Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Значение слова «финансы. Финансы, как экономическая категория. Дискуссионные вопросы о сущности и функциях финансов

Как известно, в системе экономических отношений существенное место занимают отношения, регулируемые государством. Они относятся к особой экономической категории, называемой финансовыми отношениями .

Термин «финансы» берет свое начало от латинского «financia» - наличность, доход. В толковом словаре В.И. Даль определил термин «финансы» как «все, что касается до прихода и расхода государства».

В энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона, 1909г. дается следующее определение финансов: «финансы - совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных союзов».

В последние годы подавляющее большинство авторов рассматривают финансы как экономическую категорию, выражающую реально существующие в обществе отношения, однако, вопросы о сущности и функциях финансов по-прежнему являются спорными.

Все многообразие дискуссий об экономической природе финансов можно разделить на три группы :

  • первая – вопросы сущности финансов и границ финансовых отношений;
  • вторая – дискуссии по поводу функций финансов;
  • третья группа – вопросы субъективности финансов, отнесения данной категории к категории базиса или надстройки.

В учебной и научной финансовой литературе приводятся различные определения финансов (таблица 1).

Таблица 1 - Дискуссионные вопросы сущности финансов
Автор Определения
Казак А.Ю., декан факультета, заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ, доктор экономических наук, профессор. Финансы – это обусловленная фактом существования государства и необходимостью выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающая перераспределение стоимости СОП и целенаправленное формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями.
Родионова В.М., зав. кафедрой «Финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор. Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Сабанти Б.М., академик Международной академии высшей школы, доктор экономических наук, профессор. Финансы – это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Шеремет А.Д., заведующий кафедрой учета, анализа и аудита МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор. Финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства.

Исходя из первого определения, финансы, как стоимостная экономическая категория обладает следующими признаками :

  • Финансы всегда выражают только денежные отношения между различными субъектами общественного воспроизводства в рамках экономической системы.
  • Финансовыми становятся лишь те денежные отношения, которые обусловлены фактом существования государства, необходимостью обеспечивать выполнение последним своих функций.
  • Финансовые отношения имеют всегда перераспределительный характер.
  • При помощи финансов происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов), расходование котрых происходит в соответствии с возложенными на государство функциями.

Романовский М.В., профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, утверждает, что перечисленные признаки характеризуют государственные финансы .

Он признает факт выхода термина «финансы» за рамки узкого понимания только как государственных финансов и предлагает рассматривать данный термин и в широком смысле слова, как объединяющий две относительно самостоятельные науки о финансах – государственные финансы и финансы предприятий .

Здесь вторая наука изучает наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков, фондов и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.

Рассматривая вопрос о сущности финансов, необходимо остановиться на характеристике их функций. В финансовой науке функция рассматривается чаще всего как проявление сущности экономической категории в действии. Именно с этой позиции и следует рассматривать функции финансов.

В литературе насчитывается более десяти функций финансов, исходя из предлагаемого содержания финансов, как экономической категории. Наиболее часто встречаются такие функции, как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, образования фондов денежных средств, перераспределительная, обслуживания кругооборота фондов, образования денежных доходов и накоплений, использования фондов денежных средств, регулирующая, стабилизационная и другие.

Большинство экономистов, как наиболее значимые, называет распределительную и контрольную функции. Так, например, Родионова В.М. выделяет только эти функции. Дробозина Л.А. кроме них называет еще регулирующую и стабилизационную. Архипов А.И. и Сенчагов В.К. добавляют стимулирующую функцию финансов. Лаврушин О.И. отрицает контрольную функцию финансов.

Казак А.Ю. утверждает, что финансы, как экономическая категория, выполняют следующие функции .

Формирование денежных фондов . Посредством проведения государственной налоговой политики (через налоговое законодательство, в соответствии с которым все налогоплательщики обязаны уплачивать налоговые платежи) формируются различные денежные фонды: централизованный (государственный бюджет), децентрализованные (на региональном и местном уровнях), целевые и т.д.

Использование денежных фондов . Аккумулируемые государством средства перераспределяются в ходе реализации политики государственных расходов на материальное содержание госаппарата (чтобы он мог эффективно выполнять возложенные на него функции), на создание и поддержание в обществе рациональной и эффективной структуры общественного производства, проведение экономической, социальной, военной политики и т.д. Эта функция реализуется через расходную часть государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Контрольная . Она реализуется одновременно либо с первой, либо со второй функциями. Она заключается в необходимости контроля государства за аккумулированием и использованием общегосударственных денежных фондов. Конкретное проявление контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государства.

Если рассматривать представленные функции, как функции государственных финансов, то по аналогии можно охарактеризовать и функции финансов предприятия (организации).

Итак, финансы – сложная экономическая категория, рассматриваемая, как в широком, так и в узком смысле слова . При этом сама эта категория объективна и существует независимо от волеизъявления государства. Существование финансов объясняется объективными потребностями общества в финансовых отношениях.

Место финансов в системе экономических отношений.

Финансы , по сущности, представляют собой одну из экономических категорий, использующаяся в современных государствах с различным общественно-экономическим строем. К таким относятся деньги, кредит, прибыль, себестоимость. Каждая из них выполняет свои функции, в которых выражается сущность и значение этих категорий.

Наука о финансах – учение об экономических отношениях опосредованных оборотом денег.

Предметом являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Термин финансы исторически связан с существованием государства. Именно возникновение государства привело к необходимости выделения из экономических отношений, т.е. из отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления новых дополнительных отношений, связанных с формированием ресурсов государства и их использования для выполнения им своих функций.

Причиной возникновения финансов является наличие государства, но возникновение финансов не результат деятельности государства, они обусловлены потребностями общества.

Условием возникновения финансов являются товарно-денежные отношения. Финансы служат для удовлетворения общественных потребностей. И причина и условие должны быть в совокупности.

Своеобразие отношений составляющих содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения, поэтому финансы по своему происхождению - денежные отношения.

Большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер, т.е. движение денег всегда сопровождается встречным движением товара или услуг. Финансы опосредуют неэквивалентное денежное движение. Движение денег в этом случае не сопровождаются товарным эквивалентом (за исключением покупки государственных ценных бумаг).

Таким образом, не все денежные отношения относят к финансам. Финансы – это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность заключается в том, что они не связаны непосредственно с товарно-денежным обращением.

Отличительные черты финансовых отношений.

Определение финансов.

Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы и накопления, принимаемые форму финансовых ресурсов.

Д – Т – П – Т" – Д" – возникновение финансов

Важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений (всегда связан с формированием финансовых ресурсов). Распределение осуществляется по средствам формирования денежных фондов целевого назначения.


Фондовая форма распределения стоимости общественного продукта позволяет органически соединить производство с потреблением, сделав потребление отправной точкой начальной стадии нового воспроизводственного цикла.

В составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Финансы служат экономическим инструментом распределения национального дохода (НД – вновь созданная стоимость). Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества.

Финансы рассматривают на 2-х уровнях:

  1. Под централизованными (публичными) финансами понимаются денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства.
  2. Под децентрализованными (корпоративными) финансами понимаются денежные отношения, опосредуемые кругооборотом денежных фондов хозяйствующих отношений.

В отношении централизованных фондов государство выступает равноправным хозяином и может принудительно обеспечить свои доходы через систему налогов. В отношении децентрализованных финансовых ресурсов государственное регулирование выполняется косвенно.

Таким образом, выделяют 4-й признак финансов – императивность финансовых отношений – обязательным участником финансовых отношений является государство.

Финансы имеют признаки:

1.Денежный характер.

2.Распределительный характер.

3.Фондовый характер.

4.Императивный характер.

Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условия расширенного воспроизводства.

  • Фина́нсы (фр. finances - денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий).

    Важным элементом финансов служит категория распределения ресурсов. Данная категория является древней и существует еще со времен рассвета человеческого общества. Например, в первобытном обществе охотники забили мамонта, но поделились с остальным племенем (женщинами, стариками, детьми), которые непосредственно в охоте участия не принимали - такая система отношений, основанная на распределении ресурсов, способствовала формированию человеческого социума, без чего невозможно было бы зарождение цивилизации и системы государственности. В современном государстве делятся уже финансовыми ресурсами, а во главе угла по-прежнему стоит система их распределения. Распределение не обязательно подразумевает безвозмездный характер получения финансовых ресурсов - наоборот, под распределением понимается как бы мена, обмен разнородных ресурсов. Например, пенсионер отдал свой многолетний труд и производил отчисления в социальные фонды государства, а государство по достижению гражданином определенного возраста распределяет уже новые поступления будущих пенсионеров и выплачивает их действительным пенсионерам. Многие исторические деятели спекулировали на понятии распределения во взаимосвязи с такими категориями как справедливость, равенство или, наоборот, неравенство из-за чего сформировалось множество трактовок термина распределения ресурсов в теории финансов.

    В западной научной и учебной литературе общих определений финансов обычно не дают, финансы трактуются довольно широко. Обычно конкретизируется, о каких финансах идёт речь: публичных, корпоративных или личных финансах. Под публичными финансами понимают процесс и механизм формирования и использования государственных ресурсов, баланса доходов и расходов, а также соответствующие методы контроля. Под корпоративными финансами подразумевают «надлежащее управление деньгами» или «искусство и науку управления деньгами». Таким образом, термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми. Под теорией финансов подразумеваются теории арбитражного ценообразования, структуры капитала, портфельная теория, теория ценообразования финансовых активов, опционов и другие теории, основанные Г. Марковицем, У. Шарпом, Р. Мертоном, Ф. Модильяни, М. Миллером, Дж. Тобином, A. Блэком и др.

    Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

    Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

    Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

англ. и фр. finances от ср.-лат. finantia – завершение, приказ о выплате) – фундаментальная, обобщающая, многозначная экономическая категория, характеризующая процессы образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения. Категория Ф. отражает общественно-политическую и социально-экономическую систему, в условиях и в составе к-рой действует финансовая система. Отд. авторы придерживаются значительно различающихся позиций по поводу трактовки данного термина. Будучи историч. категорией, Ф. претерпевают также определ. изменения по мере преобразования, развития экономики и общества. Возникновение Ф. как полноц. системы относится к ср. векам и обусловлено развитием произ-ва, торговли, товарно-ден. отношений, межстранового ден. оборота, банковского и бирж. дела. Существовавшие задолго до этого деньги, их движение, обращение приобретают в этот период новое качество, иное содержание. Ден. средства становятся более многообразными, изменяются формы и характер их движения, гос-во мобилизует ден. ресурсы для выполнения и расширения своих экономич., соц., политич. функций, ден. отношения перемещаются из сферы обмена в сферу производства и распределения обществ. продукта. Возникают специфич. финанс. ин-ты, оперирующие разнообразными финанс. инструментами в виде денег, нац. и иностр. валют, ценных бумаг. Так зарождаются Ф. хозяйствующих субъектов, гос-ва, мировые Ф. в их взаимодействии. Эволюция Ф. характеризуется еще двумя важными обстоятельствами: 1) экономич. процессы производства, обращения, использования, потребления продукции, товаров, работ и услуг сопровождаются (в известном смысле отображаются) адекватными финансовыми процессами, отражающими стоимостную сторону воспроизводственного процесса, движение и изменение стоимости, динамику доходов, расходов, прибыли; 2) возникают самостоят. финанс. операции, движение ден. средств как таковых, не связ. непосредственно с произ-вом и продажей товаров; формируются валютный рынок и рынок ценных бумаг, образующие единый финансовый рынок. Движение денег обретает самостоятельность, и, тем самым, денежные отношения становятся финансовыми отношениями. Структура и содержание Ф. в разных странах во многом обусловлены типом господствующей в стране экономич. системы. В странах с централиз. управляемой экономикой определяющее место занимают гос. Ф., формирование гос. бюджета и внебюджетных фондов, мобилизующих осн. часть финансовых ресурсов и затем распределяющих их по отраслям, территориям, социально-экономич. программам в соответствии с гос. планами социально-экономич. развития. В этих условиях главенствующей функцией Ф. становится первичное распределение и последующее перераспределение финанс. ресурсов. Сами Ф. характеризуются здесь как ден. отношения, возникающие в процессе распред. и перераспред. ВВП (вновь созданной стоимости) и части нац. богатства в связи с формированием и использованием ден. фондов хозяйствующих субъектов (пр-тий) и гос-ва, с расходованием их на расширенное воспроизводство, матер. стимулирование работников, удовлетворение соц. потребностей. В странах с рыночной экономикой сохраняется значит. роль гос. Ф., бюджетирования доходов и расходов гос-ва, используемых на общегос., обществ. нужды, соц. цели. Однако центр тяжести финанс. деятельности смещается с централиз. распределения финанс. ресурсов на обеспечение устойчивого функционирования свободного рынка товаров, работ, услуг и гос. регулирование рыночных отношений посредством налогов, пошлин, учетных ставок, субсидий, субвенций, квот и др. финанс. рычагов. Существенно повышаются роль и возможность самостоят. использования финанс. ресурсов хозяйствующими субъектами: пр-тиями, коммерч. фирмами, компаниями, банками, частными предпринимателями. В большинстве стран существует смешанная экономика, совмещающая черты централиз. управляемой и свободной рыночной экономики; такое же сочетание наблюдается и в финанс. системе стран. Функционирование Ф., осуществление финанс. деятельности проявляются через доходы, расходы, прибыль, налоги, платежи, отчисления, накопление ден. средств, образование ден. фондов, формирование бюджета и бюдж. финансирование, инвестирование, финанс. поддержку и финанс. льготы. Сосредоточенные у гос-ва Ф. способствуют решению экономич. и соц. задач, обеспечению стабильности, предотвращению кризисных ситуаций, экономич. росту, формированию рыночных отношений. Ф. хозяйствующих субъектов представляют собой инструмент для развития произва, предпринимательства, инноваций, обеспечения безубыточной, рентабельной деятельности, выживания в условиях рыночной конкуренции. Однако Ф. позволяют получить ожидаемый эффект только при их рацион., продуманном использовании в соответствии с единой экономич. стратегией, вырабатываемой и проводимой в жизнь с учетом историч., природно-экологич., экономич., социально-психологич. факторов и условий.

02.04.2018

Финансы - синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку - изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы - это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с и прочие регрессивные факторы , как стагнация, и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные - распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы - система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов - налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ - Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • ГТК;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами - , проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.