Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Какой бюджет лучше дефицитный или профицитный. Бюджетный дефицит и профицит

Считается, что профицитный бюджет - это хорошо для государства. Так или это? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо знать определение. Итак, что такое профицит? Далее пойдет речь об этом.

Что такое профицит?

Начнем с определения. Профицитный бюджет - это положительное сальдо баланса. Другими словами, доходы превышают расходы. Существует также понятие «первичный» профицит и «вторичный». Почти все государства имеют долг. Как правило, это обязательства по облигациям федерального займа. «Первичный» профицитный бюджет - это показатель без учета стоимости Например, после всех расходов по обязательствам в бюджете осталось около 1 трлн долларов. Выплаты по обязательствам облигаций федерального займа - 0.1 трлн долларов. Следовательно, 0.9 трлн - это «вторичный» профицит. Дадим ему определение.

«Вторичный» профицитный бюджет - это остаток средств после вычета всех государственных обязательств. Значимые показатели - это отношения к ВВП. Валовой внутренний продукт - это макроэкономический индикатор, который показывают уровень производства в стране. Без него нет смысла анализировать профицит. Например, в бюджете осталось около 1 млрд долларов. Как определить - много это или мало? Для этого необходимо сравнить его с ВВП в процентном соотношении. Например, за год ВВП составил 1 трлн долларов. Профицит в данном случае будет равен 0.1 %.

Виды бюджетов

Что означает профицитный, дефицитный, сбалансированный бюджет? Рассмотрим виды. Грубо бюджеты подразделяют на три вида:

  1. Профицитный - мы уже дали ему определение. Доходы превышают расходы.
  2. Сбалансированный - доходы и расходы равны.
  3. Дефицитный - расходы превышают доходы.

Надеемся, что это понятно. Зная суть указанных понятий, можно ответить, какой бюджет лучше: дефицитный или профицитный? На первый взгляд кажется, что второй. Согласимся, что лучше, когда деньги остаются, чем когда их не хватает. Но так ли это в отношении государственного бюджета? Разберем далее.

Профицит - это плюс?

Нельзя думать, что лишние деньги в бюджете - это хорошо. На самом деле это не так. Лучше для экономики, когда государственный бюджет имеет небольшой дефицит, но находит заемные деньги для его покрытия, чем огромный профицит. Почему так?

Дело в том, что экономика нуждается в свободных средствах, деньгах. Невозможен рост без инвестиций. Когда деньги оседают в бюджете, и тем более в различных накопительных фондах, то это не является прагматичной политикой, т. к. деньги не идут на развитие. Это равносильно тому, что человек положил миллион под подушку вместо того, чтобы вложить его в прибыльное дело и получать ежегодно два раза больше.

Именно накопительная политика бывшего министра финансов Кудрина сформировала в России несколько резервных фондов. Конечно, СМИ утверждают, что это хорошо. Когда были сверхдоходы от высокой цены на углеводороды, мы смогли накопить кубышку, которую использовали в кризис.

Однако многие экономисты так не считают. Они утверждают, что вместо того, чтобы копить деньги в фондах, их можно было инвестировать в различные проекты. Это бы позволило диверсифицировать экономику и слезть с «нефтяной иглы». Сам экс-министр Кудрин высказывался вполне однозначно по этому вопросу. Он считал, что деньги просто разворуют и в результате не будет ничего. Поэтому лучше их сохранить, нежели раздать по карманам чиновников.

Откуда берутся излишки? Разберем причины возникновения профицитного государственного бюджета.

Причины

Природа появления сверхдоходов проста: наша страна зависит от экспорта сырья. Они составляют около половины В России планируются расходы, исходя из сегодняшних цен на нефть. На начало 2017 года за баррель черного золота на мировых рынках дают около 50 долларов. Правительство закладывает эту цену на будущее, зная объемы добычи и продажи. Если объемы экспорта останутся такими же, а цена на мировых рынках резко подскочит, скажем, до 100 долларов за баррель, то наша страна получит огромный профицит. Неслучайно наиболее значимые показатели по отношению к ВВП имели страны-экспортеры нефти: Кувейт (22.7 % в 2010 году), Норвегия (10.5 % в 2010 году).

Наиболее сбалансированный бюджет наблюдается в развитых странах, доход которых не зависит от экспорта сырья: Германия, Люксембург, Дания.

Структура доходов и расходов

Общие делятся на две категории:

  1. Налоговые.
  2. Неналоговые.

Налоговые подразделяются на:

  • налог на прибыль;
  • на имущество;
  • государственная пошлина;
  • акцизный сбор;
  • налоги на ;
  • на товары и услуги, реализуемые на территории страны.

Неналоговые доходы:

  • от внешнеэкономической деятельности;
  • прибыль в рамках частно-государственного партнерства;
  • платежи при использовании природных ресурсов;
  • штрафы, санкции;
  • доходы от оказания различных услуг;
  • конфискация имущества;
  • возврат невостребованных субсидий и пр.

Помимо вышеперечисленных статей дохода, профицит могут создать различные безвозмездные поступления от людей, других государств, надгосударственных образований, общественных организаций.

Расходы государства идут на:

  • оборону, безопасность, правоохранительную систему, в том числе судебную;
  • образование и науку;
  • медицину;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • инновационную деятельность;
  • охрану окружающей среды;
  • культуру и спорт;
  • социальную сферу;
  • межгосударственные трансферты.

Выводы

Итак, профицитный бюджет - это баланс положительного сальдо. Не стоит думать, что это хорошо для страны. Все свободные средства должны быть направлены на развитие экономики. В нашей стране это наиболее актуально, так как существуют две серьезные проблемы:

  1. Высокая коррупция.
  2. Зависимость от экспорта углеводородов.

Высокие цены на нефть на мировых рынках приводят к бюджетному профициту. Однако инвестирование этих денег в диверсификацию крайне неэффективно по причине высокой коррупции. Низкие цены на энергоресурсы приводят к Это негативно отражается на работниках бюджетной сферы, пенсионерах, незащищенных слоях населения. Надеемся, что этот порочный круг в нашей стране когда-нибудь разомкнется.

1.
2.
3.
4.

Здравствуйте, дорогие друзья, снова с вами Владимир Ветров, один из авторов раздела « » на портале «PAMMTrade». Профицит бюджета - это противоположность дефицита, но так ли это хорошо? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Профицит -это цель, но что же дальше?

В одной из своих статей я подробно рассматривал понятие государственного бюджета и там же упоминал о профиците. Напомню - если доходы бюджета выше расходов, то бюджет считается профицитным, а разность между доходами и расходами и есть профицит бюджета. Казалось бы, все очень просто – если запланировано доходов больше чем расходов, то это замечательно и прекрасно, вперед к светлому будущему. Давайте рассмотрим профицит бюджета 2000-2008 года в России.

В России до 1999 года, выход на бюджет с профицитом казался чем-то сказочным, но потом, поднявшиеся цены на нефть эту сказку сделали былью, и бюджет страны стал наконец профицитным.

Однако это породило другую проблему. Когда деньги остаются это конечно неплохо, но предлагаю вам задуматься о расходах государственного бюджета, о военных иэкономических расходах, о расходах на социальные нужды. Если деньги в бюджете оставались, не значит ли это, что важные сферы были недофинансированными? Не лучше было бы пустить оставшиеся средства на различные инвестиционные программы? Улучшить и перевооружить на всякий случай армию, или позаботится о пенсионерах. Эти вопросы поднимались неоднократно и, возникали каждый раз, когда в Государственной думе обсуждали проект очередного закона о бюджете.

Куда уходили доходы?

Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики, стратегический финансовый резерв страны. Туда и направлялись все избыточные деньги бюджета.

Причем деньги находящиеся в стабилизационном фонде надо было уберечь от обесценивания и сохранить без высоких рисков, и так как от рубля высокой стабильности ожидать не приходится, то средства эти были размещены в американских долларах, евро, и британских фунтах, а также на них приобретались долговые обязательства других государств. Такая деятельность проводилась конечно же для придания государственной экономике большей стабильности. После 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд Российской федерации был разделен на два – Резервный фонд (аварийные средства на всякий случай) и Фонд национального благосостояния (является важным механизмом пенсионного обеспечения граждан страны). Несмотря на раздававшуюся критику, сейчас, в условиях экономических санкций, создание этих фондов и усиленное накачивание их деньгами в былые годы, кажется не самым плохим методом распорядиться сверхдоходами от экспорта нефти.

Профицит бюджета–это как правило временное явление, им надо уметь воспользоваться!

К чему приведет, критикуемая оппозицией, политика правительства использования профицита бюджета для создания Стабилизационного фонда, мы точно узнаем в наступающем 2016 году, а теперь от высоких материй и гигантских объемов, давайте перейдем к более близкому нам– работе на финансовых рынках. Если вы читали мою предыдущую статью, посвященную бюджету - « », то там я давал четкие советы, как следует распоряжаться средствами, полученными от работы на валютных рынках. Сегодня расскажу вам, что следует делать, если возникает личный профицит бюджета. Это тоже не так просто, когда серия удачных сделок вдруг выводит из «бедного студента» в «удачливые инвесторы». Если вы недавно пришли в эту сферу, а со времени начала работы по торговле бинарными опционами или на рынке forexне прошло и года, и у вас, совершенно внезапно для себя, получилось за короткий срок многократно увеличить депозит, не спешите радоваться.

Позвольте рассказать случай из личной практики. Когда я только начинал свою деятельность в бинарных опционах, рвения было очень много, а опытеще отсутствовал, то мне часто приходилось прибегать к работе по стратегии мартингейла, подробнее о ней можете прочесть в статье « », материал я конечно же не изучал, и так получилось, что несколько неудачных покупок опционов подряд, подняли размер моей ставки ставку до критических величин.

Грубо говоря, первая ставка в 1000р. была неудачной, пришлось поднять до 2200р. чтобы окупить предыдущую, это тоже не сработало, я поднял до 4400р., тут уже видно начали сдавать нервы, ипошел тильт во всей своей красе (тильт-состояние игрока в покер, вызванное сильными эмоциями от выигрышей или проигрышей, при котором он играет в несвойственном ему стиле и начинает допускать много ошибок в игре. Тильт считается главным врагом игрока, поэтому существует много психо-тренингов и упражнений, целью которых является улучшение самоконтроля и психологическая борьба с тильтом). Ставка поднялась до 8800р. а потом и до 15000р., что составляло остатки всего моего депозита.

Если кому-то это кажется слишком рискованным и странным, прошу учесть, что опыта в то время у меня было очень мало, и работал я тогда на турбо-опционах с экспирацией в одну минуту.Вы не можете представить себе мое состояние, когда ставка в 15 000р. все же сработала, и депозит вернулся практически к исходным размерам. Это было как вынырнуть со дна черного омута. В тот день я больше не торговал, но на следующий, находясь в офисе, где тогда трудился на основной своей работе, решил зайти на торговую платформу,тут как-то очень быстро увидел подходящую для себя ситуацию, нажал кнопку приобрести опцион, и только потом заметил, что размер ставки остался вписан в платформе со вчерашнего дня и составил опять 15000р - больше половины моего оставшегося депозита на одну ставку.

Ощущение было такое, как будто на голову кто-то вылил ведро ледяной воды. Но я угадал с направлением, опцион был закрыт в прибыли, размер депозита сразу увеличился на четверть, что конечно опять привело к тильту – размер следующей ставки был никак не меньше, и она тоже закрылась в плюсе. Представляете себе состояние человека, который за несколько минут, путем простого нажатия кнопки, увеличил содержимое кошелька больше чем на размер своей месячной зарплаты? Это даже не счастье, это кажется нечто большее. В тот день кажется, я даже хотел уволиться со своей основной работы, раз смог заработать 30 000р. за пару ставок.

А дальше идет отрицательный пример большого профицита бюджета у новичка трейдера – огромные доходы, не подкрепленные усиленной работой, трудом и шлифовкой торговой системы никогда не задерживаются на счетах. Думаю, не стоит и говорить, что так нелепо доставшиеся деньги так же и ушли, из-за горячности, продержавшись на моем счету дня три или четыре. Не зная о психологии трейдинга, не имея личного стабилизационного фонда, я оказался не готов к двукратному увеличению депозита за две случайные сделки. Поэтому, дорогие друзья, дам вам совет – торговля бинарными опционами, особенно работа по стратегии «Точный вход», соответствующее видео о которой можете посмотреть на нашем канале:

Настало время сделать выбор!

При строгом соблюдении системы, может внезапно вывести вас на ситуацию, когда бюджет начнет быстро увеличиваться. Настолько быстро, что вы тут же можете возомнить себя великим инвестором, который кликом мыши зарабатывает суммы, равные средней зарплате вашего региона. Если это произойдет – сохраняйте хладнокровие и не теряйте головы, постарайтесь остановиться на время, как тяжело бы не давалось это решение. Проведите несколько дней вдали от торгового терминала, финансовые рынки от вас никуда не скроются (первые биржи появлялись еще в тринадцатом веке, и будут функционировать, пока существует человечество).
Не позволяйте внезапно увеличившемуся бюджету захватить ваш рассудок и усыпить осторожность и сразувыводите излишки средств из платформы. Как только человек начинает считать себя великим инвестором, тонко чувствующим направление движения рынка, этот рынок обычно больно щелкает по носу. Так бывает и с действительно великими людьми, такими как Джордж Сорос, когда он купил ОАО «Связьинвест», что же говорить о нас с вами.

Излишки средств хороши, только если ими правильно распоряжаться!

Дорогие друзья, сегодня мы разобрали, что профицит бюджета - это не всегда так хорошо, как кажется. Возникающие в процессе макроэкономической ли деятельности, или нашей с вами работе на финансовых рынках излишние средства необходимо уметь, прежде всего, сохранить и приумножить. А для этого надо иметь четкий план действий, сохранять трезвость рассудка и не надеяться на одну лишь удачу. Желаю успешного трейдинга друзья!

Государственный бюджет

В данной статье мы рассмотрим определения государственного бюджета, понятия профицит и дефицит, а также ответим на вопрос, может ли быть государственный бюджет профицитным.

Начнем, пожалуй, с определения государственного бюджета. Государственный бюджет (с английского переводится как «кошель») представляет некую отчетность, куда входят расходы и доходы страны за текущий промежуток времени. В эту отчетность входят и каналы поступления и финансов и те нужды, на которые они тратятся. Госбюджет имеет, естественно, законное основание и создается высшими юридическими органами страны. К примеру, в РФ закон о бюджете принимает Госдума Федерального Собрания. Предусматривается, кстати, что в конце каждого года правительство РФ отчитывается по итогам распределения бюджета, то есть должны быть даны точные цифры и суммы денег и области развития, на которые они пошли. Государственный бюджет состоит из двух взаимодополняющих частей: расходная и доходная. Несложно догадаться, что в расходную часть входят цели финансирования государством, а в доходную - источники финансов, то есть откуда эти деньги в бюджете появляются. К примеру, источниками могут служить налоги, госзаймы, займы у всемирных организаций, эмиссия «физических» и «цифровых» денег и прочее. Обычно государственный бюджет расходуется в следующих направлениях: социальные потребности населения - 45%, укрепление военной мощи государства - 22%, отдача госдолгов, помощь корпорациям и компаниям, а также на дорожное хозяйство, электроэнергию, газоснабжение и так далее. Естественно, эти статьи расходов только приблизительные, так как деньги выделяются исходя из потребностей страны.

Профицитный и дефицитный бюджет

Мы рассмотрели доходы и расходы государственного бюджета. Но как они соотносятся друг с другом? Давайте разбираться. Возможны три варианта развития событий.

  • Если доходы равны расходам. Это самый лучший статус бюджета, такой бюджет называется сбалансированным.
  • Если доходная часть выше расходной - это профицит бюджета.
  • Если расходная часть выше доходной, то это уже дефицит бюджета.

Профицит, естественно, тоже нужно выводить в ноль, как и дефицит. Как это можно сделать? Очень просто. Можно погасить свои долги перед другими государствами, можно вложить лишние финансы в госзапасы и ресурсы, можно доходы передать в сферу других бюджетов страны.

Но что делать, если ситуация противоположная, то есть дифицит государственного бюджета? Ситуация не имеет четкого и внятного ответа, так как дефицит бюджета является признаком неправильной политики государства, неверной экономики и неточного планирования финансов.

Ответим теперь на вопрос, который мы обозначили в начале статьи. Да, государственный бюджет может быть профицитным. Около двадцати лет назад нашим госслужащим, наверное, казалось, что наш бюджет всегда будет дефицитным, так как страна погрязла в долгах и выхода из них не предвиделось совсем. Но начиная с 2000ого года ситуация изменилась в лучшую сторону. Виной всему, естественно, стала нефть, так называемые «нефтедоллары». Цена на неё стала неуклонно расти и бюджет РФ из дефицитного стал профицитным. Однако на смену одной проблемы пришла другая: что делать с доходами, ведь иногда они достигали квартальных отметок. Неоднозначно мнение о том, что эти резервы следует хранить, но и неоднозначно, что их нужно сразу же вкладывать.

Кстати, налог - это по сути разница фактического бюджетного профицита и бюджетного профицита полной занятости. Если есть разница, то налицо экономический спад в государстве.

Рассмотрим теперь подробнее дефицит бюджета. Он может быть плановым (если предусматривался на стадии принятия) и внеплановым (если получился в результате кризиса, обвала валюты и прочих непредвиденных случаях). Дефицит может носить временный характер и хронический. Если дефицит получился в результате кризиса или спада экономики, то его можно отнести к хроническому виду. Если происходят незначительные колебания расходов и доходов, то такой дефицит называют временным. Специалисты различают специальный и действительный вид бюджета. Случайный возникает тогда, когда получаются временные разрывы поступающих и исходящих финансов. Как правило, это «болезнь» свойственна местным бюджетам, ибо они очень сильно зависимы от одного или двух источников. Действительный дефицит возникает, когда рост доходов отстает от роста расходов и при этом никак не восполняется. Действительный дефицит является предельной величиной в законе о бюджете.

Структурный дефицит

Существует и понятие определение структурного дефицита. По своему определению, это отношение федеральных доходов к расходам при соответствующей фискальной политике. Структурный дефицит еще зависим и от такого понятия как безработное население. Базовый уровень безработицы равняется шести процентам и если он превышается, то настоящий бюджетный дефицит возрастает по сравнению со структурным бюджетом. Это результат того, что прекращаются или сокращаются налоговые поступления. Есть еще понятие циклического дефицита - за вычетом структурного и настоящего бюджетов.

Государственный долг — покрытие дефицитного бюджета

Мы коснулись определения «государственный долг» и теперь вкратце разберем его. Госдолг - это заимствования определенного государства для того, чтобы покрыть дефицит бюджета. Можно выделить два типа государственных долгов (если валюта страны неконвертируемая): внешний и внутренний. Внешний - отображается в зарубежной валюте и подлежит выплате отдельным странам, всемирным корпорациям и так далее. Внутренний - долг перед держателями ценных бумаг, выраженный в отечественной валюте.

Таким образом, подведем итог нашему небольшому исследованию. Мы определили понятия профицитного и дефицитного государственного бюджета, ответили на вопрос, может ли быть государственный бюджет профицитным? Повторимся, да, может. Для этого необходимы условия, которые описаны выше.

Видео лекция: дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг

Русский преподаватель читает лекцию на английском (синхронный перевод) о финансовом менеджменте.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

Сбалансированный бюджет -- равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета -- превышение бюджетных доходов над расходами.

Бездефицитность бюджета еще не означает "здоровья" экономики. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, -- явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит -- состояние бюджета, характеризующее превышение объема расходов над доходами. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования.

Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Существует несколько видов дефицита бюджета:

Бюджетный дефицит (D).Сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года: D = G-T = G-T y y, где D -- бюджетный дефицит, G -- государственные расходы, T-- налоги, Т у -- ставка подоходного налога

Бюджетный дефицит есть отрицательная величина, бюджетный избыток -- положительная.

Структурный дефицит. Разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения: D cmp = G-T F

Циклический дефицит. Представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом: D цикп = Т у F -у), где у F -- национальный доход при полной занятости.

Общий дефицит (Реальный). Фактический дефицит госбюджета.

Первичный дефицит. Фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции.

1. Так как дефицит - это превышение расходов над доходами, то можно его сократить путем сокращения расходов бюджета. Это имеет место в практике, но этот метод нежелателен, так как сокращение расходного бюджета влечет за собой сокращение совокупного спроса, а следовательно и сокращение ВВП. Однако этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономики, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

2. Повышение расходной части достигается путем повышения налогов. Это нежелательно, так как повышение налогов влечет сокращение домохозяйств и стимулов развития бизнеса, снижение инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

3. Еще одним способом покрытия бюджетного дефицита является эмиссия денег (увеличение денежной массы в обращении).

Эмиссия денег сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции.

В настоящее время эмиссия реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении. Это самый опасный путь погашению бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники, но естественно в ущерб населению и всему государству.

4. Так же покрытие бюджетного дефицита возможно через формирование государственного долга. Это происходит разными способами.

Прежде всего формируется государственный внешний долг, как правило в иностранной валюте, путем заимствования во внешнем мире. Бюджетный кодекс РФ выделяет следующие источники формирования внешнего долга:

Займы у правительств других стран;

Займы у международных финансовых институтов (банков);

Займы у банковских структур зарубежных стран (в виде кредитов);

Выпуск государственных ценных бумаг, т.е. облигаций, и продажа их на мировых фондовых рынках.

Для погашения дефицита государства также формируется внутренний долг, т.е. государство осуществляет свои займы внутри страны. По кодексу РФ выделяют следующие займы:

Кредитные заимствования у кредитных организаций (у банков);

Межбюджетные заимствования (у других субъектов федерации);

Продажа государственный ценных бумаг (облигаций) на фондовых рынках внутри страны.

Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

Управление государственным долгом включает следующие меры:

Эффектное использование средств заимствования;

Поиск средств для выплаты долга;

Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Профицит бюджета.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние -- его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Профицит может возникнуть следующим образом:

Если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том, что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;

Если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга. Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ -- К > РБ -- ОГД,

ДБ -- доходы госбюджета;

К -- кредиты и займы;

РБ -- расходы госбюджета;

ОГД -- обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статье 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

1. сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

3. увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники, а именно:

Кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита -- покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

1. разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;

3. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

4. прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(млрд.рублей)

Январь-август

Справочно

январь-август

Общее финансирование 1)

в том числе:

источники внутреннего финансирования 2)

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость

которых указана в валюте Российской Федерации

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета 2)

увеличение остатков денежных средств Резервного фонда

увеличение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

уменьшение остатков денежных средств Резервного фонда

уменьшение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

акции и иные формы участия в капитале, находящиеся

в государственной и муниципальной собственности

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней

курсовая разница

бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны

в валюте Российской Федерации

прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

источники внешнего финансирования

в том числе:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых

указана в иностранной валюте

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты

(заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов

международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

иные источники внешнего финансирования

1) С учетом погашения основной суммы задолженности (долга).

Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

2) Включая остатки денежных средств бюджетов.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе-августе 2010г. составило 2421,4 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 879,6 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 1541,8 млрд.рублей.

Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 сентября 2010г. составил 1228,9 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 августа 2010г. на 0,3%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2671,5 млрд.рублей и на 0,3%.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. (млрд.рублей)

Профицит, дефицит(-)

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Январь-сентябрь

Январь-октябрь

Январь-ноябрь

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2010г. составил 68,1% от прогнозируемого на 2010г. объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ).

Мультипликатор Кейнса в экономике это -- численный коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастает национальный доход при увеличении инвестиций.

Существует такое понятие как мультипликатор сбалансированного бюджета. Его суть состоит в следующем: прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) на сумму прироста государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета обозначается так: К сбалансированный бюджет.

Кс.б.= ^?ЧНП / ^?G; ^?TAX,

где ^?ЧНП - прирост ЧНП, ^?G - повышение государственных расходов, ^?TAX - увеличение налогов. Можно записать так:

G = ?TAX = ?ЧНП

Если госрасходы и налоги растут на одну и ту же величину, то и равновесный ЧНП увеличивается на ту же самую величину.

Так, через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП, Выбор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность корректировки экономического развития.

По данным РИА новостей: Профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования) в 2011 году сложился на уровне 848,8 миллиарда рублей против дефицита в 1,585 триллиона рублей в 2010 году, говорится в докладе Росстата.

Доходы консолидированного бюджета за 2011 год составили 20,854 триллиона рублей против 16,032 триллиона рублей за 2010 год, расходы - 20,005 триллиона рублей против 17,617 триллиона рублей годом ранее.

Росстат уточнил, что профицит федерального бюджета в 2011 году сложился на уровне 430,8 миллиарда рублей. Ранее Минфин сообщал, что профицит-2011 составил 427,8 миллиарда рублей.

Доходы федерального бюджета за прошлый год составили 11,366 триллиона рублей, госфондов - 5,82 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,644 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 904,6 миллиарда рублей. Расходы федерального бюджета сложились на уровне 10,935 триллиона рублей, госфондов - 5,387 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,679 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 883,7 миллиарда рублей.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2011 году составило 5,642 триллиона рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 1,989 триллиона рублей, вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты - 3,653 триллиона рублей.

В консолидированный бюджет России в 2011 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС, на сумму 9,72 триллиона рублей, что на 26,8% больше, чем в 2010 году. В декабре поступления в консолидированный бюджет выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 32,3% - до 931,7 миллиарда рублей.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011 году обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 23,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,0%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 20,5%, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России и ввозимые из Белоруссии и Казахстана, - 19,0%.

Что такое бюджет?Начнём, пожалуй, с определения слова «бюджет». Государственный
бюджет представляет собой некую отчётность, куда входят расходы и
доходы страны за текущей промежуток времени. В эту отчётность
входят и каналы поступления финансов и те нужды на которые они
тратятся. Гос. бюджет делится на две взаимодополняющие части
«расходную» и «доходную». В расходную входят цели финансируемые
государством, а в доходную источники финансов.

Что такое профицит бюджета?

Определение данного понятия
содержится в переводе термина с
латинского языка. Дословно - рост и
повышение. Повышаться может что
угодно: уровень витаминов в
организме, количество товаров в
магазинах. Но в нашем случае речь
идет о гос. бюджете, поэтому
несложно догадаться, что профицит
государственного бюджета – это
явление, при котором уровень
доходов государства превышает
расходы.

Что происходит при профиците?

Государственный бюджет бывает трёх типов
1.Если доходы равны расходам, это самый
лучший статус бюджета, такой бюджет
называется сбалансированный.
2. Если доходы больше расходов –
профицитный
3. Если доходы меньше расходов дефицитный.

Как это работает?

Так выглядит
сбалансированный бюджет:
А вот так выглядит
профицитный бюджет:
доходы
доходы
расходы
расходы

Причины профицита

Профицит государственного бюджета – это
вовсе не всеобщая гармоничная экономия
местных граждан, а результат чрезмерного
уровня налогов, хотя это тоже вопрос
спорный. Просто государство не успевает
тратить все поступившие денежные
средства от плательщиков, отчего и
возникают излишки, оседающие в доходах.

А профицит это хорошо?

Хорошо это или плохо, однозначно сказать
нельзя. По этому поводу неустанно спорят
политики и экономисты: кто-то говорит о
том, что в тонусе население держать может
только лишь обратное от профицита
явление – дефицит, кто-то же утверждает
обратное, ну а мы с вами попробуем
разобрать плюсы и минусы этого явления.

Плюсы профицита:

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита зачастую
ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же, ведь лишний
доход куда лучше, чем когда его и вовсе нет. Несомненно,
положительные стороны в этом явлении присутствуют:
при составлении плана на следующий год всегда оставляется
запас на непредвиденные расходы в виде возникающих
чрезвычайных ситуаций и природных катаклизм.
доходные излишки не оседают где-то в резервах для
дальнейшего обесценения, а закрывают проблемные места
государственного регулирования: это может быть погашение
внешнего долга, благотворительность и многое другое.
растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает,
местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие

Минусы профицита

Удивительно, но не всё в профиците так уж хорошо (хотя казалось
бы…). На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой
расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше,
когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета
одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное.
Сейчас докажу:
если доходов в стране больше, нежели расходов, это означает, что
часть денежных средств попросту изымается из оборота, и все это
влечет за собой снижение уровня их естественной
конкурентоспособности.
иногда отрицательные стороны до безобразия банальны:
несбалансированность государственных средств может возникать
вследствие неумелой внутренней политики
налоговая нагрузка действительно слишком велика, и
предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить
внешние долги государства.

Как профицита избежать?

Я думаю, что если бы люди нашли ответ на этот вопрос, то
вскрыли бы одну из тайн вселенной, а она этого не
допустит, так что вряд ли на это есть ответ. Одно можно
сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все
сбалансировано, но подобное, увы, на практике
встречается редко, но, кто знает, может кто-то из вас
сможет добиться этого, ну или хотя бы попытается…

Так к чему я тут развела демагогию?

Итак, мы с вами ответили на много вопросов и прояснили
ситуацию в общем, мы поняли, что профицит не идеален,
разобрали его плюсы и минусы, докопались до его причины и
даже дали определение слову бюджет, отличная работа, леди и
джентльмены! Но вернёмся всё же к главному вопросу: «может
ли бюджет быть профицитным?» Повторимся, да, может и для
этого нужно только один раз не правильно расчитать…

Я очень надеюсь, что вам было интересно,
за время пока я готовила этот доклад я
вместе с вами многому научилась и многое
поняла. Кому-то эта информация была
полезной, кому-то не очень, но я искренне
надеюсь, что она была простой для всех.