Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Платежный баланс россии на современном этапе

Глава 2.

Возможности регулирования платежного баланса

    1. Методы государственного регулирования

платежного баланса

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса
национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие
страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей
повысилось значение платежного баланса в системе государственного
регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг
основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1)государственная собственность, в том числе официальные золото -
валютные резервы; 2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода
,перераспределяемого через государственный бюджет; 3)непосредственное
участие государства в международных экономических отношениях как
экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4)регламентация
внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов
государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами c дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Дефляционная политика. Такая политика, направленная на
сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат
финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на
стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль
девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных
условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой
политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии
экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и
благоприятной ситуации на мировом рынке.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек
производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей
утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних
рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.
Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство
предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного
капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на
обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым»
операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
1. Ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
2. Прямое или косвенное участие государства в создании
туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
3. Содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств
для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
4. Расширение государственных расходов на научно-исследовательские
работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
5. Регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение
въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
6. Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны,
на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование

направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование
платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных
комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том
числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы,
импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта
товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство
осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо
платежного баланса.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса
промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке
капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

С середины 70-х до середины 80-х годов промышленно развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой.

Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее.
С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой для
покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем
перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия
СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах

невелика (2,4%). С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран.
Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

Например, в 1947 году 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефициты.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для
погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны,
предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

2.2.Методы межгосударственного регулирования платежного баланса

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
1. Согласование условий государственного кредитования экспорта;
2. Двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;

3. Кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера.
Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности
МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о
трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

Глава 3.

3.1. Платежный баланс в 2010 году

В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились. Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).
Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежном балансе Российской Федерации (млрд. долларов США)
Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также обусловлено преимущественно повышением цен.
Импорт товаров в январе - сентябре 2010 года возрос до 172,0 млрд. долларов США (на 30,8%). Почти две трети прироста получено за счет увеличения ввоза в натуральном выражении. Структура импорта, в которой традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сырье для их производства, почти не изменилась.
Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США, в том числе расходы, связанные с поездками резидентов за рубеж, превысили на 6,5% докризисный максимум января - сентября 2008 года.
Дефицит баланса оплаты труда изменился незначительно и составил 6,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 6,5 млрд. долларов США).
Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов США. Суммы, начисленные к выплате, увеличились на 15,5%, к получению - на 10,2%. Рост реинвестированных доходов и дивидендов обусловил увеличение совокупного объема выплат частным сектором в пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов США. Доходы, полученные банками и прочими секторами <1> из-за рубежа, оценивались в 20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов. В таблице 1 приведены данные Центробанка РФ по оценке платежного баланса РФ за 2010 год.

Таблица 1.

Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2010 год
(млрд. долл. США)

Платежный баланс это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.

Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны.

Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».

Между направлением изменений в ресурсах (активах) страны и его отражением в платежном балансе наблюдается определенное противоречие: увеличение активов обозначается знаком «минус», тогда как уменьшение активов – знаком «плюс». Но это объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своей натуральной субстанции, а их денежный результат – фактический или предполагаемый.

Увеличение активов обязательно требует денежных затрат , денежных расходов, – отсюда знак «минус» в платежном балансе. Уменьшение активов должно сопровождаться поступлением денег – отсюда знак «плюс».

Аналогичным образом, уменьшение (пассивов) обязательств может быть достигнуто только расходованием денежных средств («минус»), тогда как увеличение обязательств обычно сопровождается притоком денег («плюс»).

Соответственно, например, экспорт товаров всегда будет отражаться в доходной части платежного баланса, поскольку в этом случае имеет место уменьшение товарных активов страны, которое как результат продажи должно сопровождаться поступлением денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется расходной части платежного баланса, ибо при этом происходит увеличение товарных ресурсов (активов) страны, а это требует затраты определенной суммы денег.

Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:

· Выручки от экспорта товаров и услуг;

· Доходов от действующих за границей предприятий;

· Процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;

· Односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь);

· займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами;

· денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;

· выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.

Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.

Существеннейшая особенность платежного баланса состоит в том, что в нем учитываются не любые валютные операции, а лишь те, что совершаются между субъектами валютных отношений разных стран – резидентами (лицами и учреждениями данной страны) и нерезидентами (лицами и учреждениями зарубежных государств).

Структура платежного баланса состоит из 2 разделов :

1. счет текущих операций

В нем фиксируются экспорт и импорт товаров и услуг, чистый доход от инвестиций и чистый объём трансфертных платежей.

2. счет движения капиталов и финансовых ресурсов

Отражает движение:

ü нефинансовых активов, приобретаемых за рубежом или реализуемых в ходе экономических операций (купля-продажа предприятий, иных материальных объектов, их строительство и прочее изменение в их стоимости);

ü б) финансовых активов (купля-продажа акций, облигаций и всех иных ценных бумаг, предоставление торговых кредитов и авансов, ссуд и займов, движение наличной валюты и пр.)

Платежный баланс включает:

– торговый баланс

Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.

- баланс услуг и некоммерческих платежей

Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т.д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей.

Особую позицию в платежном балансе занимают односторонние переводы. В их числе:

государственные операции (субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации)

Частные операции (переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину). Этот вид операций имеет большое экономическое значение.

– баланс движения капиталов и кредитов

Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. Эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний.

Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.

Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках, перемещение денежного капитала между банками.

Статьи платёжного баланса выглядят следующим образом (Рис. 1):

1. Счёт текущих операций

A. Товары и услуги

B. (Факторные) доходы

C. Текущие трансферты

2. Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами

A. Счёт операций с капиталом

B. Финансовый счёт.

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции

3. Другие инвестиции

4. Резервные активы

Платежный баланс Российской Федерации

(млн. долларов США)


Счет текущих операций

Товары и услуги

Товары

Услуги

Доходы от инвестиций и оплата труда

К получению

К выплате

Оплата труда

Полученная

Выплаченная

Доходы от инвестиций

К получению

К выплате

Текущие трансферты

Полученные

Выплаченные

Счет операций с капиталом

Капитальные трансферты

Полученные

Выплаченные

Финансовый счет

Прямые инвестиции

За границу

Портфельные инвестиции

Обязательства

Финансовые производные

Обязательства

Прочие инвестиции

Наличная иностранная валюта

Остатки на текущих
счетах и депозиты

Торговые кредиты и авансы
предоставленные

Ссуды и займы предоставленные

Просроченная задолженность

Задолженность по товарным поставкам на основании
межправительственных соглашений

Своевременно не полученная экспортная выручка и не
поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным
операциям с ценными бумагами

Прочие активы

Обязательства

Наличная национальная валюта

Остатки на текущих счетах и депозиты

Ссуды и займы привлеченные

Просроченная задолженность

Прочие обязательства

Резервные активы

Чистые ошибки и пропуски

Общее сальдо

Рис. 1. Платежный баланс РФ 1995–2007 гг.

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов:
1.
Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции.

3. Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.

4. Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей.

5. Изменения в международной торговле. Это переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях.

6. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов.

8. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.

9. Чрезвычайные обстоятельства . Это неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс.

Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Платежный баланс является одним из важнейших объектов государственного регулирования.

Это обусловлено следующими причинами:

1) платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

2) Выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

3) Повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики.



При публикации российского платежного баланса, в первую очередь и главным образом, используется формат так называемого «нейтрального представления».

То есть товары, услуги и текущие трансферты объединяются в счете текущих операций , а капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, финансовые производные, прочие инвестиции и резервные активы − в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами .

Для обеспечения равенства между счетами, как отмечалось, добавляется статья «Чистые ошибки и пропуски» и выводится общее нулевое сальдо.

Сальдо платёжного баланса – разность между поступлениями из-за границы и платежами за границу.

Положительное сальдо платёжного баланса означает превышение всех платежей в страну над платежами из страны. Отрицательное сальдо платёжного баланса – превышение платежей из страны над платежами в страну. Обычно международные платежи осуществляются в долларах США или евро.

Отрицательное сальдо платёжного баланса постепенно уменьшает валютный резерв страны. Требуется его пополнение за счёт продажи товаров за валюту или получения стабилизационных займов. Но этого не происходит, если платежи производятся в национальной валюте государства.

Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.

Проведем анализ платежного баланса за 2007 и 2008 гг.

По данным таможенной статистики в 2008 году внешнеторговый оборот России составил 163,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2007 годом увеличился на 50,8.

В 2008 г.сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 53,6 млрд. долларов США, что выше аналогичного показателя 2007 года на 20,1 млрд. долларов США. Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса составило 45,6 млрд. долларов США (29,1 млрд. долл. США в январе-марте 2007 года), со странами СНГ – 8,0 млрд. долларов США (4,4 млрд. долларов США) (Рис. 2).

Рис. 2. Динамика важнейших показателей внешней торговли РФ в 2007–2008 гг.

Экспорт России в 2008 году составил 468,1 млрд. долларов США и по сравнению с прошлым годом увеличился на 33,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд. долларов США (рост на 33,1%), в страны СНГ – 69,9 млрд. долларов США (рост на 32,7%).

Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть, нефтепродукты и природный газ.

По данным оценки ЦБ РФ платежный баланс РФ за январь-сентябрь 2009 г. выглядит следующим образом (Рис. 3):



январь-сентябрь 2009 г. (оценка)

Справочно:

январь-сентябрь
2008 г.

январь-июнь
2009 г.

январь-июнь
2008 г.

Счет текущих операций

Торговый баланс

Экспорт

сырая нефть

нефтепродукты

природный газ

Импорт

Баланс услуг

Экспорт

Импорт

Баланс оплаты труда

Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды)

Доходы к получению

Доходы к выплате

Доходы к получению

Доходы к выплате

Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате)

Доходы к получению

Доходы к выплате

Банки

Доходы к получению

Доходы к выплате

Прочие секторы

Доходы к получению

Доходы к выплате

Баланс текущих трансфертов

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

Счет операций с капиталом

Финансовый счет (кроме резервных активов)

Обязательства ("+" – рост, "-" – снижение)

Федеральные органы управления

Портфельные инвестиции

погашение

корпусов

реинвестирование доходов

вторичный рынок

Ссуды и займы

Просроченная задолженность

Прочие обязательства

Субъекты Российской Федерации

Органы денежно-кредитного регулирования

Банки

Прочие секторы

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Ссуды и займы

Прочие обязательства

Активы, кроме резервных ("+" – снижение, "-" – рост)

Органы государственного управления

Ссуды и займы

Просроченная задолженность

Прочие активы

Органы денежно-кредитного регулирования

Банки

Прочие секторы

Прямые и портфельные инвестиции

Наличная иностранная валюта

Торговые кредиты и авансы

Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений

Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами

Прочие активы

Чистые ошибки и пропуски

Изменение валютных резервов ("+" – снижение, "-" – рост)

Рис. 3. Оценка платежного баланса РФ по данным ЦБ за январь-сентябрь 2009 г. (млрд. долл. США)


Сильные колебания сальдо по текущим операциям (в ту или другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает, «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому, когда речь идет о равновесии платежного баланса, то в центре внимания оказывается прежде всего дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо.

Государство регулирует платежный баланс страны. Существует несколько методов государственного воздействия:

1. Прямой контроль

Запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект. В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создает «тепличный режим» для местных производителей, снижает интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

2. Дефляция (т.е. борьба с инфляцией)

Н ацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшается и состояние платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия – снижение объема производства, инвестиций и доходов – ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт, т. к. при дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров.

3. Изменения обменного курса

Они помогают государству регулировать равновесие платежного баланса. Различают кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений в обменном курсе на платежный баланс. Часто в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты торговый баланс не меняется и даже может происходить его ухудшение. Спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает, а импорт сокращается.

4. Изменение учетной ставки ЦБ

Направленно на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса – с другой.

5. Диверсификация валютных резервов

Это политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых.

Валютный курс как прямо, так и косвенно влияет на стабильность экономики и макроэкономическое равновесие. Манипулирование валютным курсом может оказать существенное влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, например, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.

Таким образом государство вырабатывает разнообразные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнерство и разногласия – во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.



Задача

Определите сальдо платежного баланса по счету «Движение капитала», если:

§ экспорт капитала составляет 57 млрд $

§ импорт капитала – 83 млрд $

§ поступление доходов от инвестиций за рубежом – 6 млрд $

§ отток доходов по зарубежным инвестициям – 7 млрд $

Решение

Приход = 57+6=63 млрд $

Расход =83+7=90 млрд $

Сальдо = 63–90= - 27 млрд $


Ответ: сальдо = 27 млрд $



Список литературы


1. Экономика: Учебник. 3е изд., перераб. и доп./ А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002

2. «Валютный рынок и валютное регулирование» / Под ред. И.Н. Платоновой – М.:2000

3. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

4. Свободная электронная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

платежного баланса

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса
национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие
страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей
повысилось значение платежного баланса в системе государственного
регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг
основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1)государственная собственность, в том числе официальные золото -
валютные резервы; 2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода
,перераспределяемого через государственный бюджет; 3)непосредственное
участие государства в международных экономических отношениях как
экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4)регламентация
внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов
государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами c дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Дефляционная политика. Такая политика, направленная на
сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат
финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на
стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль
девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных
условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой
политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии
экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и
благоприятной ситуации на мировом рынке.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек
производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей
утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних
рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.
Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала истимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство
предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного
капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на
обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым»
операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
1. Ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
2. Прямое или косвенное участие государства в создании
туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
3. Содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств
для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
4. Расширение государственных расходов на научно-исследовательские
работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
5. Регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение
въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
6. Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны,
на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование

направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование
платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных
комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том
числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы,
импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта
товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство
осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо
платежного баланса.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса
промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке
капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

С середины 70-х до середины 80-х годов промышленно развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой.

Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее.
С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой для
покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем
перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия
СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах

невелика (2,4%). С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран.
Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

Например, в 1947 году 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефициты.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для
погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны,
предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

2.2.Методы межгосударственного регулирования платежного баланса

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
1. Согласование условий государственного кредитования экспорта;
2. Двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;

3. Кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера.
Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности
МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о
трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

3.1. Платежный баланс в 2010 году

В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились. Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).
Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежном балансе Российской Федерации (млрд. долларов США)
Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также обусловлено преимущественно повышением цен.
Импорт товаров в январе - сентябре 2010 года возрос до 172,0 млрд. долларов США (на 30,8%). Почти две трети прироста получено за счет увеличения ввоза в натуральном выражении. Структура импорта, в которой традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сырье для их производства, почти не изменилась.
Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США, в том числе расходы, связанные с поездками резидентов за рубеж, превысили на 6,5% докризисный максимум января - сентября 2008 года.
Дефицит баланса оплаты труда изменился незначительно и составил 6,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 6,5 млрд. долларов США).
Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов США. Суммы, начисленные к выплате, увеличились на 15,5%, к получению - на 10,2%. Рост реинвестированных доходов и дивидендов обусловил увеличение совокупного объема выплат частным сектором в пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов США. Доходы, полученные банками и прочими секторами <1> из-за рубежа, оценивались в 20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов. В таблице 1 приведены данные Центробанка РФ по оценке платежного баланса РФ за 2010 год.

Таблица 1.

Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2010 год (млрд. долл. США)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

1.1 Понятие и основные теории платежного баланса

1.2 Счета платежного баланса

1.3 Методы государственного регулирования платежного баланса

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ

2.1 Значение платежного баланса для экономического благополучия РФ

2.2 Краткий анализ счета текущих операций в платежном балансе РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баланс (счет) текущих операций.

Экспорт товаров.

Импорт товаров.

Сальдо торгового баланса.

Экспорт услуг.

Импорт услуг.

Сальдо услуг.

Чистый доход от инвестиций.

Денежные переводы.

Итого сальдо баланса текущих отраслей.

2. Баланс (счет) движения капитала.

Приток капитала.

Отток капитала.

Итого сальдо баланса движения капитала.

Итог первого и второго разделов.

3. Изменение официальных резервов.

Баланс движения капитала должен уравновесить баланс текущих операций. Активное сальдо по текущим операциям уравновешивается оттоком капитала из страны. Пассивное сальдо по текущим операциям компенсируется притоком капитала в страну. Однако на практике суммарный итог первого и второго разделов баланса не уравновешивается автоматически. Для достижения равновесия платежного баланса используются официальные резервы центрального банка (золотой запас, СДР, иностранная валюта).

Каждая страна стремится к равновесному платежному балансу. Между тем платежные балансы стран мира постоянно находятся в состоянии неравновесия, поскольку сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса не равны нулю и их балансирование осуществляется посредством движения капиталов, государственными балансирующими операциями и изменениями в резервах. Если прежде неравновесное состояние платежного баланса наблюдалось сравнительно редко, то в настоящее время оно стало чуть ли не постоянным явлением и проявляется все острее. Такое положение объясняется существенными изменениями в мировой экономике. Возрастает доля в производстве ВНП Китая, Индии, России и других стран, что неизбежно сказывается на платежных балансах стран мира.

Механизм регулирование платежного баланса осуществляется на основе соответствующих теорий платежного баланса, которые имеют богатую историю, сменяя друг друга, обогащая практику различными концепциями. Здесь выделим наиболее распространенные из них.

Теория автоматического равновесия платежного баланса, выдвинутая английским экономистом, историком и философом Дэйвидом Юмом (1711-1776). Эта теория преобладала в XIX и начале XX в., когда существовал золотой стандарт, но лишилась своего влияния вместе с ликвидацией золотого стандарта. Между тем в последние десятилетия эта теория стала возрождаться. Основной крен делается на плавающий обменный курс национальной валюты, который уменьшается в условиях понижения платежного баланса и, наоборот, увеличивается при его повышении, в результате чего совершаются автоматические модификации в ряде текущих операций и частично в движении капиталов.

Неоклассический эластиционный подход был выдвинут Дж. Робинсон, А. Лернером, Л. Мецлером. Этот подход исходит из того, что центральным пунктом платежного баланса выступает внешняя торговля, что сальдо торгового баланса рассчитывается отношением уровня цен на экспортируемые товары к уровню цен на ввозимые товары, помноженное на валютный курс. Следовательно, наиболее эффективным средством достижения равновесного состояния платежного баланса, согласно этой концепции, выступает модификация валютного курса. Известно, что девальвация национальной валюты вызывает понижение экспортных цен в иностранной валюте, а ревальвация, наоборот, ведет к удорожанию для зарубежных потребителей покупки товаров данной страны и делает дешевле для своих резидентов импорт зарубежных товаров.

Абсорбционный подход к анализу платежного баланса разработан на идеях Дж. Мида и Я. Тинбергена и основан на кейнсианской теории. Эта концепция увязывает платежный баланс, в первую очередь торговый баланс, с совокупным внутренним потребительским и инвестиционным спросом. Абсорбционный подход исходит из того, что улучшение состояния платежного баланса ведет к росту дохода страны, т.е. и потребления и инвестиций. Отсюда сторонники этой концепции заключают, что необходимо поощрять экспорт, сдерживать импорт посредством роста конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

Монетаристская концепция платежного баланса основана на работах ряда экономистов, и прежде всего X. Джонсона и Дж. Поллака. В этой концепции на первое место выдвигаются денежные факторы, в частности сальдо итогового платежного баланса и то, каким образом оно влияет на денежное обращение в стране. Сторонники этого подхода исходят из того, что неравновесное состояние денежного рынка обусловливает неравновесное состояние платежного баланса. Основные рекомендации монетаристов состояли в том, чтобы государство не вмешивалось ни в денежное обращение, ни в международные расчеты страны. Для того чтобы элиминировать дефицит платежного баланса, согласно их утверждению, необходимо осуществлять жесткий контроль над денежной массой. Что же касается дефицита платежного баланса, то, по их мнению, он содействует экономике страны освобождаться от лишних денег, обращающихся в экономике.

В Российской Федерации платежный баланс страны составляется по методологии МВФ начиная с 1992 г. В настоящее время в Российской Федерации составление и публикация платежного баланса, в соответствии с законодательными и нормативными актами, возложены на Банк России.

За время, прошедшее с 1992 г., удалось наладить сбор информации, подготовку и регулярную публикацию платежного баланса. Он составляется на основе методологии, предложенной МВФ по методу двойной записи. Это так называемое аналитическое представление (т.е. перегруппировка статей нейтрального баланса сделана на основе общих правил с учетом специфики экономики нашей страны).

Со времени начала составления первого платежного баланса РФ в 1992 г. совершенствовалась его методологическая и информационная база. Этот процесс проходил по линии как расширения источников получаемой информации, так и разработки новых методологических приемов обработки и оценки поступающих данных. В настоящее время в Банк России регулярно поступают сведения из многочисленных организаций как внутри страны, так и из-за рубежа. Это и сведения от коммерческих банков РФ (движение активов и пассивов), российских государственных ведомств и организаций (Росстат, Таможня, Минфин, МВД, Минобороны, Внешэкономбанк, ММВБ, предприятия - экспортеры газа, связи и др.), и данные из-за рубежа: от МВФ, МБРР, Международной организации труда, из ряда стран - торговых партнеров. А ряд цифровых показателей для платежного баланса возможно определить только на основе оценочных данных: например, показатели миграции населения, "челночной" торговли, размер оплаты труда резидентов, работающих за рубежом.

Состояние валютных отношений и платежного баланса страны за прошедшие с 1992-го годы сильно изменилось.

Платежный баланс России в течение 1992 - 1996 гг. был постоянно отрицательным, и дефицит его покрывался в основном за счет привлечения крупных иностранных кредитов. Еще сильнее ухудшилось состояние платежного баланса России в 1997 - 1998 гг., что было связано, в частности, с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках сырьевых товаров и падением мировых цен на нефть ниже 10 долл. США за баррель. Последовавший дефолт и финансово-банковский кризис августа 1998 г. вызвал сокращение золотовалютных резервов России в этом году более чем на 5 млрд долл. США.

Последующее улучшение состояния платежного баланса и валютного положения России в 2000 - 2001 гг. было обусловлено последовавшим ростом цен на энергоносители, а также эффектом от значительного понижения курса рубля к доллару США в 1998 г., что привело к существенному сокращению импорта страны и способствовало решению проблемы балансирования платежного баланса.

Основные показатели изменения платежного баланса России после 2000 г. представлены в табл. 30.2.

Таблица 30.2. Платежный баланс Российской Федерации

в 2000 - 2007 гг. (аналитическое представление),

млрд долл. США

2000 г. 2002 г. 2006 г. 2007 г.
Баланс текущих операций 46,8 29,1 94,3 76,2
Торговый баланс 60,2 46,3 139,3 130,9
Экспорт товаров 105 107,3 303,6 354,4
Из них: сырая нефть, нефтепродукты и природный газ 52,8 56,3 190,8 218,6
Импорт товаров -44,9 -60,9 -164,3 -223,5
Баланс услуг -6,7 -9,9 -13,7 -19,7
Оплата труда 0,3 0,2 -4,4 -7,9
Баланс инвестиционных доходов -7,0 -6,9 -25,2 -23,6
Баланс текущих трансфертов 0,07 -0,8 -1,5 -3,5
-21,5 -11,7 3,4 85,2
10,9 -12,4 0,2 -10,2
-32,5 0,7 3,2 95,4
-11,4 3,3 68,2 208,9
-14,7 -11,9 -27,9 -7,6
0 -2,8 -7,3 0,8
Банки 1,5 3,6 51,2 70,9
Прочие сектора 1,8 14,3 52,2 144,7
-21,1 -2,5 -64,9 -113,5
Органы государственного управления -1,6 16,9 -1,4 7,2
Органы денежно-кредитного регулирования - 0,7 7,6 -0,5
Банки -3,5 -1,1 -23,6 -25,1
Прочие сектора -15,9 -19,1 -47,6 -95,1
Из них: своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами -4,8 -11,5 -19,9 -34,7
Чистые ошибки и пропуски -9,3 -6,1 9,7 -12,4
-16,0 -11,4 -107,5 -148,9

Источник: Бюллетень банковской статистики. Банк России. N 7 (182).

Анализ данных состояния платежного баланса Российской Федерации за период с 2000 по 2007 гг. показывает, что для него были характерны следующие особенности.

1. Постоянное крупное положительное сальдо торгового баланса и вследствие этого положительное сальдо счета текущих операций.

Устойчивое положительное сальдо торгового баланса России формировалось в подавляющей степени благодаря экспорту невозобновляемых ресурсов - минерального сырья, т.е. практически энергоносителей. Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, позитивных изменений в структуре внешнеторгового оборота пока не произошло, и он по-прежнему остается сырьевым. Основу российского экспорта составляют такие товары, как сырая нефть, нефтепродукты и природный газ. Поэтому эта группа товаров даже выделяется отдельно в экспорте в аналитическом представлении платежного баланса РФ. Причем доля энергетических товаров в российском экспорте в последние годы даже возросла: если в 90-е гг. прошлого века она составляла от 36 до 44% экспорта за соответствующие годы, то за период 2000 - 2007 гг. уже колебалась от 50 до 62% российского экспорта. Сырьевая направленность экспорта предопределяет возможность резких изменений его объема в зависимости от мировой конъюнктуры, как это произошло в 1998 г. А в случае существенного снижения цен на энергоносители может отрицательно сказаться на состоянии платежного баланса страны в целом.

В последние годы проявилась еще одна тенденция развития российской внешней торговли, которая вызывает определенную озабоченность: это значительное замедление темпов роста экспорта товаров при одновременном ускорении роста импорта. Если за период с 2000 по 2007 г. объем экспорта российских товаров вырос примерно в 3,5 раза, то объем импорта за тот же период вырос почти в 5 раз. Причем если по экспорту главным фактором увеличения выручки оставался продолжавшийся в течение всего рассматриваемого периода рост цен на топливо и сырье, то по импорту затраты повышались главным образом за счет расширения физического объема закупок, чему способствовали увеличение доходов населения страны и укрепление курса рубля за эти годы.

Замедление роста экспорта и ускорение роста импорта стали причиной наметившегося в последние годы сокращения положительного сальдо торгового баланса. Такая тенденция тем более внушает настороженность, так как из всех статей, составляющих "Счет по текущим операциям" платежного баланса РФ с крупным положительным сальдо, устойчиво сводится только торговый баланс, что компенсирует дефицит по остальным статьям.

2. Постоянное отрицательное сальдо баланса услуг.

На протяжении всего периода составления платежного баланса с 1992 г. по балансу услуг в Российской Федерации всегда складывалось большое отрицательное сальдо, что не изменилось и в последние годы. Резиденты России вынуждены выплачивать большие суммы за услуги по перевозке грузов, коммерческие услуги и туризм. Основная расходная часть здесь связана с поездками российских граждан за рубеж, которые тратят во время этих поездок валюты больше, чем иностранные туристы в РФ, причем эта разница все время возрастает. Так, если в 2000 г. отрицательное сальдо по статье "Поездки" составляло 5,4 млрд долл. США, то в 2007 г. оно выросло более чем в два раза и составило 12,6 млрд долл. США.

3. Отрицательное сальдо по счету "Доходы от инвестиций".

Эта статья также всегда складывалась с отрицательным сальдо в платежном балансе РФ. За рассматриваемый период многократно увеличились как поступления от российских капиталов за рубежом, так и платежи за иностранные вложения в России. Но по абсолютным размерам поступления по этой статье из-за рубежа намного отстают от обратных платежей. Так, если за период с 2000 по 2007 г. доходы от российских инвестиций за рубежом выросли с 4,3 млрд до 44,7 млрд долл. США, то инвестиционные расходы - с 11,3 млрд до 68,3 млрд долл. США, а отрицательное сальдо по данному счету возросло за этот период с 7 млрд до 23,6 млрд долл. США. Причем основная часть российских выплат за рубеж приходится на платежи по частным инвестициям, а доля платежей органов государственного управления снизилась с 76% в 2000 г. до 4% в 2007 г. в общей сумме инвестиционных расходов.

4. Изменение сальдо по счету "Операции с капиталом и финансовыми инструментами".

Если в течение 90-х гг. баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами российского платежного баланса сводился с отрицательным результатом, то рост иностранных инвестиций в экономику РФ в последний период привел к тому, что в 2006 г. сальдо счета "Операции с капиталом и финансовыми инструментами" было сведено с положительным сальдо в 3,4 млрд долл.

США, а в 2007 г. - 85,2 млрд долл. США. Приток частных капиталов в РФ за период с 2000 по 2007 г. возрос более чем в три раза, причем увеличение коснулось всех видов инвестиций. Однако иностранные инвестиции в Россию по-прежнему приходят преимущественно в ссудной форме (более 50%) - в виде синдицированных займов, эмиссии еврооблигаций, торговых кредитов.

"Инвестиционный бум" в РФ повлиял на характер показателя "Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором", который определяется как разница между приростом иностранных активов (отток капитала) и пассивов (приток капитала) компаний, банков и населения. Если раньше для России были характерны показатели чистого вывоза капитала, который достигал крупных размеров (18 - 25 млрд долл. США в 1994 - 2000 гг. и 8 - 15 млрд долл. США в 2001 - 2004 гг.), то в 2005 г. этот показатель превратился в чистый ввоз капитала сначала на небольшую сумму 1 млрд долл. США, а в 2006 г. произошел резкий скачок, и сумма чистого ввоза капитала частным сектором достигла 41 млрд долл. США, а в 2007 г. - 83,2 млрд долл. США.

5. Значительное сальдо по статье "Чистые ошибки и пропуски".

Сальдо по этой статье в Российской Федерации всегда было крупное по сумме (8 - 9 млрд долл. США в годовом исчислении) и обычно сводилось с отрицательным знаком (исключение составил только 2006 г.), что свидетельствовало о том, что наличие такой крупной суммы ошибок трудно объяснить только статистическими погрешностями при составлении платежного баланса. Крупное отрицательное сальдо по статье "Чистые ошибки и пропуски" говорит о том, что в стране сумма выведенных за рубеж средств превышает полученный встречный эквивалент. И поэтому отрицательные показатели по этой статье учитываются при подсчете общей суммы "бегства капитала из страны".

6. Значительный рост международных резервов страны.

Крупное положительное сальдо баланса по текущим операциям, а также наметившееся в 2006 - 2007 гг. положительное сальдо по капитальному счету привели к росту золотовалютных резервов РФ, которые увеличивались в течение всего рассматриваемого периода, а в 2007 г. показали беспрецедентный годовой прирост в 148,9 млрд долл. США. Изменения золотовалютных резервов РФ, а также их структура представлены в табл. 30.3. Вследствие этого абсолютный объем международных резервов Российской Федерации в 2008 г. превысил 550 млрд долл. США (третье место в мире по величине золотовалютных резервов после Китая и Японии).

Таблица 30.3. Платежный баланс Российской Федерации

за 2009 г., млрд долл. США

I квартал II квартал III квартал IV квартал В целом за 2009 г.
Счет текущих операций 9,8 8,2 15,6 15,9 49,5
Торговый баланс 18,8 24,2 33,4 35,2 111,6
Экспорт 57,3 68,1 82,5 95,5 303,4
Импорт -38,5 -43,9 -49,1 -60,3 -191,8
Баланс труда -1,8 -2,1 -2,5 -2,2 -8,7
Баланс услуг -3,0 -4,1 -6,3 -5,8 -20,1
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) -2,9 -9,5 -8,0 -10,3 -30,8
Баланс текущих трансфертов -0,3 -0,1 -1,1 -0,9 -2,4
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами -32,6 2,9 -27,0 12,3 -44,5
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) 0,2 0,2 -12,2 0,1 -11,7
Финансовый счет (кроме резервных активов) -32,8 2,6 -14,9 12,2 -32,9
Обязательства ("+" - рост, "-" - снижение) -18,3 9,7 10,2 4,6 6,3
Активы, кроме резервных ("+" - снижение, "-" - рост) -14,4 -7,1 -25,1 7,5 -39,1
Чистые ошибки и пропуски -7,7 3,1 2,4 0,5 -1,6
Изменение валютных резервов ("+" - снижение, "-" - рост) 30,5 -14,2 9,1 -28,8 -3,4

Источник: Бюллетень банковской статистики. Банк России. N 7 (206).

Однако последовавшие после 2007 г. события внесли существенные коррективы в наметившиеся тенденции развития платежного баланса Российской Федерации. Мировой финансовый кризис, влияние которого наглядно проявилось в нашей стране во второй половине 2008 г., отразился на показателях платежного баланса РФ в 2008 г. Весь этот год можно было бы разделить на две части: до августа 2008 г., когда цены на нефть достигли рекордно высокого уровня в 140 долл. США за баррель, и с сентября по конец года, когда эти цены стремительно упали до рекордно низкого уровня в 40 долл. и ниже, а последствиями финансового кризиса явились постепенная девальвация российского рубля по отношению к бивалютной корзине (0,55 долл. и 0,45 евро) и масштабное бегство капиталов из страны.

Мировой финансовый кризис внес следующие коррективы в платежный баланс РФ за 2008 г., влияние которых продолжилось и в 2009 г.:

1. Положительное сальдо торгового баланса и баланса текущих операций в РФ в 2008 г. в целом сохранилось, а их суммы были даже выше, чем в 2007 г. Так, положительное сальдо текущих операций в 2008 г. возросло по сравнению с 2007 г. на 29,79% до 98,9 млрд долл. США, а торгового баланса - на 34,45% до 176,6 млрд долл. США. Но анализ поквартальных данных в 2008 г. свидетельствует о том, что рост этих показателей был достигнут за счет высоких положительных данных первого полугодия, в то время как в IV квартале сальдо счета текущих операций сократилось с 23,9 млрд долл. за аналогичный период 2007 г. до 8,1 млрд долл. США в 2008 г., а сальдо торгового баланса с 39,9 млрд долл. США в IV квартале 2007 г. до 22,2 млрд долл. США в IV квартале 2008 г. Самый существенный спад произошел в декабре 2008 г., когда положительное сальдо торгового баланса, по данным Банка России, сократилось до 1,9 млрд долл. США, что почти в 10 раз меньше, чем сальдо за январь 2008 г. Уменьшение положительного сальдо торгового баланса продолжилось и в 2009 г., когда его размер составил 111,6 млрд долл. США (сокращение на 37% по сравнению с 2008 г.).

2. Сальдо других статей, входящих в счет текущих операций, таких как "Баланс услуг", "Оплата труда", "Баланс инвестиционных доходов" и "Баланс текущих трансфертов" продолжало оставаться отрицательным. Причем размер отрицательного сальдо по этим счетам возрос с 54,7 млрд долл. США в 2007 г. до 77,7 млрд долл. США в 2008 г. и 63,1 млрд долл. США в 2009 г. Серьезное сокращение положительного сальдо торгового счета в условиях существенного снижения мировых цен на нефть и нефтепродукты одновременно с продолжающимся ростом отрицательного сальдо по другим статьям привело к тому, что положительное сальдо по счету текущих операций в РФ в 2009 г. сократилось более чем в два раза.

Влияние этих факторов, однако, было несколько снижено вследствие сокращения объемов российского импорта товаров и услуг в 2009 г. на 33%. Проведенная Банком России за период с ноября 2008 г. по январь 2009 г. управляемая девальвация рубля почти на 50% способствовала сокращению объемов российского товарного импорта, стоимость которого в пересчете из иностранной валюты в национальную стала дороже, что понизило конкурентоспособность импортных товаров.

3. Сальдо по счету "Операции с капиталом и финансовыми инструментами" опять вернулось к отрицательным значениям, что было характерно для 90-х гг. прошлого века. Но размер этого отрицательного сальдо существенно вырос, превысив 128 млрд долл. США. При этом необходимо учесть, что в I и II кварталах "Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами" был сведен с положительным сальдо в 1,3 млрд долл. США, а весь минус в 129,7 млрд долл. США приходится на конец 2008 г. Продолжение этой тенденции в 2009 г. привело к отрицательному сальдо по этому счету в размере 44,5 млрд долл. США.

4. "Инвестиционный бум" 2006 - 2007 гг. сменился в 2008 г. резким оттоком частного капитала из страны, который составил самую крупную за историю этого явления сумму в 129,9 млрд долл. США. Ситуация с движением капитала менялась на протяжении всего 2008 г. Если в I квартале был отмечен чистый отток капитала частного сектора в 23,1 млрд долл. США, то во II квартале он сменился на приток в 41,1 млрд долл. США. Но затем последовал нетто-отток в III квартале в 17,4 млрд долл. США. Таким образом, если по итогам января - августа 2008 г. в Россию пришло на 0,6 млрд долл. США капиталов больше, чем ушло, то в IV квартале чистый отток капитала частного сектора достиг 130,5 млрд долл. США, а в 2009 г. - 57,2 млрд долл. США.

5. Сальдо статьи "Ошибки и пропуски" в 2008 г. продолжало оставаться отрицательным и увеличилось по сравнению с 2007 г. еще на 2,6 млрд долл. США, что свидетельствует о том, что процесс "бегства капиталов" из РФ продолжается.

6. Кардинальному изменению подверглась статья "Изменение валютных резервов". Международные резервы Российской Федерации за год снизились впервые с 1998 г. И это стремительное сокращение также произошло в IV квартале. Если за январь - сентябрь 2008 г. валютные резервы РФ увеличились на 85,7 млрд долл. США, то в IV квартале того же года они сократились на 131 млрд долл. США, что практически совпадает с показателями чистого вывоза капитала частным сектором за этот период. Таким образом, сокращение золотовалютных резервов РФ за 2008 г. в целом составило 45,3 млрд долл. США. Процесс уменьшения международных резервов страны продолжился и в начале 2009 г., когда за первый квартал они сократились на 30,5 млрд долл. США. Но в дальнейшем некоторое улучшение ситуации на валютном рынке и повышение цены на нефть и нефтепродукты во второй половине 2009 г. привели к тому, что в целом международные резервы РФ за 2009 г. даже немного увеличились - на 3,4 млрд долл. США.