Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое специальные налоговые режимы. Особенности применения специальных налоговых режимов

Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют – посмотрим далее.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

  1. . Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
  2. . Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
  3. . Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
  4. ПСН . Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
  5. СРП . Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно .

Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

Общая характеристика СНР

Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

  • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
  • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
  • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
  • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, .

Условия применения специальных налоговых режимов

Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

ЕСХН

Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

  • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
  • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

УСН

“Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

ЕНВД

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций . Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей . В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

Предоставляет предпринимателям возможность задействовать самые разные схемы расчетов с государством. Есть общий механизм исчисления сборов в бюджет, который характеризуется достаточно большим объемом финансовой нагрузки на бизнес. Есть различные специальные режимы налогообложения, задействование которых предполагает существенное снижение налогового бремени на предприятия. Воспользоваться соответствующими преференциями в части уплаты государству налогов и сборов могут предприниматели, осуществляющие деятельность в самом широком спектре отраслей. Каждый из них может выбрать специальную систему налогообложения, наилучшим образом совместимую со спецификой бизнес-модели, величиной выручки, а также ее соотнесением с издержками. Какого рода спецрежимы сбора налогов устанавливает российское законодательство? Как выбрать из них оптимальный?

Понятие спецрежима налогообложения

Специальный налоговый режим - система сбора платежей налогоплательщиков в бюджет, которая устанавливается в порядке, предусмотренном НК РФ и иными правовыми актами. Данные спецрежимы могут предусматривать порядок исчисления платежных обязательств, отличающийся от стандартного, а в ряде случае - освобождение от них отдельных плательщиков.

Понятие специального налогового режима закреплено в российском законодательстве. Основной источник права здесь - Налоговый кодекс. Специальный налоговый режим российские исследователи определяют как механизм сбора платежей в бюджет для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, который рассматривается как альтернативный общей системе налогообложения или ОСН. Собственно, соответствующие формулировки закреплены на уровне главного, как мы отметили выше, источника налогового права в России - НК РФ. Так, в Налоговом кодексе сказано, что спецрежимы могут освобождать плательщика от обязательств, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ, то есть тех, что характеризуют главным образом как раз-таки ОСН.

К специальным налоговым режимам относятся, если следовать положениям НК РФ:

  • ЕСХН.
  • ЕНВД.
  • Налог для плательщиков, выполняющих соглашения о разделе продукции.
  • Налог для предпринимателей, работающих по патенту.

Рассмотрим специфику отмеченных видов налогов подробнее.

ЕСХН

ЕСХН, или единый сельскохозяйственный налог, - специальный налоговый режим, который установлен для предпринимателей-аграриев. Также к налогоплательщикам, которые имеют право пользоваться преимуществами ЕСХН, относятся рыбохозяйственные организации. Рассматриваемый спецрежим позволяет плательщикам не перечислять в бюджет налоги:

  • на прибыль предприятий (не считая сбора, который уплачивается с выручки по дивидендам либо некоторым разновидностям долговых обязательств);
  • на имущество предприятий;
  • НДС (не считая сбора, который уплачивается на таможне при импорте товаров в РФ, а также при договорах простого товарищества, либо доверительного управления собственностью).

ЕСХН - налоговый режим, на который предприниматели могут переходить добровольно. Для того чтобы сделать это, бизнес должен направить в ФНС уведомление - по месту ведения коммерческих активностей. Однако, начать пользоваться преференциями, которые гарантирует данный специальный налоговый режим, фермер сможет только со следующего года. Начать работу по ЕСХН сразу могут только новые организации, которые только что прошли государственную регистрацию - либо успели подать соответствующее уведомление в ФНС в течение 30 дней после получения правоустанавливающих документов.

Условия перехода на ЕСХН

Воспользоваться преимуществами ЕСХН могут только те бизнесы, которые имеют выручку от сельскохозяйственной деятельности более 70% от общего дохода. Не могут работать по ЕСХН:

  • компании, осуществляющие выпуск подакцизных товаров;
  • фирмы, занимающиеся игорным бизнесом;
  • государственные и муниципальные учреждения.

Объект налогообложения по ЕСХН

Объект налогообложения по ЕСХН - прибыль бизнеса, то есть разница между доходами и расходами. Ставка ЕСХН составляет 6%. Данный налог можно считать, таким образом, одним из самых выгодных в российской системе налогообложения. База для исчисления налога по ЕСХН может быть, кроме того, уменьшена на величину убытков, зафиксированных в предыдущий год.

УСН

Многие российские предприятия предпочитают выбирать упрощенный налоговый режим или систему налогообложения. Для этого бизнес должен соответствовать следующим критериям:

  • штат сотрудников не должен превышать 100 человек;
  • выручка бизнеса - не более 60 млн рублей в год;
  • остаточная стоимость фондов не должна превышать 100 млн рублей;
  • если налогоплательщик - юрлицо, то доля собственности других организаций в нем не должна превышать 25%.

УСН не могут применять фирмы, имеющие филиалы либо представительства.

УСН позволяет бизнесам не платить:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (за исключением объектов недвижимости, по которым налоговая база соответствует их кадастровой стоимости);

Перейти на УСН, как и в случае с ЕСХН, можно, направив в ФНС уведомление по установленной форме. Аналогично этому, работать по «упрощенке» бизнес сможет только со следующего года. Исключение - если организация новая, и ее собственники успели направить в ФНС уведомление в течение 30 дней после государственной регистрации. Также следует отметить, что при переходе на УСН с ЕНВД работа по «упрощенке» возможна с того месяца, когда организация перестала работать по ЕНВД.

Виды УСН

УСН - система налогообложения, которая может быть задействована предпринимателем с точки зрения расчетов с бюджетом в двух вариантах. Во-первых, бизнес может уплачивать государству 6% от выручки. Во-вторых, есть вариант с перечислением в бюджет 15% от чистой прибыли.

Выбор одной из двух отмеченных схем зависит от самого предпринимателя. Использовать УСН, по которому государству уплачивается 6% от выручки целесообразно бизнесам, которые не имеют больших расходов. Это могут быть, например, консалтинговые организации, а также любые другие, что специализируются на оказании услуг. В свою очередь, промышленные бизнесы, строительные компании, торговые организации, скорее всего, будут иметь меньшую рентабельность вследствие больших расходов. Поэтому им выгоднее будет работать по УСН, отдавая в бюджет 15% от прибыли. При этом регионы РФ могут устанавливать льготные налоговые режимы по УСН для соответствующей схемы, по которым ставка может быть уменьшена до 5%.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве - это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях . Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

К специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся четыре системы налогообложения:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — глава 26 НК РФ;
  • — глава 26 НК РФ;
  • система налогообложения в виде для отдельных видов деятельности — глава 26 НК РФ;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — глава 26 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения

Переход к упрощенной системе или возврат к общей системе налогообложения осуществляется налогоплательщиком добровольно в порядке, определенном кодексом.

Применение «упрощенки» организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Дня индивидуальных предпринимателей, перешедших на «упрошенку», предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне. Однако налогоплательщики, применяющие «упрощенку», производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном кодексом.

Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Индивидуальные предприниматели могут перейти на «упрощенку» в том случае, если у них выполняется только одно ограничение: средняя численность наемных работников не превышает 100 человек. Что касается организаций, то у них должно выполняться пять условий, указанных в ст. 34б НК РФ, а именно:

  • доход от реализации за девять месяцев предыдущего года не превышает 45 млн руб.;
  • средняя численность работников не превышает 100 человек (среднюю численность рассчитывают также за девять месяцев);
  • стоимость амортизируемого имущества меньше либо равна 100 млн руб.;
  • доля уставного капитала, принадлежащая юридическим лицам, меньше либо равна 25%;
  • нет филиалов и представительств.

Даже если эти условия соблюдены, не вправе перейти на упрощенную систему лица, занимающиеся определенным видом деятельности:

  • банки;
  • страховые компании;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • производители подакцизных товаров;
  • лица, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, и др.

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее заявление с 1 октября по 30 ноября. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение трех дней после подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Организация должна вернуться к общему режиму, если:

  • выручка за отчетный или налоговый период, рассчитанная нарастающим итогом, превысит 60 млн руб.;
  • стоимость амортизируемого имущества за отчетный или налоговый период превысит 100 млн руб.

Для индивидуального предпринимателя действует только одно ограничение — размер выручки.

О том, что произошло превышение лимита выручки или стоимости амортизируемого имущества, налогоплательщик должен уведомить налоговую инспекцию в течение 15 дней по окончании того квартала, в котором произошло превышение. Переходить на общий режим налогообложения нужно с начала того квартала, в котором произошло превышение лимитов.

Объектом налогообложения признаются:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Начиная с 1 января 2009 г. эта ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15% законами субъектов РФ.

Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы, определенные НК РФ. При этом следует подчеркнуть, что перечень расходов является закрытым: уменьшат доход только те расходы налогоплательщика, которые прямо поименованы в ст. 346 НК РФ. Особый порядок установлен для расходов на приобретение основных средств.

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банке (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Сумма налога уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период, но не более чем на 50%. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода не предоставляются, а по итогам налогового периода — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты авансовых платежей — 25-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях, установленных законодательством. Установление специальных налоговых режимов продиктовано стимулированием и улучшением регулирования дея-тельности отдельных категорий хозяйствующих субъектов.

К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Рассмотрим более подробно данные налоговые режимы.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (или единый сельскохозяйственный налог) установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, но вводится в действие законом субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога и производящие сельскохозяйственную продукцию или выращивающие рыбу. Основным условием перевода организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату данного налога является доля дохода от реализации сельскохо-зяйственной продукции или выращенной рыбы, которая должна составить не менее 70 процентов от общего дохода при реализации товаров по итогам девяти месяцев того года, в котором по-

дается заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог. Указанное заявление подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства).

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год, а отчетным периодом - полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода. Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога рас-пределяется по следующим нормативам:

в федеральный бюджет - 30 процентов;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента;

в Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента;

в бюджеты субъектов Российской Федерации - 30 про центов;

в местные бюджеты - 30 процентов.

Организации по истечении налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации. По итогам отчетного периода налоговая декларация подается не позднее 25 дней после его окончания, а по итогам налогового периода - не позднее 31 марта года, следующего за истек-шим налоговым периодом. Для индивидуальных предпринимателей срок подачи налоговой декларации установлен до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются федеральным налоговым органом.

Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) могут перейти на упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Также организации уплачивают и иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Переход на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога, который исчисляется по результатам предпринимательской деятельности за налоговый период.

Одним из условий перехода на упрощенную систему для организаций является непревышение дохода по итогам девяти месяцев 11 млн рублей в год подачи заявления о переходе. В то же время не все организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения. К ним относятся:

организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

страховщики;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные фонды;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

ломбарды;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

нотариусы, занимающиеся частной практикой;

организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

организации и индивидуальные предприниматели, пере веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

13) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов;

организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего перехо-ду.

При этом в заявлении указывается размер доходов, полученных за девять месяцев текущего года.

Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

В этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении налогового или отчетного периода, в котором его доход превысил указанные ограничения. Также налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта на-логообложения осуществляется самим налогоплательщиком и не может им меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов организации или индивидуального предпринимателя. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения установлен календарный год, а отчетными периодами - пер-вый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка, если объектом налогообложения являются доходы, устанавливается в размере 6 процентов, а по доходам, уменьшенным на величину расходов, - 15 процентов.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется на-логоплательщиком самостоятельно. Авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, - не позднее срока подачи налоговой декларации. Срок подачи налоговой декларации организация-ми - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации подаются налогоплательщиками - организациями и по итогам отчетного периода не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего налогового

Налогоплательщики-индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводится в действие наряду с общей системой налогообложения. Данная система может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказание бытовых услуг, ветеринарных услуг, услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, розничная торговля и оказание услуг общественного питания (с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров), оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Следует отметить, что вмененный доход представляет собой потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непо-средственно влияющих на получение указанного дохода, и ис-

пользуемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации предпринимательскую деятельность.

Если налогоплательщики не состоят на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, то они обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с ее начала и производить уплату налога, введенного в этом субъекте Российской Федерации.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя для данного вида предпринимательской деятельности

Для исчисления суммы единого налога используются физические показатели, характеризующие определенный вид предприни-мательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые представлены в таблице 7.