Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Социально экономические основы социальной работы. Экономические основы социальной работы (О. В. Заяц). Экономика социальной работы - это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг

Основной задачей изучения социальной экономики является анализ экономических связей в обществе как социальном организме, их изменений в переходный период и направленности на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; воздействия рыночных отношений на общество в целом; процессов, происходящих в экономике, и их влияния на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации, общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.

Реализация политики социальной защищенности населения - задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

Социальная экономика определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей - сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений.

Производство материальных благ - основа жизни человека и общества.

Распределение как категория экономической науки - это не только распределение результатов общественного производства, но и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.

Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Она реализовывается в виде распределения продуктов и услуг, трансформации выплат, а также государственных программ по стабилизации доходов.

На основе государственных программ социально-экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.

Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.

Первое направление. Часть поступлений населения находится в зависимости от результатов труда, но учитывается степень удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.

Второе направление. Решающее значение имеет вид потребностей, на удовлетворение которых направляются выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т. д.

Третье направление государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг, предоставляемых законодательно определенным категориям населения соответствующими учреждениями непроизводственной сферы.

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.

На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности.

Следует отметить, что эффективность (результативность, продуктивность) - категория экономической науки. Е. И. Холостова предлагает два определения понятия "эффективность социальной работы ".

1. Эффективность социальной работы - это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.

Социальная работа признается эффективной при следующих соотношениях между результатами и затратами:

  • 1: высокие результаты при затратах на прежнем уровне;
  • 2: результаты остаются на прежнем уровне при сокращенных затратах;
  • 3: результаты возросли при увеличении затрат.
  • 2. Эффективность социальной работы - это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты).

Эффективность может быть предполагаемой, т. е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой).

Критерии эффективности социальной работы многообразны:

  • o количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий);
  • o нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).

Принципы социальной экономики - это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для социальной экономики характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.

Принцип гуманизма (один из основополагающих) предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств, гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека - главная цель социальной работы.

Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при "нищем" персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.

Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и государственным механизмом регулирования - с другой, т. е. с двумя плюсами "теории богатства" - частной и общественной собственностью.

Принцип общественной целесообразности. Контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности подразумевает оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин.

Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население и его администрация были заинтересованы в развитии экономики и его самообеспечении.

Немалое значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышения качества жизни, возрастания потребностей и др.

На перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства - от федерального до местного.

Эти принципы направлены на сохранение пропорций, оптимального соотношения между сферами производства и потребления, ибо нельзя забывать, что социальная работа обслуживает сферу потребления. Согласно этим принципам действует механизм социальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов его социальной поддержки.

Экономика социальной работы - это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая функция социальной работы проявляется в деятельности субъектов системы социальной защиты населения, направленной на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Их деятельность состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования. Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан.

Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, т. е. услуги. Социальная сфера включает в себя отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.

От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.

Социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества. Это требует изучения экономических основ деятельности элементов и учреждений социальной защиты населения. В учебном пособии рассмотрены теоретико-методологические основы экономики социальной работы, основы экономики здравоохранения и образования (отрасли социальной сферы, где чаще всего выполняют свои функции специалисты по социальной работе), динамика благосостояния населения, организация экономической деятельности социальной защиты населения.
Учебное пособие «Экономические основы социальной работы» рассчитано на студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».
В учебном пособии приводится методический материал, способствующий освоению учебного курса: лекции, вопросы и задания для самоконтроля, глоссарий, тестовые задания, список основной и дополнительной литературы, методические указания для студентов.

Модуль 1. Теоретико-методологические основы экономики социальнойработы

Глава 1.2. Экономическая и социальная политика государства

Глава 1.3. Финансовая система государства и финансирование социальной работы

Модуль 2. Основы экономики здравоохранения и образования

Глава 2.1. Основы экономики здравоохранения

Глава 2.2. Основы экономики образования

Модуль 3. Динамика благосостояния населения

Глава 3.1. Материальное благосостояние населения

Глава 3.2. Основные меры по повышению доходов населения

Модуль 4. Организация экономической деятельности социальной защитынаселения

Глава 4.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхованиянаселения

Глава 4.2. Организация экономической деятельности и эффективность социальных служб

Книги и учебники по дисциплине Основы экономики:

  1. Неизвестный. Ответы на 150 вопросов к государственному экзамену по экономике - 2015 год
  2. Неизвестный. Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика» - 2015 год
  3. Неизвестный. Ответы на экзаменационные вопросы по экономике - 2015 год
  4. Неизвестный. Ответы на вопросы к экзамену по экономике - 2015 год
  5. Неизвестный. Ответы на вопросы к зачету по экономике - 2015 год
  6. Неизвестный. Ответы к экзамену по планированию и прогнозированию - 2015 год
  7. Неизвестный. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗДЕЛ ОСНОВЫ И МИКРОЭКОНОМИКА - 2015 год
  8. Неизвестный. ЭКОНОМИКА. Краткий конспект лекций для студентов экономических специальностей заочной формы обучения - 2015 год
  9. ВИШНЕВСЬКИЙ ОЛЕКСАНДР СЕРГІЙОВИЧ. ФОРМУВАННЯ СОЦІАЛЬНО ОРІЄНТОВАНОЇ ЕКОНОМІКИ УКРАЇНИ НА ОСНОВІ ДЕРЖАВНОЇ СТРУКТУРНОЇ ПОЛІТИКИ. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук. Київ –2014 - 2014 год
Год выпуска: 2012

Жанр: Экономика

Издательство: Академия

Формат: PDF

Качество: OCR

Количество страниц: 192

Описание: Развитие рыночной экономики привело к обострению социальных отношений и обусловило необходимость совершенствования политики государства и усиление ее социальной направленности.
В статье 7 Конституции Российской Федерации записано, что Российская Федерация есть «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Этим определено, что в России, как в любом цивилизованном государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей индивида. Основными критериями социально ориентированной экономики должна стать стабильность экономического роста государства, повышение уровня жизни населения, гарантированная защищенность людей, не занятых в сфере материального производства товаров и услуг. Это требует создания специального института социальной защиты населения, становления и развития профессиональной социальной работы как его важнейшего инструмента.
Формирование этой системы невозможно без прочной экономической основы, в создании которой должно участвовать не только государство, но и общество в целом. Вместе с тем возрастает роль семьи и каждого конкретного индивида в самообеспечении, укреплении экономической базы для нормальной жизнедеятельности и развития творческого потенциала личности.
В экономических теориях изложены важнейшие предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ.
Важное значение приобретает переход от декларирования прав и свобод человека к их гарантированной реализации через систему социальной защиты населения. Это возможно лишь на базе нормального воспроизводства и использования экономического, демографического, научного, кадрового потенциала. Создание такого потенциала в системе социальной защиты возможно лишь при условии целенаправленной профессиональной подготовки кадров. Это одна из актуальных проблем современной науки и практики.
В условиях рыночной экономики особенно важно получение экономических знаний социальными работниками. Необходимый объем этих знаний определен Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» как по циклу общих гуманитарных и социально-экономических, так и по циклу общепрофессиональных дисциплин.
В учебнике рассматриваются предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»; сущность и структура экономических основ социальной работы; понятие и сущность экономического пространства социальной работы; вопросы социального развития и социальной ориентации экономической политики государства; система социальной защиты населения и ее экономические.
Рассказывается о динамике и проблемах в обеспечении материального благосостояния населения, об экономической стратификации общества и ее социально-экономических последствиях. Дается представление о государственных гарантиях и социально-экономических стандартах поддержки населения.
Раскрываются проблемы, связанные с финансированием, налогообложением, предпринимательской деятельностью учреждений социального обслуживания; организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования населения.
Рассматриваются вопросы организации экономической деятельности, кадрового обеспечения, оплаты труда социальных работников и обеспечения эффективности социальной работы.
Учебник «Экономические основы социальной работы» предназначен для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, специалистам по социальной работе. Содержание учебника
«Экономические основы социальной работы»

Предмет изучения и особенности курса «Экономические основы социальной работы»

  • Предмет и задачи курса
  • Особенности экономической деятельности в сфере социальной работы
  • Экономическое пространство социальной работы
Экономико-методологические и правовые основы социальной работы
  • Сущность и структура экономических основ социальной работы
  • Основные экономические категории и понятия социальной работы
  • Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы
  • Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы
Социально ориентированная экономика как материальная основа социальной работы
  • Экономическая политика государства и ее социальная направленность
  • Экономические основы системы социальной защиты населения
  • Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения
Материальное благосостояние населения. Показатели и динамика
  • Сущность, показатели и динамика материального благосостояния населения
  • Социально-экономический потенциал семьи как показатель благосостояния
  • Социально-экономический статус - критерий адресного подхода в социальной работе
Финансовые основы социальной работы
  • Источники и способы финансирования социальной работы
  • Финансовые основы социального обеспечения на современном этапе
  • Налоги как инструмент формирования бюджетных средств и финансирования системы социальной работы
  • Благотворительность в системе материально-финансового обеспечения социальной работы
Экономические основы деятельности социальных служб Проблемы эффективности социальной работы
  • Сущность эффективности социальной работы и исторический подход к ее определению
  • Критерии эффективности
  • Методика определения эффективности социальной работы
Нормативные документы
Рекомендуемая литература

Экономика в сфере социальной работы исследует, изучает многогранные процессы и тенденции, связанные с природой возникновения и удовлетворения потребностей. Социальная работа ориентирована на защиту прав человека, а права человека - это санкционированные обществом (законом или моралью) его потребности.

Согласно классификации, применявшейся в советской статистике, социальное обслуживание относилось к непроизводственной сфере.

Так, несколько условно, назывались отрасли и виды деятельности, не составляющие материальное производство.

Сфера нематериальных услуг, к которой относится и сфера социальной работы, включает в себя жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт, связь (для населения), социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание населения и др. Деятельность работников, оказывающих эти услуги, носит нематериальный характер.

С начала 90-х гг. XX в. сфера поизводства услуг вошла в рыночную экономику и стала важной составной частью производства валового продукта наряду со сферой производства товаров. Ее доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) за последние десятилетия значительно возросла в основном за счет постоянного роста стоимости услуг даже по сравнению с ростом цен на потребительские товары.

Сферу социальной работы более правильно следует назвать сферой производства нематериальных услуг. Эта сфера имеет специфические экономические особенности.

Согласно экономической теории, всякий товар призван удовлетворять определенную человеческую потребность. Но потребительская стоимость становится товаром лишь тогда, когда представляет собой продукт труда, удовлетворяющий потребность не того, кто его произвел, а общество.

По критерию специфики принимаемой формы потребительские стоимости выступают в форме вещи или в форме услуги. Определяя специфику труда в отраслях обслуживания, К. Маркс писал, что в данном случае труд «... оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...» .

В сфере обслуживания не происходит характерного для материально-вещественного производства перехода из формы деятельности в форму продукта.

Процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления. Услугу нельзя «накопить». Качество услуги, ее способность удовлетворять потребность непостоянны и зависят от субъекта деятельности.

В мировой хозяйственной практике считается, что общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства - материального производства и сферы услуг. Поэтому в ВВП включаются услуги как врача, юриста, так и социального работника.

Многие виды социального обслуживания не могут развиваться на основе рыночных регуляторов. Поэтому учреждения социальной сферы традиционно рассматривались в нашей стране как потребители бюджетных средств и никогда не относились к организациям, имеющим отношение к созданию национального дохода. Новый хозяйственный механизм в отраслях непроизводственной сферы, принятый в конце 1988 г., стал отправной точкой к интеграции этой сферы в систему экономических отношений.

Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению официально зарегистрированными крупными и средними организациями, малыми предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Объем платных услуг населению измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу.

Услуги, оказываемые населению в государственных службах социальной работы, не включены в государственную статистическую отчетность, так как они для населения оказываются в основном бесплатно. В течение последнего десятилетия сфера социально-бытовых услуг (парикмахерские, кинотеатры, прачечные, ателье и т.

П.) перешла на рыночные условия хозяйствования с полным или частичным самофинансированием и самоокупаемостью. И лишь сфера социальной работы практически полностью, более чем на 90 %, остается на ресурсном обеспечении государства. Основная часть социальных услуг оказывается населению бесплатно или по социально низким ценам.

Общественный продукт определяется в рыночных ценах. Безвозмездные услуги государства, не имеющие рыночной цены, рассчитываются по стоимости издержек, которые фактически сложились в момент оказания этих услуг. В этом - экономическая особенность сферы социальной работы.

Сложность настоящего момента состоит в том, что прошедший процесс разгосударствления и приватизации собственности привел к значительному сокращению бюджета государства. В то же время либерализация цен и «шоковая терапия» начала 90-х гг. XX в. не только привели к обеднению огромных масс населения, но уничтожили основной субъект поддержки трудящихся и членов их семей - предприятие с его социальными фондами, социальными программами, социальной инфраструктурой.

Государство было вынуждено создавать новую структуру - систему служб социальной поддержки населения и финансировать ее за счет налоговых поступлений. Иначе говоря, рост потребности населения в поддержке в условиях значительного сокращения ресурсов - еще одна особенность социальной работы в период перехода к рыночным отношениям.

Развитие и функционирование каждой отрасли осуществляется в соответствии с объективно действующими экономическими законами. В СССР был провозглашен так называемый «основной экономический закон социализма»: обеспечение полного благосостояния и свободного, всестороннего развития всех членов общества путем непрерывного роста и совершенствования общественного производства.

Первая часть приведенной формулировки очень схожа с целью и задачами социальной работы. Получается, что социальная работа и бесплатное социальное обслуживание населения - это «островок социализма» в обществе, которое уже живет по закону получения и присвоения прибавочной стоимости.

В условиях разгосударствления, приватизации и утверждения многообразных форм собственности государство уже не имеет того общественного производства, за счет доходов от которого оно могло создавать общественный фонд потребления. Эта тенденция просле живается с начала 1980-х гг. Уже тогда доля госбюджета в валовом национальном доходе постепенно снижалась и в 2010 г. доля бюджета в ВВП составила 31,5 % с учетом внебюджетных социальных фондов. По сути в России произошло крупнейшее разгосударствление собственности.

Поскольку процессы приватизации из-за их обвального характера не были сопряжены с остальными элементами экономических преобразований, подавляющая часть возникших на базе государственных предприятий частного и смешанного секторов экономики оказалась на грани банкротства. Спровоцированные этим безработица и обнищание населения способствовали росту его потребности в поддержке государства, которое уже не могло дотировать жизнь всего населения.

В советское время население получало существенные выплаты из общественных фондов потребления. Они составляли около половины среднедушевого дохода. И это не считая средств, которые затрачивались непосредственно предприятиями, организациями, колхозами и совхозами на социальную поддержку своих настоящих и бывших работников (пенсионеров) и членов их семей.

В настоящее время предприятия потеряли свое значение субъектов социальной защиты работающих, а выделяемые государством средства на поддержку одиноких престарелых, детские пособия и пенсии, социальное обслуживание наиболее нуждающихся, конечно, не компенсируют населению того, что они получали из общественных фондов потребления.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ

О. В. Заяц

Экономические основы социальной работы

© Издательство Дальневосточного университета 2003

ВЛАДИВОСТОК

Аннотация..........................................................................................................................................

Методические указания для студентов...........................................................................................

Введение.............................................................................................................................................

Модуль 1. Теоретико-методологические основы экономики социальной работы.....................

Глава 1.1. Предмет и задачи курса. Принципы и методы экономики социальной работы....

1.1.1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы» ...................

1.1.2. Принципы и методы экономики социальной работы..................................................

1.1.3. Экономическое пространство социальной работы......................................................

Глава 1.2. Экономическая и социальная политика государства.............................................

1.2.1. Экономические функции государства.........................................................................

1.2.2. Социальная политика государства...............................................................................

Глава 1. 3. Финансовая система государства и финансирование социальной работы.........

1.3.1. Финансовая система государства.................................................................................

1.3.2. Фискальная политика государства..............................................................................

1.3.3. Финансирование социальной работы..........................................................................

Модуль 2. Основы экономики здравоохранения и образования................................................

Глава 2.1. Основы экономики здравоохранения......................................................................

2.1.1. Экономика здравоохранения в системе охраны здоровья населения......................

2.1.2. Организация и управление здравоохранением...........................................................

2.1.3. Финансирование здравоохранения..............................................................................

2.1.4. Стандартизация качества медицинских услуг............................................................

2.1.5. Себестоимость, цена, эффективность медицинских услуг.......................................

Глава 2.2. Основы экономики образования..............................................................................

2.2.1.Предмет и метод экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой

страны.......................................................................................................................................

2.2.2. Система организации и управления образованием....................................................

2.2.3. Учебно-материальная база образования. Затраты на образование и

финансирование учебных заведений.....................................................................................

2.2.4. Организация труда и заработная плата работников образования............................

2.2.5. Экономическая эффективность образования..............................................................

Модуль 3. Динамика благосостояния населения.........................................................................

Глава 3.1. Материальное благосостояние населения...............................................................

3.1.1. Понятие, формирование, показатели благосостояния...............................................

3.1.2. Экономическое расслоение российского общества...................................................

3.1.3. Оценки уровня обеспеченности...................................................................................

Глава 3.2. Основные меры по повышению доходов населения..............................................

3.2.1. Социальная помощь......................................................................................................

3.2.2. Социальные льготы.......................................................................................................

Модуль 4. Организация экономической деятельности социальной защиты населения..........

Глава 4.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и

страхования населения................................................................................................................

4.1.1. Организационно-экономические основы пенсионного обеспечения.......................

4.1.2. Организационно-экономические основы государственного (обязательного)

социального страхования........................................................................................................

4.1.3. Организационно-экономические основы обязательного медицинского страхования

...................................................................................................................................................

Глава 4.2. Организация экономической деятельности и эффективность социальных служб

.......................................................................................................................................................

4.2.1. Организация экономической деятельности социальных служб...............................

4.2.2. Эффективность социальной работы............................................................................

Глоссарий.........................................................................................................................................

Литература.......................................................................................................................................

Аннотация

Социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества. Это требует изучения экономических основ деятельности элементов и учреждений социальной защиты населения. В учебном пособии рассмотрены теоретико-методологические основы экономики социальной работы, основы экономики здравоохранения и образования (отрасли социальной сферы, где чаще всего выполняют свои функции специалисты по социальной работе), динамика благосостояния населения, организация экономической деятельности социальной защиты населения.

Учебное пособие «Экономические основы социальной работы» рассчитано на студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».

В учебном пособии приводится методический материал, способствующий освоению учебного курса: лекции, вопросы и задания для самоконтроля, глоссарий, тестовые задания, список основной и дополнительной литературы, методические указания для студентов.

Методические указания для студентов

1. Студент должен изучить материал курса по модулям, изложенный в учебном пособии «Экономические основы социальной работы».

2. После каждой главы учебное пособие содержит вопросы и задания для самоконтроля, которые следует выполнить.

3. Изучив материал модулей, студент обязан выполнить тестовые задания.

4. Итоговый контроль – экзамен. Итоговая оценка определяется по результатам итогового теста.

5. При потребности студента в дополнительной информации и в сдаче экзамена индивидуально, преподавателем проводятся еженедельные консультации в течение учебного года по адресу ул. Экипажная, 18 (остановка транспорта «Гайдамак»).

6. Контакт можно вести: [email protected]; [email protected].

Введение

Целью курса «Экономические основы социальной работы» является формирование у студентов экономической грамотности и экономической культуры в области социальной работы.

Изучение экономических основ социальной работы способствует формированию экономического мышления, что означает знание современных экономических законов, категорий, на основе которых вырабатывается конкретное экономическое поведение на практике, определенный уровень инициативы, деловитости.

По завершению обучения дисциплине студент должен:

знать экономические основы формирования доходов населения, критерии обеспеченности и бедности, минимальные государственные гарантии социальноэкономической поддержки населения;

уметь оценивать влияние экономической стратификации в обществе на изменение статуса различных групп и семей, значение бюджетного и других видов финансирования системы социальной защиты;

знать особенности организационных и экономических основ социального обеспечения и социального страхования населения;

знать основы экономики здравоохранения, образования;

знать виды социально-экономических льгот, методы определения эффективности деятельности, вопросы кадрового обеспечения социальных служб.

Модуль 1. Теоретико-методологические основы экономики социальной работы

Глава 1.1. Предмет и задачи курса. Принципы и методы экономики социальной работы 1.1.1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»

Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения.

Таким образом, социальное обеспечение – это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться. Социальная защита как социальный институт это, в широком смысле, деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни. В узком же смысле, социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и ассигнований государством.

Игнатов В. Г., Батурин Л. А. и др. считают, что основными организационноправовыми формами социальной защиты в настоящее время выступают социальное страхование и государственная система социального обеспечения

По мнению Юрьевой Т., структура социальной защиты населения представляет собой систему, включающую несколько подсистем: социальные гарантии, социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь.

Реализацию государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг называют социальными гарантиями. К последним относят:

право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;

право на минимальный размер заработной платы;

минимальный размер пенсии;

пособия при рождении ребенка;

минимальный размер пособия по безработице;

минимальный размер стипендии;

право на жилище;

право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

право на образование.

Под социальным обеспечением понимают систему обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а так же семей, имеющих детей. В ст. 39 Конституции РФ указывается «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Система социального обеспечения включает пенсии, пособия работающим, пособия семьям, воспитывающим детей, содержание и обслуживание престарелых граждан и инвалидов, пособия по безработице.

Социальное страхование – это одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему обеспечения граждан при наступлении страхового случая.

Социальную помощь также можно отнести к форме социального обеспечения – предоставление гражданам, нуждающимся в поддержке, денежных и натуральных выплат.

Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, то есть услуги. Социальная сфера включает отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения. От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.

Таким образом, предметом изучения курса «Экономические основы социальной работы» являются закономерности экономических процессов в социальной сфере, в частности, и в системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев, каждого индивида в условиях формирования рыночных отношений.

Задачи курса:

1. изучение экономических отношений в обществе (например, социальная стратификация, безработица );

2. изучение процессов, происходящих в экономике, и их влияния на социальную жизнь общества, его отдельных групп, семей, индивидов;

3. анализ реализации политики социальной защищенности .

Следовательно, экономика социальной работы занимается изучением, во-первых, воздействия экономики на жизнеобеспечение людей, а, во-вторых, определением государственныхстандартов социальной поддержки нуждающихся граждан.

К основным функциям учебной дисциплины относятся познавательная, методологическая, практическая.

На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы, какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья, каковы критерии этой эффективности.

1.1.2. Принципы и методы экономики социальной работы

Принципы экономики социальной работы – это научно обоснованные проверенные на практике положения в формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений социальной защиты населения.

Система социальной защиты на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) остается в собственности государства. Социальную работу в данном случае необходимо рассматривать как профессиональную деятельность, имеющую цель оказания гражданам различного вида социальные услуги. Под социальными услугами понимаются действия по оказанию клиенту социальной службы помощи. Деятельность учреждений, организаций

социальной защиты населения (социальных служб) регулируется сверху вниз. Учреждения считаются обслуживающими. Перечень социальных услуг, предоставляемых клиентам социальных служб, не может быть меньше типового федерального перечня, утверждаемого правительством. Перечень услуг ограничен недостаточным объемом ресурсов.

К основным принципам, которые реально находятся в основе экономики социальной работы, относятся:

принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его прав, создание условий для социально-экономического благополучия человека;

принцип общественной целесообразности – основываясь на этом принципе, государство должно оказывать поддержку гражданам, которые в силу объективных причин не могут себя обеспечить;

принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения заключается в том, что государство гарантирует гражданам экономическое обеспечение на минимальном уровне;

на основе принципа экономической эффективности – соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, отчисления на социальную сферу должны соотноситься с макроэкономическими показателями (валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др.) – оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой;

разграничение экономических полномочий субъектов различных уровней осуществляется на основе принципа экономической самостоятельности.

Методы экономики социальной работы это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Правильность применения методов определяется их эффективностью. Эффективность, в свою очередь, означает достигнут ли эффект для отдельного человека и общества в целом при оптимальных затратах.

Методы выполняют свои задачи через правовую и социальную политики государства. Методы следующие:

система минимальных социально-экономических гарантий (минимальная заработная плата, прожиточный минимум);

компенсация доходов;

система льгот;

система государственных пособий;

нормативный анализ (изучение и определение научно обоснованных таких социально-экономических стандартов и нормативов, как размер пенсий, пособий);

позитивный анализ изучает взаимосвязь экономических явлений (например, рост цен и снижение уровня жизни).

1.1.3. Экономическое пространство социальной работы

Свою деятельность социальные работники и специалисты по социальной работе осуществляют в экономическом пространстве, входящем в социальное пространство. Как считают ученые (Холостова Е. И., Яковлева А. И.), социальное пространство рассматривают как форму общественного бытия в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в разных сферах взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами.

В социальном пространстве осуществляются экономические связи, выражаются многообразные экономические формы и способы сосуществования и взаимодействия социальных субъектов, образуя экономическое пространство.

Экономическое пространство это постоянно развивающаяся социальная система, экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, удовлетворения их потребностей.

Понятие экономического пространства связано с понятием социальная сфера. Экономическое пространство социальной работы включает экономику системы социальной защиты населения, экономику здравоохранения, образования, сферы трудовых отношений. Социальная сфера, с одной стороны зависит от государства, а, с другой – влияет на развитие всего общества. Социальная работа осуществляется в учреждениях социальной защиты различных типов и видов. Экономическая деятельность социальных служб во многом зависит от других субъектов экономики. Изучение материального благосостояния населения позволит говорить о различных видах дифференциации доходов населения. Определение располагаемых ресурсов отдельных граждан позволит более адресно предоставлять государственную социальную помощь. Медицинские учреждения оказывают минимум услуг населению, в основном, за счет средств бюджетов и страховых взносов. В настоящее время здоровье рассматривают как экономическую категорию. Так как здоровье трудовых ресурсов необходимо считать составной частью фактора экономического роста и элементом национального богатства. Образование выполняет функции, связанные с развитием личности и воспроизводства квалифицированной рабочей силы. В учреждениях здравоохранения и образования социальные работники чаще всего выполняют свои функции. Для удовлетворения насущных потребностей населения учреждения социальной сферы нуждаются в определенных ресурсах. Кроме государственных финансовых источников, используются и средства благотворительных фондов.

Итак, изучение экономического пространства социальной работы позволит определить экономические связи субъектов и совершенствовать их экономические отношения.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что понимается под экономикой социальной работы?

2. Раскройте экономическую функцию социальной работы.

3. Кто реализует экономическую функцию социальной защиты?

4. Что представляет собой система социальной защиты?

5. Раскройте элементы системы социальной защиты.

6. Приведите понятие социальной сферы.

7. Что является предметом изучения экономических основ социальной работы?

8. Перечислите принципы экономики социальной работы.

9. Какие методы использует экономика социальной работы?

10. Как вы понимаете экономическое пространство социальной работы?

Глава 1.2. Экономическая и социальная политика государства 1.2.1. Экономические функции государства

Главной целью социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу является последовательное повышение уровня жизни населения.

Государство, как один из субъектов реализации экономических функций социальной работы, призвано корректировать негативные стороны, присущие рыночному механизму. Назовем некоторые недостатки рынка. Во-первых, рынок не учитывает влияния так называемых отрицательных внешних эффектов – производители не хотят нести затраты по восстановлению ресурсов. Во-вторых, рынок не в полной мере учитывает влияние таких положительных внешних эффектов, как услуги образования, здравоохранения. Учитывается только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но при этом не учитывается значение социального воздействия этих факторов. Рынок как бы не недооценивает