Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Какими чертами характеризуется государство всеобщего благосостояния. Государства «всеобщего благосостояния

Человечество стремится к усовершенствованию. Впервые такое понятие, как социальное всеобщего благоденствия), было рассмотрено Лоренцем фон Штейном в середине 19 века. Тогда считалось, что идея такой страны заключается в том, чтобы были восстановлены равенство и свобода. Кроме этого, необходимо было поднять низшие и обездоленные классы общества к уровню богатых и сильных. Реализовано же это может быть посредством государства, которое будет следить за тем, чтобы осуществлялся общественный и экономический прогресс всех его граждан.

Принципы построения

Теория государства всеобщего благоденствия предусматривает такие особенности реализации, как активное участие людей, направленное на решение социальных проблем, и прочее, что можно увидеть в большинстве стран мира, которые являются экономически развитыми. Поэтому сейчас представлены самые различные варианты ее воплощения, причем практические особенности рассмотрены и систематизированы. Ознакомиться с ними можно в социальной теории. Кроме этого, в теории имеется ряд предположений насчет того, как можно улучшить существующее положение дел.

При создании социальная политика строится вокруг определённых принципов, которые внутренне связаны. Такими являются расслоение социальных групп, природа государственного вмешательства и предел перехода рыночного распределения в бюрократическое.

Приход к расцвету

Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия получили широкое распространение после Второй мировой войны. Отличительной особенностью данного времени считается наличие мощного рабочего движения, которое голосовало за партии левого уклона, поэтому часто побеждали социал-демократы. Одновременно существовала возможность проводить политику, в рамках которой создавались условия для постепенного роста экономики и увеличения её эффективности, и относительно справедливо распределять результаты процветания, поэтому государства всеобщего благоденствия и стали такими, какими мы их видим сейчас. Ведь благотворное влияние оказывалось на население стран и на ряд внутренних факторов, стабилизация которых и привела к желаемому результату.

Теория

Кейнсианская доктрина экономической политики рассматривает государство всеобщего благоденствия в качестве страны. Благодаря многофункциональному характеру, возможности одновременного удовлетворения многих конфликтующих аспектов и стратегий, такая организация дел является привлекательной для широкого круга разнородных сил.

Интерес в данном случае представляет концепция государства всеобщего благоденствия, озвученная К. Оффе. Что она собой являет? Он считал, что суть государства всеобщего благоденствия формировалась как комбинация последствий широкого набора факторов, структура которых разнится в различных странах. Таковыми являлись социально-демографический реформизм, христианский социализм, крупные отраслевые профсоюзы, а также наличие просвещенных политических и экономических элит. Всё это повлияло на то, что были признаны и реализованы всеобъемлющие схемы обязательного страхования, установлена минимальная ставка заработной платы, принимались законы о защите труда, развивалась система образования и здравоохранения. Кроме этого, люди могут рассчитывать на государство в вопросе получения жилья (здесь подразумевается только наличие помощи, а не бесплатная квартира). Также профсоюзы были признаны законными политическими и экономическими представителями рабочих.

Начало кризисных явлений

Представители теории государства всеобщего благоденствия утверждали, что в конечном итоге можно решить многие трудности и в будущем такая модель позволит избежать проблем внутри страны. Но всё оказалось не так легко. В конце 70-х годов значительные социальные гарантии, высокий уровень безработицы и старение населения начали давить на бюджет государства. Но это было только начало. П. Розанваллон (французский исследователь) утверждал, что эта модель пережила три кризиса только за ХХ век:

  1. Экономический.
  2. Идеологический.
  3. Философский.

Давайте же их рассмотрим более детально.

Кризисы

В конце 70-х годов казалось, что скоро в общественной жизни будет царить утопия. Люди же будут защищены от основных жизненных рисков и нужды. Но с начала 90-х годов начался значительный (относительно) рост безработицы и появились новые формы бедности. Они показали, что высказанные ранее предложения были иллюзорны. Так государство всеобщего благосостояния пережило первый экономический кризис. Идеологический же приходится на 80-е. Тогда под вопрос поставили эффективность используемых методов государственного вмешательства в хозяйственный сектор общественной жизни (когда делалось это, чтобы решить Особенно критиковалась бюрократизация государственного аппарата, а также закрытый характер принимаемых решений. В результате этого образовалась путаница приоритетов. Это в свою очередь вызывало кризис легитимности. Это всё оставалось нерешенным. В конце 90-х годов возник философский кризис. Кроме всего вышеперечисленного, под вопросы ставилась концепция социальных прав и принципы общественной солидарности. А ведь они являлись концептуальными и ценностными основами используемой модели.

Отступление

Давайте немного отойдём от основной темы статьи и уделим своё внимание такому историческому явлению, как небесное государство всеобщего благоденствия. Рассматриваемая ранее концепция была создана в конце 1920-х годов. Тогда как «небесная» берёт своё начало в 19 веке.

Во время «опиумных» войн часть китайцев хотела жить по принципу уравнительного распределения и не пребывать под влиянием агрессоров (главным из которых являлась Британская империя). Сначала они действовали довольно успешно. Но, увы, движение было разбито, и во что бы оно превратилось в конечном итоге, мы можем только судить.

Направленность

Главным в рассматриваемой концепции является преодоление социальных конфликтов, когда с помощью государства создаются сносные условия жизни абсолютно для всех слоев общества. Для этого используются программы социальной помощи для обладающих низким доходом и неимущих слоев, принимаются меры, направленные на уменьшение безработицы и так далее. То есть решаются проблемы, которые сам по себе рынок разобрать не может. В некоторой степени перенималась программа, работавшая в СССР.

Благодаря этому возник и активно используется термин «социальное государство». Под него в определённом смысле подпадает любая страна, ведь везде есть люди, но здесь понимается немного другое направление. Так, социальным называют государство, которое берёт на себя обеспечение всех жителей определённым количеством социальных благ: право на образование, прожиточный минимум, медицинское обслуживание и так далее.

Такая страна с помощью налогообложения хочет создать определённое равновесие между бедными и богатыми. Она старается гарантировать минимально необходимый уровень для цивилизованного существования. Основным камнем преткновения для сторонников данной концепции являются экономические проблемы. Но считается, что со временем это будет решено. Людям в последующем не придётся напрягаться на работе, поскольку они будут полностью обеспечены. Любовь к деньгам будет считаться так, как и должна - болезненным состоянием.

Практическое введение

Первые шаги в направлении государства всеобщего благосостояния, которые продержались длительное время (а не как с китайцами - несколько лет), были сделаны в 80-х годах 19 века на территории Германии. В качестве инициатора таких изменений выступило правительство Отто фон Бисмарка. Оно реализовало систему социальных гарантий, куда было включено страхование на случай болезни или аварии и пенсии по старости. Но это было введено не столько из-за заботы о рядовых гражданах, сколько для ослабления набирающей влияние социалистической партии Германии. Этот пример оказался заразительным, и наработанный опыт начали использовать и многие другие правительства.

Особенно показательным в данном случае является случай Швеции. В стране практически искоренили бедность, несмотря на то что здесь одни из самых высоких налогов. Проводимые действия получили имя «социально-ориентированной политики». На увеличение масштабов и темпов внедрения этих программ немалое влияние оказало наличие СССР. Для возможности конкурентной борьбы и было предоставлено бесплатное среднее и высшее образование, здравоохранение и так далее.

Заключение

Государство всеобщего благоденствия является своеобразным эквивалентом социалистической идеологии со стороны либерально-капиталистического лагеря. Несмотря на ряд успехов, из-за существующих проблем многие политологи не воспринимают его всерьез. В качестве опорной точки часто называют то, что подобное мировоззрение влечёт за собой опасность превращения в общество потребления, которое имеет ряд негативных вытекающих последствий.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ (благосостояния, изобилия; английский - welfare state), концепция, утверждающая возможность и необходимость создания государства, целью которого является забота о благосостоянии всех его граждан. Получила распространение после 2-й мировой войны не только в социально-экономической мысли, но и в реальной политике ряда стран. Генетически государство всеобщего благоденствия связано с буржуазно-реформистским (И. Бентам, Э. Чедвик, Ч. Бут и др.) и социал-демократическим движениями, с идеями социальной справедливости, равенства, а также с практикой общественной благотворительности. В теоретической основе концепции лежат следующие положения: благосостояние общества складывается из благосостояния всех его членов; государство обязано (в противовес либеральным идеям невмешательства) регулировать не только экономику, но и социальную сферу (в том числе перераспределять общественные блага в пользу беднейших слоёв населения); бедность - социальное зло, которое общество может и должно искоренить.

Основные черты государства, служащего всему населению, были разработаны уже в середине 19 века Л. фон Штейном и объединены в понятии «социальное государство» (Sozialstaat). В 19 и начале 20 века идеи социального государства выражались в основном в виде отдельных социальных реформ в трудовом законодательстве, в социальном обеспечении и тому подобное. Шведский вариант государства всеобщего благоденствия выдвинут в 1929 году П. А. Ханссоном, который в течение 1930-х годов пытался превратить страну в «дом для народа». В 1942 в британском парламенте рассматривался всеобъемлющий план руководства социальным прогрессом, получивший название «план Бевериджа», который был принят к осуществлению в послевоенной Англии и затем в Бельгии, Нидерландах, ФРГ, Швеции, Франции и других странах. С 1950-х годов «социальное государство» стало конституционным принципом большинства западных стран. Наибольший расцвет реальная политика государства всеобщего благоденствия получила в конце 1950-х - начале 1960-х годов, когда стало возможным массовое потребление высокотехнологичных товаров и услуг, культуры. Социальные мыслители поддерживали государство всеобщего благоденствия как основу для формирования активных граждан, участников социальных и политических процессов (Т. Маршалл) и как профилактическое средство против конфликтов, которыми чревато развитое индустриальное общество (Т. Парсонс). На практике концепция государства всеобщего благоденствия выражалась в виде комплекса социальных программ в сфере социального обеспечения, здравоохранения, жилищного строительства, образования, направленных на поддержание достаточно высокого уровня жизни всех членов общества.

В начале 1980-х годов концепция государства всеобщего благоденствия подверглась критике со стороны неоконсерваторов, которые ратовали за активизацию частного сектора в экономике и ограничение вмешательства государства в экономику её отдельными отраслями (политика М. Тэтчер, Р. Рейгана). Отмечалось, что социальные программы отнимают средства, необходимые для дальнейшего промышленного роста, снижают уровень инвестиций в производство, вызывая тем самым экономический спад. Решение этих проблем предлагалось через введение ограничений на бюджетные расходы, усиление рыночных стимулов, сокращение и закрытие социальных программ. Критиковался также патернализм государства всеобщего благоденствия, который приводит к утрате трудовой этики, формированию психологии иждивенчества, ограничению частной инициативы и предпринимательской активности. Определённое охлаждение к идеям государства всеобщего благоденствия наблюдалось также в среде либералов, которые изначально использовали их для идеологического противостояния коммунистической идеологии (например, Ф. А. фон Хайек), что перестало быть актуальным после распада социалистической системы, и в среде социал-демократов, которые переводят их из плоскости политических манифестов в деловую плоскость рутинной работы.

Однако отказ от ценностей государства всеобщего благоденствия невозможен, они закреплены конституционно и являются неотъемлемой частью демократического государственного устройства. Современное их переосмысление связано с отходом от чисто потребительского толкования социального права, которое в большей степени становится правом на интеграцию в общество. Государственная политика в социальной сфере обретает адресный характер и ориентируется на удовлетворение определённых нужд конкретного человека. Двоякая задача оказания индивидуализированной материальной помощи и максимального расширения доступа населения к информации, новейшим технологиям в области образования, здравоохранения и пр. решается в экономически развитых странах путём моделирования оптимально эффективных систем развития отдельных отраслей экономики общественного сектора.

Лит.: Boadway R., Bruce N. Welfare economics. Oxf.; N. Y., 1984; Graham Н. Health of welfare. L., 1985; Erneuerung des Sozialstaates. Кöln, 1996; Розанваллон П. Новый социальный вопрос: Переосмысливая государство всеобщего благосостояния. М., 1997; Экономика благосостояния и общественный выбор. СПб., 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Реферат

по дисциплине: «История».

на тему: «Эпоха «государства благоденствия» ».

Выполнила: студентка 1 курса гр.111ф9

Даниленко Елена.

Проверил:

д.и.н, к.п.н, профессор Дзюбан В.В.

г. Брянск 2017

индустриальный революция кризис развитие

Введение

3. Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980гг

4. Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70-80хгг

5. «Новые индустриальные страны» как модель «догоняющего развития» (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70-80гг

Заключение

Список литературы

Введение

Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Стремясь ослабить влияние партии социал-демократов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию законов о страховании рабочих промышленных предприятий. Как указывалось в правительственном заявлении по этому поводу, лечение социальных недугов требует применения не только репрессивных мер против социал-демократов, но и заботы о «благосостоянии рабочих». Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции

1919 г. - первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). К началу XX в. повышение роли собственно социальных функций государства стало настолько очевидным, что теории социальной сущности государства (утописты) и социальных регуляторов развития государственности (Карл Маркс) оказались недостаточными, появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства с его социальной атрибутикой. Такой фиксацией стало понятие "государство всеобщего благосостояния", введенное Ф. Рузвельтом в начале 1930-х г.г. [Социальная энциклопедия. М., 2000. - С. 40.], однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг.

Процессы формирования идеологии общественного благоденствия возобновились после второй мировой войны. Кейнсианские представления о всеобщей занятости и высоких доходах населения оказали ощутимое влияние на реформы, проведенные социал-демократами Швеции и лейбористами Великобритании.

Под политикой социального благоденствия в 40-50гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В последующие годы эти программы дополнялись положениями о демографической политике государства, его задачах в области охраны окружающей среды, превенции социальных отклонений, защиты национальной культуры и др. Социальная политика промышленно развитых стран нашла отражение в многочисленных работах, опубликованных в Великобритании и США, где за ней закрепилось название политики государства благоденствия.

1. Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине ХХ в

В 1938-1939 гг. динамика экономического развития ведущих стран Запада начала существенно меняться. Но причины наметившегося подъема были связаны в основном с развертыванием государственных военно-промышленных программ. Это касалось не только Германии, Италии и Японии, уже открыто делавших ставку на развязывание мировой войны, но и демократических стран Запада. В 1937 г. в Великобритании была принята программа вооружений на 1,5 млрд ф. ст. британское правительство также приняло решение о создании стратегических запасов сырья и продовольствия. В следующем году правительство Даладье во Франции начало финансировать крупномасштабную «программу довооружений»

(2 млрд фр.), в развитие которой в 1939 г. была принята программа создания «режима направляемой экономики» с дальнейшим усилением государственного регулирования. Ситуация фактически повторяла процессы, происходившие в экономике западных стран накануне Первой мировой войны. Лишь в США администрация Ф. Рузвельта пыталась продолжить политику структурной перестройки, сочетая прямое государственное регулирование со стимулирующими методами.

В 1938 г. здесь была начата реализация плана «подкачки насоса» - интенсивного стимулирования совокупного спроса за счет дефицитного финансирования. Инфляционная политика привела к образованию уже в 1939г. бюджетного дефицита в 2,2 млрд долл., но существенно повысила уровень занятости и впервые после «Великой депрессии» обеспечила рост потребительского спроса. Но со вступлением США во Вторую мировую войну и американское правительство было вынуждено перейти к приоритетному развитию военно-промышленного комплекса.

2. Научно-техническая революция, её результаты

1) Предпосылки возникновения НТР и ее определение.

Среди ученых нет единства во взглядах на то, что же такое научно - техническая революция. Большинство ученых придерживается той точки зрения, что научно - техническая революция в первую очередь связана с громадным развитием науки и внедрением в народное хозяйство её достижений. Речь идет прежде всего о кибернетике, физике, химии, биологии, о возникновении на этой основе новых прогрессивных производств. Научно - техническая революция - качественный скачок в познании природы и использовании ее законов.

Научно - техническая революция не возникла на пустом месте, ей предшествовали многие открытия в науке и технике. И прежде чем охарактеризовать НТР, необходимо дать определение науки и техники. Наука - это «в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о копыте кавалерийских лошадей»[Философский словарь Владимира Соловьева, Изд. «Феникс»,1997 г., стр.316]. Если рассматривать более конкретно, то следующее определение более точно.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [Философский энциклопедический словарь, 1982 г., стр.403].

Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, наука начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества. Ещё в 1884 г. В.Энгельс сформулировал положение об ускоренном развитии науки: «…Наука движется вперед пропорциональнее массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения…»[Маркс К. и Энгельс Ф.,соч.,т1, с.568].

Наука развивается по экспоненте. Объем научной деятельности удваивается каждые 10 - 15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых в науке. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Разрозненные, хаотические сведения не являются научным знанием. Наука является особой формой общественного сознания, отражающий мир в форме научных представлений, понятий, теорий, отраслью духовного производства, в котором заняты миллионы людей и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории, социальным институтом со своей структурой и функциями. В науке одновременно воплощены две противоположные стороны (или сущности): духовная, проявляющаяся в том, что наука выступает как особая форма знания (познания), и материальная, которая наиболее отчётливо выражается в том, что наука выступает как непосредственная производительная сила [Человек - наука - техника. М.: Политиздат, 1973 г., стр.19]. Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, социальные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т.д. Границы между ними подвижны.

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов сознания, категорий и методов, а также форм её организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. В истории человеческого познания неоднократно происходили революционные изменения, как в отдельных областях научного знания, так и в науке в целом. Решительная и коренная ломка устаревших взглядов, создание принципиально новой, более глубокой научной теории свидетельствуют о таком роде революции. Факты, не умещающиеся в рамках старых научных теорий, осмысливаются по - новому, создаются новые теории, вводятся новые принципы, открывающие более широкие возможности практического применения науки [Человек - наука - техника. М.: Политиздат, 1973 г., стр.19]. Начиная с XV века наука постепенно освобождалась от схоластики, от влияния церкви, обогащалась достижениями естествознания. Схоластика - это знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом. Однако эта революция не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной практики. С XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций. Причем революция в науке - это, как правило, не кратковременное событие, ибо коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Поэтому в любой научной революции можно хронологически выделить некоторый более или менее длительный исторический период, в течение которого она происходит. Периоды революций в науке, отмечал всемирно известный физик Луи де Бройль, «всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний». Эти решающие этапы в развитии фундаментальных наук можно разделить по результатам и степени влияния на развитие науки в целом на глобальные научные революции и на «микрореволюции» в отдельных науках. Последние означают создание новых теорий в той или иной области науки, которые меняют представления об определенном, сравнительно узком круге явлений, но не оказывают решающего влияния на существующую научную картину мира, не требуют коренного изменения способа научного мышления. Революции в отдельных науках совершались не раз: в химии - благодаря кислородной теории Лавуазье (конец ХVIII в.), в биологии - в связи с появлением эволюционного учения Дарвина (вторая половина ХIХ в.), в физике - в результате открытия закона сохранения и превращения энергии (середина ХIХ в.). Революция в отдельных науках перерастала иногда в коренные революционные изменения во всей системе развивающегося знания. В эти периоды происходила коренная ломка общего подхода к изучению и толкованию явлений природы и общества.

Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. Глобальная научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее новых представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знания и на миропонимание в целом. Длительный процесс становления современного естествознания начался с научных революций, происходивших в XVI-XVII вв. и создавших принципиально новое (по сравнению с античностью и средневековьем) понимание мира. Человечество пережило несколько таких научных революций. Первая из них, охватившая период с ХVI до ХVIII в., началась с создания гелиоцентрической картины мира. Вторая революция характеризуется тем, что в конце 18 века - в начале 19 века происходит переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинировано организованной науке. В середине ХIХ века произошла третья научная революция во всех областях научного знания: открытие клеточного строения живых организмов, закон сохранения и превращения энергии и др. как было отмечено выше.

Революции происходят и в области техники. На известном уровне развития какого - либо технического средства наступает такое положение, когда его дальнейшее усовершенствование уже не даёт необходимого эффекта, а использование принципа, заложенного в его устройстве, не обеспечивает решения технической задачи. Тогда возникает необходимость в коренном преобразовании техники. Замена старых технических средств новыми, работающими на совершенно иных принципах и означает революцию в развитии технических средств.

Техника (от греч. techne - искусство, умение, мастерство) - в узком значении термин «Техника» - совокупность искусственных средств человеческой деятельности, прежде всего материальных орудий работы, которые повышают его эффективность в разных областях жизнедеятельности общества, в производственной и непроизводственной сферах [Кондрашов В.А., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь, Изд.3-е-Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр.540-541].

В качестве понятия техника имеет два смысла. В первом обозначает орудие и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как средства труда для создания других средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов природы и общества; сбора и хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее созданными свойствами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения работоспособности [Советский энциклопедический словарь, 1989 г., стр. 1340]. Революции могут происходить и во всей совокупной технике, используемой в общественном производстве. Такие революции заключаются в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии, технологии производства, в предметах труда и общих материальных условиях производственного процесса. В истории общества известно несколько широких технических революций, которые каждый раз обуславливали новый, более высокий уровень развития производительных сил. Наиболее значительной до сих пор была техническая революция, вызвавшая промышленный переворот в конце 18- начале 19 в. - переход от ремесла и мануфактуры к машинному производству. Под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством в середине 20 века возникла научно - техническая революция, начало которой было подготовлено выдающимися успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе. Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, родилась авиация, возникла кибернетика.

Научно - техническая революция - это коренной технологический переворот в развитии производительных сил общества. Научно - техническая революция - понятие, которое рассматривается в соотношении с понятием «научно - технический прогресс» (НТП). «НТП - это взаимообусловленное поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов продуктивных сил общественного производства на основе широкого познания и освоение внешних сил природы. Это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является усовершенствование техники, технологии и организации производства, повышение его эффективности. НТР - это более узкое понятие, одна из стадий или форм НТП, когда прогресс приобретает ускоренный, скачкообразный характер. Непосредственным проявлением НТР является коренная перестройка технической и технологической основы производства, его организации и управления, которые осуществляются на базе практического использования фундаментальных открытий современной науки» [Кондрашов В.А., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь, Изд.3-е-Ростов н/Д: Феникс, стр.412-413, 2008 г]. Основное технологическое содержание НТР состоит в превращении науки в непосредственную производительную силу общества: систематическое научное знание постепенно становится преобладающим по значению, фактором роста благосостояния общества по сравнению с такими его традиционными источниками, как природные ресурсы и сырье, труд и капитал. Материальное и в значительной степени духовное производство постепенно превращается в практическое применение современной науки: при этом наука как производительная сила непосредственно воплощается в непрерывно совершенствуемую технику и в возрастающие профессиональные знания работников. Тем самым процесс трансформации производительных сил общества предполагает эффективное соединение живого знания высококвалифицированных работников с овеществленным знанием, воплощенным во все более совершенной технике. Научно - техническая революция - это качественный новый этап научно - технического прогресса.

2) Основные направления научно - технической революции.

В прошлом перевороты в естествознании и технике иногда лишь совпадали по времени. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI -XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Более конкретные формы - это сближение приняло, начиная с конца XVIII века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный переворот, который получил название промышленной революции, продолжавшейся почти 100 лет. Начавшись в Англии, она затем распространилась на другие государства Европы, а также Северной Америки, на Россию и Японию. Эта промышленная революция решающим образом повлияла на дальнейший процесс совершенствования техники. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.

Начиная с конца 19 века и до второй половины 20 в. лидером естествознания была физика. Она проникла вглубь микромира и тем самым подготовила решение многих технических проблем нашего времени. Успехи физики продвинули весь комплекс естественных наук: химию, астрономию, геологию, биологию. Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта: самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми паровозами, трамваем и телефоном. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых стран.

В первой половине XX века были сделаны важные естественнонаучные открытия, заложившие фундаментальные основы последующего грандиозного научно - технического переворота. Среди естественнонаучных направлений, в значительной степени определивших наступление НТР, были атомная физика и молекулярная биология. Важной вехой в драматической истории атомного века стало экспериментальное наблюдение в конце 30-х годов немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом процесса деления ядер урана и объяснение этого явления в работах Л. Майтнери и О. Фриша. Стало ясным, что физикам удалось осуществить цепную ядерную реакцию, которая может привести к ядерному взрыву с выделением огромной энергии. Первые применения атомной энергии были отнюдь не мирными. Милитаристов прежде всего интересовала возможность создания на ее основе разрушительного оружия колоссальной силы. В условиях начавшейся второй мировой войны группа ученых США во главе с А. Эйнштейном начала исследования и создала первую атомную бомбу. Многолетние усилия советских ученых в области ядерных исследований и их мирного применения привели к решению технической задачи большой трудности, завершившейся строительством первой в мире атомной электрической станции (АЭС). В 1954 г. в г. Обнинске под Москвой была пущена АЭС промышленного типа мощностью 5 тыс. кВт. Ее пуск был воспринят как начало реализации величайших возможностей, открываемых мирным использованием атома.

XX век в целом и его вторая половина, характеризующая НТР, принесли громадные достижения в области молекулярной биологии. Если в первой половине XX века прогресс в области изучения макромолекул был еще сравнительно медленным, то во второй половине XX века, т. е. в эпоху НТР, эти исследования существенно ускорились, благодаря технике физических методов анализа. К середине 50-х годов ХХ века сложилась схема воспроизведения живого (ДНК-РНК-белок). Расшифровка генетического кода и путей биосинтеза клеточных белков, изучение генетики биохимических свойств внутриклеточных процессов обмена веществ идр. послужило началом интенсивных исследований в химии и биологии. Было выяснено, что нуклеиновые кислоты, являющиеся носителем и передатчиком наследственных качеств и играющие основную роль в синтезе клеточных белков, образуют группы веществ, важность которых трудно переоценить. К началу 60-х годов у ученых - биологов уже сложилось четкое понимание основных процессов передачи информации в клетке при синтезе белка. И здесь громадную роль сыграла кибернетика, позволившая раскрыть внутренний механизм самоуправления процессами жизнедеятельности, начиная с элементарных вплоть до тех, которые совершаются в мозгу животных и человека.

Таким образом, достижения в области атомной физики и молекулярной биологии, а также появление кибернетики обеспечили естественнонаучную основу первого этапа научно - технической революции, начавшегося в середине XX века и продолжавшегося примерно до середины 70-х годов. Основными направлениями этого этапа НТР стали атомная энергетика, электронно-вычислительная техника, ракетно-космическая техника, спутниковая связь, автоматизация производства. Проникновение в космос человека - закономерный шаг мирового научно - технического прогресса, подготовленный работами К.Э.Циолковского, Ф.А.Цандера, Р.Оберта и др. и других основоположников космонавтики и ракетной техники. Только за первое десятилетие космической эры в СССР и США было запущено 600 различных космических аппаратов и кораблей. Физические науки получили новые возможности для исследования космических излучений, радиационных и магнитных полей, непознанных объектов (квазеры, радиогалактики, пульсары), изучения Луны, других планет. Ракетно - космическая индустрия способствовала появлению новых видов сплавов, синтетических материалов, приборов, систем и агрегатов, которые используются не только в интересах космонавтики, но и широко применяются на Земле в производстве. Первостепенное значение приобретает прогнозирование погоды. Бурно развивается электронно - вычислительная техника. Широкое применение ЭВМ значительно расширяет возможности общения, передачи любого количества информации. Автоматизация существенно сокращает удельный вес «ручного» труда, освобождает от трудовых процессов, опасных и вредных для здоровья человека, способствует улучшению условий и производительности труда. Растущие потребности в сырье и материалах обеспечиваются в ходе научно - технической революции благодаря невиданному ранее расцвету химии. Ежегодно создаются сотни разных материалов благодаря новым технологиям их изготовления.

Со второй половины 70-х годов начался второй этап научно - технической революции, продолжающийся до сих пор. Важной характеристикой второго этапа НТР стали новые технологии, которых не было в середине XX века. К ним относятся лазерная технология, биотехнология, микроэлектроника, создание «искусственного интеллекта», волоконно-оптическая связь, генная инженерия, исследования космоса и др. Важной характеристикой второго этапа НТР стала невиданная ранее информатизация общества на основе персональных компьютеров (появившихся в конце 70-х годов) и Всемирной системы общедоступных электронных сетей («Интернет»). В результате человек получил доступ к объемам информации значительно больший, чем когда бы то ни было. Интернет обеспечивает распространение информации для практически неограниченного круга потребителей, причем они без всякого труда могут общаться друг с другом. В современном мире каждое открытие настолько значительно, вносит такие большие изменения в наши представления о мире, технике, технологии, производстве, что люди называют наше время то эпохой кибернетики, то эрой космоса или веком атомной энергии, автоматизации и др. Таким образом, в современном мире НТР - это процесс совершенствования существующих технологий и создание новых в следующих направлениях:

1) Уменьшение энергоемкости и ресурсоемкости на единицу продукции. Например, новые авиационные двигатели потребляют меньше топлива на тысячу км, а новые телевизоры имеют меньший вес и потребление энергии.

2) Уменьшение трудоемкости или количества «человекочасов» на единицу продукции. Это достигается двумя путями: совершенствованием физико-химической основы технологии и внедрением средств автоматизации производства.

3) Увеличение производительности или количества продукции за единицу времени.

4) Повышение экономической безопасности, снижение вредного воздействия на окружающую среду и улучшение условий труда.

5) Появление новых возможностей, выпуск продукции с новыми свойствами.

3) Особенности НТР.

Научно - техническая революция характеризуется рядом особенностей:

1) Эта революция совпадает по времени. Она характеризуется глубокой внутренней взаимосвязью, взаимовлиянием, представляет собой процессы глубоких качественных преобразований во всех важнейших отраслях науки, техники и производства при доминирующей роли науки. Иными словами, качественное преобразование техники и производства происходит на основе последних достижений науки, открытых ею законов природы. Таким образом, в прошлом перевороты в естествознании и технике редко совпадали во времени. Ныне они сливаются в единый процесс научно - технической революции. В условиях НТР возникает новое соотношение между наукой и техникой. В прошлом уже вполне определившиеся потребности техники влекли за собой выдвижение теоретических задач, решение которых было связано с открытием новых законов природы, созданием новых естественнонаучных теорий. В настоящее время научные достижения становятся необходимой предпосылкой самой возможности появления новых отраслей техники.

2) Другой важнейшей особенностью НТР является качественное изменение связи науки и производства, проявляющееся в их сближении, взаимопроникновении и даже взаимопревращение. Это наиболее ярко проявляется в трех процессах: происходит индустриализация науки, быстро сокращаются периоды от появления научной идеи до её применения в народном хозяйстве, на смену периодическим встречам науки с производством происходит постоянное сотрудничество. Многие лаборатории и институты становятся как бы цехам самих предприятий.

3) НТР сопровождается и сочетается с новой социальной революцией, которая ведет к становлению постиндустриального общества. Происходят глубокие и многообразные социальные преобразования во всех сферах общества. НТР влечет за собой новое профессиональное и социальное разделение труда, порождает новые отрасли деятельности, изменяет соотношение различных отраслей, ведущей из которых становится производство научных знаний и вообще информации, а также их практическое, технологическое и профессиональное изменение.

4) Для НТР характерны переход от экстенсивного к интенсивному росту производства и резкое ускорение экономического развития благодаря тому, что развитие фундаментальной науки опережает развитие прикладных знаний, а совершенствование новой техники в свою очередь опережает рост производства, способствуя тем самым его быстрой модернизации. В этих условиях, когда «поколения машин» сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей, значительно возрастают требования к квалификации работников и их способности овладевать новыми профессиями.

На современном этапе своего развития научно - техническая революция характеризуется следующими основными чертами:

1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения.

2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер.

3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил -- предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки.

4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «... из простого процесса труда в научный процесс...» [ Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208].

5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой.

6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.

8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.

9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы.

10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем».

4) Значение научно-технической революции, её последствия.

Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического прогресса. НТР привела к коренному преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Начавшись в середине XX века под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством (например, значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на все стороны жизни общества. Главные направления НТР: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; открытие и применение новых видов энергии, начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими разработками в области использования энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли; создание и применение новых видов конструкционных материалов, создание Интернет и др.. Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работников. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование. Также тенденцией в области образования становится его гуманизация. Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе. НТР привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового потребления спутником современного человека. Это создало дополнительные удобства, но привело к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Многочисленные отходы производства засоряют воду и воздух и вредно воздействуют на растительный и животный мир, на людей. Благодаря НТР появилось смертоносное оружие, способное уничтожить все живое на Земле. С одной стороны, мощное развитие производства, науки, связи, транспорта и пр. приводит к повышению материального благосостояния людей, росту продолжительности жизни и образования, возможности много узнать о любой стране, проблеме, путешествовать, познавать мир, но с другой ведёт к истощению, оскудению природы, развитию экологического процесса. Например, 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, где в ходе проведения эксперимента взорвался 4-й энергоблок. Радиационному заражению подверглась значительная часть Украинской и Белорусской республик, ряд районов Брянской и Тульской областей. Ликвидация последствий аварии обошлась в 14 млрд. рублей. К негативным последствиям относятся нервное и психическое перенапряжение людей, слишком быстрый темп жизни, нарушение традиций, а также непредсказуемые последствия неконтролируемого научного вмешательства в тайны психики мозга, наследственности. Необдуманные решения по применению новых строительных материалов при отделке помещений приводят к массовому отравлению людей во время пожаров и их гибели (пожар в ночном клубе в Перми, в офисном здании банка во Владивостоке и др.).

3. Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980 гг

1971г. стал симптомом мировых кризисов. В 1973г. наступил кризис, связанный со следующим: все послевоенное экономическое развитие шло за счет использования очень дешевой и неограниченной в количествах нефти. В 1973г. когда разразился энергетический кризис (до этого цена на сырую нефть за одну баррель = 159 литров составляла 2 доллара), его вызвала организация стран экспортеров нефти (1960г) - ОПЕК. В 1973г. она установила контроль над ценами и за 1 год она повысила их в 4 раза. А до конца 70х годов они еще повысились в 12раз. Так что цена повысилась с 2 до 35 долларов, это резко изменило ситуацию на Западе. Повысилась цена на бензин и другие нефтепродукты, и снизился спрос на них. Это вызвало ценовую реакцию, и вызвало мировой экономический кризис.

Стали отказываться от крупных автомобилей, и переходить на малометражки. Кризис распространился на отрасли, обеспечивающие автомобилестроение, на строительный комплекс, так как отопление происходило за счет мазута. Удар пришелся и на металлургию, за период с 1973-1975 гг. падение составило 13% продолжительность кризиса 12 мес. Но этот кризис выделяется тем, что происходил в особых условиях. Обычно товарные цены во время кризиса понижаются, но здесь произошло наоборот, они повысились. Одновременно обычно происходит повышение безработицы, в условиях затрудненного сбыта предприятия останавливаются. Здесь безработица имела место, но происходит повышение заработной платы. Это объяснялось высокими темпами инфляции, поэтому в это время профсоюзы особенно настаивают на повышении зарплаты.

После преодоления кризиса страны развернули массированную программу экономии энергии и развития собственной добычи нефти. К началу 80х г. сокращение потребления энергии произошло на 36%. Но все это не помешало разразиться новому кризису, который начался в 80е г. в США, в 1987г. он охватил Европу, 1982г. - Японию. Падение производства было ниже чем во время предыдущего кризиса в СССР - 4%, в США - 9%. Фаза падения была длительной. Кризис в это время совпал с перестройкой связанной с автоматизацией производства. Значительно увеличилось количество безработных (32 млн. в США). Кризис почти не коснулся электроники и других динамично развивавшихся отраслей.

Постепенно происходит разочарование в политике Кейсианства. К власти приходят консерваторы. Происходит пересмотр целей экономической политики. Фридман (Чикагский университет) - монетаризм. Они отвергали вмешательство государства в экономику. Государство должно быть нейтрально его единственная функция поддержание стабильности денежной системы. Правительство консерваторов начали отказываться от прежних функций. Стали урезать социальные программы. В общем, правительству консерваторов удалось сбить ту инфляцию, которая свидетельствовала в 70е гг. Они установили контроль над денежной массой. Но в США появился новый бич: бюджетный дефицит. Это началось в середине 70х гг., когда правительство Рейгана начало, гонку вооружений, рассчитывая на подрыв сил СССР. Но такие программы привели к увеличению бюджетных расходов на вооружение, а правительство отказалось от инфляционного инвестирования, и стало понижать налоговые ставки. Доходность американского бюджета падала, правительство США стало покрывать свои расходы путем займов на мировом финансовом рынке, т.е. за счет продажи ценных бумаг. Таким образом, в США устремились деньги со всего мира, это привело к «обескровлению» экономики других стран, нехватке средств для частных кредитов и повышению ссудного %. Это способствовало кризису 80х гг.

Постепенно с приходом Горбачева, и отказом от политики «гонки вооружений» отпала необходимость в огромных инвестициях в военный комплекс и кризис постепенно ликвидировался.

4. Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70-80-х гг

Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.

Её составляющими являются: замена силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, используемые в производстве, распределении, транспорте и коммуникации; отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения; прогрессирующая замена орудий труда машинами и сложными технологиями; рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов экономики при одновременном сокращении первичного (добыча);

возрастающая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности -- производства, потребления и распределения; обеспечение самоподдержки в росте экономики -- как минимум, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления;

растущая индустриализация.

Модернизация стала фактором создания экономических форм и институтов, способствующих развитию и доминированию товарно-денежных отношений в производстве, потреблении и принуждении к труду, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло развитие и распространение рыночных отношений, формирование и развитие национальных и транснациональных рынков. Использование достижений науки в бизнесе способствовало научно-технической революции и превращению науки в одну из важных производственных сил. Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки.

Процесс модернизации в странах Европы и США растянулся на несколько столетий и прошел через ряд этапов, в ходе которых менялись производительные силы общества и сами люди. Поэтому отечественные исследователи выделяют социально-технико-экономические типы модернизаций.

Первая модернизация в истории началась в Западной Европе в 16-17вв. Она знаменовала собой переход от естественных производительных сил к общественным, это - эпоха мануфактур и технического разделения труда. В этот период шло первоначальное накопление капитала, складывались основные классы буржуазного общества, утверждалось отчуждение массы работников от собственности на средства производства. Эта модернизация называется доиндустриальной.

Вторая модернизация в истории западной цивилизации - переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству (промышленный переворот) и последовавшая за ним индустриализация. Это - раннеиндустриальная модернизация. Раньше всех промышленный переворот начался в Англии - в 60-е г. 18 века. Завершение промышленного переворота в развитых странах Запада приходится на 50-60 г. 19 века. В ходе раннеиндустриальной модернизации общество расслоилось на буржуа и пролетариев, выявились их классовые интересы, которые отразились в развитии классовой борьбы. В эту эпоху усилилось отчуждение людей друг от друга, от результатов труда, от природы.

Следующая модернизация -позднеиндустриальная - проходила в США в 1914-1929г., в Западной Европе в 30-50 г., в Японии - в 50-60-х г. Благодаря научной организации труда (система Ф. Тейлора), поточно-конвейерному производству (возникло на заводах Г. Форда, Л. Рено в 1913-1914г.), а также государственному регулированию экономических и социальных отношений, теоретически обоснованному английским экономистом Дж. М. Кейнсом, в позднеиндустриальную эпоху осуществилась структурная перестройка экономики. Производство оказалось переориентированным на массовый выпуск стандартной продукции - технически сложных предметов длительного пользования для личного потребления (автомобилей, холодильников, пылесосов, мебели).

Новая модель экономического роста - за счет увеличения потребления - требовала перемен как в облике рабочего, так и предпринимателя. Для работы у конвейера требовались работоспособные, дисциплинированные рабочие. Приспособление к новой организации труда осуществлялось как с помощью экономических стимулов, так и с помощью принуждения. На смену старому предпринимателю, получающему прибыль за счет повышения цен и снижения заработной платы, пришел предприниматель - управляющий, специально подготовленный профессионал, умеющий организовать управление, владеющий знаниями по инженерной социологии, психологии, менеджменту (технократ).

В ходе позднеиндустриальной модернизации было создано общество массового потребления, символом которого явился личный автомобиль, а также в значительной мере реализовались идеи западноевропейской социал-демократии (достижение большей социальной справедливости с помощью системы социального страхования, льготного или бесплатного образования, укрепление демократических институтов и расширение прав личности), т.е. было создано «государство благосостояния».

Таким образом, позднеиндустриальная модернизация сгладила присущие старому капитализму формы отчуждения человека (от средств производства и существования, от социальных гарантий, образования, культуры). Но, по мнению исследователей, а также представителей литературы и искусства, на смену старым пришли новые формы отчуждения: формализация отношений между людьми, подавление человека потоком материальных благ и гигантскими мегаполисами, стандартизация предметов потребления и образа жизни, ведущие к утрате людьми своей индивидуальности. Тем не менее создание общества массового потребления позволило странам Запада в 50-60 г. вступить в НТР, благодаря которой позднеиндустриальная модернизация стала перерастать в постмодернизацию.

Помимо типов модернизаций (доиндустриальной, раннеиндустриальной, позднеиндустриальной) отечественные исследователи выделяют органичный и неорганичный характер модернизаций в разных странах. Модернизация была органичной в странах первого эшелона капиталистического развития. К нему относятся страны Западной Европы и Северная Америка. В европейских странах в 14-19вв. самопроизвольно зародились и постепенно накапливались экономические, политические, социальные, правовые, культурные предпосылки становления буржуазного общества. Для органичной модернизации характерны раннее разложение феодального землевладения, наличие в недрах старого общества общественных форм, которые по мере буржуазной эволюции наполнялись новым содержанием: наемный труд, акционерные общества, банки, парламентские учреждения, утилизация римского права.

Ряд авторов не относит к первому эшелону Германию, Италию, Австрию, Испанию, мотивируя это тем, что в этих странах имели место неравномерность социально-экономического развития, сильные докапиталистические пережитки, консерватизм политической надстройки. Другие же исследователи (и мы будем исходить из этой точки зрения) обращают внимание на общую культурно-цивилизационную основу указанных и развитых стран. Все эти страны возникли в результате синтеза античности и варварского мира, под воздействием римско-католической церкви и прошли через Возрождение, Реформацию и Просвещение. Благодаря этому, а также территориальному и геополитическому единству с Западной Европой, вышеперечисленные государства на определенных исторических этапах оказывались в состоянии быстро подтянуться до уровня развитых стран.

Таким образом, модернизации в странах первого эшелона капиталистического развития органично вытекали из недр старого традиционного общества, осуществление перехода от одной фазы к другой не нарушало преемственности развития, перемены охватывали все сферы общественной жизни. Модернизация на Западе началась с зарождения и распространения модернизаторских идей.

Несмотря на органичный характер, модернизации в странах Запада сопровождались революциями, классовыми столкновениями и даже возникновением фашистских режимов. Если сопротивление старых социальных сил преодолевалось медленно, то процесс модернизации затягивался (во Франции - до середины 60-х годов, в Италии - до конца 50-х и от части 80-х годов 20 века). Но во всех странах первого эшелона модернизации осуществлялись «снизу» субъектами обновления и «сверху» с помощью государства и права.

В странах второго и третьего эшелонов капиталистического развития модернизации были неорганичными. Ко второму эшелону относят страны Восточной и Юго-Восточной Европы (в том числе и Россию), а также Японию, Турцию, Грецию, Бразилию, Аргентину, Чили. Страны третьего эшелона - это колониальные и зависимые страны Азии, Африки, Латинской Америки.

В странах второго эшелона были собственные предпосылки индустриального производства. Но в сравнении со странами Запада они были выражены слабее, а некоторые вовсе отсутствовали. Поэтому модернизации в этих странах начинались под влиянием внешних факторов, а именно: обострение экономической конкуренции и перспектива потери экономической независимости, поражение в войне, военная угроза.

Что же касается стран третьего эшелона, то в них модернизация осуществлялась через и результаты ее проявлялись лишь в крупных административных центрах. Подавляющая масса населения продолжала жить в рамках прежнего традиционного уклада жизни.

5. «Новые индустриальные страны» как модель «догоняющего развития» (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70-80 гг

При всей специфике модернизационных процессов в странах «первого» и «второго» «эшелонов» они имели важную общую черту - модернизация воспринималась как своего рода «проект», исторический вызов, движение по пути прогресса, выполнение некой «исторической миссии» или, по крайней мере, защита собственной исторической самобытности. Даже в условиях органической модернизации, развивавшейся естественным и эволюционным образом, происходившие в обществе перемены получали ярко выраженное идеологическое, мировоззренческое осмысление, существенно меняли самоидентификацию человека и всю систему социализации личности. Однако существовала возможность проведения экономических преобразований и без подобного социокультурного подтекста, без непосредственной связи с идеологическими, конфессиональными, этническими факторами. В таких случаях речь шла не столько о целостной модернизации общества, сколько о целенаправленном и прагматичном формировании индустриального сектора экономики. Естественно, что полностью изолировать экономические и социокультурные процессы невозможно. Однако в условиях складывания в XX в. мировой экономической системы в некоторых странах появилась возможность использовать внешнеэкономические факторы для ускоренной индустриализации, асинхронной по отношению к внутреннему политическому и культурному развитию. Так сложился феномен «новых индустриальных стран» (НИС), к числу которых принято относить два региона - страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

В латиноамериканских странах переход на стадию индустриально- агарного развития осуществлялся на протяжении почти всего XX в. Этот процесс не приобрел таких драматических форм, как в Восточной Европе, поскольку, за исключением Кубы, осуществлялся без экспансии коммунистической идеологии и без существенного отхода от рыночных принципов. Не сложились в этих странах и предпосылки фашизации общества, поскольку индустриализация на протяжении длительного времени оставалась локальным явлением, не затрагивающим большую часть населения. Социализация личности, базовые «координаты» мировосприятия по-прежнему строились на основе принадлежности человека к закрытым социальным группам (этносам, конфессиям, общине, церковному приходу, клану и т.п.). Самосознание человека оставалось корпоративным, основанным на коммунитарных принципах. В большинстве случаев индустриализация не нарушала традиционные основы социальной культуры и не провоцировала массовую маргинализацию общества.

...

Подобные документы

    Обоснование динамики экономического лидерства ведущих стран в середине 19 века. Развитие научно-технической мысли и внедрение ее достижений в экономику. Суммарный удельный вес Англии, Франции, США в мировом промышленном производстве в середине 19 века.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2008

    Развитие ведущих стран Запада между Первой и Второй мировой войнами (1919-1939 гг.): экономическое состояние стран. Возрастание экономической роли США в межвоенный период. Развитие Германии, Англии, Франции, Японии. Следствия мирового кризиса.

    лекция , добавлен 02.08.2008

    Формирование неоклассического экономикса: от "маржиналистов" к Маршалу. Достоинства и недостатки "старой неоклассики". Критики неоклассики в кейнсианстве. Неоклассическая контрреволюция 1970-1980 годов и ее этапы. Особенности "современной" неоклассики.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2009

    Научно-технический прогресс (НТП) как процесс взаимосвязанного прогрессивного развития науки и техники. Признаки и формы НТП. Этапы развития научно-технической революции. Типы экономического роста. Классификация факторов, влияющих на ускорение НТП.

    презентация , добавлен 15.02.2012

    Характеристика и особенности, общие черты развитых стран, их состояние на современном этапе и история становления. Экономическое развитие Великобритании, Франции, Германии, Соединенных Штатов Америки, Японии, их сравнительное описание и перспективы.

    реферат , добавлен 22.12.2012

    Третья научно-техническая революция. Экономика ведущих стран во второй половине 1940-1960 гг. США. Экономические проблемы страны-лидера. Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии. "Японское экономическое чудо". Экономика ведущих стран в XX в.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Капиталистические страны с 70-х годов XIX века до начала Первой мировой войны: экономическое развитие монополистического капитализма и этапы его становления. Экономика Западных стран: индустриализация США. Изменения в Германии, Франции, Англии, Японии.

    лекция , добавлен 02.08.2008

    СССР накануне реформ. Социально-экономический кризис в СССР. Реформирование системы советской экономики. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, основные цели, методы и итоги.

    реферат , добавлен 15.03.2014

    Экономика СССР в 1953-1964 гг. Кризис в аграрном секторе и падение темпов производства в промышленности в середине 1960-1980-х гг. "Концепция перестройки" в 1987 г. Экономика России в 90-е годы. Буржуазная революция в Нидерландах. Кризис в Великобритании.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2015

    Нормативно-правовая база научно-технической политики России. Создание полноценной материально-технической базы для сектора осуществления исследований. Новая инновационная политика государства и защита национальной экономической безопасности страны.

Сафиуллин, А. Р. Экономика благосостояния. Теория и практика: учебное пособие / А. Р.
Сафиуллин. - Ульяновск: УлГТУ, 2007.

Значительную роль в формировании собственной модели «государства всеобщего благосостояния» в каждой стране играют особенности государственного устройства и структур гражданского общества, национальные, историко-культурные, этические, религиозные и другие особенности. Тем не менее, сколь многообразными не были бы национальные модели, можно выделить три основных модели, которые различаются как основополагающими теоретическими принципами, так и фактическим содержанием экономической политики государства (в первую очередь по таким направлениям как перераспределительная деятельность и политика в социально-трудовой сфере):


  • неолиберальная (англо-американская или англо-саксонсонская) модель, характерна для Великобритании, США, Канады и Австралии;

  • консервативно-корпоративистская (франко-германская) модель (Германия, Франция, Италия, Бельгия и Австрия);

  • социально-демократическая (скандинавская) модель (Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия).

1. Неолиберальная модель

Основой неолиберальной модели является ставка на индивидуальную ответственность за самообеспечение и свободу выбора в вопросах благосостояния (так, в США с 1 июля 1997 г. действует закон «о личной ответственности и возможностях трудоустройства»). Государство в этой модели стремится создать каждому условия для самореализации и сократить неравенство в распределении доходов не посредством высокого налогообложения, ориентируясь преимущественно на рыночное распределение доходов, а скорее с помощью эффективной системы социальных трансфертов .

Либерализм такого «государства всеобщего благосостояния» проявляется и в отсутствии единой общегосударственной системы социальной помощи.

Так, в США многие социальные программы находятся в непосредственной компетенции каждого штата в соответствии с федеральным законодательством, созданным еще в период правления Ф. Рузвельта, когда государство вынуждено было принять на себя ответственность за экономическую безопасность и социальную защищенность своих граждан. Федеральные программы распространяются лишь на государственных служащих, рабочих, страдающих профессиональными заболеваниями (шахтеры).

Государство с помощью бюджетных средств помогает только наиболее нуждающимся категориям населения (в США - пенсионерам, имеющим доход ниже установленного уровня; ветеранам; инвалидам; слепым; несовершеннолетним детям из бедных по американским стандартам семей). Во избежание «эффекта замещения», лишь 25% государственных расходов на программы вспомоществования приходится на денежную помощь, а остальные 75% - непосредственно на медицинскую, продовольственную помощь, помощь в получении образования и оплате коммунальных услуг.

В последнее время в США наблюдается еще большая рационализация использования средств бюджета в условиях «свободного рыночного хозяйства» в направлении расширения соответствующих полномочий штатов и местных органов власти, ужесточения условий выделения денежных пособий нетрудоспособным гражданам, при одновременном расширении помощи в получении образовательной, профессиональной подготовки и в трудоустройстве.

В перспективе речь идет даже о частичной приватизации средств государственных страховых фондов и передаче их в распоряжение частных инвестиционных структур.

Кроме того, дальнейшее повышение индивидуальной ответственности в США видится в направлении создания эффективных механизмов участия рабочих в управлении производством, для чего предлагается внедрить налоговые льготы для предприятий, где рабочие являются совладельцами доходов, акций, т.е. инвесторами производства. Правительство же собирается перейти от роли стороннего наблюдателя к непосредственному участию в переговорах между трудом и капиталом, превратившись в акционера.

Впечатляющие успехи экономического развития США в последние десятилетия свидетельствуют о жизнеспособности и эффективности данной модели. Но тот же американский опыт показывает, что даже в стране, обладающей изрядным экономическим потенциалом (в 2003 г. ВВП на душу населения составил 39 676 долл.), сохраняются очаги бедности при высокой степени неравенства в обществе.

2. Консервативно-корпоративистская модель

Данная модель начала оформляться еще в конце XIX столетия, когда в общественно-политической мысли Германии стали распространяться идеи государства благосостояния, и собственно впервые появился сам этот термин.

Правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию законов о страховании рабочих промышленных предприятий. В правительственном заявлении по этому поводу указывалось, что лечение социальных недугов требует применения не только репрессивных мер, но и заботы о «благосостоянии рабочих».

Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии, и в дальнейшем получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. - первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). Введенная Бисмарком система национального обеспечения была самой ранней программой государства всеобщего благосостояния, впоследствии заимствованная Ллойдом Джорджем для Британии в 1911 г.

Современная консервативно-корпоративистской модель «государства благосостояния», занимающая промежуточное положение по масштабам государственного регулирования, реализует заложенные еще О. фон Бисмарком положения и ориентирована на принцип солидарной ответственности.

Принцип солидарной ответственности реализуется как оптимальное сочетание интересов всех участников рыночного механизма формирования благосостояния - личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе . Государство лишь оказывает содействие объединениям работников и работодателей в вопросах организации и функционирования институтов профессиональной самоподдержки.

Подобная модель, также получившая название социально-ориентированного рыночного хозяйства , представляет собой экономическую систему, которая функционирует по рыночным законам, но при активном участии государства в поддержании и использовании рыночных отношений. Государство создает надежные правовые и социальные «рамочные» условия для экономической инициативы, которые воплощаются в социальном равенстве индивидов (равенстве прав, свобод, стартовых условий, правовой защиты). Задача государства в такой модели - не распределение благ, а обеспечение условий деятельности индивидов, способных создавать эти блага и самостоятельно заботиться о себе.

При этом конкуренция и частная собственность понимаются как стимулы к активной деятельности, а экономическая свобода - как реализация индивида.

Свобода каждого человека устраивать свою жизнь так, как это отвечает его личным желаниям и представлениям, то есть свобода потребления и свобода хозяйственной деятельности, по мнению Л. Эрхарда, должны рассматриваться как неприкосновенные основные права.

Такой путь социального регулирования предполагает создание условий для проявления инициативы и предприимчивости трудоспособным населением, ориентирован на высокие доходы при государственной поддержке тех, кто уже или еще не может активной деятельностью зарабатывать себе на жизнь. Большая доля мер социальной защиты финансируется гражданами, которым предоставляется возможность обеспечить себе высокий уровень доходов, накапливать значительных размеров частную собственность. В тоже время при безусловном приоритете экономической свободы эта модель социального регулирования характеризуется высокой степенью социальной защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, правовое обеспечение и т.д.

В подобной модели сочетаются принципы либеральной экономики и активного вмешательства государства, свобода и порядок; роль государства в экономике всегда была и остается весьма высокой, но характер экономической политики свидетельствует о том, что она сосредоточена преимущественно на регулировании общих условий хозяйствования (или хозяйственного порядка), а не самих хозяйственных процессов.

3. Социально-демократическая модель

Скандинавская модель государственного регулирования благосостояния находится на противоположном полюсе, так как государство принимает на себя полную ответственность за предоставление всем гражданам широкого спектра гарантий, льгот и социальной поддержки, устанавливает высокие налоговые ставки на предпринимательский доход и подоходный налог, широко субсидирует сферу социальных услуг. Не случайно, подобную модель называют еще социал-демократической.

В качестве примера, можно отметить шведский опыт социального регулирования, отличительными признаками которого, по мнению экспертов, являются:


  • финансирование социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета, прогрессивная налоговая система (изымается до 65% доходов высокодоходных групп населения, а у самых богатых людей суммарные платежи доходят до 86%) при низкой себестоимости сбора налогов);

  • приоритет принципов равенства и солидарности в осуществлении социальной политики;

  • государственный сектор несет ответственность не только за финансирование и расширение социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб (так, на рынке труда действует около 400 государственных служб занятости, а работодатели регистрируют все возникающие вакансии, при этом меры по недопущению длительной безработицы носят упреждающий характер);

  • универсальность социальной политики, когда высокий уровень и общедоступность мер социальной поддержки, включая бесплатное образование и здравоохранение (лишь в последнее время медицина частично стала платной), обеспечивается каждому жителю страны независимо от рода занятий, а во многих случаях и от того, получает он доход или нет.

Результатом такой государственной политики в сфере регулирования благосостояния населения являются равные права всех на высокий жизненный уровень при единой системе здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения , и, как следствие этого, менее острое выражение проблем социального неравенства.

Высокие расходы государства на социальную сферу, по сравнению с другими странами, система социального обеспечения и материальное благополучие рассматриваются правительством Швеции в качестве необходимых условий, способствующих раскрытию человеческой индивидуальности, а повышение благосостояния населения - как условие поддержания эффективного спроса и полной занятости населения.

Однако, скандинавская модель социального регулирования не получила широкого распространения, так как высокое налоговое давление на предпринимательство и население не особенно привлекательны . Кроме того, некоторое стремление к уравнительности привело к уменьшению различий в оплате труда , что снизило трудовую активность населения. Например, для человека, занятого научными исследованиями в университете, доходность образования упала с 12% в 60-е годы до 1-3% в начале 80-х годов, что привело к снижению интереса к получению высшего образования. Чрезмерное развитие системы социального обеспечения привело к добровольному выбору многими гражданами, в том числе трудоспособным населением, праздного образа жизни. К середине 90-х гг. число домохозяйств, получающих пособия по бедности выросло в Швеции в 2,5 раза; а соотношение числа граждан, финансирующихся за счет налогов, с теми, кто получает доходы от рынка, увеличилось с 0,38 до 1,83.

Подобные примеры свидетельствуют, что чрезмерная забота государства о социальной справедливости, в конечном итоге, может обернуться против тех, кто работает.

На развитие систем социальной защиты населения в зарубежных странах большое влияние оказала концепция “государство всеобщего благосостояния” (в российскую историографию эта концепция вошла под названием “государство всеобщего благоденствия”).

Впервые основные принципы указанной концепции сформулировал в 1942 году известный английский экономист У. Беверидж. Основная идея этой концепции заключается в том, что государство всеобщего благосостояния – это такое государство, которое должно гарантировать всем гражданам право на поддержание определенного уровня жизни, на охрану здоровья и образования при участии населения страны в финансировании указанных программ . Эта концепция получила распространение во всех странах Западной Европы. Например, в США либеральные круги в большой степени способствовали появлению идеологии государства социального благосостояния. На ее укрепление оказало влияние движение за гражданские права национальных меньшинств (прежде всего негров ). Это движение требовало не только «равенства возможностей», но и «равенства результатов». Демократы у власти в США многое сделали, чтобы расширить программы помощи.

К началу 60-х гг. уже были приняты к исполнению проекты введения “государства всеобщего благосостояния” в США и Великобритании и “социального общества” в ФРГ, Австрии.

Предполагалось, что в условиях экономического роста путем перераспределения национального дохода, капитализм в состоянии будет добиться выравнивания доходов, вплоть до ликвидации бедности .

Середину 70-х исследователи считают переломным моментом в развитии государственного регулирования социальной сферы. Экономический кризис стал причиной возврата многих стран Запада к консервативной политике . Система социального обеспечения была перенапряжена под воздействием растущего спроса населения из-за постарения населения. С другой стороны, из-за замедления темпов экономического роста начали сокращаться бюджетные налоговые поступления, что сузило возможность финансирования социальных программ. Требовалась перестройка.

По мнению, западных экспертов, идеология государства всеобщего благосостояния в определенной степени устарела, придя в противоречие с действительностью. В докладе министерства социальной защиты населения Великобритании было подчеркнуто, что система обеспечения, разработанная, исходя из потребностей предыдущих поколений, не вполне соответствует современным условиям . «Технология активного государственного вмешательства в рыночную экономику, кажется, не срабатывает», - пишут американские авторы. Это вмешательство порождает больше проблем, чем оказывает помощь. В США опыт возникновения и использования концепции государства всеобщего благосостояния выявил негативные аспекты чрезмерного увлечения принципом «равенства результатов», на котором долгое время строилась помощь . Растет осознание социальных осложнений, порожденных системой помощи. Система дает возможность перебиться, пережить нелегкое время тому, кто способен трудиться. Она не дает погибнуть и тем, кто не в состоянии это делать. Но, как всякие масштабные явления, социальная помощь имеет отрицательные стороны, прямо вытекающие из положительных: она способна консервировать бедность и социально развращать своих подопечных. Отмечено, что бедность в США в большей степени проблема неработающих, в то время как несколько десятилетий назад она была результатом низких заработков.За прошедший период изменился состав бедняков: ныне большинство ушло от труда . Моральное неприятие такой ситуации - одна из характерных черт современного американского общества. Общество видит выход в жестком ограничении контингента получателей длительной помощи. В этот контингент должны входить те, кто не способен работать: дети, инвалиды, пожилые.



Стратегия помощи должна строиться так, чтобы вернуть к труду трудоспособных бедняков. Ставится задача перейти от политики «государственного вспомоществования» к политике «экономической независимости» (новый закон о реформе социального обеспечения, 1988г.). Таковы взгляды американских авторов.

В конце 20-го века модель государства всеобщего благосостояния подвергалась коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма. Самые ярые сторонники этой теории – Рейган и Тэтчер не без основания полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономическому спаду, и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы . В начале 90-х годов прошлого века правительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов.

В 1993 году правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования и увеличило долю пациентов в оплате медицинских услуг . В Великобритании осуществляется реформа здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере.

В результате закрываются «неэффективные» больницы и увольняется медперсонал. В Швеции происходит «продажа» государственных больниц в частные руки. В основе кризиса «государства всеобщего благосостояния» в Нидерландах резкий рост расходов по программе помощи нетрудоспособным лицам. Помощь составляет 70% заработка, получаемого до наступления нетрудоспособности, и выплачивается до 65 лет, когда назначается пенсия по старости. Предлагается ужесточить условия получения пособий и сделать постоянную проверку нуждаемости в их получении.

Таких примеров можно привести много.

Меры, предпринимаемые правительствами разных стран, направлены на установление более жесткого контроля расходования государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией.

Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. Приназначении пособий практически во всех странах производится проверка нуждаемости на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставляемые бесплатно. Во многих странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.

Безусловно, считают отечественные авторы, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства всеобщего благосостояния»: слишком укоренилась в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся. И слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства . Но даже политики левого толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.

Накопленный за десятилетия опыт социальной поддержки населения позволяет выявить общее и особенное в практике социальной деятельности стран рыночной экономики. Замечено, что практически все страны используют социальное страхование для большинства населения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и пр. и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.