Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Функции финансов: аккумулирующая, распределительная, контрольная. Участники отношений на страховом рынке. Основные функции ЦБ

Основные функции финансов: распределительная, контрольная и аккумулирующая.

· Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйствующей системы в финансовых ресурсах.

Данная функция образует денежные доходы и накопления при создании общественного продукта.

Благодаря распределительной функции осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования. Через распределительную функцию финансов обеспечивается денежными ресурсами воспроизводство.

Вслед за первичным распределением финансов происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов.Таким образом, распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов физических лиц.

· Контрольная функция финансов выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов. Важной ролью этой функции является возможность анализировать аспекты деятельности субъекта управления.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Применяя контрольную функцию, можно на государственном уровне оценить результативность использования денежных средств на социальную политику, инвестиционную деятельность предприятия и обоснованность семейных расходов.

· Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов представляет собой процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. Эта функция может проявляться в формировании бюджета страны, при формировании суммарной выручки на предприятии и семейного бюджета.

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание заключается в след звеньях :

· выработка научно-обоснованных концепций развития фи­нансов. ·

· определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период;

· осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости от длительности периода и характера реша­емых задач финансовая политика подразделяется на финан­совую стратегию и финансовую тактику .

Финансовая стратегия. В целевых долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматри­вающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития фи­нансов, формируются концепции их использования, намеча­ются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление программ в фи­нансовой политике необходимых для концентрации финансо­вых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конк­ретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, пере­группировки финансовых ресурсов. При относительной ста­бильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны . Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в белее сжатые сроки с наи­меньшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не сво­бодно в выработке и проведении политики; последняя обус­ловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая по­литика обладает определенной самостоятельностью; у нее спе­цифические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финан­сов. Это влияние может быть различно: в одних случаях по­средством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Своевременное изменение финан­совой политики на основе учета особенностей текущего мо­мента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издерж­ками решить стоящие перед страной задачи.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансо­вой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи опре­деленного этапа развития, а также обеспечение тесной вза­имосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области це­нообразования, заработной платы.

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способа­ми и методами содействовать достижению целей и выполне­нию задач, поставленных экономической политикой. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация ресурсов , необходимых для удов­летворения насущных потребностей развития общества. В со­ответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предприниматель­ской деятельности . Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повыше­нию эффективности использования финансовых ресурсов пу­тем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направ­лениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы по­строения финансового механизма, позволяющего наиболее ус­пешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Финансовая политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулирова­нию роста эффективности производства; повышению за­интересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовый механизм-представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Основные звенья финансового механизма:

  • финансовое планирование и прогнозирование;
  • финансовые показатели, нормативы и лимиты;
  • управление финансами;
  • финансовые рычаги и стимулы;
  • финансовый контроль;

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Объекты управления:

  • Государственные финансы
  • Муниципальные финансы
  • Финансы хозяйствующих субъектов
  • Финансы домашних хозяйств

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Финансы:

Шпаргалка

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

Финансы представляют собой особые экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и распределения фондов денежных средств.

Экономическим содержанием финансов являются деньги. Они являются материальной формой финансов. Нет денег– нет финансов.

Финансы – денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы не могут существовать без субъектов финансовых отношений, ведущих расчеты между собой в денежной форме, так как под финансами следует понимать не столько деньги, сколько денежные расчеты в экономике.

Экономический субъект– это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей.

Взаимодействие экономических субъектов образует рынок, что приводит к кругообороту денежных потоков и возникновению финансов. Движение денежных средств между экономическими субъектами образует финансовые потоки и финансовые фонды. В этом движении находят свое воплощение финансовые отношения, в которые они вступают по поводу образования и использования фондов денежных средств.

Группы экономических субъектов: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т.п.), домашние хозяйства и государство.

Виды финансов: финансы предприятий, финансы домашних хозяйств и государственные финансы.

Финансовые отношения экономических субъектов:

Деятельность хозяйствующих субъектов в создании продукции и распределении ее стоимости на составные элементы (определение себестоимости, выручки, налогов, прибыли, дивидендов и т.д.);

Деятельность органов государственного управления по платежам различного рода (таможенные пошлины, налоги, сборы и т.д.);

Деятельность банковской системой при получении и погашении кредитов, купле-продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных и срочных вкладах и т.д.;

Деятельность страховых компаний по всем видам страхования.

Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств состоят из фондов, сформированных в результате хозяйственной деятельности на микроуровне. К ним относятся: фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд и т. д.

Государственные фонды денежных средств формируются на макроуровне. К ним относятся государственный бюджет и внебюджетные фонды.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Основные функции финансов: распределительная, контрольная и аккумулирующая.

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйствующей системы в финансовых ресурсах.

Данная функция образует денежные доходы и накопления при создании общественного продукта.

Благодаря распределительной функции осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования. Через распределительную функцию финансов обеспечивается денежными ресурсами воспроизводство.

Вслед за первичным распределением финансов происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов.

Таким образом, распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов физических лиц.

Контрольная функция финансов выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов. Важной ролью этой функции является возможность анализировать аспекты деятельности субъекта управления.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Применяя контрольную функцию, можно на государственном уровне оценить результативность использования денежных средств на социальную политику, инвестиционную деятельность предприятия и обоснованность семейных расходов.

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов представляет собой процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. Эта функция может проявляться в формировании бюджета страны, при формировании суммарной выручки на предприятии и семейного бюджета.

3. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Финансовая система – это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Блоки финансовой системы РФ:

Государственные финансы;

Финансы юридических и физических лиц. Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы юридических лиц – это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

Финансы физических лиц (частные финансы) -

это финансовые отношения, где субъектами управления выступают физические лица.

Частные финансы формируются за счет следующих источников:

Заработная плата;

Доходы от предпринимательской деятельности;

Доходы от операций с личным имуществом;

Доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере;

Доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.

Виды денежных расходов физических лиц:

1 . Налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.).

2. Потребительские расходы (расходы на приобретение повседневных товаров и товаров длительного пользования).

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем об аккумуляции средств.

Сегодня вы узнаете:

  1. Толкование термина «аккумуляция»;
  2. Какие функции выполняет аккумуляция.

Что такое аккумуляция

Все мы занимаемся накопительством. Кто-то собирает ненужные вещи и отвозит их на дачу, кто-то копит рабочие дни, чтобы получить продолжительный отпуск, а кто-то копит денежные средства. Поговорим о последних.

Вклады нужны банкам для привлечения средств граждан с целью их дальнейшего перераспределения за больший процент.

Ведь, по сути, когда вы относите ваши свободные средства в банк, вы даете банку в долг под определенный процент, процент по вкладу. Затем банк одалживает эти средства нуждающимся с целью получения процентов по кредиту.

На данный момент банковские организации имеют в своем капитале не более 20% собственных средств, 80% приходится на привлеченные.

Таким образом, банки и банковские организации являются некими посредниками между гражданами, у которых есть временно свободные денежные средства и теми, кто в них нуждается.

Банк объединяет такие субъекты экономики по времени (то есть предоставляет заем тогда, когда в нем нуждаются и на определенный срок), по количеству (предоставляет ту сумму, в которой нуждаются единовременно) и по месту (не надо искать заемщиков и кредиторов, все в одном месте).

Банковская деятельность по аккумулированию средств имеет несколько особенностей:

  • Банк направляет аккумулируемые средства на удовлетворение чужих нужд и потребностей;
  • Право собственности на аккумулируемые средства остаются у тех, кто их внес в банк, то есть у вкладчиков;
  • Деятельность по накоплению и перераспределению заемных средств требует наличия лицензии;
  • Собственные свободные денежные средства банка занимают относительно маленькую долю в его капитале;
  • Деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств – одна из важнейших функций банка.

Функции аккумуляции

И, напоследок, давайте подумаем, почему деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств имеет важное значение для общества и государства.

Первая функция – перераспределение средств , поддержка малого и среднего бизнеса. Часто заемщиками банков становятся владельцы малого и среднего , .

Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса позволяет развиваться экономике страны в целом и вносит значительный вклад в бюджет государства.

Вторая функция – сокращение издержек поиска заемных средств . В примере с ноутбуком гражданину «А» пришлось бы обойти нескольких людей, заключить несколько договоров, чтобы получить достаточную сумму. Аккумуляция позволяет избежать бумажной волокиты.

Третья функция – получение прибыли от временно свободных денежных средств . Как известно, деньги должны работать.

Аккумуляция – и есть деятельность по получению денег от денег. При этом прибыль получают не только те, кто аккумулирует денежные средства, но и те, кто вносит свои свободные средства и получает за них процент. Вспомните .

Таким образом, аккумуляция средств позволяет перераспределять средства, развивать малый и средний бизнес в стране, пополнять бюджет государства и улучшать уровень жизни населения.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Основные функции финансов: распределительная и контрольная. По мнению некоторых экономистов, финансы также выполняют и аккумулирующую функцию.

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяй­ственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании общественного продукта образуются денежные доходы и накопления.

Совокупный общественный продукт характеризует в стоимо­стном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, созда­ются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности. Благодаря распределительной функции осущест­вляются многообразные процессы перераспределения стоимос­ти общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроиз­водственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования. Распре­делительная функция финансов обеспечивает процесс воспроиз­водства денежными ресурсами.

Вслед за первичным распределением финансов в ходе хо­зяйственной деятельности происходит вторичное распределение, или перераспределение финансов, которое государство произво­дит для формирования своего бюджета, это происходит путем взимания различных налогов, обязательных отчислений и сборов. Таким образом, распределительная функция необходима для вос­производства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц.

Контрольная функция финансов выражается через финансо­вый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов. Важная роль этой функции - анализ различных аспектов деятель­ности субъекта управления. Эта функция тесно связана с распре-

делительной функцией финансов, поскольку движение всех видов ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных (стоимостных) показателей. Многообразие финансовых отношений создает усло­вия для контроля над формированием и использованием денеж­ных фондов.

Важнейшая функция финансов состоит в контроле над распре­делением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через механизм государственного финансового контроля.

Финансовый контроль - мероприятия по проверке процес­сов распределения при формировании и использовании финансо­вых ресурсов. Сферой финансового контроля являются все опера­ции, совершаемые с использованием денег, например формирова­ние прибыли, издержек производства, исчисление налогов и др.

Применение контрольной функции на государственном уров­не позволит оценить результативность использования денежных средств на социальную политику, инвестиционную деятельность предприятий и обоснованность семейных расходов.

Аккумулирующая (накопительная) функция финансов состо­ит в процессе образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйствен­ной системы. Эта функция проявляется на разных уровнях - при формировании бюджета страны, при формировании суммарной выручки на предприятиях и бюджета семей.

ТЕМА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Финансовая система - это совокупность блоков, зве­ньев и подзвеньев финансовых отношений. Блоки финансовой системы РФ:

государственные финансы; финансы юридических и физическикпиц.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, все вместе они образуют единую финансовую систему страны.

Государственные финансы отражают экономические отно­шения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финан­сы включают государственный бюджет и государственные внебюд-

жетные фонды. По месту в финансовой системе государственный бюджет представляет собой основной финансовый план страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По материаль­ному содержанию государственный бюджет - это централизован­ный фонд денежных средств государства; по социально-экономи­ческой сущности - основной инструмент распределения и пере­распределения ВНП и национального дохода государства.

Государственные внебюджетные фонды - форма аккуму­лирования и перераспределения денежных средств для удовлет­ворения социальных потребностей и дополнительного финансиро­вания территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назна­чение. Внебюджетные фонды включают: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского

страхования.

Финансы юридических лиц - совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначен­ных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юри­дических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

Финансы (поступления) физических (частные финансы) лиц - финансовые отношения, где субъектами управления вы­ступают физические лица. Частные финансы формируются за счет следующих источников:

Заработная плата;

доходы от предпринимательской деятельности;

Доходы от операций с личным имуществом;

доходы от владения ценными бумагами и денежных накопле­ний в финансово-кредитной сфере;

Доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д. Виды денежных расходов физических лиц:

1) налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.);

2) потребительские расходы (расходы на приобретение повсед­невных товаров и товаров длительного пользования);

3) сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, ино­странная валюта, страхование жизни, имущества и т.д.).

4) накопления (покупка ювелирных изделий, антиквариата, про­изведений искусства и др.).

Из расходов семейного бюджета создается финансовый портфель - совокупность активов, составляющих богатство от­дельной семьи.

Функции финансов - это проявление их сущности в дей­ствии, т.е. роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Выделяют следующие основные функции финансов –аккумулирующую (накопительную), распределительную, контрольную и регулирующую (экономическую).

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

На уровне мировых финансовых отношений - в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда.

На уровне государственных финансов (макроуровне) - при исполнении доходной части бюджета и создании централизованных средств государства всех уровней и внебюджетных фондов.

На уровне финансов предприятий (микроуровне) – при создании финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и образовании обособленных фондов предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный и т.д.).

На уровне частных финансов – при формировании денежных средств домохозяйств

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного валового внутренне­го продукта, формированием у субъектов экономических от­ношений доходов и накоплений, с созданием фондов денеж­ных средств. ВВП состоит из:

■ стоимости израсходованных на производство продук­ции средств производства (орудий труда и предметов тру­да), обозначаемой в экономической теории символом С;

■ национального дохода (стоимости рабочей силы и при­бавочного продукта), соответственно обозначаемых символа­ми V и т .

После первой стадии, когда ВВП распределяется на C+V+m, наступает вторая стадия, когда национальный до­ход (V+m) делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для: расширения воспроизводства и образования резервных фондов. Фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потреб­ления.

Распределительная функция финансов проявляется в том, что движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредству­ется денежным оборотом, обеспечивающим образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Распределение национального дохода заключается в со­здании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на за­работную плату рабочих и служащих, занятых в сфере ма­териального производства, доходы фермеров, крестьян и до­ходы организаций и предприятий сферы материального про­изводства.

Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, необходимых для:

■ развития приоритетных отраслей народного хозяйства;

■ обеспечения обороноспособности страны;

■ удовлетворения общественных потребностей - разви­тия и содержания учреждений образования, культуры, здра­воохранения и других отраслей непроизводственной сферы.

Поэтому необходимо дальнейшее распределение (пере­распределение) национального дохода. В результате пере­распределения образуются вторичные, или производные, до­ходы, это доходы, получаемые в отраслях непроизводствен­ной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и др.). Активно участвуя в распределении и перераспределе­нии национального дохода, финансы способствуют трансфор­мации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в пропорции его конечного использо­вания. В конечном итоге распределительная функция фи­нансов призвана обеспечивать формирование и использова­ние централизованных (государственных) и децентрализо­ванных фондов денежных средств.

Финансы выполняют распределительную функцию так­же в процессе формирования и распределения доходов хо­зяйствующих субъектов (организаций и предприятий). При реализации продукции (товаров, работ, услуг) образуется выручка и, соответственно, чистый доход. Одна часть дохода поступает в государственный бюджет, централизованные внебюджетные фонды, а другая остается в распоряжении субъектов хозяйствования на образование фондов потребле­ния (оплаты труда, экономического стимулирования и др.) и фондов накопления (финансирования затрат на расширение и развитие хозяйственной деятельности).

Контрольная функция финансов порождена распреде­лительной функцией и проявляется прежде всего в контро­ле за распределением валового внутреннего продукта и на­ционального дохода по денежным фондам и их целевым ис­пользованием.

Контрольная функция финансов осуществляется, во-пер­вых, через контроль с помощью финансовых рычагов и инструментов; во-вторых, через контроль, осу­ществляемый финансовыми органами. Финансы, выполняя распределительную функцию на макроуровне, количественно (через финансовые ресурсы) отражают воспроизводственный процесс, движение денеж­ной формы ВВП. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ре­сурсов, пропорции распределения ВВП и национального до­хода, исполнение государственного бюджета. Контрольная функция финансов на макроуровне позволяет обществу знать о возникших диспропорциях в экономике, отклонениях в об­разовании и использовании централизованных денежных фондов. Посредством финансов хозяйствующих субъектов осу­ществляется контроль рублем за образованием их денеж­ных доходов, соблюдением режима экономии, рациональ­ным использованием материальных, трудовых и финансо­вых ресурсов, образованием и использованием по целевому назначению фондов денежных средств, распределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Кон­троль рублем осуществляется не только внутри хозяйству­ющих субъектов, но и во взаимоотношениях с деловыми парт­нерами, финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами.



Контроль финансовыми органами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, пол­ноты уплаты налогов.

Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) – эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигают таких же результатов.

Функции финансов ре­ализуется через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм - это совокупность способов управления финансовыми отно­шениями. Он включает финансовое законодательство, опре­деляющее порядок (правила) формирования и использова­ния централизованных и децентрализованных фондов денеж­ных средств, а также финансовое планирование, финансовый анализ и контроль.