Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Дальний восток и его значение в хозяйстве страны. Значение транспорта и экономических связей в хозяйстве дальнего востока

Экономико-географическое положение Дальнего Востока очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отдаленный от Центра России район; с другой - Дальний Восток - это выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско-Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира. Взаимосвязи между странами этого региона сейчас усиливаются, и России весьма нежелательно оставаться в стороне от этого.

Пока что Россия присутствует в этом регионе лишь как экспортер сырья: угля Южно-Якутского бассейна, древесины и продуктов ее переработки (пиломатериалов, щепы, целлюлозы), рыбы и морепродуктов (крабов, кальмаров, мидий, морской капусты и т. д.).

Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона?

«Гражданская» специализация района ориентировалась на те виды продукции, которые, несмотря на огромные расстояния, было экономически выгодно перевозить в Европейскую Россию или поставлять на внешний рынок.

Прежде всего - это добыча и обогащение руд цветных металлов (олова, свинца, цинка, вольфрама, золота и других). Золотодобывающая промышленность, называемая «королевой» Дальнего Востока, всегда имела особое значение. География ее очень широка: от Амурской области до крайнего севера Якутии и Чукотки.

Мировую известность приобрели якутские алмазы, добываемые в бассейне Вилюя, левого притока Лены.

На втором месте - рыбная промышленность (более 2/3 российского производства) - вылов и переработка рыбы (в том числе таких ценных пород, как лососевые) и морепродуктов (крабов, кальмаров, мидий, гребешков, трепангов, морской капусты). Рыбные консервы, всемирно известная красная икра, свежемороженая и соленая рыба поставляются отсюда практически во все районы России, а также на экспорт. Дары моря перерабатываются на рыбозаводах в 60 городах и поселках - такого количества этих предприятий нет ни в одном районе Российской Федерации.

Третье направление специализации - лесозаготовки и целлюлозно-бумажная промышленность. Поскольку гораздо ближе к Европейской России находятся аналогичные (и более мощные) производства Восточной Сибири, то на Дальнем Востоке эта отрасль ориентирована на экспорт, прежде всего в Японию.

Открытие в 1960-х гг. месторождений угля в Южной Якутии и проведение туда железной дороги позволило сформировать еще одну экспортную отрасль - угольную промышленность. В Южно-Якутском бассейне открытым способом добывается около 10 млн т каменного угля, значительная часть которого идет на экспорт в Японию через специально построенный для экспортных грузов порт Восточный (близ Находки).

Рис. 169. Владивосток

Основанный в 1860 г. как небольшой укрепленный пост, Владивосток быстро стал главным портом России на Тихом океане, базой торгового и рыболовного флота. Вблизи в многочисленных бухтах базируются главные силы военно-морского Тихоокеанского флота.

Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

Низкая плотность населения и редкая транспортная сеть требуют высокой надежности работы транспорта. Транспортные пути здесь - это одновременно и пути освоения территории: вновь построенная дорога начинает обрастать горнодобывающими предприятиями, поселками, а затем и городами.

Особую роль в хозяйстве района играет морской транспорт, который является здесь отраслью специализации района, обеспечивая не только внутренние, но и внешние экономические связи России во взаимодействии с железнодорожным транспортом. Главные порты сосредоточены на юге района, куда подходят железнодорожные магистрали. Это Владивосток, Находка, Советская Гавань и Ванино.

Большие валютные поступления приносит «контейнерный мост» Япония - Западная Европа. Суда из Японии доставляют контейнеры в порт Находку, там они грузятся на железнородожные платформы и следуют по Транссибирской магистрали и далее в страны Западной Европы. В перспективе Дальний Восток все в большей степени будет ориентироваться на связи со странами бассейна Тихого океана. При этом надо постараться избежать роли простого поставщика сырья и использовать богатые ресурсы района для того, чтобы поднять уровень жизни населения.

Выводы

Громадная территория, окраинное пограничное положение, широкий выход к морям, слабая заселенность, суровые природные условия и богатейшие минеральные ресурсы - вот основные факторы специфического развития хозяйства Дальнего Востока. Основные отрасли специализации производят продукцию, которую экономически выгодно перевозить в Европейскую Россию или поставлять на внешний рынок. Это прежде всего обогащенные руды цветных металлов, особенно золота, рыба, лес и продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Транспортные пути на Дальнем Востоке - это пути освоения территории. Морской транспорт также является отраслью специализации района.

Вопросы и задания

  1. Какие особенности экономико-географического положения Дальнего Востока остались неизменными, а какие со временем изменились?
  2. Отличаются ли Чукотка, Камчатка, Сахалин, Приморье и Приамурье по своему экономико-географическому положению? В чем единство этих территорий? Назовите черты отличия.
  3. Перечислите основные отрасли специализации района. Что их объединяет?
  4. Подумайте, каковы перспективы возможного сотрудничества Дальнего Востока со странами Восточной и Юго-Восточной Азии и с североамериканскими странами. Приведите примеры сотрудничества. Дальний Восток имеет свои характерные черты - обособленность, притихо-океанское положение, богатство ресурсов. Оцените перспективу дальнейшего экономического развития региона. С развитием каких отраслей оно связано? Какие условия для этого необходимы?

Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"

  1. Сравните Сибирь и Дальний Восток с европейской частью России по природным условиям и природным ресурсам. Сделайте вывод.
  2. Районы азиатской части России, несмотря на различия, имеют общие особенности географического положения, экономического развития. В чем проявляются сходство и различия?
  3. Чем объяснить, что при общем более низком уровне экономического развития (по сравнению с европейской частью) и меньшей плотности населения в отдельных районах Сибири и Дальнего Востока остры экологические проблемы?
  4. Почему в Сибири, отличающейся сложными природными условиями, особую роль играет уровень социальной инфраструктуры? Какие отрасли входят в состав социальной инфраструктуры?
  5. Какие вы видите перспективы дальнейшего развития Сибири и Дальнего Востока?

Дальневосточный Федеральный округ - наиболее удалённый регион Российской Федерации. В него входят десять территориальных единиц, в числе которых Сахалин, Якутия, Камчатский край и Амурская область. Регион граничит с Кореей, Японией, США и КНР.

Активное заселение земель началось в XIX веке, хотя известно о множестве народностей, проживавших на территории современного региона ещё с Каменного Века. Сегодня на территории Дальневосточного округа создан внушительный промышленный комплекс. Не меньшим размахом отличается и демографическое разнообразие.

Население Дальнего Востока

Дальний Восток отличается малой заселенностью. На площади в 6169.3 тыс. кв. км (39% площади страны) проживает порядка 7,6 млн человек (немногим более 5% населения России). То есть, средняя плотность населения составляет 1,2 человека на квадратный километр. Для сравнения плотность населения в Центральной России - 46 человек на кв. км. Однако население распределено по регионы крайне неравномерно. К примеру, Приморский край и южный Сахалин отличаются плотностью в 12 чел. на кв. км, этот же показатель в Камчатской или Магаданской области колеблется между 0,2 и 0,3.

Демографическая ситуация в регионе отличается отрицательной динамикой, однако стремительное развитие агропромышленного комплекса провоцирует механический прирост населения, а вместе с ним и естественный. Основную часть населения дальнего востока составляю русские, украинцы, татары и евреи.

Но особого внимания достойна плеяда коренных народностей: нанайцев, алеутов, эвенков, чукчей, эскимосов и множества других. Упомянутое ранее стремительное развитие промышленности отрицательно сказывается на численности представителей коренных народов. Среда обитания и традиции постепенно рушатся под воздействием промышленности и культуры россиян.

Промышленность Дальнего Востока

Земли Дальнего Востока - богатый кладезь природных и ископаемых ресурсов. Ведущие позиции в агропромышленном комплексе региона занимают три отрасли: добывающая, лесная и рыбная. Добывающая промышленность ориентирована на добычу, обогащение и, частично, переработку руд цветных металлов. С дальнего Востока в Европейскую Россию и на экспорт поставляется олово, ртуть, свинец, цинк, вольфрам. Особо примечательны объемы добычи золота, серебра и алмазов. На данный момент в активной разработке находится 827 месторождений полезных ископаемых по всему региону. В Магаданской области и Якутии добыча полезных ископаемых составляет 60% от всей промышленности.

Огромные просторы региона - место, где хранится порядка четверти всех запасов российской древесины или 20 млрд. кубометров. На этих материалах работает множество отраслевых предприятий, производящих бумагу, мебель, фанеру. Основной вывоз лесоматериалов приходится на Хабаровский и Приморский край, Амурскую область, Сахалин и Якутию.

Дальний Восток лидирует среди остальных регионов страны по ловле рыбы и добыче морепродуктов. Консервированная дальневосточная продукция хорошо известна на территории России и далеко за её пределами. Среди основных видов промысловых рыб особо активно добываются сельдь, минтай, тунец, лососёвые. Кроме того, активно ведётся вылов крабов, гребешков, мидий, кальмаров, переработка икры, морской капусты.

Сельское хозяйство Дальнего Востока

Климат дальневосточного региона разнообразен, но ни арктический, ни субарктический, ни морской климат не подходит для полноценного развития сельского хозяйства. Однако, на юге региона, в Приморском крае и Амурской области размещается порядка 2% российской пашни. Здесь активно выращивается зерновые культуры (рис, пшеница, овёс) плодовые и овощные культуры. Особо следует отметить выращивание сои.

Животноводческий сектор сельского хозяйства представлен мясомолочным скотоводством и свиноводством. В северных областях региона активно развивается оленеводство и звероводство.

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.

Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность.

По многим направлениям расширяются внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом. В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий.

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра “Экономическая география и региональная теория”.

Курсовая работа.

На тему: Основные черты географии народного

хозяйства Дальнего Востока.

Студент группы ВУ 1-1: Прихненко А. А.

Научный руководитель: доцент Скляр М. И.

План:

1. Значение Дальнего Востока в экономике России.

2. Особенности и факторы размещения рыночных отраслей хозяйства:

a) рыбное хозяйство

b) горно-рудная промышленность

c) лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность

3. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Дальнего Востока.

1. Значение Дальнего Востока в экономике России.

Дальний Восток - крупнейший экономический район страны по территории - 6.2 млн. кв. км (36.4% территории Российской Федерации). Численность населения по состоянию на 1 января 1993 г. - 8.032 млн. человек(5.4% населения Российской Федерации). Дальний Восток - богатейший район по разнообразию природных ресурсов. Здесь есть цветные и редкие металлы (олово, золото, вольфрам, полиметаллы), алмазы, графит, флюорит, уголь, нефть, газ, гидроэлектроресурсы, минеральные ресурсы, богатства океана, лес, пушнина. За исключением руд цветных и редких металлов ресурсы слабо изучены и требуют больших геологических работ для подготовки их промышленного освоения. Богатейшие месторождения и целые районы цветных и редких металлов, полиметаллов, редких и рассеянных элементов приурочены к складчатой полосе так называемого Тихоокеанского металлогенического пояса, проходящего вдоль всей восточной периферии Азиатского материка. Открыта и разведана обширная алмазоносная провинция в Западной Якутии. На северо-востоке находятся главные золотоносные районы Российской Федерации. По разведанным промышленным запасам олова и вольфрама Дальнему Востоку принадлежит ведущая роль в стране. В обширной шельфовой зоне кроме нефти и газа обнаружены и разведуются залежи железа, марганца, магния, титаномагнетитовых песков. Гидроэнергетический потенциал рек Дальнего Востока составляет около 1/7 всех гидроресурсов страны. На долю района приходится более 30% всех российских потенциальных ресурсов.

Суда Дальнего Востока ведут лов рыбы в 8 промысловых районах Мирового океана из 20, на долю которых приходится около половины всех биологических ресурсов океанических водоёмов, при этом сырьевая база характеризуется большим разнообразием.

При планировании развития народного хозяйства Дальнего Востока учитываются также благоприятные возможности для расширения экономических связей со странами Тихоокеанского бассейна. Многие из этих стран нуждаются в разнообразном сырье, которым на основе взаимовыгодной торговли может их обеспечить Дальний Восток. Лес и пиломатериалы, рыба и рыбоконсервы, пушнина, каменный уголь - основные предметы экспорта в тихоокеанские страны. Юг Дальнего Востока - благоприятное поле деятельности для совместных предприятий, свободных экономических зон. Образовано четыре таких зоны - “Находка” (Приморский край), “Ева” (Еврейская автономная область), “Сахалин” и субзона “Курилы”.

С учётом природных условий и исстари сложившихся производственных навыков населения формируется хозяйственный облик Дальнего Востока, структура его экономики, развиваются основные отрасли, имеющие значение не только для района, но и для всей страны.

Направления и темпы развития производительных сил Дальнего Востока определяются:

· потребностью других районов страны в товарах, производство которых на Дальнем Востоке является уникальным или отличается более высокими технико-экономическими показателями.

· возможностью и эффективностью поставок дальневосточных товаров на внешний рынок.

· потребностью местного населения в малотранспортабельной и скоропортящейся продукции.

· потребностью хозяйства Дальнего Востока в продукции, производство которой на месте экономичнее, чем её завоз из других районов страны.

Основой современной экономики Дальнего Востока является промышленность, выпускающая разнообразную продукцию. Сегодня здесь насчитывается несколько тысяч промышленных предприятий, оснащённых достаточно устаревшей техникой, но в последнее время в этом отношении наметился некоторый прогресс, и предприятия, обладающие достаточными средствами, что является довольно редким в наше время, закупают вполне современное оборудование. На промышленных предприятиях работает приблизительно 1/3 всех трудящихся Дальнего Востока (1980 г.). В промышленности производится продукции в несколько раз больше, чем во всех остальных отраслях сферы материального производства.

Сельское хозяйство уступает ныне по своему значению не только промышленности, но и транспорту. В сельском хозяйстве занято людей в 3 раза меньше, чем в промышленности, и почти в 1.5 раза меньше, чем на транспорте. Темпы развития сельского хозяйства намного ниже, чем промышленности. И это не случайно, так как затраты на производство сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке из-за неблагоприятных природных условий ещё очень высоки. Поэтому оказывается более выгодным завозить сюда некоторые продукты из других районов страны.

Особую роль в экономике района играет транспорт. Он связывает в единый хозяйственный комплекс города, посёлки и предприятия, удалённые друг от друга на большие расстояния, способствует освоению новых территорий. О значении транспорта в хозяйстве Дальнего Востока свидетельствует тот факт, что доля занятых в этой отрасли на Дальнем Востоке значительно больше, чем в среднем по стране.

Подытоживая все вышесказанное, можно с предположить, что, значение индустрии Дальнего Востока в экономике Российской Федерации - в основном удовлетворение потребностей западной зоны России в некоторых видах сырья и полуфабрикатов. Это подтверждает также тот факт, что если в целом по Российской Федерации валовая продукция обрабатывающей промышленности в 9.3 раза превышает продукцию добывающей, то на Дальнем Востоке - лишь в 5.5 раза.

2. Особенности и факторы размещения рыночных отраслей хозяйства:

a) рыбное хозяйство.

Наибольшего расцвета рыбная промышленность Дальнего Востока достигла в 70-80 годы. В то время на его долю приходилась почти 1/3 общесоюзного улова рыбы, добычи морского зверя и морепродуктов.В наше время ситуация нисколько не ухудшилась, сейчас дальневосточные моря дают около 60% добычи рыбы в Российской Федерации, и даже теперь, в наше сложное время, рыбные консервы, консервы из продуктов моря, свежемороженая рыба, соленая сельдь и некоторые другие виды рыбопродукции поставляются отсюда во многие районы страны, а также на экспорт. Начиная с 70-х годов рыбаки перешли от пассивного прибрежного лова к активному лову в открытых морях и океанах. Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский океаны, Антарктика. В водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведётся лов крабов. Создано крабоконсервное производство, продукция которого имеет спрос на мировом рынке. В настоящее время основу рыбной промышленности составляет активный лов в открытых морях, которым занят крупный рыболовный, рыбоперерабатывающий и транспортно-рефрижераторный флот. Океаническое рыболовство значительно расширило ассортимент рыбопродукции: морской окунь, хек, мерлуза, палтус, сайра, тунец, угольная рыба и такие достаточно новые виды морепродуктов, как креветки, кальмары, гребешки, мидии.

Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности - сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в целом ориентируется на побережье (это относится к береговому хозяйству).

Рыбная промышленность Дальнего Востока в доперестроечные времена давала более 700 видов продукции, в том числе всемирно известные икру, балыки, крабовые консервы. Всё это было достигнуто благодаря тому, что рыбная промышленность получила новый промысловый и транспортный флот. В то время Дальний Восток располагал крупнейшей в СССР флотилией больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ). В настоящее время большинство этих судов морально и физически устарели, а поступления новых судов чрезвычайно редки. Но несмотря на это продолжает функционировать достаточно мощное береговое хозяйство рыбной промышленности - базы флота, рыбные порты, судоремонтные заводы, рыбоперерабатывающие предприятия, холодильники.

Долгое время рост рыбной промышленности сдерживался тем, что её береговая база не справлялась с переработкой всей доставляемой промысловым флотом рыбы. С переходом к активному морскому лову, когда суда уходят на промысел на длительный срок, обработка уловов ведётся в основном непосредственно в море на крупных сельдевых плавбазах с искусственным охлаждением трюмов, плавучих крабоконсервных заводах и рефрижераторах. Увеличение ёмкостей холодильников позволило выпускать значительно больше свежемороженой продукции. Если в 1958 г. мороженая продукция составляла менее 1/3 от всей продукции рыбопереработки, то в 1968 г. - уже почти 2/3. В 80-е годы была усовершенствована техника и технология обработки рыбы на рыбозаводах, на приёмке и обработке рыбы-сырца, уборке и отгрузке рыбной продукции внедрена комплексная механизация. Долго очень трудоёмким оставался засол кеты и горбуши: необходимо было производить вручную до 10 различных операций. Сейчас лососевые солятся в охлаждённых циркулирующих рассолах, и экономия на посоле каждой 1000 центнеров кеты составляет более 1,5 тысячи рублей (1975 год).

Около половины всей рыбной продукции Дальнего Востока приходится на долю Приморского края. Особое место в его рыбной промышленности занимает крабоконсервное производство и китобойный промысел, который, кстати, сейчас почти полностью прекращён согласно мораторию о сохранении популяции китов, который не так давно был подписан Российской Федерацией. Другими крупными рыбопромысловыми районами на Дальнем Востоке являются Камчатка и Сахалин (они дают 2/5 общего улова приблизительно поровну). На Сахалине, например, рыбная промышленность даёт более 1/3 всей валовой промышленной продукции области. Так, в 1985 году за один день Сахалин давал стране 13-15 тысяч центнеров рыбы и примерно 250 тысяч банок консервов (в пересчёте на условные). Рыбная промышленность Хабаровского края представлена 6 рыбокомбинатами и 10 рыбозаводами, кроме того, промысел ведут около 50 рыболовецких колхозов. Выросло значение рыболовства в Магаданской области. Из рыбопромышленных баз можно выделить базы Владивостокско-Находкинского и Петропавловск-Камчатского комплексов, которым принадлежит основная роль в уловах и переработке рыбы. Особую роль в рыбном хозяйстве Дальнего Востока играет река Амур, в его водах встречаются такие ценные породы рыб, как калуга, сиг, толстолоб, амур и др.

В рыбной промышленности основная задача - ликвидировать диспропорцию в развитии флота и его береговой базы. В перспективе расширение океанического рыболовства будет сопровождаться увеличением прибрежного лова. Большое значение придаётся мероприятиям по охране и разведению лососевых рыб. Одним из перспективных направлений является товарное разведение морского гребешка и других моллюсков, а также водорослей. Рост вылова рыбы будет сопровождаться переработкой по новой технологии низкокачественного рыбного сырья в продукты повышенной пищевой ценности.

b) горно-рудная промышленность.

Горно-рудная промышленность района представляет собой добычу золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцово-цинковых и других руд, производство цветных металлов, а также передельную чёрную металлургию.

Очевидно, что горно-рудная промышленность ориентируется на запасы сырья, следовательно центры горно-рудной промышленности находятся вблизи богатых месторождений сырья. Также большое значение имеют 2 следующих фактора: фактор природных условий и экологический фактор.

Быстро росла на Дальнем Востоке добыча цветных металлов, да и сейчас она испытывает не такой значительный спад, как в других отраслях производства. На Дальнем Востоке добывается основная часть олова страны, значительна доля района в общероссийской добыче золота, серебра, вольфрама, свинца, цинка, ртути, флюорита, висмута и других ценнейших полезных ископаемых.

”Королевой Дальнего Востока” продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены по всей территории Дальнего Востока. Она давно ведётся в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Буреи, Амгуни, в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Сейчас же районами золотодобычи стали новые районы - Колымо-Индигирский и Чукотский; в первом добыча золота была начата в 30-е годы, во втором - в 60-е. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота - Амурская область. Именно она в своё время создала мировую славу Дальнему Востоку как крупнейшему золотоносному району. И сегодня Амурская область даёт стране много золота. Основной способ добычи золота тут наиболее дешёвый, дражный. Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями - с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер. Границы очагов определяются ареалами распространения рудных образований и россыпного золота разрабатываемых месторождений, созданием для определённой группы приисков единых сфер обслуживания и инфраструктуры: электростанций, строительных, ремонтных, снабженческих и торговых баз, школ с интернатами, лечебных учреждений и т.п. Такой очаговый характер горнорудной промышленности характерен, кстати, и для других северных районов Дальнего Востока.

Добыча и обогащение оловосодержащих руд на Дальнем Востоке распространены также во многих местах. По добыче олова в число ведущих районов страны после войны выдвинулся Хабаровский край. Первенец оловодобыва-ющей промышленности здесь - комбинат “Хингалово”, который в1948 году дал первый концентрат на своей обогатительной фабрике. В 60-х годах в Хабаровском крае вступил в строй оловянный горнообогатительный комбинат ”Солнечный”. Сейчас на этом комбинате работают два карьера и обогатительная фабрика. Кроме Чукотки, добыча и обогащение оловосодержащих руд ведутся в Верхне-Аянском районе Якутии, где на Депутатском комбинате добываются руды с самым высоким содержанием олова и потому дешевле, чем в других местах России. Оловосодержащие руды также добывают на западе Еврейской автономной области и вблизи Комсомольска. Но особо значительные масштабы их добыча получила на юге Сихотэ-Алиня, в районе Дальнегорска-Кавалерово. Здесь сложился крупный комплекс разнообразной горной промышленности. Ещё до революции была начата добыча золота и разработка свинцово-цинковых руд, а за советские годы построено несколько оловодобывающих и обогатительных предприятий. Район имеет развитую транспортную сеть, единые базы ремонта горной техники.

С вводом в действие рудника ”Пламенное” в Магаданской области на Дальнем Востоке появилась новая отрасль - добыча ртути. В 70-е годы были открыты новые месторождения ртути в Корякском нагорье. В 1959 году вошёл в строй горнорудный комбинат ”Иультин” на Чукотке и этим было положено начало вольфрамовой промышленности Дальнего Востока.

Эффективность цветной металлургии во многом зависит от того, насколько своевременно будет приводиться в соответствие техническое оснащение предприятий с изменяющимся характером сырьевой базы. Так, наметившееся в конце 70-х - начале 80-х годов снижение себестоимости добычи золота связано с созданием мощной горной техники по разработке месторождений с пониженным содержанием металла, глубоко залегающих россыпей в мерзлых грунтах при низких температурах. На открытых разработках россыпей основную роль будут играть увеличение мощностей землеройных машин, внедрение гидроэлеваторных приборов высокой производительности, массовая конвейеризация и т.д. Подготовка к более широкому использованию рудной сырьевой базы требует изыскания лучших способов отработки коренных месторождений, создания оборудования для условий Дальнего Востока. Руды цветных металлов обычно являются комплексными. Поэтому одной из важных задач является извлечение не только основных металлов, но и сопутствующих элементов, содержащихся в рудах.

c) лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность.

Огромные лесные богатства Дальнего Востока (около 11 млрд. куб. м.) обусловили здесь создание одного из крупнейших лесозаготовительного и деревоперерабатывающего комплекса, эффективность которого определяется концентрацией крупных лесных ресурсов, в том числе многих ценных пород древесины, с высокой долей в составе лесов спелых и переспелых деревьев. В 1969 году на Дальнем Востоке вывозка древесины составила 24 млн.куб.м. (в том числе 20 млн.куб.м - деловой), а в 1993 году - 35 млн.куб.м. Эта отрасль не особо подверглась спаду производства, и по некоторым данным вывозка древесины в1995 году несколько превысила аналогичный показатель 1993 года. В южной части Дальнего Востока - в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях - лесами занято 54 кв.м. из каждых 100 кв.м. территории. Основные лесозаготовительные базы расположены на территориях, примыкающих к Нижнему и Среднему Амуру и всей Уссури, к средней Зее и Бурее, в центре и на юге Сахалина и в верховьях Ленского речного бассейна. Новая лесопромышленная база сейчас создаётся в зоне, примыкающей к трассе Байкало-Амурской магистрали.

На размещение лесной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и сильное значение - фактор районов потребления готовой продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы потребления готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и одинаково слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических ресурсов и районов потребления готовой продукции.

Больше всего древесины - свыше 40% - заготовляет Хабаровский край (он даёт более 40% пиломатериалов, 70% клееной фанеры и более 20% картона), почти 20% - Приморский и примерно по 10% - Сахалин, Амурская область и Якутия. Вырубаются главным образом лиственница, ель, кедр и пихта, а в Приамурье и Приуссурье - и широколиственные леса; крайне мало используются мелколиственные леса. Среди лесных товаров, вывозимых из Хабаровского края, нужно прежде всего назвать стандартные дома, фанеру, тару, паркет, хвойно-витаминную муку, кормовые дрожжи, этиловый спирт и углекислоту. В Приморском крае значительный рост заготовки древесины, производства пиломатериалов, фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит произошёл в 70-е - 80-е годы. Приблизительно тогда вошли в действие новые мощности на Иманском деревообрабатывающем комбинате, Артёмовском и Иманском лесозаводах, Уссурийском деревообрабатывающем комбинате и др. Такие города, как Лесозаводск и Иман, стали центрами деревообработки. Их продукция - пиломатериалы, фанера, мебель, паркет, сборные дома, бочки, ящики, лыжи, древесностружечные и древесноволоконные плиты - пользуется большим спросом. Около 2/3 древесины и изделий её переработки отправляется в другие районы и на экспорт в Японию, Кубу (в 1993-1995 годах поставки на Кубу довольно значительно снизились) , Австралию и другие страны.

Из хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и дубильных веществ, а также как строевой лес. В Приморском и Хабаровском краях распространён корейский кедр. Его древесина легка, имеет красивый розоватый оттенок, достаточно прочна и легко поддаётся обработке. Она используется в лесохимической промышленности для получения скипидара, канифоли, ценного хвойного масла, из неё можно также изготовлять хорошую фанеру. Важное хозяйственное значение имеет чёрная пихта. Большую ценность представляют лиственные деревья - дуб, берёза, тополь и особенно липа и ясень. Древесина ясеня, отличающаяся прочностью и красотой рисунка, служит для производства высококачественной фанеры, используется она также в машино- и судостроении.

Есть на Дальнем Востоке породы деревьев, занимающие небольшие площади, но играющие существенную роль в хозяйстве. Таков, например, амурский бархат, из древесины которого делают пробки, изоляционные плиты, линолеум и т.д. Очень красивая и прочная древесина амурского ореха высоко ценится в столярном, мебельном и фанерном производствах. Из многочисленных видов берёз, распространённых на Дальнем Востоке, следует особенно выделить так называемую железную берёзу, которая по твёрдости не уступает самшиту. Из жёлтой берёзы, тоже имеющей твёрдую древесину, изготовляются ткацкие челноки. Древесина белых берёз хороша для производства фанеры и мебели.

Транспортировка дальневосточной древесины на запад, через богатые лесом районы Сибири, где себестоимость её заготовки ниже, экономически невыгодна (исключение составляют высокоценные породы древесины, отсутствующие в других районах страны). Уровень развития лесной и деревообрабатывающей промышленности пока ещё не в полной мере соответствует имеющимся здесь возможностям. В лесозаготовительной промышленности параметры фактической вырубки лесов ниже размеров расчётной лесосеки (приблизительно 1/3), то есть имеются большие резервы для увеличения лесозаготовок. Много широколиственной древесины остаётся невывезенной, в то время как хвойные породы вывозятся полностью. Обширные масштабы принимают иногда условно-сплошные рубки, что неблагоприятно отражается на восстановлении лесных ресурсов. Отмеченные обстоятельства связаны с затягиванием строительства лесовозных дорог, раздробленностью и недостаточной производственной мощностью лесозаготовительных организаций, отставанием в развитии глубокой механической и химической переработки древесного сырья. Имеющиеся расчеты показывают, что на Дальнем Востоке на каждую тысячу кубометров изготавливаемой древесины производится намного меньше переработанной лесопродукции, чем в ряде западных районов страны. Недостаточный уровень развития деревопереработки ведёт к вывозу в неоправданно больших размерах в европейские районы круглого леса, что обусловливает высокие транспортные издержки и усиливает грузонапряжённость железнодорожных транспортных коммуникаций западного направления. Кроме того, практически не используются отходы лесосеки и деревообработки. Поэтому в лесной, целлюлозо-бумажной и деревообрабатывающей промышленности ещё в 80-е годы был взят курс на организацию производств по полной переработке древесины. Развитие химико-механической и химической переработки древесины позволит полнее и рациональнее использовать лесосырьевые ресурсы, увеличить выход важнейших видов продукции из каждого кубического метра заготовленной древесины и повысить эффективность отрасли. Комплексное применение древесного сырья позволило бы уменьшить транспортные издержки за счёт перевозок более квалифицированной древесной продукции, сэкономить много ценной древесины, повысить эффективность лесной и деревообрабатывающей промышленности. Имеющиеся данные показывают, что из 1000 куб.м деловой древесины получают 450 куб.м. клееной фанеры и 500 куб.м отходов, из которых можно изготовить 320 куб.м. древесностружечных плит. Этих плит и фанеры достаточно, чтобы заменить 2000 куб.м. пиломатериалов, для получения которых необходимо 3000 куб.м. деловой древесины. На Дальнем Востоке для широкого развития механической и химической переработки древесины имеются все необходимые условия: богатейшие лесные ресурсы, топливо и энергия, хорошая обеспеченность водой, свободные земельные участки для промышленного строительства.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины, и её последовательной и глубокой механической и химической обработке.

Достижение намечаемых объёмов производства требует расширения действующих и строительства новых предприятий. Такой пик произошёл в 70-е - 80-е годы. Тогда вступили в действие Совгаванский, Амгуньский, Падалинский леспромхозы, Литовский фанерный завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский гидролизно-дрожжевой завод, цех домостроения на Хорском лесокомбинате, Тунгусский и Мухенский домостроительные комбинаты и много других производств.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт. Целлюлозо-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, который по выпуску бумаги лидирует во всей Восточной экономической зоне. Производство картона размещается в Хабаровском крае (Амурск) и на Сахалине, клееной фанеры - в Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность, кроме того, представлена домостроением, производством тары, мебели, фанеры и гидролизными заводами, но развиты эти отрасли недостаточно. Это сдерживает дальнейшее развитие лесозаготовок, так как транспортировка круглого леса на столь дальние расстояния в европейскую часть неэффективна, невыгоден круглый лес и для экспорта. Поэтому в перспективе постоянное внимание будет уделяться расширению высококвалифицированной переработки древесины, в том числе в районе Байкало-Амурской магистрали.

3. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Дальнего Востока.

На Дальнем Востоке создан значительный народнохозяйственный комплекс. Однако потребности экономики диктуют необходимость дальнейшего увеличения масштабов хозяйственного потенциала Дальнего Востока. Дело в том, что западные районы, где сосредоточена основная часть народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, в своём развитии уже не могут опираться только на собственные ресурсы многих видов сырья либо из-за явной их недостаточности, либо ввиду полного отсутствия и поэтому нуждаются в его поставках с Востока.

Вместе с тем задача обеспечения потребностей экономики европейской части страны в природных ресурсах вовсе не означает, что хозяйство Дальнего Востока должно иметь лишь узкоспециализированную “сырьевую” ориентацию. Проблемы развития Дальнего Востока должны рассматриваться прежде всего не только с точки зрения ситуации, сложившейся в настоящее время в западной части, но и с позиций отдалённой перспективы, то есть как важнейшая долгосрочная региональная комплексная программа, от успешной реализации которой зависит рост экономического потенциала страны, оптимизация его территориальных пропорций и в конечном счёте - обеспечение успешного функционирования всего народнохозяйственного комплекса Российской Федерации. По существу речь идёт о длительной программе коренной перестройки системы организации производительных сил страны, направленной на ускоренное восточного региона. Естественно, что начальный этап хозяйствования в неосвоенных, с экстремальными природными условиями, районах Дальнего Востока потребует значительно больших капитальных затрат на обустройство территории, создание производственных объектов, чем в обжитой западной части страны.

Наивысшей величины отдача средств здесь достигнет лишь после сооружения всего комплекса запроектированных взаимосвязанных производств, на что потребуется много времени. Поэтому экономическую эффективность развития предприятий и отраслей на Дальнем Востоке вряд ли правомерно рассматривать с позиции измерения капитало-, фондоотдачи и ряда других показателей за короткие (1 год, 5 и даже 10 лет) периоды, как это делается в европейских районах страны.

Необходимо учитывать и то, что в настоящее время и в будущем от поставок сырья с Востока во многом зависят результаты производственной деятельности на Западе страны. Исходя из этого, целесообразно подходить к оценке экономической эффективности развития производительных сил Дальнего Востока с точки зрения конечных результатов функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны, принимая во внимание при этом и потребности отдалённой перспективы.

Однако задача комплексного развития производительных сил Дальнего Востока вовсе не означает ориентацию на универсализм района. Решение проблемы повышения производительности общественного труда требует дальнейшего усиления территориальной специализации и хозяйственной кооперации отдельных районов страны. В каждом из них преимущественное развитие должны получить те отрасли и производства, которые эффективны с точки зрения интересов всего народного хозяйства. Поэтому особую важность приобретает формирование таких пропорций отраслевой структуры хозяйства, которые бы способствовали скорейшему получению максимального эффекта от реализации многих преимуществ этого региона страны.

В условиях перехода к массовому освоению природных ресурсов Дальнего Востока резко возрастают масштабы отправки грузов с Востока на Запад страны, что делает необходимым постоянное расширение сети транспортных коммуникаций. Однако исторически сложившаяся удалённость сырьевых баз Дальнего Востока от потребителей затрудняет транспортировку грузопотоков сырья из восточного региона России. Кроме того, большое увеличение параметров отправляемой продукции приводит к чрезмерно высоким транспортным издержкам, резко снижающим экономический эффект, получаемый за счёт более низкой себестоимости добычи природных ресурсов. Так, каждые 100 миллионов тонн угля, добытого на Дальнем Востоке и использованного на месте, обеспечивают экономию эксплуатационных издержек около 1-1,3 млрд. руб. При перевозке этого количества угля на запад, на расстояние 2-4 тыс. км, половина указанной экономии поглощается транспортными затратами. Задачи по формированию новых промышленных комплексов будут невыполнимы, если не провести широкомасштабных мероприятий по решению транспортной проблемы восточных территорий. Дальнейшее усиление магистрального транспорта, связывающего Дальний Восток с европейской частью России, необходимо осуществлять путём сооружения с учётом достижений научно-технического прогресса железных дорог, трубопроводов, линий электропередач, а также совершенствования морского транспорта, особенно портового хозяйства. Магистральный транспорт, как известно, может нормально функционировать только при условии развития всех видов транспорта, обеспечивающих внутрирайонные перевозки.

Следует учитывать и тот факт, что высокая концентрация производств на сравнительно небольших территориях многих европейских районов и связанная с этим необходимость усиления мер по охране окружающей среды резко увеличивают здесь возможности дальнейшего увеличения мощностей некоторых отраслей промышленности. В то же время наличие дешёвого сырья, топлива и энергии, хорошая обеспеченность водными и земельными ресурсами делает весьма эффективным развитие на Дальнем Востоке целого ряда производств, особенно топливо-, энерго- и водоёмких.

Таким образом, необходимость совершенствования межрайонных транспортных связей, возможность высокоэффективной переработки на месте добываемых природных ресурсов ставят задачу всемерного приближения многих отраслей производства к минерально-сырьевым базам Дальнего Востока с тем, чтобы вывозить в западные районы более транспортабельную квалифицированную продукцию, а часть её применять для обеспечения собственных нужд.

Для обслуживания местных потребностей Дальнего Востока в определённых масштабах следует развивать более трудоёмкие отрасли промышленности (машиностроительную и металлообрабатывающую, лёгкую и пищевую). С ростом производительных сил региона возникают новые задачи, связанные с расширением производства сельскохозяйственной продукции, повышением степени развитости производственной и социальной инфраструктуры.

Отраслевая структура хозяйства Дальнего Востока имеет ряд специфических особенностей.

В северной зоне ещё в 70 - 80-х годах наступил период крупномасштабной разработки минерально-сырьевых ресурсов. В наше время этот процесс не имеет таких же темпов, как в 70 - 80-е годы, но тем не менее он продолжается. Однако экстремальные условия зоны, пространственная отдалённость от больших индустриальных центров, отсутствие постоянных транспортных коммуникаций и социальной инфраструктуры послужили причиной резкого увеличения затрат на строительство хозяйственных объектов. Поэтому здесь наиболее целесообразно преимущественное развитие специализированных добывающих производств в комплексе с обслуживающими их отраслями (транспорт, ремонтные службы и т.д.).

В южной части Дальнего Востока более благоприятные природно-климатические условия для экономического развития, лучше обеспеченность транспортом, накоплен значительный хозяйственный потенциал. Поэтому здесь отраслевая структура должна характеризоваться широкой номенклатурой отраслей, прежде всего обрабатывающих, исходя из задач комплексного развития хозяйства Дальнего Востока.

Выполнение этих задач связано с концентрацией на юге региона производств, призванных обеспечить глубокую переработку как собственных, так и поступающих с Севера минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим южная зона должна играть роль опорно-тылового пункта материально-технического снабжения хозяйства осваиваемых районов Севера.

В специфических условиях Дальнего Востока решение задачи форсированного развития производительных сил должно опираться на применение новейших достижений науки и техники.

Другим важным фактором повышения эффективности производства на Дальнем Востоке является широкое применение наиболее прогрессивных форм и методов территориальной организации хозяйства. К ним относится целевой подход в реализации крупнейших региональных комплексных программ, формирование территориально-производи-тельных комплексов и промышленных узлов с набором взаимосвязанных производств. Строительство в восточных районах России технически и экономически связанных предприятий, производственных и социальных служб обеспечивает значительный народнохозяйственный эффект за счёт кооперирования и комбинирования производства, экономии средств на сооружение и использование централизованных объектов, уменьшения территории застройки. При этом капитальные вложения и эксплуатационные расходы сокращаются на 10 - 12%.

Очевидно, что нельзя ориентировать будущее народное хозяйство только на известные, традиционные источники энергии, которые находятся в технологическом обороте сегодня.

Районы Дальнего Востока располагают многими экологически абсолютно чистыми энергетическими ресурсами, по мощности превосходящими уже известные. Но, к сожалению, эти экологически чистые ресурсы не используются сейчас в хозяйстве. Запасы только геотермальной энергии Западной Сибири и Дальнего Востока превосходят энергетический потенциал нефти, газа и угля, вместе взятых.

Очень мало известно и о ветроэнергетических ресурсах восточных территорий, но даже по приблизительным оценкам они, по крайней мере, не уступают любому из традиционных топливных ресурсов. Ещё меньше известно об энергетических возможностях океана, а они во много раз превосходят гидроэнергоресурсы. Большие перспективы откроются перед хозяйством после вовлечения в оборот солнечной энергии, использование которой было бы особенно выгодным в центральных районах Дальнего Востока, где безоблачный период в году самый продолжительный в стране.

Именно в этой связи - в связи с колоссальными потенциальными возможностями новых источников энергии - по всей вероятности, требуется уже сегодня пересмотреть наметившиеся пути развития традиционной топливно-энергетической промышленности в сторону уменьшения мощностей в перспективе и вместе с тем усилить исследования и конструирование установок, использующих новые источники энергии.

Определяя задачи на будущее, видимо, основной упор при размещении производительных сил нужно делать на создании в восточных районах территориально-производи-тельных комплексов, где ведущая роль принадлежала бы не добывающим отраслям, как сейчас, а главным образом энергоёмким производствам: цветной и чёрной металлургии, электро- и нефтехимической промышленности, предприятиям по выпуску волокон, минеральных удобрений и синтетических жидких топлив из угольного сырья.

Отсюда как самостоятельная задача: необходимость усиления сырьевой базы для энергоёмких производств. Восточные территории исходя из своих ресурсных возможностей могут полностью обеспечить потребности народного хозяйства страны с учётом экспортных поставок в ценном минеральном сырье, в цветных, редких и драгоценных металлах.

В новых промышленных комплексах необходимо предусмотреть ускоренное развитие производств по глубокой механической и химической переработке древесины. Новые лесопромышленные комплексы должны иметь более сложную и развитую технологию, чем нынешние предприятия. Восточные территории могут полностью удовлетворять потребности народного хозяйства страны в основных видах лесопродукции, особенно в целлюлозе и картоне. Причём лесопродукция должна быть изготовлена на месте: вывозить полуфабрикаты экономически нецелесообразно.

Формирование нового промышленного комплекса наряду с транспортным обеспечением предполагает строительство промышленных и гражданских объектов, а также развитие инфраструктуры. Поэтому инвестиционная программа, осуществляемая на Дальнем Востоке, требует ускоренного, опережающего развития всего строительного комплекса и, кроме того, совершенствования организации строительства применительно к местным условиям и с учётом достижений научно-технического прогресса.

Чтобы сохранить Дальний Восток основным поставщиком рыбы и морепродуктов, требуется перестроить и современную рыбную промышленность. Как показывает опыт рыбной промышленности Японии, можно достичь огромных успехов в интенсивном развитии шельфового и прибрежного хозяйства, иначе говоря, получить прибрежные ресурсы океана, которые сегодня мы очень мало используем в своём хозяйстве.

Но только экономическими мероприятиями, как бы чётко они ни были спланированы, решить проблему формирования новых промышленных комплексов нельзя. Одним из первостепенных условий решения перспективных народнохозяйственных задач, особенно на слабозаселённой территории Дальнего Востока является осуществление широкой комплексной социальной программы:

· ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня;

· развитие местной продовольственной базы;

· ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство);

· совершенствование заработной платы.

В последнее время в правительственных кругах появились высказывания, относящиеся к людям, проживающим в районах Крайнего Севера, или приравненных к ним. Суть этих высказываний кратко сводилась к следующему: районы Крайнего Севера или приравненные к ним следует покидать, продолжая освоение вахтенным методом. Эти выступления, к стати относящиеся и к Дальнему Востоку, не лишены резона, ведь на всякие коэффициенты и прибавки к заработной плате уходит довольно значительная часть бюджета, и без того скудного, но не следует забывать, что многие люди обрели здесь свою родину и, что самое главное, при разумной финансовой политике эти люди вполне способны приносить доход, а не сидеть на шее у государства (имеются ввиду население, занятое в нерыночных, непрофилирующих отраслях хозяйства.

Говоря о задачах перспективного развития Дальнего Востока, следует особо подчеркнуть сложность реализации программы социального и экономического развития территорий, так как масштаб хозяйственного освоения здесь довольно большой - потребуются всемерные усилия всей страны для выделения различных ресурсов: трудовых, финансовых, материальных, научно-технических.

Наиболее перспективными направлениями в экономике Дальнего Востока скорее всего будут являться следующие:

· расширение специализации экономики Дальнего Востока за счёт создания новых отраслей общероссийского значения с невысокой степенью концентрации производства;

· усиление геологоразведочных и поисковых работ, связанных главным образом с добычей нефти, угля, руд чёрных и цветных металлов;

· укрепление взаимовыгодные направления в торговле со странами Тихоокеанского региона;

· более полные, качественные уровень, масштаб и степень обработки сырья (древесины, нефти, руд металлов и т.д.);

· развитие машиностроительных производств, ориентированных главным образом на выпуск техники, предназначенной для специфических условий региона;

· усиленное развитие отраслей строительной индустрии и усиление материально-технической базы строительства;

· укрепление транспортной сети, создание новых и повышение пропускной способности действующих транспортных коммуникаций;

· расширение сельского производства, особенно малотранспортабельных продуктов;

· обеспечение высокого уровня жизни населения;

· развитие существующих и формирование новых территориально-производительных комплексов как наиболее прогрессивной и рациональной формы территориальной организации хозяйства в районах, развивающихся на базе освоения в крупных масштабах природных ресурсов.

Список используемой литературы:

1.“ Новая Россия “ Информационно-статистический альманах 1994 года. М., Экономика, 1994 г.

2.Советский Союз. Российская Федерация. Дальний Восток. М., Мысль, 1971 г.

3.Советский Союз. Общий обзор. М., Мысль, 1982 г.

4.Страны и народы. Советский Союз. Общий обзор. Российская Федерация. М., Мысль, 1983 г.

5.Аджиев. Новые индустриальные стройки Сибири и Дальнего Востока. М., Знание, 1983 г.

6.Алимов, Жохова. Анализ эффективности размещения производительных сил Сибири и Дальнего Востока.
М. Финансы, 1979 г.

Гладышев А. Н., Куликов А. В., Шапалин Б. Ф. Проблемы развития и размещения производительных сил Дальнего Востока. М., Мысль, 1974, с.72.

Развитие народного хозяйства союзных республик и экономических районов. М., Экономика, 1976, с. 10.

Развитие народного хозяйства союзных республик и экономических районов. М., Экономика, 1976, с. 15.

В структуре хозяйства Дальнего Востока доля промышленности, строительства и транспорта составляет более 9/10 общественного производства. При этом основную часть Промышленной продукций дают добывающие отрасли. В последние десятилетия здесь ускоренными темпами развивали как отрасли специализации, так и вспомогательные, и обслуживающие с целью существенно изменить структуру промышленного производства и всего хозяйства района – увеличить его комплексность.

В Дальневосточном районе по некоторым основным характеристикам – экономико-географическому положению, природным ресурсам и условиям их освоения, общероссийской специализации хозяйства – выделяются два подрайона: Дальневосточный Юг (с Камчаткой) и Дальневосточный Север (Северо-Восток). Многие исследователи считают необходимым рассматривать их как самостоятельные экономические районы России.

Дальневосточный Юг включает:

Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ) и Сахалинская области.

Здесь на территории, составляющей 30% площади Дальневосточного района, сосредоточено более 80% его жителей, производится 98% рыбопродуктов, сконцентрированы вся выплавка черных и цветных металлов, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, основное машиностроение, деревообработка, добыча угля и большая часть сельскохозяйственного производства. Для Дальневосточного Юга до сих нор характерно выборочное освоение ресурсов. Экономически более освоенная полоса прилегает к Сибирской железнодорожной магистрали. Лишь отдельные центры, главным образом горнодобывающие, разместились в таежных районах. Большую, северную часть территории подрайона, почти не затронутую в недавнем прошлом хозяйственной деятельностью, начали осваивать с сооружением БАМа.

В топливном балансе подрайона на уголь приходится около 65% потребляемого топлива. Уголь добывают в Приморском (Артем, Партизанск) и Хабаровском (Чегдомын) краях, Амурской (Райчихинск) и Сахалинской областях. Около 70% добычи составляют бурые угли, которые разрабатывают преимущественно открытым способом. Добыча нефти развивается на Сахалине; перерабатывают нефть на заводах Комсомольска-на-Амуре, куда она поступает по трубопроводу, и в Хабаровске. Природный газ добывают на севере о. Сахалина; здесь на шельфе формируются крупнейшие газодобывающие комплексы Сахалин-1 и Сахалин-2.

Рыбопромышленный комплекс объединяет предприятия по добыче и переработке рыбы и морепродуктов (креветки, криль, кальмары, морской гребешок, морская капуста, анфельция), расположенные в Приморском крае, на побережье Камчатки и Сахалина, Курильских островах.



Лесоэнергохимический комплекс базируется на богатейших лесных ресурсах района. Наиболее интенсивно разрабатывают леса, примыкающие к железным дорогам – Сибирской магистрали и линии Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В бассейне Амура (вдоль БАМа) заготавливают более 60% всей древесины, поставляемой из Амурской области.

Комплекс пирометаллургии цветных металлов наиболее развит в Приморском крае (Дальнегорек). Он представлен добычей полиметаллических руд, их обогащением и металлургическим переделом. Оловянные руды добывают и обогащают близ Облучья и в Солнечном.

Машиностроительный комплекс. Профилирующие производства – авиастроение, судостроение, станкостроение, электротехническое и сельскохозяйственное машиностроение, производство литейного и горного оборудования, энергетическое машиностроение, особенно дизельное и кабельное производства. Машиностроение слабо обеспечено местными черными и цветными металлами. Большинство заводов работают на привозном металле, при этом значительную часть выпускаемой ими продукции вывозят в европейскую часть страны. Наиболее крупные центры машиностроения: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Арсеньев и Благовещенск.

Дальневосточный Север (Северо-Восток)

Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ

Этот, огромный по территории (4,3 млн км 2) подрайон выделяется окраинным географическим положением, суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных и дефицитных полезных ископаемых с высоким содержанием важных компонентов – главная специализация Северо-Востока, определяющая его место в общероссийском хозяйстве. Единство подрайона обусловливается не только общностью природных условий и специализации хозяйства, но и общими методами освоения территории, экономическими связями по отдельным видам топлива и сырья (завоз грузов со стороны Якутии в Магаданскую обл., а из порта Нагаево – в Якутию).



Промышленные очаги подрайона, связанные главным образом с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Формирование каждого из них сопровождалось созданием различных предприятий по обслуживанию основных производств и обустройству возникающих поселков: электростанций, ремонтных мастерских, строительных организаций и производства строительных материалов, предприятий лесозаготовительных, лесообрабатывающих, легкой и пищевой отраслей. Сюда прокладывали автомобильные дороги от основных транспортных магистралей.

На Дальнем Востоке с его редкой заселенностью и разобщенностью хозяйственных ареалов исключительно велико значение транспорта. Роль отдельных его видов на юге и северо-востоке района существенно различна.

Экономические и культурные связи Камчатки, Курильских островов и Сахалина в значительной мере зависят от работы морского транспорта. Через порты Владивосток и Находка открывается кратчайший выход в Тихий и Индийский океаны. Морской транспорт обслуживает связи с зарубежными странами. В заливе Америка в бухте Врангеля сооружен крупный глубоководный порт Восточный. Для судоходства используют Амур и его крупные притоки – Зею, Бурею, Уссури, Бикин, Амгунь и др. Из-за малых глубин в устье Амура не заходят средние и крупнотоннажные морские суда, что несколько снижает значение водного транспорта для межрайонных связей.

Сельское хозяйство Дальнего Востока в основном имеет внутрирайонное значение. Его доля в общественном производстве составляет менее 1/10. Объем производства ведущих земледельческих культур недостаточен для удовлетворения потребностей населения района в продуктах питания, а обрабатывающей промышленности – в сельскохозяйственном сырье. За последнее время несколько увеличился валовой сбор картофеля и овощей, надои молока, производство яиц, мяса птицы (в основном благодаря укреплению кормовой базы животноводства), расширилось производство сои, риса и другой сельскохозяйственной продукции.

Вопрос 49

Водный транспорт России. России – крупное морское государств. Главные морские порты страны. Единая глубоководная речная система Европейской России

Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8% , хотя масса перевозимых грузов - менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок - около 4,5 тыс. км . Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны.

В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Серьезной проблемой является устаревший флот страны . Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др. На территории России имеется всего 11 крупных морских портов, что недостаточно для страны таких масштабов. Около половины российских грузов из идущих морским транспортом обслуживается портами других государств. В основном это порты бывших советских республик: Одесса (Украина), Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва). Использование морских портов других государств приводит к финансовым потерям. Для решения этой проблемы ведется строительство новых портов на побережьях Балтийского и Черного морей.

Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем - редко замерзающие Владивосток и Находка. Около Находки сооружен современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск).

На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзеющий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период

Третий по значению - Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и При- морск.

На четвертом месте по объему грузооборота находится Чериоморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспорта ых порта - Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе.

К морскому транспорту относятся также перевозки по Каспийскому морю. Самыми крупными здесь являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала, через которые идут в основном нефтяные грузы.

Водный транспорт включает в себя речной (внутренний водный) и морской транспорт. Наиболее велико значение речного транспорта в Поволжье, Волго-Вятском районе, Европейском Севере, на севере Сибири и Дальнего Востока, где на его долю приходится свыше трети всех перевозимых грузов.

Для развития речного транспорта необходимы крупные равнинные судоходные реки (Волга, Нева, Свирь, Днепр, Дон, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др.) и озёра (Ладожское, Онежское и др.). Для большинства регионов России речной транспорт имеет сезонный характер, что объясняется ледоставом в зимний период года. Большую трудность для речного транспорта на севере Сибири и Дальнего Востока представляют ледяные заторы, образующиеся в весенний период. Огромную роль играют судоходные речные каналы (канал имени Москвы, Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской), образующие с системой рек и озёр единую глубоководную систему европейской части России, благодаря которой Москву называют «портом пяти морей». Появление новых типов кораблей (на подводных крыльях, на воздушной подушке, река-море, контейнеровозов, современных ледоколов) значительно расширяют возможности речного транспорта.

Грузовой речной транспорт РФ, созданный в годы плановой экономики, в настоящее время утратил свое положение основного грузового перевозчика, обслуживающего предприятия в зоне действия речного судоходства. Сказывается нежелание рыночной экономики тратить огромные средства для поддержания неэффективной деятельности речного транспорта и обслуживаемой им промышленности в зимний период.

Необходимость морского транспорта очевидна:

Более низкая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта.

Высокая грузоподъемность.

Практическое отсутствие ограничений на габариты грузов и пропускную способность морского транспорта

Унифицированные стандарты. Современные судна строятся по единым нормативам, что существенно ускоряет процессы погрузки и разгрузки.

Использование контейнеров для морских перевозок защищает груз не только от преступных посягательств и случайных повреждений, но и от неблагоприятных воздействий природы.

Высокая безопасность. В целом в мире убытки от доставки морским транспортом составляют всего 1 – 1,5% от стоимости грузов. На морском транспорте самая низкая доля катастроф и аварий.

Единое правовое поле. Морские транспортные перевозки регулируются едиными международными документами – Брюссельской и Афинской конвенциями.

Основные недостатки данного вида:

Невысокая скорость в сравнении с другими видами транспорта.

Технологические сложности погрузочно-разгрузочного комплекса.

Зависимость от метеоусловий. Неблагоприятные погодные условия могут увеличить срок перевозки грузов морем и затруднить или вообще приостановить погрузочно-разгрузочные работы.

Зависимость от пропускной способности портов, каналов и других сооружений.

Морское пиратство.

Значительные капиталовложения. Строительство современного морского транспорта и портов с развитой инфраструктурой – очень дорогостоящее дело.