Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основные направления экономической политики россии в целях стабилизация экономики. Сновные направления и цели стабилизационной политики России

ТЕСТ 15 Экономическая политика государства

Часть 1

1. К стабилизационному направлению в экономической политике относится

1) государственная поддержка наиболее важных отраслей хозяйства

2) содействие конкуренции

3) ограничение монополии

4) «оздоровление» экономики

2. Сторонником монетаризма являлся

1) М. Фридмен 2) Дж. Кейнс

3) А. Смит 4) К. Маркс

3. Политика российского правительства в 1992- 1993 гг. следовала теории

1) монетаризма 2) марксизма

3) кейнсианства 4) протекционизма

4. Повышение учетной ставки по кредитам приводит к

1) удешевлению кредита

2) уменьшению количества желающих брать кредиты

3) подъему производства

4) усилению инфляции

5. Понижение учетной ставки по кредитам приводит к

1) уменьшению денег в обращении

2) снижению инфляции

3) подъему производства

6. Увеличение нормы обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к

1) уменьшению денег у банков для кредитования

2) увеличению денежной массы

3) удешевлению кредита

4) увеличению числа заемщиков

7. Уменьшение объемов обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к

1) увеличению денежной массы

2) уменьшению денег у банков для кредитования

3) удорожанию кредита

4) уменьшению числа заемщиков

8. Государственный бюджет Российской Федерации принимается

1) Президентом РФ

2) Правительством РФ

3) Федеральным Собранием РФ

4) Министром финансов

9. К прямым налогам не относится

1) подоходный налог граждан

2) налог на прибыль

3) налог на имущество

4) налог на добавленную стоимость

10. К косвенным налогам не относится(ятся)

1) налог с владельцев транспортных средств

2) налог с оборота

3) таможенные пошлины

4) налог с продаж

11. К источникам доходов государства не относится(ятся)

1) налоги

2) прибыль государственных предприятий

3) инвестиции

4) сеньораж (доход от эмиссии денег)

12. В понятие финансовых активов не входят

1) акции

2) деньги

3) облигации

4) предприятия

13. Свойство ценных бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, называется

1) ликвидностью 3) профицитом

2) запасом ценности 4) кредитом

14. В бюджетную систему Российской Федерации не входят

1) федеральный бюджет РФ

2) бюджеты субъектов РФ

3) бюджеты муниципальных образований

4) бюджеты частных предприятий

15. Денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели, называется

1) дотацией

2) бюджетной ссудой

3) субвенцией

4) трансфертом

Часть 2

1. Вставьте пропущенные понятия: К экономическим целям государства относятся:

1) обеспечить экономический____________

2) создать условия экономической_____________

(право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности)

3) заботиться об обеспечении полной___________

(каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)

2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и обведите цифры, под которыми они указаны.

2) принятие законов

4) бюджетная политика

6) налогообложение

Ответ:__________________.

3. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) кредитно-денежная политика

2) принятие законов

3) расширение государственных заказов

4) бюджетная политика

5) развитие государственного сектора

6) налогообложение

Ответ:

4. Норма процента, по которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам, называется_________________________________ .

5. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется _________________________ .

6. Сгруппируйте перечисленные слова по признаку их связи с понятиями «фискальная политика» и «монетарная политика»:

1 - Банковский резерв, 2 - денежная масса,3- кредит, 4-социальный налог, 5 - государственные расходы, 6-ценная бумага 7 - инфляция, 8 -государственный долг, 9-коммерческий банк,10 - бюджет.

7. Государство Н. переживает период экономического спада. Правительству необходимо принять меры по изменению экономической политики для выхода из кризисной ситуации. Представьте себя руководителем Центрального банка страны. Какие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации?

ТЕМА 7. Стабилизационная краткосрочная экономическая политика государства

Макроэкономическая стабилизация занимает важное направление в условиях рыночной экономики.

Стабилизационная политика – это комплекс мер по преодолению кризисов, поддержанию равномерного и устойчивого роста производства.

Главными инструментами этой политики являются:

1. Фискальная политика – сводится к манипулированию госбюджетом.

2. Денежно-кредитная политика – регулирование экономической активности посредством изменения количества находящихся в обращении денег.

3. Комбинированная политика , которая включает дополнительно к двум предыдущим еще и антиинфляционную политику.

Фискальная политика государства представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.

Фискальная политика направлена на обеспечение экономического роста полной занятости и неинфляционного развития. Основными инструментами этой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы . По этой причине фискальную политику также именуют бюджетно-налоговой политикой.

К налоговым регуляторам относятся инструменты фискальной политики, представленные изменениями видов налогов и платежей, их структуры, объектов обложения, субъектов платежей, источников налогов, ставок, льгот, санкций, сроков взимания, способов внесения.

Бюджетные регуляторы включают уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.

В зависимости от механизма реагирования на изменение экономической ситуации различают дискреционную и недискреционную (автоматическую ) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика направлена на стабилизацию экономики, носит активный характер; осуществляется через организацию общественных работ, изменение уровня трансфертных платежей и налоговых ставок.

В зависимости от фазы экономического цикла дискреционная политика может быть сдерживающей или стимулирующей . Первая проводится на этапе подъема с целью сдерживания инфляции, вызванной избыточным спросом; направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации этой политики предполагает увеличение чистых налогов или рост налогов в сочетании с понижением правительственных расходов (закупок и заказов).

Вторая (стимулирующая) политика проводится в период спада, при высокой безработице, путем снижения чистых налогов или путем сочетания снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.

Автоматическая фискальная политика носит пассивный характер, формируется независимо от решений правительства; обусловлена автоматическим изменением уровня государственных расходов и налоговых поступлений при изменении экономической ситуации при помощи встроенных стабилизаторов. К встроенным стабилизаторам относится любой инструмент, работающий в режиме саморегулирования; в данном случае – это эффективная налоговая система и система трансфертов (пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменение объема производства, занятости и уровня инфляции).

Встроенные стабилизаторы позволяют избежать слишком большой амплитуды циклических колебаний. Например, в период спада безработица растет, и автоматически растут расходы госбюджета на выплату социальных пособий, следовательно, увеличиваются доходы и совокупный спрос; в период подъема наоборот.

Центральный банк проводит денежно-кредитную политику – это совокупность методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на денежное обращение, кредитные отношения и стабильность денежной единицы. Главная цель этой политики – воздействие на экономику, регулирование хозяйственной конъюнктуры. Политика Банка России включает в себя два направления: с одной стороны, стимулирование кредита и денежного обращения, с другой – их ограничение (сжатие) – кредитная рестрикция.

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на денежный мультипликатор. Различают инструменты прямого и косвенного денежно-кредитного регулирования . К первым относятся лицензирование деятельности коммерческих банков, установление лимитов кредитования, прямое регулирование ставки процента. Ко вторым, наиболее часто применяемым, инструментам причисляются изменение нормы обязательных резервов, учетной ставки процента (ставки рефинансирования), и операции на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на ВВП, занятость, уровень цен. В зависимости от макроэкономической ситуации и значения перечисленных индикаторов Центральный банк проводит либо политику дешевых, либо политику дорогих денег.

В период спада производства и роста безработицы проводится политика дешевых денег с целью стимулирования деловой активности. Центральный банк проводит политику по увеличению денежного предложения и удешевления кредита посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков:

– снижение учетной ставки;

– снижение нормы обязательных резервов;

– покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке.

Политика дорогих денег осуществляется в тот момент, когда в экономике имеются излишние расходы и высокая инфляция. Поэтому для стабилизации экономики с целью удорожания кредита и сдерживания денежной массы и деловой активности применяются иные инструменты:

– повышение учетной ставки;

– повышение нормы обязательных резервов;

– продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке.

Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики. Стабилизационная политика государства - это система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение стабильности платежного баланса страны. Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики. Правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.

Основными целями стабилизационной политики являются:

  • - стабильность экономического роста;
  • - достижение необходимого уровня занятости;
  • - удержание инфляции в нужном коридоре;
  • - контроль и регулирование бюджетного дефицита;
  • - поддержка инвестиций;
  • - удержание размера национального дохода (или темпа его роста) в определенных пределах.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или независимы. В частности, в коротком периоде цели снижения инфляции и повышения занятости противоречат друг другу, т.е. являются взаимозаменяемыми. Взаимодополняемыми, как правило, являются рост национального дохода и занятость. Правительство должно постоянно контролировать состояние экономики, чтобы ставить непротиворечивые цели макроэкономической политики и выбирать наиболее актуальные и наиболее достижимые цели.

Исходя из этих целей, формируется государственная политика в макроэкономике. При этом стабилизационной политикой в узком смысле слова называют набор мер макроэкономического характера, направленных на смещение экономического равновесия в состояние, наиболее близкое к равновесию при полной занятости. В стабилизационной политике выделяют экспансионистскую политику, направленную на преодоление экономического спада, и контрактивную политику, направленную на замедление экономики во время бума.

При расширенном толковании этого термина в стабилизационную политику включают:

  • - меры контроля уровня цен (т.е. антиинфляционную политику);
  • - меры, направленные на поддержание в экономике равновесия при занятости выше естественного уровня (т.е. политику занятости).

По набору используемых мероприятий стабилизационную политику принято делить на:

  • - фискальную (налогово-бюджетную) политику,
  • - кредитно-денежную политику,
  • - комбинированную политику.

Фискальная политика - воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. К фискальной политике относят только такие манипуляции государственного бюджета, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики, объектом регулирования является денежный рынок.

Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит государственному банку.

Эффективность как фискальной, так и денежно-кредитной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. Для получения эффекта от мер стабилизационной политики необходима согласованность действий фискальной и кредитно-денежной политики при распределенных полномочиях и ответственности. Для преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства.

В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупной спрос и совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.

Экономическая политика может проводиться двумя путями: это стратегия активизма или установление долгосрочных правил экономической политики.

Активистской политики придерживаются кейнсианцы, считающие необходимым проведение стабилизационной политики для достижения эффективности национальной экономики.

Неоклассики считают проведение стабилизационной политики бесполезным, поэтому они предлагают второй путь - установление долгосрочных правил экономической политики.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, которые, в свою очередь, влияют на результаты стабилизационной политики. Поэтому стабилизационная политика должна быть предсказуема для хозяйственных субъектов.

Экономическая политика, использующая стратегию активизма, подразумевает активное регулирование рыночной системы путем проведения фискальной и кредитно-денежной политики. Тем самым экономическая политика, использующая дискреционные меры в краткосрочных периодах, стремится к осуществлению долгосрочных целей.

Меры экономической политики определяют популярность правительства. Поэтому правительство сосредоточивается на краткосрочных целях экономической политики, не уделяя внимания долгосрочным последствиям.

В отличие от кейнсианцев монетаристы и неоклассики видят причину нестабильности именно в проведении экономической политики. Для достижения экономического равновесия, по мнению монетаристов и неоклассиков необходимы устойчивые и долгосрочные правила.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между «политикой твердого курса» и «свободой действий».

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что «игра по правилам» имеет неоспоримые преимущества перед «свободой действий» (произвольной политикой). Эти преимущества в самом общем виде могут быть сведены к трем обстоятельствам:

  • 1. Последовательная макроэкономическая политика снижает риск принятия некомпетентных решений.
  • 2. «Политика твердого курса» снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, объема выпуска и инфляции. Политика твердого курса правительства и Центрального банка позволяет относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.
  • 3. «Игра по правилам» способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и центрального банка. Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.



3. Политика российского правительства в гг. следовала теории 1) монетаризма 2) марксизма 3) кейнсианства 4) протекционизма



















Часть 2 1. Вставьте пропущенные понятия: К экономическим целям государства относятся: 1) обеспечить экономический____________ 2) создать условия экономической_____________ (право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности) 3) заботиться об обеспечении полной___________ (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)


2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение


3. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение











11. Найдите в приведенном списке характеристики присущие любому налогу. Номера запишите в порядке возрастания. 1) Обязательность уплаты 2) Безвозмездность 3) Пропорциональность доходу 4) Возвратный характер 5) Законодательное установление 6) Приблизительность размера для законоплательщика


12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений 1) По различным оценкам, в гг. Россия поставила на мировой рынок млн.т. зерна. 2) Страна вошла в десятку мировых экспортеров пшеницы и пятерку экспортеров ячменя. 3) Этот успех имеет уверенную тенденцию к сохранению. 4) Экономисты связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. 5) Если такое положение сохранится, то можно предположить, что сельское хозяйство страны станет наконец эффективной сферой хозяйственной деятельности.


13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений 1) В начале 90-х годов в России было лишь около 10 государственных банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны. 2) По официальным данным Центрального банка, на май 1996 года в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556 – паевых и 1012 – акционерных. 3) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. 4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню и по способности внедрять достижения НТР. 5) Ведущие транснациональные банки ежегодно тратят на модернизацию технической базы 15-20% общих операционных расходов. 6) У российских банков расходы на техническое оснащение составляют в среднем лишь 1-2%.


6. функции 7. облигации 8. государственное ценообразование 9. квалификация баобаб 13.ааббаа