Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как называются участники закрытого акционерного общества. Акционерные общества

14:10 23/07/2014

С 1 сентября в России упраздняется организационно-правовая форма закрытого акционерного общества (ЗАО). Сейчас такой статус имеет почти 127 тысяч компаний. Их владельцам в ближайшие дни придется принять сложное решение и нести немалые расходы.

Поправки в Гражданский кодекс (ГК) РФ были приняты в начале мая в рамках реформы гражданского законодательства. Они предусматривают, что вместо закрытых и открытых акционерных обществ могут создаваться просто АО, в том числе публичные. Существующие ЗАО могут продолжать деятельность без каких-либо ограничений и даже не обязаны специально вносить изменения в учредительные документы. Но для многих такое существование может оказаться весьма накладным.

Closed или Limited?

В принятом на заре экономических реформ законе еще РСФСР акционерные общества закрытого типа (ныне ЗАО, аналог западного Closed Joint-Stock Company) приравнивались к товариществам с ограниченной ответственностью (ныне ООО - Limited Liability Company). Поэтому некоторые бизнесмены при выборе организационно-правовой формы руководствовались сугубо субъективными причинами. "Общество с ограниченной ответственностью ассоциируется у меня исключительно с пациентами клиники для душевнобольных", - признался РАПСИ владелец одного из ЗАО, отметившего в этом году 20-летие.

Сегодня закрытые акционерные общества, по сути, представляют собой гибрид ОАО и ООО. Они должны регистрировать эмиссию акций и вправе свободно совершать сделки без обращения в госорганы. В то же время их минимальный уставный капитал составляет всего 10 тысяч рублей (для ОАО - 100 тысяч), ценными бумагами вправе владеть не более 50 акционеров, компании могут самостоятельно вести реестр, не обязаны проводить аудит и публиковать какую-либо отчетность. Сегодня в форме ЗАО нередко создаются компании с иностранными инвесторами. По данным Федеральной налоговой службы, только за первые пять месяцев этого года было зарегистрировано более тысячи новых закрытых акционерных обществ.

Одновременно с этим юристы отмечают, что упразднение ЗАО - общемировой тренд. В качестве примера приводят Великобританию, отказавшуюся от Closed Joint-Stock Company в 2006 году.

Новое содержимое в старой форме

С 1 сентября регистрировать закрытые акционерные общества будет невозможно, тогда как существующие формально никто в правах не урезает. Не требуется и их перерегистрация, а уставы можно будет привести в соответствие с новым законодательством в любое удобное акционерам время.

В то же время поправки к ГК содержат два отчасти противоречивых условия. С одной стороны, деятельность ЗАО регулируется соответствующими нормами федерального закона "Об акционерных обществах" . С другой, они должны применять требования реформированного ГК наравне со всеми другими непубличными акционерными обществами.

Поэтому мнения опрошенных экспертов об ожидающих владельцев ЗАО последствиях реформы разошлись.

Так, адвокат аудиторско-консалтинговой группы "Прайм Эдвайс" Татьяна Терещенко убеждена, что "все такие компании обязаны будут привлечь независимого аудитора для проверки годовой финансовой отчетности, в том числе за 2014 год". "Также необходимо передать реестр акционеров лицензированному регистратору. Он или нотариус, выполняя функции счетной комиссии, с 1 сентября будет подтверждать в установленном порядке решения общих собраний ЗАО", - отмечает Терещенко.

А вот по мнению юриста адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Елены Морозовой, закрытым акционерным обществам потребуется проводить аудит отчетности за 2014 год, только если они не преобразуются в ООО до последней даты ее представления - 31 марта 2015 года. "Возможно, к указанному сроку появятся официальные разъяснения уполномоченных органов по вопросу обязательного аудита ЗАО, сохранивших статус-кво", - поясняет она.

Схожего мнения придерживается и Николай Вильчур, директор международной консалтинговой компании "Вильчур и партнеры". Он также убежден, что передавать реестр регистратору должны только публичные компании, которыми действующие ЗАО не являются.

Осенний марафон

При этом, по общему мнению экспертов, действующее российское законодательство, уже много лет обязывающее проводить аудит десятки тысяч компаний (все ОАО, банки, страховщиков и так далее), не предусматривает ответственности за игнорирование таких требований.

"Аудиторское заключение по новому закону о бухгалтерском учете не входит в состав годовой отчетности и, соответственно, не подлежит обязательному направлению в налоговые органы при ее сдаче. С другой стороны, компания может быть привлечена к административной ответственности, например, за непредоставление заключения аудитора по требованию акционера (штраф до 700 тысяч рублей) или в органы статистики (штраф до 5 тысяч)", - поясняет Елена Морозова.

В любом случае большинству ЗАО, особенно малым предприятиям, целесообразнее как можно быстрее преобразоваться в ООО. Хотя процедура это достаточно сложная и недешевая: услуги юридических фирм по реорганизации чаще всего в разы дороже, чем по созданию новых фирм.

По мнению Татьяны Терещенко, какая-либо «перерегистрация» невозможна (хотя такой термин встречается в самом реформирующем Гражданский кодекс РФ законе). Минимальные расходы, без учета услуг юристов и технических работ, она оценивает в 6-7 тысяч рублей.

"Так, примерно в 5 тысяч рублей обойдется публикация обязательного сообщения в специальном официальном издании (журнале "Вестник государственной регистрации"), 800 рублей - госпошлина, 800 рублей - нотариальные расходы", - констатирует Терещенко.
Другие эксперты называют цифры в 10 и даже 15 тысяч рублей.

Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)

В Гражданском кодексе РФ появилось единое понятие – акционерное общество. А закрытые и открытые АО заменены публичными и непубличными. Но торопиться с реорганизацией нет необходимости.

С 1 сентября 2014 года, на основании упразднены такие организационно-правовые формы юридических лиц, как закрытое и открытое акционерные общества. Вместо них в ГК появились такие разновидности акционерных обществ, как публичное и непубличное.

Публичное акционерное общество - это акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в акции, размещаются путем публичной подписки и публично обращаются. Другими словами, это те же самые открытые акционерные общества. Непубличными акционерными обществами признаются все акционерные общества, не отвечающие признакам публичности. По сути, подобными признаками обладают прежние закрытые АО.

Ликвидация не грозит

Что же делать нынешним акционерным обществам? Должны ли они быть ликвидированы или реорганизованы? Законодательство не обязывает акционеров нынешних АО в срочном порядке ликвидировать или реорганизовывать данные общества. Они могут продолжать осуществлять свою деятельность в прежнем формате до момента первого изменения их устава по каким-либо причинам. Только в случае если акционеры захотят изменить устав, им необходимо будет привести документы в соответствие с требованиями законодательства. Они могут выбрать формат публичного акционерного общества или непубличного акционерного общества.

В случае выбора публичного акционерного общества:

В уставе необходимо указать на его публичность в наименовании (ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО), также внести в устав условия о свободном размещении и обращении акций, заявить об увеличении уставного капитала до 100000 рублей. Кроме того, акционерам необходимо создать коллегиальный орган управления, ревизионную комиссию и коллегиальный исполнительный орган вне зависимости от числа акционеров в обществе. Из устава необходимо исключить - условие о максимальном количестве акций, которые могут принадлежать одному акционеру, а также условие о необходимости получения согласия на отчуждение акций акционерами.

В случае выбора непубличного акционерного общества:

Если акционеры ЗАО выбрали формат непубличного акционерного общества, то указание на непубличность в уставе не требуется. Достаточно просто отразить организационно-правовую форму (АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО).

Акционеры могут по своему усмотрению принять решение о необходимости наличия в обществе коллегиального исполнительного органа (правления), коллегиального органа управления (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии. Другими словами, законодатель освободил участников непубличного общества от обязательства создавать коллегиальные органы вне зависимости от числа акционеров. В уставе можно сохранить условие о преимущественном праве акционеров на приобретение акций общества.

Регистрируем изменения в уставе

Чтобы зарегистрировать изменения в устав акционерам потребуется провести общее собрание акционеров и составить протокол, в котором необходимо отразить и утвердить либо изменения, вносимые в учредительные документы, либо принять новый устав.

Следующим этапом директору необходимо подать в налоговый орган новый устав (либо изменения к нему), соответствующий протокол общего собрания акционеров, нотариально удостоверенное заявление по .

Государственная пошлина за регистрацию изменений в устав в связи с приведением его в соответствие с требованиями законодательства не оплачивается

Что дальше?

После внесения соответствующих изменений в устав общества, необходимо проинформировать контрагентов об изменении наименования, заменить печать, внести изменения в лицензии, свидетельства СРО, банковские документы.

И, главное, акционеры, решившие продолжать осуществлять деятельность в форме любого акционерного общества (публичного или непубличного) должны учитывать, что с осени 2014 года для них введены новые обязанности, неисполнение которых влечет негативные последствия в виде недействительности документов или наложения административного штрафа:

  • С 1 сентября 2014 года обязательно присутствие нотариуса или регистратора на общем собрании акционеров.
  • С 1 сентября 2014 установлено обязательное привлечение аудитора для проверки годовой финансовой отчетности любого акционерного общества.
  • С 1 октября 2014 года все акционерные общества должны передать обязанность по ведению своих реестров профессиональному регистратору (выбрать и утвердить регистратора общества и условия договора с ним, подготовить документы и информацию, необходимые для передачи реестра, заключить договор на ведение реестра, передать реестр в согласованную с регистратором дату, внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о регистраторе).

Как избежать лишних затрат?

Новые обязанности, установленные законодателем, влекут дополнительные временные, организационные и финансовые затраты. В целях снижения затрат, а также чтобы избежать исполнения нововведённых обязанностей, акционерам, для которых осуществление деятельности в форме акционерного общества не является принципиальным, рекомендуется преобразовать акционерное общество в общество с ограниченной ответственностью.

Порядок преобразования достаточно прост, так как, в отличие от реорганизации, не нужно публиковать информацию в Вестнике государственной регистрации, нет необходимости уведомлять кредиторов об изменении формы общества, а также у кредиторов нет прав потребовать у общества досрочного исполнения существующих обязательств (как в случае с реорганизацией).

Акционерная собственность, ее образование и организация

Акционерное общество представляет собой организационно-правовую форму предпринимательской деятельности. Капитал акционерного общества разделен на определенное число акций, приобретенных его участниками (акционерами). Акционерное общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, выступает как самостоятельный субъект права, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Собственность (капитал) акционерного общества определяется уставным капиталом, равным номинальной стоимости акций общества, которые приобретены акционерами. При этом акции подразделяются на размещенные (приобретенные акционерами), объявленные (которые общество вправе размещать дополнительно в определенном количестве по номинальной стоимости) и оплаченные (приобретенные и полностью оплаченные акции в течение установленного срока). Особенность акционерной собственности заключается в том, что акционерный капитал и другое имущество принадлежат обществу как юридическому лицу и не являются собственностью (совместной и долевой) его акционеров. Право на получение части имущества акционеры приобретают только при ликвидации общества. Акционеры имеют право участвовать в общем собрании с правом голоса, а также право на получение дивидендов.

По сравнению с другими организационно-правовыми формами (например, с обществом с ограниченной ответственностью, которое представляет собой объединение лиц) акционерное общество - это объединение капиталов. Такая особенность акционерной собственности определяет всю систему отношений между акционерным обществом и его учредителями (акционерами), а также порядок управления им. В настоящее время нормативное регулирование организации, деятельности и управления акционерными обществами регламентировано законодательными актами, которые могут быть объединены в три группы:

* нормы общеэкономического регулирования, устанавливающие правила деятельности всех хозяйствующих субъектов в сфере отношений с органами государственного управления, бюджетом, в сфере внешнеэкономических связей, а также по вопросам конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

* нормы, регламентирующие преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества;

* нормы, непосредственно регламентирующие организацию, деятельность акционерных обществ и управление ими.

В рамках рассматриваемых проблем наибольшее значение имеют правовые нормы третьей группы. Эти правовые нормы установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1995 г.) и Федеральным законом "Об акционерных обществах".

Федеральный закон "Об акционерных обществах" определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также защиту их прав. Положения Закона "Об акционерных обществах" развивают соответствующие статьи Гражданского кодекса, дополняют их нормами, необходимыми для правовой регламентации деятельности хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы. В соответствии с законом предусматриваются такие права акционеров, как право голоса на общем собрании (в зависимости от доли акций), право на получение дивидендов, право созыва внеочередного собрания (пакет влияния), право вето (малый контрольный пакет), право решения вопросов повестки дня собрания акционеров (контрольный и большой контрольный пакеты).

Для обеспечения организационного единства производственных процессов (создания организационного единства технологических цепочек) законом предусматривается слияние двух или нескольких акционерных обществ с переходом всех прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему обществу. Слияние обществ может происходить и с целью диверсификации производства, совершенствования обслуживания производственных процессов и т. д. Эти же цели преследует и присоединение общества. В этом случае присоединяемые общества прекращают свое существование, а все их права и обязанности передаются другому обществу Процедура присоединения, таким образом, не требует создания нового общества и предусматривает внесение необходимых изменений в устав и другие документы.

В случае если отсутствует целесообразность организационного объединения различных видов деятельности либо нарушается антимонопольное законодательство, может быть проведено разделение общества. При этом признается прекращение деятельности общества, а все его права и обязанности передаются вновь созданным обществам. Для аналогичной реорганизации законом предусмотрена возможность выделения общества. В этом случае деятельность акционерного общества не прекращается, а вновь создаваемые (выделяемые) общества приобретают права юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества. В соответствии с законодательством акционерное общество может быть также преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив (преобразование общества).

Во всех случаях реорганизации общим собранием акционеров определяется порядок конвертации акций общества, а при преобразовании общества - обмена акций на вклады общества с ограниченной ответственностью или паевые взносы членов производственного кооператива. Схематически способы создания акционерного общества путем реорганизации показаны на 21.1.

Законодательно закреплено требование об активном взаимодействии акционерных обществ (особенно крупных) со специализированными внешними организациями, в состав которых входят общества, осуществившие размещение акций, или реестродержатели (специализированные регистраторы), аудиторы, оценщики имущества (в том числе привлекаемые для определения рыночной цены акций), а также средства массовой информации, публикующие информацию об общих собраниях, отчеты акционерных обществ, результаты аудиторских проверок, сведения о реорганизации обществ и т. п.

Структура органов управления в открытых акционерных обществах

Действующее законодательство об акционерных обществах предусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (21.2).

В зависимости от конкретных условий эта система может быть упрощена или видоизменена. Так, имеется возможность использования двухзвенной системы управления, предусматривающей закрепление функций совета директоров за общим собранием, если число акционеров - владельцев голосующих акций не превышает 50 чел. Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (трастовое управление).

Собрание акционеров

Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерным обществом. Однако оно не может рассматривать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или исполнительного органа, и не вправе принимать решения по этим вопросам. Собрание акционеров представляет собой неоднородный орган с точки зрения его состава. В самом общем виде акционеры могут быть разделены на три группы:

1. Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции или в качестве рантье. С акционерной компанией их связывает чисто денежный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля собственности; они стремятся к тому, чтобы их доля принесла максимум дохода. При возможности увеличения дохода они продают акции и вкладывают деньги в более выгодные ценные бумаги.

2. Акционеры -работники предприятия (включая администрацию). Интересы работника предприятия, как правило, не замыкаются на получении дивидендов. Ему не безразлична судьба предприятия, от которой зависит его заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив работника представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграждения и солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники - владельцы акций, скорее их держатели и распорядители, чем ответственные собственники.

3. Крупные акционеры, приобретающие акции из предпринимательских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобретает предприятие (или ряд предприятий) с тем, чтобы развивать производство, в других - налаживает управление, санирует предприятие, а затем продает, в-третьих - покупает пакет акций в целях перепродажи. Но в каждом конкретном случае инвестор выступает в определенной роли. В процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль инвестора должна учитываться, исходя из интересов государства.

Фактическая реализация права каждого акционера на управление акционерным обществом - проблема, не решенная не только российским законодательством, но и законами других стран. В США, например, проблема обеспечения участия владельцев акционерного капитала в руководстве акционерным обществом обсуждается весьма активно. Предлагается обеспечить инвесторам значительные преимущества перед биржевыми спекулянтами на общем собрании акционеров: право голоса на этом собрании должны иметь акционеры только после двух лет владения акциями, причем на третьем году владения они будут иметь 1/3 голоса, на четвертом году - 2/3 голоса и лишь на пятом - полный голос. Полным голосом сразу пользуется лишь лицо, которое приобрело не менее 20% акционерного капитала. Тем самым резко ограничиваются права биржевых спекулянтов, которые владеют акциями в течение непродолжительного времени.

Необходимо также учитывать угрозу развала национальной экономики путем перепрофилирования приватизированных предприятий в процессе приватизации или дополнительной эмиссии акций. Иными словами, процесс приватизации каждого предприятия должен проходить под контролем государственных органов. Последние должны следить за законностью сделок, тщательно проводить отбор участников конкурса и не менее тщательно разрабатывать условия продажи. При этом необходимо установить ответственность должностных лиц.

Совет директоров (наблюдательный совет)

Общее руководство деятельностью акционерного общества по всем вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). В зависимости от числа акционеров - владельцев обыкновенных или иных голосующих акций количественный состав совета директоров варьирует от семи или девяти членов.

Введение в действие Закона "Об акционерных обществах" внесло существенные изменения в организацию и деятельность совета директоров. Прежде всего усилена роль этого органа управления. Его члены избираются на один год, хотя могут переизбираться неограниченное число раз. Полномочия любого члена совета директоров решением общего собрания могут быть прекращены досрочно. Усиление роли этого органа управления потребовало повышения ответственности (в некоторых случаях субсидиарной) его членов. Закон ограничивает участие в совете директоров членов коллегиального исполнительного органа акционерного общества, которые не могут составлять в нем большинство. Одновременно установлено, что руководитель единоличного исполнительного органа акционерного общества не может быть одновременно председателем совета директоров. Этим достигается разделение функций стратегического управления и контроля и функций текущего управления (исполнения).

Совет директоров представляет собой не только полноправного представителя акционеров, но и стратегического управляющего по широкому кругу вопросов. Помимо организации общего собрания и вынесения на него вопросов реорганизации общества, дробления и консолидации акций и т. д., совет директоров обладает исключительной компетенцией по следующим вопросам:

* определение приоритетных направлений деятельности общества;

* принятие решений о росте уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения обществом акций в пределах количества и категории (типа) объявленных акций, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров такое право ему предоставлено;

* размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг, если иное не предусмотрено уставом общества;

* определение рыночной стоимости имущества;

* приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг;

* образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, установление размеров выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

* использование резервного и иных фондов общества;

* утверждение внутренних документов общества, определяющих порядок деятельности органов управления общества;

* создание филиалов и открытие представительств общества; принятие решения об участии общества в других организациях, за исключением участия в объединениях коммерческих организаций;

* заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, стоимость которого составляет до 50% балансовой стоимости активов общества (на дату принятия решения о совершении такой сделки), и иные вопросы, предусмотренные уставом.

Таким образом, совету директоров принадлежат широкие права в управлении акционерным обществом, однако законодательство не определяет требований к его членам. Указано лишь, что требования, предъявляемые клицам, избираемым в состав совета директоров, могут устанавливаться уставом или другим документом, утвержденным общим собранием акционеров. Практически единственной ограничительной нормой является порядок принятия решений о совершении сделки, согласно которому такое решение принимается большинством членов совета директоров (независимых директоров), не заинтересованных в совершении сделки.

Исполнительный орган

Все вопросы управления текущей деятельностью акционерного общества (кроме отнесенных законодательством к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров) решает исполнительный орган общества. На него же возложена организация выполнения решений общих собраний и совета директоров. Образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий осуществляются в соответствии с уставом акционерного общества либо общим собранием, либо советом директоров.

Существуют два варианта организации исполнительного органа акционерного общества:

* единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор);

* единолично-коллегиальный исполнительный орган (директор, генеральный директор и правление, дирекция).

Компетенция исполнительного органа должна быть определена уставом общества, а также другими документами, утвержденными советом директоров. Права и обязанности единоличного исполнительного органа устанавливаются договором, заключаемым с ним председателем совета директоров от имени общества.

Указанными нормами, по существу, исчерпывается регламентация вопросов управления текущей деятельностью акционерного общества. Если законодательство достаточно полно определяет управление капиталом (посредством норм, определяющих права, обязанности и компетенцию общего собрания и совета директоров), то решение вопросов организации управления производственно-хозяйственной деятельностью предоставлено акционерным обществам. Такое положение объясняется тем, что указанные вопросы должны решаться самим собственником. Кроме того, наличие акционерных обществ, различных по масштабу, сфере деятельности и другим конкретным характеристикам, практически не позволяет нормативно регламентировать текущее управление.

Создание эффективных систем управления текущей производственно-хозяйственной деятельностью в акционерных обществах может осуществляться несколькими путями. Прежде всего при реализации государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятии необходимо предусматривать обязательные требования к перестройке систем управления приватизируемых предприятий. Эти требования должны учитывать конкретные особенности предприятий и устанавливаться на основе специально разработанных схем или других документов рекомендательного характера. Государственные органы могут оказать существенное влияние на перестройку систем управления в акционерных обществах, где преобладающая часть собственности закреплена за государством. В отношении акционерных обществ с незначительной долей государственной собственности, а также без государственного участия, находящихся в кризисном положении в связи с ненадлежащим управлением, может применяться процедура внешнего управления.

Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом

Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной мере предпринимательскую активность. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается.

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе "Об акционерных обществах". В акционерном обществе со 100-процентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию "свободы рук" государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.

Более перспективны акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества представляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для широкого привлечения в экономику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.

Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам. Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.

Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.

Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

Кадры руководителей в акционерных обществах

До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих десятилетий централизации управления, государственные органы устанавливали единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на продукцию и услуги, размещение и размеры предприятий, планирование численности работников всех категорий и т. д. Это не оставляло никакого простора для самостоятельного принятия управленческих решений.

Еще более жестко регламентировались решения стратегического характера - о размерах и направлениях использования капитальных вложений, о номенклатуре продукции, о ее эксплуатационных характеристиках, о показателях качества и надежности. Государственная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, коэффициенты использования материалов, организационную структуру предприятий и т. п. В этих условиях руководитель в процессе своего должностного роста приобретал навыки и связи, позволяющие получать централизованные капитальные вложения, корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льготных условий финансирования и снабжения и т. п.

Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной экономической реформы, направленной на переход к рыночным отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе и акционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самостоятельно устанавливать эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности и направления использования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические решения, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использовать гибкие формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок привычных, централизованно устанавливаемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя - предприимчивость. В новых условиях в составе кадров руководителей акционерных обществ должны произойти коренные изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социально-экономических отношений.

Кадровый потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую работников с различными профессионально - квалификационными характеристиками. Важнейшими составляющими этой структуры в современных условиях являются:

* руководители низшего звена, обладающие необходимыми знаниями и опытом непосредственного управления производством и персоналом;

* руководители среднего звена, обладающие знаниями и навыками, необходимыми для линейного руководства производственно-структурными подразделениями (цехами, отделами, отделениями, филиалами) и функционального руководства (в области финансов, маркетинга, права);

* руководители высшего звена, обладающие профессиональным и личным потенциалом для осуществления стратегического руководства и управления процессом принятия решений;

* особый корпус руководителей, способных осуществлять функции внешних управляющих при проведении процедур санации и банкротства.

На данном этапе российских реформ наиболее актуальной является проблема повышения квалификации руководителей высшего звена. Необходимо организовать учебу высших руководителей на специальных курсах (семинарах) с приглашением в качестве преподавателей специалистов ведущих консалтинговых фирм. Основным содержанием такой учебы должны быть основы производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, финансовый менеджмент, трудовое право, вопросы социальной защиты работников и т. д. Распространению опыта управления акционерными обществами, успешно приспосабливающимися к новым условиям, могут способствовать публикации в специальной литературе и выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и т. п. Заслуживает, в частности, внимательного изучения и уже сложившийся опыт реформирования многих предприятий.

Принципиально важно формировать у высших управленцев позитивную социальную ориентацию. Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие знания в области финансов, маркетинга, делового администрирования и соответствующий опыт работы. Необходимо создать особый корпус руководителей, способных осуществлять антикризисное управление, внешнее управление, войти в состав команд сопровождения при смене руководителей. Здесь требуется целевая система отбора и подготовки специалистов.