Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Виды доходов федеральных бюджетов. Неналоговые доходы бюджета: что к ним относится

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (БК РФ) источником финансирования дефицита бюджета.

БК РФ предусматривает следующие виды доходов бюджетов :

Налоговые;

Неналоговые;

Безвозмездные поступления.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные (закреплённые) и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами федеральным законодательством.

К собственным доходам относятся:

Налоговые доходы, закреплённые федеральным законом за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов федеральным законодательством;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

В соответствии с изменениями, внесёнными в БК РФ федеральным законом от 20 августа 2004 г. №120-ФЗ, в бюджетном законодательстве РФ исключено понятие регулирующих доходов бюджета. В рамках реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений в РФ доходы бюджетов подразделяются на группы:

Собственные доходы бюджетов;

Субвенции на реализацию делегированных государственных полномочий из федерального (регионального) фонда компенсаций.

В новой редакции БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

● налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

● неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Налоговые доходы

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии со статьёй 13-15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к федеральным налогам и сборам относятся:

    налог на добавленную стоимость;

  1. налог на доходы физических лиц;

    налог на прибыль организаций;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    водный налог

    сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

    государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

    налог на имущество организаций;

    налог на игорный бизнес;

    транспортный налог.

К местным налогам относятся:

    земельный налог;

    налог на имущество физических лиц.

К неналоговым доходам относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным зако-нодательством, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие положения в области формирования доходов бюджетов, закрепляет отдельные виды доходов за бюджетами разных уровней, а также определяет нор-мативы отчислений от доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим. Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, виды налогов и сборов, уплачиваемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. К законодательству об иных обязательных платежах относятся нормативные правовые акты, устанавливающие обязанность и порядок уплаты различных видов платежей (лицензионных, таможенных, регистрационных и др.).

Доходы бюджетов формируются за счет налоговых, неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также штрафы и пени, взыскиваемые за налоговые правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 части I Налогового кодекса Российской Федерации. Налоги, сборы и иные обязательные платежи составляют, как правило, около 90 процентов средств, поступающих в доходную часть федерального бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

1) доходы, полученные от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Такими средствами являются:

Арендная либо иная плата за сдачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, и другие доходы от использования имущества, входящего в государственную и муниципальную собственность;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия и другие неналоговые доходы.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В отношении штрафов и иных сумм принудительного изъятия установлен следующий порядок зачисления. Штрафы за нарушения законодательства об основах государственного строя Российской Федерации, о гражданстве Российской Федерации, о государственной службе, о выборах и референдумах, о воинской обя-занности и военной службе, о Государственной границе, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, а также за нарушения антимонопольного, трудового, валютного, таможенного, бюджетного законодательства (в части федерального бюджета) подлежат зачислению в федеральный бюджет в полном объе-ме. Суммы штрафов, применяемых в качестве санкций, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации за налоговые правонарушения, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством применительно к соответствующим налогам (сборам). Суммы денежных взысканий за административные правона-рушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в равных долях в федеральный бюджет и бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Безвозмездные поступления - это средства, поступающие в доходы бюджетов в виде:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дотация представляет собой межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования;

субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии).

Под субсидией понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам в целях совместного финансирования расходных обязательств;

субвенций из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Субвенция представляет собой одну из разновидностей межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, воз-никающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Бюджетный кодекс закрепляет собственные доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций).

В Бюджетном кодексе устанавливаются виды доходов, поступающие в федеральный бюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты, а также полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию доходов.

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы, к которым относятся федеральные налоги и сборы, таможенные пошлины и сборы, государственная пошлина и другие обязательные платежи. В состав неналоговых доходов федерального бюджета помимо общих неналоговых доходов включаются:

в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;

по нормативам, установленным федеральными законами, прибыль Центрального банка Российской Федерации;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

в полном объеме - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), доходы от продажи такого имущества и доходы от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями.

Все перечисленные виды неналоговых доходов учитываются в федеральном бюджете после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей.

В соответствии со ст. 53 Бюджетного кодекса к полномочиям Российской Федерации по формированию доходов бюджетов отнесено:

установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

федеральные законы о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах и федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы российской Федерации, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

внесение изменений в законодательство Российской Федера-ции о федеральных налогах и сборах, предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В состав доходов субъектов Российской Федерации входят соб-ственные налоговые доходы, а также неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К полномочиям субъектов Российской Федерации по формированию доходов отнесено введение региональных налогов и сборов, установление размеров налоговых ставок по ним и предоставление налоговых льгот в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов, вступающие в силу с начала очередного финансового года (в очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона о бюджете в законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, а также за счет отчислений от федеральных и региональных натогов и сборов.

В состав неналоговых доходов местных бюджетов включаются доходы, поступающие от использования и продажи муниципального имущества (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, а также часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

доход федеральный бюджет государственный

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Указанное понятие является более узким, чем понятие "доходы государства", поскольку в доходы государства входят помимо бюджетных средств ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней ВВП является прежде всего такая его часть, как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги.

Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему распределения поступлений между конкретными бюджетами - федеральным, субъектов Федерации и местными, а также внебюджетными фондами. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом «О федеральном бюджете» на срок не менее трех лет.

В связи с этим доходы делятся на собственные и несобственные.

Собственные доходы бюджетов - это доходы, закрепленные постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами. К ним относятся:

1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления.

Несобственными доходами являются регулирующие доходы финансовая помощь. Под регулирующими доходами бюджетов понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем три года) по разным видам таких доходов.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

Собственные налоговые доходы (за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов другим бюджетам);

Собственные неналоговые доходы;

Средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления;

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов;

Средства федеральных социальных внебюджетных фондов.

Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, это налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации (статья 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основными доходами федерального бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

Налоги на прибыль, доходы;

Налоги и взносы на социальные нужды;

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

Налоги на совокупный доход;

Налоги на имущество;

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

Государственная пошлина. Перечень и ставки налогов определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Они обеспечивают более 9/10 обшей суммы платежей.

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2012 года НДС включает 35% всех доходов бюджета Российской Федерации. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

Неналоговые доходы могут иметь форму, как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Неналоговые доходы составляют около 5% всех поступлений в федеральный бюджет. К этим доходам бюджетов разного уровня относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней) находящегося в государственной или муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Средства самообложения граждан;

Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Следующий по своему финансовому значению доход бюджета -- государственные кредиты в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов:

Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем размещения ценных бумаг от имени государства;

Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга, который тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями. При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Кроме того, можно выделить два дополнительных основания классификации доходов, в зависимости от степени окончательности зачисления доходов в федеральный бюджет можно выделить:

Доходы, подлежащие окончательному зачислению. К данной группе доходов относится большинство налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета;

Доходы, подлежащие дальнейшему возмещению из бюджета. Сюда следует отнести в первую очередь суммы косвенных налогов (НДС и акцизов), возмещаемые налогоплательщикам, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную по реализации товаров. Также к данной группе можно отнести суммы неправомерно удержанных и зачисленных в бюджет налогов, сборов и иных платежей, подлежащих дальнейшему возмещению из государственного бюджета.

Подобная классификация имеет важное значение при бюджетном планировании, поскольку позволяет реально оценить роль и значение отдельных видов доходов.

В зависимости от реальности зачисления дохода в бюджет можно выделить:

Реально зачисляемые доходы - это доходы в собственном смысле слова, то как они понимаются в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Выпадающие доходы - это доходы, которые бюджет мог бы получить, но не получил, в результате применения различного рода льгот и освобождений по отношению к плательщикам налогов, сборов и иных платежей.

Выпадающие или потенциальные доходы не являются доходами в собственном смысле этого слова, поскольку они не зачисляются в бюджет. Данная категория приобретает значение в процессе выработки государственной финансовой политики при бюджетном и налоговом планировании и позволяет, с одной стороны, оценить потенциал для дальнейшего роста доходов бюджета (в случае отмены каких-либо льгот), а с другой, - оценить возможности для снижения фискального бремени плательщиков налогов, сборов и иных платежей (в случае предоставления дополнительных льгот отдельным категориям плательщиков).

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательствомРФ,законодательствомо налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между бюджетами бюджетной системы, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Системное представление структуры доходов бюджетов всех уровней БС РФ отражено в табл. 1.

Таблица 1

Классификация доходов бюджетов всех уровней бс рф

К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используется среднегодовая цена на нефть сырую марки "Юралс

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 7% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Резервный фонд формируется за счет:

Дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины

Доходов от управления средствами Резервного фонда.

До 1 февраля 2016 года доходы от управления средствами Резервного фонда направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного долга РФ.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

Дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

От управления средствами Фонда национального благосостояния.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7% средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации на основании отдельных решений Правительства РФ.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

Депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

Депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ;

Долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ;

Паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в ЦБ РФ.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговымирежимами,региональныхиместныхналогов, а такжепенейи штрафов по ним.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

При этом налоги являются бюджетообразующими доходами кон­солидированного бюджета РФ и федерального бюджета, их доля в доходной части бюджетов данного уровня стабильно превышает 90%.

К налоговым доходам относятся:

    предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

    пени и штрафы.

Состав налоговых доходов.

    Налоги на прибыль:

налог на прибыль организаций;

    налог на доходы физических лиц;

    налог на игорный бизнес;

    страховые взносы.

2. Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы); лицензионные и ре­гистрационные сборы.

3. Налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в свя­зи с применением упрощенной системы налогообложения.

4. Налоги на имущество:

    налог на имущество физических лиц;

    налог на имущество организаций;

    налог на операции с ценными бумагами.

    Платежи за пользование природными ресурсами:

платежи за пользование недрами;

    платежи за пользование континентальным шельфом РФ;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    платежи за пользование лесным фондом;

    плата за пользование водными объектами;

    земельный налог и др.

    Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опера­ции: таможенные пошлины и др.

Налоги не только являются основой доходной части консолидиро­ванного бюджета РФ и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство (МО) оказывает влияние на распределение национального дохода и (или) ВВП.

В российской налоговой системе существуют три вида налогов и сбо­ров:

    федеральные налоги и сборы;

    налоги и сборы субъектов РФ;

    местные налоги и сборы (НК РФ).

Большая часть налоговых поступлений перераспределяется по уровням бюджетной системы. Кроме того, федеральными законами распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюдже­тами различных уровней.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, МО, и иные суммы принудительного изъятия;

Средства самообложения граждан;

Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Помимо привычных нам налоговых платежей, государственная казна получает также немалую прибыль и с неналоговых. Давайте разберемся, что это такое и какова роль данного механизма в отечественном капитале.

Что такое бюджетный доход

Все мы понимаем, что для нормального функционирования наше государство должно получать денежные средства, которые аккумулируются и называются бюджетом. Некоторые суммы поступают от физических лиц, ну а некоторые от юридических - это и называется доходностью капитала.

Ошибочно полагать, что государственная казна пополняется только обязательствами лиц и прочими пошлинами. Поэтому в современной практике подобные поступления разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Как они формируются?

Первоначально большая масса поступлений попадает в местные органы самоуправления, однако задерживается там только треть от этой суммы, остальные же средства перечисляются в пользу национальной казны.

На самом деле этот процесс достаточно сложен и требует комплексного подхода к его рассмотрению, но давайте попробуем в нем разобраться.

Какие факторы влияют на уровень доходов

Если посмотреть на этот механизм в общемировом разрезе, то можно увидеть все несколько иначе. Вы никогда не задумывались над тем, почему какие-то страны более развитей, и улицы у них облагорожены, и незащищенные слои населения живут в большем достатке, нежели в прочих?

Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства.

Поэтому вышеперечисленные составляющие значительно влияют не только на текущий объем казны, но и на степень национального богатства в целом.

Понятие неналоговых доходов бюджета

Итак, мы рассмотрели, от чего может зависеть благосостояние государства и возможности его увеличения. Однако наша основная задача заключается в определении и раскрытии понятия «неналоговые доходы бюджета», а также нам необходимо выяснить их структуру и роль.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относится довольно-таки внушительная группа поступлений, поэтому ошибочно предполагать, что налогоплательщики содержат национальную казну.

К неналоговым доходам бюджета относятся различного рода и вида отчисления, которые обоснованно поступают на бюджетные счета. Поэтому довольно сложно дать этому понятию какое-то универсальное и лаконичное определение, и единственное, что можно подвести под общий знаменатель в данных платежах - так это то, что ни один из них не является налогом.

Для большего понимания сложившейся картины давайте рассмотрим их разновидности.

Виды неналоговых доходов бюджетов

Источники неналоговых государственных поступлений

Итак, мы разобрались, какова структура неналоговых доходов бюджета, давайте теперь постараемся выделить основные источники, из которых наше государство извлекает прибыль:

  • как уже говорилось выше, на первом месте у нас стоят любые поступления, представляющие собой арендную плату от использования муниципальной собственности, а именно - любой недвижимости;
  • проценты, которые начисляются на оставшиеся незадействованные бюджетные средства, размещенные на кредитных счетах коммерческих субъектов хозяйствования;
  • помимо этого, также немалую прибыль приносят проценты по займам, предоставленным другим государствам;
  • любые паи, дивиденды от участия в доле акционерного капитала различных организаций;
  • прочие поступления, которые не являются налогами.

Как мы видим, эта категория прибыли занимает немалую нишу в государственной казне. Однако по этому поводу есть некоторые противоречия: отдельные ученые считают, что «иные» поступления, то есть неналоговые доходы бюджета, не могут приносить такую огромную прибыль стране.

Доходы регионального значения

Давайте попробуем разделить поступления в государственную казну по категориям использования. Неналоговые доходы регионального бюджета - это финансовые потоки, которые поступают на счета областного значения безвозвратно и безвозмездно для дальнейшего использования в целевых нуждах.

Как правило, региональный доход пополняется такими источниками:

  • вышеупомянутые арендные платежи;
  • платные услуги местных исполнительных и прочих государственных органов;
  • любые компенсации, штрафы и пени, которые были назначены вследствие доказательства факта административного и уголовного правонарушения;
  • доходы от платежей юридических лиц за загрязнение окружающей атмосферы;
  • финансовые поступления за сверхлимитное использование лесного фонда государства.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Что касается основных источников поступления, то местные доходы практически ничем не отличаются от региональных, за исключением двух последних пунктов - поступлений за загрязнение атмосферы и сверхлимитного использования лесного богатства страны, которые уплачиваются на счета областного масштаба.

Но, помимо этого, неналоговые доходы местных бюджетов также формируются за счет следующих финансовых потоков:

  • при поступлении субсидий и дотационных отчислений из бюджетов других уровней воздействия;
  • возвратные виды финансовой помощи, или, как их еще принято называть, субвенции, поступающие из региональной казны;
  • финансовые поступления, которые относятся к внебюджетным фондам ;
  • любые добровольные и безвозмездные финансовые инвестиции, которые поступают от физических и юридических лиц.

Свойства неналоговых поступлений

Несмотря на то что неналоговые доходы бюджета не имеют четко спланированного алгоритма и методологии исчисления поступлений, их сложно назвать принудительными.

В современной практике принято такие платежи относить к преимущественно добровольным, поскольку не всегда они носят принудительный характер и могут представлять собой безвозмездное перечисление финансовых потоков. Поэтому даже если платеж обязателен, то в отличие от налогового, он несет какую-либо пользу плательщику - будь то работы или услуги.

Помимо этого, к неналоговым доходам бюджета относятся такие свойства, как регулярность и стабильность, за исключением тех категорий, которые определяются по решению факта нарушения уголовных и административно-правовых норм и представляют собой штрафы и различные взыскания.

И наконец, поступления неналогового характера мобильны - они могут пополнять казну как одного региона в этом отчетном периоде, так и другого уже в следующем.

Как повысить эффективность неналоговых платежей

Для того чтобы неналоговые доходы бюджета приносили максимальную пользу государственной казне, необходимо провести меры по повышению и поддержанию их эффективности, чего явно не наблюдается в нашем государстве.

Вот, к примеру, сейчас активно внедряется программа по приватизации и ликвидации государственных предприятий, а это значит, что внушительное количество сооружений распродается частным лицам, хотя в ином случае они могли бы сдаваться в аренду и приносить систематическую прибыль.

Помимо этого, необходимо произвести инвентаризационные меры государственного имущества для четкого понимания того, какие из активов не задействованы и простаивают, не принося никакого дохода.

Еще одна немаловажная мера по повышению эффективности - это урегулирование взаимоотношений внутри межведомственных организаций с целью исключения укрытия некоторых лиц от уплаты обязательных взносов.