Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Анализ состава и структуры безработного населения в российской федерации. Показатели состава и структуры занятых и безработных Вопросы для самопроверки

Безработица -- социальное явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

Не имел работы

Искал работу

Был готов приступить к работе

Таб. 6 Численность безработных граждан Омской области

Наименьшая численность безработных граждан наблюдалась в 2008 году, затем происходило увеличению числа безработных и в 2010 году достигло 101 тысячи человек. В сравнении с 2000 годом число безработных значительно сократилось. Но, если рассматривать численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, то наименьшее значение имеет 2000 год, всего 15,4 тысячи человека. Наибольшая численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения приходится на 2009 год, в 2010 происходит уменьшение на 3 тысячи человек.

Можно подвести небольшие итоги по 2011 году. Для этого необходимо проанализировать следующую таблицу.

Таб. 7 Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в 2010-2011 годах

1) По данным Главного управления государственной службы занятости населения Омской области.

2011 год начался с увеличения численности безработных. За месяц число безработных увеличилось на 0,4 тысячи человек. Соответственно и было больше выплачено пособий по безработице.

Также анализируя 2011 год можно просмотреть безработных 2011 года в общем числе от численности работников.

Таб. 8 Численность работников и безработных 2011 года.

1) Учитываются организации, имеющие в составе персонала более 15 человек.

Из таблицы видно, что все показатели меньше показателей аналогичного периода предыдущего года. Статус безработного имеет примерно 17 % от среднесписочной численности работников организаций.

Рис. 3

Рис. 4 Уровень зарегистрированной безработицы (по муниципальным районам области) на 1 марта 2011 года, % от ЭАН



Рис. 5

За все 3 месяца наименьший уровень зарегистрированной безработицы был в Омском районе. Такие районы как Черлакский, Горьковский, Большереченский, Иссикульский, Тевризский, Азовский, Любинский имеют уровень безработицы равный примерно 3. Самая плохая ситуация с уровнем безработицы наблюдается у Называевского, Саргатского, Крутинского, Большеуковского, Одесского и Седельниковского районов. Здесь уровень безработицы больше 5.

Из данных Главного управления государственной службы занятости населения Омской области численность зарегистрированных безработных в Омской области по данным на 1 апреля 2011 года составляет 18861 человек (на 1 апреля 2010 года - 22399 человек). Уровень зарегистрированной безработицы составляет 1,8 процента от экономически активного населения (на 1 апреля 2010 года - 2,1%). По прогнозным оценкам уровень зарегистрированной безработицы в марте текущего года составит 1,8 %. Заявленная работодателями потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в первом квартале 2011 года составила более 18,4 тысячи вакансий, что на 19,3% больше, чем в 2010 году. В течение трех месяцев 2011 года почти 1800 работодателей обратилось в службу занятости за содействием в подборе необходимых работников. По данным на 1 апреля 2011 года в городском и межтерриториальном банках вакансий содержится 11,5 тысячи вакансий работодателей города Омска и муниципальных районов Омской области, около 30% из них составляют вакансии для служащих (на 1 апреля 2010 года -6,0 тысячи вакансий, из которых около 52% - для замещения вакансий служащих). При содействии службы занятости в январе - марте 2011 года нашли работу (доходное занятие) более 40 процентов граждан (4982 человека), обратившихся за содействием в трудоустройстве. Численность трудоустроенных безработных граждан в отчетном периоде 2011 года составила 3091 человек. Государственная услуга содействия в поиске подходящей работы предоставляется всем без исключения гражданам, обратившимся в службу занятости населения Омской области, из числа работающих, либо желающих сменить место работы или потерявших работу, независимо от причины увольнения.

Профориентационными услугами в первом квартале 2011 года воспользовались более 20,1 тысячи человек, государственные услуги по психологической поддержке и социальной адаптации на рынке труда получили более 4 тысяч безработных граждан. В течение января - марта 1194 человека получили возможность повысить квалификацию, пройти профессиональное обучение.

Социальный портрет безработного средствами статистики получают при анализе данных от служб занятости по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство) "Отчет о трудоустройстве и занятости населения" за год. В нем содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.).

Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных. Среди причин увольнений выделяются высвобождение работников, увольнение их в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела. Среди причин потери работы существенную роль играет не только высвобождение работников в связи реорганизацией производства, но и их увольнение по собственному желанию, за которым нередко скрывается не только неудовлетворенность содержанием и условиями труда, его оплатой, но и структурные изменения в производстве.

Среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, преобладают женщины, в общей же численности бездетных, рассчитанной по методологии МОТ, - мужчины (53,9% в октябре 1995 г.; 54,2% в октябре 1997 г.; 59,4% в октябре 1998 г; 52,4% в ноябре 1999 г.). По причинам незанятости среди мужчин в большей мере распространено увольнение по собственному желанию: за 1995-1999 гг. доля лиц, оказавшихся без работы по данной причине, колебалась в следующих пределах: 43,9% в октябре 1995г. и 24,2% в августе 1999г., а среди женщин-34,1% в октябре 1995 г. и 15,4% в августе 1999 г.

Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и со снижением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса. Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуаций на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.

Таблица 3Состав безработных, зарегистрированных в органах

службы занятости Приморского края (в %)

Численность безработных - всего
из них:
уволившихся по собственному желанию 41,3 47,2
высвобожденные работники 36,8 27,4 19,5 18,5
выпускники общеобразоват. школ 2,3 1,9
выпускники ВУЗов и ССУЗов 2,6 2,7 2,8 2,3
выпускники ПТУ 1,9 1,9 1,7
Из числа безработных имеют образование:
высшее профессиональное 9,5 9,2 9,9 10,4
среднее профессиональное 21,5 21,8 19,8 19,9
начальное профессиональное 16,1 15,2 14,9
среднее общее 32,4 32,9 32,7 32,2
не имеют полного среднего образования 20,5 21,2 21,6


Образовательный уровень безработных в России один из самых высоких в мире: на конец 2001 г. в Приморском крае 30% безработных имели высшее и среднее специальное образование, а в г. Владивостоке этот показатель значительно выше – 59,7% (на 1 января 2002 г.). Безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины: так, в Приморском крае к концу 2001 г. среди безработных женщин 34% имели высшее и среднее специальное образование, в то время как среди мужчин 23%.

В настоящее время в России образование не выступает фактором социальной защиты от безработицы. В дальнейшем можно ожидать роста устойчивости положения работника на производстве с ростом его образовательного уровня. Эту тенденцию можно наблюдать сегодня в западных странах

С позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава. Основную часть безработных в Приморском крае составляют люди зрелого возраста. Распределение безработных в ПК по возрасту в 2001 г., если принять их количество за 100%, таково:

возраст %
до 20 6,4
20-24 13,2
25-29 15,8
30-49 53,4
50-54 7,2
55-59 1,9
60-72 2,1

Средний возраст безработных составил 35 лет. ()

Возраст может учитываться и при разработке конкретных мер помощи безработным. Например, во Франции по истечении срока выплаты пособия по безработице (65 месяцев) выделяется помощь по безработице, величина которой зависит от возраста безработного: от 65 - до 130 франков на одного человека в день.

Особую социальную значимость имеет безработица среди молодежи. В 2001 году 35,5% безработных в ПК составляли люди в возрасте до 30 лет. В ряде регионов страны трудоустройством молодежи занимаются наряду с государственными службами занятости молодежные биржи труда, а также Межрегиональный центр занятости.

Важную роль в статистике играет информация о продолжительности безработицы инвалидов как одного из социально не защищенного слоя населения, требующего особой заботы со стороны государства. Средний период безработицы у инвалидов длиннее, чем в целом по всей совокупности безработных. В Приморском крае численность безработных инвалидов за 4 года выросла в 2,7 раз.

Чтобы оказывать инвалидам реальную помощь в трудоустройстве, во многих странах предприятия обязаны определенную часть рабочих мест предоставлять инвалидам или отчислять соответствующие суммы в фонд помощи инвалидам. В настоящее время в России предприятия, в численности занятых которых инвалиды составляют не менее 50%, имеют некоторые льготы по налогообложению.

Таблица 4. Трудовая реабилитация инвалидов органами государственной службы занятости ПК (чел)

Экономически активное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными. B>Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численность занятых включаются лица, которые выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, которые временно отсутствовали на работе, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации.

Безработные (применительно к стандартам Международной организации труда) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

· не имели работы (доходного занятия);

· занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи и т.д., или предпринимали шаги к организации собственного дела;

· были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

· Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу, готовые приступить к ней.

Уровень экономической активности населения - отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.

Уровень занятости - отношение численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.

Уровень безработицы - отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.

Уровень зарегистрированной безработицы - отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения, рассчитанный в процентах.

Численность занятых по материалам обследования населения по проблемам занятости включает лиц в возрасте 15-72 года, которые в отчетную неделю выполняли работу (хотя бы 1 час) или временно отсутствовали. Данные о среднегодовой численности занятых в экономике формируются по основной работе один раз в год при составлении баланса трудовых ресурсов на основе сведений организаций, материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости, данных органов исполнительной власти, досчетов численности занятых, не выявленной при проведении выборочного обследования населения по проблемам занятости.

Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение которого лицо, будучи незанятым, ищет работу, используя при этом любые способы.

Под забастовкой подразумевается временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Забастовкой не считается приостановка работы из-за недопоставки оборудования, сырья, материалов, комплектующих деталей по причине забастовки в организациях-поставщиках.

В численность работников, участвовавших в забастовках, не входят работники, отсутствовавшие на своих рабочих местах по таким причинам, как болезнь, ежегодный отпуск, командировка и т. п.

К численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом относятся лица, подлежащие учету на основании акта по форме Н - 1.


1.3 Система показателей, характеризующих безработицу

Основные показатели безработицы: уровень общей безработицы, уровень зарегистрированной безработицы и продолжительность безработицы.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к числу занятых и безработных (в процентах) по следующей формуле (1):

УБ = Б /(З + Б) Ч 100% (1)

где УБ - уровень безработицы;

З - число занятых;

Б - число безработных.

Уровень регистрируемой безработицы, определяемый отношением численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к численности экономически активного населения:

Урб = Чрб / Чзан x 100% (2)

Где Урб - уровень регистрируемой безработицы;

Чрб - численность зарегистрированных безработных;

Чэан - численность экономически активного населения;

Этот показатель носит административный характер. Если человек пришел в службу занятости, его зарегистрировали, поставили на учет. Он приходит в службу занятости, отмечается, ему выплачивают пособие. Такие люди считаются безработными в рамках административной системы.

Длительность безработицы характеризуется временем нахождения без работы и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных их категорий или безработных отдельных территорий и т.п. Когда длительность периода поиска работы превышает календарный год, безработица считается опасной, «застойной».

По карточкам персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может быть определена общая продолжительность трудоустройства граждан (человеко-дней). Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным в отчетном году, исходя из данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан за год, используя формулу (3):

Аналогично по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как "безработный" до снятия с учета по причине его трудоустройства.

Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число безработных, трудоустроенных в отчетном году). Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

Уровень общей безработицы, который определяется как удельный вес безработных в численности экономически активного населения (ЭАН) на начало (конец) периода или в среднем за год:

Нередко уровень безработицы определяется как удельный вес безработных в общем объеме трудовых ресурсов. Найденный таким образом уровень безработицы по своей величине оказывается ниже рассмотренного ранее (в % к ЭАН). Между ними существует примерно следующая связь:

Уровень безработицы в трудовых ресурсах= уровень безработицы в % к ЭАН*

*доля ЭАН в трудовых ресурсах (6)

Приведенная взаимосвязь показателей справедлива лишь в целом. В ряде случаев возможны их нарушения, если в составе безработных окажется, велика доля лиц нетрудоспособного возраста (например, пенсионеров, ищущих работу и готовых к ней приступить), ибо возрастные границы для категорий трудовые ресурсы и экономически активное население не совпадают. Однако в большинстве случаев приведенные равенства имеют место.

Сумма показателей уровней занятости и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах. Недостающие до 100 проценты - экономически не активное население, которое не входит в состав рабочей силы. Поскольку численность экономически активного населения, численность занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:

где Кэ - коэффициент роста численности экономически активного населения;

Кз и Кб - коэффициенты роста численности занятых и безработных;

Уз0 и Уб0 - уровни занятости и безработицы в базисном периоде.

Темп динамики общей численности безработных определяется показателями темпов роста. Изменения в уровне безработицы хотя и могут быть измерены коэффициентами роста, но нагляднее характеризовать их в виде абсолютных приростов, выраженных в процентных пунктах. Изменение в пунктах уровня безработицы можно определить, основываясь на модели динамики численности экономически активного населения:

где ДУб - абсолютное изменение уровня безработицы, выраженное в процентных пунктах.

Как правило, уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ на основе выборочных обследований, в 3-6 раз выше уровня, зарегистрированного в органах Государственной службы занятости РФ. Различия этих показателей еще более ощутимы, если учесть состав безработных по полу. Оценка значимости подобного различия может быть дана с помощью F- критерия Фишера, если рассматривать материалы выборки до распространения их на генеральную совокупность:

F = Dфакт/ Dост (9)

где Dфакт и Dост - факторная и остаточная дисперсии на одну степень свободы.

Для определения этих дисперсий можно использовать следующие формулы (10,11), учитывающие правило сложения дисперсий альтернативного признака:

где k- число групп населения по полу,

рj - доля безработных, обратившихся в службу занятости, в общей численности безработных (отдельно среди мужчин и среди женщин);

p - средняя доля безработных, обратившихся в службу занятости в целом по обследованию;

nj - численность безработных- отдельно для мужчин и женщин;

n - общая численность безработных.

Факторная дисперсия характеризует различия по полу уровня обращения безработных в службу занятости. Остаточная дисперсия оценивает вариацию доли безработных, обратившихся в службу занятости, независимо от пола граждан. Итак, если F - критерий фактический превышает табличную величину, то состав безработных по полу обусловливает существенные различия в уровне официально зарегистрированной в службах занятости безработицы.

Данные текущей статистики служб занятости о трудоустройстве населения используются для оценки общей численности безработных в периоды между обследованиями населения по проблемам занятости. Для расчета численности безработных в месяцы между двумя обследованиями применяется интерполяция соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, учтенной в службе занятости на соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в зависимости от принятой концепции интерполяции.

Вначале определяется, как изменилось за период между двумя последними обследованиями соотношение общей численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости.

Cn= xn/yn ; C0= x0/y0 ; ?=Сn-C0 ; ?=?/t,

где xn и x0 - общая численность безработных по данным двух последних обследований;

ynи y0 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости;

CnиC0 - соотношения общей численности безработных;

Изменение этих соотношений между двумя последними обследованиями;

Изменение соотношений между двумя обследованиями в среднем за месяц;

t - число месяцев между двумя смежными обследованиями.

Если предположить, что ежемесячно данное соотношение возрастает на одну и ту же величину, то общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца определится как:


где t - порядковый номер месяца после даты предыдущего обследования;

Yt - численность незанятого населения, состоящего не учете в органах службы занятости на конец рассматриваемого месяца t.

Возможен и другой метод интерполяции численности безработных между двумя датами обследования, если предположить, что ежемесячно рассматриваемое соотношение двух источников информации о численности безработных меняется не в арифметической, а в геометрической прогрессии (в одно и то же число раз). С этой целью определим общий коэффициент роста данного соотношения:

т.е. коэффициент роста соотношения данных за период между двумя смежными обследованиями.

Средний ежемесячный коэффициент роста данного соотношения найдем как:

Тогда, предполагая, что ежемесячно данное соотношение изменяется в одно и то же число раз - k, численность безработных в месяце t можно оценить по формуле (15):

Теоретически оба варианта интерполирования равноправны, хотя на практике отдается предпочтение первому методу как более простому.

Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службу занятости по полу, возрасту и образованию. Как результат деятельности службы занятости определяется численность трудоустроенных ее органами граждан в общей численности обратившихся. Наибольший удельный вес среди трудоустроенных составляют не занятые трудовой деятельностью граждане как наиболее нуждающиеся в поддержке лица.

По всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как безработного до снятия с учета по причине его трудоустройства. Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число безработных, трудоустроенных в отчетном году).

Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, т.е.

Результативность работы органов служб занятости по трудоустройству населения во многом зависит от достоверности и своевременности информации от предприятий о потребности в рабочей силе, о вакансиях на рабочие места. В настоящее время по регионам России определяется нагрузка незанятого населения на одну вакансию. Данный показатель фиксирует масштаб напряженности на рынке труда.

Средствами статистики при анализе данных выборочного обследования по проблемам занятости и от органов службы занятости по приложению к форме №1-Т «Отчет о трудоустройстве и занятости населения» получают социальный состав безработных. В отчете содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.)

Образовательный состав безработных можно сравнивать с аналогичным составом занятых. С позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава.

Чтобы прогнозировать занятость и безработицу, необходима информация о длительности безработицы. На основании распределения безработных можно приближенно определить среднюю продолжительность безработицы как среднюю арифметическую взвешенную:

где Ti - время отсутствия работы в i-ой группе;

Ni - численность безработных i-ой группы.

Медиану продолжительности безработицы определяют по формуле (17):

Me= x0 + i *(NMe-SMe-1)/ fMe (17)

где x0 - нижняя граница медианного интервала, т.е. первого интервала с накопленной частотой 50 и более %;

i - величина медианного интервала;

NMe - порядковый номер медианы;

SMe-1 - накопленная частота предмедианного интервала;

fMe - локальная частота медианного интервала.

Этот показатель характеризует то, что около половины безработных ищут работу более найденной величины медианы.

Время поиска работы достаточно тесно связано с возрастом безработных и существенно различается по полу. Рассчитывают коэффициенты корреляции и детерминации. Существенность данных различий подтверждается величиной F- критерия Фишера, которая должна быть выше табличного значения. Расчет F -критерия осуществляется по формуле (18):

F= r2/ (1-r2)* (n-2) (18)

где n - число возрастных групп.

Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных (в связи с высвобождением по причине сокращения штатов, ликвидации организации, собственного дела, с увольнением по собственному желанию). Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуаций на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.

4. СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ

Социальный портрет безработного средствами статистики получают при анализе данных от служб занятости по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство) "Отчет о трудоустройстве и занятости населения" за год. В нем содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.).

Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных. В настоящее время в России острота проблемы безработицы во многом зависит от изменений в структуре экономики и конверсии военно-промышленного комплекса. В 1993 г. с оборонных производств было высвобождено в связи с конверсией 378 314 человек. Из них 56% были трудоустроены на предприятиях ВПК, а 44% увеличили спрос на рабочую силу на рынке труда. Поэтому среди причин увольнений первое в 1993 г. и второе места в 1994 г. занимала причина - высвобождение работников (табл. 9.4). Ситуация не изменилась и в 1995 г.

Как видим, среди причин потери работы существенную роль играли такие причины, как высвобождение работников в связи с реорганизацией производства и их увольнение по собственному желанию, за которыми нередко скрываются не только неудовлетворенность содержанием и условиями труда, его оплатой, но и структурные изменения в производстве. Среди безработных преобладают женщины (68% в 1993 г., 63% в 1995 г.) как в целом, так и по причинам увольнений. Высок их удельный вес и среди выпускников общеобразовательной и профессиональной школы. Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и с падением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса. Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуации на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.

Причина увольнения

Численность безработных на

1993г. 1994г.
По собственному желанию 37,7 47,7
За нарушение дисциплины 3,6 4,6
Высвобождение в связи с техническим прогрессом и реорганизацией производства 41,3 27,1
Выпускники средних специальных школ 3,9 4,7
Выпускники средних специальных и высших учебных заведений 4,0 3,8
Выпускники ПТУ 3,7 3,7
Другие причины 5,8 9,1
Итого: 100 100

Источник: Народное хозяйство Российской Федерации в 1992 г.: Статистический сборник. - М.: Финансы и статистика, 1993. - С. 139; Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1994. - С. 63.

Распределение регионов России по уровню безработицы на июнь 1994 г. составляло:

уровень безработицы, % число регионов

Диапазон вариации регионов по уровню безработицы достаточно широк: коэффициент вариации составил 69,3%. Наиболее остро проблема безработицы стоит в Ивановской области (6,9% безработных). Образовательный уровень безработных в России самый высокий в мире на конец октября 1995 г.- 38% безработных имели высшее и среднее специальное образование, а в крупных городах этот показа гель еще выше. Безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины: так, в Санкт-Петербурге на 1.03.1993 г. среди безработных женщин 75,8% имели высшее и среднее специальное образование, что на 10 пунктов выше, чем среди мужчин. Образовательный состав безработных можно сравнить с аналогичным составом занятых по данным выборочных обследований населения (табл. 5). Различия в доли лиц с высшим образованием в составе экономически активного населения - занятых и безработных - существенны: 11,1 процентного пункта. Это подтверждается и расчетом F-критерия Фишера:

что значительно выше табличного при 5%-ном уровне значимости: F 0.05 <3.85

Процент лиц с высшим образованием среди экономически активного населения (октябрь 1994 г., Санкт-Петербург)(Табл. 5)

В настоящее время в России образование не выступает фактором социальной защиты от безработицы. В дальнейшем можно ожидать роста устойчивости положения работника на производстве с ростом его образовательного уровня. Эту тенденцию можно наблюдать сегодня в западных странах. С позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава. Основную часть безработных в России сегодня составляют люди зрелого возраста.

Возраст может учитываться и при разработке конкретных мер помощи безработным. Например, во Франции по истечении срока выплаты пособия по безработице (65 месяцев) выделяется помощь по безработице, величина которой зависит от возраста безработного: от 65 - до 130 франков на одного человека в день.

Особую социальную значимость имеет безработица среди молодежи. На конец октября 1995 г. более 40% безработных составляли люди в возрасте до 30 лет. В ряде регионов страны трудоустройством молодежи занимаются наряду с государственными службами занятости молодежные биржи труда, а также Межрегиональный центр занятости. Чтобы прогнозировать занятость и безработицу, необходима информация о длительности безработицы. Подобного рода данные имеют место в большинстве стран мира.

С 1994 г. в статистической отчетности имеется информация о продолжительности безработицы инвалидов как одного из социально не защищенного слоя населения, требующего особой заботы со стороны государства. Средний период безработицы у инвалидов длиннее, чем в целом по всей совокупности безработных. Чтобы оказывать инвалидам реальную помощь в трудоустройстве, во многих странах предприятия обязаны определенную часть рабочих мест предоставлять инвалидам или отчислять соответствующие суммы в фонд помощи инвалидам. В настоящее время в России предприятия, в численности занятых которых инвалиды составляют не менее 50%, имеют некоторые льготы по налогообложению.


Степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках. 6.2. Статистика занятости и безработицы Занятость - одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), проводимых Международным бюро...

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО « Оренбургский государственный аграрный университет»

Кафедра статистики и экономического анализа

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Выполнил: студент 34 гр. специальности

«Экономика и управление

на предприятии (по отраслям)»

Атаманова А.П.

Проверила: к.э.н., доцент Хабарова С.В.


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время безработица становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране, в чем и заключается актуальность поставленной темы исследования.

Безработица становится неотъемлемым атрибутом системы рыночной экономики, серьёзно воздействует на результативность хозяйственной деятельности субъектов рыночного хозяйства, на экономическую и социальную жизнь всего общества. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Поэтому безработицу нельзя рассматривать только как экономическое явление. Необходимо учитывать ее социальные стороны. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства стало разрушение связей между отраслями и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции привели к снижению объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.

Экономически активное население не могло удовлетворить требованиям новой экономики, которая нуждалась в активных работниках, способных самостоятельно обучаться, активно действовать, не боясь брать на себя ответственность. Существующее в то время негативное отношение к малому предпринимательству препятствовало созданию новых рабочих мест, тем самым, способствуя безработице.

В последнее десятилетие рынок труда динамично изменяется. Высокие технологии внедряются во все большее число сфер жизнедеятельности. Поэтому значимость высококвалифицированного труда возрастает. Конец XX века ознаменовался бумом высшего образования, который выразился в значительном увеличении числа выпускников школ, продолжающих обучение в ВУЗе. В то же время в недавнем прошлом осталась социально-экономическая трансформация России, признаками которой стала кризисная ситуация на рынке труда и утечка умов.

Целью данной курсовой работы является изучение безработицы как экономической категории, её теоретических аспектов и проявлений в практике хозяйственной деятельности. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:

Определить понятие и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;

Рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;

Произвести статистический анализ структуры и динамики безработицы в Российской Федерации;

Определить пути и методы предотвращения безработицы, рассмотреть меры антикризисной политики в области занятости населения.

Предметом исследования служат количественные и качественные характеристики безработных, а так же изменения в хозяйственной деятельности общества, сопровождающие безработицу.

Объектом исследования являются безработные Российской Федерации.

Проблемы на рынке труда рассматривались в работах многих авторов: А.Д. Попова, С.В. Курышевой, Ф.Т. Прокопова, А.Е. Лапина, В.В. Скобеевой, И.И. Егорова В.Д. Арещенко и др. Учеными подробно исследована безработица, её структура и динамика. Данная работа посвящена анализу безработицы на основе существующих исследований.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

Безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако, если в странах с развитой рыночной экономикой, при наличии более или менее значительного уровня безработицы, экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Все население страны в трудоспособном возрасте, способное трудиться (т.е. за вычетом инвалидов, психически больных и заключенных), делится на 2 категории:

· экономически активное;

· экономически неактивное.

Экономически активное население, или рабочая сила, состоит из занятых и безработных:

где LF - экономически активное население или рабочая сила;

E – занятые;

U – безработные.

К безработным относятся лица в трудоспособном возрасте, которые в рассматриваемый период:

Не имели работы (доходного занятия);

Занимались поиском работы - обращались в государственную или коммер-ческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

Были готовы приступить к работе.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:

Не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение двух недель после рассматриваемого периода) и не продолжали дальнейшего ее поиска;

Не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Следует отличать безработицу как экономическую категорию от ее учетно-статистического измерения. Суть безработицы как экономической категории состоит в том, что часть экономически активного населения страны не может применить свою рабочую силу (способность к труду), становится "излишним населением", лишенным возможности на различный по продолжительности срок трудиться, получать трудовой доход и подвергающимся угрозе потери квалификации, профессии, социального статуса, снижения жизненного уровня. Учетно-статистическое измерение безработицы несет в себе элемент условности в зависимости от критериев отнесения тех или иных лиц к разряду безработных и базы, с которой сопоставляется их численность (трудоспособное население, занятое население, экономически активное население и т.д.). В настоящее время показатель, характеризующий уровень безработицы, рассчитывается как отношение числа безработных к численности экономически активного населения, т. е. ко всей численности занятых и незанятых, включая безработных лиц.

С безработицей Россия вплотную соприкоснулась начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали официально присваивать статус безработных людям, ищущим работу.

«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека - право на труд» - отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ "О занятости населения" (ст.5 гл.1) записано: "Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость".

В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл.1 указано, что статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Согласно Конвенции МОТ № 168 от 1988 г. "О содействии занятости и защите от безработицы" полную безработицу понимают «как потерю заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу».

Таким образом, если состояние безработицы в России базируется на пяти критериях, то в Конвенции МОТ - только на трех, связанных в основном с деятельностью человека за конкретный период времени и не зависящих от правовых норм, обусловленных регистрацией безработного в службе занятости и выплатой пособия по безработице, как это практикуется в России.