Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Объектом распределения распределительной функции финансов являются. Сущность распределительной функции финансов

Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности

Признаки финансов:

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-

2) материальный аспект.

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Функции финансов:

Функции финансов.

Распределительная функция.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2. доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Другие функции.

К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны .

Особенности финансов:

· средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;

· средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Вопрос 2: Финансовая система РФ: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов.

Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины. Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов. денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения. Финансовые отношения возникают в подразделениях обществ, производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения. Они опосредуют связи между: государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них); государством и его кредиторами на внутренних и внешних финансовых рынках; органами государственного управления и самоуправления по оказанию друг другу финансовой помощи; хозяйствующими субъектами по поводу уплаты штрафов, пени, неустоек, обусловленными нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины; предприятиями и их работниками по поводу оплаты труда и материального стимулирования и т. д. Многообразию финансовых отношений содействует и государство, которое разрабатывает различные формы их использования (например, вводит или отменяет конкретные виды платежей и т. д.). Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа и т. д. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно – экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. В условиях рынка появляются и принципиально новые виды финансовых отношений, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей; возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций). Сущность финансов проявляется в первую очередь с помощью распределительной функции. Через нее реализуется общественное назначение финансов обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов. Распределительная функция финансов заключается в первую очередь в создании основных или первичных доходов путем распределения общего, национального дохода среди участников материального производства. Следующая функция финансов заключается в создании вторичных или производственных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в денежной форме), а так же часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью распределительной функции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах, а так же формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции также обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется перераспределение национального дохода. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т. д. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорций на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности в использовании ресурсов. Контрольная функция заключается в контроле за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Контрольная функция осуществляется государством, перед финансовым контролем стоят следующие задачи: 1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); 2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы; 3) проверка соблюдения правил учета и отчетности. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления. Из распределительной функции финансов вытекает контрольная функция которая основывается на возможности оценки величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности движения, происходящей как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а так же взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Функции распределения и контроля это две стороны экономического процесса. Эти функции реализуются через финансовый механизм являющийся частью хозяйственного механизма. Как уже было отмечено, контрольная и распределительная функции финансов осуществляются финансами одновременно. Так как с помощью финансов государство осуществляет распределение созданного в обществе продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости, становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели(выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность и др.) позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Еще по теме 3. Функции финансов.:

  1. 46 Модуль «Финансы». Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  2. 17. Сущность и происхождение финансов. Функции финансов и их роль в экономике.
  3. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов в условиях рынка.
  4. 73 Модуль «Финансы организаций (предприятий). Финансы предприятий, их функциии место в финансовой системе страны

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

Финансы - это значимая составляющая человеческой жизни. Люди прилагают огромные усилия, чтобы зарабатывать деньги, которых никогда не бывает достаточно. Но с точки зрения экономической науки, финансы - лишь средства, которые используются для достижения определенных целей. Их наделяют функциями, выполнение которых ведет к активизации конкретных процессов. Роль финансов очень велика в нашем обществе. Для многих деньги - это цель существования. Люди тратят драгоценные годы своей жизни, чтобы заработать как можно больше и умереть в роскоши.

Распределительная в деятельности предприятия. Основные свойства

Самой значимой является распределительная функция финансов. Данную особенность можно наблюдать на всех уровнях экономической деятельности общества: государство, регион, предприятие, семья и отдельная личность. Распределительная функция предусматривает создание фондов и отчислений для обеспечения деятельности того или иного субъекта. Если говорить о предприятии, то формируются специальные фонды, ресурсы которых идут на покрытие нужд и потребностей. Например, позволяет удерживать из прибыли предприятия сумму, которая покроет расходы по созданию товаров или оказанию услуг.

Формирование финансовых ресурсов - это очень важный этап коммерческой деятельности предприятия. Именно такой резерв позволяет компаниям развиваться, осваивать новые технологии или распространять свое присутствие территориально. Распределительная функция финансов также предусматривает создание запасов для покрытия рисков, льгот и дотаций, разрешения непредвиденных ситуаций. Современные инновационные методы требуют постоянных вложений и усовершенствований в средства производства и повышение квалификации.

Распределительная функция финансов в жизни семьи

Семья, как отдельная составляющая общества, имеет свои обязательства и планы, которые требуют соответствующих вложений средств. К обязательным платежам можно отнести коммунальную и арендную плату, расходы по кредитам и займам, взносы в учебные и образовательные учреждения. Кроме этого, создаются своего рода фонды, за счет которых обеспечивается приобретение наиболее дорогих вещей, мебели, оборудования, а также организация детского или общего отдыха.

При поступлении денег в они подлежат распределению в зависимости от конкретных нужд и потребностей. Как и на предприятии, финансовые средства подлежат планированию и прогнозированию, в зависимости от чего и происходит их дальнейшее использование.

Роль и значимость

Распределительная функция финансов ведет к появлению возможности планировать дальнейший рост и развитие предприятия, улучшать условия жизни и приобретать дополнительные блага. Рассмотрение денежных средств в качестве инструмента для достижения поставленных целей ведет к осознанию их истинной ценности и значимости. Компании и государства учатся правильно распоряжаться имеющимися средствами, когда перестают воспринимать финансы как саму цель своей деятельности.

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют основные функции – распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства.

Функции экономической категории является ее внутренними свойствами, которые проявляются в процессе практической деятельности. Подавляющее большинство отечественных ученых и практиков признают, что финансам присущи две основные функции: распределительная, контрольная.

Распределительная функция

Распределительная функция является главной и проявляется в процессе распределения валового внутреннего продукта в виде образования фондов денежных средств и использования их по целевому назначению.

В процессах стоимостного распределения валового внутреннего продукта могут участвовать различные стоимостные инструменты, в частности финансы, кредит, цены и тарифы, заработная плата, каждый из которых имеет свои особенности и свою историю. Финансы как инструмент стоимостного распределения выделяется среди других масштабностью, всеобъемлющим характером и возможностями активного влияния на все составляющие общественной жизни. .

Генезис и эволюция стоимостного распределения с помощью финансов сопровождались изменением форм стоимостного распределения, приоритетов в формировании и использовании финансовых ресурсов, инвестирование капитала, наполненности и направленности денежных и финансовых потоков.

Это в свою очередь существенно влияло на историю развития человеческой цивилизации, рост могущества или упадок государств, создание, распределение и потребление благ, развитие производств, творческие и интеллектуальные достижения и тому подобное. Финансы как инструмент стоимостного распределения используются на всех стадиях общественного воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении. На стоимостный распределение с помощью финансов существенно влияет разграничения экономической собственности.

Объекты распределения с помощью финансов таковы:

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих потребностей и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах.

Распределительная функция заключается в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов.

Основным объектом распределения стоимость общественного продукта и часть стоимости национального богатства. Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период.

В ходе создания и реализации продукции производятся расходы, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности, как в сфере материального производства, так и в не материальный сфере. Распределительная функция финансов обеспечивает денежными ресурсами процесс воспроизводства.

По характеру и масштабам различают следующие виды распределения:

  • 1. Межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета, внебюджетных фондов, финансового рынка и страхования.
  • 2. Межотраслевое, осуществляется через финансовый рынок, бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхование.
  • 3. Внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий.
  • 4. Внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях.
  • 5. Между сферами экономики, через бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы юридических и физических лиц, и страхование.
  • 6. Между юридическими лицами различных форм собственности, физическими лицами, с помощью бюджета, финансового рынка, благотворительных отчислений и страхование
  • 7. Между социальными группами, имеющими разный уровень доходов, через бюджет и внебюджетные фонды.
  • 8. Межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместной деятельности создания международных организаций и фондов, и иностранное страхования.

Схема 4 Схема распределительного процесса.

Распределительная функция охватывает Две стадии: первичное распределение национального дохода (НД) и вторичное распределение (перераспределение) дохода (НД).

Первичные доходы в свою очередь подразделяются на два этапа:

1й этап - первичный распределение национального, в результате которого образуются первичные или основные доходы: заработная плата работников, служащих, доходы фермеров, занятости в сфере материального производства. Однако эти доходы не решают проблемы всего общества, поэтому необходим перераспределение национально дохода.

Перераспределение национально дохода обусловлено:

  • 1. Наличие некоммерческого сектора экономики.
  • 2. Перераспределение национального дохода между отраслями.
  • 3. Перераспределение национального дохода между разнообразными социальными группами общества.

В результате образуется вторичные или перераспределительные доходы - это доходы субъектов экономики в не самом коммерческом секторе и доходы, налоги, платежи, сборы и др. Как распределение так и перераспределение национального дохода означает использование доходов одних субъектов и формирования доходов в других.


Схема 5 Распределительная функция финансов на уровне предприятия.

Следует отметить, что в результате первичного распределения НД не образуются общественные денежные фонды для обеспечения экономических, социальных и политических функций государства, осуществление социальной защиты населения.

Такие общественные государственные денежные фонды создаются путем вторичного распределения (перераспределения) национального дохода. В результате перераспределения формируются вторичные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной (бюджетной) сферы: образование, медицинское обслуживание, образование, правоохранительная система, оборона и др.

Таким образом распределительная функция финансов необходима для воспроизведения, формирования и расходования части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц. Выполняя распределительную функцию финансы так же выполняют и контрольную функцию.