Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Методические рекомендации по организации проверок профильных учреждений. Методические рекомендации по проведению проверок в области законности нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти

Документ по состоянию на август 2014 г.


Утверждены
Приказом Федеральной
службы по надзору
в сфере здравоохранения
и социального развития
от 13 июля 2009 г. N 5530-Пр/09

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Главными задачами настоящих Методических рекомендаций являются: улучшение качества и стандартизация проверок по применению медицинских технологий в медицинских организациях Российской Федерации.

1.3. Настоящие Методические рекомендации могут применяться при осуществлении территориальными органами Росздравнадзора плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (далее - "проверок") по вопросу использования медицинских технологий медицинскими организациями.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. При организации проверок для издания соответствующего распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора рекомендуется руководствоваться типовой формой , утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 (приложение 1).

2.2. При оформлении результатов проверок рекомендуется руководствоваться типовой формой акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной упомянутым Приказом (приложение 3).

Список всех используемых медицинских технологий;

Соответствующие документы по постдипломной подготовке специалиста по выполняемым технологиям.

2.4. В состав комиссии по проверке использования медицинской технологии рекомендуется включать специалистов (экспертов), которые во время работы в медучреждении определяют правильность применения технологии.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1.1. Соответствие оказанных работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, оказании медицинской помощи гражданам работам (услугам), разрешенным предоставленной(ыми) лицензией(ями), и применяемым медицинским технологиям;

3.1.2. Наличие разрешений на применение медицинских технологий, выданных Росздравнадзором;

3.1.3. Наличие (отсутствие) в штате или привлеченных на ином законном основании специалистов, оказывающих медицинскую помощь в соответствии с разрешенными медицинскими технологиями;

3.1.4. При проверке применения медицинских технологий при оказании высокотехнологичной медицинской помощи уточняется:

Наличие разрешений, выданных Росздравнадзором, на медицинские технологии, соответствующие оказываемым видам высокотехнологичной медицинской помощи;

Наличие у проверяемого лица списка применяемых медицинских технологий;

3.1.5. Соответствие оказания медицинской помощи требованиям правильного применения медицинской технологии:

Соблюдение показаний и противопоказаний применения медицинской технологии;

Последовательность выполнения лечебно-диагностических этапов технологии;

Перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз;

Перечень используемых дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т.д.);

Перечень примененных компонентов крови и препаратов, диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количества и частоты их использования.

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 "Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития", пункт 5.3.2.1.

4. Приказ Минздравсоцразвития от 20.07.2007 N 488 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий".

5. Приказ от 30.04.2009 N 141 Минэкономразвития РФ "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2009 N 13915).

До начала ревизии необходимо изучить отчетные данные, ознакомиться с материалами ранее проведенных ревизий и информацией об устранении выявленных нарушений.

На основе изучения этих материалов составляется программа проведения ревизии или проверки, которая утверждается руководителем назначившим ревизию.

Если ревизия проводится группой, то руководитель ревизионной группы, ознакомившись на месте с объемом работы, составляет рабочий план проведения ревизии с указанием конкретных участков и сроков завершения проверки каждому члену ревизионной группы.

До начала ревизии проводится инструктаж, на котором уточняются задачи и особенности ревизии.

Проверка документов проводится за истекшее после предыдущей ревизии время, а при выявлении злоупотреблений за весь период работы лиц, допустивших растраты и хищения средств.

Проверка правильности планирования расходов

Задача проверки - установить, не предусмотрены ли в сметах излишние ассигнования на содержание учреждений.

В ходе ревизии следует тщательно проверить правильность планирования производственных показателей по сети, штатам и контингентам. Проверка производится путем сопоставления плановых показателей с нормативными, а также с фактическим выполнением за предыдущие 2-3 года, чтобы установить, нет ли в расчетных необоснованного завышения этих показателей.

Если по смете предусмотрено расширение сети учреждения, то необходимо проверить учтены ли при этом реальные сроки ввода в эксплуатацию строящихся корпусов.

При проверке правильности планирования производственных показателей следует иметь в виду, что данные о числе классов и учащихся приводятся в смете на две даты: на 1 января и 1 сентября планируемого года.

В состав фонда заработной платы школ включаются заработная плата учителей, оплата за проверку тетрадей, заработная плата учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, дополнительные виды оплаты и прочие виды заработной платы.

Расходы на заработную плату учителей определяются исходя из количества педагогических ставок и размера средней ставки учителя в месяц.

Фонд заработной платы учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется исходя из типовых штатов, утвержденных в установленном порядке, и должностных окладов.

К видам дополнительной оплаты относятся: оплаты за руководство школой, за классное руководство, за заведование кабинетами, ведение библиотечной работы и т.д.

При проверке правильности планирования расходов на заработную плату необходимо проверить раздельно расходы по персоналу, который подлежит тарификации, и по персоналу, не подлежащему тарификации, оплачиваемому в соответствии со штатными расписаниями.

Необходимо также проверить, не предусмотрены ли в сметах расходы

по заработной плате на содержание административно-хозяйственного и другого персонала, высвобождаемого на продолжительное время в связи с проведением планового капитального ремонта учебных корпусов, помещений детских дошкольных учреждений, общежитий и других зданий. Кроме того, следует установить учтена ли в смете экономия по заработной плате в связи с оплатой листков нетрудоспособности за счет средств социального страхования.

Расходы на наем транспорта по доставке продуктов питания для лечебно - профилактических, детских и других социально - культурных учреждений относятся по смете доходов и расходов учреждения на прочие транспортные расходы.

Полная материальная ответственность за прием, хранение и отпуск продуктов питания и тары возлагается на заведующего складом (кладовщика), с которым руководитель учреждения заключает типовой договор о полной материальной ответственности. За продукты питания, находящиеся в пищеблоке, полную материальную ответственность несет заведующий производством или шеф-повар, а при их отсутствии в штате - повар.

При обнаружении по одному из видов продуктов питания недостачи или излишков материально ответственное лицо обязано приостановить дальнейшую приемку. В этом случае должен быть составлен акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта служит для учета претензионного письма поставщику.

Материально ответственные лица, принимающие продукты питания, обязаны одновременно принимать и тару. Тара, поступающая на склад (кладовую), приходуется на основании тех же документов, что и продукты питания. В сопроводительных документах поставщиков отдельной строкой должно указываться наименование тары, ее количество, цена и сумма.

Учет тары на складе ведется материально ответственным лицом в книге складского учета материалов только по наименованиям и количеству.

Бухгалтерский учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по приходу продуктов питания. Ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно.

Записи в ведомости производятся на основании первичных учетных документов в количественном и суммовом выражении. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги. Основанием для составления мемориального ордера является накопительная ведомость или свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания.

Продукты питания, как и прочие материальные запасы, при отпуске в производство и другом выбытии оцениваются одним из следующих методов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости.

Под себестоимостью материально-производственных запасов в данном случае подразумевается та стоимость, по которой ТМЗ приняты к учету. То есть, для организаций, в случае включения ими в стоимость товаров торговой наценки, себестоимостью товаров будет являться стоимость с учетом наценки.

Получение продуктов питания со склада (из кладовой) производится по "Меню-требованию на выдачу продуктов питания". В больницах, детских дошкольных учреждениях, домах инвалидов и престарелых и других учреждениях, где обеспечение продуктами питания входит в основной вид деятельности, меню-требование составляется ежедневно на основании норм раскладки продуктов питания и данных о количестве довольствующихся. В учреждениях, где имеется несколько норм суточного рациона питания, отличающихся друг от друга набором, количеством продуктов и стоимостью, меню-требование, меню-раскладка и требование составляются по каждой денежной норме отдельно.

Меню-требование с расписками лиц о выдаче и получении продуктов питания передаются в бухгалтерию в сроки, установленные графиком, но не реже трех раз в месяц.

В случае изменения количества довольствующихся по сравнению с данными на начало дня (указанными в меню-раскладке), свыше 3-х должен составляться расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности в продуктах питания выписывается накладная (требование) на склад (кладовую), а при уменьшении потребности в продуктах питания излишки сдаются на склад (кладовую) и оформляются той же накладной (требованием) с указанием на ней "Возврат". Продукты питания, заложенные в котел, возврату не подлежат.

Учет движения продуктов питания на складе отражается в книге складского учета. Учет расходования продуктов питания на пищеблоке ведется в меню-раскладке. Списание израсходованных продуктов питания производится после их отпуска из пищеблока.

Продажные цены готовых изделий (блюд) определяются на основе калькуляции. При учете сырья по продажным ценам в калькуляционной карточке производится расчет продажной цены готового изделия, а при учете сырья по покупным ценам необходимо, кроме того, рассчитать цену блюда по покупной стоимости.

При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится на фактические расходы. Такой же проводкой оформляется списание боя и лома тары.

Учет движения продуктов питания и готовых блюд в буфетах ведется по покупным или продажным ценам в разрезе материально ответственных лиц. При учете движения по учетным ценам бухгалтерия проставляет продажные цены на каждое наименование товаров и готовых изделий и подсчитывает стоимость каждого наименования и общую стоимость остатка.

Реализация товаров и готовой продукции может осуществляться за наличный расчет и в безналичном порядке. Выручка от реализации товаров за наличный расчет поступает в кассу.

Учет расходов продуктов питания ведется в накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Эта ведомость составляется по материально ответственным лицам. Записи в ней производятся на основании меню - требования на выдачу продуктов питания и других документов. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, которые служат для определения стоимости израсходованных продуктов питания. Основанием для составления мемориального ордера является накопительная ведомость или свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания.

В ходе проверки следует установить, правильно ли определены в смете расходы, исходя из плановых производственных показателей (число дето-дней в детских дошкольных учреждениях, детских домах в школах-интернатах и интернатах при школах) и утвержденных денежных норм расхода на питание в день.

При проверке наличия учебно-методической литературы необходимо обращать внимание на наличие неиспользованной литературы, хранящейся на складах и не используемой в учебном процессе. Это является неэффективным использованием бюджетных средств.

При проверке правильности планирования расходов на приобретение оборудования и инвентаря должна учитываться фактическое наличие инвентаря и оборудования, а также плановый контингент детей в детских дошкольных учреждениях, учащихся в школах, студентов и другие производственные показатели. К смете прилагается перечень предметов инвентаря и оборудования, подлежащих приобретению в планируемом году, с указанием их стоимости. Проверкой установить, не включались ли в перечень на приобретение предметы излишнего, ненужного инвентаря и оборудования, а также, не завышены ли цены на отдельные предметы инвентаря и оборудования.

Определение расходов на приобретение мягкого инвентаря и обмундирование производится исходя из установленных расчетных норм расхода на одного воспитанника детского дома или школы-интерната, ребенка в дошкольных учреждениях.

Проверкой следует установить соблюдались ли установленные нормы в расчетах ассигнований и не завышены ли в них цены на приобретаемый мягкий инвентарь и обмундирование. Расчет средств на приобретение мягкого инвентаря производится в пределах ассигнований по смете.

При проверке правильности планирования ассигнований на капитальный ремонт зданий и сооружений необходимо установить подкреплены ли расходы, предусмотренные в смете на эти цели по каждому учреждению, перечнем работ, подлежащих выполнению, дефектными актами, технической документацией и установленными нормами и расценками.

Особенности проведения ревизий проводимых в городских (районных) отделах образования и культуры

При ревизии учреждений образования и культуры следует иметь в виду, что основную долю расходов при исполнении сметы на образование составляют расходы на выплату заработной платы педагогическому и обслуживающему персоналу. Поэтому надо внимательно проверить все вопросы, связанные с заработной платой: правильность планирования фонда заработной платы, установления ставок и окладов, начисления, выплаты и др.

Следует внимательно проверить правильно ли заложены в смету расходы по заработной плате. Для этого сопоставить утвержденный план часов на учебный год и сетку часов по каждой школе. Общее количество часов по каждой школе, в зависимости от количества класс-комплектов, предусмотренное к оплате, не должно превышать утвержденного количества

При проверке сетки часов по школам необходимо установить правильность деления классов на группы на занятиях иностранного, родного языков, а также на уроках труда и физкультуры, так как при делении классов на подгруппы предусматриваются дополнительно оплачиваемые часы. Для этого следует по классным журналам, а также другим документам проверить фактическое наличие учащихся на начало учебного года.

Следует проверить также разделены ли фактически на занятиях группы или нет. Возможно, занятия проводятся совместно, а за дополнительные часы получают заработную плату незаконно.

Особенности проведения ревизий в средних специальных учебных заведениях

Цель ревизии: установить, как обеспечивается в учебном заведении сохранность и правильность использования денежных средств и материальных ценностей, принимаются ли меры к устранению причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

Вопросы ревизии:

Проанализировать за предыдущий год отчет об исполнении сметы расходов в целом и по статьям. В случае установления перерасхода или недорасхода средств по отдельным статьям выяснить причины их образования.

Проверить правильность составления сметы расходов. Своевременно ли утверждена и доведена смета до учебного заведения. Соответствуют ли утвержденные по сметам суммы ассигнований своду расходов. Не имеет ли место наличие нераспределенных ассигнований.

Обоснованность предусмотренных ассигнований по сметам расходов учреждения соответствующими расчетами. Правильность планирования ассигнований на заработную плату. Правильность определения расходов на материальное обеспечение учащихся (выплату стипендий).

Соблюдение штатной дисциплины: соответствуют ли наличный состав работников и размеры должностных окладов утвержденному штатному расписанию.

Проверить казначейские документы. Тщательно проверить все взаиморасчеты со сторонними организациями.

Проверить правильность начисления и выплаты заработной платы, обратив внимание на оплату административно-обслуживающему персоналу.

Проверить сохранность основных средств. Полноту оприходования материальных ценностей, полученных от торгующих организаций, законность их списания. Не имеются ли случаи оплаты бестоварных счетов при приобретении инвентаря и оборудования. В необходимых случаях произвести встречные проверки в торгующих и других организациях. Нет ли случаев приобретения дорогостоящего и излишнего инвентаря.

Осуществляется ли раздельный учет инвентаря, находящего на складе и в эксплуатации. Закреплен ли инвентарь за материально-ответственными лицами. Произвести выборочную инвентаризацию отдельных групп инвентаря. При обнаружении недостач материальных ценностей провести полную инвентаризацию.

Правильно ли ведется учет основных средств и других материальных ценностей по каждому материально-ответственному лицу. Своевременно и правильно ли отражаются в учетных регистрах поступления основных средств и других материальных ценностей. Своевременно и правильно ли проводятся инвентаризации и отражаются в отчетах их результаты, проведены ли соответствующие переоценки материальных ценностей. Проверить правильность распределения основных средств по учетным группам и отражение их на счетах. Как отражаются в учете недостачи и хищения, выявленные при инвентаризациях. Соответствие остатков и оборотов в учетных регистрах записям в отчетах материально-ответственных лиц.

Законность продажи основных фондов различным организациям.

Проверить правильно ли учитывается работа автотранспорта и списывается горючее.

Проверка расходования средств на капитальный ремонт. Соответствуют ли оплаченные подрядчику счета по капитальному ремонту объему фактически выполненных работ. При производстве работ хозяйственным способом проверить полноту оприходования, сохранность и законность списания строительных материалов, израсходованных на ремонтные работы, соответствие списанных материалов объему выполненных работ и нормам расхода. Контрольный замер фактически выполненных работ производится с участием специалистов.

В материалах ревизии необходимо отразить состояние бухгалтерского учета, а также принятые меры по устранению нарушений, выявленных предыдущей ревизией.

Ревизия средств от предпринимательской деятельности

Платные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

При ревизии средств от предпринимательской деятельности ревизор должен установить: правильность образования и расходования внебюджетных средств; не допускается ли нарушение порядка образования внебюджетных средств, предусмотренного Положением о внебюджетных средствах; наличие утвержденных смет по внебюджетным средствам; правильность расходования внебюджетных средств.

При ревизии необходимо проверить полноту уплаты средств за обучение и поступления средств на соответствующий счет. Правильно ли производится оплата труда педагогическому и обслуживающему персоналу. Законность производимых выплат за аренду и коммунальные услуги, приобретение инвентаря и оборудования.

Ревизия прочих хозяйств

При ревизии производственных мастерских особое внимание следует обращать на проверку правильности приобретения сырья и материалов, а также их расходования и списания. Правильность утверждения норм расхода сырья и материалов и как они соблюдаются. В случае значительных отклонений расходов от утвержденных норм следует произвести контрольный запуск сырья и материалов в производство. Необходимо проверить, нет ли излишеств в оплате труда рабочих, а также случаев, когда труд воспитанников или учащихся школ, затраченный на изготовление изделий, включался в заработок рабочих. Проверить реализацию готовой продукции и поступление выручки.

При ревизии подсобного предприятия необходимо проверить соответствие его деятельности нуждам учреждения, при котором оно организовано, а также выполнение предприятием показателей производственно-финансового плана.

В подсобных предприятиях следует проверять выполнение плана реализации продукции для нужд обслуживаемого учреждения и на сторону, а также правильность применяемых цен на реализуемую продукцию.

По всем подсобным предприятиям следует проверить правильность составления отчетных калькуляций на изделия и услуги производственных (учебных) мастерских и продукцию земледелия: выполнение плана прибыли и причины, вызвавшие отклонения, а также правильность использования прибыли предприятия. Нет ли фактов перечисления бюджетных средств на покрытие расходов подсобных предприятий.

Генеральная прокуратура Российской Федерации
Главное организационно-инспекторское управление

Информационно-аналитическое управление

по проведению проверки деятельности информационных центров органов внутренних дел по формированию показателей состояния преступности

г. Москва

Данные методические рекомендации разработаны с целью повышения качества осуществления прокуратурами субъектов Российской Федерации надзора за соблюдением законности в деятельности отделов статистики информационных центров органов внутренних дел по формированию отдельных показателей о состоянии преступности.

Методические рекомендации подготовлены в целях оказания помощи прокурорским работникам, за которыми закреплены вопросы осуществления надзора за исполнением законодательства о едином учете преступлений, обеспечения достоверности сведений о состоянии преступности (количественных и качественных показателях преступности, раскрываемости, лицах, вовлеченных в процесс уголовного судопроизводства).

Права прокурорских работников по проверке работы ИЦ при МВД-УВД субъектов Российской Федерации определены в п. 58 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее-Положение).
В в е д е н и е

Деятельность информационных центров в системе МВД России нацелена на сбор и обобщение статистической и оперативно-розыскной информации, обеспечение полноты и достоверности формируемой статистической отчетности, которая используется при анализе состояния преступности (раскрываемости преступлений, лиц, вовлеченных в процесс уголовного судопроизводства).

В настоящее время информационные центры (далее – ИЦ) согласно п. 56 Положения осуществляют контроль:

за качеством составления учетных документов и своевременностью их представления;

за полнотой и достоверностью статистической информации (объективностью, правильностью заполнения и своевременностью выставления документов первичного учета (далее – ДПУ), соответствием ДПУ требованиям Положения, соответствием реквизитов статистических карточек их электронной версии);

за состоянием учетно-регистрационной дисциплины.
База данных «Уголовная статистика», находящаяся в ИЦ
В органах внутренних дел действует централизованная система сбора сведений о зарегистрированных преступлениях, лицах, их совершивших, движении уголовных дел и формировании автоматизированной базы данных «Уголовная статистика» (далее – БД «Статистика») .

БД «Статистика» состоит из 3 массивов:

«Текущий массив»;

«Нераскрытые преступления прошлых лет»;

Текущий массив включает два вида преступления: остававшиеся на 1 января текущего года и зарегистрированные в текущем году.

перенесены на текущий год;

истекли, а документы первичного учета о принятых процессуальных решениях не предоставлены;

дела приостановлены по п. 4 ч.1 ст.208 УПК РФ вне зависимости от года приостановления;

дела направлены в другие регионы без снятия с учета, по ним сроки расследования перенесены на текущий год либо сроки расследования истекли, а документы первичного учета о принятых процессуальных решениях не представлены.

В текущий массив восстанавливаются на учет преступления, уголовные дела по которым были прекращены по реабилитирующим основаниям в предыдущие отчетные периоды, а в текущем году отменено постановление о прекращении дела по преступлению (преступлениям), а также и другие преступления, восстановленные в учете в соответствии с Положением.

Массив нераскрытых преступлений прошлых лет содержит преступления, следствие по которым приостановлено по пп.1-3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (пп.1,3 ст.195 УПК РСФСР) до 1 января текущего года.

Согласно п. 2.11 Положения преступления исключаются из числа нераскрытых только после принятия решения о направлении уголовного дела в суд либо его прекращении.

Архив содержит информацию о преступлениях, уголовные дела по которым окончены производством ранее отчетного периода, т.е. направлены в суд, прекращены по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям, переданы по подследственности и территориальности со снятием с учета.

Подготовка и начало проведения проверки
На этапе подготовки к проверке необходимо:

изучить нормативные правовые акты, регламентирующие учетно-регистрационную дисциплину и вопросы формирования статистической отчетности в органах внутренних дел;

изучить методические материалы по проверке деятельности подразделения статистики информационного центра органов внутренних дел, в том числе совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/ 253/780/353/399 «О едином учете преступлений»; совместное указание Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России от 30.12.2010 № 452/85/4 «О внесении изменений в статистические карточки и в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов»; совместное указание Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3 «О введении перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» и др.;

проанализировать за проверяемый период все документы прокурорского реагирования по нарушениям законности при учете преступлений, направленные городскими, районными и специализированными прокурорами (далее – горрайспецпрокуроры).

горрайспецпрокурорами, аппаратом прокуратуры субъекта Российской Федерации в ИЦ, упущения в работе сотрудников ИЦ, вскрытые в ходе проверок как районным звеном, так и непосредственно аппаратом прокуратуры субъекта Российской Федерации, а также представленные материалы по их устранению;

довести их до сведения руководства ИЦ, для выяснения причины нарушений, почему они не были вскрыты при ведомственном контроле сотрудниками ИЦ, остались вне поле зрения руководства ИЦ;

разработать и утвердить у руководства прокуратуры план по проверке исполнения требований Положения и Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденных приказом руководителей правоохранительных органов № 39, в деятельности ИЦ, в котором предусмотреть вопросы, подлежащие изучению, а также указать период проверки.

По вопросам организационно-методической (управленческой) деятельности изучаются:
1. Положение об ИЦ: задачи и функции отдела статистики, а также отделения (группы) по контролю за полнотой и достоверностью статистической информации.

2. План работы ИЦ по вопросам учетной и статистической работы, справки об их выполнении, в ходе изучения которых могут быть выявлены недостатки при ведении первичного учета и формировании статистической отчетности.

3. Материалы заседаний коллегий и оперативных совещаний, в ходе изучения которых могут быть выявлены недостатки при регистрации
объектов учета, формировании статистической отчетности и ее достоверности.

4. Планы и программы проведения с работниками органов предварительного следствия и дознания занятий по служебной подготовке по изучению нормативных документов, регламентирующих правила заполнения статистических документов.

5. Справки (рапорта, докладные записки) сотрудников ИЦ по результатам выездов в городские и районные органы внутренних дел с проверками достоверности статданных о преступности и раскрываемости, исполнения учетно-регистрационными работниками территориальных ОВД, ФСКН, ФССП, МЧС, ФСБ, ФТС России Положения с целью оценки эффективности принятых ими мер для устранения нарушений закона при учете преступлений и установления факта доведения результатов проверок до горрайспецпрокуроров.

6. Организационно-методические документы ИЦ (методические указания за проверяемый период, обзоры ошибок, протоколы оперативных совещаний и т.п.) для оценки достаточности влияния ИЦ на состояние законности при учете преступлений на местах.

7. Материалы по взаимодействию (в целях оперативного устранения нарушений при учете и регистрации преступлений) сотрудников отдела статистики ИЦ с органами расследования СК Российской Федерации, следствия и дознания МВД России, следствия и дознания ФСКН России, ФСБ России, дознания ФССП России, МЧС России, ФТС России, начальниками отделов и управлений по надзору за процессуальной деятельностью соответствующих органов расследования прокуратуры субъекта Российской Федерации (например, по вопросам направления информаций о фактах несвоевременного поступления в ИЦ учетно-регистрационных документов, по корректировке статданных о преступности, нарушениям Положения, Инструкции о порядке заполнения и представления документов первичного учета и т.п.).

8. Должностные обязанности сотрудников отдела статистики ИЦ (согласно списку личного состава).
По вопросам ведения первичного учета и статистической отчетности проверяются:
1. Положение об отделе статистики.

2. Положение о работе отделения (группы) по контролю за полнотой и достоверностью статистической информации:

должностные инструкции сотрудников данного отделения (группы);

план работы отделения (группы), который может быть общим с отделом статистики;

график проведения проверок ОВД (полнота и качество его исполнения);

участие сотрудников отделения (группы) контроля в инспектировании ОВД, контрольных проверках, целевых выездах по представлениям прокуратуры (по жалобам граждан), оказание практической помощи и т.д;

общее количество выявленных нарушений: сколько снято с учета дополнительных преступлений по многоэпизодным уголовным делам; сколько - снято преступлений по форме 6;

обзоры и информационные письма по выявленным нарушениям и недостаткам в ходе проверок ОВД.

3. Полнота и качество ведения контрольных журналов учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел, в которых проверяется своевременность, полнота и последовательность заполнения всех граф сотрудниками ИЦ, а также их сверка с отраженными сведениями в реквизитах статкарточек о зарегистрированных преступлениях, совершенных:

в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, парках, скверах;

в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;

несовершеннолетними, женщинами;

с применением огнестрельного оружия.

4. Достоверность отражения сведений о преступлениях экономической, коррупционной направленности, преступлений, совершенных в сфере топливно-энергетического комплекса, с учетом данных городских и районных органов внутренних дел.

5. Соответствие порядка поступления статистических карточек по уголовным делам приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/ 253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (проверяется наличие реестров и книг передачи карточек от учетно-регистрационных подразделений территориальных ОВД, ФСКН в ИЦ, наличие карточек на бумажных носителях в ИЦ), в том числе:

5.1. Соответствие используемых в работе статистических карточек образцам, утвержденным совместным указанием правоохранительных органов;

5.2. Порядок учета поступивших первичных документов на магнитных носителях либо по электронным каналам связи и своевременность их представления на бумажном носителе (п. 17 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений);

5.3. Наличие фактов внесения в документы первичного учета дополнительных реквизитов применительно к специфике субъекта учета, без соответствующего письменного согласия прокурора субъекта;

5.4. Выполнение требований Инструкции об обязательном заполнении реквизитов ДПУ;

5.5. Соответствие документов первичного учета, контрольным журналам и электронным базам (возможные укрытия ДПУ от регистрации и ввода в базу данных);

5.6. Причины пропусков в Контрольных журналах ИЦ номеров уголовных дел (без указания фабулы и других данных). Последовательно ли происходит присвоение номеров уголовным делам (номера уголовных дел по субъектам учета ИЦ выдаются территориальным органам следствия и дознания). Причины различий в датах возбуждения уголовных дел (текущего, предшествующего и последующего номеров);

6. Своевременность представления в ИЦ статистических карточек формы 1, 1.1, 2, 3, 4, 5 и справок формы 6, а также неотражение в БД «Статистика» сведений, указанных в своевременно представленных карточках; качество заполнения учетных документов, имеется ли расшифровка подписей лиц, подписавших карточку, заверены ли подписью прокурора исправления в карточках формы 1 и 1.1, проставлена ли дата принятия сотрудником ИЦ учетного документа, есть ли в документе его подпись.

7. Достоверность отражения сведений о материальном ущербе в статкарточках, поступивших в ИЦ (проводится сверка сведений о материальном ущербе в статкарточках формы 4 и записей в контрольных журналах учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел с записями в Едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел в территориальных ОВД и книге учета сообщений о происшествиях (далее – КУСП), Книге учета уголовных дел районной прокуратуры).

Для проверки полноты учета в ИЦ материального ущерба, причиненного преступлением, и изъятых предметов преступной деятельности можно затребовать электронную базу преступлений, которыми предположительно причинен ущерб, либо могут быть изъяты предметы преступной деятельности, а соответствующий учетный документ по форме 4 в ИЦ не поступил (ст. 145-1, 146, 158-165, 167-168,175, 198,199, 199-1,199-2, 201, 204, 214, 228, 228-1, 229, 231, 234, 238, 222, 223, 226, 242-1, 260, 290, 291, 292, 293, 309, 330 УК РФ).

При этом следует иметь в виду, что карточка формы 4 представляется по оконченным и приостановленным расследованием уголовным делам (преступлениям).

При выявлении фактов отсутствия учетных документов (как правило, органами расследования не представляются учетные документы формы 4 по приостановленным расследованием уголовным делам) установить какие меры приняты руководством ИЦ для устранения данных нарушений, одновременно, поручить горрайспецпрокурорам в поднадзорных органах следствия и дознания, которыми допущены нарушения, проверить по уголовным делам, надзорным производствам наличие материального ущерба.

8. Непредставление в ИЦ статистических карточек о принятом решении по уголовным делам, сроки следствия или дознания по которым истекли. По контрольным журналам ИЦ установить преступления по уголовным делам, по которым истекли сроки расследования, а сведения о поступлении учетных документов о принятом решении отсутствуют. По электронной базе проверить поступила ли информация в ИЦ в электронном виде, при ее отсутствии установить, приняты ли меры об уведомлении руководителей субъектов учета о нарушениях учетно-статистической дисциплины. Одновременно поручить прокурорам районов, по делам которых допущены нарушения, проверить, приняты ли по ним процессуальные решения.

Можно истребовать электронную базу о преступлениях, находящихся на учете, с истекшими сроками расследования, по которым не поступили учетные документы о движении по делу либо принятом решении.

9. Основания и законность переноса регистрации карточек по форме 1.1 о приостановлении следствия по уголовному делу по пп.1-3 ч.1 ст.208 УПК РФ из одного отчетного периода в другой, их влияние на показатели раскрываемости.

10. Достоверность включения сведений о приостановлении предварительного следствия по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ в БД «Статистика» по поступившим в ИЦ карточкам по форме 1.1 (необходимо сверить поступившие карточки по форме 1.1 по приостановленным уголовным делам указанной категории с БД «Статистика»).

11. Своевременность выставления в ИЦ статкарточек по форме 3 по делам, возвращенным прокурором органам следствия и дознания для дополнительного расследования, а также направленным прокурором для дальнейшего расследования дел, возвращенных судом в порядке ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий для их рассмотрения.

12. Обоснованность постановки и снятия с централизованного учета в ИЦ так называемых дополнительно выявленных преступлений (по определенному району сверяются записи в контрольном журнале ИЦ с записями в Едином журнале учета преступлений ОВД, ФСКН России и копиями обвинительного заключения (акта) и приговора суда по надзорным производствам горрайспецпрокуратур).

13. Документы первичного учета о регистрации и раскрываемости преступлений по приоритетным составам общественно-опасных деяний (к примеру, ст. 158 ч.3, ст. 161 ч.2,3, ст. 162 ч.2,3, ст. 111 ч.4, ст. 105 ч.1,2, ст. 209, ст. 210 УК РФ), полнота и достоверность информации.

14. Наличие формы 4 по уголовным делам, возбужденным и законченным производством (направленным в суд) по ст. 228 и ст. 222 УК РФ (проверяется достоверность отражения в статкарточках форм 1 и 4 массы изъятого наркотического вещества, эти сведения выборочно сверяются с данными Единого журнала территориальных ОВД, ФСКН, надзорными производствами по уголовным делам). К примеру, сведения об изъятом героине отражаются в миллиграммах. В этих целях проверяется соответствие информации левого поля статкарточки формы 4 и проставленных кодов, при этом факты округления массы изъятого наркотического вещества в карточках не допускается.

15. Наличие формы 2 по уголовным делам, направленным в суд и прекращенным по нереабилитирующим основаниям.

16. Наличие формы 6 по уголовным делам, направленным в суд (подготовить списки за проверяемый период преступлений, совершенных в составе ОПГ, при проверке в ИЦ поднять статкарточки по форме 1.1 по всем перечисленным в списке преступлениям, сверить идентичность электронного и бумажного носителей по данному показателю, проверить все соединения, установить, сколько фактически уголовных дел по признаку ОПГ направлено в суд в данном периоде, в дальнейшем выяснить результаты их рассмотрения в суде, проверить поступление в ИЦ статкарточки по форме 6 по этим делам, в случае исключения судом из объема обвинения признака ОПГ проверить своевременность внесения изменений в документы первичного учета по ОПГ как на районном уровне, так и в ИЦ).

17. Наличие формы 6 по уголовным делам, направленным в суд, по которым в суде имело места переквалификация с особо тяжких преступлений на менее тяжкие, а также исключение судом из обвинения самостоятельных эпизодов (проверить поступление в ИЦ статкарточки по форме 6 по этим делам; в случае переквалификации действий обвиняемого и исключения судом из объема обвинения самостоятельных эпизодов преступления, проверить своевременность внесения корректировок в статданные ИЦ).

18. Своевременность выставления документов первичного учета по уголовным делам, направленным в суд.

19. Обоснованность передачи уголовных дел со снятием преступления с учета в другие органы следствия и дознания, в том числе другого субъекта Российской Федерации. Поступление талона-уведомления о принятии уголовного дела к производству и регистрации преступления по нему в ИЦ в том органе, куда оно было передано по подследственности.

20.Перенос преступлений, совершенных на территории одного района (по которым отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям) к органам следствия и дознания, обслуживающим территорию другого района.

21. Законность постановки на учет сведений о зарегистрированных и раскрытых преступлениях на основании постановлений органов дознания и следствия об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

22. Копии документов ИЦ по корректировке статистических данных о преступности, поступившие в прокуратуру субъекта от горрайспецпрокуроров для сведения, а также подготовленные сотрудниками прокуратуры субъекта Российской Федерации, в том числе и лично старшим помощником по оперативному учету и статистике. Проверяются в ИЦ указания горрайспецпрокуроров о внесении корректировки (насколько оперативно и полно), даны ли ответы в органы прокуратуры об их исполнении.

Составление справки о результатах проверки


По результатам проверки составляется справка о выявленных в деятельности ИЦ нарушениях законности и упущениях с конкретными предложениями по их устранению.

Копия справки для сведения направляется начальнику ИЦ, при наличии оснований можно провести с сотрудниками отдела статистики оперативное совещание, по выявленным нарушениям закона подготовить представление руководству органов внутренних дел либо принять иные меры прокурорского реагирования.

Приложение
Нормативные акты, л итература

1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

3. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 15.01.2008 № 4 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за регистрацией уголовных дел и учетом преступлений».

4. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 26.02.2009 № 34 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении».

5. Совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/ 253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

6. Совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России от 31.05.2006 № 27/395/208/229/502/189 «Об утверждении Инструкции по статистической отчетности о следственной работе и дознании».

7. Совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях».

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18.08.2009 № 264 «Об утверждении Инструкции по формированию ведомственной статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации».

9. Приказ от 04.05.2010 г. N 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях».

10.Указание Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России от 24.02.2010 № 66/85/1 «О внесении изменений в статистические карточки и в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов».

11. Указание Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России от 30.12.2010 № 452/85/4 «О внесении изменений в статистические карточки и в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов».

12. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

13. Вопросы квалификации и учета преступлений, регистрации уголовных дел: Научно-методическое пособие (в 3 ч.). Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008.

15. Методические рекомендациипо проведению в прокуратурах субъектов Российской Федерации проверки достоверности статистических данных Отчета о работе прокурора (форма П, разделы № 1-10), Отчета о следственной работе и дознании (форма № 1-Е) и отдельных показателей о состоянии преступности, разработанные Генеральной прокуратурой Российской Федерации. 2010.

16. Письмо заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гриня В.Я. от 08.06.2010 № 16-11-10.

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК

В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФССП РОССИИ

Настоящие Методические рекомендации разработаны для реализации задач Федеральной службы судебных приставов по профилактике правонарушений, в том числе коррупционной направленности, и недопущению их совершения гражданскими служащими ФССП России в последующем.

Действенным механизмом по профилактике указанных правонарушений является квалифицированное проведение служебных проверок.

Целью Методических рекомендаций является формулирование основных правил и процедур, требований и практических рекомендаций по организации и проведению служебных проверок, выполнение которых поможет должностным лицам ФССП России более профессионально и качественно организовывать проведение служебных проверок, повысит их эффективность и снизит количество служебных проверок, проведение которых является нецелесообразным.

1. Правовая основа

1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Инструкция об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденная приказом ФССП России от 20.09.2010 N (далее - Инструкция), Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

2. Инициирование служебной проверки

2.1. С целью определения целесообразности проведения служебной проверки в отношении гражданского служащего перед ее инициированием необходимо предварительно устанавливать следующее:

сроки, прошедшие с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, предусмотренные пунктами 4, 5 ст. 58 Федерального закона;

документальное подтверждение факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

наличие должностного регламента гражданского служащего и факт ознакомления с ним гражданского служащего;

наличие функций в должностном регламенте гражданского служащего, невыполнение (ненадлежащее выполнение) которых послужило поводом для принятия решения о проведении служебной проверки;

нахождение гражданского служащего на рабочем месте, поскольку могут истечь сроки, установленные п. 5 ст. 58 Федерального закона (например, отпуск по уходу за ребенком, болезнь и т.д.);

устранение нарушений, а также срок нахождения гражданского служащего в замещаемой должности.

По актам прокурорского реагирования в отношении должностных лиц Службы предлагаем инициировать служебные проверки только в случае наличия оснований для их проведения, а также с учетом изложенного выше.

Таким образом, полагаем нецелесообразным инициировать служебные проверки в отношении гражданских служащих в следующих случаях:

истекли сроки, установленные пунктами 4, 5 ст. 58 Федерального закона;

факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка документально не подтверждается;

отсутствует должностной регламент, функции, о которых упоминается выше;

гражданский служащий будет отсутствовать на рабочем месте по уважительной причине более 6 месяцев;

гражданский служащий находится в замещаемой должности менее 6 месяцев;

выявленные нарушения на момент инициирования служебной проверки устранены и не повлекли вреда (ущерба).

2.2. Другими эффективными направлениями профилактической работы, не связанными с проведением служебной проверки, могут являться:

заслушивание на совещаниях ответственных должностных лиц;

депремирование по итогам работы.

3. Проведение служебной проверки

3.1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

3.2. В состав комиссии по служебной проверке в обязательном порядке включаются представители подразделения государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа.

3.3. В данный состав не может быть включен гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

3.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Целью служебной проверки является не выявление дисциплинарного проступка, а установление тяжести совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, послуживший поводом для проведения служебной проверки.

Включать в материалы служебной проверки информацию, не относящуюся к данному дисциплинарному проступку, незаконно.

При этом факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка необходимо подтвердить документально, что требует суд при рассмотрении исков.

3.5. После ознакомления гражданского служащего с приказом о проведении служебной проверки у него запрашивается объяснение в письменной форме.

Данное объяснение у гражданского служащего запрашивается письменно, с приложением вопросов, на которые ему необходимо ответить в рамках проводимой служебной проверки.

Согласно ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

3.6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня ее назначения. Сроки проведения служебной проверки не приостанавливаются и не продлеваются.

4. Подготовка заключения по результатам служебной проверки

4.1. Результаты служебной проверки оформляются заключением, подготовку которого организует председатель комиссии.

4.2. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть содержит:

основания проведения служебной проверки;

состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств председателя и членов комиссии);

фамилию, имя и отчество, должность, стаж государственной службы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и время его службы в ФССП России, в том числе в замещаемой должности.

В описательной части указываются факты и обстоятельства дисциплинарного проступка.

Резолютивная часть содержит:

вывод о виновности (невиновности) гражданского служащего, в отношении которого проведена служебная проверка, либо информацию, подтверждающую (опровергающую) сведения, содержавшиеся в письменном заявлении гражданского служащего;

предложения о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания;

предложения о мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению проступка, рекомендации предупредительно-профилактического характера.

4.3. Обстоятельства (выводы, предложения), изложенные в заключении, должны соответствовать действительности, быть объективными и не противоречащими нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам Минюста России или ФССП России.

4.4. В соответствии с требованиями п. 2 ч. 9 ст. 59 Федерального закона в письменном заключении по результатам служебной проверки указывается предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении дисциплинарного взыскания. Вид дисциплинарного взыскания, указанный в ст. 58 Федерального закона, избирается лично представителем нанимателя по результатам изучения материалов служебной проверки.

5. Порядок применения дисциплинарного взыскания

5.1. До применения дисциплинарного взыскания у гражданского служащего запрашивается объяснение в письменной форме.

5.2. Согласно ст. 58 Федерального закона копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Управление противодействия коррупции,

обеспечения работы с кадрами

и вопросов безопасности

В своей работе сотрудники прокуратуры обращаются к различным методическим сборникам, где собран довольно большой практический опыт по организации надзорной деятельности органов прокуратуры. Наиболее распространенным изданием является выпуск издательства НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ. Это Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 2. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, 1999. С. 110.. Он имеет несколько частей - по отраслям надзорной деятельности. Нам будет наиболее интересна вторая часть этого издания, так как здесь упоминается надзор за органами законодательной и исполнительной власти.

Любая проверка независимо от степени ее сложности должна проводиться на основе четкого плана, в котором выделяются вопросы, подлежащие выяснению, исполнители, сроки исполнения.

Правильному выбору подлежащих проверке вопросов способствует знание возможных нарушений законов теми или иными органами власти. Одну их часть можно определить путем анализа законодательства, другую - большую и наиболее необходимую - на основе изучения практики прокурорского надзора Вопросы прокурорского надзора. Сборник научных трудов. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1972. С 181..

Основной объем информации общего характера сотрудники прокуратуры получают на основе анализа данных о структуре проверяемого органа, функциональном назначении интересующих прокурора структурных подразделений, деловой документации, в которой отражается их работа. Эти сведения можно почерпнуть из справочников, отчетных документов, устава и положений об отделах (управлениях), должностных инструкций, устанавливающих должностные обязанности различных категорий служащих.

Данные о соблюдении законов, определяющих порядок несения службы, и статус служащих содержатся в материалах коллегий министерств и ведомств, заседаний и совещаний, отчетах о работе органа власти. Полезными в этом плане могут быть материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел. Разноплановую информацию о нарушениях законодательства получают также из средств массовой информации, жалоб и обращений граждан и должностных лиц.

Для обеспечения результативности проверок и ревизий прокурору надлежит: четко сформулировать задачи; в требовании, направляемом руководителю, указать период, который должна охватить проверка или ревизия, а в тех случаях, где это возможно, круг проверяемых лиц; обозначить также реальный срок, по истечении которого ожидается получение акта ревизии или проверки. При этом необходимо контролировать исполнение требования прокурора.

Наиболее распространенной формой реагирования на выявленные нарушения законодательства является протест Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Норма 1996. С. 224.. Это связано с тем, что деятельность служащих в большей части оформляется правовыми актами. Протест приносится на противоречащий закону правовой акт по следующим критериям:

издание правового акта во исполнение недействующего закона, неправильный выбор закона;

несоответствие правовых актов предписаниям зафиксированных в законе норм;

искажение смысла правовых актов;

выход за пределы полномочий, предоставленных органу, издавшему правовой акт, несоблюдение формы и процедуры издания правового акта.

Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему противоречащий закону правовой акт. Это делается в тех случаях, когда прокурор вправе рассчитывать на деловое и объективное рассмотрение своего документа. При отсутствии такой уверенности следует обратиться с заявлением в суд.

Заявление в суд может быть направлено и после отклонения протеста прокурора, однако такой вариант не совсем желателен. Адресат прокурорского реагирования должен определяться точно, на основе всесторонней оценки ситуации во избежание промедления с решением вопроса об отмене незаконного акта Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 2. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, 1999. С. 123..

Правовой акт может быть опротестован в целом либо в части, противоречащей закону.

Представление прокурора направлено на устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Оно вносится в орган или должностному лицу, полномочным устранить выявленные нарушения. Следует иметь в виду, что принимаемые по представлениям меры нередко носят формальный характер. Поэтому от прокурора требуется обеспечение жесткого контроля за результативностью действий органов и должностных лиц по устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело в случае, если будут установлены данные, указывающие на наличие признаков состава должностного преступления в действиях конкретных лиц. Возбуждение уголовного дела оформляется постановлением прокурора. Возбужденное уголовное дело направляется органу расследования преступлений для производства предварительного следствия.

Основанием для возбуждения производства об административном правонарушении является установление в ходе проверки признаков административного проступка. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится при наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении, наступление вредных последствий, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном проступке.

Привлечение по инициативе прокурора государственных и муниципальных служащих к административной ответственности является эффективной формой укрепления законности в сфере государственного управления и местного самоуправления, однако возможности данного средства прокурорского реагирования пока используются не в полной мере.

Меры прокурорского реагирования должны быть нацелены па усиление борьбы с коррупцией, своевременное пресечение корыстных и иных злоупотреблений служебным положением государственными и муниципальными служащими Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 2. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, 1999. С. 124..