Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, страховые риски и субъекты. Отношения по обязательному социальному страхованию работников

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения. Социальное страхование осуществляется на случай:

1. необходимости получения медицинской помощи;

2. временной нетрудоспособности;

3. трудового увечья;

4. материнства;

5. инвалидности;

6. наступления старости;

7. потери кормильца;

8. признания безработным;

9. смерти застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию – исполнение страховщиком, а в отдельных случаях и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Субъектами социального страхования являются:

1. страхователи , т.е. организации любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников;

2. страховщики , т.е. юр. лица любой организационно-правовой формы, создаваемые в соответствии с законами, предусмотренными законодательством РФ в целях осуществления конкретных прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

3. застрахованные лица , т.е. граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, трудящиеся по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие группы граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию появляются в соответствии с федеральными законами об определенных типах обязательного социального страхования.

Система социального страхования состоит в уплате страхователями определенных законом сумм в Фонд социального страхования.

33. Договор имущественного страхования, страхуемые имущественные интересы. Дополнительное имущественное страхование.

Имущественное страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступают различные материальные ценности, а также имущественные права.

Имущественное страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам страхователю (выгодоприобретателю) в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного страховым случаем его имущественным интересам, связанным с владением, распоряжением и пользованием объектами имущества (в том числе в процессе предпринимательской деятельности), а также с обязательствами, возникшими в результате причинения вреда (в том числе нарушением договора) страхователем (застрахованным лицом) жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе, либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Договоры страхования имущества могут быть заключены на один год и на неопределенный срок с ежегодным перерасчетом стоимости имущества и суммы годовых платежей.

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы :

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности;

3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск.

В случае, когда имущество или предпринимательский риск застрахованы лишь в части страховой стоимости, страхователь (выгодоприобретатель) вправе осуществить дополнительное страхование , в том числе у другого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма по всем договорам страхования не превышала страховую стоимость.

Федеральный Закон №125-ФЗ предусматривает следующие виды страхового обеспечения:

Пособие по временной нетрудоспособности,

Единовременную страховую выплату,

Ежемесячные страховые выплаты в случае наступления постоянной нетрудоспособности.

Помимо этих выплат осуществляется оплата дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных.

Если в основу классификации положить сроки выплат, то виды обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, можно разделить на единовременные - единовременная страховая выплата; ежемесячные - ежемесячные страховые выплаты, и периодические, к которым можно отнести пособие по временной нетрудоспособности и оплату дополнительных расходов Курбанов Р.А. Право социального обеспечения / Р.А. Курбанов. - М. : ЮНИТА-ДАНА, 2014. - 212 с..

Существует мнение, что необходимо расширить перечень видов обеспечения, предоставляемого страховщиком, включив в него сохранение прежней заработной платы при переводе на нижеоплачиваемую работу. По действующему законодательству, сохранение заработной платы осуществляется за счет страхователя. Возложение данной обязанности на страховщика стимулировало бы страхователя оставлять пострадавшего работника, не полностью утратившего трудоспособность, на работе, что, несомненно, способствовало бы его лучшей профессиональной реабилитации Ковалевский С.М. Система правовых институтов защиты от несчастных случаев на производстве как модель юридической защиты от современных медицинских рисков / С.М. Ковалевский // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2013. - №5. - С. 49..

Пособие по временной нетрудоспособности является самостоятельным видом страхового обеспечения. Как вид социального обеспечения, пособие характеризуется в теории тем, что имеет строго целевое назначение, в данном случае -- частичное возмещение заработка, утраченного в связи с временной утратой трудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется не только в период болезни застрахованного работника в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, но и на время его санаторно-курортного лечения и протезирования. Следует согласиться с авторами, считающими необходимым разграничить указанные виды пособий в связи с различным характером страховых случаев, при которых оно назначается, поскольку они назначаются не только при временной нетрудоспособности, но и при инвалидности Ковалевский С.М. Указ соч. с. 50..

Конвенция Международной Организации Труда №121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» Конвенция Международной организации труда от 8 июля 1964 г. №121 «О пособиях в случаях производственного травматизма». (Женева, 17 июня 1964 г.), допускает возможность невыплаты денежного пособия в течение первых трех дней. Во многих странах в течение первых нескольких дней нетрудоспособности пособие выплачивается работодателем, и лишь случаи длительной временной нетрудоспособности оплачиваются страховщиком. Например, в Германии работодатель выплачивает за счет собственных средств пособие в течение первых 6 недель нетрудоспособности, что значительно дольше, чем в большинстве экономически развитых стран. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [Текст] : Федеральный закон от 29.12.2006. №255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №1. - Ст. 18. первые три дня нетрудоспособности оплачивает работодатель за счет собственных средств. Но эта норма не относится к пособию по временной нетрудоспособности, назначаемому по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выплата указанного пособия осуществляется страхователем, за счет страховых взносов.

В некоторых странах ЕС назначаются выплаты в фиксированном размере, не зависящем от уровня дохода пострадавшего. В других странах единовременная выплата служит также цели компенсировать моральные страдания и выплачивается одновременно с пенсией: В Дании, например, предусмотрена выплата единовременного пособия супругу погибшего, при условии пятилетнего срока нахождения в браке и совместного проживания на момент смерти застрахованного.1 Килимиченко О.П. Социальное страхование в Дании / О.П. Килимиченко // Социальный мир. - 2001. - №10. - С. 47. По законодательству Финляндии предоставляется единовременная выплата в случае профессионального заболевания, ведущего к скорой смерти.2 Тощаков О.Л. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Финляндии / О.Л. Тощаков // Социальный мир. - 2001. - №12. - С. 59.

Как уже отмечалось, право застрахованных на получение страхового обеспечения, возникает со дня наступления страхового случая. Лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено прежним законодательством, приобретают право на обеспечение по данному виду социального страхования со дня вступления в силу Федерального Закона №125-ФЗ. Этот закон не содержит никаких дополнительных разъяснений относительно того, какие виды обеспечения должны назначаться лицам, пострадавшим до вступления его в силу. На практике зачастую лица, получившие травму много лет назад, требуют не только назначения им ежемесячных страховых выплат, но и назначения единовременной страховой выплаты. Например, решением Лузского районного суда Кировской области от 16.03.2007г., было установлено, что несчастный случай на производстве произошел с обратившейся в суд Лузгаревой Г.А. в 1949г., в ноябре 1992г. ей было установлено 80% утраты трудоспособности, а в 1999г. при переосвидетельствовании степень утраты трудоспособности изменилась на 100%. После вступления в силу Федерального закона №125-ФЗ она обратилась с заявлением в отделение Фонда социального страхования, и ей были назначены ежемесячные страховые выплаты. В назначении единовременной страховой выплаты было отказано, в связи с чем она и обратилась в суд. Суд отказал в удовлетворении ее требований и разъяснил в своем решении, что «заявление Лузгаревой Г.А. о назначении страховых выплат должно рассматриваться не как требование о назначении впервые страхового возмещения, а как требование о принятии на себя страховщиком обязательства по дальнейшему возмещению вреда в соответствии с изменением в законодательстве. При передаче обязательства по возмещению вреда страховщику у истицы не возникло права на единовременную страховую выплату». Решение Лузского районного суда Кировской области от 16.03.2007 г. по делу №2-25 // КонсультантПлюс - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014). Вывод суда представляется необоснованным и спорным. Закон не дает никаких оснований полагать, что не все виды страхового обеспечения распространяются на пострадавших, чье право на возмещение возникло до вступления в силу данного закона. Действительно, по ранее действовавшим правилам возмещения вреда такого вида выплат, как единовременная страховая выплата не было установлено. Если застрахованный не обращался за возмещением вреда ранее, то суды считают возможным назначать единовременную страховую выплату. Например, в решении Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.03.2007г. по иску Никанорова B.C. о назначении страховых выплат, было установлено, что истец пострадал от несчастного случая на производстве 3 февраля 1978 г. Акт Н-1 и акт освидетельствования были составлены в 2006 г., в решении суд указал, что истцу «положена единовременная страховая выплата, так как ранее он не обращался за возмещением вреда здоровью, а работодатель таковых выплат не производил». Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.03.2007 г. по делу №2-472/2007 // КонсультантПлюс - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).

Но следует учитывать, что в соответствии с российским законодательством, пострадавшие, чья нетрудоспособность имеет характер постоянной, получают право не только на выплаты по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Одновременно с ежемесячными пособиями, им назначается пенсия по инвалидности. В случае смерти работника члены его семьи имеют право на пенсию по потере кормильца. Некоторые авторы, например С.М. Ковалевский, считают недопустимым такое двойное обеспечение и предлагают внести изменение в действующее законодательство, чтобы исключить предоставление пострадавшим дополнительных имущественных благ сверх возмещения Ковалевский С.М. Система правовых институтов защиты от несчастных случаев на производстве как модель юридической защиты от современных медицинских рисков / С.М. Ковалевский // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2013. - №5. - С. 40-55..

Правоотношения по обеспечению застрахованного или его нетрудоспособных иждивенцев прекращаются в случае смерти указанных лиц, истечения срока, на который назначены ежемесячные страховые выплаты (достижение установленного возраста, окончание или прекращение обучения, восстановление трудоспособности и др.), а также утраты лицом права на получение обеспечения (выход на работу лица, осуществлявшего уход за детьми, внуками, братьями, сестрами пострадавшего, не достигшими возраста 14 лет, либо достигшими этого возраста, но признанными нуждающимися в уходе и т.п.).

В случае пропуска пострадавшим установленного срока переосвидетельствования в учреждении МСЭ ежемесячные страховые выплаты ему приостанавливаются, а также они приостанавливаются в случае непредставления документов, являющихся основанием для продления ежемесячных страховых выплат.

Например, по законодательству Финляндии, супруг работника имеет право на пенсию в связи с потерей кормильца в размере 40% от заработка. Если право на пенсию имеет еще и ребенок, то размер пенсии супруга снижается до 35%, двое детей - 30%, трое детей- 20%, четверо или более - 15%. Размер детской пенсии по отношению к годовому доходу погибшего кормильца, если право на нее имеет один ребенок, составляет 25%, двое - 40%, трое -- 50%, четверо и более -- 55%. Сумма делится между детьми поровну. При вступлении супруга в повторный брак, ему выплачивается единовременное пособие в размере пенсии за три года. Кузнецов Г.Л. Финляндия, принципы социальной защиты граждан / Г.Л. Кузнецов // Вестник государственного социального страхования. - 2005. - №4. - С. 80.

В Дании компенсация супругу или другому совместно проживавшему с погибшем лицу выплачивается в течении определенного периода (от 1 года до 10 лет) в размере 30% годового заработка застрахованного. Дети имеют право на выплату 10% заработка умершего, но если погибший являлся единственным родителем - сумма удваивается. Килимиченко О.П. Социальное страхование в Дании / О.П. Килимиченко // Социальный мир. - 2001. - №10. - С. 45.

Таким образом, в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусмотрены следующие виды социального обеспечения, а именно: пособие по временной нетрудоспособности, единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты в случае наступления постоянной нетрудоспособности, а также помимо этих выплат осуществляется оплата дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных.

Социальное страхование – это ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения. Такая услуга позволяет поддерживать те слои населения, которые по тем или иным причинам нуждаются в финансовой помощи. Что такое социальное страхование? Сегодня разберем в этой статье.

Социальное страхование реализуется в виде пенсий, пособий, льгот и прочих выплат, сформированных как в натуральном, так и в денежном выражении. Разделяют как государственные фонды, так и коллективные (профсоюзные), а также есть и смешанные формы фондов по социальной защите населения.

Бюджет таких фондов пополняется за счет средств трудоспособного населения, т. е. физических лиц, и за счет любых форм организаций, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.

В современном мире, пожалуй, не существует государства, которое бы не осуществляло внутреннюю политику по социальной защите населения. Существует как обязательное страхование, так и добровольное. Говоря простым языком, социальная страховка – это сознательное гуманное решение общества о взаимовыручке и поддержке друг друга. Осуществляя небольшие выплаты в специализированные организации, люди помогают тем, кто нуждается в финансовой помощи. Как реализуется такая деятельность именно в России, рассмотрим более подробно.

Страховка граждан обеспечивает защиту населения в случае резкого изменения материального положения. Существуют разные аспекты рисков, связанных со страховым покрытием, обеспечивающихся выплатами из различных фондов. К таким видам рисков относятся:

  1. Больничные листы. В случае временной нетрудоспособности первые три дня по больничному листу оплачиваются работодателем, остальная часть денежных средств выплачивается из медицинского фонда соцзащиты.
  2. Связанные с материнством и детством. Сюда входят выплаты по рождению детей – как разовые, так и на постоянной основе, можно отнести оплату по декретному отпуску, материнский капитал и прочее.
  3. Выплаты по смерти кормильца или пособия по инвалидности.
  4. Коллективное страхование на вредном или опасном производстве. Каждое юридическое лицо, входящее в данную категорию, выплачивает страховую премию в фонд страхования для обеспечения социальной защиты. И если любое физическое лицо получило вред здоровью на опасном производстве, то фонд компенсирует деньги на восстановление здоровья. Сюда же можно отнести и экологические сборы.
  5. Медицинское страхование. Граждане Российской Федерации могут пользоваться бесплатными медицинскими услугами за счет фонда медицинского страхования.
  6. Пенсионное страхование. Люди, достигшие пенсионного возраста, также имеют право на получение пенсии и других льгот.
  7. Прочие льготы в натуральном или денежном выражении, относящиеся к участникам различных боевых действий или участникам ликвидации Чернобыльской атомной электростанции.

Обязательное страхование в России закреплено федеральным законом 165-ФЗ, а также иными актами, относящимися к такому виду страхования. Этот закон состоит из пяти глав. К первой части относятся терминология, применяемая в сфере обязательного страхования, а также виды и формы страхования.

Во второй главе описываются взаимоотношения между субъектами и объектами страхования. Устанавливаются права, обязанности и ответственность страховщиков, страхователей и застрахованных лиц. В третьей главе закреплены вопросы по управлению данной сферой, регламентированы действия контрольных органов.

Четвертая глава описывает источники финансирования, разграничивает понятие бюджетных и внебюджетных фондов. Устанавливает тарифы, ставки, сроки пополнения страховых премий, которые выплачивают страхователи и застрахованные лица, формирующие бюджет фондов.

Пятая глава регламентирует описание действий по страховым выплатам, а также сроки исковой давности и разрешение споров.

В России обязательное страхование обеспечивается тремя основными фондами:

  1. ФСС – .
  2. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.
  3. ПФР – Пенсионный фонд России.

Рассмотрим деятельность этих организаций в отдельности.

Это внебюджетное формирование было учреждено в 1991 году. Оно обеспечивает соцзащиту во многих сферах, а именно:

  • выплаты по больничным листам, единовременные выплаты по рождению ребенка, а также выплаты на ежемесячной основе по уходу за ребенком, выплаты при беременности и родам;
  • выплаты при получении профессиональных производственных травм;
  • льготы на санитарно-курортное лечение для восстановления здоровья;
  • обеспечение инвалидов вспомогательными медицинскими принадлежностями;
  • принятие мер по предупреждению профессиональных заболеваний на производстве.

Фонд обязательного медицинского страхования

Был организован в 1993 году. Эта организация обеспечивает получение бесплатной медицинской помощи. Также занимается организацией различных целевых программ, вакцинацией населения. В обязанности этой организации входят контроль и соблюдение всех целевых программ, а также хранение и перенаправление денежных средств для обеспечения бесплатной медицинской помощи либо льготных условий для различных категорий населения. Фонд является также внебюджетным.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Это самое масштабное объединение. Оно является внебюджетной организацией. Фонд был организован в 1990 году с целью выплат пенсий, а также соцзащиты населения. Организация выполняет множество направлений и является ключевой для поддержки населения. Основные функции:

  1. Выплата пенсий людям, достигшим пенсионного возраста.
  2. Выплата пособий по инвалидности, а также героям РФ И СССР, участникам боевых действий, ветеранам труда.
  3. Оплата материнского капитала.
  4. Контроль движения денежных средств.
  5. Контроль за пополнением пенсионного фонда, взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими выплаты премий.
  6. Учет всех участников программы путем присвоения уникального идентификационного номера.
  7. Поддержка программ по добровольному пенсионному накоплению.
  8. Контроль и внедрение доплат по пенсиям для повышения общего материального положения пенсионеров.

Формирование бюджета таких организаций происходит за счет страховых премий, которые оплачивают страхователи, т. е. деньги на реализацию тех или иных целей поступают из доходов населения или коммерческих компаний. Только в случае, если в бюджете фондов недостаточно средств, он дополнительно финансируется из доходов государства.

Сумма пополнения бюджета определяется тарифами, закрепленными законодательством. Различные фирмы и организации производят выплаты в зависимости от дохода работников на предприятии. Денежные средства поступают в региональные отделения фондов. Некоторые выплаты в пользу рабочих на предприятии освобождаются от удержания перечисления денежных средств в фонды. К ним относятся:

  • материальная помощь в случае терактов, стихийных бедствий, прочих ситуаций, подтвержденных справкой из органов полиции или ЖЭКа, например ограблений, затоплений квартиры. Также мат. помощь в ситуациях потери кормильца;
  • выплаты по рождению ребенка или усыновлению. Должны не превышать 50 тыс. рублей и при условии, что перевод денежных средств осуществляется не позднее чем через год после наступления события;
  • оплата суточных, если это предусмотрено регламентом организации;
  • оплата в других случаях, но сумма не должна превышать 400 тысяч рублей.

Эти организации, в зависимости от направления деятельности, обеспечивают социальную защиту населения. Формируют и оплачивают пенсию, листы нетрудоспособности. На деньги таких фондов содержатся санитарно-курортные комплексы, детские и оздоровительные лагеря.

На бюджет этих организаций осуществляются выплаты по безработице. А также формируются средства на погребение и другие выплаты. Если человек имеет финансовые затруднения по тем или иным причинам, то имеет смысл обратиться в один из фондов для получения социальной помощи.

За пополнения фондов внутри организаций отвечают сотрудники бухгалтерии. На каждого сотрудника компании формируется индивидуальный счет, в котором отражаются все выплаты организации – как окладной части, так и различных премий, в зависимости от формы формирования заработанной платы.

Работодатель обязан перевести денежные средства в фонды не позднее 15-го числа в месяце, который следует за отчетным. При этом контролируют этот процесс ФСС И ПФР. Обязанности этих организаций разграничены. ФСС отвечает за выплаты, связанные:

  1. С оплатой больничных листов.
  2. Страхованием от профессиональных заболеваний.
  3. Материнством.

Пенсионный фонд контролирует взносы по медицинскому страхованию и пополнению пенсионного фонда.

Таким образом, функционирование данных организаций жизненно необходимо для проведения внутренней политики по социальной защите населения. Внебюджетные фонды имеют децентрализованный характер и закреплены за каждым субъектом Российской Федерации. Благодаря их функционированию происходит стратегическое перераспределение доходов государства. И каждый человек застрахован от большинства обстоятельств, которые могут являться следствием потери трудоспособности.


Обязательное представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения. Его правовую базу составляют нормы финансового, трудового, гражданского права, права обеспечения. Основополагающим законом является Федеральный закон «Об основах обязательного страхования» от 16 июля 1999 г. а также иные федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с названными законодательными актами обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных российским законодательством, — иных категорий вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, предусмотренных законодательством и подлежащих обязательному страхованию (ст.

Виды обеспечения по социальному страхованию

Описание: Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: 1 оплата медицинскому учреждению расходов связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2 пенсия по старости; 3 пенсия по инвалидности; 4 пенсия по случаю потери кормильца; 5 пособие по временной нетрудоспособности; 6 пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; 7 пособие по беременности и родам; 8 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 9.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования;

инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Государственное страхование

Государственное – комплекс мероприятий, направленный на создание специального страхового фонда, сформированного за счет страховых взносов его участников, из средств которого специализированной государственной организацией производится возмещение (компенсация) материального ущерба (убытка), а также финансирование на устранение последствий от стихийных бедствий, пожаров, несчастных случаев или других обстоятельств.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами в конкретных видах обязательного:

Страховое обеспечение. связанное с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г.

В ст. 1 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами. Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях.

В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов. Таким образом, содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.

В связи с изложенным субъектами отношений по обязательному социальному страхованию следует признать работодателей, работников, а также органы, осуществляющие обязательное социальное страхование работников.

Основанием возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников следует признать возникновение трудовых отношений между работником и работодателем, то есть заключение трудового договора и (или) фактический допуск работника полномочными представителями работодателя к выполнению трудовой функции. Решение вопроса о моменте возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) прямо сказано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника - корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование. Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей по обязательному социальному страхованию работников не может быть законным основанием для лишения их права на получение социальных выплат.

Основаниями изменения отношений по обязательному социальному страхованию работников являются изменения законодательства, устанавливающего размеры страховых взносов работодателей, а также изменения в трудовых отношениях, в частности изменение заработной платы работника, которое влечет и изменение величины уплачиваемых за работника страховых взносов.

Основаниями прекращения отношений по обязательному социальному страхованию работников является прекращение трудовых отношений. В связи с чем работник, получающий страховые выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, продолжая трудовые отношения, является субъектом отношений по обязательному социальному страхованию, которое обязан осуществлять работодатель.