Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

«Актуальные проблемы развития Евросоюза. Экономические проблемы евросоюза

​Отчего угроза популизма сегодня воспринимается в Европе так остро?

Вероятность прихода к власти или, по крайней мере, укрепления позиций в парламентах разных уровней тех политических сил, чьи взгляды пока остаются для Европы радикальными, действительно существует. Она не очень высока, но опыт США не позволяет пренебрегать такой возможностью. Однако эта опасность - лишь симптом, указывающий на нарастающие в Евросоюзе проблемы. Таких проблем наберется немало, и, хотя ни одна из них по отдельности не способна стать судьбоносной для европейской интеграции, совокупно они представляют немалую угрозу. Тем более, что популисты активно критикуют национальные правительства и брюссельскую бюрократию за неготовность (или неспособность) с этими проблемами разбираться.

Экономика

В экономическом отношении Европейский союз в целом находится в очень неплохой форме. Четвертый год наблюдается небольшой, но устойчивый рост основных экономических показателей - по темпам зачастую опережающий США. Однако финансовые проблемы стран юга ЕС никуда не делись, особенно острыми они остаются в Греции. По оценкам МВФ, Греции нужно еще до 60 млрд долл. в следующие три года для обеспечения стабильности экономики. На первый взгляд, ситуация там сегодня не выглядит такой катастрофической, как в 2010 году. Но сегодня на волне популизма, усиливающего негативное отношение европейцев к оказанию финансовой помощи соседям, у Афин намного меньше шансов получить дополнительные кредиты. По опросам в Германии, которая является основным кредитором Греции, поддерживают идею новой помощи лишь около 25% граждан. Германия сегодня готова согласиться с выходом Греции из еврозоны. Но следующей в очереди за помощью - Италия с ее кризисом банковского сектора, и в этом случае подобный рецепт неприемлем.

Под вопросом и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство – ключевой проект экономического сотрудничества между ЕС и США. Негативное отношение Трампа к существующим соглашениям о свободной торговле тут ни при чем: на идею свободной торговли с европейцами он смотрит скорее позитивно. А вот сами европейцы к проекту относятся неоднозначно, начавшийся в 2013 году переговорный процесс затормозился задолго до смены власти в Вашингтоне именно из-за позиции членов ЕС. Нынешний год не исправит ситуацию - идея теряет политическую поддержку. Меркель, едва ли не главный сторонник проекта на континенте, ввиду выборов вынуждена будет пойти на уступки однопартийцам, среди которых немало оппонентов Трансатлантического партнерства. Традиционно поддерживающий усиление связей с США Лондон после прошлогоднего референдума и вовсе перестал оказывать влияние на политику Евросоюза.

Выход Великобритании из ЕС вообще станет в этом году неиссякаемым источником проблем для Европейского союза. Хотя переговоры по Brexit завершатся года через два, ЕС придется определиться с принципиальной позицией на переговорах практически сразу после их официального начала, то есть уже весной. Если Евросоюз займет жесткую позицию, попытается наказать Лондон, чтобы отвадить других членов ЕС от повторения британского пути, он рискует уронить свой моральный авторитет. Единство ЕС зиждется на его привлекательности, а "карательные" меры в отношении отступника будут выглядеть как готовность впредь сохранять это единство силой. Кроме того, жесткий сценарий предусматривает целый ряд мер, которые ударят по гражданам Соединенного Королевства: отказ от единого трудового пространства, восстановление таможенным границ и т. п. Наказывая простых людей за выход Великобритании, ЕС фактически перечеркнет примат гуманизма, один из базисов европейской интеграции. С другой стороны, если выход Великобритании произойдет по мягкому сценарию, и большая часть торгово-экономических связей сохранится в неприкосновенности, это может подтолкнуть других недовольных политикой Брюсселя к повторению Brexit.

Начавшиеся разговоры о новом референдуме о независимости Шотландии, а также о референдуме в Северной Ирландии неприятны не только для Лондона, но и для Брюсселя. Во время предыдущего шотландского референдума в 2014 году в ЕС с радостью восприняли победу сторонников сохранения целостности Великобритании. Для Евросоюза вопрос самоопределения отдельных территорий в странах-членах выльется в новые проблемы политического, юридического и правового характера: станут ли тогда новые государства членами ЕС автоматически, что будет, если результаты референдумов не будут признаны соответствующими странами, и множество других, не менее острых. У ЕС уже имеется прецедент Каталонии, где все эти вопросы решать, возможно, также придется в текущем году. Сразу два потенциальных референдума в Великобритании, очевидно, станут катализатором для всей Европы.

Наконец, уход Великобритании разрушает баланс сил в ЕС, в котором Лондон выступал противовесом Берлину. Конкуренция двух держав выглядела естественной: Германия – локомотив дальнейшей интеграции и сторонник усиления надгосударственных институтов, Великобритания объединила вокруг себя тех, кто опасается дальнейшей централизации. Но именно экономический и политический вес Великобритании был залогом того, что и такая позиция будет учтена. Франция не сможет стать новым противовесом - слишком тесные связи с Германией, слишком близки позиции двух стран по будущему ЕС. Теперь Берлину могут противостоять лишь более слабые и достаточно разрозненные силы, а вот стремление укрепить европейскую целостность у Германии не исчезнет. Более того, евроскептиками немцы не станут, кто бы ни победил на выборах – слишком много Германия вложила в Евросоюз, в прямом и в переносном смысле – но вот национального эгоизма в их политике станет наверняка больше. Следовательно, Германия будет чаще оказывать давление на партнеров. В нынешней, отдающей должное популизму и национализму Европе такое давление скорее всего приведет к новым побегам из ЕС и ослаблению всего Евросоюза.

Миграция

Проблема беженцев успела стать для Европейского союза привычной. Однако в последнее время она все больше усложняется, выходя далеко за рамки социальной политики. Она уже стала неотъемлемой частью проблем в области безопасности, и все прочнее ассоциируется с угрозой терроризма. Последние опросы показывают, что в тех странах ЕС, где терроризм воспринимается как ключевая угроза, проблема миграции не отстает от нее по важности и воспринимается в связке с ростом террористической опасности. Эта тенденция - маркер роста националистических настроений, прямо угрожающих базовым демократическим ценностям Европейского союза. Об усилении национализма свидетельствует и нежелание ряда восточноевропейских членов ЕС принимать беженцев, что угрожает не только единству ЕС, но и ставит под сомнение управляемость Евросоюза.

Миграционная проблема превращается в постоянный фактор политики ЕС: обсуждение ограничительных мер в миграционной политике Италии, Бельгии, Финляндии, предложение ряда функционеров ХСС ввести запрет на двойное гражданство - эти шаги предпринимаются как реакция на миграционный кризис последних лет, однако касаются значительно более широкого круга вопросов и будут определять политику на многие годы.

Внешняя политика

Европейскому союзу придется столкнуться и с целым рядом внешнеполитических вызовов. В последние годы коллективная дипломатия ЕС не добилась заметных успехов: соглашение с Турцией по беженцам работает плохо, общая позиция по Сирии так до конца и не сформировалась. А ведь уход Лондона делает потенциал политического влияния ЕС в мире еще более слабым.

В текущем году по крайней мере три международных проблемы могут вызвать раскол в Евросоюзе. Обострение отношений между США и КНР, к которому пока ведет дело администрация Трампа, для ЕС означает конфронтацию между двумя крупнейшими торговыми партнерами (на США приходится чуть меньше 18% внешней торговли ЕС, на КНР - около 15%). Если конфликт между США и КНР начнется серьезный, американцам не стоит ждать единогласной поддержки, как это было в 1989 году после разгона демонстрантов на площади Тяньаньмэнь. Немалая часть европейских стран предпочтет остаться нейтральной и сохранить торговые отношения с обоими партнерами, но Евросоюз не сможет сформулировать в этом конфликте никакую политику.

Еще один внешнеполитический поворот Вашингтона, который может спровоцировать раскол в ЕС, - ужесточение позиции в отношении Ирана. Евросоюз принял непосредственное участие в достижении соглашения по ядерной проблеме в 2015 году. Франция, Германия и еще ряд стран ЕС уже ведут с Ираном активные переговоры о начале экономического сотрудничества, и, поскольку нынешнее обострение не вызвано нарушениями с иранской стороны, вряд ли они легко согласятся отказаться от потенциальных выгод, которые такое сотрудничество сулит. В то же время Швеция, Нидерланды продолжают жестко критиковать Тегеран за нарушения прав человека, и, весьма вероятно, поддержат ужесточение политики Вашингтона на иранском направлении.

Наконец, еще одной проверкой Евросоюза в международной политике станут отношения с Россией. Разговоры о необходимости смягчения санкций в отношении Москвы ведутся в Европе давно, но режим санкций продолжал держаться - не в последнюю очередь благодаря позиции США, Великобритании и Германии. Позиция новой администрации в отношении России существенна, даже если Трамп не будет снимать американские санкции (а добиться поддержки в Конгрессе по этому вопросу ему будет очень сложно). Достаточно того, что нынешняя администрация просто не станет давить на европейских партнеров, требуя от них сохранения режима. Сможет ли и, главное, захочет ли Германия обеспечивать такое единство в одиночку - большой вопрос, ответ на который дадут федеральные выборы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Европейский союз

Европемйский союмз (Евросоюмз, ЕС) -- экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $).

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределахШенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания,Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия,Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести -- Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции -- до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Экономика Союза стоит на первом месте в мире по номинальному значению ВВП и на втором -- по объёму ВВП. Кроме того, Союз -- крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Уровень безработицы в мае 2013-го составлял 11 %, в то время как Государственный долг в процентах от ВВП: 85,3% (92% последняя публикация Евростат) ВВП (2012 г.)

В ВТО экономика ЕС представлена в качестве единой организации.

Маастрихтский договор (официально «Договор о Европейском Союзе»)-- договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза -- экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

2. Критерии Маастрихтского соглашения

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемые Маастрихтские критерии:

* Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

* Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

* Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

* Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

* Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

3. Основные проблемы Евросоюза

Экономические

низкий экономический рост,

Технологическое отставание от США,

Низкая конкурентоспособность национальных экономик Греции, Испании, Португалии и Ирландии

Конкуренция со стороны растущих экономик мира,

Значительный уровень безработицы,

Старение населения (вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Но нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку государственный долг растет)

В результате происходит нарастание дефицита платежного баланса, государственного бюджета, корпоративных и государственных долгов отстающих в экономическом плане государств. В конечном счете, возникает угроза дефолта со всеми негативными последствиями как экономического, так и социального характера

Участие в зоне евро особенно благоприятствует тем странам, которые имеют неоспоримые конкурентные преимущества перед другими странами-участницами. Для них упразднение барьеров, ограничивающих конкуренцию, способствует быстрому завоеванию рынков менее развитых стран, вытеснению неконкурентоспособных производств последних и росту собственной экономической мощи. Это ухудшает финансовое положение периферийных государств, усиливает безработицу, которая частично ложится дополнительным бременем на государственные бюджеты, частично ведет к увеличению эмиграции рабочей силы, обеспечивая трудовыми ресурсами возрастающие потребности расширяющихся секторов экономики в странах-лидерах Зоны. Таким образом, выигрыш одних участников валютного объединения оборачивается проигрышем для других. Возрастают предпосылки ее дезинтеграции.

Проблемы массовой иммиграции

Вследствие расширения Союза на Восток отмечается усиление миграционных процессов. Такие страны, как Австрия, ФРГ, Швеция и др. опасаются, что их рынки труда могут пострадать из-за массовой иммиграции с новых участников ЕС. В связи с этим, пограничные государства предлагают ввести переходный период на 7 лет, во время которого будут действовать ограничения на свободу передвижения для граждан новых членов Евросоюза.

Конкуренция за место в Европарламенте

Число мест в Европейском парламенте росло одновременно с каждым этапом расширения ЕС, чего не скажешь о представительстве новых стран. При этом Германия сохранила на некоторое время свои 99 мест, а Франции, Британии и Италии пришлось уступить свои места в зале заседаний парламента.

Проблема национального языка

Региональные языки не имеют статуса официальных в ЕС, что подчас вызывает неудовлетворенность различных националистических групп. Среди таких языков: баскский, шотландский, ирландский и др. Эта проблема становится причиной дополнительных напряженностей в национальных конфликтах в государствах ЕС.

европейский союз маастрихтский соглашение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Европейский союз как экономическое и политическое объединение европейских государств. Европейская ассоциация свободной торговли, таможенный союз. История Европейского союза, единый рынок. Шенгенская зона: принцип действия, нормативно-правовая база.

    презентация , добавлен 20.09.2012

    Исторический аспект образования Европейского Союза и нормативно-правовые акты. Положение ЕС в современном мире, его организационная структура и право, экономическое и политическое состояние. Внешнеэкономические проблемы ЕС и перспективы функционирования.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Изучение истории создания и этапов формирования Европейского Союза - объединения европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Стадии развития и проблемы интеграции. Проблема безработицы и кризис в зоне евро.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2011

    Процесс объединения Европы как один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени, основные этапы формирования и развития Европейского Союза, его место и значение на мировой арене. Проблемы регионального развития, поддержка интеграции.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Флаг Европейского Союза - объединения 27 европейских государств, подписавших Маастрихтский договор. Лиссабонский трактат для Европы XXI века. Экономические показатели ЕС в сравнению с иными странами. Солидарность в практике – политика сплоченности ЕС.

    презентация , добавлен 04.03.2015

    Общая экономическая ситуация в ЕС. Основные особенности. Расширение Европейского Союза и рынок труда. Новые члены ЕС и Валютный союз. Вступление Болгарии и Румынии в Европейский Союз: плюсы и минусы. ЕС и Турция–экономические эффекты от вступления.

    реферат , добавлен 05.11.2007

    Турция как ветеран среди кандидатов на вхождение в Европейский союз, оценка ее места и значения на современной мировой арене. Политические и социальные факторы, отталкивающие Турцию от вступления в Европейский союз. Противники данного процесса.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Уровень интегрированности нейтральных стран с международными организациями. Особенности политики европейских государств в отношении НАТО. Европейский союз и нейтральные государства, особый статус Швейцарии. Перспективы развития института нейтралитета.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Взаимодействие Европейского союза и России. Политический контекст, правовые основы и экономические предпосылки развития связей России с Евросоюзом, место и роль в мировой экономике. Тенденции развития экономики стран Евросоюза на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Европейский союз - уникальное международное образование, которое сочетает признаки международной организации и государства. Цели и задачи Европейского парламента. Суд Евросоюза как орган высшей инстанции, заседания которого проходят в Люксембурге.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете попаритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе - по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз - крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС.

Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция - 1,5 %, дефицит государственного бюджета - −0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.

В ВТО экономика ЕС представлена в качестве единой организации.

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованнного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала.

Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами - участниками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль cлияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержкуэкономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 года, а официальной целью валютный союз стал в 1969 году на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 году страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 года. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 17 стран.

Все остальные страны, кроме Швеции и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемый Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств - членов ЕС.

В конце 2009 года министрами финансов была согласована структура органов банковского, финансового и страхового надзора: Европейская система финансового регулирования (англ. European System of Financial Supervisors), состоящая из четырёх общеевропейских надзорных ведомств, Европейской банковской организации(англ. European Banking Authority), Европейской организации по ценным бумагам и рынкам (англ. European Insurance and Occupational Pensions Authority), Европейской организации страхования и пенсионного обеспечения (англ. European Securities and Markets Authority) и подчинённого Европейскому центральному банку единогоЕвропейского совета по системным рискам (англ. European Systemic Risk Board). Регуляторы начали работу 1 января 2011 года, а 7 февраля руководителем банковского ведомства был назначен Андреа Энриа (итал. Andrea Enria), ведомства страховых организаций - Стевен Майджоор (нидерл. Steven Maijoor), регулятора рынка ценных бумаг - Габриэль Бернардино (порт. Gabriel Bernardino).

ЕС работает в направлении развития общеевропейской инфраструктуры, например, посредством трансъевропейских сетей (TEN). Так проекты в рамках TEN включают в себя Евротоннель, LGV Est, Мон-Сенисский туннель, Эресуннский мост, тоннель Бреннер и мост через Мессинский пролив. По оценке 2001 года сеть должна была к 2010 году покрыть: 75 200 км дорог, 76 000 км железнодорожного полотна, 330 аэропортов, 270 морских портов и 210 портов внутри континента.

Развивающаяся транспортная политика Евросоюза увеличивает нагрузку на окружающую среду из-за расширения транспортных сетей во многих регионах. До пятой волны расширения 2004 года основными транспортными задачами были сделать транспорт устойчивым, как в экологическом отношении (загрязнение воздуха, шум), так и в отношении перегруженности (заторы). Расширение добавило к существующим проблемам также проблему общедоступности (англ. accessibility). В частности, Европейский инвестиционный банк выделил в 2006 году 650 миллионов евро на развитие дорожной системы Польши, всего с 1990 года предоставив Польше кредитов на 12 млрд евро, из которых приблизительно 40 % было направлено на развитие транспортной инфраструктуры.

Другой инфраструктурный проект ЕС - система навигации «Галилео». Будучи спутниковой системой навигации, «Галилео» разрабатывается Европейским союзом совместно с Европейским космическим агентством и планируется к запуску в эксплуатацию в 2014 году. Завершение формирования спутниковой группировки назначено на 2019 год. Проект нацелен, отчасти чтобы снизить зависимость от контролируемой Соединёнными Штатами GPS, отчасти чтобы обеспечить лучшие покрытие и точность сигнала по сравнению с устаревающей американской системой. В процессе разработки проект «Галилео» испытал множество финансовых, технических и политических трудностей.

Единая сельскохозяйственная политика - старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизнисельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 70-х и 80-х годах на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007-2013 годы доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.

В настоящее время, помимо высокой долговой нагрузки развитые страны и в особенности страны Еврозоны столкнулись с замедлением экономического роста. По прогнозу МВФ во втором полугодии 2011г. темп роста реального ВВП Еврозоне замедлится до 0.25%, по сравнению с 2% в первом полугодии 2011г. О будущем сокращении экономического роста также свидетельствуют опережающие экономические индикаторы, такие как индекс PMI (индекс менеджеров по закупкам), который с августа 2011г. находится в отрицательной зоне (ниже 50) в большинстве стран Еврозоны.

В настоящее время нет скоординированного плана по спасению и финансовой стабилизации стран еврозоны, которые столкнулись с серьезными финансовыми затруднениями. Однако круг лиц участвующих в нем уже определился. В нем четыре стороны. С одной стороны стоят международные финансовые организации, где пока единственным участником является Международный валютный фонд (МВФ). Согласованный пакет помощи составляет €78.5 млрд.

Также вероятно выделение дополнительных сумм в рамках второго пакета мер помощи Греции.

За исключением Греции, помощь которой предоставляется в рамках межгосударственных кредитов, финансирование Ирландии и Португалии осуществлялось в рамках новых механизмов для поддержания финансовой стабильности в зоне евро, одобренных правительствами стран Еврозоны.

Важнейшим из них на сегодняшний день является EFSF (Европейский фонд финансовой стабильности). Основные характеристики EFSF и других программ описаны на следующих страницах.

Третий участник спасения периферийных европейских стран ЕЦБ, который запустил в прошлом году программу SMP (Security Market Programme), по покупке с вторичного рынка гособлигаций стран PIIGS, для поддержания более низких ставок по ним. На конец сентября ЕЦБ приобрел более 160 млрд. гособлигаций периферийных стран Еврозоны.

Четвертым участником станут частные инвесторы, которые,скорее всего, будут вынуждены списать значительную часть долга Греции, и возможно Ирландии и Португалии.

Страны PIIGS – Португалия, Италия, Ирландия, Греция и Испания составляют 34% ВВП Еврозоны, в них сосредоточено 30% всех банковских активов, 41% населения и 40% госдолга. Все эти страны за исключением Ирландии представляют юг Европы, и отличаются своим менталитетом от своих северных соседей, которые более склонны к бережливости. Эти страны, скорее всего, никогда не накопили бы такой объем госдолга, если бы не стали членами Еврозоны. Сбережения частного сектора столпов Еврозоны Германии и Франции, вкладывались в соседние страны, которые за счет того, что состояли в едином экономическом блоке и не имели валютного риска для европейцев, имели высокий уровень надежности.

В настоящее время перед Еврозоной стоит серьезнейший вызов, смогут ли европейские политики выработать совместное решение по долговым проблемам стран членов. Медлительность политиков уже привела к утрате доверия участников рынка, что повлекло к падению стоимости долговых обязательств стран должников. В результате стоимость привлечения долга для большинства членов группы PIIGS (Греция, Португалия, Ирландия) стала настолько высокой, что долговой рынок для них фактически закрыт.

Отсутствие значимого прогресса по спасению Греции привело к тому, что страна теперь не в состоянии занимать деньги на рынке (доходности по двухлетним греческим облигациям в настоящее время достигают 61%) и полностью зависит от помощи со стороны Еврогруппы, ЕЦБ и МВФ. В свою очередь выделение траншей от международных институтов зависит от прогресса в области урезания госрасходов, что влечет за собой нарастание социального недовольства в стране.

Основными держателями греческого долга являются иностранные инвесторы, включая ЕЦБ, на которых приходится около 65% греческого долга. В настоящее время это составляет около 210 млрд. евро. При этом на ЕЦБ приходится около 60 млрд. евро. Европейским банкам принадлежит около 83 млрд.евро. Остальное (67 млрд.евро) у частных инвесторов. Среди европейских банков 2/3 греческого долга держат французские и немецкие банки.

Стоимость заимствования для Испании и Италии существенно увеличилась в августе ‐ сентябре и была максимальной с момента вступления этих стран в зону евро. ЕЦБ даже пришлось прибегнуть к скупке облигаций этих стран на вторичном рынке, чтобы доходности по этим бумагам не стали слишком высокими.

Для того, чтобы восстановить доверие участников рынка власти стран Еврозоны должны будут применить комбинацию мер по сокращению госрасходов, стимулирования экономики и антикризисного менеджмента. Высокий уровень госдолга, хронические дефициты бюджетов и низкие темпы роста экономики являются главными причинами высокой стоимости заимствования.

36. Основные проблемы интеграции в ЕС

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести - Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции - до сегодняшних 27 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

Норвегия, Исландия и Швейцария не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

Наряду с углублением интеграции современный этап развития группировки характеризуется грядущим новым существенным расширением его членского состава за счет присоединения ряда стран Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья. С расширением ЕС резко усилятся существующие проблемы и противоречия и неизбежно возникнут новые.

Вопрос о соотношении углубления и расширения довольно интенсивно дебатируется.

Наиболее четко разработаны модели «ступенчатой интеграции», или «Европы концентрических кругов». В их основе лежит идея о необходимости продолжать усилия по углублению интеграции, даже если часть членов ЕС на данный момент не в состоянии это сделать. Таким образом, в ЕС образуется «ядро» из наиболее развитых стран; вокруг него «круги», состоящие из стран с последовательно уменьшающейся глубиной интеграции.

Привлекательность данной модели заключается в том, что она выглядит правдоподобной и жизненной.

Модель «дифференцированной интеграции» объединяет преимущества вышеназванных моделей. По мнению ряда известных западных исследователей, альтернатива усилению дезинтеграционных процессов в ЕС заключается в сознательной дифференциации скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная интеграция» преследует цель углубления интеграционных процессов, но без общих договорных рамок и временного расписания. Как и модель «концентрических кругов», она исходит из создания «ядра», но не одного, которое охватывает все сферы интеграции, а многих «ядер» с разным составом участников.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985-м. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания, Босния и Герцеговина и Сербия, входят в официальную программу расширения Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

30 июня 2011 года Хорватия завершила переговоры о вступлении. Присоединение к Евросоюзу должно совершиться 1 июля 2013 года, при этом государство станет 28 участником организации. Ожидается, что договор о вступлении будет подписан до конца 2011 года, после этого его ратифицируют страны - участницы Евросоюза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков.

В условиях замедления темпов промышленного роста резко обострилась проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы. В результате снижение деловой активности в Германии, Франции или Италии приводит к повышению уровня безработицы без заметного уменьшения реальной заработной платы.

Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию.

Список литературы

    Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 690 с.

    Дюмилин И.И.Международная торговля. – М.,: ЮНИТИ, 2007.6000 с.

    Левшин Ф.М. Мировой рынок и мировая торговля. –М.: Международные отношения, 2010. – 700 с.

    Ливенцев Н.Н. Международная экономическая интеграция: Учеб. пос. –М.: Экономистъ, 2008. – 375 с.

Экономические проблемы Европейского союза привели к жестким мерам экономии, но которые не смогли справится с кризисом еврозоны. А европейские политики и представители центральных банков приложили руку к разрушению экономической системы Евросоюза. Даже экономика таких крупных стран как Германия и Франция замедлила темпы роста в период с апреля по июнь 2014 года, а экономика еврозоны в целом вообще не показала никакого роста. Италия, Греция, Португалия, Ирландия, Испания и даже Кипр страдают от политики властей Евросоюза. Кредиты, которые выдают этим странам, подразумевают невообразимые меры экономии, что напрямую приводит к урезанию социальных программ, уменьшению пенсий и заработных плат государственных служащих и урезанию стипендий студентов. Лауреат Нобелевской премии по экономике в 2011 году Кристофер Симс сказал: «Я бы посоветовал Греции, Португалии и Испании подготовить экстренные планы для того, чтобы покинуть зону евро». Остальные страны еврозоны тоже попали под удар. Падение уровня инфляции и последующая возможная дефляция, несуществующий рост ставит такие страны как Греция под удар экономического кризиса.

Внутриевропейский кризис произошел вследствие трех важных факторов. Во-первых, многие страны еврозоны имели проблемы с конкурентоспособностью своей экономики, а валютный союз дал всем членам еврозоны единую процентную ставку и отнял возможность корректировки валютных курсов. Что означало, что, если в стране наблюдается высокий уровень инфляции, то экспорт товаров будет дорожать,а страна уже не сможет девальвировать свою валюту. Второй фактор состоит в том, что европейские банки были перегружены долгами. При этом недвижимость являлась локомотивом роста на периферии еврозоны. И деньги от банков из таких стран как Франция и Германия хлынули в Испанию и Ирландию, где как раз росли цены на недвижимость. И когда обрушилась экономика Евросоюза, банки оказались в очень щекотливом положении, потому что кредиты, которые они выдавали, ничем не обеспечивались. До сих пор многие европейские банки остаются в критическом состоянии. Третий фактор заключается в том, что ни в докризисное время ни в посткризисный период у Европы не было единой модели экономического развития. Повышение конкурентоспособности одной страны ведет к снижению конкурентоспособности другой. Уже на протяжении 5 лет еврозона страдает от низких темпов роста, низкой инфляции и высокого уровня безработицы.

Еще в начале 2012 года Мартин Фельдштейн в своей статье, касающейся проблем еврозоны, писал, что Греции следует выйти из зоны евро и вернуться к драхме. Такое решение, естественно, привело бы к девальвации и дефолту, но помогло бы быстрее перестроить экономику на новый лад и Греции не пришлось бы мучительно наблюдать за ростом безработицы, увеличением долга ЕЦБ. Такая стратегия применялась во многих странах Азии и Латинской Америки, где наблюдался неоправданно большой бюджетный и торговый дефицит. Но Германия всеми силами пытается удержать Грецию в еврозоне т.к. её выход может привести к распаду валютного союза, что будет невыгодно для германской индустрии. А власти Греции, в свою очередь, почти устраивают бесконечные кредиты направленные на поддержание экономики страны, что нельзя сказать о гражданах, которые испытывают на себе все тяготы политики жесткой экономии. Но Греция лишь частный и наиболее яркий пример экономической нестабильности в еврозоне

Но к чему же привели все попытки властей Европейского союза бороться с последствиями кризиса в Испании, Португалии и т.д.? Высокий уровень безработицы среди молодежи, низкие зарплаты и пенсии, отток рабочей силы в более благополучные страны Европы. Но самое главное это то, что в этих странах почти обесценилась земля, помещения обанкротившихся предприятий и заводов, а германские и американские банки воспользовавшись ситуацией скупили все это по бросовым ценам. Но такая политика не прошла без следа – во многих странах Европы начали проводить массовые забастовки требуя отмены мер жесткой экономии, навязываемые ЕЦБ и странами кредиторами в лице Франции и Германии.

Тройка (Troika) в лице ЕЦБ, МВФ и Европейской комиссии давно потеряла контроль над ситуацией. ЕЦБ, главной задачей которого является поддержание стабильности – не выполнил эту задачу. А в ходе дискуссии между ЕЦБ и учеными даже лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман поддержал довольно странную идею по стимулированию экономики. Суть её заключается в том, чтобы разослать чеки на энную сумму (от 500 до 3000 евро) денег всем гражданам еврозоны, чтобы те в свою очередь потратили их в магазинах, и тогда это приведет к росту спроса и, как следствие, компаниям придется увеличить производство и нанять больше работников, что приведет к росту экономики и росту цен.

Такие инициативы наглядно показывают в каком состоянии находится сейчас экономика зоны евро и на что уже готовы пойти власти ЕС, чтобы сохранить экономическую стабильность в «главных» странах региона. Политика Германии не изменится пока ей будет выгодно существование еврозоны, а власти Греции, Ирландии, Италии и других стран заемщиков и будут до последнего надеяться на кредиты и ссуды ЕЦБ и МВФ. Если к этому прибавить еще экономические потери, связанные с санкциями в отношении России, то ситуация в некоторых странах региона скоро станет просто катастрофической и это касается не только еврозоны, но и всех стран Европейского союза.

« находится в кризисе». Эту фразу в последнее время приходится слышать все чаще. Но что на самом деле происходит с ЕС, насколько серьезен этот кризис и как проблемы Евросоюза влияют на его отношения с Москвой? Ответам на эти вопросы посвящен доклад «Неопределенное будущее Евросоюза: что делать России?», подготовленный экспертами . предлагает читателям фрагмент этого доклада.

Европейская интеграция стала примером способности суверенных государств мирно разрешать споры, ранее приводившие к кровопролитным войнам. Укреплять собственные индивидуальные возможности посредством сотрудничества, а не конкуренции. Примером пока уникальным. Тем более что сегодня проект переживает кризис, вызывающий озабоченность у друзей и соседей Европейского союза. Сейчас можно выделить несколько основных тенденций развития Евросоюза и политической эволюции Европы в целом.

Существует ли в ЕС эффективное лидерство и сохраняется ли солидарность всех участников проекта? Традиционный франко-германский локомотив интеграции ослаблен растущими скептическими настроениями во Франции, а также общей экономической и политической ситуацией. Институты ЕС не готовы взять на себя больше ответственности. Увеличивается разрыв между элитой и большей частью населения, молодыми и старшими по возрасту европейцами. Разрыв ведет к росту протестного голосования по вопросам, наиболее важным для будущего развития Евросоюза. События вокруг иммиграционного и греческого кризиса также показали, что солидарность, которую способны продемонстрировать страны ЕС, ограничена, когда она требует реальных жертв.

Под вопрос ставится налаженная за десятилетия система закулисного согласования интересов и переговорного процесса, позволявшая относительно плавно решать технические вопросы интеграции. Обыденностью становятся референдумы, каждый раз ставящие под вопрос участь той или иной страны в составе объединения. И, что наиболее тревожит, - кризис ЕС как института и способа сотрудничества европейских стран подрывает единство Европы в целом. За годы успеха интеграции - с начала 1980-х и до первой половины 2000-х - все привыкли отождествлять Европу и Европейский союз. К этому стремились и сами европейские лидеры. Сейчас, когда бюрократия ЕС переживает организационный полупаралич, такое состояние автоматически экстраполируется на Европу в целом. Отдельные страны ЕС - Германия, Франция, Италия - остаются видимыми игроками в сфере международной экономики и политики. Но их военно-политическое значение было в значительной степени положено на алтарь европейской интеграции.

Не завершается и экономический кризис, разразившийся в 2008 году. Странам Евросоюза удалось более или менее стабилизировать свои экономики, создать банковский союз и укрепить бюджетную дисциплину. Однако на концептуальном уровне вопрос о принципах и философии действительно общей экономической политики ЕС по-прежнему открыт. Проблему просто загнали внутрь, о чем свидетельствует, например, продолжающийся упадок Греции, где безработица превышает 28 процентов. В Евросоюзе в целом растет социальное неравенство.

Иммиграция и терроризм - острый вызов единству. Обе проблемы ведут к тому, что все большую насущность приобретает вопрос безопасности граждан, а он не входит в полномочия Европейского союза и не относится к числу достижений интеграции. Запрос граждан на безопасность находит адресатов прежде всего на национальном уровне, что снижает легитимность Евросоюза и усиливает популизм. Ответная реакция - поиск ответственных за пределами ЕС и указание на внешнее вмешательство, которое якобы влияет на решения европейских избирателей.

Не менее, если не более, опасно то, что эксперты определяют как «кризис нормативного лидерства Европы». На протяжении большей части своей истории Евросоюз оставался проводником наиболее передовых правил и норм цивилизованного общения. Однако сейчас Европа не может похвастаться способностью применять заявленные принципы в собственной политике.

В ряде стран - членов ЕС правительства проводят курс, прямо противоречащий базовым европейским ценностям толерантности и свободы выражения мнения. На уровне союза правительства вынуждены ради политической целесообразности идти вразрез с демократическим волеизъявлением граждан. Ценностный релятивизм распространяется и на внешнеэкономические связи, когда ЕС избирательно применяет собственное законодательство. Особенно это заметно в сфере международных энергетических отношений. Россия сталкивалась с этим на протяжении многих лет. Все это подрывает авторитет Европы внутри и вовне. Делает ее более уязвимой к вызовам и лишает конкурентных преимуществ.

Поворотным событием станет выход Великобритании из Европейского союза. Во-первых, вне его институтов окажется одно из крупнейших (после России, Германии и Франции) европейских государств. Это качественно изменит баланс сил внутри ЕС. У Германии, все более могущественной и намеренной идти до конца в сохранении нынешней модели интеграции, не останется равноценного противовеса. Во-вторых, сам по себе процесс оформления выхода Соединенного Королевства приведет если не к параличу Евросоюза на ближайшие годы, то, по меньшей мере, к непредсказуемости его реакций на внешние вызовы. Наконец, неочевидны перспективы самостоятельного экономического развития Великобритании за пределами европейской интеграции. Если оно будет успешным, некоторые страны ЕС могут воспринять его как положительный пример.

Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Этот комплекс причин и факторов неустойчивости вызывает сомнение в том, что лозунг «европейская интеграция выходит из каждого кризиса более сильной» сработает и на сей раз. Кризис Единой Европы налицо, а перспективы восстановления ее эффективности и способности решать задачи развития стран-участниц неясны. Европейский союз переживает худшие времена с периода «евросклероза» 1960-1970-х годов. Кризис имеет экзистенциальную природу. При этом экономически ЕС по-прежнему один из трех важнейших игроков современного мира наряду с США и Китаем. Отдельные страны Евросоюза - Германия, Нидерланды, Австрия, часть государств Центральной и Северной Европы - показывают впечатляющие экономические результаты. Европа остается наиболее привлекательным направлением для инвестиций и предпочтительным торговым партнером.

Хотя одновременно общеевропейское регулирование оказывается и препятствием. Так, например, более бедные страны Восточной Европы стремятся к инвестиционному сотрудничеству с Китаем в обход институтов и стандартов Европейского союза. С этой целью ими создан механизм «16 + 1» (11 стран ЦВЕ, 5 стран Балкан + Китай) без прямого участия Брюсселя.

Успех отдельных стран ЕС и их значение для мировой экономики никто не может отрицать. Однако Европейский союз как институт все чаще ассоциируется с «больным человеком Евразии» (перефразируя известную метафору европейцев в адрес Османской Турции). И это опасно, поскольку нет уверенности в том, что без сдерживающих механизмов интеграции европейские государства останутся ответственными игроками.

При этом большинство наблюдателей исключают пока распад Европейского союза. Мощная бюрократическая инерция, набранная за десятилетия, позволяет перевести практику интеграции в режим упорядочивания накопленной регулятивной базы. Эта способность к самоподдерживающему развитию не препятствовала тому, что уже 10 лет положение дел в Евросоюзе скорее ухудшалось, нежели пребывало в стагнации. Но в целом кризис, по-видимому, пока не носит фатального характера. Важным фактором для большинства игроков остается экономическая целесообразность существования общего внутреннего рынка. Особенно важную роль приобретает Германия, своим авторитетом и экономической мощью пытающаяся цементировать ЕС.

Одновременно можно исключить сценарий качественной интенсификации европейской интеграции в будущем. Оснований для этого нет ни на институциональном, ни на страновом уровне. Такой сценарий не просматривается пока даже в форме «гибкого сотрудничества» - углубления интеграции в рамках ограниченной группы, а не всего сообщества. Кажущаяся логичной идея «Европы многих скоростей» на деле едва ли осуществима, ведь это означало бы формальный отказ от принципа равноправия, а он всегда был важнейшей идеологической опорой европейского проекта. Официальное зачисление тех или иных стран во вторую-третью категорию только стимулирует распад единого идейно-политического пространства.

Наиболее важным результатом перехода развития Европейского союза в «инерционно-прагматический» режим будет, по всей видимости, замораживание интеграции в сферах, выходящих за пределы экономики. Тем более что ни одно из чисто политических направлений не продемонстрировало больших успехов за четверть века после принятия Маастрихтского договора. Энтузиазм по поводу сотрудничества стран ЕС в оборонной сфере, присущий периоду начала работы союза в 1990-е, практически сошел на нет. Взаимодействие в области правосудия и внутренней безопасности пока не смогло предложить ответ на проблему миграции и терроризма.

Противоречивые результаты дала политизация энергетической сферы. Пока нет тенденции к тому, чтобы зависимость ЕС от традиционных поставщиков, среди которых центральное место занимает Россия, реально снижалась. Кроме того, практическое воплощение в жизнь «третьего энергетического пакета» дает внешним партнерам основания упрекнуть Европейский союз в нормативном релятивизме.

Возможно, предстоит своего рода «возвращение к истокам» и отказ от политизации экономических решений. В таком случае возникнет необходимость избавить Евросоюз от избыточной политической надстройки в институтах. Она возникла за 25-30 лет и уже сейчас скорее подрывает традиционную технократическую легитимность Брюсселя, чем укрепляет его позиции в отношениях со странами-членами, а самого Европейского союза - с внешними партнерами. В долгосрочной перспективе такие тенденции опасны для ЕС и невыгодны России.