Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основы финансовой грамотности уже изучают в школах России – ЦБ. Главные правила – основы финансовой грамотности для школьников

Россия вплотную занялась повышением грамотности населения в области экономики и расходования денег. И уже скоро все общеобразовательные школы приступят к преподаванию совершенно нового предмета-финансовая грамотность. В этом году к процессу приступили только несколько регионов страны, но к 2015 году планируется такое образование во всех школах.

Предмет будет носить факультативный характер и будет рассчитан на 34 учебных часа. Подача материала рассчитана на 1-11 классы.
Руководство страны уверено, что данная мера поможет школьникам пережить кризисное время в стране. А жители, напротив проявляют завидное хладнокровие, надеясь на авось. Они совершенно не сведущи в вопросах накоплений и софинансирования накоплений пенсионного характера.
Хотя знать такую грамоту о деньгах нужно в нашей стране даже первокласснику. В школьный курс войдут такие темы и понятия: деньги и операции с ними; ведение семейного бюджета; вознаграждения и рискованные сделки. Также школьникам, пояснят для каких целей, делаются личные накопления и есть ли от них польза.

Однако так как для школьников эта тематика новая и сложная, то она будет преподноситься в теоретической игровой форме. Главное в данной программе дать детям понимание необходимого в жизни минимума, чтобы во взрослой жизни оградить их от грубейших ошибок с деньгами.

Естественно перед началом подачи такого материала учителям придется для начала обучиться самим, чтобы иметь представление о предмете и его тонкостях.

“Уроки финансовой грамотности в школе” необходимые, потому как молодые студенты-заемщики, обращающиеся в банк, часто не понимают того, что гасить кредит нужно аннуитетными платежами. Другими словами нужно вносить одинаковую сумму ежемесячно. Сумма при этом включает в себя сумму основного долга и начисленные проценты по кредиту.

Такие люди думают иначе, считая, что изначально надо выплатить основную сумму долга, а уже после проценты. В итоге они сами себя вводят в заблуждение о том, что долги уже выплачены перед банком. В итоге разочарование и грубость.

Проводимые уроки по обращению с деньгами не будут похожи на курс “Экономики и финансов”, не стоит их путать. Это будет совсем другое направление.

Но прежде чем пояснять экономические премудрости детям, сначала их нужно объяснить тем учителям, которые будут учить этому детей. Ведь многие из преподавателей сами ничего в этом не понимают. Поэтому они помимо базового школьного курса будут проходить и спецкурс для взрослых людей.

Им будут разъясняться тонкости выгоды инвестиций, полезность ценных бумаг. Безопасное проведение различных банковских операций и многое другое. Подача материала для учителей будет включать в себя как устную подачу материала, так и печатные варианты всех необходимых знаний. Кроме того им будут доступны лекции с видеодемонстративным материалом, которые раскроют суть реальных случаев мошенничества и правильного ведения денежных ситуаций.
Кроме того финансовая обязнанность в старших классах должна включать в себя более емкую информацию чем простое понимание кредитных систем, инвестиций и прочих финансовых инструментов.

До них должны быть донесены и разъяснены права и обязательства, взятые на себя при работе с Финансовыми и кредитными продуктами.
В первую очередь уроки грамотности в школе должны содержать информацию о депозитах и кредитах. А также о том, где и как их оформлять. То же кается и пластиковых карт, их безопасного пользования. Немаловажно донести до понимания школьников выгоду от пользования пластиковыми картами.

Нужно научить даже малышей, использованию банковских карт. Да, не удивляйтесь, ведь за рубежом дети это умеют, а наши чем хуже.
Естественно будет учтено и разделение школ на уровни сложности и аккредитации. Другими словами, программу сделают настолько доступной, чтобы ее мог понять даже 6 летний ребенок.
Проект программы конечно очень затратный, учитывая обучение и подготовку материалов и учителей. Но при планомерном достижении цели такие инвестиции окупятся сполна.

Правительство страны, внедряя учебные проекты в плане повышения грамотности населения в вопросах обращения с деньгами, рассчитывает на то, что люди хоть немного приблизятся к зарубежному уровню и тем самым немного сбалансируют финансовый рынок.

Что из этого выйдет, посмотрим, судить еще рано проект еще полностью не заработал, а значит, и результатов для вывода пока нет.
Помимо школьной факультативной работы по данным вопросам, на всей территории страны будет вестись массовая работа, направленная на повышение общего уровня финансовой грамотности людей. Что в конечном результате должно принести пользу и стране и людям и экономическому положению в целом.

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Бизнес - это один из важнейших базовых элементов рыночной экономики. Для России, не имеющей такой длительной истории развития бизнеса, как, например, в Западной Европе, США, сегодня очень важно развивать сложившиеся бизнесы и создавать условия для появления новых. Особое место в структуре бизнеса имеет малый бизнес. Такой бизнес часто возникает как ответ на нерешённые проблемы в конкретном районе, городе, посёлке. Он аккумулирует энергию инициативных самостоятельных членов общества, создавая тем самым новый (или уже известный, но необходимый именно в этом месте) продукт или оказывая важную услугу. Создание малых бизнес-предприятий отчасти решает проблему безработицы, увеличивает объём производимых товаров и услуг и в целом развивает экономику страны.

В современной России количество малых и средних предприятий бизнеса значительно меньше (по отношению ко всему населению), чем в развитых и в некоторых развивающихся странах. Одной из причин медленного развития малого и среднего бизнеса является финансово-экономическая и юридическая безграмотность части населения страны, потенциально способной заниматься собственным бизнесом. Между тем, как показывают специальные психологические и педагогические исследования, многие умения, необходимые для создания и управления бизнесом, лучше всего формируются именно в возрасте 15—18 лет. В первую очередь речь идёт о самоопределении обучающихся, о том, чтобы в учебной (а лучше всего в игровой) форме они приобрели опыт самостоятельного ведения дел, могли брать на себя ответственность, научились оценивать риски, разрабатывать альтернативы решения проблем, познакомились с основными видами деятельности бизнесмена. В ходе учебной деятельности, организованной в форме моделирования простейших бизнес-ситуаций, у обучающихся формируется мотивация к дальнейшему изучению этой сферы деятельности, и тогда выбор своей будущей профессии они делают осознанно. Обучающиеся, которые, попробовав создавать свой бизнес в ходе учебной деятельности, поняли, что такое занятие не для них, тоже получат определённый важный результат. В частности, многие из бывших учеников будут работать наёмными работниками, в том числе и на разнообразных предприятиях бизнеса. Для них тоже немаловажным является понимание того, как именно устроен бизнес, что в этом бизнесе зависит от их труда.

Вместе с тем в ходе изучения данного модуля у обучающихся формируются многие метапредметные умения (заявленные во ФГОС для 10—11 классов), необходимые для жизни любого члена современного быстро меняющегося общества.

Особое место в изучении модуля отводится интерактивным формам обучения и проектной деятельности обучающихся, развивающих их инициативу, активность, ответственность, целеустремлённость.

Финансовая грамотность: учебная программа. Модуль «Собственный бизнес» (10 - 11 классы, СПО)

В программе описаны цели, особенности и планируемые результаты обучения по модулю «Собственный бизнес». Представлен тематический план, раскрыто содержание дидактических единиц по всем темам курса.

Учебная программа (PDF, 942 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии рассказывается о возможностях, трудностях и основных правилах создания и ведения собственного бизнеса. Раскрываются источники средств, которые могут быть использованы для запуска предпринимательского проекта, правила выбора профиля бизнеса, квалифицированной оценки его возможных финансовых результатов и многие другие вопросы. Пособие написано лёгким, хорошо понятным обучающимся языком и может использоваться не только в учебном процессе, но и при подготовке проектов.

Материалы для учащихся (PDF, 21.22 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии подробно раскрываются все темы учебного курса. Привлечение большого дополнительного понятийного и фактографического материала по проблеме создания и развития собственного бизнеса в условиях экономики России обеспечивает преподавателю возможность хорошо подготовиться к занятиям. Особое место занимают материалы для организации контроля знаний обучающихся.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.97 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии содержатся материалы по каждой теме курса, с которой обучающиеся будут знакомиться на занятиях. Ознакомление с этими материалами даст возможность родителям квалифицированно отвечать на вопросы своих детей по проблемам предпринимательства, а также оказывать им помощь при подготовке проектов, которые будут заданы для домашней работы, разработке концепции собственного бизнеса.

Материалы для родителей (PDF, 464 Кб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Модуль «Собственный бизнес»

Задания КИМов позволяют проверить как предметные, так и метапредметные знания и умения обучающихся. Предложено несколько типов заданий: тесты, требующие краткого ответа, задания с выбором нескольких ответов, практические задачи, темы эссе и проектов. Количество заданий намного превышает то, которое может использоваться на занятии. Это даёт возможность учителю выбрать задания, в максимальной степени отвечающие поставленным целям.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Финансовая грамотность в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В 2017 году было принято внедрить уроки по финансовой грамотности в школы. Данная инициатива вызвала бурление в обществе. Далеко не все родители и учителя пришли в восторг от нового предмета. Попробуем разобраться, зачем нужна финансовая грамотность.

Понятие финансовой грамотности

В 2017 году с первого сентября в школах ряда регионов, таких как Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края появился новый предмет – финансовая грамотность. В этой связи встал вопрос, а кто же преподает финансовую грамотность в школе? В большинстве школ эта миссия досталась учителям математики, обществознания или ОБЖ, так как предмет "экономическая теория" есть не во всех школах.

Прежде чем обращаться к вопросу: нужна ли финансовая грамотность в школе, и кто должен её преподавать, следует сформировать понимание того, что же такое финансовая грамотность .

Особый интерес к данному понятию проявляли европейские и американские ученые. Отдельно нужно выделить тот факт, что в странах ЕС и США финансовая грамотность поддерживается на уровне государства. Изучив зарубежный опыт, можно выделить следующий список авторов, чьи труды в сфере развития финансовой грамотности населения, достижения признаны во всем мире: Р. Кийосаки, Б. Шефер, Н. Хилл, Дж.С. Клейсон, Д. Рон, У. Уоттлз.

К сожалению, со времен лихих девяностых, когда доверчивые граждане несли деньги мошенникам, сильных изменений ни в отношении к деньгам, ни в навыках распоряжения ими в России не отмечено. Люди продолжают бездумно брать кредиты и активно обращаются в микрофинансовые учреждения.

Трактовка термина "финансовая грамотность"

Определение

Г.В Белехова

Финансовая грамотность – органичное сочетание знаний, информированности, практических умений, индивидуального отношения и конкретного поведения отдельного человека или домохозяйства при принятии решений относительно денежных средств и других финансовых ресурсов в целях достижения собственного экономического благополучия

М. Ю. Шевяков

Финансовая грамотность – способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности.

Финансовая грамотность – способность интерпретировать, обобщать, вычислять и развивать независимые суждения относительно денежных ресурсов и принимать на основе этого меры, чтобы процветать в сложном финансовом мире

М.Овчинников

Финансовая грамотность – способность потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решений:

  1. при осуществлении специальных расчетов
  2. оценке риска
  3. сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги

О.Е. Кузина

Финансовая грамотность – это знания и навыки в области финансов, которые должны применяться в повседневной жизни и приносить положительные финансовые результаты.

Всемирный Банк

Финансовая грамотность – способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами.

Министерство финансов

Великобритании

Финансовая грамотность – умение жить согласно текущему уровню доходов, вести учёт средств и планировать, в том числе, свои пенсионные сбережения, грамотно использовать финансовые инструменты, а также быть в курсе текущих финансовых событий.

Доклад о финансовой грамотности

Финансовая грамотность – это знание, понимание финансовых концепций (понятий) и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность в применении данных знаний и понятий при принятии эффективных решений по целому ряду финансовых ситуаций, чтобы улучшить финансовое благополучие отдельных лиц (граждан) и общества в целом в экономической жизни.

Все подходы к трактовке финансовой грамотности представленные в таблице выше можно условно разделить на три типа:

  1. финансовая грамотность как способность
  2. финансовая грамотность как знание
  3. финансовая грамотность как навык

Особенностью финансовой грамотности в России является её низкий уровень и полное отторжение населением всех инициатив государства, направленных на её повышение. При этом итоги опросов и исследований неутешительны. Последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца .

Отношение к урокам финансовой грамотности в современной России

В условиях современной школы внедрение финансовой грамотности как отдельного предмета или как части программы по изучению обществознания и экономики столкнулось с острым нежеланием учителей и родителей не просто преподавать, но и осознавать необходимость учить ребенка обращению с деньгами. Глубоко неграмотные в финансовом плане и закредитованные педагоги и родители упорно не хотят понимать, что ребенок не сможет стать успешным без определенных финансовых навыков.

Многие считают, что внедрение финансовой грамотности ухудшит знания других предметов и сделает ребенка меркантильным. Опасения родителей понятны. Уровень знания русского языка в школах невысок. Эту проблему отрицать нельзя. Однако финансовая грамотность – это не танцы или религия, а предмет, напрямую связанный с реальностью, в которой живет современный мир.

Начиная с 2016 года, когда совместная инициатива Министерства финансов, Центрального Банка и Министерства науки и образования начала приобретать реальные очертания, в социальных сетях, на форумах, в комментариях к специализированным статьям кипят нешуточные страсти. Типичные комментарии в Интернете на эту тему можно посмотреть в таблице ниже.

Комментарии о финансовой грамотности в школе

Положительные комментарии

Отрицательные комментарии

Нейтральные

Финансовая грамотность сейчас нужна всем. Подросткам тоже необходимо доводить достоверную информацию о кредитах, займах и т.д. А то у них одна песня: купите, родители, телефон последней модели, возьмите кредит, если денег нет. А то, что кредит – это жуткая долговая яма, это они не понимают. Вот им и нужно разъяснить, что да как на самом деле. Вопрос только, с какого класса нужно ввести финансовые предметы. Мне кажется, класса с 9-го, когда у них уже паспорт есть и какие-то серьезные взгляды на окружающий мир появляются. Ниже писали о необходимости разработки специальных программ, это я поддерживаю, только теория не разъяснит все нюансы.

Против. Уроки финансовой грамотности дети должны получать вместе с умением распоряжаться собственными деньгами! И лучше семьи показать детям об их стоимости не сможет никто. А вопросы устройства финансовой системы страны, налоги и банковские услуги дети изучают в рамках обществознания.

Грамотность лишней не бывает. Другой вопрос, что предметов в школе и так слишком много. Пора уже вводить систему обязательных предметов + на выбор ученика. Чтоб сам себе специализацию выбирал. В 9кл. можно начать преподавать азы экономики, а дальше на выбор (факультативно). но только кто будет преподавать? Где взять учителей экономики? РS: в мое время в школе тоже пытались преподавать экономику. Начали с древнеримских времён. Ужасный был предмет, абсолютно для меня бесполезный. А кому то может в кайф. Узнает как деньги зарабатывать и с 14лет в бизнес пойдет, автомойку откроет.

Я мама двух детей и убеждена, что уроки финансовой грамотности необходимы для детей и подростков. У них уже сегодня в 7, 8 лет имеются карманные деньги и как ими распоряжаться правильно, лучше получить навык в юном возрасте. Финансовая грамотность это реалити жизни и если ты "вооружен", значит меньше набьешь шишек. Наша семья за!!!

Однозначно нет, по мне как родителю важнее качественное преподавание основных предметов.

Здравствуйте. Прекратите уже заниматься экспериментами над нашими чадами. Каждый второй школьник имеет ту или иную проблему со здоровьем. Им надо вводить в школах дополнительный сон, усиленный витаминно-фруктовый обед и двух часовую прогулку. А вы дополнительно хотите нагрузить школьников? Для чего? Чтобы поставить очередную галочку? Экспериментальная программа "Планета знаний" не оправдала себя, а между тем по ней продолжают обучать детей, так как учебники закуплены. Тут то же? Учебные пособия некуда деть? Категорически против данной инициативы! Для начала пусть школы усиливают уровень преподавания основных дисциплин в школах. А то без репетитора никуда…

Школа является важнейшим социальным институтом, который помогает учащимся адаптироваться к условиям взрослой жизни. Современные дети, еще учась в школе, активно оперируют деньгами, покупают товары и пользуются банковскими картами, являясь участниками торговых взаимоотношений. Это требует от них владения определенным уровнем финансовой грамотности.

Разработка программы

Курсы финансовой грамотности включены в школьную программу в рамках предмета «Обществознание». Введение обучения детей финансовой грамотности как отдельной дисциплины пока нецелесообразно из-за объема информации и ее специфики: часть информации актуальна для детей начальных классов, часть будет полезна для учеников 6-7-х классов, на что-то следует обратить внимание в 8-м классе, когда проходит изучение экономических систем. Более подробно говорить о финансовой грамотности стоит в 10-11-м классе.

С 1 сентября 2016 года в российских школах стартовали занятия по финансовой грамотности. Первыми их включили в свою программу Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Саратовская, Калининградская, Томская области, Татарстан. В 2018 году обучение осуществляется уже в 72 регионах страны.

Необходимость введения новых предметов не говорит о том, что размываются границы традиционного образования. Это скорее попытка разнообразить формы и содержание обучения. Так, например, ранее был внедрен курс формирования антикоррупционного мировоззрения, сейчас добавилась программа обучения финансовой грамотности. В ближайшее время планируется запуск курсов правовой и цифровой грамотности.

Задачи проекта

Линия финансовой грамотности выделена в отдельный компонент школьного образования для подготовки ребенка не только к будущей жизни, но и к жизни настоящей. Задачами проекта обучения финансовой грамотности являются:


Работа педагогов

Для успешной реализации обучения финансовой грамотности в школах требуется решение двух главных вопросов:

  • обеспечение и подготовка необходимых информационных материалов;
  • подготовка педагогов для обучения новой дисциплине.

Проблема предоставления качественных учебных материалов с учетом возрастных особенностей учеников на сегодняшний день благополучно решена. Для их составления были привлечены специалисты банковского сектора, преподаватели вузов, финансисты, сотрудники отдела образования и другие компетентные участники.

Что касается второго пункта, то обучение педагогов финансовой грамотности было осуществлено на специальных курсах повышения квалификации, где они получили возможность ознакомиться с основами финансово-экономических связей в обществе. Что содержалось в плане обучения:

  • понятие инвестиций, ценных бумаг, кредита;
  • банковские операции;
  • виды мошенничества и способы защиты;
  • создание собственного бизнеса.

Как правило, такая программа рассчитана на 72 академических часа. К 2018 году в установленных федеральных учебных центрах прошли обучение 19 тысяч учителей, которые имеют право проводить обучение финансовой грамотности в школе.

Мировая практика внедрения обучения финансовой грамотности в школах показывает отличный результат. С чем должен ознакомиться ребенок в ходе занятий:

  • национальная денежная валюта и ее история;
  • иностранные, коллективные виды валют;
  • операции с деньгами;
  • семейный бюджет и его планирование;
  • защита от мошенников;
  • организация и оптимизация семейного бюджета;
  • долгосрочное управление финансами;
  • финансовые институты и взаимодействие с ними;
  • сбережения, кредиты, налоги, пенсии, страхование;
  • правовые аспекты взаимоотношений руководства и сотрудников, трудоустройство и карьерный рост;
  • денежные вознаграждения;
  • организация частного предпринимательства;
  • управление личными финансами с учетом развития экономики.

Развивающая программа для дошкольников

Грамотности дошкольников в детских садах сегодня практически не проводится. Основной груз лежит на родителях: они объясняют ребенку, что то, что ему хочется, покупается на деньги, которые перед этим необходимо получить на работе.

В возрасте 4-7 лет должно сформироваться понятие о том, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает большие возможности, дарит радость. На этом этапе объясняются нормы поведения в магазине, транспорте (оплата проезда) и так далее в форме ролевых игр.

Начальные классы

В начальной школе дети начинают делать первые шаги во взрослую жизнь. Чтобы не растеряться и совершать меньшее количество ошибок, ребенку необходимо быть знакомым с азами финансовой грамотности, научиться считать и понимать, для чего существуют деньги. Введение в дисциплину начинают со 2-го класса, курс рассчитан:

  • 8 часов во 2-м классе;
  • 8 часов в 3-м классе;
  • 16 часов в 4-м классе.

В этот период дети знакомятся с понятием денег, их историей, видами и выполняемой функцией, а также определением семейного бюджета. Ознакомление происходит на уроках математики и окружающего мира.

Средние и старшие классы

На школьников 5-11-х классов в первую очередь ориентировано обучение финансовой грамотности. Дети этого возраста уже имеют базовые знания о деньгах, финансовых институтах, товарно-денежных отношениях. Они уже являются потребителями, начинают осваивать финансовые продукты и инструменты, пользуются информационными ресурсами (Интернет, приложения смартфонов).

Целью обучения является создание прямой связи между приобретаемыми знаниями и их применением в жизни. На уроках ребята в интерактивном формате ситуационного моделирования и ролевых игр учатся оценивать и принимать обоснованные решения. В такой форме подростки легче усваивают знания о финансовых рынках, продуктах и услугах, выстраивают адекватное восприятие рисков в этой сфере.

Методика

Для школьников начальной школы обучение проходит в более понятной игровой форме с учетом возрастных особенностей:

  • игры;
  • исследования;
  • проекты.

В ходе обучения формируются навыки работы с таблицами и схемами, анализа выступлений.

Методика обучения финансовой грамотности для школьников среднего и старшего возраста сводится к следующим способам:

  1. Ознакомление с материалом проходит в форме лекций, бесед. Текст стилистически должен быть адаптирован с учетом возрастной категории.
  2. Использование информационно-раздаточных материалов: буклетов, плакатов, брошюр, карточек.
  3. Применение телевизионных и мультимедийных средств, проекторов.
  4. Проведение игр, соревнований, тестов, конкурсов, открытых уроков, олимпиад.
  5. Разбор конкретных ситуаций в экономической области и поиск выхода из них.

Прикладные аспекты

Результативность программы обучения финансовой грамотности можно отследить по возрастанию интереса к участию в различных мероприятиях, конкурсах, форумах, олимпиадах, выставках, онлайн-соревнованиях, например:

  • региональные и городские конкурсы «Лучший предпринимательский проект среди учащейся молодежи»;
  • всероссийский конкурс «Финансовый баттл»;
  • научно-практические конференции;
  • конкурс «Школьники за продвижение глобального предпринимательства»;
  • конкурс проектных работ «Горизонты открытий»;
  • фестиваль «Северное созвездие» и другие.

Результаты обучения

После прохождения курса финансовой грамотности и успешного его усвоения в школе ученики для прикладного применения должны:


Неоценимо родительское участие в решение таких вопросов: как потратить карманные деньги, как накопить на нужную вещь, как приобрести качественную, но недорогую вещь и так далее. При совместной работе родителей и учителей полученные знания у детей помогут снизить напряжение в потребительском секторе, повысить финансовую грамотность, чтобы во взрослом возрасте не возникало денежных проблем и человек мог более уверенно себя чувствовать.

О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Зачем нужны уроки финансовой грамотности?


В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений .

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Реализация проекта

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

  • Предоставление необходимой информации - разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  • Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:


Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения - излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.