Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Роль финансов в денежных отношениях. Финансы и финансовая система государства Особенность финансов как общественных отношений

В экономической науке, как ни в одной другой, существует терминологическая путаница, приводящая не только к непониманию экономических школ различных государств, но и к междисциплинарной путанице, к противоречиям в основных определениях научных школ разных городов, вузов. Так, до сих пор не существует однозначного толкования термина «финансы». Приведем некоторые, наиболее часто употребляемые из них.

Термин «финансы» произошел от латинского слова Jlnancia, что означает доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII-XV вв. 1 Позже получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства .

Финансы - это отношения, формирующие денежные фонды, необходимые для функционирования общегосударственного органа управления. Обычно эти отношения обозначаются в экономической науке термином «государственные (публичные) финансы». В советское время, когда превалировала общегосударственная собственность, понятия «финансы» и «государственные финансы» означали одну и ту же группу отношений. Ввиду совпадения понятий объекта исследования, особых противоречий в теории нс возникало .

Более расширенное толкование финансов дается в следующем определении. Финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов .

Исходя из теоретической предпосылки о том, что финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение, было сформулировано еще одно определение финансов. Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач .

Исходя из необходимости обеспечения расширенного воспроизводства и реализации функций государства посредством финансового обеспечения общественных потребностей, можно привести сшс одно определение финансов. Финансы представляют собой экономические отношения - денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства 1 .

Весьма сходно с приведенным и определение финансов, предложенное научной школой ГУУ. Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства .

Современная академическая теория и практика развитых государств признает и осуществляет жизнедеятельность в системе смешенных экономик, т.е. в той или иной степени, в предпочтении одних или других форм, регулируемых государством. Поэтому, несмотря на наличие диаметрально противоположных точек зрения по комплексу вопросов государственного регулирования, в послевоенный период в странах с развитыми рыночными структурами сформировалась новая наука - экономика общественного сектора, представляющая иную, чем прежде, систему взглядов на роль государства и теорию государственных финансов .

Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. А под государственными ресурсами подразумевается вся собственность и все денежные (в основном бюджетные) фонды . Но так как любые действия государства в условиях рынка опосредуются финансовыми инструментами, то, нс умаляя роли государственной собственности, наиболее универсальным инструментом воздействия признается бюджет. Поэтому в центре внимания экономики общественного сектора находятся в первую очередь общественные финансы.

В соответствии с теорией обшсствснного выбора и теорией спроса на общественные блага можно дать следующее определение общественных финансов.

Общественные финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, которые связаны с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, для обеспечения населения общественными благами, финансирования общественно значимых потребностей и создания условий для расширенного воспроизводства 1 .

Общественные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы, целевых программ Правительства РФ. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики.

С позиции общественных финансов государство рассматривается даже не в качестве регулирующей структуры, а в общем ряду субъектов экономической деятельности, который должен поставлять обществу конкретные экономические блага с необходимой эффективностью производства этих благ. Экономика общественного сектора призвана также объяснить, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной . Однако, помещая государство в общий ряд участников экономической деятельности, учитывая его принципиальное отличие от других субъектов рыночных отношений, заключающих свои сделки добровольно, следует учесть, что государство и его органы всегда обладают правом принуждения в рамках и на основе законов.

Общественные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 4.1).

Финансы (в более широком смысле) - это система отношений по поводу образования и использования денежных фондов в соот-

Рис. 4.1.

Распределительная функция общественных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, происходит обеспечение населения общественными благами в соответствии с требованиями социальных стандартов, достигается сбалансированность бюджетов и социальных внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Общественные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (прибыль, доход в сфере производства) на микроуровне и перераспределение стоимости - части стоимости ВВП на макроуровне.

Перераспределительный процесс части стоимости ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом используются такие инструменты как бюджетные расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные


Рис. 4.2.


Рис. 4.3. Функции финансов в социально-ориентированной рыночной ЭКОНОМИКС фонды - бюджеты всех уровней и социальные внебюджетные фонды. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Контрольная функция общественных финансов заключается в реализации бюджетно-финансового контроля за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, а также формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.

Поскольку финансы «пронизывают» все общественное воспроизводство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, ее сигналам, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько эффективна та или иная хозяйственная модель, насколько экономно и оптимально расходуются централизованные фонды денежных средств.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, социальный внебюджетный фонд, предприятие или учреждение. Контрольная функция общественных финансов имеет две формы прояапсния: контроль за изменением бюджетно-финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии бюджетного финансирования.

Стимулирующая функция общественных финансов основывается на деятельности, направленной на реализацию целей в сфере бюджетного менеджмента. С помощью этой функции интерпретируются факторы, атияюшие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Реализация этой функции тесно связана с вмешательством государства в процесс общественного воспроизводства.

На макроуровне (государство) эта функция прояатястся через финансовые стимулы - выделение наиболее приоритетных эффективных направлений инвестирования бюджетных средств, включая бюджетные стимулы и налоговые льготы, и финансовые санкции - штрафы, пени, привлечение к административной ответственности главных распорядителей, распорядителей и бюджетополучателей в случае нарушения бюджетного и налогового законодательства.

На микроуровне (субъекты хозяйствования) эта функция стимулирует его деятельность посредством создания различных фондов, получения рассрочек и отсрочек по налоговым платежам, налогового кредита, бюджетных ссуд и кредитов, а также применением штрафных мер и административных санкций в случае нарушения действующего бюджетно-налогового законодательства и платежной дисциплины.

Изучение финансового права, которое является одной из основных базовых юридических дисциплин, следует по традиции начать с рассмотрения его основ, которые соотносятся с Общей частью финансового права.

Так, к Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности публичного субъекта (государства, муниципальных образований), полномочия органов государства и местного самоуправления в сфере финансовой деятельности, финансовую правосубъектность прочих участников финансовых правоотношений.

Общую часть финансового права представляют и нормы, регламентирующие основы финансового контроля, ответственность за нарушение финансового законодательства и учета в сфере финансовой деятельности, поскольку указанные отношения опосредуют многообразные процессы аккумулирования, перераспределения и использования всего спектра фондов денежных средств в нашем государстве.

К Общей части финансового права относятся также нормы, регулирующие денежные отношения в стране, поскольку функционирование системы финансов (представленной в материальном смысле как совокупность фондов денежных средств) обеспечивается движением наличных денег, безналичными расчетами (т.е. денежным обращением), существенное влияние на которое сегодня оказывают иностранная валюта и отношения в сфере валютного регулирования соответственно.

Без отношений в области денежного обращения и учета денежной массы система финансов являлась бы застывшей конструкцией. Вместе с тем с целью соблюдения финансовой дисциплины на всех этапах финансовой деятельности реализуются мероприятия финансового контроля и в случае обнаружения финансовых правонарушений применяются меры ответственности за нарушение финансового законодательства.

Экономические основы финансового права

Финансы и финансовые отношения

Финансы являются базисной категорией экономической науки. Любая категория рассматривается двояко: с точки зрения содержания и формы. По содержанию финансы -это отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств; а по форме -совокупный денежный фонд страны, который аккумулируется, перераспределяется и используется публичным субъектом для реализации своих функций и задач.

Очевидно, что форма категории определяется ее содержанием. В связи с этим рассмотрим прежде всего содержание категории "финансы", а именно финансовые отношения и их взаимосвязь и взаимообусловленность с экономическими отношениями. Сразу обратим внимание на то, что именно финансовые отношения являются предметом финансового права1.

Не вызывает сомнения, что базисные экономические отношения являются объективной субстанцией, и далеко не всегда стихийные процессы в этой сфере отвечают государственным интересам.

Дело в том, что объективные экономические отношения чаще всего опосредуют частные интересы. Например, основным законом рыночной экономики является закон стоимости, который трактуется как стихийный регулятор общественного производства. Действительно, на основании закона стоимости на рынке наблюдается тенденция самопроизвольного перераспределения капитала из наименее рентабельных (убыточных) отраслей экономики в наиболее рентабельные (прибыльные), что отвечает частным интересам инвесторов. Вместе с тем такого рода тенденция вступает в неизбежное противоречие с публичным интересом государства, которое заинтересовано не в развитии сверхрентабельных отраслей экономики, приносящих сверхприбыли отдельным лицам, а в поддержании структурного равновесия и баланса экономического состояния страны. К наиболее уязвимым (убыточным) областям относятся, например, социально значимые сферы - здравоохранение, образование, наука, культура, а также области, от которых зависит суверенитет государства, - оборона, фундаментальные научные исследования (в области космоса и др.).

Именно процесс реализации и защиты публичного интереса является предпосылкой и основой финансовых отношений, в которых одной из сторон (прямо или косвенно) выступает государство как властный субъект, организующий стихийные экономические процессы в нужном для общества направлении. Государство, активно используя финансовые механизмы, присущие рыночной экономике, законодательно закрепляет правила поведения, направленные на сочетание общегосударственных и частных интересов в одной из самых чувствительных сфер человеческой деятельности, которая получила в науке финансового права название "финансовая деятельность". Не случайно сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются как экономическим строем общества, так и природой и функциями государства.

Итак, финансовые отношения - это экономические отношения, характерные для более высокой ступени развития общества. Финансовые отношения, будучи особыми экономическими отношениями (производными от них), имеют ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями. Это:

  • - денежные отношения;
  • - распределительные (перераспределительные) отношения;
  • - отношения, связанные с распределением и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов;
  • - отношения, в которых присутствует императивная воля властного субъекта.

Таким образом, экономические и финансовые отношения соотносятся как целое и часть, поскольку все финансовые отношения являются экономическими, но не все экономические отношения можно рассматривать как финансовые. Экономические отношения трансформируются в финансовые только тогда, когда возникает публичный интерес, который проводится в жизнь властным субъектом, реализующим свою финансовую политику, и возникают денежные отношения, сопровождающиеся процедурами учета денежных средств.

Одновременно содержание финансовых отношений непосредственно зависит от содержания экономических отношений, отражающих степень развития производительных сил в стране. Следовательно, мы наблюдаем непосредственную взаимообусловленность и взаимозависимость между содержанием экономических и финансовых отношений.

Так, первые (экономические отношения) зарождаются на более ранних этапах истории человечества, поскольку просматриваются уже в процессе производства натуральных продуктов, не предполагающих распределения или обмена, тем более в денежной форме (товарно-денежного обмена).

Вторые (финансовые отношения) возникают как перераспределительные, во-первых, при наличии развитого товарно-денежного обращения, во-вторых, при возникновении тех или иных обособленных целевых фондов денежных средств, предполагающих как покрытие непосредственно государственных расходов, гак и расходов, связанных с реализацией публичного интереса государства.

Если рассматривать исторический процесс в развитии, то по мере становления и укрепления государственности все больше элементов финансовых отношений наблюдается в экономической деятельности страны. Поэтому можно говорить о том, что в современном обществе с развитой экономикой возникает некий конгломерат финансово-экономических отношений.

  • - объективными экономическими отношениями, характеризующими степень развития производительных сил в стране;
  • - проводимой государством финансовой политикой, воплощаемой в законе, которая непосредственно влияет на динамику производственных отношений этого государства.

Таким образом, по содержанию финансы - это финансово-экономические отношения.

По форме финансы представляют собой совокупный фонд денежных средств страны, или совокупность фондов денежных средств, выделяемых по тому или иному признаку или в зависимости от поставленной цели. Так, общеизвестно, что финансовая наука выделяет государственные и частные финансы, указывая на отличительные особенности последних.

Непосредственным источником образования этих фондов является национальный доход. "Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фонды денежных ресурсов для нужд расширенного воспроизводства и удовлетворения других потребностей". Поскольку национальный доход (общественный продукт) является непосредственным источником образования фондов в государстве (в виде всеобщего эквивалента - денег), можно предположить, что именно он, подлежа в дальнейшем распределению и перераспределению, является первоосновой финансов государства (общего совокупного денежного фонда), включающего два базовых элемента: государственные и частные финансы.

При этом структура совокупного фонда (совокупность фондов) определяется финансовыми отношениями (содержание определяет форму), в основе которых лежит финансовая политика государства, выраженная в законе.

Таким образом, совокупность фондов не может являться стационарной схемой и меняется в зависимости:

От объективных экономических реалий;

политики, проводимой публичным субъектом в области финансов.

Поскольку финансы неразрывно связаны с функционированием денег и выступают как система денежных отношений, они представляют собой отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Вместе с тем очевидно, что понятие денежных отношений шире, чем понятие финансовых отношений, поскольку последние содержат элемент государственного регулирования. Финансы являются особой разновидностью денежных отношений, и само их существование опирается на денежную систему.

Проявление результатов воздействия финансов на экономику страны находится в прямой зависимости от эффективного проведения финансовой политики, которая, в свою очередь, является частью внутренней и внешней политики государства.

Различают внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика определяет содержание целей, которые ставят перед собой глава государства, правительство, и средства, которыми эти цели достигаются. Внешняя политика в основном включает в себя сферы отношений государства с другими странами, соглашений и союзов, международной торговли и т.д.

Основу финансовой политики развития государства, которая, в свою очередь, делится на внутреннюю и внешнюю, составляет выработка основных направлений аккумулирования и использования финансов в соответствии с целями и задачами, которые стоят перед страной.

Являясь надстроечной категорией, финансовая политика неизменно должна предопределяться экономическим базисом, порождаться экономикой и быть с ней неразрывно связанной. Взаимосвязь финансовой политики и экономики означает, что общество не свободно в проведении политики, однако, несмотря па зависимость от экономики, политика все же обладает самостоятельностью и может оказывать обратное влияние на экономику, как тормозя, так и ускоряя ее развитие.

В зависимости от определяемых государством финансовых задач и сроков их решения финансовую политику можно подразделить на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия заключается в выработке основных направлений использования финансов, выборе форм и видов организации финансовых отношений. Этому, в частности, служат целевые программы финансовой политики, которые концентрируют финансовые ресурсы на главных направлениях экономического и социального развития страны.

Финансовая тактика - это решение конкретных экономических задач определенного этапа развития страны путем применения необходимых способов и форм финансовых связей.

Финансовая политика как особая область государственной деятельности требует правового оформления, должна быть выражена в форме закона или подзаконного акта (в сфере управления). Например, властный субъект устанавливает объемы доходной и расходной частей федерального бюджета, формы перераспределения денежных фондов и т.д., оформляя все это законом о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год. На основании закона о федеральном бюджете Министерство финансов разрабатывает различные подзаконные акты (инструкции и т.д.) по исчислению, взиманию, распределению и перераспределению платежей.

Таким образом, финансовая политика неразрывно связана с финансовым правом, поскольку именно финансовое право выступает в качестве инструмента проведения финансовой политики. Именно финансово-правовые нормы служат установлению единых правил организации финансовых связей.

При этом экономика - базис, а право и политика - элементы надстройки. Если векторы поступательного развития базиса и надстройки (экономики, финансовой политики и финансового права) совпадают, то следствием должен стать активный экономический прогресс. Если же векторы развития направлены в противоположном направлении, то объективные экономические процессы (базисные) будут происходить, несмотря ни на что, однако при этом преодолевая сопротивление противоположного вектора (например, в области финансового права). Таким образом, может быть потеряно время, утрачен имеющийся потенциал. Во избежание этого негативного явления необходимо наличие постоянного баланса между состоянием экономики и нормами финансового права, которые регулируют связанные с ней общественные финансовые отношения.

Финансы - синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку - изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы - это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с и прочие регрессивные факторы , как стагнация, и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные - распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы - система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов - налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ - Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами - , проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.

На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).

Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.

Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.

Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.

Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.

Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансов, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе.

В сфере производства сосредоточены финансы предприятий, организаций и учреждений, т.е. субъектов экономики, которые имеют своей целью удовлетворение разнообразных общественных потребностей: в товарах и услугах, образовании и профессиональной подготовке, в защите отдельных социальных групп населения и духовных благах и т.п. (термин “производство” используется здесь в ином, нежели обычно, смысле).

В сфере государственного регулирования сосредоточены государственные финансы, т.е. денежные отношения, которые возникают при выполнении государством своих функций, для чего предназначены определенные денежные фонды. По способу формирования и использования эти фонды существенно отличаются друг от друга и образуют бюджетный и внебюджетные фонды, а также средства, полученные в ходе кредитных операций государства.

В сфере страхования сосредоточены финансы страховых организаций, целью которых является защита отдельных субъектов экономики в определенных случаях через их материальную (денежную) поддержку. Страховые случаи в этой сфере строго разделены и привязаны к отдельным целевым денежным фондам, которые образуют звенья системы страхования.

Разделение финансовой системы на сферы и звенья имеет классификационное и методическое значение. Следует ясно представлять, что в этой системе постоянно происходит горизонтальное взаимодействие между ее элементами, которое является фактором, обеспечивающим целостность системы, ее динамику и смысл ее функционирования. Так, например, существуют тесные и непрерывно возобновляемые связи между сферой государственного регулирования и производства в виде финансирования субъектов последней и обратные в виде налоговых и иных платежей. Связи между сферой страхования и сферой производства очевидны, но в то же время часть страхования (в основном социального и личного) осуществляется через внебюджетные фонды. Аналогичные связи существуют и внутри сфер финансов между их различными звеньями, например, взносы на деятельность общественных организаций коммерческими предприятиями, или пополнение бюджета и внебюджетных фондов за счет государственного кредита.

Главная цель финансовой системы (эффективное денежное обращение) достигается через реализацию в ней двух функций: распределительной и контрольной. Поскольку в самом определении финансов заложена идея распределения, то именно первая функция является главной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через эффективное денежное обращение каждый субъект экономики должен получить в свое распоряжение такую долю национального дохода, которая позволит ему нормально существовать и развиваться.

Реализация распределительной функции финансов предполагает одновременное решение следующих задач.

1. Обеспечение эффективной работы предприятий, т.е. покрытие ими издержек производства и создание нормальной прибыли через денежный валовой доход. Эта задача является первичной, т.к. именно предприятия создают национальный доход. Если финансовая система противоречит требованию эффективной работы предприятий (например, в результате действий государства по налогообложению), то исчезает сам объект распределения и финансовая система перестает существовать. Все остальные задачи распределения национального дохода могут быть решены только на основе решения данной.

2. Обеспечение нормального уровня реальных доходов населения. Эта задача имеет несколько инструментов решения, но главным из них является эффективная работа предприятий, которые за счет своего дохода (доли национального продукта) могут справедливо оплачивать труд своих работников и производить выплаты государству, обеспечивая, таким образом, доходы населения через трансфертные платежи государства. Кроме этого, уровень решения данной задачи зависит от того, насколько продуманной и соответствующей возможностям экономики является система государственной защиты населения, а также от того, насколько развита система страхования.

3. Обеспечение ликвидации временных затруднений, возникающих у предприятий и населения, путем их страховой защиты. Эта задача имеет в основе своего решения надежную и хорошо организованную систему страхования, располагающую значительными по объему страховыми фондами. Взносы в эти фонды представляют собой добровольные и обязательные выплаты предприятий и населения, т.е. долю той части национального дохода, которая попадает в их распоряжение. Следовательно, задача страховой защиты может быть решена только при достаточных размерах этой доли.

4. Обеспечение эффективного выполнения государством его функций и, таким образом, социальной и экономической стабильности. Основной решения этой задачи является четкое определение сферы деятельности государства, которая в нормальных условиях может быть достаточно узкой. Чем меньше денежных ресурсов транслируется через государственные органы, тем большая свобода действий остается предприятиям и населению. Реализуя эту свободу через рыночные механизмы, эти субъекты экономики осуществляют эффективное управление социально-экономическими процессами.

Все задачи, решаемые в рамках распределительной функции, имеют очевидный противоречивый характер, т.к. подразумевают распределение национального дохода, размер которого всегда ограничен. Это означает необходимость тщательного определения приоритетов задач распределения исходя из сложившейся экономической ситуации, которое может быть квалифицированно и объективно выполнено только на уровне государства, специальными государственными организациями.

Для реализации распределительной функции необходимо наличие объективной информации о фактическом состоянии и тенденциях изменения как экономики в целом, так и ее отдельных субъектов. Принципиальным требованием к этой информации является ее однородность: возможность интеграции данных в общих показателях и сравнимость этих показателей. Единственной формой информации, отвечающей этому требованию, являются стоимостные (денежные) измерители, которые возникают как следствие действия финансовой системы. Используя эту информацию, субъекты экономики любого уровня могут принимать эффективные решения по управлению, которые, в конечном счете, имеют финансовые последствия. Задачу предоставления в распоряжение субъектов такой информации решает контрольная функция финансов.

Финансовый контроль может быть двух видов:

– внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;

– внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений.

1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:

а) федеральные финансы;

б) региональные финансы;

в) местные (муниципальные) финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);

б) финансы граждан.

Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин. Финансовые потоки охватывают все сферы финансовой системы. На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами. На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств организаций и граждан.

Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых средств. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.

Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на федеральном (федеральные финансы) уровне и уровне субъектов федерации (региональные финансы). Государственные финансы на уровне субъектов федерации и муниципальные (местные) финансы образуют территориальные финансы.

Государственные и местные финансы объединены единой .


Источник - Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Понятие финансов

Финансы - это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы являются распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам - fmatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo - вбивать, вколачивать, а позднее - finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам, считают Ксенофонта (около 430-355 гг. до н. э.), работа которого называлась «О доходах Афинской республики».

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства.

Особенность финансов как общественных отношений

Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финан­совые ресурсы государства .

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений . В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства . Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности . Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т.е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг.

Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.