Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Отнесение особо ценному имуществу бюджетного учреждения. Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях

Ведение деятельности некоммерческого предприятия сопряжено с использованием имущества. В случаях, когда исполнение уставной деятельности бюджетного учреждения затруднительно без использования отдельных видов имущества или стоимостная оценка актива лежит в определенном интервале, производится его отнесение к категории особо ценного. В статье рассмотрим учет особо ценного имущества, возможные ошибки и проводки.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Учреждения имеют право самостоятельно расходовать (после согласования внебюджетной сметы) денежные средства, полученные в ходе ведения коммерческой деятельности, что не запрещено законодательством. В частности, учреждения здравоохранения часто приобретают оборудование для ведения деятельности за счет средств, полученных от оказания медицинских услуг.

Постановка имущества на учет

При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:

  • Передвижные мастерские, АТС, кухни.
  • Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
  • Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.

Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.

Учет имущества стоимостью до 3 тысяч рублей

Учреждения могут приобретать ОЦДИ по стоимости ниже 3 тысяч рублей. Согласно инструкции № 157н при постановке активов производится одновременное списание за баланс с применением забалансового счета 21. К регистру открываются субсчета для раздельного учета ОЦДИ и прочего имущества.

Данный порядок предусмотрен только к движимому имуществу, в состав которых включается ОЦДИ.

Имущество не амортизируется. Списание активов производится в общем порядке с уменьшением суммы по забалансовому счету. Основанием для списания является ведомость выдачи материальных ценностей. Карточка учета на имущество стоимостью до 3 тысяч рублей не заводится.

Пример постановки на учет объекта ОЦДИ малой стоимости

Учреждение СМУ приобрело за счет финансирования заточный инструмент для проведения работ. Предмет имел стоимость 2 522 рубля. В учете были сделаны записи:

  • При постановке на учет: Дт 4 401 20 172 Кт 4 210 06 000 на сумму 2 522 рубля;
  • При выдаче в пользование инструмента красным сторно: Дт 4 401 20 172 Кт 4 210 06 000 на сумму 2 522 рубля;
  • Вывод суммы за баланс одновременным отражением суммы по дебету счета 21/1.

Бухучет и амортизация имущества

Учреждения принимают на учет имущество, переданное для ответственного управления. Обособленный учет ведется с использованием отдельных счетов. В учете ОЦДИ используется цифра «2» в 22 разряде номера счета. Аналитический учет ведется в разрезе объектов. Регистры плана счетов указаны в таблице:

Номер счета Наименование
0 101 20 000 ОС- ОЦДИ
0 102 20 000 НМА– ОЦДИ
0 105 20 000 МЗ – ОЦДИ

Списание амортизации осуществляется в себестоимости продукции при участии имущества в деятельности по созданию объекта или в составе текущих затрат. При определении ежемесячной суммы величина рассчитывается с учетом стоимости и нормы амортизации. Полная амортизация имущества не является основанием для списания объекта.

Пример учета амортизации ОЦИ

Учреждение приобрело транспортное средство за счет внебюджетных средств в сумме 285 000 рублей со сроком полезного использования в течение 60 месяцев. Ежемесячная норма амортизации – 4750 рублей. В учете производятся записи:

  • Транспортное средство принято на учет: Дт 410621310 Кт 430231730 на сумму 285 000 рублей;
  • Произведен ввод в эксплуатацию: Дт 410125310 Кт 410621310 на сумму 285 000 рублей;
  • Произведено начисление амортизации: Дт 440120271 Кт 410425410 на сумму 4 750 рублей.

Амортизация начисляется линейным способом. Имущество, полученное за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ ).

Налоговый учет имущества

В ИФНС представляется отчетность по налогу, начисляемого исходя из среднегодовой стоимости. Учреждения, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом, представляют отчетность по месту нахождения имущества. Организации должны вести учет налоговых регистров имущества. При финансировании учитывается налогообложение, суммы которого закладываются в смету.

Передача, списание имущества

Выбытие имущества в связи с передачей его учреждению аналогичного уровня бюджета осуществляется по акту приема-передачи. Решение о передаче принимает учредитель организации. Если имущество относится к ОЦДИ не по стоимостному критерию и определяется по условиям деятельности, учредитель принимающей стороны имеет право выбрать категорию.

При списании имущества порядок документооборота регулируется учредителем. Списанию подлежат активы, пришедшие в негодность. Процедура списания ОЦДИ, приобретенных за бюджетные средства, осуществляется при согласовании с вышестоящим органом. В учреждениях осуществляется строгий порядок действий:

  • До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
  • На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
  • В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
  • Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.

Решение о списании имущества, купленного за полученные внебюджетные средства, принимает учреждение самостоятельно.

Порядок проведения инвентаризации при списании имущества

Основные моменты инвентаризации:

Пошаговый порядок действий Описание или характеристика операции
Осмотр имущества Осуществляется проверка наличия, сверка с технической документацией
Определяются причины списания Основаниями для списания выступают моральный, физический износ, утрата полезных качеств, разрушение в связи со стихийным бедствием или выходом из строя
Принимается решение о целесообразности дальнейшей эксплуатации Комиссия должна определить возможность доработки, дооборудования, ремонта, использования части объекта или утилизации
Составление акта о списании Акт подписывается всеми участниками проверки и утверждается руководителем учреждения. К документу прилагаются документы, подтверждающие решение о списании

Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении

В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Как известно, в соответствии с Инструкцией №174н бюджетному учреждению и Инструкцией №183н автономному учреждению необходимо выделить особо ценное движимое имущество и организовать отдельный учет этого имущества. Зачем это нужно? Дело в том, что для этой категории имущества предусмотрены особые законодательные нормы:

  1. Это имущество не взыскивается, если у учреждения есть какие-либо обязательства;
  2. Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться этим имуществом, без согласия вышестоящего органа;
  3. Затраты на содержание этого имущества возмещаются за счет субсидий;

Исключением является имущество приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности. К нему эти нормы не применяются.

Что же можно отнести к особо ценному имуществу. Давайте рассмотрим:

  1. Независимо от балансовой стоимости — все виды автотранспорта, гусеничную и колесную технику, в том числе тракторы и прицепы.
  2. Объекты балансовой стоимостью свыше 50 000 руб .
  3. Имущество, без которого исполнение учреждением своих функций будет затруднено или невозможно.
  4. Объекты, которые причисляются к особо ценному имуществу в специальном порядке .

Данные критерии не связаны с типом имущества. Нет разницы это основное средство или же материальные запасы. Также эти критерии не связаны с порядком учета имущества, то есть не важно где оно учитывается на балансовых счетах или на забалансовых счетах. Таким образом, особо ценное движимое имущество может быть и в категории материальных запасов, и учитываться на забалансовых счетах. В бухучете объекты особо ценного движимого имущества, отражаются на следующих счетах:

  • 101 20 Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения ;
  • 102 20 Нематериальные активы – особо ценное движимое имущество учреждения;
  • 105 20 Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения.
  • 210 06 Расчеты с учредителем — счет нужен для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться;
  • 304 06 Расчеты с прочими кредиторами — по рекомендации Минфина следует применять при смене статуса учреждения (Письмо от 22.12.2011 № 02-06-07/5236 );

В 1С карточка Основного средства относящегося к особо ценному имуществу будет выглядеть так:

Принятие основного средства к учету и сам учет будет происходить обычным для ОС способом, однако, необходимо с помощью документа Операция(бухгалтерская) учесть данное имущество на счете 210.06 . Поскольку, этим имуществом, как мы уже говорили, учреждение не может самостоятельно распоряжаться.

Дебет 401.10.172 Кредит 210.06.660 -на сумму остаточной стоимости ОС :

Начисленная амортизация и выбытие основного средства также отражаются и на счете 210.06 .

Дебет 401.10.172 Кредит 210.06.660 методом «красное сторно» на сумму начисленной амортизации в течение отчетного периода.

Дебет 401.10.172 Кредит 210.06.660 методом «красное сторно»на сумму остаточной стоимости ОС при его выбытии:

Перенос особо ценного имущество с 5 кода вида деятельности на 4 код вида деятельности.

А что, если организация приобрела имущество за счет сумм субсидий на иные цели? Ведь, учреждению следует перевести данное имущество на 4-ку, так как по 5-ке средства на содержание имущества не выделяются. В этом случае, заполняется документ Покупка ОС, НМА по 5-ке:

Затем вносится документ Документ «Перенос затрат по НФА на другой КФО, КПС» (Меню ОС, НМА, НПА — Прочие операции -Перенос затрат по НФА на другой КФО, КПС ). Обратите внимание, что для переноса используется счет 304.06:

Теперь мы можем спокойно создать документ Принятие ОС к учету ОС и НМА уже по 4-ке:

Согласно нормам ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено. Аналогичная трактовка понятия «особо ценное движимое имущество» содержится в п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях»). Об особенностях учета объектов, относимых к особо ценному движимому имуществу, мы поговорим в этой статье.

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее - Постановление № 538).

Согласно п. 2 Постановления № 538 перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются:

Маркированный список

федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, - в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

в порядке, определенном местной администрацией, - в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 3 Постановления № 538 ).

Таким образом, Постановлением № 538 определены критерии отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. Одним из таких критериев является балансовая стоимость имущества. На основании норм, изложенных в данном постановлении, учредитель для своих подведомственных учреждений разрабатывает нормативный акт, в котором устанавливает перечень особо ценного движимого имущества. Так, в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минздраву, применяется Приказ Минздрава РФ от 09.08.2012 № 72н . Виды особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы приведены в приложениях 1 - 6 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2012 № 448 .

В бухгалтерском учете объекты нефинансовых активов, относимые к категории особо ценного движимого имущества, отражаются на следующих счетах бухгалтерского учета:

- 0 101 20 000 «Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения»;

- 0 102 20 000 «Нематериальные активы - особо ценное движимое имущество учреждения»;

- 0 105 20 000 «Материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения».

Учредитель вносит изменения в перечень объектов ОЦДИ. Как это отразить в учете?

На практике иногда случается, что учредитель вносит изменения в перечень особо ценного движимого имущества. И имущество, которое ранее относилось к ОЦДН, теперь является иным движимым имуществом. При этом у бухгалтера возникает вопрос: как отразить в учете перевод имущества из категории «особо ценное движимое имущество» в категорию «иное движимое имущество»?

Инструкции № 174н , 183н не содержат корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете таких операций. При смене статуса учреждения Минфин рекомендовал при приведении исходящих остатков в соответствие с требованиями новой инструкции по бухгалтерскому учету применять счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (Письмо от 22.12.2011 № 02-06-07/5236 ).

Конечно, природа бухгалтерских записей при переносе остатков в результате смены правового статуса учреждения и корректировочных бухгалтерских записей, производимых в результате внесения изменений в перечень объектов особо ценного движимого имущества, разная. Однако, по нашему мнению, можно провести параллель между этими операциями и применять счет 0 304 06 000 .

Согласно нормам п. 5 Инструкции № 183н , п. 4 Инструкции № 174н при отсутствии в инструкциях корреспонденции счетов бухгалтерского учета в части хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством РФ, учреждение вправе по согласованию с финансовым органом публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано учреждение (с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей инструкциям № 174н, 183н. Поэтому, принимая во внимание положения вышеназванных пунктов, учреждение согласовывает с учредителем применение счета 0 304 06 000 при совершении операций по корректировке учредителем списка особо ценного движимого имущества.

Пример 1

В результате внесения учредителем изменений в список особо ценного движимого имущества основное средство, учитываемое на счете 0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь - особо ценное движимое имущество учреждения», было отнесено к категории «иное движимое имущество». Стоимость основного средства составляет 180 000 руб., сумма начисленной амортизации - 58 000 руб. Основное средство учитывается по коду вида деятельности 4. Данные в примере условные.

Корреспонденция счетов по операциям по переводу имущества из категории особо ценного движимого имущества в категорию иного движимого имущества будет следующей:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выбыл объект нефинансового актива из состава ОЦДИ:
- в сумме начисленной амортизации 4 104 26 410 4 101 26 410
- в сумме остаточной стоимости

(180 000 - 58 000) руб.

4 304 06 830 4 101 26 410
Принят к учету объект нефинансовых активов как иное движимое имущество:
- в сумме балансовой стоимости 4 101 36 310 4 304 06 730
-в сумме начисленной ранее на ОЦДИ амортизации 4 304 06 830 4 104 36 410

Как отражается стоимость ОЦДИ на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»?

Согласно ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом об автономных учреждениях.

В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.

В силу п. 116 Инструкции № 174н , п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000 . Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.

Корреспонденция по счету 0 210 06 000 , приведенная в инструкциях № 174н, 183н, отличается от той, которая содержится в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 .Письмо не является нормативным актом, в отличие от названных инструкций. По корреспонденции счетов, указанной в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н , счет 0 210 06 000 не закрывается. В связи с некорректным отражением данных операций в бухгалтерском учете и отчетности Минфин выпустил данное письмо. Также были разработаны проекты внесения изменений в инструкции № 174н и 183н, которые так и не стали нормативными актами. Информация, приведенная в проектах и названном письме, идентична. Приказом Минфина РФ от 26.10.2012 № 139н были внесены поправки в Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» . Согласно данным изменениям заполнить введенные этим приказом формы можно, только если отражать операции по счету 0 210 06 000 в порядке, установленном Письмом Минфина РФ № 02-06-07/3798.

Приведем пример отражения в учете операций с особо ценным движимым имуществом.

Пример 2

Медицинское учреждение получило от учредителя имущество, ранее находившееся в эксплуатации. Согласно акту приема-передачи (ф. 0306001 ) балансовая стоимость оборудования составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации - 90 000 руб. По истечении некоторого времени имущество было передано другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на оборудование амортизации за время его эксплуатации учреждением составила 70 000 руб. Цифры в примере условные. Предположим, что передаваемое и получаемое имущество отражается по счету 4 101 26 000.

В бухгалтерском учете операции по получению, эксплуатации и выбытию имущества будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принято к учету полученное от учредителя имущество:
- на сумму ранее начисленной на получаемое имущество амортизации
Отражены расчеты с учредителем на сумму балансовой стоимости полученного имущества
Отражена сумма амортизации, начисленной на оборудование (операции совершаются методом «красное сторно»)
Начислена сумма амортизации на имущество в течение периода его эксплуатации учреждением
Отражена сумма амортизации, начисленной на оборудование в течение отчетного периода (операции совершаются методом «красное сторно»)
Передано имущество другому учреждению:
- на сумму балансовой стоимости 4 401 10 241 4 101 26 410
- на сумму начисленной на имущество амортизации 4 104 26 410 4 401 10 241
Отражены расчеты с учредителем на сумму балансовой стоимости передаваемого имущества

(350 000 - 90 000 - 70 000) руб.

4 401 10 172 4 210 06 660

Также часто возникает вопрос, связанный с применением счета 0 210 06 000 в отношении особо ценного движимого имущества, приобретенного по коду вида деятельности 2. Минфин в Письме № 02-06-07/3798 приводит корреспонденцию счетов, согласно которой счет 0 210 06 000 применяется и в отношении имущества, учитываемого по коду вида деятельности 2. Та же информация содержалась в проектах о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н (п. 116 Инструкции № 174н , п. 119 Инструкции № 183н ).

Применяется ли счет 0 210 06 000, если ОЦДИ приобретено по коду вида деятельности 7?

Минфин в связи с поступлением вопросов о порядке ведения бухгалтерского учета нефинансовых активов, приобретенных государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями (далее - учреждения) в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования по группе аналитического учета 20 «Особо ценное движимое имущество», а также о формировании показателей по счету 7 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в Письме от 17.01.2013 № 02-06-07/111 сообщает следующее.

Нефинансовые активы учреждения, приобретаемые в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, подлежат отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах плана счетов бухгалтерского учета по коду вида деятельности 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию» по соответствующей аналитической группе: 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 30 «Иное движимое имущество учреждения».

По коду вида деятельности 7 показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем», предназначенному для расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части прав по распоряжению ОЦДИ в объеме основных средств, принятых к учету по соответствующему счету аналитического учета счета 7 101 20 000 «Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения» в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат.

Следует ли переводить ОЦДИ с кода вида деятельности 7 на код вида деятельности 4?

До недавнего времени медицинские учреждения при приобретении имущества по коду вида деятельности 7 ввиду того, что расходы на содержание этого имущества выделялись по коду вида деятельности 4, осуществляли перевод имущества на деятельность, финансируемую за счет средств учредителя. Однако сейчас в системе здравоохранения применяется принцип одноканального финансирования.

Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя (ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» :

  • расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты;
  • расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
  • расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
  • расходы на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
  • расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг;
  • расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества;
  • расходы на арендную плату за пользование имуществом;
  • расходы на оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
  • расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 000 руб. за единицу.
Поскольку одноканальная система финансирования предполагает выделение средств на содержание имущества по коду вида деятельности 7, осуществлять перевод имущества с одного кода вида деятельности на другой не нужно. В случае если учреждение не перешло на одноканальную систему финансирования, ему следует перевести имущество, получаемое по коду вида деятельности 7, на код вида деятельности 4.

Как отразить в учете перевод ОЦДИ с кода вида деятельности 5 на код вида деятельности 4?

Учреждения здравоохранения достаточно часто за счет сумм субсидий на иные цели приобретают объекты нефинансовых активов, в том числе объекты, которые относятся к особо ценному движимому имуществу. Поскольку средства на содержание имущества по коду вида деятельности 5 не выделяются, учреждению следует перевести данное имущество на код вида деятельности 4.

Корреспонденция счетов по совершению таких операций приведена в Письме Минфина РФ № 02-06-07/3798.

Пример 3

Учреждению была выделена субсидия по коду вида деятельности 5. Оно приобрело автомобиль, балансовая стоимость которого - 780 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по принятию объекта к учету и начислению на него амортизации были отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получен автомобиль от поставщика
Перечислены поставщику денежные средства на оплату стоимости автомобиля
Переведен автомобиль с кода вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели» на код вида деятельности 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»
Принят автомобиль к учету как объект имущества

1 Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

2 Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также к объектам недвижимого имущества относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Другие объекты имущества, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Распоряжаться недвижимым имуществом бюджетное и автономное учреждения могут с учетом ограничений, установленных законодательством:

Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);

Автономное учреждение не может распоряжаться без согласия собственника только тем недвижимым имуществом, которое было закреплено за учреждением собственником или приобретено учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Кроме того, бюджетные и автономные учреждения не могут самостоятельно распорядиться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Особо ценным движимым имуществом является движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.

В соответствии с данным Постановлением в перечни особо ценного движимого имущества включается:

1. Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

Для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 000 руб. до 500 000 руб.;

Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ,- размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 000 руб. до 500 000 руб.;

Для муниципальных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 000 руб. до 200 000 руб.

2. Иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества.

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Заметим, что имущество, приобретенное бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, также может быть включено в перечень особо ценного движимого имущества (Письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026).

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 12 ст.

9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).

Перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются в порядке, определенном соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) (ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Органами государственной власти (органами местного самоуправления) утверждены перечни особо ценного имущества в отношении учреждений, находящихся в их ведении, например:

1. Приказ Минфина России от 28.02.2011 N 25н "Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации".

2. Приказ Минсельхоза России от 07.12.2010 N 427 "Об определении видов особо ценного движимого имущества, в отношении подведомственных Минсельхозу России федеральных бюджетных учреждений".

3. Приказ Минкомсвязи России от 10.03.2011 N 31 "О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных или бюджетных учреждений, подведомственных Минкомсвязи России, Роскомнадзору, Россвязи и Роспечати".

4. Приказ Минрегиона России от 28.02.2011 N 66 "Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации".

5. Приказ Ростехнадзора от 25.02.2011 N 80 "Об определении Перечня особо ценного движимого имущества организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 25.02.2011 N 152н "Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

7. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2011 N 73 "Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, подведомственных ФСТЭК России".

8. Приказ Минтранса России от 08.02.2011 N 37 "О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных и бюджетных учреждений в сфере транспорта".

9. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2010 N 2261 "Об определении видов особо ценного движимого имущества".

10. Приказ МЧС России от 30.12.2010 N 701 "Об определении видов особо ценного движимого имущества в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России".

11. Приказ Минпромторга России от 30.12.2010 N 1331 "Об определении видов и перечней особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации".

12. Приказ Минюста России от 30.12.2010 N 413 "Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений Минюста России".

13. Приказ МИД России от 28.12.2010 N 23068 "Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации".

14. Приказ Минспорттуризма России от 28.12.2010 N 1436 "О видах особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации".

15. Приказ Минэнерго России от 28.12.2010 N 642 "Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных или автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, и порядка определения перечней такого имущества".

16. Приказ Департамента образования г. Москвы от 08.04.2011 N 265 "Об определении видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Департамента образования города Москвы".

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г.

N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учрежде…

в данный момент недоступен.

Он будет доступен:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Расписание доступа к документам некоммерческой версии КонсультантПлюс

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс. Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Оформить заказ

Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту

Автономные и бюджетные учреждения могут самостоятельно распоряжаться имуществом, за исключением недвижимости, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет выделенных им средств. Последним можно распоряжаться только с согласия собственника. Данное правило действует с 1 января 2011 г.

В связи с этим определен новый порядок отнесения движимого имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного.

Указаны органы, определяющие виды такого имущества. Это те, которым подведомственны названные учреждения.

Установлено, кто может составлять перечни особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений. Это вправе делать госорганы, реализующие функции и полномочия учредителя. Ранее они определялись совместно с Росимуществом.

Закреплено, какое имущество обязательно должно включаться в такие перечни.

Для федеральных учреждений — то, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный органом госвласти-учредителем, в интервале 200-500 тыс. руб. Ранее она должна была превышать 500 тыс. руб. Для региональных — 50-500 тыс. руб., для муниципальных — 50-200 тыс. руб.

Речь также идет об имуществе, без которого будет затруднена основная деятельность или которое отчуждается в специальном порядке.

Утратил силу прежний порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения.

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества"

Актуальный текст документа

Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним

1.2 Современная трактовка регистрации права на недвижимое имущество

Определению государственной регистрации прав на недвижимость посвящена ст. 2 Закона о регистрации. Она определяет государственную регистрацию как «юридический акт признания и подтверждения государством возникновения…

Гражданско-правовой режим недвижимого имущества

2. Право на недвижимое имущество в России

Действующее российское законодательство допускает возможность нахождения земельных участков на праве собственности у граждан, получивших их под индивидуальное жилищное строительство…

Договор купли-продажи недвижимости

2.3 Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Для того чтобы правильно оформить свои права на недвижимость и получить их государственную защиту, гражданам и организациям, заключающим сделки с недвижимостью и приобретающим права на нее, надо знать ключевые положения законодательства…

2.1 Участие несовершеннолетних в договорных отношения.

Движимое имущество

Прежде всего, хотелось бы отметить, что пределы имущественных прав ребенка определяются ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ. Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество…

Имущество несовершеннолетних детей и его охрана в гражданском праве

2.2 Участие несовершеннолетних в договорных отношениях. Недвижимое имущество

Исключительная подсудность в гражданском и арбитражном процессе

3.1 Понятие спора о правах на недвижимое имущество

Особое место среди норм об исключительной подсудности занимает вопрос об определении подсудности споров, связанных с недвижимым имуществом. Необходимость наиболее полного…

Недвижимое имущество как объект гражданских прав

Глава 1. Недвижимое имущество как правовая категория

Объекты гражданского оборота

2.2 Движимое и недвижимое имущество

Деление вещей на движимые и недвижимые основывается на природе вещей и законодательно определена в ст.130 ГК РФ Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в пункт 1 статьи 130 ГК РФ внесены изменения.. К недвижимым вещам (недвижимому имуществу…

Оформление и государственная регистрация прав собственности на бесхозяйное имущество

2.3 Приобретение права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

Выступая в гражданском обороте как объект права, имущество вместе с тем имеет субъекта, которому оно принадлежит. Однако возможны случаи, когда имущество в силу тех или иных юридических фактов оказывается бесхозяйным (бессубъектным)…

Понятие и виды сделок с недвижимостью

2.1 Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения)…

Понятие права собственности

IV.Недвижимое имущество

Иначе складывались отношения к недвижимостям. Когда представление об общем праве на землю всего народа, а затем и отдельных “младших родов” постепенно стерлось…

Преступные посягательства на недвижимость

Глава 2. Преступления посягающие на недвижимое имущество

1. Недвижимое имущество как объект гражданских прав

Системный анализ правового режима недвижимого имущества

2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Системный анализ правового режима недвижимого имущества

2.1 Особенности государственной регистрация прав на недвижимое имущество

Составной частью особого правового режима недвижимого имущества является обязательная государственная регистрация прав на него, сделок с ним и обременений недвижимого имущества…

План счетов бюджетного учета. Строение счета бюджетного учета.

План счетов бюджетного учёта — разновидность плана счетов предназначенная для отражения операций при ведении бюджетного учёта в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. План счетов бюджетного учёта является одним из средств реализации государственной учётной политики. Номер счёта Плана счетов бюджетного учёта состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счёта Плана счетов бюджетного учёта используется следующая структура: 1 — 17 разряд — код классификации доходов бюджета, ведомственной, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (без кода классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ); 18 разряд — код вида деятельности:бюджетная деятельность — 1; приносящая доход деятельность — 2; деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — 3; 19 — 21 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учёта; 22 — 23 разряд — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учёта; 24 — 26 разряд — код Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Разряды 18 – 26 образуют код счета бюджетного учёта.

Понятие основных средств в бюджетных учреждениях и их оценка. Особо ценное движимое имущество.

Основные средства относятся к капитальным расходам бюджетных учреждений и занимают значительное место в расходах государственного бюджета.

Главная задача для бюджетного учета основных средств в бюджетном учреждении является контроль за сохранностью и эффективным использованием каждого объекта.

Другие задачи:

— правильное документальное оформление;

— полное отражение поступления, перемещения и выбытия основных средств, находящихся в государственной собственности;

— правильное начисление суммы износа и амортизации основных средств;

— контроль за затратами на ремонт основных средств.

Основные средства — это материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком использования более 12 месяцев.

Основные средства предназначены для многократного использования.

Существуют основные средства, которые не участвуют в процессе производства – это непроизводственные основные средства.

К непроизводственным основным средствам относятся:

— жилые помещения,

— нежилые помещения (цеха, депо, гаражи, складские помещения и т.д.);

— сооружения (шахты, скважины, плотины, мосты, авто-дороги и т.д.);

Машины и оборудование (для создания продукта труда);

— транспортные средства (для перемещения людей, грузов);

— производственный и хозяйственный инвентарь (для облегчения производственных операций – рабочие столы, верстаки и т.д.);

— библиотечный фонд и т.д.

Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно — сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Каждому основному средству (кроме библиотечного фонда и объектов стоимостью до 3000 рублей) присваивается инвентарный порядковый номер.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период эксплуатации.

Оценка основных средств

Оценка основных средств представляет собой денежное выражение их стоимости, которая отражается в бухгалтерском учете.

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (за сколько было приобретено основное средство).

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы амортизации основных средств.

Основные средства приобретаются: за счёт бюджетных средств; внебюджетных средств; при безвозмездном получении от других организаций.

В балансе бюджетного учреждения отражаются основные средства, приобретенные за счет средств бюджета соответствующего уровня, а также полученные от предпринимательской деятельности.