Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоговые регистры по региональным налогам и сборам. Налоговые регистры. Требования к регистрам налогового учета

1. Организация системы налогового учета

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 313 НК РФ).

Основные задачи налогового учета - формирование полной и достоверной информации о величине доходов и расходов учреждения, определяющих размер налоговой базы отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Система налогового учета организуется учреждением самостоятельно исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения , утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма.

По мнению автора, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение следующих целей:

Минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
- возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
- возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

2. Виды регистров

Для организации налогового учета ФНС рекомендовало ведение следующих регистров учета (Рекомендации МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"; данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер).

Регистры учета хозяйственных операций.

1. Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).
2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).
3. Регистр учета поступлений денежных средств.
4. Регистр учета расхода денежных средств.
5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.
6. Регистр учета расходов на оплату труда.
7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Регистры учета состояния единицы налогового учета.

1. Регистр информации об объекте основных средств.
2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.
3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).
4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).
5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.
6. Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.
7. Регистр учета расходов будущих периодов.
8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.
9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.
10. Регистр учета расчетов с бюджетом.
11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.
12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.
13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.

1. Регистр учета поступлений целевых средств.

2. Регистр учета использования целевых поступлений.

3. Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 6 и 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В соответствии со ст. 251 НК РФ ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов.

1. Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета".
2. Регистр-расчет "Учет амортизации нематериальных активов".
3. Регистр-расчет стоимости списанного сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).
4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).
5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.
6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.
7. Регистр-расчет сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.
8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.
9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.
10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.
11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.
12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.
13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.
14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.
15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.
16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ.

Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных.

1. Регистр-расчет "Учет амортизации основных средств".
2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.
3. Регистр учета прочих расходов текущего периода.
4. Регистр-расчет "Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества".
5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.
6. Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.
7. Регистр учета внереализационных расходов.
8. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операций по оказанию финансовых услуг (п. 3 ст. 279 НК РФ).
9. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).
10. Регистр учета доходов текущего периода.
11. Регистр учета убытков обслуживающих производств.
12. Регистр-расчет "Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств".

3. Ведение регистров

Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов.

Инструкцией № 25н (утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года) определено, что в целях бюджетного учета учреждение обязано определять доходы и расходы методом начисления. В таком случае и в целях налогового учета целесообразно применять метод начисления, так как применение одного и того же метода признания доходов и расходов для бюджетного и налогового учета позволит избежать двойного учета, а также использовать в целях налогового учета регистры бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 8 ст. 254 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), учреждение обязано утвердить в учетной политике для целей налогообложения один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

По стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Напомним, что Инструкцией № 25н предусмотрено два способа списания материальных запасов:

По фактической стоимости каждой единицы;
- по средней фактической стоимости.

Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ в целях налогового учета налогоплательщики самостоятельно определяют метод начисления амортизации (линейный или нелинейный). Нелинейный метод достаточно громоздок и неудобен, а применение одного и того же метода в налоговом и бюджетном учетах позволит избежать двойного учета. Однако нелинейный метод позволяет организации увеличить расходы, а следовательно, уменьшить налог на прибыль в первые периоды использования данного метода. Также следует учесть, что по основным средствам, приобретенным до 01.01.2002, остаточная стоимость определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бюджетного учета за период эксплуатации такого объекта. Выбранный бюджетным учреждением метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

Согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ с 01.01.2006 налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (30% - для 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Применять или не применять амортизационную премию - право, а не обязанность налогоплательщиков, следовательно, это решение принимается бюджетным учреждением самостоятельно. Решение об использовании премии, а также размер, в котором должны признаваться данные расходы, отражаются в учетной политике. В случае принятия решения о применении амортизационной премии учреждению необходимо разработать и утвердить в учетной политике регистры налогового учета, отражающие начисление амортизации в целях налогового учета , так как в бюджетном учете данные расходы не предусмотрены.

В соответствии с п. 10 ст. 259 НК РФ по решению руководителя учреждения, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных НК РФ. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

Ответственность за несоставление регистров налогового учета.

В ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Налоговые регистры в данной норме не упоминаются. Таким образом, при отсутствии регистров налогового учета требования ст. 120 НК РФ не нарушаются.

Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает в том случае, если учреждение не представило в установленный срок документы и другие сведения, предусмотренные налоговым законодательством. Однако налоговые органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). А раз нет утвержденных форм налоговых регистров, то требовать их не следует. Ведь, чтобы запросить документы, инспекция должна знать их перечень и количество.

Значит, оштрафовать учреждение за неведение регистров налогового учета по ст. 126 НК РФ нельзя. В ст. 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или недоплату налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий. И даже если отсутствие налоговых регистров привело к недоимке по налогу, то штраф назначат именно за недоплату, а не за отсутствие налоговых регистров. Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит санкций за отсутствие регистров налогового учета.

Компания может хранить документы бухгалтерского и налогового учета в электронном виде при условии, что все они заверены электронной цифровой подписью (письмо Минфина России от 24 июля 2008 года № 03-02-071-314).

С формальной точки зрения основания для такого вывода есть. Подпись – это обязательный реквизит любого первичного документа (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Регистры бухгалтерского и налогового учета тоже должны быть подписаны составившими их лицами. Это следует из абзаца 8 статьи 314 НК РФ, а также пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Закона № 129-ФЗ. Закон не ставит эти требования в зависимость от того, в каком виде компания хранит документы - бумажном или электронном. А единственная возможность завизировать электронный документ – использовать электронную цифровую подпись (статья 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ).

Чем грозит отсутствие подписи? Специального штрафа за это нарушение нет. Есть штраф за отсутствие первичных документов и бухгалтерских регистров – 5 тыс. рублей (статья 120 НК РФ). Однако, в контрольном управлении ФНС России считают, что к этому нарушению нельзя приравнивать ситуацию, когда документ составлен, но не подписан. Кроме того, налоговиков в ходе проверки интересуют документы в бумажном виде, а не в электронном – соответственно с «живой» подписью.

Проблемы могут быть, только если в ходе проверки инспекция истребует документы, которые не подписаны. И то при условии, что нет возможности сразу же их распечатать и подписать. Например, если главный бухгалтер на больничном или вообще уволился. В результате инспектор может не зачесть расходы или отказать в вычете НДС.

Во избежание таких проблем на случай проверки любую первичку и регистры лучше хранить в бумажном виде и с подписями. Распечатывать документы целесообразно по окончании каждого квартала (налоговый период по НДС), а также перед увольнением главного бухгалтера или директора.

В преддверии предстоящего вскоре заполнения декларации по налогу на прибыль за 2011г., стоит заняться анализом состояния регистров налогового учета в организации и, в случае необходимости, внести необходимые уточнения и дополнения.

Хорошо живется тому бухгалтеру, чей бухгалтерский учет максимально идентичен налоговому учету, оба этих учета автоматизированы и абсолютно верно и подробно обрабатываются программой автоматизации бухгалтерского и налогового учета. При этом ведется подробный учет расходов для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета, формируются все разницы в соответствии с ПБУ 18/02 и автоматически рассчитываются ОНА, ОНО, ПНА, ПНО и налог на прибыль в конечном итоге.

Таким людям можно только позавидовать. Они открывают отчет о прибылях и убытках, нажимают кнопку «заполнить» и, вуаля, вот он - готовый к предоставлению в налоговую инспекцию расчет по налогу на прибыль с приложениями и расшифровками. Жаль только, что подобным положением дел могут похвастаться далеко не все труженики бухгалтерского и налогового учета.

Но есть и хорошая новость! Наша статья призвана облегчить их скорбный и нелегкий труд, расставить точки над ё и оказать всяческое содействие в понимании и помощь в составлении налоговых регистров, на основании которых можно будет заполнить декларацию по налогу на прибыль.

1.Организация налогового учета

В соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщики по налогу на прибыль исчисляют налоговую базу по этому налогу на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ). Что представляет собой налоговый учет?

Налоговый учет - это сводная информация, полученная на основе данных первичных документов. Она необходима для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Эта информация группируется в соответствии с требованиями НК РФ.

Информация, сформированная на основе данных первичных документов, содержится в регистрах бухгалтерского учета. К сожалению, из-за различий между бухгалтерским и налоговым учетом, данных бухгалтерских регистров обычно недостаточно для формирования налоговой базы по налогу на прибыль. В этом случае, Налоговым кодексом допускается самостоятельное дополнение организацией бухгалтерских регистров.

Таким образом, регистрами налогового учета могут стать регистры бухгалтерского учета, если их дополнить необходимыми для определения базы по налогу на прибыль, реквизитами.

Зачем нужен налоговый учет?

Налоговый учет необходимо вести для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления налога в бюджет.

Ведение налогового учета осуществляется в целях обеспечения полноты и достоверности информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения.

Так же он служит для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей.

Налоговый кодекс предлагает налогоплательщику самостоятельно организовать систему налогового учета, последовательно от одного периода к другому применяя правила и нормы налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Обратите внимание: порядок ведения налогового учета и методы формирования регистров необходимо прописать в учетной политике для целей налогового учета организации. Для этих целей можно воспользоваться следующей формулировкой.

Каких правил налоговым агентам следует придерживаться при заполнении регистра налогового учета по НДФЛ?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Где взять бланк, что и когда отразить в документе? Есть ли образец, на который можно опираться при формировании регистра?

Молодые специалисты вряд ли слышали о таком документе, как 1-НДФЛ, ведь сейчас вместо него заполняют налоговые регистры. Что же это такое, для чего и когда используется?

Этот бланк относится к первичной документации предприятия, поэтому разобраться с его составлением просто необходимо, чтобы корректно формировать данные для заполнения 2-НДФЛ. Какие сведения содержит Налоговый кодекс?

НДФЛ – налог, который занимает следующее место после налога на прибыль и НДС. Поэтому стоит разобраться во всех нюансах налогообложения.

Рассмотрим, кто, когда и как должен исчислять сумму налога и уплачивать ее в бюджет. Обратимся к нормативной базе, где прописаны все необходимые данные.

Основы налогообложения

НДФЛ – налог на доход физического лица, который является прямым платежом, осуществляемым населением Российской Федерации.

Плательщиками такого налога являются граждане России и другие лица, что получают прибыль в пределах российской территории (иностранцы и лица без гражданства).

Плательщики могут быть резидентами и нерезидентами. От статуса будет зависеть размер используемой при расчетах подоходного налога ставки.

Определить, является лицо резидентом или нерезидентов, можно при подсчете количества дней пребывания в РФ. Если суммарное количество за 12 месяцев превысит 183, лицо считается резидентом ().

Объект обложения налогом:

В 217 статье также содержится список видов прибыли, что не облагается налогом. НДФЛ могут уплачивать сами физические лица или их налоговые агенты.

Агентом признается фирма, ИП, нотариус, адвокат, обособленное подразделение иностранного предприятия, работающего в пределах РФ, от которых получено прибыль.

Расчеты налога на доход физического лица проводятся налоговым агентом нарастающим итогом по окончанию каждого месяца.

Налоговая база – получение прибыли в деньгах или натуральном выражении, которая может уменьшаться на налоговый вычет, предусмотренный , .

Допускается использование вычетов только в тех случаях, когда доход облагается НДФЛ по ставке 13%. В иных ситуациях льготы такого плана не предоставляются ( , ).

Перечислим возможные ставки (ст. 217, 214 НК):

Сроки перечисления исчисленного налога:

Уплата производится в территориальный орган налоговой инспекции, где фирма состоит на учете, или где живет сам плательщик (при перечислении НДФЛ за себя).

Необходимая документация

Налоговыми агентами и отдельными физическими лицами должна подаваться декларация, составленная по .

Граждане должны представить такой вид отчетности в двух случаях:

  • когда есть необходимость самостоятельного исчисления и перечисления сумм НДФЛ в государственные структуры (при получении дохода от продажи имущества, выигрышах, а также в отношении того дохода, с которого не было удержано налог агентом);
  • при желании получить налоговые вычеты, то есть возместить часть уплаченного налога из бюджета.

Сдавать декларацию нужно до конца апреля в следующем году после окончания налогового периода. Допускается заполнять бланки в электронном виде или от руки.

Помимо декларации необходимо готовить и такие справки:

  1. – бланк, в котором отражаются доходы конкретного работника, что были получены в течение налогового периода. Если такой отчет не подан своевременно, лицо уплатит штраф, предусмотренный . При нарушении порядка подачи, искажении сведений в документе также применимы правила, описанные в . Обязанность составлять 2-НДФЛ должен исполнять налоговый агент, который перечсиляет сумму заработка или иные средства работнику.
  2. При желании гражданина получить детский вычет, стоит подать соответствующее заявление ().
  3. (при необходимости).
  4. Налоговый регистр – документ, где отражена прибыль плательщика НДФЛ, суммы налогов, которые с него удержаны, предоставленные вычеты.

Нормативная база

Правила предусмотрены для заполнения налоговой карточки, но они могут использоваться и при ведении налогового регистра.

Та прибыль, что освобождена от обложения налогом в рамках установленного норматива, в регистрах фиксируется. К примеру, матпомощь не будет облагаться НДФЛ, если ее сумма выйдет за пределы 4 тыс. рублей (п. 28 ст. 217 НК).

Подать заявление о возврате с выпиской можно в течение 3 лет с момента, когда налог уплачен ().

Часто возникающие вопросы

Если о декларации и другой документации в законодательстве содержится много информации, то при формировании регистра налогового учета возникает немало вопросов.

К примеру, не ясно, сдавать такой отчет или нет, распечатать его или можно оставить на электронных носителях, кому подписать такие бланки. Разберемся в таких нюансах.

Нужно ли распечатывать документ?

В законодательстве нет правил о хранении регистра налогового учета. А значит, сохранять такую документацию можно по общим правилам с остальной бухгалтерской отчетности.

В России под налоговым учетом понимается порядок сбора и последующей систематизации информации, необходимой для определения организационной налоговой базы. Сбор и систематизация ведется с помощью информации в первичных документах. Процедура опирается на предписания статьи НК РФ №313.

Любая хозяйственная деятельность предприятия должна облагаться налогом, поэтому информационный сбор для последующего налогообложения и является конечной целью учета.

Главным назначением налогового учета является составление целостной и исчерпывающей картины о величине расходов и доходов учреждения. Они и определяют размер базы налогов на отчетный период.

Также его функцией является обеспечение достоверными данными внешних и внутренних пользователей для контролирования процессов исчисления.

Не стоит забывать также и о своевременности и полноте уплачиваемых налогов на прибыль.

Суммирование различных показателей является основой организации процедуры учета.

Количественные данные прямо пропорционально влияют на размеры налоговой базы, а также на меру их систематизации в регистрах учета налогов.

Одновременно они имеют влияние на порядок произведения деятельности по учету, на формирование и отражение в регистрах информации об объекте налогового учета.

Для ведения налогового учета предусмотрены специальные формы - регистры налогового учета.

В любой момент фирму налогоплательщика может посетить налоговый инспектор с целью проверки налоговой документации. Поэтому иметь заполненные регистры – прямая обязанность предприятия.

Нарушение или вовсе отказ от ведения такой документации сулит дальнейшие проблемы с Налоговой инспекцией.

Подробнее с системой налогового учёта в РФ можно ознакомиться по этой ссылке.

Регистры

Как правило, различные виды деятельности предприятия облагаются различными налогами.

Регистры учета налогов - это формы, которые разрабатываются предприятием, а затем заполняются данными, необходимыми для вычисления налоговых сборов на прибыль.

Налоговое законодательство не устанавливает стандарты для разработки форм регистров, но имеет некоторые рекомендации по их виду и содержанию. Информацию о таких регистрах можно найти на сайте «Консультант Плюс» по этой ссылке.

Правила заполнения

Каждая форма регистра обязательно должна содержать в себе следующие реквизиты:

  • Название регистра налогового учета;
  • Число, месяц и год заполнения;
  • Измеритель (либо измерители, если их несколько) операций предприятия в форме натурального или материального выражения;
  • Сущность и предмет операционных действий, совершенных предприятием за данный период времени (хозяйственные и иные операции);
  • Подпись ведущего эти записи уполномоченного лица в регистре.

функция налоговых регистров - это систематизация информации по имеющимся исходным данным касательно каждого вида налога.

Так, регистры убивают сразу двух зайцев: с одной стороны, налоговым органам проще следить за деятельностью фирмы, а с другой - сама компания облегчает себе жизнь, имея под рукой верные показатели расчетов налогов.

Данные об учете налоговых данных должны фиксироваться перманентно и в строгом хронологическом порядке, так как иной способ заполнения может повлечь собой внимание со стороны налоговых служб. Налогоплательщик (то есть предприятие или компания) ведет аналитический учет таким образом, чтобы прослеживался порядок возникновения налоговой базы.

Хранение регистров учета налогов должно вестись в соответствии с несколькими правилами. Нельзя просто так исправлять в них какую-либо информацию.

Исправления (даже если это исправления ошибок) должны вестись санкционировано и обоснованно с юридической точки зрения. Данные действия должны быть подтверждены наделенным особыми полномочиями лицом.

Этот человек может вносить обоснованные исправления в документ, указывая дату и объяснение того, зачем он совершил это действие.

Как уже было сказано, каждая фирма может иметь свою форму регистра. Главное, чтобы форма была удобной, имела графы и строки, необходимые для внесения нужных данных, а также просто и удобно заполнялась.

В противном случае, при проверке отчетности налоговый инспектор может не разобраться и ошибочно оштрафовать предприятие.

Правильное ведение регистров избавит от головной боли как само предприятие, так и проверяющие инстанции.

Заполнять документацию можно как в электронном, так и в бумажном виде - Налоговый Кодекс не имеет ограничений по этому поводу. Внесением данных должен заниматься уполномоченный сотрудник. На него и ложится ответственность по ведению регистров.

Он должен не только проверять правильность вносимой информации, но и обеспечить надлежащие условия хранения документов, чтобы исключить малейшую вероятность того, что посторонние лица внесут какие-либо исправления.

Оформление регистров, а также исправление и дополнение данных заверяется подписью ответственного сотрудника.

Налоговый и бухгалтерский учет

Организация учета налогов может быть сделана как в самостоятельных регистрах налогового учета, так и в регистрах учета бухгалтерии.

Регистры бухгалтерского учета, в таком случае, должны быть дополнены реквизитами для вычисления налога на прибыль.

В таком случае данные регистров налогового учета способны:

  • Иметь совпадение с данными бухгалтерского учета;
  • Иметь другие значения, которые рассчитаны отдельно.

Совпадение с данными учета бухгалтерии имеет место быть, если требования обоих способов учета одинаковы, и нужно провести лишь соответствующее построение аналитического разреза регистров бухгалтерского учета. Также такой вариант возможен потому, что правила учета бухгалтерии вариативны в отношении хозяйственных операций предприятия. Есть и другой вариант, когда требования обоих видов регистров совпадают.

Второй случай возможен тогда, когда требования первого и второго регистра несовместимы, какие бы условия при этом не сложились.

При условии, что налоговый учет ведется путем начисления, то можно использовать регистры бухгалтерского учета для учета налогов.

Но стоит заметить, что кассовый метод делает невозможным такой оборот событий, так как наблюдается несовпадение требований бухгалтерского и налогового учета по части момента отражения хозяйственных операций.

Подробнее о бухгалтерской и налоговой отчетности можно узнать на сайте ФНС по этой ссылке.

В декабре 2001 года Министерство по налогам и сборам России ввело несколько ключевых понятий, относящихся к ведению регистров, таких как объект, единица, показатели и данные учета налогообложения. Они имеют такие формулировки:

  • Объектом называется все движимое и недвижимое имущество фирмы, а также ее обязательства перед другими предприятиями и хозяйственные операции, которые она выполняет;
  • Единицей именуется объект учета, данные о котором упоминаются в нескольких периодах налоговой отчетности, то есть перманентно;
  • Показателями являются количественные данные, относящиеся к объекту учёта;
  • Учетные данные – численные показатели величины или прочих характеристик, которыми обладает объект учета; они отражаются в таблицах, бухгалтерских справках и других документах предприятия - налогоплательщика; эти данные группируют информацию об объектах обложения налогами.

Тогда же и были предложены основные наименования регистров систем учета налогов, которые были поделены на пять следующих групп.

Регистры расчета промежуточных значений

Промежуточные расчеты проводятся предприятием-налогоплательщиком в данных регистрах. Фиксация показателей должна производиться в соответствии с 25 главой Налогового Кодекса.

Промежуточные данные, в отличие от остальных, не выносятся в отдельные графы в налоговых декларациях, поэтому так и названы. Чтобы использовать их, необходимо совершить специальные расчеты или же просто-напросто прибавить к общему показателю.

Информация регистров должна содержать в себе все о совершении промежуточных расчетов, а также показатели, которые участвуют в их нахождении.

Регистры расчета хозяйственных операций

Следующие регистры содержат в себе кладезь полезных сведений о совершении предприятием различных хозяйственных операций.

Налоговая база фирмы прямым образом зависит от этого вида операций, и так происходит каждый отчетный период.

Примерами операций фирмы являются все действия по купле-продаже разных объектов, сделки с фирмами-партнерами. Также в этот перечень входит приобретение гражданских прав. Но и этим дело не ограничивается.

Так, НК РФ предусматривает расширение перечня хозяйственных операций фирмы путем добавления в него действий, связанных с признанием долгов, и других объектов, которые облагаются налогом.

Учетные регистры состояния единиц учета налогов

Данный регистр показывает состояние отдельной единицы учета налогов. Весь пласт данных заносится в соответствующий регистр на протяжении каждого налогового периода. Очень важно то, что информация о единице отражала ее состояние на каждый момент времени периода налогообложения.

Учетные регистры формирования отчетных данных

Эти регистры дают представление о том, каков порядок получения количественных значений строк деклараций по налогам. Вместе с тем, в них заносится и информация, которая далее отправляется в регистры промежуточных расчетов или учетных регистры состояния единицы учета.

Регистры учета начисления средств некоммерческим предприятиям

Данный регистр формируется с целью обобщить информацию по всем средствам и услугам, полученным в результате благотворительной помощи, целевых и бюджетных поступлений. Актуален главным образом для некоммерческих и бюджетных организаций.

Подробнее о налогообложении некоммерческих организаций – на сайте ФНС по этой ссылке.

Регистры по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

Так как работодатель является налоговым агентом по отношению к налогам, которым облагаются доходы физических лиц, то на него ложится обязанность учитывать выплачиваемые доходы своих сотрудников.

Чтобы сделать это, предприятию необходимо разработать собственные формы регистров учета по НДФЛ. Правильный расчет подоходного налога вытекает из грамотного учета выплачиваемых заработных плат работникам.

Регистры по НДФЛ нужны как для налоговой службы, чтобы установить контроль за фирмами-работодателями, так и для самих предприятий, использующих наемную рабочую силу. Сбор такого рода информации о работниках, их заработной плате, всевозможных льготах, предоставляемых им, позволяет предприятию:

  • Следить за общей картиной по всем рабочим;
  • В конце года вести заполнение справок 2-НДФЛ;
  • Определять, когда работник имеет право на «детский» вычет, и когда он лишается такой привилегии;
  • Определять возможность других стандартных вычетов;
  • Находить случаи ошибочного и высчитывания и удержания налогового сбора;
  • Формирование регистра
  • Хоть НК РФ и не ограничивает компании в том, каким образом они будут высчитывать доходы и прилагающийся к ним НДФЛ, но все же кодекс обязывает указывать следующие сведения, заносимые в регистр:
  • Данные по идентификации каждого физического лица;
  • Виды доходов, выплачиваемых фирмой;
  • Льготы по НДФЛ, предоставляемые фирмой, снижающие базу налогов предприятия;
  • Величина заработных плат и даты их выдачи;
  • Налог, исчисляемый с зарплат, и дата проведения процедуры исчисления и перевода;
  • Информация о документах по платежу, подтверждающая перечисление налогового сбора в казну.

ВАЖНО: Каждый пункт вышеприведенных сведений должен приводиться на каждого сотрудника отдельно.

Разработка бланка регистра по налогам на доходы ведется с учетом необходимости простой работы с ним, а также наглядности предоставляемой информации. Рекомендации налоговой службы при этом также нужно учитывать.

Бланк регистра должен иметь следующие особенности:

  • Простота - информация по сотрудникам не должна путаться;
  • Наглядность - чем быстрее можно перенести данные о рабочих в справку 2-НДФЛ, тем нагляднее бланк;
  • Краткость - не стоит перегружать регистр ненужными цифрами и числами, чтобы не затруднять восприятие информации.

Универсализация бланка регистра затруднена тем, что каждая компания выплачивает определенные виды доходов и имеет свои особенности деятельности.

Поэтому на компании и лежит ответственность составления своего бланка, обладающего необходимыми свойствами, графами и включающего нужные сведения.

По желанию, предприятие может изготовить несколько бланков регистров для разных видов данных. Это упростит ведение налоговой отчетности и ее проверку.

Налоговое законодательство только приветствует такой подход. Но бланк регистра должен содержать в себе сведения, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 230 НК РФ.

Ответственность в случае отсутствия регистров учёта налогов или нарушения их ведения

Ст. №120 Налогового кодекса РФ, с одной стороны, предусматривает наказание за систематическое нарушение правил ведения документов по налогообложению. С другой стороны, под этими документами имеются ввиду только первичные документы и бухгалтерские регистры.

О регистрах учета налогов там упоминаний не обнаружено, поэтому преследований со стороны налоговой службы за нарушение их ведения по данной статье не последует.

Не последует и наказаний, предусмотренных статьями 122 и 126, так как они прямо не относятся к нарушению или отсутствию налоговых регистров.

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/registry-nalogovogo-ucheta.html

Налогоплательщики по налогу на прибыль организаций обязаны вести аналитические регистры налогового учета.

Налоговым Кодексом РФ установлено, что формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

В программе «1С:Бухгалтерия 8» имеется более 30 специализированных отчетов для составления регистров налогового отчета. Для большинства налогоплательщиков этого может быть достаточно, чтобы выполнить установленные требования налогового учета. В статье д.э.н.

Профессор С.А. Харитонов рассказывает о ведении регистров налогового учета в целях исчисления налога на прибыль на примере программы «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0).

Статья 313 главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ определяет общие положения по ведению налогового учета. В ней установлено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Под аналитическими регистрами налогового учета понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

В обязательном порядке формы должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • наименование хозяйственных операций;
  • измерители операции в денежном и натуральном (если это возможно) выражении;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, согласно статье 314 НК РФ, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и включаются в приложение к учетной политике для целей налогообложения.

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) имеется более 30 специализированных отчетов для составления регистров налогового отчета.

Их перечень приведен на форме Регистры налогового учета в разделе Учет, налоги, отчетность (рис. 1).

По назначению аналитические регистры налогового учета «1С:Бухгалтерии 8» подразделяются на следующие группы:

– Регистры учета хозяйственных операций;

– Регистры учета состояния единицы налогового учета (регистры информации об изменении состояния объекта учета);

– Регистры промежуточных расчетов;

– Регистры формирования отчетных данных.

Регистры учета хозяйственных операций предназначены для обобщения информации о фактах деятельности хозяйствующего субъекта, которые приводят к возникновению объекта налогового учета.

Регистры учета состояния единицы налогового учета предназначены для сбора информации о наличии и движении объектов налогового учета.

Регистры промежуточных расчетов выполняют вспомогательную функцию: используются на этапе формирования стоимости объекта учета, а также как источник информации для заполнения регистров формирования отчетных данных.

Регистры формирования отчетных данных предназначены для обобщения информации о признанных доходах и расходах отчетного (налогового) периода, расчета налоговой базы и расшифровки отдельных доходов и расходов в декларации по налогу на прибыль.

Для большинства налогоплательщиков формируемых в программе «1С:Бухгалтерия 8» регистров может быть достаточно, чтобы выполнить требования Налогового Кодекса РФ в части подтверждения данных налогового учета.

На форме Регистры налогового учета отчеты для составления регистров расположены в обратной последовательности (в отличие от «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 2.

0)), то есть сначала приведены отчеты для составления регистров формирования отчетных данных, затем отчеты для составления регистров промежуточных расчетов и т. д. (см. рис. 1).

Обусловлено это, главным образом, эргономическими соображениями.

Регистры формирования отчетных данных налогоплательщикам приходится формировать чаще всего, как правило, за один и тот же период многократно, чтобы убедиться в правильности составления декларации по налогу на прибыль организаций.

Для составления регистра нужно двойным щелчком на наименовании открыть форму соответствующего отчета, указать период, организацию и нажать на кнопку Сформировать отчет.

Регистры формируются по данным налогового учета на счетах плана счетов бухгалтерского учета «1С:Бухгалтерии 8». При составлении регистра информации об объекте основных средств дополнительно используется информация об объектах учета, которая хранится в специальных регистрах.

Регистры налогового учета «1С:Бухгалтерии 8» имеют унифицированную форму оформления и содержат все обязательные реквизиты (рис. 2).

Лицо, должность и расшифровка подписи лица, ответственного за составление регистра, которые должны выводиться в форме регистра, указываются в списке Ответственные лица организации.

В отчетах предусмотрена возможность настройки группировки и отбора данных (закладка Основные настройки), а также включения в регистр дополнительной информации об объектах учета, сортировки данных и оформления регистра (закладка Дополнительные настройки).

В сформированном регистре имеется возможность открыть документ, которым операция отражена в налоговом учете.

Например, для регистра налогового учета Доходы от реализации товаров, работ, услуг это будет Отчет о розничных продажах.

Для отдельных видов расходов Налоговым кодексом РФ установлены специальные правила определения суммы расходов, учитываемой при расчете налоговой базы отчетного (налогового) периода.

Так, расходы на добровольное страхование, на отдельные виды рекламы, представительские расходы учитываются в расходах периода по нормативу; по транспортным расходам определяется сумма расходов, относящаяся к реализованным товарам; по амортизируемому имуществу налогоплательщик имеет право применять амортизационную премию в размере до 30 % первоначальной стоимости (расходов «на модернизацию»); прямые расходы на производство и реализацию продукции необходимо распределять между реализованной продукцией и продукцией на складе и т. д. Необходимые расчеты по таким расходам в «1С:Бухгалтерии 8» производятся при выполнении соответствующих регламентных операций закрытия месяца, а для документального подтверждения расчетов (подтверждения данных налогового учета по регламентной операции) в программе предусмотрены Справки-расчеты. Их перечень приведен на форме Справки-расчеты в разделе Учет, налоги, отчетность (рис. 3).

Справки-расчеты Амортизационная премия, Нормирование расходов и Списание убытков прошлых лет предназначены для подтверждения данных только налогового учета (в бухгалтерском учете амортизационная премия не применяется, расходы не нормируются, убытки прошлых лет не переносятся на будущее). Остальные справки-расчеты (за исключением справок-расчетов Налоговые активы и обязательства и Пересчет отложенных налоговых активов и обязательств) предназначены для подтверждения данных как бухгалтерского, так и налогового учета.

Для составления Справки-расчета нужно двойным щелчком на наименовании открыть форму соответствующего отчета, указать период составления, организацию, на панели основных настроек установить переключатель Показатели в положение НУ (данные налогового учета) и нажать на кнопку Сформировать отчет.

Подробную информацию о назначении и порядке составления регистров налогового учета, а также справок-расчетов, подтверждающих данные налогового учета, в «1С:Бухгалтерии 8» можно найти на ИТС в справочнике «Учет по налогу на прибыль организаций».

От редакции. О формировании регистров бухгалтерского учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» читайте в номере 7 (июль) «БУХ.1С» за 2013 год.

С порядком формирования регистров бухгалтерского учета в электронном виде с подписанием электронной подписью и их хранением в информационной базе на примере «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/17823/

Регистры налогового учета в 1С 8.3

Курсы 1С 8.3 и 8.2 » Обучение 1С Бухгалтерия 3.0 (8.3) » Налог на прибыль » Регистры налогового учета в 1С 8.3

Налоговые регистры в 1С 8.3 редакция 3.0 – что это? Кто должен вести регистры налогового учета? Для чего они предназначены? Какие регистры налогового учета можно вести автоматически в программе 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0? Обо всем этом узнаем далее.

Формы регистров налогового учета и порядок их отражения в 1С 8.3

Вести налоговые регистры налогоплательщиков налога на прибыль обязывает ст. 313 и 314 Налогового кодекса. Однако там четко прописан лишь перечень обязательных реквизитов этого документа:

  • Название;
  • Дата или период;
  • Наименование операции;
  • Измерители;
  • Ответственные за составление и их подписи.

Форма же регистров, их перечень и содержание оставлены на усмотрение самих налогоплательщиков. Главное, чтобы они раскрывали порядок формирования налоговой базы.

Разрешено даже использовать в этом качестве бухгалтерские регистры, если они содержат достаточно для расчета налога данных. В программе 1С 8.

3 это могут быть оборотно-сальдовые ведомости, если их настроить следующим образом:

В оборотно-сальдовой ведомости (карточке счета и т.п.) на закладке Показатели нужно убрать галочку бухгалтерский учет и поставить налоговый учет. Таким образом, в отчете отразятся только данные налогового учета по счетам.

Тем не менее, относиться легкомысленно к этим документам не стоит, так как отсутствие регистров – повод для штрафа за грубое нарушение учета.

Перечень и форму регистров нужно утвердить в Учетной политике по налоговому учету, принимая во внимание, что именно эти регистры обязаны предоставить при запросе налоговому органу.

Аналитические регистры налогового учета в 1С 8.3

В программе 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 представлено четыре блока аналитических регистров: Отчеты – Налог на прибыль – Регистры налогового учета:

Это не означает, что они все обязательны. Нужно выбрать те, что актуальны именно для организации. Рассмотрим их поближе. Первый блок содержит регистры, в которых отражается информация о доходах и расходах, попадающих непосредственно в декларацию по налогу на прибыль:

Остальные регистры носят информативный, вспомогательный характер, детализируют информацию различных участков учета.

По ним можно ориентироваться при проверке декларации и поиске ошибок.

По кнопке Настройка можно отметить только те отчеты, которыми пользуетесь в базе 1С 8.3, остальные будут скрыты:

Всегда можно вернуть автоматические настройки, воспользовавшись функцией Сбросить мои настройки в меню Еще:

Образец заполнения регистров налогового учета в 1С 8.3

Рассмотрим, какие настройки доступны внутри самих регистров. Как обычно, это Группировка, Отборы, Дополнительные поля, Сортировка, Оформление:

То, что может заинтересовать в рамках данного материала, находится на закладке Оформление.

Чтобы распечатанный регистр соответствовал требованиям законодательства, он должен содержать все обязательные реквизиты, о которых говорилось выше.

Для этого нужно проставить отметки напротив нужных реквизитов:

После формирования, в отчете появятся все необходимые сведения:

Назначить ответственного за ведение регистра в 1С 8.3 Бухгалтерия можно в разделе меню Главное – Реквизиты организации – Подписи:

По ссылке Ответственные за подготовку отчетов откроется перечень ответственных, где нужно выбрать нужных работников организации. Вся последовательность смены ответственных лиц хранится в базе 1С 8.3, ее можно посмотреть по ссылке История:

Еще одна интересная настройка регистров – Отбор:

Добавив этот реквизит в отчет, увидим параметры, по которым в программе 1С 8.3 настроен отбор данных в конкретный регистр:

В 1С 8.3 можно настроить отчет необходимым образом и по кнопке Еще – Сохранить настройки, либо Сохранить вариант отчета:

При втором варианте, видоизмененный отчет появится в перечне регистров:

Кроме того, в 1С 8.3 можно настроить его доступность другим пользователям:

Как распечатать бланки налоговых регистров к Учетной политике

В конфигурации 8.3 разработчиками программы 1С предоставлена возможность распечатать регистры налогового учета к учетной политике в разделе Главное – Учетная политика:

После того как настроена и записана учетная политика, можно распечатать перечень выбранных регистров и их формы, отметив нужные галочками:

На сайте ПРОФБУХ8 Вы можете ознакомиться с другими бесплатными статьями и видеоуроками по конфигурации 1C Бухгалтерия 8.3 (8.2). Полный список наших предложений можно посмотреть в каталоге.

Поставьте вашу оценку этой статье:

В специальных регистрах. Налоговый учет организуется своими силами, а порядок его ведения закрепляется в учетной налоговой политике (ст. 313 НК РФ). Регистры налогового учета, в которых ведется учет, тоже разрабатываются самостоятельно, поскольку налоговые органы устанавливать обязательные учетные формы не вправе. В этой статье мы рассмотрим, какими бывают налоговые регистры, как они ведутся, и приведем образцы заполнения.

Разработка формы регистров налогового учета

НК РФ не содержит перечня налоговых регистров, необходимых для формирования базы по налогу. Каждая организация разрабатывает регистры сама, поэтому и выглядеть они могут совершенно по-разному. Как правило, это таблицы, из содержания которых понятно, как фирмой формируется налоговая база. Вести регистры налогового учета можно электронно в виде таблиц Excel, в специальной бухгалтерской программе или на бумажных носителях.

За основу при разработке регистров можно взять регистры бухучета и дополнить их всем необходимым, или же создать налоговые регистры «с нуля». В любом случае они должны содержать все строки и графы, необходимые для отражения данных.

Налогоплательщик сам решает, какие данные содержат регистры, но существуют и обязательные реквизиты, которые должны включаться в любые виды аналитических регистров налогового учета предприятия. К ним относятся (ст. 313 НК РФ):

  • наименование;
  • дата составления или период,
  • денежное выражение операции, а если возможно, то и натуральное,
  • наименование хозопераций,
  • подпись (с расшифровкой), ответственного за составление регистра.

В качестве шаблона при разработке документов налогового учета можно использовать и регистры налогового учета, перечень которых был рекомендован налоговой службой в помощь налогоплательщикам еще в 2001 году (Рекомендации МНС РФ для исчисления прибыли в соответствии с гл.25 НК РФ, опубликованные 19.12.2001).

Составлять отдельный регистр на каждую строку декларации по налогу на прибыль не требуется. Количество налоговых регистров фирма устанавливает учетной политикой, при условии, что они в полной мере обосновывают данные, указанные в декларации. Налоговики могут привлечь к ответственности за отсутствие только тех регистров, которые предприятию необходимо вести согласно своей учетной политике (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 № А65-27027/2007).

Требования НК РФ к налоговым регистрам

Формы аналитических регистров налогового учета, являющиеся приложением к учетной политике предприятия, служат подтверждению данных наравне с первичными документами и расчетом налоговой базы (ст. 313 НК РФ). Требования, которые налоговое законодательство предъявляет к ним, следующие:

  • недопустимо вносить данные в регистр без соблюдения хронологического порядка и непрерывности;
  • аналитический учет налоговых данных в регистрах должен раскрывать порядок формирования налоговой базы;
  • хранить регистры следует так, чтобы исключить несанкционированное исправление данных в них;
  • за правильность отражения хозопераций в регистрах отвечают лица, их составляющие; каждое вносимое в налоговый регистр исправление ошибок должно подтверждаться подписью ответственного лица, с обоснованием исправления и указанием даты;
  • данные налогового учета, в том числе и регистры, составляют налоговую тайну; лица, имеющие к ним доступ, несут ответственность за разглашение налоговой тайны согласно законодательству.

Регистры налогового учета: минимальный перечень

Какие регистры понадобятся предприятию для учета налога на прибыль? Поскольку налоговым объектом является прибыль, чтобы определить ее размер следует знать сумму доходов и расходов налогоплательщика, а значит, в любом случае должны присутствовать регистры налогового учета:

Регистры налогового учета, образец которых можно скачать ниже, заполняются согласно данным бухучета по счетам 20, 26, 40, 43, 44, 90, 91 и др., с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом нужно помнить, что не все доходные и расходные бухгалтерские операции учитываются в налоговом учете, а значит, и в налоговые регистры они не вносятся. Доход от реализации не включает сумму НДС. Некоторые расходы в целях налогообложения нельзя принять в полной сумме, а только в пределах установленных норм.

Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может возникнуть, если предприятие ведет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке.