, та­ким образом, отводит важную роль жесткой и последовательной политике снижения инфляционных ожиданий. Опыт применения ортодоксальных мер свидетельствует, что они хороши для гиперин­фляции, но менее эффективны для преодоления хронической ин­фляции.

Гетеродоксальный подход делает упор на политику стабилиза­ции цен и доходов, хотя может также включать монетарную политику и стабилизацию обменного курса. В этом случае временно за­мораживаются иены и доходы, т.е. появляется еще один "якорь" финансовой стабилизации. Практика показывает, что гетеродок-сальные программы очень эффективны в борьбе с инфляцией, осо­бенно на начальных этапах долгосрочных программ стабилизации. Вместе с тем они дают и негативные результаты: "замороженные" цены лишают стимула развитие производства, дезориентируют ры­ночный механизм, лишая его ценовых импульсов и оценок.

В переходной экономике, где рыночные механизмы только за­рождаются, жесткую финансовую политику необходимо осущес­твлять осторожно, постепенно, параллельно с реформированием структуры народного хозяйства, осуществлением приватизации и демонополизации, развитием всего рыночного механизма и его ин­фраструктуры. В противном случае, как показывает опыт, может произойти падение объемов производства.

В антиинфляционной политике можно выделить стратегию и тактику. Антиинфляционная стратегия - долгосрочная денеж­но-финансовая политика, направленная на устранение причин ин­фляции и демонтаж ее основных механизмов, уменьшение инфля­ционных ожиданий. Основными направлениями выступают: дол­госрочная политика денежных ограничений, осуществляемая че­рез комплекс мероприятий центрального банка; политика сниже­ния бюджетного дефицита и перестройка структуры расходов и до­ходов бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономи­ки, достижение сбалансированного бюджета; защита националь­ной экономики от внешних инфляционных воздействий путем ре­гулирования валютного курса и сальдо платежного баланса. Эти меры дополняются комплексом мероприятий по увеличению товар­ного предложения, приведению его в соответствие со спросом. К ним относятся: структурная перестройка народного хозяйства, го­сударственное стимулирование научно-технического прогресса, привлечение внутренних и внешних инвестиций для развития про­изводства, демилитаризация и конверсия военной экономики.

Антиинфляционная тактика есть совокупность методов крат­косрочной антиинфляционной политики, рассчитанной на крат­косрочные меры по быстрому наращиванию предложения без адек­ватного повышения спроса или резкому снижению текущего спро­са без соответствующего падения предложения. В рамках первого варианта осуществляется льготное налогообложение предприятий, проводятся приватизация государственной собственности, что уве­личивает доходную часть госбюджета. Кроме того, может произво­диться массированный импорт потребительских товаров и частич­ная реализация государственных запасов и накопленных предпри­ятиями ресурсов производственного назначения. Для реализации второго варианта правительство побуждает юридических и физи­ческих лиц к увеличению сбережений за счет снижения текущего спроса, для чего повышает проценты по вкладам и депозитам, при­нимает другие меры с тем, чтобы как можно дольше удержать де­нежные вклады (депозиты) в банковской системе. Кроме того, вы­пускаются государственные облигации и повышаются проценты по

ним, вводятся новые виды страховых услуг, развиваются акцио­нерные формы собственности и рынок ценных бумаг. Эти меры от­влекают денежные средства населения и предприятий, что умень­шает совокупный спрос. Иногда вводится временное заморажива­ние вкладов до востребования.

Особенностью антиинфляционной политики в Беларуси являет­ся то, что она в основном осуществляется монетарными методами. Так, до 2000 г. в течение нескольких лет национальный банк прово­дил политику "дешевых денег" для увеличения совокупного спроса и связанного с ним экономического роста. Однако высокий уровень инфляции (350 % в 1999 г.) побудил национальный банк в 2000 г. проводить политику "дорогих денег", что позволило снизить сред­немесячный уровень инфляции до 6,3 %.

ТЕСТ 15 Экономическая политика государства

Часть 1

1. К стабилизационному направлению в экономической политике относится

1) государственная поддержка наиболее важных отраслей хозяйства

2) содействие конкуренции

3) ограничение монополии

4) «оздоровление» экономики

2. Сторонником монетаризма являлся

1) М. Фридмен 2) Дж. Кейнс

3) А. Смит 4) К. Маркс

3. Политика российского правительства в 1992- 1993 гг. следовала теории

1) монетаризма 2) марксизма

3) кейнсианства 4) протекционизма

4. Повышение учетной ставки по кредитам приводит к

1) удешевлению кредита

2) уменьшению количества желающих брать кредиты

3) подъему производства

4) усилению инфляции

5. Понижение учетной ставки по кредитам приводит к

1) уменьшению денег в обращении

2) снижению инфляции

3) подъему производства

6. Увеличение нормы обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к

1) уменьшению денег у банков для кредитования

2) увеличению денежной массы

3) удешевлению кредита

4) увеличению числа заемщиков

7. Уменьшение объемов обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к

1) увеличению денежной массы

2) уменьшению денег у банков для кредитования

3) удорожанию кредита

4) уменьшению числа заемщиков

8. Государственный бюджет Российской Федерации принимается

1) Президентом РФ

2) Правительством РФ

3) Федеральным Собранием РФ

4) Министром финансов

9. К прямым налогам не относится

1) подоходный налог граждан

2) налог на прибыль

3) налог на имущество

4) налог на добавленную стоимость

10. К косвенным налогам не относится(ятся)

1) налог с владельцев транспортных средств

2) налог с оборота

3) таможенные пошлины

4) налог с продаж

11. К источникам доходов государства не относится(ятся)

1) налоги

2) прибыль государственных предприятий

3) инвестиции

4) сеньораж (доход от эмиссии денег)

12. В понятие финансовых активов не входят

1) акции

2) деньги

3) облигации

4) предприятия

13. Свойство ценных бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, называется

1) ликвидностью 3) профицитом

2) запасом ценности 4) кредитом

14. В бюджетную систему Российской Федерации не входят

1) федеральный бюджет РФ

2) бюджеты субъектов РФ

3) бюджеты муниципальных образований

4) бюджеты частных предприятий

15. Денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели, называется

1) дотацией

2) бюджетной ссудой

3) субвенцией

4) трансфертом

Часть 2

1. Вставьте пропущенные понятия: К экономическим целям государства относятся:

1) обеспечить экономический____________

2) создать условия экономической_____________

(право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности)

3) заботиться об обеспечении полной___________

(каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)

2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и обведите цифры, под которыми они указаны.

2) принятие законов

4) бюджетная политика

6) налогообложение

Ответ:__________________.

3. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) кредитно-денежная политика

2) принятие законов

3) расширение государственных заказов

4) бюджетная политика

5) развитие государственного сектора

6) налогообложение

Ответ:

4. Норма процента, по которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам, называется_________________________________ .

5. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется _________________________ .

6. Сгруппируйте перечисленные слова по признаку их связи с понятиями «фискальная политика» и «монетарная политика»:

1 - Банковский резерв, 2 - денежная масса,3- кредит, 4-социальный налог, 5 - государственные расходы, 6-ценная бумага 7 - инфляция, 8 -государственный долг, 9-коммерческий банк,10 - бюджет.

7. Государство Н. переживает период экономического спада. Правительству необходимо принять меры по изменению экономической политики для выхода из кризисной ситуации. Представьте себя руководителем Центрального банка страны. Какие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации?