Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

План конспект урока понятие экономическая система. Универсальные учебные действия. Смешанная экономическая система

Конспект интегрированного урока по географии и экономике (10 класс)

Типы экономических систем

Федорова Елена Юрьевна,
ГБОУ СОШ №53 Приморского района
Санкт-Петербурга

Тип урока: урок обобщения знаний

Технология: фронтальный опрос с элементами обучающей игры

Оборудование: «Политическая карта мира» - настенная; «экодоллар», скрепки, приложение №1.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Типология государств» в географии через экономические понятия.

Задачи урока:

1. Учить комплексному применению знаний, полученных на уроках географии и экономики, для решения основных вопросов экономики в странах с разными типами экономических систем.

2. Развивать память, абстрактное мышление.

3. Воспитывать культуру коллективного общения.

План урока:

  1. Организационный этап. Актуализация знаний - 2 мин.
  2. Изучение нового материала и повторение изученного - 35-37 мин.
  3. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся - 5 мин.
  4. Домашнее задание - 1мин.

Ход урока.

I . Организационный этап урока. Актуализация знаний.

При входе в помещение учащиеся делятся на две группы. Группы занимают места напротив друг друга. Учитель приветствуют учащихся.

На примере данного урока я хочу показать связь между уроками географии и элективным курсом по экономике. Так как экономикой занимаются на элективном курсе только половина учащихся класса, поэтому условно я разделила вас на две группы «Географы» и «Экономисты». В экономике принято стимулировать наиболее активных участников, поэтому за правильные ответы вы будете получать «экодоллары», которые в конце урока я по условному курсу переведу в оценки за урок. Курс: 1 «экодоллар» = 1 балл. Для того, чтобы «Географам» было легче ориентироваться в экономических понятиях, которые «Экономисты» должны будут использовать при ответах, я выдаю вам «Экономический словарь» (приложение№1).

II . Изучение нового материала и повторение изученного ранее.

Не случайно курс географии в 10 классе называется «Экономическая и социальная география мира», а в первой теме мы познакомились с разнообразием стран современного мира, которые по разным признакам можно разделить на группы. Напомню, что современная российская география разделяет страны, используя трехчленную типологию:

  1. Экономические развитые
  2. Развивающиеся
  3. Страны с переходной экономикой

В целях повторения курса географии назовите:

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФАМ.

  • Страны «Большой семерки»?
  • Ключевые развивающиеся страны?
  • «Новые индустриальные страны» - «четыре азиатских тигра»?

Все страны живут по экономическим законам и проходят на своем историческом пути определенные стадии развития цивилизации (как у человека: младенчество - детство - отрочество - юность - кризис среднего возраста или бальзаковский возраст - старость).

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы, выделяется четыре основных типа экономических систем.

  • Назовите главные вопросы экономики?

1. Что и в каком количестве производить?

2. Как производить?

3. Каким образом распределять?

(Известны всем с 5-ого класса - записываются на доске)

Самая древняя - традиционная или аграрная экономическая система. Большинство стран мира через эту систему уже прошли, но некоторые задержались.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.

  • Назовите основные характеристики традиционной системы?

1. Коллективная собственность на землю и капитал.

2.Ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФАМ.

  • В каких странах до сих пор живут на основе ведения традиционного хозяйства?

- Самые отсталые страны мира, расположенные в Африке и Азии: Гвинея, Сенегал, Бенин, Афганистан, Бангладеш - страны четвертого мира (развивающиеся страны). ВНП на душу населения не превышает 400 долларов в год.

ВОПРОСЫ ВСЕМ:

  • Как решаются главные вопросы экономики в этих странах?

1.Что и в каком количестве производить? - Большая часть населения занята в сельском хозяйстве: в африканских странах выращивают маниоку или финики, в азиатских - рис. Ремесленники производят свои изделия на заказ.

2. Как производить? - Крестьяне используют примитивные орудия труда. Ремесленники копируют приемы работы своих учителей.

3. Каким образом распределять? - Продукты питания распределяются согласно обычаям. Ремесленники заранее знают своих покупателей. Небольшая часть продуктов или изделий поступает на рынок, где также действуют традиционные правила торговли.

  • Назовите традиции, сохранившиеся в нашей стране.

Традиции существует в любой системе. Например, кустарные промыслы в России: хохломская роспись или палехская миниатюра. На Крайнем Севере ненцы и чукчи продолжают заниматься оленеводством и промыслом морского зверя, рыболовством. Занимаются резьбой по кости. Изготавливают национальные одежды. Продолжают жить в традиционных постройках.

Особенно сильны семейные традиции: мужчина зарабатывает деньги; женщина готовят еду и убирает квартир; если родители занимались мызукой, то дети ходят в музыкальную школу.

Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в частной собственности.

В Российской империи реформы Петра Аркадьевича Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, отдав ее во владения отдельным семьям. Но с 1917 года в Советской России земля опять стала «общенародной собственностью». Однако на протяжении 70 лет в СССР так и не смогли добиться продовольственного изобилия, а на майском Пленуме КПСС в 1982 году была принята «Продовольственная программа», которая тоже не была выполнена. Отмечу, что в США 4% фермеров кормят население страны и вывозят свою продукцию на экспорт.

На смену традиционной пришла рыночная система экономики (капитализм).

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.

1.Право частной собственности отдельных граждан на определенные виды и объемы ограниченных ресурсов.

2.Частная хозяйственная инициатива - свобода выбора для производителей и потребителей.

3. Конкуренция - экономическое соперничество, которое способствует развитию

экономики в целом и приводит к снижению рыночных цен.

ВОПРОСЫ ВСЕМ:

- Идеально ни одна страна в мире не подходит под данную характеристику. Больше всего это подходит не к самым экономически развитым странам, а развивающимся странам с крупными иностранными инвестициями, в которых идет добыча полезных ископаемых или ведется плантационное сельское хозяйство по выращиванию кофе, бананов, мандаринов. Это отдельные районы Бразилии, Мексики, Марокко, туристические районы Турции или нефтедобывающие страны - Габон, Алжир, или Новые индустриальные страны»

  • Как в этих странах решаются главные вопросы экономики?

1. Что производить? - исходя из спроса потребителя.

2. Как производить? - исходя из ресурсов, но максимализировать результат при минимуме затрат.

3. Как распределять? - исходя из денежных доходов потребителей (платишь - получаешь).

Идеальная модель исключает какое-либо государственное вмешательство. На этом настаивал «отец экономической науки» - ирландский экономист XVIII века Адам Смит.

Главный недостаток рыночной экономической системы - это огромные различия в уровнях доходов и богатств граждан. Немецкий журналист и экономист К.Маркс в XIX веке и его последователи трактовали капитализм как «несправедливую» экономическую систему, которая исчерпала свои возможности развития и стала тормозом для дальнейшего благосостояния человечества, и предлагал заменить новой экономической системой - социалистической. В.И.Ленин и И.В.Сталин стали разработчиками конкретной командной экономической системы, которая постепенно распространилась не только на СССР, но еще на 14 стран мира: 8 стран в Европе, 5 стран в Азии и одну страну в Америке.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.

  • Назовите основные характеристики командной экономической системы?

1.Земля и капитал находятся в собственности государства.

2.Централизованные методы управления.

3. Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов.

Результат: сильная монополизация и бюрократизация экономики.

ВОПРОСЫ ВСЕМ:

  • Для каких стран характерна эта система?

В настоящий момент это - КНДР и Куба, которые продолжают политику на построение коммунизма.. В Китае и Вьетнаме присутствует значительный частный сектор. На 2010 год Никарагуа, Венесуэла, Эквадор и Боливия уже проводят в жизнь социалистическую политику.

  • Как в Советском Союзе решались главные вопросы экономики?

1.Что производить? - устанавливал Государственный плановый комитет.

2.Как производить? - определяло отраслевое Министерство и давало денег на покупку оборудования.

3. Кому продавать? - решал Государственный комитет по снабжению.

4. По какой цене продавать? - диктовал Государственный комитет по ценообразованию.

5.Сколько платить рабочим? - назначал Государственный комитет по труду и заработной плате.

6. Как использовать доходы? - решало Министерство финансов.

Как распределять? - действовала уравнительная система распределения. Так как разница в доходах была незначительна, а ассортимент товаров ограничен, то потребление было почти одинаковое. Официально существовала система дополнительного вознаграждения «за долгий и безупречный труд» или продовольственных заказов к праздникам. Стихийным механизмом, сохраняющим равновесие между спросом и предложением, стал «черный рынок», на котором можно было приобрести импортные товары, но это и, естественно, каралось государством.

Можно сделать вывод, что «Социализм - это равное распределение нищеты».

Современная экономическая система большинства стран мира носит смешанный характер, так как многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

  1. Общество возлагает на государство создание широкого ассортимента общественных благ, те которые не могут быть решены частным сектором: содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями т.д.
  2. Государство смягчает негативные последствия деятельности рыночных механизмов: контролирует деятельность крупных предприятий, через механизм налогообложений перераспределяет доходы в обществе, контролирует ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм, проводит политику направленную против безработицы и инфляции и т.д.

К такой экономической системе относятся самые экономически развитые страны: США, Япония, Великобритания, Швеция и другие.

Теперь на примере конкретного упражнения мы хотим показать вам (экономисты географам) разницу между командной и рыночной экономическими системами. Для этого выходим в рекреацию, слушаем и выполняем задания, предложенные Олей и Колей.

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Участвуют 9 или 12 человек. На полу чертим квадрат или прямоугольник, разделенный на такое же количество частей.

Берем 40 скрепок - алмазов и разбрасываем их по квадрату.

Задание участникам на Iраунд: собрать «алмазы» за два периода и выполнить следующие условия. Они должны собрать «алмазы» по всему участку два раза по одной минуте - отсчет времени будет вестись через каждые 15 секунд; за собранные «алмазы» в течение второй минуты получат денег в пять раз больше. Нельзя собрать «алмазы» в первый период, а потом опять положить на пол и собрать повторно во второй период. Предупредить, что если кто-то из участников откажется собирать «алмазы», то будет наказан; если соберет больше всех «алмазов» - будет награжден.

Спросите, всем ли понятны условия; затем начните отсчет времени. Скорее всего все «алмазы» будут собраны в первый период. По окончанию первой части подсчитайте собранные «алмазы» у каждого участника, соберите их, похвалите участников и выдайте каждому одинаковую «зарплату» независимо от количества, собранных ими «алмазов», но самому удачливому дополнительный приз - медаль.

Задание участникам на II раунд: собрать «алмазы» за два периода и выполнить следующие условия. Каждый занимает свой маленький квадратик - это его частные владения. Каждый имеет право собирать «алмазы» только со своего участка два раза по одной минуте. Собранные «алмазы» в течение второй минуты стоят в пять раз дороже. Нельзя собрать «алмазы» в первый период, а потом опять положить на пол и собрать повторно во второй период. Если кто-то возьмет «алмаз» с чужого участка, то будет наказан: передадут все его «алмазы» пострадавшему.

Спросите, всем ли понятны условия; затем начните отсчет времени. Скорее всего большая часть «алмазов» будет собрана во второй период. По окончанию второй части обменяйте «алмазы» на деньги.

ВЫВОДЫ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЯ.

По первому раунду:

  • Какой экономической системе соответствовал первый раунд нашего упражнения?

Командной экономической системе.

Общий земельный участок, государственная собственность на продукцию, равная заработная плата, фиктивное поощрение победителей, зависимость рабочих перед администрацией, хищническое отношение к ограниченным природным ресурсам.

Обратить внимание на способ оплаты труда: размер оплаты труда не зависит от производительности труда. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм.

По второму раунду:

  • Какой экономической системе соответствовал второй раунд нашего упражнения?

Рыночной экономической системе.

По каким признакам вы это определили?

Частная собственность на землю, продажа товара, обдумывают свои действия в течение всего времени (могут собрать несколько «алмазов» в течение первой минуты, как текущую прибыль, могут оставить «алмазы» не собранными - для будущего поколения), рациональное обращение с ограниченными природными ресурсами.

III . Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Собрать «экодоллары» у учащихся, перевести по курсу в оценки и выставить за работу на уроке (можно выставить только «4» и «5»). Спросить мнение учащихся об уроке: что понравилось и почему, что не очень и почему.

IV . Домашнее задание: повторение темы «Современная политическая карта мира» и подготовка к тесту.

Приложение №1.

Основные экономические определения и понятия к уроку:

«Типы экономических систем»

Экономические ресурсы или факторы производства - это та часть ресурсов, в результате взаимодействия которых, будет произведено экономическое благо (труд, земля, капитал).

Труд - фактор производства, включающий использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.

Земля - фактор производства, включающий в себя природные ресурсы (пошлин и квот) в торговле между собой.

Капитал - все то, что создано для производства человеческим трудом, например здания, сооружения, станки, машины и т.п.

Экономические системы - формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;2) типу собственности на экономические ресурсы.

Традиционная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Частная собственность - признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

Конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Командная экономическая система(социализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Обществознание.

Тема урока: Экономические системы

Учитель: Морозов А.В.

Цель урока:

    уметь характеризовать типы экономических систем;

    формирование умений решать экономические задачи;

    отработка навыков выполнения заданий ЕГЭ

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

    Организационный момент (постановка целей и задач на урок) – 3 мин.

    Проверка домашнего задания (учащимся было дано задание составить не менее 10 открытых тестов по теме; «Экономика как наука?» - 10 мин.

Тесты учащиеся распечатываю, и на уроке происходит обмен тестами с целью их выполнения и дальнейшей проверки.

Также учащиеся пишут небольшую рецензию на тест своего одноклассника по форме:

    Наличие чёткой формулировки;

    Вопросы, по которым возникли затруднения, с указанием причин.

    Тема урока – отработка заданий ЕГЭ.

    Применение «ПОПС-формулы» (у учащихся есть памятки)

П - позиция.

О - объяснение (или обоснование).

П - пример.

С - следствие (или суждение).

- «Я считаю, что...»;

- «Потому что...»;

- «Я могу доказать это на примере...»;

-

    При работе с текстом можно также использовать приёмы из технологии критического мышления. Например, «Инсерт» , что в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления

Приём осуществляется в несколько этапов:

1 этап. Учащимся предлагается система маркировки текста с тем, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:

2 этап.

3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, поместив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу (таблица 1 ):

4 этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования приёма: учебные тексты с большим количеством фактов

Предметная область использования приёма: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Он способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы «Инсерта» соответствуют трём стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

А.Пороховский.

Задание С1- С4

(ПОПС формула)

Отработка заданий С8

« Дебаты».

у них качеств, способствующих результативной деятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

как форма урока;

как элемент урока.

Раздел учащихся на 2 группы:

Дебаты по ПОПС – формуле.

По 3 мин каждая группа представляет свою позицию, 2 минут взаимные вопросы и ответы. В ходе этих дебатов должны быть показаны сильные и слабые стороны экономических систем.

По итогам этих дебатов учащиеся составляют план:

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные типы экономических систем». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

пишут эссе:

(У. Черчилль).

Проверка домашнего задания (учащимся было дано задание составить не менее 10 открытых тестов по теме; «Экономика как наука?» - 10 мин.

Тесты учащиеся распечатываю, и на уроке происходит обмен тестами с целью их выполнения и дальнейшей проверки.

рецензию на тест своего одноклассника по форме:

    Соответствие (или не соответствие) вопросов теме;

    Наличие чёткой формулировки;

    Вопросы, по которым возникли затруднения, с указанием причин.

    Применение «ПОПС-формулы» (у учащихся есть памятки)

П - позиция.

О - объяснение (или обоснование).

П - пример.

С - следствие (или суждение).

Технологичность приёма заключается в следующем:

первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

- «Я считаю, что...»;

второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

- «Потому что...»;

третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

- «Я могу доказать это на примере...»;

и, наконец, четвёртое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

- «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...».

Государство провело национализацию ряда отраслей тяжёлой и топливно-энергетической промышленности. Какие последствия вызовет данная политика государства? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любую одну возможную причину, которая повлекла частичную национализацию.

    При работе с текстом можно также использовать приёмы из технологии критического мышления.

подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что им уже известно;

Знаком «минус» - то, что противоречит их представлению;

Знаком «плюс» - то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, поместив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу

Прочитайте текст и заполните к нему таблицу.

Государство в условиях рыночной экономики.

Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

А.Пороховский.

После заполнения таблицы и её обсуждения работа по вопросам текста. Задание С1- С4

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. (ПОПС формула) Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Отработка заданий С8

« Дебаты». Для формирования умений части «С» на современных уроках истории желательно использовать технологию «Дебаты». Это не просто увлекательная игра, но и эффективное средство развития учащихся, формирования

у них качеств, способствующих результативной деятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

Раздел учащихся на 2 группы:

    Государственная экономика является одним из самых оптимальных вариантов ведения рациональной хозяйственной деятельности.

    Рыночная экономическая система отвечает рационально на все вопросы экономики.

Дебаты по ПОПС – формуле.

По 3 мин каждая группа представляет свою позицию, 2 минут взаимные вопросы и ответы. В ходе этих дебатов должны быть показаны сильные и слабые стороны экономических систем.

По итогам этих дебатов учащиеся составляют план:

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные типы экономических систем». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

пишут эссе:

« Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).

    Ведущие понятия Оборудо-вание... 24 25 Человек в системе экономических отношений. Человек в системе экономических отношений. Потребители, производительность... Практическая работа по теме «Экономика» Повторительно-обобщающий урок по главе « ...
  1. Урока. Экономическая и политическая обстановка в стране после гражданской войны. Курс на новую экономическую политику

    Урок

    Составление опорного конспекта по теме . План урока . Экономическая и политическая обстановка в... задания. “Нэп – система экономических мероприятий, сменившая политику “военного... и обратные последствия получатся при налоговой системе … Беднота. – 1921. – 9 ...

  2. Тема урока Кол-во часов (9)

    Урок

    Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности... Попытки проведения экономических реформ в конце 1960 - х годов. 1 Урок актуализации знаний... военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в...

экономика, 10, баз.ур.

Урок № 3-4

ТЕМА 2. Типы экономических систем

Урок №3. ТРАДИЦИОННАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ . Урок № 4.

Д.З.: § 2, словарь, таблица

Ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • содействовать пониманию способов решения основных вопросов, вызванных ограниченностью ресурсов, в традиционной и командной экономических системах, рыночной и смешанной ;
  • формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
  • развивать экономический образ мышления;
  • воспитывать ответственность за экономические решения

Универсальные учебные действия


Понятия, термины

  • экономическая система;
  • традиционная экономическая система;
  • командная экономическая система;
  • рыночная, смешанная экономические системы;
  • планирование

Изучение нового материала

  • Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и частная собственность как её основа. Конкуренция и её экономическая роль. Значение механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости.
  • Командная система: её особенности, возможности и слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Понятие «Экономическая система»

Исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.


Функции экономической системы.

  • Человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности (ресурсосберегающая) .
  • Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности (регулятивная).
  • Такое согласование должна осуществлять экономическая система – определенный способ организации экономической жизни (организационная).

Экономические системы-

формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:

способу ведения хозяйства

способам распределения ограниченных ресурсов

формам собственности

способам регулирования экономики


Типы экономических систем

Командная система (социализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом.

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.


Главные вопросы экономики

Задачи хозяйственной жизнедеятельности

Что производить?

Как производить?

Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться.)

(какие товары и услуги, в каком количестве.)

(с использованием каких технологий и какими ресурсами.)

Главная задача экономики – выбор наилучшего решения среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.


Что производить?

  • традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;

2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»;

3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.


Как производить?

  • традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки;
  • централизованная: определяется планом;

3) рыночная: определяют сами производители.


Для кого производить?

1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;

2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг;

3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.


Смешанная экономическая система

  • Во многих странах существует экономика, в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.

Смешанная экономика способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.



Традиционная система

  • Самой древней из экономических систем является традиционная система, представляющая собой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов "что, как и для кого" лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению.

Недостатки:

  • Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.
  • Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены,
  • религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью

Преимущества

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.


Командно-административная система управления система управления национальным хозяйством, основывающаяся на внеэкономическом принуждении – директивном (приказном) руководстве из государственного центра всеми предприятиями и другими звеньями хозяйства. Это особый тип управления, при котором воздействие на работающих оказывается преимущественно с помощью директив, приказов, распоряжений и других внеэкономических методов.

Командная система означает:

  • непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов административной власти, что сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными предприятиями;
  • государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно- распорядительных методов, что подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.

Преимущества:

  • Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.
  • Полная занятость.
  • Уверенность в завтрашнем дне.
  • Отсутствие инфляции.
  • Социальные гарантии и защищённость.

Недостатки:

1. Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3. Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

4. Глубокий застой.


  • Рынок - это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, а вторым – купить товары.

Особенности:

  • Конкуренция – борьба между производителями за более выгодные условия производства, купли-продажи товаров на рынке.
  • Свободное ценообразование
  • Частная собственность

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

Рыночная система

Недостатки:

  • высокая дифференциация общества;
  • социальная незащищённость;
  • утрата социальных ценностей;
  • возможность сговора в ценах
  • возникновение внешних эффектов;
  • частые кризисы

Смешанная экономика

  • Смешанная экономика представляет собой такой способ организации хозяйственной жизни, при которой земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства.

1-й плюс смешанной экономики 2-й плюс: 3-й плюс: 1-й минус: 2-й минус:


Экономическая система

Примеры стран

Традиционная экономическая система

Индия

Рыночная система

Алжир, Бразилия, Ангола

Командная система

Куба, Северная Корея

Смешанная система

США, Япония, Франция, Германия, Великобритания

Определите место России в данной таблице. Аргументируйте свою версию.


? Для самоконтроля

1. Назовите основные виды экономических систем.

2.Выделите достоинства каждой из них. Аргументируйте примерами.

3. Определите недостатки каждой экономической системы. Подтвердите примерами свои заключения.


  • 1. В стране Лимонии частные фирмы могут производить товары и услуги любым законным способом. В этой стране:
  • а) рыночная экономика;
  • б) традиционная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) ничто из вышеперечисленного не

подходит.


  • 2.Когда экономические проблемы решают частично рынком, частично правительством, то экономика:
  • а) рыночная;
  • б) командная;
  • в) традиционная;
  • г) смешанная.

  • 3.В стране Апельсиния экономические блага производятся старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве:
  • а) традиционная экономика;
  • б) рыночная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) смешанная экономика.

  • 4.Чем характеризуется рыночная экономика?
  • а) господством частной собственности;
  • б) минимальным вмешательством государства в экономику;
  • в) механизмом цен;
  • г) всё перечисленное верно.

  • 5.В деревне рабочий день длится с рассвета до заката. Как испокон века, хозяева выгоняют скот на пастбище. Эта экономическая система:
  • а)традиционная;
  • б) рыночная;
  • в) командная;
  • г) нет правильного ответа.

  • 6.Распоряжение главы государства гласило, что впредь до дальнейших указаний в стране прекращаются все виды банковских операций. Подобные методы относятся к системе:
  • а) традиционной;
  • б) рыночной;
  • в)командной;
  • г) смешанной

  • 7.Частная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция является основой:
  • а) традиционной экономики;
  • б) рыночной экономики;
  • в) командной экономики;
  • г) любой экономической системы.


  • 9.Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
  • а)конкуренция;
  • б) частная собственность;
  • в) централизованное планирование;
  • г) свобода предпринимательского выбора.

10.Что характерно для командной экономики?

  • а) частная собственность;
  • б) большая роль традиций;
  • в) минимальное вмешательство государства в экономику;
  • г) прибыль не является существенным показателем производства.

11.Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики?


12. Исторически ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак:

  • а)преобладание свободного рыночного хозяйства
  • б) регулирование производства товаров при помощи обычаев
  • в)конкуренция товаропроизводителей
  • г) централизованное государственное управление

13.Установите соответствие:

  • Признаки Типы экономик

А. экономическая 1.рыночная

свобода

производителей

Б.государство 2.традиционная

централизованно

распределяет блага

В.производство 3. плановая

регулируется

традициями


14.Что характеризует рыночную экономику?

  • 1) частная собственность на средства производства
  • 2) уравнительное распределение производимых продуктов
  • 3) государственное регулирование ценообразования
  • 4) централизованное планирование производства

рефлексия

Рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

«Подготовка к ГИА по обществознанию» - Суждения о косвенных налогах. Практикум. Виды бюджета. Таможенная пошлина. Вклады в банк. Суждения о государственном долге. Налог. Налог на имущество. Финансирование государственных расходов. Подоходный налог. Местные налоги. Статьи дохода. Функции налогов. Признаки налогов. Сдельная форма заработной платы труда.

«Познавательная деятельность на обществознании» - Ряд шагов для создания кейса. Виды учебно-познавательной деятельности. Правда. Представление. Орган службы занятости. Парадокс познания. Кластер в начале урока. Современные технологии. Работа с кейсом. Функции денег. Ощущение. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. Урок «Политический статус личности».

«Вопросы по обществознанию» - Понятия. Прожиточный минимум. Дочь. Черты, присущие сословиям. Слова. Социальный статус. Приличествующий уровень жизни. Бедность. Неполные семьи. Практика. Черты сходства. Проверка домашнего задания. Богатые и бедные. Черты, присущие всем социальным группам. Стратификация. Общество. Престиж. Суждения о социальной группе.

«Олимпиада школьников по обществознанию» - Задания базового уровня. Активизация познавательных и творческих способностей. Количество участников. Назовите общее понятие. Социальные условия. Виды заданий. Продавец. Критерии оценивания эссе. Направления работы. Основные этапы подготовки к олимпиаде. Система подготовки учащихся к олимпиаде по обществознанию.

«Программа по обществознанию» - Примерная программа основного общего образования. Место учебного предмета «Обществознание». Характеристика содержания основного общего образования. Единый государственный экзамен – 2011. Разделы. Метапредметные результаты изучения обществознания. Преподавание предметной области «обществознание». Структура примерной программы по обществознанию.

««ГИА по обществознанию» 9 класс» - Задание А5. Экономические системы и собственность. Задание А1. Ограниченность ресурсов. Задание А3. Рыночное равновесие. Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ. Предложение – это желание или намерение продавца. Разделение труда – разделение процесса производства. Система хозяйствования.

Всего в теме 21 презентация