Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Роль государственной поддержки частных инвестиций. Государственная поддержка реальных инвестиций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Какие основные функции выполняют государства, стремясь регулировать международное движение капитала

2. Какие изменения в национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций вносятся в большей степени - связанные с созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций или связанные с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций

3. Раскройте содержание имеющихся в национальных законодательных, нормативно-правовых актах положений о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны

4. Приведите примеры дополнительных льгот, предоставляемых иностранным инвесторам в различных странах

5. Что представляет собой применяемая в различных странах по отношению к иностранным инвесторам так называемая «дедушкина оговорка»

6. Приведите примеры основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства (в том числе и стран базирования капитала)

7. Какая организация на многосторонней основе под эгидой МБРР занимается вопросами гарантий инвестиции

8. Какая государственная организация занимается в США страхованием иностранных инвестиций

9. Какова основная цель Соглашения ТРИМС

10. Перечислите те меры, которые, в соответствии с Соглашением ТРИМС, не могут применять государства к иностранным инвесторам

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины ХХ - начала XXI вв. является бурное развитие международных экономических отношений. Современные национальные экономики различных стран связаны системой разнообразных научно-технических, производственных, коммерческих, валютно-финансовых денежно-кредитных связей, основанных на международном разделении труда и интернационализации производства. Деева А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Экзамен, 2011. С. 304

Вывоз капитала представляет собой помещение капитала за границей в целях систематического получения дополнительной прибыли за счет использования местных производственных, материальных и трудовых ресурсов. Современное мировое хозяйство и международные экономические отношения характеризуются усилением вывоза и миграцией капитала.

На современном этапе международная миграция капитала служит определяющим элементом в мировой экономики. Это - важный генератор экономического роста, эффективное средство повышения конкурентоспособности экспорта, укрепления положения страны на мировом рынке и в мировой экономики в целом.

Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Начиная с 70-х гг. ХХ в. регулирование международных экономических отношений осуществляется на уровне стран Большой семерки - ведущих промышленно развитых стран Запада (США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Канады и Италии). Ими обычно принимаются глобальные решения в области мировой торговли, валютно-денежной политики, инвестиций, миграции капиталов. В настоящее время эти решения являются определяющими для многих других стран и международных кредитно-финансовых институтов.

1 . Какие основные функции выполняют государства, стремясь регулировать международное движение капитала

В процессе международного движения капитала государство реализует следующие основные функции:

Регулирующие;

Контролирующие;

Стимулирующие.

В этом процессе проявляется определенное противоречие: государства, с одной стороны, стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой - принимают меры по ограничению международного движения капитала. Все больше стран заключают двусторонние инвестиционные договоры (ДИД) и договоры об избежание двойного налогообложения (ДИДН). Так, в соответствии с данными "Доклада о мировых инвестициях" ЮНКТАД 2003 г., только в 2002 г. 76 стран заключили 82 ДИД и 64 страны - 68 ДИДН. Многие страны в целях поощрения внутрирегиональных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заключают соглашения ДИД со странами собственного региона. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента: В 2-х томах. - К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2010.С. 223

Возрастает также число торгово-инвестиционных соглашений. Многие из заключенных в последнее время торговых соглашений прямо касаются инвестиций или имеют косвенные последствия для инвестиционной деятельности. Наибольшее число соглашений в группе развитых стран было заключено ЕС, главным образом с партнерами в регионе Центральной и Восточной Европы.

Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры. Характерно, что в настоящее время во многих развитых странах с рыночной экономикой нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций. Однако в других странах приняты и действуют специальные национальные законы.

Для решения задач привлечения иностранных инвестиций в национальное законодательство включаются, прежде всего, положения о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны. Это положение имеет существенное принципиальное значение - это тот минимум условий хозяйственной деятельности, ниже которого условия деятельности иностранных инвесторов опускаться не должны.

2 . Какие изменения в национальные режимы регулирования прямых ин о странных инвестиций вносятся в большей степени - связанные с созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций или связанные с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций

В национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций, связанные в большей степени с созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций вносятся следующие изменения:

Сокращается число различных разрешительных процедур с 51 до 7, а количество дней, необходимых для получения всех согласований, - с сегодняшних 423 хотя бы до 35;

Упрощаются все механизмы согласований проектной документации на выдачу разрешений на строительство;

Создается наилучшее корпоративное и антимонопольное законодательство, снимаются барьеры для выхода на рынок новых компаний;

Оптимизируются контрольные процедуры, процесс рассмотрения заявок от иностранных инвесторов;

Упрощается и расширяется доступ для иностранных компаний в пищевую и медицинскую промышленность, в банковский сектор, в сферу недропользования. Все эти новации обретают силу закона, и бизнес сможет работать уже по новым, более комфортным условиям;

Минимизируются риски - как экономические, так и административные. И не меньше макроэкономической стабильности важны, конечно, предсказуемость политического курса, политическая стабильность;

Для поддержки крупных программ как иностранного, так и отечественного бизнеса создается фонд прямых инвестиций. Трифонова Е.Ю. Проблемы иностранного инвестирования в Российской федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 18

В национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций, связанные в большей степени с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций наблюдается следующая ситуация:

Неравномерное распределение по регионам прямых иностранных инвестиций, характерных для большинства развитых и активно развивающихся экономик;

Неудовлетворительное распределение по отраслям. Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в те сектора экономики, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность);

Перекос развития отдельных секторов экономики, который в свою очередь снижает конкурентные преимущества России на мировом рынке, так как способствует увеличению разрыва не только в инвестиционном, но и технологическом плане;

Высокий уровень коррупции и несовершенство законодательства в области привлечения иностранных инвестиций.

3. Раскройте содержание имеющихся в национальных законодательных, но р мативно-правовых актах положений о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны

При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке, за некоторыми исключениями, равноправными субъектами, что не ущемляет интересов иностранных инвесторов. Из этого следует, что «национальный режим» означает такой режим, при котором права иностранцев на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу).

Принцип национального режима может предусматривать некоторые исключения и изъятия. Ограничения на деятельность иностранных инвесторов делаются для установления государственного контроля за развитием отдельных отраслей в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. В разных странах круг этих отраслей различен, но, как правило, это добывающая и военная промышленность, а также отрасли сферы услуг (банковское и страховое дело). Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвестиций, а в отдельные доступ разрешен только после получения специального разрешения. Ключенко С.А., Акободжанян А.А. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций как фактора экономического развития Российской Федерации // Финансы и кредит. 2010. № 6

К изъятиям из принципа национального режима для иностранных инвесторов можно отнести существующие в ряде отраслей тех или иных стран требования взаимности, т.е. выдача разрешений на иностранные инвестиции только в случае, если в стране происхождения этих инвестиций разрешается аналогичная деятельность инвесторов первой страны.

Многие десятилетия режим наибольшего благоприятствования рассматривается как один из важнейших юридических инструментов нормального осуществления международных торгово-экономических связей. Государства, заинтересованные в равноправном и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, стремятся строить его на основе взаимности.

4. Приведите примеры дополнительных льгот, предоставляемых иностра н ным инвесторам в различных странах

Принимающая экономика предоставляет зарубежным и национальным предпринимателям финансовые, фискальные и прочие льготы. На финансовые льготы в большей мере ориентируются развитые страны. Финансовые субсидии предоставляются на уровне регионов, городов или районов с целью стимулирования регионального развития отдельных отраслей экономики принимающей страны. Основные требования субсидирования - прозрачность финансовых льгот и возврат средств в случае невыполнения обязательств.

Государство также может финансировать инвестиции, участвуя в соответствующих программах на паевых началах и предоставляя гарантии для займов. Любые финансовые льготы требуют значительных затрат, а значит, создания дополнительных фондов. Поэтому такое стимулирование ПЗИ больше характерно для развитых стран и меньше - для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В развитых странах также широко используются налоговые льготы, в частности ускоренная амортизация и снижение ставок корпоративного налога. Гвардин С. Влияние иностранных инвестиций на российский рынок // Финансовая газета. 2010 г. № 22

Фискальные (налоговые) льготы служат основным видом стимулирования инвестиций. Самой ранней датой предоставления налоговых льгот инвестору считается 1160 г., когда их получили производители шерсти для размещения производства в северной Италии.

Чаще всего используются следующие налоговые льготы:

Налоговые каникулы;

Инвестиционные скидки;

Налоговый кредит;

Ускоренная амортизация;

Инвестиционные субсидии;

Льготное косвенное налогообложение, в частности снижение ставок таможенных пошлин.

Помимо налоговых льгот, для привлечения зарубежных инвестиций многие страны широко используют финансовые и прочие стимулы.

К финансовым льготам относятся:

1) прямые субсидии на покрытие части капитальных расходов, производственных или маркетинговых расходов инвестиционных проектов;

2) субсидированные займы;

3) гарантии на предоставляемые займы;

4) гарантированные экспортные кредиты;

5) участие государственного капитала в инвестициях, связанных с проектами, которые отличаются высоким коммерческим риском;

6) государственное страхование льготных кредитов для некоторых рисков, связанных, например, с изменением курса валюты, девальвацией, а также для некоммерческих рисков - экспроприации, изменения политического строя страны и др.

К группе прочих льгот относятся:

1) субсидирование расходов на создание или реконструкцию инфраструктуры инвестиционных проектов;

2) субсидирование услуг, в том числе помощь с источниками финансирования, разработкой проектов, предоставлением информации о конъюнктуре рынков, наличии сырья, при подготовке кадров, в предоставлении технических возможностей для развития ноу-хау или улучшении контроля качества;

3) преференциальные государственные контракты;

4) закрытие рынка для последующего прихода других производителей или предоставление отдельным компаниям монопольных прав на производство тех или иных товаров;

5) защита инвесторов от импортной конкуренции;

6) специальные программы по предоставлению инвесторам иностранной валюты, гарантированию риска при получении иностранных займов, концессий по кредитам в иностранной валюте и специальные льготы по репатриации доходов и капитала.

В развивающихся странах широко распространены программы содействия привлечению инвестиций. Такие программы охватывают экспорто-ориентированные компании, а также физических лиц, производящих товары (кроме нефти) и осуществляющих прямой экспорт на сумму не менее 2 млн. долл. в год.

Независимо от уровня экономического развития разные страны активно поддерживают приток инвестиций в депрессивные районы. В частности, компании, вкладывающие средства в менее развитые регионы, получают 100%-ную скидку с налогооблагаемого дохода в отношении издержек на строительство инфраструктуры, 100%-ную скидку с налогооблагаемых сумм оплаты стоимости рабочей силы, а также льготы, аналогичные предоставляемым приоритетным компаниям.

Поддерживается также финансирование инфраструктуры и НИОКР. Еще один вид льгот - снижение ставок коммунальных платежей.

5 . Что представляет собой применяемая в различных странах по отнош е нию к иностранным инвесторам так называемая «дедушкина оговорка»

Дедушкина оговорка (англ. Grandfather clause) - сложившийся в мировой практике принцип защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны. Является гарантией неухудшения налогового режима на весь срок реализации инвестиционного проекта.

Происхождение понятия относят к законодательству конца XIX века и конституционным поправкам, принятым в ряде южных штатов США, которые создавали новые препятствия для голосования. Это давало мужчинам право голоса, даже если они не соответствовали новым требованиям, но являлись потомками людей, которые имели право голоса до гражданской войны.

В преддверии скорого вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) чиновники разрабатывают хитрые способы защиты российских компаний. Например, авиационных, которые сейчас стоят перед реальной угрозой остаться без субсидий за лизинг воздушных судов отечественного производства. Спасти ситуацию может «дедушкина оговорка». Гнеденко М.В. Основной источник инвестиционного процесса - прямые иностранные инвестиции // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1

Нормы ВТО запрещают субсидии, которые создают преференции при использовании отечественной продукции перед импортной. Однако российские авиаперевозчики к их отмене пока не готовы. Рост финансовой нагрузки на компании снизит привлекательность эксплуатации современных отечественных судов, и даже может привести к отказу авиакомпаний от них.

6. Приведите примеры основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства (в том числе и стран базирования капитала)

иностранный инвестор государство капитал

Прямые зарубежные инвестиции представляют собой приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии - резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями). Их главной причиной является стремление поместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль и диверсифицировать риск. Международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям через:

Предоставление государственных гарантий. Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие поместить свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае:

Национализации,

Стихийных бедствий,

Невозможности перевода прибыли,

Неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств.

Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира.

Страхование зарубежных инвестиций является специфической формой страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвестиции. Если наступает обусловленный в страховом договоре страховой случай, страховая компания обязана возместить прямому инвестору его потери. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов.

Урегулирование инвестиционных споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе:

Национального законодательства принимающей страны;

Национального законодательства страны базирования прямого инвестора;

Международного арбитража - своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования - принимающие страны;

Исключение двойного налогообложения. Государства, корпорации которых особенно активно осуществляют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий с иностранными инвестициями. Если предприятие оперирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них захочет обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования; Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2007 С. 124

Административная и дипломатическая поддержка. Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов. Представители международного бизнеса приглашаются в состав международных делегаций, выезжающих за рубеж для обсуждения экономических вопросов. Нередко правительственные агентства по развитию и торговле организуют специальные инвестиционные туры, главная задача которых - ознакомить национальных инвесторов с потенциальными возможностями для прямых инвестиций в принимающих странах.

7. Какая организация на многосторонней основе под эгидой МБРР занимае т ся вопросами гарантий инвестиции

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствием с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. Россия вступила в МБРР в 1992 г.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России.

Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран (Большая Семерка G-7) приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка (Articles of Agreement) т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов. Фабоцци Ф. Дж. Управление инвестициями. - М.: Инфра-М, 2010. С. 254

Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Исполнительный орган МБРР - Совет Директоров (Board of Executive Directors) непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны). Управляющие встречаются один раз в год.

Совет Директоров принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов.

Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке деятельности (Operations Evaluation Department), в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом Директоров.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

Среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

Подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

Финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост-социалистических странах.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет грантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.

8. Какая государственная организация занимается в США страхованием иностранных инвестиций?

В Соединенных Штатах Америки страхованием иностранных инвестиций занимается Корпорация частных зарубежных инвестиций ОПИК (OPIC - Overseas Private Investment Corporation). ОПИК как специализированное агентство учреждено в 1969 году специальной поправкой к законодательному акту Федерального правительства США 1961 г. - “О зарубежной помощи”. Деятельность этой организации охватывает американские инвестиции в 140 странах. ОПИК оказывает поддержку американским инвесторам по трем следующим программам.

Страхование имущественных интересов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты, повреждением имущества и потерей прибыли в результате гражданских волнений, войн, изменения политического режима и тому подобное;

Финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и долгосрочных займов;

Оказание консультационных услуг инвесторам по изучению политической и экономической ситуации в предполагаемой для инвестиций стране;

Программа страхования ОПИК предполагает, что право на получение страхового покрытия от ОПИК имеют юридические лица, созданные в соответствии с законодательством США, или иностранные юридические лица, доля участия американского капитала в которых превышает 95%, а также граждане США. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд. Пер.с англ. СПб.: Питер, 2007.С. 326

Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:

Прямые инвестиции, в том числе связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства;

Права участия, акции и другие ценные бумаги;

Имущественные права, связанные с лицензионной торговлей, международным лизингом, франчайзингом и другие;

Ссуды и кредиты;

Другие виды инвестиций.

Особенность страхования в рамках ОПИК состоит в том, что обязательной предпосылкой заключения договора с конкретным инвестором является заключение межправительственного соглашения о содействии капиталовложения. Так только после подписания такого соглашения между США и Россией в 1992 году стало возможным страхование политических рисков частных американских инвестиций в России.

Срок, на который может быть заключен договор страхования составляет от 12 до 20 лет. Страховая сумма может составлять до 150 млн. долларов США на один проект. При этом страховая сумма составляет не более 90% суммарной стоимости проекта, то есть на собственном удержании страхователя (инвестора) остается не менее 10%.

Страхование от риска неконвертируемости валюты предполагает выплату страхового возмещения в случае невозможности конвертации прибыли или капитала в твердую валюту из-за решений национального правительства об ограничении обмена валюты или установлении дискриминационного обменного курса, а также решений по блокаде капитала.

Страхование от риска экспроприации или национализации инвестиций предполагает страховую защиту в случаях, если подобные действия проводятся по решению органов государственной власти без предоставления компенсации.

Практика деятельности ОПИК за всё время её существования показывает, что ею были застрахованы чуть более 1% общих американских инвестиций за рубеж.

9. Какова основная цель Согл а шения ТРИМС

Соглашения по ТРИМС не позволяют правительствам практиковать такие меры как требование об использовании в производственном процессе предельной минимальной доли местных материалов, узлов и комплектующих, а также требование обеспечения равных объемов импорта и экспорта или превышение последнего1. Однако многим странам приходится согласовать положения ТРИМС (начали действовать с 2000 г.) с обязательствами в других создаваемых группировках. Так, инвестиционная зона АСЕАН появится в 2003 г., а программа инвестиционной либерализации АТЭС начнет действовать с 2002 г. для участниц из развивающихся стран. Характерно, что региональные цели превалируют в системе интересов по сравнению глобальными задачами. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. - М.: Питер, 2010.С. 123

Сегодня в рамках стран ВТО сформированы две точки зрения относительно выработки отдельного соглашения по движению прямых иностранных инвестиций. Первая требует концентрации усилий для ускорения формирования равного "игрового" поля всем участникам инвестиционной деятельности для достижения конвергенции в области торгово-инвестиционной политики. Другая отдает приоритет региональным договоренностям при отнесении целей единообразной координации и сближения уровней развития на будущее. При этом многие основополагающие принципы многосторонней либерализации в сфере капиталовложений включены в региональные соглашения и в 1600 двусторонних соглашений по инвестициям. Например, заслуживают внимания соответствующие положения в рамках ЕС, соглашения НАФТА.

Попытка разработать многостороннее соглашение в рамках ОЭСР пока не увенчалась успехом в силу несоответствия режима наибольшего благоприятствования преференцированию прямых иноинвестиций, использованию системы субсидий для привлечения последних, недостаточной экологической защищенности от деятельности ТНК и пр.

10. Перечислите те меры, которые, в соответствии с Соглаш е нием ТРИМС, не могут применять государства к иностранным инвест о рам

В соответствии с поставленной целью страны-члены ВТО, как сказано в ст. 2 Соглашения, обязуются воздерживаться от инвестиционных мер, несовместимых с положениями ГАТТ-1994, касающимися национального режима (ст. III) и запрета на применение количественных ограничений в торговле (ст. XI). Имеются в виду обязательные и принудительные меры, применяемые к предприятиям с иностранным капиталом на основании национальных законов или административных распоряжений.

В Приложении к Соглашению содержится “иллюстративный” перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ. В их число входят:

Требование закупки или использования в процессе производства предприятием с иностранным участием конкретных товаров отечественного производства в определенных объемах или по стоимости (“потребление местного компонента”);

Требование об увязке закупки или использования импортных товаров с объемом или стоимостью экспорта местной продукции (“требование в отношении сбалансированной торговли”);

Требование об ограничении импорта товаров для целей производства, соотнося его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, то есть ограничение доступа к иностранной валюте (“требование в отношении баланса иностранной валюты”);

Требование об ограничении экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции (“требование экспортного компонента”). Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2011.С. 257

Применение перечисленных мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием создания предприятий с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для получения последним каких-либо льгот, например в виде субсидий или временного освобождения от налогов (от указанного обязательства частично освобождаются развивающиеся страны).

Заключение

Итак, инвестиции представляют собой долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные - вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Выделяют также производственные инвестиции, направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, и интеллектуальные, вкладываемые в создание интеллектуального, духовного продукта; контролирующие, прямые инвестиции, обеспечивающие владение более чем 50% голосующих акций другой компании, и неконтролирующие, обеспечивающие владение менее чем 50% голосующих акций другой компании.

Список литературы

1. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента: В 2-х томах. - К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2010- 523 с.

2. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд. Пер.с англ. СПб.: Питер, 2007- 426 с.

3. Гвардин С. Влияние иностранных инвестиций на российский рынок // Финансовая газета. 27 мая 2010 г. № 22

4. Гнеденко М.В. Основной источник инвестиционного процесса - прямые иностранные инвестиции // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1.

5. Деева А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Экзамен, 2011 - 404 с.

6. Ключенко С.А., Акободжанян А.А. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций как фактора экономического развития Российской Федерации // Финансы и кредит. 2010. № 6

7. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. - М.: Питер, 2010- 423 с.

8. Трифонова Е.Ю. Проблемы иностранного инвестирования в Российской федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 18

9. Фабоцци Ф. Дж. Управление инвестициями. - М.: Инфра-М, 2010 - 524 с.

10. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2011 - 424 с.

11. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2007- 357 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность прямых иностранных инвестиций и их роль в повышении эффективности национальной экономики. Теория мультипликатора и принцип акселерации. Результаты инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2017

    Понятие, функции и классификация инвестиций. Анализ возможности привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Формы зарубежного инвестирования в мировой практике. Пути повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий.

    презентация , добавлен 28.10.2016

    Макроэкономические и микроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций. Модели инвестиций в теории внешней торговли. Общее понятие про инвестиционный климат. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2012

    Сущность и особенности международных инвестиций. Исследование структуры международного движения инвестиций, его ключевые участники. Роль и место России на мировом рынке инвестиций на сегодня. Основные проблемы развития международного движения инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Понятие прямых инвестиций, их классификация и типы, состав и структура, а также основные источники финансирования. Краткая характеристика предприятия, анализ финансирования воспроизводства основных фондов на современном этапе развития экономики.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций, мировой опыт их государственного регулирования. Современное состояние иностранного инвестирования в России, присутствие предпринимательского капитала, проблемы и перспективы привлечения инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2012

    Сущность и роль инвестиций в развитии экономики. Особенности политики Казахстана по привлечению иностранных инвестиций. Анализ и оценка прямых иностранных вложений в экономику Казахстана, их распределение по областям республики и формам собственности.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Привлечение прямых иностранных инвестиций на современном этапе перестройки экономики Белоруссии. Осуществление юридическими и физическими лицами инвестиционной деятельности за пределами страны. Методы государственного регулирования иностранных вложений.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Формы, масштабы и динамика прямых иностранных инвестиций. Сравнительная характеристика направлений и источников инвестиций в США и России, их влияние на мировую экономику. Создание свободных экономических зон: правовое регулирование и налогообложение.

    реферат , добавлен 03.02.2014

    Сущность иностранных инвестиций и их значение в мировой экономике. Условия осуществления иностранного инвестирования. Основные формы иностранных инвестиций. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частности России.

инвестиционный диверсификация капитал реконструкция

В рыночном хозяйстве участие государства в инвестиционном процессе реализуется по двум основным направлениям. Государство выступает:

в качестве непосредственного субъекта инвестиционной деятельности - инвестора, пользователя инвестиций, а также в иных формах (гаранта, посредника);

в качестве системообразующего института, обеспечивающего нормативную правовую, институциональную и экономическую среду для всех участников инвестиционного процесса.

Приоритетной в рыночной экономике считается деятельность государства, связанная с созданием благоприятного режима для активизации частного инвестирования. Вместе с тем для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы, отраслей, имеющих особое народно-хозяйственное значение, государство играет важную роль как непосредственный участник инвестиционной деятельности, в процессе которой реализуются государственные инвестиции.

Государственные инвестиции могут осуществляться как в объекты государственной собственности, так и негосударственной. Эти инвестиции могут быть произведены как непосредственно государственными органами власти и управления, так и предприятиями государственной формы собственности.

Государственные инвестиции формируются за счет средств государственного бюджета, других государственных финансовых источников, а также средств, привлекаемых на финансовом рынке. В этом Плане понятие "государственные инвестиции" является более широким, чем понятие "бюджетные инвестиции", под которыми подразумевают государственные инвестиции, осуществляемые за счет бюджетных средств.

Российское инвестиционное и бюджетное законодательство не содержит определения государственных инвестиций. Государственные инвестиции осуществляются при бюджетном финансировании объектов капитального строительства по приоритетным направлениям, Вложении капитальных средств предприятиями государственной формы собственности, предоставлении финансовой помощи на инвестиционные цели, размещении государственных бюджетных средств в отдельные инвестиционные программы и проекты.

Роль государственных инвестиций в экономике определяется целым рядом факторов, в числе которых особенности устройства национальной системы хозяйствования, степень экономического развития, специфика социально-экономической и политической ситуации, характер поставленных задач, цели экономической политики и др.

В соответствии с кейнсианской концепцией государственные расходы рассматриваются как ключевой инструмент стабилизации экономики, что определяет значимость государственных инвестиций. Практические рекомендации кейнсианской теории предполагают стимулирование платежеспособного спроса, в том числе посредством наращивания государственных инвестиций.

Согласно основным положениям монетаризма вмешательство государства в рыночное хозяйство приводит к нарушению механизма саморегулирования. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка, что предполагает сокращение инфляции бюджетного дефицита, а следовательно, уменьшение государственных инвестиций. Вместе с тем в промышленно развитых странах, несмотря на характерную для монетаризма либерализацию экономики, росла роль государства в поддержке научно-технического прогресса, наукоемких отраслей, образования, социальной инфраструктуры и формирования соответствующих институтов. Напротив, в ряде развивающихся стран монетаристская трансформация экономических систем привела к свертыванию институтов государственного регулирования, блокированию активной инвестиционной политики, обвальному сокращению объемов государственных инвестиций.

Следует учитывать, что мера государственного участия в инвестиционной деятельности имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что присутствие государства в экономике должно способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.

В рыночном хозяйстве государственные инвестиции играют определяющую роль в отраслях, от которых зависит национальная безопасность, осуществление структурных преобразований, развитие стратегически важных производств или территорий. За счет государственных инвестиций поддерживают перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные сектора экономики с высокими технологиями, а также сферы, которые не могут обеспечить быструю отдачу от Вложенных средств, но являются значимыми для достижения общенациональных целей. Участие государства в экономике усиливается в Долгосрочном периоде, где необходимы твердые гарантии окупаемости проектов.

Государственные инвестиции считаются менее эффективными в экономическом плане, поскольку они часто бывают направлены на Достижение не коммерческих, а иных целей. Так, важным направлением государственного инвестирования выступают производства, развитие которых целесообразно с точки зрения решения социальных задач - обеспечения приемлемого уровня занятости, создания новых рабочих мест.

Вместе с тем в рыночной экономике инвестиции государства в производственные объекты и инфраструктуру способны вызывать позитивный эффект, величина которого зависит от правильности определения приоритетов при вложении государственных средств.

Имеются существенные связи между государственными инвестициями в инфраструктуру, с одной стороны, и частными капиталовложениями, а также ростом производительности труда, с другой стороны. Государственные инвестиции в инфраструктуру экономики (строительство: дамб, электростанций, автодорог, гаваней, аэропортов, канализацией; и иных систем, городских коммуникаций и иных сооружений, необходимых! для производства и распределения товаров и услуг) способствуют снижению общих издержек производства на частных предприятиях, что подтверждается количественной зависимостью между уровнем государственных капиталовложений в инфраструктуру и высокой нормой прибыли в частном секторе, а также динамикой производительности труда.

Таким образом, роль государственных инвестиций сохраняется и в рыночном хозяйстве. Движение в направлении усиления рыночных; начал в экономике, хотя и сопровождается сокращением государственного участия в капиталовложениях, но не означает снижение внимания к государственным инвестициям.

С переходом к рынку происходит существенное изменение инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделение их функций в инвестиционном процессе, сокращение доли государственных инвестиций в их общем объеме, изменение структуры инвестиций по формам собственности. Ведущим направлением изменения структуры инвестиций в период рыночных преобразований становится снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий частных инвестиций и заемных ресурсов.

В настоящее время общий уровень государственных инвестиций в России примерно соответствует аналогичному показателю в странах ОЭСР. По оценкам МВФ, в среднем в развитых странах уровень государственных инвестиций составляет около 3,7% ВВП, или 15% всего объема инвестиций. Однако для стран с высокой нормой сбережения - Японии (26% ВВП) и новых индустриальных стран Азии (29% ВВП) - характерен втрое более высокий, чем в России, уровень государственных инвестиций. В России, где в условиях благоприятной макроэкономической ситуации последних лет норма сбережения достигла 30% ВВП, и, соответственно, возросли инвестиционные возможности государства, увеличение государственных инвестиций могло бы послужить осуществлению крупных инвестиционных программ. Для обеспечения структурной перестройки экономики, поддержки и обновления изношенной инфраструктуры.

Согласно Бюджетному кодексу РФ для финансирования государственных капитальных расходов необходимо, чтобы инвестиции были включены в федеральную адресную инвестиционную программу, другие федеральные и региональные целевые программы или чтобы государственные (федеральные, региональные), органы исполнительной власти предусмотрели данные расходы в бюджете соответствующего уровня своим решением.

Между тем общий объем капитальных государственных вложений на 2010 г. составил всего 72,4 млрд. руб. (3,3% общего объема инвестиций в основной капитал). Столь незначительные объемы государственных инвестиций не способствуют решению задач достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения уровня жизни Населения.

Актуальность государственной поддержки инвестиций

В государстве может возникнуть ситуация, когда общий объем инвестиций в стране растет медленными темпами, а большая часть инвестиций уходит за границу. Такая ситуация наблюдается и в Российской Федерации. В настоящее время привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата в стране посвящено много исследований, государственных и муниципальных программ, создаются агентства стратегических инициатив. Несмотря на это, многие предприятия все еще нуждаются в государственной поддержке бизнеса и государственных инвестициях или льготах. В такой ситуации поддержка инвестиций и инвестиционной деятельности в стране является очень актуальной проблемой не только в Российской Федерации, но и в других странах мира.

Рассмотрим основные пути реализации государственной поддержки инвестиций в стране.

Пути реализации государственной поддержки инвестиций

Замечание 1

Главной целью является улучшение инвестиционного климата, который способствует росту инвестиций. То есть основным курсом государственной поддержки должно становиться не прямое финансирование инвестиционных проектов из бюджетных средств, а создание таких условий, при которых в инвестиционные проекты средства будут поступать от частных и иностранных инвесторов. А также создание условий для того, чтобы управленческий состав предприятий и население создавало новые инвестиции, новые проекты.

Итак, важна эффективная реализация государством следующих мероприятий:

  • улучшение налоговой системы, механизмов исчисления амортизации и использования отчислений на амортизацию;
  • внедрение специальных, социальных режимов налоговой системы;
  • защита инвесторов;
  • повышение уровня доверия к механизмам частно - государственного партнерства;
  • предоставление льготных условий государственными органами власти по аренде земельной собственности, строений, сооружений, зданий;
  • развитие сетей информационных, консультативных, некоммерческих государственных агентств по вопросам инвестиций;
  • принятие мер против монополизации;
  • разработка инвестиционных проектов с государственным участием;
  • проведение конкурсов по инвестиционным проектам.

На рисунке 1 ниже представлены основные методы по государственной поддержке инвестиций.

Основные проблемы государственной поддержки инвестиций в Российской Федерации

Замечание 2

Проблема улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации является особенно острой. Важным критерием, сдерживающим рост инвестиций в стране, является отсутствие системного подхода. Также проблемой является и отсутствие четких, установленных целей по улучшению инвестиционного климата (например, цель ставится как «улучшение инвестиционного климата» вместо четких показателей, например, значения роста вновь открывшихся предприятий, рост инвестиций).

Также необходимо и упорядочивание межбюджетных трансфертом между бюджетами муниципалитетов, регионов и федеральным бюджетом. А также усиление контрольных мер за такими трансфертами, которые должны иметь целевой характер. Так каждый регион, осуществляя поддержку инвестиций, должен осуществлять помощь и государственную поддержку на основе частно - государственного партнерства в рамках конкретной стратегии региона.

Для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации в аспекте государственной поддержки работают государственные, региональные и муниципальные программы («Программы поддержки малого и среднего предпринимательства»), а также агентства стратегических инициатив, инвестиционные фонды.

Реализация задач современного этапа экономического развития требует более активной государственной поддержки инвестиционной сферы. При этом значение государственного инвестирования должно возрасти не столько с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов.

Проблемы бюджетного финансирования инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны не столько с ограниченными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения централизованных инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.

Необходимость решения этой проблемы дополняется тем, что перекосы в государственной инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии определенной зависимости между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.

В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной инвестиционной политики и согласования интересов инвесторов различных уровней, а предпринимаемые меры будут по-прежнему носить преимущественно пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов. Следует также учитывать, что недостаточная и бессистемная поддержка отдельных производителей или регионов снижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует формированию рыночного поведения хозяйствующих субъектов.

При анализе вопроса об возможностях государственной инвестиционной поддержки производителей нельзя не учитывать крайнюю ограниченность бюджетных средств. Вместе с тем в современных условиях не меньшее значение приобретают повышение качества обоснования и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования.

В российской экономике, где доминируют неденежные формы расчетов, составление реальных прогнозов объема денежной массы весьма затруднено. Бюджетная политика разрабатывается в условиях фактора неопределенности, что усугубляет сложность как составления реального бюджета, так и исполнения принятого бюджета.

Использование международного опыта по реализации государственных инвестиций как приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без учета современного состояния российских государственных финансов и необходимости перестройки бюджетной системы. Так, одним из удачных примеров реформирования экономики за счет государственных инвестиций является опыт Германии, бюджетная система которой в отличие от российской характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении текущих и инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств, установлении и соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов (так называемое Золотое правило, установленное ст. 115 Основного Закона ФРГ).

В российской экономике, как убедительно показывают итоги реформ, возрастание государственных расходов непроизводительного характера не компенсировалось соответствующим увеличением ин вестиционных расходов бюджета. Напротив, оно выступило одним из факторов, обусловливающих сокращение государственных централизованных инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства.

В связи с этим использование государственных инвестиций как фактора экономического роста предполагает необходимость существенных изменений в бюджетной политике и организации бюджетной системы. При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения расходов над доходами при планировании текущего бюджета, четкого определения источников покрытия дефицита инвестиционного бюджета. Определенные изменения следует внести и в технологию осуществления контроля за использованием средств обеих составляющих бюджета, усилив роль казначейского метода исполнения бюджета.

Важной проблемой, связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению с частными инвестициями эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования и реструктуризации национальной экономики. По заявлению министра финансов, в результате распыления государственных средств между многочисленными предприятиями и проектами из предоставленных с 1992 г. на возвратной основе 50 млрд руб. в бюджет вернулась лишь малая часть этих ресурсов.

Отсутствие системной основы в организации инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами постоянного недофинансирования государственных инвестиционных программ. Так, в 1995 г. на государственные инвестиции из бюджета было выделено 49% средств из минимально запланированных. Конверсионные программы были профинансированы на 25%, а по объектам, финансируемым на конкурсной основе, было выделено только 10% предусмотренных на эти цели ассигнований14. Не была выполнена федеральная инвестиционная программа, федеральные целевые программы были профинансированы на 60%. В целом по государственным инвестициям, финансируемым из федерального бюджета, кредиторская задолженность на конец года составила около 5 трлн неденоминированных рублей. На ее погашение в бюджете 1996 г. было предусмотрено только 2,2 трлн руб., а остальная часть должна была быть погашена за счет текущего финансирования 1996 г., что создало дополнительные трудности финансового обеспечения инвестиционной программы 1996 г.

В 1996 г. ситуация в сфере государственного инвестирования резко ухудшилась. Государственные инвестиции были профинансированы на четверть годового лимита, а средства, намеченные к размещению на конкурсной основе для реализации быстро окупающихся коммерческих проектов, практически не выделялись. Из 358 важнейших производственных и социальных объектов, которые должны были быть введены в строй, были приняты к эксплуатации лишь четыре.

В 1997 г. продолжалось снижение активности в сфере государственных инвестиций. Наряду с недостатком финансирования традиционных направлений бюджетных расходов не удалось реализовать расширение бюджетного финансирования в рамках и через механизм Бюджета развития (табл. 15.1), который был сформирован как составная часть федерального бюджета, аккумулирующая капитальные расходы федерального бюджета и предназначенная для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Таблица 15.1. Проектируемые средства Бюджета развития в 1997-1999 гг. (в ценах соответствующих лет) Показатели 1997 г., трлн руб. 1997 г., трлн руб.1 1998 г. млрд руб. 1999 г. млрд руб. 1. Бюджет развития, всего 18,15 14,99 71,87 71,0 В том числе: 1.1. Бюджет развития в части финансирования из федерального бюджета 18,15 14,99 16,39 21,0 включая связанные инвестици 10,26 10,26 13,63 18,4 онные кредиты 1.2. Гарантии Бюджета развития - - 50,00 50,00 1.3. Финансовый резерв на выпла- - - 1,20 - ты по государственным гарантиям 1.4. Прочие статьи расходов - - 4,28 - 1 С учетом секвестра. Государственные инвестиции были профинансированы в размере 8,0 трлн руб., или на 59,8% уточненного лимита с учетом секвестра; из них только 2,3 трлн руб. направлено на реализацию целевых программ и инвестиционных проектов. При этом имели место значительные задержки финансирования инвестиций в рамках государственной поддержки высокоэффективных коммерческих проектов.

За 1995-1997 гг. на инвестиционные конкурсы было представлено 1000 проектов сметной стоимостью 52 трлн неденоминированных рублей. Победителями конкурсов были признаны 230 проектов, общий объем государственного финансирования по которым составил около 2 трлн руб. Средства на эти цели были предусмотрены в федеральном бюджете, однако их финансирование не было обеспечено в полном объеме. Задолженность победителям инвестиционных конкурсов на конец 1997 г. составила 1,2 трлн руб.

В 1998 и 1999 гг. сокращение доходов бюджета и проблемы привлечения ресурсов для финансирования бюджетного дефицита еще в большей степени ограничили возможности государства по финансированию инвестиционных программ. В 1998 г., по данным Министерства экономики РФ, государственные инвестиционные программы были профинансированы на 23,9%.

В 1999 г. проектируемые ресурсы Бюджета развития составили 20,775 млрд руб., в том числе; на финансирование экспорто-ориен- тированных, импортозамещающих и иных инвестиционных проектов 18,4 млрд руб.; на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции под заключенные контракты и реализацию программ конверсии оборонного производства 2 млрд руб.; для предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации под проекты, осуществляемые российскими организациями, включая страхование экспортных кредитов, - до 50 млрд руб. Реально из запланированных сумм на инвестиционные проекты было вьщелено всего 6,3 млрд руб.

Данные факты свидетельствуют о необходимости усиления роли селективного подхода при государственном инвестировании, концентрации государственных инвестиций на строго определенных приоритетных направлениях, ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.

Механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе

В рыночной экономике, где основным критерием инвестирования выступает эффективность инвестиционных вложений, не могут использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующие предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций.

Государственная поддержка частных инвестиций осуществляется посредством долевого участия государства в инвестиционных проектах, прошедших конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъем коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений по всем формам собственности.

Первым документом, регламентирующим новый порядок финансирования инвестиционных проектов, явились «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» (утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Министерством строительства РФ 2 декабря 1994 г. и введены в действие с 1 января 1995 г.).

В Методических указаниях были определены условия участия инвестиционных проектов в конкурсе, этапы его организации и проведения, функции федеральных органов власти и Комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ, права и обязанности организаторов и участников конкурса, даны рекомендации по подготовке пакета документов, в том числе и бизнес-плана в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами проектного финансирования, изложены основные требования к конкурсным предложениям, механизм рассмотрения инвестиционных проектов и оформления результатов конкурсов.

Новый порядок финансирования инвестиционных проектов предоставлял инвесторам право выбора формы участия государств в финансовом обеспечении прошедшего инвестиционный конкурс проекта. Участие государства в финансировании инвестиционного проекта могло осуществляться в следующих формах:

государственного инвестиционного кредита со сроком возврата в течение двух лет и уплатой процентов за пользование предоставленными ресурсами в размере 1/4 ставки рефинансирования Банка России;

закрепления в государственной собственности части акций создаваемого предприятия, реализуемых на рынке в течение двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта, с направлением выручки от реализации акций в доход федерального бюджета.

В качестве ключевого критерия при принятии решений о выделении средств из федерального бюджета рассматривалось обеспечение ввода в действие объекта (производственных мощностей) в обусловленный срок при сокращении объема средств, привлеченных из федерального бюджета, и повышении эффективности использования централизованных ресурсов.

Обязательными условиями для представления к конкурсу инвестиционных проектов являлись:

доля централизованных инвестиционных ресурсов в общей сумме затрат на реализацию проекта не должна превышать 20%, соответственно 80% затрат должны быть обеспечены за счет собственных, заемных и привлеченных средств частного инвестора;

доля собственных средств инвестора в общей сумме затрат на реализацию проекта не должна быть менее 20%."

Начиная с 1997 г.

Получили развитие новые подходы в области государственной поддержки инвесторов, связанные с сертификацией инвестиционных проектов, предоставлением государственных гарантий, образованием Бюджета развития.

Сертификация инвестиционных проектов определяет возможности увеличения доли государственной поддержки до 50% при производстве продукции (услуг), не имеющей аналогов в мире; до 40% - при производстве продукции (услуг) обрабатывающей промышленности на экспорт; до 30% - при импортозамещении по более низкой цене.

Государственные гарантии по сертифицированным проектам рассматриваются многими инвесторами как наиболее предпочтительная форма государственной поддержки в условиях ограниченности бюджетных средств. Гарантии обеспечивают возврат не всей суммы риска, а его определенной части в случае срыва реализации эффективного инвестиционного проекта по не зависящим от инвестора причинам.

В свою очередь, инвестор должен предоставить встречные гарантии, в том числе залогового характера.

Бюджет развития был образован как специальный инструмент, аккумулирующий инвестиционные ресурсы федерального бюджета с целью их использования для финансирования инвестиционных проектов и привлечения средств частных инвесторов. Ресурсы Бюджета развития могут использоваться для долевого финансирования инвестиционных проектов на конкурсных, платных и возвратных началах, а также предоставления государственных гарантий на конкурсной основе на заемные средства (при верхнем пределе гарантий до 40% от суммы заемных средств).

К конкурсу на использование средств Бюджета развития допускаются инвестиционные проекты, соответствующие следующим условиям:

соответствие целям Бюджета развития;

обеспечение положительных значений чистого дисконтированного дохода;

доля собственных средств инвестора в общей сумме затрат на реализацию проекта не должна быть менее 20%, а по крупным проектам (свыше 50 млн долл.) - не менее 30%;

положительное заключение независимой экспертизы.

В России функционируют различные экспертные советы, осуществляющие экономическую оценку инвестиционных проектов. Государственные органы обеспечивают контроль за соблюдением инвестиционного законодательства, строительных нормативов, землепользования, экологии. В странах с развитой экономикой экспертизой инвестиционных проектов занимаются, как правило, эксперты, привлекаемые самими инвесторами или участвующими в финансировании проекта финансовыми институтами.

Предпринимаемые правительством действия по осуществлению выборочной ограниченной поддержки приоритетных направлений промышленного развития, проведения на конкурсной основе отбора эффективных проектов дали определенные результаты.

Зарубежный опыт свидетельствует, что такие меры, как правило, являются весьма действенным стимулом привлечения частных инвестиций и способствуют реализации проектов. Однако в России они оказались недостаточными. На этой основе не удалось мобилизовать требуемые инвестиционные ресурсы (как частные, так и государственные), организовать поток инвестиций в приоритетные производства. Селективные инвестиции оказались не в состоянии выступить залогом структурных преобразований. Между тем причины неэффек-

тивности предпринятых действий ни в коей мере не связаны с правомерностью использования принципа приоритетных направлений и селективного подхода к финансированию инвестиционной деятельности в концептуальном плане. В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов данный принцип, по существу, является безальтернативным.

Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования

С целью активизации инвестиционного спроса и более эффективного использования государственных инвестиционных ресурсов в 1999

г. созданы Российский банк развития и Агентство по страхованию и гарантированию инвестиций. Важно, чтобы при их организации были учтены результаты функционирования созданных ранее государственных структур, таких, как Государственная инвестиционная корпорация, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и другие, деятельность которых не привела к кардинальным сдвигам в инвестиционной сфере.

Как уже отмечалось, государственные институты развития действуют практически во всех странах с динамично развивающейся экономикой, Они играют структурообразующую роль в национальной кредитной системе, ориентируют кредитно-финансовые институты на трансформацию сбережений в инвестиции.

В наиболее общем виде структура государственных институтов развития представлена общенациональным государственным банком, направляющим внутренние сбережения в производственные инвестиции, экспортно-импортным банком, осуществляющим кредитование экспорта и инвестирование конкурентоспособных отраслей национальной экономики, государственными финансовыми институтами, стимулирующими вложения населения в жилищное строительство, многоотраслевыми и отраслевыми инвестиционными корпорациями. Целевое размещение государственных инвестиционных ресурсов через государственные институты развития, многие из которых работают (несмотря на то, что контрольный пакет акций находится в руках государства) по рыночным принципам, позволяет оптимально сочетать бюджетные источники финансирования инвестиций со средствами крупных инвестиционных компаний, коммерческих банков и других частных инвесторов.

Российский банк развития (РБР) должен обеспечить качественный прорыв в сфере производственного инвестирования, важнейшими условиями которого являются наличие достаточного капитала, специальных каналов поддержки ресурсной базы, твердых государственных гарантий, коммерческих основ деятельности, четкая организация инвестирования и жесткий контроль за целевым использованием средств.

Важной проблемой, нуждающейся в продуманном решении, является достаточность капитала банка для работы с крупными проектами и поддержки предприятий реального сектора экономики. Ресурсы РБР могут формироваться не только за счет средств бюджета развития, но и целевых государственных займов, кредитов Банка России, средств иностранных инвесторов и международных финансовокредитных организаций, предоставленных на условиях, соответствующих стандартам мирового финансового рынка, выпуска долгосрочных облигаций, размещаемых среди коммерческих банков, в том числе и в зачет обязательных резервных требований Банка России. В качестве средства рефинансирования РБР должен использоваться переучет коммерческих векселей в Центральном банке, а денежная эмиссия, полученная за счет рефинансирования, должна направляться на операции учета векселей предприятий реального сектора экономики, необходимые для преодоления кризиса неплатежей и вытеснения из денежного обращения денежных суррогатов.

Проблемы функционирования Российского банка развития связаны также с тем, что он создан как акционерное общество, контролируемое государством; в то же время важнейшим направлением его деятельности должно являться обслуживание государственного сектора экономики. Объединение основного акционера и клиента в одном лице, как правило, означает неэффективное функционирование структуры. Поэтому для реализации той роли, которая возлагается на банк развития, необходимо, чтобы банк нес коммерческую ответственность за свою деятельность. С другой стороны, государство должно обеспечить действенную систему контроля за использованием средств в распоряжении банка. Установление контроля за движением денежных потоков и целевым использованием средств для финансирования конкурентоспособных предприятий реального сектора, перспективных инвестиционных проектов, а также осуществления банкротства неплатежеспособных предприятий позволит повысить степень удовлетворения спроса реального сектора на денежные ресурсы и таким образом увеличить монетизацию экономики при минимизации инфляционных последствий.

Деятельность Российского банка развития должна осуществляться на основе государственных инвестиционных программ, а его активы обеспечиваться государственными гарантиями. С целью повышения эффективности использования государственных инвестиций доминирующей формой их размещения должна стать система распределения инвестиционных ресурсов между различными инвесторами и инвестиционными проектами на конкурсных началах. Это, в свою очередь, обусловливает ключевую роль проектного финансирования в государственном инвестировании, государственной поддержки конкретных инвестиционных проектов, реализация которых сопряжена с достижением необходимого эффекта.

Таким образом, создание Российского банка развития должно явиться важной составляющей целенаправленной политики государства по мобилизации капитала для осуществления инвестиций в реальный сектор экономики. Если удастся обеспечить достаточность ресурсной базы РБР и направленность его деятельности исключительно на достижение заявленных целей, то банк может стать действительным ориентиром для потенциальных инвесторов, как западных, так и российских. Участие РБР в инвестиционных программах поможет потенциальным инвесторам избежать ошибочных решений и уверенно присоединиться к проектам, участие в которых принимает РБР.

Управление государственной собственностью как фактор роста

эффективности инвестиций в государственном секторе экономики

Активизация роли государства в инвестиционной сфере предполагает также достижение качественно более высокого уровня управления государственной собственностью для обеспечения инвестирования в реструктуризацию и развитие государственного сектора. Государственное имущество представлено государственными унитарными предприятиями, пакетами акций различных компаний и федеральной недвижимостью. Так, в федеральной собственности насчитывается около 36 тысяч государственных предприятий и учреждений. Государство участвует в 3896 хозяйственных обществах и товариществах, является акционером в 2500 акционерных обществ, где его доля превышает 25% уставного капитала, кроме того, в 580 акционерных обществах обладает «золотой акцией».

Несмотря на значительные в целом масштабы государственной собственности и наличие прибыльных организаций (по данным официальной статистики, на долю государственных предприятий приходится около трети грузооборота, около 80% пассажирских перевозок, в собственности государства находятся почти все торговые порты), государственная собственность используется крайне неэффективно, что сводит на нет огромные возможности экономического роста и наносит ущерб интересам развития отечественной экономики. Права собственника принимают на себя директорат и промышленный управленческий аппарат, что инициирует иррациональные формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают себе право распоряжаться чужими средствами. Неэффективное управление казенными предприятиями и государственными активами являются причиной невыплаты налогов и источником скрываемых доходов.

Между тем в определенном плане государственный сектор должен занимать ключевые позиции в достижении приоритетов развития эко - номики, формируя потенциал экономического роста. В связи с этим формирование инвестиционных программ государственных предприятий, в том числе и тех, где государство владеет лишь частью акционерного капитала, должно осуществляться в соответствии с требованиями конкурсности и эффективности. Необходим строгий государственный контроль за целевым использованием инвестируемых средств и движением финансовых потоков.

Следует отметить, что даже в странах с развитой рыночной экономикой управление государственным сектором осуществляется под жестким государственным контролем в интересах развития национальной экономики. Государственный сектор выполняет функции не только поддержки жизнеобеспечивающих и убыточных производств, но и стимулирования отечественного производства.

В ряде случае с целью Концентрации спроса структурообразующих отраслей в рамках внутреннего рынка и усиления их возможностей по оживлению национального производства проводилась национализация предприятий. Вопрос о возможностях и условиях национализации предприятий в российской экономике, в частности при конверсии задолженности по налогам в бюджет в государственную собственность, в последнее время возникает и в российской практике. Представляется, что в определенных условиях временная ренационализация частных предприятий может быть целесообразна, в частности на период проведения реструктуризации под контролем государственных органов.

Однако в целом при осуществлении деятельности государства в реальной сфере (в том числе и инвестиционной) следует исходить из принципа стимулирования, а не вытеснения аналогичных видов деятельности в негосударственном секторе, поскольку государственные предприятия, имеющие государственную поддержку, с одной стороны, более устойчивы, но, с другой стороны, менее эффективны.

Активизация инвестиционной роли государства должна выражаться не только в прямом участии в финансировании эффективных инвестиционных проектов развития наукоемких производств, высоких технологий и жизнеобеспечивающих отраслей. Более важной составляющей инвестиционной поддержки общественного производства в условиях развития рыночных отношений, ориентированной на прогрессивную структурную перестройку, является стимулирование инвестиционной деятельности экономических субъектов, которое предполагает отработку оптимальных форм и методов экономического регулирования, активное содействие развитию механизмов аккумуляции финансовых средств инвесторов и их трансформации в производственные инвестиции. 15.2.

Еще по теме Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития:

Вопросы повышения благосостояния в основных направлениях социально-экономического развития на долгосрочную перспективу
  • Направления обновления ассортимента. Управление нововведениями Направления развития товарного предложения
  • Существуют разнообразные формы иностранных инвестиций. Например, они могут классифицироваться на частные и государственные инвестиции. Каждый вид имеет свои особенности, которые мы подробно рассмотрим.

    Особенности частных инвестиций

    Частные вложения – это инвестиции, предоставляемые компаниями, организациями и физическими лицами одного государства субъектам другого. Особенность современных инвестиционных отношений заключается в их сложности и многообразности, поэтому зачастую отношения между странами напрямую связаны с отношениями их физических лиц.

    Иногда встречается конструкция отношений повышенной сложности, при которой материальные обязательства страны-должника по займам удовлетворяются за счет определенной части либо полной стоимости имущественных прав частных инвесторов в государстве должника. Примером может служить предоставление прав на разработку природных ресурсов.

    Свойства государственных инвестиций

    Под государственными инвестициями понимают бюджетные денежные средства, направляемые в другие государства либо получаемые оттуда через правительство или по его решению, а также с помощью межправительственных организаций. Они представляют собой государственные гранты, ссуды, займы, помощь, при этом важное значение имеет заключение межправительственного соглашения.

    К государственным инвестициям причисляются кредиты Международного валютного фонда и иных международных организаций. Важно понимать, что здесь должны быть отношения между государствами, регулируемые посредством заключения международных соглашений. К ним применяются нормы международного права. Также допускаются диагональные отношения, при которых группа частных банков открывает заем правительству другой страны.

    Виды иностранных инвестиций

    В межправительственных договорах и законодательных актах зачастую обозначается приблизительный перечень инвестиций. Вообще, вложения распространяются на все многообразие разновидностей имущественных ценностей, которые зарубежный инвестор вкладывает на территории другого государства.

    В зависимости от характера использования частные и иностранные зарубежные инвестиции можно классифицировать на:

    — ссудные инвестиции – платой за предоставление заемных средств выступает процент. Здесь могут быть займы как из частных, так и государственных источников;

    — предпринимательские инвестиции – такие вложения косвенно либо непосредственно направляются в производство, они связаны с получением определенного объема прав, вознаграждение предоставляется в виде дивидендов. Зачастую в таком виде инвестиций используется частный капитал.

    Заграничные капиталовложения в зависимости от сроков размещения разделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные:

    — краткосрочные – обычно предоставляются сроком до 3 лет;

    — среднесрочные – срок их предоставления составляет 3-15 лет;

    — долгосрочные – они предоставляются сроком свыше 15 лет. К таким инвестициям относятся предпринимательские капиталовложения, которые предоставляются в виде портфельных и прямых инвестиций (свойственно частным вложениям), государственные и частные инвестиции могут предполагать размещение ссудного капитала.

    Прямые инвестиции бывают двух видов:

    — трансконтитентальные – они предполагают лучшие рыночные условия, при которых можно с производственного комплекса экспортировать продукцию сразу на рынок другого государства или даже континента. В этом случае расходы не играют значительной роли, главное в них – нахождение на рынке. Разница в затратах на изготовление продукции в сравнении с головной компанией – не такой важный фактор размещения производства на этом континенте. Производственные расходы являются решающим фактором при определении государства на этом континенте, в котором планируется создание новых производственных мощностей;

    — транснациональные – под ними понимают прямые инвестиции, главным образом осуществляемые в соседнее государство. Их целью является сокращение расходов в сравнении с материнской компанией.

    В зависимости от целей инвестиции разделяют на прямые и портфельные. Поговорим о них подробнее.

    Отличительные характеристики прямых инвестиций

    Прямые капиталовложения являются основной формой экспорта частного капитала, которая обеспечивает установление контроля и предоставляет право на прямое распоряжение компанией из другой страны. Денежные средства вкладываются на долгосрочной основе.

    Международный валютный фонд дал следующее определение прямым инвестициям – это вложения, при которых иностранным собственником принадлежит 25% и выше уставного капитала АО.

    В соответствии с американским законодательством при прямых инвестициях доля должна составлять не менее 10%, в Евросоюзе полагают – не менее 20%, а в Австралии, Канаде и Новой Зеландии прямыми капиталовложениями считаются те, которые составляют от 50% уставного капитала компании.

    Прямым инвестициям свойственны следующие особенности:

    больший размер и риск в сравнении с портфельными инвестициями;

    — у иностранных инвесторов обычно нет возможности быстро выйти из рынка;

    — более продолжительный срок инвестиций.

    Особенности портфельных инвестиций

    Под портфельными инвестициями понимаются капитальные вложения, при которых организация имеет долю вложений ниже уровня, который требуется для прямых инвестиций. Они не позволяют контролировать предприятия, расположенные в других странах. Инвестор может лишь рассчитывать на получение части прибыли компании в виде дивидендов.

    Иногда даже портфельные инвестиции позволяют международным корпорациям осуществлять контроль над предприятиями в других странах. Это может происходить по двум причинам. Первая – наличие дополнительных обязательств, оговоренных в соглашении, которые ограничивают самостоятельность иностранной компании. Это могут быть договоры на техобслуживание и маркетинговые услуги, а также лицензионные соглашения. Вторая – ввиду существенной распыленности ценных бумаг предприятия среди инвесторов.

    Увеличение значимости портфельных вложений объясняется возможностью осуществления спекулятивных операций, этом способствуют следующие факторы – уменьшение ограничений на допуск иностранных предприятий на различных крупных фондовых биржах, интернационализации деятельности фондовых бирж, увеличение международных операций банков с ценными бумагами ПФ и иных сберегательных организаций.

    Отдельную группу инвестиций составляют депозиты банков и международные займы.