Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Норвегия: история, экономика и политическая система. Особенности экономического развития современной норвегии атаман валерий валериевич

Норвегия обрела независимость только в 1905 г., но спустя всего век эта страна вышла в лидеры по уровню жизни населения.
Большую часть времени своего существования Норвегия находилась в зависимости от соседних государств, что сильно замедлило развитие экономики в стране. В IX в. на месте современного государства возникло объединенное королевство, но уже в 1397 г страна вошла в Кальмарскую унию, в которой также состояли Швеция и Дания. Смысл создания унии заключался в том, чтобы общими усилиями решить проблемы экономического характера, возникшие в Скандинавских странах в XIV в. Отныне всеми тремя странами управлял один король, но при этом каждое государство сохраняло за собой независимость. К 1523 г конфликты власти и аристократического общества достигли своего пика, что привело к распаду унии. Но уже в 1536 г Норвежское королевство вступило в новую унию - Датско-Норвежскую. Хотя формально Норвегия и Дания оставались самостоятельными, последняя была намного более сильной страной. Это привело к тому, что Норвегия оказалась в полной экономической зависимости от Дании. В этот период основой экономики Норвежского государства по-прежнему оставались такие отрасли, как сельское хозяйство, лесопереработка, а также рыболовство. За счет торговли с другими странами росли и развивались портовые города.
Датско-Норвежская уния продержалась не одно столетие и прекратила свое существование только в 1814 г., когда в результате Англо-датской войны 1807-1814 гг обедневшая Дания была вынуждена уступить норвежские земли Швеции. В этом союзе Норвегия обрела намного большую самостоятельность, чем в унии с Данией, что позволило стране сделать первые шаги в развитии экономики. Так, например, в середине XIX в. в Норвегии появились первые текстильные фабрики. Долгожданную независимость страна обрела только в 1905 г., когда был подписан договор о прекращении существования Шведско-Норвежской унии.
Настоящий прорыв в развитии экономики страны был совершен в 60-х гг. XX в. Именно тогда по инициативе крупных частных компаний начали осваиваться нефтяные и газовые месторождения, располагающиеся на шельфе Северного моря. Заключив соглашение относительно морских границ с Великобританией и Данией, уже добывавшими нефть в этом регионе, Норвегия начала работу в новой отрасли промышленности.
8 1969 г было открыто первое месторождение - Экофиск. Тремя годами позже, в 1972 г., в стране был создан Норвежский нефтяной директорат, работа которого нацелена на контроль нефтедобычи. Задача директората состоит в том, чтобы сделать работу максимально эффективной и безопасной. Он должен следить за деятельностью нефтедобывающих компаний, анализировать состояние отрасли в целом, а также следить за тем, чтобы добыча нефти и газа не наносила сильного ущерба окружающей среде. Отрасль добычи ресурсов стала настолько важной для Норвегии, что уже в 1978 г в стране было создано отдельное министерство нефтяной промышленности и энергетики Норвегии, ранее входившее в состав министерства промышленности.
Промышленность Норвегии особенно развита в прибрежных зонах. Здесь есть территории, пригодные для сельского хозяйства, существует возможность заниматься рыболовством. На южном побережье сосредоточены также центры добычи и обработки нефти.
Сегодня Норвегия известна во всем мире как один из основных поставщиков нефти.
В наши дни Норвегия - живущее размеренной жизнью скандинавское королевство, входящее в число стран с самым высоким уровнем жизни. Всего за сорок лет Норвегия превратилась в сильное индустриальное государство, снабжающее нефтью многие европейские страны.
Конечно, нефть и газ - это не единственные источники прибыли в стране. В Норвегии развито машиностроение, специализирующееся в основном на оборудовании для нефте- и газодобывающей промышленности. Также страна имеет статус важного центра судостроения: ведь в силу особенностей географического положения Норвегии у страны есть огромный опыт в этой отрасли. Помимо этого, на протяжении почти всей истории Норвежского государства важной статьей экспорта были рыбные ресурсы: норвежская рыба и по сей день высоко ценится в мире. В стране развита деревоперерабатывающая промышленность, немаловажную роль сегодня играет и связанная с ней целлюлозно-бумажная отрасль. Норвегия привлекает внимание огромного количества туристов, приезжающих отдохнуть на местных лыжных курортах или посмотреть на всемирно известные норвежские фьорды.
Норвегия лидирует по количеству электроэнергии, вырабатываемой на душу населения. Интересно, что значительную часть электроэнергии страна получает за счет гидроэлектростанций. В некоторых регионах электричество вырабатывается с помощью ветрогенераторов.
Но несмотря на высокий уровень промышленности в королевстве, нефть остается основой норвежской экономики.
По данным за 2005 год, ежедневно в стране добывалось 2,978 млн баррелей, причем 90% получаемых ресурсов экспортировалось. Только Саудовская Аравия и Россия опережают Норвежское королевство по объемам экспортируемой нефти. Казалось бы, при такой налаженной системе торговли можно не беспокоиться о ближайшем будущем. Однако норвежцы не забывают о том, что рано или поздно запасы нефти и газа подойдут к концу. Именно поэтому в Норвегии получаемую прибыль пытаются использовать с максимальной пользой для государства. Деньги, поступающие в страну за счет торговли природными ресурсами, перечисляются на хранение в специально созданный фонд и частично инвестируются за границей. Также прибыль от продажи нефти и газа иногда используется для решения текущих задач: у страны есть возможность брать внешние займы, вкладывать средства в социальную сферу и в развитие промышленности, а позже оплачивать долг полученными от торговли деньгами. Подобный принцип успешно применялся еще в 1970-х гг., когда нефтяная отрасль в Норвегии только начала развиваться. Тогда внешний долг достигал уровня 30% ВВП. По данным за 2009 год, общая задолженность зарубежным странам составила $548,1 млрд.
На сегодняшний день одна из главных задач, стоящих перед Норвежским государством, - поиск альтернативных способов получения прибыли.
Норвежцы - реалисты и хорошо понимают, что бездумная эксплуатация природных ресурсов может привести к их полному исчезновению.


Общая информация

Официальное название : Королевство Норвегия.

Форма правления : конституционная монархия.

Законодательная власть : стортинг (парламент).
Административное деление : 19 фюльке (губерний).
Столица : , 590 041 чел. (2010 г.).
Язык : норвежский.
Религия : лютеранство.
Денежная единица : норвежская крона.
Аэропорты : Гардермуэн (Осло), Флесланн (Берген), Торп (Сандефьорд) (всего 53).

Цифры

Площадь : 385 252 км 2 .
Население : 4 850 440 чел. (2009 г.).
Плотность населения : 12,6чел./км 2 .
Этнический состав : норвежцы - 98%, квены, саами, шведы и др. - 2%.

Экономика

Минерально-сырьевые ресурсы : нефть, природный газ, руды (свинец, медь, цинк, железо), графит, апатиты.
Промышленность : нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, лесоперерабатывающая, бумажная, химическая (лакокрасочные материалы, удобрения), машиностроение (изготовление оборудования для добычи нефти и газа).
Сельское хозяйство : рыболовство, овощеводство, цветоводство, выращивание зерновых культур, животноводство.
ВВП : $382,9 млрд (2009 г.).
Сумма внешнего долга : 143% ВВП (на 30 июня 2009 г.).
Основные статьи экспорта : нефть, машины, оборудование, суда, металлы, химическая продукция, рыба.
Экспорт : $122 млрд (2009 г.).
Партнеры по экспорту : Великобритания - 27%, Германия - 12,8%, Нидерланды - 10,4%, Франция - 9,4%, Швеция - 6,5%, США - 4.5% (2008 г.).
Основные статьи импорта : продукты питания, техника, химикаты.

Партнеры по импорту : Швеция - 14,3%, Германия - 13,4%, Дания - 6,8%, Китай - 6,4%, Великобритания - 5.9% США - 5,4%, Нидерланды - 4,1% (2008 г.).
Золотовалютный резерв : $60,84 млрд.

Любопытные факты

■ Несмотря на то что в Норвегии установлены рыночные отношения, важную роль в экономике играет государство. Например, в Norsk Hydro, крупной нефтегазовой норвежской компании, правительству принадлежит 43,8%.
■ Норвегия - вторая скандинавская страна наряду с Исландией, еще не вступившая в Европейский союз.
■ Нефтедобывающая промышленность облагается большим количеством налогов Так, компании должны выплачивать налоги на прибыль и сверхприбыль, на выбросы углекислого газа, плюс так называемый территориальный взнос.

Введение

Королевство Норвегия расположено в Северной Европе, в западной части Скандинавского полуострова и большом количестве прилегающих мелких островов. Граничит со Швецией, на востоке -- с Финляндией и Россией. Название страны происходит от древнескандинавского слова Norрrvegr -- «путь на север». Форма правления -- конституционная монархия, форма государственного устройства -- унитарная. Площадь страны $ 387 тыс. квадратных километров, население 4,3 млн. чел. Средняя плотность населения - 13,5 чел. На квадратный километр. Средняя продолжительность жизни: мужчин - 75 лет, женщин - 82 года (одна из самых высоких в мире). Экономика Норвегии является удачным примером синтеза свободного рынка и государственного регулирования. Правительство контролирует ключевые сферы экономики, в частности, нефтяной сектор. Хотя страна обладает и другими природными ресурсами (лесные ресурсы, минералы, гидроресурсы), нефтяной сектор обеспечивает 30 процентов поступлений средств в бюджет Норвегии. ВВП в 2010 году составил $ 276 млрд. Экономика Норвегии являет собой один из ярчайших примеров высокоорганизованного планомерного экономического развития в конце 20 века, в связи с чем, интересно проследить за ее важнейшими макроэкономическими показателями последних лет, а также проанализировать причины их изменений.

Демографическая ситуация и трудовые ресурсы Норвегии

Таблица 1

Численность населения Норвегии

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/population/data/database.

Таблица 2

Прирост населения Норвегии (в %)


Таблица 3

Доля населения Норвегии в мире


Таблица 4

Общая численность трудовых ресурсов Норвегии

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/labour_market/job_vacancies/database.


Таблица 5

Доля трудовых ресурсов Норвегии от общей численности населения


Анализирую вышеуказанные таблицы и графики динамики численности населения и трудовых ресурсов, а также изменение их удельных долей мы можем заключить, что в Норвегии происходит поступательное увеличение численности населения за последние годы. Общая численность населения составила 4920305 человек в 2011 году (таблица 1). Динамика прироста населения за последние годы находилась в интервале 0,73% - 1,28%. Причем имела устойчивый рост в с 2005 по 2009 годы, а с 2009 года стабилизировалась у отметки в 1,25% (график 2). Это один из ведущих показателей в Западной Европе, хотя относительно невысокий в общемировом сравнении. Удельная доля населения Норвегии в общемировом контексте составляет менее одного процента, она уменьшилась с уровня 0,708% в 2005 году до 0,703% в 2007 году, далее она сменила тенденцию на повышение и в 2011 году составила 0,706% (график 3). Общая численность трудовых ресурсов страны составила в 3159525 человек в 2011 году (таблица 4). Доля трудовых ресурсов в общей численности населения Норвегии также является достаточно высокой, имеющей восходящий тренд с 2005 по 2009 годы, и консолидацией в 2010-2011 годах на уровне 64,21% от общей численности (график 4). В то же время в Норвегии один из самых высоких уровней ожидаемой продолжительности жизни, равный 81,1 года. Также очень высокий уровень здравоохранения и образования. Норвегия занимает первое место по интегрированному индексу развития человеческого потенциала, с устойчивой тенденцией к его росту. Данные показатели являются яркими индикаторами успешного экономического и социального развития общества. И кроме того являются ключевыми факторами для дальнейшего экономического роста, увеличения количества рабочих мест и увеличения эффективности экономики страны.

Динамика и структура ВВП Норвегии. Международное сопоставление

Таблица 6

ВВП Норвегии в рыночных ценах (млрд $)

Источник: http://www.google.com/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&ctype=l&met_y=ny_gdp_mktp_kd_zg&hl=en&dl=en

Темп прироста ВВП Норвегии в Сравнении с темпом прироста ВМП (в %)


Таблица 8

Доля ВВП Норвегии в ВМП (в %)


Таблица 10

Отраслевая структура ВВП страны в (%)

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/data/database

Отраслевая структура ВВП страны (в %)


норвегия население трудовой ресурс

Экономика Норвегии является удачным примером синтеза свободного рынка и государственного регулирования. ВВП Норвегии в последние годы имеет устойчивую возрастающую динамику, составив на конец 2011 года 377 миллиардов долларов на конец 2011 года (таблица 6). Прирост ВВП страны составлял 2,5% - 2,7% до 2007 года (график 7). Что является достаточно высоким показателем для западноевропейского региона. В 2008 году уровень ВВП не изменился по отношению к 2007 году а 2009 году уже наблюдался спад равный 1,7%, однако рост продолжился в 2010 году на уровне 0,7%. Данные события обусловлены общемировым экономическим кризисом, зародившимся в середине 2008 года. Однако уровень спада и быстро восстановленный рост, являются более сильным показателями, чем в среднем по западноевропейскому региону. Но в сравнении с общемировыми темпами роста, экономика Норвегии отстает, что характерно для большинства стран с развитой экономикой. Доля ВВП страны в ВМП снижалась с 0,54% в 2006 году до 0,47% в 2009году, в 2010 отметился рост до уровня 0,5% (график 8). Данное снижение связано в первую очередь с бурным ростом Новых индустриальных стран, приводящим к изменению в производственной структуре мира. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Норвегии возрастало с уровня 39,900 тыс. долларов США в 2005 году до 48000 тыс. долларов США в 2008 году (график 9). В 2009 году произошел ожидаемый спад до уровня в 41200 тыс. долларов США, с восстановившемся в 2010 году умеренным ростом, менее интенсивным, чем в докризисный период. По номинальному ВВП на душу населения Норвегия занимает второе место в мире по оценке Международного валютного Фонда, четвертое место в соответствии с данными Всемирного банка и четвертое место по данным ЦРУ. Высокий уровень ВВП на душу населения вместе с высоким уровнем ожидаемой продолжительности жизни, уровнем здравоохранения и образования, обеспечивают Норвегии высочайший уровень индекса развития человеческого потенциала. В 2011 году он составил 0,943; для сравнения уровень очень высокого значения индекса находится на отметке 0,889; средний уровень по ОСР составляет 0,873 и 0,682 в целом по миру. Отраслевой структуре ВВП страны характерный признаки Постиндустриального общества с ежегодно возрастающей долей услуг различного рода. Торговля, транспорт и услуги связи в 2010 году составили - 15,1% (таблица 10); предпринимательская деятельность и финансовые услуги - 19,6%; Прочие услуги - 22,6%.Доля строительства устойчиво находилось на отметке в 4,4% до 2006 года, и в дальнейшем повысилась до 4,8 что связанно с обновлением основных фондов добывающей промышленности(график 10). Доля аграрного сектора, охоты и рыболовства, составила 1,6% в 2010 году. Промышленность и энергетика имели высокий уровень волотильности в последние годы, что в первую очередь связано с изменчивой динамикой цен на энергоносители. Однако долгосрочный тренд имеет тенденцию к снижению удельной доли данного сектора в экономике страны. Топливно - энергетический комплекс Норвегии заслуживает особого внимания. ТЭК является лидирующим комплексом страны. ТЭК страны является одним из мировых лидеров в строительстве новейших электростанций и энергосистем на возобновляемых источниках энергоресурсов. Около 60% электроэнергии генерируется гидроэлектростанциями, при этом Норвегия является лидером по добыче углеводородов в Европе, образующих львиную долю экспорта. Политика Норвегии в этом отношении такова: «Углеводороды -- достояние нации», данная отрасль имеет высокое налогообложение. Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Стратегические планы развития нефтегазовой промышленности и всего ТЭКа страны все более зависят от трех крупнейших нефтегазовых компаний), отражающих три формы собственности: государственную - “Статойл”, смешанную (51% у государства “Норск Гидро”), и частную - “Сага Петролиум”. “Норск Гидро” является одной из старейших компаний страны, образованной в год получения Норвегией государственности (1905). По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15 % потребностей стран Евросоюза в нефти и газе. С другой стороны, такая зависимость норвежской экономики от нефтегазового экспорта является ее уязвимой стороной, подверженной рискам высокой волотильности данного рынка. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 г. нефтегазовый сектор составил 23 % ВВП и принёс 32 % всех доходов(223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нём прямо занято более 74 тыс. чел., 3 % всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс. По данным Норвежского нефтяного директората, общие доказанные запасы континентального шельфа страны составляют 18,3 млрд кубических метров. Чего при нынешнем объеме добычи достаточно на более чем 35 лет. Кроме того за счет диверсификации производства и опережающему росту других отраслей доля ТЭК комплекса в экономике снижается, даже не смотря на увеличение объемов добычи углеводородов (график 10).

Государственный долг. Инфляция. Глобальная конкурентоспособность

Таблица 11

Государственный долг Норвегии (в % от ВВП)

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/government_finance_statistics/data/database


Таблица 12

Индекс потребительских цен в Норвегии (база 2005 год)

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/hicp/data/database

Таблица 13

Уровень инфляции в Норвегии

Норвегия с населением 4,5 млн. человек занимает территорию около 323 тыс. км3, это равно 7 стран как Эстония, но, как говорят в народе, мал золотник, да дорог. Норвегия - страна, где никто не ездит с охраной, нет мигалок, нет коррупции, где в королевском дворце в Бергене ставят ночные оперы, а летом на улицах идут спектакли, король, который назначает и снимает министров (в правительстве 7 министров и один премьер-министр) и предоставляет парк перед дворцом для всех желающих, попросив только отгородить прозрачной сеткой небольшое место для своих уединенных прогулок.

Норвежцы руководствуются чувством равенства. Такой подход является причиной и следствием использования экономических рычагов власти государства.

Во всем мире и в России тоже доктрина снижения роли государства и внедрение законов свободного рынка потерпела крах. И наступивший экономический кризис еще раз доказал правильность избранного жизненного пути Норвегии-ставка на государственность при конституционной монархии.
Генрих Ибсен писал, что «норвежцы-интраверты. У нас каждый второй человек - философ». Однако интравертные отшельники - норвежцы быстро вписались в глобализацию, когда стали добывать у себя нефть.

Еще в начале ХХ века Норвегия представляла «рыболовецкую провинцию» с развитым судостроением, достигшим высокого технологического уровня. Открытие в декабре 1969 года (одновременно с Россией) первого нефтяного месторождения «Экофиск» полностью изменило ситуацию.

Нефть объявлена достоянием народа, как и все природные ресурсы страны. Деньги от нефтяных доходов идут на социальные программы и Фонд Всеобщего Благоденствия. И Норвегия постепенно стала превращаться в одну из богатейших стран мира, где ВВП на душу населения достигает 40 тыс. долларов. За 30 лет доход Норвегии составил 454,5 млрд.долларов.

Сегодня нефтегазовая промышленность дает 20% ВВП Норвегии. В Северном и Норвежском морях эксплуатируется 60 месторождений нефти и газа, и на очереди еще 136. Доля доходов от экспорта нефти и газа в общих от экспорта доходов составляет 45 %.

На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На сегодняшний день эти отчисления составляют более 100 000 долларов у каждого норвежца. На каждого ребенка, при рождении открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс. долларов доходов от налога на прибыль.

Медучреждения в Норвегии преимущественно государственные или муниципальные, а государственные субсидии на них обеспечивают высокий уровень медобслуживания (операции, лечение в больницах бесплатное). И никаких особых больниц.

Если вчера король Харальд V лежал в палате больницы (скрепя сердце главврач разрешил полицейскому дежурить у двери, а то пациенты замучили короля автографами), то сегодня там лежит обычный работяга.

Королю достаточно того, чем пользуются подданные. Просто потому, что этого достаточно. В стране действует мощнейшая социальная структура медобслуживания старшего поколения (сиделки, медики, дома престарелых). Дома престарелых представляют собой на одного человека однокомнатную квартиру или коттедж, у каждого пациента пояс с кнопкой для вызова медсестры, которая появляется мгновенно. Существуют Общества больных, которые следят за качеством лечения.

Образование бесплатное. В Норвегии самый высокий в мире уровень затрат на обучение учащегося. Школьная система действует с активным участием родителей в обучении детей: школы рекомендуют, родители решают, что является лучшим предложением для учеников (с 7 лет дети идут в 1 класс, обучение 9 лет, дальнейшее обучение добровольное с 16 до 19 лет), в школах дается серьезное преподавание информатике и английскому языку, (все норвежцы прекрасно знают английский язык), формируют гуманистическое мировоззрение ненасилия, толерантность, любовь к природе, трудолюбие. А трудолюбия норвежцам не занимать. Многие норвежцы, работая по специальности, занимаются рыболовством или содержат семейную ферму.

Сельское хозяйство является в Норвегии высокоразвитым и ориентировано на обеспечение внутренних потребностей страны в продуктах питания за счет семейных ферм. Его основу составляет животноводство, полностью покрывающее потребность населения страны в мясе и молочных продуктах. Основная доля овощей и фруктов выращивается в таком количестве, что даже позволяет поставлять черешню и клубнику в Западную Европу (и это при том, что 200 000 фермерских хозяйств обрабатывает 3% земли).

С целью сглаживания колебаний доходов от продажи нефти и газа и главное для финансирования растущих расходов по выплате пенсий по старости и инвалидности в Норвегии был создан Государственный нефтяной фонд(NGPF).

Компенсируя снижение запасов нефти и газа финансовой активностью NGPF, правительство снижает зависимость экономики страны от экспорта сырья. Государственный нефтяной фонд Норвегии функционирует в долгосрочном плане как сберегательный фонд, а в краткосрочном - как стабилизационный.

Отчисления в Нефтяной фонд осуществляются при высоком материальном уровне населения и предоставления государством своим гражданам больших социальных благ: прежде чем заботиться о будущих поколениях, необходимо создать достойные условия ныне живущим.

В Норвегии все доходы стекаются в бюджет. И только потом принимают решение о переводе части денег на счет, причем только в том случае, если бюджет государства сводится с профицитом: сумма отчислений ежегодно определяется в процессе утверждения бюджета парламентом. Максимальное годовое перечисление средств бюджета достигает 6% ВВП.

Формально норвежский Государственный нефтяной фонд представляет собой счет в норвежских кронах в банке Norges Bank, принадлежащий правительству страны. Согласно законодательству Норвегии Norges Bank может инвестировать средства только в иностранные ценные бумаги, их тип и то, в какие стран можно вкладывать деньги определяет правительство страны.

Норвегия не вступила в ЕС, так пожелал народ, не захотевший быть причесанным под общую гребенку, выйдя с плакатами на демонстрации против ЕС, но в стране действует шенгенское соглашение, так что границу со Швецией вы можете и не заметить: только изменится цвет флага и будет другая разметка на дорогах.

Самая демократичная монархия в мире поставила закон выше всего, выше религии и традиций. Беспрекословное подчинение закону начиная с первого лица страны - короля. В Норвегии каждый должен следовать норвежскому закону, это касается и иностранцев, несмотря на то, что он может идти вразрез с привычной для вас традицией.

Порядок и организованность является стилем жизни норвежцев. Все работает четко: общественный транспорт, скорая помощь, промышленность, сервис (историки утверждают, что главным залогом успехов в походах викингов была их организованность). Здесь нет нуворишей и олигархов, скупающих замки и яхты по всему миру - норвежцам этого не надо, что бы утверждать себя, им не свойственно стяжательство.

Четыре года подряд ООН ставит Норвегию на первые места в мире по «человеческому развитию».

Рабочий день длится 7,5 часов с 8 до 15.30 . Адвокат получает 400 000крон в год, уборщица 220 000 крон (1 крона - 4,5 руб).

Осуществляется строгий контроль государства за жилищным строительством. Большая часть ссуд предоставляется государственным жилищным банком, а строительство осуществляется компаниями с кооперативной формой собственности.

Из-за особенностей климата и рельефа строительство обходится дорого, тем не менее, соотношение между числом проживающих и количеством комнат довольно высокое. На жилье, состоящее из 4 комнат площадью 103,5 м3, приходится 3 человека. Примерно 80,3% жилого фонда принадлежит проживающим в нем физическим лицам. Стоимость 3-х комнатной квартиры составляет 50-300 тыс. долларов.

Как правило, в семье работает только один из супругов, другой занимается духовными поисками, самосовершенствованием и воспитанием детей. Время от времени они меняются ролями.

Социальное обеспечение в Норвегии поражает воображение. Действующее законодательство предписывает выплату «семейных надбавок» к зарплате с учетом количества детей.

Все норвежцы, включая домохозяек, по достижению 65 лет получают основную пенсию. Дополнительная пенсия зависит от доходов и трудового стажа. Средняя продолжительность жизни норвежцев 79-81 лет. Средний размер пенсии соответствует 2/3 заработка. Государство гарантирует всем гражданам, включая домохозяек, право на 4-недельный оплачиваемый отпуск. Кроме того семьи получают пособие в размере 1620 долларов в год на каждого ребенка моложе 17 лет.

Каждые 10 лет все трудящиеся имеют право на годовой отпуск с сохранением полной заработной платы для обучения в целях повышения квалификации.

В Норвегии самый низкий процент безработицы -1% и самые высокие пособия от 800-1500 евро (при полной оплате государством безработным жилищно-коммунальных услуг, транспорта).

К сожалению этим пользуются приезжающие по найму на работу, перестают работать, садясь на шею органам социальной защиты: целыми днями пьют, жалуются на скуку и во вторник встают в очередь деклассированных элементов на получение сумок с продуктами, причем первоклассных: банок кофе, мяса, рыбы, чая, печенья, овощей, которые организует «Голубой крест», запасаясь на неделю, кроме того, каждый вечер, все магазины перед закрытием снимают все продукты с витрин, завертывают их в полиэтиленовые пакеты и не закрывая мусорные баки на ключ укладывают все продукты в бак, чем и пользуются обленившиеся приезжие работники.

В то время когда министры большинства стран мира в ужасе хватаются за голову от очередных отрицательных показателей в экономике, главный финансист Норвегии Кристина Халворсен не может решить, куда лучше инвестировать 60 млрд. долларов.

Так как, имея более чем 300 млрд. долларов в Суверенном Фонде Благосостояния Норвегии, годовой экономический рост в 3% и бюджетный профицит в 11%, правительство Норвегии не очень тревожит будущий экономический кризис.

То, что Норвегию практически не затронул тяжелейший со времен Великой Депрессии кризис, объясняется в первую очередь ее особой моделью экономического развития: основа которой - главная роль в экономике страны принадлежит государству.

Именно государственные структуры контролируют топливно-энергетический комплекс, который сделал Норвегию самой процветающей страной.

В отличие от России, норвежцы исходят из того, что природные ресурсы, нефти и газ - это не достояние отдельных лиц, отдельных компаний, а всего общества, и от их разумного использования зависит будущее страны.

Это проявляется в том, что разведка и добыча нефти находится под контролем государства, а с частных, иностранных компаний берутся огромные проценты (80%) в доход государства. Занимая 3 место в мире по экспорту нефти сразу после Саудовской Аравии и России, Норвегия сегодня мощная нефтяная держава, является 7 производителем нефти в мире.

Для увеличения Нефтяного фонда, средства вкладываются в государственные ценные бумаги развитых стран: 50-60% в Европу, 20-40% в США, 10-30% в Азию и Океанию. Только по итогам одного года дивиденды по этим ценным бумагам и проценты по вкладам превысили 3 млрд. долларов.
Доходы от деятельности нефтяной и газовой промышленности инвестируются в государственный пенсионный фонд на благо будущих поколений.

Через фонд производится долгосрочное размещение средств, он является ресурсом для надежных компаний всего мира. Открытость занимает центральное место в деятельности фонда. Каждый норвежец легко может получить информацию о том, в какие именно иностранные акции и облигации вложены деньги Государственного пенсионного фонда.

Казалось бы, подсчитывайте дивиденды, но нет, норвежцы решили, что их фонд будет ориентироваться на «этические» инвестиции, и для этого организовали в сентябре 2005 года при фонде специальный совет по этике. И пригласили поработать в нем профессионального философа Хенрика Сиза.

Как признался сам 40-летний профессор, он тогда не мог отличить акции от облигации. Но от него никто и не требовал знание биржевых тонкостей - для этого хватало специалистов. Его функции заключались в том, чтобы помочь ориентировать инвестирование денег фонда в те компании, которые не связаны с производством оружия массового поражения или другими антигуманными действиями. «Мы не хотим пенсий, которые базируются на кровавых деньгах» - заявляют управляющие Государственного Пенсионного фонда.

Так из-за несоблюдения гуманного отношения к природе и людям, фондом были проданы акции российской компании «Норильский никель». В Норвегии принят «Этический кодекс» для политики инвестирования нефтяного фонда, который исключает из возможного инвестирования те компании, которые нарушают права человека, причиняют вред окружающей среде, основным принципам гуманизма.

Норвежцы тщательно берегут все природные сокровища, следят за чистотой воздуха и воды (Норвегии приходиться выделять для России огромные суммы на подъем старых затопленных подлодок и их захоронение, а также оплачивать правильное хранение ядерных отходов на Кольском полуострове).

Долгосрочной целью государственной политики в Норвегии является превращение страны в государство-рантье, чтобы обеспечить будущим поколениям возможность воспользоваться преимуществом, связанным с нынешним нефтяными богатствами страны. Поэтому Нефтяной фонд называют также «Фондом поколений».

Россия, по примеру Норвегии, создала Стабилизационный фонд, руководство России многократно заявляло об «инвестициях в человека», но, видимо, задачи в действительности, были другие.

На счет кого-либо из россиян, правительством не положено ни одного рубля. Ни во времена Гайдара, ни во время Путина. Вопрос - почему правительство Гайдара, а затем и Путина, до сих пор не открыло индивидуальные лицевые счета каждому россиянину? Вопрос виснет в воздухе.

Поэтому пока мы не изменимся, пока мы очень сильно и осознанно не захотим избавиться от позорной российской бедности, мир вокруг нас не изменится. Потомки викингов изменили себя и сделали свою любимую страну процветающей.

КАК ЭТО УСТРОЕНО НА АЛЯСКЕ

В 1976 году был учрежден Перманентный фонд штата Аляска.

Перманентный фонд штата Аляска (англ. Alaska Permanent Fund) — созданный государством фонд, который управляет прибылью от добычи нефти в Аляске.

Фонд был создан в 1976 году в результате референдума о поправке к Конституции Аляски.

25 % прибыли государства от оборотов нефти поступают в Фонд. Половина дохода через дивиденды напрямую распределяется среди жителей Аляски. Каждый житель ежегодно получает одинаковую сумму. Выплата каждый год пересчитывается и зависит от доходов последних пяти лет, а также от числа людей в соответственном году, которые должны получать деньги.

Заявители на долю дивиденда не могут быть ранее судимыми. Они должны быть жителями Аляски не менее одного календарного года и на момент подачи заявления на получение выплаты высказать намерение дальнейшего проживания на территории штата. Доходы подлежат обложению налогом.

pastarchives
Фонд создавался как источник инвестиций на отдаленное будущее, когда доходы от нефти неизбежно сократятся. Фонд, неподконтрольный исполнительной власти штата, аккумулирует до 50% рентных доходов штата. Основной капитал этого фонда не может расходоваться без согласия избирателей. Доходы от капитала направляются, во-первых, на защиту капитала фонда от инфляции, во-вторых, перечисляются в виде ежегодных дивидендов жителям Аляски (от 800 долл. на 1 человека в 1980 году до 2069 долл. - в 2008 году).

20 млрд. долл. - его уставный капитал. 37% активов фонда размещены в акции американских предприятий, 16 % - в акции иностранных предприятий, 35% и 2% соответственно в американские и зарубежные облигации, 10% - в недвижимость. Фонд входит в сотню крупнейших инвестиционных фондов мира.

В 1990 году был учрежден Конституционный бюджетный резервный фонд штата Аляска. В нем аккумулируются суммы пеней и штрафов от разрешения споров по нефтяным налогам и роялти. Ежегодно решением парламента штата его средства направляются в операционный бюджет штата. Баланс фонда составляет 3 млрд. долл.

Несмотря на наличие столь стройной системы изъятия и использования ресурсной ренты в штате Аляска, и здесь имеют место многочисленные факты приватизации ренты благодаря огромному политическому давлению на власти штата со стороны нефтяных корпораций. По заключению независимых экспертов, именно благодаря лоббизму или прямой коррупции, нефтяным корпорациям удалось добиться от законодателей штата отмены раздельного учета доходов компаний на Аляске и зарубежом, что привело к фактическому падению ставки налога на доход нефтяных корпораций с 10 до 3 %.

К перераспределению нефтяной ренты в пользу корпораций привело и согласие законодателей штата на необоснованное повышение тарифов за транспортировку нефти через нефтепровод Транс Аляска, который на 95% принадлежит нефтяным компаниям BP, Exxon Mobil, Phillips Petroleum.

Независимые эксперты полагают, что в настоящее время нефтяная рента Аляски распределяется следующим образом:

Получатели ренты

Сумма млрд.долл

Процент от общей суммы

Нефтяные компании

Бюджет штата

Федеральный бюджет

При этом нефтяники постоянно жалуются на непомерно высокие налоги и бюрократическую зарегулированность предпринимательской деятельности.

По состоянию на 26 декабря 2012 года, размер Перманентного фонда составил 43 582 900 000 долл.. По итогам деятельности фонда в 2012 году, каждый из примерно 722 800 жителей Аляски, получит годовые дивиденды от коммерческого использования природных ресурсов штата в размере 878 долл. Общий размер выплат дивидендов за истекший год составит около 634 600 000 долл.

Что хотелось бы сказать по этому поводу. Это, конечно, не самый лучший годовой результат, но для аляскинцев, даже эти скромные дополнительные доходы, лишними не будут. Хотя у них есть ещё и зарплаты, и пенсии, и другие меры соцподдержки. Например, зарплата начинающего педагога на Аляске составляет около 3100 долл. в месяц.

А ведь наши граждане могли бы жить ничуть не хуже, а то и лучше жителей Аляски или Норвегии, где действует похожая система изъятия и распределения природной ренты.

Многим нашим соотечественникам будет интересно узнать, что инициатором проведения референдума и создания Перманентного фонда штата Аляска, был … прежний губернатор Джей Хаммонд. Он же являлся одним из главных его учредителей.

В связи с этим, хочется задаться смешным для России вопросом: «Знаем ли мы, русские люди, хотя бы ОДНОГО губернатора, выступившим с таким предложением?!».

Определенным своеобразием отличалась в Норвегии формирование капиталистических экономических структур: более поздние сроки индустриализации, её значительная обусловленность потребностями внешнего рынка, возможность добиться выгодного положения на нем своих товаров и услуг.

Почти не участвуя в территориальном разделе мира, Норвегия и без колоний благодаря производственно-финансовым связям к прибылям крупных держав, стала частью мировой хозяйственной системы. Уже в конце прошлого - начале нынешнего века на базе концентрации и централизации производства и капитала возникли крупные компании, преимущественно экспортного направления, стали складываться финансовые группы.

В Норвегии низкая экономическая конъюнктура и кризисные явления наблюдаются с 1986 года, когда резко упали цены на нефть, в связи с переходом на энергосберегающие технологии. На протяжении одного года вклад нефтяной промышленности сократился с 18,5% ВВП до 11%.В последующие годы сильное увеличение добычи нефти подняло эту цифру до 16 % ВВП, но, как утверждают специалисты, в ближайшем будущем добыча нефти снова начнет падать. Доходы от природного газа будут восполнять пробел, по крайней мере, несколько лет. Но будет ли относительно слабая нефтяная часть экономики страны, в которой преобладает государственный сектор, достаточно сильной, чтобы компенсировать нехватку средств, когда начнется сужаться нефтяной сектор? Эти тревоги усугубляются в последние годы резким ухудшением состояния государственных финансов. Щедрая бюджетно-налоговая политика, принятая правительством Рабочей партии после 1990г. с целью смягчить трудности спада, привела к росту дефицита государственного бюджета до 12,5%. Понимая эти долгосрочные трудности, правительство в 1993г. представило парламенту программу на 1994-1997гг., в которой изложило стратегию их устранения. Она основана на значительном ужесточении бюджетно-налоговой политики, сдерживания трансфертных платежей в пользу инвестиций в инфраструктуру и общий перенос упора с государственного сектора на частный.

Личное потребление в 1992г. было ниже уровня 1986г. почти на 3%. Валовые капиталовложения значительно уступают показателям 1988г. Импорт в 1992г. был ниже, чем в 1986г., на 3,5%, а объём производства и обрабатывающей промышленности - даже ниже уровня 1985г. Эта безрадостная картина скрадывалась лишь благодаря добыче нефти. Объём валовых капвложений показан на рис.2.

Уровень инфляции постепенно понижался и в мае 1993г. составил в годовом исчислении 2,4%, а в 1994г.1,7%. Но уровень издержек на заработную плату был по-прежнему заметно выше, чем в других странах, хотя конкурентоспособность норвежских товаров в 1993г. на 11% превысила уровень 1988г.

Дефицит государственного бюджета по-прежнему велик -50 млрд. крон в 1993г. К весне 1993г. заметно снизился уровень процентных ставок, приостановилось падение занятости.

За первые пять месяцев 1993г. экспорт составил 88 млрд. крон, а импорт 60 млрд. крон. На нефть приходится 43% всего норвежского товарного экспорта.

Банковский кризис в стране продолжается пятый год, хотя самое худшее уже позади. Все крупные коммерческие банки, кроме “Ден Норске банк”, оказались в полной зависимости от государства. Банковский кризис начался с драматического падения цен на нефть и распространился на все другие секторы экономики.

  • 1994 год положил начало оживлению экономики. ВВП вырос на 3,5%. Инфляция составила мене 1%. Платежный баланс связан с большим активным сальдо, превысившим 2,5% ВВП. Безработица утвердилась на уровне 5,5% экономически активного населения страны. Уровень безработицы с 1989 по 1995 года характеризует
  • 1995 год закончился примерно на таком же экономическом уровне. Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются. Десять лет тому назад обрабатывающая промышленность давала 20% ВВП, теперь она дает лишь 13%. Норвегия, долго подкрепляемая североморской нефтью, может вступить в критическую фазу, которая определит, сможет ли она сохранить своё положение одной из самых процветающих стран Европы и в ХХI веке.

Во многих отношениях Норвегию можно сравнить с развивающейся страной, поскольку её основной экспорт состоит главным образом из сырья (нефть и газ), а не готовой промышленной продукции. Обрабатывающая промышленность не превышает 15% ВВП, что считается минимальным уровнем для современных промышленных стран. Правительство принимает ряд мер, чтобы изменить структуру своего экспорта в сторону товаров обрабатывающей промышленности.

Отвечая на вопрос, что делает правительство в связи со скорым сокращением добычи нефти, премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд заявила английской “Файненшел Таймс”: “Правительство проводит политику, в которой налоговые и структурные меры рассчитаны именно на стимулирование экономического развития и занятости в материальной экономике. Мы активно используем государственный бюджет для увеличения занятости, укрепления частного сектора и инвестирования в область специальных знаний и другую инфраструктуру. Теперь, когда экономика вступила в период сравнительно энергичного роста, важно укрепить финансовое положение страны.

Действительно, добыча нефти у нас сократиться через несколько лет, но, учитывая рост добычи газа, эксплуатация норвежского шельфа будет по прежнему оставаться опорой экономики страны ещё много лет в будущем. Поэтому увеличение производства на материке Норвегии поможет сохранить сбалансированный рост. Соотношение издержек и конкурентоспособности норвежской экономики значительно улучшилась, и перспективы материковой экономики сейчас лучше, чем несколько лет назад. Это значит, что мы становимся менее зависимыми от нефти.

Отправить другу

Экономика Норвегии высокоразвита. В Норвегии, как и в других скандинавских странах, значительная роль в экономике страны принадлежит государству. При этом очень серьезное и постоянное внимание уделяется разработке и внедрению долговременных стратегий развития промышленности, ее отраслей и ключевых компаний. Cтратегические программы страны широко диверсифицированы и очень хорошо сбалансированы. Кроме запасов нефти, природного газа и газового конденсата, Норвегия обладает запасами железной руды, каменного угля, титана, меди, никеля, пиритов. Разнообразие полезных ископаемых и обширные морские границы способствовали широкой диверсификации промышленности.

Наряду с нефтегазодобывающей отраслью развита черная металлургия (электрочугун, электростали и ферросплавы), цветная металлургия. В стране развито металлургическое производство электролитическими методами цинка, никеля, меди, магния, мощное машиностроение, судостроение (7е место в мире). В Норвегии производятся турбины, электровозы, железнодорожные вагоны, оборудование для лесной и рыбной промышленности, продукция высоких технологий (радиоэлектроники). Активное развитие получили электротехническое машиноприборостроение, электрохимия, мощная деревообрабатывающая промышленность, целлюлозно бумажная промышленность. Развита бумажная промышленность (5е место в мире по производству бумаги).

Эффективно работают текстильная, обувная, рыбоперерабатывающая, пищевая промышленность. Все отрасли технологически хорошо оснащены и конкурентоспособны. Экономика страны строго сбалансирована, экономические стратегии выверены и, как правило, успешно реализуются с опережением сроков. Эта небольшая по численности населения страна по праву занимает достойное высокое место в экономике Европы и абсолютно по всем показателям и характеристикам относится к развитым странам мира.

Главная особенность народного хозяйства Норвегии - узкая специализация и интенсивная инновационная деятельность для обеспечения конкурентоспособности основных отраслей. К их числу относятся международный морской транспорт, нефтегазодобыча, рыболовство (первое место по уловам в Западной Европе), гидроэнергетика и базирующаяся на ней электрометаллургическая, электрохимическая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Норвегия занимает ведущее место в мире по очистке промышленных выбросов и постановке работы по охране окружающей среды. Так, действующие здесь нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, являются более строгими, чем в странах Европейского союза. Для Норвегии характерна высокоразвитая система социального обеспечения, включающая высокие пенсии (80% размера зарплаты), бесплатное медицинское обслуживание и образование, в том числе высшее, пособие по безработице и т.д. Современная экономика Норвегии имеет высокий уровень промышленного развития (доля рыболовства, лесного и сельского хозяйства в ВВП около 4%), а стоимость экспортных промышленных товаров составляет более 40% ВВП). Основные внешнеторговые партнеры страны - ФРГ, Великобритания, Франция, Швеция, Нидерланды.

Экономические успехи страны в значительной мере связаны и с тем, что Норвегия располагает собственной мощной энерго-сырьевой базой. Так, она занимает первое место в мире по душевому потреблению электроэнергии и первое место в Западной Европе по производству гидроэлектроэнергии. Имеются существенные запасы некоторых руд (железо,титан, никель, медь, свинец, цинк, молибден, серебро), леса, рыбы, нефти и газа, каменного угля (на Шпицбергене). Огромны в Норвегии ресурсы строительного камня (гранит, мрамор), а дешевая электроэнергия позволяет иметь мощную электрометаллургию, например, по производству алюминия Норвегия занимает в Западной Европе второе место после ФРГ. Промышленность Норвегии характеризуется высокой степенью фондовооруженности и специализации, экспортной направленностью, а также значительным уровнем концентрации производства. При этом среди наиболее крупных компаний лидирующие позиции занимают государственные предприятия или предприятия с большой долей государственного капитала.

Перечень отраслей промышленности невелик, к наиболее развитым относятся электроэнергетика, нефтегазовая, электроэнергетическая, химическая (электрохимическая) промышленность, машиностроение, целлюлозно-бумажное производство, горнодобыча и цветная металлургия. Все эти отрасли характеризуются высокой производительностью труда, большими объемами производства и качеством продукции, что обеспечивает их конкурентоспособность и устойчивое положение на мировом рынке.

Машиностроение в Норвегии в значительной мере связано с судостроением, обслуживанием нефтяной и газовой промышленности, гидроэлектроэнергетики, сельского хозяйства, лесной и рыбоконсервной промышленности. В значительных количествах производится промышленное и бытовое электротехническое и электронное оборудование, средства связи. Для сохранения высокого уровня специализации имеющихся отраслей в условиях ограниченного внутреннего рынка, руководство страны не предполагает в обозримой перспективе иметь автомобильную и авиационную промышленность, а также тракторо, станко и приборостроение.

Основу топливно-энергетического комплекса страны составляют нефтегазовая промышленность и гидроэлектроэнергетика. Эти отрасли в экономике Норвегии относятся к числу ведущих в регионе и развиваются в последние годы весьма интенсивно, во все более значительной мере воздействуя на энергоснабжение стран Западной Европы. Норвегия является единственной страной региона, самообеспеченность энергией которой превышает 100%, производство первичной энергии в стране превышало ее потребление более чем в пять раз, а по нефти и газу, соответственно, в 11,7 и 22,3 раза. Незначительное внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов при устойчивом росте ВВП обеспечивает постоянное снижение его удельной энерго- и электроемкости. За 2000-2010гг. прирост производства первичных энергоресурсов (ПЭР) составил всего 9,1% и был обеспечен за счет более чем двукратного производства газа и прироста производства электроэнергии ГЭС на 21% при ощутимом снижении добычи нефти - на 35,4 млн т н.э. При этом доля газа в производстве ПЭР увеличилась с 18,4 до 37,9%. После обнаружения запасов углеводородного сырья на шельфе Северного моря (1969 г., нефтегазовые месторождения комплекса Экофиск) Норвегии понадобилось чуть более 30 лет для создания современной морской нефтегазовой промышленности.

Современная Норвегия - это крупный нетто-экспортер энергии как среди членов Международного энергетического агентства (МЭА), так и за пределами ОПЕК. Обладая достаточно узким спектром запасов природных ископаемых, имея малонаселенную территорию, по большей части малопригодную для развития традиционного сельского хозяйства из-за гористого рельефа, восстановившая государственную самостоятельность в полной мере лишь в 1905 г., Норвегия, этот "скандинавский эмират", в кратчайшие исторические сроки превратилась в процветающую страну региона. Благодаря доходам от экспорта углеводородов к 1985г. была практически полностью погашена внешняя задолженность. Вероятно, это единственная страна мира, которая сумела заставить иностранные нефтяные компании в полную силу работать на благо своего народа.

Перспективные экспортные преимущества Норвегии в Западной Европе заключаются еще и в том, что у региональных экспортеров нефти и газа (Великобритании и Нидерландов) весьма высок уровень собственного потребления углеводородов, а Норвегия практически полностью сориентирована на их экспорт. Именно эта особенность позволяет норвежским поставщикам более свободно выстраивать стратегию своих действий на внешних рынках, надежнее гарантировать экспортные поставки. В условиях намечающегося расширения газового рынка Западной Европы удачным направлением диверсификации является продолжающаяся экспортная переориентация Норвегии с нефти на газ.

Конечно, при создании производственных объектов нефтегазодобычи в Норвегии широко использовался и национальный опыт, материальные возможности страны в судостроении, электротехнике, связи и т.д. Не располагая в полной мере кадрами ученых, инженеров и специалистов, собственной материальной базой для обеспечения основных потребностей нефтегазодобычи, Норвегия успешно формировала их самостоятельно, используя государственную промышленную и ресурсную политику. Начиная с 1970-х годов все то, что было связано с нефтегазовой промышленностью, приобрело для норвежского общества особую значимость и требовало особого внимания правящих кругов.

И действительно, воздействие данной отрасли на экономическую, социальную и политическую жизнь страны оказалось чрезвычайно велико, причем по мере расширения масштабов освоения углеводородных ресурсов шельфа во многих случаях происходила коренная ломка традиционного уклада жизни, появление новых ориентиров и перспектив общественного развития. Таким образом, экономика Норвегии расширила свою специализацию в мировом хозяйстве, при этом важным фактором развития стала диверсификация добычи, транспортировки, потребления и экспорта нефти и газа, а также смежных сфер экономики. Соответственно, в энергетической стратегии Норвегии ускорилась реализация диверсификации добычи углеводородного сырья, интенсификации добычи природного газа, рост его внутреннего потребления.

Следует добавить, что, по оценкам экспертов, интенсифицировать собственную добычу угля как по экономическим, так и по экологическим соображениям пока нет смысла, а увеличение потребления газа, хотя и является приоритетом энергополитики, малорентабельно, так как требует значительных и медленно окупающихся затрат по созданию соответствующей транспортно-распределительной инфраструктуры. Основные причины этого - малонаселенность Норвегии и отсутствие крупных промышленных потребителей, нуждающихся в этом виде топлива (их энергообеспечение и инфраструктура сориентированы на использование более дешевой гидроэлектроэнергии). К негативным факторам интенсификации внутреннего потребления добавляется и проблемный для хозяйственного освоения рельеф (фьорды, озера, горы), осложненный протяженными участками вечной мерзлоты.

Кроме того, масштабному строительству сухопутных газопроводов вне прибрежной части страны противодействуют экологи, указывая на опасность существенного негативного воздействия этих объектов на природу заповедных территорий и земли аборигенов (выпас северных оленей). Суммарное производство углеводородов в перспективе также намечено несколько снизить. Это связано с высокой экспортной ориентацией нефтегазовой индустрии страны, низким уровнем собственного потребления добываемых нефти и газа, а также неустойчивой динамикой роста их достоверных запасов, что ведет к снижению обеспеченности добычи. Все это определяет конфигурацию сложившейся системы магистральных газопроводов Норвегии - пока почти все они экспортные и рассчитаны на дальнюю транспортировку газа.

Вместе с тем еще в начале освоения нефтегазовых ресурсов шельфа норвежские политики ратовали за первоочередную доставку нефти и газа на побережье Норвегии, откуда они предлагали экспортировать их по мере необходимости. Дело в том, что иностранные компании (прежде всего американский "Филипс"), в конце 1960-х - начале 1970-х гг. контролировались государством менее жестко, и если первоначально они вообще отказались вступать в дискуссии по этому вопросу, то позднее стали ссылаться на недостаточный уровень развития техники и технологии укладки подводных трубопроводов (у западного побережья Норвегии при прокладке трубопровода на берег проблему представляло преодоление желоб-впадины глубиной более 300 м). Техника и технология с тех пор ушли далеко вперед, однако и сейчас трубопроводы, берущие начало с комплекса Экофиск, не имеют терминалов на норвежском берегу.

Как уже отмечалось, добыча газа в Норвегии интенсивно растет. С пуском дополнительных газотранспортных мощностей во второй половине 1990-х годов (прежде всего проект "Тролл" - Troll Gas Sales Agreement, TGSA) и после создания в 2007 г. мощностей по производству сжиженного природного газа (проект "Белоснежка") поставки газа на существенно возросли. Рост добычи газа сопровождается как диверсификацией экспортных направлений, так и торговых партнеров. Именно на этой основе, "проводя осторожный прагматический, сбалансированный курс в отношении евроинтеграции, норвежское руководство демонстрировало (вне зависимости от партийной принадлежности правительственных кабинетов) достаточную силу и гибкость в борьбе за национально-государственные интересы; находясь формально вне ЕС, оно реализует подчеркнуто "собственный вариант", свою модель форсированной внешнеэкономической экспансии по всем направлениям".

С 1986 г. Норвегия постоянно ограничивает темпы добычи нефти по сравнению с ее потенциальными возможностями. Это необходимо для стабилизации экспортных цен на нефть, обеспечения резервных возможностей по добыче углеводородов, концентрации капитальных вложений. Кроме того, практикуется также ограничение в темпах разработки крупных нефтяных месторождений. В 1990-е годы ресурсная и энергетическая политика Норвегии дополнилась новым направлением, связанным с активизацией поддержки зарубежной деятельности госкорпораций и норвежских компаний прежде всего в развивающихся странах. Эта тенденция носит долгосрочный и устойчивый характер: национальные компании Норвегии, прямо или косвенно занятые в нефтегазовом комплексе, намереваются получать примерно 20-40% доходов от деятельности своих иностранных филиалов.

Активизируется и новая корпоративная стратегия, заключающаяся в наращивании производственного потенциала в развивающихся странах-экспортерах сырья, так как при достаточно высокой себестоимости морская добыча углеводородного сырья на небольших по размеру и низкопродуктивных структурах становится менее рентабельной. Масштабная добыча и экспорт углеводородного сырья из Норвегии оказывают на окружающую среду существенное негативное воздействие, что стимулирует внутриотраслевую диверсификацию. Так, загрязнение моря непосредственно отражается на состоянии рыбных запасов - их закономерное сокращение является одной из причин масштабного роста рыбоводства. В настоящее время существенная нагрузка на природу сохраняется, несмотря на все масштабные и постоянные усилиям по охране окружающей и производственной среды. Между тем, от состояния окружающей среды зависит рекреационный потенциал и индустрия туризма. Миллионы европейцев в последние годы проводят свой ежегодный отпуск на море или вблизи него, причем в самой Норвегии такой отдых традиционен и весьма популярен. В результате негативное воздействие на морское побережье у крупных городов постоянно увеличивается, а на отдельных его участках экологическая ситуация становится весьма сложной.

Развитие нефтегазовой промышленности Норвегии в ближайшие годы в значительной мере будет обусловлено достижением проектных производственных показателей на крупных месторождениях шельфа Северного моря, созданием новых мощных газотранспортных систем. Вместе с тем, следует учитывать высокую степень истощения запасов нефтегазовых месторождений Экофиска, сокращение добычи газа на таких крупных месторождениях как Фригг, Галлфакс и Статфьорд, что не позволит Норвегии резко увеличить производство углеводородов. Да и в самой экономике Норвегии нарастает сопротивление однобокому развитию, последствия которого могут оказаться весьма драматичными для будущего страны. Конечно, покупатели трубопроводного газа в Западной Европе пока могут особо не беспокоиться по поводу растущего риска импорта газа из Норвегии, так как сохраняется относительно высокий потенциал поставок из России и, отчасти, Нидерландов, но возможности более масштабного использования норвежского газа ограничены, ибо во-первых, ухудшается сырьевая база, во- вторых, поставки с морских месторождений менее надежны; в-третьих, ценовая конкурентоспособность норвежского газа во многом поддерживается за счет поставок нефти. Решение этих проблем идет по пути расширения единой газосборной сети на норвежском шельфе, принадлежность которой государству дополняется фактической государственной монополией на экспортные поставки природного газа.

Как уже отмечалось, в настоящее время из-за истощения крупных действующих месторождений, на смену которым приходят новые низкодебитные продуктивные структуры, расположенные в более сложных горно-геологических и природно-климатических условиях, добыча нефти в Норвегии становится менее устойчивой и более затратной.

Ориентиры диверсификации основной производственной деятельности по увеличению экономической эффективности нефтегазодобычи на шельфе Норвегии нацелены на интенсификацию инновационной деятельности и конкретизируются на решении актуальных проблем, основные из которых: 1) продление периода добычи углеводородного сырья из старых, истощенных месторождений; 2) увеличение коэффициента извлечения на скважинах, эксплуатируемых донным оборудованием; 3) снижение затрат по разведке и освоению новых шельфовых месторождений, особенно глубоководных; 4) освоение новых районов, включая арктические, разработка соответствующей техники и технологии для этого; 5) модернизация оборудования для проведения разведочных и эксплуатационных работ в других странах мира, а также выполнения там сервисных контрактов.

При совершенствовании технологии и оборудования наибольшие усилия сосредоточены на процессах транспортировки многокомпонентных двухфазных потоках и их разделении; донном оборудовании различного назначения; увеличении коэффициента извлечения, снижении затрат на техническое обслуживание и ремонт, модернизации стационарных оснований платформ, в том числе их использования для эксплуатации сателлитных продуктивных структур донным оборудованием; обнаружении утечек жидкостей и газов из аппаратуры, технологических линий и трубопроводов. Морская нефтегазодобыча уходит на глубоководные участки, и стационарные эксплуатационные платформы уступают место плавающим производственным установкам и донному оборудованию модульной конструкции. В ходе осуществления новых проектов на шельфе Норвегии предпочтение получают варианты, предусматривающие максимально возможное извлечение нефти и газа с использование донного оборудования и трубопроводную доставку углеводородного сырья на берег для дальнейшей переработки.

При этом снижение эксплуатационных расходов ожидается после подключения морских месторождений к береговым центрам управления, с которыми обмен данными будет осуществляться в реальном масштабе времени. Кроме того, интенсивно развиваются цифровые технологии, в том числе для: 1) совершенствования тренажеров (операторы по перемещению сверхтяжелых грузов,укладке глубоководных подводных трубопроводов, дистанционному монтажу элементов донного оборудования); 2) подключения месторождений-сателлитов к действующей промышленно-транспортной инфраструктуре; 3) автоматизированного контроля за давлением, температурой и функциональным состоянием трубопроводов (коррозия, осаждение парафинов и гидратообразование) и т.д.

Соответственно, правительство стимулирует в государственном и корпоративном секторе более тесное, сориентированное на долговременное взаимодействие, сотрудничество нефтяных компаний с изготовителями соответствующей продукции, а также с предприятиями, предоставляющими различные промышленные услуги смежного характера. Переход к разведке и освоению запасов углеводородного сырья на глубоководных участках обусловливает необходимость интенсивных исследований и разработок в области глубоководных технологий.

В Норвегии они концентрируются на четырех ключевых проблемах: плавучие производственные мощности (прежде всего универсальные суда); подводные добывающие системы; трубопроводы различного назначения; системы скважинного воздействия. При этом подводные системы контроля и управления совершенствуются в направлении дистанционного обеспечения информацией отдаленных пунктов (центров) управления и передачи от них управляющих воздействий практически на неограниченное расстояние. Освоение глубоководных и малорентабельных месторождений углеводородного сырья со стационарных платформ невозможно, для этих целей все масштабнее используются полупогружные установки и специальные суда, причем последние применяются все шире.

Основные причины этого технико- экономические. Во-первых, открывается возможность использовать широко распространенные технологии судостроения и производственную базу в различных регионах мира; во-вторых, ранее специализированное судно (например, буровое) в случае необходимости достаточно легко сделать универсальным, добавив блочно-комплектное оборудование по добыче, промысловой подготовке и отгрузке продукции, трубоукладке, и наоборот; в- третьих, суда более мобильны, дешевле в эксплуатации и ремонте; в- четвертых, не требуется их дорогостоящий и экологически опасный демонтаж после завершения добычи на подводном месторождении.

При этом основными приоритетными направлениями освоения морских месторождений нефти и газа в средне и долгосрочной перспективе являются создание: - судов, позволяющих вести глубоководную и сверхглубоководную добычу нефти и газа с использованием систем донных манифольдов (а также сопутствующего энергетического, грузоподъемного, сварочного и другого оборудования, приборов, инструмента и т.д.); - разнообразного оборудования для промысловой утилизации попутного нефтяного газа; - усовершенствованных систем позиционирования для буровых и добывающих судов; - средств дистанционного управления подводными манифольдами; - трубопроводов и оборудования для перекачки (в том числе глубоководной) и последующей сепарации многокомпонентных двухфазных потоков (нефть, газ, газоконденсат); - технологий и аппаратуры для производства жидкого топлива из природного газа; - усовершенствованной технологии и оборудования для бурения наклонных и горизонтальных скважин.

Намечаемое масштабное расширение использования универсальных эксплуатационных судов ставит еще одну проблему освоения морских месторождений углеводородного сырья, которая заключается в обеспечении надежной связи технологического оборудования судна (берегового терминала) с донными устройствами и подводными манифольдами. Проблема в том, что помимо потребности в энергообеспечении систем манифольдов, а также надежности линий связи для реализации цифровых технологий управления, возникает необходимость обеспечения устойчивой перекачки нефти от донного оборудования до приемных емкостей (при низкой температуре воды на глубине происходит закупоривание трубопроводов образующимися гидратными и парафинистыми пробками в результате осаждения парафина на их стенках. Для преодоления этого технологически опасного явления, помимо использования ингибиторов и повышения скорости потока, интенсивно разрабатываются новые конструкции, позволяющие обеспечивать все необходимые функциональные связи между устьевым оборудованием скважины и судном.

Одной из таких перспективных конструкций является так называемый интегрированный составной шланг (Integrated Production Umbilical, IPU). Чтобы вышеупомянутые инновационные направления развития нефтегазового комплекса были реализованы, они должны быть органично связаны с приоритетными направлениями промышленной и энергетической политики страны.

Для Норвегии это: - повышение эффективности функционирования морской нефтегазовой промышленности, включая соответствующую промышленно-транспортную инфра- структуру, на основе перепрофилирования предприятий судостроительной промышленности; - формирование газораспределительной системы и увеличение внутреннего потребления природного газа; - модернизация электроэнергетики с учетом жестких требований по охране окружающей среды и ограничений на использование жидкого топлива; - создание электроэнергетических мощностей на природном газе; экономия энергии, интенсификация использования возобновляемых энергетических ресурсов; - перевод автотранспорта на газообразное топливо и электротягу. Результативность работы исполнительной власти по реализации поставленных целей в значительной мере связана с тем, что решение отраслевых вопросов, затрагивающих общественные интересы, контролируется представительной властью.

Именно поэтому удается избежать "ведомственных" решений, которые, как правило, характеризуются узким спектром целей и недостаточной проработанностью находящихся вне отраслевой компетенции вопросов (часто не учитывают последствий в смежных областях деятельности). То есть политика государства готовится весьма тщательно на всех уровнях управления, обобщает массу предложений заинтересованных организаций (в том числе общественных) и окончательно формулируется на уровне представительной власти и реализуется через систему агентств министерства нефти и энергетики, а также ряда ассоциированных с ним организаций.

Это, прежде всего, Норвежский нефтяной директорат, Норвежский директорат по водным ресурсам и энергии, предприятие "Инова", компания "Газзко", центр "Газзнова", компания "Петоро", центр "Статнетт", компания "СтатойлГидро". Таким образом, в Норвегии проблема диверсификации деятельности в нефтегазовой промышленности, включая освоение новых сфер деятельности, перехода на новую и новейшую технику и технологию, а в широком смысле на инновационный путь развития является компонентом государственной политики (ресурсной, промышленной, образовательной, энергетической, транспортной, социальной, финансовой, региональной и т.д.), основная цель которой состоит в повышении эффективности функционирования народного хозяйства для удовлетворения общественных интересов.

Постановка целей развития, включая их конкретизацию для различных отраслей и сфер деятельности, выявление приоритетов, интеграция отраслевой, территориальной и локальной политики осуществляется норвежским парламентом (стортингом). При этом основными принципами этой деятельности являются: 1) детальная экспертная проработка проблемы при поддержании самого высокого профессионального уровня; 2) последующее широкое общественное обсуждение проблемы и намечаемых путей ее решения; 3) ориентация на конечный результат, ответственность за достижение которого возлагается на конкретные управленческие структуры и их руководителей; 4) обеспечение баланса интересов государства, предпринимателей, иностранных инвесторов, профсоюзов, отраслей, территорий; 5) интеграция всех имеющихся национальных ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей; 6) контрольная функция представительной власти.