Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Перспективы повышения экономической самостоятельности регионов. Разработка путей повышения самостоятельности местных бюджетов на примере бюджета некоузского муниципального района

Для такой громадной по площади, значительной по численности населения страны, как Российская Федерация, анализ регионального развития, учет региональной составляющей представляется необходимым атрибутом любого исследования социально-экономических процессов. Межрегиональные различия в России, имеющей многонациональное и поликонфессиональное население, крайне велики. Даже по площади и численности населения различия субъектов Российской Федерации достигают нескольких сотен раз. В стране существуют регионы-города (Москва, Санкт-Петербург) и регионы с полностью сельским населением. Объективные различия в распределении топливно-сырьевых ресурсов, в агроклиматических условиях, в сложившихся историко-культурных традициях местного населения предопределили возникшее экономическое и социальное неравенство субъектов Федерации.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в регионах Российской Федерации в середине -- конце 1990-х гг., определялась как общим состоянием российского общества и экономики, находящихся на этапе переходного периода, так и сильной дифференциацией регионов по самым различным показателям. Из общероссийских факторов социально-экономического развития регионов в России в 1990-е гг. можно выделить следующие:

глубокий, не имеющий аналогов в мировой практике экономический кризис;

стремительное разрушение элементов централизованного планового хозяйства с одновременным складыванием рыночной экономики;

последствия распада единого экономического пространства республик бывшего СССР, разрыв старых хозяйственных связей российских предприятий с предприятиями стран СНГ;

либерализация цен, повлекшая значительный по своим масштабам инфляционный процесс, неустойчивость национальной валюты (рубля);

демилитаризация экономики страны, сокращение расходов на производство вооружения и военной техники, широкомасштабная конверсия отраслей военно-промышленного комплекса;

формирование новых социальных классов (например, развитие малого предпринимательства, фермерства) с процессом быстрого расслоения общества;

процесс приватизации, как одна из сторон разгосударствления экономики, охвативший крупные промышленные предприятия, малый бизнес и жилой фонд граждан;

институциональное формирование (часто на "пустом" месте) элементов рыночной инфраструктуры: фондового рынка, двухуровневой банковской системы и т.п.

Нельзя не учитывать и общемировой фон, характеризующийся произошедшим ранее крушением мировой системы социализма, глобализацией и интернационализацией мирового производства, опережающим ростом сферы услуг в мировой экономике, периодически возникающими мировыми экономическими и финансовыми кризисами, приводящими к ухудшению конъюнктуры российских товаров на мировых рынках, дополнительным расходам государственного бюджета.

Все эти факторы предопределили общие черты развития всех российских регионов в конце XX столетия и в значительной степени повлияли на индивидуальные особенности хода динамических процессов в отдельных регионах. Именно эти особенности и стали предметом данного исследования.

В данной работе под регионами понимаются, в первую очередь, субъекты Российской Федерации, которым свойственны определенная политическая самостоятельность (наличие собственных законодательства и органов государственной власти), часто замкнутая и усиливающаяся в последние годы по степени закрытости экономическая система, высокая степень концентрации финансовых ресурсов (как государственных, так и корпоративных), наличие единой транспортной и социальной инфраструктуры. При этом регионы группируются по самым различным основаниям: административно-политический статус (республики, края, области и т.д.), принадлежность к федеральным округам, крупным экономическим районам, ассоциациям межрегионального экономического взаимодействия, бюджетная обеспеченность регионов (доноры и реципиенты), специализация региональной экономики и т.п.

Данное исследование охватило временной период с конца 1980-х до конца 1990-х гг., характеризовавшийся завершением многих этапов в развитии социально-экономических процессов, а иногда и полным циклом отдельных экономических явлений (например, в первой половине -- середине 1990-х гг. была проведена чековая приватизация). Это во многом определило характер подачи представленного материала как своего рода исторический обзор.

В первой главе книги описываются особенности социально-экономического развития российских регионов в рассматриваемый период, дается характеристика межрегиональных различий в территории, численности населения, демографических, социальных показателях, экологической ситуации, выявляются индивидуальные черты отраслевой структуры промышленности, региональные последствия социально-экономических реформ.

Вторая глава посвящена проблемам российского федерализма и основным направлениям реализации государственной региональной политики, в том числе в финансовой и инвестиционной сферах. Особо рассматриваются перспективы межрегионального взаимодействия в России.

В третьей главе собраны аналитические материалы, исследующие региональные проявления различных процессов, имевших место в национальной экономике, и прежде всего в финансовой сфере, в 1990-е гг. Это, в частности, региональный анализ развития двухуровневой банковской системы, выявление приоритетов в региональной стратегии коммерческих банков, особенностей приватизации в регионах России, ретроспективный взгляд на становление свободных экономических зон, направления иностранных инвестиций в регионы, аспекты межрегионального сотрудничества в производственной и финансовой сферах, а также почти хроникальное изложение региональных проявлений финансово-экономического кризиса, вызванного решениями федерального правительства в августе 1998 г.

Наконец, в приложениях приводятся извлечения из Конституции Российской Федерации, характеризующие, прежде всего, основы федеративного устройства страны, и табличный материал с самыми основными показателями экономического и социального развития регионов России в 1990-е гг.

При написании книги использовался ряд открытых и доступных для исследователей источников информации. К таковым, в первую очередь, относятся официальные издания Госкомстата России (в том числе данные, собранные и опубликованные в справочниках "Регионы России"), других федеральных ведомств: Минфина России, Минэкономики России, Центрального банка РФ и др., а также сборники (базы данных) нормативных правовых документов. Активно привлекались материалы прессы, обзоры и рейтинги аналитических центров, а также теоретические работы в соответствующих отраслях знания. Многие использованные в работе источники указаны в приводимом списке литературы, в который, впрочем, включены лишь основные -- по мнению автора -- монографии и сборники, посвященные региональной проблематике и вышедшие в России в последние годы. За пределами списка остались многочисленные статьи в различных журналах (в том числе специализирующихся на региональных исследованиях, например, издаваемый в Новосибирске "Регион: экономика и социология" или саранский "Регионология") и сборниках, публикации зарубежных исследователей, а также отечественных ученых, но вышедшие за границей и др.

Книга написана по результатам исследования "Географические факторы экономической самостоятельности регионов России", выполненного на географическом факультете Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Отдельные результаты работы были получены в рамках других программ и проектов с участием автора: проектов Российского фонда фундаментальных исследований, Московского общественного научного фонда, Московского центра Института "Восток--Запад", Московского центра Карнеги, Центра институциональных реформ и неформального сектора, программы "ТАСИС", программы Совета Европы "РУС-1" и др.

Автор выражает благодарность С.С.Артоболевскому, Г.В.Былову, О.А.Климановой, А.М.Лаврову, В.Н.Лексину и А.Н.Швецову за ценные консультации в ходе работы над отдельными параграфами книги, а также бывшим коллегам в Миннаце России и участникам совместных проектов.

Введение
1. Регионы России: особенности социально-экономического развития
Территория и численность населения
Демографические показатели и миграции населения
Города и городское население
Отраслевая структура промышленного производства
Рынок труда и уровень жизни
Экологическая ситуация
Региональные последствия социально-экономических реформ
2. Федерализм и региональная политика в России
Проблемы и перспективы российского федерализма
Направления региональной финансовой политики
Региональная инвестиционная политика
Перспективы межрегионального сотрудничества
3. Региональные проявления развития финансово-экономической сферы
Региональное развитие банковской системы
Региональная стратегия коммерческих банков
Ход приватизации в регионах
Становление свободных экономических зон
Иностранные инвестиции в регионах
Межрегиональное сотрудничество в производственной и финансовой сферах
Реакция регионов на финансовый кризис августа--сентября 1998 года
О мониторинге регионального развития в Российской Федерации (вместо заключения)
Литература
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Список таблиц
Список вставок

Климанов Владимир Викторович

В 1993 г. окончил географический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В 1997–2000 гг. работал в федеральных министерствах, ответственных за реализацию региональной политики и развитие федеративных отношений. Имеет квалификационный разряд «Государственный советник Российской Федерации 1 класса».

С 2000 г. - сотрудник Института системного анализа РАН, где в 2003 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук.

С 2002 г. - директор Института реформирования общественных финансов.

С 2010 г. - заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Под регионом , как частью территории страны, понимают значительную целостную территорию, где проживают люди и где осуществляются определенные виды деятельности.

Регион отличается от других регионов совокупностью естественных, исторически сложившихся, относительно устойчивых экономических, социальных, национальных особенностей.

Таким образом, объектом науки "региональная экономика" является регион как часть территории страны, где проживает определенное количество населения, расположены предприятия разных отраслей и разных форм собственности, где расположены учреждения, обеспечивающие нормальные условия для жизни людей, для труда, образования, культуры, общение.

Характерной чертой региона является его целостность, где сочетаются природные ресурсы, материальные богатства и социальные условия для жизни людей.

Для основательного исследования состояния социально-экономических процессов по размерам территории, масштабам и специализации производства, местом в общегосударственном разделении труда выделяют:

      микрорегионы;

      мезорегионы;

      макрорегионы.

Микрорегион (территория административной области) представляет собой совокупность определенного количества административных районов.

В состав мезорегиона входит, как правило, 5-6 областей. Существуют различные подходы, согласно которым выделяют состав областей, которые входят в состав того или иного мезорегиону.

Макрорегионы - значительная территория страны, на которой расположено в 1 и более областей. На территории Украины вошло в пракТПКувыделение двух макрорегионов: левобережная Украина; правобережная Украина.

- это объективная необходимость формирования новых экономических отношений. Ее надо рассматривать, прежде всего, как экономическое пространство для деятельности предприятий в пределах определенной территории на принципах экономической эффективности, экономической целесообразности как относительно самостоятельную социально-экономическую систему воспроизведения.

Под экономической самостоятельностью региона понимается возможность решение вопросов комплексного экономического и социального развития, входящих в компетенцию соответствующего уровня территориального управления на правовых началах с использованием финансовых, экономических и материально-технических ресурсов региона и при этом самостоятельно распоряжаться достигнутым результатам, удовлетворять потребности региона с учетом общегосударственных интересов.

Экономическая самостоятельность региона заключается, прежде всего, в том, что она способствует удовлетворению, прежде всего, внутренних потребностей региона и обеспечению устойчивого развития народного хозяйства без дотаций, субвенций, субсидий и других льгот. Самостоятельность регионов во многом определяется степенью их автономии от источников сырья и различных материалов, находящихся в других областях и особенно в других странах.

Необходимость экономической самостоятельности регионов обусловлена объективными обстоятельствами. Демократизация общественной жизни, рыночные отношения разбудили социально-экономическую инициативу населения, предпринимателей, городских Советов, общественных организаций.

Экономической основой самостоятельности территориально-административного образования является его развитие по законам регионального воспроизводственного процесса. Именно регионально-воспроизводственный процесс определяет вертикальные и горизонтальные связи и зависимость. Каждый воспроизводственный цикл, как и региональная экономика в целом имеет открытый характер, что позволяет региона выходить на решение межрегиональных проблем.

Основным требованием реализации принципа экономической независимости территории является ее участие в территориальном разделении труда всей республики .

Предпосылками экономической самостоятельности региона является, прежде всего, перестройка экономических отношений, ослабление влияния центральных органов управления на формирование стратегии и тактики функционирования территориально-административных образований и замена лимитно-распределительных отношений эквивалентными финансово-экономическими связями и зависимостями.

Основой экономической самостоятельности региона является его собственность, прежде всего, на природные ресурсы.

Ее объектом является : земля, природные ресурсы, предприятия материального производства, организация работы учреждений социальной и духовной сферы (народного образования, здравоохранения, торговли, общественного питания, культуры и т.д.), расположенные на соответствующей территории и закреплены Законом Украины о собственность.

В общем контексте выделяют две формы территориальной собственности: общегосударственную и коммунальную.

К общегосударственной собственности относится собственность, которая принадлежит государству; под коммунальной понимают собственность таких территорий, как область, город, район, село.

Экономическая самостоятельность региона (области) возможна лишь при создании законодательных гарантий и соответствующих нормативных положений, к которым следует отнести положение о региональных внеплановых и плановых разработках, региональную финансово-кредитную систему, региональное программное планирование, региональную инвестиционную полиТПКу, взаимоотношения между субъектами региональной собственности, региональное управление, региональную систему налогообложения, ценообразования, оплаты труда.

К важнейшим принципам экономической независимости региона относят следующие:

1. Установление взаимоотношений между регионом (областью) и государством на основе признания самостоятельности экономических интересов области: независимость в принятии решений, связанных с удовлетворением потребностей жителей, развитие социальной сферы, рациональным природопользованием, развитием производственной инфраструктуры.

2. Эквивалентность производственно-экономических связей между регионом и расположенными на его территории предприятиями и хозяйственными организациями. Это означает приемлемость только тех производственно-экономических отношений, которые не приводят к экономическим убыткам и укладываются в схему самоокупаемости и самофинансирования предприятий и организаций.

3. В условиях экономической самостоятельности региона в корне меняется подход к инвестиционной и производственной полиТПКи - это четкое определение приоритетов социально-экономического развития и ранжирование потребностей во времени и пространстве учитывая собственные возможности, источники финансирования.

4. Комплексность и системность всех элементов и структурных уровней экономического управления и хозяйствования области на базе комплексных программ экономического и социального развития, подкрепленных расчетам, гарантирующих реальность разработанных мероприятий и экономические результаты.

5. Четкое разграничение компетенции между различными уровнями территориального управления; построение модели самоуправления и самофинансирования регионов различных рангов с предоставлением максимальных прав низовым региональным звеньям.

6. Заинтересованность жителей региона в его ускоренному социально-экономическому развитию и привлечению их банковских сбережений и инвестиций через выпуск и распространение акций.

7. Непрерывное воспроизведение местных ресурсов (земля, леса, вода) путем ввода и регулирования платы за ресурсы.

8. Согласованность текущих и перспективных проблем экономического развития территории.

9. Разработка механизма стимулирования экспортной активности территории. Формирование экспортной стратегии региона должно основываться на программно-целевом подходе.

Все принципы экономической независимости региона предусматривают расширение товарно-денежных отношений и их использование в управлении процессами регионального развития и межрегионального взаимодействия.

Соответствующий принципам экономической независимости региона и адекватный современному уровню развития производительных сил хозяйственный механизм управления областью имеет:

Обеспечивать достижение всей системы целей развития хозяйства области;

Основываться на принципах демократизации управления, позволит направить хозяйственную активность всего населения данной области на использование имеющихся резервов;

Органично вписываться в экономическую, политическую и организационную структуру государства;

Быть гибким, способным перестраиваться или достраиваться с учетом специфики развития каждого города и района, расположенных в области.

В основе действия хозяйственного механизма регулирования развития области лежит система целей, базирующаяся на основе учета экономических интересов всех социальных групп населения, трудовых коллективов, предпринимателей, ассоциаций и обеспечивать интенсификацию развития хозяйства области, прогрессивную перестройке его структуры, ускорение темпов научно-технического процесса, решения актуальных социальных проблем.

К целям государственного значения можно отнести следующие :

Повышение роли области в ускорении научно-технического прогресса за счет усиления использования интеллектуального потенциала высококвалифицированных кадров;

Повышение эффективности и полноты использования уникального исторически-культурного потенциала на основе развития туризма и широкой пропаганды культуры;

Повышение роли области в создании рыночной инфраструктуры, предпринимательской и деловой активности, развитию внешнеэкономических связей;

Повышение роли области в решении проблем охраны здоровья;

Повышение роли области в развитии транспорта.

К целям регионального уровня можно отне сти:

Обеспечение ресурсно-целевой сбалансированности развития производственного комплекса городов, районов, области;

Непрерывное совершенствование структуры народного хозяйства области в направлении увеличения доли профильных производств, усиление их комплексности, увеличение вклада отдельных районов и городов в развитие области;

Достижение сбалансированности экономического и социального развития с учетом необходимости обеспечения нормативного уровня и качества жизни населения;

Рациональное использование ресурсов и районных городских территорий, сохранение (восстановление) эколого-производственного равновесия;

Рациональное размещение производительных сил в системе «государство-область».

К локальным целям , которые обеспечиваются хозяйственным механизмом регулирования развития области, относятся:

Осуществление перепрофилирования, перебазирование и ликвидация неэффективных производств, за экономическими, экологическими и социальными критериями;

Решение локальных проблем повышения качества жизни населения на данной территории (жилье, продовольствие, трудоустройство, образование и т.д.);

Повышение эффективности функционирования агропромышленного, строительного, энергетического, транспортного комплексов за счет реализации их резервов путем межотраслевого, областного и межрайонного использования.

5. Перспективы повышения экономической самостоятельности регионов

Рыночная экономика предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей является формирование на территории России шести экономических зон в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Липецке, Томске, Татарстане. На их территориях действует особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий. Создание этих зон будет способствовать привлечению в экономику страны иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда, развитию экспортной базы и росту валютных поступлений, ускоренному внедрению научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.

Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов, укрепление вертикали власти.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим.

Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки, приватизация

Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего, это районы Крайнего Севера, горные районы).

Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приобретенным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорение экономического и социального прогресса.

Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислоцированных военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики. [Экономическая география России: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007]


Заключение

Учитывая все вышесказанное можно сказать что, Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой. [Экономическая география России: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007]

Большая протяженность России как с запада на восток, так и с севера на юг, существенные различия в климате, обеспеченности природными, трудовыми ресурсами привели к необходимости разделения территории страны на определенные части, объединенные какими-либо общностями. Таким образом, путем многочисленных и многолетних реформирований произошло разделение Российской Федерации на семь Федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Экономическое районирование необходимо для наибольшей эффективности использования потенциала района, благодаря проведению реформ, адаптированных к проблемам конкретного региона, а так же для укрепления вертикали власти, так как органы управления субъектов Федерации, так или иначе, подчинены Президенту РФ.


Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Экономическая география России: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Экономическая география России и стран ближнего зарубежья: учебник / под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ РФ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА "РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

Методические указания по дисциплине

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

Ростов-на-Дону - 2004

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ "РЕГИОНОВЕДЕНИЕ"

1.1 Предмет регионоведения

3.2 Региональный рынок труда

4.2 Природноресурсный потенциал регионов и проблемы его рационального использования

Тема 5. ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

5.1 Нововведение - как необходимое условие развития

5.2 Проблема инновационного развития в России и регионах

Тема 6. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

6.1 Многонациональность

6.2 Особенности национальной политики в России в современный период

6.3 Региональные аспекты национальной политики

6.4 Религиозные аспекты регионоведения

Тема 7. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

7.1 Методологические аспекты региональной политики

7.2 Основные направления региональной политики

Тема 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

8.1 Экономическое развитие регионов

8.2 Региональный товарный рынок и межрегиональные экономические отношения.

8.3 Финансовые ресурсы региона

Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

9.1 Социальная сфера

9.2 Основные направления государственной социальной политики Российской Федерации

Тема 10. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

10.1 Проблемы функционирования органов региональной власти в современный период.

10.2 Принципы организации региональных органов государственной власти

10.3 Вопросы регулирования экономического развития региона

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Предмет регионоведения

К числу наиболее существенных причин, оказавших значительное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально-экономических преобразований в стране, несомненно, относится и явная недооценка территориального (регионального) фактора.

Учитывая исключительную важность подлинно научного обеспечения рыночных преобразований, сохранения единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления, возникла острая необходимость более углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии.

Сегодня все чаще говорят о направленности реформ на регион. Этот процесс заключается, прежде всего, в следующем:

во-первых, в экономической, структурной, финансово-инвестиционной, научно-технической и др. политике (России предстоит в большей степени учитывать особенности регионов);

во-вторых, в социальной политике необходимо активизировать принцип выравнивания жизненного уровня населения в пределах допустимого минимума.

в-третьих, на региональный уровень должен более активно и последовательно переноситься центр тяжести реформ, и особенно в вопросах жизнеобеспечения населения, рационального природопользования, качественного и эффективного развития социальной сферы, охраны окружающей среды и т. д.;

в-четвертых, стратегическим фактором повышения результативности современных преобразований является повышение интереса к ним населения регионов, включение населения в реальную власть регионов, городов и районов, в том числе посредством корпоративных форм организации и управления;

в-пятых, изменение существующей системы территориальной организации, выявление новых "точек роста" в экономико-географическом пространстве России, возможная переориентация отдельных отраслей и производств регионов, изменения характера расселения.

Региональные экономические исследования ведутся с давних времен. Региональная экономика как составная часть региональной науки имеет давнюю историю и в России, и за рубежом. По-настоящему "региональная экономика" стала развиваться в послевоенные годы. Разумеется, наиболее активно развивалась региональная наука в федеративных государствах, в странах, располагающих значительными территориями. К числу таких государств, несомненно, относится и Российская Федерация.

Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической организации общества и разграничении предметов ведения между федеральными центрами и субъектами федерации сегодня является предметам особого внимания как федеральных и региональных государственных органов власти, так и ученых разных направлений -- экономистов, историков, географов, социологов, правоведов, управленцев и др.

Регионоведение -- это комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда. Нередко в качестве синонима используется понятие "регионалистика".

Фактически основой регионоведения является изучение двух главных проблем регионального развития:

1. формирования и функционирования социально-экономического комплекса региона;

2. регионального управления (политического, экономического, социального, экологического и т. д.) в условиях федерализма.

Но изучение этих проблем предполагает региональный анализ и учет всех факторов и явлений, на них влияющих, -- исторических, природноресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей.

Поэтому регионоведение опирается также на такие научные и учебные дисциплины, как экономика региона, управленческие и юридические науки, экономическая история, экономическая и социальная география, демография, социология, статистика, религиоведение, этнография, экология и т. д.

Структура современной регионалистики складывается из следующих разделов:

1) Анализ совокупности действий главных сил, действующих в регионах: политических партий, групп, профсоюзов, видных общественных и политических деятелей, различных региональных и внерегиональных органов и институтов.

2) Систематическое осмысление региональной действительности как на уровне анализа конкретных событий, так и на уровне теоретического обобщения.

3) Выбор инструментария, системы, методов, шкалы, типологии оценки явлений и процессов, связанных с региональными социально-экономическими проблемами, региональными структурами (теории взаимодействия и теории типов взаимодействия), противоречиями (этническими, межрегиональными, социально-экономическими и др.).

4) Предметное изучение конкретных составляющих регионального процесса.

5) Наука о регионах и региональном развитии должна учитывать специфику государственного устройства каждого государства (независимо от типологии устройства -- унитарного или федеративного).

6) Выводы академического и практического характера, которые не только обогащают регионалистику как науку, но и находят применение в реальном процессе регионального строительства.

С целью объединения и координации усилий ученых, практиков государственного и муниципального управления, представителей деловых кругов разных стран для содействия устойчивому развитию регионов и разностороннему взаимовыгодному региональному сотрудничеству в 1995 году в Москве была организована Международная Академия регионального развития и сотрудничества (МАРС).

Основными задачами МАРС являются:

Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований для регионов на основе международной кооперации и координации научной деятельности;

Осуществление научного, информационного и правового обеспечения деятельности в области управления, политики, экономики на уровне отдельных регионов, а также отношений регионов между собой;

Организация и осуществление разработки и экспертизы региональных проектов и программ;

подготовка и переподготовка специалистов по проблемам регионального развития и регионального сотрудничества.

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки сходятся в том, что регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.

Наиболее распространенной является следующая структура социально-экономического и территориально-административного деления России:

1. Экономические зоны -- Европейская часть России, Сибирь и Дальний Восток.

2. Экономические районы, имея в виду уже сложившиеся экономические районы типа Северного Кавказа, Урала, Поволжья и т. д. Всего по экономическому районированию в России выделяется 11 экономических районов.

Экономические районы (нередко их именуют экономико-географическими) -- это крупномасштабные территории РФ, располагающие однородными (сходными) природно-климатическими условиями, полезными ископаемыми, трудовыми ресурсами, производственным и научным потенциалом, специализацией и кооперацией производства, экономическими связями между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, определенным местом во внутрироссийском и международном разделении труда.

3. Регион -- территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.

Целостность региона означает вполне рациональное использование природноресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями, определенным образом жизни.

Комплексность хозяйства региона означает в первую очередь сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция -- специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Для определения региональной специализации наиболее существенными показателями являются:

Индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в РФ по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

Индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

Общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

В целом индексный метод мы рассмотрим ниже.

Как уже отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, которая непосредственно связана с административно-территориальным делением РФ. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов и т. д., а также многообразных связей -- торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Теория региональной науки, методы размещения и территориального развития тесно переплетаются с практическими задачами регионального планирования и прогнозирования, управления, формирования регионального хозяйственного рынка, функционирования социальной среды.

Основная задача "Регионоведения" состоит в том, чтобы проанализировать формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона, связи децентрализации производства и управления в условиях становления рыночных отношений.

Факторами, оказывающими существенное влияние на развитие и размещение производительных сил региона субъекта Федерации, являются:

Природноресурсный потенциал (количество и виды природных ресурсов, их геологические характеристики, условия добычи, использования и т. д.);

Демографические (в первую очередь численность и структура населения, трудовые ресурсы и др.);

Социальная инфраструктура;

экологические (уровень рационального природопользования, экологизация экономики и др.);

технико-экономические (трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, водоемкость, транспортабельность продукции, и др.);

Экономические (оценка ЭГП, транспортное положение, стоимость основных фондов, показатели ВВП, эффективность производства и др.);

Технологические (уровень существующих технологий, влияние НТР на возможный уровень техники и технологии).

1.2 Методы региональных исследований

Для изучения регионоведения используется широкий комплекс научных методов. Выделим наиболее важные.

Системный анализ. Системный анализ представляет собой совокупность научных методов и практических приемов, которые могут быть использованы при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при управлении социально-экономическими, технологическими системами. Разумеется, такой сложной социально-экономической системой является и регион -- субъект Федерации.

Характерной чертой системного анализа является поиск наиболее эффективных решений региональных проблем, который начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которых возникли эти проблемы. Одновременно устанавливается соответствие между целями, возможными путями их реализации и необходимыми для этого ресурсами.

Этот метод характеризуется упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию систем и использованию существующих приемов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Целью системного анализа является выработка конкретных практических рекомендаций при выборе наиболее эффективного, наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления использованных ресурсов с тем эффектом, который был получен.

Балансовый метод. Этот метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между различными отраслями социально-экономического комплекса региона. Балансы используются для разработки рациональных внутрирегиональных и межрегиональных связей. Составление балансов (отраслевых, региональных, межрегиональных) способствует установлению уровня комплексного развития региона, определению диспропорций в его развитии.

Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранными критериями на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.

Метод экономико-географического исследования, который в свою очередь подразделяется на 3 составные части:

Региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии);

Отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе);

Местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения, изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).

Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона, моделирование по отраслям хозяйства региона, моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). Метод экономико-математического моделирования с учетом современных электронных средств позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и весьма разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. И что особенно важно -- выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

Картографический метод. Это специфический метод исследования в регионоведении. Известно, что карта является существенным источником знаний, источником обогащения информацией размещения производительных сил в каждом регионе, и в первую очередь позволяет наглядно представить особенности этого размещения. Именно благодаря картам, картосхемам, картодиаграммам, картограммам гораздо лучше воспринимаются, запоминаются не только особенности размещения отраслей и предприятий социально-экономического комплекса по территории региона, но и количественные показатели, которые характеризуют уровни развития отдельных частей региона.

Метод таксонирования. Это процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны -- равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, то в данном случае можно употребить понятие "регионализация".

Вариантный метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

Индексный метод. Чаще всего используется для количественного определения уровня специализации социально-экономического районирования. При этом за основу берутся коэффициенты локализации, душевого производства, межрайонной товарности.

Коэффициент локализации данного производства на территории региона -- отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства региона к удельному весу той же отрасли в Российской Федерации.

Коэффициент душевого производства -- отношение удельного веса отрасли социально-экономического комплекса региона в соответствующей структуре отрасли Российской Федерации к удельному весу в населении страны.

Коэффициент межрегиональной товарности -- отношение вывоза из региона данной продукции к ее региональному производству.

Методы социологических исследований. Стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона и т.д.

Изучение региональных социально-экономических систем опирается на довольно широкий круг методов.

Тема 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНОВ - СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Современные проблемы федерализма

Федерация -- это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. Федерация -- это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеративные единицы имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Наряду с этим образуются единое гражданство, единая денежная единица, принимается федеральная Конституция, имеющая верховенство над региональными.

Современный федерализм -- это национально-территориальная форма разделения власти и объектов управления между центральным (общегосударственным) субъектом и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление ими делами регионов в рамках единого государственного союза, наделенного полномочиями для защиты и реализации интересов всего сообщества Федеративная система представлена несколькими государственными субъектами, объединившимися в единый политический союз для реализации общих целей.

Проблемы российского федерализма:

1. Стремление ряда руководителей регионов придать административным границам статус государственных.

2. Проблема оптимизации взаимосвязи межнациональных отношений и становления российского федерализма. Здесь -- двуединая задача: сохранить равенство всех субъектов Федерации в своих правах и обязанностях и создать наилучшие условия для сохранения национальной самобытности всех народов России.

3. Оптимизация системы взаимосвязи центра, субъектов Федерации и местного самоуправления.

4. Дальнейшее совершенствование практики договорных отношений центра и субъектов Федерации

5. Вопрос о соотношении между собственностью федеральной, региональной и муниципальной.

6. Совершенствование практики предоставления трансфертов.

7. Проблема численности регионов. Сегодня их в России 89.

2.2 Конституция РФ -- политико-правовая основа формирования и функционирования регионов

Политико-правовой основой формирования и функционирования регионов -- субъектов Федерации является в первую очередь Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Известно, что Конституция РФ состоит из двух разделов, 9 глав, 137 статей, заключительных и переходных положений.

Конституция -- наивысшая норма поведения для всех органов власти организаций, для всех граждан России. Кроме Конституции РФ к нормативно-правовой базе Российского государства относятся: конституционные законы (они вносят изменения и дополнения в Конституцию); федеральные законы; указы Президента, акты палат Федерального Собрания; постановления Правительства; акты министерств, ведомств, госкомитетов и др.

Важную роль в укреплении принципа федерализации России играет статья 5 Конституции РФ. В этой же статье определяются основы федеративного устройства Российской Федерации. К ним относятся:

Государственная целостность;

Единство системы государственной власти;

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;

Равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти.

Заметим, что правовое закрепление понятие "субъект Российской Федерации" получило именно в Конституции РФ 1993 г.

Рассмотрим состав Российской Федерации. В статье 65 определен этот состав:

1. Республики -- Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чувашия (Чаваш республики), Чечня.

Края --Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Области -- Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская.

4. Еврейская автономная область.

5. Автономные округа -- Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

6. Города федерального значения -- Москва, Санкт-Петербург.

Какие же полномочия и предметы ведения находятся в руках федерального Центра, субъектов Федерации, являются предметами совместного ведения?

Согласно статье 71 в ведении Российской Федерации находятся:

Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

Федеративное устройство и территория Российской Федерации;

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина... регулирование и защита прав национальных меньшинств;

Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

Федеральная государственная собственность и управление ею;

Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

Внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

Внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Российской Федерации;

Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

Федеральное коллизионное право;

Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

Государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

Федеральная государственная служба.

Данный перечень предметов ведения Российской Федерации фактически является исчерпывающим.

Согласно статье 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся:

области, автономных округов Конституции Российской Федерация и федеральным законам;

Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

Разграничение государственной собственности;

Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

В статье 73 записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".

2.3 Разграничение полномочий между РФ и регионами

Предмет ведения РФ -- сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции Российской Федерации.

Предмет совместного ведения РФ и субъекта РФ -- сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ.

Предмет ведения субъекта РФ -- сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции субъектов РФ.

Компетенция органов государственной власти -- совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.

Полномочия органа государственной власти -- права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

Отметим принципы разграничения предметов ведения и полномочий.

Принцип конституционности.

2. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов.

3. Принцип равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий.

4. Принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ.

5. Принцип согласования интересов РФ и интересов субъектов РФ.

6. Принцип добровольности заключения договоров, соглашений.

7. Принцип обеспеченности ресурсами.

8. Принцип гласности заключения договоров, соглашений.

Самостоятельность регионов должна развиваться при строгом разграничении функций, полномочий, финансовых ресурсов и ответственности между федеральными и региональными уровнями. При этом опыт показывает, что необходимо и далее обеспечивать наиболее тесное взаимодействие федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, их взаимную поддержку. Без этого невозможна реализация стратегии подъема, эффективное управление правовыми, а не командными методами.

По мнению Президента РФ, одним из первых шагов по укрупнению федерализма в России стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента РФ. Таких округов образовано семь:

Центральный федеральный округ (в его состав вошли субъекты РФ Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов, всего 18 субъектов РФ; центр -- г. Москва);

Северо-Западный округ (Северный, Северо-Западный экономические районы, Калининградская область, всего 11 субъектов РФ; центр -- г. Санкт-Петербург);

Южный округ (первоначально был назван Северо-Кавказским, в составе Северо-Кавказского экономического района, Астраханской и Волгоградской областей. Республика Калмыкия, всего 13 субъектов РФ; центр -- г. Ростов-на-Дону);

Приволжский округ (основная территория Поволжского, Волго-Вятский, часть Уральского экономических районов, всего 15 субъектов РФ; центр -- г. Нижний Новгород);

Уральский округ (основная территория Уральского и часть Западно-Сибирского экономических районов, всего 6 субъектов РФ; центр -- г. Екатеринбург);

Сибирский округ (основная территория Западно-Сибирского и Восточно-Сибирский экономические районы, всего 16 субъектов РФ; центр -- г. Новосибирск);

Дальневосточный округ (Дальневосточный экономический район, всего 10 субъектов РФ; центр -- г. Хабаровск).

Второй шаг, по мнению Президента РФ, определяет возможность федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция РФ, федеральные законы, когда нарушаются единые права и свободы граждан страны.

Третий шаг -- реформирование Совета Федерации. Речь идет о переходе верхней палаты на принципы профессионализма и демократии, постоянной законодательной деятельности.

Повышение ответственности руководителей субъектов Федерации и законодательных собраний должно сопровождаться ростом ответственности глав муниципальных образований. Это еще один важный шаг.

Президент РФ определил на перспективу три главных задачи, решение которых потребует соединения ресурсов федеральной, региональных и местных властей:

Совершенствование политической системы и строительства эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности;

Фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав;

Создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного Проведения экономической стратегии на всей территории страны.

Для выстраивания такой системы предстоит предпринять ряд шагов организационного, финансового и правового характера.

Становление и развитие современного российского федерализма тесно связано с разработкой и реализацией региональной государственной политики, основными целями которой провозглашены благосостояние граждан, целостность государства, территориальная справедливость.

Тема 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

3.1 Оценка демографической ситуации в современной России

Основополагающими показателями, используемыми при оценке демографической ситуации в регионе, являются (13, с. 27):

Численность населения;

Рождаемость;

Смертность;

Естественный прирост;

Браки и разводы;

Миграция населения (численность прибывших в регион и выбывших, а также перемещения внутри региона);

Продолжительность жизни;

Показатели изменения численности населения;

Домохозяйства и семьи;

Уровень урбанизации;

Структурный состав населения (возрастной, половой, национальный, религиозный и т. д.).

Наиболее точные данные о демографических показателях в регионах и в целом в стране дают переписи населения.

Перепись -- процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя региона по состоянию на определенный момент времени.

В "Основных положениях региональной политики в РоссийскойФедерации" определены основные задачи регионов в демографическойсфере. Органы государственной власти субъектов Федерации (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на:

Противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;

Предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

Сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее "бедных" и наиболее "богатых" регионах;

Регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

Регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;

Регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

Осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России (2).

3.2 Региональный рынок труда

По своей экономической сущности региональный рынок -- это совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обращения товаров и услуг, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого региона и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Рынок труда рассматривают как пространство, на территории которого взаимодействуют продавцы живого труда и покупатели, _ результате чего для каждого товара устанавливается равновесный объем предложения и спроса. Региональный рынок труда это пространство в рамках субъекта Федерации, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны работодателей, включая и государство) и предложения (со стороны временно незанятых людей).

"Рабочая сила" - экономически активное население (занятые в общественном производстве + безработные).

Занятость -- это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

Работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

Занимающиеся предпринимательской деятельностью;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, а так же службу в органах внутренних дел;

Проходящие очный курс обучения общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее -- органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Экономически активное население делится на группы:

Наемные работники, деятельность которых определяется или осуществляется согласно усыновленному набору правил; основные фонды, некоторые или все инструменты, помещения, как правила, являются собственностью других лиц;

Лица, работающие не по найму, которых объединяют следующие четыре категории: лиц, работающих на индивидуальной основе; работодателей; неоплачиваемых работников семейных предприятий; членов коллективных предприятий; доход их (или семьи) непосредственно зависит от результатов деятельности по производству товаров и услуг.

Классификация по статусу в занятости осуществляется исходя из следующих положений:

Наемные работники -- это лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителями предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами или натурой;

Лица, работающие на индивидуальной основе, -- это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или привлекающие отдельных работников на короткий срок (сезонные или случайные работы);

Работодатели -- это лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также лица, занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников;

Неоплачиваемые работники семейных предприятий -- это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник;

Члены производственных кооперативов и партнеры -- это лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями;

лица, не поддающиеся классификации по статусу -- это безработные, ранее не

занятые трудовой деятельностью, приносящий доход, или лица, информация о

которых не дает возможности отнести их тому или иному статусу в занятости.

Отметим еще одно понятие -- "баланс трудовых ресурсов". Это система показателей, отражающая наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности. Баланс составляется ежегодно по стране в целом, субъектам РФ с распределением на городскую и сельскую местности. Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов -- ресурсной и распределительной частей. Ресурсная отражает наличие трудовых ресурсов и источники их формирования. Распределительная -- распределение трудовых ресурсов на экономически активное население и экономически неактивное население.

В переходный период особую значимость приобретают региональные рынки труда. Выделяются три основных типа региональных рынков труда:

1. Асимметричные рынки труда. Им присущи значительные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулируемого и "теневого" рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости и экономической активности населения.

2. Равновесные региональные рынки труда. Это рынки с относительно развитыми структурами при переходе от ранее существовавшей системы полной занятости к системе экономической активности населения в условиях регулируемого рынка безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений; это чаще всего проявляется в процессах трансформации скрытой безработицы в открытые формы.

Диверсифицированные региональные рынки труда. Они, как правило, характеризуются высоким уровнем реструктуризации занятости и саморегуляции, ускоренным развитием рыночного сектора экономики и системы экономической активности населения (обеспечивают разнообразие форм занятости, низкую продолжительность регистрируемой безработицы под воздействием социально-экономических регуляторов спроса и предложения рабочей силы).

К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте старше 16 лет, которые в рассматриваемый период:

не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы, были готовы приступить к работе.

Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости.

В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих:

1) состояние рынка труда;

2) экономическую ситуацию;

3) социальную ситуацию;

4) демографическую ситуацию.

Экономическими показателями, характеризующими ситуацию в регионе и напрямую связанными с политикой занятости, являются:

Динамика производства промышленной продукции. Этот показатель весьма важен, ибо промышленность дает значительную часть рабочих мест (к примеру, по многим отраслям -- от 25 до 35%). В тех регионах, где наблюдается значительный спад промышленного производства, как правило, высока безработица. И здесь важно сохранение рабочих мест.

Удельный вес убыточных предприятий в промышленности, ибо промышленность дает значительную часть поступлений в бюджет и соответственно -- в Фонд занятости.

Динамика инвестиций в основной капитал. Нужно помнить, что именно инвестиционная активность является важнейшим фактором создания и сохранения рабочих мест.

Удельный вес в общем объеме инвестиций собственных средств предприятий и организаций. Этот показатель определяет предпосылки улучшения ситуации на региональных рынках труда за счет экономической деятельности хозяйствующих объектов.

Социальные показатели дают нам реальную картину состояния рынка труда с точки зрения изменений ситуации в социальной сфере. Здесь отметим такие показатели, как показатель динамики реальных денежных доходов населения, показатель доли прироста сбережений населения по вкладам в учреждениях Сбербанка в объеме текущих денежных доходов, показатель динамики розничного товарооборота в сопоставимых ценах.

Рассматривая региональный рынок труда, необходимо проанализировать такой важный показатель, как численность постоянного населения в трудоспособном возрасте.

По отдельным регионам России показатель доли трудоспособного населения в общей численности характеризуется так:

-- / группа регионов (с удельным весом постоянного населения в общей численности более 65%); Магаданская и Камчатская области; Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа; всего 5 регионов.

II группа (от 60,1 до 65,0%): Сахалинская, Амурская, Тюменская, Томская, Мурманская области, республики Коми, Саха (Якутия); Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Ненецкий округа; Хабаровский, Приморский края; всего 12 регионов.

III группа (от 55,1 до 60,0%): республики Карелия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан, Ингушетия, Удмуртия, Бурятия, Хакасия; Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края; Кемеровская, Новосибирская. Омская, Иркутская, Читинская, Калининградская, Челябинская, Свердловская, Пермская, Оренбургская, Курганская, Ростовская, Ульяновская, Саратовская, Самарская, Пензенская, Волгоградская, Астраханская, Липецкая, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Московская, Орловская, Смоленская, Ярославская, Кировская, Новгородская области; Еврейская автономная область; города Москва и Санкт-Петербург; всего 50 регионов.

IVгруппа (от 50,1 до 55,0%): Псковская, Брянская, Костромская, Рязанская, Тверская, Тульская, Белгородская, Воронежская, Курская, Тамбовская области; Коми-Пермяцкий и Агинский Бурятский автономные округа, республики Адыгея, Дагестан, Чеченская, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия -- Алания, Башкортостан, Алтай; всего 20 регионов.

Менее 50% составляет доля постоянного населения в трудоспособном возрасте к общей численности в одном регионе: Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

Развитие трудовых ресурсов;

Обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на Добровольный труд и свободный выбор занятости;

Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;

обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым, по заключению уполномоченного на то органа, необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;

Координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение инфляции;

Координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

Обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Политика занятости имеет существенное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Эта политика должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию малого и среднего предпринимательства.

Тема 4. ПРИРОДНОРЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И ПРОБЛЕМА ЕГО РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

4.1 Методологические вопросы природоведения и экологии

Одной из главных проблем регионоведения является изучение природных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального, сбалансированного использования в социально-экономическом комплексе региона. В связи с этим еще в 50--60-е гг. в число важнейших региональных задач включились:

Исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;

Подобные документы

    Диагностика регионального развития, определение его основных параметров. Анализ уровня развития Ярославского региона в различных рейтингах субъектов Российской Федерации. Классификация и методика формирования рейтингов развития регионов в России.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2014

    Теоретические основы исследования социально–экономического развития регионов России. Основные теории и тенденции развития, анализ различия основных показателей и динамики экономических показателей регионов, перспективные направления их развития.

    научная работа , добавлен 27.03.2013

    Анализ современной динамики региональных процессов в России. Причины дифференциации развития регионов. Определение основных направлений развития единого экономического пространства государства. Выравнивание социально-экономического развития регионов.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Управление энергетической системой, экологическими проектами регионов в современной РФ. Значение частно-государственного партнёрства для реализации общественно значимых проектов. Применение кластерного анализа в определении направлений развития регионов.

    реферат , добавлен 01.11.2009

    Характеристика основных принципов и сущность компонентов устойчивого развития регионов. Анализ реализации принципов и компонентов, социально-экономического потенциала устойчивого развития в регионах Республики Беларусь. Направления региональной политики.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2013

    Стратегия социально-экономического развития регионов. Субъекты и объекты государственной политики в области. Анализ теоретического и практического опыта регулирования развития регионов в современных условиях. Проблемы и стратегические цели в России.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2016

    Обобщение теоретических основ прогнозирования развития региона. Рассмотрение правовой основы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Федерации. Определение основных проблем ее функционирования и предложение вариантов их решения.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Цели и критерии социального развития региона. Факторы социально-экономического развития, самостоятельности и конкурентоспособности регионов, прогнозирование их развития. Современные методы управления региональным развитием. Рейтинг развития регионов.

    презентация , добавлен 01.12.2010

    Сущность и характеристика методов типологизации регионов. Пути решения региональных социально-экономических проблем. Различия в уровнях экономического развития территорий. Приоритеты регионального развития, типологизация регионов как объектов управления.

    реферат , добавлен 14.01.2011

    Особенности современной инновационной политики Российской Федерации и инновационной деятельности в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Использование кластерного подхода к развитию регионов; поиск эффективного механизма формирования экономики.