Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Незаконное возмещение ндс уголовная ответственность. Незаконное возмещение ндс чем чревато по ук рф. Незаконный возврат НДС

  • 24.01.2014, 19:24,

Незаконный возврат НДС из бюджета был квалифицирован как мошенничество и как уклонение от уплаты налогов. Признаков отмывания суд не нашел. Из Справки по результатам обобщения практики рассмотрения судами Мурманской области уголовных дел о легализации (отмывании) преступных доходов, а также приобретении (сбыте) имущества добытого заведомо преступным путем за период 2012-2013 годы.

Приговором Октябрьского районного суда г. Мурманска от (ДАТА) К. и П. признаны виновными и осуждены соответственно по ч.4 ст.159 УК РФ, ч.5 ст.33 ст.199 УК РФ и по ч.4 ст.159 УК РФ, ч.1 ст.199 УК РФ и оба по ч.4 ст.174.1 УК РФ оправданы в связи с отсутствием в их действиях состава преступления.

Органом предварительного следствия К. и П. обвинялись в совершении финансовых операций с денежными средствами, приобретенными в результате совершения ими преступления, в использовании указанных средств для осуществления предпринимательской, иной экономической деятельности, в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, совершенные организованной группой, то есть преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 174.1 УК РФ. К.А., К.К., неустановленные лица разработали план деятельности организованной преступной группы по предоставлению предприятиям г. Мурманска и Мурманской области, реально осуществляющим предпринимательскую деятельность, незаконных услуг по предоставлению подложных документов с целью завышения их расходов и, тем самым, уменьшению налоговой базы по налогам, а также неправомерному возмещению из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость.

П., действуя в составе организованной группы с К.А., К.К. и неустановленными лицами, умышленно использовал в качестве юридических лиц, осуществлявших сделки по купле-продаже товаров организации, зарегистрированные на подставных лиц по утраченным ими паспортам или за денежное вознаграждение, без цели ведения финансово-хозяйственной деятельности ввиду отсутствия работников, денежных средств, помещений и имущества. Сделки носили фиктивный характер, то есть фактически не осуществлялись. Для подтверждения фактов сделок по купле-продаже товара изготавливались и использовались поддельные регистрационные и бухгалтерские документы организаций, договоры о заключении сделок, счета-фактуры, накладные. Расчетные счета используемых предприятий служили для неоднократного перечисления денежных средств со счета на счет данных предприятий, так и на счета других фиктивных юридических лиц, с которых денежные средства перечислялись на личные счета К.А. и К.К. в Мурманском филиале ОАО «ТЛ». На основании подложных и недостоверных документов оформлялись документы, содержащие требование о возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета РФ и подтверждающие факт совершения сделок, которые предъявлялись в ИФНС РФ по г. Мурманску, обладающую правом на решение вопроса о возврате суммы налога налогоплательщику, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с Налоговым законодательством. Тем самым работники ИФНС РФ по г. Мурманску вводились в заблуждение относительно подлинности представленных документов, на основании которых ими оформлялось заключение о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость и зачислении денежных средств, заявленных к возмещению, на расчетный счет ООО «СМР» (руководителем которого являлся П.).

П., К.А. и К.К. и неустановленные лица, действуя в составе организованной группы, умышленно, из корыстных побуждений, путем обмана и злоупотребления доверием налогового органа похитили из федерального бюджета в период с (ДАТА) денежные средства на общую сумму *** рублей.

В последующем, согласно предъявленному обвинению в период с (ДАТА) путем списания денег с расчетного счета ООО «СМР» на счета ООО «ИВ», «ТГ», «КП» и в погашение кредиторской задолженности перед банком, К.А. и П. было легализовано *** рублей, то есть больше на *** рублей, чем похищено в результате мошенничества.

Помимо законных действий, недобросовестными налогоплательщиками предпринимаются попытки получить бюджетные средства незаконным путем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Подсчет налогооблагаемой базы по НДС производится с участием документов – других компаний. Использование схем, привлечение фирм-однодневок делает возможным возмещать налог из бюджета.

Законодательством не установлена ответственность налогоплательщика за документы других предприятий и этом пользуются недобросовестные лица.

ИФНС стараются пресекать действия налогоплательщиков по возмещению НДС. Для получения средств необходимо предоставить ИФНС документы для проверки, которые подвергаются встречным проверкам.

Понятие

Налогооблагаемая база формируется из разницы начисленного налога и вычета НДС счет-фактур . В некоторых случаях образуется вычет в большей сумме, чем начисление.

Налогоплательщиком отрицательная разница не уплачивается, а возмещается в счет будущих платежей зачетом либо возвратом на расчетный счет, который оформляется в .

В случае использования схем получения незаконного возмещения установленная квалификацией законодательства как мошенничество в форме хищения.

Нормативная база

Компаниями возмещение НДС производится на основании поданной . После проведения проверки налогоплательщик имеет право получить заявленную сумму.

При незаконном возмещении лицом определяется законное основание для возврата сумм, подбирается удобная схема и подготавливаются документы под возмещение.

Что является признаком незаконного возмещения

Четким признаком незаконного возмещения НДС является ситуация при которой появляются ситуации, косвенно указывающие на вероятность незаконных действий.

Компания может:

  1. Производить отгрузку товаров по стоимости, превышающей рыночную цену.
  2. По продавцам товаров часто производятся запросы на проведение встречных проверок из инспекций других регионов.
  3. Предприятие регулярно производит возмещение НДС из бюджета при отсутствии покупок дорогостоящего оборудования и ведения строительства для собственных нужд.
  4. Разница отгрузки и себестоимости товара, взятой за определенный длительный период, например, годовой срок, умноженная на 18 %, не приближается к уплаченному НДС за период.

На ведение схем могут указывать малое количество сумм по уплате в бюджет и большой оборот в компании.

Схемы незаконного возмещения НДС из бюджета

Недобросовестные налогоплательщики часто применяют незаконные схемы возмещения НДС. Налог считается самым коррупционным.

Несмотря на борьбу с раскрытием нелегального получения средств, постоянно наблюдается рост увеличения возврата НДС по сравнению с уплатой.

Имеющаяся статистика при незаконном возмещении при получении сборов налогов подтверждают рост возмещений.

Причиной является несовершенство законодательной базы, в которой есть лазейки:

  1. Отсутствие четких требований и наличия объединенных проверок налоговый, таможенных и правоохранительных органов.
  2. Возможность проведения вычета после осуществления авансового платежа.
  3. Разрешение права на регистрацию нескольких компаний одним физическим лицом.
  4. Наличие нормы уголовного права замены срока лишения свободы штрафом.
  5. Достаточно низкая сумма уставного капитала.
  6. Возможность проводить регистрацию компаний лицами по , через почту или электронные средства.

При отсутствии жесткого контроля на всех уровнях сложно получить законность применения вычета в полном объеме на основании .

Мошенничества налоговиков

К сожалению, среди налоговых инспекторов встречаются лица, которые помогают в получении черного НДС. Руководитель компании или ИП договаривается с инспектором о принятия положительного решения.

По результатам камеральной проверки мошенник получает возмещение НДС, оплачивая отдельно процент от суммы налоговому инспектору.

Способ отмывания средств довольно проблематичен. Кроме пристального внимания к поведению чиновников, в ИФНС регулярно проводятся мероприятия по надзору.

Вышестоящим органом проводятся выборочные инспекции материалов проверки. В случае обнаружения нестыковок предприятие лишают полученных сумм вычета, а чиновник может быть уволен.

При крупных суммах незаконного возмещения заводятся уголовные дела и наступает уголовная ответственность.

Старые схемы

Наряду с новыми схемами используются старые варианты изъятия средств из бюджета. Компании применяют отработанные схемы, давно знакомые налоговикам.

Применяются:

  1. Изъятие средств из бюджета по сговору и продаже НМА. Нематериальные активы невозможно выразить в физической форме. Подобная собственность часто используется в технологических процессах и является предметом коммерческой тайны организации. Определить наличие и ценность нематериального актива посторонним лицом не является возможным. При покупке НМА производится вычет. В схеме участвуют фирмы по цепочке переводов средств.
  2. Применение фирм-однодневок. Используются компании, выписывающие документы или предоставляющие расчетный счет для неподкрепленного перевода средств.
  3. Применение фиктивных документов или с использованием печатей несуществующих фирм других регионов. Применение бумаг от фиктивных фирм применяется все реже. Наличие электронных баз налоговых инспекций и простота обмена документацией между инспекциями позволяет предотвратить мошенничество.

Через ново созданные организации

Для изъятия денежных средств из бюджета применяются часто вновь созданные компании, которые будут существовать незначительное время.

Применяются вычеты с использованием перечислений через расчетный счет – авансовые платежи. Незаконное возмещение производится поэтапно:

  • производится регистрация 2-х организаций одним учредителем;
  • первая компания перечисляет авансовый платеж второй организации и предъявляет НДС к вычету;
  • с расчетного счета второй организации производится снятие средств;
  • компании ликвидируются.

Для проведения схемы используются юридические лица. Преимущества применения юридических лиц состоит в ограниченной ответственности по обязательствам и пределе искового срока.

Отсутствие выручки

Частым вариантом при незаконных действий является использование компаний, не ведущих деятельность.

Подобные организации используют только финансовые операции по авансовым платежам. Поступление товара и получение выручки при продаже отсутствуют.

Данные схемы достаточно быстро вычисляются налоговыми инспекторами, которые не допускают возмещений при отсутствии выручки от продаж или оказания услуг.

Накручивание стоимости товара

Одной из популярных схем незаконного получения средств является искусственное увеличение стоимости товаров. Производится проведение ряда отгрузок через несколько компаний, каждая из которых увеличивает стоимость.

В цепочке могут находится как организации с вполне легальной деятельностью и фирмы-однодневки. Определение действия схемы прослеживается по всей цепочке от начального продавца до конечного покупателя.

Сложностью доказательства незаконного увеличения стоимости товара является обнаружение схемы движения товара через законные компании.

Возмещение через экспорт

Незаконное возмещение экспортного НДС является одной из распространенных схем хищения средств из бюджета.

Сумма налога включается в стоимость товара и оплачивается покупателем-экспортером с последующим возмещением.

Используется так называемый «лжеэкспорт», при котором применяются варианты:

  • завышение сумм продаваемого товара для увеличения таможенной стоимости;
  • отсутствие фактического вывоза товаров;
  • приобретение товаров у компаний, которые либо являются фирмами-однодневками или недобросовестными плательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов.

Вариант с использованием фирм однодневок

Незаконные действия по НДС часто реализуются с применением фирм-однодневок. Компании, которые определяются как фирмы-однодневки, регистрируются с целью создания незаконного документооборота.

Признаки фирм-однодневок:

  1. Хозяйственная деятельность фирмами не ведется, в их собственности не имеется имущества, численность сотрудников минимальна.
  2. Отчетность компаниями не подается либо сдаются .
  3. Руководителями организаций назначаются лица, не имеющие представления о ведении схем – граждане, потерявшие паспорт или не имеющие постоянного места жительства.
  4. Компании ведут только денежные расчеты и оформляют документы для клиентов.

Схема получения средств с использованием фирм однодневок несложная:

  1. Производится оплата на расчетный счет за якобы предполагаемую или осуществленную поставку.
  2. Осуществляется выписка документов – счет-фактуры на аванс, поставку товара или оборудование, оказание услуг и прочие договорные отношения на основании .
  3. Компания, прибегающая к помощи криминальной фирмы, производит вычет по НДС из бюджета.

После проведения схемы фирма-однодневка прекращает существование. ИФНС проводит мероприятия, направленные на предотвращение использование однодневок.

Инспекцией производятся:

  • встречные проверки и отслеживания цепочки поставщиков товаров;
  • выяснение порядка доставки товаров от продавца к покупателю. Запрашиваются и ;
  • получения полной информации о товаре и производителе.
  • проверки мест хранения товара или оборудования.

В случае обнаружения схемы и цепочки незаконного документооборота ИФНС отказывает в возмещение НДС. На руководителя может быть заведено уголовное дело о мошенничестве.

Судебная практика

Судебная практика в отношении незаконного изъятия НДС из бюджета является одной из самых обширных в Арбитраже. Большая часть НДС приговоров касается экспортных операций.

Несмотря на отработанный порядок отказа в возмещении и подтверждения решений налоговых органов, часть дел оправдывает действия налогоплательщиков.

Примером может служить , на основании которого Арбитражный суд принял оправдательное решение.

В судебную инстанцию обратилось ООО с иском на действия ИФНС, в решении которого было заявлено требование об уплате налога. Вопрос касался получения документов на поставку от компании, признанной недобросовестной.

При этом налогоплательщик подал декларацию с возмещением налога. Суд вынес частично оправдательный приговор суда на незаконное возмещение НДС.

Налогоплательщик не смог получить возмещение, но умысел в получении материальной выгоды не был доказан.

Последствия:

Применение схем налогоплательщиками часто обнаруживается при проверках.

Незаконное возмещение НДС опустошает карман государства, поэтому фискальные органы ввели процедуру проверки предприятий на благонадежность. Бюджеты всех уровней государства образуются за счёт налоговых платежей юридических и физических лиц. Контроль учёта своевременности оплаты платежей в казну обеспечивает налоговая служба. Налоги – главная составляющая финансовой и экономической стабильности страны. Большую часть бюджетного объёма обеспечивают всего четыре вида налога. На добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. НДС обеспечивает заполняемость казны на 45% и возмещается государством.

Плательщиками налога являются:

  1. Юридические лица.
  2. Государственные органы. При условии, что учреждение действует в собственных интересах.
  3. Индивидуальные предприниматели.

Перечисленные лица оплачивают налог с реализации товаров, услуг внутри РФ или с товара, ввозимого через таможню. При условии, что не используют в бухгалтерской отчётности режимы ЕСХН, УСН.

Перечисленные лица могут воспользоваться правом на возврат налога, если они являются его плательщиками и соблюдают правила, установленные законодательством. Государство не предполагает автоматического возврата налога. Процедура инициируется заявителем: руководителем, бухгалтером.

Данные финансовых институтов показывают, что суммы, подлежащие возврату, превышают суммы, перечисленные в бюджет.

Процедура предусматривает несколько этапов:

  1. Бухгалтерия формирует пакет документов.
  2. Направляет его в инспекцию.
  3. Налоговая проводит проверку и принимает решение.

Вернуть деньги компания может только получив одобрение налоговиков.

Документы, необходимые для осуществления процедуры:

Форма заявления для налоговой выбирается в зависимости от конечной цели.

При прохождении проверки инспектор может запросить дополнительную документацию, подтверждающую правомерность заявленных требований. Законодательство отвело налоговикам три месяца для принятия решения. Запрос налогового инспектора, поступивший через 90 дней, может быть оставлен бухгалтером без рассмотрения. Налоговые органы часто нарушают сроки проверок, искусственно затягивая принятие решения. Нарушение следует обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде.

Инспекция не может оштрафовать за отказ в предоставлении дополнительных сведений. Например, требование объяснить убытки, низкую зарплату.

Налоговый орган, завершив камеральную проверку, в течение недели оформляет решение о возмещении или отказе в возврате НДС. Извещает организацию в течение 5 дней с момента вынесения решения.

Положительное решение инспекции обязывает налоговиков на следующий рабочий день направить поручение на возмещение налога в казначейство.Отказ налоговой необходимо обжаловать в суде.

Зачисление на расчётный счет компании производится в течение 5 дней с момента получения казначейством уведомления. Нарушение законодательства позволяет бухгалтерии на 12 день просрочки начислить штрафные проценты.

Мероприятия, проводимые инспекцией, в обоснование принятого решения:

Налоговая может как осуществить указанные мероприятия, так и ограничиться камеральной проверкой.

Мошеннические схемы

Недобросовестные лица применяют полулегальные и нелегальные схемы, пользуясь несовершенством законодательства. Незаконный возврат стал формой прибыльного бизнеса для чиновников и граждан.

От деятельности таких компаний страдают добросовестные налогоплательщики.

Оптовая компания Н. закупала товар с мизерной наценкой у компании М., размещая его на складе. Объем реализованного товара был намного меньше объёма купленного, причем разница в ценнике также была минимальна. Налоговая назначила выездную проверку, обнаружив ежеквартальные декларации на возврат НДС.

Проверка выявила:

  • товар приобретался у поставщиков, которые впоследствии ликвидировались;
  • реализация осуществлялась фирме, имеющей признаки недобросовестности.

Фискальный орган не смог проверить документацию компании М. и конечного приобретателя. Инспекция сделала выводы о наличии схемы, отказала компании в вычетах.Генеральный директор Н. обратился в арбитраж и доказал законность операций, признав решение налоговиков незаконным.

Вернуть деньги при отказе инспекции возможно только при наличии судебного решения. Адвокат, специализирующийся на экономических делах, способен быстро и безболезненно получить нужное решение.

Налоговики, усмотрев в действиях юридического лица наличие незаконных действий, обязаны:

  1. Проверить наличие товара на складе.
  2. Опросить свидетелей о деятельности компании.
  3. Доказать отсутствие факта отгрузки продукции на склад и со склада.

Внимание. Налоговые инспекторы пренебрегают своими обязанностями,принимая незаконные решения. Отсутствие доказательств умысла в действиях должностного лица – основание для обжалования решения инспекции в суде.

Компания Р. закупила комплектующие к электронному оборудованию по цене 2 000 рублей за набор. Заполнила декларацию на таможне, указав цену в соответствии с контрактом. Таможенники,признав заявленную стоимость заниженной, произвели корректировку до 4 200 рублей за комплект. Компания Р. уплатила налог исходя из цены 4 200 рублей. Импортер реализовал комплектующие без наценки за 4 200 рублей, подал декларацию. Налоговики признали документы законными и разрешили возмещение из бюджета.

Общество Р., получив деньги на расчетный счет, направляет иск в арбитражный суд о признании действий таможенных органов по корректировке цены незаконными и выигрывает его.После чего стоимость комплектующих корректируется в обратную сторону до 2 000 рублей и таможенный орган возмещает излишне взысканный налог. После чего импортер прекращает свою деятельность в связи с реорганизацией.

Компенсация налога в двойном размере незаконна. Однако действия таможенников также говорят о явном превышении полномочий. Можно только предположить, что в данной схеме был задействован чиновник, позволивший её осуществление.

Компания – заемщик оформила договор поставки продукции с посредником и перечисляет последнему предоплату, используя полученный в банке кредит. Посредник переправляет всю сумму компании однодневке. Заемщик получил право на возмещение НДС. Компания однодневка под любым предлогом возвращает полученную сумму на счет заёмщика, которая рассчитывается по кредитному обязательству.

Налоговики считают такую схему мошеннической, ввиду отсутствия возможности проверить покупку товара. Однако действия компании основаны на действующем законодательстве, позволяющем возмещать НДС с выплаченных авансов – п.12 ст.171 Налогового кодекса.Налоговая служба считает, что в таких схемах непосредственное участие принимают банки, выдавшие кредиты под авансирование.

Отсутствие доказательств невыполнения условий договора между компаниями в соответствии с гражданским кодексом не позволяет признать сделку незаконной. Многие компании используют данную схему для вполне реальных прибыльных проектов.

Занижение стоимости товара на таможне и незаконные действия налоговых служб

Компания, зарегистрированная в офшоре, приобрела у производителя станки и реализовала российской компании по заниженной цене. Российский импортер, ориентируясь на заключенный договор, перечисляет таможенную пошлину и НДС.ВРоссии станки продаютсякомпании «Нота» с признаками однодневки с минимумом наценки и как следствие, минимальным НДС. «Нота»реализует продукцию по рыночной стоимости, не выплачивая никаких налогов.Выручка с продажи товара переводится в офшор в целях рефинансирования и закупки следующей партии.Чиновники ФНС считают такие операции мошенническими

Чиновники налогового аппарата часто превышают полномочия, отказывая в возврате налога на основании косвенных доказательств.

Косвенные доказательства незаконного возврата НДС:

  1. Реализация товара по завышенной цене.
  2. Предприятие не закупает оборудование, но регулярно возмещает НДС.
  3. Отсутствует какое-либо строительство для собственных нужд, но НДС возмещается.
  4. Большой оборот, но небольшие суммы налогов.
  5. Проведение частых встречных проверок.
  6. Заниженная таможенная стоимость.
  7. Авансовый платёж заемными средствами по договору поставки.

Чиновники налоговой службы откажут в возврате НДС в случае обнаружения косвенных доказательств нарушения. Налоговая инспекция, обнаружив косвенные доказательства применения серой схемы, выносит формальное решение.

Рассмотрим самые распространённые причины отказов:


Наличие формальной причины в решении чиновников незаконно.

Управляющий компании, директор вправе оспорить неправомерный отказ. Косвенное доказательство не является причиной отказа в возмещении.Возникшие сомнения трактуются в пользу налогоплательщика – п.7 ст. 3 НК.Согласно статистике, в 90% случаев суды встают на сторону бизнеса.

Требование государства пополнять бюджет активизировало деятельность фискальных и правоохранительных органов. Инспекции штампуют формальные отказы практически всем. Такое решение инспекции может быть причиной возбуждения уголовного дела и в отношении добросовестных владельцев бизнеса.

В случаях вызова в налоговую или в правоохранительные органы следует позаботиться о защите. Своевременное обращение к адвокату по уголовным делам решит многие вопросы. Избавит владельца бизнеса, управленца от лишних хлопот и проблем.


Незаконный возврат НДС стал бизнесом для некоторых чиновников. Практика рассмотрения уголовных дел отмечает увеличение случаев незаконного изъятия денежных средств при участии сотрудников налоговых служб.Компании беспрепятственно проходят все камеральные проверки, согласовывают выплаты с вышестоящим начальством. Конечный результат позволяет обналичивать суммы и распоряжаться ими по своему усмотрению.

Недобросовестные налогоплательщики используют в своих схемах компании однодневки,которые регистрируются под конкретную сделку, а затем ликвидируются. Лицо, обладающее функциями управленца, беспрепятственно подпишет необходимые договоры, счета-фактуры и другую документацию, озвучит заготовленную версию при проверке.

Признаки фиктивных компаний:

  1. Юридический адрес компании имеет признак массовости.
  2. Дата создания юридического лица. Однодневки создаются на короткий срок, для проведения одной-двух сделок.
  3. Отсутствие затрат на аренду офиса, хозяйственные нужды.
  4. Руководитель компании фигурирует в качестве управленца в массе других фирм.
  5. При создании компании использовался паспорт гражданина без его ведома.
  6. Директор не наделен управленческими функциями.
  7. Суровая реальность требует внимательности при подписании договоров между контрагентами. Проверка руководителей фирмы на добросовестность избавит от лишних забот.

Незаконное возмещение квалифицируется по статье 159 УК РФ (мошенничество). Статья предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Практика. Группа лиц занималась незаконным возмещением НДС из бюджета. Сумма ущерба составила более 400 млн рублей. Следствие выявило несколько эпизодов мошеннической деятельности группы. Самое серьезное наказание получил бывший руководитель налоговой службы, обеспечивавший беспрепятственное прохождение проверок. Окончательный приговор суда обеспечил бывшему чиновнику 14 лет колонии.

Обвинения, предъявляемые участникам дел о хищении денег из бюджета, одни из самых серьезных. Самостоятельная защита в следствии и суде ничего хорошего не сулит. Только своевременная помощь адвоката по соглашению способна разрешить ситуацию.

Арбитражные суды, изучая материалы дела, выявляют добропорядочность заявителя, наличие деловой цели. Все доводы сторон в процессе должны основываться на законе и подтверждаться документами.

Налоговая отказала компании «Магистраль» в возмещении денег из бюджета из-за наличия признаков неблагонадежности поставщика ООО «Тандем»:


Суд отменил решение налоговиков, обосновав выводы недоказанностью недобросовестности компаний. Предоставление нулевых отчётов не может служить доказательством необоснованной налоговой выгоды.

Производственному предприятию «Даль» было отказано в возврате НДС. Таможенную пошлину за ввезенный в Россию товар оплатило третье лицо ООО «Стандарт». Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований производственного предприятия. Директор компании обратился к адвокату, который составил апелляционную жалобу.

Апелляция отменила решение в связи с нарушением норм законодательства, всоответствии п.2 ст. 328 НК РФ.Таможенные пошлины могут оплачиваться из заёмных средств, право предприятия «Даль» на вычет не может зависеть от источника их поступления. Использование заёмных средств для оборота компании закреплено действующим законом.

Решения судов, опровергающие выводы фискальных органов, служат доказательством благонадёжности организации. При его наличии уголовные дела не возбуждаются. Позаботьтесь о своей безопасности.

"Налоги" (журнал), 2007, N 2

На практике известные трудности вызывает вопрос квалификации незаконного возмещения НДС как хищения (в первую очередь мошенничества) либо налогового преступления или их совокупности. Необходимо отметить, что при оценке незаконного возмещения НДС правоприменитель, пожалуй, впервые столкнулся с проблемой разграничения этих составов, так как до появления такого рода преступления подобной проблемы не возникало.

Анализ судебно-следственной практики показывает, что изначально по юридически тождественным действиям принимались различные решения. При этом встречаются три теоретически возможных варианта квалификации содеянного: уклонение от уплаты налогов (ст. ст. 198 или 199 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ) или совокупность указанных преступлений. Налоговое преступление имеет место в том случае, если право на возмещение реализуется в виде сумм НДС от экспорта или по внутренним оборотам, возмещенным в порядке зачета задолженности по налоговым платежам или освобождением от уплаты налогов в ближайшие три отчетных периода. Однако теоретического обоснования они не получили.

Характеризуя объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, на наш взгляд, следует отметить, что в литературе по вопросам, связанным с оценкой формы деяния этого состава, на сегодняшний день нет единой точки зрения. Большинством авторов высказывается точка зрения, что налоговые преступления могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия <1>. Отдельные авторы склоняются к мнению, что среди способов налоговых преступлений имеются как активные, так и пассивные виды, которые направлены на то, чтобы в конечном итоге обеспечить уклонение лица от уплаты налогов и (или) сборов, то есть его бездействие <2>. На наш взгляд, совершение уклонения от уплаты налогов путем "включения в декларацию (бухгалтерские документы) заведомо искаженных данных о доходах или расходах" является характерным примером сформулированного в теории уголовного права "смешанного бездействия" <3>. В данном случае правильным будет определение такого вида бездействия, сформулированного Н.А. Бабием: "сочетание активной и пассивной форм деяния, когда для обеспечения бездействия лицо совершает какие-либо активные действия" <4>.

<1> Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы. Иркутск: ИОГНИУ "Институт законодательства и правовой информации", 2006; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2001. С. 402 - 404; Кучеров И.И. Расследование налоговых преступлений: Дис. ... к. ю. н. НИИ МВД РФ. М., 1996. С. 79; Маслова И.Н. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов // Налоговый вестник. 1998. N 9. С. 154.
<2> См., например: Верин В.П. Преступления в сфере экономики. М., 1999. С. 97 - 104; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко. М., 1996. С. 331 - 335; Григорьев В.А., Кузнецов А.В. Проблемы квалификации налоговых преступлений по признакам объекта и объективной стороны.
<3> См.: Пионтковский А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961. С. 139.
<4> Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть. Конспект лекций. Минск, 2000. С. 60.

Применительно к незаконному возмещению НДС преступное деяние характеризуется неисполнением возложенной на лицо обязанности по уплате налогов вследствие "постановки" государства в положение должника, сопровождаемое активными действиями по включению ложных сведений в налоговую декларацию и иные документы, подтверждающие право на возмещение НДС по ставке 0 или 18%.

В этой связи объективная сторона в данном случае характеризуется возможностью совершения указанных деяний только в форме бездействия, что также указывает на отграничение этого состава от состава ст. 159 УК РФ.

После принятия ныне действующего Уголовного кодекса РФ в правоприменительной практике при квалификации налоговых преступлений возникли проблемы, связанные со способами их совершения. Эти проблемы были предопределены законодателем, который в диспозициях статей, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, установил конкретные способы их совершения.

Исходя из формулировки статьи, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций может быть совершено одним из следующих способов:

а) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, т.е. непредставление в нарушение закона сведений о полученных доходах и произведенных расходах, о которых организация была обязана и могла представить сведения;

б) путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, т.е. сознательное умышленное внесение в декларацию или такие документы не соответствующих действительности записей.

От "классических" способов уклонения от уплаты налогов рассматриваемое нами деяние по незаконному возмещению отличает то, что, как было сказано выше, у государства возникает обязательство перед налогоплательщиком по возмещению ему средств уплаченного НДС.

Право на зачет по обязательствам перед федеральным бюджетом представляется на основании результатов рассмотрения налоговыми органами пакета предоставленных налогоплательщиком документов, включая налоговую декларацию. Таким образом, совершение действий по незаконному возмещению НДС путем зачета изначально предполагает подачу декларации по факту возникновения обязанности по уплате федеральных налогов, в том числе и НДС, а впоследствии подачу специальной декларации как основание для возмещения. Следовательно, первый из указанных в диспозиции ст. 199 УК РФ способов не относится к рассматриваемому нами виду преступлений.

Применительно к возмещению НДС следует указать, что право на возмещение имеет не любое юридическое лицо, а только то, которое в отчетном периоде осуществляло операции, предусмотренные ст. 146 НК РФ. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами субъектами - плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 143 НК РФ). Если понятие "организация" применительно к налоговым преступлениям неоднократно рассматривалось в диссертационных исследованиях и монографических работах <5>, то на содержании понятия "лицо, перемещающее товар через таможенную границу РФ", имеющем непосредственное отношение к рассматриваемому виду преступления, совершаемого путем незаконного возмещения НДС, следует остановиться.

<5> См.: Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы. Иркутск: ИОГНИУ "Институт законодательства и правовой информации", 2006; Нудель С.Л. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика налоговых преступлений. Дис. ... к. ю. н. СГА. М., 2004; Ларичев В.Д. Уклонение от уплаты налогов с организаций: квалификация составов // Российская юстиция. 1997. N 6; Яни П. Квалификация налоговых преступлений // Законность. 1998. N N 1, 2; Бембетов А.П. Предупреждение налоговых преступлений. Дис. ... к. ю. н. М.: ВНИИ МВД России, 2000.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств признается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. Эти действия могут совершаться физическими (гл. 23 ТК РФ) и юридическими лицами (гл. 24 ТК РФ) <6>.

<6> Федеральный закон Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ "Таможенный кодекс Российской Федерации" (с изм. на 23 декабря 2003 г.) // Российская газета. 2003. 3 июня.

Несмотря на то что в соответствии с НК РФ у лица, являющего плательщиком НДС, возникает по истечении налогового периода обязанность подачи декларации определенного вида по этому налогу, к незаконному возмещению имеет отношение только та, которая подается по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% (форма по КНД 1151002) <7>. В качестве одного из признаков состава рассматриваемого преступления должно рассматриваться включение заведомо ложных сведений именно в декларацию. Иные декларации, подаваемые как по НДС, так и по другим видам федеральных налогов, по уплате которых у налогоплательщика ранее возникла задолженность или которые предстоит платить в будущих периодах, содержат достоверные сведения, следовательно, рассматриваться в качестве признака объективной стороны ст. 199 УК РФ не могут.

<7> Приложение N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 15 февр.

Уклонение от уплаты налогов с организации путем незаконного возмещения НДС характеризуется наличием во всех случаях двух альтернативно описанных в ст. 199 УК РФ признаков объективной стороны: включение заведомо ложных сведений и в налоговую декларацию, и в иные документы. Это вытекает из содержания ст. 165 НК РФ, устанавливающей порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%. В частности, в статье представлен перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы. Представляется, что именно такие документы могут быть отнесены к иным в соответствии со ст. 199 УК РФ.

Иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, - это любые документы, объективно необходимые для исчисления и уплаты налогов, о которых говорится в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ и нормах действующего налогового законодательства как об обязательных для представления налогоплательщиком. Обязанность последнего по представлению документов налоговым органам и их должностным лицам вытекает из требований закона, содержащихся в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ <8>.

<8> Нудель С.Л. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика налоговых преступлений. Дис. ... к. ю. н. СГА. М., 2004.

Рассмотрим особенности квалификаций незаконного возмещения НДС с целью получения зачета по погашению недоимки или зачету текущих платежей, т.е. уклонения от уплаты налогов с организации. Квалифицирующими признаками в соответствии с ч. 2 ст. 199 УК РФ является совершение данного преступления:

  • группой лиц по предварительному сговору. В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом РФ;
  • в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 199 Уголовного кодекса РФ, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов в пределах трех финансовых лет подряд превышает 1,5 млн руб., при условии, что их доля превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 7,5 млн руб.

Следует отметить, что, учитывая изменения и дополнения, внесенные в ст. 199 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, в случае обнаружения правоохранительными или налоговыми органами сфальсифицированных документов бухгалтерской или налоговой отчетности до их представления в налоговые органы при условии, что сумма неуплаченных налогов в результате внесения в эти документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах превысит 1,5 млн руб., при условии, что их доля превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превысит 7,5 млн руб., ответственность может наступить за приготовление к преступлению, так как данное преступление в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ является тяжким <9>.

<9> Нудель С.Л. Указ. соч.

В том случае, если неправомерное возмещение НДС произошло по результатам одной операции (или совокупности операций), по которым представлены в налоговый орган одна декларация и соответствующий пакет документов для возмещения налога, но различными способами (частично путем возврата денежных средств из бюджета, частично путем погашения недоимки по налогам, частично путем зачета текущих платежей по налогам), то имеет место совокупность преступлений (ч. 2 ст. 17 УК РФ).

Представление в целях неправомерного возмещения сумм НДС в налоговый орган отдельной налоговой декларации по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, 10% и пакета документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, 10%, содержащих заведомо ложные сведения, если это не привело к неправомерному возмещению сумм НДС из бюджета, подлежит квалификации как покушение на уклонение от уплаты налогов с организации (ч. 3 ст. 30 и ст. 199 УК РФ), если целью представления документов являлось незаконное погашение недоимки или зачет текущих платежей по налогам в крупном размере (в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающей 7 млн 500 тыс. руб.).

Покушение имеет место только в том случае, если незаконное возмещение налога не произведено (т.е. преступление не доведено до конца) по обстоятельствам, не зависящим от виновного лица (ч. 3 ст. 30 УК РФ), в частности в возмещении сумм налога отказано налоговым органом.

Е.В.Милякина

заместитель начальника центра

по исследованию проблем

экономической безопасности

Налоговые платежи играют огромную роль в формировании государственной экономики. Их недопоступление в бюджет приводит к сокращению многих социальных программ и к другим неблагоприятным последствиям. Еще больший ущерб государство получает от проделок мошенников, которые пытаются осуществить незаконное возмещение НДС, то есть изъять деньги из бюджета страны под видом разрешенного возмещения налога.

Налоги − одна из самых главных составляющих финансовой стабильности страны. Бюджет формируют в основном 4 типа налогов и НДС один из них, он заполняет казну на 45%. Контроль над своевременной уплатой налогов ведет Налоговая служба, она же предоставляет выбор налогоплательщикам режима отчетности.

Юридические лица, государственные органы, а также индивидуальные предприниматели, которые четко соблюдают правила выплаты налогов, имеют право на его возврат. Эта процедура не инициируется государством автоматически, ее должен активировать руководитель предприятия или бухгалтер.

Процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Бухгалтер формирует пакет документов.
  2. Отправляет его в налоговую инспекцию.
  3. Налоговая служба проверяет документы, и принимает решение.
  4. При наличии согласия, компания может получить средства.

В процессе проверки налоговый инспектор может запросить дополнительную документацию, которая подтверждает правомерность осуществления возврата налогов. На принятие решения у Налоговой службы есть три месяца. Если запрос на предоставление дополнительной документации поступил на предприятие позже 90 дней, бухгалтер может оставить его без рассмотрения.

Очень часто налоговики затягивают проверку и намеренно нарушают установленные сроки, но подобные действия легко оспорить в суде. В случае если своевременные требования предъявить документацию или объяснить, к примеру, низкую зарплату были отклонены бухгалтером, то предприятие могут оштрафовать и отказать в возврате налога.

Если же все документы в порядке, налоговая выносит решение о возврате средств, и на протяжении 5 дней после принятия решения, должна уведомить руководство предприятия. Зачисление средств должно произойти также не позже 5-го дня после принятия решения. Если средства на счет фирмы так и не поступили, то после 12 дней бухгалтерия может начислять штрафные проценты, которые законодательство в лице Налоговой, должно погасить.

Процесс проверки документации и работы компании перед возмещением налога называют камеральной проверкой. Порой, помимо камеральной проверки, налоговая может инициировать ряд дополнительных мероприятий, таких как запросы в банк о состоянии счетов, беседы с сотрудниками, проверка личности учредителей фирмы и др.

Виды мошеннических схем

Несовершенство законодательных актов стало отличной «площадкой» для формирования мошеннических схем. Незаконный возврат НДС одна из основных форм прибыльного бизнеса, как среди частных предпринимателей, так и среди юридических лиц.


Самой частой схемой возмещения налогов предстает банкротство компании. Все товары, числящиеся в одной фирме, продают на счет другой, только что организованной. Конечно же, без фактической оплаты. Далее все реализуемые товары подлежат налогообложению, согласно установленному порядку. Естественно у владельца товаров возникает обязанность уплачивать налоги, но сам налог уже был заложен в сумму продажи.

Таким образом, владелец компании имеет право подать заявление на возмещение НДС, так как он был им уплачен продавцу. Продавцом и покупателем выступает фактически одно и то же лицо, хотя юридически, фирма может быть зарегистрирована на другого человека.

Нередко злоумышленники используют экспорт товаров по завышенной стоимости. Далее эти же товары возвращают в страну уже по заниженной стоимости. Покупатель этих товаров по заниженной стоимости имеет право требовать возмещение налога.

Популярным методом отмывания денег является создание фирмы однодневки. К примеру, зарегистрированная фирма составляет договор на покупку товаров с фирмой однодневкой. Для расчета за поставку товаров, существующая на самом деле фирма, берет в банке кредит и этими же средствами рассчитывается с фирмой однодневкой якобы полученный товар.

Далее компания имеет право на возмещение НДС. В конечном итоге, компания подлинная получает возмещение налога, а компания однодневка под любым предлогом возвращает денежные средства опять-таки на счет подлинной компании. Руководство компании рассчитывается за взятый в банке кредит и имеет чистую прибыль в виде возмещенного НДС. Компания однодневка сразу после осуществления сделки ликвидируется.

Сотрудники Налоговой службы активно борются с хищением государственного имущества при мошенничестве с налогами. За время своей работы налоговые работники уже сформировали ряд признаков, которые помогают им определить и своевременно пресечь незаконный возврат налогов.


К косвенным доказательствам незаконного возврата НДС относят:

  • реализацию товара по завышенной цене;
  • предприятие не закупает товары и оборудование, но при этом регулярно возмещает налог;
  • отсутствует какое-либо строительство, но НДС возмещается;
  • большой оборот товаров, но небольшие суммы налогов;
  • заниженная таможенная стоимость товаров;
  • проведение частых встречных проверок;
  • по договору поставки авансовый платеж осуществляют заемными средствами;
  • частая корректировка таможенной стоимости товаров.

Очень часто фиктивные компании можно обнаружить, сверив данные о юридическом адресе, который может носить признаки массовости. Юридическое лицо может быть создано совершенно недавно, это тоже настораживает налоговиков, ведь фирмы однодневки создаются непосредственно перед проведением коррупционной схемы.

В бухгалтерских отчетах проверяемой компании могут отсутствовать затраты на аренду и выплату зарплаты работникам. Это говорит о том, что фактически компания не функционирует, а есть только на бумаге. Самой банальной формой махинации выступает создание фирмы на паспорт человека без его согласия или на людей без определенного места жительства.

Наличие вышеперечисленных фактов дает налоговикам повод и основания провести камеральную проверку и ряд других мероприятий, подтверждающих законность или незаконность действий предпринимателей.

Одних только косвенных доказательств недостаточно для отказа в возмещении НДС. Если именно ими руководствуются налоговики при отказе, то их самих можно привлечь к ответственности за превышение своих служебных обязанностей .

Ответственность за незаконное возмещение налога

Действия злоумышленников не регламентирует конкретная статья Уголовного кодекса. К ответственности преступников привлекают по статье 159 УК мошенничество. В зависимости от формы осуществления махинации, виновному могут вменяться и статьи по совокупности, к примеру, за хищение государственного имущества или же уклонение от уплаты налогов.


Статья УК РФ за незаконное возмещение НДС наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или исправительными работами на срок до двух лет. За мошенничество с налогами эта же статья подразумевает наказание в форме тюремного заключения до 10 лет с дальнейшим ограничением свободы или без него.

Как показывает практика, к преступлениям подобного типа часто причастны недобросовестные работники Налоговой службы. Используя свое служебное положение, им удается беспрепятственно проходить все камеральные проверки, и в конечном итоге, использовать по собственному усмотрению обналиченные деньги государства.

Подобные действия работников Налоговой службы квалифицируются сразу по двум статьям 159 мошенничество с использованием своего служебного положения, а также превышение полномочий. За подобные действия нарушители будут наказаны лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с выплатой штрафа и конфискацией имущества. Выбор санкции напрямую зависит от ущерба, который своими действиями вызвали нечестные на руку чиновники.

Обвинения, которые предъявляют участникам производства о хищении денег из бюджета, считаются одними из самых серьезных. Дело в том, что своими незаконными действиями виновные вредят нормальному развитию экономики в стране и подрывают авторитет государства на международном рынке, не говоря уже о нарушении интересов законопослушных предпринимателей, которые ведя честной бизнес, получают отказы из-за массовых махинаций.