Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Зарплаты чиновников стоит вернуть хотя бы на прежние уровни. Государственные служащие в россии - правовой статус

Существует определенная статистика, которая указывает, в каком году был среднемесячный и среднегодовой заработок россиянина в национальной и иностранной наиболее ходовой валюте. Такие статистические данные нужны для того, чтобы отслеживать рост экономики страны, динамику развития.

Существуют данные о средней зарплате в России по годам, начиная со времен Советского Союза, и заканчивая текущим годом. Подобная статистика интересна, в первую очередь, историкам, занимающимся изучением хронологических аспектов из области экономики, самим экономистам и потенциальным мигрантам, которые собираются зарабатывать в будущем в РФ.

Для изучения данного вопроса детально, следует поинтересоваться исторической статистикой по зарплатам за последние десятилетия и прошлые столетия. А также такие данные помогут работникам приблизительно рассчитать пенсионные начисления для Пенсионного Фонда. Существуют расчетные схемы, по которым можно узнать свою прибыль по начислениям в будущем.

Чтобы правильно вычислить коэффициент среднего показателя дохода за месяц, нужно рассчитать соотношение оплаты за какой-то конкретный промежуток времени, к примеру, за 2001 и 2002 год или последние 5 лет до 1 января 2002 года, к средней месячной оплате труда в России за выбранный отрезок по годам. Из вышесказанного становится понятно, что коэффициент средней оплаты труда за 30 дней равняется заработной плате человека, разделенной на среднестатистическую зарплату в месяц.

Формула: КСЗ=ЗР/ЗП.

Полученная цифра используется для вычисления расчётной пенсии, часть суммы от будущих выплат, которые заработаны за весь 2002 год. Расчетная пенсия равна СК, умножено на КСЗ и еще раз умножено на 1671 – 450. Итак, ясно, что чем выше коэффициент средней зарплаты, тем больше показатели расчетов по деньгам.

У большинства жителей России за периоды 2000 и 2001 года размер средней оплаты числится в данных Пенсионного Фонда, и не нужно это доказывать в документальной форме. При выборе расчёта коэффициента средней оплаты труда в месяц за 2000-2001 годы, КСЗ рассчитывается методом разделения средней оплаты ЗР за весь этот временной промежуток на 1495 рублей – это среднестатистическая оплата труда в России за указанное количество лет.

Формула: КЗС=ЗР/ЗП=ЗР/1495.

Другой пример, выбираем промежуток времени не за 2000 и 2001 год, а возьмём более ранний период, в совокупности за последние 5 лет (60 месяцев). В этом случае следует провести ряд таких вычислительных действий:

  • нужно сначала узнать средние показатели оплаты труда за конкретный период;
  • найти статистические данные (будут приведены ниже) за указанный период по средним показателям оплаты труда;
  • затем рассчитываем значение КЗС;
  • в период оформления пенсии нужно представить в отделение пенсионного фонда данные по зарплате, за последние 5 лет.

Таблицы зарплат в стране по годам

Таблицы среднемесячных зарплат, которые установило правительство РФ с целью конвертации пенсионных прав для расчёта корректного пенсионного капитала.

Среднестатистические данные по оплате труда с 1960 по 1990 г.
Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях
1960 74,0 1968 111,8 1976 152,1 1984 192,1
1961 76,0 1969 114,7 1977 158,0 1985 198,3
1962 81,8 1970 120,1 1978 165,3 1986 205,2
1963 83,5 1971 124,5 1979 169,3 1987 213,6
1964 87 1972 131,3 1980 173 1988 232,7
1965 93,0 1973 135,1 1981 176,4 1989 261
1966 95,1 1974 142,1 1982 183 1990 305
1967 100,4 1975 147,8 1983 189,4
Среднестатистические данные с 1991 по 1997 г.
Периоды (по месяцам) Даты
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Оплата труда в рублях
Январь 305 1425 15,0 133,6 300,5 634,7 809,1
Февраль 293 2000 19,3 145,9 317 675,3 837,1
Март 336 2700 23,6 162,5 358,4 768 900,5
Апрель 368 3049 30,9 170,3 383,1 743,4 900,8
Май 429 3684 37,1 180,2 427,7 774,2 906,4
Июнь 491 5099 47,7 205,9 468,4 829,1 962,1
Июль 539 5423 59 230 487,4 826,5 1000
Август 568 5893 65,3 236,4 518,5 837 980
Сентябрь 620 7356 80,8 249,1 558,4 856,0 1038
Октябрь 700 8823 94 270 590,4 839,2 750
Ноябрь 827 10496 100,1 281,6 608,5 817,9 764
Декабрь 1180 16154 140,8 357,1 729,2 1027 770
Среднестатистические показатели с 1998 по 2001 г.
Год
1998 1999 2000 2001
Месяц Оплата труда в рублях
Январь 750 923 1194 1523
Февраль 762 795 1300 1517
Март 768 800 1281 1517
Апрель 763 843 1290 1700
Май 770 855 1295 1691
Июнь 772 860 1300 1658
Июль 775 900 1400 1800
Август 777 750 1407 1500
Сентябрь 780 1000 1315 1512
Октябрь 783 1132 1500 1675
Ноябрь 786 1295 1428 1680
Декабрь 790 1042 1563 1690

Некоторые примечания:

  1. Существуют ограничивающие поправки, которые создал ПФ на законодательном уровне – величина коэффициента среднего дохода не может быть более чем 1. 2.
  2. К примеру, предположительно средняя оплата труда индивида в период с 2000 по 2001 год составляет две с половиной тысячи рублей, а также работник не пребывал в рабочих условиях Крайнего Севера, вплоть до начала 2002 года. Тогда, если рассчитать по формуле, то получится – КЗС = ЗР/ЗП = 2500 /1495=1,67. С учетом того, что никаких льгот у человека нет, коэффициент автоматически опустится до максимально возможного значения – 1.2.
  3. Второй пример на коэффициентном расчете, ниже показателя 1.2: если провести такие вычисления, но уже со средней оплатой труда в 1 тыс. рублей, то получится, что коэффициент будет равен 0.67. В таком случае числовые расчеты никуда не меняются, а берутся за основу.
  4. Исключение по максимально возможной коэффициентной планке бывают только у работников, пребывающих на территории Крайнего Севера. В зависимости от конкретного района, максимальное значение колеблется в пределах 1.4 – 1.9.

Средняя зарплата российских министров составляет 693 тыс. руб. Максимальную оплату за труд получают министры финансово-экономического блока – до 1,7 млн руб. Труд руководителей министерств социальной сферы оценивается от 443 тыс. руб. Зарубежные коллеги получают в месяц до 110 тыс. $.

По данным Минфина, средняя зарплата министров в 2016 году составляла 693 тыс. руб. Так как в 2017 году оклады не индексировались, расчетные средние заработки остались на прежнем уровне.

Таблица 1. Средняя зарплата министров РФ

Источник: РБК

Справка! Министр Российский Федерации – замещаемая государственная должность в составе Правительства – федеральной исполнительной власти страны.

Министры назначаются Указом президента, возглавляют подведомственные министерства и не относятся к числу гражданских федеральных служащих.

По состоянию на 2018 г., к числу чиновников правительства, занимающих замещающие должности, относится 32 человека, в том числе председатель правительства, его первые замы и федеральные министры.

От чего зависит заработная плата государственных чиновников

Премьер-министр, его первые замы, а также первые руководители министерств получают денежное вознаграждение в размерах, установленных в законодательном порядке в соответствии с должностными окладами, надбавками и другими выплатами, отраженных в президентском Указе № 742.

Ежемесячное и ежеквартальное денежное поощрение устанавливается в размерах и порядке, которые устанавливаются лично Президентом Российской Федерации.

Финансирование денежных вознаграждений возложено непосредственно на правительство и осуществляется из федерального бюджета.

Кроем этого, министр имеет право на получение премий за счет сэкономленного зарплатного фонда подведомственного министерства, возникшего по причине наличия вакантных должностей, но не более 10% от утвержденной предельной численности служащих.

В официальных источниках публикуется только узаконенный оклад. Однако эта информация не раскрывает полной картины, так как оплата труда включает, кроме основного денежного вознаграждения, множество переменных составляющих, в том числе премии, поощрения и пр. доплаты, которые фактически начисляются в индивидуальном порядке.

«Суперзарплаты» министров

Впервые реальные заработные платы министров были опубликованы Министерством финансов в конце 2017 г. По данным РБК, данные охватывали период 2016 г.

Таблица 2. Зарплаты российских глав министерств за 2016 г.

Должность ФИО Размер заработка, руб.
Первый заместитель председателя правительства по вопросам финансово-экономической политики Антон Силуанов 1 730 000
Руководитель министерства минэкономразвития Максим Орешкин 1 270 000
Министр энергетики Александр Новак 1 160 000
Глава МЧС Владимир Пучков 954 000
Руководитель министерства промышленности и торговли Денис Мантуров 921 000
Глава министерства сельского хозяйства Александр Ткачев 451 000
Глава Минстроя Мень М. А. 443 000

В 10-ку самых высокооплачиваемых чиновников попали руководители министерств здравоохранения, спорта, иностранных дел, образования, юстиции, чье вознаграждение составляет от 497 000 руб. до 634 000 руб.

Реальные доходы правительства

Данные о заработной плате не раскрывают в полной мере информацию о реальном доходе министров. Некоторые из них имеют собственный бизнес, получают дивиденды от инвестиций, проценты от банковских вкладов.

Информация о доходе и имуществе членов Правительства РФ ежегодно публикуется на сайте http://government.ru/news/ на основании официально поданных деклараций.

Таблица 3. Сведения о доходах членов Правительства России за 2017 г. (выборочно)

Должность

Фамилия Декларированный годовой доход за 2017 г., руб.
Премьер-министр Медведев Д. А. 8 565 296
Первый зам. Председателя Правительства Шувалов И. И. 91 280 609
Заместитель Председателя Правительства Хлопонин А. Г. 2 912 121 655
Рогозин Д. О. 24 212 329
Козак Д. Н. 21 438 878
Голодец О. Ю. 11 463 074
Министры
Сельского хозяйства Ткачев А. Н. 548 255 533
Промышленности и торговли Мантуров Д. В. 213 566 746
Министр Российской Федерации Абызов М. А. 181 010 188
Финансов Силуанов А. Г. 25 091 905
Экономического развития Орешкин М. С. 20 928 808
Энергетики Новак А. В. 16 303 693
По делам гражданской обороны Пучков В. А. 12 404 594
Обороны Шойгу С. К. 10 269 640
Культуры Мединский В. Р. 8 736 475
МВД Колокольцев В. А. 9 516 505
Юстиции Коновалов А. В. 6 921 731
Иностранных дел Лавров С. В. 6 889 891
Здравоохранения Скворцова В. И. 6 294 311
Образования и науки Васильева О. Ю. 6 145 783
Спорта Колобков П. А. 6 130 655
Труда и социальной защиты Топилин М. А. 5 928 655
Транспорта Соколов М. Ю. 5 850 255
Природных ресурсов и экологии Донской С. Е. 5 261 701

Ознакомиться с данными о движимой и недвижимой собственности, а также имуществе в аренде или безвозмездном пользовании можно,

Как изменялись оклады государственных лиц

Размер денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности, установлен Указом президента N 742 от 30.09.2013 г. Согласно этому законодательному акту, оклады были установлены в 2013 г. и повышены на 64-66% в 2014 г.

Однако с 2015 г. на основании Указ Президента N 110 от 27.02.2015 оклады понижены на 10%. Ежегодно этот документ пролонгируется.

Поэтому оклады были повышены на 4% совместно с зарплатами федеральных чиновников в 2018 г. Однако это не отменило действия Приказа, понижающего вознаграждение на 10%.

Таблица 4. Изменение окладов министров в 2013–2018 гг .

Должность С 1 сентября 2013 г. С 1 сентября 2014 г. С 2015 г. 2018 г.
Оклад После применения понижающего коэффициента
Министр – полномочный представитель Президента в федеральном округе 53 730 81 516 73 364 84 776 76 299
Министр РФ – руководитель аппарата правительства 53 730 81 516 73 364 84 776 76 299
Федеральный министр 51 823 81 513 73 362 84 774 76 296
Министр иностранных дел 53 492 86 123 77 510 89 569 80 611

Оклады и зарплаты руководителей силовых министерств: обороны, внутренних дел, по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям – не разглашаются.


Кстати, размер пенсий чиновников исчисляется именно из размера денежного вознаграждения без учета надбавок и премий.

Привилегии и льготы

Кроме оплаты командировочных расходов, в том числе зарубежных поездок, чиновники имеют ряд привилегий и льгот.

Справка! Зарубежные командировки сотрудников аппарата Правительства обошлись бюджету в 970 тыс. руб., из которых 270 тыс. руб. были выплачены в качестве суточных.

Министрам предоставляется на безвозмездной основе льготы в виде:

  • обслуживания в ведомственных поликлиниках;
  • госпитализации в особые клиники;
  • служебного жилья на время исполнения обязанностей;
  • субсидии для приобретения собственного жилья;
  • служебной дачи в ведомственном коттеджном поселке;
  • повышения квалификации;
  • персонального автомобиля;
  • служебного авто;
  • безлимитной мобильной и стационарной связи;
  • бесплатных билетов на поезд, самолет;
  • отдых со скидками в санаториях.

Сколько получали министры в СССР

Зарплаты первых лиц советского государства были в 4–5 раз больше окладов обычных граждан и составляли:

  • Генсека – 1 500 руб.;
  • Члена Политбюро – 1 200 руб.;
  • Кандидата в Члены Политбюро – 1 000 руб.;
  • Секретаря ЦК КПСС – 800 руб.;
  • министра – 800 руб.

Но по сравнению с нынешними чиновниками, доход советских государственных мужей был в 2 раза ниже. Однако перечень льгот при социалистическом строе включал не только служебные машины, дачи и квартиры, но и спец. пайки из дефицитных продуктов питания.

Слухи о резком повышении зарплат чиновникам оказались фальшивкой. Однако сама по себе постановка вопроса выглядит обоснованной: в реальности вот уже несколько лет зарплата госслужащих только сокращается. Это резко контрастирует с тем подходом, который практикуется за рубежом и позволил России уже существенно поднять престиж работы на государство – в частности, военной службы.

Правительство официально открестилось от данных СМИ о том, что к 2019 году федеральным чиновникам якобы повысит зарплаты, и сразу на 38%. Формально так написано в плане по развитию госслужбы на 2016–2018 годы. Как потом оказалось, в плане написать можно что угодно, но пока в бюджете на это не предусмотрят реальные средства, ни на какое повышение зарплат чиновникам рассчитывать не приходится.

«Во Франции, например, на место в госслужбе конкурс может быть в 100 человек. Вы можете представить себе такой конкурс у нас?»

Еще более важно, что на самом деле даже в плане по развитию госслужбы речь идет не о реальном повышении зарплаты, а, по сути, о попытке ее выровнять. Иными словами, доходы чиновников должны быть приведены в соответствие с экономическими реалиями.

Так, в 2015 и 2016 годах зарплаты госслужащих были заморожены, индексация на уровень инфляции не проводилась. Более того, в проекте бюджета на 2017–2019 годы также отменена норма об индексации им зарплат по инфляции. Что касается федеральных чиновников, то в 2014 и 2015 годах их денежное содержание было сокращено на 10%, в том числе в администрации президента и в аппарате правительства. Проводились соответствующие сокращения и в регионах.

Откуда же взялась цифра в 38% к 2019 году? Она была сформирована как расчетная компенсация инфляции сразу за семь лет (с 2012 по 2018 год) и предыдущего сокращения зарплат. Получилось так, что индексация зарплат госслужащих, проведенная в 2012 и 2013 годах, была нивелирована последовательным сокращением зарплат на 10% в 2014-м и 2015-м. В итоге выяснилось, что госслужащие федеральных органов исполнительной власти, а также сотрудники аппарата правительства и администрации президента РФ до 2019 года будут получать денежное вознаграждение на уровне 2012 года.

Такое положение дел вряд ли можно считать нормальным. Конечно, чиновники понимают, что в сложной экономической ситуации меры экономии должны распространяться на всех, чей труд оплачивается из бюджета страны. Однако падение ВВП и инфляция серьезно замедлились, и в течение следующих двух лет ожидается пусть небольшой, но рост российского ВВП. И если в сложные для страны времена власти идут на урезание зарплат госслужащим, то при улучшении ситуации логично вернуть доходы госслужащих хотя бы на докризисный уровень.

«Ситуация с зарплатами госслужащих у нас несправедлива. Такого ни в одной развитой стране нет. Во всем мире управление считается самым сложным видом труда. А сложный вид труда по всем данным экономики должен оплачиваться выше, чем простой. Поэтому госслужащие как управленцы должны получать существенно больше, чем в среднем по стране или по региону», – говорит газете ВЗГЛЯД профессор кафедры социальной конфликтологии факультета национальной безопасности (ФНБ) РАНХиГС Виктор Нечипоренко.

Украина уже столкнулась с серьезной проблемой, когда управлять государством приходят совершенно случайные и необразованные люди. Причиной тому не только революционный энтузиазм представителей новой украинской власти, но и то, что официальные зарплаты чиновников на Украине ничтожны. На них физически невозможно прожить. В итоге страна утопает в коррупции и теневой экономике, а нанять компетентных и не берущих взятки управленцев невозможно. В Киеве до сих пор всерьез идею того, что зарплаты чиновникам будет платить Евросоюз, а не дырявый украинский бюджет. К счастью, при всех проблемах экономическая ситуация в России гораздо лучше.

«Мы никогда не получим эффективное государственное управление, не набирая качественный персонал на госслужбу. Например, у сотрудника два–три высших образования, он один из лучших специалистов – а ему платят низкую зарплату. Недобросовестные люди компенсируют это за счет коррупции», – переживает собеседник.

Так, по его словам, федеральные госслужащие должны получать существенно больше среднего дохода по Москве. Средняя зарплата в Москве составляет сегодня 66,88 тыс. рублей. Если взять в целом, то средняя зарплата федерального госслужащего выше – чуть более 90 тыс. рублей. Однако если взять не средние показатели, а отдельные ведомства и доходы внутри министерств, то разница в доходах между сотрудниками различных ведомств будет весьма существенной. И средний столичный чиновник не всегда зарабатывает даже сумму, равную средней зарплате по Москве.

Особенно тяжело в этом смысле младшим специалистам. «У министров и сотрудников администрации президента зарплаты высокие (так, средняя зарплата в администрации президента по данным Росстата – 208 тыс. рублей), – объясняет экс-замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь. – В то время как специалисты первой категории в Москве получают зарплату в 26 тыс. рублей».

Первые шаги для того, чтобы поднять престиж госслужбы в России, уже были сделаны в свое время, и это оправдало себя. Так, с 2002 по 2013 год зарплаты госслужащих увеличились в шесть раз. Если в 2002 году среднемесячная зарплата госслужащих составляла 6547 рублей, то в 2013 году – уже 39 115 рублей. В ходе реформ силовых ведомств, в том числе реформы Минобороны во времена министра Сердюкова, были существенно подняты зарплаты сотрудников полиции, спецслужб и Вооруженных сил. С тех пор существенно вырос престиж и государственной службы в целом, и военной в частности. Минобороны недавно , что только за последние два года количество желающих служить в Российской армии выросло в разы.

Следующим шагом должно стать поднятие зарплаты служащим низшего и среднего звена, а также нивелирование разницы в доходах между сотрудниками различных ведомств, считает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. «Существующий подход к формированию оплаты труда демотивирует основную массу чиновников и способствует росту «текучки». В результате формирование корпуса госслужащих проходит по принципу негативного отбора: лучшие работники при первой же возможности переходят в коммерческие структуры», – констатирует он.

Конечно, индексация зарплат на инфляцию сама собой ничего не решает, необходимо улучшать в целом подход к привлечению талантливых управленцев к службе на государство. Это не только достойная зарплата, это также стимулирование за счет премирования по определенным критериям эффективности. Плюс социальные гарантии.

«Мировой опыт показывает, что госуправленцы получают существенно больше, чем обычные люди. В западных государствах госслужащий – это звучит гордо. Во Франции, например, на место в госслужбе конкурс может быть в 100 человек. Вы можете представить себе такой конкурс у нас? Там люди стремятся служить государству, потому что понимают, что если они будут хорошо работать, то у них будет потом достойная пенсия, и семья получает социальные гарантии. Там госслужащие стараются не быть замешанными в коррупции, иначе они очень много теряют», – рассказывает Виктор Нечипоренко.

По словам Нечипоренко, есть ряд методов улучшения качества чиновничества именно с точки зрения разницы в зарплате. Во-первых, надо стимулировать профессионализм и получение соответствующего образования. Например, если у чиновника нет специального образования по специальности муниципального и государственного управления, то он должен получать меньше коллег, имеющих подобное образование. Кроме того, зарплата должна зависеть от стажа управленческой работы.

Госслужащий - понятие

Понятие "государственный служащий" закреплено в соответствующем Федеральном законе РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службы".

Гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в зависимости от организации, в которой проходит службу государственный служащий, в России выделяют два вида госслужащих:

  • федеральные государственные служащие - к ним относятся сотрудники, осуществляющие свою деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации - сотрудники, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и соответственно, получающие денежное довольствие за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Интересным является тот факт, что, например в Европе нет разницы между госслужащими и бюджетниками (врачами, учителями и прочими.). Там все госслужащие, также как и бюджетники, получают зарплату из бюджета и имеют одинаковые льготы.

В России же, законодательно данные категории трудящихся разделены и заработная плата порой у учителя в разы ниже заработной платы рядового госслужащего. Помимо этого госслужащим предусмотрены льготы по пенсиям (для выхода на нее достаточно стажа в 25 лет), дополнительное медобеспечение, дополнительный отпуск.

Ограничения при прохождении госслужбы

Прохождение госслужбы связано с определенными ограничениями.

Например, госслужащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Они должны сообщать сведения о своих доходах и расходах, а с 2017 г. еще и сведения об аккаунтах на форумах и социальных сетях в Интернете .


Права госслужащих в России

Основные права госслужащих закреплены в законе "О государственной гражданской службе".

Гражданский служащий имеет право на:

  • обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • защиту сведений о гражданском служащем;
  • должностной рост на конкурсной основе;
  • медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.


Зарплата госслужащих в России

Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2

Одной из гарантий для госслужащих является финансовое обеспечение.

В соответствии с законодательством под оплатой труда понимается денежное содержание, являющееся основным средством материального обеспечения госслужащего и стимулирования его профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Структура зарплаты госслужащего. Денежное содержание гражданского служащего состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

По официальным данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих составляет 40 тыс. рублей.

Как известно, зарплата госслужащих в России превысила среднемесячную заработную плату в целом по стране.

Проблема превышения доходов чиновников над зарплатой общей численности населения была исследована аналитиками РБК. Так, в 2013 г. зарплата чиновников достигла 39,1 тыс. руб., что было на 31% больше среднего заработка россиян (29,8 тыс. руб.). Для сравнения: оклад госслужащих в РСФСР в 1985 г. был на 12% ниже средней зарплаты в стране, среднемесячная зарплата чиновников всех уровней в США в 2013 г. составила порядка 4 000 долларов США, что на 3 % ниже средней зарплаты.

Обещанные Владимиром Путиным изменения в положении государственных служащих начинают реализовываться. Так, Министерство финансов уже наметило контуры оптимизации, которая начнётся в 2013 году и продлится вплоть до 2018 года. Напомним, президентом была подчёркнута важность моральной и финансовой мотивации чиновников и приведения степени оплаты их труда к современным рыночным показателям.

На сегодняшний день ситуация в государственных органах сложилась так, что окладная часть зарплаты служащего составляет всего 7-37% от общей суммы его денежного вознаграждения (не превышая 13 000 руб.), остаточная часть приходится на различные доплаты и премиальные компоненты. При этом, мотивационные выплаты – надбавки за классность и стаж, как правило, не зависят от эффективности чиновника.

Кроме того, существует значительные перекосы в размерах материальных вознаграждений госслужащих , к примеру, глава администрации президента зарабатывает в 31 раз больше, нежели начинающий специалист в регионе.

Как сообщил источник в Минфине, программа оптимизации будет состоять из двух основных этапов. На первом этапе планируется сокращение числа госслужащих в 2013 году на 25%. Изменения коснутся «обеспечивающих специалистов» федерального, регионального и муниципального рангов. В эту категорию попадают секретари, архивариусы, делопроизводители, операторы банков и баз данных, а также системные администраторы, сотрудники бухгалтерии и административно–хозяйственных служб.

Минфин предлагают лишить их статуса государственных служащих и перевести на срочные трудовые контракты. Таким образом, на аутсорсинг будет отдана деятельность, непосредственно не связанная с функционалом учреждений.

Такая политика, по мнению экспертов, призвана стать эффективным инструментом воздействия на мотивацию служащих госорганов, начиная с работников низшего и среднего звена, и заканчивая лицами из руководства. Дело в том, что увольнение госслужащего сейчас — достаточно сложная процедура, поскольку договора имеют бессрочный характер и работник может лишиться места только в случае устранения подразделения, переустройстве ведомства, либо по причинам политического характера.

Перевод же на срочные договора позволит не продлевать контракты, если свои обязанности работник выполняет плохо. Такая практика существует, к примеру, — в Новой Зеландии, где вообще нет такого термина как госслужащий.

На втором этапе программы, реализация которого намечена на 2013-2018 годы, будут подняты должностные оклады оставшейся части госслужащих . К её завершению в 2018 году планируется, что окладная часть в заработной плате чиновника возрастёт до 40 %. Премиальная часть сохранит надбавки за выслугу лет, за работу с информацией, составляющей гостайну, за исполнение особо важных и сложных заданий, причём доля последних в размере зарплаты возрастёт до 50% с сегодняшних 3%.