Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Метеж В.Д. Анализ поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации на территории Приморского края

1

В данной статье, проведен анализ ИФНС России по Первомайскому району г. Владивостока, по собираемости налогов в краевой и местные бюджеты за 2012, 2013 и 2014 года. Для этого были собраны данные по поступлениям в бюджеты за указанные периоды. После был проведен анализ данных поступлений в бюджеты и были выявлены налоги с максимальными поступлениями в краевой и местные бюджеты. Налоговая база (НБ) – это стоимостная, физическая или иная любая другая характеристика объекта налогообложения (предприятия). Налоговая ставка – показывает величину налоговых начислений на единицу измерения НБ. Порядок определения налоговой базы, и налоговые ставки по федеральным налогам и сборам устанавливаются настоящим налоговым кодексом.

налогооблагаемая база

поступления в краевой и местные бюджеты

контрольный орган

налоговые инспекции

1. Кузьмичева И.А., Закирова М.А. Собираемость местных налогов в приморском крае // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8–4. – С. 928–932.

2. Кузьмичева И.А., Флик Е.Г. Автоматизация учетной работы налоговых органов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 67–72.

3. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9–16.

4. Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение региональных налогов в современном развитии приморского края // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: www.science-education.ru/116-126441. (дата обращения 01.06.2015).

5. Корень А.В. Приоритетные направления развития механизма налогообложения электронной предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы современной науки. – 2009. – № 8. – С. 127–135.

Актуальность данной темы связана с понижением налоговой базы и снижением поступлений налогов в региональный и местные бюджеты.

Целью данной работы проанализировать налоговую базу и поступления налогов в Региональный и Местный бюджеты.

1. Увеличить уровень поступлений налогов и сборов в бюджеты,

2. Увеличение налогооблагаемой базы.

По данным полученным в ИФНС России по Приморскому краю Первомайского района, города Владивостока поступления налогов и сборов в региональный и местный бюджеты значительно сократились.

Для начала проанализируем поступления в краевой бюджет в 2012 году.

Поступления налогов, сборов в Федеральный бюджет за период с января по декабрь 2012 года составили 530 783 тыс. руб. За 12 месяцев 2011 года поступления составили 538 724 тыс. руб. Уменьшение поступлений в федеральный бюджет (разница между 12 месяцами 2012 года и 12 месяцами 2011 года) составила 7 941 тыс. руб.

Основной рост поступлений в федеральный бюджет за 12 месяцев 2012 года приходится на налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, по данному налогу перечислено 28 349 тыс. руб. .

По налогу на добавленную стоимость за 12 месяцев 2012 года поступило 488 401 тыс. руб., это на 2,7 % (13 457 тыс. руб.) меньше поступлений чем в 2011 году.

Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) поступило в бюджет 571 194 тыс. руб. - это (43 % от доходной части краевого бюджета бюджета).

Рост поступлений за счет изменения норматива отчислений в бюджет КБ с 01.01.2012 плюс 5 % (Закон Приморского края от 05.12.2011 № 858-КЗ) и изменение в Бюджетный Кодекс (ст. 2 Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ). Норматив с 01.01.2012 в Краевой бюджет составляет - 75 %. .

Налога на прибыль (НП), зачисляемого в краевой бюджет, поступило 261 110 тыс. руб. - это (20 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет Приморского края).

Наблюдается значительный рост поступление единого налога, по упрощённой системе налогообложения (УСН) за 12 месяцев 2012 года - рост составил на 54 359 тыс. руб. Рост по Единому налогу, по за 12 месяцев 2012 г. Наблюдается значительный рост поступлений единого налога, по упрощенной системе налогообложения (УСН) на 54 359 тыс. руб. Рост поступлений произошёл за счет увеличения числа налогоплательщиков (Которые находятся на Упрощённой системе налогообложения).

Так же проанализируем поступления в краевой бюджет в 2013 году.

Поступления налогов, сборов в Федеральный бюджет за период с января по декабрь 2013 года составили 503 938 тыс. руб. За 12 месяцев 2012 года поступления составили 530 785 тыс. руб. Уменьшение поступлений в федеральный бюджет (разница между 12 месяцами 2013 года и 12 месяцами 2012 года) составила 26 847 тыс. руб.

Поступления по Налогу на прибыль организаций (НП) в федеральный бюджет за 12 месяцев 2013 года составили 35 777 тыс. руб.

Поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС)за 12 месяцев 2013 года составило 451 334 - это на 37 067 тыс. руб. (на 8 %) меньше поступлений за 12 месяцев 2012 года. НДС Беларусь за 12 месяцев 2013 года поступлений 8 967 тыс. руб., что на 4 472 тыс. руб. (99 %) больше поступлений чем за 12 месяцев 2012 года.

Сбор за пользование водными биологическими ресурсами за 12 месяцев 2013 года поступлений составило 3 035 тыс. руб., что на 448 тыс. руб. (13 %) меньше поступлений чем за 12 месяцев 2012 года.

На снижение поступлений повлияло уменьшение выделенных квот на вылов биологических ресурсов на 2013 год.

Основными доходообразующими статьями краевого бюджета РФ стали:

Структура поступлений в бюджет Приморского края:

Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) поступило в краевой бюджет 612 227 тыс. руб. - это (38 % от доходной части бюджета). Рост налога на доходы физических лиц составил 41 033 тыс. руб. (по отношению к 12 месяцам 2012 года).

Налога на прибыль (НП), зачисляемого в краевой бюджет Приморского края, поступило 234 052 тыс. - это (14 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет), снижение налога на прибыль составило 27 059 тыс. руб. (по отношению к 12 месяцам 2012).

Поступление налога, взимаемый в связи с применением упрощённой системой налогообложения за 12 месяцев 2013 года на 1 447 тыс. руб. больше, чем за 12 месяцев 2012 года (12 месяцев 2013 года - 254 704 тыс. руб., а за 12 месяцев 2012 года 253 257 тыс. руб.).

Налог на имущество организаций. За период с января по декабрь 2013 года в бюджет поступило 449 973 тыс. руб.,- это (27 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет), рост составил 286 055 тыс. руб. по отношению к 12 месяцам 2012 года.

Проанализируем поступления в краевой бюджет в 2014 году.

Поступления налогов, сборов в Федеральный бюджет за период с января по декабрь 2014 года составили 535 456 тыс. руб., поступления за 12 месяцев 2013 года составили 503 938 тыс. руб. Рост поступлений в федеральный бюджет (разница между 12 месяцами 2013 года и 12 месяцами 2012 года) составила 31 518 тыс. руб.

Поступления по Налогу на прибыль организаций (НП) в федеральный бюджет за 12 месяцев 2014 года составили 75 711 тыс. руб., что на 39 934 тыс. руб. (211,6 %) больше чем поступления в 2013 году.

Поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС)за 12 месяцев 2014 года составило 421 696 - это на 29 365 тыс. руб. (на 6,5 %) меньше поступлений за 12 месяцев 2013 года. НДС Беларусь за 12 месяцев 2014 года поступлений 8 755 тыс. руб., что на 212 тыс. руб. (2,4 %) больше поступлений чем за 12 месяцев 2013 года.

Сбор за пользование водными биологическими ресурсами за 12 месяцев 2014 года поступлений составило 3 519 тыс. руб., что на 483 тыс. руб. (15,9 %) меньше поступлений чем за 12 месяцев 2013 года.

Поступления согласно предоставленных налогоплательщиками сведений о полученных лицензиях по объектам ВБР.

Наблюдается значительный рост поступлений по Налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). За 12 месяцев 2014 года поступило налога в сумме 20 142 тыс. руб.

Рост поступлений в связи с изменением с 01.01.2014 года процента отчислений НДФЛ (КБК 1821010204001) в ФБ 50 %.

Основными доходообразующими статьями краевого бюджета РФ стали:

Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) поступило в краевой бюджет 710 151 тыс. руб. - это (38,13 % % от доходной части бюджета). Рост налога на доходы физических лиц составил 98 258 тыс. руб. (16,1 %), (по отношению к 12 месяцам 2013 года). Рост поступлений за счет изменения процента отчислений в КБ с 01.01.2014 года с 70 % (в 2013 году) до 78.4281 % (в 2014 году). В сопоставимых показателях отклонение составляет 24 585 тыс. руб. или 103.6 %.

Налога на прибыль (НП), зачисляемого в краевой бюджет Приморского края, поступило 294 217 тыс. - это (27 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет), рост налога на прибыль составило 60 165 тыс. руб. (по отношению к 12 месяцам 2013).

Поступление налога, взимаемый в связи с применением упрощённой системой налогообложения за 12 месяцев 2013 года на 26 293 тыс. руб. больше, чем за 12 месяцев 2013 года (за 12 месяцев 2014 года - 280 997 тыс. руб., а за 12 месяцев 2013 года 254 704 тыс. руб.).

Налог на имущество организаций. За период с января по декабрь 2014 года в бюджет поступило 458 3493 тыс. руб., - это (24,61 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет), рост составил 8 376 тыс. руб. по отношению к 12 месяцам 2013 года.

Рис. 1. Структура поступлений налогов и сборов в бюджет Приморского края в 2014 году

Так же проанализируем поступления налогов в местный бюджет в 2012 году.

В местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2012 года мобилизовано налогов и сборов на 100 048 тыс. руб. больше по отношению к 12 месяцам 2011 года (за 12 месяцев 2012 года в бюджет поступило - 691 940 тыс. руб., а за 12 месяцев 2011 года поступило - 591 892 тыс. руб.).

Рис. 2. Структура поступлений налогов и сборов в бюджет города Владивостока в 2012 году

Рост доходной части местного бюджета г. Владивостока за 12 месяцев 2012 года по отношению к 12 месяцем 2011 года составил 16,9 % .

За 12 месяцев 2012 года в городской бюджет основной рост поступлений составил земельный налог. За 4 квартала (12 месяцев) 2012 года перечислено земельного налога 388 901 тыс. руб. (56 % дохода городского бюджета) - это на 95 701 тыс. руб., больше, чем поступления за 4 квартал (12 месяцев) 2011 года (293 200 тыс. руб.).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), распределяемого в местный бюджет г. Владивостока, поступило 179 186 тыс. руб. за 12 месяцев 2012 года - это на 16 879 тыс. руб. меньше перечислений налогоплательщиками, за 12 месяцев 2011 г. в местный бюджет г. Владивостока поступления составили 196 095 тыс. руб.

Поступления НДФЛ в городской бюджет г. Владивостока по итогам 12 месяцев 2012 года составляют 26 % от общей суммы поступлений в бюджет города.

Снижение поступлений за счет изменения норматива отчислений в бюджет ГБ с 01.01.2012 минус 5 % (Закон Приморского края от 05.12.2011 № 858-КЗ) и изменение в Бюджетный Кодекс (ст. 2 Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ). Норматив с 01.01.2012 в ГБ - 25 %.

Рис. 3. Структура поступлений налогов и сборов в бюджет города Владивостока в 2013 году

Рис. 4. Структура поступлений налогов и сборов в бюджет города Владивостока в 2014 году

Поступления по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности составили 95 842 тыс. руб. (14 % от общей суммы поступивших платежей) в городской бюджет г. Владивостока. Рост с предшествующим периодом, (12 месяцев 2011 года) составил 11 593 тыс. руб. (13,8 %)

Отклонение за счет изменения процента отчисления в ГБ с 01.01.2011 года с 90 % на 100 % по КБК начиная с периодов 2011 года. В январе-марте 2011 года перечисляли налог по итогам 2010 года, т.е. распределение было 90 %.

Проанализируем поступления налогов в местный бюджет в 2013 году.

В местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2013 года мобилизовано налогов и сборов на 36 726 тыс. руб. больше по отношению к 12 месяцам 2012 года (за 12 месяцев 2013 года в бюджет поступило - 728 647 тыс. руб., а за 12 месяцев 2012 года поступило - 691 921 тыс. руб.).

Рост поступлений за 12 месяцев 2013 года в городской бюджет г. Владивостока наблюдается по Земельному налогу.

За 12 месяцев 2013 года в городской бюджет г. Владивостока основной рост поступлений составил земельный налог. За 4 квартала (12 месяцев) 2013 года перечислено земельного налога 393 138 тыс. руб. (56 % дохода городского бюджета) - это на 4 237 тыс. руб. больше, чем поступления за 4 квартал (12 месяцев) 2011 года (293 200 тыс. руб.).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), распределяемого в местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2013 года, поступило 195 897 тыс. руб. за 12 месяцев 2012 года - это на 16 711 тыс. руб. больше перечислений налогоплательщиками, за 12 месяцев 2012 г. в местный бюджет г. Владивостока поступления составили 179 186 тыс. руб.

Поступления по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности составили 102 683 тыс. руб. (14 % от общей суммы поступивших платежей) в городской бюджет г. Владивостока. Рост с предшествующим периодом, (12 месяцев 2012 года) составил 6 841 тыс. руб. (107,1 %).

Проанализируем поступления налогов в местный бюджет в 2014 году.

В местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2014 года мобилизовано налогов и сборов на 56 337 тыс. руб. меньше по отношению к 12 месяцам 2013 года (за 12 месяцев 2014 года в бюджет поступило - 668 032 тыс. руб., а за 12 месяцев 2013 года поступило - 724 369 тыс. руб.).

Снижение поступлений за 12 месяцев 2014 года в городской бюджет наблюдается по Земельному налогу. За 12 месяцев 2014 года в городской бюджет г. Владивостока основной рост поступлений составил земельный налог. За 4 квартала (12 месяцев) 2013 года перечислено земельного налога 333 507 тыс. руб. (49,92 % дохода городского бюджета) - это на 59 631 тыс. руб. меньше, чем поступления за 4 квартал (12 месяцев) 2013 года (393 138 тыс. руб.).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), распределяемого в местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2014 года, поступило 190 641 тыс. руб. по сравнению с 12 месяцами 2013 года - это на 5 256 тыс. руб. меньше перечислений налогоплательщиками, за 12 месяцев 2013 г. в местный бюджет г. Владивостока поступления составили 195 897 тыс. руб.

Поступления по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности составили 104 485 тыс. руб. (15,64 % от общей суммы поступивших платежей) в городской бюджет г. Владивостока. Рост по сравнению с предшествующим периодом, (12 месяцев 2013 года) составил 1 776 тыс. руб. (1,7 %).

Снижение поступлений в 2014 году в городской бюджет наблюдается по Единому сельскохозяйственному налогу. Так, за 12 месяцев 2014 год перечислено данного налога 4 475 тыс. руб., что на 2 276 тыс. руб. меньше перечислений за 12 месяцев 2013 года (6 751 тыс. руб.) .

Вывод: ИФНС России следует обратить внимание на собираемость налогов и сборов:

Усовершенствовать систему ответственности за налоговые правонарушения.

Ужесточение налогового контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;

Повышение эффективности деятельности органов налогового контроля. .

Подводя итог, можно сказать, что система налогообложения Российской Федерации не совершенна, так как недостаточно эффективный контроль за сбором налогов. Налогоплательщики(предприятия) скрывают свои доходы, и с каждым годом количество недобросовестных налогоплательщиков растет, что сказывается на налогооблагаемой базе и поступлений налогов и сборов в бюджеты страны.

Библиографическая ссылка

Кузьмичева И.А., Королева Ю.С. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-3. – С. 561-565;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7152 (дата обращения: 07.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение 3

1. Теоретические основы налоговых доходов бюджета 5

1.1 Особенности налоговых поступлений бюджета 5

1.2 Роль налоговых доходов в бюджетной системе 9

2. Анализ налоговых поступлений в Федеральный бюджет 10

2.1 Доходные источники федерального бюджета 10

2.2 Структура налоговых поступлений федерального бюджета 11

2.3 Анализ динамики федеральных налогов за 2005-2007 годы 15

3. Проблемы формирования доходной части Федерального бюджета и их решение 20

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.

Налоговые поступления бюджетной системы занимают ведущее место и являются важнейшей формой аккумуляции доходов. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений бюджета необходимо с целью преодоления негативных последствий воздействия налогов на экономику страны.

В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Цель работы состоит в изучении состава и структуры налоговых поступлений федерального бюджета России.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

Рассмотрение теоретических основ налоговых поступлений федерального бюджета страны;

Проведение анализа состава, структуры и динамики налоговых доходов страны за 2005 – 2007 годы

Определение роли и значения налоговых поступлений в бюджетной системе страны.

Предметом исследования являются налоговые поступления.

Объектом исследования является Федеральный бюджет российской Федерации.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

Налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

Отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

Конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

Отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

Конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

Рассматривая проблемы формирования налоговых поступлений, следует не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.

Информационно-методологической основой работы послужили работы таких авторов, как: Кудрин А.Л., Алиев Б.Х., и другие источники.

А также законодательная база: Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы «О федеральном бюджете на очередной год», сайт Минфина РФ, и другие источники.

1. Теоретические основы налоговых доходов бюджета

1.1 Особенности налоговых поступлений бюджета

Основные черты налоговых поступлений бюджетов проявляются в следующем:

1. Налоговые поступления базируются исключительно на правовой основе. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти, при этом фискальные полномочия органов каждого уровня четко оговорены законом.

2. Налоговое законодательство предусматривает четкое разделение налогов по уровням государственной структуры.

3. Налоговое законодательство предусматривает разделение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней на закрепленные и регулирующие.

4. Налоговая система построена по единым принципам, единому механизму взимания налогов. Налоговый контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов осуществляется со стороны налоговых органов и органов налогового контроля.

5. Разделение полномочий в сфере применения налогового законодательства между федеральным центром и регионами соответствует федеральному характеру Российского государства и демонстрирует единый подход к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории Российской Федерации.

Поступления бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы поступления, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые поступления от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

Налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;

Налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 %;

Налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 %;

Налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 %;

Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 %;

Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 %;

Акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;

Акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 %;

Акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40%;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 %;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 %;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на поступления физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем в отношении этих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. Это касается регулирующих налогов. Однако компетенция субъектов Федерации ограничивается рамками той доли ставки, которая приходится данному субъекту Федерации. Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.

Порядок бюджетного регулирования может быть установлен непосредственно в налоговых законах, специальным законодательством и путем установления нормативных отчислений от регулирующих доходов по каждому субъекту Федерации при утверждении федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с отдельными соглашениями между федеральным центром и регионами для некоторых субъектов Российской Федерации (например, Татарстан, Башкортостан) могут быть установлены иные правила организации межбюджетных отношений, в том числе специальные налоговые режимы.

1.2 Роль налоговых доходов в бюджетной системе

Экономика страны это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно.

Нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Согласованное функционирование различных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рыночных отношений данный процесс обеспечивается, прежде всего, путем перераспределения финансовых ресурсов, которые формируются благодаря налоговым и др. обязательным поступлениям в бюджеты различных уровней.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют такие показатели как:

Степень собираемости налогов;

Степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;

Размер убытка или дохода от действия той или иной налоговой льготы.

Условием успешного развития экономики любой страны является динамичный рост производства. Сдерживающее влияние на этот рост может оказать чрезмерный объем изъятия части дохода налогоплательщиков в виде налоговых платежей и платежей в социальные фонды. Совокупное воздействие налогов на налогоплательщика характеризуется понятием «налоговое бремя», определяемое как соотношение полученного налогоплательщиком дохода и суммой уплаченных налоговых платежей. При оценке налогового бремени за период анализа обычно берется финансовый год.

Анализ развития современного общества позволяет обоснованно утверждать, что высокая динамичность развития экономики в существенной степени обусловлена совершенностью налоговой системы. Находящаяся в настоящее время в стадии завершения реформа налоговой системы страны в существенной степени облегчила условия экономической деятельности налогоплательщиков посредством сокращения числа налогов, упрощения законодательства, уменьшения налогового бремени путем сокращения ставок налогообложения по ряду налогов, структурной перестройки налоговых органов с учетом интересов их взаимодействия с налогоплательщиками.

2. Анализ налоговых поступлений в Федеральный бюджет

2.1 Доходные источники федерального бюджета

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т.е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

Как уже было сказано, поступления бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов. Проанализируем долю налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета.

Рис. 1 Доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме доходов, %

Согласно представленной диаграмме, можно сделать вывод о важности налоговых доходов в бюджетной системе страны, так налоговые поступления составляют 60,9% от общей суммы доходов за 2007 год.

На 2005 год налоговые поступления были запланированы в сумме 3058786 млн. рублей или 61,4% от доходов бюджета.

Сокращение налоговых поступлений в 2006 году до уровня в 57,9% вызвано ростом неналоговых доходов в бюджете Российской Федерации.

Рис. 2 Динамика доходов федерального бюджета

Для объяснения причин роста налоговых поступлений, а также сокращения их доли в доходах федерального бюджета следует проанализировать структуру налоговых доходов бюджета за 2005-2007 годы.

2.2 Структура налоговых поступлений федерального бюджета

Для современной России особо важное значение имеет отработка построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения

Представим структуру налоговых доходов федерального бюджета.

Таблица 1

Анализ структуры основных налогов федерального бюджета за 2005- 2007 годы

Сумма, млн.руб

Доля в нал. доходах,%

Сумма, млн.руб

Доля в нал. доходах,%

Сумма, млн.руб

Доля в нал. доходах,%

Налоговые поступления

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на прибыль

Акцизы, реализуемые в РФ

Акцизы на ввозимые товары

Иные платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Из представленной таблицы видно, что наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налог на добавленную стоимость и за анализируемый период происходит сокращение удельного веса с 38,01% в 2005 году, 26,82% в 2006 году и на 2007 год НДС составляет уже 32,49% налоговых доходов федерального бюджета, а в денежном выражении происходит рост на 216176,1 млн. рублей.

Представим долю каждого вида налога в общей структуре налоговых поступлений за 2005-2007 годы (рис.3)

Рис. 3 Структура налоговых доходов Федерального бюджета за 2005-2007 годы

Среди налогов на пользование природными ресурсами значительный удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добычу полезных ископаемых и составляет за 2005 год - 26,56%, в 2006 году происходит рост удельного веса налога на добычу полезных ископаемых на 8,85% (удельного веса) и составляет 35,41% .

В 2007 году планируется поступлений от налогообложения добычи полезных ископаемых в размере 33,93% от налоговых доходов бюджета.

Что касается иных платежей за пользование природными ресурсами, то их доля растет с 0,58% до 1,02% в структуре налоговых доходов федерального бюджета.

Доля Единого социального налога составляет 8,7%, при этом в 2006 по сравнению с 2005 налог вырос на 1,45% и составил 10,15% от налоговых доходов бюджета. В 2007 году доля единого социального налога составила 12,06% в доходах налогового характера.

Доля налога на прибыль в структуре доходов бюджета растет за анализируемый период, и от 328,7 млрд.рублей достигает поступлений в размере 580,4 млрд.рублей., что в общей сложности составляет 76,5%. В налоговых доходах бюджета составляет порядка 10,75% в 2005 году и 15,88% и 18,98 в 2006 и 2007 годах соответственно.

Акцизы, реализуемые на территории Российской Федерации занимают порядка 2,92% в составе налоговых доходов страны, и характеризуются ростом как удельного веса на 0,56%, так и в денежном выражении на 17087 млн.рублей в 2007 году по сравнению с 2005 годом.

Тем самым происходит рост акцизов на ввозимый товар на территорию Российской Федерации с 0,57% до 0,67% в налоговых доходах России за 2005 -2007 годы.

Государственная пошлина занимает незначительное место в налоговых доходах федерального бюджета и с 2005 года рост ее удельного веса составляет 0,74% и достигает на 2007 год 0,86% в налоговых доходах федерального бюджета.

На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых производством импортозаменяющей продукции, прежде всего в легкой промышленности.

Социально-экономическое развитие зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним относят: динамику мировых цен на нефть, темпы роста мировой экономики, объем выплат по внешнему долгу и др. показатели. К внутренним условиям, не зависящим от политики государства, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, относят: демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость и др. Ряд показателей находятся под воздействием экономической политики Правительства РФ: инфляция, реальный курс рубля, тарифы на продукцию естественных монополий, налогообложение и др.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

Несомненно, все это оказывает положительное влияние на формирование бюджета страны.

2.3 Анализ динамики федеральных налогов за 2005-2007 годы

Основное место в налоговой системе страны занимают косвенные налоги, к которым относят НДС, акцизы. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.

Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет добавленной стоимости.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн.руб., налоговый период – один квартал.

Налогообложение НДС производится по 0%, 10%, 18%.

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя.

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет важное значение для боле полного использования государством фискальных возможностей этого налога.

Таблица 2

Динамика поступления косвенных налогов в федеральный бюджет (млн.руб.)

Рис. 5 Анализ исполнения бюджета за 2005 год

Анализируя исполнение федерального бюджета по косвенным налогам, следует отметить, что за исключением акцизов на товары, производимые на территории РФ и ввозимые – налог на добавленную стоимость был исполнен в меньшей сумме, нежели запланированы. По факту исполнения сборов налогов в поступления бюджета НДС сократился 12% в 2005 году.

Анализируя динамику поступления косвенных налогов, следует отметить, что НДС увеличился за 2005-2007 годы на 18,6%.

Что можно объяснить изменением макроэкономических показателей, в том числе ВВП. Также дополнительных поступлений налогов за счет проведения мероприятий по контрольной работе федеральной налоговой службы. На рост НДС от ввозимых товаров оказало влияние изменение объемов и структуры импорта по сравнению с прогнозными, а также изменение курса доллара США относительно прогнозного.

Что касается акцизов по товарам, производимым на территории России, то они выросли на 19,2% по сравнению с уровнем поступления их в 2005 году.

По подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, можно отметить повышение поступления на 15,9%, а исполнение федерального бюджета по сбору данного вида акцизов на 0,2% превышает установленную планом сумму. Это связано, увеличением объемов импорта в Российскую федерацию практически всех категорий подакцизных товаров.

Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования, и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономической реформы в стране. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики страны являются особо значимыми. Платежи за использование природных ресурсов установлены с целью экономического регулирования природопользования страны, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Еще одним важным источником налоговых доходов бюджета является налог на прибыль. Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. По роли в формировании бюджетных доходов налог на прибыль занимает ведущее место, но его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. Однако в последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы.

Таблица 3

Динамика поступления прямых налогов в федеральный бюджет (млн.руб.)

Рис. 7 Динамика поступления прямых налогов в поступления федерального бюджета

Единый социальный налог увеличивается за исследуемый период, на 16,6% в 2006 году по сравнению с 2005 годом, и 38,6% в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

Рост налогов на пользование природными ресурсами происходит в связи с ростом мировых цен на нефть, и также не менее важным фактором является повышение уровня собираемости налогов.

3. Проблемы формирования доходной части Федерального бюджета и их решение

Формирование доходной части бюджета связано с определенным кругом проблем, связанных с налоговыми поступлениями.

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации механизм исчисления и взимания налогов остается крайне несовершенным, что неизбежно приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Это проявляется в том, что для современной налоговой системы характерно много проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность, что в свою очередь, неизбежно ведет к укрывательству доходов многими налогоплательщиками и, в конечном счете, потерям бюджета.

Основными причинами проведения налоговых реформ являются рост поступлений налоговых доходов в бюджеты страны. Чего можно добиться путем увеличения ставок налогов, а также внедрением дополнительной группы налоговых доходов.

Однако повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от уплаты налогов и т.д. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений.

В настоящее время в России имеет место проблема нестабильности налоговой системы, в которую законодательно вносятся изменения и поправки, имеющие обратную силу, ликвидируются введенные ранее привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение принципа стабильности ставок налогообложения и правил взимания прямых налогов. Несоблюдение этого принципа приводит к неверному исчислению налогов плательщиками из-за невозможности уследить за слишком частыми изменениями налогового законодательства. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько лет. При этом обо всех планируемых изменениях налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия.

Серьезной проблемой в современный период остается и сложность исчисления многих прямых налогов. Нужно сделать простым и ясным порядок исчисления налогов.

В настоящее время, наряду с имеющимися проблемами, все чаще заявляет о себе проблема воспитания налоговой культуры, законопослушания наших сравнительно «молодых» налогоплательщиков. Сегодня уровень налоговой культуры остается низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения в крупных и особо крупных размерах.

…….. Необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

В ходе реформы налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные) к объему ВВП при сопоставимых мировых ценах на нефть, снизилась с 33,6 до 27,4%.

В 2006 г. принят комплекс поправок в налоговое законодательство, направленных на совершенствование налогового администрирования и затрагивающих наиболее конфликтные стороны взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, которые возникают в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.

Значительное место занимают изменения, связанные не только со сроками совершения налоговым органом тех или иных действий, но и с содержанием принимаемых им решений, затрагивающих права налогоплательщика.

Совершенствование налогового администрирования определяется не только законодательством, оно требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В долгосрочной перспективе предполагается сохранить высокую долю косвенных налогов, и, прежде всего налога на добавленную стоимость, в общем объеме налоговых поступлений. Высокий уровень бюджетных доходов от налогообложения природных ресурсов в очень большой степени зависит от внешних факторов (ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках), поэтому текущие и принимаемые бюджетные обязательства не должны планироваться исходя из предположений о высоком уровне таких доходов в дальнейшем.

С 2008 г. продолжительность налогового периода по НДС возрастет до квартала. Это решение не только приведет к разовому увеличению финансовых ресурсов налогоплательщика, но и позволит несколько облегчить администрирование НДС. В среднесрочной перспективе предлагается введение системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. В рамках данной системы лицам будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре. При этом реестр налогоплательщиков НДС будет открытым. Регистрация в качестве налогоплательщиков НДС станет обязательной для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых выручка от реализации превышает законодательно установленную величину.

Заключение

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.

Поступления бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Можно сделать вывод о важности налоговых доходов в бюджетной системе страны, так налоговые поступления составляют 60,9% от общей суммы доходов за 2007 год.

Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налог на добавленную стоимость

Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общем смыслом - платежеспособности.

Среди прямых налогов особое место занимает в доходах федерального бюджета налог на добычу полезных ископаемых.

На мой взгляд, рост единого социального налога обусловлен снижением ставки по налогу, что тем самым влечет организации к недопущению сокрытия доходов работников, а также непосредственно роста заработной платы работников за исследуемый период, так как налоговой базой является именно фонд оплаты труда.

Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то в данной виде налоговых поступлений можно отметить, что происходит рост поступивших налогов в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 33,3%. 2007 год также характеризуется ростом показателя.

Налог на прибыль увеличивается на протяжении всего анализируемого периода. Так на 2005 год сумма поступлений по налогу на прибыль составила 328746,5 млн.рублей, в 2006 году превысила сумму налога на прибыль в 2005 году на 47,8%. В 2007 году рост налога происходит на 19,5%, а за три исследуемых периода на 76%.

В качестве факторов роста налога на прибыль можно указать такие как снижение доли убыточных предприятий в 2007 году по сравнению с 2005 годом. В связи, с чем увеличилась налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

Необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

2. Повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.

В долгосрочной перспективе предполагается сохранить высокую долю косвенных налогов, и, прежде всего налога на добавленную стоимость, в общем объеме налоговых поступлений.

С 2008 г. продолжительность налогового периода по НДС возрастет до квартала. Это решение не только приведет к разовому увеличению финансовых ресурсов налогоплательщика, но и позволит несколько облегчить администрирование НДС.

Все вышеназванные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы.

Список использованной литературы

    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изм. и доп. от 24 июля 2007 г.)

    Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (с изм. и доп. от 17 июля 2007 г.)

    Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (с изм. и доп. от 1 декабря 2006 г.)

    Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с изм. и доп. от 5 июля, 4 ноября 2005 г.)

    Федеральный закон РФ от 9 апреля 2007 г. N 41-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2005 год"

    Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров.- 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 486 с

    Александров, И. М. Налоги и налогооблажение: учебник / И. М. Александров.- 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. - 318 с.

    Алехин С. Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - № 15. - С. 51-54.

    Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М., Финансы и статистика, 2006. – 416 с.

    Исаков, В. Б. Современная налоговая система: точку ставить рано // Налоговая политика и практика. - 2007. - N 3. - С. 4-6.

    Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2005. – 240 с.

    Лермонтов Ю.М. Об основных характеристиках доходных источников федерального бюджета на 2008-2010 гг.// Налоговая политика и практика. - 2007. - N 12. - С. 7

    Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник.- 6-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. - 308 с.

    Официальный сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru

    Пансков В. Г Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.:Финансы и статистика. 2007. – 460 с.

    Разгулин С. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации // Бюджет. 2007.№ 6, С. 33- 38

    Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» //www.budgetrf.ru

    Смирнов Е. Е. Налоги в России: проблемы, которые требуют решения. // Аудитор, 2007. - № 10, С. 3-10

    Смирнов Е. Е. Налоги сегодня и завтра: продолжается уточнение проблемных норм НК РФ // Аудитор, 2007. № 2. - С. 3-12

    Смирнов Е. Е. Налоговые аспекты бюджета – 2008 // Аудиторские ведомости. 2007. № 9.- С. 3-12

    Тютина Ю. В. Налоговые доходы федерального бюджета (на примере федерального бюджета на 2007 год) // Финансовое право. 2007 - № 4. - С. 22-26

    Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.

2a01:4f8:192:3::2

Хотелось бы вначале сделать небольшое отступление, так как многие в принципе не до конца понимают суть налогов, их цель, а те кто понимают не всегда правильно оценивают масштаб всего этого. Недавно мне попалась интересная статья одного иностранного инвестора, где он делился мнением по поводу самоналога. Он специально облагал некоторые свои расходы данью, которую платил сам себе, я вам как-нибудь расскажу подробнее, но результаты меня впечатлили.

Я также много раз предлагал своим читателям сравнить государство с семьёй, ведь практически во всём они схожи. Так же нужны доходы, так же есть расходы. Когда вы недовольны тем, как распоряжаются бюджетом руководители страны, спросите себя, а правильно ли вы распоряжаетесь бюджетом своей семьи? Я облегчу ваши страдания и отвечу исходя из кучи изученной мной статистики – скорее всего у вас с управлением капиталом всё обстоит ещё хуже.

И так, для того чтоб всё было в шоколаде необходимо соблюдать простое правило – доходы должны превышать расходы. В моём регионе всё с точностью до наоборот, поэтому с деньгами тут у половины жителей катастрофические проблемы. Зато всё красиво, строят стадионы, фонтаны, спорткомплексы. Это расходы, как на строительство так и на содержание. А доходы у государства, как собственно и у региона в частности, строятся на налогах по большому счету. Ещё штрафы, пошлины, сборы всякие, в общем источников дохода несколько.

То есть вы поняли, что по большей части бюджет пополняем мы. Схема, если совсем просто объяснить, выглядит примерно так – правительство берет деньги в долг у международных кредиторов или у своего народа с помощью ОФЗ. Это долги государства. Затем выделяет помощь, платит различные социальные выплаты, строит объекты.. Одним словом идут расходы. А уже потом собирает налоги, пошлины, штрафы, сборы, обязательные платежи в различные фонды, добавляем сюда деньги полученные от продажи полезных ископаемых и инвестиций и таким образом формируется доход.

Из дохода оплачиваются расходы и погашается долг. Частично естественно. США, например, имеет такой долг, что даже если всю америку продать, то вряд ли получится погасить хотя бы половину. Там люди уж под 40% налоги платят, а долг всё растет. В России госдолг не большой, а учитывая тот факт, что приличная его часть принадлежит россиянам через ОФЗ, мы можем быть спокойны. Однако доходов всё же не хватает. А как мы помним доходы формируются по большей части из налогов и иных обязательных платежей, отсюда и ответ на вопрос будет ли повышен налог, пенсионный возраст, вырастут ли тарифы и штрафы. Вырастут, будьте уверены. И это не злой умысел, это побочный эффект той денежной системы, которая есть в мире.

Сколько бюджет РФ заработал на налогах за январь-февраль 2018

Ну и на закуску я перечислю вам суммы, которые получил бюджет за январь-февраль 2018 года от налогов, сборов и акцизов. Цифры интересные, люди с зарплатой в 10 000 сейчас будут падать в обморок, держите их. Я к тому что там всё в миллиардах, звучит как-то устрашающе. Напомню, что все доходы только за январь-февраль 2018, то есть по сути за месяц какой-то.

Налог на прибыль организаций 286 миллиардов из которых 71 миллиард ушел в федеральный бюджет. Физические лица, то есть мы с вами, принесли в бюджет 462 миллиарда! Этот налог полностью остаётся в субъекте. Тут все понимают, что если вы работаете в Москве, а родом из Урюпинска, то налог платите в Москву. А своему родному городу ничего, ну что вы за человек.. Ладно, я шучу, давайте дальше, там всё ещё интереснее.

Налог на добавочную стоимость 534 миллиарда, все в федеральном бюджете. Акцизы на табачную продукцию 39 миллиардов, бензин 64, дизельное топливо 38. Есть топливо и для людей, многие без пива дня прожить не могут. Акцизы на пиво принесли в бюджет 19 миллиардов, всё за указанный период, не забывайте. Кстати, доход с бензина и дизельного топлива делится между федеральным и региональным бюджетами, от пива всё идет в регион. Поэтому во многих городах с пьянством бороться никто и не собирается, любители посидеть на лавочке с бутылочкой это просто доход. Как люди они никого не интересуют, как источник дохода устраивают многих.

Пенсионный фонд население пополнило на 621 миллиард, фонд ОМС получил 152 миллиарда. Самый маленький фонд страхования от временной нетрудоспособности потолстел на 34 миллиарда. Напомню, что эти деньги платит за работников работодатель. Общая сумма составляет 30% от зарплаты сотрудника. Самозанятые и безработные доходы не приносят, поэтому ждите соответствующих законов, которые должны эту проблему решить.

Мир это одна большая денежно-кредитная система. Даже когда людям что-то дают бесплатно, это просто стимулирование с целью получения доход в будущем. Радуетесь, что на ребенка теперь платят около 10 000 в месяц? Ну круто, а всё ради того, чтобы эти дети выросли и начали пополнять бюджет. Детский садик, ВУЗ, работа, заправка автомобиля, покупка пива. Ну, схему вы поняли.

Не огорчайтесь тем не менее, всё будет хорошо. До связи!

  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • УПЛАТА
  • НАЛОГИ
  • АНАЛИЗ
  • НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

В данной статье проведен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2015-2016 гг. проведение анализа является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета.

  • Налоговое планирование как метод минимизации налоговой нагрузки
  • Налоговый контроль и оценка его результативности на региональном уровне
  • Современные угрозы экономической безопасности в России
  • Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления налоговых преступлений
  • Роль автоматизированных программ в системе налогообложения

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.

На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

  • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
  • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
  • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.

В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 - 2016 гг.

По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

Остальные показатели показывают увеличение.

На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ.

Виды налогов

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего поступило в федеральный бюджет

Налог на прибыль

Остальные налоги и сборы

Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

  • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
  • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
  • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить - всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

По видам налогов увеличение составило:

  • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
  • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
  • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
  • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
  • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.

Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
  2. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
  3. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2015-2016 гг.
  4. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2014-2016 гг.
  5. Максютова Р.И., Минеева В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ. В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.
  6. Ахметшин И.И., Минеева В.М. Налогообложение в цифрах. сайт. 2015. Т. 1. № 38. С. 213-218.