Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что явилось причинами финансового кризиса 1998. Влияние кризиса на население и развитие экономики страны

17 августа 1998 года из-за тяжёлой экономической ситуации, сформировавшейся в РФ после распада СССР, российские власти объявили технический дефолт. Тогда в течение всего нескольких месяцев курс рубля к доллару обвалился в три раза, из-за чего рублёвые накопления соотечественников обесценились, а инфляция взлетела до небывалых высот. Россияне до сих пор с ужасом вспоминают это страшное время, называя его «чёрным августом».

Пирамида ГКО

После распада Советского союза правительство РФ столкнулось с острой нехваткой денег. Чего только стоили одни внешние долги СССР в размере 96,6 млрд долларов, выплаты по которым легли на плечи России как правопреемника страны Советов.

Ситуацию с финансовыми трудностями усугубляла политическая борьба, происходящая между назначенным Борисом Ельциным правительством, придерживающимся либеральных ценностей, и Госдумой, которая на тот момент контролировалась Коммунистической партией. Дисбаланс в отношениях ГД и кабинета министров плавно отразился в росте госдолга РФ. Дело в том, что парламентарии принимали несбалансированные бюджеты, тем самым увеличивая расходную часть госказны, а правительство искало способы закрыть бюджетные дыры, наращивая госдолг путём выпуска государственных казначейских обязательств (ГКО). Процесс массового выпуска ГКО начался после переизбрания Ельцина президентом. Если в 1995 году объём выпуска ГКО оценивался в 160 млрд долларов, то в 1997 году показатель вырос до 502 млрд рублей. Покупателям государственных казначейских обязательств предлагались высокие процентные ставки, поэтому спрос на ГКО был внушительным. Проще говоря, за каждый одолженный рубль через год государство возвращало 5- 7 рублей из бюджетных денег. Неудивительно, что впоследствии эта система фактически превратилась в пирамиду — старые обязательства РФ могла покрыть только за счёт новых выпусков.

Первый вице-премьер РФ Борис Ефимович Немцов и Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. 1998 год. Фото: РИА Новости

В девяностые Банк России ввёл т. н. «валютный коридор», с помощью которого регулятор планировал поддерживать курс национальной валюты в нужных пределах, чтобы гарантировать доходность по ГКО в долларовом эквиваленте. Вместе с тем правительство разрешило иностранцам вкладываться в казначейские облигации. Нерезиденты с радостью получали солидную прибыль и вывозили её из страны, платя при этом скромный 15-процентный налог.

Совсем скоро экономисты забили тревогу, подсчитав, что выплаты по ГКО в два раза выше всех доходов государства. Стало очевидно, что пузырь скоро лопнет. На момент дефолта резервы ЦБ РФ составляли всего 24 млрд долларов, в то время как обязательства России на рынке ГКО/ОФЗ и фондовом рынке превышали 36 млрд долларов, свидетельствуют данные Банка России.

«Для специалистов было очевидно, что дефолт произойдёт, по крайней мере, с 1996 года, со времени подготовки к выборам Ельцина. Дело в том, что правительство и Ельцин должны были дать много разных обещаний, часть из которых приходилось исполнять, а на это требовались деньги, и деньги эти добывались варварским способом. Так называемые ГКО продавались очень широко. В какой-то момент правительство платило по ГКО больше трёхсот процентов годовых, а это при условии, что из популистских соображений оно не хотело, чтобы доллар слишком быстро рос, а рубль слишком быстро проваливался», — вспоминает финансовый обмудсмен Павел Медведев , который в 90-е годы работал в Центробанке России.

Первый вице-премьер правительства РФ Юрий Маслюков (слева) и глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон во время встречи в Москве. Фото: РИА Новости

Помимо внутренних проблем, были и внешние факторы, определившие наступление кризиса в России. Тогда российская экономика ещё сильнее, чем сейчас, зависела от экспорта энергоресурсов. Обвал мировых цен на сырьё также стал одной из причин дефолта 1998 года. Также немаловажную роль сыграл азиатский финансовый кризис, разразившийся в регионе в 1997 году. В конце 1997 года произошёл обвал фондового рынка и рост ставок по кредитам и гособязательствам. Всё это привело к оттоку капитала и усилению давления на рубль. Чтобы придать российским гособязательствам больше привлекательности в глазах инвесторов, власти РФ постоянно увеличивали ставки по ним.

Одновременно с этим российское правительство предпринимало попытки получить финансовую помощь у международных кредиторов — Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). Но средств МВФ и ВБ было заведомо недостаточно для покрытия всех образовавшихся проблем. В августе 1998 года у Москвы закончились ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и поддержки рубля.

Последствия дефолта

17 августа премьер-министр Сергей Кириенко объявил о введении «комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики». Проще говоря, глава правительства анонсировал дефолт и девальвацию национальной валюты.

Власти временно приостановили выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, залоговым операциям и сделкам на срочном рынке. Вместе с этим была заблокирована купля-продажа ГКО.

Отсутствие средств, необходимых для поддержки рубля, вынудило Банк России перейти на плавающий курс национальной валюты в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Следствием этого решения стало обесценивание рубля в полтора раза.

Одновременно с этим банки перестали выдавать депозиты населению. Перед закрытыми дверями финансовых организаций образовались очереди встревоженных вкладчиков, на что Банк России выпустил следующее заявление: « Проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы — в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, несравнимые с объёмом форвардных обязательств».

Общие потери российской экономики от «чёрного августа» составили 96 млрд долларов, посчитали в 1998 году в Московском банковском союзе. Коммерческие банки потеряли 45 млрд долларов, корпоративный сектор — 33 млрд долларов, а обычные граждане — 19 млрд долларов.

Сергей Кириенко, 1998 год. Фото: РИА Новости

Рост национальной экономики в 1998 году сократился в три раза — до 150 млрд долларов, сборы налогов обвалились до рекордных уровней. Дефолт вынудил отозвать лицензии у ряда финансовых организаций, в том числе Инкомбанка, на тот момент входившего в топ-5 банков России.

Вместе с тем внешний госдолг РФ вырос до 220 млрд долларов, 165 млрд из которых составили долги государства, 30 млрд — банков, 25 млрд — компаний. В три раза ускорилась инфляция.

Дефолт как стимул

Понятно, что дефолт был одним из самых сокрушительных шоков в истории России. В связи с тем, что в течение двух месяцев курс рубля втрое обвалился по отношению к доллару, внутренние товары обесценились и стали относительно дешевле импортных.

Всей стране пришлось затянуть пояса, и количество импорта на отечественных прилавках резко сократилось. У населения возникла потребность во внутренних товарах, поскольку своё можно было продать, а иностранного, конкурирующего, почти не было.

«Из-за бедлама начала 1990-х огромное количество промышленных мощностей не было занято, после дефолта появилась возможность у стоявшего без дела станка сделать что-нибудь такое, что можно продать, люди воспользовались этим — и стали делать. Правительство возглавил Примаков , это была очень удачная фигура для того периода — спокойный, уравновешенный, не паникующий человек. Он позволял себе не вмешиваться там, где без него шло дело. Когда правительство не мешает там, где оно должно стоять в стороне, это замечательно. Примаков был таким премьером, который терпеливо мог не мешать», — рассказывает Медведев.

Введение

В конце 90-х годов отмечались значительные сбои в функционировании мирового хозяйства: в 1998 году произошло двукратное падение темпа общемирового прироста валового продукта и международной торговли.

Российская Федерация - страна с так называемым «зарождающимся» рынком, что, в принципе, и послужило причиной ее высокой уязвимости в ходе мирового кризиса. Исследование причин и последствий кризиса 1998 года является актуальным для сложившейся в России обстановки ввиду зависимости социально-политических явлений от курса экономических реформ и преобразований.

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Причины кризиса

17 августа 1998 года Правительство России объявило дефолт по внешнему долгу, что стало началом масштабного финансового и экономического кризиса в России. Однако что послужило причиной финансового кризиса 1998 года? Напомним, что кризису 1998 года в России предшествовал обвал на Азиатских биржах и последовавший за ним экономический кризис. Непосредственными причинами кризиса считается большой внешний долг, падение цен на нефть и другие сырьевые товары, пирамида ГКО (Государственных Краткосрочных Обязательств), которая давала доходность по инвестициям 40%. Совокупность внешних и внутренних факторов привела к тому, что государство не могло расплатиться со своими долгами, и вынуждено было объявить дефолт.

Возможные выходы из кризиса

Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса:

· напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции

· объявить дефолт по внешнему долгу

· объявить дефолт по внутреннему долгу

Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали считался недопустимым. Невыплаты по внешнему долгу также представлялись неприемлемыми для властей России

Хронология кризиса

При анализе причин нынешнего кризиса важно понять, что он явился результатом не чьей-то злой воли или некомпетентности, а стечения обстоятельств, многие из которых складывались против нас. В России реформы неизбежно должны были идти трудно и сопровождаться усилением социального недовольства. Ниже приведена логическая цепь событий, приведших к кризису:

1. "Черный вторник" в октябре 1994 г. и решение отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Необходимо было после этого резкого поворота в бюджетной политике обеспечить улучшение сбора налогов, сокращение государственных расходов и дефицита бюджета и уже для сокращенного дефицита - переход на его финансирование за счет так называемых неинфляционных источников, т.е. внешних и внутренних займов.

2. Раскручивание рынка ГКО плюс широкое использование КО (казначейских обязательств). Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на конец 1995 г. и 1996г. Две трети налоговых поступлений в бюджет в апреле 1996г.- было представлено этими бумажками. Опасность "пирамиды" ГКО к августу 1996 г. стала очевидной. Все это были попытки увернуться от жестких требований стабилизации. Правительство медлило с решительными действиями, Дума же прямо противодействовала.

Налоги стали собираться хуже. Попытка дать Госналогслужбе повышенное задание на 1997 год (до 15% ВВП) - явная ошибка. Не было понимания важности организационно-технической работы в этом ведомстве. Не было и реалистичной оценки возможностей улучшения сбора налогов. ГКО оказались самым простым выходом в данный момент. О последствиях в целом стали задумываться только осенью 1996 г. Погашение инфляции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государственного долга привело к отсроченной инфляции. То, что произошло в августе 1998 г. первый ее взрыв.

3. Начало 1997 г. - либерализация рынка ГКО, расширение до пуска на него нерезидентов. "Горячие деньги" устремляются в Россию. К середине лета доля нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в результате доходность последних упала до 18-20% годовых, снизились процентные ставки. Экономика "задышала".

4. Март 1997 г. - обновление состава правительства РФ, приход в него А. Чубайса и Б. Немцова, что позволило говорить о правительстве "молодых реформаторов". Один из первых шагов – «урезание» на 30% только что с трудом утвержденного бюджета. Шаг, вызванный ощущением опасности грядущего кризиса, встреченный в штыки практически всеми. Принятые "молодыми реформаторами" меры могли дать плоды, если бы они быстро добились существенных успехов и получили поддержку не только президента РФ, но и общества. Увы, {краткосрочный успех в сокращении задолженности по зарплате и пенсиям, достигнутый как условие дальнейшей поддержки президента РФ, только затянул долговую "петлю", заставив отложить решение главных задач по предотвращению кризиса.

5. Июль 1997 г. - аукцион по "Связьинвесту" и начало информационной "войны" олигархов против А Чубайса и Б. Немцова. Главный итог - потеря доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности служить обществу.

6. Осень 1997 г. Полный отказ левой Думы от сотрудничества с ""Правительством "молодых реформаторов", в том числе с учетом итогов информационной "войны".

7. Ноябрь 1997 г. До России докатываются первые отзвуки "азиатского" кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов. Задержка транша - еще один толчок к потере доверия правительству. Начала расти доходность ГКО - до 40%. ЦБР ради стабильности курса рубля отказывается поддерживать рынок ГКО. Процентные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Ясно, что наметившийся прорыв к экономическому росту не состоится. Напротив, проблема государственного долга, ранее ослабленная притоком зарубежных "горячих денег", теперь из-за этого же будет обостряться.

Роль "азиатского", а в действительности, как это стало ясно сегодня, мирового финансового кризиса, его влияние на Россию нельзя недооценивать.

Если бы мы не впустили нерезидентов на рынок ГКО, то влияние мирового кризиса на нашу экономику было бы намного меньше.

И, тем не менее, наш кризис можно понять лишь как часть мирового финансового кризиса. Весна 1997 г. - крах банковской системы в. Чехии, осень 1997 г. - в Малайзии и Таиланде, начало 1998 г. - удары кризиса настигают Южную Корею, Японию и Индонезию, летом - Россию, в начале 1999 г. - Бразилию. Во всех этих странах картина кризиса одинаковая:

· . резкое обесценение национальной валюты;

· . банковский кризис

· . падение капитализации фондового рынка

· . спад производства.

Характерно, что удары кризиса обрушились на развивающиеся страны, структура экономики которых страдает существенными ограничениями свободы конкуренции в пользу привилегированных агентов на основе связи власти с крупным капиталом, где велико вмешательство государства в экономику в интересах определенных групп. Итог - резкое сокращение потоков капиталов на эти рынки, кризис доверия. По оценкам экспертов МВФ, чистый приток капитала на развивающиеся рынки, включая страны с переходной экономикой, снизился с 215 млрд. долл. в 1996 г. до 123,5 млрд. в 1997 г. и до 56,7 млрд. долл. В 1998 г. Произошло общее снижение уровня доверия к развивающимся рынкам, в том числе российскому. Процентные ставки пошли вверх.

8. Март 1998 г. Отставка В. Черномырдина, которая, казалось, была осуществлена в интересах реформаторов. Но первый ее результат - шанс для левого парламента усилить давление на исполнительную власть. И С. Кириенко вынужден был пойти на уступки. Тогда уже стало предрешенным вхождение коммунистов в ""правительство, чтобы добиться сотрудничества с Думой.

Политическая стабильность была подорвана.

9. 12 мая 1998 г. Начинается обвал на финансовых рынках. По мнению специалистов, помимо правительственного кризиса ему способствовали заявления председателя Счетной палаты о целесообразности одностороннего прекращения платежей по долгам, постановление Думы об уменьшении доли иностранных инвесторов капитале РАО "ЕЭС", а также банкротство "Токобанка", в котором значительная доля принадлежала иностранным инвесторам. Последние заняли жесткую позицию в отношении долгов российских банков и ускорили вывод капиталов. Стремительно растет доходность ГКО, достигая 70-80%, потом 100% и более. Правительство предпринимает меры для спасения положения, восстановления доверия со стороны инвесторов. Готовится и публикуется антикризисная программа, начинаются переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Одновременно каждую среду на очередных аукционах ГКО Минфин РФ вынужден отказываться от размещения новых облигаций из-за их высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств погашать часть их из бюджета. Берется долг на еврорынке под все более высокий процент, разменивая внутренний долг на внешний. В итоге внешний долг самой России (без СССР) за короткий срок увеличивается вдвое.

Технический дефолт по государственным долговым обязательствам (отказ от их выполнения) был объявлен 17 августа 1998 года одновременно с девальвацией рубля. Выплаты десятков миллиардов рублей по долговым обязательствам были заморожены, а национальная валюта за считаные недели ослабела в несколько раз.

Кто виноват

Дискутируется вопрос о неизбежности кризиса 1998 года и объявления дефолта, до сих пор ведется поиск виновных. Один из мифов заключается в том, что «либералы» в правительстве (определение используется как ругательство) занимались только тем, что разворовывали бюджет. Позиция этих зловредных «либералов»: «государство должно служить глобальному бизнесу, а не народу», заявил 15 августа на пресс-конференции глава Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Другой миф — кризис в том виде, который мы наблюдали, был предопределен, и избежать его было нельзя. «Кризис был неизбежен», — заявил 16 августа на пресс-конференции в РИА «Новости» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Поэтому нет кого-то одного виноватого. «Мы были вторыми в очереди после Азии», — считает Ясин. «Не совсем так», — возразил ему Яков Уринсон, бывший в 98-м министром экономики. Это было бы справедливым, если бы кризис был системным. Но он таковым не был, о чем свидетельствует быстрое восстановление экономики и финансов после дефолта и обвала рубля. Кризис вызвали противоречия, связанные с властью, системой управления, считает Уринсон, и он не был неизбежен «при нормальной работе» и принятии предлагавшихся правительством реформ.

Предпосылки кризиса

Финансово-экономическая ситуация в 1998 году оставалась сложной. Трансформационный спад в экономике после распада СССР и перехода к рынку продолжался вплоть до 1996 года, достигнув 40%. Рост ВВП на жалкие 1,7% наметился лишь в 1997 году, отметил 14 августа на пресс-конференции в РИА «Новости» председатель Наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин, бывший на тот момент председателем Банка России.

Запустить экономический рост не удавалось, сбережения не трансформировались в инвестиции, капитал уходил из России. «Все пытались «трясти» бюджет, считали его бездонной бочкой», — вспоминает Дубинин.

В 1994 году было принято решение о запрете эмиссионного финансирования бюджета, и колоссальными трудами в 1995 году бюджет был почти сбалансирован, вспоминает проректор по инновационному развитию Финансового университета при правительстве России Сергей Сильвестров, бывший тогда экономическим советником председателя Совета Федерации, а после участвовавший в работе комиссии по расследованию причин дефолта. Если в 1992 году дефицит бюджета составил 24,7%, то в I полугодии 1998 года он снизился до 6,2%, отмечает Дубинин. Но контролировавшаяся левыми Дума блокировала меры экономии, вносимые правительством, отметил Уринсон, поэтому полной бездефицитности добиться не удалось. К тому же выборы президентом Ельцина в 1996 году вызвали новые траты бюджета, отметил Ясин.

Хронический дефицит бюджета приводил к тому, что Россия наращивала заимствования на внешнем и внутреннем рынках. Внутренний долг достиг 18,7% ВВП, внешний — 7,6% ВВП, внешний долг Советского Союза, правопреемницей которого была Россия, — 15,2% ВВП, отметил Дубинин.

По данным Банка России, к 1998 году обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО-ОФЗ (государственным краткосрочным обязательствам и облигациям федерального займа) и фондовом рынке превысили $36 млрд, общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приближалась к $10 млрд в год. При этом резервы Центробанка составляли $24 млрд. Банковская система России была слабой, в конце 1997 года совокупные активы отечественных кредитно-сберегательных учреждений составляли около $20 млрд, отмечает Сильвестров. Кроме того, банки постоянно испытывали дефицит денежных средств.

При этом власти придерживались жесткой монетарной политики, боролись с инфляцией, и здесь были достигнуты успехи: если в 1992 году прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) составил 2509%, то в 1997 году — 11,2%.

Для этого поддерживался завышенный курс рубля. Только за 1992-1995 годы реальный курс рубля (то есть с учетом инфляции) вырос в 20 раз. И в последующем был зафиксирован в «валютном коридоре» на этом уровне. Это означает, что импорт стал в 20 раз дешевле, а экспорт — менее прибыльным. Это было одной из главных причин угнетения российского производства.

В год перед дефолтом ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура. Стали снижаться цены на нефть. В 1997 году нефть стоила $25-28 за баррель, а 18 августа 98-го — уже всего $7,8, отметил Сильвестров. Летом 1997 года платежный баланс России стал отрицательным, отмечает Дубинин.

В конце 1997 года разразился азиатский финансовый кризис. Он сопровождался выводом капиталов с рынков развивающихся стран глобальными инвесторами, поэтому резко возросла оценка рисков российских ценных бумаг. Стоимость обслуживания займов стала возрастать. Уже к 1 декабря ставки по ГКО-ОФЗ выросли до 40% с 20%. Ко II кварталу 1998 года этот показатель дошел до 50% и продолжал расти. Правительству приходилось делать новые займы для погашения старых, то есть на рынке ГКО образовалась классическая финансовая пирамида. «Основная часть дохода бюджета тратилась на поддержание этой пирамиды», — отметил Сильвестров.

В августе 1998 года правительство приняло решение о резком — с $6 млрд до $14 млрд — увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение стало свидетельством невозможности финансирования бюджета из внутренних источников.

11 августа обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Банки стали активно скупать валюту. 13 августа рейтинговые агентства Moody"s и S&P понизили долгосрочный кредитный рейтинг РФ. Тогда же в газете Financial Times вышла статья финансиста Джорджа Сороса, в которой тот заявил о неизбежности краха «пирамиды ГКО». По словам Дубинина, прочитав эту публикацию, он тут же купил билет на самолет из Италии, где находился в отпуске, в Москву. Начался массовый сброс ГКО-ОФЗ, вкладчики стали снимать деньги и менять рубли на наличные доллары. Атака на долговой рынок и национальную валюту вызвала горькое решение о дефолте.

Были ли иные варианты

Предложения о девальвации выносились еще в 1996 и 1997 годах, вспоминает Сильвестров.

«Отпустить» рубль можно было в конце 1997 года, отмечает Дубинин. Но этого не делали, поскольку необходимо было сначала увеличить поступление налогов и снизить дефицит госбюджета. К тому же опасались банкротства банковской системы: банки в России покупали ГКО для иностранных клиентов на условиях опциона, и при резком росте курса доллара они не смогли бы выполнять свои обязательства, указывает Дубинин.

Спасти ситуацию могло бы и экстренное финансирование (МВФ), добавляет он. Первый транш от МВФ в размере $4,8 млрд был получен накануне дефолта, но этого оказалось мало. По словам Уринсона, речь суммарно шла о $30 млрд.

Если бы России дали тогда сколько, сколько сейчас тратят на спасение Греции, никакого дефолта не состоялось бы, предполагает Дубинин.

В 1998 году еще был выбор: или дефолт, или мгновенная девальвация, отмечает Уринсон. Планировалось обвалить рубль на 10-15%, но были опасения, что этим дело не закончится и падение составит 30-40%.

Уроки и итоги

Основной итог: все опасения, испытываемые финансовыми властями, сбылись, причем в гораздо большей степени и одновременно. В результате было надолго подорвано доверие иностранных инвесторов и населения к национальной валюте и банковской системе, сменились правительство и глава Центробанка. Рубль упал резко: если 15 августа 1998 года официальный курс рубля к доллару США составлял 6,29 рубля за доллар, то 1 сентября 1998 года — 9,33 рубля, 1 октября — 15,91 рубля, 1 января 1999 года — 20,65 рубля.

Это привело к всплеску инфляции, банкротству многих предприятий малого и среднего бизнеса и ряда банков, включая крупнейшие, потере вкладов граждан, снижению жизненного уровня широких слоев населения. За дефолт заплатило население, признает Уринсон.

Вместе с тем переход к рыночному способу курсообразования оказался благотворным для экономики. Поскольку в России было большое количество недоиспользованных производственных мощностей,

девальвация классически дала импульс к развитию для бизнеса, работающего на экспорт или конкурирующего с импортом. Падение курса рубля в 4,5 раза привело к равновесию платежного баланса, добавляет Ясин. «Решение состояло в том, чтобы отойти в сторону и дать рынку работать», — вспоминает он.

После кризиса немедленно началось оздоровление, рост ВВП, невиданный с 1990 года, отмечает Ясин. Этому способствовали и средства, выделенные промышленности правительством Примакова из кредита МВФ, и рост экспортных цен в дальнейшем, добавляет Уринсон. Рост производства вызвал повышение доходов населения, и всего за год после кризиса был восстановлен докризисный уровень жизни.

Курс рубля стал плавающим. Возросла бюджетная дисциплина. «Были заложены основы дальнейшего экономического роста», — убежден Дубинин. По его мнению, кризис показал, что кредитно-денежная стабилизация должна быть реализована одновременно с бюджетной стабилизацией, банковская система должна быть хорошо регулируема, а оптимальная валютная политика — плавающий курс, определяемый ежедневно на рыночной основе. И нынешний кризис доказал, что уроки дефолта 1998 года выучены, подытожил Дубинин. К кризису 2008 года у России уже был и опыт, и инструменты для противодействия, отмечает Сильвестров.

Но возможности, открытые девальвацией, исчерпались в 2003 году, когда власти «решили некоторые вопросы» с бизнесом, а цены на нефть выросли и правительство могло не считаться с рынком, заключает Ясин.

Кризис 1998, охвативший многие государства мира, не обошел стороной и Российскую Федерацию. Для российской экономики девяностые стали одними из самых тяжелых времен. Власть в этот период была просто не в состоянии гасить весь объем внутренних займов. Обесценивание рубля по отношению к другим валютам, ликвидация банковских учреждений, волна массового закрытия предприятий - все это повергло в ужас население России. Финансовый кризис 1998 года закончился относительно быстро. Но тогда никто и подумать не мог, что финансовая проблема в перспективе повернется совершенно в другую сторону.

Истоки проблем

Такие события, как кризис 1998 года в России, не случаются мгновенно. Стремительному ухудшению финансовой ситуации предшествовало огромное количество процессов. Проблемы накапливались в течение длительного периода времени, так что пик пришелся как раз на конец девяностых.

Деструктивные явления экономики зародились еще во времена Советского Союза. В семидесятых годах избранный путь по борьбе с инфляцией заключался в искусственно созданном дефиците денежной массы. Это давало положительный эффект в виде снижения показателя инфляции. Но в то же время негативные последствия просто перекрывали полученные достижения.

Такая политика привела к резкому недостатку денежной массы в обороте. К моменту начала активной стадии кризиса отношение среднегодового значения агрегата денежной массы к внутреннему валовому продукту едва достигало отметки в десять процентов. Оптимальным же это соотношение является тогда, когда величина равна семидесяти пяти процентам. В сложившейся ситуации объем внутренней задолженности неуклонно рос.

Правительством были предложены следующие антикризисные меры:

  • повышение налоговых ставок;
  • подъем квартирной платы;
  • повышение размера тарифов на коммунальные услуги.

Но ожидаемых результатов действия не принесли, так как росло и то количество населения, которое было не в состоянии платить по счетам. Возросло количество незаконных финансовых процедур и операций, по которым работала большая часть частных предпринимателей. Появление теневых схем способствовало организации фирм по обналичиваю денег, полученных недобросовестным путем. Меры, введенные государством, не были действенны, так как огромные суммы «уходили в тень». Но и высокие чины также не пренебрегали подобными махинациями.

Во многом кризис в России 1998 обусловлен еще одним историческим явлением - образованием ряда независимых государств из числа республик СССР. Именно на плечи Российской Федерации, как преемницы СССР, легла выплата всех задолженностей бывшей великой державы. То есть то, что все республики обязаны были отдать другим государствам, перешло к РФ. Выплаты по кредитам неуклонно росли, и накапливались просто космические суммы.

Стимулирование местной валюты происходило искусственным образом. Это видно по тому, что цены на отечественную и зарубежную продукцию были несоизмеримы. Стоимость заграничных товаров была настолько низкой, что даже мощные российские предприятия оказались неконкурентоспособными. Это тормозило развитие отраслей народного хозяйства, ведь большая часть потребностей закрывалась за счет ввозимой продукции.

Инфляционные процессы

Кризис 1998 года в России ознаменовался значительным повышением общего уровня цен на товары и услуги. За пять лет показатели инфляции возросли в десятки раз, что свидетельствует о значительном ускорении в этот период кризисных процессов. Правительство не уделяло никакого внимания инфляции и не имело над ней никакой силы.

Кроме того, любое развитое государство отличается достойной работой наукоемких предприятий, чего нельзя сказать про Российскую Федерацию в 1998. Финансовый кризис (Россия) давал надежду на выживание только сырьевой промышленности.

После распада Советского Союза ожидался приток иностранных инвесторов, но этого не произошло. Заграничные бизнесмены, анализируя неблагоприятное положение в стране, отказывались вкладывать значительные финансовые средства в заведомо убыточное дело. Отечественные предприятия были заморожены. Проекты, которые все же предполагалось реализовывать совместными усилиями, имели черную бухгалтерию и не сыграли никакой роли в стабилизации экономики.

Усугубляющие факторы

Причины кризиса 1998 достаточно обширны. Но существует ряд особых факторов, которые отличают развитие именно этого экономического дисбаланса от других кризисов. В первую очередь финансовая нестабильность объяснялась переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой. У правительства не было другого выбора, кроме как предпринимать такие меры, которые снижали качество жизни населения.

Государство пыталось расплатиться с текущими долгами. В итоге ничего накопить не удавалось. Огромные средства уходили на реализацию проектов, которые должны были хоть как-то помочь стране выйти из трудного финансового положения. Но большая часть средств прогорала впустую.

Российская экономика в девяностые годы имела спекулятивный характер. Людям не оставалось ничего другого, как выживать нечестным путем. Многие гнались за высокими доходами и не пренебрегали незаконными методами. Случалось и такое, что промышленные гиганты продавались за копейки.

Отечественная промышленность находилась на гране катастрофы. Реальных планов по спасению или запуску предприятий просто не было. Владельцев оставляли один на один с решением их проблем. Тем более что фискальная политика была направлена на сбор с предприятий последней прибыли.

Также кризис 1998 был во многом обусловлен финансовой нестабильностью в мире. Свою роль сыграло падение цен на энергоносители.

Все эти факторы во многом усилили и без того неблагоприятную ситуацию, которая была спровоцирована ошибочными действиями правительства. Власти не могли сформировать действующую законодательную базу и экономическую программу ослабленного политическими событиями государства.

Заинтересованные лица

Экономический кризис в России 1998 возник благодаря неумелому руководству со стороны правительства. Но нельзя сказать, что причиной являлась только лишь неудачно выбранная стратегия. О последствиях, которые возникнут после принятия ряда решений, власть была явно осведомлена.

Попыткой объявить дефолт экономисты пытались достичь некоторых сдвигов. Во-первых, планировалось, что за счет девальвации рубля увеличится объем полученных налоговых сборов. Во-вторых, решением заморозить счета иностранных заемщиков власти пытались добиться улучшения положения в банковской отрасли.

Ситуация усугублялась распрями в правительстве. Постоянно перетягивали одеяло на себя то коммунисты, то либеральные партии. Борьба за принципы и власть привела к тому, что страдал народ.

Хронология событий

Последствия кризиса 1998 года не были бы такими плачевными, если бы не отдельные произошедшие события, одним из которых стал так называемый "черный вторник". В девяносто четвертом году произошло просто обвальное падение рубля по отношению к доллару. Тогда же было выдвинуто предложение о прекращении кредитования дефицита бюджета. Такая вынужденная мера должна была наладить финансовое положение. Но это произошло бы при определенных условиях:

  • налаживание системы налогов и сборов;
  • отказ от получения инвестиций.

Но в связи с тем, что деструктивные процессы экономики отразились в первую очередь на простом народе, оплачивать весь объем налоговых сборов было просто некому. Финансировать проекты и заниматься привлечением инвестиций никто не хотел.

Кризис 1998 принял такой оборот благодаря предшествующим ему годам. В этот период отмечался неимоверный уровень использования казначейских обязательств, которыми должны были быть настоящие деньги. По факту же казначейские обязательства являлись лишь заменителями, которые были введены хозяйствующими субъектами для произвольного осуществления платежей. Подобная ситуация не удовлетворяла интересам ни частных, ни государственных предпринимателей. При этом государство создало дополнительный барьер в сфере бизнеса, подняв налоги.

Можно сделать вывод, что достаточно долго формировался кризис 1998. Последствия его видны и по сей день, они оказывают влияние и на современную экономику России. Тогда же, когда у руля были реформаторы Немцов и Чубайс, страна не была в состоянии выполнять долговые обязательства. Они предложили сократить бюджет государства на тридцать процентов, что позволило выплатить часть задолженностей по зарплате, но общий финансовый заем только увеличился. Страна была на грани возникновения народного бунта.

Пик кризиса

Что еще можно сказать про причины и последствия кризиса 1998? Все это отразилось на отношении со стороны: с подобными рискованными реформами не соглашается Дума, такая политика не устраивает и Международный валютный фонд, который, в свою очередь, отказывается от предоставления кредитов. Без финансовых траншей от данной организации невозможно представить погашение долгов, которые образовались от неуплаты коммунальных услуг и налоговых сборов. С каждым днем положение государства становилось все хуже, показатели качества жизни неуклонно падали.

Все это было ярко выражено в инфляционных процессах, обесценивании местной валюты и обвале фондовых рынков. Потерю авторитета среди иностранных инвесторов вызвала ликвидация «Токобанка». Это сильно задело зарубежных партнеров, потому что большая часть капитала принадлежала именно им. Событие спровоцировало резкий отток валюты.

Нестабильные политические отношения с различными государствами привели к тому, что кредитный рейтинг Российской Федерации упал. Особо ярые споры разгорелись по вопросу Чечни. Международный валютный фонд наотрез отказался от предоставления кредита, и правительство нашло другой выход. Решение заключалось в долговых обязательствах перед европейцами, которые предоставили необходимые суммы только под огромные проценты. Условия, на которые согласилась Россия, были во много раз хуже и без того строгих рамок МВФ.

Кризис 1998 набирал обороты, так как долг страны увеличился вдвое. И это даже не учитываются кредитные обязательства бывшего Советского Союза.

Отношение рубля к доллару составляло семь к одному, но это было не пределом. Из-за того, что власти не выплачивали иностранные кредиты, соотношение валют выросло до одного доллара к семнадцати рублям. Многие предприниматели терпели убытки, а цены были просто неконтролируемы. К середине сентября девяносто восьмого года доллар равнялся двадцати российским рублям.

Кадровые перестановки

В том же году правительство предприняло попытки по разрешению сложившейся ситуации. Первым шагом стали изменения в руководящем аппарате. Поменялись многие главы министерств. Кадровые перестановки поспособствовали активизации работы в направлении выхода из кризисного положения. Была создана специальная комиссия, которая непосредственно занималась решением этого вопроса. В итоге перемены во власти закончились отставкой Ельцина. Новое правительство стало налаживать отношения с зарубежными партнерами, что привело к повышению авторитета России в мировом сообществе.

Последствия для народа

Экономический кризис 1998 больше всего отразился на простых жителях государства. Они больше не доверяли ни местной валюте, ни банковской системе. Авторитет этой сферы был сильно подорван. Многие финансовые учреждения были вынуждены прекратить свою работу, что привело к ликвидации предприятий. Мелкие и средние бизнесмены просто не могли вести нормальную деятельность, ведь работа банковской системы была заморожена на полгода.

Большая часть граждан потеряла все свои сбережения. В начале 1999 года был проведен опрос среди населения. Гражданам задавали только один вопрос: «Опасаетесь ли вы потерять все свои сбережения?» Большинство респондентов ответило «нет», терять людям уже было нечего. Кризис вынуждал многих становиться на скользкую дорожку, большое число граждан было обвинено в финансовых махинациях и спекуляции.

Положительные моменты

Но даже такое неблагоприятное событие, как кризис, имеет некоторые положительные моменты. К таковым можно отнести:

  • заботу о национальной безопасности, ведь в то время волна ликвидации предприятий привела к утечке кадров за границу;
  • повышение приоритета экономического роста;
  • отказ от политики масштабных займов;
  • выплату социальных задолженностей;
  • повышение кредитного рейтинга;
  • ограничение роста естественных монополий;
  • повышение доверия граждан.

Финансовый кризис в России был невыгоден и другим странам. Другие государства опасались возникновения неконтролируемого положения, однако и положительного результата от их помощи не наблюдалось. Данный дисбаланс помог определить проблемы в экономике Российской Федерации, а также меры их решения.

Во всей российской истории данный кризисный год считается самым тяжелым. Положение страны усугубилось не только тем, что кризис 1998 года пришелся в период тяжелой экономической ситуации, но и подогревался неэффективными приемами макроэкономической политике правительства 1990 годов.

Денежная политика тех лет считалась мягкой и правильной, несмотря на факт сдержки инфляционной ситуации путем отхода от эмиссионных финансов государства и высокого курса валюты страны. Однако, раздутые денежные поступления подписывались самим президентом.

Экономический кризис 1998 года и его последствия

В момент Азиатского кризиса в ее Юго-Восточной части, а также благодаря резкому падению мировых цен на топливно – энергетический комплекс, возникает кризисная ситуация в России. 17 августа 1998 года были приняты неординарные методы Правительством РФ и ЦБ РФ: объявлен технический дефолт, который связывали с основными видами долговых обязательств государства.

В это же время правительством России был объявлен отказ от стабилизации российской валюты (рубля) по отношению к валюте Америки (доллару). Отметим, что ранее данное отношение поддерживалось искусственным способом в завышающую сторону с помощью интервенций Центрального Российского Банка.

Страна ощутила все последствия экономического кризиса, как с положительной, так и с отрицательной стороны. На тот момент курс российской валюты упал сразу в три раза. На 1 января 1999 года курс рубля к доллару составил не привычные шесть единиц, а все двадцать одну.

Негативные посылы заключались в полном падении российских государственных банковских систем в глазах не только иностранных инвесторов, но и населения России. Малые предприятия разоряются, банки лопаются, не выдерживая коллапса, вкладчики теряют свои сбережения, уровень жизни стремительно падает. Количество граждан страны, получающих пособие по безработице, увеличилось вдвое.

Политический кризис в России и дефолт

Политический кризис не заставил себя долго ждать, и вот уже в отставке Кириленко , занимающий ранее пост пример – министра, и глава Центрального Банка страны – Сергей Дубинин. Утверждение нового министра не заставило себя ждать, им стал Примаков, а руководить ЦБ назначали Геращенко.

В 1998 году 14 августа Ельцин объявил на всю страну о том, что он заверяет полное отсутствие будущей девальвации. Однако, спустя три дня, 17 числа правительство и глава ЦБ объявляют технический дефолт по государственным ценным бумагам. Кроме этого, они заявили о плавающем курсе российского рубля в ранее узких рамках современного расширившегося валютного коридора (скачок с 6 до 9,5 рублей за долларовую купюру).

Спустя время ЦБ фактически отказался от поддержки курса рубля — . 15 августа 1998 года официальный курс рубля к доллару Соединенных Штатов находился 6,3 рублей за доллар, то с 1 сентября 1998 года значение взлетело до 9,33 рубля, а 1 октября - до 15,9 рубля.

Как было установлено комиссией Совета Федерации, обстоятельства дефолта 1998 года обуславливались следующим: «Решение от 17 августа 1998 года являлось последствием отсутствия у правительства РФ денежных средств и активов, которые позволили бы государству ответить по своим долговым обязательствам по ГКО – ОФЗ. Кроме этого, причиной стал резкий спад привлекательности новых займов

Предпосылкой для рождения долговых обязательств и последующего кризисного состояния страны послужило «увеличение доходности ГКО – ОФЗ уже на первых месяцах размещения. Именно это послужило формированию «пирамиды» — принципу обслуживания государственных долгов, погашение, согласно которому, производится в виде эмиссии новых займов». Именно это и повлияло на саморазрушение системы государственных займов и на последующее банкротство.

Известный экономист Илларионов А. высказал свое мнение относительно кризисной ситуации в стране: «К такому положению вещей страну привела политическая стратегия «валютного коридора», которая пропагандировалась и проводилась вице – премьером Чубайсом А.Б. и Сергеем Дубининым, который на тот момент возглавлял ЦБ. Кроме этого, в политике 1995- 1998 годов принимал участие Гайдар Е.Т. и руководство Центробанка России ».

Международная экономика не предусматривает концептуального соглашения между тремя факторами:

  1. фиксированным курсом валюты,
  2. свободным движением капитала
  3. независимостью денежной политики.

Интервенции ЦБ поддерживали «узкий валютный коридор», в котором на тот момент находился рубль. Иностранным компаниям позволяло вкладываться в рынок ГКО именно свободное движение. Сдерживанием инфляции управляла денежная политика. Сильная валютная спекуляция происходит в результате переоценивания валютного курса – курс рубля к доллару сильно завышен – от 9 до 11 рублей за купюру США.

В случае с Российским государством, давление происходило через ГКО по завышенным ставкам, которые естественно не соответствовали инфляции. Дефолт произошел в результате того, что правительству РФ пришлось девальвировать снижение валютных резервов.

Правительство и все руководство ЦБ подали в отставку ровно через месяц после объявления о дефолте. Кириенко подает в отставку 23 августа, а исполняющим его обязанности становится Черномырдин, пусть и не на долгий срок. Не смотря на все попытки, его кандидатура не утверждается Государственной Думой.

И уже 7 сентября Явлинский предлагает на пост премьер – министра Примакова Е.М.. Данное предложение спровоцировало Ельцина вынести кандидатуру Примакова на пост председателя государственного правительства уже 10 сентября. На следующий день Примаков был утвержден. 11сентября, после отставки Дубинина, пост Главы ЦБ занимает Геращенко.

P.S.

Макроэкономическая система российской власти потерпела крах в результате экономического кризиса, начавшегося 1992 года и продолжавшегося тяжелых шесть лет. Вследствие данного удара российская валюта девальвировалась, жизнь граждан государства резко ухудшилась, инфляция подскочила «до небес».

Однако, вскоре российское государство ожидал невероятный экономический рост, значительную роль в котором сыграли изменения в макроэкономической стратегии правительства РФ, которые произошли благодаря смене правительства и руководящих должностей ЦБ.

Чёрный август 1998 года. Фильм на канале «Россия 24».

Кризис 1998 — как это было?