Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Эмиссия денег и ее виды: кто осуществляет эмиссию денег в России? Рубль против доллара: может ли россия запустить свой печатный станок, как ссср

Невозможно представить современное общество без денег как необходимой части хозяйственного оборота. Для обеспечения непрерывно растущих требований рынка их необходимо постоянно выпускать:

  • в виде денежных банкнот и монет;
  • в виде безналичных денег (кредитов);
  • как разновидности ценных бумаг (облигации, векселя).

Что такое эмиссия денег

Определение эмиссии означает процесс «производства» новых денег, как важнейшего элемента финансовой системы государства.

Безналичный вид эмиссии происходит при предоставлении банками ссуд заемщикам. При этом процессе увеличивается масса безналичных денег на рынке. Если вкладчик снимает наличные со счета в банке – оборот растет за счет наличности. Соответственно, оборот наличных и безналичных средств уменьшается, если вкладчики гасят свои кредиты тем или иным способом. Эмиссионная система государства – это процесс выпуска, а также обращения на рынке национальных денег, регламентируемый законодательством.

Современные тенденции экономического развития стран с рыночными принципами привели к развитию и значительному преобладанию в их общем денежном обращении доли безналичных денег при параллельном уменьшении наличности.

Понятие эмиссии

Этот термин сформировался из латинского слова emissio, что значит выпуск, соответственно в сочетании со словом «деньги» он обозначает выпуск в экономику денег или ценных бумаг. Но в данном случае этот перевод не вполне отражает суть. Следует знать, что значение выражения «эмиссия денег» не означает буквально выпуска денег. Создание эмитентами (производителями денежной массы) новых денег не обязательно провоцирует увеличение общего денежного объема в стране в силу того, что в экономике параллельно идут и непрерывные обратные операции – закрытия счетов, изъятия вышедших из употребления купюр, выплата долгов по кредитам. При этом осуществляется не эмиссия, как таковая, а происходит лишь перераспределение структурных элементов денежного оборота. Процессы, отражающие эмиссию, в любом их варианте означают увеличение общей денежной массы в экономике страны, а их неконтролируемые последствия всегда чреваты негативными тенденциями .

Каждая страна устанавливает свои схемы эмиссии, регламентирующие ее величину, норму и формы обращения, правила выпуска наличности. Экономически развитые страны устанавливают главенствующую роль центробанка в этом процессе.

Правила эмиссии в РФ

В России сформировались следующие основные элементы эмиссионной политики:

  1. Обеспечение рубля золотыми активами или чем-либо другим не предусматривается.
  2. Рубль является платежным средством, утвержденным законом, обязательным для всей территории страны.
  3. Печатание наличных денег и организация их ввода в экономику страны является сферой деятельности исключительно Центробанка России.
  4. Центробанк выступает единоличным и безусловным гарантом всей наличности в стране, обеспечивая ее лишь своими активами.
  5. Запрещаются наложения любых ограничений в процедурах обмениваемости – для замены банкнот или монет на новые деньги допустимый срок их изъятия определяется продолжительностью не менее года. Верхний предел ограничивается пятью годами.

Эмиссионные процессы: распределение ролей

Разделение эмиссии денег в зависимости от вида эмитента (создателя денег) определяется следующей схемой:

Центробанк:

  • выпускает банкноты - денежные знаки;
  • выполняет функцию приобретения казначейских билетов и выпускает против них банкноты для баланса;
  • производит контроль за выпуском ценных бумаг коммерческими банками, ведет их учет и переучет, выпуская против векселей свои деньги;
  • покупает иностранную валюту, выпуская параллельно собственную против неё.

Казначейство:

  • осуществляет выпуск казначейских билетов;
  • производит разменные монеты.

Коммерческие банки:

  • осуществляют выдачу кредитов (кредитных денег) экономическим агентам в качестве государства, предприятий, иностранных компаний, частных лиц.

Виды эмиссии и ее порядок

Различают следующие виды эмиссии:

  1. Денежную.
  2. Депозитно-чековую.
  3. Ценных бумаг.

При становлении финансовых систем монополия на эмиссию принадлежала государству. Однако с возникновением коммерческих банков внедрились в экономику и кредитные деньги, представленные чеками и векселями. В свою очередь, для переучета векселей главные банки вынуждены были запустить выпуск банкнот, стабилизирующих состояние финансового рынка.

В результате сформировалась финансовая ситуация, в которой государство обеспечивает собственные расходы посредством выпуска новых денег, а банки – посредством выдачи кредитов, то есть безналичных средств. Отсюда и происходят виды эмиссии – государственная эмиссия означает бюджетную или казначейскую, а банковская, соответственно – кредитную.

Если производство новых денежных знаков и увеличение оборота посредством их сегментов рынка находятся, согласно законодательству РФ, исключительно в ведении Центробанка, то кредитную или депозитно-чековую эмиссию, являющуюся основой безналичного оборота, проводят коммерческие банки, имеющие на это право. Выпуск ценных бумаг осуществляется органами власти, государственными структурами, а также частными компаниями, обладающими таким правом.

Следует различать первоначальную эмиссию и вторичную.

  1. При первичной форме безналичные средства (кредитные деньги) вводятся в оборот путем фиксирования на счетах банков, при получении кредитов. Общая масса безнала в стране определяется суммами кредитных денег.
  2. Вторичная эмиссия наблюдается, когда банки обналичивают банковские счета, то есть выпускают деньги в наличной форме, или другими словами - превращают безналичные средства в наличные.

Денежная эмиссия

Денежную эмиссию, то есть эмиссию рублей, еще называют фидуциарной . Если ранее выпуск банкнот в стране осуществлялся только в случае покрытия его золотым запасом, то сейчас этого не требуется.

Так как деньги являются важным фактором, напрямую влияющим на благополучие общества, то доход от их производства (эмиссии) должен оставаться у государства. Как правило, Центробанк регулирует выпуск кредитных карт, а казначейство – банкнот (казначейских билетов), ценных бумаг, монет.

Правовое регулирование как эмиссионного процесса, так и изъятия наличности из обращения, осуществляет в монопольном порядке Совет директоров Центробанка России.

Выпуском банковских банкнот, а также, монет может заниматься только специализированное учреждение – монетный двор. В России их два: в Москве и Санкт-Петербурге, и объединены они в ОАО «Гознак». Здесь же чеканятся медали, памятные знаки, значки. Векселя, облигации, паспорта, прочие важные документы, предполагающие высокую степень защищенности от подделок, печатаются в одной из двух специализированных типографиях при монетных дворах. Это очень высокотехнологичное и уникальное производство, процессы которого контролируются жестким регламентом.

Эмиссия безналичных денег

Первый этап эмиссии безналичных денег наблюдается тогда, когда происходит выдача главным банком (Центробанком) сумм кредитов другим финансовым учреждениям по ставке рефинансирования, которые оседают на их корреспондентских счетах. У Центробанка остается сумма выданных кредитов, которая погашается при их возврате.

Безналичные деньги могут выдаваться в виде кредитов всеми банками, имеющими лицензию, однако, это не может осуществляться без контроля Центробанка. Объемы переводов между банками строго регламентируются – не допускается их превышение над средствами корреспондентского счета банка.

В случае недостатка средств банки обычно меняют ставки рефинансирования. Увеличенная масса денежного оборота из-за возрастающего кредитования называется эффектом банковского мультипликатора, провоцирующего негативные экономические ситуации.

Схема денежной эмиссии банковской системы

В современной экономике удельный вес банковских депозитов по отношению к общей денежной массе достигает уровня 70-90% в различные периоды. Эти счета создаются самими банками при кредитовании. В результате в последнее время складывается ситуация, когда рост денежных ресурсов значительно опережает рост ВВП, что расшатывает экономику и провоцирует возникновение финансового кризиса.

Обратный процесс – уменьшение кредитных денег осуществляется при погашении кредитов.Если этот процесс не обеспечивается адекватным объемом эмиссии, то наблюдается процедура ее ликвидации – так называемое кредитное сжатие.

Эмиссия ценных бумаг

Целью выпуска ценных бумаг является привлечение в экономику дополнительных средств. Законодательство разрешает заниматься их выпуском не только органам власти и государству, но и частным организациям. Ценные бумаги по своей сути являются особым финансовым инструментом, ориентированным на выполнение определенных задач. Это могут быть:

  1. Привлечение в бизнес дополнительных средств.
  2. Формирование первоначального капитала акционерного общества. Это довольно частая цель эмиссии, при которой формируется целая партия ценных бумаг.
  3. Пополнение собственного капитала не заёмными или заёмными инвестициями.
  4. Привлечение валютных средств иностранных компаний.

В любом государстве происходит непрекращающееся перетекание наличных денежных средств в безналичные и наоборот. Если от организации финансовой структуры государства в значительной степени зависит стабильность экономики, то любой участник рынка, в том числе и каждый из нас, сможет оградить себя от многих неприятностей, будучи финансово грамотным, в том числе и в вопросе, что такое эмиссия денег.

Предыдущая страница

Эмиссию рубля , согласно закону, осуществляет только Банк России. И он же, согласно тому же закону, не может давать кредиты государству. Как же осуществляется эта эмиссия, как рубли вводятся в обращение? Очень просто - путем покупки иностранной валюты на бирже.

Работает эта система так;

* Россия продала на мировом рынке некий товар;

* в страну поступило 100 долларов;

* Центральный банк покупает эти доллары на бирже;

* доллары попадают в золотовалютные запасы ЦБ РФ;

* в экономику попадает 3000 рублей.

Иными словами, иностранная валюта попадает в страну только через биржу. А там ее продают, и соответствующее количество рублей «впрыскивается» в российскую экономику. Соблюдается некий негласный для населения паритет.

Паритет между количеством долларов в ЗВР и количеством рублей в экономике. Вот цена на нефть пошла вверх. За тот же товар Россия получает уже не 100, а 110 долларов. Паритет нарушен, и ЦБ его исправляет.

Он снижает курс доллара, покупает их дешевле и впрыскивает в экономику страны меньшее количество рублей за один пришедший в страну доллар.

При снижении цены на нефть происходит обратный процесс: ЦБ увеличивает курс доллара. Теперь за один пришедший доллар эмитируется меньшее количество нашей валюты. Внимательно следит за общим объемом рублевой массы именно Центральный банк.

Ведь согласно закону о ЦБ именно руководящий орган Центрального банка - Совет директоров - принимает решение «об общем объеме выпуска наличных денег» (Глава III, статья 16)

Иными словами, существует зависимость и жесткая привязка денежной массы внутри России и долларовой массы, которую Россия получает извне. А это значит, что мы уязвимы. Мы не до конца самостоятельны.

Почему же ЦБ сохраняет паритет между количеством долларов в ЗВР и общим объемом эмиссии рублей? Потому что Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board» (Якунин В. И. Новые технологии борьбы с российской государственностью. Издательство Научный эксперт, 2009).

Это нужно потому, что любая страна - член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться.

Без этого не берут в МВФ. Без этого и не возьмут в «цивилизованное человечество».

А в итоге... денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей.

То есть, вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта природных ресурсов. Вот почему при падении цен на нефть рушится всё и вся. Дело вовсе не в недоборе налогов от продажи самой нефти.

Дело все в том, что в экономике ведь исчезают рубли. А уже потом падает торговля, строительство, урезаются зарплаты, и встает весь производственный процесс.

Важно понимать, что золотовалютные резервы страны не являются «резервом» государства. Эти деньги нельзя тратить. Они должны лежать в «кубышке» ЦБ просто для того, чтобы ЦБ мог печатать рубли. Золотовалютные резервы не приносят государству и народу никакой пользы.

Их функция совершенно другая - это гарантии, которые нельзя тратить, чтобы можно было эмитировать рубли.

Почему нельзя тратить ЗВР, тоже понятно - завтра продадим доллары для покрытия внешнего долга страны, а напечатанные под них рубли останутся. Баланс нарушен. Это не по правилам. Так нельзя.

Наглядный пример: Путин выплатил внешний долг России. За это ему огромное спасибо - обрезал одну финансовую веревочку, за которую дергали мировые кукловоды. Пока только одну, но пока другая осталась. Причем сделал все «по правилам».

Внешний долг был выплачен из Стабилизационного фонда , который на самом деле является собственностью государства (А вот сегодня формально Стабфонда нет. А есть Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Вложены они в те же самые «инструменты», то есть облигации США и другие абстракции. Можете убедиться в этом сами: www.minfin.ru/ru/reservefund/; wwwl.minfin.ru/ru/nationalwealthfund).

Денег золотовалютные резервы ЦБ на выплату внешнего долга не тратили. Почему? Нельзя! Почему нельзя? Потому что в 1944 году в городе Бреттон-Вуд были подписаны международные соглашения, определившие дальнейшее развитие человечества.

О бреттон-вудских договоренностях и обо всем, что произошло в финансовом зазеркалье с той поры, мы поговорим в другой главе.

Сейчас же давайте поудивляемся дальше, читая закон о Центральном банке. Там есть много другого, куда более важного. Мы вновь подходим к главному вопросу: кто же управляет Центральным банком России? Кому он подчиняется? Похоже, что никому. По крайней мере, никому в России. Статья 1 закона вполне однозначна:

«Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Последняя надежда на обнаружение «государственности» нашего ЦБ - посмотреть порядок формирования органов его управления. Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».

«Статья 12. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации… Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации».

Разобрались? Президент РФ представляет, Дума назначает. Она же снимает главу ЦБ с должности. Нет, все еще только начинается.

Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы чисто теоретическая. Чтобы в этом убедиться, надо лишь дочитать статью 12 до конца.

«Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной
заключением государственной медицинской комиссии;

3) личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим
в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы,
связанные с деятельностью Банка России».

Выходит, что если председатель ЦБ:

1) здоров как бык,

2) его полномочия еще не истекли,

3) уходить сам не собирается,

4) кошельки у старушек не ворует,

5) соблюдает федеральное законодательство (то есть не дает кредиты
своей стране) - то снять голубчика совершенно невозможно.

Он может даже и кошельки у старушек воровать - пока нет приговора суда, не уволить его Государственной Думе. И президент России что-либо сделать бессилен.

Любопытно, правда? Разве глава предприятия, назначивший финансового директора, не может снять его простым приказом и назначить нового? Или обязан ждать четыре года? Или приговора суда? Или медкомиссию создавать?

Нет, в реальной жизни руководитель компании волен как назначать, так и снимать с должностей своих подчиненных. Глава государства в России - это президент.

Все остальные госслужащие являются его подчиненными, которыми он руководит не напрямую, а посредством министров, губернаторов, мэров, генералов и адмиралов. И только руководитель Центрального банка вне пространства и времени.

Президенту его не снять и не уволить. А в случае чего банкир пожалуется на президента в международный суд. И ведь должность главы Центрального банка действительно ключевая!

«Статья 23. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами».

Там, кроме ЗВР , лежит… и весь российский бюджет. И на счетах ЦБ находится и то, что раньше составляло единый Стабилизационный фонд.

«Резервный фонд и Фонд национального благосостояния размещаются на счетах ЦБ РФ по учету средств этих фондов в иностранной валюте в Москве» (на сайте МинФина www.mirifin.ru/ru/official/index. php?pg4=34&id4=5631).

Вы не ошибетесь, если скажете, что Центральный банк - это наше всё. В том смысле, что все средства страны сосредоточены именно в нем. И вот этот ключевой «департамент» не подотчетен государству?! Вы понимаете, что это означает?

Присмотревшись, мы увидим в схеме контроля российских финансов следы компромисса, достигнутого российской властью и всевластными банкирами. Напомню, что Стабилизационный фонд, о котором столько говорили, был поделен на две части: их назвали Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.

Так вот, средствами первого управляет ЦБ, то есть «не государство», а средствами второго - Минфин, то есть правительство, то есть государство…

«Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Подотчетность Банка России Государственной Думе означает: назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России».

И это вся подотчетность? Но мы же только что разобрали, что она мнимая, что главу ЦБ не уволить без его согласия и желания. Не снять, кстати, и других добрых банкиров-молодцев из ЦБ.

«Статья 13. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности: по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России; до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России».

То есть досрочно уволить строптивого коллегу может только председатель ЦБ. Ведь для досрочного увольнения банкира - члена Совета директоров ЦБ - нужно представление председателя.

Сама Госдума не может уволить банкиров, если председатель ЦБ этого не хочет. Так как же можно говорить, что ЦБ подотчетен Госдуме?..

Когда читаешь закон о Центральном банке, в голове постоянно крутится один вопрос: когда же и кто принял такой очевидно кабальный для России документ? Путин в 2002 году, если судить по названию (Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ)? Нет. Закон видоизменялся и дополнялся.

А его самая первая версия была принята еще в 1990 году, когда на кремлевских башнях реял алый флаг СССР с серпом и молотом. Борис Ельцин с огромным перевесом выиграл выборы лета 1990 года и стал первым президентом России.

А затем, через полгода своего президентства, 2 декабря 1990 года, он подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1).

Если вам лет сорок или больше, то вы помните те выборы. Помните лето 1990 года? Радость, надежда на перемены. Помните свой тогдашний энтузиазм? «Мы ждем перемен», - пел тогда Виктор Цой. И мы все этих перемен ждали. И вот они настали.

Еще единая страна жила и надеялась, а задел для ее распада и перехода под контроль мировой банковской верхушки уже готовился. Борис Ельцин при «живом» Советском Союзе подписал документ, создававший неподконтрольный государству эмиссионный центр.

Включая третью часть статьи № 1 той первой редакции этого вреднейшего для России закона: «Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти».

До этого в СССР система финансов была построена на принципах здравого смысла. Финансовой сферой заведовал Совет министров СССР - то есть Правительство. Органом, выполняющим все указания Правительства СССР по руководству денежной системой, являлся Государственный банк, наделенный правом совершения эмиссионных операций. Это был прямой антипод нынешнего ЦБ.

Он выполнял распоряжения Правительства, разрешения Государственного банка не нужно было спрашивать, его руководителей назначали решением Совета министров и снимали аналогичным образом.

Госбанк не имел права подавать в иностранный суд. Количество, сумму необходимых для экономики страны денег определял Совет министров, а Госбанк их только эмитировал.

Деньги в СССР выпускались трех видов: билеты Государственного банка СССР, государственные казначейские билеты и металлическая монета. Между банковскими и казначейскими билетами существовало различие юридического характера.

Только банковские билеты обеспечивались золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка, о чем гласила надпись на купюрах достоинством от десяти рублей и выше.

Рубль, три и пять (казначейские билеты) имели другую надпись, они обеспечивались «всем достоянием государства», то есть не имели золотого содержания.

В реальной жизни граждане СССР об этих нюансах понятия не имели, никакой разницы между двумя видами советских денег не было. Денежные знаки всех видов выпускал в обращение Государственный банк СССР.

Понимал ли Ельцин в 1990 году, что делает? Уверен, что нет. Безграмотность населения СССР в вопросах финансов была поразительна.

Но тогда это было нестрашно - ничего сложнее облигации государственного займа и вклада в сберкассе советским людям в финансовой сфере видеть не приходилось. Беда в том, что не менее безграмотной была элита. И закончилось это катастрофой.

Понравился материал? Добавьте страницу в закладки!

June 5th, 2012

Очень часто слышу утверждения, что ЦБ РФ эмитирует рубли только на сумму имеющихся у него золото-валютных резервов (ЗВР). То есть по мере роста ЗВР увеличивается и рублёвая масса внутри страны. Если же ЗВР прекращают свой рост или сокращаются, то соответственно замораживается или сокращается денежная масса в России, независимо от потребностей нашей экономики. Я решил проверить данное утверждение. Для этого мною была составлена следующая таблица:

01.01.02 01.01.03 01.01.04 01.01.05 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.01.11 01.01.12
ЗВР ЦБ РФ, млрд.долл.США 36,6 47,8 79,9 124,5 182,2 303,7 478,8 426,3 439,5 479,4 498,6
Курс,руб./долл.США 30,14 31,78 29,45 27,75 28,48 26,45 24,44 29,39 30,19 30,35 32,20
Денежная масса (М2), млрд.р. (расчётная) 1 103,7 1 519,1 2 354,5 3 455,9 5 190,6 8 032,6 11 700,3 12 529,1 13 264,8 14 549,4 16 054,6
Денежная масса (М2), млрд.р. (фактическая) 1 609,4 2 130,5 3 205,2 4 353,9 6 032,1 8 970,7 12 869,0 12 975,9 15 267,6 20 011,9 24 543,4
Превышение М2 фактической над расчётной, млрд.р. 505,7 611,4 850,7 898,0 841,5 938,1 1168,7 446,8 2002,8 5462,5 8488,8
Превышение М2 фактической над расчётной, в % 46% 40% 36% 26% 16% 12% 10% 4% 15% 38% 53%
ВВП РФ в текущих ценах за предыдущий год, млрд. руб. 8 944 10 819 13 208 17 027 21 610 26 917 33 248 41 277 38 807 45 173 54 586
Отношение М2 (фактической) к ВВП 18,0% 19,7% 24,3% 25,6% 27,9% 33,3% 38,7% 31,4% 39,3% 44,3% 45,0%
Источники:
ЗВР ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/?C_mes=01&C_year=2002&To_mes=04&To_year=2012&x=18&y=10&mode
Курсы валют: http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx
Денежная масса (М2) (фактическая): http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/MS.asp?Year=2002
ВВП РФ: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#

Для понимания данного вопроса нам необходимо сравнить М2 расчётную, получаемую путём пересчёта ЗВР в рубли по текущему курсу, с М2 фактической. Как мы видим из таблицы, по состоянию на 01.01.2002 М2 фактическая превышала расчётную почти на 506 млрд.руб. или на 46%. К 01.01.2008 это превышение выросло до 1168 млрд.руб., но в относительном выражении снизилось до 10%. По итогам же 2008 года фактическая и расчётная М2 практически сравнялись. Только с 2009 года фактическая М2 начала расти более высокими темпами, чем расчётная, превысив её к 01.01.2012 на рекордные 8,5 трлн.руб. или на 53%.

Таким образом, утверждение, что денежная масса в России строго коррелирует с объёмами золото-валютных резервов ЦБ РФ, не соответствует действительности. Мы видим, что до кризиса 2008 года ЗВР росли намного быстрее, чем денежная масса. ЦБ РФ ограничивал эмиссию рубля, борясь с инфляцией и возможным перегревом экономики. Только когда разразился финансовый кризис, Центробанк смягчил свою денежно-кредитную политику, что привело к существенному росту фактической денежной массы над расчётной.

Всё это не означает, что я в восторге от деятельности нашего ЦБ. Вообще, я считаю, что главной целью ЦБ РФ должно быть создание наилучших условий для развития российской экономики и всемерное повышение её конкурентоспособности, а не борьба с инфляцией, как это есть сегодня. Не может быть низкая инфляция самоцелью! Тем более, что главным фактором российской инфляции является не эмиссия ЦБ, а, скорее, рост тарифов естественных монополий. Не удивительно ли, что при рекордной эмиссии в 2010-2011 годах инфляция в итоге получилась самая низкая за всю постсоветскую историю России?!

Но обвинять Центробанк в жёсткой привязке рублёвой эмиссии к объёму золото-валютных резервов абсолютно несправедливо.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2.1 Безналичная эмиссия

2.2 Эмиссия наличных денег

Заключение

Литература

1. Центральный банк. Функции и цели его деятельности

Центральный банк Российской Федерации (далее ЦБ) - это главный банк страны, реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы страны.

Центральный банк Российской Федерации, т.е. Банк России, был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).

Сейчас Банк России так же является федеративной собственностью. Его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации (статья 75), Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. и другими федеральными законами. К коим я не раз буду обращаться в данной курсовой работе. Но, "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами".

БЦ является юридическим лицом и осуществляет детальность за счет собственного имущества, включая золотовалютные резервы Банка России и собственных доходов. Как говорилось ранее, государство не несет ответственности за обязательства Банка России.

Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти. Основными функциями является:

1. "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти" Конституция РФ Глава 3 Статья 75.

2. Разработка и осуществление единой денежно-кредитной политики с Правительством Российской Федерации: в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ЦБ не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. "Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год".

3. Регулирования деятельности банков:

Устанавливает правила проведения банковских операций, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций;

Выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законам;

Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

Осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

4. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральным законом.

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Цели работы ЦБ это: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Важно отметить, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

2. Эмиссия как функция Центрального Банка

Как было сказано ранее, эмиссия - это одна из основных функций ЦБ. Эмиссией называют такой выпуск денег или ценных бумаг, или платежных расписок, или пластиковых карт и др. платежных средств, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денег. Осуществление наличной эмиссии является монопольным правом Банка России. А за безналичной эмиссии ЦБ осуществляет скорее контрольную функцию, т.к. в этом процессе в основном учувствуют банки и др. кредитные организации. И сам ЦБ может воспользоваться правом осуществления безналичной эмиссии при необходимости.

Следует различать понятия "выпуск денег" и "эмиссия денег". Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот при предоставлении коммерческими банками ссуд своим клиентам. Наличные деньги выделяются клиентам из операционных касс коммерческих банков в процессе осуществления кассовых операций. Однако при этом происходят и обратные явления: клиенты коммерческих банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. Таким образом, количество денег в обороте в результате таких операций может и не увеличиваться.

Эмиссия денег имеет три основные функции:

Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;

Покрытие в критической ситуации дефицита госбюджета;

Регулирующая: путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо торможению перегрева конъюнктуры, ограничению роста цен.

Как сказано в первой главе данной курсовой, выпуск эмиссий контролирует Банк России с помощью различных рычагов, прописанных в Федеральном законе "О Центральном Банке Российской Федерации".

Очевидно, что чрезмерная эмиссия приведет к возникновению в обороте массы денег, что может вызвать всплеск инфляции. Недостаточная же эмиссия влечет за собой сбои в продаже товаров и некоторые другие последствия.

Отсюда следует, что очень большое значение имеет снабжение оборота платежными средствами в размере, соответствующем действительной потребности в них. Возникает необходимость точного определения количества денежных средств в обороте.

Для расчета количества денег, необходимых для обращения в каждый момент времени, может использоваться формула, предложенная Карлом Марксом:

КД = (СТЦ - К + П - ВП): О (1.1)

КД - количество денег в обращении;

СЦТ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К - сумма товаров, проданных в кредит;

П - сумма платежей по обязательствам;

ВП - сумма взаимопогашающихся платежей;

О - среднее число оборотов денежной единицы в данный период времени.

Для расчета количества денег в обращении чаще используется формула, разработанная американским экономистом Ирвингом Фишером. Однако, она, по сути, является упрощенным вариантом приведенной выше формулы:

КД = М * Ц: О, (1.2)

М - количество продаваемых товаров;

Ц - средняя цена товара;

О - средне число оборотов денежной единицы в данный период времени.

Путем преобразования этой формулы получается следующее уравнение:

КД*О = М*Ц (1.3)

Левая часть этого равенства отражает уровень предложения денег в какой-то период времени, правая - величину спроса на деньги.

Когда экономика стабильна, это равенство верно. Если же происходит чрезмерная эмиссия денег, оно трансформируется в следующее неравенство:

КД*О > М*Ц (1.4)

т.е. предложение денег превысит спрос на них.

Но рыночная система всегда стремится к равновесию, следовательно, спрос на деньги также должен увеличиться. Это может произойти двумя способами:

1) увеличение количества произведенных товаров (М). Этот вариант не наносит ущерба экономике;

2) повышение цен на товары (Ц), что ведет к развитию инфляционных процессов и обесценению денег. В этом случае государство проводит политику ограничения массы платежных средств в обороте, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.

В случае нехватки количества денег в обращении уравнение Фишера принимает вид:

КД * О < М *Ц (1.5)

т.е. наблюдается недостаток денежных средств при сравнительном избытке товарной массы. Это приводит к тому, что во взаимоотношениях между предприятиями применяется бартер, что предприятия используют свою продукцию для расчетов по оплате труда. Кроме того, возникает большое количество неплатежей.

В такой ситуации государство увеличивает денежную массу, эмитируя деньги в обращении.

Вывод: Таким образом, возвращаемся к тому, что главную роль в осуществлении эмиссии играет государство в лице Центрального банка. Хотя эмиссия, в большем объеме, происходит в системе коммерческих банков, Центральный банк может существенно изменять эмитируемое банком количество денег, используя различные инструменты денежно-кредитной политики.

Существуют и другие методы вычисления количества денег в обращении. Например, используя денежные агрегаты, Центральный банк помесячно определяет денежную массу и публикует данные на своем официальном сайте:

Денежные агрегаты - это группировка денег и денежных средств по степени ликвидности.

Классификация:

М0 - наличные деньги в обороте, включая деньги на руках у населения и в кассах хозяйствующих субъектов;

М0+ - это депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

М1+ - это срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

М2+ - это все виды других депозитов;

М3+ - депозиты населения, субъектов хозяйствования и местной органов власти в иностранной валюте.

Если знать показатели агрегата М2 и ВВП, можно вычислить коэффициент монетизации. Коэффициент монетизации позволяет ответить на вопрос: достаточно ли денег в обороте? Он является важным показателем состояния денежной массы и равен:

К - коэффициент монетизации;

М2 - денежный агрегат;

ВВП - валовой внутренний продукт.

Самостоятельно рассчитаем коэффициент. За числитель возьмем ВВП за 2012 г., за знаменатель среднюю величину денежной массы в национальном определении на (денежный агрегат М2) за весь 2012 г.

Сначала, вычислим среднюю величину М2 следую из данных ЦБ о денежной массе за 2012 г.:

24 483,1+23 617,6+23 791,1+23 975,3+24 162,3+24 365,9+24 679,2+24 564,3+24 573,5+24 657,5+24 739,2+25 080,6+27 405,4 = 320 095,00.

К = 62 356,9 млрд. руб. / 24 622,69 млрд. руб.

Т.е. коэффициент монетизации равен 39%. Оптимальным уровнем монетизации для развитой страны считается как минимум 56--60 %, но для России такой показатель считается приемлемым.

2.1 Безналичная эмиссия

Теперь более подробно рассмотрим виды эмиссий. И начнем с безналичной эмиссии.

Безналичная эмиссия является - первичной, т.к. эмитируемые наличные деньги сначала отражаются в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков, т.е. выступают в безналичной форме.

В основном, осуществляют ее коммерческие банки за счет проведения активных операций. Но, как уже говорилось, Центральный банк, во-первых может существенно изменять эмитируемое банком количество денег, используя различные инструменты денежно-кредитной политики, во-вторых самостоятельно эмитировать безналичные средства.

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - обеспечение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Эмиссия облигаций от своего имени, является одним их основных инструментов и денежно-кредитной политики Банка России, в связи с тем же Федеральным законом (Статья 35).

В этом же законе, в Главе VIII, Статья 46 обозначены все банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

1№) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России. Банк России также вправе открывать и вести корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков в российских рублях, осуществлять переводы денежных средств по поручениям иностранных центральных (национальных) банков по их счетам. (часть третья в ред. Федерального закона от25.12.2012 №266-ФЗ)

Банк России имеет право передавать российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России.

Что еще раз подтверждает, что Банк России играет ведущую роль в процессе безналичной эмиссии. Хотя на этот счет экономисты не имеют однозначного мнения.

Основные позиции можно свести к следующим:

Безналичную эмиссию осуществляет в основном центральный банк; коммерческие банки по большей части могут только перераспределять созданные центральным банком безналичные деньги. Способность коммерческих банков создавать новые депозиты, то есть безналичные деньги, жестко ограничена объемом имеющихся у них средств на корреспондентском счете в центральном банке;

Безналичную эмиссию осуществляет не только центральный банк -- коммерческие банки создают безналичную денежную массу в процессе своих активных операций практически так же, как и центральный банк. Центральный банк обладал бы монополией на безналичную эмиссию только в том случае, если бы норма обязательного резервирования равнялась 100%. При существующем частичном резервном обеспечении депозитов коммерческие банки могут создавать безналичные деньги, объем которых превышает первоначальный прирост их кредитных ресурсов;

Вся безналичная эмиссия осуществляется системой коммерческих банков. Безналичные денежные средства, составляющие денежную базу центрального банка, носят вторичный характер, так как являются его обязательствами перед банковской системой. В процессе кредитования центральный банк не создает денежную массу, а перераспределяет резервы одних банков во временное пользование других банков или правительства.

В настоящее время безналичные расчеты в экономически развитых странах составляют более 95% всего денежного оборота. Поэтому увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии наличных денег, а благодаря безналичной эмиссии.

2.2 Эмиссия наличных денег

Эмиссия наличных денег - это выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности, возникшей в результате превышения выдач наличных денег над их поступлением в банки в целом по стране.

Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (Конституция РФ, статья 75, п. 2).

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. (Федеральным законом №86-ФЗ от 10 июля 2002 г., статья 29)

Совет директоров Центрального банка принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организация наличного денежного обращения - процесс трудоемкий, дорогостоящий и сопряжен с определенными рисками. Современные тенденции развития наличного денежного обращения в России практически такие же, как и в развитых странах: использование аутсорсинга в сфере обработки, транспортировки и хранения наличных денег, оптимизация денежных потоков с учетом их рециркуляции, централизация и автоматизация обработки наличности, модернизация ее хранения, поддержание чистоты наличного денежного обращения, противодействие фальшивомонетничеству.

Отличительной чертой России является то, что все наличные деньги проходят через центральный банк. Банк России постепенно делегирует коммерческим структурам свои функции, связанные с обработкой наличных денег и их перераспределением в банковской системе. Так, например, кредитные организации наделены правом осуществлять кассовое обслуживание других кредитных организаций и их подразделений. В результате отдельные кредитные организации выбрали данный вид деятельности в качестве своей специализации. В 2009 г. Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) предоставлено право обработки проинкассированных наличных денег, с их последующей сдачей в учреждения Банка России и кредитные организации для зачисления (перечисления) на банковские счета клиентов. В настоящее время в 22 регионах России подразделения инкассации Объединения "РОСИНКАС" осуществляют такую деятельность. Рассматривается возможность размещения части фондов Банка России в Объединении "РОСИНКАС", которое обладает достаточным потенциалом и технической базой для выполнения этой функции. Обсуждается возможность делегирования коммерческим организациям права хранения денежной наличности, принадлежащей Банку России, а также совершения ими операций с указанной денежной наличностью под контролем Банка России.

"Вопросы организации наличного денежного обращения сохраняют свою актуальность на протяжении многих лет. Динамичное развитие электронных средств платежа позволяет рассматривать их в качестве возможной альтернативы наличным деньгам. Тем не менее, в России основным платежным инструментом остаются наличные деньги: доля наличных расчетов в общем объеме розничных платежей постепенно снижается, но остается довольно высокой - около 90%."

В Российской Федерации, как и в большинстве зарубежных стран (Германия, Франция, Италия, Канада, Бразилия, США), наблюдается тенденция к увеличению количества наличных денег в обращении. За восемь лет (с 2005-го по 2012 г.) количество наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах учреждений Банка России и кредитных организаций возросло более чем в 4,5 раза и на начало 2013 г. составило 7,7 трлн. рублей. Доля наличных денег по агрегату М0 в денежной массе М2 снизилась с начала 2005 г. С 35,2 до 23,8% на 1 декабря 2012 года.

Размер наличной эмиссии определялся исходя из проектов кассовых планов банков, т.е. прогнозов их кассовых оборотов. Они составлялись по заявкам обслуживаемых банками клиентов о планируемой величине получения наличных денег в определенном периоде, причем на строго регламентированные цели (например, выдача заработной платы) и в пределах установленных пропорций, которые зависели от суммы выручки предприятия.

На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности Центробанк прогнозирует размер предполагаемой эмиссии.

При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.

Структура и количество наличной денежной массы в обращении публикуется на официальном сайте Банка России.

Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении

Завозить из Центра ежедневно, особенно в отдаленные регионы денежную наличность нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра. Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные расчетно-кассовые центры (РКЦ), содержащие резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными.

В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. РКЦ обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.

Не для кого давно не секрет, что деньги давно ничем не обеспечивают. В статье 28, Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации", которая гласит: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Т.е. В современных условиях выпуск банкнот является фидуциарным (то есть не обеспеченным золотом), их обращение основано на доверии населения страны к их эмитенту. Различные причины эмиссии денег являются одновременно их обеспечением. Так, например, когда эмиссия осуществляется в результате кредитования коммерческих банков, ее обеспечением являются обязательства коммерческих банков; когда эмиссия происходит в результате кредитования правительства, ее обеспечением являются обязательства правительства (государственные ценные бумаги); когда эмиссия осуществляется при проведении валютных операций, ее обеспечением является иностранная валюта, которую можно рассматривать как обязательства иностранных центральных банков (государств)."

А так же Статья 30 "Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами".

Поскольку номинальная стоимость современных денег гораздо выше себестоимости их производства, эмиссия позволяет получать так называемый сеньораж, или эмиссионный доход. Он представляет собой разницу между номинальной стоимостью купюры (монеты) и реальными затратами на ее производство и выпуск в обращение. Под номиналом купюры понимают ее покупательную способность, то есть, иными словами, это стоимость, указанная на самой банкноте: 10, 50, 100, 500 и т.д. рублей. Очевидно, что эмиссионный доход от выпуска банкнот тем больше, чем крупнее их номиналы.

Вот, например, такие данные по производство монет и купюр можно найти на сайте Банка России.

Данные по производству монет в России и за рубежом

центральный банк эмиссия деньги

Сеньораж полностью перечисляется в доход государства.

3. Проблемы и перспективы эмиссионной деятельности

Уже сейчас в процесс организации выпуска, хранения и транспортировки наличности, организации рабочего процесса произошло множество усовершенствований, технических и не только.

Банк России продолжает работу по реформированию сети расчетно-кассовых центров, которая досталась Банку России от Госбанка СССР. Необходимость сокращения количества расчетно-кассовых центров обусловлена тем, что с развитием банковской системы существенно уменьшились объемы денежной наличности, обрабатываемые отдельными учреждениями Банка России. Оптимизация сети учреждений Банка России проводится в соответствии с Планом-графиком ликвидации расчетно-кассовых центров Банка России в 2011-2015 гг., одобренным Советом директоров Банка России. Мероприятия, проводимые в рамках оптимизации, включают в себя повышение производственных мощностей отдельных учреждений Банка России по приему, обработке и выдаче банкнот и монеты; закрытие тех расчетно-кассовых центров, затраты на содержание которых несопоставимы с их кассовыми оборотами; строительство новых современных объектов наличного денежного обращения. С 2004-го по 2012 г. количество расчетно-кассовых центров было сокращено в 2,2 раза и составило на начало 2013 г. 505 единиц. В дальнейшем тенденция сокращения расчетно-кассовых центров, обрабатывающих небольшие объемы денежной наличности, сохранится. Характерной особенностью нашей страны является наличие отдаленных, малозаселенных регионов с недостаточным уровнем обеспечения населения банковскими услугами, что учитывается при принятии решений о закрытии расчетно-кассовых центров. Кроме того, оцениваются такие факторы, как экономическая и социальная значимость территориального образования, транспортное сообщение, а также количество кредитных организаций и их подразделений.

А так же, возведение новых объектов и реконструкция действующих предполагает переход к автоматизированной обработке и хранению денежной наличности, внедрение безлюдных технологий, улучшение качества труда кассовых работников. В учреждениях Банка России внедряются современные агрегатированные и аппаратно-программные комплексы на базе счетно-сортировальных машин высокой и средней производительности, имеющих функцию "on-line" уничтожения ветхих банкнот. В настоящее время уничтожение ветхих банкнот осуществляется в 20 учреждениях Банка России.

В целях увеличения технологической производительности действующих агрегатированных комплексов осуществляется замена счетно-сортировальных машин (ССМ) на высокопроизводительные машины нового поколения.

Значительные изменения произошли в перевозке денежной наличности. Банк России достиг соглашения с ФГУП "Гознак" о печати банкнот всех номиналов на обеих фабриках (в Москве и в Перми). До недавнего времени существовало разделение: в Москве печатались банкноты одних номиналов, а в Перми - других. С фабрик банкноты поступали в один из центров Банка России, а затем уже доставлялись до места назначения. Теперь деньги перевозятся напрямую в ГРКЦ, что позволило уменьшить расходы на транспортировку за счет сокращения количества звеньев в логистической схеме.

Сейчас в процессе совершенствования и соотношение наличных и безналичных денежных средств. В настоящее время решается вопрос об ограничении наличных расчетов, совершаемых населением в торгово-сервисных предприятиях, суммой в 600 тыс. руб. Подобные ограничения введены в ряде зарубежных стран. Например, во Франции максимальная сумма платежа наличными, который может совершить физическое лицо-резидент, составляет 3000 евро, в Италии - 1000 евро, а в Болгарии - 15 тыс. левов (7650 евро).

"В 2012 году проводилась работа по совершенствованию нормативной базы Банка России в области организации наличного денежного обращения, ведения эмиссионных и кассовых операций, хранения, инкассации и перевозки наличных денег с учетом изменений, произошедших в экономике и законодательстве Российской Федерации.

В настоящее время в России наблюдаются довольно высокие темпы прироста количества платежных карт и объема операций, совершаемых с их использованием на территории Российской Федерации, - в 2011 г. они составили 38,6 и 33,3% соответственно. При этом платежные карты используются населением в основном для снятия наличных денег (85,5% от общего объема совершаемых операций).

Как известно, снятие наличных производится чаще всего через банкоматы, по количеству которых Россия на начало 2012 г. занимала лидирующие позиции в Европе - 1,3 банкомата на 1000 жителей (для сравнения: во Франции - 0,87 банкомата на 1000 жителей; в Италии - 0,76; в Германии - 0,71; в Швеции - 0,38). Что касается безналичной розничной оплаты, то главным препятствием на пути ее развития является отсутствие необходимой инфраструктуры. Далеко не во всех торгово-сервисных предприятиях платежные карты принимаются к оплате. На начало 2012 г. в России на 1000 жителей приходилось всего 3,7 POS-терминала, тогда как, например, во Франции данный показатель составлял 22 единицы. Негативное влияние на развитие безналичных средств платежа оказывает также рост количества и объемов мошеннических операций, совершаемых в данной сфере. Совместно с министерствами и ведомствами Банк России актуализирует и совершенствует правовую и методологическую базу, регламентирующую применение электронных средств платежа. Тем самым оказывается содействие развитию институциональной и технологической инфраструктуры для осуществления безналичных расчетов.

Банк России считает, что в решении вопроса, касающегося развития безналичных платежей, необходимо придерживаться комплексного подхода. Целесообразно начинать не с введения запретов, а с создания условий, благоприятствующих расширению применения безналичных средств платежа, в том числе необходимо, чтобы торговые сети и организации, оказывающие услуги населению, были оснащены техникой для приема карт.

В то же время перед тем, как ограничить наличные расчеты, следует оценить возможные последствия, проанализировать, не будет ли данная мера ущемлять права граждан на приобретение товаров и услуг.

Конечно одна из основных проблем наличной эмиссии это подделка купюр. Для минимизации риска появления поддельных денежных знаков в обращении Банк России проводит работу по защите денежных знаков от подделки. Начиная с 2005 г. наблюдался рост числа подделок банкнот Банка России крупных номиналов. Большая часть подделок приходилась на тысячерублевую банкноту. В связи с этим были разработаны банкноты с обновленным набором элементов защиты (модификация 2010 г.). В 2010 г. в оборот была введена банкнота номиналом 1000 рублей новой модификации, а в 2011 г. - номиналом 5000 и 500 рублей. В результате в 2008-2012 гг. общее количество поддельных денежных знаков Банка России снизилось в 1,5 раза и составило на начало 2013 г. 88 029 штук. Что касается поддельных банкнот номиналом 1000 рублей, то их количество за этот период сократилось в 2,4 раза.

Количество поддельных денежных знаков Банка России, выявленных в 2008-2012 гг.

Не обеспеченные деньги. В России первая эмиссионная система была введена в 1897 году. Госбанку разрешалось выпускать не обеспеченные золотом кредитные билеты на сумму до 300 млн. рублей; в пределах до 600 млн. рублей золотое обеспечение составляло 60%, а эмиссия свыше этой нормы должна быть обеспечена золотом на 100%.

Уже этот исторический экскурс показывает, что эмиссия бумажных денег должна быть чем-то обеспечена. До недавнего времени это было золото.

Уже в начале 20 века золотое обеспечение банкнотной эмиссии утрачивает свое значение. Актуальной становится проблема обеспечения эластичности денежного обращения. В этих условиях повысилось значение кредитно-вексельного обеспечения эмиссии. Главным видом обеспечения эмиссии становятся государственные ценные бумаги. Конечно, государство не согласно сокращать расходы и сокращать уменьшать эмиссии, отсюда уменьшение ценности уже существующих денег и как следствие увеличивающаяся инфляция. Некоторые экономисты считают, что отказ от монопольного права на наличную эмиссию у ЦБ помог бы решить эту проблему.

Заключение

Эмиссию можно рассматривать и как одну из функций Центрального Банка и как часть денежно-кредитной политики государства. И все же раскрыть понятие эмиссии целиком, ее смысл, регулирующие функции и цели можно лишь изучив и проанализировав несколько отраслей экономики, таких как денежно-кредитная политика государства в целом, более узкие вопросы, такие как денежное обращение, инфляция и другие. Как понятно из данной работы, частный сектор, в большей степени банки, является непосредственным участником денежно-кредитной политики и оказывает на ее большое влияние, не смотря на то, что находится под властью Государства и Центрального Банка. Более того, имеет место обсуждения вопроса о передачи права выпуска наличных денег от ЦБ в частные банки.

А пока, в годовом отчете ЦБ за 2012 год нас уверяют, что "Выпуск наличных денег осуществлялся в рамках, обеспечивающих своевременное и полное удовлетворение потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах. Перебоев в выдаче денежной наличности учреждениями Банка России по вине Банка России в отчетный период не было".

Литература

1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" №86-ФЗ от 10 июня 2010 г.;

2. Доклад "Наличное денежное обращение: современный этап и перспективы развития" Г.И. Лунтовский, Первый заместитель Председателя Банка России;

3. Конституция Российской Федерации;

4. Статья "Функции Банка России" Инна Сорокина, специально для Bankir.Ru 13.10.2011 г.;

5. http://www.cbr.ru/ официальный сайт Банка России;

6. http://www.minfin.ru/ru/ официальный сайт Министерства Финансов РФ;

7. http://www.roskazna.ru/ официальный сайт Федерального казначейства;

8. Лекции "Деньги. Кредит. Банки" Смирнова Ангелина Владимировна.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие понятия, виды и законодательная база проведения эмиссии. Характеристика эмиссионной деятельности Центрального банка России. Анализ опыта зарубежных стран. Структура денежной массы. Изучение эмиссионных операций наличных денег Центрального банка.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Основы денежной эмиссии и эмиссионная политика Центрального банка Российской Федерации. Сущность и механизм банковского мультипликатора. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Эмиссия наличных денег. Кредитная эмиссия и эмиссия ценных бумаг.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Централизация банкнотной эмиссии как причина возникновения центрального банка страны. Основные цели и функции ЦБ и его денежно-кредитная политика в условиях рыночной экономики. Проблемы развития банковской системы в период мирового финансового кризиса.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2011

    История создания Центрального банка, его основные функции и направления кредитно-денежной политики. Формы собственности Центральных банков. Организационная структура Центрального Банка Российской Федерации, его важнейшие задачи и функции деятельности.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Общая характеристика Центрального банка Российской Федерации. Основные функции и операции ЦБ, его роль в денежно-кредитном регулировании экономики. Анализ деятельности Центрального банка РФ за 2008-2009 годы. Пути совершенствования деятельности ЦБ.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Основная функция Центрального банка Российской Федерации. Роль в бюджетном процессе. Орган денежно-кредитного регулирования. Ежегодный обязательный аудит Центрального банка Российской Федерации. Право проведения аудита.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Роль банков и кредитных отношений в экономике. Функции Центрального банка: эмиссия наличных денег, регулирование деятельности банков, кредитно-денежная политика. Центральные банки в современном мире: Российской Федерации, Англии, Германии и Японии.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Принципы организации в современных условиях фидуциарной, депозитно-чековой эмиссии и выпуска ценных бумаг. Монопольное право Центрального Банка на выпуск в употребление наличных банкнот. Мультипликатор коммерческих банков и денежно-кредитный оборот.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2011

    Исторический ракурс и краткая характеристика Банка России. Структура банковской системы Российской Федерации. Цели, задачи и функции Центрального Банка, его отношения с иностранными финансовыми организациями. Смысл и проведение антикризисных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Выпуск и изъятие денег из обращения. Признаки платежеспособности банкнот. Субъект эмиссионной операции. Принципы организации эмиссионных операций Центрального Банка РФ. Правовое регулирование эмиссионной деятельности. Оптимальность денежной эмиссии.

Понятие эмиссии часто встречается в профессиональной литературе, сфере экономики и финансов. Однако многие люди, не связанные с банковской деятельностью, порой до конца не понимают, что значит эмиссия денег и в чем ее назначение.

Как правило, при этом словосочетании, люди представляют себе печатный станок, выпускающий листы с миллионами. Но это не совсем верно. Данная статья поможет разобраться в основных понятиях этого процесса.

Законодательство РФ закрепляет эмиссию наличных денег как комплекс стадий по разработке, изготовлению и выпуску в обращение бумажных банкнот и металлических монет на основании письменных приказов Центрального Банка РФ. Проще говоря, это выпуск денег в обращение, при котором повышается количество наличных денег, находящихся в распоряжении физических и юридических лиц, а также государства.

На заметку. Эмиссию средств нужно не путать с простым выпуском денег. Во втором случае деньги просто находятся или отчуждаются из оборота путем банковских кассовых операций, предоставления ссуд, то есть денежная масса не увеличивается.

Выпуск новых банкнот происходит по следующим причинам:
  • постоянный рост производства и появление новых субъектов рынка, вследствие чего увеличивается товарное предложение
  • возрастание цен на рынке на продукцию
  • постепенное снижение скорости обращения денег

Кто осуществляет эмиссию денег в России?

Конституция РФ определяет, что в исключительном ведении Российской Федерации находится не только финансовое, валютное и кредитное регулирование, но также и денежная эмиссия. Поэтому основным, но не единственным субъектом, обладающим данными функциями в нашей стране является Центральный Банк РФ.

В зависимости от субъекта, занимающегося выпуском, выделяют два типа:

1. Первичная - эмиссия, осуществляемая Центральным Банком РФ. В рамках ее ЦБ занимается следующей деятельностью:

  • печать (чеканка) денег
  • кредитование коммерчески банков
  • покупка валюты других стран
  • выдача кредитов на государственные нужды

2. Вторичная - эмиссия, находящаяся в компетенции коммерческих банков, которые предоставляют кредиты организациям и населению. Осуществлять кредитование такие банки могут за свой счет, либо за средства, предоставляемые от ЦБ РФ.

В зависимости от способа эмиссии, она делится на наличную и безналичную.

Наличная - это выпуск дополнительных ассигнаций в виде банкнот или отчеканенных монет.

Безналичная - самая распространенная форма, так как большинство денежных средств повсеместно находится в безнал. форме. Данный вид происходит посредством выдачи кредитов и регистрации наличности на банковских счетах.

Кредитная эмиссия заключается в том, что при оказании банком кредитов фигурам рынка, автоматически увеличивается объем национальных ден. средств. Размер увеличения равен количеству денег, предоставляемых заемщику. Кредитный выпуск - это не что иное, как эмиссия безнал. средств. Грубо говоря, получается, что банки сами формируют новые денежные потоки.

Эмиссия кредитных денег - это не новшество в современном мире. Еще во времена, когда в обращении были серебряные и золотые монеты, существовал оборот наличных и безналичных средств. Так, если банк получал средства на хранение, то эти деньги записывались как долг банка перед владельцем. Затем эти деньги давались в кредит другому лицу и появлялись наличность, в то время как такая же сумма оставалась на счете банка в безнал. виде.

Функции ЦБ и коммерческих банков в этом процессе

В странах, с финансовой стабильностью и развитым экономическим рынком, банковская система представлена двумя параллельными уровнями. Например, в России двухуровневая система - это Центральный банк РФ и остальные коммерческие банки. Все средства главного банка страны находятся в полной собственности государства.

Основное назначение Центрального Банка состоит в следующем:

  • реализация государственного бюджета страны
  • эмиссия основного количества денежных масс
  • хранение золота и валюты страны
  • предоставление кредитов
  • контроль и надзор за субъектами рынка

Коммерческие банки представляют собой второй уровень системы и также осуществляют большой спектр финансовых услуг для граждан страны, корпораций и предприятий.

К основным полномочиям коммерческих банков относятся:

  • Аккумуляция денежных ассигнаций и их постоянное инвестирование в форме вкладов и сертификатов. Можно показать это на примере. Лицо открывает вклад и получает преимущества в виде процентов, а банк в свою очередь превращает эти средства в кредиты для коммерческих предприятий и организаций.
  • Кредитование . Коммерческий банк выступает проводником между вкладчиками и теми, кто нуждается в кредитовании.
  • Осуществление платежей и банковских операций по поручению клиентов. В настоящее время едва ли найдется хоть одно крупное предприятие, осуществляющее свои расчеты наличным путем. Безналичные операции для предприятий намного удобнее и быстрее.
  • Консультации по вопросам финансовой грамотности, основным изменениями в экономике, по курсу валют и т. д.