Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Включает в себя следующие моменты. Этапы решения задач на компьютерах. Трансляция, компиляция и интерпретация. От каких продуктов нужно отказаться

Техника безопасности при беге – очень важный вопрос и включает в себя следующие моменты:

1.Когда лучше бегать?

2.Где лучше бегать?

3.В чем лучше бегать?

4.И другие моменты, которые мы рассмотрим.
Выбираем время для тренировок

Комфортный, а главное безопасный бег, зависит от времени суток, когда проводится тренировка. Следует учитывать и погодные условия перед тем, как выходить на тренировку. Если речь идет о летнем сезоне, то тренироваться лучше всего утром. Тренировки в полдень могут обернуться перегревом и тепловым ударом. Особенно опасно бегать под прямым воздействием солнечных лучей, например, в полях. Бег в жару в городских условиях тоже небезопасен, поскольку жар идет еще и от асфальта и бетона.

Небезопасно бегать и в дождь. После такой тренировки можно не только заболеть, но получить различные травмы. Например, в дождливую погоду связки и мышцы подвержены растяжениям и разрывам, поскольку они не будут достаточно разогреваться. Кроме этого на сырой поверхности легко упасть: поскользнуться на бетоне или в грязи.

Что касается холодных месяцев, то не стоит бегать в сильные морозы и пургу. Подобные тренировки чреваты переохлаждением и вытекающими из него болезнями.


Где лучше бегать?

Идеальным местом для бега, особенно любительского, является резиновый стадион. Покрытие будет достаточно мягкое, чтобы не травмировать и не перегружать ноги. Помимо этого, на стадионе отсутствуют посторонние внешние факторы, которые будут мешать бегать.

Самым неподходящим местом для бега является город. Жесткое асфальтовое покрытие – явный способ травмировать ноги. Автомобили, велосипедисты и пешеходы – самая главная опасность для бегуна. Бегущие люди могут не заметить автомобиль, пересекая проезжую часть, и наоборот, а пешеход может резко изменить траекторию движение и столкновение будет неизбежно.

Техника безопасности при беге. Как не надо бегать?
В чем бегать?

Безусловно, одежда и обувь для бега должна быть удобной и подходить к покрытию, на котором будут проводиться тренировки. Шнурки на кроссовках не следует сильно затягивать, чтобы не передавливать стопы, и наоборот сильно расслаблять, чтобы не подвернуть ногу. Лучше всего, чтобы экипировка помимо этого была яркой и заметной. Это необходимо для того, чтобы быть заметным для тех же автомобилистов.

Для пробежек по городу в вечернее время можно оборудовать одежду дополнительными светоотражающими элементами. Для тех, кто тренируется на шоссе в непосредственной близости от проезжающих автомобилей, наличие светоотражающих элементов необходимо.
Техника безопасности при беге на длинные дистанции

Техника безопасности при беге может варьироваться в зависимости от дистанции. Если быть точнее, то в зависимости от пробегаемого расстояния могут выделяться те или иные меры безопасности. С чем связаны особенности техники безопасности на длинные дистанции? В первую очередь это большая и продолжительная нагрузка на организм, а во-вторых, это отдаленность от дома во время тренировки.

Бег на длинные дистанции сильно выматывает организм любого, даже хорошо подготовленного, спортсмена. Поэтому, чтобы свести к минимуму шанс какого-либо несчастного случая необходимо брать с собой на тренировку хотя бы маленькую бутылочку с водой или изотоником. Опытные спортсмены, которые знают, что могут преодолеть определенное расстояние без питья и подпитки, могут и пренебрегать этим правилом.

Техника безопасности при беге. Как не надо бегать?

Что касается длительных тренировок в лесах, полях, связанных с большим отдалением от дома или людей, то следует быть готовым к тому, что во время подобных пробежек может произойти все что угодно. Поэтому:

1.Начинающим бегунам лучше брать с собой на длительные тренировки сотовый телефон;

2.Заранее ставить в известность хотя бы сожителей о своем маршруте или его изменении;

3.Не бегать одному по незнакомой местности, чтобы не заблудиться;

4.Бегать без наушников, или слушать музыку в них тихо, чтобы слышать то, что происходит вокруг.

Особое внимание следует уделить второму и последнему пункту. Кто-то должен знать, куда бегун собрался на тренировку для того, чтобы в случае чего была возможность прийти к нему на помощь. Любой может сильно подвернуть ногу, сломать ее, каждый может получить солнечный удар в жаркую погоду. Подобных несчастных случаев может быть масса. Именно поэтому, кто-то должен знать, где Вас найти.

На бег в наушниках можно смотреть с разных точек зрения. Техника безопасности бега требует полного контроля окружающей обстановки. Для этого необходимо не только смотреть себе под ноги и по сторонам, но еще и слышать то, что происходит вокруг. Если бегать с громкой музыкой в наушниках, то можно не услышать сигнал автомобиля, оклик другого человека или приближающуюся собаку. Поэтому необходимо полностью отказаться от наушников во время бега или слушать музыку в них не очень громко.

Техника безопасности при беге. Как не надо бегать?
Техника безопасности при беге на короткие дистанции

Техника безопасности при беге на короткие дистанции связана, в основном, со спецификой нагрузки при таком беге. Кратковременная, но сильная нагрузка на мышцы и связки бывает зачастую опасна без качественной разминки. Именно бегуны на короткие дистанции чаще всего страдают от растяжений и разрывов мышц и связок. Разминка и растяжка – это неотъемлемый элемент перед любой тренировкой, тем более перед спринтерским бегом следует уделять особое внимание.

Техника безопасности при беге. Как не надо бегать?

Поскольку тренировки на короткие дистанции чаще всего проводятся на стадионе или в манеже, то необходимо соблюдать местный этикет:

1.Движение строго по часовой стрелке;

3.Перед тем, как менять дорожку убедиться в безопасности своего маневра.

В отличие от бега на длинные дистанции, по стадиону можно бегать в наушниках, но только по крайним дорожкам и при небольшой плотности спортсменов на нем. Если же выполняется какая-либо работа совместно с другими атлетами, то необходимо держать ухо востро.
Итог. Как не следует бегать

Подводя итог статьи, следует отметить, что техника безопасности при беге – важный элемент безтравматичного бега. Только при соблюдении техники безопасности по бегу бегун будет получать положительные впечатления от занятия таким прекрасным видом спорта. Чтобы исключить, или хотя бы свести к минимуму, возможность наступления несчастного случая нельзя:

1.Бегать в неподходящей экипировке, жаркое или морозное время суток;

2.Бегать с громкой музыкой в наушниках;

3.Убегать втихую по новому маршруту;

4.Проводить серьезную тренировку без качественной разминки;

5.Бегать в местах большого скопления прохожих, автомобилей и велосипедистов.

Соблюдение всех этих нехитрых правил поможет максимально наслаждаться бегом.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

1. Финансово-экономические расчеты в Microsoft Excel

Финансовые вычисления включают в себя всю совокупность мето­дов и расчетов, используемых при принятии управленческих решении, - от эле­ментарных арифметических операций и до сложных алгоритмов построения многокритериальных моделей, позволяющих получить оптимальные характеристики коммерческих сделок в зависимости от различных условий их проведения Проведение подобных вычислений - трудоемкая процедура, требующая опреде­ленной математической подготовки, а также использования большого количества справочных материалов.

Владение методами современных финансовых вычислений становится одной из основных составляющих в профессиональной подготовке предпринимателя, бухгалтера, ме­неджера, банковского работника, экономиста.

На данный момент стандартный курс финансовых вычислений включает в себя следующие основные темы:

Логика финансовых операций (временная ценность денег, операции наращения и дисконтирования и т. д.);

Простые проценты (операции наращения и дисконтирования, налоги, инфля­ция, замена платежей); сложные проценты (то же и эквивалентность ставок, операции с валютой и т. п.);

Денежные потоки;

Анализ эффективности инвестиционных проектов;

Оценка финансовых активов.

В настоящее время все табличные процессоры (средства автоматизации количественных расчетов) содержат широкий набор инструментов для проведения финансовых расчетов - «финансовые функции». В табличном процессоре Excel имеется около 50 финансовых функций, которые используются для оценки потоков платежей, анализа бизнес-пла­нов инвестиционных проектов, анализа лизинговых операций, оценки операций с ценными бумагами и др.

Все функции разбиты на категории: математические, финансовые, статистические, логические и другие. Для обращения к любой из функций в меню Главная нажимает кнопку Автосуммирование и выбираем Другие функции появится диалоговое окно, в котором:

    Поиск функции – вводится те краткое описание функции, которую нужно выполнить, а затем нажмите кнопку Найти. Список функций, найденных в соответствии с составленным описанием, отобразится в окне Выберите функцию.

    Выберите функцию – выбирается имя нужной функции

Появится форма с полями ввода, которые соответствуют аргументам функции. В нижней части формы дается пояснение. При правильном вводе значений аргументов в соответствующие поля значения появляются справа от поля. Если вводимые значения аргументов не принадлежат области определения функции, то справа от полей ввода появляются соответствующие сообщения. После ввода значений аргументов можно нажать на кнопку «ОК».

Если возникли затруднения при обращении к функции, рекомендуется воспользоваться справкой, которая вызывается путем нажатия кнопки (?).

При составлении арифметических выражений в Excel в качестве их операндов обычно используются адреса тех ячеек таблицы, в которых записаны значения операндов. Если при записи формул мы хотим использовать имена операндов, то необходимо присвоить эти имена ячейкам.

Выполнение процентных и рентных расчетов

В финансовой практике часто встречаются операции характеризующиеся воз­никновением потоков платежей, распределенных во времени. Такие потоки возникают при проведении кредитно-депозитных операций, формировании различных фондов, долгосрочной аренде и т. п.

Количественный анализ таких операций сводится к исчислению следующих ос­новных характеристик:

Текущей величины потока платежей

Будущей величины потока платежей

Величины отдельного платежа

Нормы доходности в виде процентной ставки

Числа периодов проведения операции

Для решения финансовых задач необходимо выполнить следующую последовательность действий:

Выполнить постановку задачи.

    Создать в Excel шаблон для выполнения расчетов.

    Ввести исходные данные.

    Сформировать необходимую функцию и при необходимости провести анализ

Для выполнения процентных расчетов программе Excel используются функции: СТАВКА, ПС, БС, КПЕР, ПЛТ

СТАВКА (кпер ;плт ;пс ;бс;тип;)

Кпер

Плт - регулярный платеж (один раз в период), величина которого остается постоянной в течение всего срока аннуитета. Обычно аргумент «плт» состоит из выплат в счет основной суммы и платежей по процентам, но не включает в себя другие сборы или налоги. Если этот аргумент опущен, должно быть указано значение аргумента «бс».

Пс - приведенная к текущему моменту стоимость, т. е. общая сумма, которая на текущий момент равноценна ряду будущих платежей.

Бс - значение будущей стоимости, т. е. желаемого остатка средств после последней выплаты. Если аргумент «бс» опущен, предполагается, что он равен 0 (например, бс для займа равна 0).

Тип

Пример: Имеется сумма 50000 руб. Под какую годовую ставку сложных процентов ее нужно вложить, чтобы через два года получить 70000 руб.

Решение : Составим таблицу в которой деньги которые мы вкладываем указываем со знаком минус, которые получаем со знаком плюс.

Наименование

Значение

Первоначальная сумма (ПС)

Наращенная сумма (БС)

Вызываем функцию СТАВКА и вводим значения:

Так как в задаче регулярный платеж отсутствует, эту ячейку оставляем пустой, программа рассчитает годовую ставку -18%

Ответ: Для того чтобы через два года получить 70000руб, годовая процентная ставка должна быть 18%.

ПС- расчет первоначальной суммы

ПС (ставка ;кпер ;плт ;бс;тип)

Ставка - процентная ставка за период.

Кпер - общее число периодов платежей по аннуитету.

Плт - выплата, производимая в каждый период и не меняющаяся на протяжении всего периода ренты.

Бс - требуемое значение будущей стоимости или остатка средств после последней выплаты.

Тип - число 0 или 1, обозначающее срок выплаты. 0- в конце периода, 1 в начале периода

Пример : Какую сумму надо положить в банк, выплачивающий проценты по сложной ставке 3% ежеквартально, чтобы через 10 лет на счету было 50 000 д.е.?

Решение : Составим таблицу:

Наименование

Значение

Наращенная сумма (БС)

Первоначальная сумма

Так как проценты начисляются ежеквартально, то период учитываем в кварталах 10*4=40

Вызываем функцию:

Результат является отрицательным числом, поскольку он представляет деньги, которые необходимо выплатить, т. е. исходящий денежный поток.

Ответ : Для того чтобы, через 10 лет получить 50000у.е. нужно положить 15327,84 у. е. под 3% с ежеквартальной выплатой.

БС – расчет будущей (наращенной) стоимости

БС (ставка ;кпер ;плт ;пс;тип)

Ставка - процентная ставка за период.

Кпер - общее число периодов платежей

Плт - выплата, производимая в каждый период; это значение не может меняться в течение всего периода выплат.

Пс - приведенная к текущему моменту стоимость или общая сумма, которая на текущий момент равноценна ряду будущих платежей.

Тип - число 0 или 1, обозначающее срок выплаты.

1. Воспроизводство материальных благ.

2. Воспроизводство рабочей силы.

3. Воспроизводство природных ресурсов и среды оби­тания человека.

4. Воспроизводство отношений между людьми, возни­кающих в производстве, распределении, обмене и потреб­лении.

Воспроизводство делится на:

· Простое воспроизводство, при котором размеры произведенного продукта, а также его качество каждый год остаются неизменными. Весь прибавочный продукт идет на личное потребление. Неизменными остаются и факторы производства

· Расширен­ное воспроизводство означает, что размеры произведенно­го продукта и его качество возрастают. Изменяются и факторы производства. Источником расширенного воспро­изводства является прибавочный продукт (прибыль).

Расширенное воспроизводство имеет два типа: экстен­сивный иинтенсивный . Первый осуществляется за счет вовлечения дополнительных трудовых и природных ресур­сов, основных и оборотных фондов без изменения их технической основы. Второй происходит на основе совер­шенствования средств производства и роста производи­тельности труда.

Различают два вида воспроизводства: индивидуальное и общественное. Индивидуальное воспро­изводство - это воспроизводство в масштабе отдельного предприятия, предпринимательской фирмы, обособленного домашнего хозяйства. Индивидуальное воспроизводство предполагает кругооборот и оборот фондов предприятия.

Последовательное прохождение фондами трех стадий (денежной, производственной и товарной) и превращение их из одной формы в другую называется кругооборотом фондов.

Кругооборот фондов, рассматриваемый не как отдель­ный акт, а как непрерывно повторяющийся процесс, есть их оборот. Продолжительность оборота характеризуется временем оборота фондов. Время оборота - это период времени от момента авансирования ресурсов в денежной форме до момента их возвращения в той же самой форме к предпринимателю. Оно состоит из времени производства и времени обращения, ибо фонды в своем движении про­ходят одну стадию производства и две стадии обращения. Время производства - это период нахождения фондов в сфере производства. Время обращения - это время пре­бывания фондов в сфере обращения.

Основные производственные фонды - это та часть средств производства, которая функционирует в процессе производства длительное время. Они сохраняют свою на­туральную форму. Их стоимость включается в затраты производимых благ по частям, порциям, в меру износа. Износ основных производственных фондов - это потеря ими своей стоимости и потребительских свойств. Различа­ют физический и моральный износ.

Физический износ - это потеря основными фондами своей потребительной стоимости в результате их использо­вания или воздействия внешней среды (коррозия, вывет­ривание и т.п.). Физическому износу подвергаются и неиспользуемые здания, машины, оборудование и другие средства труда.

Моральный износ основных фондов - это потеря ими части своей стоимости вследствие роста производительнос­ти труда, технического прогресса. Различают два вида морального износа.

Оборотные производственные фонды - это та часть средств производства, которая целиком потребляется в течение одного цикла производства. Они изменяют свою натурально-вещественную форму. Их стоимость полнос­тью включается в затраты на производство экономических благ. Сюда входят предметы труда, т.е. затраты на покупку сырья, вспомогательных материалов, топлива, а также затраты на заработную плату. Предметы труда либо веще­ственно входят в произведенный продукт в виде новой потребительной стоимости (сырье), либо полностью по­требляются в процессе производства (вспомогательные материалы, топливо).

Наряду с оборотными производственными фондами каждое предприятие имеет и фонды обращения . К ним относятся готовая продукция, уже покинувшая стадию производства (продукция на складах или в пути к потре­бителю); денежные средства предприятия, находящиеся на его счетах в банке или кассе предприятия.

Оборотные производственные фонды и фонды обраще­ния вместе образуют оборотные средства предприятия. К ним относятся производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, наличные денежные средства и средства в расчетах.

1. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

2. Двухуровневая система высшего образования. Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр - это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень - в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором - 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний - естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.

3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра - дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

4. Усиление мобильности студентов, преподавателей, администрации вузов. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

5. Создание сравнимых критериев и общей методологии для вузов всех европейских стран. В настоящий момент страны Европы интенсивно занимаются созданием сети агентств по контролю качества и аккредитации. Предполагается учредить аккредитационные агентства, независимые от национальных правительств и международных организаций. Оценка студентов будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно с этим будут установлены стандарты транснационального образования.

6. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

7. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету - значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) - образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

8. Партнерство студенческих организаций и официальных образовательных институтов.

9. Повышение привлекательности (промоция) и конкурентоспособности европейского высшего образования.

10. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

Мониторингом, финансово поддерживаемым Европейской комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова и Украина. Россия включилась в Болонский процесс совсем недавно. Для интенсивной образовательной интеграции следует кардинальным образом реформировать высшую школу нашей страны, причем следует учитывать, что в условиях продолжающегося социально-экономического кризиса опасно делать необдуманные шаги. Болонский процесс - явление неоднозначное, требующее взвешенного подхода к решению как отдельных вопросов, так и образовательной интеграции в целом. Сегодня в Украине делается все возможное для внедрения принципов Болонского процесса. Так, вопросы реформирования высшего образования Украины отражены в Указе Президента Украины от 14 сентября 2000 года "О Программе интеграции Украины в Европейский Союз ", в соответствующих распоряжениях Кабинета Министров, в решениях Министерства образования и науки Украины. Национальная доктрина развития образования прошла экспертизу Совета Европы. В Украину приезжали эксперты, которые знакомились с практикой внедрения задекларированных отечественным законодательством норм в наших университетах и колледжах. С 1993 по 2003 год высшие учебные заведения Украины совместно с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS, что дало возможность ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить и издать современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании. Избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским подходам.

В прошлом году Украина завершила подготовительный этап и начинает активно внедрять в университетскую систему образования принципы Болонской декларации. 2005 год определен как важный этап мониторинга: необходимо завершить подготовку окончательной модернизации высшей школы, скоординировать деятельность различных вузов в этом направлении. В частности, медицинские вузы Украины с 1 сентября 2005 года планируют утвердить принципиально новый учебный план, максимально приближенный к принципам Болонского процесса.

Сегодня в Украине законодательно утверждена система стандартов по каждому образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные для 80% направлений (квалификаций), содержат все требования к компетентности, квалификационной характеристике и системе определения качества знаний. В 2001 году Министерством образования разработано приложение к диплому европейского образца, которое планировалось выдавать по желанию студента. Но поскольку в рамках Болонского процесса задекларирована выдача такого приложения бесплатно всем студентам, которые окончат университет после 2005 года, то сейчас необходимо решить главную проблему - финансовое обеспечение расходов для этой цели.

Системы непрерывного высшего образования в Украине не существует. Как и в большинстве постсоветских государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, дистанциирована от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов - бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук.

Таким образом, уже сейчас можно видеть сложности перехода Украины на европейские схемы и критерии. Наша система академических степеней довольно прочно укоренилась, несмотря на то, что она не способствует, а наоборот, тормозит развитие науки: аспиранты три или пять лет пишут кандидатскую, потом десять лет докторскую диссертацию, тема которой в условиях бурного научно-технического развития в мире к моменту защиты утрачивает свою актуальность, безнадежно устаревает и никоим образом не дает стимула к развитию науки в стране. Бакалаврат и магистратура в Украине - академические понятия, лишь ступень к дальнейшей научной карьере. Согласно Болонскому процессу предполагается, что бакалавр или магистр - практические специалисты с дипломами, признаваемыми на мировом рынке труда.

Кроме того, очень сложным, с точки зрения практической реализации, требованием является обеспечение адекватной квалификации бакалавра. Дело в том, что специалисты уверены: даже при четырехлетнем обучении предоставить достаточные возможности для профильной и практической подготовки бакалавра нелегко. Болонский процесс предусматривает внедрение трехлетней учебной программы на этапе бакалаврата, что еще более усложняет задачу приобретения высокого уровня фундаментального и профильного образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности. Поэтому можно предположить, что большинство стран выберут четырехлетнюю программу обучения бакалавра, как это сделали в Великобритании и России.

Должна измениться и традиционная система оценок. Сейчас в зачетках студентов их четыре вида, от "неудовлетворительно" до "отлично", причем неудовлетворительные оценки в большинстве случаев требуют пересдачи экзамена до положительного результата. И хотя формально принята пятибалльная система, фактически используются три положительные оценки. В будущем планируется более совершенная система оценки знаний: "неудовлетворительно", "плохо", "посредственно", "хорошо", "отлично" и "очень хорошо".

Нельзя забывать и о параллельной реформе средней школы. В Европе никому не приходит в голову учить иностранный язык в университете, потому что в средней школе учащиеся осваивают, как минимум, два иностранных языка. При необходимости студент выбирает еще один язык для обучения в университете, если он нужен для специализации, исследования. Нам тоже нужно стремиться к тому, чтобы человек приходил в университет из школы с двумя иностранными языками, иначе учебная программа высшей школы будет перегружена, а обучение студентов ограничено отечественными источниками информации, и тогда мобильность студентов в европейском пространстве недостижима.

Особенно масштабной реформой в системе высшей школы является внедрение академических кредитов аналогично ЕСТS. Университеты Европы имеют разные схемы кредитных систем. И хотя во многих университетах Украины введены схемы оценивания достижений студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая), однако привязки к ЕСТS все еще нет. Наша задача сегодня - разработать принципы построения учебного процесса, адекватные европейским. С этой целью Министерство образования и науки начало эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы, о желании взять в нем участие заявили около пятидесяти университетов, в том числе главный медицинский вуз страны - НМУ им. А. А. Богомольца.

Для полного включения в Болонский процесс недостаточно формального внедрения его принципов. Одной из главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине такие схемы введены давно, но они несовершенны, постоянно пересматриваются и дополняются. В последнее время требовательность экспертизы существенно возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно Болонский процесс будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки студентов.

Очень болезненным для нашей страны является и вопрос подготовки научных и преподавательских кадров для высшей школы. У нас функционирует система ВАК, которой нет ни в одном цивилизованном государстве. Многие специалисты считают, что эта система - рудимент в научном мире, от которого следует избавляться. ВАК каждый год вводит новые правила, которые, по сути, не помогают отбирать лучшие кадры, а, порой, сводят систему получения научных званий к абсурду. Как присваиваются ученые степени многие знают не понаслышке, о том, что растет количество фальшивых дипломов, подтверждающих научное звание, не принято говорить, хотя эта проблема существует. Система присвоения научных званий и наград на сегодняшний день дискредитировала себя, и нельзя закрывать на это глаза.

И, конечно же, самый важный вопрос - трудоустройство выпускников вузов. Создание европейского пространства высшего образования будет способствовать высокой мобильности и конкурентоспособности знаний и умений украинских граждан. В условиях социально-экономического состояния, в котором находится Украина сейчас (безработица, нехватка рабочих мест, низкая заработная плата, слабая социальная защита), может возникнуть патовая ситуация: усиление миграции граждан Украины в страны Европы в поисках достойной работы, утечка интеллектуального достояния из страны. Поэтому решение образовательных проблем в Украине, согласно болонским договоренностям, требует интенсивного развития производства, создания значительного количества новых рабочих мест, обеспечение молодежи, в соответствии с украинским законодательством, правом первого рабочего места, которое до сих пор остается только лозунгом.

Образование в Украине можно и нужно сделать рентабельным, высокоэффективным и конкурентоспособным. Это - не формальная прихоть наших европейских коллег, а требования времени и реальных потребностей нашего общества.