Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Темы контрольных работ по курсу «Экономические основы социальной работы» Сущность, принципы и особенности экономической деятельности в сфере социальной работы. Экономические функции и методы социальной работы

Аннотация 4
Методические указания для студентов 5
Введение 6

Модуль 1. Теоретико-методологические основы экономики социальной работы 7
Глава 1.1. Предмет и задачи курса. Принципы и методы экономики социальной работы 7
1.1.1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы» 7
1.1.2. Принципы и методы экономики социальной работы 8
1.1.3. Экономическое пространство социальной работы 9
Глава 1.2. Экономическая и социальная политика государства 10
1.2.1. Экономические функции государства 10
1.2.2. Социальная политика государства 12
Глава 1. 3. Финансовая система государства и финансирование социальной работы 15
1.3.1. Финансовая система государства 15
1.3.2. Фискальная политика государства 17
1.3.3. Финансирование социальной работы 19

Модуль 2. Основы экономики здравоохранения и образования 22
Глава 2.1. Основы экономики здравоохранения 22
2.1.1. Экономика здравоохранения в системе охраны здоровья населения 22
2.1.2. Организация и управление здравоохранением 24
2.1.3. Финансирование здравоохранения 25
2.1.4. Стандартизация качества медицинских услуг 28
2.1.5. Себестоимость, цена, эффективность медицинских услуг 31
Глава 2.2. Основы экономики образования 35
2.2.1.Предмет и метод экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой страны 35
2.2.2. Система организации и управления образованием 37
2.2.3. Учебно-материальная база образования. Затраты на образование и финансирование учебных заведений 39
2.2.4. Организация труда и заработная плата работников образования 42
2.2.5. Экономическая эффективность образования 43

Модуль 3. Динамика благосостояния населения 45
Глава 3.1. Материальное благосостояние населения 45
3.1.1. Понятие, формирование, показатели благосостояния 45
3.1.2. Экономическое расслоение российского общества 48
3.1.3. Оценки уровня обеспеченности 50
Глава 3.2. Основные меры по повышению доходов населения 53
3.2.1. Социальная помощь 53
3.2.2. Социальные льготы 54

Модуль 4. Организация экономической деятельности социальной защиты населения 58
Глава 4.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования населения 58
4.1.1. Организационно-экономические основы пенсионного обеспечения 59
4.1.2. Организационно-экономические основы государственного (обязательного) социального страхования 60
4.1.3. Организационно-экономические основы обязательного медицинского страхования 61
Глава 4.2. Организация экономической деятельности и эффективность социальных служб 63
4.2.1. Организация экономической деятельности социальных служб 63
4.2.2. Эффективность социальной работы 65

Глоссарий 70
Литература 70

Аннотация

Социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества. Это требует изучения экономических основ деятельности элементов и учреждений социальной защиты населения. В учебном пособии рассмотрены теоретико-методологические основы экономики социальной работы, основы экономики здравоохранения и образования (отрасли социальной сферы, где чаще всего выполняют свои функции специалисты по социальной работе), динамика благосостояния населения, организация экономической деятельности социальной защиты населения.
Учебное пособие «Экономические основы социальной работы» рассчитано на студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».
В учебном пособии приводится методический материал, способствующий освоению учебного курса: лекции, вопросы и задания для самоконтроля, глоссарий, тестовые задания, список основной и дополнительной литературы, методические указания для студентов.

Введение

Экономическая сущность и функция социальной работы

Принципы и методы экономики социальной работы

Экономическое пространство социальной работы

Заключение

Введение

Конец 80-х годов в Российской Федерации характеризуется переходом к рыночной экономике, в условиях которой появилась необходимость усиления политики государства в области социальной работы и реорганизация системы социальной защиты населения.

Статья 7 Конституции РФ определяет направленность экономики государства на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения и обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности общества.

Социально ориентированная экономика должна основываться на стабильности экономического роста, увеличения жизненного уровня населения, предоставление гарантий социальной защиты граждан, не занятых в сфере материального производства. Все это требует создания эффективной системы социальной защиты населения, формирование которой невозможно без соответствующей экономической платформы. Также возрастает важность каждого человека и семьи в само обеспечении, укреплении экономической основы для нормальной жизнедеятельности общества.

В данных условиях возникает необходимость владения социальными работниками специфическими экономическими знаниями.

Целью данной работы является рассмотрение социальной работы с экономической точки зрения.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

объяснить экономическую сущность и значение социальной работы;

рассмотреть основные экономические методы социальной работы;

описать принципы экономики социальной работы;

определить экономическое пространство социальной работы и оценить перспективы ее развития.

.Экономическая сущность и функция социальной работы

Экономическая функция социальной работы выражается в деятельности органов социальной защиты населения, которая направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития индивида, семьи, общества. Составляющими элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы, контроль за их целевым использованием и другие.

Участниками реализации экономической функции являются общество, государство и индивид. Нагрузка между ними в зависимости от отдельно взятой ситуации может распределяться по-разному. Как правило, первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы отводится государству.

Экономика социальной работы - это экономическая деятельности всей системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг. Сфера производства нематериальных услуг характеризуется тем, что продуктом в ней выступает определенная деятельность, а процесс ее производства практически всегда совпадает с процессом потребления.

В сферу нематериальных услуг входят услуги жилищно-коммунального характера, бытовое обслуживание, образование, здравоохранения, пассажирские перевозки, культура, социальное обеспечение и страхование и другие. Их объединяет то, что труд работников, занятых в данных видах деятельности не является материальным, и направлен на человека и социальные аспекты его существования.

Однако, социальная работа это не только деятельность по предоставлению социальной поддержки и услуг, но и в общем виде это совокупность усилий государственных и негосударственных объединений с целью внесения преобразований в общество в интересах его членов, в особенности тех, кто по определенным причинам не может самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

В условиях рыночной экономики растет число людей, которым нужна поддержка государства. Множественность форм собственности и разгосударствление неизбежно привели к тому, что ресурсные возможности государства по удовлетворению социальных потребностей данных слоев населения значительно сократились.

Социальная работа рассматривает экономику как материальную основу общества. Это особенно важно в период кризиса производства, инфляции, роста безработицы, роста цен на товары и услуги, которые приводят к снижению уровня жизни населения и увеличение числа социально незащищенных слоев населения.

Общественные экономические отношения напрямую воздействуют на социальную жизнь членов общества. Отчуждение наемных работников от средств производства приводит к росту безработицы, стратификации общества, экономическим и социальным проблемам.

Основной задачей социальной работы в таких условиях является реализация политики социальной защищенности населения. Возрастает важность социального страхования, предоставления социальных гарантий, здравоохранения, образования и т.п.

Экономика социальной работы определяется категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство является основой жизни общества в целом и человека в частности.

Распределение - это не только распределение результатов производства, но и распределение ресурсов. Общественное распределение зависит от форм собственности. Принцип распределения по накопленному имуществу возрастает вследствие становления рыночной формы хозяйствования. Формирование личных доходов населения приводит к росту дифференциации доходов и расслоению общества, что требует государственного вмешательства для снижения социальной напряженности, формирования единой системы социально-экономической поддержки уязвимых слоев населения.

Основной функцией перераспределения внутреннего валового продукта становится нивелирование экономических различий для обеспечения благоприятных условий жизни большинства населения. Данная цель реализуется путем распределения продуктов и услуг, а также путем внедрения программ по стабилизации доходов.

Государственные программы в рамках социально-экономической помощи населению обеспечивают выполнение конституционных прав граждан на бесплатное образование, медицинское обслуживание, поддержку материнства и детства, содержание престарелых и нетрудоспособных и других. Уровень экономического развития общества определяет степень удовлетворенности данными программами.

Государственная деятельность по регулированию распределительных процессов ведется по следующим направлениям:

часть получаемых населением доходов находится в прямой зависимости от результатов труда каждого, но с учетом удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения;

на первый план выходит размер потребностей, на удовлетворение которых направляются выплаты детских пособий, доплат на лечение и прочих;

предоставление льгот законодательно закрепленным категориям населения с помощью соответствующих учреждений непроизводственной сферы.

Государственные программы социально-экономической поддержки необходимы для уменьшения различий в уровнях доходов по причинам, независящим от процесса труда.

Экономика социальной работы изучает ее влияние на жизнеобеспечение людей, определяет стандарты социальной поддержки, зависящие от экономических, политических, национальных, исторических и других норм жизни общества.

Под жизнеобеспечением населения понимается совокупность количественных и качественных характеристик, соответствующих производительным силам общества, социально-экономическим отношениям в условиях рыночной экономики. Введение данной категории в научный оборот оправдано тем, что она позволяет государству более компетентно обеспечивать формирование в стране социально справедливого общества.

Таким образом, экономическая функция социальной работы выражается в определении закономерностей движения в данной сфере материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения целей ее функционирования и развития. Она основывается на экономическую теорию и включает в себя процессы планирования, функционирования и обеспечения социальной сферы и уровня социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством и социальными группами на основе знаний общих закономерностей исторических процессов и законов.

2. Принципы и методы экономики социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия. Являясь гетерогенной системой, в систему социальной защиты населения, наряду с индивидом, включены социотехнические (учреждения, благотворительные фонды) и экосоциальные элементы (территориальные районы, муниципалитеты). Данная система достаточно сложно организована, так как ее основной элемент - человек - наделен собственной субъективностью. В связи с этим возникают определённые сложности, сопряженные с практическим применением закономерностей в социальной работе.

Каждая отдельная социальная система, несмотря на свою связь с социальной системой в глобальном ее понимании, сохраняет относительную самостоятельность. Так, система социальной защиты населения существует в определенной степени автономно и наделена собственными закономерностями, принципами и методами.

Принципы экономики социальной работы - это научно обоснованные положения о методах и формах экономической деятельности предприятий, входящий в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам, на которых строится система, можно отнести следующие:

принцип гуманизма. Он предполагает признание человека и его жизни высшей ценностью, защиту его прав и достоинств, создание благоприятных условий для его существования. Основной целью социальной работы в современных условиях является социально-экономическое благополучие человека;

принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость - это справедливая цена труда, минимизация различий между минимальной и средней заработных платах, недопущение серьезных неравенств в оплатах служащих государственных органов, введение и контроль определенного соотношения между бюджетной сферой и народным хозяйством. Существует две формы данного принципа: справедливость обмена и справедливость распределения. Социальная справедливость подразумевает участие всего общества в экономической и политической жизни страны. Другими словами, этот принцип означает одновременное создание как правовых условий защиты предпринимательской деятельности и собственности, так и социально-экономическую поддержку незащищенных слоев населения;

принцип общественной целесообразности. Данный принцип предполагает, что круг людей, подлежащих социальной защите, должен быть строго ограничен теми, кто полностью или частично лишен способности к самообеспечению. При нарушении принципа общественной целесообразности в обществе снижается мотивация к труду и растет количество иждивенцев. На практике данный принцип воплощен в систему адресной социально-экономической помощи;

принцип экономической эффективности. Он отражает оптимальное соотношение социальных расходов и величиной отчислений на их финансирование. Отчисления в социальную сферу должны быть пропорциональны основным макроэкономическим показателям, таким как валовый внутренний продукт, фонды оплаты труда, совокупные доходы население и прочие. При дисбалансе данных показателей происходит снижение эффективности общественного производства. Величина социальных пособий не должна быть выше минимального уровня заработной платы. Данный принцип основывается на социальном благополучии населения и расчете экономической эффективности;

принцип приоритета государственных начал в системе социальной защиты. Данный принцип подразумевает, что государство является главным гарантом экономического обеспечения необходимого уровня жизни незащищенных слоев населения. Как правило, средства социальной защиты представлены двумя категориями: ограничителями, не позволяющими определенным показателям (заработной плате, ставкам налогообложения) достичь социально опасного уровня, и системой социальных компенсаций (льготы, рассрочки, субсидии);

принцип экономической самостоятельности. Данный принцип предполагает разграничение полномочий в сфере экономики субъектов федерального и местного уровней. Социальные выплаты в минимальном размере должны гарантироваться на федеральном уровне, а выплаты сверх этих показателей - на уровне местных органов власти;

принцип трудовой мотивации оплаты труда;

принцип повышение качества жизни;

принцип возрастания потребностей и другие.

Система социальной защиты населения строится на перечисленных принципах, которые направлены на сохранении оптимального соотношения между производством и потреблением. Механизм социальной защиты населения, основываясь на них, проявляется в форме социально-экономических методов в технологии социальной поддержки.

Следует отметить, что в Российской Федерации зачастую объединены институт власти и собственности, в связи с чем экономическая деятельность учреждений социальной защиты регулируется воздействие сверху вниз. Элементы системы социальной защиты основываются на принципах планирования, демократического централизма и хозяйственного расчета.

Направленность социальной работы на конкретного человека заставляет социальных работников искать эффективные методы, приемы и технологии, направленные на восстановление связей между индивидом и обществом. Социально-экономические методы социальной поддержки - это способы достижения целей социальной работы на основе экономических принципов. От эффективности их применения зависит величина социального эффекта для общества при оптимальных затратах.

В механизме социальной работы экономические методы занимают одно из важнейших мест в связи с тем, что они влияют на главные аспекты концепции социальной защиты: побуждают индивида к само обеспечению и самореализации и, одновременно с этим, оказывают социально-экономическую поддержку в кризисных ситуациях.

На уровне государства социально-экономические методы решают данные проблемы, основываясь на социальной и правовой политике, организации правовых и экономических условий для само обеспечения общества.

Основной экономический метод социальной поддержки населения - это внедрение системы социально-экономических гарантий. Согласно ему, государством устанавливаются минимальные размеры оплаты труда и прожиточного минимума.

В определенные кризисные периоды жизни государство применяет метод компенсации расходов. Компенсация расходов - это возмещение расходов определенному кругу населения в связи с различными катастрофами природного или антропогенного характера, рождением ребенка, уходом за инвалидами и в других ситуациях.

Для социальной защиты населения также используются система льгот, компенсаций и государственных пособий.

Экономика социальной работы также применяет методы экономико-математического моделирования, позитивного и нормативного анализа, экономического эксперимента и другие.

Метод нормативного анализа предполагает изучение и определение научно обоснованных социальных стандартов и нормативов, таких как уровня безработицы и бедности, оптимального размера социальных пособий и пенсий и другие.

Метод позитивного и нормативного анализа определяет взаимосвязи различных экономических явлений (снижение уровня жизни, рост цен).

Экономико-математическое моделирование дает возможность определить причины и выявить закономерности динамики экономических процессов и их последствий для общества, а также позволяет осуществлять их прогнозирование.

При помощи экономических экспериментов рассчитывается эффективность моделей социальной поддержки.

Предпочтение определенного экономического метода зависит от конкретной ситуации, наличия времени и ресурсов, профессионализма специалистов системы социальной защиты населения.

3. Экономическое пространство социальной работы

Социальная работа осуществляется в определенном экономическом пространстве, входящее в социальное пространство в целом.

Экономическое пространство социальной работы - это социальная система институтов социальной защиты населения, которые обеспечивают условия жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

Взаимоотношения в экономическом пространстве социальной работы должны основываться на справедливом распределении благ, что является гарантией оптимального обеспечения жизнедеятельности его субъектов. Социальная политика не может быть направлена только на нуждающихся в социальной поддержке, а должна учитывать интересы всего общества в целом.

Социальное обслуживание населения ведется по месту жительства и работы, а также в специализированных учреждениях, где находятся социально незащищенные слои населения: инвалиды, престарелые, беженцы, сироты и другие.

Основной функцией социальной сферы является анализ экономических потребностей субъектов, определение экономического потенциала общества на данном этапе развития.

Реализация экономических механизмов социального пространства осуществляется в двух направлениях: государственном и негосударственном. Экономическое пространство социальной работы охватывает экономику системы социальной защиты, экономику здравоохранения, образования, сферы культуры, быта и другие. Каждой из этих сфер присущи свои характерные особенности.

Внутри предприятий формируется собственная материальная база социальной защиты населения путем отчислений в различные социальные фонды; создаются рабочие места; предоставляется жилье; осуществляется материальная поддержка работников и прочее.

Важную роль в социально-экономических отношениях на предприятиях играют профессиональные союзы, значение которых в условиях рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Роль органов территориального общественного самоуправления в финансировании социальных программ, строительстве жилищного фонда, поддержке предпринимательства, создании благоприятных условий для само обеспечения людей также возрастает.

Важной сферой экономического пространства социальной работы является социальное попечительство, в которое входят дома престарелых и инвалидов, детские дома и другие. Данная сфера требует совершенствования механизма материального обеспечения путем привлечения дополнительных средств.

Здравоохранение является важным элементом экономического пространства социальной работы. Согласно статье 41 Конституции РФ каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные и муниципальные учреждения должны оказывать бесплатную медицинскую помощь нуждающимся в ней гражданам за счет средств бюджета и других поступлений. Здоровье населения зависит от общего характера общественного развития и общественно-экономических отношений в нем. На сегодняшний день необходимы новые формы взаимодействия различных структур, участвующих в формировании здоровья. Это требует иной организации работы всей системы здравоохранения. Необходимо перестать рассматривать медицинскую помощь как механизма реализации государственной политики в области социальной защиты и выделить ее в отдельную экономическую категорию. Здоровье нации - это один из важных макроэкономических показателей, который оказывает влияние на воспроизводство рабочей силы, и, значит, на процесс материального производства в целом.

Реформирование системы здравоохранения должно основываться на следующих принципах:

увеличение профилактических мероприятий;

плотное взаимодействие медицинской научной работы и практики;

участие населения в принятии решений по вопросам здравоохранения;

множественность путей финансирования отрасли здравоохранения.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос о поисках путей дополнительного финансирования медицинских учреждений. Для этого была введена система обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации, которая обеспечивает получение необходимого минимума бесплатных услуг медицинской помощи. Помимо этого государством осуществляется финансирование программ охраны и укрепления здоровья граждан, принимаются меры по развитию системы здравоохранения.

Улучшение системы финансирования прежде всего предполагает рациональное использование финансовых ресурсов в соответствии с предоставляемой бесплатной медицинской помощью населения. При этом финансовые ресурсы должны рассматриваться как инструменты повышения уровня социальной и медицинской помощи. На сегодняшний день в Российской Федерации возможны два варианта финансирования медицинских организаций:

финансирование через страховые медицинские организации;

финансирование напрямую через филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В целях контроля за целевым расходованием средств, выделяемых на здравоохранение, необходимо введение дополнительных законодательных мер.

Для финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования должен быть закреплен источник финансирования в федеральном бюджете как доля от налога на добавленную стоимость и ее последующее перечисление в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Важным элементом государственной политики в области здравоохранения является планирование, обеспечивающее целесообразное построение системы здравоохранения в условиях рыночной экономики. Широкое применение методов планирования в социальной сфере поможет увеличить эффективность использования ресурсов и более качественно обеспечить потребности граждан в медицинской помощи.

Система образования выступает одним из субъектов экономического пространства социальной работы. Статья 43 Конституции РФ гласит, что каждый человек имеет право на получение бесплатного образования. Образование осуществляет две важные функции:

способствует саморазвитию личности;

помогает осуществлять качественное воспроизводство рабочей силы.

Переход к рыночной экономике долгое время в Российской Федерации сопровождался сохранением монополии государства в сфере образования на фоне значительного сокращения финансовых инвестиций в нее. В связи с тем, что развитие образования, как и любой другой сферы, требует непрерывности, она требует значительно больших финансовых ресурсов. В настоящее время наряду с государственным постепенно развивается и рыночный сектор образовательных услуг, действующий на основе закона РФ «Об образовании». Негосударственные образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность согласно принятым федеральным образовательным стандартам. Развитие частного сектора образования позволит государству увеличить финансирование приоритетных направлений в сфере образования.

Улучшение экономического пространства в сфере образования происходит путем экономического обеспечения учреждений образования за счет средств государственного бюджета и привлечения дополнительных источников финансирования. Государством принимаются меры по сохранению гарантий получения бесплатного образования на фоне расширения рынка платных образовательных услуг.

Важными элементами экономического пространства социальной работы являются также культура и искусство. В условиях рыночной экономики наблюдается значительное снижение финансирования данных сфер, в связи с чем важное значение принимает пересмотр принципов их финансирования из федерального и местного бюджета. Развитие культуры и искусства в настоящий момент значительно сдерживается в связи с несовершенством законодательной и нормативной базы, налоговой системы.

Важность значение сферы труда и быта определяется тем, что более 50% населения страны занято в народном хозяйстве. Действующее трудовое законодательство уже не способно качественно регулировать трудовые отношения, а государство не справляется со своей ролью социального защитника права граждан на нормальные условия труда и доходы от этой деятельности. Наиболее остро в настоящий момент стоит проблема предоставления социальных гарантий работникам негосударственных предприятий, повсеместно происходят нарушения трудовых прав.

Важнейшим условием высокого уровня жизни граждан является решение вопроса о стабильной занятости населения. Решение проблемы снижения уровня безработицы; поддержки и переквалификации лиц, потерявших работу, предусматривает:

предотвращение массовой безработицы;

осуществление социально-экономической помощи безработным;

контроль за соблюдением законодательства в сфере труда;

принятие нового трудового законодательства;

ратифицирование конвенции Международной организации труда, устанавливающей стандарты прав работников наемного труда.

Основной функцией государства в сфере социально-трудовых отношений является регулирование взаимоотношений между работодателями и трудящимися.

Немаловажным аспектом регулирования экономического пространства сфере труда является социальное страхование. На сегодняшний день имеется острая необходимость повышения ставок страховых отчислений в фонды оплаты труда.

Статья 40 Конституции РФ отмечено, что каждый гражданин имеет право на жилище. В условиях постоянного роста цен на недвижимость все более возрастает роль государства в выделении бесплатного жилья, либо предоставлении определенных льгот нуждающимся слоям населения. Помимо федеральных органы местного самоуправления также должны принимать активное участие в выполнении жилищных программ.

Система социального обслуживания, в которую входят разнообразные целевые услуги различным слоям населения, также занимает определенное место в экономическом пространстве социальной работы. В условиях рыночной экономики и кризиса данная сфера находится в ведении государства и оказывает свои услуги только категориям населения, находящимися в зоне риска. Данная сфера предоставляет необходимые минимальные гарантии в форме пенсий, льгот и других законодательно установленных выплат.

Таким образом, экономическое пространство социальной работы требует дальнейшего изучения и совершенствования посредством укрепления взаимосвязей между государством и обществом, а также их координации на основе законодательного регулирования в условиях рыночной экономики.

экономика социальный работа

Заключение

Экономика социальной работы - это экономическая деятельность системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг.

Экономическая функция социальной работы заключается в деятельности специализированных органов социальной защиты, направленная на создание условий, обеспечивающих средства существования общества. Основными элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы и контроль за их целевым использованием.

Принципы экономики социальной работы - это обоснованные научно положения о методах экономической деятельности предприятий, входящих в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам относятся принцип гуманизма, социальной справедливости, общественной целесообразности, экономической эффективности и самостоятельности.

Основные принципы, на которых базируется социальная работа закреплены в Конституции РФ, а также в других законодательных и нормативны актах.

В экономическое пространство социальной работы входят различные институты социальной защиты населения, обеспечивающие условия нормальной жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

описана экономическая сущность и функции социальной работы;

приведены основные экономические приемы социальной работы;

определены экономические принципы социальной работы и их содержание;

охарактеризовано экономическое пространство социальной работы и описаны основные тенденции и пути ее развития.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Бюджетные учреждения: Учебное пособие / под общ.ред. В.В. Семенихина. - М.,2005. - 165с.

Григорьянц Т.Н., Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. - М., 2004. - 264с.

Каменецкий В.А., Патрикеев В.В. Основы социальной экономики. - М., 2010. - 325с.

Комаров Е.И., Войтенко А.И. Организация управления и администрирование в социальной работе. - М., 2010 - 278с.

Косьмин А.Д., Понятовская А.Г. Экономические основы социальной работы. - М., 2010 - 369с.

Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие / А.И. Лященко. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 233 с.

Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: «ВЛАДОС», 2001. - 157 с.

Технологии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Ц. Худовердян и др.; под. общ. ред. Е.И. Холостовой - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.

Модули курса:

1. Теоретико-методологические основы экономики в сфере социальной работы.

2. Благосостояния населения, его структура, дифференциация и динамика.

3. Экономические основы деятельности организации, учреждений и служб в сфере социальной работы.

Тема1. Предмет, принципы и задачи курса «Экономические основы социальной работы».

Сущность и особенности экономической деятельности в сфере социальной работы. Предмет изучения курса: экономические процессы в обществе и их влияние на социум и социальное благополучие общества в целом, социальных групп и отдельных личностей; закономерности развития экономических отношений различных субъектов и функционирование социальной работы, социальных служб, учреждений и предприятий социального обслуживания населения в обществе.

Экономика социального обслуживания, ее особенности и отличия от экономики производственной деятельности, их взаимовлияние и взаимообусловленность.

Основные принципы экономики социального обслуживания как отражение общих принципов социальной работы и специфики экономического развития социальной сферы (экономической справедливости, общественной целесообразности, приоритета государственных начал, социально-экономического реагирования, экономической эффективности и др.).

Тема 2. «Экономическая политика и система социальной защиты населения».

Изменение системы экономического взаимодействия государства и личности в различные периоды экономического развития. Отход государства от централизованной системы распределения, переориентация его политики на реализацию потенциальных возможностей личности к самообеспечению. Экономическая политика государства как совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма в целях создания необходимых условий жизнедеятельности населения.

Основные функции государства в экономике свободной конкуренции, верхние и нижние допустимые границы вмешательства в экономику конкурентоспособного рынка для обеспечения материального благосостояния населения.

Взаимосвязь и взаимозависимость экономической и социальной политики государства, их роль в эффективном функционировании системы социальной защиты населения.

Сущность, основные направления и экономические источники функционирования системы социальной защиты населения, ее обусловленность развитием рыночных отношений.

Система социальной защиты как важнейшая составная часть экономической политики и государства.

Тема 3. Объективная необходимость социальной защиты населения в обществе рыночных отношений.

Основные предпосылки необходимости формирования системы социальной защиты населения в условиях рынка: повышение удельного веса частной собственности на средства производства; изменение системы распределения материальных и духовных благ; стратификация общества, рост численности и увеличение социально уязвимых категорий населения; отчуждение производителя от средств производства; рост безработицы ; снижение уровня жизни населения и др.

Основные этапы изменения социальной направленности экономической политики цивилизованного государства в различные периоды развития экономической теории и практики рыночных отношений; признание государством и обществом своей ответственности за соблюдение экономических и социальных прав человека на недостаточный уровень жизни и непрерывное его улучшение.

Тема 4. Экономическое пространство социальной работы.

Понятие и сущность экономического пространства социальной работы.

Общая характеристика структуры и основные функции экономического пространства социальной работы.

Экономический потенциал социальной сферы и его роль в удовлетворении потребностей субъектов социальной работы (личности, семьи, коллектива , группы) в соответствии с научно обоснованными нормативами.

Уровни экономического взаимодействия органов и учреждений социальной работы и социальной сферы в целом, обеспечивающие общественную жизнедеятельность; экономические связи и взаимоотношения между различными общественными субъектами социальной сферы.

Изменение экономических связей субъектов и объектов экономического пространства в сферах здравоохранения, образования, труда и быта и их влияние на жизнеобеспечение населения.

Взаимосвязь и взаимодействие экономического пространства социальной работа с экономической, политической, духовной сферами.

Тема 5. Нормативно-правовая база экономической деятельности в сфере социальной работы.

Необходимость формирования нормативно-правовой основы экономической деятельности в системе социальной защиты населения как специализированного института цивилизованного государства.

Основные элементы нормативно-правовой базы социальной работы. Конституция – правовой фундамент социальной защищенности граждан. Основные законы, регулирующие экономическую деятельность в сфере социальной работы. Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие деятельность социальных служб.

Кодексы как свод законов и их роль в нормативном обеспечении экономической деятельности. Нормативные акты местных органов власти, их значение и специфика. Примерные положения о социальных службах как нормативное руководство их деятельности.

Тема 6. Материальное благосостояние населения, его структура и динамика.

Благосостояние населения: понятие, сущность, показатели. Влияние отношений собственности на благосостояние населения. Уровень и качество жизни. Система характеризующих показателей: доходы населения совокупные, номинальные, реальные; уровень и динамика цен на товары и услуги; продолжительность рабочего дня и рабочей недели; жилищные условия; объем выплат и льгот; уровень образования и медицинского обслуживания; средняя продолжительность жизни.

Потенциал индивидуального развития человека (ПИРЧ) как обобщающий показатель благосостояния населения страны.

Структура потребления. Минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум. Критерии обеспеченности и бедности.

Тема 7. Экономический статус как фактор дифференциации в социальной работе.

Экономический статус статус: понятие и определяющие его факторы.

Виды отклонения экономического статуса и показатели.

Джини-коэффициент и децильный коэффициент: понятие, значение, динамика.

Социальная стратификация общества и экономический статус различных групп и слоев населения, их взаимозависимость. Дифференциация экономического статуса – основа социального расслоения общества.

Основные социально-экономические методы как результаты выравнивания экономического статуса населения.

Тема 8. Минимальные государственные социально-экономические гарантии , льготы и выплаты различным слоям населения.

Минимальные государственные гарантии и минимальные социальные стандарты: понятие, сущность, значение.

Единая тарифная система и её характеристика.

Гарантии и льготы работникам государственной и муниципальной системы социальных служб.

Типовые нормы и специфика оплаты труда специалистов по социальной работе и социальных работников в соответствии с региональными особенностями и условиями труда.

Проблемы совершенствования оплаты труда в сфере социальной работы.

2. Сущность и содержание понятий «экономика», «экономика в сфере социальной работы», «экономика в сфере социального обслуживания», «экономическая деятельность социальных служб».

Сущность понятий как экономических категорий.

Основные характеристики понятий и формы проявления, показатели и характеристики.

Григорьев СИ. Теория и методология социальной работы Москва. -1994 г.

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Закон Российской Федерации, 1995.

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Закон Российской Федерации, Российская газета, 4 августа.

Пантелева Т. С, Червякова основы социальной работы: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999

Социальная работа. Москва: Институт социальной работы 1997 г.

http:///content_bes/JEkonomika-72592.html

3. Экономическая функция социальной работы: сущность и содержание.

Сущность экономической функции субъектов социальной работы.

Условия обеспечения реализации экономической функции социальной работы в современных условиях.

Основные социально-экономические модели социальной работы.

Экономическая основа реализации экономической функции государства в социальной сфере.

Помпеев социально - культурной сферы:

учебное пособие / - СПб.: СПб ГУКИ, 2003. -

Шишкин СВ. Экономика социальной сферы: учебное пособие

/ СВ. Шишкин - М.: Учебники Высшей школы экономики,

Экономические основы социальной работы: учебное пособие /

Под. ред. Т. С Пантелеевой. - М: Владос, 200с.

4. Экономическая политика государства в сфере социальной работы: понятие, принципы, направления.

Сущность экономической политики государства.

Объективная необходимость социальной политики государства.

Экономические факторы управления социальной защитой населения.

Виды и формы социальной защиты в условиях рыночных отношений .

Албегрова, экономическая политика: опыт пе­рехода к рынку/. - М.: «Дело и сервис», 1с.

Архипов, . Учебник/. - М.: Проспект, с.

Курс экономики: Учебник/ под ред. . - М.: ИНФРА-М, с.

Райзберг, экономический сло­варь/, . - М.: ИНФРА-М, 20с.

Пантелеева основы социальной работы / , . - М.: ВЛАДОС, 20с. Труд и социальные отношения: научные исследования, дискуссии, анализ, прогнозы, отечественный и зарубежный опыт. -2004.-№3(23).-160 с.

Холостова, работа: учебное пособие. М.: Дашков и Ко», 20с.

5. Понятие, структура и специфика экономического преобразования в сфере социальной работы.

Понятие экономических преобразований в сфере социальной работы.

Особенности реализации программы «монетизации льгот».

Особенности реализации ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в сфере обеспечения автотранспортом.

Экономическая основа реализации национального проекта «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье».

Накопительная часть пенсии как экономическая основа развития пенсионного обеспечения.

Пантелеева основы социальной работы: учеб. пособие / . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.-160с.

Холостова политика и социальная работа: учеб. пособие / . - М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и Ко», 20с.

www. businespress. m

6. Основные структурные элементы нормативно-правовой базы экономической деятельности в системе социальной защиты населения.

Основные функции системы социальной защиты.

Основные структурные элементы социальной защиты населения.

Сущность минимальных социальных стандартов.

Сущность государственного социального обеспечения и социального страхования населения.

Пантелеева Т. С, Червякова основы социальнойработы: Учебное пособие / ., . - М.:ВЛАДОС, 2003.-160с.

Пантелеева Т. С, Червякова в сфере социальнойработы: Курс лекций / ., . - М:Социально-технологический институт, 20с.

Савинов работы органов социальной защиты / . - М.: Издательский центр «Академия», 20с.

7. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения» и его экономическое значение для развития социальной работы.

Объективная необходимость принятия ФЗ № 000 от 10.12.95 г., ФЗ № 000 от 2.08.95 г., ФЗ № 000 от 24.11.95 г.

Объекты и субъекты реализации Федеральных законов.

Ресурсное обеспечение ФЗ «Об основах социального обслуживания населения».

Федеральный закон от 01.01.01 г. (с
изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22
августа 2004 г.) http://www. *****/info/law/socobsluzhivanie4.shtml. Дмитриев кризис и социальная защита // Обществ. науки и современность№3. - С. 16-31.

Хурсевич гарантии: проблемы их (фин.) обеспечения // Финансы.- 2004. - №9.-С.7- 9.

8. Сущность и содержание понятий «материальное благосостояние», «уровень и качество жизни», динамика благосостояния населения.

Раскрыть сущность понятия «благосостояние населения». Определить зависимость «благосостояния населения» от основных макроэкономических показателей и основные показатели. Сформулировать основную проблему развития благосостояния населения.

Определить сущность понятия «уровень жизни» населения и его отличительная особенность как категории, основные показатели и их взаимозависимость. Выделить основные уровни жизни населения.

«Качество жизни» как понятие, его сущность как социально-экономическая категория, основные характеристики и особенности.

Определение «динамики благосостояния населения» как понятие и основные факторы и показатели .

Политика доходов и качество жизни населения: Учебное пособие для ВУЗов.- СПб.: Питер. 20с.

http://qol. *****/index. html

9. Понятие «малообеспеченность» и значение в практике социальной работы.

Определение понятия «малообеспеченность» и взаимосвязь с понятием «малоимущий». Стоимостная оценка малообеспеченности населения – сущность потребительской корзины: его назначение.

Порядок признания граждан малообеспеченными и расчет среднедушевого дохода. Определить особенности социального обслуживания малообеспеченных и основные формы государственной социальной помощи – ее цели и порядок назначения.

Основные формы поддержки малообеспеченных в Красноярском крае.

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 01.01.01 г. .

О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федеральный закон от 01.01.01 г. .

О государственной социальной помощи: федеральный закон от 01.01.01г. .

О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: федеральный закон от 5 апреля 2003 г. .

Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края за III квартал 2007 года: Постановление Совета администрации Красноярского края от 01.01.01 г. .- www. *****

О городской целевой Программе «Социальная поддержка населения города Красноярска в 2007 году»: решение Красноярского городского Совета от 01.01.01 г. № 12-253.- www. *****

Пантелеева основы социальной работы / , . - М.: ВЛАДОС, 2001.-160 с.

10. Сущность и содержание понятий «прожиточный минимум», «продовольственная корзина».

Сущность понятий «прожиточный минимум» и «потребительская корзина».

Принципы формирования прожиточного минимуму и продовольственной корзины.

и др. Управление социальной сферой. - М.: Пресс-Сервис, 19

и др. Менеджмент в социальной сфере. Учебное пособие. - СПб.: Нестор, 19с.

Федеральный Закон от 01.01.2001 N 44-ФЗ "о потребительской корзине в целом по Российской Федерации"

Федеральный закон от 01.01.01 года "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"

http://pda. *****/economy//450578.html

http://www. vestnik. *****/

http://www. internet~*****/ShowInfo. ashx? ob_no=30023

http://nalog. *****/online/?req=doc;base=NBU;n=33936.

11. Экономическая дифференциация и экономический статус: сущность и факторы влияния.

Основа экономической дифференциации и последствия.

Экономический статус на микро - и макроуровнях.

Статусная иерархия и поляризация доходов.

Сущность и причины экономического расслоения общества.

Сущность социально-экономического статуса индивида.

и др. Социальная политика. - М.: Экзамен. 2002.

Заславская структура современного российского общества // Общественная наука и современность№2.

Коробейникова доходов и социально-экономическая дифференциация населения России в современных условиях. - М.: Наука. 2002.

Никулина экономической теории. - М: Дрофа. 2003.

Римашевская последствия экономических трансформаций в России // Социологические исследования№6. Социальное расслоение и социальная мобильность. - М.: Наука

12. Минимальные государственные социальные гарантии как основа социальной защиты населения. Льготы и выплаты в системе социальных гарантий

Основные понятия системы социальных гарантий.

Формы и виды минимальных социальных гарантий.

Обоснование отнесения населения к категории людей для обеспечения минимальными социальными гарантиями.

Особенности создания и реализации автоматизированной системы «Социальные гарантии населения».

Причины необходимости существования льгот.

Основные понятия социальных гарантий, льгот и выплат отдельным категориям граждан РФ.

Система предоставления льгот и гарантий в РФ до монетизации льгот.

Правовая база предоставления льгот и гарантий.

«Монетизация льгот» по ФЗ № 000 от 2004 г.

Бачило -правовое обеспечение применения личных электронных социальных карт в субъекте Российской Федерации // Государство и право. -2005.-№6.-С.48-53.

Ильин И. формирование механизма конституционных социальных гарантий в Российской Федерации // Общество и экономика№ 1. - С. 96-105.

Новости *****: http://www. *****/news/invest/detail. php? ID=11733

Новости *****: http://www. *****/news/?i=

Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению РФ // Красноярский край . Администрация. Комитет труда. - Красноярск: б. н., 20с.

Социальные гарантии и льготы: новое российское законодательство. Справочник/ составитель. - М: Эксмо, 20с. Федеральный закон «о минимальных государственных социальных стандартах» от 01.01.01г. http://www. *****/

Романова социального обеспечения. - СПб.: Питер, 20с. Деньги вместо льгот // Социальная защита. - М., 2005.

Законодательство о монетизации льгот // Социальная защита. - М.,2005. Социальные льготы // Социальная защита. - М., 2004.

13. Экономическая функция семьи: понятие и особенности ее реализации в условиях рынка.

Сущность понятия «семья».

Сущность понятия «экономическая функция семьи».

Уровни материальной обеспеченности семьи.

Развитие экономической функции семьи на разных этапах формирования человеческого капитала.

Семья в условиях развития рыночных отношений.

Сущность семейного бюджета как инвестиционного проекта.

Беккер Г. «Экономика семьи и макроповедение», 2004, №3 стр.93-97.

«Некоторые аспекты теоретического анализа
домохозяйства», Вестник МГУ, серия «Экономика», 2005, №5, стр.28-41.

Боровков И. «Домохозяйство. Семья», Москва, 2003

Экономические основы социальной работы: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-160с.

Антонов семьи/ , . - М.:МГУ, 1996.

www. *****/pravo/DocumShow_DocumID_43892.html.

14. Экономические основы социального обеспечения на современном этапе.

Сущность государственного социального обеспечения в РФ.

Государственный бюджет и социальное страхование – экономическая основа социального обеспечения.

Особенности исчисления пенсий в условиях нарастания инфляции.

Социальные пособия – единая система денежных выплат.

Материальное обеспечение при наступлении нетрудоспособности, старости – система социального страхования.

Обязательное медицинское страхование – форма социальной защиты граждан РФ.

Особенности финансирования социальных служб.

Источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Цели и направления деятельности НПФ.

Государственное регулирование деятельности НПФ.

Источники и формы формирования инвестиционных ресурсов НПФ.

Червякова основы социальной работы: Учебное пособие. - М.: Владос, 20с.

Батурин социальной сферы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 20с.

http://www. /work/work 67149.html

http://www. *****/noframe/free-urbib? d&nd=&prevDoc=9027690

http :// www. *****/

16. Организационно-экономические основы социального страхования.

Понятие социального страхования.

Основные признаки социального страхования.

Принципы организации социального страхования.

Источники финансирования страховых выплат и страховых возмещений.

Архипов, . Учебник/. - М: Проспект, 1с.

Басов, социальной работы/. - М: Академия,

Социальная защита населения: опыт организационно - административной

работы: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности

«социальная работа» / Под ред. . - Ростов н/Д: МарТ, 2003.

Справочник социального работника/под ред. . - Ростов н/Д.: Феникс, 20с.

19. Негосударственные источники финансирования системы социальной защиты.

Основные негосударственные источники финансирования социальной сферы.

Особенности формирования средств негосударственных источников финансирования социальной защиты населения.

Формы государственной поддержки негосударственных источников финансирования социальной защиты.

Основные проблемы формирования системы негосударственных источников финансирования социальной сферы.

Албегрова, экономическая политика: опыт перехода к рынку. - М.: «Дело и сервис», 19с. Материалы III молодежной региональной научно-практической конференции - Красноярск, 20с.

Пантелеева, в сфере социальной работы / , . - М.: Московский социально-технологический институт, 20с.

Экономика в сфере социальной работы исследует, изучает многогранные процессы и тенденции, связанные с природой возникновения и удовлетворения потребностей. Социальная работа ориентирована на защиту прав человека, а права человека - это санкционированные обществом (законом или моралью) его потребности.

Согласно классификации, применявшейся в советской статистике, социальное обслуживание относилось к непроизводственной сфере.

Так, несколько условно, назывались отрасли и виды деятельности, не составляющие материальное производство.

Сфера нематериальных услуг, к которой относится и сфера социальной работы, включает в себя жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт, связь (для населения), социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание населения и др. Деятельность работников, оказывающих эти услуги, носит нематериальный характер.

С начала 90-х гг. XX в. сфера поизводства услуг вошла в рыночную экономику и стала важной составной частью производства валового продукта наряду со сферой производства товаров. Ее доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) за последние десятилетия значительно возросла в основном за счет постоянного роста стоимости услуг даже по сравнению с ростом цен на потребительские товары.

Сферу социальной работы более правильно следует назвать сферой производства нематериальных услуг. Эта сфера имеет специфические экономические особенности.

Согласно экономической теории, всякий товар призван удовлетворять определенную человеческую потребность. Но потребительская стоимость становится товаром лишь тогда, когда представляет собой продукт труда, удовлетворяющий потребность не того, кто его произвел, а общество.

По критерию специфики принимаемой формы потребительские стоимости выступают в форме вещи или в форме услуги. Определяя специфику труда в отраслях обслуживания, К. Маркс писал, что в данном случае труд «... оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...» .

В сфере обслуживания не происходит характерного для материально-вещественного производства перехода из формы деятельности в форму продукта.

Процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления. Услугу нельзя «накопить». Качество услуги, ее способность удовлетворять потребность непостоянны и зависят от субъекта деятельности.

В мировой хозяйственной практике считается, что общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства - материального производства и сферы услуг. Поэтому в ВВП включаются услуги как врача, юриста, так и социального работника.

Многие виды социального обслуживания не могут развиваться на основе рыночных регуляторов. Поэтому учреждения социальной сферы традиционно рассматривались в нашей стране как потребители бюджетных средств и никогда не относились к организациям, имеющим отношение к созданию национального дохода. Новый хозяйственный механизм в отраслях непроизводственной сферы, принятый в конце 1988 г., стал отправной точкой к интеграции этой сферы в систему экономических отношений.

Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению официально зарегистрированными крупными и средними организациями, малыми предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Объем платных услуг населению измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу.

Услуги, оказываемые населению в государственных службах социальной работы, не включены в государственную статистическую отчетность, так как они для населения оказываются в основном бесплатно. В течение последнего десятилетия сфера социально-бытовых услуг (парикмахерские, кинотеатры, прачечные, ателье и т.

П.) перешла на рыночные условия хозяйствования с полным или частичным самофинансированием и самоокупаемостью. И лишь сфера социальной работы практически полностью, более чем на 90 %, остается на ресурсном обеспечении государства. Основная часть социальных услуг оказывается населению бесплатно или по социально низким ценам.

Общественный продукт определяется в рыночных ценах. Безвозмездные услуги государства, не имеющие рыночной цены, рассчитываются по стоимости издержек, которые фактически сложились в момент оказания этих услуг. В этом - экономическая особенность сферы социальной работы.

Сложность настоящего момента состоит в том, что прошедший процесс разгосударствления и приватизации собственности привел к значительному сокращению бюджета государства. В то же время либерализация цен и «шоковая терапия» начала 90-х гг. XX в. не только привели к обеднению огромных масс населения, но уничтожили основной субъект поддержки трудящихся и членов их семей - предприятие с его социальными фондами, социальными программами, социальной инфраструктурой.

Государство было вынуждено создавать новую структуру - систему служб социальной поддержки населения и финансировать ее за счет налоговых поступлений. Иначе говоря, рост потребности населения в поддержке в условиях значительного сокращения ресурсов - еще одна особенность социальной работы в период перехода к рыночным отношениям.

Развитие и функционирование каждой отрасли осуществляется в соответствии с объективно действующими экономическими законами. В СССР был провозглашен так называемый «основной экономический закон социализма»: обеспечение полного благосостояния и свободного, всестороннего развития всех членов общества путем непрерывного роста и совершенствования общественного производства.

Первая часть приведенной формулировки очень схожа с целью и задачами социальной работы. Получается, что социальная работа и бесплатное социальное обслуживание населения - это «островок социализма» в обществе, которое уже живет по закону получения и присвоения прибавочной стоимости.

В условиях разгосударствления, приватизации и утверждения многообразных форм собственности государство уже не имеет того общественного производства, за счет доходов от которого оно могло создавать общественный фонд потребления. Эта тенденция просле живается с начала 1980-х гг. Уже тогда доля госбюджета в валовом национальном доходе постепенно снижалась и в 2010 г. доля бюджета в ВВП составила 31,5 % с учетом внебюджетных социальных фондов. По сути в России произошло крупнейшее разгосударствление собственности.

Поскольку процессы приватизации из-за их обвального характера не были сопряжены с остальными элементами экономических преобразований, подавляющая часть возникших на базе государственных предприятий частного и смешанного секторов экономики оказалась на грани банкротства. Спровоцированные этим безработица и обнищание населения способствовали росту его потребности в поддержке государства, которое уже не могло дотировать жизнь всего населения.

В советское время население получало существенные выплаты из общественных фондов потребления. Они составляли около половины среднедушевого дохода. И это не считая средств, которые затрачивались непосредственно предприятиями, организациями, колхозами и совхозами на социальную поддержку своих настоящих и бывших работников (пенсионеров) и членов их семей.

В настоящее время предприятия потеряли свое значение субъектов социальной защиты работающих, а выделяемые государством средства на поддержку одиноких престарелых, детские пособия и пенсии, социальное обслуживание наиболее нуждающихся, конечно, не компенсируют населению того, что они получали из общественных фондов потребления.

Семинар №1

1. ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ?

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СР

3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ СР

4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭКОНОМИКИ СР

1.и 2. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»

Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры

социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая

деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь,

под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной

защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий,

обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество,

человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.

распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода

образуются и используются общественные фонды денежных средств материального

обеспечения и обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает

соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения.

Таким образом, социальное обеспечение – это забота государства о человеке,

утратившем полностью или частично способность трудиться. Социальная защита как

социальный институт это, в широком смысле, деятельность государства по воплощению в

жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности

законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий,

обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе и на

достойный уровень жизни. В узком же смысле, социальная защита – это комплекс

целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков. Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и ассигнований государством. Игнатов В. Г., Батурин Л. А. и др. считают, что основными организационно- правовыми формами социальной защиты в настоящее время выступают социальное страхование и государственная система социального обеспечения

По мнению Юрьевой Т., структура социальной защиты населения представляет собой

систему, включающую несколько подсистем: социальные гарантии, социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь.

Реализацию государством конституционных прав граждан на получение важнейших

социальных благ и услуг называют социальными гарантиями. К последним относят:

Право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;

Право на минимальный размер заработной платы;

Минимальный размер пенсии;

Пособия при рождении ребенка;

Минимальный размер пособия по безработице;

Минимальный размер стипендии;

Право на жилище;

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

Право на образование.

Под социальным обеспечением понимают систему обеспечения и обслуживания

престарелых и нетрудоспособных граждан, а так же семей, имеющих детей. В ст. 39

Конституции РФ указывается «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Система социального обеспечения включает пенсии, пособия работающим, пособия семьям, воспитывающим детей, содержание и обслуживание престарелых граждан и инвалидов, пособия по безработице.

Социальное страхование – это одна из основных форм социального обеспечения

граждан, представляющая собой систему обеспечения граждан при наступлении страхового случая.

Социальную помощь также можно отнести к форме социального обеспечения –

предоставление гражданам, нуждающимся в поддержке, денежных и натуральных выплат.

Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет

специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, то есть услуги. Социальная сфера включает отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.

От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.

Таким образом, предметом изучения курса «Экономические основы социальной

работы» являются закономерности экономических процессов в социальной сфере, в

частности, и в системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев, каждого индивида в условиях формирования рыночных отношений.

Следовательно, экономика социальной работы занимается изучением, во-первых,

воздействия экономики на жизнеобеспечение людей, а, во-вторых, определением

государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся граждан.

К основным функциям учебной дисциплины относятся познавательная,

методологическая, практическая.

На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на

вопросы, какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья,

каковы критерии этой эффективности.

3. Принципы и методы экономики социальной работы

Принципы экономики социальной работы – это научно обоснованные проверенные на

практике положения в формах и методах экономической деятельности предприятий и

учреждений социальной защиты населения.

Система социальной защиты на всех уровнях (федеральном, региональном, местном)

остается в собственности государства. Социальную работу в данном случае необходимо

рассматривать как профессиональную деятельность, имеющую цель оказания гражданам

различного вида социальные услуги. Под социальными услугами понимаются действия по

оказанию клиенту социальной службы помощи. Деятельность учреждений, организаций

социальной защиты населения (социальных служб) регулируется сверху вниз. Учреждения считаются обслуживающими. Перечень социальных услуг, предоставляемых клиентам социальных служб, не может быть меньше типового федерального перечня, утверждаемого правительством. Перечень услуг ограничен недостаточным объемом ресурсов.

К основным принципам, которые реально находятся в основе экономики социальной

работы, относятся:

Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту

его прав, создание условий для социально-экономического благополучия

человека;

Принцип общественной целесообразности – основываясь на этом принципе,

государство должно оказывать поддержку гражданам, которые в силу

объективных причин не могут себя обеспечить;

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения

заключается в том, что государство гарантирует гражданам экономическое

обеспечение на минимальном уровне;

На основе принципа экономической эффективности – соотношение объема

социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, отчисления на

социальную сферу должны соотноситься с макроэкономическими показателями

(валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и

др.) – оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной

Разграничение экономических полномочий субъектов различных уровней

осуществляется на основе принципа экономической самостоятельности.

Методы экономики социальной работы это способы достижения социальных целей на

основе экономических принципов. Правильность применения методов определяется их

эффективностью. Эффективность, в свою очередь, означает достигнут ли эффект для

отдельного человека и общества в целом при оптимальных затратах.

Методы выполняют свои задачи через правовую и социальную политики государства.

Методы следующие:

Система минимальных социально-экономических гарантий (минимальная

заработная плата, прожиточный минимум);

Компенсация доходов;

Система льгот;

Система государственных пособий;

Нормативный анализ (изучение и определение научно обоснованных таких

социально-экономических стандартов и нормативов, как размер пенсий, пособий);

Позитивный анализ изучает взаимосвязь экономических явлений (например, рост

цен и снижение уровня жизни).

4.Экономическое пространство социальной работы

Свою деятельность социальные работники и специалисты по социальной работе

осуществляют в экономическом пространстве, входящем в социальное пространство. Как

считают ученые (Холостова Е. И., Яковлева А. И.), социальное пространство рассматривают как форму общественного бытия в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в разных сферах взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную

жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами.

В социальном пространстве осуществляются экономические связи, выражаются

многообразные экономические формы и способы сосуществования и взаимодействия

социальных субъектов, образуя экономическое пространство.

Экономическое пространство это постоянно развивающаяся социальная система,

экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов,

обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности членов общества,

удовлетворения их потребностей.

Понятие экономического пространства связано с понятием социальная сфера.

Экономическое пространство социальной работы включает экономику системы социальной защиты населения, экономику здравоохранения, образования, сферы трудовых отношений.

Социальная сфера, с одной стороны зависит от государства, а, с другой – влияет на развитие всего общества. Социальная работа осуществляется в учреждениях социальной защиты различных типов и видов. Экономическая деятельность социальных служб во многом зависит от других субъектов экономики. Изучение материального благосостояния населения позволит говорить о различных видах дифференциации доходов населения. Определение располагаемых ресурсов отдельных граждан позволит более адресно предоставлять государственную социальную помощь. Медицинские учреждения оказывают минимум услуг населению, в основном, за счет средств бюджетов и страховых взносов. В настоящее время здоровье рассматривают как экономическую категорию. Так как здоровье трудовых ресурсов необходимо считать составной частью фактора экономического роста и элементом национального богатства. Образование выполняет функции, связанные с развитием личности и воспроизводства квалифицированной рабочей силы. В учреждениях здравоохранения и образования социальные работники чаще всего выполняют свои функции. Для удовлетворения насущных потребностей населения учреждения социальной сферы нуждаются в определенных ресурсах. Кроме государственных финансовых источников, используются и средства благотворительных фондов.

Итак, изучение экономического пространства социальной работы позволит

определить экономические связи субъектов и совершенствовать их экономические

отношения.


Краткое описание

Экономическая
деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь,
под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной
защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий,
обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.