Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Важнейшим экономическим функциям государства как. Основные экономические функции государства

Выявление роли государства в экономике связано с раскрытием его функций.

Функция государства -- это совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, осуществляемых государством и его организациями.

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

  • 1. Правовая, регламентирующая порядок организации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за его соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами.
  • 2. Протекционистская (защитная), обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей народного хозяйства.
  • 3. Стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер. Обострение социально-экономических проблем, наиболее рельефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х гг. XX в., обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией -- стабилизатора общественного воспроизводства. Потребность в ней обусловливается необходимостью компенсации "провалов" рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирования экономического роста, обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре производства, противодействия инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в экономике: регулирование социальных последствий циклических перепадов производства; активные мероприятия, позволяющие сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; внедрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.
  • 4. Хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности -- объектов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (производство общественных товаров, распределение ресурсов и т.д.).
  • 5. Перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций. В современных условиях заметно усложняется данная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание государственного аппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель -- способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Как следствие этого -- расширяется сфера ее действия, включающая процессы воспроизводства основного капитала, становления малого бизнеса, обновления отраслевой структуры производства, развития региональных хозяйственных систем и др. Приоритетной становится задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обеспечить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности.
  • 6. Социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил. Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение в 60-х гг. XX в. в качестве самостоятельной социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); социально-трудовые отношения.

Следует обратить внимание на то, что состав и содержание функций -- динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.

Так, в экономике свободной конкуренции деятельность государства была преимущественно связана с осуществлением правовой, протекционистской, перераспределительной функций. Принципиальные перемены на рынке (смена свободной конкуренции несовершенной, появление и укрепление власти монопольных структур, развитие финансового рынка и др.) существенно усложнили государственное воздействие на экономику. Оно становится более разнообразным по инструментарию (вводятся ограничения свободы ценообразования в формах установления предельного уровня цен, запрета на демпинг, недобросовестную рекламу и др.), а в решении отдельных задач -- "точечным" по сфере воздействия (например, относительно объектов, занимающих монопольное положение в отрасли).

В экономической теории принято различать нормативную и позитивную роль государства. Нормативная роль определяет то, что государство должно делать для того, чтобы сгладить несовершенство рынка, дополнить его "провалы", обеспечить рост национального благосостояния. Позитивная роль государства в экономике характеризует то, что государство делает фактически для повышения благосостояния общества. В идеале предполагаемая и фактическая роль государства должны совпадать.

В реальности же между нормативной и позитивной ролями всегда наблюдается разрыв, иногда очень значительный. Причины тому многообразны:

  • -- различия между интересами тех, кто управляет, и тех, кем управляют;
  • -- ошибки и заблуждения со стороны политиков;
  • -- недостаточное владение приемами и методами экономической политики; последствия прежних решений.

Поэтому аналогично тому, как говорят о "провалах" рынка, следует принимать во внимание и "провалы" государства. В частности, к ним относятся:

  • -- множественность центров выработки политических решений, каждый из которых руководствуется своими представлениями об общественных интересах;
  • -- корысть государственных чиновников, их коррумпированность;
  • -- отсутствие четких критериев эффективной деятельности государства;
  • -- высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных.

Осмысление данных процессов привело к пониманию того, что рынок и государство являются различными степенями и типами несовершенства. Однако речь не должна идти об альтернативном выборе между рынком и государством. В странах со смешанной экономикой государство встроено в рыночный механизм, является его неотъемлемой частью и способствует его нормальному функционированию. В этом своем качестве государство выступает как оптимизирующий фактор. Государственный Неотъемлемый компонент хозяйственной сектор экономики функции государства в рыночной экономике -- управление "своей" собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и отчуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности, развитию государственного сектора.

Для понимания роли государственной собственности в современной рыночной экономике необходимо, прежде всего, обозначить основные сферы ее хозяйственного использования. Таковыми являются отрасли:

  • -- определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли производственной инфраструктуры;
  • -- требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);
  • -- с пролонгированным, т.е. сдвинутым во времени получения, эффектом (фундаментальная наука, аэрокосмическая техника и технология);
  • -- обеспечивающие воспроизводство рабочей силы (образование, культура, здравоохранение), т.е. отрасли социальной инфраструктуры.

Следует отметить, что речь идет не о монопольном положении государства в названных отраслях, поскольку и частный капитал может быть представлен предприятиями транспорта, связи, учреждениями образования, культуры и др.

Процесс формирования и расширения государственной собственности осуществляется тремя путями:

  • 1) национализация частных предприятий;
  • 2) государственное строительство, т.е. создание новых объектов за счет госбюджета;
  • 3) осуществление финансовых инвестиций.

В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной мере входят: земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, предприятия электроэнергетики, газовой, угольной, сталелитейной промышленности, военные объекты, воздушный транспорт, почта, железные дороги, телекоммуникации и т.д. Составной частью государственного сектора являются учреждения и организации социальной сферы.

Величина государственного сектора в каждой из стран различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов, в том числе: исторически сложившимися условиями и культурными традициями страны, качественным состоянием экономики на данном временном этапе ее функционирования, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики.

Значение государственного сектора в экономике, как правило, оценивается по его доле в: численности занятых в экономике, валовых капиталовложениях в основные фонды, капитале отдельных отраслей. Влияние государственного сектора на развитие экономики определяется его вкладом в создание ВНП, размерами перераспределения и потребления ВНП.

Наибольшее распространение государственная собственность получила в Западной Европе, где в середине 80-х гг. XX в. государственный сектор обеспечивал до 1/2 валовых капиталовложений, потреблял около 1/4 конечного общественного продукта, финансировал примерно 1/2 общенациональных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Следует обратить внимание на существенные различия между государственным и частным секторами экономики. В первом случае экономическая деятельность носит обязательный характер, во втором -- добровольный.

Кроме того, для государственных предприятий в ряде случаев характерны низкая экономическая эффективность, слабость внутренних импульсов к инновациям, бюрократизация управленческой деятельности.

Данное обстоятельство объясняет появление новых тенденций в развитии государственной собственности на рубеже XX-XXI вв.

Одна из тенденций -- снижение доли государственной собственности, которое осуществляется в процессе приватизации по определенным программам, разрабатываемым и реализуемым органами государственной власти и управления.

Другой тенденцией развития государственной собственности является относительное увеличение доли государственной собственности, функционирующей на коммерческих началах. Главной причиной, обусловившей появление и развитие названной тенденции, стало усложнение экономики, потребовавшее повышения разнообразия способов и методов ее государственного регулирования. Коммерциализация существенной части государственных предприятий обусловила качественные изменения в механизме управления ими. Действуя в рыночной среде, в условиях конкуренции, они нуждаются в управлении, сориентированном на рыночные критерии эффективности.

Третья тенденция развития государственной собственности отражает процесс проникновения государственного капитала в частный сектор, и наоборот, частного капитала в государственный сектор. Она свидетельствует о появлении принципиально новой характеристики современной смешанной экономики, которую отличает не традиционно параллельное, преимущественно обособленное функционирование государственной и частной собственности, а их тесное взаимодействие.

Взаимодействие государственной собственности с частной осуществляется в формах:

  • -- интеграции капиталов в рамках отдельной фирмы
  • (предприятия). Таким образом, создаются предприятия со

смешанной формой собственности;

Рыночного предложения и использования государственного капитала посредством долевого участия государства в финансировании перспективных для национальной экономики инвестиционных проектов, предоставления им долгосрочных кредитов, путем передачи государственного имущества в коммерческое использование частным физическим и юридическим лицам и др.

Появление и развитие феномена государственного предпринимательства позволило уточнить и представление о роли государства в современной экономике. Она не может быть сведена только к компенсации "провалов" рынка. Важным оказывается и содействие развитию рыночного механизма, его дополнение, когда он слаб или недостаточно развит, повышение эффективности использования экономических ресурсов общества.

Государство играет активную роль в формировании рыночных макроэкономических процессов. Оно политические, социальные и экономические принципы гражданского сообщества.

Государства в рыночной экономике, как правило, заключаются в регулировании слабых мест рыночного механизма - в тех случаях, когда не происходит самостоятельного исправления ситуации, или когда налицо неэффективность воздействия рынка. В таких случаях государство создает равные условия для конкуренции предпринимателей, ограничивая власть монополий. Оно проявляет заботу о производстве необходимого количества услуг и товаров в тех случаях, когда рыночный механизм не может удовлетворить должным образом потребности населения.

Экономические функции государства проявляются в социально справедливом чего не обеспечивает рынок. Государство обязано заботиться о стариках, малоимущих, инвалидах. Оно должно обращать внимание на сферу научных фундаментальных разработок. Данная необходимость возникает из-за нежелания предпринимателей заниматься подобным вопросом в связи с высокими рисками, чрезвычайной дороговизной и отсутствием быстрого дохода.

Экономические функции государства заключаются и в Органы государства принимают меры по предупреждению и сокращению безработицы, так как рынок права на труд не гарантирует.

и функции государства

К основным функциям государства в области экономики можно отнести:

1. Создание законодательства, позволяющего принимать экономические решения. Государственные органы разрабатывают и принимают законы, которые регулируют деятельность организаций и предприятий различных форм собственности, а также предпринимателей, определяют обязанности и права граждан.

2. Обеспечение экономической стабильности. С помощью кредитной, денежной, бюджетной и принимает меры по недопущению спада производства, снижению безработицы, сглаживанию инфляции, поддержанию национальной валюты и стабильного уровня цен.

При неспособности рыночного механизма поддерживать структурное и макроэкономическое равновесие в данные процессы вмешивается государство.

Экономические функции государства заключаются в вырабатывании стратегии развития, формировании предпринимательского и и социальных условий работы экономики.

Государство занимается организацией производства услуг и товаров, которым частный сектор не уделяет должного внимания. Оно создает условия для успешного развития связи, транспорта, сельского хозяйства, занимается определением расходов на науку и оборону, реализует и формирует программы развития здравоохранения и образования.

Государственные органы обеспечивают социальную защиту и предоставляют социальные гарантии, которые заключаются в определении минимальной заработной платы, выплате пенсий по инвалидности, старости, пособий по безработице и различных видов помощи малоимущим категориям населения.

С помощью государства осуществляется поддержка во внешнем мире национального бизнеса, координируется его деятельность, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной экономики в условиях мирового хозяйства. Государство принимает меры противодействия факторам и угрозам нестабильности, обеспечивает экономическую безопасность, на должном уровне поддерживает оборонную способность.

Кроме общих принципов, экономические функции государства проявляются в регулировании конкретных сфер и отраслей экономики, а также ее развитии в отдельных регионах страны.

Роль и функции государства в экономике


1. Определение роли государства в экономике


1.1 Экономическая роль и функции государства


Под государственным регулированием экономики принято понимать систему законодательных мер исполнительного и контролирующего характеров, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями. Цель данных мероприятий стабилизация экономики в стране и ее приспособления к изменяющимся условиям.

Экономическая система и рыночное хозяйство находятся в постоянном развитии и изменении. В ходе эволюции и совершенствования данных понятий возникают социально-экономические проблемы, которые не всегда могут решаться саморегулирующимся механизмом экономики частного сектора. В ситуации неправильно-функционирующей экономики, когда образуются так называемые «провалы рынка» могут возникать отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении и иные проблемы, игнорирование которых немыслимо для благосостояния общества. Поэтому, необходимо вмешательство экономически-сильного лица, то есть государства.

В нашем современном обществе невозможно нормальное функционирование всех экономических и рыночных процессов без государственного регулирования. На данный момент, важен вопрос не о том, необходимо ли государственное вмешательство и регулирование экономики, а о формах, методах и масштабах подобного регулирования. Таким образом, понятия «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» идентичны.

К основным задачам, которые решаются на государственном уровне причисляют стимулирование экономического роста и прогрессивного сдвига в различных сферах производства, поддержание экспортной политики регулирование занятости населения в производственном процессе. Конкретные направления и акцент на определенную задачу зависит от характера сложившейся экономической ситуации в определенной стране и остротой социально-экономических проблем в ней. Таким образом, экономической политикой государства можно назвать проводимую государством линию экономических действий и придание желаемого ориентира экономическим процессам, которые воплощаются в совокупность мер, предпринимаемых государством, путем которых достигаются поставленные цели и задачи, а также и решаются проблемы социально-экономического характера.

Во многом государственная экономическая политика государства обусловлена исторически-сложившимися фактами, то есть, некоторые ситуационные процессы взаимосвязанные с историческим прошлым какой-либо страны и предшествующей ей экономической обстановкой.

В процессе развития экономики стран мира происходят различные колебательные процессы изменения экономического роста или роста производственной активности, движение макроэкономических показателей, сокращение или увеличение спроса и предложения. Соответственно, экономисты выделяют, различные фазы экономических циклов, которые сменяют друг друга.

К вышеупомянутым фазам можно отнести:

·экономический рост, подъем;

·высокая экономическая конъюнктура (экономический бум);

·экономический кризис, спад (рецессия, стагнация; стагфляция);

·депрессия, низкая экономическая конъюнктура;

Как и любой экономический процесс, экономическую политику государства разделяют на краткосрочную и долгосрочную политику, в зависимости от временного периода в котором она действует. К долгосрочной политике прибегают в период относительно устойчивых условий экономики. Такая политика намечает линию экономического поведения заранее на несколько лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. В период же неустойчивости и невозможности прогнозирования будущих условий государство прибегает к краткосрочной экономической политике. Такая политика характерна сроком примерно на год, или, иногда, на несколько месяцев.

Экономическая политика реализуется путем законов, президентских указов, правительственных постановлений и других нормативных актов.

Как правило, государство берет на себя корректировку тех несовершенств, с которым рыночный механизм не может самостоятельно справиться или же, не в состоянии принять эффективное решение. Государство обеспечивает создание равных условий для предпринимательской конкурентоспособности и ее эффективного осуществления, ограничение власти монополий. Оно также заботится об обеспечении и производстве нужного количества товаров и услуг, поскольку, в некоторых случаях рыночный механизм не в состоянии удовлетворять общественные потребности населения.

Вышеупомянутые программы следят за свободой интересов граждан и подавляют возможность ее ущемления интересами отдельных лиц и монопольных организаций.

Государственное регулирование в предпринимательстве защищает, также, интересы будущего поколения, охраняет окружающую среду, пытаясь предотвратить ее загрязнения и гибели. Нормативное регулирование в первую очередь уделяет внимание безопасности продукции, особенно продовольственных и фармацевтических товаров продуктов, разработке и внедрению унифицированного национального стандарта качества.

Иная причина государственного вмешательства в экономическую жизнь это социально несправедливое распределение дохода. Обязанностью правительства является забота о малообеспеченных, инвалидах и престарелом поколении, так как самостоятельно решить данную проблему, ввиду финансового положения или состоянию здоровья они не могут, а частному предпринимательству, целью которых является получение прибыли, такое занятие невыгодно.

Современные экономические функции государства многообразны.

Экономисты выделяют две основные группы государственных функций:

·Функция обеспечения правовой базы функционирования рынка и стимулирования конкуренции;

·Перераспределительной функцией доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста

Основные регулирующие функции государства состоят в следующем:

·стимулирование к сбалансированному экономическому росту;

·обеспечение трудовой занятости;

·ценовое регулирование;

·создание правовой основы;

·распределение ресурсов;

·обеспечение социальной защиты;

·регулирование рынка труда;

·охрана окружающей среды;

·защита национальных интересов.

Другая проблема, которая не относится к функционированию рыночного механизма, связана с «внешними эффектами». Их основная суть заключается в негативных последствиях деятельности предприятий, которые, в последствие, сказываются на благосостоянии или состоянии здоровья населения. И так как, самостоятельно рыночный механизм не способен ликвидировать отрицательные последствия, потому что его экономическая деятельность в частности ориентирована на удовлетворение на возрастающий платёжеспособный спрос, регулирование внешних эффектов и последствий по возможности следует взять на себя государству.

В современном обществе круг потребностей постоянно расширяется. В настоящее время, ни одно социальное общество не может обойтись без системы образования и системы охраны общественного порядка, национальной системы обороны и т.д. Устраняя дефицит в обществе, и, стимулируя научно-технический прогресс, вместе с тем, рынок неспособен решить иные, жизненно-важные социально-экономические проблемы, а их игнорирование недопустимо для нормального существования населения какой-либо страны. Поэтому, решение таких проблем берет на себя государство.

Решая проблемы, которые рынку неподвластны, государство проводит антимонопольную политику для поддержания конкурентоспособности рынка, как самой эффективной формы экономики, следит за обеспечением свободы предпринимательской деятельность, стимулирует производственную активность и научно-технический процесс и контролирует организацию денежного обращения. Государство также обеспечивает население общественными благами, следит за устойчивостью валюты и проводит различные меры для повышения благосостояние общества. Все вышеперечисленное является классическими функциями государства, которые составляют минимальную границу его вмешательства экономику.


1.2 Основные причины вмешательства государства


Формирование рыночной системы проходило на протяжении длительного периода в результате постепенного разложения натурального хозяйства. Основой данного процесса явилось развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей, то есть рост частной собственности на средства производства.

Рынок, по сути своей, система саморегулирующегося механизма. Основой такого механизма является свободная конкуренция. Но в определенных ситуациях ее может быть недостаточно. Некоторые негативные факторы могут расшатывать образовавшийся баланс, и, если не устранить причину, рынок терпит фиаско. Таким примером может послужить «Великая депрессия» случившаяся в 30-е года.

Устраняя дефицит в обществе, и, стимулируя прогресс в научно-технической сфере, вместе с тем, рынок неспособен решить иные, жизненно-важные проблемы социально-экономического характера, а их игнорирование недопустимо для нормального существования населения какой-либо страны. Поэтому, решение таких проблем берет на себя государство.

К первому виду проблем стоит отнести удовлетворение общественных потребностей. В современном обществе круг потребностей постоянно расширяется. В настоящее время, ни одно социальное общество не может обойтись без системы образования и системы охраны общественного порядка, национальной системы обороны и т.д.

Некоторый вид товаров, которыми пользуются все жители страны, практически в одинаковой мере, получили название «общественных» или «коллективных» товаров. Для обеспечения таких благ в нужной мере, государство берет на себя их финансирование.

В процессе финансирования общественного сектора государством, главную роль играет налоговая система. Необходимые средства для осуществления налоговой политики обеспечивает бюджет, который представляет собойформу образования и расходования денежных сбережений. Необходимую финансовую базу для осуществления государственных операций в экономической области обеспечивают поступления от налогов. Иначе говоря, государство прибегает в бюджетно-налоговой политике.

Бюджетно-налоговой политикой государства называют государственную политику в сфере налогообложения и государственных расходов в целях поддержания высокого уровня занятости, стабильной экономики и роста ВНП. Данная политика также включает в себя меры, направленные на образование государственного фонда средств, наличие которого является необходимым условием для создания нормальной жизнедеятельности общества. Государственный бюджет способствует осуществлению важных макроэкономических функций. В странах, где сильнее развита рыночная экономика, налоги все больше приобретают статус наиболее активного инструмента экономической и социальной государственной политики.

Иная проблема, которая не относится к функционированию рыночного механизма, связана с «внешними эффектами». Их основная суть заключается в негативных последствиях деятельности предприятий, которые, в последствие, сказываются на благосостоянии или состоянии здоровья населения. И так как, самостоятельно рыночный механизм не способен ликвидировать отрицательные последствия, потому что его экономическая деятельность в частности ориентирована на удовлетворение возрастающего платёжеспособного спроса, регулирование внешних эффектов и последствий по возможности следует взять государству.

Рассмотрим данное явление подробнее. Последствия от деятельности организаций и фирм рыночного типа может нести как положительные, так и негативные результаты, которые могут сказаться на благосостоянии других членов общества. Например, внешние эффекты, последствием которых может стать загрязнение природы и окружающей среды или неразумное использование природных источников из-за производственной деятельности каких-либо фирм. Поскольку, рыночный механизм самостоятельно не способен устранить подобные отрицательные последствия, а их факт возникновения может негативно сказаться на общем благосостоянии, как природы, так и общества, то регулированием внешних эффектов следует заняться государству. Оно может осуществлять регулирование с помощью их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет, чтобы ликвидировать отрицательные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, приобретенные от положительных внешних эффектов. Нейтрализация отрицательных внешних эффектов может осуществляться с помощью прямого администрирования, то есть запрета использования и эксплуатации доли невосстанавливаемых природных запасов, использования вредной технологии, производства товаров и услуг, которые несут в себе угрозу для здоровья людей. Нарушители таких запретов выплачивают штраф. Размер штрафа в несколько раз превышает возможные выгоды производителя.

Также, государство вправе ограничивать или подавлять нежелательные для общества виды экономической деятельности, например производство и торговлю наркотиками или оружием, или, наоборот, оказывать поддержку для некоторых предпринимательских форм, развитие которых выгодно государству или обществу. К примеру, фермерским хозяйствам, малому бизнесу, благотворительной деятельности.

В данном случае, государство влияет на экономику с помощью законодательных запретов или ограничений, налоговой политики, обязательных платежей, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Вышеупомянутые программы следят за свободой интересов граждан и подавляют возможность ее ущемления интересами отдельных лиц и монопольных организаций. Государственное регулирование в предпринимательстве защищает, также, интересы будущего поколения, охраняет окружающую среду, пытаясь предотвратить ее загрязнения и гибели. Нормативное регулирование в первую очередь уделяет внимание безопасности продукции, особенно продовольственных и фармацевтических товаров продуктов, разработке и внедрению унифицированного национального стандарта качества.

Такие мероприятия дают возможность корректировки действий рыночного механизма, нейтрализовать отрицательные последствия слепой игры рыночных сил, которая проявляется во внешних эффектах. В основном, данное регулирование направлено на предприятия и организации, которые занимают наиболее важное место для экономики и населения, представляют общественную опасность или нуждаются в значительной государственной поддержке. Такими объектами являются военно-оборонные и энергетические сферы, атомная энергетика. Природные объекты, несущие в себе не меньшую ценность: заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы. И ряд социальных объектов: научных, культурных, здравоохранительных образовательных учреждений, Подобные объекты, предприятия, организации в основном являются государственными или муниципальными видами собственности.

Чтобы сдерживать производство и нерациональное потребление государство прибегает к мерам прямого и косвенного регулирования. Ими являются нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Третья группа проблем, порождается ограниченностью рыночного механизма. Она связана с правовыми аспектами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Теоретически, ситуация с полной занятостью населения практически невозможна, поскольку, в долгосрочном периоде обществу всегда приходиться выбирать между инфляцией и безработицей.

И попытки государства к обеспечению любой ценой полной занятости означали бы разрушение самого рыночного механизма. Главная задача в таком случае состоит в эффективном регулировании рынка рабочей силы. Путем применения социальных выплат или трансфертов людям, осуществление программ по созданию новых рабочих мест для людей не по своей воле утративших рабочие места и для лиц с высокой квалификацией труда.

В случае, когда фирмы договариваются между собой о разделении рынка или ценовом уровне, то как следствие, потребителям приходится выплачивать большую сумму за продукцию и снижать количество потребления. В таком случае чрезмерно высокой цены, не все потребители могут позволить себе потреблять тот же самый товар в желаемом ими объеме. Данная ситуация рынка неэффективна. При подавлении конкуренции покупатели оказываются в убытке. И, когда рынок не в состоянии справится с проблемой монополизации рынка, необходимо вмешательство государства.

То есть четвертая группа проблем, связанна с монополизацией рынка. Деятельность государства, которая нацелена на предотвращение монополизации каких-либо видов производственной деятельность отдельными производителями и на защиту прав потребителей называетсяантимонопольным регулированием.

В качестве главных направлений государственной антимонопольной политики называют:

·прямое ценовое регулирование;

·обложение налогом объектов монополий;

·регулирование естественных монополий.

Под государственным регулированием цен понимается комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.

Для контроля и регулирования за деятельностью субъектов естественных монополий образуют федеральные органы исполнительной власти в порядке, который установлен для федеральных органов исполнительной власти. Они вправе организовать свои территориальные органы, которые наделяются определенными полномочиями

Данные органы регулирования могут использовать нижеперечисленные методы регулирования субъектов естественной монополии:

·ценовое регулирование, которое осуществляется путем назначения цен или их предельного уровня;

·определение количества потребителей, которые подлежат обслуживанию в обязательном порядке, и (или) установление минимального уровня их обеспечения, при отсутствии возможности удовлетворения их спроса на товар в полном объеме, с учетом необходимости защиты прав и охраны природы и культурных ценностей.

Помимо этого, органы, регулирующие естественные монополии, обеспечивают контроль над сделками, результатом которых является приобретение субъектом естественной монополии права собственности на основные средства или реализацию товаров, относительно которых применяется регулирование. Согласно законодательству РФ, балансовая стоимость таких основных средств не должна превышать 10% стоимости основного капитала субъекта монополии по последнему утвержденному балансу.

Кроме того, государство может вмешиваться в экономику посредством применения административного контроля над монополизированными рынками, организационного механизма и антимонопольного законодательства.Административный контроль над монополизированными рынками соединяет в себе методы воздействия на какую-либо монополизированную отрасль. В частности, к ним относят финансовые санкции, которые применяют в ситуации несоблюдения антимонопольного законодательства. Целью административного контроля являетсяантимонопольная «профилактика». Способы и методы данной политики государства направлены на то, чтобы сделать монополии и их деятельность неэффективной и невыгодной. Данная политика может снижать таможенные пошлины, отменять количественные квоты в качестве поддержки малого бизнеса, упрощать процедуры лицензирования, и так далее.

В целом, антимонопольное регулирование можно определитькак систему мер экономического, административного и законодательного характеров, проводимые государством для обеспечения условий рыночной конкуренции. Негативные моменты в экономике вынуждают современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и осуществлять антимонопольную политику. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает ценовой сговор среди доминирующих фирм. Любое соглашение между фирмами для установления цен незаконно.

Существуют и другие проблемы, требующие государственного вмешательства. Здесь можно выделить необходимость борьбы против инфляции, крупные инвестиционные проекты, которые в силу своей неэффективности не приносят прибыли и связанны с большим риском, неравномерность регионального развития.

В итоге, можно сказать что, с одной стороны, рынок это наиболее эффективный и рациональный способ производственной организации, а с другой стороны, он имеет весомые недостатки, которые должны быть нейтрализованы для повышения благосостояния в стране, путем разных форм государственного регулирования. Именно поэтому качественной экономической структурой считается регулируемая рыночная экономика. Осуществление подобных управленческих функций государством возможно лишь в том случае, если оно экономически сильно.

Если исходить из мирового опыта, то современное государства должно:

·обеспечивать развитие базовых отраслей: энергетической, металлургической, топливной промышленности, и стимулировать новые отрасли;

·осуществлять стратегический прогноз научно-технического развития, и оценку социально-экономических последствий данного прогресса с общенациональной позиции.

·координировать усилия общества по охране окружающей среды;

·создавать производственную и социальную инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение;

·поддерживать денежные и финансовые системы в нормальном состоянии

Ни одна из вышеупомянутых проблем не может быть осуществлена частными предприятиями, корпорациями или иными хозяйственными отраслями или регионом. Данная прерогатива исключительно государственная.


2. Анализ экономической роли государства на примерах бюджетно-налоговой и антимонопольной политики


2.1 Особенности бюджетно-налоговой в России


В странах, где наиболее развита рыночная экономика налоги все более приобретают статус активного инструмента государственной социальной и экономической политики.

Как и для налоговой системы России, так и для других налоговых систем, действующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы. В соответствии с таким устройством, налоговая система должна быть в своих основных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, которые предоставляются региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, так как это может способствовать разрушению единого налогового пространства.

В нашей стране, формирование и исполнение бюджета регламентируется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом, другими законодательными и нормативными актами. Помимо этого, ежегодно разрабатываются и принимаются законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

Бюджетная система России трехуровневая. Она состоит из следующих составных элементов: первым ее составляющим уровнем является федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ, то есть республиканские бюджеты, бюджеты краев и областей, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

На третьем уровне находятся местные бюджеты

Из отчета минфина на 5 августа 2010 года основой бюджетной политики РФ с 2011 по 2013 годы стали стратегические цели развития страны. Они сформулированы в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Согласно ему, в 2011-2013 гг. бюджетная политика призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности за счет уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов. Дефицит федерального бюджета, по прогнозам специалистов, будет снижаться. В сфере образования и здравоохранения разрабатываются структурные преобразования.

Налоги субъектов Федерации, то есть, республики в составе РФ, области, автономные образования, города федерального значения, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и действующими на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно оперативным данным Федеральной налоговой службы, в январе 2012 года в Российский консолидированный бюджет поступила сумма со сборов налогов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, величиной в 657,8 млрд. рублей, что на 12,9% больше, чем в январе 2011 года.


Таблица 1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. рублей)

Январь 2012В% к январю 2011Консол. бюджетв том числеКонсол. бюджетв том числефеде-раль. бюджетКонсол. бюджеты субъектов РФфеде-раль. бюджетКонсол. бюджеты субъектов РФВсего657,80412,10245,70112,90112,90112,80Из них налог:71,609,3062,20106,20114,50105,10на прибыль организацийна доходы физических лиц106,10-106,10108,80-108,80на добавленную ст-ость на товары (работ, услуги), реализуемые на территории РФ169,30169,30-92,8092,80-Акцизы по подакцизным товарам(продукции), производимым на территории РФ69,4036,1033,40145,30В 1,7 р.126,10на имущество19,0-19,0091,70-91,70Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами191,70188,902,90128,80129,4098,80Из них налог на добычу полезных ископаемых189,70187,02,70130,80131,4099,60

Как видно из данных, основную долю налоговых поступлений, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2012 года составили налоговые поступления с добычы полезных ископаемых - 28,8%, на доходы физических лиц - 16,1%, на прибыль организаций - 10,9%. В январе 2012 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 615,8 млрд. рублей, что составляет 93,7% от общей суммы налоговых доходов. Региональные налоги на 8,5 млрд. рублей, что составляет 1,3% от общей суммы. Местные налоги на 10,6 млрд. рублей, 1,6% от обще сумму, налоги со специальным налоговым режимом в сумме на 22,7 млрд. рублей, то есть 3,4% от общей суммы.

Налогообложение на прибыль корпораций занимает значительное место. Данная налоговая система сбора осуществляется по пропорциональным ставкам, в отличие от налогообложения доходов физических лиц, которое осуществляется по прогрессивным ставкам. По даннам за январь 2012 года, поступления от налогов на прибыль предприятий в консолидированный бюджет Российской Федерации составили сумму в размере 71,6 млрд. рублей. Сравнительно с предыдущим годом того же числа, сумма увеличилась на 6,2%.

В результате бюджетно-налоговой политики государства в январе 2012 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступили денежные средства на сумму в 106,1 млрд. рублей с налогообложения на доходы физических лиц, что явилось 8,8% больше, чем за предыдущий период 2011 года.

Данные, относительно налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2012 году сравнительно с соответствующим периодом 2011 года представлены в нижеуказанной таблице 2


Таблица 2. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам

Январь 2012 г.Январь 2011 г.Консол. бюджетВ том числеКонсол. бюджетВ том числемлрд. рублейВ% к шагуФедеральный бюджетКонсол. бюджеты в РФмлрд. рублейВ% к шагуФедеральный бюджетКонсол. бюджеты в РФвсего71,601009,3062,2067,401008,2059,20Из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам67,5094,305,3062,2065,6097,406,3059,30С доходов, полученных в виде дивидендов2,603,602,60-0,300,400,30-С доходов, полученных в виде процентов по государственным ценным бумагам1,502,101,50-1,602,401,60-

На данный момент в Российской Федерации сформировалась система бюджетно-налогового федерализма. Данная система подразумевает, что функционирование бюджетных систем федерального, регионального и муниципального уровней управления самостоятельно и независимо.Бюджетный федерализм отражает характер налогового распределения и перераспределения между федеральным и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации. Сутью такой системы является необходимость обеспечить единство общегосударственных интересов, интересов населения. В качестве инструментов реализации бюджетного федерализма выступают: трансферты, субвенции, дотации. На данный момент в России часто прибегают к методу выравнивания бюджетных доходов и расходов по регионам страны путем трансфертной системы.

Трансферты, или гранты, разделяют на два типа: общие и целевые. К общим трансфертам прибегают для корректировки общего уровня доходов региональных бюджетов. Целевые выполняют функции, определенные федеральными органами. Размер целевых трансфертов не всегда зависит от уровня бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения. В практической сфере, общие трансферты регионы используют по их собственному усмотрению и не обусловлены встречным финансированием. Использование же целевых трансфертов связано с определенными условиями. Поэтому целевые трансферты выделяют в другую самостоятельную группу - субвенции.

Под субвенциями понимают денежные средства, которые выделяются федеральным бюджетом или бюджетами регионов для иных регионов. Они характеризуются ярко выраженным целевым назначением. В случае, если субвенции использовались не в их предназначенных целях, они должна быть возвращены.

Дотации можно определить как безвозмездные средства бюджетной поддержки в пользу какого-либо региона, в случае неблагоприятных факторов, временных или постоянных. Дотации используют, чтобы поддержать финансово определенный вид экономической сферы и категорий населения.

Все вышеуказанные понятия трансфертов, субвенций и дотаций используются для создания финансовой базы, которая гарантирует достижение и поддержание достойного уровня удовлетворения социальных запросов населения региона.

Законодательство РФ за отдельными бюджетами закрепляет конкретные виды доходов. В ситуации, когда для сбалансированного соотношения доходов и расходов региональному бюджету недостаточно собственных средств, предусматривается передача доли денежных средств в виде отчислений от налогов доходов из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования. Данные доходы называют регулирующими.

Рассмотрим порядок, в котором исчисляется величина трансфертов из в нижестоящий бюджет из регионального.

Первым делом, определяют разницу между душевым бюджетным доходом определенной территории и среднедушевым бюджетным доходом в целом по области на данный год. Если душевой бюджетный доход (ДБД) данной территории окажется меньше чем среднедушевой бюджетный доход (СБД) по области, в таком случае полученную разницу умножают на численность населения (ЧН) данной территории. Бюджетные доходы, которые включают в расчет, корректируют на понижающий коэффициент который равен 0,8. Сумма, которая получается в итоге и есть трансферт по доходам.

Данные действия описываются формулой (1):

ТД=(СБД*0,8 - ДБД) ЧН (1)


Следующим этапом вычисляют отношение расходов бюджета на одного жителя данной территории (ДБР), скорректированного на поправочный коэффициент равный 0,75 к доходам бюджета на одного жителя данной территории, как продемонстрировано в формуле (2). Такой показатель называется поправочным коэффициентом расходов (Кр):


Кр=(ДБР*0,75)/ДБД (2)


Если при расчетах получается результат меньший единицы, вышеупомянутый коэффициент применяют как понижающий, а если больше, то, как повышающий.

Завершающим этапом коэффициент расходов умножают на сумму трансферта по доходам, результатом чего получают общую сумму трансфертов, причитающихся территории, которая нуждается в поддержке:


ТТНП=ТД*Кр (3)


Территориям, сумма собственных доходов которых, с учетом трансфертный отчислений, не покрывает, прогнозируемые на планируемый год расходы, предоставляют дополнительную финансовую поддержку. Ее называют трансфертом территории, особо нуждающейся в поддержке

Такой трансферт рассчитывается, как показано в формуле (4):


ТТОНП=SCP-1СД (4)


где SCP - сумма прогнозируемых расходов на планируемый год по особо нуждающейся территории;

ЕСД - сумма доходов дотируемой территории с учетом трансферта ТТНП.

Как достоинство такой программы называют тот факт, что все муниципальные образования ставят в одинаковых условиях. А в качестве недостатка можно назвать неточное определение минимально необходимых расходов.

Федеральный бюджет не только Российской Федерации но и любой другой страны является важным показателем развитого государства и финансовым фундаментом для развитой страны. Бюджетно-налоговая политика центр экономической деятельности государства. Вышеуказанные показатели являются результатом деятельности государства и показателем развития данного сектора в нашей стране. Качественное и грамотное планирование данной политики основной фактор к общей экономической устойчивости.


2.2 Особенности антимонопольного регулирования в России


Совокупность нормативных актов Российской Федерации, которые направлены на защиту конкуренции, можно описать следующим образом. Первоначально, основным элементом данной системы был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948. Позднее, в него были внесены изменения в 1992 году 24 июня и 15 июля, в 1995 году25 мая, в 1998 году 6 мая, в 2000 году 2 января, в 2001 году 30 декабря, в 2002 году 21 марта и 9 октября, в 2005 году 7 марта, в 2006 году 2 февраля. После, был введен закон №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года, с дальнейшими поправками от 30 декабря 2001 года и 2 февраля 2006 года. Позднее, второй федеральный закон №117-ФЗ был отменен полностью. В настоящее время действующим законом принят Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года. Первым антимонопольным законом в современной стал принятый закон в Канаде в 1889 году. Антимонопольная инфраструктура РФ состоит из Федеральной антимонопольной службы, которая занимается также и защитой прав потребителя. Действующий Федеральный «О защите конкуренции» включает в себя ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для субъектов, с доминирующим положением на рынке. Вышеупомянутое положение на рынке определенной фирмы определяется посредством вычисления доли организации в числе общих продаж на рынке или вычислением совокупной доли, которую занимают на несколько крупных по объемам продаж фирм. Следовательно, руководителю или главному бухгалтеру того предприятия, которое принимает участие в сделках по купле-продаже активов иных организаций, стоит учитывать вероятность того, что совершенные ими сделки подлежат антимонопольному контролю ФАС России, если общая сумма стоимости активов по последнему балансу превышает четыреста миллионов рублей.

Согласно федеральному закону «О защите конкуренции» должен осуществляться контроль над слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний. Также он запрещает согласовывать цены между доминирующими организациями, разделять рынок и некоторые другие практики.

Согласно данному закону субъектам при некоторых исключениях запрещается:

·устанавливать монопольно высокую цену товара;

·навязывать условия договора своему контрагенту, если они невыгодны для него или не относятся к предмету договора;

·прекращать или сокращать производство товара с большим спросом на него, без экономически или технологически обоснованных причин;

·отказывать в заключение договора с отдельными заказчиками без экономически или технологически обоснованных причин, в случае возможности производства или поставок соответствующего товара;

·устанавливать различную цену на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, то есть создавать дискриминационные условия;

·создавать препятствия доступа и барьеры для входа на рынок или выхода из него другим организациям;

·нарушать порядок ценообразования, установленный нормативными правовыми;

Главным регулирующим органом в России является Федеральная Антимонопольная Служба «ФАС». Ее основная функция антимонопольное регулирование. Она осуществляет контроль над экономической деятельностью субъектов и концентрацией их хозяйственной деятельности. Один из механизмов антимонопольного контроля это необходимость подачи хозяйствующими субъектами ходатайств и уведомлений о сделках, которые подлежат контролю.

В основном ФАС контролирует и занимается следующим:

·создает и реорганизует коммерческие организации (в случаях, которые предусмотрены в статье 27 Закона о конкуренции);

·контролирует сделки с акциями (долями), имуществом предприятий коммерческого типа и правами в их отношении (в случаях, которые предусмотрены в статье 28 Закона о конкуренции);

·контролирует сделки с акциями (долями), активами предприятий финансового типа организаций и правами в их отношении (в случаях, предусмотренных в статье 29 Закона о конкуренции);

·контролирует сделки, иные действия, о совершении которых должны уведомлять антимонопольный орган (в случаях, предусмотренных в статье 30 Закона о конкуренции).

В случае нарушения предусмотренных законом правил, организации несут ответственность.

Если коммерческая организация была создана без согласия ФАС, включая ситуации присоединения или слияния коммерческих предприятиях, в случаях, указанных в статье 27 Закона, она подлежит ликвидации либо реорганизации.

Сделки с активами коммерческих организаций, которые указаны в статьях 28 и 29 Закона реализованы без согласия ФАС, их признают недействительными в судебном порядке.

Если на коммерческую организацию были возложены обязательства по уведомлению ФАС об осуществлении сделок, которые указаны в пунктах 1-5 части 1 статьи 30 Закона, то в случае невыполнения данных обязательств, фирма подлежит ликвидации, либо реорганизации в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Если территориальный орган не выполняет предписания ФАС о прекращении либо недопущении действий, которые ограничивают конкуренцию, то это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Или, в некоторых случаях, получает дисквалификацию сроком до трех лет. Что касается юридических лиц, их штраф составляет сумму от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В течение каждого года разрабатываются программы, которые способствуют развитию и совершенствованию действующего антимонопольного законодательства в целях повышения его эффективности. В 2009 году был принят «второй антимонопольный пакет», сильно ужесточены санкции за нарушение антимонопольного законодательства. 27 октября 2011 года состоялась III ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России», последствием которой стало решение принятия «третьего антимонопольного пакета». По замыслу Федеральной антимонопольной службы РФ, его основная цель создание наиболее прозрачной системы антимонопольного регулирования для бизнеса.

Поскольку, развитие международного сотрудничества антимонопольных органов способствует расширению практических границ и возможностей обмену у антимонопольных органов, многие законодательства различных стран сближаются, что дает возможность для более эффективного функционирования.

Например, между ФАС России и Европейской Комиссией был подписан меморандум о взаимопонимании в сфере конкуренции, также было подписано соглашение о взаимодействии между российским антимонопольным ведомством и антимонопольными ведомствами США.

В России среди естественных монополий выделяют РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения.

Рассмотрим применение антимонопольного регулирования на примере рынка газа, поскольку в данной сфере применение антимонопольного законодательства достаточно велико. Ежегодно рассматривается около 75 нарушений, наиболее распространенные из них - злоупотребления доминирующим положением: их доля составляет примерно 85%. В 2007 г. количество этих нарушений достигло 170 возбужденных дел.

Естественным способом сохранить свое доминирующее положение на рынке и укрепить рыночную власть является создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам. В 2007 г. в РФ рассмотрено более 200 заявлений. Доля данной группы нарушений составляла 3.76% от общего количества ежегодных нарушений. Под препятствием (барьерами) для доступа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, экономического, технологического и финансового характера, препятствующие вступлению новых хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок и ограничивающие их возможности на равных условиях конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

В 2004 году было открыто дело антимонопольным ведомством по отношению группы лиц ОАО «Газпром». Данное предприятие нарушило, предусмотренное ФАС законодательство и создавало компаниям-конкурентам барьеры к доступу на рынок природного газа


Таблица 3. Структура выданных предписаний по фактам злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке по системе ФАС РФ в 2009 г.

навязывание невыгодных условий договора22%необоснованный отказ от заключения договора15%нарушение порядка ценообразования14%Необоснованное сокращение или прекращение производства товаров13%установление монопольно высоких цен7%Создание препятствий доступу на рынок и выхода из него3%Необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар3%Создание дискриминационных условий доступа2%прочие нарушения, в т.ч. изъятие товаров из обращения21%

Поскольку, создание препятствий является способом сохранения доминирующего положения фирмой на рынке, то организации всячески стараются укрепить барьеры для входа на рынок новый фирмам.

В таблице 3 приведены данные о выданных предписаниях по фактам злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов за 2009 год. Доля нарушений подобного рода среди общего количества нарушений по стране составила 3,76%. В 2009 году было рассмотрено более двести заявлений. Как видно из таблицы выше, наиболее часто свершаются нарушения раздела прочих нарушений, в т.ч. изъятия товаров из обращения и навязывание невыгодных условий договора.


Таблица 4. Структура возбужденных дел по видам соглашений и согласованных действий по системе ФАС в РФ в 2007 г.

Установление (поддержание) цен(тарифов), скидок42%Необоснованное установление различных цен на один товар4%Координация экономической деятельности хоз. субъектов4,3%Создание препятствий доступу на рынок, или выхода13%Необоснованный отказ от заключения договоров3%Навязывание невыгодных условий договора8%Раздел товарного рынка9%Иные соглашения, приводящие к ограничению конкуренции15%Прочие нарушения4%

Из данных выше видно, что в 2007 году наиболее распространенным видом нарушений стало установление (поддержание) цен (тарифов), скидок и нарушения конкурирующих хозяйствующих субъектов., которые препятствуют конкуренции.


Таблица 5. Динамика нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующего положения

Показатели200720082009Количество рассмотренных фактов по признакам нарушения и исполнению АМЗ (ст. 10)5403631410396Подтверждено нарушений/в% к рассм. фактов1890 (34,98%)2233 (35,37%)2535 (24.4%)Устранено без возбуждения дела/в% к числу подтвержденных нарушений559 (23,58%)594 (26,6%)124 (4,9%)Возбуждено дел/в% к числу подтвержденных нарушений1331 (70,42%)1639 (73,4%)2411 (95,1%)Выдано предписаний об устранении нарушений АМЗ/в% к числу подтвержденных нарушений614 (46,13%)748 (45,64%)1251 (51,9%)Исполнено предписаний/в % к числу выданных предписаний409 (66,61%)476 (63,64%)735 (58,8%)

Статистический анализ деятельность антимонопольных органов за весь период показывает, что злоупотребление доминирующим положением хозяйствующих субъектов превалирует в структуре выявленных нарушений антимонопольного законодательства. На их долю в 2007-2009 годах приходилось от 53 до 59% рассмотренных ФАС РФ и его территориальными управлениями заявлений.

По данным на 2011 год было выявлено 8 нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения 8 данных дел было выдано и исполнено 1 предписание.

В Российской федерации обобщение статистических показателей и практики показывает, что создание картельных сговоров возникает в отраслях с высокой степенью концентрации капитала и производственного потенциала. Антимонопольные органы рассматривают много заявлений по ценовым сговорам в сфере нефтепродуктов.

Как было сказано раннее, подобные сложившиеся ситуации неэффективны, а самостоятельно, с проблемой монополизации той или иной отрасли рынок справиться не может, поэтому иная проблема, обусловленная вмешательством государства в экономику это регулирование монополий.

Что касается Российской практики, антимонопольные органы активно осуществляют контроль над деятельностью субъектов, стараясь препятствовать барьерам, создающимся доминирующими фирмами на рынке, и стараясь поддерживать конкурентоспособность рынка, как наиболее эффективную систему.


Заключение


Таким образом, любая экономическая структура не может нормально функционировать без вмешательства государства. Некоторые рыночные процессы могут быть разрушительны для природы и негативно сказываться на благосостоянии общества, при отсутствии контроля. Поэтому любая экономика, в том числе и рыночная, нуждается в регулировании.

Под государственным регулированием экономики понимается система опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и, как следствие, экономику в целом, путем различных законодательств, налоговой системой, таможенными пошлинами и иными политическими инструментами ограничения или, наоборот, стимулирования к какой-либо деятельности.

Объектами государственного регулирования в экономической среде являются сферы или отрасли, или же экономические ситуации, где заложена потенциальная проблема возникновения каких-либо трудностей и проблем, пагубно сказывающихся на благосостоянии страны и устранение тех видов частного производства, которые несут в себе негативные последствия.

Устранять подобные проблемы государство может посредством каких-либо законодательств, запрещающих ту или иную деятельность, а также налоговыми штрафами, размер которых превышает размер тех выгод, которое мог бы получить производитель.

Экономическая роль государства проявляется через его функции. Основной целью государственной деятельности является достижение генеральной цели, то есть блага человека, его благополучия, как материального, так нравственного, а также защита его правовой и социальной личности.

По статистическим данным, в результате государственно - экономической деятельности в январе 2012 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступил доход с налогообложения на сумму в 106,1 млрд. рублей, что на 8,8% больше, чем за соответствующий период 2011 года. Как правило, налоговые поступления расходуются на блага и программы для повышения уровни жизни населения.

Также, государство обеспечивает благоприятную экономическую конъюнктуру и стабильное социально-политическое положение в стране, что в свою очередь способствует экономическому росту. А развитая инфраструктура рынка причина производственного роста товаров и услуг.

Экономическая роль государства - это необходимость, обусловленная неспособностью рынка самостоятельно справиться в определенных условиях и решить возникшие проблемы, как и развивающихся странах, так и в экономически-развитых.


Список литературы

  1. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ 2003, 2004, 2005 гг. [«Электронный ресурс]: - Доступ из информационного - правового обеспечения «Гарант».
  2. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2011 г. №816 «Об утверждении Положения об Управлении контроля промышленности и оборонного комплекса Федеральной антимонопольной службы». [«Электронный ресурс]: - Доступ из информационного - правового обеспечения «Гарант».
  3. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2005. 608 с.
  4. Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др. Экономическая теория Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 752 с.
  5. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003. - 496 с.
  6. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА - М, 2005. 672 с.
  7. Князева И.В. Социальные аспекты государственной конкурентной политики // Идеи и идеалы 2010- №2 (4), с. 36.
  8. Авдашева С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: Российская критика в контексте мирового опыта // Экономический журнал высшей школы экономики-2007 - №2 с. 42
  9. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России [Электронный ресурс]: - Режим доступа: #"justify">Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: - Режим доступа: #"justify">Российская правовая газета [Электронный ресурс]: - Режим доступа: #"justify">Экономика, менеджмент, маркетинг [Электронный ресурс]. - режим доступа: #"justify">Министерство Финансов РФ официальный сайт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: #"justify">Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) [Электронный ресурс] - режим доступа: #"justify">«Капитал страны» [Электронный ресурс] - режим доступа: #"justify">Юридическая фирма Jus Privatum [Электронный ресурс]: - Режим доступа: #"justify">Министерство экономического развития и торговли [Электронный ресурс] - режим доступа: #"justify">Экономика труда [Электронный ресурс] - режим доступа: #"justify">Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]: - Режим доступа: #"justify">конкурентоспособность монополия экономический государство
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Экономические функции современного государства многооб­разны и сложны. Во-первых, это функции, связанные с обеспече­нием нормального функционирования рыночной экономики:

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, кото­рая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предприниматель­ский и материальный Потенциал. Большое значение имеет зако­нодательство о защите прав потребителей, антимонопольное зако­нодательство и уголовное законодательство, также способствую­щее более эффективной работе рыночного механизма.

2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы:

Для основной массы рынков применяется антимонополь­ное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции;

Для рынков, где в силу естественных или технических при­чин существует только одна компания (естественная моно­полия), государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры пре­дотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.

3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.

Во-вторых, функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:

4. Перераспределение национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах. Распределение доходов, порождаемое свободным рынком, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т. е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги - пенсии, соци­альные пособия, стипендии); государственные социальные про­граммы (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); уста­новление предельного уровня цен на товары первой необходи­мости (потолков цен).

5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной сис­темы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерацио­нального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать действие рыночного ме­ханизма в сфере распределении ресурсов. С точки зрения эконо­мической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо об­ществу (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах - экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.

Эффекты перелива - ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты (издержки перелива и выгоды перелива, или отрицательные и положительные экстерналии соответственно). Проиллюстрируем ситуацию, когда возникает отрицательный эффект перелива. Допустим, существует некий химический ком­бинат, Не имеющий очистных сооружений и загрязняющий ок­ружающую среду. В этой местности расходы по охране природы и поддержанию экобаланса вынуждены нести местные власти и население, а не сам виновник экологического неблагополучия. И фактические издержки производства превышают издержки производителя (частные издержки). Это и есть отрицательный эффект перелива. Бели бы химический комбинат нес сам все издержки, связанные с производством (в том числе и затраты на строительство, эксплуатацию, содержание и обслуживание очи­стных сооружений), рыночная ситуация выглядела бы стандарт­но - равновесие в точке А при объемах выпуска Q A . Однако рассматриваемое предприятие не осуществляет затрат на охрану окружающей среды, а значит, график его предложения расположен правее, чем должен. Подобная ситуация означает, что производимый химкомбинатом объем производства (Q B) превышает оптимальный объем производства Q A , возможный при правильном «распределении ролей» в решении проблем эко­логии.

Напомним, что величина и динамика издержек производст­ва - один из важнейших неценовых факторов предложения. Снижение затрат, как в нашем случае, будет увеличивать пред­ложение, сдвигая график S до положения S 1 .

Задача государства состоит в том, чтобы превратить издерж­ки перелива во внутренние издержки производства и вернуть си­туацию в нормальное русло. Сделать это можно, приняв ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы кон­центрации вредных веществ и при превышении этих норм нала­гать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие на­логи для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой бы из этих мер ни прибегло государство, их следствием будет сокращение предло­жения рассматриваемого предприятия. Здесь следует помнить, что налоги и штрафы - неценовые факторы предложения, сдви­гающие график предложения влево. Причем штрафы и налоги в большинстве случаев сдвигают линию S 1 не до первоначального положения S, а несколько левее - до S 2 . Эти меры заставляют фирму в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий по защите окру­жающей среды.

Традиционный пример возникновения положительного эф­фекта перелива - ситуация с уровнем образования в обществе. Как известно, более высокое образование доставляет определен­ную пользу тем людям, которые его получают. Но высокий уро­вень образования и квалификации граждан приносит определен­ную выгоду и обществу в целом, поскольку предопределяет вы­сокое качество и отдачу человеческого капитала, который в современной экономике является ведущим фактором социаль­но-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами возник­новения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирова­ние производства образовательных услуг. Во-первых, стимулиро­вать рост спроса на образовательные услуги за счет предоставле­ния населению целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулировать увеличение предложения на рынке об­разовательных услуг за счет предоставления дотаций и субсидий, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива вели­ки, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также в увеличении количества последних.

Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые товары вообще не производятся, обусловлено ря­дом объективных причин:

Производство некоторых благ предполагает огромные мас­штабы деятельности и капиталовложений, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрас­ли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т. п.);

Некоторые блага, получившие название общественных благ, призванные удовлетворять коллективные потребности, рынок не может произвести (национальная оборона, поддер­жание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.), по­тому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.

Два этих фактора порождают необходимость государственного вмешательства. Речь идет о функции государства, связанной с производством общественных благ, стимулированием научно-технического прогресса и реализацией мер по стимулированию структурной перестройки экономики. Частный бизнес не способен обеспечить глобального прорыва в технологии и преобразовании структуры экономики (формирование и развитие новых отраслей, изменение соотношения между ними), посколь­ку эти мероприятия означают крупные инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости и неопределенностью в от­ношении их будущей прибыльности. Объемы производства и по­требления общественных благ представляют собой вопрос госу­дарственной политики. Решения о производстве необходимого количества общественных благ и о размере средств, выделяемых на их производство, принимаются на основе голосования в пар­ламенте.

Макроэкономическая стабилизация. Эта функция связана с необходимостью обеспечения экономического роста, полной за­нятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей - темпов экономического роста, уровня безработи­цы, темпов инфляции и т. п. В случае отклонения этих показа­телей за пределы безопасных границ государство призвано при­нимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики ре­гулирования занятости населения.

Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каж­дая страна имеет свои исторические и национальные особенно­сти, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществ­ляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоя­нии, в других - путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.

Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Цель любого государства - создание условий, обеспечи­вающих возможность вовлечения национальной экономки в ме­ждународное разделение труда и как можно более полного ис­пользования его преимуществ, что дает значительную экономию внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребно­стей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следую­щим направлениям: регулирование экспорта и импорте товаров; регулирование международного движении факторов производст­ва (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабиль­ного валютного курса и его контроль, обеспечение конвертируе­мости национальной валюты в рамках валютно-финансовой по­литики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономи­ческой интеграции.

Здесь рассмотрен минимальный перечень экономических функций государства в современной экономике. Зачастую госу­дарству приходится более активно вмешиваться в экономиче­скую жизнь. При этом важно, чтобы государственное вмеша­тельство не превышало некий предел, преодоление которого чревато ослаблением рыночного механизма и снижением эф­фективности экономической системы.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции предпринимателей, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Такое вмешательство необходимо, потому что для предпринимателей все это очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений - разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
  • стабилизация экономики - использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
  • социально-ориентированное распределение ресурсов - организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку; формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии - гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице; различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей государственного вмешательства в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства.

Для обеспечения приемлемого экономического поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т.е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это гасит стимул предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но использовать прямое регулирование необходимо только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может дать лучшее обеспечение общества продукцией.

Антитрестовские законы - другой вид контроля. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размытой, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование по своей инициативе нечестных действий. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил норму незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

В большом количестве антимонопольных законов И различных уточнений к ним доказывается чрезвычайная важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу из-за нечестной конкуренции, что вызовет банкротство мелких производителей, недовольство потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не применяющих незаконные методы конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то предприниматели потеряют стимул выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым с учетом особенностей развития экономики. И государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.