Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Научная электронная библиотека. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов

В отечественной и в зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия "регион". В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: "регион" и "район", причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район "представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории".

Понятию "регион" уделяется много внимания в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются:

  • 1. географические (расположение, величина территории и количество населения);
  • 2. производственно - функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
  • 3. градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
  • 4. социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что регион -- это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, поскольку, особенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части - регионы.

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:

  • 1. Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
  • 2. Регионы - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов.
  • 3. Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.

Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы - понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.

Третье определение позволяет реализовать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.

Конституционное признание регионов субъектами РФ требует раскрытие их роли в системе реформирования экономики России. Многоукладность экономики потребовала принципиально нового подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными положениями которой являются:

  • 1. признание самостоятельности субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью укрепления единства России;
  • 2. признание предприятия в качестве основного самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике страны;
  • 3. формирование системы государственного регулирования регионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень.

Данные положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами.

В учебной литературе деление территории на регионы принято называть районированием. Районирование проводится в соответствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемно ориентированным. В настоящее время существует несколько видов районирования России, а именно:

  • 1. административно-территориальное;
  • 2. общее экономическое;
  • 3. проблемное экономическое.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов районирования России.

С административно - территориальным районированием связана вся территория Российского государства. До Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. В 1708 г. впервые Петр 1 учредил восемь губерний, затем их число росло и в начале XX в. Россия уже была разделена на 97 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости.

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа.

C 18 марта 2014 года в РФ добавились Республика Крым и город Севастополь. В настоящее время в России 85 регионов - субъектов Федерации, включающих 22 республику, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, одну автономную область, 4 автономных округа.

По оценке на 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 11 городов с численностью населения свыше 1 млн человек: Москва - 10470,3 млн; Санкт-Петербург - 4568,0 млн; Новосибирск - 1390,5 млн; Екатеринбург - 1323,0 млн; Нижний Новгород - 1274,7 млн; Омск -1131,1 млн; Самара - 1135,4 млн; Казань - 1120,2 млн; Челябинск - 1092,5 млн; Ростов-на-Дону - 1048,7 млн; Уфа - 1021,5 млн человек.

Все 85 регионов различаются по размеру территории, численности населения, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

На территории России в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не затрагивают основное (конституциональное), административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственности.

Общее экономическое районирование России в настоящее время содержит 11 экономических районов. При этом каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится экономическая область как особая экономическая зона.

Интересы районов в значительной мере определяются структурой их хозяйства. По такому принципу можно классифицировать регионы:

  • 1. на добывающие (Тюмень, Якутия и др.), у которых высока доля экспорта; обеспечивающая им привилегированное положение;
  • 2. на агропромышленные (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), стремятся к формированию внутреннего регионального рынка, ограждают себя от проблем других регионов;
  • 3. с ярко выраженной этнической доминантой (Северный Кавказ, Тува и др.), которые стремятся к обособлению не по экономическим, а по национальным и политическим причинам.

Эти регионы имеют незначительные перспективы устойчивого развития.

Современное административно-территориальное деление Российской Федерации прошло сложный путь в своем развитии, сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого было экономико-территориальное размещение производительных сил, что определяло специализацию и уровень развития регионов. Теория и практика определили четыре типа экономических районов:

  • 1. основной экономический район, охватывающий несколько областей, автономных республик;
  • 2. экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, автономной республики;
  • 3. внутриобластной экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов;
  • 4. местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом.

Урбанизированные промышленные регионы, в том числе с высокой долей ВПК, при всем разнообразии их хозяйственной структуры ориентируются преимущественно на внутренний рынок и рынки стран СНГ. В таких районах проживает большинство россиян.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования в практике применяется деление России на две макроэкономические зоны:

  • 1. Запад (Европейская часть и Урал);
  • 2. Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Таким образом, общее экономическое районирование - это не механическое деление территории на заданное количество регионов, а деление, базирующееся на определенной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделения труда и эффективности национального рынка.

Проблемное экономическое районирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. К таковым могут относиться отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные регионы, особо выделяются приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка.

К регионам проблемного типа могут относиться те части территории страны, где осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера).

Следовательно, проблемное экономическое районирование не охватывает всю территорию России, как и выделяемые проблемные регионы.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что процесс образования регионов связан с развитием общественного (территориального) разделения труда и специализаций отдельных территорий.

Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

1. Особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности

2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики

3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны

4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.

В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Сегодня существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

1. Субъекты федерации

2. Части субъектов федерации

3. Несколько субъектов Федерации

4. Сопредельные части субъектов Федерации.

Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития, и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

1. Центральный пояс

2. Южный пояс

3. Уральский пояс

4. Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются: спад производства; высокая безработица; низкий уровень жизни; низкая бюджетная обеспеченность; высокий уровень депопуляции населения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

o Спад производства

o Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью

o Низкий уровень жизни

o Низкая бюджетная обеспеченность

o Межэтнические военные конфликты

o Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом, в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-Сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

· Локальный спад производства

· Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного пояса являются:

o Спад производства и высокая безработица

o Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения

o Слабая транспортная доступность

o Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения

o Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Анализ проблем кризисных поясов России свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.

Анализ региональной динамики и пространственной структуры России позволяют сделать вывод о неоднородности экономического пространства и выделить полюса роста и проблемные регионы.

В качестве полюсов роста предлагаем рассматривать регионы, режим функционирования которых ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территорий.

Следует подчеркнуть также, что «устойчивость», «сбалансированность» и «социальная ориентация» - не умозрительные категории, а вполне осязаемые качественно и выражаемые количественно взаимосвязанные характеристики состояния региональных систем .

Устойчивость, выступая важнейшим признаком территориального развития, предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территории (его социальной, природоресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации. Естественно, что последнее, как любой другой сложный процесс, не может проходить в строго линейной форме; здесь неизбежны спады и подъемы, периоды накопления и реализации накопленных резервов развития. В этой связи параметры устойчивости как позитивной (сохраняющей общее направление развития при допустимости временных отклонений) динамики выражаются соответствующими долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик региональной системы.

То же относится и к требованию «сбалансированности», т.е. соблюдения особой для каждой региональной системы пропорции составляющих ее потенциала, обеспечивающих устойчивость и социальную ориентацию развития системы. В современных условиях наиболее уязвимыми являются экологическая, природоресурсная, а во многих регионах и социальная составляющие потенциала территориального развития. В тоже время, оно не предполагает искусственного поддержания уже имеющихся пропорций; наоборот, часто это развитие возможно при их корректировке.

Наиболее очевидный и до сих пор наименее учитываемый признак отнесения региона к полюсам роста - социальная ориентация, т.е. оценка влияния вектора и количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего, на уровень и качество жизни населения. Динамика реального уровня потребления социальных благ, длительности жизни, параметров физического и духовного здоровья, образованности и других формирует главные результирующие показатели территориального развития. Естественно, что социальная его доминанта должна быть устойчиво сбалансированной с природными, экономическими и другими ресурсами территории.

Под проблемным регионом нами понимается территория, где по экономическим, социальным экологическим основаниям отсутствуют условия и стимулы самостоятельного территориального развития, т.е. соответствующие территории не могут рассчитывать на саморазрешение проблемных ситуаций, не в состоянии самостоятельно реализовать свой конкурентный потенциал и требуют активной поддержки со стороны государства. Трудно согласиться с отнесением к проблемным только тех регионов, в которых темпы спада производства, снижения уровня жизни и нарастания других негативных тенденций в экономике, социальной сфере и в экологии выше как общероссийских, так и макрорегиональных .

По нашему мнению, проблемными могут быть и те регионы, в которых никакого ухудшения социально-экономического положения не происходит (в случае, если все показатели социально-экономического развития находятся на стабильно низком, но не снижающемся уровне), и даже те регионы, в которых имеет место определенный рост ВРП, региональных доходов населения и т.д. Последняя ситуация складывается тогда, когда экономика региона с низкими социально-экономическими показателями растет темпами меньшими, чем экономика страны в целом. Нетрудно видеть, что отставание региона от среднестранового уровня экономического развития увеличивается, несмотря на внешние признаки подъема.

Часто в экономической литературе отождествляют понятия проблемный, депрессивный и кризисный регион . В частности, в правительственном документе «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» проблемные территории (регионы) определяются как регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни населения, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения . В данной трактовке наблюдается отождествление понятий «проблемный» и «кризисный регион».

На наш взгляд, эти понятия не являются тождественными. В этой связи представляется целесообразным обратить внимание на точку зрения о типологии регионов А.Г. Гранберга, который справедливо полагает, что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые, депрессивные и кризисные регионы .

Понятие отсталости (слаборазвитости) региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя. Экономически слаборазвитые регионы, как правило, имеют очень незначительные внутренние резервы экономического роста, а реализация имеющихся конкурентных преимуществ требует крупномасштабной экономической помощи со стороны государства.

Ключевыми признаками отсталых регионов являются:

Низкая интенсивность хозяйственной деятельности;

Малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности;

Значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала;

Слабый научно-технический потенциал;

Относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории;

Малоразвитая социальная сфера.

Следовательно, к группе экономически слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими удельными характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу.

В литературе очень широко используется термин «депрессивный регион». В соответствии с общепринятым, но довольно расплывчатым определением, депрессивным считается такой регион, где экономические условия существенно хуже, чем в среднем по стране. Однако, с точки зрения классического подхода, депрессия - это одна из фаз экономического цикла. Впервые термин «депрессивный регион» появился в Великобритании для характеристики ряда регионов страны, в наибольшей степени пострадавших во время кризиса 1929 года. Нетрудно видеть, что корни этой терминологии имеют аналоговый характер, поскольку тот период времени вошел в мировую экономическую историю, как период «великой депрессии». Характерно, что в Великобритании к депрессивным были отнесены, в основном старопромышленные регионы (Северо-Восток и Северо-Запад страны, Уэльс, Шотландия), где имела место деградация традиционных отраслей экономики (угледобыча, металлургия, текстильная промышленность) и отмечался высокий уровень безработицы.

На основе анализа зарубежного опыта в табл. 2.1 представлены агрегированные данные о хозяйственной структуре депрессивных регионов.

Следует отметить, что специфика современного этапа развития российской экономики такова, что прямое заимствование традиционных для промышленно развитых стран подходов к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» невозможно. В частности, такие признаки депрессивных регионов, как несбалансированность в развитии различных секторов экономики и малая степень диверсификации производства, в России срабатывают далеко не всегда.

Таблица 2.1

Хозяйственная структура депрессивных регионов

Признаки хозяйственной структуры депрессивных регионов

Депрессивные регионы

Центральная
Шотландия

Аппалачи (США)

Питсбург (США)

Инерционность развития

Несбалансированность в развитии различных секторов экономики

Специализация на отраслях тяжелой индустрии

Историко-культурная обособленность

Географическая изолированность

Экономическая периферийность

Наличие месторождений полезных ископаемых

Наличие транспортных условий

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов

Технологическая взаимосвязь отраслей

Невосприимчивость НТП

Малая степень диверсификации производства

Подчиненность обслуживанию национального рынка

Зависимость от традиционных отраслей

Зависимость от внешней конъюнктуры спроса

Ориентация на вывоз ресурсов из региона

Дисперсная модель урбанизации

Негативное воздействие на окружающую среду

Например, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа занимают первые места и рассматриваются как регионы с достаточно высоким уровнем развития (по российским меркам) практически во всех известных рейтингах российских регионов. Но для них характерна моноотраслевая структура экономики (соответственно, газодобывающая и нефтедобывающая промышленность), которая с учетом проанализированного зарубежного опыта присуща депрессивным регионам. Для этих же регионов свойственны и такие приведенные в табл. 2.1 «универсальные» признаки депрессивности, как интенсивная эксплуатация природных ресурсов, зависимость от внешней конъюнктуры, негативное воздействие на окружающую среду и т.д.

Что же касается флагманов отечественной промышленности, к которым можно отнести Челябинскую и Свердловскую области, то они «располагают» другим набором признаков депрессивности, присущим всем регионам промышленно развитых стран, приведенных в табл. 2.1. в их числе - специализация на отраслях тяжелой индустрии, зависимость от традиционных отраслей
данном случае - металлургии) и негативное воздействие на окружающую природную среду. Но в и этом случае отмеченные старопромышленные регионы трудно отнести к депрессивным; имея ввиду оценку уровня их экономического развития по сравнению со многими другими субъектами федерации.

В этой связи необходимо более обстоятельно исследовать экономическое содержание понятия «депрессивный регион» с учетом российских условий.

В основе депрессивного состояния лежат преимущественно экономические причины: падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т.п. Поэтому, мы считаем, что депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в России. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, имеется развитая промышленная инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, сеть внутрирегиональных и межрегиональных связей. Однако, отсутствие механизма саморегуляции регионального развития, на данных территориях приводит к нарушению соразмерности воспроизводственных связей в системе «производство - потребление», к несоответствию между хозяйственными потребностями и имеющимися ресурсами, а также между отдельными частями хозяйственного комплекса, что создает потенциальную возможность возникновения депрессивного синдрома.

С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:

Дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более ухудшилось;

Новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него.

Продолжительность и глубина региональной депрессии определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие.

Выход из депрессивного состояния возможен с помощью механизма рыночного саморегулирования. Переход к устойчивому экономическому росту и связанные с ним структурные сдвиги оказывают благоприятное воздействие на депрессивные регионы. Главный фактор - это увеличение инвестиционного и потребительского спроса и соответственно преимущественное развитие отраслей, составляющих основу ныне депрессивных регионов.

Тяжелое положение ряда регионов России связано не только с резкими изменениями в системе экономических отношений (хотя их базовость и фундаментальность не вызывает сомнения). Существенное и повсеместное ослабление государства привело к появлению кризисных регионов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Классическим примером кризисного региона является Республика Ингушетия. После раздела с Чечней она унаследовала менее 10 % основных производственных фондов. Республика оказалась без необходимой производственной и социальной инфраструктуры. По основным показателям жизнеобеспечения Ингушетия оказалась на последнем месте среди субъектов РФ. Республиканский бюджет на 90 % формировался за счет средств федерального бюджета. Военные действия в Чечне привели к тому, что на территории Ингушетии оказалось огромное количество беженцев.

Улучшение ситуации в кризисных регионах возможно лишь при решении в комплексе не только экономических, но и политических вопросов.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Под регионом понимается часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условия. Причем регион не обязательно должен совпадать с границами субъекта Федерации – в ряде случаев он может объединять территории нескольких смежных субъектов.

Обилие подходов к определению региона, его функций, методам регионализации породило чрезвычайную пестроту в области терминирования и классификации регионов. Чаще всего в основу последней кладутся следующие критерии:

Уровень экономического развития;

Темпы экономического развития региона;

Тип территориальной структуры хозяйства (узловой, гомогенный);

Коэффициент плотности населения;

Характер и коэффициент производственной специализации и др.

Для целей управления можно выделить несколько экономических типов регионов РФ, характеризующихся существенными объединяющими их особенностями, проблематикой, структурной спецификой. При этом отмечаются именно экономические особенности, а не различия в государственно-политическом устройстве регионов. Так можно выделить девять типов:

Регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и не имеющие ценных природных ресурсов (этот тип объединяет регионы, находящиеся в северной и восточной части Российской Федерации, часто в экстремальных природно-климатических условиях. Обширные территории, преобладание малых узкоспециализированных городов и поселков, крайне редкое сельское население. Хозяйство в основном представлено малорентабельными отраслями добывающей промышленности, энергетики, цветной металлургии, лесопереработки. Большой удельный вес занимает громоздкая малоэффективная производственная инфраструктура. Низка социальная-обустроенность. Собственная сельскохозяйственная база практически отсутствует или очень незначительна. Крайне обострены экологические проблемы. Велик контингент временного населения. Удобные для проживания районы занимают очень небольшую часть территории. Типичные представители - Мурманская и Тюменская области, Якутия.);

Регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и располагающие ценными ресурсами (крупные индустриальные области средней полосы и юга Сибири. Выделяются резким преобладанием тяжелой промышленности. Густая сеть крупных и средних городов, индустриальных поселков. Сельское население чрезмерно оттянуто в города, в результате сельское хозяйство потеряло свое былое значение и не играет существенной роли в обеспечении местных потребностей. Остры экологические проблемы. Экономика в целом рентабельна, регионы имеют значительное положительное финансовое сальдо. Социальная обустроенность не ниже среднего показателя. Типичные представители - Свердловская, Кемеровская и Ярославская области.);

Узкоспециализированные индустриальные районы северной и средней полосы РФ (сравнительно небольшие компактные области и автономные республики средней полосы с равномерным развитием обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Население устойчиво, развита сеть исторических небольших городов. В хозяйстве значительна доля предприятий и организаций республиканского и местного подчинения. Социальная обустроенность на среднем уровне. Достаточная база формирования местного бюджета. В межтерриториальном разделении труда производство и потребление в целом уравновешиваются. Типичные представители - Тамбовская и Курганская области, Республика Чувашия.);

Крупные индустриальные регионы средней полосы РФ (к этому типу относятся крупные индустриально-аграрные области и края южной полосы РФ. Сочетание развитого индустриализированного сельского хозяйства и крупной обрабатывающей промышленности. Крупные разносторонне развитые города сочетаются с устойчивой системой сельского расселения, представленной в основном крупными благоустроенными пунктами. Уровень социальной обустроенности в целом выше среднего. Значительна роль личного подсобного хозяйства. Регионы притягивают население. Серьезные экологические проблемы. Финансовое положение регионов различно. Типичные представители - Краснодарский край, Ростовская и Оренбургская области.);

Небольшие индустриально-аграрные регионы средней полосы РФ;

Крупные индустриально-аграрные регионы южной полосы;

Небольшие окраинные регионы юга РФ с низким уровнем социально-экономического развития;

Столичные регионы;

Пограничные регионы с ярко выраженной

Военной функцией.

Естественно, что ряд регионов Российской Федерации не вписывается четко в эту схему, охватывающую наиболее распространенные типы; они могут занимать какое-то промежуточное положение, относиться к другим единичным специфическим типам, к числу последних относятся Московский и Петербургский регионы, где области и города федерального подчинения являются самостоятельными равноправными административно-территориальными единицами. Эти регионы практически по всем параметрам характеризуются показателями, существенно превышающими среднероссийский уровень. Это объясняется исключительной концентрацией здесь производственно-технического и научного потенциала и существенным вкладом регионов в народное хозяйство страны, а также определенным исторически сложившимся приоритетом для них в финансовом, материально-техническом и потребительском обеспечении. Для этих регионов характерно обострение ряда экологических, производственных, градостроительных и социально-демографических проблем.

Негативной тенденцией территориального развития России является появление большого числа проблемных регионов или территорий с особыми аномалиями, характеризующихся остротой социальных, экономических, экологических проблем. В соответствии с этим им выделены следующие типы регионов:

Кризисные;

Отсталые (слаборазвитые);

Депрессивные;

Проблемные.

К кризисным относятся регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов (Чечня), экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения на-копленного экономического потенциала и огромные размеры вынужденной эмиграции населения.

Группа отсталых (слаборазвитых) регионов - это субъекты Российской Федерации, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется малодиверсифицированной структурой промышленности, слаборазвитыми инфраструктурой и социальной сферой. К числу таких регионов относятся ряд республик Северного Кавказа, Республика Алтай и Республика Тыва, большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих), некоторые области в различных частях страны. Этим субъектам Российской Федерации государство вынуждено будет помогать еще длительное время.

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала

Значительная доля промышленности в структуре экономики

Относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

Снижение конкурентоспособности основной продукции

Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса

Истощение минерально-сырьевой базы

Структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в россии ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северногокавказа и южной Сибирипоследней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации;

Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия);

Необходимость переселения избыточного населения.

К депрессивным регионам России, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные зоны старопромышленных, агропромышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Многие проблемы преодоления депрессии будут решаться за счет расширения внутреннего спроса, в том числе импортозамещения. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т. д. Однако регионы с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки.

Необходимость социально-экономических программ для вывода депрессивных районов России из кризиса очевидна. На Западе подобные программы сочетают государственное регулирование с рыночными механизмами. Вместе с тем опыт Запада – Великобритания, Соединённые Штаты, Германия не может быть полностью перенесен в Россию – с её своеобразным характером ведения хозяйства, устройством промышленности и системы управления. Из этого следует необходимость тщательного исследования соответствующего мирового опыта и предложения возможных путей преодоления депрессионного состояния отдельных территорий нашей страны.

В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т. п.) не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде используемых богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, высокий уровень безработицы, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требует специальных мер государственной помощи.