Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Государственный бюджет. Доходы бюджетов

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Как уже отмечалось, в рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством, федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Вопросы налогообложения и налоговой политики, включая классификацию налогов, рассмотрены в гл. 4.

Следующий Вид доходов бюджетов - неналоговые доходы, к которым относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения мер гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
иные неналоговые доходы.

Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В частности, структура и динамика поступления средств в федеральный бюджет от приватизации и использования государственной собственности представлена в табл. 7.11.

В таблице приведены результаты приватизации и использования государственной собственности, но они отражают общие тенденции этого процесса. Как показывают данные по итогам 1999 г., основная часть доходов поступает от приватизации (49,5%), вторая по величине статья поступления-дивиденды по акциям, находящимся в госсобственности (37,9%), и лишь 12,6% составляют доходы от аренды преимущества.

В последнее время Правительство РФ все чаще обращается к вопросам государственной и муниципальной собственности в связи с формированием доходов бюджетов различных уровней и изысканием источников сокращения внешнего долга. Так, Министерство преимущества РФ обнародовало список из более 50 предприятий, которые будут приватизированы в течение 2001 г. Однако в целом стратегия приватизации пока не сформировалась и государственной программы приватизации государственного имущества России, по сути, нет. Важно определить, что должно остаться в собственности государства, как работать с этими объектами, а также выделить самые привлекательные для инвесторов объекты и оценивать их по ценам мирового рынка. При этом на процесс приватизации наложен ряд ограничений. Так ст. 100 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. «О федеральном бюджете на 2001 год» гласит, что до вступления в силу федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации не подлежат приватизации в течение 2001 г. находящиеся в федеральной собственности акции акционерных обществ, балансовая стоимость основных фондов которых, рассчитанная по консолидированному балансу, включающему в себя активы дочерних и зависимых обществ, превышает на 1 января 2000 г. пятьдесят миллионов установленных законодательством РФ минимальных размеров оплаты труда. Законодательством регламентируется также порядок перечисления в бюджеты всех уровней средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

Особое место в системе отношений пользования в мировой практике занимает концессия. Концессия (от лат. concessio - разрешение, уступка) - договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр и участков земли, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. В этом случае государство (муниципалитет) не теряет право собственности на объект аренды; концессионер выступает лишь как арендатор.

В России концессии также имеют место. Специального законодательства по ним пока не разработано, и общие основы их организации регламентируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов могут стать договоры о предоставлении концессий на развитие минерально-сырьевой базы, строительство крупных транспортных объектов; на развитие туристического комплекса в ряде регионов России; на создание инфраструктуры коммунально- бытового обслуживания, газо- и энергоснабжения населения.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной- и безвозмездной передачи средств. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К безвозмездным перечислениям относятся: (а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; (б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона (решения) о бюджете а не учтенными им. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов. В федеральном бюджете Российской Федерации 2001 г. налоговые доходы составляют 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной, основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: (а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; (б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше; (в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений {в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством республиканские, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по этим налогам и сборам.


К неналоговым доходам относятся: а) доходы от продажи или иного использования государственного или муниципального имущества; б)доходы от платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями; в)средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; г)доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и др.


Закон о государственном бюджете на соответствующий год определяет перечень собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов, закрепленных за гос. бюджетом. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РК. Регулирующие доходы бюджетов - все виды налоговых поступлений и иных платежей, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов.


Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения НБ РК или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства.


Участниками процесса формирования доходной части гос. бюджета являются: налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей; коммерческие банки и учреждения НБ РК, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств; органы казначейства, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей; органы Министерства финансов РК, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из гос. бюджета.


Каждый этап исполнения органами казначейства бюджета по доходам имеет свои особенности. I этап. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме перечислять налоги и платежи в доход бюджета, предоставив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. При этом налогоплательщики имеют право обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм. Учреждения НБ РК и коммерческие банки независимо от состояния расчетного счета плательщика и корреспондентского счета самого банка должны принять платежные документы к исполнению.


Корреспондентский счет - счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого кредитного учреждения на основе заключенного корреспондентского договора. Банки обязаны соблюдать сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Списание средств с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские счета банков- получателей осуществляются учреждениями НБ РК. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов казначейства.


Зачисление доходов на лицевые счета казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных документов к ней. В функции казначейства при этом входит учет всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитываются вид и сумма налога.


II этап. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов между бюджетами различных уровней. Все налоговые и неналоговые доходы бюджета систематизированы и имеют код в соответствии с бюджетной классификацией РК. Согласно коду, присвоенному налогу, сбору или неналоговому платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в гос. бюджет. Распределение регулирующих доходов строго регламентировано законом о бюджете на соответствующий год.


Если органы казначейства, кроме гос. бюджета, исполняют еще и областной бюджет или местный бюджет, то перечень регулирующих доходов может быть расширен. Все поступившие доходы должны быть распределены согласно утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты соответствующего уровня. Учреждение казначейства готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает само казначейство, а получателем - финансовый орган от лица исполняемого бюджета или казначейство от лица гос. Бюджета.


Платежное поручение - расчетный документ, содержащий поучение учреждения обслуживающему его банку о перечислении средств на счет того лица, которому учреждение перечисляет деньги. Банк принимает платежные поручения органа казначейства и списывает средства в пределах остатка по лицевому счету. При исполнении бюджета по доходам казначейство готовит и передает территориальному налоговому комитету сводный реестр поступлений доходов по закрепленным и регулирующим итогам. Реестр заполняется по форме, и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета.


III этап. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Комитет налоговой службы Министерства Финансов РК учитывает правильность и своевременность уплаты по видам налогов каждым налогоплательщиком. В случае переплаты одного вида налога и недоимки по другим или при переплате по всем видам налогов Комитет налоговой службы по заявлению налогоплательщика уполномочены принять решение о зачете или возврате сумм налогов. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке платежное поручение на возврат или зачет налога.


Операции по возврату и зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Для возврата налога физическому лицу оформляется денежный чек на его имя, но которому оно получает наличные денежные средства в банке, где открыт лицевой счет доходов казначейских органов. Все операции по возврату и зачету осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке но лицевому счету.


IV этап. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Органы казначейства ведут учет и составляют отчетность о доходах гос. бюджета. Порядок и сроки составления отчетности определяет вышестоящий орган казначейства. Учет доходов ведется в разрезе всех кодов бюджетной классификации РК. Комитету казначейства дано право за счет доходов, собранных в регионе, осуществлять финансирование расходов. Порядок финансирования определен совместно Министерством финансов РК и НБ РК.



С позиций правовой основы доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (БК РФ), законодательством о налогах и сборах (НК РФ) и законодательством об иных обязательных платежах.

Формирование доходов бюджета происходит главным образом в виде налогов и обязательных платежей. Предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, граждане как физические лица выступают плательщиками налогов и сборов в государственный бюджет. Эти взносы перечисляются в бюджет в строгом соответствии с законодательством.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие безвозмездно и в безвозвратном порядке в соответствии с законом РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

Доходы бюджета образуется за счет:

Налоговых видов дохода;

Неналоговых видов дохода;

Безвозмездных перечислений (поступления от международных организаций и правовых иностранных государств, юридических и физических лиц, безвозмездные перечисления по взаимных расчетам).

Налоговые виды дохода - это обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, к ним относятся федеральные, региональные, местные налоги, а также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

Налоговые доходы бюджетной системы в настоящее время являются основным источником поступления средств в бюджеты и внебюджетные фонды.

Согласно Бюджетному кодексу, в категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В состав налоговых доходов подлежат включению и те средства, которые могут поступить в бюджеты позже. Речь идет о предоставлении финансовыми органами соответствующего бюджета налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей.

К категории налоговых доходов относятся и таможенные платежи. Понятие «таможенные платежи» определяется как совокупность таможенной пошлины, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензий, других платежей, взимаемых в установленном порядке таможенными органами.

Основной источник налоговых доходов - вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):

Налог на добавленную стоимость;

Налог на доходы физических лиц;

Единый социальный налог;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

Из приведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков, например налог на прибыль, другие - только для плательщиков, связанных с определенными видами деятельности, например добыча полезных ископаемых.

Региональными налогами признаются налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

Неналоговые доходы:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (арендная плата, проценты по остаткам банковских средств на счетах в банках, средства от возврата государственных кредитов, от продажи имущества, полученные как обеспечение по кредитам, доходы в виде прибыли, приходящиеся на долю государства в уставных капиталах товариществ, обществ и унитарных предприятий);

Доходы от платных услуг, которые оказывают органы государственной власти и МСУ (штрафы, конфискация, средства, полученные от возмещения вреда причиненного РФ);

Финансовая помощь и бюджетные ссуды в виде дотаций, субвенций, субсидий.

Поступления от международных организаций и правовых иностранных государств, юридических и физических лиц, безвозмездные перечисления по взаимных расчетам.

Внешние источники - международные заимствования, поступающие из других стран и международных организаций.

Доходы федерального бюджета - это часть государственных доходов, имеющая централизованный характер. Они формируются за счет различных источников, которые можно разделить на внутренние и внешние. Большая часть доходов федерального бюджета формируется за счет внутренних источников, которые поступают в бюджет от юридических и физических лиц.

Доходы бюджетов субъектов РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Доходы региональных бюджетов в РФ формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления.

Доходы бюджетов муниципальных образований - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение ОМСУ.

Доходная часть местных бюджетов состоит:

Из собственных доходов;

Поступлений от регулирующих доходов;

Финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований);

Средств по взаимным расчетам.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

Местные налоги и сборы;

Другие собственные доходы местных бюджетов;

Доли федеральных налогов;

Доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями в области формирования каждого из отмеченных выше видов доходов местных бюджетов:

Местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (кроме того, устанавливаются налоговые ставки по местным налогам и предоставляются налоговые льготы);

Неналоговые доходы формируются в соответствии с нормативными правовыми актами ОМСУ (например, устанавливаются ставки арендной платы, размер части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в местный бюджет и др.);

Межбюджетные трансферты (определение порядка предоставления и предоставление из местных бюджетов межбюджетных трансфертов).

При реализации указанных полномочий в процессе составления и рассмотрения проекта местного бюджета в части нормативноправового обеспечения формирования его доходной части необходимо иметь в виду новые положения, введенные ФЗ № 63-ФЗ в ст. 64 и 174.1 БК РФ.

Согласно нормам данных статей муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Если указанные нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования приняты после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете, они должны содержать положения о вступлении их в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.


Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджета подразделяются на три группы:
  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные и безвозвратные перечисления.
Налоговые доходы составляют преобладающую часть доходов бюджета.
Налоги выполняют регулирующую, перераспределительную, фискальную, контрольную и стимулирующую функции.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление прав и выдачу разрешений (лицензий).
Налоговая система - это совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
К таким условиям относятся:
  • принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;
  • виды налогов;
  • права, обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и др. участников налоговых отношений;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.
Эти условия регулируются Налоговым кодексом РФ.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории РФ. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственные пошлины.
Региональными признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
Местными признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Все налоги и сборы в Российской Федерации предусмотрены в Налоговом кодексе РФ. Другие налоги и сборы устанавливаться не могут.
Налог считается установленным, когда по нему определены следующие элементы налогообложения.
1 . Объект налогообложения - операции по продаже продукции, товаров, работ, услуг; имущество, прибыль, доход и т. д., т. е. все, с чего уплачивается налог.
  1. Налогоплательщик и плательщик сборов - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплатить соответственно налоги и (или) сборы.
  2. Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
  3. Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
  4. Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным видам налогов, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
  5. Метод налогообложения - порядок изменения ставки налогообложения в зависимости от изменения налоговой базы (равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное).
  6. Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет налоговый оклад - сам налогоплательщик, налоговый орган, третье лицо.
  7. Способы исчисления налога: по частям, нарастающим итогом.
  8. Способы уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый.
  9. Порядок уплаты налога - технические приемы внесения налога с соответствующий бюджет: авансовые платежи с окончательным расчетом по окончании налогового периода или разовая уплата всей суммы налога.
  10. Сроки уплаты налога - устанавливаются по каждому налогу в виде календарной даты или периода времени (год, квартал, месяц и т. д.).
Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать:
  1. федеральные налоги, не указанные в вышеприведенном перечне;
  2. освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов;
  3. особый порядок определения элементов налогообложения.
К специальным налоговым режимам относятся:
  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения);
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Налоговое правонарушение - виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
К налоговым правонарушениям относятся:
  1. нарушение срока постановки на учет в налоговые органы;
  2. уклонение от постановки на учет;
  3. нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке;
  4. непредставление налоговой декларации;
  5. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  6. неуплата или неполная уплата суммы налога и др.
ТЛ О О
В случае неуплаты или не полной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика в банках и за счет иного имущества (наличных денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, готовой продукции и др.).
К неналоговым доходам относятся:
  1. доходы от внешнеэкономической деятельности:
а) ввозные и вывозные таможенные пошлины;
б) таможенные сборы и др.;
  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
а) дивиденды по акциям, находящимся в соответствующей собственности;
б) проценты по бюджетным кредитам;
в) проценты по государственным кредитам;
г) арендная плата;
д) доходы от перечисления части прибыли Центрального банка РФ;
е) доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, унитарных предприятий и др.;
  1. платежи при пользовании природными ресурсами:
а) плата за негативное влияние на окружающую среду;
б) платежи за пользование недрами, и др.;
  1. доходы от оказания платных услуги и компенсации затрат государства и органов местного самоуправления;
  2. доходы от продажи материальных и нематериальных активов (унитарных предприятий и конфискованных);
  3. административные платежи и сборы (например, исполнительный сбор);
  4. штрафы, санкции, возмещение ущерба.
Все налоговые и неналоговые доходы имеют своих администраторов в лице Министерств, Федеральных служб и агентств и аналогичных органов на региональном и муниципальном уровнях.
На уровне местных бюджетов существуют доходы, не имеющие своих администраторов, т. к. они не являются регулярными. Это средства самообложения граждан - разовые платежи, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Они вводятся по результатам референдума или схода граждан.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся добровольные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также меж- бюджетная передача средств.
К собственным доходам бюджетов относятся:
  1. налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах. В федеральный бюджет РФ зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами либо в полном объеме, т. е. по нормативу 100 % (например, налог на добавленную стоимость) или по нормативу менее 100 % (например, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (70 %).
В бюджеты субъектов РФ зачисляются все региональные налоги по нормативу 100 %, а также налоговые доходы от федеральных налогов и сборов (например, налог на доходы физических лиц - 70 %, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов - 30 % и др.).
В местные бюджеты РФ зачисляются местные налоги, а также часть федеральных и региональных налогов и сборов.
Нормативы и условия поступления налогов и сборов на различные уровни бюджетной системы устанавливаются Бюджетным кодексом РФ;
  1. неналоговые доходы, зачисляемые в соответствии с законодательством РФ, законами субъекта РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  2. доходы, получаемые в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Отдельно в доходах федерального бюджета учитываются нефтегазовые доходы:
  • налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
  • вывозные таможенные пошлины на нефть сырую;
  • вывозные таможенные пошлины на газ природный;
  • вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти.
Это обособление связано с тем, что они имеют особую схему использования.