Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть? Собственные доходы местных бюджетов. В компетенцию Пенсионного фонда РФ не входит

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

Рисунок 3. Звенья государственных финансов

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

  • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
  • 2)местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • 1) средства республиканского бюджета;
  • 2) золотовалютные запасы государства;
  • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
  • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.

Местная казна включает:

  • - средства местного бюджета;
  • - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Термин «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание, а именно завершение платежа, оконченный расчет. Позднее от finis произошло слово financia (финансы), обозначающее денежный платеж.

Таким образом, финансы - исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарноденежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономике. На поверхности общественной жизни финансы существуют как движение наличных и безналичных денежных средств. В отличие от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, а также средством контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и потреблением централизованных и децентрализованных денежных средств для выполнения функций и задач государства.

Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным) финансам, что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления (МСУ) денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти и МСУ.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и МСУ осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства. Можно сказать, что сама экономическая политика больше чем наполовину состоит из финансовой и денежно-кредитной.

Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.

Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья.

Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство формирует значительную часть национального дохода.

Г осударство не только формирует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.

Состав государственных финансов представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Состав государственных финансов в РФ

Финансы региона - неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социальноэкономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном - региональном или местном - уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов МСУ.

Являясь инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в т. ч. в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса.

Финансы региона в их социальной функции должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный материальный доход.

В настоящее время заметна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера перемещается именно на систему региональных и местных финансов.

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы - государственная, в т. ч. самого субъекта РФ; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего, хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема - к категории децентрализованных финансов.

Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального и муниципального заказа.

Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами - улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Важнейшим звеном финансовой системы РФ являются местные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления (ОМСУ) денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность местных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и МСУ для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие ОМСУ, и другие финансовые средства.

В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают в себя два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ. Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования ОМСУ или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Местные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роли и выполняют три функции.

Прежде всего, это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках органов местной власти и их использование с целью удовлетворения потребностей населения и органов власти муниципального образования.

Регулирующая функция местных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов муниципальной собственности.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение местных органов власти, как фактически складываются пропорции при распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и МСУ осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы - это финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.

В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых преимущественно обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.

К централизованным государственным доходам кроме бюджетных относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, при наступлении чрезвычайных обстоятельств - часть национального богатства.

Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.

Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.

Муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в бюджеты ОМСУ и муниципальные внебюджетные фонды.

Вместе с тем в РФ, также как и во многих других государствах, формирование муниципальных внебюджетных фондов запрещено, поэтому муниципальные доходы включают в себя только доходы бюджетов ОМСУ.

В РФ государственные и муниципальные доходы образуются посредством мобилизации налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. В условиях рыночной экономики формирование преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов обеспечивается с помощью налогов.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и МСУ осуществляется в форме государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы - финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций.

К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся:

1. Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства.

2. Поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика. На основе продуманной системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом. Большинство экономически развитых стран на ранних стадиях развития применяли различные способы стимулирования развития рынка. Использовались субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту и защиты внутреннего рынка.

3. Финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения. Государственные органы власти в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это может осуществляться путем пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.

4. Регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов. С развитием международной торговли страны все больше вовлекаются в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества.

5. Осуществление мер по охране окружающей среды. Пути и методы реализации этих функций у разных государств могут быть различными и зависят от конкретной обстановки: уровня развития страны, этапа ее экономического развития.

Муниципальные расходы - это денежные средства, направляемые из бюджетов ОМСУ и муниципальных внебюджетных фондов на решение вопросов местного значения.

С учетом того, что в РФ формирование муниципальных внебюджетных фондов не допускается, в составе муниципальных расходов выделяются только расходы бюджетов ОМСУ.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

В свою очередь необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций ОМСУ; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых ОМСУ на том или ином этапе развития.

объективно необходимы

обусловлены потребностями общественного развития

Субъективны по своей природе

Порождаются деятельностью государства

Необходимы только низовому звену хозяйствования (предприятиям, организациям, учреждениям)

2. Субъектами стоимостного распределения общественного продукта посредством финансов выступают:

Собственники национального богатства страны

государство в лице соответствующих субъектов власти, участвующих в стоимостном распределении общественного продукта

юридические лица, реализующие произведенную продукцию и оказывающие услуги потребителям

Физические лица, производящие материальные ценности для личного потребления

индивидуальные предприниматели

3. Процесс стоимостного распределения общественного продукта осуществляется с помощью категорий:

цена (если отклоняется от стоимости)

финансы

кредит

заработная плата

страхование

4. Финансовые отношения включают денежные отношения:

уплата страховых взносов по страхованию жизни

Использование оборотных средств в краткосрочных активах

предоставление ссуды бюджету Нижегородской области из федерального бюджета

уплата налогов в бюджет

Оплата предприятием товаров и услуг в безналичной форме

5. Материальными носителями финансовых отношений являются:

Все денежные средства

финансовые ресурсы

доходы и расходы денежных фондов целевого назначения

Валовой внутренний продукт

Национальный доход

6. Трактовка финансов как экономической категории соответствует:

Началу ХХ века

Концу 20-х годов ХХ века

середине 40-х годов ХХ века

Концу 70-х годов ХХ века

Началу осуществления рыночных реформ

А.М. Александров

Д.А. Аллахвердян

А.М. Бирман

Э.А. Вознесенский

В.П. Дьяченко

8. Отношения, характеризующие финансы как экономическую категорию:

Возникающие на стадии потребления общественного продукта

денежные

Регулируемые государством

Товарные

распределительные

9. Сферы финансовой системы страны:

государственные и муниципальные финансы

Государственные внебюджетные фонды

финансы экономических субъектов

Финансы страховых организаций

Финансы индивидуальных предпринимателей

10. Функциональные звенья сферы государственных и муниципальных финансов:

Муниципальные финансы

Региональные финансы

бюджеты трех уровней

Федеральный бюджет

11. Финансы страховой компании относятся к сфере финансов:

экономических субъектов

Государственных и муниципальных

12. Пенсионный фонд РФ относится к сфере финансов...

Экономических субъектов

13. Фонд обязательного медицинского страхования РФ относится к сфере финансов...

государственных и муниципальных

Экономических субъектов

14. Финансовые отношения в сфере финансов экономических субъектов можно сгруппировать по:

методам хозяйствования

организационно-правовым формам

отраслевому признаку

Временному признаку.

15. Звенья финансовой системы в сфере финансов экономических субъектов (при группировке финансовых отношений по методам хозяйствования) - финансы...

Государственных предприятий

Общественных организаций

коммерческих организаций

некоммерческих организаций

Акционерных обществ

предпринимательства без образования юридического лица

16. Группировка финансов в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется по:

функциональному назначению

Времени функционирования

формам собственности

уровням управления

17. Соотношение понятий "финансы" и "финансовая система":

экономическое содержание финансов предопределяет построение финансовой системы

Структура финансовой системы определяет содержание финансов

Финансы трансформируются в финансовую систему на основе группировки финансовых отношений по определенным признакам

Финансовая система в ходе исторического развития превращается в финансы

18. Источником финансовых ресурсов общества, если исключить дублирование, являются:

Федеральный бюджет

Амортизационные отчисления

поступления от внешнеэкономической деятельности

Национальный доход

19. В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются:

Средства федерального бюджета

Средства государственных внебюджетных фондов

средства муниципальных бюджетов

Финансовые ресурсы коммерческих организаций, находящихся на территории Одинцовского муниципального образования

Средства региональных бюджетов субъектов Российской Федерации

20. Признаки, позволяющие выделить финансовые ресурсы в составе денежных средств:

Форма собственности

принадлежность субъекту хозяйствования или субъекту власти

направления использования денежных средств

Методы хозяйствования

21. Финансовые ресурсы экономических субъектов используются на:

Выплату заработной платы работникам

Покупку оборотных фондов

капитальные вложения

восполнение недостатка оборотных средств

Финансирование текущего ремонта основных фондов

материальное стимулирование работающих

22. Государственные финансовые ресурсы Российской Федерации включают:

средства федерального бюджета

средства государственных внебюджетных фондов

Средства муниципальных бюджетов

Финансовые ресурсы муниципальных унитарных предприятий

средства региональных бюджетов субъектов Российской Федерации

23. Финансовые ресурсы экономических субъектов включают:

прибыль

Оборотные средства

амортизационные отчисления

Налог на прибыль

Единый социальный налог

излишек оборотных средств

24. Государственными финансовыми ресурсами являются:

денежные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ

Денежные средства и имущество граждан

Денежные доходы рабочих и служащих

Долговые обязательства государства

Денежные средства, находящиеся в распоряжении экономических субъектов

средства, находящиеся в распоряжении федеральных органов государственной власти

25. Верны утверждения:

Понятие "финансовые ресурсы" шире, чем понятие "финансы"

Финансовые фонды - единственная форма использования финансовых ресурсов

финансовые ресурсы являются материально-вещественным воплощением финансов

финансовые ресурсы используются, как правило, в фондовой форме

финансовые фонды - основная форма функционирования финансов

26. Факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования:

Увеличение ставки налога на добавленную стоимость

Увеличение отчислений от прибыли в резервный фонд организации

изменение ставки налога на прибыль организаций

увеличение внереализационных доходов

увеличение рентабельности продукции

27. Факторы, влияющие на величину амортизационных отчислений предприятия:

изменение метода начисления амортизации

рост стоимости основных фондов

Изменение ставки налога на прибыль

уменьшение срока использования основных фондов

Снижение материалоемкости выпускаемой продукции

Увеличение рентабельности продукции

28. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в форме:

самофинансирования

Налогообложения

государственного финансирования

кредитования

29. Финансовые стимулы:

бюджетные методы интенсификации производства

налоговые льготы

Направления расходования средств

поощрительные фонды

30. Финансовый рынок функционирует в форме рынка...

ценных бумаг

Информационного

Коммерческих услуг

ссудных капиталов

31. Количественное влияние финансов на общественное производство характеризуется:

объемом изымаемых у экономических субъектов финансовых ресурсов

Методами исчисления налогов

объемами финансовых ресурсов, направляемых на инвестиции в реальный сектор экономики

финансовыми льготами экономическим субъектам

Методами предоставления средств

32. Качественное воздействие финансов на общественное производство характеризуется:

использованием налоговых льгот

использованием поощрительных фондов

Объемами мобилизуемых и распределяемых финансовых ресурсов

пропорциями средств, используемых на накопление и потребление

Методами формирования бюджетов разного уровня

33. Инструментами государственного финансового регулирования воспроизводственных и отраслевых пропорций являются:

налоговые льготы

Различные формы поддержки нижестоящих бюджетов

Трансфертные платежи

изменение амортизационной политики

бюджетное финансирование и другие формы поддержки субъектов хозяйствования

34. Инструментами государственного финансового регулирования территориальных пропорций являются:

различные формы поддержки нижестоящих бюджетов

формирование и использование внебюджетных фондов

Налоговые льготы и санкции

Социальное страхование

Амортизационная политика

35. Инструментами государственного финансового регулирования социальных пропорций являются:

налоговые льготы и санкции в отношении физических лиц

трансфертные платежи населению

бюджетное финансирование организаций, оказывающих социально-значимые услуги

Амортизационная политика

социальное страхование

36. Самофинансирование характерно для:

Всех экономических субъектов

Только для предприятий, основанных на частной собственности

всех коммерческих организаций

Всех некоммерческих организаций

надстройки

Сочетающая элементы базиса и надстройки

Внебазисная и вненадстроечная

38. Основными инструментами реализации финансовой политики государства являются:

Система денежных фондов предприятий

бюджетная система страны

Система государственных финансовых резервов

система государственных внебюджетных фондов

39. Совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов - это:

финансовая политика

Финансовый механизм

Финансовые санкции

40. Финансовый механизм - это:

Виды финансовых отношений

Совокупность объектов финансового распределения

Деятельность финансового аппарата страны

Совокупность форм организации финансовых отношений, способов и методов формирования и использования финансовых ресурсов

Способы мобилизации финансовых ресурсов

41. Финансовое право регламентирует:

все финансовые отношения

Все денежные отношения

Только финансовые отношения субъектов хозяйствования с государством

42. Верны утверждения:

Финансовая политика определяет содержание финансов

финансовая политика трансформируется в нормы финансового права

состояние финансов предопределяет цели и задачи финансовой политики

Финансовое право определяет финансовую политику

Финансовая политика благодаря финансовому праву оформляется новыми нормативными актами и реализуется через финансовый механизм

43. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, называется финансовой (ым) ...

Тактикой

стратегией

Планированием

Программированием

44. Составные части финансовой политики, раскрывающие ее содержание:

Разработка финансового механизма

разработка научно-обоснованной концепции развития финансов

Создание аппарата управления финансами

разработка основных направлений использования финансов на ближайший период и перспективу

принятие нормативных актов и конкретных организационных мер в области использования финансов

45. Логическая последовательность понятий:

1. Финансовая политика

2. Финансовый механизм

3. Финансовое право

46. Слагаемые финансового механизма, если исходить из сфер функционирования финансов и не допускать дублирования:

финансовый механизм экономических субъектов

Финансовый механизм коммерческих предприятий

Финансовый механизм индивидуального предпринимательства

бюджетный механизм

Налоговый механизм

47. Функциональные элементы управления финансами:

Органы управления финансами

Финансовые ресурсы

финансовое планирование

оперативное управление

Стратегическое управление

финансовый контроль

48. Объектами в системе управления финансами являются...

разнообразные виды финансовых отношений

Финансовый аппарат

Финансовое планирование

Финансовый контроль

Стратегическое управление

49. Государственные органы управления финансами в Российской Федерации:

финансовые органы на уровне субъекта Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

территориальные органы Федерального казначейства Российской Федерации

Кредитные организации

Муниципальные финансовые органы

50. Полномочиям Министерства финансов РФ соответствуют функции:

составление проекта федерального бюджета

разработка программ государственных заимствований

принятие финансового законодательства

51. Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют функции:

Составление проекта федерального бюджета

рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

52. Полномочиям Совета Федерации РФ соответствуют функции:

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Разработка программ государственных заимствований

Принятие финансового законодательства

отклонение и принятие законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

53. Правительство РФ реализует задачи в системе управления государственными финансами:

разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой политики

Осуществляет оперативный финансовый контроль

Рассматривает и утверждает проект федерального бюджета

представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета

54. Налоговые инспекции выполняют функции в системе управления общегосударственными финансами:

определяют суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет и внебюджетные фонды

Исполняют решения судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного получателям бюджетных средств

применяют санкции к нарушителям налоговой дисциплины

Проводят расследования налоговых преступлений в особо крупных размерах

Осуществляют валютный контроль

55. Органы управления финансами, принимающие участие в оперативном управлении межбюджетными отношениями в РФ:

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство

Федеральная служба налоговой полиции

Правительство РФ

Парламент РФ

66. Перенос сложившихся пропорций формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период осуществляется методом:

экстраполяции

Нормативным

Математического моделирования

67. Контроль, осуществляемый исполнительными органами власти субъекта РФ, относится к:

общегосударственному

Внутриведомственному

Внутрихозяйственному

Общественному

Аудиторскому

68. Формы финансового контроля (исходя из времени его осуществления):

Ревизия

предварительный контроль

Обследование

текущий контроль

последующий контроль

69. Предварительный финансовый контроль осуществляют:

законодательные органы власти

Органы налоговой полиции

органы Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России

Контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств

70. Функции, выполняемые налоговой полицией:

расследование налоговых преступлений

Планирование налоговых поступлений

защита работников налоговых инспекций

контроль за деятельностью налоговых инспекторов

Обеспечение возврата излишне взысканных сумм налогов

71. Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют:

государственные налоговые инспекции

органы Федерального казначейства РФ

Отделения Пенсионного фонда РФ

Территориальные финансовые органы

Контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств

72. Контроль, осуществляемый территориальными органами Департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, является:

Предварительным

Внутрихозяйственным

Инициативным

последующим

73. Основные вопросы финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ:

контроль за внебюджетными средствами, используемыми министерствами и ведомствами

Финансовый контроль в процессе составления проекта бюджета и организации его исполнения

Контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей в бюджеты разных уровней и федеральные внебюджетные фонды

контроль за исполнением федерального бюджета

экспертиза проектов бюджетного и финансового законодательства

74. Функции Контрольно-счетной палаты г. Москвы:

Проверяет целевое использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов

проводит экспертизу проектов законов, решений и иных нормативных документов Правительства г. Москвы по Финансово-бюджетным вопросам

проверяет целевое использование средств бюджета г. Москвы

проверяет образование и расходование средств внебюджетных фондов г. Москвы

Осуществляет контроль за своевременным зачислением налоговых платежей на бюджетные счета всех уровней

75. Главное управление Федерального Казначейства реализует функции в области управления государственными финансами:

осуществляет учет операций и управление движением бюджетных средств на счетах казначейства

регулирует межбюджетные отношения в процессе исполнения федерального бюджета

осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства получателями бюджетных средств

Осуществляет методическое руководство в налоговой сфере

Регламентирует деятельность всей финансовой системы страны

76. Финансовые планы экономических субъектов:

смета доходов и расходов бюджетного учреждения

баланс доходов и расходов промышленного предприятия

финансовый план страховой компании

Бизнес-план предприятия

Бюджет г. Москвы

Федеральный бюджет

77. Виды финансовых документов, разрабатываемые как прогноз:

перспективный финансовый план РФ

сводный баланс финансовых ресурсов РФ

консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет

Бюджет Пенсионного фонда РФ

Сметы бюджетных организаций

78. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:

федеральный бюджет России

бюджет Псковской области

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Сводный финансовый баланс региона

79. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:

бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации

областные и краевые бюджеты

Сводная бюджетная роспись

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

Консолидированный бюджет Российской Федерации

80. Финансовое планирование - это:

функциональный элемент системы управления финансами

Элемент финансовой системы страны

Элемент финансовой политики

Элемент финансового механизма

81. Этапы финансового планирования:

балансирование, сведение в одно целое отдельных статей доходов и расходов финансового плана

расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый период

анализ выполнения плана за предыдущий период

Последующий контроль за выполнением текущего финансового плана

Оперативное управление выполнением плана текущего периода

82. Система финансовых планов характеризуется:

наличием разнообразных видов и форм финансовых планов

взаимосвязями разных финансовых планов друг с другом

Разными методами составления финансовых планов

Директивным характером утвержденных финансовых планов

83. Факторы, влияющие на организацию финансов экономических субъектов:

форма собственности

организационно-правовая форма экономического субъекта

отраслевые особенности

Природно-климатические условия хозяйствования

Состав основных средств

84. Организационно-правовая форма экономического субъекта влияет на:

состав источников формирования уставного капитала

порядок распределения прибыли

порядок использования имущества организации при ее ликвидации

Объем финансовой ответственности по хозяйственному договору

Порядок уплаты налога на прибыль

85. Финансы экономических субъектов - денежные отношения, складывающиеся:

внутри самого субъекта по поводу распределения выручки от реализованной продукции

между экономическими субъектами в связи с уплатой штрафов за недопоставленную продукцию

между экономическим субъектом и бюджетной системой страны

Между экономическим субъектом и работниками по поводу выплаты заработной платы

Между экономическими субъектами в связи с оплатой товарной продукции

86. Финансовые отношения между экономическими субъектами возникают по поводу:

применения штрафных санкций в соответствии с договорами

формирования уставного капитала совместного предприятия

реализации долговых ценных бумаг, эмитированных одним предприятием и проданных другому предприятию

Оплаты счетов за поставку оборудования

Уплаты налога на прибыль

87. Отраслевые особенности хозяйственной деятельности экономического субъекта отражаются на организации его финансов, влияя на:

структуру источников финансирования капитальных вложений

структуру источников формирования оборотных средств

потребности в страхования имущества

Выполняемые финансами функции

Возможные источники финансирования капитального ремонта

88. Для финансовых отношений, возникающих между экономическими субъектами и бюджетной системой страны, характерны:

строгая регламентация

в основном (кроме некоторых некоммерческих организаций) двустороннее движение финансовых ресурсов

возвратность средств, предоставленных на кредитной основе

Обязательная смена форм собственности

89. Источниками формирования финансовых ресурсов открытого акционерного общества могут выступать:

средства, поступающие от выпуска и размещения облигаций ОАО

Бюджетные средства

Кредиторская задолженность

Начисленная, но не выплаченная заработная плата

90. Источниками финансовых ресурсов экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах являются:

выручка от реализации товаров и услуг

средства, мобилизуемые на финансовом рынке

внереализационные доходы

Временно-свободные средства населения

91. Финансовыми ресурсами экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах выступают:

прибыль

амортизационные отчисления

устойчивые пассивы

Налог на прибыль

Единый социальный налог

92. Направления использования финансовых ресурсов экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

уплата налогов

распределение прибыли среди учредителей

капитальные вложения

расходы на НИОКР

Выплата заработной платы работникам

93. Внутренние источники финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

реинвестируемая прибыль

амортизационные отчисления

Выпуск ценных бумаг и их реализация на внутреннем финансовом рынке

Иностранные инвестиции

Бюджетные ссуды

94. Внешние источники финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

выпуск ценных бумаг и их реализация на внутреннем финансовом рынке

иностранные инвестиции

бюджетные ссуды

Реинвестируемая прибыль

Амортизационные отчисления

95. Внешние источники финансирования капитальных вложений экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

средства бюджета

иностранные инвестиции

Амортизационные отчисления

Прибыль от основной деятельности

96. Направления использования чистой прибыли экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

финансирование капитальных вложений

покрытие недостатка оборотных средств

Выплата заработной платы

Уплата косвенных налогов

97. Внутренние источники финансирования прироста оборотных средств:

прибыль

излишки оборотных средств за предыдущие периоды

прирост устойчивых пассивов

Средства учредителей

Банковские кредиты

98. Факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах:

инфляционные процессы

налоговая политика

амортизационная политика

Членство в отраслевом профсоюзе

Величина временно-свободных денежных средств у работников данного предприятия

99. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, прибыль (предпринимательский доход) которых распределяется между членами данной организации:

потребительское общество

потребительский кооператив

Некоммерческое партнерство

Общественная организация

Ассоциация

100. Денежные отношения, входящие в состав финансов общественной организации - отношения между организацией и...

ее членами по поводу уплаты членских взносов

государством по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

государством по поводу получения субсидий и субвенций из бюджета

Ее членами по поводу распределения прибыли от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности

101. Денежные поступления, используемые на формирование финансовых ресурсов муниципального медицинского учреждения:

доходы от платных услуг

поступления по добровольному медицинскому страхованию

поступления средств местных бюджетов

поступления по обязательному медицинскому страхованию

Банковский кредит

102. Принципы организации финансов государственного драматического театра:

сметное финансирование

ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности

Полное самофинансирование

Солидарная ответственность собственника за результаты финансово-хозяйственной деятельности

Максимизация прибыли

103. Верны утверждения:

Виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций определяются его организационно-правовой формой и видом деятельности

учреждение может получать доходы от платных услуг только с согласия его собственника

Бюджетное учреждение начисляет амортизацию на основные фонды, приобретенные за счет бюджетных средств

104. Финансовый механизм потребительского кооператива характеризуется:

формированием финансовых ресурсов за счет взносов пайщиков

распределением части прибыли (предпринимательского дохода) между пайщиками

формированием за счет части прибыли (предпринимательского дохода) резервного фонда

Бюджетным финансированием по утвержденной смете

105. Верны утверждения:

часть прибыли банка направляется на формирование его резервного капитала

Кредитные организации и страховые компании уплачивают те же налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, что и другие коммерческие организации

Получение прибыли является целью создания и деятельности общества взаимного страхования

Резервы страховых компаний формируются не только за счет отчислений от прибыли, но и за счёт отчислений от страховой премии

106. Факторы, обеспечивающие рост финансовых ресурсов кредитной организации:

снижение ставки по налогу на прибыль

расширение числа клиентов кредитной организации

Повышение норм обязательного резервирования части привлеченных средств кредитной организации в Центральном банке России

Рост дебиторской задолженности

107. Факторы, влияющие на финансовую устойчивость кредитной организации:

оплаченный уставный капитал банка

резервный капитал и другие резервы банка

ликвидность кредитной организации

Перестрахование банковских рисков в страховых компаниях

108. Источником прибыли Центрального банка Российской Федерации могут быть проценты по:

Кредитам, выданным Минфину России для покрытия кассовых разрывов в процессе исполнения федерального бюджета

кредитам, выданным российским и зарубежным кредитным организациям

депозитам, открытым банком России в других кредитных организациях

Кредитам, выданным Минфину России для финансирования дефицита федерального бюджета

Кредитам, выданным промышленным предприятиям, работающим на территории России и за ее пределами

109. Статьи доходов страховой компании, имеющей лицензию на проведение страхования имущества и перестрахование:

плата за брокерские услуги на страховом рынке

доходы от сдачи имущества в аренду

Плата за брокерские услуги на рынке ценных бумаг

Поступление процентов в соответствии с кредитным договором

Платежи за инкассаторские услуги

110. Вид дохода, выделяемый при первичном распределении выручки субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

валовой доход

Фонд оплаты труда

Прибыль

111. Виды денежных отношений, включаемые в состав финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица: денежные отношения предпринимателя с (со) ...

государством

другими участниками финансового рынка

страховыми компаниями

Поставщиками товаров и покупателями

112. Налоги, взимаемые с доходов субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

единый налог на вмененный доход

Таможенные пошлины

113. Затраты, чаще всего отсутствующие у субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

заработная плата

Материальные затраты

Износ основных фондов

114. Факторы, влияющие на величину предпринимательского дохода субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

уровень цен

материальные затраты

Уровень налогов на доходы

Размер семейного бюджета

115. Направления использования предпринимательского дохода субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

уплата налогов

личное потребление

Выплата зарплаты работникам

Оплата товаров для нужд производственной деятельности

116. Важнейшее социальное последствие развития предпринимательства без образования юридического лица заключается в...

сокращении безработицы

Росте конкурентоспособности отечественной продукции

Сокращении неплатежей предприятий народного хозяйства

Повышении собираемости налогов

117. Основной источник формирования первоначального капитала предпринимателей без образования юридического лица:

личные сбережения

Банковские ссуды

Эмиссия ценных бумаг

Бюджетные средства

118. Государственные финансы в России включают:

федеральный бюджет

государственные внебюджетные фонды

бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

119. Уровни управления в сфере государственных и муниципальных финансов:

региональный (субфедеральный)

федеральный

местный

Общегосударственный

Территориальный

Республиканский

120. Состав государственных финансов России по функциональному назначению:

федеральный бюджет

государственные внебюджетные фонды

бюджеты субъектов РФ

Местные финансы

Финансы государственных унитарных предприятий

121. Местные финансы организованы согласно закону "О финансовых основах местного самоуправления" на принципах:

самостоятельности

государственной финансовой поддержки

гласности

Автономности

Режима экономии

122. Собственные доходы местных бюджетов:

местные налоги и сборы

Поступления от местных займов

Доли федеральных налогов, закрепленные за местным бюджетом на временной основе

Дотации из регионального бюджета

Субвенции из регионального бюджета

123. Черты, характерные для бюджетного фонда:

виды бюджетных доходов не закреплены за конкретными видами бюджетных расходов

высокая маневренность бюджетных средств

в составе бюджета могут выделяться целевые бюджетные фонды

В составе бюджета не могут выделяться целевые бюджетные фонды

Каждый вид доходов бюджета имеет четкое закрепление за конкретными видами бюджетных расходов

124. Совокупность мероприятий, проводимых государством в области формирования и использования бюджетов всех уровней, называется:

бюджетной политикой

Государственным бюджетом

Бюджетным механизмом

Бюджетным правом

Бюджетным планированием

Бюджетным процессом

125. Появление государственного бюджета как экономической категории обусловлено:

возникновением государства как политической надстройки общества

Необходимостью финансового обеспечения нетрудоспособных членов общества

Потребностями экономических субъектов в финансовых ресурсах

Необходимостью осуществлять бюджетное регулирование экономики

Потребностью населения в денежных средствах

126. Объектом распределения посредством бюджета выступают:

национальный доход

некоторые элементы национального богатства

Стоимость валового внутреннего продукта

Чистый доход

Излишки оборотных средств

Прибыль

127. Виды распределения, осуществляемые посредством бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления:

межтерриториальное

межотраслевое

между сферой материального производства и непроизводственной сферой

Внутриотраслевое

Внутрихозяйственное

128. Источники финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ в соответствии с действующим бюджетным законодательством:

поступления от размещения ценных бумаг, выпущенных администрацией субъекта РФ

доходы по ценным бумагам, находящимся в собственности субъекта РФ

Поступления от внешних заимствований

Бюджетные ссуды, поступившие из федерального бюджета

129. Источники финансирования дефицита местного бюджета:

доходы от размещения муниципальных ценных бумаг

доходы от приватизации муниципального имущества

доходы по акциям, находящимся в муниципальной собственности

Доходы от размещения государственных ценных бумаг на территории данного муниципального образования

Внешние заимствования на основе кредитных соглашений

130. Количество уровней бюджетной системы зависит от:

государственного устройства страны

Принципов построения бюджетной системы

Полномочий органов власти и управления

Волеизъявления населения

Экономической целесообразности

131. Финансовая помощь, выделяемая бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета предоставляется в виде:

дотаций

субвенций

субсидий

бюджетных ссуд

Расходных полномочий

132. Функции Министерства финансов РФ:

составление отчета об исполнении федерального бюджета

133. Функции Министерства экономики и социального развития РФ:

прогноз федерального бюджета

Рассмотрение проекта федерального бюджета

Утверждение проекта федерального бюджета

Подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год

134. Функции Государственной Думы РФ:

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Прогноз федерального бюджета

Принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

135. Функции Министерства по налогам и сборам РФ

составление проекта федерального бюджета и расчетов к нему

Исполнение федерального бюджета

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Утверждение отчета об исполнении бюджета

Прогноз федерального бюджета

136. Функции Совет Федерации Федерального Собрания:

утверждение отчета об исполнении бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Прогноз федерального бюджета

137. Функции Президента РФ:

подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год

Исполнение федерального бюджета

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Утверждение отчета об исполнении бюджета

Прогноз федерального бюджета

Принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

138. Финансовые документы, принимаемые в виде закона:

федеральный бюджет

бюджет г. Москвы

бюджет Московской области

Консолидированный бюджет РФ

Консолидированный бюджет Новосибирской области

139. Бюджетная классификация РФ включает:

ведомственную классификацию расходов

экономическую классификацию расходов

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов

Функциональную классификацию доходов

140. Средства бюджетных резервов используются на:

обеспечение устойчивости бюджета

обеспечение бесперебойного финансирования

покрытие экстренных, непредвиденных расходов

покрытие внутригодовых кассовых разрывов

Финансирование текущих расходов

141. Методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы:

разграничение налогов между уровнями управления

квотирование доходных поступлений

установление надбавок к федеральным и региональным налогам

Делегирование расходных полномочий

Предоставление бюджетных ссуд

142. Несбалансированность бюджета проявляется в:

дефиците

профиците

Использовании дотаций и других форм финансовой помощи

Использовании регулирующих доходов

Использовании средств по взаимным расчетам

143. Государственный долг является следствием:

государственных гарантий, данных кредитору, при невыполнении обязательств заемщиком средств

государственных заимствований

Муниципальных заимствований

Государственных кредитов

144. Формы государственного кредита в Российской Федерации согласно действующему законодательству - государственные...

гарантии, предоставленные Российской Федерацией иностранным юридическим лицам

кредиты, предоставляемые иностранным государствам

кредиты, предоставляемые международным организациям

Займы, выпускаемые Российской Федерацией

Заимствования Российской Федерации

145. Критерий, в соответствии с которым государственный долг Российской Федерации подразделяется на внутренний и внешний:

валюта, в которой оформлены долговые обязательства

Специфика кредита

Специфика заемщика

Вид долгового обязательства

146. Отличия государственных заимствований от государственного кредита - государственные заимствования...

Связаны с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит с инвестированием государственных средств в зарубежные активы

Ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней

Это часть государственного кредита

Не имеют ничего общего с государственным кредитом

147. Отличие конверсии займа от консолидации:

конверсия касается изменения условий займа, консолидация только сроков погашения

Конверсия и консолидация абсолютно разные понятия, между ними нет ничего общего

Конверсия касается сроков погашения займа, а консолидация связана с изменением всех условий выпущенного займа

148. Источники финансовых ресурсов здравоохранения:

бюджет

фонды обязательного медицинского страхования

средства населения

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Средства предприятий и организаций

149. Отличия пенсии от пособия по социальному страхованию:

зависимость пенсии от возраста получателя

связь пенсии с долгосрочными социальными рисками

Длительность получения

Зависимость от трудового стажа

Зависимость пенсии от заработной платы

Связь пенсии с краткосрочными социальными рисками

150. Доходы внебюджетных фондов:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для данного фонда

добровольные взносы физических и юридических лиц

бюджетные ассигнования

прибыль от коммерческой деятельности самого фонда

Амортизационные отчисления предприятий, учреждений, организаций

Оборотные средства предприятий, учреждений, организаций

151. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от:

трудового стажа

размера заработной платы

причины нетрудоспособности

Страхового стажа

Возраста застрахованного

Продолжительности заболевания

152. Источник уплаты взносов на медицинское страхование неработающих граждан - средства...

бюджетные

Самих неработающих граждан

Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Фонда социального страхования Российской Федерации

Пенсионного фонда Российской Федерации

153. Общее управление Фондом социального страхования РФ осуществляет:

Правление Фонда социального страхования Российской Федерации

Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Государственная дума

Федеральное казначейство

154. Черты, характерные для внебюджетных фондов:

закрепление конкретных источников поступлений за внебюджетными фондами

органы местного самоуправления в настоящее время не вправе создавать внебюджетные фонды

государственные внебюджетные фонды имеют социальное назначение

Внебюджетные фонды могут создаваться на всех уровнях управления

155. В компетенцию Пенсионного фонда РФ не входит:

регистрация плательщиков единого социального налога

осуществление контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов

Организация работы по взысканию с лиц, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья и т.д.

Финансирование расходов по пенсионному обеспечению граждан

156. Финансовые рычаги государственного воздействия на экономику России:

налоговые льготы и санкции

бюджетное финансирование инвестиционных проектов

нормы амортизационных отчислений

Учетные ставки Центробанка РФ

Валютный контроль

Фонды экономического стимулирования предприятий

157. Основные источники финансирования науки в Российской Федерации:

средства предприятий

федеральный бюджет

Местные бюджеты

Целевые займы

Резервные фонды

Целевые внебюджетные государственные фонды

158. Формы государственного финансирования науки в Российской Федерации:

финансирование по тематическим планам организаций

финансирование по государственным программам

Дотации

Трансферты

Субвенции

Финансирование по отраслям и ведомствам

159. Новые формы финансирования и стимулирования НТП:

конкурсное финансирование инновационных проектов

создание фондов содействия малым научно-исследовательским организациям

Поощрительные надбавки к ценам на наукоемкую продукцию

Госпремии за открытия и изобретения

Налоговые льготы

160. Финансовые рычаги стимулирования деятельности малых предприятий:

упрощенная система налогообложения

Экспортные таможенные пошлины

Бюджетные ассигнования

Кредиты Центробанка

161. Расширение масштабов государственных внутренних заимствований влияет на инвестиционную деятельность предприятий:

отрицательно

Положительно, так как всегда стимулирует деятельность предприятий

Положительно, если идет на погашение внешнего долга

162. Введение обязательного страхования банковских депозитов влияет на инвестиционную деятельность предприятий:

положительно влияет, т.к. увеличивает кредитные ресурсы банков

Отрицательно, т.к. повышается плата за кредит

Не оказывает заметного влияния

163. Верны утверждения:

Социальное обеспечение может осуществляться и за счет прямого бюджетного финансирования, и за счёт средств социального страхования

по российскому законодательству социальные пенсии относятся к государственному пенсионному обеспечению

По российскому законодательству выплаты пенсий из негосударственных пенсионных фондов не уменьшают размер выплат государственных пенсий

В соответствии с российским законодательством социальные пособия и пенсии учитываются как доходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц

Характеристика государственных финансов, их роль в перераспределении экономических ресурсов

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны.

Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Роль государственных финансов в верераспределении ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья:

· государственный бюджет;

· денежные фонды специального назначения (внебюджетные фонды);

· государственный кредит;

· финансы государственных предприятий и организаций.



Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Государственные финансы удовлетворяют общественные потребности централизованным и децентрализованным путем. Финансы государственных предприятий относятся к сфере децентрализованных денежных фондов. Их роль очень велика, если в стране функционируют устойчивые в производственном отношении государственные предприятия в основных отраслях экономики.

Важную роль в централизованных денежных фондах играет бюджет. И в составе государственных финансов центральное место занимают все виды бюджетов. В бюджетах сосредотачивается в основном часть централизованных фондов денежных средств общественного назначения. Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30 % национального дохода и от 10-15 % – валового общественного продукта. Бюджет подразделяется на республиканский и местный. Именно через республиканский бюджет финансируются общегосударственные мероприятия:

· государственные целевые программы;

· оборона, охрана границ;

· обеспечение правопорядка;

· государственное управление;

· развитие социальной сферы;

· выполнение международных обязательств.

С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации.

Местные бюджеты регулируют экономические процессы размещения производительных сил, развитие территориальной инфраструктуры и социальной сферы.

20. Государственные доходы: состав и характеристика

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

21. Государственные расходы: состав и характеристика

Государственные расходы - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности государства.

Все государственные расходы предназначены для следующих целей:

Военные

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности.

Экономические

финансовая поддержка субъектов хозяйствования;

инвестиционные и инновационные программы;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

обслуживание и погашение государственного долга;

формирование государственной собственности;

иные расходы экономического характера.

На социальные цели

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат;

другие расходы на социальные цели.

На внешнеполитическую деятельность

осуществление международной деятельности в общегосударственных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, взносы в международные организации);

другие расходы в области международного сотрудничества и в соответствии с внешнеполитической программой государства.