Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Унитарное предприятие. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – это предприятие, которое создается по решению уполномоченных на то органа государственного управления или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственником предприятия.

Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник в отношении этого имущества не имеет прав владения и пользования.

Собственник-учредитель должен:

– назначить директора;

– утвердить устав унитарного предприятия;

– реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

– осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

– получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества. Без согласия собственника-учредителя унитарное предприятие не вправе:

– продавать недвижимое имущество;

– сдавать его в аренду;

– вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал обществ и товариществ.

В то же время движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находится в полном распоряжении унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Учредительным документом такого предприятия является устав, утверждаемый Правительством РФ.

Собственник-учредитель имеет право изъять: излишнее имущество; неиспользуемое имущество; имущество, используемое не по назначению.

Правовой режим казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, характеризуется тем, что:

– они распоряжаются закрепленным за ними движимым и недвижимым имуществом с согласия собственника;

– собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

– собственник определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;

– собственник имеет право определять обязательные для исполнения казенным предприятием заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

– казенное предприятие не имеет уставного фонда;

– казенное предприятие действует на основании сметы расходов и доходов, утвержденной собственником;

– собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;

– аудиторская проверка проводится по решению собственника имущества казенного предприятия. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т. е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Еще по теме 13. УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ:

  1. Оперативно-календарное планирование - способ реализации стратегии и тактики хозяйственного управления
  2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  3. 15.3. Учет операций по преобразованию государственных унитарных предприятий в акционерные общества. Приватизация государственных предприятий

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

    федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

    государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

    муниципальное предприятие (МУП) - унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

    создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

    сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

    закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

    неделимость передаваемого имущества;

    отсутствие членства;

    наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

    осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

    осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

    необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

    унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

    решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

    решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

    хозяйственного ведения;

    оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом, производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

    имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

    другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

    прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

    полученные кредитные и заемные средства;

    начисленные суммы амортизационных отчислений;

    осуществленные предприятием капитальные вложения;

    полученные дотации из бюджета;

    Унитарное предприятие: подробности для бухгалтера

    • Актуальные проблемы закупочной деятельности унитарных предприятий

      Действующее законодательство о закупках унитарных предприятий Основным законом, регулирующим закупочную... применения законодательства о закупках унитарными предприятиями Случаи или обстоятельства... предусматривалось. Таким образом, крымские унитарные предприятия, работающие преимущественно в соответствии... * Как видно, в недалеком будущем унитарные предприятия ждет существенное ужесточение закупочной деятельности... злоупотреблений при осуществлении закупок унитарными предприятиями можно достичь лишь...

    • Унитарным предприятиям о взаимозависимости

      Данной консультации ознакомим бухгалтеров унитарных предприятий с понятием «взаимозависимые лица... организации. Например, если унитарному предприятию принадлежит 90% уставного капитала... права собственника имущества соответствующего унитарного предприятия, не признаются взаимозависимыми... что руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки, если... отношениях с унитарным предприятием; в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях. ...

    • Облегчены закупки лекарственных средств для унитарных предприятий

      Создания государственного или муниципального унитарного предприятия является необходимость осуществления деятельности... , в частности: – государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями, при наличии... указывается, что государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, осуществляют... 01.09.2017 государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе...

    • Унитарное предприятие получило имущество в лизинг

      Унитарное предприятие может безвозмездно получить в хозяйственное... техническую и технологическую модернизацию производства? Унитарное предприятие может безвозмездно получить в хозяйственное... предмет лизинга учитывается на балансе унитарного предприятия – лизингополучателя, оно начисляет амортизацию... 03-06/2/82886. Пример. Унитарное предприятие приобрело по договору лизинга оборудование... лизингового имущества в текущих расходах унитарного предприятия – лизингополучателя не учитывается. После...

    • Осуществление лизинговой деятельности в Белоруссии через дочернее общество

      Создание коммерческой организации в форме унитарного предприятия либо общества с ограниченной ответственностью... . Унитарное предприятие В форме унитарных предприятий могут быть созданы в том числе и частные унитарные предприятия. Унитарным предприятием... лизинга, юридически собственником имущества, приобретенного унитарным предприятием, будет учредитель, но данное имущество... на данное имущество. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником...

    • Изменения законодательства о заработной плате

      Государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами... муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами... унитарные предприятия, государственные учреждения субъектов РФ, государственные унитарные предприятия субъектов РФ, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия... отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом...

    • Впервые – публикация сведений о среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в Интернете

      Учреждениям; муниципальным учреждениям; государственным унитарным предприятиям; муниципальным унитарным предприятиям. Где именно в Интернете... учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, расчет среднемесячной... федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства... главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов...

    • Минтруд разъясняет…

      Уровня соотношения зарплат (в частности, унитарными предприятиями), нужно проделать следующие действия: 1 ... несправедливым обойти вниманием непосредственно крымские унитарные предприятия. Условия оплаты труда их руководителей... государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. Согласно данному постановлению соответствующая информация... главных бухгалтеров государственных учреждений, государственных унитарных предприятий РК (далее – Порядок) утвержден Постановлением...

    • О перечислении части прибыли УП ЖКХ в бюджет

      Отчетности? Как и любое другое унитарное предприятие, УП коммунального хозяйства должно... . В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия... -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161 ... 161-ФЗ предусмотрено ежегодное перечисление унитарным предприятием в бюджет части прибыли, поэтому... за 2012 год отсутствуют. * * * Унитарное предприятие коммунального хозяйства обязано перечислять в...

    • Амортизационная премия как способ налоговой оптимизации

      Использования. Сразу отметим, что унитарному предприятию такая возможность предоставляется только в... использования. Сразу отметим, что унитарному предприятию такая возможность предоставляется только в... разногласий с налоговыми органами. Если унитарное предприятие использует указанное право, соответствующие... премия. Общее правило Предположим, унитарное предприятие решило продать основное средство, в... используемого при строительстве объекта Унитарные предприятия могут приобретать основные средства для...

    • Изменения в Законе №44-ФЗ 2018 года. Новые правила закупок

      К чему готовиться. Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным... Закона № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с... .2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник закупки... на участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее... при разработке и утверждении соответствующими унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения...

    • Зарплата руководящего состава по новому

      Федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ... субъектов РФ; муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов... условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) ... учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ...

    • Преобразование оператора связи из УП в АО: определение стоимости ОС

      Созданного в форме унитарного предприятия, в акционерное общество? Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество... в порядке приватизации при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество, принимается к... путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий. Получается, государственное и муниципальное... существующего унитарного предприятия. Создание акционерного общества при приватизации в порядке преобразования унитарного предприятия является...

    • Новый, 2018 год – новые правила закупок

      Чему готовиться. Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным... № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с... 2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник... участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее... в Законе № 223-ФЗ Унитарным предприятиям стоит знать и об изменениях... есть и другие новшества. Унитарным предприятиям стоит знать, что с 31 ...

    • Учет расходов по выделенной субсидии

      Обосновать правильность своих действий? Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение... по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной... исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия); - или в составе прочих... финансовый результат занижает себестоимость. Выбранный унитарным предприятием путь способствует тому, чтобы... порядок учетной политикой. * * * Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам: предприятие...

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Особенности унитарного предприятия:

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственниками предприятия.

Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.

Движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находятся в полном распоряжении унитарного предприятия.

Действия, которые должен совершить собственник-учредитель

Назначить директора;

Утвердить устав унитарного предприятия;

Реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

Осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

Получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.

Действия, которые унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника-учредителя:

Продавать недвижимое имущество;

Сдавать его в аренду;

Вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал других обществ и товариществ.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления

Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Особенности унитарного предприятии на праве оперативного управления:

Учредительный документ – устав, утверждаемый Правительством РФ;

Собственник-учредитель вправе изъять излишнее имущество, неиспользуемое имущество, а также имущество, используемое не по назначению;

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника;

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления (состоят в содержании и объеме полномочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущества):

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления;

Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности казенных предприятий Правительство РФ несет субсидарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества. Из этого вытекает, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

Также выделяют некоммерческие организационно-правовые формы предприятий:

Потребительские кооперативы;

Общественные и религиозные организации;

Учреждения;

Ассоциации.

Наименование предприятия Особенность формы Ответственность по обязательствам
Потребительский кооператив Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами и имущественных паевых взносов. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Общественные и религиозные организации (объединения) Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан, объединяющихся на основе общественности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Члены этих организаций не отвечают по обязательствам общественных и религиозных, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Фонды Это некоммерческие организации, учрежденные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворительные, культурные, образовательные и или иные общественно-полезные цели. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Может заниматься предпринимательской деятельностью, для достижения общественно полезных целей.
Учреждения Организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемые им полностью или частично. Учредители отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник.
Общественные и некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организации Они сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам а размере и порядке, предусмотренным учредительными документами ассоциации.

Объединения предприятий

В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:

Конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением;

Структурой участников;

Существующими имущественными и правовыми отношениями.

Процесс объединения предприятий на временной или постоянной основе принимает форму кооперации или концентрации.

Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения совместных целей, без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс проходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности. Объединение предприятий на основе кооперации может быть представлено в виде различных организационных форм, таких как картели, синдикаты, пулы, холдинги.

Интеграция предприятий на основе концентрации проводится на основе централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.

На основе принципа концентрации образуются такие объединения, как синдикаты, тресты, концерны и другие разновидности.

Ассоциации и союзы предприятий

В экономической деятельности, то есть объединения предприятий разного вида в ассоциации (союзы).

Ассоциации или союзы создаются на договорной основе для координации предпринимательской деятельности, а также в целях представительства и качестве основной цели своей деятельности извлечения прибыли. Поэтому ассоциации (союзы) не являются коммерческими организациями. Если же у участников возникает решение возложить на ассоциацию ведение какой-либо хозяйственной деятельности, у них существуют следующие альтернативы:

§ Преобразовать ассоциацию в хозяйственное общество или товарищество;

§ Создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Ассоциации и союзы разного вида, создаются на договорной основе. Главный принцип их образования - добровольность вложения предприятий. Предприятия при этом сохраняют права юридических лиц и могут по своему желанию выходить из ассоциации (союза) на условиях, предусмотренных уставом. При этом сохраняется их ответственность по обязательствам перед партнерами по ранее заключенным договорам.

Цель создания ассоциативных структур состоит в осуществлении совместных дорогостоящих инвестиционных проектов, взаимном обслуживании участников ассоциации.

Хозяйственные ассоциации могут включать предприятия не только одной, но и нескольких разных отраслей промышленности, иметь региональное или местное значение.

Значительное место в функционировании хозяйственных ассоциаций занимают разработка общей политики развития, отстаивание общих позиций и интересов членов ассоциаций в законодательных и исполнительных органах власти всех уровней, подготовка кадров, организация конференции и выставок, конкурсов. По желанию участников хозяйственные ассоциации могут представлять их интересы в отношениях с государственными и местными органами, министерствами ведомствами, другими организациями и учреждениями.

Имущество ассоциации является совместным для её членов. В целях образования ассоциативного объединения более чем двух предприятий, организаций, решивших создать ассоциацию, формирует учредительную комиссию. Она рассматривает заявки юридических лиц, желающих вступить в ассоциацию, готовит проекты устава ассоциации и учредительного договора. Устав такого объединения предприятий утверждается её учредителями.

В рыночной капиталистической экономике укоренились различные виды ассоциативных организационных структур (Рис.2.1.)

Рис.2.1. Виды ассоциативных организаций.

Предприятия могут объединяться в консорциум во имя осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска.

Предполагающее создание синдиката позволяет устранить конкуренцию между участниками в области закупок сырья и сбыта товаров. Для осуществления перечисленных управленческих функций создается (в форме, например, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества) специальный орган в качестве дирекции синдиката. Другой вариант организации синдиката предполагает передачу этих функций одному из участников договорного объединения.

Орган, производящий сбыт и закупки, собирает все заказы на продукцию предприятий синдиката и распределяет их в соответствии с квотами, зафиксированными в договоре. Коммерческая самостоятельность членов синдиката утрачивается полностью, а производственная - частично. Предприятия синдиката юридически самостоятельны. Участниками синдиката могут быть не только предприятия, но и объединения, концерны, тресты.

Следует отметить, что классическое определение треста не соответствует сложившейся практике использования этой организационно-хозяйственной формы в нашей стране, например строительные тресты.

Концерн как форма обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования. В нашей стране концерны чаще всего создаются на базе крупных государственных предприятий и

объединений.

Эти организационно-хозяйственные структуры благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощностям, широким возможностям диверсификации производства в принципе способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их в наиболее рентабельных, окупаемых направлениях.

Итак, в определении концерна основополагающими являются две черты:

1. Концерн включает несколько юридически самостоятельных предприятий.

2. Предприятия объединяются под общим руководством.

Отдельные общества, входящие в концерн, несмотря на их юридическую самостоятельность в рамках концерна, проводят единую хозяйственную политику, исходящую от руководства концерна. Хотя юридическое единство отсутствует, достигается экономическое единство.

Виды концернов

По направленности слияния предприятий можно различать горизонтальные, вертикальные и конгломеративные концерны. При горизонтальном слиянии происходит объединение предприятий, специализирующихся на одной и той же стадии производства или сбыта (например, объединяются две пивоварни). При вертикальном слиянии объединяются предприятия, специализирующихся на предшествующих и последующих стадиях (например, сеть ресторанов приобретает пивоварню). Если слияние охватывает предприятия разных сфер и отраслей, то говорят о конгламеративном слиянии (например, банк приобретает пивоварню).

По отношению к предприятиям, входящим в концерн, различают следующие виды концернов (рис.2.2.)

Рис.2.2. Виды концернов.

1. Концерны подчинения. В этом случае ведущее и одно или несколько зависимых предприятий объединяются под общим руководством ведущего предприятия.

2. Координирующие концерны. В этом случае под общим руководством находятся несколько юридических самостоятельных предприятий, так что каждое предприятие не зависимо от других. Единое руководство при этом выражается в том, что независимые предприятия в целях соблюдения общих интересов подчиняются совместному органу.

3. Концерны подчинения на практике встречаются значительно чаще, чем координирующие концерны. Организационный вид концерна подчинения может привести к возникновению их различных вариантов.

· Концерн присоединения. Главенствующие и зависимые предприятия экономически полностью интегрированы, но юридическая самостоятельность зависимого предприятия при этом не утрачивается.

· Договорный концерн. Он возникает в силу заключения договора о фактическом владении одного предприятия другим. Этот договор регулирует организационные отношения между головной компанией и дочерним обществом, таким образом, что в нем определяются полномочия руководства головного предприятия. По договору дочернее общество обязуется делать отчисления из своей прибыли головному предприятию.

· Фактический концерн. Он образуется в результате фактического главенствования в делах другого предприятия. Договорных отношений не существует, однако имеется единое руководство, которое осуществляется благодаря тому, что руководство концерна проводит свои интересы через личное участие в наблюдательном совете и правлении дочернего предприятия.

Долевое участие в паевом капитале является основным инструментом основания концерна подчинения. Участие в паевом капитале имеет место в том случае, если, например, какое-либо общество имеет долю в основном капитале акционерного общества.

Объединения в СССР и в России

В СССР в 70-х годах была проведена реформа управления в промышленности, в результате стали по решению правительства создаваться производственные и научно-производственные объединения.

Предполагалось, что они станут основой ускоренного научно-технического развития. Эти производственные объединения представляли собой единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входили предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, технологические организации и другие производственные объединения, имеющие технологическую общность процессов производства и территориальную близость. Целью таких объединений являлось повышение общей эффективности производства всех подразделений.

Практически каждое такое объединение было монополистом в своей сфере. Предприятия, вошедшие в объединение, в одних случаях теряла свою самостоятельность, в других - сохраняла.

При переходе России к рынку многие объединения распались, произошла ликвидация частей монополий, разделение их на ряд самостоятельных предприятий. Но во второй половине 90-х годов в промышленности стали возникать новые крупные рыночные организации - добровольные объединения в форме концернов. Создавались они преимущественно "сверху", т.е. включение в состав концерна предприятий, полностью охватывающих целые отрасли, например, в газовой промышленности ("Газпром"), энергетическом машиностроении ("Энергомаш"), химическом машиностроении ("Технохим") и т.д.

Современные формы финансово-промышленной интеграции.

На Западе финансово-промышленная интеграция развивалась в течении

всего ХХ века. Это объяснялось ростом концентрации и централизации производства, необходимостью постоянного осуществления крупных капиталовложений в науку и технические преобразования предприятий, потребностью усиления рыночных позиций и устойчивости при циклических колебаниях. С другой стороны, банки, накапливая значительные финансовые средства, нуждались в усилении взаимосвязей с промышленными компаниями для снижения риска в предоставлении своих кредитов.

В России в ходе приватизации было прекращено государственное финансирование предприятий. Своих финансовых ресурсов у предприятий не хватало, поэтому они первыми ощутили острую потребность в объединении усилий производственных и финансовых структур.

Финансово-промышленные объединения получали возможность расширять производство, осуществлять научно-технические программы, обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, снизить вероятность банкротства, усилить позиции на международном рынке. Объединение промышленного и финансового капитала является насущной проблемой России, так как при переходе к рынку проявилось негативная тенденция обособления оборота финансового капитала от производственного, широкого распространения бартерного обмена. Это затрудняло переход к росту промышленности, ослабляло денежный капитал, банки.

В мировой практике объединения финансового и промышленного капиталов происходит в форме конгломератов.

Конгломерат - разновидность концерна, возникшая в результате поглощения большого количества компаний, организационно не связанных между собой. От обычного концерна конгломерат отличается большими масштабами диверсификации производства и большим объемом финансовых операций. Диверсификация (разнообразие) - проникновение специализированных фирм в другие отрасли производства, сферу услуг и т.п., в результатах чего возникают многоотраслевые комплексы.

В состав конгломерата входят промышленные, страховые, инвестиционные компании и крупные банки, которые осуществляют покупку контрольных пакетов акций промышленных компаний. В качестве материнской компании конгломерата могут выступать концерн, банк или холдинговая компания.

Холдинг - держательная компания (hold-держать), владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления.

Контрольный пакет акций - основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров, пайщиков и органов управления. Контрольный пакет акций дает холдинговой компании преимущественное право голоса. Благодаря этому она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов.

Холдинговая компания - это вершина пирамиды, состоящая из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав холдинговой компании). Дочерние компании являются юридически самостоятельными.

Существует два типа холдингов: финансовый и управленческий.

1. Финансовый холдинг.

Политика участия финансовой холдинговой компании в делах другого предприятия имеет характер помещения капитала и служит в первую очередь для финансирования дочерних обществ. Доля участия в паевом капитале других предприятий не играет роли. Решающим является скорее то, что основное общество предоставляет юридически самостоятельным участникам существенную автономию в отношении принятия предпринимательских решений. Дополнительными функциями холдинговой компании является административная деятельность и контроль.

2. Холдинг управления.

В этом случае холдинговая компания дополнительно к вышеописанным задачам берет на себя единое руководство юридически самостоятельными предприятиями, входящими в конгломерат. Руководство осуществляет основное общество. Заключается договор о фактическом владении главенствующей организации другими предприятиями и договор об отчислениях из прибыли.

Холдинги могут быть рассмотрены и с точки зрения их состава. Тогда выделяют чистые и смешанные холдинги. Чистый холдинг состоит из головной компании и дочерних предприятий, контрольные пакеты акций которых сосредоточены у руководства головной компании. Смешанный холдинг в головной системе может иметь крупный банк, промышленную и инвестиционную компании, которые занимаются не только финансовыми функциями, но и предпринимательской деятельностью.

Финансово-промышленные группы (ФПГ).

В экономике стран с развитым рыночным механизмом эти группы активно образовались с середины хх в. Они представляют собой совокупность крупных банков, промышленных компаний, страховых обществ и других организаций, охватывающих своим влиянием значительные сферы хозяйственной деятельности. ФПГ может включать в свой состав несколько концернов, которые имеют взаимные экономические интересы. Обычно такая группа компаний образуется вокруг мощного банка, который сосредоточивает в своих руках пакеты акций различных компаний. Последние также владеют пакетами акций друг друга и банков, возникает перекрестное владение акциями.

В США, например, существуют также ФПГ, как Морчановская, Рокфеллеровская, Меллоновская и др., в Японии - "Мицубиси", "Мицун", "Сумитомо", и т.д., в Германии - группа Флика и др.

Благодаря соглашениям о разделении труда и сфер деятельности, кооперации усилий в отраслях хозяйства, кредитованию обмена, приобретению акций члены ФПГ экономически и финансово взаимосвязаны. Нахождение в составе группы не является препятствием для самостоятельного развития компаний, что и является основой для возникновения конкурентных отношений между ними. Таким образом, взаимоотношения участников даже наиболее централизованных и консолидированных групп характеризуются как сотрудничество плюс конкуренция.

Гигантские масштабы деятельности ФПГ не позволяют применять внутри них централизованные методы регулирования. Участники ФПГ координируют свои действия с целью ограничения конкуренции между ними, добиваются надежности поставок и сбыта, стремятся к эффективному использованию капитала. Важное место в деятельности групп занимает взаимопомощь. Эталоном в этой области являются японские фирмы "Мицубиси" и Сумитомо". За последние десятилетия ни одна из основных компаний, входящих в эти объединения, не потерпела банкротства.

В России в соответствии с законом о ФПГ, введенным 30 ноября 1995г под ФПГ понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора об организации группы в целях технологической или экономической интеграции для повышения эффективности производства создания новых рабочих мест.

Насущная необходимость создания ФПГ в России заключается в следующем.

1. В период приватизации и акционирования предприятий были разработаны многие производственные объединения и разрушены взаимосвязи между предприятиями.

2. Резко ослабел инновационный и инвестиционный процесс на предприятий в силу нехватки капитала.

3. Снизились возможности получения банковского кредита для развития производства.

Создание ФПГ позволяет ускорить научно-технический прогресс на предприятиях; замедлить рост цен на продукцию, уменьшить инфляционные ожидания предприятий; обеспечить предприятиям возможность перехода к оптимальной схеме кредитования по всей технологической цепочке. Создание ФПГ выгодно и финансовым кругом. Длительное время финансовые организации, прежде всего коммерческие банки, функционировали на основе краткосрочных кредитов (коротких денег). Снижение темпов инфляции и доходности краткосрочных операций заставляет банки более внимательно рассматривать перспективу долгосрочного сотрудничества с промышленными предприятиями.

На современном этапе возможны следующие направления формирования ФПГ:

1. Приобретение банками крупных пакетов акций предприятий.

2. Предоставление банками долгосрочных кредитов предприятиям.

3. Покупка долгов предприятий финансовыми организациями.

4. Передача акций предприятий в трастовое управление банкам. Это выгодно предприятиям в том случае, если оно испытывает затруднения в привлечении инвестиций, но не решается или не желает продать свои акции, но перекладывает ответственность за привлечение инвестиций на банк. Передача акций в управление банку создает предпосылки для льготного кредитования предприятия, так как переданные в управление акции могут рассматриваться банком как залоговое обеспечение кредита.

Получение акций в трастовое управление выгодно и банку, так как сфера контроля над предприятием расширяется и одновременно увеличивается гарантия возвратности кредитов, полученных предприятием.

В настоящее время в экономике России действует ряд ФПГ, такие, как "Интеррос", "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили", "Уральские заводы", "Еврозолото", "Газпром", "Каскол".

Например, группа компаний "Каскол", владеющая акциями авиастроительного завода "Сокол" (производитель самолетов МиГ), завода "Росвертол" (транспортные вертолеты Ми 26), нижегородского завода "Гидромаш", единственного в России производителя шасси для авиационной техники, в 1999г приобрела также имущество Дукатского ГОКа, а в 2000г - акции ульяновской компании "Волга-Днепр", крупнейшего в мире авиа перевозчика сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Кроме того, что группа получила в управлении 80% акций Северо-западного морского пароходства и разрабатывает и разрабатывает программу строительства 12 танкеров для российских нефтяных компаний.

К 1999г в стране было зарегистрировано 75 ФПГ, включающих 1212 компаний, более 160 финансово-кредитных учреждений, занято 4 млн. человек из 13 млн. человек, работающих в промышленности, произведено было 10% ВВП. В дополнение к зарегистрированным возникло множество неформальных ФПГ, которые базируются на перекрестном владении акций. Зарегистрированные группы строятся на координации производственной деятельности и долгосрочных контактах.

Создание ФПГ в России оказало положительное влияние на рост производства, позволило выжить предприятиям в сложных условиях экономического и финансового кризиса. Прежде всего это происходило благодаря большей доступности кредитных ресурсов по более низким, чем рыночные, ценам, кроме того, в рамках ФПГ действовала достаточно эффективная контрактная система хозяйствования.

Однако надежды, возлагавшиеся на ФПГ, оправдались не полностью. Во-первых, государство рассматривало ФПГ в роли "двойных коров", используя их финансы в качестве источника поступлений в государственный бюджет за счет покупки ими ГКО и налогов. Во-вторых, ФПГ, формировавшиеся вокруг крупнейших банков, оказались крайне уязвимы от финансового кризиса.

Российские ФПГ имеют функциональную структуру, включающие три уровня:

I. - управляющая материнская компания - "мозговой", контролирующий и координирующий центр ФПГ, где определяется стратегия развития, финансовая и бюджетная политика группы;

II. - компании, образующие финансовую инфраструктуру группы, которая необходима для реализации выбранной стратегии и финансовой политики ФПГ, для аккумуляции и распределения в заданном направлении финансовых средств компаний, входящих в группу.

III. - производственные предприятия торговли материальная база любой ФПГ, где создаются основные материальные ценности.

В качестве управляющей материнской компании может выступать банк, концерн, холдинговая компания, производственное предприятие.

Если в качестве таковой выступает банк, то он обычно концентрирует акции деловых компаний, образуя контрольный пакет акций, контролирует их финансовые потоки, т.к. расчетные счета компаний находятся в данном банке. Если управляющая компания - производственное предприятие, то владение контрольным пакетом акций недостаточно для управления финансовыми потоками. Необходимо для этого использовать подконтрольный концерну банк или финансовую компанию.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предприятие – основное звено рыночной экономики. Виды, организационно – правовые формы организаций предприятий

Предприятие самостоятельный хозяйственный субъект экономики производящий продукцию выполняющий работы и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Современное предпринимательство в РФ все больше принимает законодательно регламентированные формы деятельности. создаются как в традиционной форме, так и в менее используемых видах. Один из них — унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (не путать с ), про цель, виды деятельности которых мы и поговорим сегодня.

Что такое унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Основной особенностью унитарного предприятия является полное отсутствие прав в отношении какого либо имущества. Российское законодательство рассматривает УПнаПХВ в виде коммерческой организации.

  • Она не наделена возможностью имущественных прав, на закрепленные за фирмой собственниками материальные ценности.
  • К государственному или муниципальному типу такая компания относится еще и потому, что имущественный комплекс неделим.
  • Имущество не распределяется на вклады, доли, акции между сотрудниками и иными участниками даже в случае ликвидации предприятия.

Создание УП преследует цели решения задач государственного порядка на коммерческих основах. Основные виды деятельности — коммунальные, транспортные и иные услуги, оговоренные законодательством.

Согласно ст. 114 ГК России разновидностей УП две.

  • Это УПнаПХВ на правах хозяйственного ведения, оно организовывается по решению государственных органов или по постановлению муниципалитета.
  • Другой формат является федеральным казенным предприятием, организованным решением Правительства РФ с имущественным комплексом федеральной собственности.

О том, когда право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия, расскажет данное видео на конкретном примере:

Характеристика и признаки

Собственно понятие унитарности хозяйствующего объекта для нас достаточно не новая категория. Еще во времена Союза большинство обслуживающих структур, коммунальных предприятий было именно унитарными. Основные характеристики приводятся ГК в ст. 113,114,115, прежде всего это:

  1. Юридическое лицо создается при выделении строго определенного имущественного комплекса собственниками.
  2. Сохраняется право учредителей имущество.
  3. Имущественный комплекс закрепляется за УПнаПХВ на ограниченных правах.
  4. Данной форме присуща неделимость имущества, отсутствие института членства, единоличность органа управления.

Основным признаком является коммерческая деятельность с полным отсутствием какого либо права на имущество при том, что оно приходуется на баланс компании.

Преимущества и недостатки

Как и каждое организационное предприятие, УПнаПХВ имеет свои приоритеты и негативные стороны. В первую очередь, это решение насущных муниципальных проблем, финансовая устойчивость, экономическая стабильность благодаря деятельности в низко конкурентной среде, постоянная государственная поддержка. Государство в этом сегменте – гарант от разорения и стабильной заработной платы персонала.

Наряду с положительными сторонами у этих юридических лиц присутствуют и недостатки. В условиях рыночной экономики их эффект минимален, низкая мотивация персонала ввиду небольших зарплат, долго остающихся на одних цифрах.

Очень часто присутствуют такие негативные факторы, как бюрократия, хищения, использование имущества для решения личных вопросов. Поэтому современные правоведы считают унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения несколько отжившей формой ведения хозяйственной деятельности.

Особенности управления и руководящие органы

Создание, управление и руководство этими достаточно своеобразными видом хозяйственного субъекта четко регламентированы ГК РФ, законами и подзаконными актами.

  • Его образование и последующее управление лежит в области компетенций власти государства, в процессе которого обособляется часть собственности государства без долевого деления. Органы государственной власти в этом случае выступают в роли собственника, выполняя объем его функций в пределах, регламентированных ГК.
  • Имущество продолжает оставаться государственной собственностью, но закреплено за УП на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • При регистрации полное название должно включать формулировку «государственное предприятие», которое может быть коммерческим или муниципальным – казенным.

Руководство представлено единоличным директором, который является назначенным государственной структурой, в сфере ведения и подотчетности которой находится УП.

  • В таком же порядке происходит увольнение руководителя или его замена другим лицом.
  • Законодательно определяются статус начальника подобной организации, при этом устанавливается повышенный уровень его ответственности за результативность деятельности предприятия и финансовых результатах коммерческой деятельности.

Программа, виды и особенности деятельности унитарных предприятий и его учредительные документы рассмотрен ниже.

Учредительные документы и программа деятельности

Учреждение унитарного предприятия производится по решению правительственных, федеральных и муниципальных органов. На сегодня единственным учредительным документом является Устав, утвержденный представленным собственником. Это может быть любой орган власти от правительства страны, субъекта федерации, до регионального или местного самоуправления. Устав содержит следующие данные:

  • Солидарные цели предметов деятельности.
  • Структура его органов.
  • Размер учредительного фонда. Государственные УП – 5 000 Мрот, муниципальные – 1 000 Мрот.
  • Направления использования получаемых прибылей.
  • Устав муниципального унитарногопредприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предусматривает распределение полученных доходов.

Главными этапами и основными направлениями, оговоренными в пункте 4 ст. 8 ФЗ «Об унитарных предприятиях …» в планируемой деятельности УП обозначено все моменты деятельности.

Также Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества…» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий.

В случаях, когда крайне необходимо использовать запрещенное к приватизации имущество, следует решать различные социальные задачи, требуется осуществление работ в направлении научно-технического усовершенствования и технологий. Кроме этого, в программу УП входят вопросы выпуска товаров, работ и услуг, потребителем которых являются РФ в целом, регионы и субъекты, муниципалитеты и общины. Особую привлекательность приобретают УПнаПХВ в случае крайней необходимости вести деятельность, дотируемую из бюджета или производство убыточного характера.

Про ответственность участников унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения читайте ниже.

Участники и их ответственность

Все моменты деятельности унитарного предприятия в отношении состава участников и учредителей прописаны современным отечественным законодательством. Правовые нормы и описание статусного положения подобных предприятий регулируются Федеральным законодательным актом №161-ФЗ зарегистрированным 14. 11. 2002 года под названием «О государственных и муниципальных …».

Учредителями этого унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения являются государственные, федеральные, региональные и муниципальные властные структуры. Ими предприятию делегировано право создавать дочерние образования с тем же юридическим статусом в соответствии с п. 7 ст. 114 ГК РФ. При этом учредителю дано право становиться собственником дочерней компании, регистрировать Устав, назначать или увольнять руководителя.

Участниками могут быть также государственные образования, передающие УП в пользование часть своего солидарного имущественного комплекса.

Нормативно обусловлено, что на руководстве и учредителях лежит полная уголовная и административная ответственность за допущенные правонарушения в сфере экономической деятельности. Налоговое законодательство предусматривает достаточно серьезные меры при ведении незаконной коммерции, получении незаконных доходов, оформлении кредитов в банках, членства финансовых союзов и организаций.

Про изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия читайте ниже.

Имущество УПнаПХВ и его изъятие

Имущественный вопрос в данном случае наиболее серьезная проблема правового поля. При образовании подобного юридического лица имущество, находящееся в распоряжении государства, передается на баланс предприятия с достаточно серьезными ограничениями. При отсутствии согласия учредителя УП не проводит никаких операций по купле – продаже недвижимости, сдаче в аренду, образовывать из имущества капитал других коммерческих фирм. При этом производственное оборудование и выпущенные товары, продукция и услуги пребывают в хозяйственном ведении.

Продажа недвижимости федерального УП, пребывающей у него на правах хозяйственного ведения, возможна исключительно с аукциона. Организатор торгов – лицо, которое заключило соглашение с руководителем предприятия. Согласовать подобные сделки относительно федерального имущественного комплекса УП можно только с Федеральным агентством управления. Из полученной на торгах суммы высчитываются следующие расходы:

  1. Затраты предприятия на проведение продажи.
  2. Фактические расходы регламентированы рамки – не более 3% от продажной цены имущества и стоимости по балансу.
  3. Остальная сумма должна в двадцати пятидневный срок перечисляться в бюджет федерального значения.

Реорганизация в товарищества, общества и ликвидация подобных предприятий производится на общих основаниях. В любом случае имущество отчуждается и подлежит дальнейшей приватизации.

Изъятие недвижимости производится на основании специального законодательства при возбуждении ответственности за масштабные правонарушения со стороны собственника или собственно руководства УП.

Данное предприятие создается по решению комитета по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления (в отношении муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хо- зяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предпри- ятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридиче- ского лица.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе:

а). принимать решение оего создании, реорганизации и ликвидации;

б). определять предмет и цели деятельности предприятия;

в). назначать на должность и освобождатьот должности руководителя предприятия;

г). осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

д). получать часть прибыли предприятия.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд, который является гарантией защиты кредиторов предприятия. Случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недви- жимым имуществом, требуют согласия собственника.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения могут создавать дочерние предприятия, являясь их единственным учредителем.

Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. Для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества.

Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предпри- ятия, назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

Учредитель дочернего предприятия несет ответственность по обязательствам дочернего предприятия, аналогичную ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего.

Казенные предприятия.

Казенное предприятие – это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Казенное предприятие создается для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной.

Казенное предприятие, создается по особому решению Правительства

Учредительным документом казенного предприятия является устав, который утверждается Правительством РФ.

Казенное предприятие вправе:

    отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Правительство РФ вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются:

1) имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для ведения основных видов деятельности;

2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;

3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов.

В уставе казенного предприятия определяются:

Обязательная отчетность казенного предприятия по установленным формам;

Персональная ответственность руководителя казенного завода за результаты хозяйственной деятельности;

Обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;

    виды деятельности и порядок распределения прибыли;

    фирменное наименование предприятия с обязательным указанием на его казенный характер.

Органом управления казенным предприятием является директор, действующий на принципах единоначалия. Директор назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом Пра- вительства, утвердившим его устав.

Российская Федерация несет субсидарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточностиего имущества.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий осуществляются Правительством РФ.