Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что значит профицит. Что такое профицит бюджета и что с ним делать

Финансы > Экономика > Положительные и отрицательные стороны профицита госбюджета

Госбюджет, как и любой другой, состоит из двух частей: доходов и расходов. Любое правительство стремится, чтобы обе части были в равновесии, которое на языке экономической науки называется балансом. Но на самом деле равновесия практически никогда не бывает. Поэтому необходимо знать, что такое дефицит и профицит, их плюсы и минусы.

Дефицит – ситуация, когда расходы превышают доходы, то есть, сальдо баланса получается со знаком минус. Такая структура чаще всего наблюдается у стран с развитой экономикой и возникает в связи с инфляцией. Дефицит свидетельствует о неустойчивости финансов и производства. Для того, чтобы уравновесить баланс, правительство ищет финансирование в своей стране и за ее пределами, что увеличивает долг государства.

Если говорить о том, что такое профицит бюджета, то его определение прямо противоположно определению дефицита – доходы превышают расходы. Что означает слово профицит бюджета? Это положительное сальдо. Плюс в подобной ситуации всего один – государство в состоянии выполнить все свои обязательства.

Что такое профицит государственного бюджета, чем он хорош или плох? Если профицит в госбюджете первичный, то из доходов вычитаются займы, из расходов – средства, потраченные на обслуживание долгов. При вторичной форме доходы покрывают все расходы, в том числе и те, которые требуются для обслуживания долгов государства.

Чем плох профицит бюджета?

Минусов гораздо больше, чем плюсов:

  1. избыток средств просто хранится, что приводит к их обесцениванию;
  2. уменьшаются возможности производственных предприятий, то есть финансы практически отнимаются у регионов;
  3. снижается эффективность работы органов власти в регионах.


Законодатели многих стран прекрасно понимают, что значит профицит бюджета, и принимают правовые нормы, запрещающие подобную структуру госбюджета. Что такое профицитный бюджет в условиях жесткой экономии? В этом случае ничего положительного нет, так как государство тратит недостаточный объем средств на финансирование материальных и финансовых активов и оплаты долгов.

Исключения составляют ситуации, когда большие доходы обусловлены экономным, рациональным использованием средств и сопровождаются достаточным финансированием на местах. Государство получает возможность создать стабилизационный фонд, который в последствии расходуется на социальную сферу.

Дефицит бюджета - это такое состояние государственной казны, когда доходов (даже с учетом заемных денег) не хватает на финансирование всех необходимых расходов.

Бюджетный дефицит - это превышение общей суммы государственных расходов над суммой полученных доходов. В обратной ситуации говорят о профиците бюджета.

Сам по себе, дефицит — не проблема, а скорее, отражение экономических процессов, происходящих в стране. Гораздо важнее, что конкретно является его причиной, и какими методами его покрывают. Уникальность госбюджета заключается в масштабе воздействия на экономику. Его возможности по распределению денежных потоков в разы выше, чем у любого хозяйствующего субъекта.

Структура доходов и расходов

Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика, то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.

Рисунок 1. Главные источники поступления доходов в ФБ и направления расходования.

Причины дефицита

Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:

  1. в результате резкого или внезапного роста военных расходов;
  2. снижения поступлений налогов в доходную часть при экономическом спаде;
  3. при расширении расходных статей и увеличении финансирования по ним;
  4. вследствие инвестиций в крупные проекты (строительство космодрома, Керченского моста);
  5. из-за ошибок планирования, неэффективности налоговой политики, коррупции.

К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.

Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.

Рисунок 2. Темпы роста расходов ФБ в 2014 г. по отношению к 2011 г. по отдельным направлениям, в %.

Финансирование дефицита

Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.

1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.

Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование, займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.

Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту. Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.

Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа, на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).

Рисунок 1. Размер внутреннего государственного долга РФ в 2011 - 2015 г.г., млрд. руб.

2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).

Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога.

Профицит государственного бюджета — это… Дефицит и профицит бюджета

При его превышении — ситуация выходит из под контроля.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка - 14,3%; Англия - 8,4%, Германия - 2,3%; Франция - 6,0%; Япония - 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Что такое профицит бюджета?

Каждый человек может так или иначе сформулировать, что такое дефицит бюджета. Это ситуация, когда денег в государственной казне гораздо меньше, чем нужно - то есть, доходов страны не хватает на то, чтобы покрыть все необходимые расходы. И конечно, не вызывает вопросов оценка ситуации - ничего хорошего в дефиците нет.

Что такое профицит бюджета?

Сложнее обстоит дело с профицитом. Разберемся, как выглядит профицит госбюджета на практике, а главное, попробуем понять - почему он скорее плох, нежели хорош.

Доходы, превышающие уровень расходов - профицитный бюджет

Профицит бюджета – это положение в экономике страны, когда денег в казне не просто хватает на все текущие нужды, но еще и остается излишек.

В одном конкретно взятом периоде государство может:

  • покрыть все внешние долги;
  • выплатить пенсии, зарплаты и пособия;
  • профинансировать все важные сферы от промышленности до обороны и образования.

И при этом казна не останется пустой - в ней по-прежнему будут средства.

На первый взгляд кажется, что такой ситуации в экономике можно только порадоваться. Но на самом деле у профицита есть отрицательные стороны. А именно:

  • снижается конкурентоспособность денежных средств, поскольку часть из них просто не принимает участия в обороте;
  • увеличивается нагрузка на бизнес - очень часто профицит создается именно за счет высоких налогов;
  • растет внешний долг - новые займы со стороны других государств тоже могут служить причиной профицита бюджета, однако рано или поздно по этим займам придется расплачиваться.

Но конечно, положительных сторон у профицита тоже немало. Например:

  • экономика страны начинает вызывать большее доверие у инвесторов со всего мира;
  • при возникновении форс-мажорных ситуаций в разных сферах жизни страны всегда есть запас средств для решения проблем;
  • профицит бюджета позволяет создать или увеличить стабилизационный фонд страны, ее «неприкосновенный запас» - либо пустить дополнительные средства на погашение внешних долгов.

В целом можно сказать, что профицит нельзя оценивать однозначно - многое зависит от конкретных обстоятельств. Иногда излишек бюджета - это плохо, иногда ситуация создает удобные условия для дальнейшего развития экономики. Однако идеальным экономическим положением все равно считается баланс между доходами и расходами - лучше, если они находятся примерно в равном соотношении друг с другом.

Федеральное агентство по науке и образованию

Воронежский Государственный торгово-экономический университет

Факультет "Финансы и кредит"

Контрольная работа по Бюджету РФ

Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета

Воронеж 2007

Введение 3

1 Понятие и сущность бюджета 4

2 Д ефицит и профицит бюджета 8

3 Сбалансированность бюджета : понятие и условия 11

4 Параметры федерального бюджета РФ 15

Заключение 18

Литература 20

Введение

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.

На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.

Проведение экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.

Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.

Рассмотрим в этой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.

1 Понятие и сущность бюджета

Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. В то же время, в распоряжении государства находится важный инструмент в виде узаконенной власти, которая способна устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся только к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.

Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов. Осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким, чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная фирма. Однако так или иначе государственные организации получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.

В ряде случаев государство намеренно использует цены, не покрывающие издержек на товары и услуги, производимые государственными организациями. Это обусловлено стремлением государства, стимулировать потребление благ, обладающих важными достоинствами для граждан (например, посещение музеев).

Сниженные цены продаж могут также служить обеспечению доступности предметов первой необходимости для лиц с низкими доходами (например, в отношении ценообразования на жилищные и коммунальные услуги). В подобной ситуации убыточность деятельности государственных предприятий оправдывается перераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот. Поэтому для покрытия убытков, предоставления льгот и субсидий государству необходимы финансовые средства. Еще большая потребность в средствах определяется тем, что многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке. Это касается, в частности, социальных программ, например пенсионных, и создания чистых общественных благ.

В силу полного отсутствия или в пределах средней нормы прибыли для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для частного сектора. И тогда для реализации способности государством взять на себя выполнение соответствующих функций используются перераспределительные механизмы - принудительное изъятие части доходов.

Для этих целей основным источником денежных средств у государства является налогообложение. Государство обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует. Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и т.д.

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.

Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление связано с тем, что любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.

С одной стороны, отличительная особенность бюджета состоит в том, что он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения и потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.

В бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированием государства.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов.

Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Рассмотрим более подробно вопросы дефицита и профицита бюджета.

2 Дефицит и профицит бюджета

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются.

Профицит (Surplus) — это

Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

  1. Бюджетный Кодекс РФ

    Кодекс >> Финансы

    … Российской Федерации. Раздел IV. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ Глава 12. ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА И ПОРЯДОК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Исключена … бюджета . К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета , общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета

  2. Государственные и муниципальные финансы (5)

    Учебное пособие >> Финансовые науки

    бюджета . Федеральный бюджет РФ: макроэкономическое значение, структура доходов, приоритеты и структура расходов, проблемы сбалансированности (дефицит , профицит … в макроэкономической сбалансированности , профиците бюджета , сокращении государственного …

  3. Курс лекций по Бюджетному праву

    Реферат >> История

    … доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов ; сбалансированности бюджета ; эффективности и экономности (результативности и … представительных органов муниципальных образований); дефицит (профицит ) бюджета ; верхний предел государственного …

  4. Сравнительный анализ структуры федерального и местного бюджета

    Дипломная работа >> Финансы

    … 5. Сбалансированность бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован , т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов … расходов вдвое сокращает дефицит бюджета всего на пять … рублей (16% ВВП), профицит федерального бюджета в сумме 1632,8 млрд. …

  5. Шпаргалка по Бюджету

    Шпаргалка >> Финансы

    … и расходов бюджетов , бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета ; эффективности и … Дифицит (профицит ) бюджета -428026,3 18. Местные бюджеты : виды … статьям классификации доходов бюдже­тов ; расходы; де­фицит бюджета и источники его …

  6. Финансы, деньги и налоги

    Шпаргалка >> Финансовые науки

    профицит бюджета ). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета , то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета дефицит федерального бюджета : понятие, предельное значение, источники финансирования Сбалансированность бюджета

Хочу больше похожих работ…

Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», ко­шелек для помещения, хранения, извлечения денег, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которы­ми располагает любой экономический субъект . Бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступление и расходование в течение опреде­ленного периода, чаще всего одного года. Государственный бюджет страны представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударст-венного фонда денежных ресурсов. По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денеж­ные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода. Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

Стимулирование научно-технического прогресса;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств. Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хо­зяйства и на выполнение функций государства. Расходы правительства представ­ляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей. Трансфертные платежи- это выплаты, перераспределя­ющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков. Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального вы­полнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы. Для поддержания стабильности в экономике правительство стремится к тому, чтобы дефицит гос­бюджета не превышал 10% ВВП страны. Природа дефицита госбюджета различна:

Дефицит может быть связан с необходимостью осуществле­ния крупных государственных вложений в развитие экономики. Дефицит может возникать в результате чрезвычайных об­стоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА (сюжет обстабфонде) - положительное сальдо бюджета, превышение доходов над расходами.

Профицит бюджета – это превышение текущих доходов гос-ва над расходами .Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявляющегося в ус-виях перехода к рыночной эк-ки России – это низка эффективность произ-ва, значительные соц. расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность струк-ры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хоз-ных связей в связи с распада бывшего единого союзного гос-ва. Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие произ-ва, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хоз-ва и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

Профицит бюджета — это превышение поступлений в бюджет над расходами, то есть достижение положительного сальдо.

Чаще специалисты оперируют определением «первичный профицит» (рассчитывается без учета стоимости обслуживания государственного долга). Первичный профицит показывает, что часть доходов идет на погашение государственного долга

Вторичный дефицит включает выплаты по всем заимствованиям.

Наиболее значимый показатель — отношение профицита к ВВП. Например, по итогам 2017 года максимальный профицит отмечен в Тувалу (островное государства в Тихом океане) — 25,6% ВВП. Палау - другое государство этого региона в этот же году показывало профицит в 8,8%, традиционно показывает профицит Норвегия, в 2017 году — 4,2%. Часто профицит показывают государства крупные поставщики сырья в периоды повышения цен на предмет своего экспорта.

В Евросоюзе профицит бюджета в 2017 году отмечен также на Мальте (3,9%), в Беларуси (2,9%), на Кипре (1,8% ВВП), в Чехии (1,6%), в Греции и Хорватии (по 0,8%), в Болгарии (0,9%), в Германии и Швеции (по 1,3%). Видно, что профицит бюджета демонстрируют страны с разным укладом экономики и уровнем благосостояния, однако большинство стран с профицитным бюджетом невелики.

Профицит нельзя признавать безоговорочным плюсом для страны, поскольку чреват нехваткой свободных оборотных средств в экономике . Английский экономист Джон Мейнард Кейнс считал: контролируемый дефицит нужен.

В России по закону бюджет утверждается без профицита.

Принцип сбалансированности бюджета

В идеале запланированные и утвержденные расходы и доходы должны быть равны (то есть следует стремиться к нулевому сальдо). По большому счету несбалансированный бюджет, предполагающий, что расходов будет больше, нежели поступлений, вообще нельзя называть бюджетом, ведь выполнить его априори нереально.

Дефицит как таковой не свидетельствует о несбалансированности, если удалось приблизить бюджетные поступления к расходам.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Среди факторов, способствующих появлению дефицита бюджета, — вынужденное увеличение расходов (например, из-за необходимости перестраивать экономику, интенсивно развивать промышленность), неэффективность финансовой и налоговой систем . К дефициту бюджета ведут войны, революции, серьезные катастрофы, массовый наплыв беженцев, а также коррупция. Негативно влияет и продвижение социальных программ, которые не обеспечены денежными ресурсами.

У подавляющего большинства развитых стран обычно есть дефицит бюджета.

В США таковой в 2017 году составил 666 млрд. долларов (3,5% ВВП), (финансовый год заканчивается там 30 сентября). Дефицит бюджета вырос в сравнении с 2016 годом, но ниже чем предполагается в 2018 году.

Что касается стран Еврозоны, то минимальный дефицит в 2017 году зафиксирован в Ирландии и Эстонии (0,3% ВВП), в Латвии (0,5%), в Финляндии (0,6%). Наихудшие показатели в Португалии (3%) и Испании (3,1%).

Финансирование дефицита бюджета

  • денежное (кредиты центрального банка — к этому способу прибегают исключительно редко, ведь в такой ситуации растет инфляция и начинает давать сбои механизм нормального ценообразования; печальное последствие — дешевеет национальная валюта);
  • долговое (выпуск доходных обязательств — после запланированного периода обращения на фондовом рынке их погашают; минус — мало средств идет в реальный сектор).

Чтобы уменьшить бюджетный дефицит, нередко проводят секвестрование: до конца года сокращают расходы по всем статьям на одну и ту же величину в процентах.

Дефицит и профицит бюджета Беларуси

По итогам 2017 года в Беларуси был зафиксирован профицит бюджета в 3,1 млрд. рублей или 2,9% ВВП.

Профицит обычно не возникает спонтанно, хотя и такое случается иногда при неожиданном росте экономики, резком повышении цен на производимые в стране полезные ископаемые и др. Чаще всего профицит сознательно закладывается в бюджет государственной властью. Для этого есть несколько распространенных причин:

  • запланированное или ожидаемое падение доходной части бюджета в следующие годы;
  • аккумулирование средств на масштабные государственные расходы: строительство, государственные программы в области медицины, образования и др.;
  • сбор денег на выплату крупных внешних или внутренних займов;
  • создание государственного резервного фонда.

Последний вариант выбрала такая экономически благополучная страна как Норвегия. В период высоких цен на нефть был создан государственный фонд равный годовой величине норвежского ВВП.

При формировании бюджета Республики Беларусь на 2018 год предполагалось, что государственный профицит составит 0,6%-0,7% по итогам года. В первом полугодии 2018 фиксировался текущий бюджетный профицит на уровне 6%-7%, однако это лишь оперативные данные, без учета уже запланированных, но еще не сделанных расходов.

Заранее определить реальную величину профицита (или дефицита) по итогам 2018 года не представляется возможным, но можно высказать предположения от целях накопления государством свободных денег.

Беларуси в ближайшее время потребуются значительные финансовые активы для текущих платежей по внешним долгам. Для Республики особенно важно точно в срок и в полном объеме исполнять свои долговые обязательства, это вопрос не только имиджа, но и перспективы будущих заимствований.

ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

Цель занятия – изучение дефицита и источников его покрытия, а также изучение профицита и особенностей его распределения

    Бюджетный дефицит и способы его снижения

Сокращение доходов государственного бюджета в период . (инфляция, спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров)

Рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами

В государственном секторе.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин.

Во-первых, объём государственных расходов очень велик, многие из них не подлежат сокращению, снижение других затрагивает интересы различных групп населения, а находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно

Способы финансирования бюджета:

    Дополнительная денежная эмиссия

    Экономия бюджетных расходов

    Увеличение налоговых ставок

    Увеличение цен на товары и услуги государственных предприятий

    Внутренние государственные займы.

    Получение международных кредитов (ведет к увеличению внешнего долга государства)

    Сдача золотовалютного резерва в залог кредита

    Продажа государственной собственности (недвижимость, территории)

    Конфискация средств со счетов физических и юридических лиц (банковские счета)

На практике универсального способа снижения бюджетного дефицита не существует.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. (Так было, например, в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме.) Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Теоретически бюджетный дефицит может стимулировать развитие экономики, но в истории пока таких случаев не было.

Бюджеты подавляющего большинства государств мира являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может привести к экономическим и социальным кризисам, возникающим за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

    Бюджетный профицит и его распределение

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит .

Профицитом бюджета называют ситуацию при которой уровень государственных доходов выше уровня государственных расходов. Т.е. возникновение дополнительных средств в бюджете.

Профицит может возникнуть по различным причинам (как внешним, так и внутренним).

Основные причины возникновения профицита :

    Профицит в следствие роста цен на различные виды энергоносителей на мировых рынках. (в том числе и на нефть) (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 2000 г) Т. е изменения цен на определенные виды товаров и услуг на мировом рынке могут дать стране дополнительную прибыль, собственно благодаря чему профицит и образуется.

    Самой благоприятной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост (экономический профицит). Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных предприятий приносит чистый доход .

    Благоприятно сложившаяся конъюнктура товаров на мировых рынках , но поскольку конъюнктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются такой профицит является недолговременным.(спрос и предложение)

    Налоговый профицит возникает в результате повышения государством налоговых ставок.

    Нормативный профицит бюджета он иногда закладывается непосредственно в бюджет, т. е. он может быть спрогнозированным, когда собранные средства превышают сумму запланированных расходов, но составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Профицит не является абсолютно положительным явлением. Т.к экономический цикл всегда развивается по синусоиде и пик экономического подъёма может являться предвестником экономического спада т.е. будущего кризиса экономики.

Направления распределения профицита бюджета:

    выплата государственного долга

    создание и стабилизация финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита, на покрытие заранее известных расходов и на непредвиденные расходы государства.

    финансирование отдельных статей расходов бюджета

    строительство объектов государственного значения

    улучшение и развития отдельных территорий

    финансирование отдельных целевых проектов и программ

На практике универсального способа распределения бюджетного профицита не существует.

Итак, увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Отрицательные стороны профицита государственного бюджета:

    если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой нехватку финансовых ресурсов на уровне государства;

    по причине дисбаланса заемных средств возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит проявляющийся как доходы от получаемых кредитов;

    несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;

    налоговая нагрузка действительно слишком велика, и налогоплательщики вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

    сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Что такое бюджет?Начнём, пожалуй, с определения слова «бюджет». Государственный
бюджет представляет собой некую отчётность, куда входят расходы и
доходы страны за текущей промежуток времени. В эту отчётность
входят и каналы поступления финансов и те нужды на которые они
тратятся. Гос. бюджет делится на две взаимодополняющие части
«расходную» и «доходную». В расходную входят цели финансируемые
государством, а в доходную источники финансов.

Что такое профицит бюджета?

Определение данного понятия
содержится в переводе термина с
латинского языка. Дословно - рост и
повышение. Повышаться может что
угодно: уровень витаминов в
организме, количество товаров в
магазинах. Но в нашем случае речь
идет о гос. бюджете, поэтому
несложно догадаться, что профицит
государственного бюджета – это
явление, при котором уровень
доходов государства превышает
расходы.

Что происходит при профиците?

Государственный бюджет бывает трёх типов
1.Если доходы равны расходам, это самый
лучший статус бюджета, такой бюджет
называется сбалансированный.
2. Если доходы больше расходов –
профицитный
3. Если доходы меньше расходов дефицитный.

Как это работает?

Так выглядит
сбалансированный бюджет:
А вот так выглядит
профицитный бюджет:
доходы
доходы
расходы
расходы

Причины профицита

Профицит государственного бюджета – это
вовсе не всеобщая гармоничная экономия
местных граждан, а результат чрезмерного
уровня налогов, хотя это тоже вопрос
спорный. Просто государство не успевает
тратить все поступившие денежные
средства от плательщиков, отчего и
возникают излишки, оседающие в доходах.

А профицит это хорошо?

Хорошо это или плохо, однозначно сказать
нельзя. По этому поводу неустанно спорят
политики и экономисты: кто-то говорит о
том, что в тонусе население держать может
только лишь обратное от профицита
явление – дефицит, кто-то же утверждает
обратное, ну а мы с вами попробуем
разобрать плюсы и минусы этого явления.

Плюсы профицита:

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита зачастую
ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же, ведь лишний
доход куда лучше, чем когда его и вовсе нет. Несомненно,
положительные стороны в этом явлении присутствуют:
при составлении плана на следующий год всегда оставляется
запас на непредвиденные расходы в виде возникающих
чрезвычайных ситуаций и природных катаклизм.
доходные излишки не оседают где-то в резервах для
дальнейшего обесценения, а закрывают проблемные места
государственного регулирования: это может быть погашение
внешнего долга, благотворительность и многое другое.
растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает,
местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие

Минусы профицита

Удивительно, но не всё в профиците так уж хорошо (хотя казалось
бы…). На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой
расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше,
когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета
одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное.
Сейчас докажу:
если доходов в стране больше, нежели расходов, это означает, что
часть денежных средств попросту изымается из оборота, и все это
влечет за собой снижение уровня их естественной
конкурентоспособности.
иногда отрицательные стороны до безобразия банальны:
несбалансированность государственных средств может возникать
вследствие неумелой внутренней политики
налоговая нагрузка действительно слишком велика, и
предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить
внешние долги государства.

Как профицита избежать?

Я думаю, что если бы люди нашли ответ на этот вопрос, то
вскрыли бы одну из тайн вселенной, а она этого не
допустит, так что вряд ли на это есть ответ. Одно можно
сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все
сбалансировано, но подобное, увы, на практике
встречается редко, но, кто знает, может кто-то из вас
сможет добиться этого, ну или хотя бы попытается…

Так к чему я тут развела демагогию?

Итак, мы с вами ответили на много вопросов и прояснили
ситуацию в общем, мы поняли, что профицит не идеален,
разобрали его плюсы и минусы, докопались до его причины и
даже дали определение слову бюджет, отличная работа, леди и
джентльмены! Но вернёмся всё же к главному вопросу: «может
ли бюджет быть профицитным?» Повторимся, да, может и для
этого нужно только один раз не правильно расчитать…

Я очень надеюсь, что вам было интересно,
за время пока я готовила этот доклад я
вместе с вами многому научилась и многое
поняла. Кому-то эта информация была
полезной, кому-то не очень, но я искренне
надеюсь, что она была простой для всех.